Домашнее обучение в Беларуси: плюсы и минусы. Домашнее образование (опип) в беларуси Обучение на дому больных детей в беларуси

О домашнем обучении и экзаменах экстерном рассказала замначальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Татьяна Хоружая.

— Общее среднее (базовое) образование можно получить несколькими способами. Традиционным, посещая дневную школу или гимназию. Также в Минске функционируют вечерние классы на базе учреждений общего среднего образования, но их осталось немного. Такая форма получения образования становится менее востребованной. Пожалуй, единственная вечерняя школа, которая полностью набирает классы и работает стабильно, № 127. Еще один способ получить документ об образовании - сдать выпускные экзамены за курс базовой или средней школы экстерном. Такой вариант подходит ребятам, которые не учатся ни в одном учреждении в силу определенных обстоятельств.

Есть ли возрастные ограничения для прохождения процедуры экстерната? Может ли, условно, семиклассник сдавать досрочно экзамены за курс базовой школы?

Таких случаев пока не было, но возраст экзаменуемого не имеет значения, ведь главный критерий аттестации - освоение программы. А если речь идет об одаренных ребятах, то они, хоть и нечасто, перескакивали через один класс. Такие школьники, как правило, обучаются по индивидуальному плану.

Что может стать основанием для обучения ребенка по индивидуальному плану, или, проще говоря, в домашних условиях?

Родители имеют право самостоятельно обучать детей по индивидуальному плану, но окончательное решение принимает педсовет школы, учитывая способности ребенка и основания для занятий дома. Чаще всего такую форму образования используют одаренные школьники, юные спортсмены и артисты, которые часто выезжают на соревнования, сборы, конференции или гастроли. Учитываются также семейные обстоятельства. Например, мамы и папы часто бывают в командировках либо временно покидают страну или город вместе с ребенком. В таком случае учреждение образования разрабатывает для школьника индивидуальный план на основе учебного, устанавливает формы и сроки проведения аттестации. Но если ребята плохо справляются с программой или их успеваемость заметно снижается, то школа вправе принять решение о прекращении такого обучения.

- Есть ли минусы у домашнего обучения и много ли в столице ребят, получающих его?

Подавляющее большинство родителей предпочитают, чтобы дети ходили в школу. На так называемом домашнем обу­чении находятся порядка 300 ребят. Речь идет в основном об одаренных и талантливых школьниках, а также о тех, кто по уважительным причинам не может постоянно или временно посещать занятия. Если у родителей есть возможность находиться рядом с ребенком в течение дня, они могут перевести его на индивидуальное обучение. Но подобные случаи единичны. Ответственность за такие семьи, как правило, лежит на администрации школы, к ним нужно относиться очень внимательно. Например, родители могут состоять в нетрадиционных религиозных группах, и дети, не посещая школу, еще больше изолируются от общества. Или мамы и папы сами в определенной степени социально не адаптированы. Но если в семье все благополучно, то школа индивидуальному обучению ребят препятствовать не будет.

- Развита ли у нас система дистанционного обучения на уровне общего среднего образования?

Законодательно такая форма образования у нас не закреплена в отличие от Российской Федерации, где возможность дистанционного обучения прописана. В проекте новой редакции Кодекса об образовании, который сейчас рассматривается, предусмотрено дистанционное обучение для детей с особенностями психофизического развития. Документы об образовании российского образца пригодны для поступления в белорусские вузы. Если ребенок дистанционно успешно завершил российский школьный курс и получил аттестат государственного образца РФ, то не должно возникнуть проблем с принятием документа в Беларуси.

Справочно

В минувшем учебном году за 9 классов экстерном были аттестованы 16 учащихся, за 11 - 274. Как правило, в каждом районе города определяется одна школа, на базе которой проходит аттестация. Экзамены принимает комиссия, состоящая из преподавателей данного учреждения.


Юлия БУРДО,
31-ое августа не за горами, и хочется написать о возможности домашнего обучения в Беларуси.

Прежде всего, в Республике Беларусь нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН .

Когда-то давно в РБ был принят закон «Об образовании» и в нём действительно была статья «Об обучении в семье». В 2006 году закон был переписан. В новом законе «Об образовании» семейная форма обучения была запрещена. НО! В законе есть Статья 35, которая нам и нужна.

