Системное строение общества элементы и под системы. Каковы элементы общества как системы. Все компоненты связаны друг с другом

1.8 Системное строение общества элементы и подсистемы. Богбаз10, §2, 18-21; Богпроф10, §10, 90-91, 99 – 101, 102 – 106.

В узком смысле общество :

1) группа людей , объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

2) конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество :

3) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира , которая состоит из индивидуумов , обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения ;

4) динамическая саморазвивающаяся система , то есть такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

Социум

Система

Подсистема – «промежуточный» комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.

Подсистемами общества принято называть сферы общественной жизни:

    экономическая (её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения материальных благ);

    социальная (классы, социальные слои, нации, их взаимоотношения и взаимодействие друг с другом);

    политическая (политика, право, государство, их соотношение и функционирование);

    духовная (охватывает формы и уровни общественного сознания, образующие явление духовной культуры).

Все сферы взаимосвязаны друг с другом

Функция (от лат

Общественные отношения
Виды общественных отношений :

:
1) социальные общности;

10.1. Что отличает общество от социума?
10.2. Что такое система?
10.2.1. Определения: система, элемент, функция, структура.
10.2.2. Классификация систем.
10.3. Особенности социальной системы.
10.4. Из чего состоит социальная система?
10.4.1. Сферы общественной жизни.
10.4.2. Общественные отношения.
10.4.3. Социальные общности; социальные институты и организации; социальные роли, нормы и ценности.
10.5. Создатели системного подхода: Богданов, фон Берталанфи, Парсонс.

10.1 . Что отличает общество от социума ?
1) Общество (в самом узком смысле) – группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга («общество книголюбов», «дворянское общество»).
2) Общество – определённая страна или целое сообщество государств («западноевропейское общество», «российское общество»).
3) Общество – исторический тип обществ («феодальное общество», «индустриальное общество»).
4) Общество (общество в самом широком смысле) – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.
5) Социум – социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы. В этом значении социальное представляет собой одну из подсистем мира в целом.

