Личностные качества творческого человека. Личностные качества творческой личности, мотивация творчества. Российские ученые психологи Медведева И.Я. и Шилова Т.Л. в рамках проведения программы «драматической психоэлевации», работая с «трудными» детьми, рас

Чем больше вы делаете того, что делаете,
тем больше вы получаете того, что у вас есть.

Творческое начало есть практически в каждом человеке. Однако в деятельности одних людей творческий характер проявляется в большей степени, а у других – в меньшей.

Творческое мышление требует, чтобы вы постоянно копали вглубь себя и генерировали идеи, которые будут больше, лучше, новее, быстрее, дешевле, и которые вы сможете использовать для улучшения своей жизни. Творческие люди обладают, по крайней мере, семью особыми личностными качествами. Когда вы практикуете одно или несколько из этих качеств, вы становитесь более креативным.

Первое качество тех, кто мыслит творчески, это их активное любопытство. Они стремятся узнать что-то новое и постоянно задают вопросы: «Как?», «Почему?» и т.д. В этом они похожи на детей. Затем они спрашивают: “А почему бы и нет?”, “Почему я не могу сделать это?”

2. Мышление с нуля

Вторая характеристика творческих людей заключается в том, что они практикуют «мышление с нуля». Философия такого подхода означает спрашивать себя: «Если бы я сейчас не делал то, что делаю, и знал то, что знаю сейчас, начал бы я этим заниматься?»

И если ответ будет отрицательным, они прекращают делать то, что делают, и начинают заниматься чем-то другим. Просто удивительно, сколько много людей настойчиво продолжают заниматься тем, к чему не испытывают ни малейшей склонности.

3. Способность к изменениям

Творческие люди отличаются той ценностью, что они готовы к изменениям. Они признают, что в нашем мире нежелание или неспособность к изменениям приводит печальным результатам. И если вы предпочитаете нести ответственность за свою жизнь, нужно не только быть готовым к неизбежным переменам, но и организовывать их самому.

Согласно одному исследованию, 70% решений, какие мы принимаем, оказываются неверными в долгосрочной перспективе. Это значит, что вы должны быть готовы изменить свое мнение и большую часть времени пробовать что-то еще.

4. Признайте, когда вы не правы

Четвертая творческая составляющая – это готовность признать свою неправоту. Огромное количество ментальной и эмоциональной энергии людей тратится для защиты от признания того, что они приняли неправильное решение. Действительно открытые творческие люди всегда должны быть гибкими и готовыми изменить свое мнение и признать, когда они не правы.

5. Непрерывное обучение

Высоко творческие люди обладают свободой признать, что они чего-то не знают. Никто не может знать хоть что-то обо всем, и весьма вероятно, что в отношении некоторых предметов ошибаются практически все.

Независимо от того, с какой проблемой вы столкнулись, наверняка кто-то и когда-то с ней уже справился и это решение сегодня используется. Проще и эффективнее всего справиться с проблемой можно найдя уже готовое успешное решение и скопировать его. Обучение в том и заключается, чтобы перенимать опыт других людей и применять его на практике.

6. Целенаправленность

Деятельность творческих людей сосредоточена на их целях, в достижении которых они могут реализоваться. Они живут продуктивно и точно зная, чего хотят; прекрасно представляют, как их цель будет выглядеть, как если бы это было реальностью уже сегодня. И чем больше они визуализируют и представляют свою цель как реальность, тем более креативными они становятся и тем быстрее движутся к ее достижению.

7. Контролируйте свое Эго

И наконец, седьмой особенностью высоко творческих людей является то, что их Эго менее причастно к принятию решений. Они больше озабочены тем, что правильно, а не тем, кто прав, и готовы принимать идеи из любого источника для решения своих вопросов.

Творческое мышление порождает новые идеи

Самой важной частью творческой индивидуальности является . И чем больше идей вы генерируете, тем лучше будет их качество. Чем больше идей у вас есть, тем больше шансов, что у вас окажется нужная идея в нужное время.

Но еще Томас Эдисон сказал: «Гений – это один процент вдохновения и 99 процентов труда». Истинный признак креативной личности это способность придумать идею, а затем применить ее на практике. Каждый раз, когда вы генерируете новую идею, составляете план по ее реализации, а затем выполняете его, вы развиваете в себе творческие способности. И чем сильнее вы их разовьете, тем большего вы добьетесь в каждой сфере своей жизни.

Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Качества творческой личности:

    сосредоточение на цели,

    планирование и реализация интересов

    большой запас впечатлений,

    воображения.

    фантазия,

    эмоциональность,

    страстность,

    умение долго работать.

    сила воли.

    свой подход к заданию,

    не унывать при не удачи,

    отмечать промежуточный результат.

