Почему мы изучаем историю 1 2. Зачем и почему мы изучаем историю. Знать наиболее выдающихся людей

УНСПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГБОУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 27»

«ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ

НЕ ТОЛЬКО МОЖНО, НО И ДОЛЖНО.

НЕ УВАЖАТЬ ОНОЙ ЕСТЬ ПОСТЫДНОЕ МАЛОДУШИЕ».

А.С.ПУШКИН.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА. ЗАЧЕМ МЫ ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ?

(сценарий урока).

преподаватель истории.

Томск – 2013

Пояснительная записка.

Данная разработка предназначена для образовательных учреждений системы НПО и СПО при изучении темы «История как наука» в рамках программы по предмету «История» для групп с получением полного (среднего) образования.

Актуальность: необходимость повышения мотивации в изучении предмета у обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования.

Этапы урока. Деятельность педагога и обучающихся.

1. История как наука.

Актуальность изучения темы. Выделение проблемы. История как наука. «Отцы истории».

Деятельность педагога : задает вопросы, корректирует ответы обучающихся.

Деятельность обучающихся : слушают педагога, принимают участие в выделении проблем, которые будут решены в ходе урока отвечают на вопросы педагога.

2 Исторические науки.

Знакомство с историческими науками.

Деятельность педагога : объясняет предложенное обучающимся задание.

Деятельность обучающихся : работают с текстом учебника, выбирают исторические науки, оформляют их на листах и представляют результаты своей работы, формируют на классной доске коллаж из исторических наук.

3. «Первый наш историк и последний летописец». Н.М.Карамзин.

Знакомство с личностью и деятельностью Карамзина. Представление его «Истории государства Российского». Работа с отрывком из работы Карамзина. «История государства Российского». Выдержки из Предисловия.

Деятельность педагога : рассказывает, объясняет предложенное обучающимся задание.

Деятельность обучающихся: работают с историческим текстом, выполняют задания по тексту и представляют результаты работы.

4. Зачем мы изучаем историю?

Обобщение и выводы урока. Оценивание работы обучающихся.

Деятельность педагога : задает вопросы и корректирует ответы обучающихся

Деятельность обучающихся : отвечают на вопросы педагога, предлагают свои варианты ответа на вопрос «Зачем мы изучаем историю». Рефлексия.

Главные «киты» данного урока: использование разнообразных исторических источников, наглядность, доступность, мотивация, педагог организатор процесса познания.

Урок способствует: развитию внимательности, памяти, умению работать с историческими источниками, умению сформулировать ответ, умению презентации своей работы, умению быть внимательным слушателем.

Методика урока: использование интерактивных методов обучения: дети активные участники образовательного процесса, педагог – организатор процесса познания.

Что мне нужно:

- условия необходимые в начале

1. наличие учебного кабинета и учебной группы с исходным уровнем знаний

2. наличие методически разработанного урока

3. наличие материально-дидактического оснащения

4. желание ребят работать творчески

- условия необходимые по ходу: повышения уровня обученности, повышения уровня мотивации к обучению, овладение умениями и навыками работы с различными историческими источниками, овладение исторической культуры.

Список использованной литературы.

1. Н.М.Карамзин. История государства Российского. Книга первая. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 1995г.

2.Л.А.Кацва. А.Л.Юрганов. История России 8-15 вв. Учебное пособие. Москва: «Мирос-Аргус»; 1996г.

3. С.Г.Горяйнов. А.А.Егоров. История России 9-18 вв. Учебное пособие для школ, лицеев, гимназий и колледжей. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 1996г.

4. Н.А.ЗАгладин. Н.А.Симония. История. История России и мира. Учебное пособие 10 кл. Москава: «Русское слово»; 2008г.

5. Материалы (Википедия) и иллюстрации сети Интернет.

План урока.

Тема программы: История как наука.

Тема урока: История как наука. Зачем мы изучаем историю?

Тип урока: комбинированный.

Цели урока, его воспитательные и обучающие задачи:

1. Концу урока обучающиеся должны знать:

Что изучает наука «история»;

- «отцов» всемирной и отечественной истории;

Исторические науки;

Личность Н.М.Карамзина;

Зачем мы изучаем историю.

2. В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:

Уважительного отношения к кабинету истории, исторической литературе;

Уважения к истории своего государства, города, историческим памятникам;

Формирование исторической культуры.

3. В ходе урока способствовать развитию:

Умений и навыков самостоятельной работы с исторической информацией;

Умения грамотно пользоваться историческими терминами;

Умения представить итоги своей работы;

Рефлексии

Материально-дидактическое оснащение урока.

