Участие нижегородцев в первом ополчении прокопия ляпунова. Ляпунов Прокопий Петрович - биография. Военный Деятель Политический Деятель. Преступление смутного времени

ЛЯПУНОВ ПРОКОПИЙ ПЕТРОВИЧ - русский политический и военный дея-тель эпо-хи Смут-но-го вре-ме-ни; дум-ный дво-ря-нин (наи-бо-лее ве-ро-ят-но, с октября 1607 года).

Стар-ший брат З. П. Ля-пу-но-ва . В бо-яр-ском спи-ске 1602-1603 годов вы-бор-ный дво-ря-нин по Пе-ре-яс-лав-лю-Ря-зан-ско-му со 2-м по ве-ли-чи-не по-ме-ст-ным ок-ла-дом. В 1602-1603 годах в Ца-рё-ве-Бо-ри-со-ве, ско-рее все-го, в ка-че-ст-ве го-ло-вы. Зи-мой 1605 года в со-ста-ве слу-жи-лой кор-по-ра-ции ря-зан-ских де-тей бо-яр-ских в пра-ви-тельственных си-лах, дей-ст-во-вав-ших про-тив от-ря-дов Лже-дмит-рия I . По бо-лее позд-ним сви-де-тель-ст-вам со-вре-мен-ни-ков, в на-ча-ле мая 1605 года её ли-дер во вре-мя со-бы-тий под Кро-ма-ми, ко-гда ря-зан-цы пер-вы-ми от-ка-за-лись при-ся-гать Фё-до-ру Бо-ри-со-ви-чу и це-ло-ва-ли крест «ца-рю Дмит-рию Ива-но-ви-чу» (Лже-дмит-рию I).

В сентябре 1606 года, по-сле на-ча-ла Бо-лот-ни-ко-ва вос-ста-ния 1606-1607 годов, при под-хо-де от-ря-дов И. Паш-ко-ва к Пе-ре-яс-лав-лю-Ря-зан-ско-му, Ляпунов на об-щем со-ве-те слу-жи-лых лю-дей, в т. ч. де-тей бо-яр-ских южных уез-дов, из-бран од-ним из пред-во-ди-те-лей пов-станческого вой-ска. На-вер-ня-ка уча-ст-во-вал в раз-ра-бот-ке пла-на во-енной кам-па-нии вос-став-ших (по-ход на Мо-ск-ву че-рез Ко-лом-ну), раз-де-ляя их главная по-ли-тическая цель - свер-же-ние «не-за-кон-но-го ца-ря» Ва-си-лия Ива-но-ви-ча Шуй-ско-го, воз-мож-но, по-ла-гая, как и многие другие пов-стан-цы, что Лже-дмит-рий I спас-ся во вре-мя май-ских со-бы-тий 1606 года и ока-зал-ся в Пу-тив-ле. Уча-ст-во-вал в по-бед-ном для пов-стан-цев сра-же-нии под селом Тро-иц-кое 25.10(04.11).1606 года. Пре-об-ла-да-ние ра-ди-каль-но-го кры-ла по-встан-цев во гла-ве с И. И. Бо-лот-ни-ко-вым в их ла-ге-ре под Мо-ск-вой, кон-флик-ты с ка-зака-ми под-толк-ну-ли Ляпунова к пе-ре-хо-ду на сто-ро-ну ца-ря Ва-си-лия Шуй-ско-го 15(25).11.1606 года. В сра-же-нии с си-ла-ми Бо-лот-ни-ко-ва у села Ниж-ние Кот-лы близ Мо-ск-вы Ляпунов - вое-во-да ря-зан-ских от-ря-дов в со-ста-ве пра-ви-тельственной ар-мии.

С декабря 1606 года ре-гу-ляр-но по-лу-чал вое-вод-ские на-зна-че-ния. Сра-зу по-сле сра-же-ния у села Ма-лые Кот-лы на-прав-лен фор-маль-но 2-м вое-во-дой во гла-ве ря-зан-ских дво-рян с ар-тил-ле-ри-ей для по-дав-ле-ния по-встанческого дви-же-ния в Ря-зан-ском крае. Его от-ряд взял За-райск, а Пе-ре-яс-лавль-Ря-зан-ский «до-бил че-лом» Ва-си-лию Шуй-ско-му бла-го-да-ря дей-ст-ви-ям Ляпунова (в январе был на-гра-ж-дён «зо-ло-тым», а в мар-те вме-сте с сы-ном Вла-ди-ми-ром по-лу-чил в по-ме-стье боль-шое двор-цо-вое село Иса-ды). В мае 1607 года на-прав-лен в Ка-ши-ру (фор-маль-но 3-м вое-во-дой) во гла-ве ря-зан-ских от-ря-дов (около 1 тысячи человек), ко-то-рые оп-ре-де-ли-ли ре-шаю-щий ус-пех в сра-же-нии 05(15).06.1607 года с пов-станческой ра-тью князя А. А. Те-ля-тев-ско-го на реке Вось-ма. За-тем Ляпунов уча-ст-во-вал в по-хо-де пра-ви-тельственной ар-мии во гла-ве с ца-рём к Ту-ле и в её оса-де, в октябре 1607 года успеш-но дей-ст-во-вал про-тив пов-стан-цев в рай-оне Епи-фа-ни, Кра-пив-ны и Гре-мяче-го. В по-хваль-ной гра-мо-те (но-ябрь 1607 года) царь пи-сал: «…а служ-бы тво-ей и до-род-ст-ва и ра-зу-му нам и все-му Мо-с-ков-ско-му го-су-дар-ст-ву нет чис-ла…», со-про-во-див её щед-ры-ми на-гра-да-ми и де-неж-ной вы-пла-той.

К концу 1607 года в Пе-ре-яс-лав-ле-Ря-зан-ском фак-ти-че-ски пол-но-стью ут-вер-ди-лась власть Ляпунова, хо-тя в отдельные ме-ся-цы 1607-1609 годов ту-да из Мо-ск-вы при-сы-ла-ли вое-вод (рат-ных и го-ро-до-вых). Пе-ре-яс-лавль-Ря-зан-ский из двор-цо-вых жит-ниц в не-ма-лой ме-ре по-кры-вал по-треб-но-сти в зер-не бло-ки-ро-ван-ной и вре-ме-на-ми го-ло-даю-щей сто-ли-цы (осо-бен-но в кон-це зи-мы - осе-нью 1609 года). В феврале - мар-те 1608 года ус-пеш-но дей-ст-во-вал про-тив ан-ти-пра-ви-тельственных сил под Прон-ском, где был ра-нен. То-гда же в бо-ях про-тив от-ря-дов А. И. Ли-сов-ско-го удер-жал кон-троль над большей частью Ря-зан-щи-ны, а ле-том 1608 года вос-ста-но-вил власть ца-ря в ря-де от-пав-ших го-ро-дов. Позд-нее Ляпунов по-дав-лял кре-сть-ян-ские вы-сту-п-ле-ния в при-ок-ских сёлах, гро-зив-ших пре-рвать свя-зи Ря-зан-щи-ны с Мо-ск-вой (в кон-це ле-та - осе-нью 1609 года); ока-зы-вал во-енную по-мощь пра-ви-тельственным си-лам в Ко-лом-не про-тив ту-шин-ских от-ря-дов, главным образом с це-лью со-хра-нить реч-ной путь в сто-ли-цу (в ию-ле 1608 года и в апреле 1609 года - в це-лом без-ре-зуль-тат-но, в ию-ле 1609 года - весь-ма эф-фек-тив-но); осе-нью 1609 года вос-ста-но-вил пол-ный кон-троль над по-гра-нич-ны-ми ря-зан-ски-ми кре-по-стя-ми (Ми-хай-лов, Пронск, Ряжск и др.). В 1608-1610 годах че-рез Ляпунова осу-ще-ст-в-ля-лись кон-так-ты московского пра-ви-тель-ст-ва с Крым-ским хан-ст-вом и но-гая-ми (уже в 1607 году по собственной ини-циа-ти-ве уго-ва-ри-вал ка-си-мов-ско-го ца-ря Ураз-Му-хам-ме-да ибн Он-да-на пе-рей-ти на сто-ро-ну Ва-си-лия Шуй-ско-го).

Не-смот-ря на по-лу-че-ние дум-но-го чи-на, ос-тал-ся в Пе-ре-яс-лав-ле-Ря-зан-ском. К концу 1607 года одер-жал по-бе-ду над др. пре-тен-ден-та-ми на роль ре-гио-наль-но-го ли-де-ра: од-них вы-жил из Пе-ре-яс-лав-ля-Ря-зан-ско-го, дру-гих, по позд-ним со-об-ще-ни-ям, ра-зо-рил или да-же унич-то-жил фи-зи-че-ски. Ляпунов уде-лял боль-шое вни-ма-ние ма-те-ри-аль-ным и со-ци-аль-ным за-про-сам ря-зан-ских по-ме-щи-ков. Стре-мил-ся упо-ря-до-чить функ-цио-ни-ро-ва-ние по-ме-ст-ной сис-те-мы; об-лег-чить на-ло-го-об-ло-же-ние и тя-жесть по-вин-но-стей (главным образом во-ен-но-ин-же-нер-ных, транс-порт-ных и т. п.) для по-ме-щичь-их кре-сть-ян, пе-ре-ло-жив их на тяг-лое городское на-се-ле-ние, а так-же на кре-сть-ян цер-ков-ных кор-по-ра-ций. При пла-ни-ро-ва-нии во-енной службы ря-зан-ских дво-рян учи-ты-вал их на-строе-ния.