    Высокийий уровень способностей

    Высокая включенность в задачу

    целеустремленность

По Маслоу является высшей потребностью человека - его самоактуализацией. В педогогике приоритной целью воспитания становится создание условий для развития творческой личности.

В современных образовательных учреждениях нет условий для творчества, нет самовыражения, только передача опыта педагога.

Творческое развитие учащихся

Главный барьер на пути к творчеству - это деформация мотивационной структуры личности. Именно поэтому следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей, но в любом случае творческая личность предполагает высокий уровень интеллектуальной активности. Основные показатели умственного развития - это богатый запас знаний, степень системности знаний, овладение рациональными приемами (способами) умственной деятельности. Понимание учения как накопления знаний и одновременно овладения способами оперирования ими снимает противоречие между процессами учения и творческого развития.

Таким образом, учитель должен заботиться не только о внешнем управлении мыслительными процессами учащихся, но и о том, чтобы обеспечить саморегуляцию учебной деятельности, учитывая уже сложившееся у ученика отношение к учению. Важно помнить, что высокого уровня интеллектуальной активности, при котором возможно творческое решение задач, достигают школьники с определенной мотивацией, нравственными установками. Ориентация на самоутверждение, соперничество, избегание неудач становятся барьером на пути к творчеству даже при большом интеллектуальном потенциале. Поэтому перед учителем встает задача воспитания творческой личности в целом, а не только формирования отдельных качеств.

Креативность человека обнаруживается и в его способности к созданию нового во всех сферах своей жизни, в том числе и в занятиях искусством, и в сензитивности к нему. Она повседневно проявляется в «способности свободно и ответственно выходить за границы предустановленного» (начиная от любознательности и кончая социальными новациями). Она проявляется в непредсказуемости поведения не только отдельных людей, но и социальных групп и целых наций.

Коллектив - (от лат.collectivus- собирательный) - рассматривается как социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.

Этот термин можно рассматривать в двояком смысле:

Это малая группа с высоким уровнем развития, цели которого подчинены целям данного общества

Это официальным образом организованная группа, цели которой служат общественному благу.

Сегодня термин коллектив рассатриваетсякак:

    Средство подавления человека, его унификации, воспитания «человека-винтика»

    Как пережиток социализма (традиция пионерско-комсомольского воспитания, которое носило идеалогический характер)

    Сегодня время работать с индивидуальностью, личностью, а не с массой.

Коллектив- идеальная среда для развития личности. Это средство развития личности, в нем человек развивается как думающий и ответственный. Люди живут не изолированно, человек общественное существо. Человек входит в различные соц малые группы (семья, класс, кружки, друзья).

В малых группах по объективным природным законам происходит формирование общепринятых норм, единства, выделяют лидера, складывается определенный микроклимат, происходит подлаживание каждого под принятые нормы поведения.

Все это задается генетическими программами. Если не работать с группой, то все эти процессы пойдут самотеком – строится иерархия. Без воспитания человеком становится животным, у ребенка включается программа доминирования. Задача воспитания: уметь взаимодействовать, чтобы не обижать друг друга, люди принимают правила.

Коллектив – это высший уровень развития малой группы для которого характерны:

    Наличие общественно значимой цели

    Высокий уровень сплоченности и организованности

    Отношение взаимной ответственности и взаимной заботы

    Налич ие совместной собственности.

Этапы развития групповой деятельности как основы сплочения коллектива:

    Одновременное участие в деятельности

Интерес один, но разные мотивы.

    Возникновение совместной деятельности

Совместный результат

    Общая деятельность

Возникает общая цель

    Коллективная деятельность

Общественно значимая цель

Отношения:

    взрослые передают свой жизненный опыт, традиции, ценности.

    гуманизм, постоянная готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя долю его забот

Управление:

    Самоуправление

    Участие каждого в решении общих проблем

    Равные права, отсутствие привилегий

    Поочередное участие в руководстве коллективом

    Община живет по своим правилам, закону или уставу (создается кодекс чести)

Среда - общинный коллектив имеет и свое жизненное пространство и общую собственность

Принципы общинного коллектива:

    Гуманизма

    Преемственности

    Саморазвития

    Поддержки

    Индивидуальности

Методика работы с детским коллективом:

Коллективное творческое дело (КТД) - основополагающий элемент макаренковской коммунарской методики, которую адаптировал к условиям работы в обычных школах и внешкольных учреждениях педагог из Санкт-Петербурга И.П. Иванов.

Организуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея оказалась воспринятой детским коллективом, как собственная; чтобы деятельность детей имела практическую направленность на благо собственного или других коллективов, других людей - имела гуманистическую и альтруистическую цель; чтобы все члены коллектива, на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могли раскрыть свои творческие способности.

Структура каждого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества:

Первая стадия - предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками, готовя их к коллективному планированию, рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.