1. Классная доска.

2. Иллюстрации по теме

3. Листы с историческим материалом.

4. Листы формата А-4.

5. Маркеры.

6. Магниты.

Методическая цель: показать возможность проблемного изучения истории с использованием интерактивных методов обучения.

Сценарий урока.

Ведение в тему. Педагог: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие». Ребята я не случайно начала наш урок словами великого русского поэта, истинного патриота своей Родины А.С.Пушкина, так как эти слова очень точно соответствуют теме нашего урока: История как наука. Зачем мы изучаем историю? Ребята скажите, а что вы хотите узнать сегодня на уроке. Варианты ответов обучающихся: что такое история, ученых историков, зачем нам история нужна. Давайте посмотрим программу по истории и выясним, что нам нужно узнать. В программе написано тема: История как наука. Знать что изучает история, исторические науки, исторические источники. Давайте вместе выделим проблемы, которые мы должны на уроке решить. Что изучает история. Зачем мы ее изучаем? А поможет нам решить наши проблемы работа по следующим вопросам.

1. История как наука.

2. Исторические науки.

3. Н.М.Карамзин.

4. Зачем мы изучаем историю.

1. История как наука.

Педагог: ребята с историй вы уже знакомы с курса основной школы, скажите что изучает история? Варианты ответов: исторические даты, личности, достижения культуры, все что было в прошлом.

Педагог: история – это наука которая изучает прошлое настоящее человечества.

Педагог: ребята скажите, а на какие части делиться история? Ответ: Всеобщая (Всемирная) и отечественная история.

Педагог: ребята слово история древнегреческое в переводе означает рассказ, повествование. Скажите, а кто считается основателем науки истории? Ответ: древнегреческий историк 6 века до н. э. Геродот.

Педагог: показывает памятники Геродоту и дополняет ответ – Геродот много путешествовал по странам Средиземноморья и потом написал книгу, в которой он описывал страны, события, культуру народов стран по которым он путешествовал и назвал эту книгу «История» - она считается первым историческим трудом, а Геродот отцом науки истории.

Педагог: ребята, а кто знает, кого считают основателем истории России. Ответ: Нестор. А автором какого исторического труда он был? Ответ: он написал летопись «Повесть Временных лет». А что такое летопись? Ответ: записи исторических событий по годам.

Педагог: показывает изображения Нестора и дополняет. Монах Киево-Печерского монастыря в 12 веке создал «Повесть Временных лет», это произведение считается первым историческим трудом по истории Отечества, в котором описаны события о восточных славянах: их происхождении и быте, образовании государственности, религии, русских князьях.

2. Исторические науки.

Педагог: демонстрирует обучающимся учебники по истории. Ребята вы видите разные учебники – они результат работы многих наук, которые считаются историческими. И наша задача с ними познакомиться. У вас на партах листы формата А4. У кого то на листах название науки, у кого то определение науки. Листы у всех разные. Ваша задача просмотреть предложенный исторический текст и выполнить задание: либо по названию науки – определить, что она изучает, либо по определению науки определить ее название. Дооформить с помощью маркера листы и представить результаты работы.

Обучающиеся: работают с текстом, оформляют листы, затем выстраиваются у классной доски, представляют свои науки и формируют на доске коллаж из исторических наук.

Исторический текст.

Об истории, предшествующей созданию государства у восточных славян, мы судим на основании различных источников – сочинений древних авторов, данные этнографии – наука, которая изучает происхождение, расселение, культуру и быт народов мира; лингвистики – наука о языке, на котором говорит тот или иной народ. Широко используется наука вещественные памятники: орудия труда, остатки жилищ, ремесленные изделия и т.д. Их изучением занимается археология.

Очень интересны лингвистические источники. Например имена собственные изучает ономастика. Один из ее разделов топонимика – наука о географических названиях.

Большую помощь оказывают историку геральдика (наука о гербах), сфрагистика (наука о печатях) метрология (наука о мерах веса, длины, объема и площади), хронология (наука о системах счисления времени), генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.

Археология – наука, изучающая вещественные памятники: орудия труда, остатки жилища, ремесленные изделия, украшения, предметы быта.

Этнография – наука, которая изучает происхождение, расселение, культуру и быт народов мира.

Лингвистика – наука о языке, на котором говорит тот или иной народ.

Метрология – наука о мерах веса, длины, объема и площади.

Ономастика – изучает имена собственные.

Топонимика – изучает географические названия.

Геральдика – наука о гербах.

Сфрагистика – наука о печатях.

Генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.

Хронология- наука о системах счисления времени.

3. Н.М.Карамзин.

Педагог: ребята скажите, а без кого не было бы ни науки истории, ни исторических произведений, ни учебников? Ответ: без ученых историков. В истории нашего славного государства много известных имен ученых историков. Но я хотела бы вас сегодня познакомить с личностью известного писателя, историка Николая Михайловича Карамзина. А.С.Пушкин писал о нем: «Первый наш историк и последний летописец». Почему именно о Карамзине? (иллюстрация портрета Карамзина и обложки его «Истории Государства Российского» 19 века). Его главный исторический труд «История государства Российского» - стал первым историческим трудом, который вызвал интерес простых граждан России. Первые восемь томов его истории вышли в свет в 1818 году и пользовались огромным спросом. «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную» (А.С.Пушкин). Род Карамзиных происходит от татарского князька Кара-Мурзы, который крестился и перешел на службу великим московским князьям. Отец писателя, Михаил Егорович Карамзин, вышел в отставку капитаном и получил поместье в Симбирской губернии. Здесь 1 декабря 1766 года в деревне Карамзинка (Знаменское) родился будущий писатель и историк, здесь же прошло его детство. О юных годах Карамзина почти ничего неизвестно. Архив писателя погиб, сохранившиеся сведения отрывочны и неопределенны. Безусловно он получил хорошее образование. Известно, сто к 14 годам он владел французским, немецким, церковнослявянским языками, много читал, обсуждал с друзьями прочитанное. Образование продолжил в Москве, в пансионе Шадена, слушал лекции в университете. Изучил еще пять языков: латынь, греческий, английский, итальянский и польский, Служил в Преображенском полку и в 1782 году получил чин капитана. Но военная служба его не интересовала. К тому же он не смог получить перевод в действующую армию т.к. не дал взятку полковому секретарю. Карамзин был натурой впечатлительной, в вечном поиске ответов на вопросы о смысле цели жизни, будущего России и всего человечества. Ответы он искал и в масонстве, и за границей где он пробыл один год с1789по1790гг, Возвращается в Россию сначала в Петербург, затем в Москву, где и начинается его литературная деятельность, издатель «Московского журнала» где и были напечатаны его первое литературное произведение «Письма русского путешественника». Уже после тридцати лет серьезно увлекается историей. Сначала пишет исторические очерки: «Марфа-посадница», «Наталья-боярская дочь», очерки о российских древностях. В 37 лет Карамзин обратился с письмом к товарищу народного просвещения М.Н. Муравьеву с просьбой поручить ему подготовку «Истории государства Российского». 31 октября 1803 года последовал высочайший указ Александра Первого о назначении Карамзина историографом с жалованием две тысячи рублей ассигнациями в год. При создании своего труда Карамзин изучил и переработал огромный объем исторического материала: Лаврентьевский, Ипатьевский, Троицкий, Хлебниковский летописные списки, Синодальная рукопись кормчей книги 1282 года, древнейшим списком «Русской Правды», княжеские грамоты, сказания иностранцев о России. Всего для написания своего труда Карамзин использует около 40 летописей, упоминает более 350 авторов и названий книг. В 1818 году вышли в свет и поступили в продажу первые восемь томов «Истории государства Российского» от древнейших времен до 1560 года, небывалым для того времени тиражом в 3000 экз, который был раскуплен в течении месяца. Вся Россия читала «Историю» Карамзина. Всего Карамзин создал полных 11 томов. 12 –ый том завершить неуспел. Смерть Александра Первого, восстание декабристов надломили Карамзина. Он умер 22 мая 1862 года сидя в кресле «всеми уважаемый, но до конца не понятый». А.С.Пушкин заметил «Карамзин есть новый наш историк и последний летописец», а его «Историю государства Российского» назвал «подвигом честного человека». И по моему мнению заслуга Карамзина состоит в том, что он открыл для граждан страны историю страны, и считал, что все граждане страны должны читать ее историю. А вот почему так считал Карамзин, вы сейчас найдете ответ сами.

Педагог: сейчас вы будете самостоятельно работать с историческим текстом. Перед вами карта-задание «История государства Российского». (Выдержки из предисловия). Необходимо ознакомиться с данным отрывком и ответить на вопросы после текста. Правильные ответы отмечаются в тексте. Каждый обучающийся подписывает на своей карте фамилию и по просьбе педагога сдает на проверку для выставления оценки. После работы, ребята по своему желанию представляют свои ответы на учебную группу, после этого все карты сдаются педагогу.