К но-ябрю 1609 года Ляпунов ока-зал-ся в оп-по-зи-ции к ца-рю Ва-си-лию Шуй-ско-му, по-ли-тическое бу-ду-щее стра-ны Ляпунов свя-зы-вал с князем М. В. Ско-пи-ным-Шуй-ским, а пос-ле его от-рав-ле-ния с ве-до-ма ца-ря участ-во-вал в ор-га-ни-за-ции свер-же-ния Ва-си-лия Шуй-ско-го в ию-ле 1610 года. В кон-це ав-гу-ста - на-ча-ле ок-тяб-ря Ляпунов оста-вал-ся вер-ным пра-ви-тель-ст-ву «Се-ми-бо-яр-щи-ны» в Мо-ск-ве, при-вёл к при-ся-ге на имя ко-ро-ле-ви-ча Вла-ди-сла-ва (бу-ду-ще-го польского ко-ро-ля Вла-ди-сла-ва IV) как русского ца-ря Пе-ре-яс-лавль-Ря-зан-ский, Пронск и др. Од-на-ко дву-лич-ная по-ли-ти-ка польского ко-ро-ля Си-гиз-мун-да III, дей-ст-вия его став-лен-ни-ков и «Се-ми-бо-яр-щи-ны» в Мо-ск-ве, убий-ст-во Лже-дмит-рия II в Ка-лу-ге 11(21).12.1610 года по-бу-ди-ли Ляпунова к ра-ди-каль-ной сме-не по-зи-ции, че-му спо-соб-ст-во-ва-ли «при-зыв-ные» гра-мо-ты пат-ри-ар-ха Гер-мо-ге-на (Ляпунов стал од-ним из пер-вых их ад-ре-са-тов). В кон-це го-да Ляпунов об-ра-тил-ся к боя-рам в Мо-ск-ве с на-стоя-тель-ным за-про-сом о да-те при-бы-тия в Русское государство Вла-ди-сла-ва, под-чёр-ки-вая, что он и дво-рян-ская кор-по-ра-ция Ря-зан-щи-ны при-ся-га-ли ко-ро-ле-ви-чу, а не его от-цу, но не по-лу-чил чёт-ко-го от-ве-та.

В ре-зуль-та-те Ляпунов в 1-й половине января 1611 года окон-ча-тель-но вы-шел из под-чи-не-ния московских вла-стей и вы-сту-пил в ро-ли об-ще-на-цио-наль-но-го ли-де-ра, став ор-га-ни-за-то-ром Пер-во-го опол-че-ния 1611 года . На-чал пе-ре-го-во-ры с ре-гио-наль-ны-ми и ло-каль-ны-ми цен-тра-ми (Ниж-ний Нов-го-род, Вла-ди-мир, Му-ром, ряд по-волж-ских и за-ок-ских го-ро-дов), с пред-во-ди-те-ля-ми бывшего Ту-шин-ско-го ла-ге-ря (князем Д. Т. Тру-бец-ким в Ка-лу-ге, И. М. За-руц-ким в Ту-ле), рас-сы-лал по-сла-ния в ад-рес воль-ных ка-за-ков, обе-щал им жа-ло-ва-нье и слу-жи-лый ста-тус за уча-стие в по-хо-де на Мо-ск-ву. Ус-та-но-вил свя-зи с вой-ском Я. П. Са-пе-ги. Главным образом бла-го-да-ря уси-ли-ям Ляпунова к кон-цу ян-ва-ря - на-ча-лу фев-ра-ля 1611 года бы-ли сфор-му-ли-ро-ва-ны це-ли кам-па-нии («очи-ще-ние» Мо-ск-вы, а за-тем и всех русских тер-ри-то-рий от войск Ре-чи По-спо-ли-той; вос-ста-нов-ле-ние преж-них ин-сти-ту-тов управ-ле-ния и со-слов-ных струк-тур). В Ляпунов оп-ре-де-лил и прин-ци-пы ор-га-ни-за-ции кам-па-нии: ос-во-бо-ж-де-ние ста-но-ви-лось де-лом «всей зем-ли», под ко-то-рой по-ни-ма-лись объ-еди-нён-ные си-лы «во-ин-ских лю-дей» лю-бо-го со-слов-но-го ста-ту-са (от чи-нов Го-суда-ре-ва дво-ра до воль-ных ка-за-ков) из наи-боль-ше-го чис-ла ре-гио-нов. Пред-по-ла-га-лось па-рал-лель-ное дви-же-ние к Мо-ск-ве от-ря-дов южных, по-ок-ских и по-волж-ских уез-дов - из Сер-пу-хо-ва и Ко-лом-ны.

Ляпунов вы-сту-пил из Ко-лом-ны с вой-ском, ар-тил-ле-ри-ей и обо-зом 03(13).03.1611 года; во-круг не-го фор-ми-ро-ва-лось Зем-ское пра-ви-тель-ст-во («Со-вет всей зем-ли»). Уже с на-ча-ла мар-та Ляпунов вы-да-вал все рас-по-ря-дительные гра-мо-ты по зе-мель-но-му обес-пе-че-нию дво-рян за сво-ей пе-ча-тью, от име-ни Зем-ско-го пра-ви-тель-ст-ва и от сво-его име-ни. В его вой-ско вхо-ди-ли дво-ря-не и во-ин-ские лю-ди Пе-ре-яс-лавль-Ря-зан-ско-го, Ве-нёв-ско-го, Прон-ско-го, Шац-ко-го и др. уез-дов. 19(29).03.1611 года вспых-ну-ло сти-хий-ное вос-ста-ние мо-ск-ви-чей, ко-то-рые свя-зы-вали на-де-ж-ды на ос-во-бо-ж-де-ние сто-ли-цы имен-но с Ляпуновым. Од-на-ко его не-боль-шой аван-гард при-бли-зил-ся к Си-мо-но-ву монастырю на 2-й день вос-ста-ния, ко-гда го-род уже го-рел, к то-му же он был от-бро-шен поль-ско-ли-товскими вой-ска-ми, по-до-шед-ши-ми из Мо-жай-ска. В апреле - мае 1611 года рас-по-ря-же-ния Зем-ско-го пра-ви-тель-ст-ва по те-ку-ще-му управ-ле-нию б. ч. стра-ны шли от име-ни од-но-го Ляпунова, а не позд-нее 22.05(01.06) - уже от име-ни трёх лиц, воз-гла-вив-ших Пер-вое опол-че-ние (Ляпунов, князь Д. Т. Тру-бец-кой, И. М. За-руц-кий).

Ляпунов сыг-рал ве-ду-щую роль в ор-га-ни-за-ции во-енных дей-ст-вий Пер-во-го опол-че-ния в апреле - мае 1611 года и в управ-ле-нии стра-ной, стал главным ини-циа-то-ром при-ня-тия «При-го-во-ра всей зем-ли» от 30.06(10.07).1611 года (ве-ро-ят-но, вно-сил в не-го прав-ку). В нём ут-вер-жда-лось вер-хо-вен-ст-во ин-сти-ту-та со-слов-но-го пред-ста-ви-тель-ст-ва над ис-пол-ни-тель-ной (вое-вод-ской) вла-стью: так, пред-во-ди-те-ли опол-че-ния, об-ла-дая ши-ро-ки-ми административно-су-деб-ны-ми пре-ро-га-ти-ва-ми, не име-ли пра-ва каз-нить и ссы-лать без ре-ше-ния Зем-ско-го пра-ви-тель-ст-ва; их из-би-рали и в слу-чае не-удов-ле-тво-ри-тель-ной ра-бо-ты мог-ли от-стра-нить от долж-но-сти и т. п. Как ли-дер русского слу-жи-ло-го дво-рян-ст-ва, Ляпунов до-бил-ся за-кре-пле-ния в «При-го-во-ре…» по-ло-же-ний о де-таль-ном ре-гу-ли-ро-ва-нии по-ме-ст-но-го и вы-слу-жен-но-го вот-чин-но-го зем-ле-вла-де-ния (ста-тьи по это-му во-про-су за-ня-ли бо-лее 2/3 все-го тек-ста), а так-же цен-тра-ли-за-ции уч-ре-ж-де-ний государственного управ-ле-ния и фи-нан-сов (от-ме-ня-лись при-ка-зы и ана-ло-гич-ные уч-реж-де-ния в отдельных пол-ках опол-че-ния, за-пре-ща-лось, главным образом ка-за-кам, са-мо-сто-ятельно обес-пе-чи-вать се-бя про-дук-та-ми, фу-ра-жом; пре-ду-смат-ри-ва-лись су-ро-вые на-ка-за-ния за раз-бой и гра-бе-жи с вос-ста-нов-ле-ни-ем при-ка-зов с со-от-вет-ст-вую-щи-ми функ-ция-ми - Раз-бой-но-го и Зем-ско-го).