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
10.2 . Что такое система ?
10.2.1. Система (от греческого systema) – совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих.
Говорят о Солнечной системе, речной системе, нервной системе. Системой является любая совокупность явлений, которые связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. В этом смысле системой является и то единство, составными частями которого являются общество и природа.
Система – комплекс взаимодействующих элементов.
Элемент (от лат . elementum – стихия, первоначальное вещество) – 1) составная часть сложного целого; 2) некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании.
Структура (от лат . structura – расположение, строение) – 1) расположение и связь частей, составляющих целое; 2) внутреннее устройство чего-либо; 3) система, форма, модель, организация.
Функция (от лат . functio – исполнение, осуществление) – 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (напр., функция органов чувств, функция денег); 2) функция в социологии – роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).
Что первично структура или функция ?
Традиционный взгляд на систему сводится к тому, что её свойства и поведение всецело определяются её структурностью, т.е. функционирование системы вторично по отношению к её структуре. В последнее время под влиянием синергетики на первое место ставится функция, затем структура (процесс функционирования) и только после этого – материал (элемент), обеспечивающий функционирование.
10.2.2. Классификация систем :
По отношению системы к окружающей среде :
1) открытые (есть обмен ресурсами с окружающей средой);
2) закрытые (нет обмена ресурсами с окружающей средой).
По происхождению системы (элементов, связей, подсистем) :
1) искусственные (орудия, механизмы, машины, автоматы, роботы и т.д.);
2) естественные (живые, неживые, экологические, социальные и т.д.);
3) виртуальные (воображаемые и, хотя реально не существующие, но функционирующие так же, как и в случае, если бы они существовали);
4) смешанные (экономические, биотехнические, организационные и т.д.).
По описанию переменных системы :
1) с качественными переменными (имеющие лишь содержательное описание);
2) с количественными переменными (имеющие дискретно или непрерывно описываемые количественным образом переменные);
3) смешанного (количественно-качественное) описания.
По типу описания закона (законов) функционирования системы :
1) типа «Черный ящик» (неизвестен полностью закон функционирования системы; известны только входные и выходные сообщения);
2) не параметризованные (закон не описан; описываем с помощью хотя бы неизвестных параметров; известны лишь некоторые априорные свойства закона);
3) параметризованные (закон известен с точностью до параметров и его возможно отнести к некоторому классу зависимостей);
4) типа «Белый (прозрачный) ящик» (полностью известен закон).
По способу управления системой (в системе) :
1) управляемые извне системы (без обратной связи, регулируемые, управляемые структурно, информационно или функционально);
2) управляемые изнутри (самоуправляемые или саморегулируемые – программно управляемые, регулируемые автоматически, адаптируемые – приспосабливаемые с помощью управляемых изменений состояний, и самоорганизующиеся – изменяющие во времени и в пространстве свою структуру наиболее оптимально, упорядочивающие свою структуру под воздействием внутренних и внешних факторов);
3) с комбинированным управлением (автоматические, полуавтоматические, автоматизированные, организационные).
По сфере существования: материальные (физические, биологические, химические) и идеальные (психические, познавательные, логические).
10.3 . Принципы (черты) человеческого общества как системы :
1) сложность (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много);
2) иерархичность (любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как сложная система) = общество – сложная система, суперсистема;
3) интегративность (ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, не обладает качеством присущим обществу как единому целому);
Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).
4) самодостаточность (способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования);
5) самоуправляемость (общество изменяется и развивается в результате внутренних причин и механизмов);
6) открытость (взаимодействие с внешней средой);
Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество.
7) основным элементом общества является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств их достижения, человек является универсальным элементом всех социальных систем;
«Человекоразмерные » системы – целостные сложные открытые самоорганизующиеся динамичные системы, важнейшим элементом которых является человек. К таким системам относятся медико-биологические формообразования, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек-машина».
8) динамичность (общество находится в постоянном изменении);
9) непредсказуемость, нелинейность развития (возможность различных вариантов и моделей будущего развития).
Общество есть динамическая саморазвивающаяся система , т.е. такая система, которая способна в процессе изменения сохранять свою сущность и качественную определённость.
Динамическая система – математический объект, соответствующий реальным системам (физическим, химическим, биологическим и др.), эволюция которых однозначно определяется начальным состоянием.
10.4 . Из чего состоит общественная система ?
Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых социальных явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты, социальные группы, общности, социальные нормы др.
10.4.1. Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни :

1) экономическая (материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (классы, социальные слои, нации);

3) политическая (политика, государство, право);

