Функции специального психолога. Психолог-консультант в организации: проблемные поля и зоны развития Функция психолога - повивальное искусство

Задачи и функции дошкольного практического психолога.

Для того, чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно – психологических знаний, в системе образования создана и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании ВУЗа по специальности «Психология» или диплом спецфакультета по специальности «Практический психолог в системе образования» (как правило, уже на базе высшего образования).

Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимальное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей.

Психологическая служба имеет сложную, многоуровневую структуру от высших органов управления (Мин. Обр. РФ), до низших ее звеньев (конкретное образовательное учреждение). На уровне министерства создан специальный отдел ведающий работой психологической службы. Этот отдел занимается кадровым, программным, методическим и другим обеспечением психологической службы в общегосударственном масштабе.

Органами управления психологической службой на месте являются научно – методические центры психологической службы, создаваемые в республиках, краях, областях, крупных городах, районов этих городов. Данные центры обеспечивают научно – методическое руководство психологической службой в масштабах региона, они занимаются сбором информации о развитии детей в данном регионе, а также проверкой деятельности и повышением квалификации практических психологов на местах.

Государственные региональные органы управления психологической службой сами непосредственно работой с детьми не занимаются, а работают лишь с практическими психологами дошкольных и других образовательных учреждений.

Нижестоящие подразделения психологической службы занимаются уже непосредственно работой с детьми и взрослыми, включенными в образовательную систему (учителя, родители, воспитатели). Это различные государственные и негосударственные психологические центры практической психологии, работающие в образовательных учреждениях (детский сад, школа, лицей, ВУЗ и т.д.), частнопрактикующие психологи.

Психолог в ДОУ – это, прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем, он должен ориентироваться и в психологии взрослых, так как ребенок в ДОУ постоянно взаимодействует со взрослыми людьми.

Основные функции психолога в ДОУ – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В настоящее время сложилось 4 основных направления в работе практического психолога (задачи): психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция.

1. Психодиагностика имеет два аспекта – теоретическая и практическая.

Теоретическая – наука, изучающая методические вопросы измерения индивидуальных психологических особенностей детей, возрастных норм развития, построения и разработки психодиагностических методов и процедур.

Практическая – включает разработку и применение методов диагностики, способы обработки и интерпретации данных.

Основное отличие психодиагностики от общей и возрастной психологии в том, что общая и возрастная психология раскрывает общие закономерности психических явлений и возрастные особенности общих закономерностей, т.е. типичные для какой-либо группы людей психические проявления. Диагностика же ставит цель – раскрыть индивидуальные особенности человека, отличающие его от других людей какой-либо группы, т. е. различия в психических проявлениях. Индивидуальные данные соотносятся с возрастной нормой.

Методы психодиагностики:

1) Тест (англ. испытание, проба, задание) – задание, выполнение которого свидетельствует об уровне развития какого-либо качества.

2) Наблюдение – иногда основной метод.

3) Беседа – очень часто стандартизированная, очень похожа на тест и опросник.

4) Анкетирование.

5) Анализ результатов деятельности (рисунок).

6) Эксперимент (редко, используется обучающийся).

На основе психодиагностики осуществляется дифференцированный, индивидуальный подход обучения и воспитания ребенка, вырабатываются рекомендации для воспитателей и родителей.

2. Психологическое консультирование включает в себя следующие виды работ:

1) Выработку и точную формулировку психолого – педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведенного психологического обследования, при чем соответствующие рекомендации должны предлагаться детям и взрослым в форме, понятной и доступной для практического применения.

2) Ведение консультативных бесед с теми, кто нуждается в психологической консультации. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми необходимых им психолого – педагогических советов.

3) Психологическое просвещение персонала ДОУ и родителей, передача им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, наиболее типичных трудностях в интеллектуальном и эмоциональном развитии, оптимальных путях общения с детьми, организации детских групп, совместной деятельности, общение детей разного возраста между собой и т. д. Психологическое просвещение не может ограничиться передачей общих сведений из детской психологии оно требует изучения конкретных условий данного детского сада, учета квалификаций педагогического персонала, индивидуального стиля работы каждого педагога, национальностей, традиций, контингента родителей и детей и т. п.

3. Психопрофилактика – связана с решением задач предупредительного характера, предотвращающих наступления нежелательных психологических последствий в развитии ребенка (ЗПР), появления нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей.

Психолог, занятый профилактической работой должен знать возможные причины возникновения тех или иных аномалий в развитии, уметь их вовремя заметить и устранить. Этой цели служит и психологическая подготовка (просвещение и консультирование) воспитателей и родителей, в ходе которых обучают внимательно наблюдать за ребенком и своевременно замечать все, что может привести к отклонениям в психическом развитии.

4. Психическая коррекция предполагает оказание прямого воздействия психолога на ребенка или взрослого с целью исправления имеющихся недостатков, изменения их психологии или поведения.

Психолог должен профессионально владеть методами психокоррекции: психотерапией, социально – психологическим тренингом, аутотренингом, определенными приемами в технике гипнотического внушения, быть способным оказать внушающее воздействие на клиента.

Психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетентности медицины и специальной педагогики. Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующим специалистам – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.

Начиная работу в ДОУ, психолог должен прежде всего познакомить педагогический коллектив и родителей со своими функциями, дать представление о том, какую помощь он может оказать и в какой помощи нуждается сам для успешной работы. При этом важно учитывать, что среди населения (и даже педагогов) бывают распространены неверные представления о том, что такое психология. Ее нередко считают медицинской дисциплиной, приписывая психологу функции психиатра, психотерапевта, порой чуть ли не экстрасенса. Поэтому нужно объяснить, что детский практический психолог работает с «психологической нормой», обеспечивает это нормальное развитие, предотвращает и, насколько возможно, исправляет возникшие отклонения. Такая работа возможна лишь при взаимном понимании, тесном общении психолога и окружающих ребенка взрослых.

Работающий в организации психолог может занимать одну из двух позиций:

  1. «внешнюю» – психолога-консультанта и исследователя (в качестве примера можно привести работу по заказу различных фирм, чаще всего связанную с оценкой и аттестацией персонала, изучением психологического климата, разрешением конфликтных ситуаций, обучением персонала и т.д.);
  2. «внутреннюю» практического психолога, работающего непосредственно в организации.

Эти позиции различаются между собой и по содержанию, и по структуре деятельности. Например, позиция психолога-консультанта и исследователя предполагает возможность нейтрального подхода к решению многих и особенно кадровых задач, но одновременно нередко возникают проблемы из-за недостаточного знания реальных организационных ситуаций, невозможности сразу же определить глубинные причины и условия возникновения какого-либо явления или процесса. Описанная позиция в полной мере представлена в деятельности многочисленных современных консалтинговых компаний, действующих на рынке труда, оценки и подбора персонала, осуществляющих рекрутинговые услуги. Вторая позиция также, наряду с несомненными плюсами (например, доскональное знание организационной и кадровой ситуации и возможность профилактики конфликтов), имеет и свои минусы (при длительной работе на предприятии часто происходит снижение статуса психолога до статуса члена коллектива, переход к позиции «коллективной жилетки», к которой обращаются сотрудники по любому поводу). Занимая вторую позицию, психологи чаще всего работают в структуре отдела кадров, отделов обучения, в качестве заместителя директора по персоналу. В решении многих вопросов они взаимодействуют и с другими специалистами фирмы – социологами, гигиенистами, юристами, экономистами.

Практический психолог в организации выполняет несколько функций.

Исследовательская (экспертная) функция. Психолог собирает специальную информацию о психологических механизмах поведения человека в многообразной и сложной системе организационных отношений. Главным является изучение группы и отдельного человека как субъектов труда. Исследуется, как правило, не теоретическая проблема, а конкретная ситуация. Тем не менее методологические требования к проведению такого рода прикладных исследований не могут быть снижены: обязательно должны быть сформулированы гипотезы исследования, выбраны методы и методики, подобраны измерительные инструменты, зафиксированы и обработаны все результаты, проведен их анализ и оформлен отчет.

Эксперт – это специалист в какой-либо области, в определенной сфере, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса, в нашем случае при рассмотрении организационных ситуаций.

Он вступает в дело тогда, когда нечто уже произошло и необходимо дать оценку происшедшему (например, создание организации с определенной структурой или результаты ее изучения, внедрения инноваций различного типа, конфликты и т.д.).

Большое значение для принятия экспертного заключения имеет авторитетность эксперта, которая определяется кредитностью к той области знания, которую он представляет (а именно организационной психологии), кредитностью эксперта (организация, которую он представляет, степень, звание, должность, опыт и др.), личными отношениями доверия – недоверия между экспертом и заказчиком, во многих случаях оказывающимися главными.

Следует отметить, что ответственность эксперта за качество экспертного заключения является и полной и ограниченной. Это означает, что исследователь отвечает за обоснованность и соответствие своего заключения современному уровню психологических знаний в области организационной (индустриальной) психологии, но он, однако, не несет ответственности за конкретные решения руководства организации или заказчика, принятые на основе экспертного заключения. Основная задача экспертной оценки не склонить заказчика экспертизы к определенным решениям и шагам, а учесть анализ предметной ситуации, проведенный специалистом. Именно поэтому экспертное заключение должно быть понятным и локализованным (указывающим на границы точности и компетентности эксперта).

Консультационная функция. Психолог консультирует по вопросам оптимального использования личностных и профессиональных возможностей человека (например, при приеме на работу, заполнении вакансий, сокращении кадров). Психолог участвует в проектировании и разработке различных методов управления персоналом, социальным развитием организации, улучшении организации труда и консультирует руководство по этим вопросам.

Особое место занимает персональное консультирование. Необходимость консультирования, как правило, связана с определенной ограниченностью опыта руководства организации в управленческих и психологических областях. Очевидным преимуществом консультанта является возможность самостоятельного, независимого видения ситуации. Основной фактор эффективной работы консультанта – его свобода и независимость, которая складывается из финансовой (размер оплаты и ее надежность), административной (консультант не подчиняется клиенту) и эмоциональной составляющих. Консультирование, как правило, невозможно без исследовательской проработки и принятия экспертной позиции.