По-сле-до-вательные дей-ст-вия Ляпунова по пре-се-че-нию са-мо-воль-но-го отъ-ез-да ка-за-ков из ла-ге-ря, их ре-к-ви-зи-ций и на-си-лий, столк-но-ве-ния ме-ж-ду дво-ря-на-ми и ка-за-ка-ми на этой поч-ве при-ве-ли к от-кры-то-му кон-флик-ту. Ка-за-ки три-ж-ды вы-зы-ва-ли Ляпунова на Вой-ско-вой ка-за-чий круг для раз-бо-ра сво-их пре-тен-зий. В по-след-нем слу-чае они да-ли га-ран-тии его лич-ной безо-пас-но-сти (Тру-бец-кой и За-руц-кий на круг не яви-лись); на кру-гу бы-ла за-чи-та-на фаль-ши-вая гра-мо-та яко-бы с под-пи-сью Ляпунова в ад-рес ко-ман-до-ва-ния поль-ско-ли-товского гар-ни-зо-на в Мо-ск-ве, ему бы-ли предъ-яв-ле-ны об-ви-не-ния в из-ме-не и в на-ме-ре-нии «по-би-вать ка-за-ков по го-ро-дам». Ляпунов от-ри-цал эти об-ви-не-ния, но был за-руб-лен ка-за-ка-ми. Его смерть при-ве-ла к мас-со-во-му отъ-ез-ду из Пер-во-го опол-че-ния дво-рян и де-тей бо-яр-ских, рез-ко-му осла-бле-нию его во-енного по-тен-циа-ла. Ос-тан-ки Ляпунова бы-ли за-хо-ро-не-ны в 1612/1613 году его сы-ном В. П. Ля-пу-но-вым в Трои-це-Сер-гие-вом мо-на-сты-ре.

Дополнительная литература:

Смир-нов И. И. Вос-ста-ние Бо-лот-ни-ко-ва 1606-1607. 2-е изд. М., 1951;

Ко-рец-кий В. И. Фор-ми-ро-ва-ние кре-по-ст-но-го пра-ва и пер-вая Кре-сть-ян-ская вой-на в Рос-сии. М., 1975;

Че-реп-нин Л. В. Зем-ские со-бо-ры Рус-ско-го го-су-дар-ст-ва в XVI-XVII вв. М., 1978;

Пла-то-нов С. Ф. Очер-ки по ис-то-рии сму-ты в Мо-с-ков-ском го-су-дар-ст-ве XVI-XVII вв. М., 1995;

Ми-нин-ков Н. А. Дон-ское ка-за-че-ст-во в эпо-ху позд-не-го сред-не-ве-ко-вья (до 1671 г.). Рос-тов н/Д., 1998.

Ляпунов Прокопий Петрович Ляпуно́в Прокопий Петрович

(? - 1611), думный дворянин (1607). Брат З. П. Ляпунова. Возглавлял отряд рязанских дворян, примкнувших к Болотникова восстанию 1606-07. В ноябре 1606 перешёл на сторону царя Василия Шуйского. В 1610 участник свержения Шуйского. Один из организаторов Первого ополчения 1611, глава земского правительства. Убит казаками.

ЛЯПУНОВ Прокопий Петрович

ЛЯПУНО́В Прокопий Петрович (ум. 22 июля (1 августа) 1611), русский политический деятель Смутного времени (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) , брат Захария Ляпунова. Потомок старого рязанского дворянского рода, Прокопий пользовался влиянием среди рязанских дворян и детей боярских. После смерти Бориса Годунова он перешел на сторону Лжедмитрия I, в начале 1606 года во главе отряда рязанских дворян принял участие в восстании И.И. Болотникова. В ноябре 1606 года под Москвой Ляпунов принес повинную царю Василию Шуйскому, стал думным дворянином (1607). В 1608-1610 годах Прокопий Ляпунов возглавлял отряды служилых людей, боровшихся против пособников Лжедмитрия II в Рязанском крае. В июле 1610 году он стал одним из организаторов свержения Шуйского. После занятия Москвы польскими войсками Ляпунов стал руководителем первого ополчения 1611 года. В марте 1611 года ополчение Ляпунова подошло к Москве и блокировало интервентов. Летом 1611 года Прокопий Ляпунов стал фактическим главой земского правительства. Принятый по его инициативе «приговор 30 июня» восстанавливал крепостные порядки, нарушил данные казакам обещания «воли и жалованья». Ляпунов был убит возмутившимися казаками.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Ляпунов Прокопий Петрович" в других словарях:

    - (? 1611) думный дворянин (1607). Брат З. П. Ляпунова. Возглавлял отряд рязанских дворян, примкнувших к восстанию Болотникова. В ноябре 1606 перешел к Василию Шуйскому. В 1610 участник свержения Шуйского и организации первого земского ополчения… … Большой Энциклопедический словарь

    См. в статье Ляпуновы (деятели Смутного времени) … Биографический словарь

    - [умер 22.7(1.8).1611], русский политический деятель начала 17 века. Из старого рязанского дворянского рода. Пользовался влиянием среди рязанских детей боярских. После смерти Бориса Годунова перешёл на сторону Лжедмитрия I, в начале 1606 во главе… … Большая советская энциклопедия

    Прокопий Петрович Ляпунов (? 4 августа 1611 год) русский политический и военный деятель Смутного времени, из рязанского дворянского рода Ильиных. Историк Соловьев называет Ляпунова худородным . Фамилия Ляпунов происходит от прозвища… … Википедия

    Известный деятель Смутного времени. В царствование Феодора Иоанновича и Бориса Годунова ни он, ни другие члены его рода, не занимали видного положения в Москве. Участие в 1584 г. Ляпуновых вместе с Кикиными в возмущении черни в Москве против… …

    Прокопий Петрович Ляпунов (убит в 1611 году) русский политический и военный деятель Смутного времени, из старинного рязанского боярского рода. В 1584 году участвовал вместе с Кикиными в возмущении черни в Москве против Богдана Бельского. Брат… … Википедия

    Ляпунов, Захарий Петрович (? после 1610) русский политический деятель начала XVII века, брат П. П. Ляпунова. Из старинного дворянского рода. В 1595 г. не захотел быть в станичных головах вместе с Кикиным и сбежал… … Википедия

    Брат известного деятеля Смутного времени Прокопия Петровича Ляпунова. Раньше, чем говорить о самом Захарии Пeтpoвиче, скажем несколько слов о происхождении рода Ляпуновых и значении их в Рязанском крае. Ляпуновы происходят от Галицкого князя… … Большая биографическая энциклопедия

    - (убит в 1611 году) русский политический и военный деятель Смутного времени, из старинного рязанского боярского рода. В 1584 году участвовал вместе с Кикиными в возмущении черни в Москве против Богдана Бельского. Брат Прокопия, Александр, помогал … Википедия

В преддверии Дня народного единства – сравнительно нового праздника, отмечаемого 4 ноября, прошло несколько научных конференций в разных городах.

Л.Е. Морозова |

В преддверии Дня народного единства - сравнительно нового праздника, отмечаемого 4 ноября, прошло несколько научных конференций в разных городах. На них историки обсуждали различные спорные вопросы в изучении периода Смутного времени начала ХУ11 в. Один из них – кого следует считать подлинным героем и спасителем Отечества, а кто таковым не является.

Личности руководителей Второго ополчения князя Д.М.Пожарского и земского старосты Кузьмы Минина ни у кого никаких сомнений никогда не вызвали и не вызывают до сих пор.

Они - герои и спасители Отечества, известные всем со школьных лет.

Но при более углубленном изучение периода Смуты выясняется, что патриотов в это время было много больше. Например, в борьбе с поляками и освобождении от них Москвы участвовало еще Первое ополчение. Более того, оно сформировалось и начало освободительную борьбу на год раньше Второго ополчения – с конца 1610 г. Во многих учебниках истории этот факт либо замалчивается, либо передается в искаженном виде. По версии ряда историков, Первое ополчение распалось летом 1611 г. и перестало существовать. На самом деле входившие в его состав воины стояли у Москвы до подхода полков Второго ополчения и потом вместе с ними освобождали Кремль от поляков.


Получается, что Минин и Пожарский отнюдь не были «первопроходцами» и зачинателями патриотического движения. Они лишь действовали по «схеме», «по образу и подобию», уже разработанному руководителями Первого ополчения .

Почему же имена этих первых полководцев, показавших пример всей стране, как надо бороться с интервентами, были забыты и вычеркнуты из нашей истории? Попробуем разобраться в этом вопросе, обратившись к биографии одного из главных создателей Первого ополчения - Прокопия Петровича Ляпунова.


Ляпуновы принадлежали к старинному боярскому роду, представители которого несколько веков служили великим князьям Рязанским. Эти князья не являлись соперниками московских князей в борьбе за главенство в Северо-Восточной Руси, но до начала Х VI в. сохраняли независимость, имея в своем подчинении в разное время несколько мелких княжеств: Муромское, Пронское, Козельское и др.


Поэтому Ляпуновы не успели занять при московском дворе какое-либо место до ХVI в. и остались на воеводстве в Переяславле-Рязанском. Занимая в городе, одно из наиболее видных мест, они имели право возглавлять городовую дружину. Это позволяло им чувствовать некоторую самостоятельность по отношению к московским властям. Доходы им приносили довольно большие земельные владения – 600-650 четвертей чернозема. На своих угодьях они получали хорошие урожаи зерновых и овощей, и поэтому являлись одними из главных поставщиков продовольствия в Москву.



Точная дата рождения П.Ляпунова неизвестна. Но по косвенным данным можно предположить, что он появился на свет в 60-е гг. ХVI в. (Его сын Владимир в конце ХVI в. уже начал служить и получил поместный оклад). Это означает, что в период Смуты начала ХУ11 в. рязанский воевода вступил взрослым и сформировавшимся человеком, Он, несомненно, уже имел собственные взгляды и представления о том, каким должен быть окружающий мир, в том числе и верховная власть в стране, и какова его собственная роль в нем.