4) духовная (формы и уровни общественного сознания, которые в процессе общественной жизни образуют то, что принято называть духовной культурой).
Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов:
1) экономическая – производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,
2) политическая – государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр. организации и т.п.,
3) социальная – классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.,
4) духовная – церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п.
Почему общество состоит из четырёх сфер ?
Талкотт Парсонс :
Любая социальная система содержит две фундаментальные «оси ориентации»: 1) внутреннее – внешнее; 2) инструментальное – консумматорное.
Первая ось означает, что данная система ориентируется или на решение собственных внутренних проблем, или реагирует на воздействие внешней среды. Вторая – означает, что система стремится к достижению ситуативных целей либо к удовлетворению базовых стратегических потребностей.
Наложение этих осей друг на друга даёт четыре фундаментальные категории: 1) адаптация к внешней среде (вне – инс); 2) достижение цели (вне – кон); 3) интеграция (вну – кон); 4) сохранение порядка, поддержание образца, латентность (вну – инс). Эти четыре основные функции, которые обычно называют «схемой Эйджил» (AGIL ), соответствуют специальным институтам (подсистемам) общества.
Экономическая подсистема – адаптация (A daptation); политическая подсистема – достижение целей (G oal); социальная сфера – интеграция (I ntegration); духовная сфера (семья, школа, религия) – поддержание порядка (L atent).
Есть ли среди сфер жизни общества определяющая ?
1) Карл Маркс :
Изменения в производстве, отношениях собственности вызывают значительные изменения в других областях жизни;
Способ производства материальной жизни обусловливают социальный, политический и духовный процессы жизни в обществе.
2) Макс Вебер :
Духовные ценности протестантизма сыграли главную роль в зарождении капитализма как экономической системы;
Протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, стал причиной бурного развития предпринимательской деятельности.
10.4.2. Общественные отношения .
Для характеристики общества как системы недостаточно выделить входящие в него подсистемы и элементы. Важно показать, что они находятся во взаимной связи между собой. Для обозначения этих связей используется термин «общественные отношения».
Общественные отношения – многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной деятельности. Определяют существующие стороны личных отношений людей, связанных непосредственными контактами.
Виды общественных отношений :
1) материальные: по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;
2) духовные: политические, идеологические, правовые, нравственные, и др.
10.4.3. В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы :
1) социальные общности;
2) социальные институты и организации,
3) социальные роли, нормы и ценности.
Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную соц. систему, имеющую свои подсистемы.
10.5 . Создатели системного подхода :
10.5.1. Александр Александрович Богданов (1873 – 1928) – русский философ, политический деятель, писатель, врач.
Принадлежал к социал-демократическому направлению в русском революционном движении. Отвергал учение Ленина об империализме как кануне социалистической революции, считая, что «классовое сознание пролетариата не созрело» и немедленная революция приведёт лишь к разрушению производительных сил общества.
Не принял Октябрьскую революцию, но продолжал сотрудничество с большевиками по организации медицинского дела. Организовал первый в стране Институт переливания крови. Умер в результате поставленного на себе медицинского эксперимента.
Главное философское произведение – «Тектология » (1912). В нём заложены основные идеи современной теории систем.
10.5.2. Людвиг фон Берталанфи (1901 – 1972) – австрийский биолог и натурфилософ.
Применил принципы теории открытых систем для описания и решения ряда проблем теоретической биологии и генетики.
Основными задачами предложенной им программы построения общей теории систем считал: 1) формулирование общих принципов и законов поведения систем, независимо от их специального вида и природы составляющих их элементов; 2) создание основы для синтеза научного знания в результате выявления изоморфизма (подобия, сходства) законов, относящихся к различным сферам реальности.
10.5.3. Талкотт Парсонс (1902 – 1979) – американский социолог.
Главные труды : «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951).
Парсонс пытался сделать в социологии то же, что в физике стремился совершить Эйнштейн – создать всеохватывающую теорию, которая объясняла бы все уровни общества и все формы его движения. То, что он пытался создать напоминает даже не теорию, а социологическую парадигму или перспективу, не имеющую строгой логики, однако поражающую своей энциклопедичностью и творческим потенциалом. Парсонс, как и Эйнштейн, потерпел неудачу. Однако им была создана гигантская система абстрактных понятий, охватывающих человеческую реальность во всём её многообразии.

Урок 25-26

Обществознание, профильный уровень

(Общество как развивающая система)

Д.З: § 10, ?? (с.106), задания (с.106-108)

© А.И. Колмаков


  • рассмотреть понятие «общество», как развивающую систему, как системное строение;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать процессы изменчивости и стабильности общества; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
  • Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

  • общество как система;
  • общественный институт;
  • сфера жизни общества;
  • система;
  • саморазвивающаяся система;
  • социальная революция

Изучение нового материала

  • Системный подход к общест ву.
  • Системное строение общества.
  • Сферы общественной жизни как подсистемы общества.
  • Изменчивость и стабильность.

Вспомните. Ч ем характеризуется любая механическая система? В чем выражается целостность живых организмов? Каков смысл понятия «развитие» применительно к живой природе? В чём выражается развитие общества? Какова роль социальных революций в развитии общества?


1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕСТВУ

Слово « система » греческого происхождения, означает «целое», «составленное из частей», «совокупность».

1. Имеют части механизма.

2. Эти части имеют значение только в рамках целого.

3. Все компоненты связаны друг с другом.

4.Целое больше, чем сумма его частей.