Карта-задание.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

«История государства Российского»

(выдержки из предисловия)

Мы любим, одного желаем; любим отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не измениться никогда твердое основание нашего величия, да правил мудрого самодержавия (власти) и святой веры и более и более укрепляет союз частей: да цветет Россия, … по крайней мере, долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного кроме души человеческой!»

Задание 1. Какое определение дал Карамзин истории?

Задание 2. Зачем по мнению Карамзина, простой гражданин должен читать историю?

Задание 3. Кто, по мнению Карамзина, считается отцом русской истории?

Задание 4. Какие источники использовал Нестор при создании своей истории?

Задание 5. Что желает Карамзин своему Отечеству?

Ответы на карту-задание.

Задание1. «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная необходимая; зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

Задание 2. «Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках: утешает его в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственные чувство и праведным судом располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие».

Задание 3. Нестор, инок Киевопечерского монастыря

Задание 4. «изустные предания древности, народные исторические сказки, видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских; читал византийские хроники, записки церковные».

Задание 5. Благоденствия, славы, мудрой власти, святой веры, процветания.

4. Зачем мы изучаем историю?

Педагог: дорогие ребята, мы подошли с вами к заключительному этапу урока: мы познакомились с вами, что изучает наука история, узнали исторические науки, познакомились с Н.М.Карамзиным, работали с историческими текстами и сейчас пришло время ответить на вопрос: зачем мы изучаем историю. Пожалуйста, ваши версии.

Версии, представленные обучающимися: чтобы знать прошлое, чтобы не допускать ошибок в будущем, быть достойными гражданами своей страны.

Педагог подводит итоги и открывает на классной доске свои варианты ответа:

Знания

Уважения к прошлому

Воспитание потомков

Учиться на уроках истории

Быть достойными гражданами своей страны

Получить документ об образовании

Педагог: ребята а закончить наш урок я хотела бы посланием ребят выпускников прошлого года. Стилистика и орфография сохранены.

Нашему педагогу Елене Николаевне. «Зачем нужна история. История нужна для того, чтобы знать прошлое, узнавать какая была Россия, кто и когда ей правил, как она развивалась. Зачем мы изучаем историю? История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира. А в первую очередь с нашими ближайшими соседями народами стран Европы и Азии. Знакомясь с историей вообще и с историей Отечества, в частности, мы очень быстро обнаруживаем, что много из того, что мы видим и слышим, читаем сегодня уже было и не раз в нашей прошлой жизни. Прошедшие поколения незримо протягивают к нам свои руки. Они передают нам не только свои трудовые навыки, свои приобретения, но и свои промахи, просчеты т горести. Знать прошлое – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Поистине, как говорили древние римляне, «история это учитель жизни».

С уважением ваши ученики.

В заключении ребята оценивают свою работу на уроке, выбирают самых активных участников и вместе с педагогом выставляют оценки за работу на уроке. Выставляются оценки за работу с картой-заданием.

Критерии оценивания устных ответов на уроке:

Правильность ответа

Полнота ответа

Самостоятельные суждения, выводы

Приложение.

1. иллюстрации к уроку

2. карта-задание

3. исторические науки

4. варианты ответов на вопрос: зачем мы изучаем историю.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН (1766-1826)

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»

(ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ)

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители, законодатели, смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как раньше мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок. Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках: утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственное чувство и праведным судом располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие.

Нестор, инок монастыря Киевопечерского, прозванный отцом Российской истории, жил в 11 веке, одаренный умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки, видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских; читал византийские хроники, записки церковные и сделался первым летописцем нашего отечества.

Мы одного любим, одного желаем; любим отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не измениться никогда твердое основание нашего величия, да правил мудрого самодержавия (власти) и святой веры и более и более укрепляет союз частей: да цветет Россия, … по крайней мере, долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного кроме души человеческой!»

ЗАДАНИЕ 1. Какое определение дал Карамзин истории?

ЗАДАНИЕ 2.Зачем по мнению Карамзина, простой гражданин должен читать историю?

ЗАДАНИЕ 3. Кто, по мнению Карамзина, считается отцом русской истории?

ЗАДАНИЕ 4. Какие источники использовал Нестор при создании своей истории?

ЗАДАНИЕ 5. Что желает Карамзин своему Отечеству?

Большинство из нас относятся к истории достаточно прохладно, подразумевая под этим предметом только скучные переплетения дат. Множество школьников, страдающих над учебниками, хотели бы узнать, почему мы изучаем историю и бывает ли на свете что-то еще более нудное и неинтересное.