Консультанты могут быть универсалами или специалистами по отдельным проблемам (например, психологической диагностике личности руководителей организации, инновациям, управлению и т.д.).

Психолог-консультант придерживается позиции нейтралитета, беспристрастности и невмешательства в конфронтацию и борьбу, которая может существовать в организации, что обеспечивает объективный и неискаженный анализ взаимоотношений и ситуаций. В связи с этим большое значение приобретает профессиональная этика психолога. Педагогическая и просветительская функции. Эти функции связаны с огромным интересом всех без исключения людей к проблемам психологии, желанием получить психологические знания, потребностью в решении личных проблем. «Учитель» передает специальные психологические знания, которые они могут творчески использовать для эффективной организации собственной деятельности. Если эксперт анализирует, консультант – рекомендует и советует, то учитель -приобщает, повышает уровень психологических знаний у окружающих.

Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены тремя категориями.

  1. Работа с персоналом:
    • оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);
    • профессиональная ориентация и консультирование;
    • социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;
    • ускорение процессов адаптации работников в организации – взаимодействие руководителя с подчиненными.
  2. Организация труда:
    • аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций);
    • изучение условий труда, организации рабочих мест;
    • анализ личности работника в системе организации (изучение отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда).
  3. Организационное управление и социальное планирование:
    • социально-психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;
    • формирование групповых норм, морали, организационной культуры;
    • профилактика и разрешение конфликтов;
    • контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;
    • создание «команды»;
    • повышение дисциплины труда;
    • лояльность по отношению к организации.

Все перечисленные задачи традиционно решались практическими психологами на отечественных предприятиях. Дополним этот список перечнем задач, которые отмечаются в современной зарубежной психологической литературе:

– введение нового работника в курс дел в организации. Психолог беседует с новичком об истории фирмы, о его роли в выполняемой работе, знакомит с начальством, традициями организации;

– решение вопросов о профессиональном обучении и повышеиии квалификации работников. Психолог принимает решение о том, кого учить (кто и в какой учебе нуждается), чему учить, как учить, как стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффективность труда;

– оценка трудового вклада работников. Психолог осуществляет периодическую оценку труда каждого сотрудника и его соответствие получаемой заработной плате. Типичными пунктами оценки являются: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и морально-психологическая надежность сотрудника; г) степень заслуженного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией;

– разработка средств поддержания дисциплины и эффективных приемов поощрения и наказания сотрудников;

– участие в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабочих и профсоюзов с администрацией, социально-психологическое обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта;

Сегодня слово «психолог» у всех на слуху, оно стало даже модным. В то же время роль и функции психолога для многих наших соотечественников остаются тайной «за семью печатями». И это естественно, так как психологи в нашей жизни появились совсем недавно. Кто же такой психолог? Психолог - это специалист, не связанный с медициной, с лечением. Психолог работает со здоровыми людьми. Его задача помочь человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию.

Настоящий психолог - это человек, разговаривая с которым, вы никогда не заподозрите его профессию.
Авессалом Подводный

Роль психолога - посредничество

Приходит посетитель к психологу.
- У меня так все плохо, так тошно, жить не хочется....
- Сейчас мы постараемся эту ситуацию исправить. Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слушайте меня внимательно и повторяйте: «У меня все хорошо. Я самый счастливый человек. Я себя отлично чувствую»...
Посетитель открывает глаза и говорит:
- Я рад за вас...

Роль психолога заключается не в воспитании (это роль педагога), не в принятии исповеди (это роль священнослужителя) и даже не в эмоциональной поддержке (это роль друга), а в том, чтобы помочь человеку испытывающему трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д. Психолог - это, в первую очередь, помощник. Роль помощника, как и суть помощи - это, говоря строгим языком, посредничество. Психолог - это посредник между конкретной психологической проблемой конкретного человека и теорией и практикой решения сходных проблем. Психологическая консультация - это акт посредничества, это совместное действие, это сотворчество. Ведущим в таком сотворчестве является психолог - непосредственный носитель знаний и опыта в сфере психологии. Именно в сотворчестве, в совместном действии, в посредническом акте заключена тайна оказания психологической помощи.

Психика человека, согласно работам Л. С. Выготского, находится одновременно в двух состояниях — застывшем и подвижном. Образно выражаясь, что-то в ней уже оформилось, устоялось, отвердело. А другая часть, напротив, только еще ищет свою форму отливки, еще «течет и меняется». Устоявшееся состояние называется актуальным, подвижное состояние представляет собой зону ближайшего развития — область несозревших, но созревающих психических процессов. Эта зона характеризуется содержанием таких задач, которые человек самостоятельно еще не может решить, но может решить с помощью психолога (в совместной деятельности). В результате такой совместной деятельности человек в дальнейшем способен самостоятельно решать аналогичные задачи.