ОБЩЕСТВО –СЛОЖНАЯ ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА

  • Естественное условие существования – природная среда.
  • В ходе общественного производства люди постоянно взаимодействуют с природой, используя созданные ими орудия труда.
  • Общество включает в себя множество компонентов.

2. СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Важнейшие элементы общества становятся очевидными уже из его определения: это люди и связывающие их общественные отношения . Отдельные исследователи выделяют такие элементы, как вещи и знаки (картины, книги, т. е. то, что является плодами духовной культуры в их материальной оболочке).


  • Система – это целое, составленное из частей, совокупность.
  • Общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды.
  • Самодостаточность – стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.
  • Динамические системы позволяют изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей.

1. Сложный характер. Имеет 4 подсистемы: материально-производственную, социальную, политическую, духовную. Общество предстаёт как совокупность систем, суперсистема.

2. Наличие разнокачественных элементов , как материальных, так и идеальных.

3. Основной элемент общества – это человек , поэтому социальные системы изменчивы, подвижны.

Человек – это универсальный элемент всех социальных систем.

Функции:

  • Адаптации;
  • Целедостижения;
  • Поддержания образца;
  • Интеграции.

ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВА – СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

  • Социальный институт – устойчивая совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определённых норм, правил, стандартов поведения.

- институт семьи и брака;

- политические институты, особенно государство;

- экономические институты, в 1-ую очередь производство;

- институты образования, науки и культуры;

- институты религии.


2. Социальные институты

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности

Потребность в воспроизводстве рода

Главные социальные институты

Семейно-бытовая деятельность

Потребность в безопасном и социальном порядке

Институт семьи и брака

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Потребность в средствах существования

Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

Политические институты, особенно государство

Экономическая деятельность

Экономические институты, в 1-ую очередь производство

Научная, воспитательная, образовательная деятельность

Потребность в решении духовных проблем смысла жизни

институты образования, науки и культуры

Религиозная деятельность

институты религии




4 . ИЗМЕНЧИВОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА

Идея эволюционного развития общества:

  • Постепенность изменений.
  • Преемственность в развитии различных сторон общества.
  • Традиции общества.
  • Необратимость развития.

(основоположник теории Чарльз Дарвин)

Идея революционного развития общества:

  • Социальные революции – «локомотивы истории».
  • Непримиримый классовый конфликт - имущих и неимущих
  • Свержение реакционного класса передовыми классами и взятие власти в свои руки.
  • Осуществление назревших перемен во всех сферах жизни общества.

(Основоположник теории Карл Маркс)


ОБЩЕСТВО – САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер

РЕВОЛЮЦИЯ

РЕФОРМА

ВИДЫ

ВИДЫ

Прогресс

Кратковременные

(Февральская революция 1917 года в России)

Долговременные (неолитическая революция – 3 тыс. лет; промышленная революция – XVIII – XIX вв.

Регресс


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

  • Общество, как динамическую систему, характеризует
  • Наличие элементов и подсистем
  • Связь социальной системы с природой
  • Коммуникации внутри элементов и подсистем
  • Возникновение новых элементов взамен исчезнувших

2. К политической сфере жизни общества непосредственно относится

  • Победа оппозиционного кандидата на выборах в парламент
  • Снижение темпов промышленного роста
  • Демографический бум в отдельных регионах страны
  • Проведение предновогодних концертов классической музыки

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимодействия людей.

Б. На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках контроль за природными ресурсами

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

4. Молодые учёные провели конференцию, посвящённую перспективам развития отечественной науки , высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж.

Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

  • Экономическая, политическая
  • Социальная, экономическая, духовная
  • Духовная, политическая, экономическая
  • Экономическая социальная

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

5. Постепенные преобразования в обществе, предполагающие органическое сочетание старого с новым, характерны для

  • Эволюции
  • Революции
  • Скачка
  • Регресса

6. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является сложной динамической системой, в которой существуют элементы и подсистемы, взаимодействующие друг с другом

Б. На развитие общества оказывает влияние природная среда, природные условия способны содействовать или препятствовать общественному развитию

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

7. Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является МНЕНИЕМ?