Поскольку исключение истории из школьной программы вряд ли планируется, давайте попробуем разобраться, реально ли изменить свое отношение к рассказам о прошлом и может ли история стать захватывающей, интригующей и яркой?

История страны: подумать о глобальном

Конечно, мысли и чувства каждого человека в основном вращаются вокруг собственной персоны – большую часть времени мы заняты решением своих проблем, своими радостями и печалями. Однако никто не может отрицать, что любой из нас живет в государстве – огромном объединении личностей, составляющем целую страну. Попробуйте представить, что страна наша по сути представляет собой такую же личность, составную часть мирового сообщества, и внутри нее также существуют проблемы, она добивается побед, а иногда и терпит поражения. Стране тоже может быть больно, иногда она страдает от внешней агрессии, способна находить себе друзей и партнеров.

Теперь представьте, могли бы вы жить и стремиться к лучшему, ничего не помня о своем прошлом, забыв родителей, детство, бросив свои воспоминания, победы и достижения, как ненужный мусор? Так и страна не способна существовать и добиваться успеха без своей истории, состоящей из миллиона фрагментов, ситуаций и фактов.

Зачем же нужна история: прошлый опыт и его применение

Наверное, вы слышали такое выражение: «История развивается по спирали». Но думали ли вы когда-нибудь, что оно означает? Давайте попробуем разобраться, зачем человечеству нужна история и память о прошлом.

Все события, случившиеся со странами, государствами и населяющими их людьми, когда-то уже происходили в прошлом. Спиральным развитие истории называют потому, что события, приключившиеся давно, случаются вновь, но обретают новые черты с учетом нового времени. Сохраненная память о прошедшем позволяет предугадать приближение какого-либо события, избежать прошлых ошибок, сделать правильные выводы и не допустить беды.

Учитывая прошлый опыт, человечество действительно развивается «по спирали» – вверх, к лучшему. Если бы не было истории, не было бы и развития, и ошибки могли бы совершаться вновь и вновь: войны, разногласия, гибель миллионов людей.

Вспомните, как решались проблемы между государствами в далеком прошлом? Конечно, с помощью войн. Однако прошедшие века смогли научить людей новым способам решения конфликтов: появилась дипломатия, страны пытаются договариваться друг с другом и находить компромиссы – решения проблем, устраивающие обе стороны спора. Такие умения достались человечеству огромной и страшной ценой, и забывать о прошлых ошибках совершенно недопустимо.

История вашей семьи: наше прошлое и будущее

Подумав о целой стране, давайте поразмышляем об одной семье – ваших родных, любимых и близких людях. Вы наверняка замечали, с каким уважением и интересом ваши родители, бабушки и дедушки рассказывают о своих предках. Возможно, вам не совсем хочется слушать эти истории, но задумайтесь: когда-то кто-то будет так же рассказывать и о вас. Ваши родные, составляющие семью, большую или маленькую, – части семейной истории, складывающейся, как пазл, в одну большую картину. И именно от вас зависит, будет ли сохранена летопись рода, будут ли храниться сведения о его представителях, будет ли передаваться эта информация дальше и дальше. Возможно, все же стоит послушать и запомнить бабушкины рассказы – много лет спустя вы станете вспоминать их с особым теплом.

Чтобы полюбить историю и заинтересоваться ей, вы можете попробовать расспросить близких, что происходило в вашей семье во время значительных исторических событий: воевали ли ваши предки, как жили после войны, о чем мечтали, к чему стремились, чего опасались. Таким образом, обезличенные исторические даты оживут и станут реально интересными: достаточно только представить, что чувствовала ваша прабабушка, провожая сына или дочь на фронт Великой Отечественной войны.

Итак, почему мы изучаем историю? Потому что это человеческая память, ставшая фундаментом нашего опыта, и память страны, являющаяся основой ее исторического пути, базой для настоящего и будущего. Те, кто сможет задуматься об этом, совершенно по-другому будут смотреть на перечни дат и событий, видя за фактами и цифрами живое прошлое.

Почему мы изучаем историю? Люди, окружающие нас, все разные по национальностям, языку, возрасту, характеру, привычкам, склонностям, и в то же время все они во многом одинаковые. Так и народы все они разные: у каждого из них свой жизненный путь из глубокой древности до наших дней, у каждого свой уровень развития, у каждого свой характер, свои обычаи, и все-таки все народы это единая человеческая семья и им свойственны многие общие черты, особенно если они живут на одних континентах. Одна семья Чупров Л.А. МОУ СШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.


