Абу али ибн сина и естественные науки. Абу Али Ибн Сина (Авиценна) — величайший ученый древности. Оценка по биографии

За пять веков до Декарта он сказал: «Я мыслю – следовательно, существую ». Ему покорились десятки научных дисциплин, перед ним отступали страшные болезни. Он был наделён мужеством сказочного героя в преодолении крутых поворотов судьбы.

Служение науке позволило ему не склонить голову перед всесильными преследователями, быть независимым от богатства и славы высоких покровителей. «И солнце, и бури – всё выдержит смелое, высокое слово и доброе дело », – этими словами самого Ибн Сины можно описать удивительную жизнь великого мыслителя.

Сын мытаря и звезды

Когда сборщик налогов из Хармайсана (район Узбекистана) по имени Абдуллах ибн Хасан наконец получил долгожданную должность в самой Бухаре – столице процветающего Саманидского государства, вся его большая семья стала готовиться к отъезду из маленького городка Афшана, где Абдуллах нашёл своё счастье с любимой женой Ситарой, чьё имя означало «звезда», и где родился их первенец – Хусейн, известный на Востоке под именем Ибн Сина, а на Западе – как Авиценна, великий врач, поэт, философ, учёный.

В Бухаре Абдуллах, обладавший знаниями и много размышлявший над вопросами мироздания, собирался дать своим детям хорошее образование. Старший из детей, Хусейн, уже с пяти лет проявил небывалую тягу к учению и обнаружил исключительную память. И хотя в бухарской школе Хусейн был младшим, его знания по математике, законоведению и богословию высоко оценивались учителями, а ученики постарше не считали зазорным обращаться к нему по самым разным вопросам.

Как-то отцу Хусейна стало известно, что в Бухаре гостит видный учёный Ан-Натили. Абдуллах пригласил его поселиться в своём доме, а заодно и преподавать детям. Натили остался в семье чиновника, а у Хусейна появилась возможность в любое время задавать учителю вопросы, сначала простые, а затем всё более сложные.

Спустя какое-то время мальчишка уже пытался оспаривать доводы Натили, обсуждая с учителем взгляды Птолемея, Аристотеля и Евклида. Когда Натили уехал, в руки Хусейна, которому к тому времени исполнилось 15 лет, попала знаменитая аристотелевская «Метафизика».

Ибн Сина пишет в своей автобиографии, что ему никак не удавалось понять смысл книги, хотя, неоднократно перечитывая её, он выучил в ней уже каждую строчку. И вот однажды торговец в книжной лавке, хорошо знавший Хусейна, предложил тому почти за бесценок приобрести комментарии к «Метафизике» известного восточного мыслителя Абу Насра Фараби.

Когда Хусейн дошёл до последней строки этой рукописи, система мироздания, какой её видел Аристотель, открылась перед юношей во всём своём поражающем воображение великолепии.

С 998 года Авиценна был приближён ко дворам нескольких правителей, при которых занимал должность врача.

С той поры Хусейн истово увлёкся естественными науками. Труды античных медиков – Гиппократа, Галена, Ap-Рази, Ибн Аббаса – утвердили его в желании стать врачом.

Молодой человек понимает, что изучение медицины невозможно без практического опыта, без непосредственного общения с больными, и поступает в ученики к известному в Бухаре хакиму (лекарю) Камари.

Учёный скиталец

Как-то раз Камари поведал ученику о своём отчаянии: никто из врачей, включая самого Камари, оказался не в силах ни вылечить повелителя, ни даже распознать болезнь, от которой занемог бухарский эмир.

Хусейн предложил учителю свою помощь, но ему требовалось осмотреть больного. Придворных лекарей привело в неописуемое негодование то, что Камари осмелился просить эмира допустить в свои покои 17-летнего мальчишку.

Однако правитель не возражал, и Хусейн смог, осмотрев эмира, назначить лечение, после которого болезнь отступила. Тогда правитель Бухары пообещал выполнить любое желание своего спасителя.

Юноше не нужны были ни роскошные дома, ни многочисленные рабы, ни богатые караваны – он мечтал об одном: о доступе в дворцовую библиотеку Саманидов. Удивлённый эмир не смог отказать Хусейну и в придачу назначил его придворным лекарем; отныне все стали величать его достопочтенным Ибн Синой .

С тех пор Ибн Сина всё своё свободное время проводил за чтением уникальных рукописей из книгохранилища эмира. Он изучал труды по медицине, математике, астрономии, физике, механике, не забывая и о врачебной практике. Но каким бы исключительным ни был врачебный талант Ибн Сины, эмир через пару лет скончался, а Бухару захватили тюрки.

Торжествующие кочевники безжалостно сожгли дворцовую библиотеку. В попытке сберечь хотя бы часть бесценных знаний, почерпнутых им в древних рукописях, Ибн Сина вознамерился изложить их в книге, которую назвал «Собранное ».

После смерти отца семья Ибн Сины решает покинуть неспокойную Бухару. Выбор пал на Ургенч – столицу Хорезмийского государства. Правитель Хорезма Мамун слыл покровителем наук. При его дворце был создан аналог академии – «маджлиси улама», или собрание учёных. Многие из них так же, как и 20-летний Ибн Сина , бежали из захваченных городов Малой Азии и находили в Ургенче почёт и возможность продолжать научную деятельность.

Мамун привлекает Ибн Сину к работе над законодательством Хорезма. Попутно учёный заканчивает работу над медицинским справочником, начатую ещё в Бухаре, и приступает к написанию большой философской энциклопедии «Книга исцеления».

У знаменитого врача появляются первые ученики. Он присматривается к каждому из них. В зависимости от личных качеств кому-то он позволяет врачевать, кому-то – заниматься составлением лекарств, кому-то и вовсе оставляет лишь подсобную работу.

К концу первого десятилетия XI века год от года крепло и расширялось Газневидское государство, расположенное к югу от Хорезма. Султан Махмуд Газневи, сын простого воина-гуляма, во что бы то ни стало стремился утвердиться в глазах своих куда более высокородных соседей. В ультимативной форме он потребовал от Мамуна признать его, Махмуда, своим покровителем и в подтверждение этого прислать в Газну хорезмийских учёных, в том числе и Ибн Сину .

Великий врач, будучи наслышан о безжалостном и фанатичном нраве султана, понимает, что служение Махмуду означает его гибель как учёного. В 1011 году он тайно покидает Хорезм и пешком идёт через пустыню. Его спутник умирает от жажды, а Ибн Сина с трудом добирается до северного Ирана. Разъярённый султан Махмуд рассылает всюду портреты Ибн Сины с требованием найти врачевателя и немедленно доставить к нему.

Ибн Сина инкогнито останавливается в Джурджане. Несмотря на полуголодное существование, он посвящает дни и ночи написанию научных работ. Но и отказать страждущим во врачебной помощи Ибн Сина не может. Постепенно город наполняется слухами о замечательном враче.