Статья 35. Формы получения образования

1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната .
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3.Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
4.Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь. (Девушки, кто в курсе, дайте ссылку на соответствующий документ Минобра, если есть такой).

Экстернат в Беларуси разрешён только в старшей школе, 11-12 классы (или 10-11? сколько сейчас люди в школе учатся? Я с этими реформами уже совсем запуталась). Для младшей школы – только индивидуальный учебный план.

Для того, чтобы обучаться дома, вам нужно в школе, в которой учится ваш ребёнок (или куда вы подали документы) до 31 августа написать заявление на имя директора школы о переходе ребёнка на индивидуальный учебный план. Приказ директора пишется на основании решения педсовета. Причём, отказать вам педсовет не может, но без его решения вы не имеете права... Такая вот белорусская игра слов. Теоретически, писать заявление можно и в середине учебного года, но тогда это уже действительно будет «на усмотрение администрации».

Ученик, который обучается по индивидуальному учебному плану, числится в классе, заносится в классный журнал, может посещать любые уроки и факультативы на своё усмотрение. При написании заявления родители указывают, какие предметы их ребёнок планирует учить дома, а какие - в школе, и по «домашним» предметам в классном журнале не выставляются текущие оценки, а только итоговые: по лабораторным, контрольным, четвертные и годовые. План сдачи испытаний (контрольные, рабочие тетради, устный опрос) обычно составляет завуч.

При такой форме домашнего обучения для меня, если честно, загадка, почему 100% родителей не пишут заявление о переходе на ИП. Вы никак не ограничены в потреблении школьных услуг, но в любой момент можете от них отказаться. Можно, например, походить в школу одну четверть, а потом пересидеть дома все гриппы, не озадачиваясь медицинскими справками, а потом опять походить; можно ходить в школу только на иностранный язык (случай моих знакомых) и/или любимые факультативы. Вообще, факультативы - штука интересная. За факультативы учителям платят деньги, а чтобы открыть факультатив, нужно не меньше 5 заинтересованных детей, поэтому факультатив - это обычно очень камерное мероприятие: зачем учить 20 человек, если можно 5, а оплата всё равно одинаковая.

Но это - теория. Практика, как всегда в нашей стране, гораздо интереснее .

Из-за того, что в старом законе была семейная форма обучения, а в новом законе её запретили и из-за того, что отсутствует чёткая законодательная база по порядку прохождения аттестации при ИП, фантазии либо откровенная ложь работников образования кучерятся и расцветают махровым цветом. Причём делают они это не всегда по злому умыслу, скорее от незнания, боязни сделать «что-то не то» и «беспокойства» о будущем не посещающих школу детишек.

Например, на сайте Министерства образования на вопрос гражданина о том, имеет ли он право обучать своего ребёнка дома, официально заявлялось: «...информируем о том, что в соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2006г. «Об общем среднем образовании» обучение учащегося самостоятельно (в семье) будет запрещено.»

Я собрала опыт нескольких мам о переводе их детей на индивидуальный план. Получилась следующая картина.

Итак, вы приходите в школу и заикаетесь о том, что хотели бы учить своё чадо дома, или интересуетесь, а нельзя ли учить ребёнка самим? Вы что-то такое где-то слышали, но не уверены, что столько свободы дают в одни руки. Ошибка! В ответ можно услышать, например, (строго-назидательным тоном): -" Ну, это можно только, если мама - учительница"; или - "Экстерном можно сдавать только за весь курс базовой либо средней школы"; или - "Новый Закон не предусматривает образования в семье".

Так вот вместо того, чтобы интересоваться, можно ли учить свою детку дома, нужно сразу же разить наповал фразой:" А где тут у вас записываются на обучение по индивидуальному учебному плану?". Не обращать внимания на истерики и запугивания учителей и чиновников, а просто тупо и вежливо ссылаться на 35-ю статью закона "Об образовании". И помнить, что отказать вам не имеют права.

Вот например, такая история:

"Пришли мы в школу по месту прописки и рассказали, что придем к ним в первый класс, но в сентябре уедем до апреля, поэтому просим предоставить нам индивидуальный план и рассказать, какие требования к нам предъявят по приезду, чтобы считать 1ый класс оконченным. Они сразу разулыбались и в гороно позвонили, там сказали, чтобы мы к ним пришли сами.