История Отечества Показывает место и роль ее народов в мировом развитии Что народ России дал миру и что он от него получил. Дает ответ на вопрос: кто мы, где наши исторические корни. Какое место занимает наш народ в истории Европы и Азии, каковы его взаимоотношения с другими странами и народами. Помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде человеческих поколений.


История Отечества должна Дать нам точные ориентиры относительно нашего собственного народа Дать спокойный и честный ответ на вопрос что составляет гордость и славу на жизненном пути народов, а что бесчестье и позор. Вызвать наше уважение и восхищение его достойными делами и чувства сожаления и осуждения его деяниями дурными и постыдными


История Отечества дает возможность понять Что многое из того, что мы видим и слышим, читаем сегодня, над чем задумываемся, уже было и не раз в нашей прошлой истории. свои промахи, просчеты, неудачи, беды и горести и уберечь нас от их повторения.. Что наши предки передают нам свои трудовые навыки, опыт, достижения, свои приобретения, успехи материальные и духовные, культурные,


История Отечества дает возможность Познать процесс создания человеческого общества на территории нашего Отечества Сопоставить это развитие со всем ходом движения человечества Выявить ступени развития этого процесса на протяжении веков. Обогатить свою память, свой разум знанием законов этого развития.




Влияние географического положения Беспредельные открытые пространства, равнина и губили Россию, делали ее легкой добычей завоевателей как с Востока, так и с Запада, Особенностью географического положения России стала ее удаленность от мировых морских и океанских путей. Народам, жившим на этой равнине, сложно было обособиться. Она как бы сближала и перемешивала их, помогала им обмениваться производственным опытом, достижениями культуры, обычаями и традициями Огромные пространства давали возможность отступать в глубь территории, спастись от вторжений, они же создавали трудности для завоевателей, сталкивавшихся с длительными переходами по малодоступным местам. Эта отдаленность русских земель от выгодных морских путей, с одной стороны, объясняет замедленность развития России, а с другой дает нам понимание постоянного стремления России выйти из этого «закрытого состояния», пробиться к мировым центрам цивилизации, овладеть выгодными торговыми путями.


Географическое положение страны, постоянная опасность русским границам и с востока и с запада, необходимость отвоевывать себе выходы к морям приводили к тому, что русское общество становилось традиционно милитаризированным, т. е. проникнутым военными (оборонительными и наступательными) настроениями. Армия, военная служба, военные подвиги в России постоянно были на первом плане.


Влияние географического положения Пространства России повлияли и на систему управления. Наиболее удобной здесь могла бы быть сильная централизованная власть. Азия оказывала сильное влияние на развитие страны. Отсюда порой брались образцы централизованного деспотического управления. Россия являлась одновременно и европейской, и азиатской державой. С Европой Россия была издавна связана языком, имеющим одинаковые корни с языками других европейских стран, религией (христианством), культурой, постоянными экономическими связями Особенности территориального расположения страны во многом объясняли длительность в России абсолютной царской власти. Постоянное пребывание России между Западом и Востоком, постоянное противоборство в ее историческом опыте, культуре западных и восточных влияний, стремление определить свое, самобытное место в мировой цивилизации оставило заметный след в русском обществе.


«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими дивишь ты, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными...» Древний автор XIII в.


Восточно-Европейская равнина, на просторах которой развертывалась история нашего Отечества, отличалась своим однообразием. Можно было проехать сотни километров и видеть один и тот же пейзаж: спокойную, величавую и ровную поверхность земли, покрытую густым смешанным лесом. Иногда появлялись холмы, увалы, овраги, и даже там, где на десятки километров простирались веселые, покрытые густой травой луга, все равно на горизонте синела непременная кромка леса. Природа и ее влияние на судьбы страны.


Но эта величавость и скупая прелесть таили в себе великие трудности для поселившихся здесь людей. Они острее чувствовали не только красоту родной земли, но и ее суровость, неласковость. Они жили в условиях хоть и теплого, но короткого лета, долгой и холодной зимы, поздней весны с частыми возвратами холодов. Даже в южных частях страны снег лежит по три месяца, чего не знает почти ни одна страна Западной Европы. Арктические ветры, не встречая сопротивления в виде высоких горных хребтов, временами продувают страну насквозь, добираются до самых южных ее частей. На севере дыхание Ледовитого океана ощущается особенно сильно. С востока через всю равнину дуют континентальные ветры, обжигающие, холодные зимой и знойные, несущие засуху летом. Природа и ее влияние на судьбы страны.