Вторая стадия - коллективное планирование. Оно начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива. На сборе выступают представители микроколлективов. Ведущий сбор сопоставляет выдвинутые представителями микроколлективов варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать предложения или их критику, ставит дополнительные «задачи на размышление», которые решаются сначала по микроколлективам, а потом сообща.

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создаются или свободный отряд добровольцев, или специальный орган -совет дела, в который входят представители от каждого микроколлектива. На своих заседаниях сводный отряд добровольцев выбирает командира, а совет дела -председателя. Оба эти объединения действуют только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобные органы создаются уже в новом составе.

Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микрогруппах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла. При этом воспитанники применяют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и те знания, умения, навыки, что были усвоены или в учебном процессе, или накоплены ранее во внеучебное время.

Четвертая стадия - проведение КТД. На этой стадии воспитатели используют направляющие действия, которые уже не носят столь длительного, систематического характера, как на стадии коллективной подготовки, а совершенно быстро, по возможности незаметно для остальных участников КТД. Действия воспитанников на данной стадии являются по преимуществу характерными, «показательными», в них особенно четко проявляются и положительные качества воспитанников, и их слабости.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе-огоньке, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы - задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предполагаем на будущее? Вопросы в этом случае выступают исходными направляющими действиями воспитателей, а выдвигаемые по этим вопросам мнения и предложения - исходные действия самих воспитанников.

Производные направляющие действия руководителя коллектива и других воспитателей - сопоставление мнений, уточняющие вопросы, развитие и обобщение предположений, высказанных воспитанниками - представляют собой товарищескую воспитательную заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в размышлении об опыте своих товарищей и своем собственном, в его сравнительном анализе и оценке, в извлечении уроков на будущее.

Шестая стадия - стадия ближайшего последействия КТД. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать связями развертывания КТД - развертывание нужных развивающих действий.

Успешное использование системы КТД, а значит, и реализация их воспитательных возможностей обеспечиваются соблюдением трех основных условий: первое условие - всемерное развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников;второе условие - всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений;третье условие - всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями.

Типологическая характеристика «методики Иванова» («методики коллективной творческой деятельности») как методической системы в силу ее цельности и развитости может быть выражена достаточно емко и вместе с тем достаточно полно в следующей формуле:

Стратегия общей заботы об улучшении окружающей жизни + Тактика Содружества старших и младших + Технология коллективной организаторской деятельности.

Качеством личности, помогающим сегодняшним учащимся жить в новом, постоянно изменяющемся мире, является кре­ативность как готовность к постоянному, в течение всей жизни личностному и профессиональному развитию. Под готовностью к дальнейшему развитию понимают систему свойств и качеств учащегося (студента), обеспечивающих ему потребность и возможность «довооружения себя» (В.И. Слободчиков) новы­ми знаниями и умениями, новыми стратегиями и тактиками взаимодействия с окружающими.

Для педагогики значимо как объективное творчество, пред­ставленное оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами (новыми теориями, научными открытиями, про­изведениями искусства), так и субъективное творчество учащихся, проявляющееся в овладении новыми для данной лично­сти способами познавательной деятельности, в открытии но­вых смыслов в прежней деятельности.

О динамике развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований, как:

    способность открытия нового знания;

    появление новых мотивов, целей учебной деятельности;

    владение новыми (для личности) способами деятельности;

    импровизационность как способность быстро принимать решение;

    расширение поля интеллектуальной активности;

    креативность, т. е. плодотворность в учебно-познаватель­ной деятельности.

Личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности человека: мотивационный, интеллектуально-ло­гический, эмоционально-волевой, практически действенный.

Обучение, будучи составной частью образования, является развивающим, если оно своим содержанием, способами орга­низации, формами осуществления ориентировано на более эффективное целостное развитие личности, формирование у нее готовности к дальнейшему самосовершенствованию в те­чение всей жизни.

7.3 Технологии развития творческого потенциала личности

Необходимым условием организации учебно-творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей и нестандартного мышле­ния учащихся, является создание развивающей, культурно-образовательной среды в учебном заведении. В современной теории и практике образования все чаще употребляется термин «адап­тивная школа».

