Карточки для домашнего задания "дифференциация звуков с - ш". Речевой материал на дифференциацию звуков "С"-"Ш Дифференциация с ш в слогах словах предложениях

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страш­но, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, не­сёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась.

Ша-са

шапка-сайка шалун-салют

решать-тесать шахтёр-сапёр

мешать-писать шалаш-салат

лошадка-посадка шалфей-салфетка

Шо-со

мешок-лесок пушок-кусок вершок- песок ремешок- носок шорох- сорок мышонок- спросонок шутки-сутки шумно-сумка

Шу- су

пишу- несу пашу- пасу пляшу- плясун шуметь- суметь шитый-сытый мыши-крысы

Ши -сы, ши-си

ширь-сыр шип-сыпь шило-сила решил-спросил ваш-вас наш-нас башня-басня страшный-красный

Аш-ас

кашка-каска чашка-часто пашня-паста рубашка-колбаска

Ош - ос, ыш - ыс, яш - яс, ющ - юс

Яшка-ясный клюшка-люстра пошла-росла камыш-кумыс грош-рос

Еш - ес, иш - ис, иш - ис

пешки-песни мешки-мести мишка-миска вишня-виснет стишки-тиски стриж-рис

Шля-сля, шме-сме, што- сто, шпа-спа

шляпа-слякоть шмель-смел шторы-сторож шпалы-спали

4. Упражнение . Назвать предметы, изображенные на картинках.


мешок, шило.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со ста­рушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Поспешишь - лю­дей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются;., на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат ка­мыши. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блиста­ло, короче становился день.

6. Упражнение

У Миши на голове (шапка), в сумке (сайка).

На (крыше) труба, в подвале (крыса)

У Миши (чашка), у солдата (каска)


Потешки

Я сама братишке Лёше

Тряпкой вытерла калоши.

Чтоб не наследила кошка,

Сшила кошке я сапожки.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу

И верхом поеду в гости.

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши,

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

(Е. Стюарт)

Шаг ровней держите, мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает шаг мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

И. Токмакова

Серый плутишка

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

8. Упражнение

Бабушкины руки

Это чья рубашка - Это чей сарафан

Синие горошинки? Белыми ромашками?

Бабушка старалась, Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки! Шила для Наташеньки!

(Л Браиловская)

Лиса и кувшин

(Сказка)

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин го­лову и вылакала молоко. Но вот беда - никак голову из кувшина не вытащит. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кув­шин топить. Но кувшин утонул вместе с лисой.

Игрушечный петушок

Были в лесу медвежата. Нашли они на лесной опушке иг­рушечного петушка. Петушок смешной, яркими красками по­крашен. На голове гребешок. Петушок к доске прибит, а доска на колесиках. Понравился петушок медвежатам, и они хорошо с ним иг­рали. Потом увидели лису и решили пошутить над лисой. Поставили петушка на бугорке, а сами спрятались. Стоит пе­тушок, а красный гребешок на солнышке поблёскивает. Увидела лиса петушка. Обрадовалась. «Вот, - думает, - съем я петушка». Подошла лиса тихонько и бросилась на петушка. И тут только поняла, что петушок-то игрушечный. Весело смеялись над лисой медвежата. (По Г. Куприянову)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж-3

жа-за жо-зо жу-зу жи-зы

же-зе за-жа зо-жо зу-жу

зы-жи зе-же

ажна-азна ожда-озда ужно-узно
ижма-изма ежли-езли азна-ажна
озда-ожда узна-ужна изма-ижма
езли-ежли

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задер­жать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить.

Жа-за

жал-зал, жара-заря, баржа-база, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, жакет-закат, лежать-лизать, лёжа-берёза, сажать-сказать, бежать-вязать

Жо-зо

Жора-Зоя, стожок -возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок

Жу-зу

жук-зуб, грожу-грозу, вижу-снизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу

Жи-зы, жи-зи

ножи-тазы жидкий-зыбкий жир-пузырь ежи-возы кожи-козы рыжий-сизый ёжики-языки рыжики-музыка похаживать- показывать наживать- называть снежинка- корзинка лежи- вези

Другие сочетания

важный-разный каждый-гораздо монтажник-проказник дружный-грузный таёжный-слёзный тревожный-грозный дождик-гвоздик можно-поздно дорожный-паровозный пирожное-морозное обождать-опоздать денежный-полезный подожди-ка-гвоздика книжный-капризный нежный-резвый


3. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.


пружина

Залежи руды у нас большие. Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, что­бы она не убежала. Он кричит на весь базар, будто сделался пожар. Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пше­ница с рожью загорели тоже. Заседали в полдень зайки воз­ле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Загадки

Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег)

Он всегда с гвоздями дружен,

На работе людям нужен. (Молоток)

6. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

лакал молоко языком.

(ножи) лежат в

У и у рожки.

У Женя затрубил в рожок.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Же­ня заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Же­ня положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела ос­тавить ежа. Но Женя отдал. его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

Кто хозяин?