До наших времён дошла легенда о юноше, который находился на пороге смерти и которого безуспешно пытались лечить десятки врачей. Ибн Сина, осмотрев пациента, не нашел у того, к своему удивлению, ни одного признака телесной болезни. Тогда он расспросил его близких о начале и течении заболевания, после чего озвучил родителям несчастного лишь один верный способ спасти сына: женить его на соседской девушке. Причиной недуга юноши оказалась его тайная любовь.

Стоит ли говорить о том, что за считаные дни пациент поправился, а имя Ибн Сины зазвучало из уст горожан ещё громче? Правитель Джурджана просит врача остаться при его дворе. Ибн Сина собирает вокруг себя новых учеников, среди которых оказывается Джузджани, впоследствии друг и спутник учёного, сопровождавший его до конца дней и дописавший его биографию. Там же, в Джурджане, Ибн Сина приступает к главному труду своей жизни – книге «Канон медицинской науки».

Ибн Сина впервые указал на существование побочных эффектов лекарств и взаимодействие применяемых одновременно препаратов.

Но остаться в городе надолго великому врачу не удаётся. Он вынужден вновь бежать от султана Махмуда, узнавшего о местонахождении Ибн Сины. После года скитаний на пороге своего 40-летия врач, сопровождаемый верным Джузджани, оказывается на западе Ирана, в Хамадане.

Шейх ар-раис

Шамс, эмир Хамадана, на протяжении нескольких лет страдал нестерпимыми желудочными болями, потому ему часто было не до государственных дел. Этим не прочь был воспользоваться его казначей Тадж, который не без корысти распоряжался казёнными финансами.

Ибн Сина , о прибытии которого доложили эмиру, был незамедлительно вызван во дворец. Ему сулили любые блага за излечение правителя, но для Ибн Сины статус больного не имел значения – он принялся за лечение. Когда эмиру стало лучше, он решил назначить Ибн Сину своим визирем. Врач согласился, но при условии, что он будет посвящён во все тонкости государственного управления.

Привыкший доходить до сути во всём, Ибн Сина обнаруживает чудовищное казнокрадство. Вороватые военачальники и казначей не смогли простить этого врачу. Организовав беспорядки в войсках, они добиваются у эмира заключения Ибн Сины под стражу.

Врач проводит в тюрьме полтора месяца, после чего, будучи освобожден благодаря участию своих друзей и почитателей, скрывается в доме знакомого торговца. Спустя некоторое время место скончавшегося в походе эмира занимает его малолетний наследник, и власть в Хамадане по сути переходит к Таджу.

Казначею доносят о том, что правитель соседнего Исфахана пригласил Ибн Сину перебраться к нему. Врача заточают в крепость. По воле рока уже через четыре месяца в этой же крепости вынуждена будет прятаться вся хамаданская верхушка, позорно проигравшая военную кампанию против Исфахана. Тадж попросит Ибн Сину ходатайствовать перед правителем Исфахана о заключении мира, обещая взамен свободу и безбедную жизнь.

После освобождения Ибн Сина поселяется в своём разграбленном войсками доме, чтобы вновь собрать учеников, заниматься врачеванием и продолжать научные исследования. Изучая воздействие постоянного нервного возбуждения на состояние организма, Ибн Сина покупает на рынке двух одинаковых барашков, одного из которых поселяет перед клеткой с приобретённым у охотника волком, а другого – в глубине сада, вдалеке от хищника. Бедное животное, круглые сутки ощущающее на себе голодный взгляд зверя, теряет вес и чуть ли не гибнет на глазах в отличие от своего спокойно жующего траву собрата. Так и Ибн Сина, и его близкие, решив не искушать судьбу вновь, переодеваются бродячими суфиями и покидают Хамадан.

В Исфахане Ибн Сину встретили, как султана, устлав его путь ко дворцу правителя дорогими коврами. 43-летнего врача именуют теперь «шейх ар-раис» – главой мудрецов. Он ближайший советник эмира Ала ад-Давла. Дни его проходят в лекциях для молодёжи, в работе над незаконченными трудами, приёме пациентов, которые порой преодолевают длинный путь, только бы Ибн Сина вылечил их. По его проектам строится городской «дом излечения», или больница.

Когда Ибн Сине было уже за пятьдесят и давний преследователь Ибн Сины султан Махмуд скончался, Газна снова нанесла удар великому учёному. Газнийское войско разграбило Исфахан, и при этом была уничтожена часть трудов Ибн Сины. Со многих из них, к счастью, были сняты десятки копий, но «Книга справедливости», увы, была безвозвратно утрачена.

К 57 годам врач уже с трудом может сопровождать своего господина в походе на Хамадан, из которого когда-то бежал. Мучимый сильными болями, он отдаёт последние распоряжения: отпустить рабов, раздать его имущество беднякам. «Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно – сознание того, что мы ничего не узнали», – говорит Ибн Сина своему другу Джузджани.

Наследие Авиценны

Из более чем 400 трудов Ибн Сины сохранилось около трёх сотен: книги по медицине, философии, химии, астрономии, механике, филологии и многим другим дисциплинам.

Главный труд его жизни – всеобъемлющая энциклопедия «Канон медицинской науки» – состоит из пяти книг. В первой автор излагает теорию и философию медицины, аспекты анатомии и физиологии человека, причины возникновения болезней; во второй книге описано около 800 простых лекарственных средств, их получение и назначение; третья книга в 22 частях – о болезнях отдельных органов и частей тела; четвертую книгу Ибн Сина посвящает общим болезням: лихорадкам, язвам, ожогам, переломам, опухолям, заразным болезням, отравлениям; пятая является аналогом фармакопеи и содержит описание сложных лекарств – порошков, таблеток, пилюль, пластырей.

Всего в «Каноне» присутствует описание более 2600 лечебных препаратов. В XII веке «Канон» был переведён на латинский язык и после изобретения книгопечатания стал одной из первых печатных книг в Европе, а затем и в Азии. В «Каноне» Ибн Сина впервые предположил, что ряд болезней разносится по воде и воздуху мельчайшими существами, разделил холеру и чуму и описал проказу.

Ибн Сине принадлежат отдельные трактаты о лечебных препаратах при сердечных, желудочных и зубных заболеваниях. При этом учёный обращает внимание на индивидуальную восприимчивость пациентов к терапии.

Им разработана система испытания медикаментов путем наблюдения за больным и постановки опытов. Ибн Сина пишет труды о лечебной физкультуре, предупреждении и исправлении врачебных ошибок, желудочных и кишечных коликах.

Великий врач первым разделил плеврит и пневмонию, описал язву желудка и диабет, определил симптомы менингита, открыл истинные мышцы глаза и доказал роль сетчатки в зрительном восприятии.