Функция психолога - повивальное искусство

У мудреца спросили, что на свете самое трудное? - «Познать самого себя». Что самое легкое? - «Советовать другому»

Основное свойство зоны ближайшего развития - совместная деятельность, ее «диалогичность»: посетитель и психолог включены в процесс сотрудничества, который предполагает совместное решение возникшей проблемы. Таким образом, проблема решается в ситуации сотрудничества, в процессе диалога. Одним из методов ведения такого диалога является майевтика. Майевтика - метод Сократа (греч. Μαιευτική — букв. — повивальное искусство) позволяющий, с помощью искусных наводящих вопросов, извлекать скрытое в человеке знание. За таким диалогом всегда стоит серьезная цель — добиться эффекта благотворного потрясения слушателя. Такое потрясение является квинтэссенцией работы психолога, поворотной точкой, началом решения возникшей проблемы. Человек счастлив тогда, когда его психика упорядочена и добродетельна. Если кто-то испытывает жизненные трудности, то это значит, что он просто не знает того, как следует поступать правильно. Точно так же, нельзя и любить по-настоящему, не осознавая, что же такое любовь и что должно выступать истинным мотивом влечения.

В работе психолога функция «выдачи советов» не предусмотрена. Ее не должно быть ни в коем случае. Главная цель работы психолога - помочь посетителю научиться принимать решения самостоятельно. Главное для психолога - объективно выслушать рассказ посетителя, помочь ему, с помощью вопросов, увидеть и другие всевозможные стороны решаемой проблемы. Далее - необходимо помочь посетителю разобраться в причинах, которые породили обсуждаемую проблему, и затем - выявить те закономерности, которые дадут возможность посетителю взглянуть на себя по-новому, что и поможет ему справиться с возникшими затруднениями. Совместная деятельность с психологом, в процессе консультации, дает посетителю начальный импульс для самостоятельной работы по преодолению возникших затруднений.

Психодиагностика - ключ к психологическому портрету личности

На вечеринке девочка лет шести подходит ко всем гостям с листком бумаги, на котором нарисована какая-то каляка-маляка:
- Что это такое?
Первый гость:
- Ну, это, наверное, лошадка, да? Вот грива, вот хвостик.
К следующему:
- Что это такое?
Второй гость:
- Это цветочек. Вот лепесточки, а вот и стебелек, да?
Тот же вопрос третьему.
- Да это же бабочка. Ах, какая красивая. Только вот у нее одно крылышко немножко кривое получилось...
Девочка всех обошла, потом поворачивается и громко:
- Да нет же. Это - тест Роршаха!

Психодиагностика — отрасль психологии, позволяющая оценить и измерить индивидуально-психологические особенности личности. Главная цель современной психодиагностики - определение того, как эффективнее всего использовать грани человеческого характера. В каждом человеке обнаруживается сложнейшее переплетение множества черт характера, врожденных и приобретенных способностей. Построение психологического портрета личности является одним из самых важных и самых сложных вопросов в работе психолога. От его успешного решения зависит качество психологического консультирования.

В результате проведенной психодиагностики составляется психологический портрет личности, включающий следующие показатели:

Тип темперамента;
- характер;
- основные способности;
- направленность личности;
- интеллектуальный потенциал;
- уровень эмоциональности;
- уровень волевых качеств;
- умение общаться;
- уровень самооценки;
- уровень самоконтроля;
- способность к построению отношений.

Психодиагностика позволяет определить слабые и сильные стороны характера человека. Знание слабых и сильных сторон характера человека совершенно необходимо как для работы психолога, так и для самого человека. Сильные стороны характера дают возможность человеку уверенно стоять на ногах, принимать такой жизнь, как она есть, на инстинктивном, интуитивном, уровне. Знание слабых сторон характера дает возможность избежать неоправданных шагов, осложнений на работе и в семье, при построении отношений и воспитании детей. В то же время слабые стороны характера служат стимулом для развития человека. «Слабые» черты характера - это точки роста.

Человек вправе играть гораздо более активную роль в организации своей собственной жизни. Обязанность психолога - помочь ему в этом. Но помощь не может инициироваться «помощником», а только «носителем потребности» о необходимой помощи. Ответ не может быть раньше вопроса.

Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.
Сократ

1) Исследовательская (экспертная) функция. Психолог собирает специальную информацию о психологических механизмах поведения человека в многообразной и сложной системе организационных отношений. Главным является изучение группы и отдельного человека как субъектов труда. Исследуется, как правило, не теоретическая проблема, а конкретная ситуация. Тем не менее, методологические требования к проведению такого рода прикладных исследований не могут быть снижены: обязательно должны быть сформулированы гипотезы исследования, выбраны методы и методики, подобраны измерительные инструменты, зафиксированы и обработаны все результаты, проведен их анализ и оформлен отчет.

Эксперт - это специалист в какой-либо области, в определенной сфере, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса, в нашем случае при рассмотрении организационных ситуаций. Он вступает в дело тогда, когда нечто уже произошло и необходимо дать оценку происшедшему (например, создание организации с определенной структурой или результаты ее изучения, внедрения инноваций различного типа, конфликты и т. д.).