Адаптивная (от лат. adaptatio – приспособле­ние) школа – это та, которая способна помочь каждому учаще­муся достичь оптимального для него уровня общего и интеллекту­ального развития в соответствии с его природными склонностями и задатками. Такая школа и является той культурно-образующей средой, в которой обеспечивается развитие каждого учащегося как субъекта жизнетворчества. В адаптивной школе реализуется принцип: «школа для ребенка, а не ребенок для школы», который является определяющей уста­новкой для системы образования XXI века. Школы, адаптирую­щие своих учащихся к самостоятельному решению учебных и жизненных задач, к учению как самоизменению, самотворчеству, создаются с опорой на следующие принципы:

    принцип адаптивности, т. е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой - может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка!);

    принцип развития, предполагающий создание каждому уча­щемуся условий для полной реализации его способностей;

    принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех стрессообразующих факторов учебного про­цесса, создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы;

    принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собствен­ных, осознанных знаний об окружающем мире;

    принцип ориентировочной функции знаний, нацеливающий школу «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему преобразовывать мыслью непосред­ственно очевидный чувственный мир» (П.П. Блонский). Ориентировочной основой различных видов познаватель­ной практико-преобразующей деятельности для школьни­ка являются приобретаемые им знания. Личность форми­руется не только как знающая, но и как созидающая;

    принцип обучения деятельности, требующий не просто дей­ствовать, но и ставить цели деятельности, определять задачи, решение которых ведет к достижению намеченных результа­тов, контролировать и корректировать ход деятельности;

    креативный принцип, направленный на развитие у ребенка потребности и способности самостоятельно находить реше­ния не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач.

В образовательной практике адаптивных школ используют­ся инновационные технологии обучения. В педагогике существует не­сколько классификаций технологий; в соответствии с одной из них выделяются две группы: предметно-ориентированные и личностно-ориентированные (развивающие) технологии.

К предметно-ориентированным технологиям относятся тех­нологии полного усвоения учебного материала учащимися, технологии уровневой дифференциации, технологии концент­рированного обучения. Эти технологии реализуют традицион­ную для образования установку: при правильной организации обучения абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал.

Личностно-ориентированные технологии нацелены на бо­лее эффективное личностное развитие и саморазвитие уча­щихся как субъектов деятельности, с опорой на их индивиду­альные особенности и опыт.

Критериальным признаком личностно-ориентированных технологий обучения является не только уровень усвоенных знаний, но и сформированность у обучающихся качеств ума, личностных новообразований. Поэтому такие технологии еще называются развивающими.

Важную роль в создании обстановки, стимулирующей твор­ческое развитие учащихся, играет форма организации их учеб­но-познавательной деятельности.

В системе классно-урочной организации учебного процесса появились так называемые нетрадиционные, необычные уро­ки. К ним относят те, на которых школьник участвует в «про­изводстве» своих знаний, умений, способов взаимодействия с одноклассниками и учителями. Нетрадиционными являются уроки, построенные на оригинальной организации освоения учебного материала: урок взаимного обучения, урок-эврика, урок-размышление, урок-портрет, урок-панорама, урок-игра. Активизируют творческий поиск учащихся и учителей уроки по аналогии с организованными событиями: аукционы, конфе­ренции, урок-защита диссертации, урок-посвящение. Эти уро­ки требуют совместного проектирования учебной деятельнос­ти, когда ученик взаимодействует с учителем как партнер, до­бывающий знания вместе с педагогом. На таких уроках про­дуктивно работают такие технологии, как «мозговой штурм», «мозговая атака», о которых уже шла речь.

Таким образом, подводя итог изложенному в данном модуле материалу, отметим, что:

1 Развитие творческого потенциала обучающихся в обра­зовательном процессе может эффективно осуществляться, если учебно-познавательная деятельность организуется как учебно-творческая с использованием личностно-ориентированных, или развивающих, технологий обучения. Эти технологии реализу­ются с опорой на такие психологические механизмы, как ассо­циации и аксиоматизация, а также на эвристические методы и приемы (эвристики) обучения (мозговая атака, мозговой штурм, метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики, игровые методы и технологии и др.). Названные технологии и методы:

а) направлены на более эффективное личностное развитие и саморазвитие обучающихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на их индивидуальные особенности и опыт;

б) позволяют повысить степень мотивации и эмоциональности, познавательной активности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Полученный опыт учебно-творческой деятельности поможет личности решать нестандартные жизненные и профессиональные задачи, предвидеть и предупреждать неудачи и ошибки, тем самым обеспечит эффективность любого вида деятельности.

2 Необходимым условием организации учебно-творческой деятельности обучающихся выступает создание развивающей, или культурно-образовательной, среды школы (вуза). В со­временной практике образования существует ряд школ – адап­тивная школа, школа самоопределения, школа диалога куль­тур – каждая из которых является развивающей средой, обес­печивающей развитие учащегося «по индивидуальной «траек­тории» как субъекта учебно-творческой деятельности. Прин­ципами создания такой среды являются: принцип адаптивности, раз­вития, психологической комфортности, смыслового отноше­ния к миру, ориентировочной функции знаний, обучения де­ятельности, креативности.