Ибн Сина настаивал на профилактике заболеваний с детского возраста, в чём явился провозвестником педиатрии.

Будучи требовательным к себе и своим ученикам, он описал, каким видит настоящего врача: добрым, бескорыстным, честным, немногословным, внушающим доверие и симпатию. «Врач должен обладать глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва », – говорил Ибн Сина , являя собой живой пример любви к человеку и служения идеалам науки.

По материалам книги «История медицины и хирургии », М. Б. Мирский, 2010.

Подготовил Махач Гитиновасов

Авиценна (Ибн Сина). Биография

Ибн Сина -интересные факты биографии. Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи
Авиценна
Его имя Ибн Сина, но в Европе зовут его Авиценна. Не злодей, не герой. Можно сказать: интеллектуальное чудо. А его жизнь - будто просматриваешь страницы «1001 ночи». Родился он в 980 г., умер - в 1037-м. Много ездил, жил в различных местах. Скончался где-то в Иране, там его и похоронили. Чем прославился этот человек в истории?
Великий медик, которого можно сравнить с Галеном и Гиппократом, выдающийся естествоиспытатель уровня Галилея, математик, физик, химик, специалист по физиологии животных. А еще он занимался теорией музыки, и его познания в этом пригодились в эпоху Ренессанса. Трудно перечислить все его таланты. Порой природа являет свои чудеса, чтобы не забывали о ее могуществе, и тогда рождаются такие как Авиценна.
Микеланджело говорил, что «лучше ошибиться, поддерживая Галена и Авиценну, чем быть правым, поддерживая других». Такая оценка, скорей морального свойства, из уст великого гуманиста дорогого стоит. У специалистов ведется спор о количестве трудов Авиценны, при этом называются цифры и 90, и 456.
Вероятно, ему приписываются подделки, подражания - талантам всегда подражают. Самая гениальная из его книг - «Канон врачебной науки». Но и другие труды вошли в историю, стали классикой - «Книга спасения», «Книга знания», «Книга указаний и примечаний», «Книга справедливого разбирательства»…
Он был предвестником гуманизма, ибо его учение о человеке - это учение о единстве тела и души. И когда - в XI столетии! Писал Авиценна как правило на арабском языке. Но это совсем не означает, что он - часть арабской культуры. Наверно, с самого своего рождения он принадлежал всему миру, труды его стали достоянием всех цивилизаций.
И все-же по сей день спорят, чей он. Туркестан, на территории которого он родился, Узбекистан, Турция - все эти страны считают Авиценну своим достоянием. В Турции вышла сравнительно недавно монография «Ибн Сина - великий турецкий ученый». Персы в ответ заявляют: «Он наш. Он у нас похоронен. Он был при дворах эмиров». Его присутствие ощущается и в европейской культуре - уже с XII столетия о нем шла молва. Это был человек с всемирной известностью. И таким он остается сегодня. Когда в 50-е годы XX века отмечалось тысячелетие со дня его рождения, весь мир участвовал в праздновании. О нем написаны огромные тома, ученые и сейчас пользуются его мыслями, а обычные люди учатся у него мудрости.
Откуда нам известно о человеке, жившем больше 1000 лет назад? От него самого и его любимого ученика. И это, как кажется скептикам, дает почву для сомнений в его гениальности. Совершенно беспочвенный скептицизм! Потому как молва, начиная с XI столетия бережно хранила память о его талантах, что и дало основание называть его гениальным ученым. До наших дней дошли рассказ самого Авиценны о себе, о своем детстве. Остальное дописал Убайд аль-Джурджани, его любимый ученик, который провел с ним более 20 лет жизни.

Он сопровождал своего учителя, ведь Авиценна был бесконечный странник. Нигде не задерживаясь долго, он шел по земле, пытаясь как можно больше увидеть, узнать и понять. Гудящая, волнующая, одуряющая красками, запахами, звуками, безотчетно меняющаяся жизнь притягивала его, становясь не только мукой, радостью или печалью, но и предметом изучения. Он рассматривал ее будто под увеличительным стеклом и видел то, что не видели другие. Попробуем понять, почему в X столетии могло появиться такое чудо, как Авиценна.
Напомним, что X столетие - это время крещения Руси, на престоле Владимир Святославич, четвертый русский князь. А там, на Востоке, - Возрождение. Что возрождалось? Да примерно то же, что и в Европе во времена Каролингского Возрождения IX-X веков. Тогда при дворе Карла Великого, при дворе германских императоров Оттонов впервые после войн и хаоса Великого переселения народов интеллектуальная элита обратилась к истокам своей культуры, к античности, к рукописям - греческим, римским.
И приблизительно то же самое было на Востоке. В том культурном контексте, который породил Авиценну, сплелись местные традиции с наследием античным, образуя особый эллинистический вариант синтетической культуры. Авиценна родился близ Бухары.
Известно, что по этим местам, чуть северней, прошел великий Александр Македонский . Именно в Согдиане он устроил знаменитые 10 000 браков своих полководцев и воинов с местными восточными женщинами. Любопытно, что лишь Селевк, один из сподвижников Македонского, сохранил свой брак и именно ему досталась самая большая часть державы. Вот эта держава Селевкидов и стала в IV столетии до н. э. носительницей эллинистической культуры, впитав античность.
С 64 года н. э. эти края стали римской провинцией. А Рим, как известно, - прямой наследник античной греческой или эллинистической культуры. С III века стала формироваться Восточная Римская империя - Византия, которая находилась в тесном торговом и культурном взаимодействии с Востоком. Так сплетались различные культурные корни, но получалось, что все они испытали влияние античности. Как результат именно здесь и оказались истоки будущего восточного Возрождения.
Авиценна был не один. Персидский Восток - родина Фирдоуси, Омара Хайяма, Рудаки. В действительности в поэзии, литературе, архитектуре и медицине людей выдающихся, знаменитых было много.

. . .