Сходили мы в гороно, там наши данные записали, сказали свяжутся с Гомелем (а мы в Мозыре), а потом и с Минском, и к концу недели позвонят. Вечером того же дня позвонили! Попросились прийти "посмотреть на условия, в которых ребенок воспитывается". Пришли, посмотрели, кучу вопросов задали. Стали уговаривать опекунство на бабушку оформить и ехать себе спокойно без сына. "Ему ведь лучше будет так, не мотаться никуда и с бабушкой в школу ходить". Надо сказать, что бабушке очень этот план понравился, но для меня этот вариант не обсуждается. Тогда они сказали, что на индивидуальном плане обучения, необходима "явка в школу минимум один раз в месяц".

После этого в гороно окончательно решали (наш вопрос) по поводу формы аттестации. Из возможных вариантов обсуждалось собеседование или тест по приезду. "

А вот другая история:

«Калі каму цікава, нас перавялі на індывідуальны план. Спачатку было страшна - мы першыя ў раёне, але 59 - за, 1 - супраць. З боку адміністрацыі школы мы сустрэлі самае дабрадушнае стаўленне. На педнарадзе адзіны голас быў супраць нас – голас сацыяльнага педагога (псіхолаг падтрымала).

Бюракратычна ўсё вельмі проста. ДА 31.08 Вы павінны падаць заяву ў школу. Падставаў ніякіх не трэба. Проста мы так хочам. Але па-людзку лепей знайсці "атмазку" - мала часу на заняткі спортам ці заняткі музыкай...

Бліжэйшая педнарада разглядае Вашу просьбу. Мы на ёй прысутнічалі. Папярэдне мелі размову з дырактарам і завучам. Яны нас падтрымалі пасля падрабязнай размовы, як мы плануем вывучэнне прадметаў. Мы вельмі доўга і маляўніча распавядалі пра свае веды, бабуляў і дзядуляў, што дапамогут нам растлумачыць фізіку і біялогію...

У законе мы не знайшлі прычын, па якім нам могут адмовіць. Але пасля размовы з намі дырэктар мела гаворку з інспектарам і юрыстам - бо мы былі першымі ў раёне. Нарада галасавала па нашаму пытанню: 59 - за, 1 - супраць - сацыяльны педагог. Адказ сацыяльнаму педагогу - а як жа сацыялізацыя - дзіцё будзе наведваць гурткі.

Увага! Пры напісанні заявы Вы пазначаеце ўсе прадметы, што будут вывучацца дома. Можна нешта пакінуць і школе. Прыкладам, мы ангельскую мову вывучаем у школе. Пры гэтым па астатнім прадметам ў класным журнале пішацца - "навучанне па індывідуальным плане". Што дае магчымасць вярнуцца да звычайнага наведвання школы ў любы дзень. Праверка ведаў - адзін раз за чвэрць па кожнаму прадмету, пажадана пісьмовы тэст - прыблізна пытанняў на 10 і часам на 45 хвілін - аркушы з тэстамі збіраюцца завучам. Апасацца трэба толькі асабістага стаўлення настаўнікаў. Каб не пачалі "рэзаць". У нас мястэчка малое - нас палічылі дзівакамі.

Па паперам мы вывучаем у школе ангельскую мову і фізічную культуру. На практыцы – я не ведаю, як выглядае настаўнік фізкультуры (завуч сказала, што сама з ім дамовіцца). Ангельская мова выкладаецца 2 разы на тыдзень + факультатыў. Гэтыя заняткі мы наведваем у адвольным парадку. Бывае месяц не з’яўляемся ў школе, бывае 3 разы на тыдзень. У класным журнале насупраць імя дачкі напісана – займаецца па ІП. Таму бягучых адзнак не мае.»

По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух - трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах.»

Приведённые выше истории подтверждают, что удобство вашего пребывания на ИП во многом зависит от расположения к вам вашего учителя и школьного начальства. Учителям нужно обьяснять, что работы и заботы вы им не прибавите, даже наоборот, вместо, скажем, 20-ти детей учительница будет иметь в классе 19. Но кооперация учителей на индивидуальном плане - это очень важно. И если вы не можете найти понимания в своей школе, то возможно, вы встретите его в соседней, или в соседнем районе.