3 Важнейшим направлением в развитии творческого потенциала учащихся выступает обучение умениям решать и составлять учебные задачи определенной степени проблемности. При этом обязательной составляющей готовности обучающихся к решению задач является эмоциональный компонент, создание положительного эмоционального настроя и атмосферы. Эмо­циональное развитие личности расширяет ее интеллекту­альные возможности и стимулирует формирование твор­ческих способностей.

4 К урокам, направленным на организацию учебно-творческой деятельности обучающихся и развитие их творческого потенциала, относятся так называемые нетрадиционные учебные занятия (урок-игра, урок-пресс-конференция, урок взаимообучения и др.), на которых:

а) учащиеся включаются в «производство» своих знаний, опыта и способов коммуникации;

б) реализуется принцип трансформации (перевода) освоенных знаний в эмоциональное состояние ученика.

Психологи гуманистического направления (Г. Оллпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – личностный рост; по Маслоу, это потребность в са­моактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Ряд исследователей полагает, что для творчества необходима мотивация достиже­ния, другие считают, что она блокирует творческий процесс. Однако большинство авторов все же убеждено в том, что наличие всякой мотивации и личностной увле­ченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавля­ют такие особенности, как независимость и убежденность. Независимость, ориента­ция на личные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством творческой личности.

Творческим людям присущи следующие личностные черты:

1) независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы; неконфор­мность оценок и суждений;

2) открытость ума – восприим­чивость к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, кон­структивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

    Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.

    Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифи­цируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясня­ется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, иден­тификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

    Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.

    Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограни­чением поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных поли­тиков, выдающихся ученых, так и преступников и психически больных.

    Для развития креативности благоприятно повышенное внимание к способно­стям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает, что для развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких ребенку людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца для ребенка могут выступать не родители, а «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители.

Негармонические эмоциональные отношения в семье способствуют эмоциональ­ному отдалению ребенка от, как правило, нетворческих родителей, но сами по себе они не стимулируют развитие креативности.

Для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демокра­тическими отношениями и подражание ребенка творческой личности.

Развитие креативности, возможно, идет по следующему механизму: на основе об­щей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (син­тез одаренности и определенной структуры личности).

Контрольные вопросы

    Назовите признаки творческой личности.

    По каким принципам необходимо организовать школьное обучение и воспитание для достижения наибольшего развития творческого потенциала учащихся?

    Назовите известные вам технологии развития творческого потенциала личности.

    Какие факторы семейного воспитания способствуют воспитанию творческой личности?

Современному человеку творческий подход нужен не только для художественного творения или отыскания научных гипотез и дизайнерских установок, но и для непосредственного выживания, самореализации и построения собственной счастливой жизни. Потому творчество должно стать нормой профессиональной деятельности!

Творчество — это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявления новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и превращения вещественного мира или духовной культуры; если же он новый лишь для его автора, то новизна субъективная и не имеет общественного значения (за А.Н. Лук).

Объясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л. Выготский отмечал, что "творческой мы называем такую деятельность, которая создаёт что-то новое, одинаково, будет ли это создано творческой деятельностью любой вещью внешнего мира или построением ума или чувства, которое живёт и оказывается только в самом человеке. Утверждая, что творчество является необходимым условием существования и все, что выходит за пределы рутины и в чем содержится хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека" .

Психолог Я. Пономарьов, который очень широко трактует понятие "творчество", определял это понятие как "механизм производительного развития" и не считал "новизну" решающим критерием творчества.

Украинский психолог В. Моляко, раскрывая сущность творчества из позиций психологии, отмечает, что "под творчеством понимают процесс создания чего-то нового для данного субъекта. Потому понятно, что творчество в той или другой форме не является талантом "избранных", она доступная каждому. И школьник, который усваивает новые знания, решает новую, незнакомую задачу, и рабочий, который выполняет новое техническое задание, и комбайнёр, которому нужно в процессе уборки урожая учесть влажность колосьев, направление ветра — все они занимаются творчеством, решают творческие задачи" .

В. Роменец, утверждает "… на основе того, что человек делает из себя, определяются его статус в мире, его характер, его личность" . Творческая личность — это человек, способный проникать в суть идей и воплощать их вопреки всем препятствиям, вплоть до получения практического результата. Именно это имел в виду Т. Эдисон, когда говорил, что "изобретение — это 10 процентов вдохновения и 90 пота".

Как отмечает В. Моляко, основными методами изучения творчества являются методы наблюдение, самонаблюдение, биографический метод (изучение биографий выдающихся людей, творцов в определённых отраслях науки, культуры, техники и др.), метод изучения продуктов деятельности (ученической в частности), тестирования, анкетирования, экспериментальные методы, хоть применение последних связано со значительными трудностями, поскольку любой творческий процесс является оригинальным, единственным в своём роде, такой, что не воспроизводится точно в том же виде при повторном наблюдении.