  • Ведущей тенденцией современного мира стала глобализация.
  • Страны и народы тесно интегрированы между собою.
  • Следует заметить, однако, что глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия.
  • Сложился единый мировой рынок, единые финансовые институты, в числе которых Всемирный Банк и Международный валютный фонд.

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

1. Укажите черты, отличающие ОБЩЕСТВО от ПРИРОДЫ.

  • Действуют только объективные законы, не зависящие от воли людей
  • Представляет собой совокупность взаимосвязей людей
  • Является естественной средой обитания человека
  • Формируется в результате деятельности людей
  • Представляет собой всё человечество в целом

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений

(1) Общество тесно связано с природой, подвергаясь её воздействию. (2) Общество и человек переделывают природу, приспосабливая её под свои нужды. (3) Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна. (4) Ежегодно много людей гибнет из-за природных катаклизмов.

ААБА


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

3. Какое слово пропущено в схеме?

Подсистемы общества

социальная

политическая

духовная

Ответ: экономическая


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ Л.Н. БОГОЛЮБОВА «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ». 2011 Г. МОСКВА, ДРОФА

4. Установите соответствие между общественными сферами с одной стороны и институтами - с другой. К каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные буквы в таблицу.


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ Л.Н. БОГОЛЮБОВА «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ». 2011 Г. МОСКВА, ДРОФА

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СФЕРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИНСТИТУТЫ

1) ПОЛИТИЧЕСКАЯ

А) РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО, ТЕАТР

2) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Б) ТОРГОВЛЯ, БАНКИ, БИРЖИ

3) СОЦИАЛЬНАЯ

В) ВЛАСТЬ, СУДЫ, ПАРЛАМЕНТ

4) ДУХОВНАЯ

Г) КЛАССЫ, НАЦИИ, СОСЛОВИЯ


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ Л.Н. БОГОЛЮБОВА «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ». 2011 Г. МОСКВА, ДРОФА

5. Найдите в приведённом ниже списке позиции, относящиеся к духовной сфере жизни общества и запишите ответ в виде ряда цифр в порядке возрастания.

  • Развлекательная телепередача
  • Научное исследование
  • Повышение по службе
  • Судебное разбирательство
  • Образовательный процесс
  • Сословные различия

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ Л.Н. БОГОЛЮБОВА «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ». 2011 Г. МОСКВА, ДРОФА

5. Найдите в приведённом ниже списке позиции, относящиеся к социальной сфере жизни общества и запишите ответ в виде ряда цифр в порядке возрастания.

  • Теория общественного развития
  • Пособие по безработице
  • Идея социальной справедливости
  • Социальное расслоение общества
  • Социальный статус личности
  • Религиозное учение

Проверь себя

1) Что позволяет утверждать, что общество является системой?

2) Каковы важнейшие компоненты общества как системы?

3) Что такое общественный институт? Назовите основные институты общества.

4) Назовите и охарактеризуйте основные сферы жизни общества.

5) Как связаны общественные отношения, институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами.

6) Приведите примеры, отражающие взаимосвязь различных сфер жизни общества.

7) Какие черты развития общества выделяют сторонники эволюционного подхода?

8) В какой форме выражается скачкообразность общественного развития?

9) Как и почему менялись оценки роли революций в развитии общества?

10) Что свидетельствует об ускорении в последнее время темпов общественного развития?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шеечснко; под ред. П.А. Баранов а. - М. : АСТ: Астрель, 2009.

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество в узком смысле слова – это:

– круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);

– отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);

исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);

– человечество в целом.

Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:

– производство материальных благ и услуг;

– распределение продуктов труда (деятельности);

– регламентация и управление деятельностью и поведением;

– воспроизводство и социализация человека;

– духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Основные принципы системы: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.



Соответственно, общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни основные сферы общественной жизни.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.



3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем, в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловливают друг друга. Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.

Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:

  • технико-экономического;
  • социально-политического;
  • законодательного;
  • художественного и т. д.

Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.

Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:

  • постоянная территория, имеющая государственную границу;
  • пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
  • развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
  • политическая (государственная) независимость.

Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.

Строение общества в социологии Парсонса

Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное . Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:

  • система действия;
  • социальная система;
  • общество как форма социальной системы.

Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:

  • социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
  • культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
  • личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
  • поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.

Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа. Социальные системы — это открытые системы, находящиеся в постоянном обмене с внешней средой, «образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами ».

Общество — это «тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношении со своим окружением». Оно состоит из четырех подсистем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

  • социетальная подсистема — субъект социального действия, она состоит из совокупности норм поведения, служащих интеграции людей и коллективов в общество;
  • культурная подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства людьми образца типичного социального поведения;
  • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей социетальной подсистемой;
  • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей, взаимодействия с материальным миром (табл. 1).

Ядром общества выступает социетальное сообщество — своеобразный народ, а остальные подсистемы выступают инструментами сохранения (стабилизации) этого сообщества. Оно представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов(семей, предприятий, церквей, государственных учреждений и т. д.), в рамках которых люди обладают общими ценностями и нормами и распределены между статусам и-ролям и. «Общество, — пишет Парсонс, — есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением». Самодостаточность включает в себя способность общества контролировать как взаимодействие входящих в него подсистем, так и внешние процессы взаимодействия.

Таблица 1. Структура общества по Т. Парсону

Главная общественная проблема, по мнению Парсонса, — проблема порядка, стабильности и адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он уделяет особое внимание понятию «нормы» как важнейшего элемента социальной связи, института, организации. В реальности ни одна социальная система (и общество в том числе) не находится в состоянии полной интеграции и корреляции с другими системами, потому что постоянно действуют деструктивные факторы, вследствие чего необходим постоянный социальный контроль и другие корректирующие механизмы.

Парсонсовская концепция социального действия, социальной системы, общества была подвергнута критике с разных социологических точек зрения. Во-первых, общество у него оказалось втиснутым между культурной и антропологической (личность и поведенческий организм) подсистемами, при этом культурная подсистема осталась вне общества. Во-вторых, социетальное сообщество не входит в состав политической, экономической, культурной подсистем, поэтому социетальные статусы, ценности, нормы оказываются функционально недифференцированными по отношению к социальным системам. В-третьих, главным элементом общества оказывается социетальное сообщество, которое образовано ценностями и нормами, а не процесс деятельности, ведущий к определенному результату.

На мой взгляд, структуру общества, предлагаемую Парсонсом, можно существенно изменить. Имеет смысл добавить к подсистемам общества демосоциальную, связанную с воспроизводством и социализацией людей. Она не покрывается личностной и поведенческой подсистемами, играя фундаментальную роль в обществе. Нужно разделить культурную подсистему на духовную и психическую , так как их смешение в культурной подсистеме мешает самому Парсонсу при анализе отдельных культурных подсистем — например, церкви и религиозного мировоззрения. Следует включить в состав всех социальных систем общества социетальные части (функциональные социетальные сообщества).

Современные представления о строении общества

С моей точки зрения, общество состоит из следующих основных систем-сфер :

  • географическая (естественная основа существования и предмет производства);
  • демосоциальная (демографическая и социальная) — воспроизводство и социализация людей;
  • экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);
  • политическая (производство, распределение, обмен, потребление власти-порядка, обеспечение интеграции);
  • духовная (художественная, правовая, образовательная, научная, религиозная и т. п.) — производство, распределение, обмен, потребление духовных ценностей (знаний, художественных образов, моральных норм и т. п.), духовная интеграция;
  • психическая, сознательная, субъективная (совокупность инстинктов, чувств, взглядов, ценностей, норм, убеждений, присущих данному обществу).

Каждая из перечисленных систем включает в себя подсистемы, которые можно рассматривать в качестве относительно самостоятельных частей общества. Данные представления схематически можно показать следующим образом (схема 1).