Первые же сведения о Прокопии в источниках говорят о том, что главной чертой его характера было обостренное чувство личной ответственности за судьбу Отечества. В Новом летописце писалось, что когда после смерти царя Ивана Васильевича 18 марта 1584 г. в Москве начались

волнения и прошел слух, что придворные круги во главе с Богданом Бельским хотят лишить царевича Федора Ивановича престола, Прокопий с братьями призвали москвичей к восстанию. Вместе с ними они подкатил пушку к закрытым воротам Кремля и потребовали, чтобы к ним вышли бояре и объяснили ситуацию. Только, узнав, что новому царю ничего не грозит, Ляпуновы успокоились. После этого они, видимо, вернулись в Рязань, поскольку других сведений об их деятельности в правление царя Федора Ивановича нет. (ПСРЛ. Т.14. М.1965. С.35).

В 1598 г. П.П.Ляпунов , очевидно, возглавил рязанскую делегацию на Избирательный земский собор и вместе с остальными его участниками голосовал за кандидатуру Бориса Федоровича Годунова на царский престол. Ведь он был единственным претендентом, и к тому же одобренным патриархом Иовом.


В конце 1604-начале 1605 г. Прокопий вместе с сыном Владимиром были направлены под Кромы в составе полка Ф.И.Шереметева. Им следовало освободить городок от казаков - сторонников Лжедмитрия 1. Но осада затянулась на всю зиму. Во время нее Владимир был ранен.

(Народное движение в России в эпоху Смуты начала ХУ11 века. 1601-1608. М.2003. С.302).

После смерти царя Бориса 13 апреля 1605 г. в отряде Ф.И.Шереметева, в который входили и Ляпуновы , началось волнение. Многие воины во главе с воеводой решили перейти на сторону Лжедмитрия 1,поскольку верили, что он был истинным царским сыном. К большинству присоединился и Прокопий. Но в ставку самозванца в Путивль он не поехал, поскольку, видимо, опекал раненого сына. В итоге после воцарения самозванца он не получил существенных наград, в отличие от Шереметева, ставшего боярином.


Никаких данных о том, чем занимался П.Ляпунов в период краткого правления Лжедмитрия 1, нет. Возможно, он был на воеводстве в Рязани. Без него в мае 1606 г. в Москве произошел переворот: Лжедмитрий был убит заговорщиками, а на престол внезапно взошел

боярин князь В.И.Шуйского. Поскольку все это случилось без участия жителей других городов, без «воли земли», то далеко не все согласились служить новому государю. В народе его сразу прозвали «боярским царем» и «шубником». Ведь у него не было никаких законных прав на царский престол. С правившей ранее династией московских князей он не состоял даже в отдаленном родстве, поскольку принадлежал к другой ветви Рюриковичей – суздальско-нижегородской. Даже у Б.Ф.Годунова в этом отношении было больше прав, поскольку он приходился царю Федору Ивановичу шурином.

Когда летом 1606 г . появились слухи о новом «чудесном спасении» царя Дмитрия Ивановича и в городах появились грамоты от его имени, скрепленные царской печатью, П.П.Ляпунов решил помочь изгнаннику вернуть отчий престол.


Следует отметить, что до этого никаких самозванцев в России не было, поэтому никто не мог поверить в то, что бывший монах или обычный бродяга могли назваться царским именем и выдавать себя за давно умершего царского сына. Поэтому многие искренне верили обманщикам.


Получив в начале сентября из Путивля от имени царя Дмитрия грамоту с требованием взять Коломну и открыть ее ворота перед войском И.И.Болотникова, Прокопий выполнил приказ.

После этого он с рязанским отрядом влился в армию, действующую от лица свергнутого царя. Вместе с ним был и другой рязанский воевода Г.Сунбулов. Оба вошли в состав военного совета, возглавляемого Болотниковым. На его заседании было решено 5 октября 1606 г. начать штурм Москвы. (ПСРЛ. Т.14. С.72).

С этого времени начались достаточно успешные приступы к городским укреплениям. Столица вскоре оказалась в осадном кольце. Для воодушевления восставших требовалось, чтобы решающий штурм возглавил сам «царь Дмитрий Иванович». Но его не было.


Причина его отсутствия заключалась в том, что первый Лжедмитрий был убит еще в мае в Москве. Бежавший в Польшу с государственной печатью его сторонник Михалка Молчанов мог выдавать себя за спасшегося царя только за границей перед несведущими людьми.

На территории Русского государства он был бы сразу разоблачен. Об всем этом, несомненно, хорошо знали московские власти.

Поэтому царь Василий Шуйский стал засылать в лагерь Болотникова своих лазутчиков, которые убеждали русских дворян в том, что никакого «царя Дмитрия» в реальности нет, а есть группа «кровоядцев и разбойников» которые хотят захватить Москву и разграбить. Их агитация сразу же повлияла на рязанских воевод, и 15 ноября они покинули подмосковный лагерь повстанцев. После этого Ляпунов и Сунбулов связались с московскими полководцами и вместе с 40 рязанскими воинами поступили в их распоряжение.


Царь Василий очень обрадовался, узнав об ослаблении восставших и усилении его собственных позиций. Уже 25 ноября издал указ о том, что прощает Г.Сунбулова и П. Ляпунова и вновь принимает их на царскую службу. (Народное движение… С.116, 120).


Рязанским воеводам, вероятно, было поручено участвовать 2 декабря в атаке царских войск на расположение И.Болотникова в Коломенском. Она оказалась удачной – в спешном порядке повстанцы отошли от столицы и направились к Калуге. Сунбулов и Ляпунов получили новый приказ – вернуться в Рязань и организовать ее оборону от болотниковцев. Для помощи им были отправлены пищали и боеприпасы. (Народные движения… С.124).


Согласно царскому указу Прокопий с родственниками успешно обороняли рязанские земли от повстанцев, засевших в Калуге. Вскоре они узнали, что на помощь Болотникову из Путивля отправился еще один самозванец – царевич Петруша, уверявший всех, что является сыном царя Федора Ивановича и Ирины Годуновой. На самом деле он был жителем посада г. Муром Ильей Коровиным, скитавшимся по Волге в поисках заработка.


За успешную оборону Рязани в январе 1607 г. его гарнизон во главе с Прокопием получил 200 золотых наградных монет. Затем в марте 1607 г. П.П. Ляпунов и его сын Владимир были награждены царем Василием селом Исады размером в 550 четвертей. В итоге его собственные земельные владения стали более 1000 четвертей, что было сравнимо с владениями некоторых московских бояр. (Народное движение … С.156).


В мае 1607 г . Прокопию было велено собирать рязанских дворян для похода сначала на Каширу, а потом и на Калугу против Болотникова. Его отряд должен был состоять из 500 дворян и 500 местных татар. (Народное движение… С.161-163).


В начале июня в составе полка боярина князя Б.М. Лыкова вместе с воеводой Ф.Ю.Булгаковым Ляпунов выступил в поход. Им следовало объединиться с полком боярина князя А.В.Голицына и у Каширы создать заслон против войска И.Болотникова и князя А.Телятевского, которое планировало вновь прорваться к столице.


Столкновение противников произошло 5-7 июня 1607 г. на реке Восме. В ходе ожесточенного сражения царским воеводам удалось полностью разгромить восставших. Только в плен было взято 1700 человек. Убитых никто не считал. За эту победу В.И.Шуйский наградил отличившихся воинов золотыми монетами, в их числе был и Ляпунов . (Народное движение… С.50).


Отдыхать победителям не пришлось. По царскому указу Лыкову, Булгакову и Ляпунову со своими отрядами следовало влиться в Передовой полк боярина князя М.В.Скопина-Шуйского, направлявшегося к Туле. Там засели в обороне Петруша и Болотников.(Народное движение… С. 47-48).


Именно в это время состоялось близкое знакомство Прокопия Петровича с молодым и талантливым полководцем Скопиным. Князь, очевидно, вызвал у рязанца большую симпатию.


Осада Тулы продолжалась несколько месяцев. Только 10 октября Болотников и Петруша сдались. Первый был отправлен в каргопольскую тюрьму, второй - казнен. На радостях царь Василий Иванович наградил всех участников тульской осады. П.П.Ляпунов , как особо отличившийся воевода, получил чин думного дворянина, отрез золотой парчи, сорок шкурок соболей, золоченый кубок, 4 серебряные чарки, серебряный ковш, 50 руб., породистого коня в сбруе и разрешение предстать перед царскими очами. К тому же его сын Владимир был определен на службу при дворе. (Народное движение… С.180).


Для Ляпунова самой ценной наградой стал новый чин, поскольку он давал ему право заседать в Боярской думе и участвовать в обсуждении важных государственных дел.


Из челобитной сына Прокопия Владимира, датированной октябрем 1626 г., становится известно, что Ляпуновы неоднократно получали от царей награды за верную службу. Так при царе Федоре Ивановиче Владимир был верстан 300 четвертей земли. При Лжедмитрии 1 размер его поместья стал 550 чет. За службу под Кромами при царе Борисе он с отцом получил по 100 чет. За службу под Коломенским и освобождение Зарайска при Василии Шуйском отец и сын вновь получили по 100 чет. За сражение под Восьмой и Тулой и осадное сидение в Москве при Лжедмитрии 11 – по 150 чет. (Народное движение. С.302-303).


