Что такое прозаическое произведение? Отличие стихотворения от прозаического произведения. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа Отличия и определения поэтической речи от прозаической

Прозаическая и стихотворная речь Прозаическая и стихотворная речь – это две формы литературно художественного языка. Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала. Стихотворная речь ритмически организована, упорядочена, эмоциональна. Стихотворная речь делится на строчки, в них повторяются однородные элементы – паузы, стопы, рифмы, строфы.


Ритм Строка является ритмико-смысловой единицей стихотворного произведения. Ритм в стихотворной речи основан на упорядоченном чередовании языковых элементов. Чередоваться могут ударные и неударные слоги, гласные и согласные звуки, паузы, рифмы, строки, строфы. В основе силлабо-тонической системы стихосложения лежит правильное чередование ударных и безударных слогов внутри стиха. Стих делится на отдельные повторяющиеся части – стопы. В стопе равномерно повторяются сочетания ударных и безударных слогов.


Ритмика силлабо-тонического стиха Ритмика силлабо-тонического стиха может включать различные комбинации внутри стоп, такие как пиррихий, спондей, анакруза, клаузула, вольный стих. Пиррихий - пропущенное ударение. Спондей - дополнительное ударение. Анакруза это безударный слог в начале строки, перед первым ударным («так», «пусть»). Клаузула это последний ударный слог и следующие за ним безударные, сколько бы их ни было. Например, «венья», «ка», «менья».


Акцентный стих (чистотонический) Акцентный стих (а.с.) (чистотонический стих), ритм которого основан на более или менее равном количестве ударений в строке при переменном числе безударных слогов между ударными. К А. с. тяготели некоторые рус. нар. былины и исторические песни. Примером а. с. могут служить многие стихи Маяковского: Вызолачивайтесь в солнце, цветы и травы! Весеньтесь, жизни всех стихий! Я хочу одной отравы пить и пить стихи. (В. Маяковский, «Флейта-позвоночник»).


Разностопные размеры 1. Урегулированный разностопный размер – имеет строки разного объема, но одинаковой меры. 2. Вольный стих - рифмованный стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности. Характеризуется неодинаковым, сменяющимся без определенного чередования количеством стоп в разных строках. Как правило, под вольным стихом понимается вольный ямб: Был выбран некто в боги: _____________3 стопы Имел он голову, имел он руки, ноги _____6 стоп И стан; ____________________________1 стопа Лишь не было ума на полполушку, ______5 стоп Вольный стих не следует смешивать ни со свободным стихом (с которым он не имеет ничего общего, кроме сходства названия), ни с акцентным стихом (в частности, у Владимира Маяковского), проявляющим определённые признаки урегулированности тонической.


Разностопные размеры 3. Свободный стих (верлибр) - это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от рифмы, слогового метра, равенства строк по числу ударений и слогов и регулярной строфики: Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней.


Рифма Созвучие отдельных слов или их частей в одних и тех же местах в стихотворных строках называется рифмой. Рифма представляет собой явление звуковое, а не графическое. Рифма выполняет в стихе ряд функций – ритмообразующую, фоническую, мнемоническую, композиционную, семантическую функции.


Классификация рифм А) По месте в строке чаще всего рифмы бывают концевыми (в конце строк), но могут быть начальными и внутренними. Завершение стихотворной строки называют также клаузулой, поэтому рифмой иногда называют созвучие клаузул. Б) По месту ударения – мужские (с ударением на последнем слоге), женские (на предпоследнем), дактилические (на третьем от конца), гипердактилические (на четвёртом и далее). В) По качеству звучания – на точные (полные) – (вал – звал, грозы –морозы, града – ограда), и неточные (приблизительные). Среди приблизительных различают ассонансные (пояс- поезд, ветер - светел, печать – плеча), консонансные (стеная- стеною, опорные, корневые, усечённые, разноударные (неравносложные – папахи-попахивая, трезвость-врезываясь), анаграммные.