Схема 1. Основные системы общества

Системы общества, во-первых, расположены такой «лесенкой» прежде всего в зависимости от соотношения в них материального (объективного) и психического (субъективного). Если в географической сфере субъективная составляющая (мировоззрение, ментальность, мотивация) отсутствует, то в сознательной — присутствует в полной мерс. При движении от географической (бессознательной) к психической (сознательной) системе роль конструирующих социум значений, т. е. сознательной составляющей жизнедеятельности людей, возрастает. Одновременно происходит усиление рассогласования обыденных (эмпирических) и научных (теоретических) знаний и убеждений. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная системы ориентированы на удовлетворение функциональных потребностей (демосоциальных, экономических и т. п.). Поэтому понятие социальной связи (социальности) выступает методологической основой анализа этих систем общества. В-третьих, эти системы комплементарны, дополняют одна другую и надстраиваются одна над другой. Между ними возникают разнообразные причинно-следственные, сущностно-явленческие и функционально-структурные связи, так что «конец» одной общественной сферы является одновременно «началом» другой. Они образуют иерархию, где результат функционирования одной системы является началом другой. Например, демосоциальная система является исходной для экономической системы, а последняя — для политической и т. д.

Один и тот же человек выступает субъектом разных общественных систем, а значит — и социетальных сообществ, реализует в них разные мотивационные механизмы (потребности, ценности, нормы, убеждения, опыт, знания), выполняет разные роли (мужа, рабочего, гражданина, верующего и т. п.), образует разные социальные связи, институты, организации. Это, с одной стороны, обогащает статусно-роле вой набор людей, а с другой стороны сохраняет единство общественных систем и обществ. Индивид, его деятельность, мотивация являются в конечном счете одним из основных интеграторов народонаселения в общество-народ. В понимающей социологии, социологии Парсонса и
феноменологической социологии индивидуальное социальное действие выступает главным элементом социального.

Общественное, социальное, социетальное бытие - это совокупность демосоциальной, экономической, политической, духовной систем и связей между ними. Перечисленные термины выражают, в сущности, одно и то же. Системы социальной связи, общественного бытия, социальные системы представляют собой процессы производства, распределения, обмена и потребления каких-то социальных благ (товаров, порядка, истин и т. д.).

Социум - это совокупность общественных систем за исключением географической. В учебниках по социологии, как правило, выделяют раздел культуры общества , под которым в узком смысле слова понимается характерный для данного общества строй ценностей, норм, мыслей, действий. В широком смысле слова социум и культура общества - тождественные понятия, поэтому в настоящем учебном пособии я исключил раздел «культура»: она рассматривается в разных темах вследствие большой расплывчатости самого понятия «культура». Культура человека была рассмотрена раньше.

Общество - это совокупность всех общественных систем и связей между ними, его основные метасистемы — народ, формация и цивилизация. В социальных системах (общественном бытии) можно выделить три основные части, чтобы упростить их понимание и роль в обществе. Во-первых, это исходная, субъектная, социетальная часть социальных систем включает в себя функциональные общности (демосоциальные, экономические и т. п.), обладающие функциональной субъективностью (потребностями, ценности, знаниями), способностями к действиям, а также ролями.

Во-вторых, это базисная, деятельностная часть — процесс производства каких-то общественных благ — представляющая собой согласованные действия индивидов с разными ролями, их взаимное общение, использование предметов и орудий (ситуация деятельности). Примером могут служить менеджеры, инженеры и рабочие вместе со средствами производства в деятельности промышленного предприятия. Эта часть является базисной, потому что от нее зависит данная социальная система.

В-третьих, это результативная, вспомогательная часть, включающая в себя произведенные социальные блага: например, автомобили, их распределение, обмен и потребление (использование) другими социальными системами. К результативной части социальной системы нужно отнести и подкрепление исходных и базисных частей, подтверждение их адекватности своему назначению. Такая, реалистическая , точка зрения смягчает крайности субъективистской, понимающей, позитивистской и марксистской социологии.

В отличие от Парсонса, функциональное социетальное сообщество в такой трактовке является исходным элементом каждой социальной системы, а не выступает в качестве отдельной системы. В него входит также статус но-ролевая структура, характеризующая данную социальную систему. Оно, а не культурная подсистема, выступает конкретной функциональной культурной частью социальной системы.