Творческий процесс имеет свою сложную структуру: замысел, работа, направленная на его реализацию, поиск оптимальных методов воплощения замысла, обнародование результатов творения, реалистичное отношение к их публичным оценкам, усовершенствование произведения на базе критических замечаний, доработка, переработка произведения и тому подобное.

Чтобы диагностировать и систематически формировать творческую личность в процессе учёбы, нужно знать её свойства, творческие черты её характера. Исследователи выделяют такие основные свойства творческой личности: смелость мысли, склонность к риску, фантазия, представление и воображение, проблемное виденье, умение преодолевать инерцию мышления, способность обнаруживать противоречия, умение переносить знание и опыт в новые ситуации, независимость, альтернативность, гибкость мышления, способность к самоуправлению.

О. Кульчицкая выделяет ещё такие свойства творческой личности:

  • возникновение направленного интереса к определённой отрасли знаний ещё в детские годы;
  • сосредоточение на творческой работе, направленность на избранное направление деятельности;
  • большая работоспособность;
  • подчинённость творчества духовной мотивации;
  • стойкость, неуступчивость в творчестве, даже упрямство;
  • увлечение работой.

В. Моляко считает одним из основных качеств творческой личности стремления к оригинальности, к новому, возражение привычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определённой работе, сравнительно быстрое и лёгкое усвоение теоретических и практических знаний в этой отрасли, систематичность и самостоятельность в работе.

Некоторые специалисты выделяет, кроме того, такие черты творческой личности, как целостность восприятия, сближение понятий, способность к предвидению (логичность, творчество, критичность воображения), подвижность языка, готовность к риску, склонность к игре, интуиция и подсознательная обработка информации, остроумие и др.

Полностью достоверное предположение, что приёмы остроумия частично совпадают с теми приёмами поисков решений научных, технических и даже жизненных задач, которые называют эвристическими приёмами. Они не сводятся к логике, так же как и вся психология мышления. Поиски решений происходят не за логическими законами — с помощью логики лишь проверяют выдвинутые догадки. Сами же эти догадки выдвигают с помощью других операций мышления.

Творческие способности личности — это синтез её свойств и черт характера, которые характеризуют степень их соответствия требованиям определённого вида учебно-творческой деятельности и которые обусловливают уровень результативности этой деятельности.

Способности обязательно опираются на естественные качества человека (умения), они есть в постоянном процессе усовершенствования личности. Творческие способности сами по себе не гарантируют творческих достижений. Для их достижения необходимый "двигатель", который запустил бы в работу механизм мышления, то есть необходимые желания и воля, нужная "мотивационная основа".

Выделяют такие компоненты творческих способностей личности :

  • Мотивационно-творческая активность и направленность личности.
  • Интеллектуально-логические способности.
  • Интеллектуально-эвристические, интуитивные способности.
  • Мировоззренческие свойства личности.
  • Моральные качества, которые способствуют успешной учебно-творческой деятельности.
  • Эстетичные качества.
  • Коммуникативно-творческие способности.
  • Способности к самоуправлению личности своей учебно-творческой деятельностью.

Интеллектуально-логические способности проявляются :

  1. В умении анализировать. Критериями оценки анализа является правильность, полнота, глубина.
  2. В способности выделять существенное общее и отвлекаться от несущественного (абстрагирование). Критерием оценки является логичность, правильность, глубина суждений и выводов, умения описывать явления, процессы, логично связано, полно и правильно выкладывать мысли. Критерием оценки этого умения является полнота, глубина, логичность.
  3. В способности формулировать правильное определение объекта, устанавливать родовой признак и видовое различие. Критерием оценки этой способности является сжатость, правильность сформулированного определения.
  4. В способности объяснять, что свидетельствует об интеллектуально-логическом умении аргументировано выкладывать и раскрывать сущность вопроса, проблемы, способы её решения. Критерием оценки является полнота, аргументированность суждений.
  5. В способности доказывать, объяснять. Критерием является аргументированность и владение процедурой доказательства.

Интеллектуально-эвристические способности личности включают :