А вообще, конечно, переход на домашнее обучение должен быть лёгким и рутинным: в любое время года, по заявительному принципу, с возможностью деньги, положенные государством на образование отдельно взятого ребёнка, тратить на образовательные нужды этого ребёнка по усмотрению родителей. Но это дело будущего. А пока только так – статья 35 закона «Об образовании», индивидуальный учебный план.

Ну и в заключение, ещё одна история:

"Нас таки да, перевели на индивидуальное обучение! Это действительно оказалось очень просто. Директор попросила указать причину перевода, в связи с тем, что заявление подается не перед учебным годом (до 31 августа), а в середине года. Ну мы указали, что участились командировки. Больше вопросов не было. Обещали на следующей неделе предоставить план учебы. Были предельно милы.

Ребенка учится дома с огромным удовольствием, бегает за нами, чтобы еще позанимались (такого никогда не было за школьный период), мы залатали все пропуски и обогнали одноклассников по программе. Короче говоря, не так все страшно, как казалось до того, как начали действовать."

Данная статья подготовлена по материалам форумов

Целью обучения на дому является: реализация конституционных прав граждан на образование, создание необходимых условий для обучения учащихся, которые по медицинским показаниям не могут посещать учебные занятия в учреждениях образования, а также обеспечение учащихся максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

Организация обучения на дому в 2019/2020 учебном году проводится на основании:

  • Кодекса Республики Беларусь об образовании (Ст. , )
  • Кодекса Республики Беларусь об образовании (Ст.158, п.17)
  • Инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому от 31.08.2011 г. №250
  • На основании заключения ВКК поликлиники, диспансера, заявления законных представителей учащегося) и с разрешения управления образования, спорта и туризма администрации Фрунзенского района г.Минска

ВЫПИСКА из ИНСТРУКЦИИ о порядке организации получения общего среднего образования на дому

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации получения общего среднего образования на дому для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования.

  1. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
  2. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося или государственным учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому.

4. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) учащегося на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.

5. Для принятия решения о получении общего среднего образования на дому документы, указанные в пункте 4 настоящей Инструкции, подаются учащимся (законным представителем несовершеннолетнего учащегося) в государственное учреждение образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому или государственное учреждение образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося.

Нормативные правовые акты

  1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 20.06.2011 №38 ПРАВИЛА проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
  2. Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі на 2016/2017 навучальны год
  3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 31 августа 2011 № 250 Об утверждении Инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь
  4. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования»

Обращение к родителям

Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В мину-ты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошиб-ки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздраже-ние,почему мы первым делом торопимся отругать и на-казать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач, научит ли противостоять жизненным трудностям?

Правильные взаимоотношения между детьми и взрос-лыми - важнейший фактор развития ребенка. При нару-шении этих взаимоотношений ребенок испытывает разо-чарование и склонен к различным проступкам.

Сосредоточивается на позитивных сторонах и пре-имуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

Помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

Помогает ребенку избежать ошибок;

Поддерживает ребенка при неудачах.

Поддерживать ребенка - значит верить в него.Ребенок нуждается в поддерж-ке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Взрослый, сам того не ведая, может обидеть ребенка, сказав ему, например: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Как взрослому показать свою веру в ребенка?

Забыть о прошлых неудачах ребенка.

Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.

Позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь ус-пеха.

Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания его промахов.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уваже-ние к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с за-данием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм. Следует помнить, что одни слова и фразы взрослых поддерживают ребенка, а другие - разрушают его веру в себя. Поддерживают такие слова и фразы:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому пово-ду. Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова и фразы «разрушения»:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты мог бы сделать это намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность.Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо или за какие-то его дости-жения в определенный период времени.

О домашнем обучении и экзаменах экстерном корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала замначальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Татьяна Хоружая.

- Общее среднее (базовое) образование можно получить несколькими способами. Традиционным, посещая дневную школу или гимназию. Также в Минске функционируют вечерние классы на базе учреждений общего среднего образования, но их осталось немного. Такая форма получения образования становится менее востребованной. Пожалуй, единственная вечерняя школа, которая полностью набирает классы и работает стабильно, № 127. Еще один способ получить документ об образовании - сдать выпускные экзамены за курс базовой или средней школы экстерном. Такой вариант подходит ребятам, которые не учатся ни в одном учреждении в силу определенных обстоятельств .