Далее, не только экономическая и политическая, но также демосоциальная и духовная системы выступают социальными, т. е. обладают своими функциональными социетальными сообществами, со своими потребностями, ментальностью, способностями, а также действиями, нормами, институтами и результатами.

И, наконец, во всех социальных системах культурная, социетальная, личностная, поведенческая подсистемы находятся в единстве, а индивидуальное (элементарное) действие входит в базисную часть каждой социальной системы, включая в себя: а) ситуацию (предметы, орудия, условия); б) ориентации (потребности, цели, нормы); в) операции, результаты, блага.

Таким образом, общество можно определить как природно-социальный организм, состоящий из психической, социальной, географической систем, а также связей и отношений между ними. Общество имеет разные уровни: деревни, города, регионы, страны, системы стран. Человечество включает в себя как развитие отдельных стран, так и медленное становление общечеловеческого суперорганизма.

В настоящем учебном пособии общество изображено в виде иерархической структуры, которая включает в себя: 1) базисные элементы общества; 2) системы (подсистемы), сферы, органы; 3) метасистемы (народы , характеризующие «метаболическую» структуру общества; формации , характеризующие «социальное тело» общества; цивилизации , характеризующие его «душу»).

Сен-Симон, Конт, Гегель и другие полагали, что движущая сила изменений обществ находится в сфере сознания, в тех идеях, методах мышления и проектах, с помощью которых Человек пытается объяснить и предсказать свою практическую деятельность, управлять ей, а через нее и миром. Марксисты видели движущую силу исторических изменений в сфере борьбы бедных и богатых классов, производительных сил и экономических отношений, то есть в экономической системе. На мой взгляд, движущей силой развития обществ являются также противоречия психического, социетального, предметного внутри социальных систем, между общественными системами внутри общества, между разными обществами.

Инструкция

Общество - это сложная структура, которая находится в постоянном движении. Оно состоит из групп лиц, которые объединяются по территориальному принципу, по месту работы (учебы) или профессии. В пределах одного общества представлено множество социальных позиций и статусов, а также социальных функций. Помимо этого общество включает множество разнообразных норм и ценностей. Связи, которые возникают между этими элементами, и определяют социальную структуру.

Органическая теория рассматривается общество как живой организм и считает, что он также включает разные органы и системы (пищеварительная, и пр.). О. Конт различает в качестве органов общественного организма регулятивные (управление), производственные (сельское хозяйство, промышленность), распределительные (дороги, торговая система). Ключевым институтом общественного организма считается управленческий, включающий государство, церковь и правовую систему.

По мнению сторонников марксизма, в общественной системе различают базисный и надстроечный компонент. Определяющим элементом считался экономический (базисный). Надстроечная формация в лице государства, права, церкви считалась вторичной. Понимание общественной структуры марксистами разделяло материально-производственную сферу (экономику), социальную (народ, экономические классы и нации), политическую (государство, партии и профсоюзы) и духовную сферы (психологическая, ценностная, общественная компонента).

Наиболее популярное понимание общества, которое используется современными социологами, было предложено Т. Парсонсом. Он предложил рассматривать общество как вид социальной системы. Последняя, в свою очередь, является частью системы действия. Согласно сторонникам системного подхода, общество состоит из четырех подсистем, каждая из которых выполняет свои функции. Социетальная система служит способом интеграции людей и социальных групп в общество, она состоит из поведенческих норм. Именно она является ядром общества. Культурная подсистема отвечает за сохранение культурной идентичности и воспроизводства типичного поведения и включает в себя совокупность ценностей. Политическая система имеет целью достижение задач социетальной подсистемы. Экономическая подсистема обеспечивает взаимодействие с материальным миром.

Некоторые исследователи понимают общество как совокупность общественных отношений, возникающие между людьми. В их числе можно выделить две крупные группы: материальные (возникающие в процессе практической деятельности человека) и духовные отношения (идеальные отношения, которые определяются их духовными ценностями). К последним относят политические, моральные, правовые, художественные, религиозные, философские.

mob_info