Следует отметить, что ответственность эксперта за качество экспертного заключения является и полной и ограниченной. Это означает, что исследователь отвечает за обоснованность и соответствие своего заключения современному уровню психологических знаний в области организационной (индустриальной) психологии, но он, однако, не несет ответственности за конкретные решения руководства организации или заказчика, принятые на основе экспертного заключения. Основная задача экспертной оценки не склонить заказчика экспертизы к определенным решениям и шагам, а учесть анализ предметной ситуации, проведенный специалистом. Именно поэтому экспертное заключение должно быть понятным и локализованным (указывающим на границы точности и компетентности эксперта).

2) Консультационная функция. Психолог консультирует по вопросам оптимального использования личностных и профессиональных возможностей человека (например, при приеме на работу, заполнении вакансий, сокращении кадров). Психолог участвует в проектировании и разработке различных методов управления персоналом, социальным развитием организации, улучшении организации труда и консультирует руководство по этим вопросам.

Особое место занимает персональное консультирование. Необходимость консультирования, как правило, связана с определенной ограниченностью опыта руководства организации в управленческих и психологических областях. Консультирование, как правило, невозможно без исследовательской проработки и принятия экспертной позиции.

Консультанты могут быть универсалами или специалистами по отдельным проблемам (например, психологической диагностике личности руководителей организации, инновациям, управлению и т. д.).

Психолог-консультант придерживается позиции нейтралитета, беспристрастности и невмешательства в конфронтацию и борьбу, которая может существовать в организации, что обеспечивает объективный и неискаженный анализ взаимоотношений и ситуаций. В связи с этим большое значение приобретает профессиональная этика психолога.

3) Педагогическая и просветительская функции. Эти функции связаны с огромным интересом всех без исключения людей к проблемам психологии, желанием получить психологические знания, потребностью в решении личных проблем. «Учитель» передает специальные психологические знания, которые они могут творчески использовать для эффективной организации собственной деятельности. Если эксперт анализирует, консультант - рекомендует и советует, то учитель - приобщает, повышает уровень психологических знаний у окружающих.

Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены тремя категориями.

I. Работа с персоналом:

Оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);

Профессиональная ориентация и консультирование;

Социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;

Ускорение процессов адаптации работников в организации.

II. Организация труда:

Аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций);

Изучение условий труда, организации рабочих мест;

Улучшение организации труда (уменьшение монотонии, создание эстетической среды в организации);

Анализ личности работника в системе организации (изучение
отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда).

III. Организационное управление и социальное планирование:

Социально-психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;

Формирование групповых норм, морали, организационной культуры;

Профилактика и разрешение конфликтов;

Контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;

Создание «команды»;

Повышение дисциплины труда.

Все перечисленные задачи традиционно решаются практическими психологами на отечественных предприятиях. Этот список можно дополнить перечнем задач, которые отмечаются в современной зарубежной психологической литературе:

Введение нового работника в курс дел в организации. Психолог беседует с новичком об истории фирмы, о его роли в выполняемой работе, знакомит с начальством, традициями организации;

Решение вопросов о профессиональном обучении и повышении квалификации работников. Психолог принимает решение о том, кого учить (кто и в какой учебе нуждается), чему учить, как учить, как стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффективность труда;

Оценка трудового вклада работников. Психолог осуществляет периодическую оценку труда каждого сотрудника и его соответствие получаемой заработной плате. Типичными пунктами оценки являются: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и морально-психологическая надежность сотрудника; г) степень заслуженного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией;

Разработка средств поддержания дисциплины и эффективных приемов поощрения и наказания сотрудников;

Участие в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабочих и профсоюзов с администрацией, социально-психологическое обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта;

Организация предпринимательской пропаганды и рекламы, изучение рыночного спроса (маркетинг);

Частные психологические консультации управляющих.

Перечень задач, которые приходится решать психологу в фирме, может быть расширен в связи с конкретными проблемами той или иной организации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает организационная психология?

2. Почему организационная психология является прикладной отраслью психологии?

3. Охарактеризуйте уровни анализа в организационной психологии.

4. Раскройте основные подходы к решению организационных проблем.

5. Какова роль психолога в организации?

6. Перечислите положительные и отрицательные стороны возможных позиций психолога в организации.

7. Назовите основные функции и задачи психолога в организации.

8. Каковы задачи работы психолога с персоналом?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОРОЛЕВСКИИ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОИ ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Введение в профессию»

На тему: «Функции психолога, психотерапевта, психиатра»

Выполнила: Вербенко Альмира

Проверила: Козловская Светлана Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

В наше время человек может обратиться за помощью ко множеству специалистов, в название профессии которых входит корень «псих» (греч. «психея» - душа). Чем же занимаются все эти знатоки душ человеческих?

Врач-психиатр - единственный из специалистов с корнем «псих», кто имеет право ставить диагноз и назначать лекарства. В арсенале лечебных стратегий психиатра - фармакотерапия (то есть лекарства) и психотерапия. Чаще всего эти два способа сочетаются.