Половину территории России в течение долгих веков занимал лес это и тайга, и смешанный лес. Здесь были и страшные лесные чащи, и губительные лесные болота, и веселые, прогреваемые солнцем рощи и дубравы. Лес защищал от врагов, давал питание, обеспечивал строительным материалом, он согревал, одевал, обувал. Отсюда шли бревна на строительство домов, лучина для освещения изб, лыко для изготовления лаптей. Охотничий промысел, собирание ягод, грибов обеспечивали человека пищей. Природа и ее влияние на судьбы страны.


Русь благодаря лесу испокон века была страной деревянной, в отличие от стран Западной Европы, где и сельские поселения, и города строились из камня. Каменные постройки стояли веками, исправно служа человеку. Русь часто и легко горела, быстро и споро отстраивалась. На это уходили большие народные силы. Одна лишь Москва много раз выгорала почти дотла и снова воссоздавалась во всей своей красе, между тем как Лондон и Париж сохранили в неприкосновенности многие свои постройки со времен XI XII вв. Природа и ее влияние на судьбы страны.


Наличие большого количества рек, их разветвленность, медленное и равнинное течение по существу делали Россию страной удобных водных путей, превращали реки в постоянного спутника жизни человека. На их высоких берегах люди селились, по водной глади продвигались на лодках и плотах, реки кормили рыбой, а их медленные величавые разливы оставляли после себя удобные для скотоводства заливные луга. Вдоль Днепра, Западной Двины, Десны, в междуречье Оки и Волги создавались первые русские княжества. Природа и ее влияние на судьбы страны.


Природа, конечно, диктовала свои законы. Так, на юге в районе Среднего Поднепровья, на черноземных землях раньше и сильнее было развито хлебопашество, в лесных районах Волги и Оки, там, где сложились впоследствии Владимиро-Суздальское княжество и Московское государство, издревле развивались лесные промыслы, рыбная ловля. Природа и ее влияние на судьбы страны.




Все это во многом определило и облик и психологию народа. На однообразных равнинных просторах, в сумрачных лесах выковывался характер упорный, несгибаемый, суровый и в то же время доверчиво открытый природе, ее скупым радостям. Здесь формировались люди, споро работавшие в период короткого лета и затем вынужденно «отдыхавшие» долгими жестокими зимами. Не отсюда ли обитателям Восточно- Европейской равнины свойственна работа порывами, отсутствия тяги к систематическому равномерному труду. Природа и ее влияние на судьбы страны.


Эта земля не знала национальной замкнутости и спеси и была открыта всем нациям и народам на все стороны света. Именно это было одной из причин того, что все государства, которые издревле возникали здесь, были с самого начала многонациональными. Природа и ее влияние на судьбы страны.

20 июня 2013

Однажды, учась в старшем классе школы, я стал свидетелем интересной сцены на уроке. В тот день учитель истории задал классу вопрос: «Почему мы изучаем историю?» Он вообще был из той породы преподавателей, которые любят ставить собственных учеников в тупик, казалось бы, простыми вопросами. Сейчас это кажется нелепым, но тогда мы, без пяти минут выпускники, обладающие уже весьма обширной базой знаний, обученные достаточно емко излагать свои мысли, так и не сумели сформулировать внятно ответить, зачем мы изучаем историю. В самом деле, зачем? Мы изучаем иностранные языки, так как это дополнительный бонус к нашей квалификации в будущей трудовой деятельности, мы изучаем математику и физику из-за их прикладного характера для любого инженерного дела, а почему мы изучаем историю? Нет, на интуитивном уровне все мы понимали, что память об отечественной и мировой истории необходима, но формулировка ответа на вопрос о том, зачем изучать историю конкретно нам, так и осталась туманной и неопределенной.

Кто управляет прошлым…

Позже я для себя лично выстроил достаточно логичное и верное объяснение, однако оно было слишком пространным и неуклюжим, пока через пару лет я не прочел известную антиутопию англичанина Джорджа Оруэлла «1984», которая рисовала картину тоталитарного будущего планеты.
Там была сформулирована гениальная фраза: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым». Чрезвычайно емкое и одновременно освещающее все объяснение, отвечающее, почему мы изучаем историю. Ведь вся наша цивилизация, от ее глобальных черт до самых мельчайших деталей, является суммой всего исторического развития и прямым результатом недавних и весьма отдаленных событий.
И даже не нужно возвращаться в прошлое, чтобы изменить историю. Достаточно сегодня преподнести свою искаженную версию нерадивым потомкам, и облик общества неизбежно изменится. Достаточно заретушировать преступления прошедшего века, а величайших преступников представить в светлых цветах благодетелей. И вот уже новые настроения буквально на глазах меняют общество. То, что вчера было постыдным, сегодня становится предметом гордости. Тот, кто вчера подвергался порицанию, сегодня владеет миром. И не так важно, как все происходило на самом деле.