Г) По тому, каких частей речи слова рифмуются – на грамматические и неграмматические. Д) По частотности употребления – на банальные(стёртые, затасканные – (кровь- любовь, розы-морозы, берёзы-слёзы) и редкие (изысканные), а также экзотические – (талии- Австралии, подруг-Кук, коварен Бог-Рембо, альбатрос-СОС). Е) по способу размещения в стихотворении – на смежные (параллельные, парные) – аабб, перекрёстные – абаб, охватные (опоясные, кольцевые) – абба, и тернарные – аабввб. Классификация рифм


Строфа Строфой называется группа стихотворных строк, объединённых одной мыслью, интонацией и порядком рифмовки. Строфа является дополнительным средством организации и ритмизации стихотворной речи. Стихи, не составляющие строф, называются астрофическими.


Условно строфы делят на строгие и свободные. Виды свободных строф: Двустишие – аа бб вв – Трёхстишие (терцет) – ааа ббб, ааб ввб, абв абв – Четверостишие (катрен) – аабб, абаб, абба – Пятистишие (квинтила) – абааб – Шестистишие (секстет) – абабвв, (секстина) – а БаБаБ, (ронсарова строфа) – ААб ВВб – Семистишие (септима) – аабввбв, ААББВВБ – Бородино М, Лермонтова. Восьмистишие (октет) – Домик в Коломне А. Пушкина. Девятистишие (нона) – Аб АббВбВВ (спенсерова строфа) Децима – аббаввггвв, Аб АбВВг ДДе (одическая строфа – Энеида И Котляревского) – Рондель – тринадцать строк, связанных двумя сквозными рифмами – АБбааб АБаббаА Онегинская строфа – Аб АбВВгг ДееДжж Классификация строф


Виды строгих, классических, твёрдых форм стиха: Октава – восьмистрочное стихотворение, которое чаще всего пишется пяти- или шестистопным ямбом, и рифмуется по схеме Аб Аб Абвв. Рондо – стихотворение, состоящее из восьми, тринадцати или пятнадцати строк, связанное двумя сквозными рифмами – Сонет – вид стиха, состоящий из четырнадцати строк пяти- четырёх- или шестистопного ямба. Схема сонета – абба абба ввг ддг – французский, итальянский – абаб абаб вгв гвг (или вгд вгд), английский (шекспировский) – абаб вгвг деде жж. Триолет – восьмистишие с рифмовкой АБа АаБАБ, причём первый стих полностью повторяется в 4-й и 7-й строках, а 2-й – в 8-й. Классификация строф

Явления ритма окружают нас всюду в жизни: ритмично бьётся наше сердце, ритмично сменяются день и ночь, времена года, ритмично идёт праздничная колонна под марш оркестра...

Ритм - это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).

Чёткий ритм присущ стихотворной речи. Конечно, ритм есть и в прозе, но всё-таки прозаическая речь производит впечатление естественной, «как в жизни» текущей речи. Стихотворная речь - особенная. Она отличается и более чётким ритмом, и необычайной лаконичностью, краткостью. Кроме того, в стихотворной речи, как правило, есть рифма.

Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение или отрывок из него единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в таких стихотворных отрывках:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого...

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь...

Вы видите, что ритм второго отрывка более быстрый, и это соответствует его содержанию.

Стихотворная речь предполагает организованность, порядок, чему способствуют и ритм, и рифма, и другие особенности такой речи.

Свободную речь, то есть речь, свободно движущуюся от предложения к предложению, называют прозаической речью, а речь, подчинённую определённому порядку, ритму, строю, - стихотворной.

Вопросы и задания

1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите, в чём отличие прозаической речи от стихотворной.

2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».

ЭПИТЕТ

Прочитайте отрывок. Обратите внимание на прилагательные. Одни из них (высокая, глубокая, хрустальный, пустого ) употреблены в прямом значении, другие (буйный , тихоструйной, печальной ) - в переносном.

...«Постой, -

Отвечает ветер буйный, -

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места;

В том гробу твоя невеста».