  1. Способность генерировать идее, выдвигать гипотезы, что характеризует интеллектуально-эвристические свойства личности в условиях ограниченной информации, прогнозировать решение творческих задач, интеллектуально видеть и выдвигать оригинальные подходы, стратегии, методы их решения. Критерием оценки является количество идей, гипотез, выдвинутых личностью за единицу времени, их оригинальность, новизна, эффективность для решения творческой задачи.
  2. Способность к фантазии. Это наиболее яркое выявление творческого воображения, создание иногда неправдоподобных, парадоксальных образов и понятий. Критерием оценки является яркость и оригинальность образов, новизна, значимость фантазии, что оказывается при решении творческих задач.
  3. Ассоциативность памяти, способность отображать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами задачи, особенно известными и неизвестными за сходством, смежностью, контрастом. Критерием оценки является количество ассоциаций за единицу времени, их оригинальность, новизна, эффективность для решения задачи.
  4. Способность видеть противоречия и проблемы. Критерием оценки является количество раскрытых противоречий, сформулированных проблем за единицу времени, их новизна и оригинальность.
  5. Способность к переносу знаний, умений в новые ситуации характеризует производительность мышления. Критерием оценки является широта переноса (внутренне-предметний — близкий, межпредметный — дальний), степень эффективности переноса знаний и умений для решения творческих задач.
  6. Способность отказываться от навязчивой идеи, перебороть инерцию мышления. Критерием оценки является степень скорости переключения мышления на новый способ решения творческой задачи, гибкость мышления в поиске новых подходов к анализу противоречий, которые возникают.
  7. Независимость мышления характеризует способность не следовать бездумно общепринятой точке зрения, быть свободным от мнения авторитетов, иметь свою точку зрения. Критерием оценки является гибкость и инверсия мышления, степень независимости собственного мнения от мнения других.
  8. Критичность мышления — это способность к оценочным суждениям, умение правильно оценить процесс и результат собственной творческой деятельности и деятельности других, умения находить собственные ошибки, их причины и причины неудач. Критерием оценки является объективность критериев оценочных суждений, а также эффективность выявления причин своих ошибок и неудач.

Почему одни люди создают шедевры: картины, музыку, одежду, технические новинки, а другие способны только пользоваться этим? Откуда берется вдохновение и Изначально ли видно, что человек творческий или это качество можно постепенно развить? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы и разобраться в тайнах тех, кто умеет создавать.

Когда мы приходим на художественную выставку или посещаем театр, оперу, то можем с точностью ответить - вот образец творчества. Такие же примеры можно найти в библиотеке или кинотеатре. Романы, кинофильмы, поэзия - все это тоже образцы того, что может создать человек с нестандартным подходом. Однако работа для творческих людей, какой бы она ни была, всегда имеет один итог - появление на свет чего-то нового. Таким результатом являются и простые вещи, которые окружают нас в повседневной жизни: лампочка, компьютер, телевидение, мебель.

Творчество - это процесс, в ходе которого создаются материальные и духовные ценности. Конечно, конвейерное производство не является частью этого, но ведь каждая вещь когда-то была первой, уникальной, абсолютно новой. Вследствие этого можно сделать вывод: все окружающее нас - изначально было тем, что создал человек творческий в процессе своей работы.

Иногда в результате подобной деятельности автор получает продукт, изделие, которое никто, кроме него, не сможет повторить. Чаще всего это относится именно к духовным ценностям: картины, литература, музыка. Следовательно, можно сделать вывод, что для творчества необходимы не только особые условия, но и личностные качества создателя.

Описание процесса

По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть? Этими вопросами озадачился психолог из Британии в конце 20-го века - Грэм Уоллес. В итоге своей деятельности он выделил основные пункты творческого процесса:

  • подготовка;
  • инкубация;
  • озарение;
  • проверка.

Первый пункт - это один из самых длительных этапов. Он включает в себя весь период обучения. Человек, ранее не имевший никакого опыта в конкретной области, не может создать нечто уникальное и ценное. Для начала приходится учиться. Это может быть математика, письмо, рисование, конструирование. Весь предшествующий опыт становится основой. После чего появляется идея, цель или задача, которую необходимо решить, полагаясь на полученные ранее знания.

Второй пункт - это момент отрешения. Когда длительная работа или поиски не дают положительного результата, приходится все отбросить в сторону, забыть. Но это не означает, что наше сознание также обо всем забывает. Можно сказать, что идея остается жить и развиваться в глубинах нашей души или разума.

И вот однажды приходит озарение. Открываются все возможности творческих людей, и истина выходит наружу. К сожалению, не всегда можно достичь поставленной цели. Не каждая задача нам под силу. Последний пункт включает в себя диагностирование и анализ результата.

Характер творческого человека

Многие десятилетия ученые и обычные люди пытаются лучше понять не только сам процесс, но и изучить особые качества создателей. человека вызывает большой интерес. Как показывает опыт, обычно представители такого типа отличаются высокой активностью, экспрессивным поведением и вызывают противоречивые отзывы окружающих.

По сути, ни одна модель, разработанная психологами, не является точным шаблоном. Например, такая черта, как невротизм, зачастую присуща людям, создающим духовные ценности. Ученые, изобретатели отличаются устойчивой психикой, уравновешенностью.

Каждый человек, творческий или нет, является уникальным, что-то в нас перекликается, а что-то совершенно не совпадает.