На самом-то деле любое историческое исследование неизбежно обречено накладывать современные суждения, мотивации и нормы морали на деяния прошлого, и восстановить истину в абсолюте невозможно по определению. Важно лишь то, как нам преподносится сегодня отдаленное событие. Пусть оно уже не может изменить прошлое, но оно вполне может изменить настоящее. Оттого-то так важна историческая память в политике любой общественной силы. Оттого-то бьются политики друг с другом за свое видение истории, так как победа в 1939-м, 1917-м, 1709-м дарит им победу не вчера, а сегодня. И сегодня дарит власть над миром. А тем, кто сумел найти ответ на вопрос о том, почему мы изучаем историю, и усвоил уроки прошлого, часто легче разобраться в хитросплетениях сегодняшнего дня.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Многие из нас не имеют ни малейшего представления о том, что случилось в прошлом и как это может повлиять на наше настоящее и будущее. История — это не просто школьный предмет. Это наша гордость, наш позор и наша тайна. Мы не можем стереть историю прошлых поколений, но можем извлечь много ценных уроков из истории. Вот то, почему настолько важно начать изучать историю.

1. Знать прошлое.

Мало кого волнует то, что сделали люди в прошлом. Вы не должны зацикливаться на прошлом, но разве не интересно знать, что произошло тысячу лет назад? Разве не интересно знать историю жизни вашего предка? История играет важнейшую роль в нашей жизни. Помогает нам избежать самых опасных ошибок, которые совершили люди много лет назад.

2. Признать ошибки.

Последние события могут преподать нам много ценных уроков. Когда мы признаем свои , мы можем избежать их или борьбы с ними. Мы можем избежать конфликтов, войн, холокоста, голодомора, и многие другие страшные события, которые случились в прошлом. Мы не можем изменить настоящее и будущее, не зная прошлого.

3. Понять прошлые поколения.

Моя однажды сказала: “ Если твоя прабабушка была жива, она смеялась бы над нашими образам жизни.” Мне было интересно узнать больше фактов о прошлых поколений и понять, почему у них были разные приоритеты в жизни и какие цели у них были.

4. Понять современное общество.

Есть тонкая грань между прошлым и настоящим. То, что произошло много лет назад может повлиять на происходящее сегодня. Узнайте о событиях, которые помогли сформировать жизнь ваших предков, а также вашу собственную жизнь. Это поможет вам понять современное общество лучше.

5. Это невероятно интересно.

Вы когда-либо хотели узнать больше о женщинах из истории, старинных зданий или выдающихся сражений? История невероятно интересна. Выберите тот аспект истории, которая полностью заинтриговывает вас и возьмите столько книг истории, сколько вы можете прочитать. Это может стать вашим новым хобби. История — это не скучно, когда вы любите то, что читаете.

6. Понять, как жизнь изменилась за эти годы.

Вы знаете о событиях, которые привели к первой и второй мировой войне? Мы знаем об этих войнах, но вряд ли знаем причины. Жизнь изменчива, но единственное, что может помочь нам понять те изменения, является история. События происходят в постоянно увеличивающемся темпе. Изучение истории — это простой способ быть в гармонии с настоящим.

7. Знать наиболее выдающихся людей.

Короли, королевы, мореплаватели, правители, учёные, художники и многие другие выдающиеся люди сделали многое для нас. Да, некоторые из них делали ужасные, отвратительные и ужасные вещи, как смертная казнь, но в целом у нас есть много вещей, благодаря им. Воспоминая их имён — один из лучших способов быть им благодарны за то, что они сделали.

8. Найти вдохновение.

Наконец, история — это фантастический источник вдохновения. История может вдохновить вас, чтобы создать событие, которое изменит вашу будущую семейную жизнь или ваше общество. Также она может вдохновить вас, чтобы стать лучшим человеком и найти своё истинное призвание в жизни. История помог многим людям раскрыть свои таланты и развить новые навыки. Кто знает, может быть, он тоже сможет вам помочь.

История очень нужна для нас. Я не любила предмет истории в школе. Для меня был одним из худших предметов. Теперь, когда я понимаю, насколько история важна для нас, я не жалею времени на чтение книг по истории. В конце концов, однажды все мы будем чьей-либо историей, так давайте не будем забывать о прошлом и создадим счастливое будущее.

mob_info