Переносное значение придаёт прилагательному, которое в предложении является определением, особую художественную выразительность. Перед нами уже не просто определение, а образное определение.

Такие образные определения называются эпитетами. Слово «эпитет» происходит от греческого слова со значением «приложение, приложенное».

Чтобы отличить определение от эпитета, приведём пример: тёмная ночь и хмурая ночь. Слово тёмная лишь усиливает характеристику ночи, слово хмурая включает эмоциональную оценку, напоминает нам о хмуром, сердитом человеке. Следовательно, слово тёмная - это простое определение, а хмурая - эпитет, то есть образное определение, отличающееся художественной выразительностью.

Вопросы и задания

1. Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный, пустой такие существительные, чтобы они стали художественными определениями, то есть эпитетами.

2. В сказке Пушкина найдите 3-4 примера с эпитетами. Назовите их, укажите на их особую художественную выразительность.

3. Какие эпитеты использует Пушкин для характеристики царицы и царевны? Объясните их.

В основе этого деления лежит речевая организация текста: прозаический текст - это речь отрывистая, членение речи здесь определяется смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает; стихотворный текст, или поэтический, - это речь периодическая, ритмически организованная. Членение в стихотворном тексте качественно отлично от членения в прозаическом тексте, воспринимаемом как сплошное текстовое пространство.

Для стихотворного текста важны не синтаксические единицы, а единицы ритмически организованные; это замкнутые компоненты, стянутые перекрестными рифмами. Единицы членения - это строка, строфа, четверостишие (или двустишие). Стиховые строки не обязательно совпадают с синтаксическими границами предложений: стих обладает метром (размером). Это упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Сильные и слабые места - это чередующиеся слоговые позиции в стихе, они образуют метр в виде двух- или трехсложной стопы. Сильные места метра занимают ударные слоги, слабые - неударные. Проза - речь, не связанная метром и рифмой.

Стихотворная речь и прозаическая - не замкнутые системы, границы их могут быть размыты, переходные явления неизбежны. Бывают «стихи в прозе» и метризованная проза. При этом случайная рифма в прозе - недостаток не меньший, чем ее достоинство в поэзии.

Ритмически организованная речь в большей степени, чем прозаическая, использует фигуры - анафоры, эпифоры, периоды, ретардации, стиховые переносы, стыки, параллелизмы.

Ритмизированный материал (язык) в поэзии по природе своей национален, он в буквальном смысле непереводим на другие языки. Можно «перевести» содержание, смысл, но особенности стихосложения перевести нельзя. Недаром, например, переводы М.Ю. Лермонтова, С.Я. Маршака, Ф.И. Тютчева, В.А. Жуковского - это скорее оригинальные, собственные творения на заданную тему.

Речевая интонация в стихе часто теряет свою смысловую и логическую окраску, подвергаясь напевной деформации; ударения в словах могут смещаться, подчиняясь ритмике. Для стиха важно через форму передать эмоциональное состояние. Ритмическая форма стиха - это закрепленные в размере эмоциональные интонации.

При очевидных различиях прозаического и стихотворного текста нельзя провести резкую границу между ними, поскольку сильно в них единое, объединяющее начало - художественность. Стихи в прозе И. Тургенева или «Песня о буревестнике» М. Горького, хотя и не имеют рифмы, восприняли от стихотворной речи ее ритмическую форму. Поэтичность формы часто сопровождает орнаментальную прозу.

Художественная проза в основном (без учета переходных случаев) представлена двумя типами.

Классическая проза основана на культуре семантико-логических связей, на соблюдении последовательности в изложении мыслей. Классическая проза по преимуществу эпична, интеллектуальна; в отличие от поэзии, ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций; это речь без деления на соизмеримые отрезки.