Психотерапевтом может быть только доктор. Люди других специальностей, практикующие психотерапию, попадают под действие Уголовного кодекса за незаконное врачевание. По определению психотерапия - это метод лечебного немедикаментозного воздействия. Как хирургия, например. Только там скальпель, а тут - слово. А слово слову рознь, следовательно, человек без медицинского образования, занимаясь лечебной деятельностью, нарушает закон.

Сегодня согласно реестру специальностей существует четыре специализации психологов.

Патопсихолог помогает психиатру в диагностике психических расстройств. Если врач-психиатр ставит диагноз на основании клинических проявлений заболевания, то патопсихолог использует формальные методы обследования, то есть различные тесты и шкалы. Его задача - выявить расстройства памяти, мышления, интеллекта, эмоциональной и волевой сферы и сообщить об этом психиатру.

Нейропсихолог - это помощник в диагностике для нейрохирурга и невролога. Его задача - с помощью специальных тестов указать точно, в какой области головного мозга имеется повреждение и какого оно рода. В нейропсихологических пробах исследуются нарушения двигательной, идеоторной (последовательность мышления) сфер, сфер восприятия и воспроизведения информации. Специалист знает, за какую функцию какой участок мозга отвечает. Соответственно, если пациент не может выполнить серию проб, нейропсихолог отмечает, на каком участке поражен мозг. Эта информация необходима нейрохирургу для проведения операции.

Нейропсихолог также может работать в команде с неврологом и психиатром. Благодаря многократному повторению сложных для ребенка проб нейропсихолог может добиться стимуляции пораженных участков мозга. Это станет частью коррекционной программы, которую разрабатывает данная тройка специалистов.

Социальный психолог на основании статистических данных изучает отношение общества к определенным общественным феноменам и дает общие рекомендации. Грубо говоря, он выясняет, нравится ли женщинам России то, что вчера президент надел красный галстук. Исходя из результатов опроса социальный психолог делает вывод типа: «Господин президент, не надевайте больше красный галстук, поскольку это не нравится значительной части вашего электората». Социальный психолог не имеет отношения ни к отдельной конкретной личности, ни к медицине.

Несколько лет назад появилась специальность клинический психолог. Эта модель взята из западного опыта. Там есть психологи, работающие в службах помощи тяжелым больным: онкологическим, вич-инфицированным и т.п. Клинический психолог должен понимать, чем болен человек, отслеживать изменение его психических функций и подключать психиатра и невролога, чтобы они корректировали состояние тяжелобольного и обеспечивали ему приемлемый уровень существования.

1. ПСИХИАТР

Психиатр - профессия в области медицины, врач, специалист по психиатрии.

Психиатрия (нем. psychiatrie от греч. - душа и греч. - врач; греч. - врачебный, медицинский) - отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психически больным, а также изоляцией лиц с психическими расстройствами и лиц с отклонениями в поведении, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих либо нарушающих те или иные общественные нормы.

Психиатр - это врач, работающий с различными психическими расстройствами человека. Он может работать в медицинских учреждениях, частных кабинетах и центрах, иметь собственное дело.

Психиатр занимается профилактикой и лечением различных психических заболеваний человека путем осмотра пациентов, установления диагноза, назначения подходящих лекарственных препаратов, контроля над лечением. Психиатр также может заниматься психотерапией - лечением души.

Личные качества

Стрессоустойчивость

Самообладание

Коммуникабельность

Высокие профессиональные знания

Ответственность

Внимательность

Образование . Психиатр обязательно должен иметь высшее медицинское образование, иметь сертификат специалиста. Психиатр должен обладать такими качествами как ответственность, эмоциональная устойчивость, выдержка, терпение, тактичность, доброжелательность, иметь навыки работы с людьми, знать основы психологии.

Профессию психиатра можно получить в Российском государственном медицинском университете и в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Места работы: государственные и частные клиники, медицинские центры.

Уровень заработной платы психиатра - средний, зависит от места и опыта работы. Более высокие доходы получает психиатр, занимающийся частной практикой.

2. ПСИХОЛОГ

Психологи - ученые, специалисты по психологии, тонкие, вдумчивые наблюдатели, знатоки человеческой психологии, душевных переживаний.

Главная задача психолога - адаптировать человека к нормальной жизни, избавить от негативных эмоций, сделать его счастливым и жизнерадостным, вселить надежду в прекрасное будущее.

Сам термин «психология» произошел от греческих слов «psyche» - душа и «logos» - наука. Датой возникновения психологии как науки принято считать открытие первой экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году.

С течением времени появлялись и развивались различные направления психологического знания: психоанализ Зигмунда Фрейда, гуманистическая психология Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, аналитическая психология Карла-Густава Юнга, бихевиоризм Дж. Уотсона, гештальт-психология и многие-многие другие.

В настоящее время психология охватывает почти все сферы жизни и деятельности людей, психологические знания используются в политике, экономике, медицине, культуре и искусстве, на производстве и в образовании. И, несомненно, каждому человеку будет полезно и небезынтересно узнать побольше о себе и других людях.