Есть ли возрастные ограничения для прохождения процедуры экстерната? Может ли, условно, семиклассник сдавать досрочно экзамены за курс базовой школы?

- Таких случаев пока не было, но возраст экзаменуемого не имеет значения, ведь главный критерий аттестации - освоение программы. А если речь идет об одаренных ребятах, то они, хоть и нечасто, перескакивали через один класс. Такие школьники, как правило, обучаются по индивидуальному плану .

Что может стать основанием для обучения ребенка по индивидуальному плану, или, проще говоря, в домашних условиях?

- Родители имеют право самостоятельно обучать детей по индивидуальному плану, но окончательное решение принимает педсовет школы, учитывая способности ребенка и основания для занятий дома. Чаще всего такую форму образования используют одаренные школьники, юные спортсмены и артисты, которые часто выезжают на соревнования, сборы, конференции или гастроли. Учитываются также семейные обстоятельства. Например, мамы и папы часто бывают в командировках либо временно покидают страну или город вместе с ребенком. В таком случае учреждение образования разрабатывает для школьника индивидуальный план на основе учебного, устанавливает формы и сроки проведения аттестации. Но если ребята плохо справляются с программой или их успеваемость заметно снижается, то школа вправе принять решение о прекращении такого обучения.

- Есть ли минусы у домашнего обучения и много ли в столице ребят, получающих его?

- Подавляющее большинство родителей предпочитают, чтобы дети ходили в школу. На так называемом домашнем обу­чении находятся порядка 300 ребят. Речь идет в основном об одаренных и талантливых школьниках, а также о тех, кто по уважительным причинам не может постоянно или временно посещать занятия. Если у родителей есть возможность находиться рядом с ребенком в течение дня, они могут перевести его на индивидуальное обучение. Но подобные случаи единичны. Ответственность за такие семьи, как правило, лежит на администрации школы, к ним нужно относиться очень внимательно. Например, родители могут состоять в нетрадиционных религиозных группах, и дети, не посещая школу, еще больше изолируются от общества. Или мамы и папы сами в определенной степени социально не адаптированы. Но если в семье все благополучно, то школа индивидуальному обучению ребят препятствовать не будет .

- Развита ли у нас система дистанционного обучения на уровне общего среднего образования?

- Законодательно такая форма образования у нас не закреплена в отличие от Российской Федерации, где возможность дистанционного обучения прописана. В проекте новой редакции Кодекса об образовании, который сейчас рассматривается, предусмотрено дистанционное обучение для детей с особенностями психофизического развития. Документы об образовании российского образца пригодны для поступления в белорусские вузы. Если ребенок дистанционно успешно завершил российский школьный курс и получил аттестат государственного образца РФ, то не должно возникнуть проблем с принятием документа в Беларуси .

Справочно

В минувшем учебном году за 9 классов экстерном были аттестованы 16 учащихся, за 11 - 274. Как правило, в каждом районе города определяется одна школа, на базе которой проходит аттестация. Экзамены принимает комиссия, состоящая из преподавателей данного учреждения.

Прежде всего, в Республике Беларусь нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть индивидуальный учебный план .

Когда-то давно в РБ был принят закон «Об образовании» и в нём действительно была статья «Об обучении в семье». В 2006 году закон был переписан. В новом законе «Об образовании» семейная форма обучения была запрещена. Но! В законе есть Статья 35, которая нам и нужна.

Статья 35. Формы получения образования

1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната.
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3. Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
4. Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Экстернат в Беларуси разрешён только в старших классах. Для младшей школы – только индивидуальный учебный план.

Для того, чтобы обучаться дома, вам нужно в школе, в которой учится ваш ребёнок (или куда вы подали документы) до 31 августа написать заявление на имя директора школы о переходе ребёнка на индивидуальный учебный план. Приказ директора пишется на основании решения педсовета. Причём, отказать вам педсовет не может, но без его решения вы не имеете права… Такая вот белорусская игра слов. Теоретически, писать заявление можно и в середине учебного года, но тогда это уже действительно будет «на усмотрение администрации».