Авиценна (его полное имя - Абу Али аль-Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина) появляется на свет в богатой семье. Отец, Адаллах ибн-Хасан, был сборщик податей. Не самая уважаемая профессия, так сказать, мытарь. Но при этом богат, образован, видимо, неглуп. Известно, что умер отец Авиценны своей смертью, никто его не убил, не зарезал за злодеяния. Мать Ситара (что означает «звезда») родом из небольшого селения близ Бухары Афшана. В этом селении и родился Авиценна. Так звезда родила звезду.
Его родным языком был фарси-дари - язык местного населения Средней Азии. На фарси он писал четверостишья - газели, как их называли на Востоке, - по его выражению, для «отдохновения души».
Городок, где он родился, был оживленный, с большим шумным базаром, куда стекалась уйма народа. Там были больницы и школа, в которой мальчик начал учиться, вероятно, лет с пяти, потому как к его 10-ти годам выяснилось, что в школе ему уже делать нечего. Там изучали языки - фарси и арабский, грамматику, стилистику, поэтику, Коран, который Авиценна к 10 годам выучил наизусть. Это был так называемый гуманитарный класс. Мальчик еще не приступил к изучению ни математики, ни тем более медицины. Позднее он скажет: «Медицина - очень нетрудная наука, и к 16-ти годам я ее освоил полностью».
Конечно, в его словах возможно усомниться - мало ли что говорит о себе человек? Но 17-ти летнего Авиценну ко двору призывает сам эмир, прося исцелить от серьезной болезни. И Авиценна ему на самом деле помог. Необыкновенный был мальчик.
В доме его отца собирались ученые люди, исмаилиты - представители одного из течений в исламе. Их рассуждения были очень похожи на ересь, в последствии их и признали еретиками. Они хотели очистить Коран от невежественных наслоений, призвав на помощь философию. Опасное занятие. Маленький Авиценна присутствовал при этих беседах, но повзрослев, не принял исмаилитский образ мышления. А вот его брат увлекся этими взглядами. Авиценна же официально остался в рамках ортодоксального ислама, хотя ортодоксом никогда не был.
Итак, к 10-ти годам в школе ему делать было особо нечего. И вот - счастливый случай! Отец узнает, что в Бухару приезжает известный ученый тех времен Патолли, тут же поехал к нему и уговаривает поселиться в его доме. Он обещает кормить его, хорошо содержать и вдобавок платить ему жалованье с условием, что ученый будет заниматься с мальчиком. Патолли дал свое согласие, и занятия начались.
Очень точно сказал о годах своей учебы сам Авиценна: «Я был лучшим из задающих вопросы». И опять ему можно верить, занятия с Патолли это подтверждают. Очень скоро ученик стал задавать седобородому учителю такие вопросы, на которые тот ответить уже не мог. А в скором времени Патолли сам начал обращаться к Авиценне, к маленькому Хусейну, за разъяснениями самых трудных мест из Евклида и Птолемея, и они уже вместе искали ответы.
В 15-16 лет юноша начал учиться сам. Его озадачила книга Аристотеля «Метафизика», которую там, в далекой Средней Азии, перевели на несколько языков и неоднократно прокомментировали. Авиценна рассказывал, что он не мог постичь эту книгу, хотя, читая много раз, почти смог выучить ее наизусть. Судя по его рассказам, а после по воспоминаниям его учеников, чтение и письмо были основными занятиями его жизни, и он наслаждался ими, являя собой тип высочайшего интеллектуала, которых временами порождает человечество.
Об аристотелевском сочинении молодой человек узнал абсолютно случайно. Как-то раз на базаре, рассказывает сам Авиценна, когда он бережно перебирал свитки, книги, рукописи, книготорговец вдруг сказал ему: «Возьми вот это замечательное произведение, комментарии к “Метафизике” Аристотеля некоего Фараби, восточного мыслителя, философа. Посмотришь, какое это сокровище».
Юноша схватил эту книжку, это было то, что он подсознательно желал найти. Авиценна был поражен, ему открылось то, над чем он сам тщетно бился. Тогда-то он и назвал Аристотеля своим учителем, проникся его представлениями о мире, мыслью о единстве и целостности бытия, сознания и духа, воспринял аристотелевские идеи о форме нашей земли, ее устройстве.
И 16-ти летний парень стал заниматься… медициной. Разумеется, напрямую «Метафизика» Аристотеля к этому не толкала, а косвенно - да. Может быть, мысль Аристотеля о единстве материального, телесного и духовного оказалась для Авиценны определяющей, до такой степени важной, что привела его к делу всей жизни.
Когда Авиценна смог вылечить эмира Бухары, тот позволил ему пользоваться своей библиотекой. Надо заметить, что Авиценна лечил бесплатно, и награды более ценной для него не было. Книги, рукописи и свитки хранились в сундуках, в каждом - по какому-то одному предмету или науке. И сундуки эти занимали много комнат. В городе поговаривали, что он попросту с ума сошел от счастья.
В своих воспоминаниях Авиценна писал, что «видел такие книги, которые потом не видел никто». Почему? В скорости библиотека сгорела. И злые языки распускали слухи, что это он, Авиценна, сжег библиотеку, что бы никто больше не прочел эти книги и не мог сравниться с ним в мудрости. Трудно придумать большей глупости! Книги были для него святыней. Как мог он сжечь их!
С 18-ти лет Авиценна абсолютно осознанно посвятил свою жизнь занятию наукой. Он много писал, и слава о нем крепла. В 20 лет его приглашают на постоянную службу к хорезм-шаху Мамуну II в Хорезм. Мамун II был одним из лучших представителей сильных мира сего и, безусловно, лучший из тех, кого на своем пути повстречал Авиценна. Этого правителя возможно сравнить, пожалуй, с Лоренцо Великолепным. Он тоже собирал при дворе выдающихся людей, приглашал их отовсюду и не скупился в деньгах, считая развитие культуры и науки делом первостепенным.
Он, так же как Лоренцо, создал кружок, который назвали Академией Мамуна. Там проходили постоянные диспуты, в которых принимали участие многие, в том числе и Бируни, но побеждал как правило Авиценна. Слава его росла, он много работал, его почитали, признавая во всем его авторитет. Он был счастлив.
И вот тут на его жизненном горизонте появилась роковая фигура - султан Махмуд Газневи, создатель Газневийского султаната. По происхождению он был из числа гулямов, так называли рабов-воинов тюркского происхождения. Вот уж действительно из рабской грязи - в большие князи! Такие люди отличаются особой спесью, обостренным честолюбием, своеволием, распущенностью. Узнав, что в Бухаре собран цвет культуры, Махмуд пожелал, чтобы весь этот ученый круг был отдан ему. Правитель Хорезма получил приказ: «Немедленно всех ученых ко мне» - туда, в Персию, в нынешний Иран - ослушаться было нельзя.
И тогда правитель Хорезма сказал поэтам и ученым: «Уходите, бегите с караваном, ничем больше я не смогу вам помочь…» Авиценна со своим другом тайком ночью бежали из Хорезма, решив перейти через Каракумскую пустыню. Какое мужество, какое отчаяние! Ради чего? Чтобы не пойти в услужение к Махмуду, чтобы не унизиться и показать: ученые не прыгают по команде, как дрессированные обезьянки.
В пустыне его друг умирает от жажды - не перенеся перехода. Авиценна смог выжить. Теперь он вновь оказался в Западном Иране. Некий эмир Кабус, сам блестящий поэт, собравший вокруг себя замечательное литературное созвездие, радостно принял Авиценну. Как похожи между собой деятели Возрождения, будь то в Италии или на Востоке! Для них главное - жизнь духа, творчество, поиски истины. На новом месте Авиценна стал писать свой величайший труд «Канон врачебной науки». Жил он в купленном для него доме - казалось бы, вот оно, счастье!
Однако жажда к перемене мест, страсть к путешествиям, к новизне гнала его всю жизнь с мест насиженных и спокойных. Вечный странник! Он снова ушел, вновь начал странствовать по землям нынешнего Центрального Ирана. Почему не остался у Кабуса? Среди своего круга людей, в своем доме, не зная нужды и гонений?
Около 1023 года он останавливается в Хамадане (Центральный Иран). Вылечив очередного эмира от желудочного заболевания, он получил неплохой «гонорар» - его назначили визирем, министром-советником. Вроде бы, о чем еще можно мечтать! Но ничего хорошего из этого не вышло.
Дело в том, что к службе он отнесся честно, тщательно вникал в детали и, как человек чрезвычайно умный и образованный, начал делать реальные предложения по части преобразования системы правления и даже войска - вот что поразительно! Но предложения Авиценны оказались абсолютно не нужными окружению эмира. Там были свои министры обороны! Среди придворных начали плести интриги. Появилась зависть и злоба - ведь врач всегда так близок к правителю!
Дело начало принимать плохой оборот, стало понятным, что он в опасности. Какое-то время он скрывался у друзей, но ареста он избежать не смог. А тут сменился правитель, и сын нового правителя захотел иметь Авиценну около себя - слава его была очень велика, а практические медицинские умения хорошо известны. Он провел в тюрьме четыре месяца. Заточение его не было безнадежно тяжким, ему было разрешено писать. Выйдя на свободу, он вместе с братом и своим преданным учеником снова пустился в путь. И оказался в глубинах Персии, Исфахане.
Исфахан - крупнейший город того времени с населением около 100 000 человек, шумный, красивый и яркий. Авиценна провел там немало лет, став приближенным эмира Алла Аддаула. Опять его окружает культурная среда, вновь проводятся диспуты, снова течет сравнительно спокойная жизнь. Тут он очень много работает, много пишет, по объему больше всего написано именно в Исфахане. Ученики говорят, что он мог работать ночь напролет, временами освежая себя бокалом вина. Мусульманин, который взбадривает свой мозг бокалом вина…
Авиценна торопился. Как врач и мудрец он знал, что ему немного осталось жить и потому спешил. То, что он постигал тогда, в те давние времена, кажется невероятным. К примеру, писал о роли сетчатки глаза в зрительном процессе, о функциях головного мозга как центра, куда сходятся нервные нити, о влиянии географических и метеорологических условий на человеческое здоровье. Авиценна был убежден, что существуют невидимые переносчики болезней. Но каким зрением он мог их увидеть? Каким?
Он говорил о возможности распространения заразных болезней через воздух, сделал описание диабета, впервые отличил оспу от кори. Даже простое перечисление того что он сделал вызывает изумление. При этом Авиценна сочинял стихи, написал несколько философских произведений, где ставил проблему соотношения материального и телесного. В поэзии Авиценны очень емко выражено его стремление видеть мир единым, целостным. Вот его четверостишие в переводе с фарси:
«Земля есть тело мироздания, душа которого - Господь. И люди с ангелами вместе даруют чувственную плоть. Под стать кирпичикам частицы, мир из которых создан сплошь. Единство, в этом совершенство. Все остальное в мире - ложь».
Какие удивительные, глубокие и серьезные мысли! И какие грешные. Бога он понимал по-своему. Бог - творец, Он этот мир сотворил. И на этом, как считал Авиценна, Его миссия закончилась. Думать, что Господь повседневно следит за мелочной суетой людей, принимает участие в их жизни, - это варварство. В этом были убеждены древние греки. Но Авиценна высказывает и еще более еретическую мысль: творение Бога было предначертано некой сверхбожественной силой. Что это за сила? Что имел в виду Авиценна?
Может быть, уже тогда он задумывался о космосе? Таким людям, как он, подобные глубокие мысли были свойственны.
После того как Авиценне удалось бежать через пустыню, он долго скрывался от султана Махмуда. Правитель упорно разыскивал беглеца и даже разослал в 40 экземплярах что-то вроде листовки или предписания с рисунком, изображающим Авиценну. А судя по тому, что удалось реконструировать по его черепу, он был красавец, без каких-то особо ярко выраженных восточных, азиатских или европейских черт. Махмуд так и не смог вернуть Авиценну (Ибн Сина).
Преемник султана Махмуда Масуд Газневи в 1030 г. послал свое войско к Исфахану, где был Авиценна, и учинил там полный погром. Авиценна пережил настоящую трагедию: был уничтожен его дом, пропали многие его труды. В частности, навсегда исчез труд в 20 частях «Книга справедливости». Это была одна из последних его книг. Возможно, как раз в ней содержались его итоговые, самые глубокие мысли. Но мы о них, как видно, уже никогда не узнаем.
Не станут нам известны и обстоятельства его личной жизни - об этом нет упоминаний в воспоминаниях учеников или просто современников. Он писал о женщинах стихи, воспевающие красоту, гармонию и совершенство. И это - все.
Умер Авиценна (Ибн Сина) в военном походе, сопровождая эмира и благодетеля своего Алла Аддаула. Как врач, он знал, что его организм исчерпал себя, хотя ему было только 57 лет. Раньше он неоднократно лечил себя и излечивал. На этот раз Авиценна знал, что умирает, и потому сказал ученикам: «Лечить бесполезно». Похоронен он в Хамадане, там сохранилась его гробница. В 50-е г. XX века она заново была отстроена. Вот слова Авиценны перед смертью, переданные нам, потомкам, его учениками:
«Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали»
И это сказал человек, с восторгом посвятивший познанию всю свою жизнь, энергию, молодость и здоровье.