Орнаментальная (от лат. ornamentum - украшение) проза основана на ассоциативно-метафорическом типе связи. Это проза «украшенная», проза с «системой насыщенной образности», с метафорическими красивостями (Н.С. Лесков, A.M. Ремизов, Е.И. Замятин, А. Белый). Такая проза часто черпает свои изобразительные ресурсы у поэзии.

В чем состоит отличие стиховой речи от прозаической?

Если говорить о различении стиха и прозы, можно вспомнить пьесу

Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», где учитель наивно объясняет господину Журдену, чем стихи отличаются от прозы: «Все, что не проза - то стихи, и все, что не стихи, то проза». Мольер, естественно, пародировал недалекость и малообразованность героев. Кажущаяся самоочевидность ответа (например, «Есенин - стихи, а Достоевский - проза») доказывает лишь то, что эта разница есть, но никак не дает нам надежного критерия разграничения.

Проза, по Поспелову Г.Н., (от лат. prorsus - идущий прямо вперед, не возвращающийся) - это речь, не заключающая в своей интонации собственно ритмических акцентов и пауз, имеющая только логические (а также эмфатические) паузы и акценты (ударения). Под ред. Г.Н. Поспелова. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 1988, с. 353

Стих в словаре Усольцевой Т.Н. и Сусловой Н.В. - (от греч. stichos - ряд, строка) - минимальная единица стихотворной речи. Выделение отдельных стихов в составе поэтического произведения графически специально подчеркивается печатанием отдельными строчками и, как правило, сопровождается рифмой. Суслова Н.В., Усольцева Т.Н.. Новый литературоведческий словарь - справочник для ученика и учителя. М.: Белый ветер, 2003, с. 107

В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит, прежде всего, в определении принципов его ритмической организации, то есть в установлении принципов, строящих стихотворный ритм. Ритм речи сам по себе не создает стиха, точно так же как и стих не сводится к собственно ритму. Если, с одной стороны, известная ритмичность вообще присуща речи в силу физиологических причин (вдохи и выдохи, разбивающие речь на более или менее равномерные отрезки), то с другой стороны, четкая ритмическая организация речи возникает напр. в трудовом процессе, в рабочих песнях, фиксирующих и усиливающих ритмичность работы.

Одно из отличий стихов от прозы заключается в том, что в тактах прозы самостоятельно значимые слова имеют одинаковые словные акценты. В стихах же, когда словные акценты равны, на последнем слове каждого стиха всегда возникает более сильное ритмическое ударение, которое всегда неизменно, является основной, соразмерно повторяющейся «единицей» ритма стихотворной речи, и называется «константным» (лат. constantus -- установленный, постоянный) ударением, или константой стиха.

Другое отличие стихов от прозаических речевых тактов состоит в том, что в прозе такты отделяются только логическими паузами (обозначаются знаками препинания), стихи же отделяются друг от друга паузами ритмическими, которые показывают конец каждого стиха и оттеняют его ритмическое константное ударение.

Вкратце следует добавить, что у стиха, в отличие от прозы, также имеется рифма - совпадение, созвучие окончаний двух или нескольких стихов, связывающее их между собой, и есть клаузула, ритмообразующая конечная единица стиха.

В прозе вся речь делится на отдельные группы слов, которые в каком-то отношении соразмерны. Эти группы слов называются тактами, они отделяются друг от друга интонационными паузами. Соразмерность таких тактов заключается в равном количестве словных ударений. Но ударения эти слышны только относительно, так как на деле никто не подсчитывает количество словных акцентов. Ритмичностью обладают нехудожественная речь (научная, публицистическая и т.п.) и, конечно же, художественная, так как она совершенна, и имеет законченную форму. Прозаический текст делится на абзацы, предложения, словосочетания. При определении ритма прозы можно выделить особенности акцентации, что называется просодией, и делится на 3 группы в зависимости от падения ударения: в первую группу входят слова с самостоятельным значением, а именно знаменательные части речи, и они всегда ударны; во вторую группу входят слова служебных частей речи, и они всегда безударны; и, наконец, третью группу слов составляют слова-исключения из первой группы, на которых, в зависимости от контекста, либо ставится, либо не ставится ударение.