Данные факты говорят о том, что Прокопий с сыном были отважными воеводами и выполняли свой воинский долг исправно при разных государях.


После разгрома Болотникова и Петруши мирное время оказалось совсем коротким. Летом 1607 г. в Стародубе появился некий бродяга литовского происхождения, которого местные воеводы сочли подходящим на роль нового Лжедмитрия. Его одели в царские одежды и окружили подходящей свитой. После этого под знамена самозванца стали собирать войско для похода на Москву. В него приглашали всех желающих. Таковых оказалось особенно много среди поляков, участвовавших в восстании против короля Сигизмунда 111 и потерпевших поражение. Осенью 1607 г. Стародубский Вор, так в простонародье назвали этого самозванца, выступил в поход. Зиму ему пришлось провести у Орла. Но весной он активизировался и направился к Москве. Посланные против него царские войска были разбиты.


П.Ляпунов тоже пытался сразиться с самозванцем. Вместе с князем И.А.Хованским у Пронска он вступил с «ворами» в бой, но был ранен в ногу и вынужден отступить. (ПСРЛ. Т.14. С.79).


Летом 1608 г. Лжедмитрий II подошел к столице, но взять штурмом хорошо укрепленный город не смог. Ему пришлось расположиться в Тушино и заняться подготовкой осады Москвы. Для этого он разослал по всем дорогам свои отряды, чтобы прервать снабжение москвичей продовольствием. Но Коломенскую дорогу он не смог взять под свой контроль. Ее охраняли воины П.П.Ляпунова . Именно по ней в Москву из рязанской житницы постоянно шли обозы с хлебом, овощами и мясом. (Тушинский вор. Личность, окружение, время. М.2001. С.177). За эту помощь осажденной столице Прокопий получил от царя Василия в ноябре 1608 г. деревню Руднево и стал владельцем 1170 четвертей земли. (Народное движение… С.187-188).


Польский хорунжий Будило, находившийся в Тушинском лагере, писал в своем дневнике, что Прокопий Ляпунов владел всею Рязанью и через Коломну снабжал Москву продовольствием. При этом он постоянно устраивал немало стычек с тушинцами. (Тушинский вор… С.177).


Частые награды свидетельствуют о том, что рязанский воевода старался преданно служить В.И.Шуйскому в первые три года его правления. Но бесконечные схватки с противниками непопулярного царя, видимо, утомили и его. Особенно его возмущало то, что царь отсиживается за крепкими крепостными стенами, заставляя сражаться с войсками своего соперника Лжедмитрия II воевод и простых ратников. В Рязани, несомненно, знали, что в Поволжье без сякой помощи из центра ведет бои с тушинцами боярин Ф.И.Шереметев. Ему пришлось зазимовать в 1606-1607 гг. на острове у Астрахани, сдавшейся самозванцу, а потом с боями двигаться вверх по Волге в 1607-1608 гг. При этом ему приходилось самому формировать из местных жителей Понизовую рать. В 1609 г. его отряды уже воевали с тушинцами в центральных районах. Однако его подвиг не был отмечен ни современниками, ни потомками.



Около Нижнего Новгорода в 1609 г. самостоятельную борьбу с тушинцами вел отважный воевода А.Алябьев. Он громил их по всем дорогам и изгонял из небольших городков. Но и его подвиг остался без внимания современников и потомков.


Больше повезло боярину и князю М.В.Скопину-Шуйскому. Его современники провозгласили полководцем-освободителем, а потомки прославили его деятельность в многочисленных произведениях, в том числе и научного плана.


Скопин был послан царем в конце 1608 г. в Новгород для заключения со шведами договора о военной помощи и сбора рати для освобождения Москвы от осады Лжедмитрием II . Успешно справившись с этой миссией, полководец двинулся к столице весной 1609 г. За его походом

Прокопий следил, видимо, особенно пристально. Каждую победу молодого полководца приветствовал.

В начале октября 1609 г. Скопин прибыл со своим войском в Александрову слободу. Там к нему подошла Понизовая рать Ф.И. Шереметева. Вместе они начали готовиться к боям за освобождение столицы. П.П. Ляпунов , возможно, захотел присоединиться к полководцам и отправил к Скопину грамоту с двумя посыльными. В ней он всячески прославил воинский подвиг Михаила Васильевича и назвал его достойным царского престола. При этом он упрекнул В.И.Шуйского за бездействие и трусость. В Новом летописце сообщено, что грамота

рязанца вызвала возмущение у Скопина, и он даже хотел гонцов Ляпунова отправить в Москву для наказания. Но потом сжалился и отпустил их домой. Однако царю все же рассказали о содержании грамоты Ляпунова, и тот с братьями затаил зло, но не на Прокопия , а на самого полководца-освободителя. (ПСРЛ. Т.14. С.92-93).

В «Истории царя Дмитрия» (это сочинение состоит из воспоминаний нескольких польских дворян) даже писалось о том, что П.П. Ляпунов говорил царю Василию в глаза, что тот «овладел престолом, благодаря бунтам, убийствам и интригам, что ему надо отказаться от венца и уступить престол другому, более счастливому правителю». За это царь воспылал к нему гневом, схватил нож, чтобы пронзить его, но Ляпунов , подняв руку, воскликнул: «Стой, Шуйский, не замахивайся, ибо ты погибнешь от этих рук». По мнению автора, если бы царь не бросил бы нож, то Ляпунов убил бы его с согласия черни. В итоге, как утверждалось в «Истории», Ляпунова по царскому указу сослали в монастырь. (Тушинский вор… С.161).



Хотя сообщенная в «Истории» информация интересна, но вряд ли достоверна. Дело в том, что Ляпунова никогда не ссылали в монастырь. Поэтому вряд ли именно он открыто обличал царя Василия. Правда в Новом летописце есть сведения о том, что во время осады Москвы тушинцами в городе неоднократно происходили против царя какие-то волнения. (ПСРЛ. Т.14. С.92).


Возможно, полякам было известно об этих выступлениях, поэтому они и связал их с действиями хорошо им известного Ляпунова . Например, в «Истории» рязанец описан следующим образом: «Прокопий отличался величественной осанкой, серьезным выражением лица, молодостью, умом, знанием военного дела, осторожностью, предусмотрительностью и мужеством». (Тушинский вор… С.161).

На самом деле ему было около 50 лет.


Грамота П.П. Ляпунова невольно сыграла самую отрицательную роль в судьбе полководца-освободителя М.В.Скопина-Шуйского. После освобождения Москвы от тушинцев весной 1610 г. он внезапно умер на одном из пиров. Во многих источниках утверждалось, что он был отравлен женой царского брата Д.И.Шуйского, который считал себя наследником престола и, поэтому постарался избавиться от возможного соперника. (ПСРЛ. Т.14. С.96-97).


Однако убийством народного любимца Шуйские и себе подписали смертный приговор. Дело в том, что хотя в начале 1610 г. Тушинский лагерь перестал существовать, а самозванец бежал в Калугу, у царя Василия в сентябре 1609 г. появился новый враг. Им стал польский король Сигизмунд III. Узнав, что в начале 1609 г. царь подписал договор о военной помощи с его злейшим врагом шведским королем и что к Москве движется шведский полк для борьбы с Лжедмитрием II, король вступил на территорию Русского государства в районе Смоленска. Так он начал войну с соседней державой, хотя был обязан соблюдать мирный договор, заключенный в 1601 г. еще при царе Борисе. (ПСРЛ. Т.14. С.55).


Для борьбы с польским войском у царя Василия было мало сил. Не было и опытного полководца. Назначение на должность военачальника бездарного вояки царского брата Д.И. Шуйского оказалось роковой ошибкой. Он не только проиграл в июне 1610 г. Клушинскую битву с польским гетманом С. Жолкевским, но и поссорился со шведскими наемниками. Те направились к Новгороду, осадили его и летом 1611 г. захватили вместе с прилегающими территориями. Освободить город удалось только в 1617 г.


Тем временем, гетман Жолкевский, не встречая никаких препятствий, направился к Москве. Из Калуги туда же выступил Лжедмитрий II. Защищать столицу было некому.


Популярность царя Василия в стране в это время упала до минимума. Но автор Нового летописца, создававший свой труд через много лет после Смуты на основе различных источников, почему-то решил обвинить в свержении царя Василия именно П.П. Ляпунова . По его мнению, тот решил отомстить Шуйскому за гибель Скопина. Для этого он якобы стал настраивать против царя жителей различных городов и вместе с боярином князем В.В.Голицыным занялся подготовкой переворота. (ПСРЛ. Т.14. С.97). Однако никаких источников, подтверждающих правдивость этих данных, нет. Более того, в том же Новом летописце свержение царя Василия описано без участия Прокопия Петровича .


Поэтому совершенно очевидно, что непосредственно в свержении царя Василия П.П. Ляпунов не принимал участия и в Москве в это время не был. Автор Нового летописца главными инициаторами сведения Шуйского с престола представил каких-то неизвестных лиц.


По его версии, в июле 1610 г. «на царя Василья пришло мнение великое». Некие люди стали съезжаться с воровскими полками (сторонниками Лжедмитрия II) и сговариваться о том, что «отстанут от царя», если те «отстанут от Тушинского». После этого они договаривались вместе избрать нового государя. Однако тушинцы обманули москвичей и своего царька не свергли. (ПСРЛ. Т.14. С.99).