Н.Басовская
ред. shtorm777.ru

известный на западе как Авиценна ; перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎

средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма; был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане; самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира

Авиценна Ибн Сина

Краткая биография

Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах , известный также как Авиценна (это его латинизированное имя) - прославленный арабский врач, философ, последователь Аристотеля , ученый-энциклопедист - родился в селе Афтана неподалеку от Бухары 16 августа 980 г. Жизненный путь Авиценны известен достаточно хорошо, поскольку он сам описал первые 30 лет жизни в автобиографии, затем его дело было продолжено учеником.

Невероятная одаренность Хусейна была заметна уже в детстве. К 10 годам он мог читать наизусть Коран. Отец-чиновник дал ему начальное образование, после чего Ибн Сину отправили в школу для изучения мусульманского законоведения. Несмотря на то, что он был самым юным, к нему, 12-летнему подростку, не считали зазорным обращаться за советом самые старшие. Немного позднее Хусейн обратился к изучению светских наук: философии, медицины, литературы, математики, истории, астрономии и т.д. И если раньше он занимался с учителями, то с 14-летнего возраста перешел к самостоятельным занятиям. В 20 лет он считался известным ученым, а как врач прославился еще раньше: уже в 16 лет получил приглашение от эмира Бухары выступить в роли его лекаря.