Есть внешнее, формальное различие между поэзией и прозой, и есть между ними различие внутреннее. Николаев А. И. Основы литературоведения. Иваново: ЛИСТОС, 2011. с. 15 Первое состоит в том, что прозе противополагаются стихи; последнее -- в том, что прозе, как мышлению и изложению рассудочному, противополагается поэзия, как мышление и изложение образное, рассчитанное не столько на ум и логику, сколько на чувство и воображение. Отсюда понятно, что не всякие стихи -- поэзия и не всякая прозаическая форма речи -- проза внутренняя. Мы знаем «стихотворения в прозе» и вообще такие произведения, написанные прозой, которые являются чистейшей поэзией: достаточно назвать имена Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова. Если формально превратить любой текст в стих, даже это же предложение:

Если формально

Превратить любой

Текст в стих…

нельзя не согласиться с тем, что мы видим: связи «по вертикали» устанавливаются в этом тексте случайно, превращая информацию в нечто пародийное.

Надо заметить, что о свободе прозаической речи можно говорить лишь условно: на самом деле проза тоже имеет свои законы и требования. Пусть в отличие от поэзии, художественная проза не знает рифмы и ритмической размеренности стоп, -- все-таки и она должна быть мелодична. И стих, и проза являются художественной речью, которая, в свою очередь, ритмична. А ритм - это проявление организованности, упорядоченности движения. Когда проза слепо подражает стихам и становится тем, что непочтительно, но верно характеризуют как «рубленную прозу», то это, можно сказать, неэстетично; но какая-то особая гармоничность и симметричность, особая последовательность слов, несомненно, прозе свойственна, и тонкий слух это чувствует. Достаточно вспомнить столь короткую фразу из поэмы Гоголя «Мертвые души»: "Какой же русский не любит быстрой езды?!". Она звучит мелодично, не просто как отдельное предложение текста.

Слово в стихе, по мнению Е. Н. Дрыжаковой, приобретает б?льшую смысловую выразительность. Дрыжакова Е.Н. В волшебном мире поэзии. М.: Просвещение, 1978, с.23 Поэтому именно в стихотворной речи мы чаще встречаем метафоры (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Суслова Н.В., Усольцева Т.Н.. Новый литературоведческий словарь - справочник для ученика и учителя. М.: Белый ветер, 2003, с. 56

Еще Эткинд в своей книге «Разговор о стихах» заметил: «У поэзии другое измерение» Эткинд Е. Разговор о стихах. Л., 1970. с. 14. Очень важно усвоить себе, что поэзия это больше, чем стиль: это -- миросозерцание; то же самое надо сказать и о прозе. Если поэзия делится -- приблизительно и обще -- на эпос, лирику и драму, то в прозе различают такие роды и виды: повествование (летопись, история, воспоминания, география, характеристика, некролог), описание (путешествие, например), рассуждение (литературная критика, например), ораторская речь; естественно, что эта классификация не может быть строго выдержана, и перечисленные роды и виды разнообразно переплетаются между собою. Конечно, если автор сознательно и намеренно в поэтическом творении отступает в область прозы, то это -- другое дело, и здесь нет художественной ошибки: философские рассуждения или исторические экскурсы «Войны и мира» Толстого не могут быть поставлены великому писателю в эстетическую вину. А чисто-литературный факт взаимопроникновения прозы и поэзии свои более глубокие корни имеет в том, объясняется тем, что невозможно самую действительность делить на прозу и поэзию. Одно из двух: либо все на свете -- проза, либо все на свете -- поэзия. И лучшие художники принимают последнее. Для них -- где жизнь, там и поэзия.

Зачем крутится ветр в овраге,

Подъемлет лист и пыль несет,

Когда корабль в недвижной влаге

Его дыханья жадно ждет?

Зачем от гор и мимо башен

Летит орел, тяжел и страшен,

На черный пень? Спроси его.