Далее, по утверждению автора Нового летописца, Прокопий прислал к боярину князю В.В.Голицыну и своему брату Захарию Олешку Пешкова и велел им «ссадить с государства» царя Василия. Судя по дальнейшему повествованию, его послушался только брат. Вместе с Федором Хомутовым он пошел на Лобное место и стал призывать москвичей «отставить царя Василия». Многие горожане их поддержали, но пошли почему-то не в царские палаты, а к патриарху Гермогену, которого насильно вывели за Серпуховские ворота. Собравшиеся у Лобного места бояре стоять за царя не стали и вскоре разошлись. Остался лишь царский свояк боярин князь И.М.Воротынский. Он пошел с Захарием и Хомутовым к царю Василию и помог им свести его вместе с женой с престола. (ПСРЛ. Т.14. С.100).


Из этого описания трудно сделать вывод о том, что именно П.П. Ляпунов был организатором свержения Шуйского. В столице его не было, с тушинцами он не вел переговоров, москвичей на восстание не подбивал. Его брат Захарий с другими дворянами мог действовать по собственному усмотрению. К тому же сам царь не оказал никакого сопротивления, поскольку, видимо, был готов к подобному исходу и со своей участью смирился. На следующий день его постригли в монахи и через некоторое время с братьями отдали в плен к польскому королю. Там в 1612 г. Василий и Дмитрий с женой скончались. На родину через много лет вернулся только младший брат И.И.Шуйский.


Оставшиеся без государя бояре сформировали временное правительство, которое в народе было прозвано «Семибоярщиной» . Не имея сил для защиты столицы от поляков и Лжедмитрия 11, оно пошло на сговор с гетманом С.Жолеквским и согласилось на избрание на царский престол польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III . Ко всему этому П.П.Ляпунов не имел отношения. Он, очевидно, продолжал находиться в Рязани. В Москве был его брат Захарий, которого вскоре включили в состав представительного Смоленского посольства, В сентябре 1610 г. оно отправилось под Смоленск к королю за нареченным на царский престол Владиславом. (ПСРЛ. Т.14. С.100-102).


Однако уже в конце 1610 г . стало ясно, что король не желает отдавать своего юного сына русским послам. Видя слабость временного московского правительства, он вознамерился сам надеть царский венец. При этом он не собирался выполнять условия русской стороны, т.е. креститься в православную веру и сохранить национальную независимость страны. Это означало, что Русское государство должно было войти в состав Польского королевства, а его население обязано было принять католическую веру. Именно об этом Сигизмунд писал Римскому папе и своему другу испанскому королю.


Многие участники Смоленского посольства вскоре стали догадываться о коварных замыслах короля. Некоторые, например, Авраамий Палицын, предпочли вернуться домой. Другие, ростовский митрополит Филарет и боярин князь В.В.Голицын, стали возмущаться, и вскоре были арестованы и отправлены в польский плен.


Захарий, очевидно, успел сообщить брату в Рязань о планах короля. Прокопий тут же отправил грамоты в соседние города. В них он прямо назвал Сигизмунда III главным врагом Веры и Отечества и призывал воевод к объединению для борьбы с поляками. (ПСРЛ. Т.14. С.105).


Боярское правительство в Москве было готово к сотрудничеству с самим королем, а не Владиславом, поэтому даже начало вести с ним переписку по различным государственным вопросам. Поэтому действия рязанского воеводы оно расценило как крамолу и направило против него карательный отряд. Прокопий был осажден в Пронске, но на помощь ему пришел воевода Зарайска князь Д.М. Пожарский и помог освободиться. (ПСРЛ.Т.14. С.104).


К этому времени в Москву с разрешения боярского правительства был введен польский гарнизон. Он начал наводить в городе свои порядки. Возмущенный этим патриарх Гермоген был посажен под арест. Об его бедственном положении вскоре стало известно и в других городах.


Ситуация в столице настолько возмутила Прокопия Петровича, что он начал действовать еще активнее. В Новом летописце по этому поводу писалось: «На Резани же Прокопей Ляпунов, слыша про такое утеснение Московскому государству, и нача ссылатись со всеми городами Московского государства, чтобы им встать за одно, как бы помочь Московскому государству. Бог же вложил всем людем мысль, и нача присылати к Прокофью и во всех городах збиратися. В Колуге собрася князь Дмитрей Тимофеевич Трубецкой да Иван Заруцкой (бывшие сторонники уже убитого Лжедмитрия 11), на Резани Прокофей Ляпунов, в Володимере князь Василей Мосальской, Ортемей Измайлов, в Суздале – Ондрей Просовецкой, на Костроме – князь Федор Волконской, в Ярославле – Иван Волынской, на Романове – князь Федор Козловской з братьею. И все соединися во едину мысль, что всем померети за православную христианскую веру» . (ПСРЛ. Т.14. С.105).


Так по призыву П.П.Ляпунова начало формироваться Первое ополчение . Инициатива его создания принадлежала полностью ему. Именно он стал зачинателем всего ополченческой деятельности. До этого никогда массовых народных патриотических движений в России никогда не было.


Патриарх Гермоген , узнав о появлении патриотов во главе с Ляпуновым , в своей грамоте к ним благословил их на борьбу с польскими интервентами и попросил их как можно быстрее освободить Москву от иноземного плена. В ответ Прокопий отправил московским боярам гневную грамоту, в которой потребовал прекратить преследование православного пастыря и вернуть ему высокое почетное положение.


Создание народных ополчений испугало московских бояр. Они стали требовать, чтобы Гермоген в своей грамоте запретил Прокопию собираться к Москве. В ответ пастырь сказал: «К Прокопию я напишу так: «Будет королевич на Московское государство и крестится в православную веру, благословляю его служить. А будет королевич не крестится в православную веру и Литвы из Московского государства не выведет, и я их благословляю и разрешаю, кои крест целовали королевичу, и идти на Московское государство и помереть за православную христианскую веру» . (ПСРЛ. Т.14. С.106).


Получив патриаршее благословление, патриоты стали действовать еще более энергично. Местом сбора были определены Коломна и Серпухов. В феврале 1611 г. туда прибыли полкииз Суздаля, Ярославля, Тулы, Калуги, Владимира, Романова. Их состав был очень разношерстным. В него входили и городовые дружины, и бывшие тушинцы, и вольные казаки. П.П.Ляпунов приглашал всех в ряды ополченцев. Но это оказалось его роковой ошибкой, поскольку и бывшие тушинцы, и вольные казаки отнюдь не были патриотами. Первые надеялись с помощью ополченцев посадить на московский престол своего ставленника малютку Ивана – сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II , чтобы за его спиной самим править государством. Вторые хотели под предлогом борьбы с поляками заниматься грабежами мирного населения.


Уже 3 марта передовые отряды ополченцев двинулись к Москве. Местные патриоты готовились к их встрече. Обстановка в городе была такой напряженной, что 19 марта стихийно вспыхнуло восстание. Поляки оказались к нему готовы. В шести местах они подпалили Белый город и из пушек стали расстреливать бегущих от огня людей. По утверждению поляков, от их рук погибло 150 тысяч москвичей. Часть Москвы,называемая Белым городом, превратилась в руины. В подвалах сгоревших домов интервенты нашли несметные сокровища: ювелирные украшения из золота и серебра, украшенные алмазами, изумрудами, рубинами и жемчугом, золотая и серебряная посуда, драгоценные оклады икон, рога единорога, ценные меха и многое другое. (Тушинский вор. С.158-160).


После подавления восстания патриарх Гермоген был брошен в земляную тюрьму Чудова монастыря, где в феврале 1612 г. скончался. Боярин князь А.В.Голицын, как один из руководителей восстания, был казнен. Князю Д.М.Пожарскому, участвовавшему в боях на московских улицах, удалось покинуть город.


П.П. Ляпунов с ополченцами подошли к Москве только в начале апреля. Они сразу же начали штурм ворот и башен Белого города с разных сторон. Сам Прокопий с рязанцами бился у Яузских ворот и вскоре их захватил. Трубецкой с Заруцким вели атаки со стороны Воронцова поля, князья Волконский и Козловский с Волынским и Мансуровым сражались у Покровских ворот, у Тверских ворот – князь Мосальский, у Сретенских – Измайлов. Все вместе они достигли успеха и к 6 апреля взяли Белый город в свои руки. Его территорию они вскоре превратили его в один большой военный лагерь и стали готовиться к штурму Китай-города и Кремля, где засели поляки. (ПСРЛ. Т.14. С.109. Эти же данные содержатся в Ином Сказании и Рукописи Филарета) .

По утверждению автора Нового летописца, руководители ополчений из разных городов не сразу пришли в единомыслие. Сначала между ними была «рознь великая». Но потом на собрании всей рати решили выбрать главных начальников, которым все будут подчиняться. Наиболее авторитетными людьми были признаны тушинский боярин князь Д.Т.Трубецкой, тушинский боярин и бывший казачий атаман И.М.Заруцкий и думный дворянин П.П. Ляпунов . В триумвирате Прокопий занял последнее место, поскольку носил более низкий чин, чем остальные члены. Но в его ведении оказались наиболее важные вопросы – снабжение войска продовольствием и боеприпасами и связь с городами. Новое правительство стало называться «Совет всей земли» .(ПСРЛ.Т.14. С.109).