Ученик, который обучается по индивидуальному учебному плану, числится в классе, заносится в классный журнал, может посещать любые уроки и факультативы на своё усмотрение. При написании заявления родители указывают, какие предметы их ребёнок планирует учить дома, а какие – в школе, и по «домашним» предметам в классном журнале не выставляются текущие оценки, а только итоговые: по лабораторным, контрольным, четвертные и годовые. План сдачи испытаний (контрольные, рабочие тетради, устный опрос) обычно составляет завуч.

При такой форме домашнего обучения для меня, если честно, загадка, почему 100% родителей не пишут заявление о переходе на ИП. Вы никак не ограничены в потреблении школьных услуг, но в любой момент можете от них отказаться. Можно, например, походить в школу одну четверть, а потом пересидеть дома все гриппы, не озадачиваясь медицинскими справками, а потом опять походить; можно ходить в школу только на иностранный язык (случай моих знакомых) и/или любимые факультативы. Вообще, факультативы – штука интересная. За факультативы учителям платят деньги, а чтобы открыть факультатив, нужно не меньше 5 заинтересованных детей, поэтому факультатив – это обычно очень камерное мероприятие: зачем учить 20 человек, если можно 5, а оплата всё равно одинаковая.

Но это – теория. Практика, как всегда, гораздо интереснее.

Из-за того, что в старом законе была семейная форма обучения, а в новом законе её запретили и из-за того, что отсутствует чёткая законодательная база по порядку прохождения аттестации при ИП, фантазии некоторых работников образования расцветают махровым цветом. Причём происходит это не всегда по злому умыслу, скорее от незнания, боязни сделать «что-то не то» и «беспокойства» о будущем не посещающих школу детишек.

Например, на сайте Министерства образования на вопрос гражданина о том, имеет ли он право обучать своего ребёнка дома, официально заявлялось: «…информируем о том, что в соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2006г. «Об общем среднем образовании» обучение учащегося самостоятельно (в семье) будет запрещено».

Я собрала опыт нескольких мам о переводе их детей на индивидуальный план. Получилась следующая картина.

Итак, вы приходите в школу и заикаетесь о том, что хотели бы учить своё чадо дома, или интересуетесь, а нельзя ли учить ребёнка самим? Вы что-то такое где-то слышали, но не уверены, что столько свободы дают в одни руки. Ошибка! В ответ можно услышать, например, (строго-назидательным тоном): «Ну, это можно только, если мама – учительница»; или «Экстерном можно сдавать только за весь курс базовой либо средней школы»; или «Новый Закон не предусматривает образования в семье».

Так вот вместо того, чтобы интересоваться, можно ли учить свою детку дома, нужно сразу же разить наповал фразой: «А где тут у вас записываются на обучение по индивидуальному учебному плану?». Не обращать внимания на истерики и запугивания учителей и чиновников, а просто тупо и вежливо ссылаться на 35-ю статью закона «Об образовании». И помнить, что отказать вам не имеют права.

Вот например, такая история:

«Пришли мы в школу по месту прописки и сказали, что придем к ним в первый класс, но в сентябре уедем до апреля, поэтому просим предоставить нам индивидуальный план и рассказать, какие требования к нам предъявят по приезду, чтобы считать 1ый класс оконченным. Они сразу разулыбались и в гороно позвонили, там сказали, чтобы мы к ним пришли сами.

Сходили мы в гороно, там наши данные записали, сказали свяжутся с Гомелем (а мы в Мозыре), а потом и с Минском, и к концу недели позвонят. Вечером того же дня позвонили! Попросились прийти «посмотреть на условия, в которых ребенок воспитывается». Пришли, посмотрели, кучу вопросов задали. Стали уговаривать опекунство на бабушку оформить и ехать себе спокойно без сына. «Ему ведь лучше будет так, не мотаться никуда и с бабушкой в школу ходить». Надо сказать, что бабушке очень этот план понравился, но для меня этот вариант не обсуждается. Тогда они сказали, что на индивидуальном плане обучения, необходима «явка в школу минимум один раз в месяц».

После этого в гороно окончательно решали (наш вопрос) по поводу формы аттестации. Из возможных вариантов обсуждалось собеседование или тест по приезду».

По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух – трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах».

mob_info