Зачем арапа своего

Младая любит Дездемона,

Как месяц любит ночи мглу?

Затем, что ветру и орлу

И сердцу девы нет закона.

Гордись: таков и ты, поэт,

И для тебя условий нет.

Пушкин А.С.

Если передать стихи прозой, то получится вот что: кораблю нужен ветер, чтобы плыть, а тот, в свою очередь, занимается ненужной работой: крутится в овраге, поднимает листву и пыль над землей. Орел, грозный и странный, повелитель птиц, зачем-то садится на трухлявый пень. Прелестная Дездемона, вместо того, чтобы полюбить человека своего круга из знати, легкомысленно влюбляется в мрачного и безобразного «арапа». И поэт таков же: создает свое искусство, не поддающееся ни логике, ни рассудку, воспевая то, что творится в душе. И этим можно гордиться. Прозаический вариант данного стиха весьма безобразен, и вряд ли запомнится. Именно то, что неподвластно рассудку и логике приобщает поэта к неразумной природной стихии, что и делает его поэтом с большой буквы.

Прозе нужны отвлеченности, схемы, формулы, и она движется по руслу логики; поэзия, в свою очередь, требует картинности, и в живые краски претворяет она содержание мира, и слова для нее -- носители не понятий, а образов. Проза рассуждает, поэзия рисует. Проза суха, поэзия взволнована и волнует. Проза анализирует, поэзия синтезирует, то есть, первая разнимает явление на его составные элементы, между тем, как вторая берет явление в его целостности и единстве. В связи с этим поэзия олицетворяет, одухотворяет, животворит; проза же родственна мировоззрению механистическому. Только поэт, такой как Тютчев, мог почувствовать и сказать: «Не то, что мните вы, природа; не слепок, не бездушный лик: в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».

«Стих - это моментальный снимок души», и Бродский был абсолютно прав.

Поль Валерин, французский поэт, эссеист, философ, в книге об искусстве пишет что “поэзия есть большее выражение чувств”. Для него проза - это ходьба , а поэзия это танец .

Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Цель: знать: определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная,

опоясывающая), строфа;

понимать: отличие речи прозаической и стихотворной,

аргументировать свой ответ конкретными примерами из

изученных произведений, объяснять ритмическую и

смысловую роль рифмы в стихотворном произведении;

уметь: используя текст прозаической сказки и сказки А.С.

Пушкина, показать разницу между прозаической и

стихотворной речью.

Оборудование: мультимедийный проектор (все тексты, понятия и их определения – на слайдах).

Ход урока:

    Проверка д/з.

Чтение наизусть отрывка из сказки.

Ответ на вопрос: «В чем превосходство царевны над царицей-мачехой?»

    Слово учителя с элементами беседы.

Вы прослушали выступления двух учащихся.

Скажите, есть ли разница в речи одного и другого? В чем она заключается?

(Складно/нескладно)

Посмотрите на доску и сравните предложения:

    Дом царевна обошла,

Все порядком убрала…

    Царевна обошла дом и убрала все порядком.

(Слова те же самые, но звучат как-то иначе).

Что изменилось во втором предложении?

(Поменялся порядок слов, второе предложение стало нескладным)

А как мы обычно называем складный текст?

(Стихи)

То, что вы обозначили, как «нескладный текст», называется прозой.

– Как вы думаете, почему мы начали наш урок с разговора о стихах

и прозе?

(Этому будет посвящен весь урок)

– Попробуйте сформулировать цели урока.

(С помощью учителя учащиеся делают выводы о цели урока)

Итак, цель нашего урока: разобрать особенности стихотворной речи, выяснить, с помощью каких средств слова преобразуются в стихотворные строки, иначе говоря, каковы законы стихотворной речи.

    Работа с учебником.

Прочитайте статью учебника и выделите ключевые понятия.

    Систематизация новых сведений.

В чем же заключается основное отличие стихов от прозы?

(В стихах есть ритм)

Что такое ритм? Запишите определение. Приведите примеры проявления ритма в жизни.