Такое же название получит потом и правительство Второго ополчения под руководством Минина и Пожарского. В этом отношении они пошли по стопам Ляпунова и воевод Первого ополчения . Однако, как отмечалось, вся слава спасителей Отечества досталась только им.


П. Ляпунов стремился к тому, чтобы в разношерстном войске ополченцев не было анархии, а во всем были порядок, дисциплина и законность. Для этого по его инициативе был разработан Приговор всей рати, в котором четко обозначались права и обязанности ополченцев. Для упорядочения способа материального обеспечения войска было создано несколько приказов: Поместный – ведавший наделением воинов землей, которая являлась платой за службу, Разрядный – ответственный за служебные назначения, Посольский – занимавшийся международными связями, в частности, с захваченным шведами Новгородом. Цель Большого прихода и некоторых других территориальных приказов состояла в сборе налогов с подчинявшихся ополченцам территорий.


Даже поляки отмечали, что самым авторитетным начальником в Первом ополчении был П.П. Ляпунов . Современники писали про него так: «Всего Московского воинства властитель скачет по полкам всюду, как лев рыкая» . Протестантский пастор Мартин Бер, находившийся в России во время Смуты, считал, что Ляпунов лично овладел несколькими городами и после этого принял титул Белого царя. Своими противниками он считал и Лжедмитрия, и Сигизмунда III, и царя Василия. (Тушинский вор. С.219). В какой-то период это, видимо, так и было, хотя никакого царского титула рязанский воевода не носил.


По утверждению некоторых поляков, П.П. Ляпунов собирался в случае победы и захвата Москвы посадить на царский престол сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек Ивана, прозванного в народе Воренком. (Тушинский вор. С.158).


На самом деле Прокопий Петрович был категорически против этой кандидатуры и из-за этого конфликтовал с Заруцким – покровителем Марины Мнишек. Более подходящим он считал шведского принца Карла-Филиппа, которого выдвигали на престол шведы вместе с некоторыми новгородцами. Для обсуждения вопроса об его воцарении от Первого ополчения в Новгород было направлено особое посольство во главе с князем И.Ф.Троекуровым. Но оно вернулось в полки, когда там после гибели Ляпунова главенствовали Заруцкий с казаками, и вопрос о Карле-Филиппе уже не стоял. (ПСРЛ. Т.14. С.112).


Занимаясь материальным обеспечением ополченческого войска, Прокопий Петрович понимал, что с мирным населением следовало поддерживать хорошие отношения. Крестьяне должны были добровольно делиться продовольствием и фуражом с ополченцами. Поэтому он особенно рьяно боролся с казачьими грабежами и разбоями. Ведь они подрывали авторитет воинов-патриотов. На собрании всей рати он даже стал требовать принять закон о самом суровом наказании для воров и разбойников из числа ополченцев. Городовые воеводы подержали Ляпунова и договорились сурово наказывать тех, кто будет пойман на месте преступления.


Вскоре отряд воеводы М.И. Плещеева наткнулся на казаков, грабивших Николо-Угрешский монастырь. Преступники тут же были схвачены и посажены в воду (таким был один из способов казни). Товарищи казаков выловили их из реки и все вместе обратились с жалобой к Заруцкому. Тот тут же собрал казачий круг, на котором было решено обвинить в случившемся Ляпунова. Кроме того, вольнолюбивые казаки стали ругать воеводу за заносчивость и непомерное властолюбие. (ПСРЛ. Т.14. С.112).


Когда Прокопий Петрович узнал об этом, то решил навсегда покинуть подмосковные полки и

Ляпунов Прокопий Петрович (убит в 1611 году) — русский политический и военный деятель Смутного времени, из старинного рязанского боярского рода.

В 1584 году участвовал вместе с Кикиными в возмущении черни в Москве против Богдана Бельского. Брат Прокопия, Александр, помогал Шерефединову захватывать на Рязани чужие земли при царе Иване Грозном. Находился в оппозиции к правлению Бориса Годунова.

Король не держит крестного целования; так знайте же, я сослался уже с северскими и украинскими городами; целуем крест на том, чтобы со всею землею стоять за Московское государство и биться насмерть с поляками и литовцами.

Ляпунов Прокопий Петрович

После смерти Бориса в числе первых согласился с Петром Басмановым и Василием Голицыным перейти на сторону Лжедмитрия I. Прокопий Ляпунов имел большое влияние среди рязанских детей боярских, вместе с ним на сторону самозванца перешла дружина не только Переяславля-Рязанского, но и других рязанских городов (например, Ряжска). Позже к войску присоединились служилые люди из других южных городов. Находясь в войске под Кромами (1605), Прокопий Ляпунов во многом способствовал укреплению влияния Лжедмитрия I.

После убийства Лжедмитрия I Ляпунов участвовал в движении Болотникова. Рязанские дружины под руководством Прокопия Ляпунова и Григория Сумбулова овладели Коломной, а затем, встретившись с основным войском Болотникова, подступили к Москве.

В конце 1606 года Прокопий Ляпунов «одумался» и присягнул Василию Шуйскому. Вслед за ним на сторону Шуйского перешли воеводы Сумбулов и Пашков, рязанцы и многие другие. Царь пожаловал Прокопию звание думного дворянина. В июне 1607 года на речке Восме недалеко от Каширы вместе с воеводами князьями Б. М. Лыковым и А. В. Голицыным он принял участие в сражении с войском самозванца. Царское войско одержало победу. Весной 1608 года отряд рязанцев под руководством князя И. А. Хованского и Ляпунова осадил Пронск, занятый приверженцами самозванца. Осада была неудачной, и им пришлось отступить. Ляпунов был ранен в ногу и передал управление войском своему брату Захарию.

С появлением польских отрядов Лисовского царь Василий дал указание Ляпунову сосредоточиться на защите Переяславля-Рязанского. Лисовский занял и укрепился в Зарайске. К Москве подошло войско Лжедмитрия II и расположилось в Тушино. Во время московской осады царь часто обращался за поддержкой рязанских воевод, требуя от них поставок продуктов и подкрепления. В это время Ляпунов был неоднократно благодарим царём за верность и усердие. В мае 1609 года Ляпунову было велено идти из Рязани к осаждаемой поляками Коломне.

В конце 1609 года Ляпунов отправил в Александровскую слободу грамоту для находящегося там со своим войском князя М. В. Скопина-Шуйского. В грамоте Ляпунов величал Скопина не князем, а царём, поздравляя его с царством. Через четыре месяца князь Скопин внезапно заболел и умер. Ляпунов начал распространять грамоты в разные города, в которых обвинял царя Василия Шуйского в отравлении. Вместе с В. В. Голицыным Прокопий начал готовиться к восстанию против царя. Посланец к находившимся в Москве брату Прокопия Захарию и князю Голицыну побудил их 17 (27) июля 1610 сместить царя. Государственная власть полностью перешла к боярской думе.

Ляпунов положительно отнёсся к решению думы об избрании польского королевича Владислава на царствование, отправил своего сына Владимира с приветствием к Жолкевскому, активно занимался снабжением находящегося в Москве польского войска припасами.

Встанем крепко, приимем оружие Божие и щит веры, подвигнемся всею землею к царствующему граду Москве и со всеми православными христианами Московского государства учиним совет: кому быть на Московском государстве государем. Если сдержит слово король и даст сына своего на Московское государство, крестивши его по греческому закону, выведет литовских людей из земли и сам от Смоленска отступит, то мы ему государю, Владиславу Жигимонтовичу, целуем крест и будем ему холопами, а не захочет, то нам всем за веру православную и за все страны российской земли стоять и биться. У нас одна дума: или веру православную нашу очистить, или всем до одного помереть.