Когда Бухара была взята тюрками и династия Саманидов пала, в 1002 г. состоялся переезд Ибн Сины в Гургандж, столицу Хорезма, где ему дали прозвище «князь врачей». Перелом в биографии Авиценны произошел в 1008 г.: знаменитый целитель ответил отказом на приглашение султана Махмуда Газневи служить ему, после чего ему пришлось сменить спокойную благополучную жизнь на многолетние скитания по Табаристану и Хорасану, служить придворным лекарем различных персидских князей.

На протяжении 1015-1023 гг. местом его жительства был Хамадан. Авиценна не только занимался своей непосредственной деятельностью, наукой, но и активно участвовал в политической жизни эмирата, в государственных делах. Благодарный пациент - эмир Шамс ад-Давла - даже сделал его своим визирем, отчего на Ибн Сину ополчились некоторые влиятельные военные. Они требовали у эмира умертвить врача, но тот ограничился его изгнанием, хотя скоро из-за болезни вынужден был в спешном порядке разыскивать и дать министерскую должность.

Эмир Ала ад-Давл был повелителем Авиценны последние 14 лет его жизни (1023-1037); знаменитый целитель был не только главным врачом, но и советником, ездил вместе с эмиром в военные походы. В Исфахане его занятия науками всячески поощрялись.

Наследие Авиценны включало более 450 сочинений, посвященных 29 областям научных знаний, среди которых философия, геология, история, грамматика, поэтика, химия и др. До нашего времени сохранилось лишь немногим менее 300 трудов. При жизни Ибн Сина не раз выслушивал обвинение богословов в атеизме и еретических мыслях, однако это не могло затмить огромного влияния, которое оказывали его трактаты на умы современников.

Главным философским сочинением Авиценны считается «Книга исцеления», состоящая из разделов, посвященных физике, метафизике, математике и логике. Долгие годы он работал над «Каноном медицины» - медицинской энциклопедией из 5 частей, которая принесла ему мировую славу. В этом труде им были систематизированы теория и практика врачей Средней Азии, Индии, Греции, Рима; в течение нескольких веков на Востоке и на европейском континенте врачи должны были изучать его в обязательном порядке. Классическая иранская литература ощутила существенное влияние литературного творчества Авиценны.

Талантливый врач, ученый умер 18 июня 1037 г. от тяжелого заболевания желудочно-кишечного тракта, с которым ему справиться не удалось. Согласно завещанию, его имущество предназначалось бедным, а все рабы должны были быть отпущены. Сначала Ибн Сину похоронили возле городской стены Хамадана, а менее чем через год останки были захоронены в Исфахане, мавзолее эмира.

Биография из Википедии

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».

В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015-1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023-1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Наследие

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Основные медицинские произведения Ибн Сины:


Оздоровительные упражнения

Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям - произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой.

Химия

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия

В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля о том, что звёзды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако полагал, что и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные ученые сомневаются, что он мог наблюдать это прохождение в указанное время в указанном месте. Он использовал это наблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, в птолемеевской космологии находится к Земле ближе Солнца.

Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгу Птолемея.

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретённый им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

Механика

Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы - средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднее названная импетусом), вложенная в них внешним источником. По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т. п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление», аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть.

«Стремление» бывает трёх видов: психическое (у живых существ), естественное и насильственное. «Естественное стремление» является результатом действия тяжести и проявляется в падении тела, то есть в естественном движении тела, в согласии с Аристотелем. В этом случае «стремление» может существовать даже у неподвижного тела, проявляясь в сопротивлении неподвижности. «Насильственное стремление» является аналогом филопоновской движущей силы - оно сообщается брошенному телу его «двигателем». По мере движения тела «насильственное стремление» уменьшается из-за сопротивления среды, как следствие стремится к нулю и скорость тела. В пустоте «насильственное стремление» не изменялось бы, и тело могло бы совершать вечное движение. В этом можно было бы видеть предвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты Авиценна не верил. Ибн Сина попытался дать количественную оценку «насильственного стремления»: по его мнению, оно пропорционально весу и скорости движения тела.

Возможно, идеи Ибн Сины о вложенной силе стали известны на латинском Западе и способствовали дальнейшему развитию теории импетуса Буриданом и другими схоластами.

Философия

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Критика

Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей.

Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философии в вину то, что она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения.

Мухаммад Аль-Газали в своей известной книге «Опровержение философов» пытался опровергнуть философию Ибн Сины во всех аспектах. Выступал против учения об изначальности и вечности мира и его атрибутов, поскольку это, по мнению Аль-Газали, приводит к дуализму, который противоречит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также принцип эманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых Ибн Синой идей о причинности и невозможность телесного воскресения.

Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге «Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси.

Психология

Ибн Сина разработал также своё собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению натура человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).

Литература

Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения - четверостишия и рубаи.

  • Когда к невеждам ты идешь высокомерным,
  • Средь ложных мудрецов явись ослом примерным:
  • Ослиных черт у них такое изобилье,
  • Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.
  • Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь,
  • Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь.
  • Делай сегодня то дело, что выполнить в силах,
  • Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь.
  • Мой друг с моим врагом сегодня рядом был.
  • Не нужен сахар мне, что смешан с ядом был!
  • С подобным другом впредь не должен я дружить:
  • Беги от мотылька, когда он с гадом был!

Основные литературные работы Ибн Сины - философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», «Саламан и Абсаль». Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, называл Ибн Сину своим учителем..

Публикации сочинений

  • Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. - Сталинабад, 1957.
  • Ибн Сина. Канон врачебной науки: В 5 т. - Ташкент, 1956-1960.
  • Ибн Сина. Математические главы «Книги знания». - Душанбе, 1967.
  • Ибн Сина. Послание о любви. - Тбилиси: Мецниереба, 1976.
  • Ибн Сина. Избранное. - М.: Книга, 1980.
  • Ибн Сина. Избранные философские произведения. - М.: Наука, 1980.
  • Аль-Бируни, Ибн-Сина. Переписка. - Таш­кент: Фан, 1973.

Музыка

Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ:

  • «Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»;
  • «Краткое изложение о музыке» в «Книге спасения»;
  • раздел о музыке в «Книге знания».

С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции. Исходя из учения Пифагора , он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними.

Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии.

Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.

Великий учёный также является изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента - гиджака.

Память


Именем Ибн Сины названы улицы:

  • в Самарканде,
  • в Бухаре,
  • в Усть-Каменогорске,
  • улица Ибн Сино в Уч-Кургане (Узбекистан),
  • улица Авиценны в Донецке.