Обязанности психолога в компании/предприятии

Психолог изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Много психологов работает в сфере образования в должности педагог-психолог, который помогает детям адаптироваться к незнакомой обстановке, проводит тестирование на готовность к школе, работает с проблемными детьми. В школах педагоги-психологи отбирают первоклассников, занимаются коррекционно-развивающей деятельностью, профориентацией старшеклассников, проводят разные тренинги и т. д.

Клинический психолог - работает в службах помощи тяжелым больным онкологическим, ВИЧ-инфицированным и т.д. и помогает пациентам справиться со стрессом, поддерживает их, следит за состоянием здоровья, а в случае необходимости подключает к лечению психиатра и невролога.

В тюрьме психолог помогает заключенным вернуться к нормальной жизни после выхода на свободу.

Так же психолог может найти свое место в политике и бизнесе.

Личные качества

Оптимизм,

Уверенность в своих силах,

Умение выслушать человека, успокоить, посочувствовать и вселить веру в счастливое будущее, - доброжелательность,

Терпимость,

Коммуникабельность,

Внимательность,

Уравновешенность.

Квалификационные требования: высшее психологическое образование.

Места работы: психологические центры, частные конторы по психологическому консультированию, образовательные и медицинские учреждения, компании и предприятия.

Психолог может работать в медицинских, учебных и других заведениях, психологических центрах, на телефонах доверия, быть политическим консультантом, проводить психологическую экспертизу при совершении преступлений, предоставлять частные консультации людям. Специалиста в данной сфере охотно возьмут на должность менеджера по персоналу, тренера в области психологии. Большинство психологов - женщины, однако в некоторых сферах деятельности, где необходимы более жесткие меры воздействия, например, в политике, преобладают мужчины.

Общественные функции психолога:

Своей профессиональной деятельностью психолог должен утверждать авторитет своей науки;

Психолог должен пресекать любые профессиональные или непрофессиональные действия, могущие привести к освещению психологии в неблагоприятном свете как в социальном, так и в профессиональном отношении, отвергать необоснованные или чрезмерные требования к ней;

Психолог не должен позволять связывать свое имя с психологической работой, за которую он не может взять на себя ответственность;

В случаях использования средств массовой информации (выступление по радио, телевидению, в прессе) следует уделять особое внимание соблюдению всех положений Кодекса.

Функции школьного психолога . Школьный психолог-консультант

Консультирует:

Учащихся по вопросам оптимизации процесса обучения, совместно анализируя учебную деятельность;

Родителей с целью оказания помощи детям в организации учебных занятий и обеспечения необходимых условий для их психологического комфорта в процессе обучения;

Сетевых преподавателей по способам и методам создания ситуации успешности для учащихся.

Для сетевых преподавателей по ведению учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся;

Для педагога-куратора по организации взаимодействия с учащимися.

Профессия психолога является очень актуальной и востребованной. Зарплата зависит от места работы и обязанностей психолога. Более высокооплачиваемой является частная практика, где заработок также зависит от количества клиентов и консультаций.

3. ПСИХОТЕРАПЕВТ

Психотерапевт - «Психотерапевтическая энциклопедия» под редакцией главного психотерапевта Минздрава Б.Д. Карвасарского, определяет его так: «это подготовленный специалист, умеющий диагностировать и лечить заболевания, преимущественно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве лечебного средства психологическое воздействие. Из-за специфики психотерапии он в той или иной мере привносит в лечебный процесс своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентации и психотерапевтических технологий. Для разных направлений психотерапии характерны различные акценты в оценке значимости личностных качеств П. или психотерапевтических приемов для эффективности лечения. Это различие обнаруживается при сопоставлении клиент-центрированной, поведенческой, рационально-эмоциональной, психодинамической психотерапии…»

Обратите внимание на то, что нигде в определении психотерапевта, даваемом таким легитимным изданием как «Психотерапевтическая энциклопедия», не упоминается, что психотерапевт - это врач или, например, врач-психиатр и что психотерапия - это раздел медицины. Наоборот, в определении делается упор на то, что психотерапевт применяет в качестве лечебного средства именно психологическое воздействие. С другой стороны, назначение лекарств никаким образом не относится к методам психологического воздействия, а значит и не является ни психотерапией, ни инструментом работы психотерапевта.

Психотерапия (психотерапевтическая энциклопедия) - от греч. psyche - душа и therapeia - лечение. В настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения. В общих чертах Бастин (Bastine R., 1982) определяет психотерапию как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера…

Как мы видим, и здесь, в определении психотерапии, речь идёт о помощи при проблемах и затруднениях психического (а не медицинского, соматического или органического) характера, осуществляемую психологическими (а не лекарственными или, скажем, хирургическими, требующими наличия медицинского образования) средствами.

Психотерапевт, как и психиатр, занимается лечением психических расстройств, однако, если психиатры занимаются преимущественно «тяжёлыми» психическими заболеваниями, отдавая при этом предпочтение лекарственным методам лечения, то поле деятельности психотерапевта - более лёгкие расстройства, а также пограничные состояния - те случаи, когда человеку плохо, но болезнью это состояние назвать нельзя. Основное орудие психотерапевта - слово, беседа.