ЛЯПУНОВ Прокопий Петрович. Его всегда отличала исключительная активность. Достигнув зрелого возраста и будучи самым богатым рязанским дворянином, он считал себя вправе вмешиваться во все московские дела и принимал в них самое деятельное участие. Он не напрасно полагал, что от него в немалой мере зависит судьба Родины.
В Переяславле-Рязанском старинный боярский род Ляпуновых был самым уважаемым и богатым. Только Прокопий Петрович и его братья имели право возглавлять всю рязанскую дружину и вести ее в бой. Это позволяло рязанскому воеводе чувствовать за плечами силу соотечественников и быть независимым в делах и суждениях.
Осенью 1604 г. во главе рязанского отряда Прокопий был направлен в Северскую землю (историческое название бассейна рек Сейм и Десна) для сражений с войском Лжедмитрия I. Но его, как и многих других, очень смутили "прелестные грамоты царевича Дмитрия". В них утверждалось, что царь Борис - узурпатор, с помощью преступлений и пронырства захвативший престол, а царевич - гонимый прирожденный государь. Смерть царя Бориса разрешила все сомнения. Вместе с другими воеводами П. Ляпунов целовал крест "царю Дмитрию".
Однако меньше чем через год пришла весть, что "царь Дмитрий" убит, а его престол самовольно занял боярин Василий Шуйский. Будучи сторонником законности и порядка, Прокопий решил начать борьбу с новым узурпатором, ставшим царем "без воли всей земли". Вместе с рязанской дружиной он примкнул к войску И. Болотникова, назвавшемуся эмиссаром вновь спасшегося Дмитрия, и с ним двинулся к Москве. Но трехмесячная осада столицы показала рязанскому воеводе, что никакого "царя Дмитрия" нет, а есть лишь шайка смутьянов, пожелавших ради своих выгод вновь начать в стране междоусобие. Бросив ставку Болотникова, он перешел на сторону царя Василия, в то время олицетворявшего собой единство государства, законность и порядок.
В. Шуйский по достоинству оценил поступок Ляпунова и пожаловал в думные дворяне. Теперь уже в составе царского войска Прокопий направился против своих бывших соратников. Осенью 1607 г. движение Болотникова было окончательно подавлено. Но это не принесло стране успокоения. В Стародубе уже собиралось войско второго самозванца. Весной 1608 г. Прокопию пришлось сражаться с передовыми отрядами "Стародубского вора". Около Пронска он потерпел поражение и был ранен в ногу. Спешно вернувшись в родной город, воевода начал готовиться к обороне. Это оказалось очень кстати, поскольку к осени вместе с Москвой Переяславль-Рязанский оказался в блокадном кольце. Однако деятельный рязанец не предавался унынию. Сохраняя тесные связи с деревнями и селами, он собирал продовольствие не только для себя, но и для москвичей, под охраной городовой дружины доставлял его в столицу.
Бездействие и трусливость царя Василия возмущали Ляпунова. С надеждой ждал он прихода войска М. Скопина-Шуйского, продвигавшегося из Новгорода к Москве. Когда в конце 1609 г. воевода-освободитель обосновался в Александрове, Прокопий прислал ему поздравительную грамоту, в которой назвал его царем и государем, понося бранными словами В. Шуйского. Несомненно, молодой и талантливый полководец восхищал Ляпунова, именно его он считал достойным царского престола.
Но грамота Прокопия сыграла роковую роль в жизни М. Скопина. Царь Василий узнал обо всем и затаил злобу на удачливого племянника. Вряд ли Ляпунов думал, что его восхищение Скопиным приведет того к гибели.
Узнав о смерти воеводы-освободителя, Прокопий ни на минуту не сомневался в том, что его отравили по приказу злобного и подозрительного царя Василия. Отравитель - Шуйский становится его главным врагом. Списавшись с боярами, Ляпунов сразу нашел союзников.
17 июля 1610 г. при непосредственном участии Захария Ляпунова, родного брата Прокопия, царь Василий был сведен с престола и через два дня пострижен вместе с женой. Во главе государства стало семь бояр ("Семибоярщина"), которые выдвинули проект избрания на российский престол польского королевича Владислава. Под Смоленск к его отцу королю Сигизмунду было отправлено посольство. В Москву ввели польский гарнизон для защиты от Лжедмитрия II.
Поначалу Прокопий поддержал данный проект и даже посылал продовольствие полякам. Но от Захария, входившего в Смоленское посольство, он узнал, что польский король вознамерился силой присоединить Московское государство к своей короне, лишив его независимости. Из союзников поляки превращались в захватчиков.
Уже осенью 1610 г. П. Ляпунов начал открытую борьбу с поляками. Он отказался целовать крест Владиславу, перестал поставлять в Москву продовольствие и фураж, начал рассылать грамоты по городам с призывом объединяться против интервентов. Действия рязанского воеводы нашли горячий отклик у патриарха Гермогена и вызвали возмущение у боярского правительства. В Рязанскую землю был послан отряд казаков, которые должны были наказать ослушника. В октябре они заняли Пронск и осадили Переяславль-Рязанский. На помощь Ляпунову пришел Д. Пожарский, воевода соседнего Зарайска. Казаки были отогнаны.
Инициатива Прокопия нашла горячий отклик в сердцах многих патриотов. Местом их сбора стали Коломна и Серпухов. В феврале 1611 г. там собрались бывшие сподвижники Лжедмитрия II, к тому времени убитого, Д. Т. Трубецкой и И. М. Заруцкий (об обоих см. ниже) с отрядами казаков, воеводы - владимирский, суздальский, костромской, ярославский, романовский и др.
Главным лозунгом ополченцев стал "совет за один" в борьбе за православную веру и очищение Московского государства. Третьего марта передовые отряды двинулись к столице.
Первого апреля начался штурм Белого города. Отряд Ляпунова мужественно бился у Яузских ворот и вскоре взял их. Это позволило к шестому апреля отбить большую часть стен и башен, хотя бои с польским гарнизоном продолжались и потом.
Личная храбрость и мужество рязанского воеводы сразу выделили его среди других военачальников. Многие стали считать именно его руководителем всего войска. Один современник так писал об этом: "Всего Московского воинства властитель Ляпунов скачет по полкам всюду, как лев рыкая". Несомненно, что организаторские способности Прокопия были очень важны для объединения разрозненных отрядов ополченцев.
Заняв Белый город, войска патриотов превратили его в большой военный лагерь и стали готовиться к окончательному штурму Китай-города и Кремля, где засели поляки с боярским правительством. По инициативе Ляпунова, который всегда был сторонником сильной центральной власти, закона и порядка, 30 июня 1611 г. созвали Совет всей рати. На нем был разработан и принят в качестве основного закона для всех "Приговор Московского государства разных земель царевичей, бояр, окольничих, дворян, детей боярских, атаманов и казаков", который провозглашал "временное правительство всея земли", состоящее из трех начальников: тушинского боярина князя Д.Т. Трубецкого, казачьего атамана и боярина И.М. Заруцкого и думного дворянина П.П. Ляпунова. По своему чину Прокопий оказался на третьем месте, но по существу играл одну из ведущих ролей, поскольку сосредоточил в своих руках связь с городами, сбор казны, продовольствия и раздачу дворцовых земель. Без всего этого армия ополченцев существовать не могла.
По инициативе Ляпунова были восстановлены некоторые приказы: Земский, Пушкарский, Стрелецкий, Поместный, Разбойный и др., которые стали осуществлять функции государственных учреждений и, налаживая связи со всеми городами, восстанавливать порядок. Все это очень не нравилось И. Заруцкому и казакам, привыкшим забирать необходимое силой. Но больше всего их возмутило желание Прокопия посадить на московский престол законного государя. Для этого начались переговоры с новгородским митрополитом Исидором о кандидатуре шведского принца Карла-Филиппа. Заруцкий же полагал, что царствовать будет его возлюбленная Марина Мнишек с сыном Иваном. Желая любым путем избавиться от рязанского воеводы, атаман начал настраивать против него рядовых казаков. Он говорил всем, что Прокопий Ляпунов не по мере своей вознесся и гордость показывает. Многих боярских детей и даже бояр позорит и бесчестит. Заставляет приходить на поклонение и долго стоять у его избы, ожидая разрешения войти. Особенно жесток он с казаками, "многокоризными их словесами поношаше".
Эти слова разжигали в казаках, не желавших подчиняться никаким законам, лютую ненависть к Прокопию.
В ответ Ляпунов попытался ужесточить меры по пресечению казачьего своеволия. Он издал указ, по которому следовало наказывать без суда и следствия всех, кто будет пойман как вор и разбойник. Вскоре воевода М. Плещеев поймал 28 казаков, грабивших Николо-Угрешский монастырь, и посадил их в воду. Товарищи освободили их и привели в Москву для разбирательства. Собрался казачий круг, на котором было выяснено, что Плещеев выполнял указ Прокопия. Видя казачье возмущение, Ляпунов решил уехать в Переяславль-Рязанский. Но его остановили и уговорили остаться. Опять собрался Совет всей рати и просил воеводу "быть по старому", во главе ополченцев.
О распрях среди патриотов стало известно в осажденном Кремле. Поляки решили "подлить масла в огонь". Они написали подложную грамоту, якобы от имени П. Ляпунова, в которой приказывалось уничтожать всех казаков. Эту грамоту подкинули в казачий стан атаману С. Заварзину. Тот, естественно, глубоко возмутился и потребовал собрать великий круг и вызвать на него Прокопия для объяснений.
Прокопий сразу понял, что против него приготовили новую провокацию, и не хотел идти. Тогда два атамана С. Толстой и Ю. Потемкин поклялись, что опасности для него нет, и уговорили выйти. Решающим днем стало 25 июля 1611 г. Современники хорошо запомнили эту дату, поскольку именно в этот день дело Первого ополчения оказалось порушенным.
П. Ляпунов смело вошел в казачий круг. Он не чувствовал за собой никакой вины. Когда казаки предъявили ему злополучную грамоту, он сразу же заявил, что хотя подпись и похожа на его, но ему не принадлежит. Более того, Прокопий заявил, что казаки сами написали эту подложную грамоту, чтобы внести смуту в руководство ополчения и снова заняться разбоем. Обвинение возмутило горячих казаков. В гневе с криками и саблями наголо они стали наступать на отважного воеводу. Дворянин И. Ржевский попробовал защитить рязанца, но тщетно. Оба пали под ударами сабель.
Гибель П. Ляпунова окончательно расколола ряды ополченцев. Городовые воеводы не захотели быть в одном стане с казаками-убийцами и подчиняться Трубецкому с Заруцким. Вскоре они разъехались по домам. Оставшиеся оказались без связи с провинцией, без продовольствия, фуража и денег, т.е. почти в такой же изоляции, как запертые в Китай-городе и Кремле поляки.
В итоге освобождение столицы задержалось на целый год. Новые воеводы Минин и Пожарский возглавили Второе ополчение. Но не стоит забывать, что оно стало особенно необходимым после трагической гибели П. Ляпунова, который первым начал борьбу с интервентами.
mob_info