АБУ АЛИ ИБН СИНА (лат. Авиценна) (980–1037), ученый-энциклопедист, врач, философ. Родился в Афшане близ Бухары 16 августа 980. Отец Ибн Сины, бухарский чиновник, выходец из Балха, в то время столицы греко-бактрийского царства, дал сыну систематическое домашнее образование, пробудив в нем в ранние годы тягу к знаниям. Вскоре Абу Али превзошел своих учителей и начал самостоятельное изучение физики, метафизики и медицины, обратившись к трудам Евклида , Птолемея и Аристотеля . Если Начала Евклида и Алмагест Птолемея не доставляли юному Ибн Сине больших трудностей, то Аристотелева Метафизика потребовала от него немалых усилий. До сорока раз принимался он за чтение, но не мог постигнуть глубины ее содержания, пока не натолкнулся у книготорговца на сочинение ал-Фараби О целях метафизики , комментария к труду Аристотеля. «Я вернулся домой, – рассказывает Ибн Сина в Жизнеописании , – и поспешил ее прочесть, и тотчас же раскрылись для меня цели книги, так как я знал ее наизусть». В эти же годы написал первые самостоятельные трактаты и даже вступил в научную переписку-полемику с ал-Бируни . В 1002–1005 находился в Хорезме, в «академии Мамуна» – сообществе прославленных ученых. С 1008 вынужден был вести жизнь скитальца, зависящую от милости и капризов эмиров и султанов, последствий дворцовых интриг. В 1030, во время нападения на Исфахан наместника газневидского султана Масуда, дом Ибн Сины был ограблен, и многие его труды пропали. Тяготы напряженной жизни подорвали его здоровье и 18 июня 1037 он скончался. Был похоронен в Хамадане (Северный Иран).

Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено (приписывается до 456, в том числе 23 на фарси). Главный труд Ибн Сины – Канон врачебной науки (Канун ат-тибб , написан в 1013–1021). В этом состоящем из 5 томов фундаментальном труде собраны сведения по фармакологии, дается детальное описание сердца (первое начало), печени (второе начало), мозга (также второе начало), опровергается мнение о том, что источником зрения является хрусталик, и доказывается, что изображение предмета дает сетчатка. Авиценна устанавливает различия между чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, дает описание проказы, диабета, язвы желудка и т.д.

Опытный хирург, Ибн Сина дал подробное анатомическое описание человека, но особый его вклад состоял в исследовании и описании деятельности головного мозга. Переведенный в 12 в. на латинский язык Канон до 17 в. служил основным руководством для европейских медиков.

Столь же популярным стало и другое сочинение, охватывающее разные области знания, – Книга исцеления (Китаб аш-шифа ), значительную часть которой составляет Книга о душе . Под названием Liber de Anima она получила известность в Европе уже в середине 12 в., когда была переведена на латинский язык Домиником Гундисальви. В настоящее время насчитывается 50 рукописей латинского перевода, первое издание которого было осуществлено в Падуе в 1485. На фарси свои философские взгляды Ибн Сина изложил в Книге знания (Даниш-намэ ). Подводящее итоги его философских размышлений сочинение – Указания и наставления (ал-Ишарат ва-т-танбихат ), написанное примерно в 1035–1036.

Как философ Ибн Сина принадлежал к направлению «фалсафы», восточного перипатетизма. Много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках. Отстаивая и развивая философскую систему Аристотеля, Ибн Сина уделял в своих трудах значительное внимание логике, учению о причинности, первой причине, материи и форме, познании, категориях, принципах организации мысли и знания. В учении Ибн Сины постоянно присутствуют два подхода в описании мира: физический и метафизический. Когда он рассуждает как «физик», то рисует картину сущего в категориях движения, пространства, времени, естественного детерминизма, располагает сущее в порядке от простого к сложному, от неживого к живому и заканчивает наиболее сложным организмом, наделенным разумом, – человеком. В этой картине разум рассматривается как тесно связанный с телом, с материей: «Души возникают тогда, когда возникает телесная материя, годная для того, чтобы ею пользовалась душа» (Книга о душе ). Эта материя – мозг, разным отделам которого соответствуют разные психические процессы. «Хранилище общего чувства есть сила представления, и она расположена в передней части мозга. Вот почему, когда эта часть повреждена, сфера представления нарушается. Хранилищем того, что воспринимает идею, является сила, называемая памятью, и она расположена в задней части мозга. Средняя часть мозга создана в качестве места силы воображения». Рассматривая разные психические состояния и явления: сон, сновидения, способность внушения, предсказания, пророчества, размышляя о таинствах и чудесах, Ибн Сина призывал «раскрыть причину всего этого, исходя из законов природы».

Когда же Ибн Сина рассуждал как метафизик, то строил картину мира, начинающуюся с предельных, наиболее общих понятий: первичной, непосредственно данной идеи бытия и понятия Единого (первоединого, Бога), дающего в наиболее общем виде представление о существующем и выражающего монистический (монотеистический) взгляд на сущее в целом. «Первое не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода, ни видового отличия, ни определения. Нельзя указать на него, кроме как при помощи гносиса (Указания и наставления ).

Концепция строго упорядоченного мира, подчиненного законам детерминизма, является одним из центральных пунктов философии Авиценны. Ряд причинной зависимости, восходящих одна к другой порождающих причин заканчивается первой причиной, которая, являясь активным началом (воля), высвобождает свою потенциальность, в результате чего, опосредованный рядом ступеней, возникает множественный тварный мир. Решая проблему не только действительности мира, но и его независимости от Творца, Ибн Сина главное внимание уделял теме возможного и необходимого. Основная идея арабоязычных перипатетиков – идея мира, в возможности уже содержащегося в Едином и в силу этого совечного Творцу. Придерживаясь перипатетической традиции в учении о причинности, Ибн Сина отказался от жесткого детерминизма: существование возможносущего не является необходимым само по себе и становится таковым в результате изменения воли необходимосущего как Первой причины, дающей начало последующему ряду сущих и делающей их необходимыми. Первое, Первоначало – это единственное, что изначально необходимо само по себе. Все остальное является производным от него и потому лишь возможным. Но поскольку имеется причина, реализующая возможность, последняя становится в свою очередь необходимостью и как таковая – необходимой причиной следующего порождения. Таким образом, Первая причина является только первым толчком, в дальнейшем мир сущего определяется причинной зависимостью внутри него самого.