(Ритм – это повторение чего-либо через равные промежутки времени или места. Тиканье часов, биение сердца)

Как проявляется ритм в стихах?

(Повторяющиеся звуки, повторяются в одном и том же месте: в конце строки; слова складываются в мелодию)

Спишите с доски предложение, разбейте слова на слоги, поставьте ударение. Посчитаете количество слогов в строке, определите, какие слоги ударные, а какие – безударные.

(Ве-тер, ве-тер! Ты мо-гуч, 7 слогов

Ты го-ня-ешь ста-и туч, 7 слогов

Ты вол-ну-ешь си-не мо-ре, 8 слогов

Всю-ду ве-ешь на прос-то-ре… 8 слогов

Ритмический рисунок: __□○__□○__□○__)

Не во всех стихах есть такое четкое чередование ударных и безударных, но ритм всегда слышится, стихи звучат складно.

– Вы, наверное, заметили, что концы стихотворных строк звучат похоже (см.предыдущую запись). Как называется такое явление? Запишите определение.

( Рифма – это повторение звуков, начиная с ударного гласного, в конце стихотворных строк)

– Как называются строки, связанные воедино рифмой?

(Строфа)

– На какие группы делятся строфы? По какому признаку?

(По количеству стихотворных строк: двустишие, трехстишие и т.д. Бывают нестрофические стихи)

Спишите строфы, данные на доске, соедините строки, которые рифмуются. Сделайте вывод о способах рифмовки.

    1. У лукоморья дуб зеленый ; 1/3 и 2/4 – перекрестная

2. Златая цепь на дубе том:

3. И днем и ночью кот ученый

4. Все ходит по цепи кругом…

    1. В темнице там царевна тужит, 1/2 и 3/4 – парная (смежная)

    А бурый волк ей верно служит;

    Там ступа с Бабою Ягой

    Идет, бредет сама собой…

    1. И там я был, и мед я пил; 1/4 и 2/3 – опоясывающая

(кольцевая)

2. У моря видел дуб зеленый;

3. Под ним сидел, и кот ученый

4. Свои мне сказки говорил…

Зачем нужна рифма?

(Ответ формулируется с помощью учителя, выводится на экран проектора и записывается в тетрадь.

Рифма:

    Делает звучание красивым.

    Помогает почувствовать ритм: говорит о том, что строка закончена.

    Придает стихам единство, связывает рифмующиеся строки между собой.)

    Практическая работа «Кто быстрее».

Команды (по рядам) выполняют задания на отработку теоретического материала. Все группы получают одинаковые карточки, время строго регламентировано. Проверка осуществляется сразу, можно дополнять и исправлять ошибки.

Карточки.

    Впишите в пустые клеточки название приведенной ниже стихотворной строфы.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

(А.С. Пушкин) 

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

(А.С. Пушкин) 

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

(А.С. Пушкин) 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

(А.С. Пушкин) 

    Прочитайте стихотворные строки, определите способ рифмовки.

а) Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять…

б) Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче…погляди в окно…

в) Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

    Определите, что можно отнести к стихотворной речи.

а) На дворе трава, на траве дрова.

б) Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

в) Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке».

    По ритмическому рисунку узнайте один из стихотворных отрывков.

__□○__ □○__□○__□○

__□○__□○○○__□

а) Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

б) Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

    Закрепление полученных знаний.

Возьмите фрагмент прозаической сказки и сказки Пушкина. Покажите на конкретном примере разницу между прозаической и стихотворной речью.

    Итоги урока.

Чем стихотворная речь отличается от прозаической? (На примере предыдущего задания)

Составьте стихотворения-буриме по заданным рифмам:

а) ___________берлоги

Ноги

Озеро

Заморозило.

б) ___________идет

Вперед

Дорога

У порога.

    Д/з.

Подготовить сообщение:

    Рифма. Способы рифмовки.

    Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

Проиллюстрируйте ответы примерами из изученных произведений.

mob_info