Психотерапевт также владеет специальными психологическими техниками, как-то гипноз, психологические игры, аутотренинг, толкование сновидений.

Психотерапия бурно развивалась в первой половине прошлого столетия. Создалось несколько направлений психотерапии, причём приверженцы каждого направления были полностью уверены в правильности своего пути, и слушать не хотели о том, что существуют альтернативные теории. На современном этапе развития психотерапии границы между разными направлениями стираются… Тем не менее, некоторые психотерапевты предпочитают идентифицировать себя с тем или иным историческим направлением.

Психотерапевт, как любой врач, вправе назначать лекарства, проводить медицинские обследования, диагностировать заболевания.

Особое поле деятельности психотерапевта - это психосоматические расстройства - заболевания, при которых страдает тело, но причина страданий - душа. К психосоматическим расстройствам относятся гипертоническая болезнь, ожирение, вегетососудистая дистония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, синдром хронической усталости, неспецифический язвенный колит, некоторые формы остеохондроза, псориаза. Эти заболевания весьма распространены, и больные, ими страдающие, как правило, обращаются к терапевтам, невропатологам, дерматологам, кардиологам, гастроэнтерологам, проходят долгое, дорогостоящее лечение, и, как правило, безрезультатно.

РЕЗЮМЕ

Психиатр

Психотерапевт

Психолог

Образование

Медицинское

Медицинское

Не медицинское

Право на лечение

Право на диагностику заболевания

Преимущественный метод лечения воздействие

Медикаментозное лечение

Психологическое воздействие (беседа, психоанализ, гипноз, семейная психотерапия, гештальт-терапия, телесноориентированная терапия и т.д.)

Психологическое воздействие

Преимущественная сфера компетенции

Психотические состояния, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, состояния после инсульта, отравления, черепно-мозговой травмы, алкоголизм, наркомании, неврозы, отставание в развитии и т.д.

Стрессы, последствия нервного напряжения, усталость, неврастения, нервный срыв, внутренние конфликты, депрессия, апатия, психосоматические заболевания, тревожные состояния и навязчивые страхи, панические расстройства, неудовлетворенность собой и своей жизнью, кризисные ситуации в личной жизни и на работе, энурез, тики, заикание и т.д.

Психологическое тестирование

Функции психиатра - не только лечение. Но и диагностика, и профилактика, и экспертиза психических болезней.

Психотерапия(система лечебного воздействия на психику, а через психику на весь организм человека. Это и метод лечения, и особый вид межличностного взаимодействия - пациенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами. Могут использоваться и лекарства).

Психолог исследует, изучает, классифицирует прежде всего здоровую человеческую личность, корректирует ее поведение, изучает взаимодействие разных личностей, но не занимается лечением. В детском дошкольном учреждении - создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

психиатр психолог психотерапевт

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.exat-edu.ru

2. http://grinvald.com

3. http://www.mentally.ru

4. Введение в профессию «Психолог», Вачков И., Гриншпун И., Пряжников Н.

5. http://psy-clinic.ru

6. Анастасия Иванова, журнал Куда пойти учиться, сайт www.ucheba.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные профессиональные качества и сферы специализации психолога. Требования к его подготовленности по профессиональным дисциплинам. Личностные качества специалиста. Коммуникативная деятельность психолога-консультанта, значение его компетентности.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Биография выдающегося немецкого врача-психиатра, психотерапевта еврейского происхождения Фрица Перлза. Личность в теории гештальт-терапии, подход к сопротивлению в ней. Основные приёмы работы и техники гештальт-терапии, подведение к осознаванию.

    реферат , добавлен 17.06.2016

    Общие стратегии психотерапевтического консультирования. Изучение основных этапов психотерапевтического процесса. Вербальные и невербальные средства психотерапевтической работы. Этические принципы психотерапевта. Методические средства в групповой работе.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2015

    Характеристика профессионально значимых качеств психолога: интеллектуальных, эмоционально-волевых, психомоторных. Требования к личности и чертам характера. Использование тестов и опросников для определения профессионально значимых качеств психолога.

    реферат , добавлен 22.08.2010

    Общие и специальные требования к личности педагога-психолога. Создание имиджа профессионального психолога. Этические принципы психологической и педагогической деятельности. Виды помощи педагога-психолога и правила ведения диагностики и консультирования.

    реферат , добавлен 28.08.2011

    Ознакомление с основами проблемы определения профпригодности будущего психолога. Формулировка основных моделей личности психолога. Анализ профессионально важных качеств данной личности. Изучение умения общаться с клиентом как стержневой черты психолога.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Современное состояние и концепция психологической службы. Требования к личности психолога в системе образования. Модели работы психолога и его профессиональной деятельности. Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Общая информация об этическом кодексе практического психолога. Общая характеристика принципов этического кодекса психолога. О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами. О вмешательстве, исследовательских работах и образовании.

    реферат , добавлен 23.05.2012

    Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.

mob_info