Другим важным пунктом философии Ибн Сины является учение о душе. Отмечая непременную связь разума с телесной материей, Ибн Сина, в отличие от Аристотеля, интересовался разумом также и как особой, нетелесной субстанцией, которая, существуя в теле, отлична от него и доминирует над ним; она не просто форма, существующая в телесном субстрате, она не присоединяется к телу, а (в терминологии перипатетизма) создает человеческое тело как творец, является причиной тела. «Потенциальный» разум благодаря обучению, овладению знаниями становится «актуальным». Достигая высшей ступени, постигая абстрактные формы, приобретая силу «активного» интеллекта, он становится «приобретенным».На этой ступени работа разума может уже не зависеть от внешних впечатлений и даже состояния тела; мышлению о мышлении связь с телом, с материей скорее мешает. Такой разум не нуждается в изучении умопостигаемых сущих – он постигает их непосредственно, интуитивно. «В приобретенном разуме человеческая потенция уже уподобляется первым началам всего сущего» (О душе ). Человек – свободное, суверенное существо. Его разум не только восприемник внешних впечатлений, но и целенаправленный субъект, проецирующий идеи. Независимость разума от тела Ибн Сина доказывал его неделимостью, а также способностью к деятельности и даже ее усилением при ослаблении деятельности тела, чувств и пр. Ярким аргументом в пользу нетелесности разума является описанный Ибн Синой интроспективный опыт, образ так называемого «парящего человека». «Если представить, что твоя сущность сразу создана со здравым разумом и совершенной формой, и допустить, что ее части скрыты от взора и члены не соприкасаются, а отделены друг от друга и висят некоторое время в открытом воздухе, то тогда ты найдешь, что она забывает обо всем, кроме утверждения своей индивидуальности», состоящей в разуме (Указания и наставления ). В этом переживании человек сознает, что «я есть я, даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-либо иной орган», «я оставался бы я, даже если бы их не было» (О душе ). В качестве нетелесной душа бессмертна, в качестве внутрителесной – индивидуальна, и притом навечно (концепция индивидуального бессмертия). Соответственно и знание человека о самом себе (интроспекция) неустранимо индивидуально. На такое понимание Ибн Синой разума и форм познания оказал влияние суфизм и личный опыт «тариката» (суфийского пути к Богу). Это нашло отражение и в его чисто «суфийских» сочинениях: Трактат о Хайе, сыне Якзана , Послание о птицах , Салман и Абсаль и др.

Интересные факты из жизни великих. Иллюстрированная история.

Авиценна - первый знаменитый врач

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (европейцы называют его Авиценной) родился 16 августа 980 г. в 10 веке в с. Афшана недалеко от Бухары (территория относилась к арабскому халифату). Сейчас в селе Афшана находится музей Ибн Сина.

Исследователи подсчитали, что Авиценна преуспел в 29 отраслях знаний. Он с успехом занимался медициной и поэзией, философией и астрономией, логикой и математикой.

Но большинство людей совершенно справедливо считают его самым великим врачом в истории. По одной из версий, термин «медицина» произошел от латинизированного «мадад Сина» (в переводе - исцеление от Сина) или от сокращенного «метод Сина».

Главный труд Авиценны «Канон врачебной науки» самое тиражируемое после Библии издание, до XVII века являлось основным медицинским руководством как на Востоке, так и на Западе.

Когда Авиценне исполнилось 17, слава о нем, как о враче, уже была настолько велика, что юношу пригласили лечить заболевшего бухарского эмира. Эмир выздоровел и обещал любую награду за свои услуги. Юноша ответил, что ему не нужно ничего, кроме разрешения пользоваться уникальной библиотекой эмира. Спустя несколько лет библиотека сгорела. В поджоге библиотеки обвинили молодого врача - говорили, что Авиценна хотел, чтобы никто не прочел древние книги и не стал столь же мудрым.

Родоначальник диагностики по пульсу. Одна из легенд рассказывает о чудесном исцелении дочери бухарского купца. Девушка таяла на глазах от какой-то странной болезни. Все врачи оказались бессильны. Тогда купец пригласил Авиценну, который взял девушку за запястье и стал перечислять улицы Бухары. Затем попросил принести список имен тех, кто жил на определенной улице. При упоминании одного из них лицо девушки порозовело. Так по пульсу ученый узнал имя возлюбленного, о котором она боялась рассказать отцу, так как он никогда не согласился бы на их брак. Именно эти переживания и привели её на грань смерти.

Авиценна первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, ввёл термин эпилепсия, описал проказу и желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения менингита, язвы желудка и других, аргументировал гипотезу о том, что многие болезни возникают под влиянием негативных эмоций. Авиценна мог диагностировать и излечивать 2000 различных недугов.

Он обращал внимание на психологический фактор в лечение болезней. Своим пациентом говорил: «нас трое: я, ты и твоя болезнь. Чью сторону ты примешь, тот и победит».

В ком воля есть и сильный дух, тот победит любой недуг.
Болезнь отступит перед гордым, перед бесстрашным, непокорным…

Еще при жизни ибн Сина был удостоен таких высоких титулов как Лидер среди мудрецов (Аль-Шейх Аль-Раис), Гордость страны (Шараф-ул-Мулк), Великий целитель (Хаками бузург).

Умер Авиценна в Хамадане (Иран) 18 июня 1037 г. Перед смертью ученый оставил завещание, в котором велел раздать все свое имущество бедным, а слуг отпустить на волю.

Всё в мире покроется пылью забвения!
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
Лишь дело героя да речь мудреца
Столетья пройдут, не изведав конца.
И солнце, и бури — всё выдержит смело
Высокое слово и доброе дело…

Захоронение Авиценны стало местом паломничества. Люди верят, что даже одно прикосновение к надгробию способно исцелить от любых болезней.

Люди были так уверены во всемогуществе Авиценны, что считали ему удалось раскрыть секрет бессмертия. Перед смертью он приготовил 40 снадобий и продиктовал правила их использования своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки. Оставалось последнее лекарство, которое нужно было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину земли и через несколько минут перед учеником лежало дряхлое тело учителя.

Картина художника Джавона Умарбекова «Человек разумный» была написана к юбилею великого ученого. Художник долго думал, как изобразить эту выдающуюся личность, пока ему не пришла идея изобразить известных ученых, с кем можно было бы сравнить Ибн-Сину. Ведь всю свою жизнь Ибн-Сина путешествовал, желая найти людей, разделяющих его убеждения. На картине рядом с ученым Аристотель, Навои, Данте, Леонардо да Винчи, Аль-Беруни, Эйнштейн, Омар Хайям, Циолковский, Менделеев. В центре картины образ Венеры из произведения Боттичелли «Рождение Венеры» как символ истины, к которой Авиценна стремился всю жизнь. На картине выдающийся врач держит в левой руке человеческий череп и как бы спрашивает самого себя, кто мы такие? Откуда пришли? Куда мы идем? В его ухо нашептывает сомнения образ символизирующий ложь, он написан в темных тонах.

Именем Авиценны названа малая планета и горная вершина (прежнее название Пик Ленина), минерал авиаценнит и растение семейства Акантовых — авиценния. Его лик украшает денежную единицу Таджикистана - сомони.

mob_info