У Жоры и Захара жила собака. Её звали Жук. Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Кто хозяин Жука? Жора и Захар каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал: он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука. (По В. Осеевой)

ЗВУКИ Ш, Ж, С, 3,

шар-жар-базар-гусар
шаль-жаль-зал-сало
мешать-лежать-лизать-лиса шапка-жалко-зайка-сайка ушанка-ужасно-вязанка-санки решать-бежать-вязать-писать ноша-нажать-роза-роса мешок-рожок-мазок-песок порошок-пирожок-кузовок-голосок пушок-лужок-возок-кусок шутки-жуткий-мазут-сутки ношу-хожу-везу-несу


2. Упражнение , Назвать предметы, изображённые на картинках.

лыжи жаба

Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ланды­ши. Как хороши и свежи душистые розы! За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Спой мне песенку-смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лыжи. Лариса и Жора решали, Маша и Роза писали. Куст шуршит, а зайка дрожит. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.

Загадка

Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

4. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить предложения.

в кустах, в траве.

В норе, на сене. На дубе (желудь).

Сенокос, сенокос!

Луг остался без волос!

Он пострижен косами,

Он побрызган росами.

Как причёска эта

Хороша для лета!

(И. Токмакова)

Дождик

Дождик Порезвиться захотели

Вылился на луг. Закружились,

Стало много Загалдели...

Луж вокруг. Я смотрю:

Засучив скорей штанишки На них рубашки

В лужу Стали

Прыгнули мальчишки. Словно промокашки.

(И. Винокуров)

Шишки-мышки

Жили-были на сосне
Две серьёзных шишки.

Жили-были под сосной

Две весёлых мышки. И кричали мышки:

Эй! спускайтесь, шишки!

Вы же знаете о нас

Только понаслышке.

Удивились шишки:

Глупенькие мышки!

Чем же плохо нам висеть

Здесь, на нашей вышке!

Лучше мы вас пригласим:

Залезайте, повисим!

Мыши

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать.

Вот одна мышка и сказала:

Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому гибнем, что не знаем, когда он идёт. Надо коту на шею зво­нок привязать, чтобы он звенел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы убежим.

Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навя­жи звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

(Л. Толстой)

В гостях у Дедушки Мороза

(Сказка)

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой Дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Помо­жешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним - зелёная травка.

Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной периной держишь? - спросила Маша.

Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

Зимняя тишина

Зима не всегда злая с её морозами и снежными метелями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда падает сне­жок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся снежинки в воздухе. Ложатся на землю, на крыши домов... Тишина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку - серебристые снежинки сразу тают.

6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат,

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

(О. Высотская)

Тяжёлая ноша

Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется. «Обманул меня медведь, - думает лиса, - насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут - отсыпала зерно». Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда». Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила ме­шок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь - проторгуешься!...» (По И.Ракитин)

Про бабусю и лису

(Сказка)

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось ли­се поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла. Шла она, шла. Глядит - опять на дороге лиса лежит. Ба­буся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не при­снится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на пушистом лисьем меху!» Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся - ни лисы, ни гуся!

Как ёжик шубу менял

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ёжик спрашивает зайца:

Ты где шубу сменял?

Вот там, у старого дрозда.

А мне нельзя сменять свою шубу?

Я не знаю, сходи попроси. Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

Я тоже хочу в белой шубе ходить.

Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. По­пытался убежать от лисы - бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, побли­зости его нора. оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы - и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не рад будешь! (А. Суконцев)

Постановка звука Щ.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

    закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

    учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

    учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

    формировать фонематический слух;

    способствовать развитию речевого дыхания;

    способствовать формированию грамматического строя речи;

    способствовать развитию логического мышления, моторики рук;

    воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.

Оборудование:

    игрушка «Снеговик»;

    пиктограммы;

    пособие к игре «Вазы»;

    картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];

    пособие для дыхательной гимнастики «Буря».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

Дети делают вдох и выдох три раза.

А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: снеговик.

II. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].

Логопед: - Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.) Логопед раздаёт детям карточки (рисунок 1):

Рисунок 1.

Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)

Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].

Логопед: - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».

III. Упражнение на развитие мимики.

Ребята, а у снеговика есть друзья, хотите узнать какие? (рисунок 2)

Рисунок 2.

Вот такие друзья у нашего снеговика!

IV. Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.

Логопед: - А теперь снеговик хочет с вами поиграть (д/и « Повтори за мной»). Давайте покажем ему, какие мы внимательные:

Хорошо, а сейчас по картинкам:

V. Игра «Вазы». Согласование числительного со словосочетанием.

Рисунок 3.

Логопед: - Ребята, а наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил.

Помогите ему их собрать. (рисунок 3)

Дети подбирают недостающие части.

А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.

Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].

VI. Логоритмическое упражнение.

Логопед: - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Выполнение движений в соответствии с текстом.

VII. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.

Логопед: - Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?

Дети подсказывают: «Бурю».

VIII. Игра на развитие фонематического слуха.

Логопед: - Ох, ребята, сколько же вы снежинок надули. А снежинки волшебные, с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На снежинках картинки:

  • лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.

IХ. Дидактическая игра «Правильно ли это?»