Есть несколько черт характера, которые в большей степени присущи таким личностям:

    любознательность;

    уверенность в собственных силах;

    не слишком доброжелательное отношение к окружающим.

    Последнее вызвано, возможно, в силу того, что люди с думают иначе. Им кажется, что их не понимают, осуждают или не принимают такими, какие они есть.

    Основные отличия

    Если в списке ваших знакомых есть очень творческий человек, то вы обязательно это поймете. Такие личности часто витают в облаках. Они настоящие мечтатели, даже самая бредовая идея кажется для них реальностью. Кроме этого, они смотрят на мир как под микроскопом, подмечая детали в природе, архитектуре, поведении.

    Многие знаменитые люди, которые создавали шедевры, не имели привычного рабочего дня. Для них не существует условностей, и процесс творчества происходит в удобное время. Кто-то выбирает раннее утро, у кого-то потенциал просыпается только с заходом солнца. Такие люди не часто появляются на публике, большую часть времени они проводят в одиночестве. В спокойной и привычной атмосфере проще думается. При этом их желание к новому постоянно толкает на поиски.

    Это сильные, терпеливые и рискованные личности. Никакая неудача не способна сломить веру в успех.

    Современные исследования

    Раньше мнения ученых сходились на том, что человек либо рожден творческим, либо нет. Сегодня этот миф полностью развеян, и с уверенностью можно сказать, что развить в себе таланты доступно каждому. Причем в любой период своей жизни.

    Основные качества творческого человека при желании и настойчивости можно выработать и у себя. В единственном случае достичь положительного результата невозможно, это когда персона лично не желает вносить изменения в свою жизнь.

    Современные исследования привели к выводу, что интеллектуальные способности увеличиваются, если объединить логику и творческий подход. В первом случае к работе подключается левое полушарие, во втором - правое. Активируя как можно больше отделов мозга, можно достичь большего результата.

    Работа для творческой личности

    После окончания школы перед выпускниками встает вопрос: куда поступать? Каждый выбирает путь, который кажется ему более интересным и понятным, в конце которого видна цель или результат. К сожалению, реализовать потенциал, заложенный в нас, не всегда предоставляется возможным.

    Как вы думаете, какая больше всего подходит работа для творческих людей? Ответ простой: любая! Чем бы вы ни занимались: ведением домашнего хозяйства или проектированием космических станций - везде можно проявлять находчивость и изобретательность, создавать и удивлять.

    Единственное, что может действительно мешать этому процессу - это стороннее вмешательство. Многие руководители самостоятельно лишают своих сотрудников стремления к принятию самостоятельных решений.

    Хороший начальник будет поддерживать порывы к развитию и творчеству, конечно, если это не будет мешать основному процессу.

    Парадоксы

    Давайте подумаем, почему характер творческого человека так сложно поддается четкому анализу и структурированию. Скорее всего, это связано с рядом парадоксальных черт, которые присущи таким людям.

    Во-первых, все они интеллектуалы, отлично подкованные знаниями, при этом наивны как дети. Во-вторых, несмотря на отличную фантазию, они хорошо разбираются в устройстве этого мира и видят все четко. Открытость и коммуникативные качества - это лишь внешние проявления. Творчество очень часто прячется в глубинах личности. Такие люди много думают, ведут собственный монолог.

    Интересно, что создавая нечто новое, они, можно сказать, вносят некий диссонанс в сложившееся течение жизни. При этом все безумно консервативны, их привычки часто становятся важнее окружающих.

    Гений и творчество

    Если человек в результате своей деятельности создал нечто впечатляющее, то, что поразило окружающих, изменило представления о мире, то он завоевывает истинное признание. Таких людей называют гениями. Конечно, для них создание, креативность - это жизни.

    Но не всегда даже самые творческие люди достигают результатов, которые способны изменить мир. Но порой они и сами к этому не стремятся. Для них творчество - это прежде всего возможность быть счастливым в настоящее время, в том месте, где находятся.

    Не обязательно быть гением, чтобы проявить себя. Даже самые небольшие результаты смогут сделать лично вас более уверенным, позитивным и радостным.

    Выводы

    Творчество помогает людям открыть свою душу, выплеснуть чувства или же создать нечто новое. Развить в себе креативность может каждый, главное, чтобы было большое желание и позитивный настрой.

    Необходимо избавиться от условностей, взглянуть на мир другими глазами, возможно, попробовать себя в чем-то новом.

    Помните - творческий потенциал подобен мышцам. Его нужно регулярно стимулировать, качать, развивать. Необходимо ставить перед собой различные по масштабам цели и не сдаваться, если с первого раза ничего не вышло. Тогда в какой-то момент сами удивитесь, как кардинально изменилась жизнь, и вы начнете осознавать, что также внесли в мир нечто нужное и новое для людей.

mob_info