Логопед: - А снеговик придумал вам игру за то, что вы не дали ему растаять. Называется она «Правильно ли это?». Снеговик будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.

Девочка ест кашей. Мальчик читает книгой. Мужчина пьёт чая. Женщина идёт в магазином. Кошка сидит на стулом. Мышка залезла в шкафом. Мама шьёт дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети.

Х. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал:

Логопед: - Ребята, а теперь давайте, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.

XI. Итог.

Логопед: - Молодцы, ребята! Вам понравилось играть со снеговиком? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли, снеговику у вас тоже очень понравилось и за это он дарит вам волшебные ледышки (леденцы «Чупа – чупс»). Ему пора возвращаться на Север. Снеговик прощается.

Звуки [Ш] - [С]

Звук [С]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук [Ш]: губы выдвинуты вперед и округлены, язык за верхними зубами. Форма языка напоминает чашечку. Воздушная струя теплая. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Дифференциация звуков [С] - [Ш] в изолированном звучании

Упражнения «Насос - ветер» : С - Ш, С - Ш, С - Ш…

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в прямых слогах

ША-СА ШО-СО ШУ-СУ ШИ-СЫ ШЕ-СЭ

СА-ША СО-ШО СУ-ШУ СЫ-ШИ СЭ-ШЕ

ША-СА-ШО-СО-ШУ-СУ-ШИ-СЫ-ШЕ-СЭ

СА-ША-СО-ШО-СУ-ШУ-СЫ-ШИ-СЭ-ШЕ

ША-СА ШО-СА ШУ-СА ШИ-СА ШЕ-СА

ША-СО ШО-СО ШУ-СО ШИ-СО ШЕ-СО

ША-СУ ШО-СУ ШУ-СУ ШИ-СУ ШЕ-СУ

ША-СЫ ШО-СЫ ШУ-СЫ ШИ-СЫ ШЕ-СЫ

ША-СЭ ШО-СЭ ШУ-СЭ ШИ-СЭ ШЕ-СЭ

СА-ША СО-ША СУ-ША СЫ-ША СЭ-ША

СА-ШО СО-ШО СУ-ШО СЫ-ШО СЭ-ШО

СА-ШУ СО-ШУ СУ-ШУ СЫ-ШУ СЭ-ШУ

СА-ШИ СО-ШИ СУ-ШИ СЫ-ШИ СЭ-ШИ

СА-ШЕ СО-ШЕ СУ-ШЕ СЫ-ШЕ СЭ-ШЕ

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в обратных слогах

АШ-АС ОШ-ОС УШ-УС ЫШ-ЫС ЭШ-ЭС

АС-АШ ОС-ОШ УС-УШ ЫС-ЫШ ЭС-ЭШ

ЯШ-ЯС ЁШ-ЁС ЮШ-ЮС ИШ-ИС ЕШ-ЕС

ЯС-ЯШ ЁС-ЁШ ЮС-ЮШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ

АШ-АС-ОШ-ОС-УШ-УС-ЫШ-ЫС-ЭШ-ЭС

АС-АШ-ОС-ОШ-УС-УШ-ЫС-ЫШ-ЭС-ЭШ

ЯШ-ЯС-ЁШ-ЁС-ЮШ-ЮС-ИШ-ИС-ЕШ-ЕС

ЯС-ЯШ-ЁС-ЁШ-ЮС-ЮШ-ИС-ИШ-ЕС-ЕШ

АШ-АС ОШ-АС УШ-АС ЫШ-АС ЭШ-АС

АШ-ОС ОШ-ОС УШ-ОС ЫШ-ОС ЭШ-ОС

АШ-УС ОШ-УС УШ-УС ЫШ-УС ЭШ-УС

АШ-ЫС ОШ-ЫС УШ-ЫС ЫШ-ЫС ЭШ-ЫС

АШ-ЭС ОШ-ЭС УШ-ЭС ЫШ-ЭС ЭШ-ЭС

АС-АШ ОС-АШ УС-АШ ЫС-АШ ЭС-АШ

АС-ОШ ОС-ОШ УС-ОШ ЫС-ОШ ЭС-ОШ

АС-УШ ОС-УШ УС-УШ ЫС-УШ ЭС-УШ

АС-ЫШ ОС-ЫШ УС-ЫШ ЫС-ЫШ ЭС-ЫШ

АС-ЭШ ОС-ЭШ УС-ЭШ ЫС-ЭШ ЭС-ЭШ

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах между гласными звуками

(в интервокальных слогах)

АША - АСА УША - УСА ОША - ОСА ИША - ИСА ЮША - ЮСА

АШО - АСО УШО - УСО ОШО - ОСО ИШО - ИСО ЮШО - ЮСО

АШУ - АСУ УШУ - УСУ ОШУ - ОСУ ИШУ - ИСУ ЮШУ - ЮСУ

АШИ - АСЫ УШИ - УСЫ ОШИ - ОСЫ ИШИ - ИСЫ ЮШИ - ЮСЫ

АШЕ - АСЭ УШЕ - УСЭ ОШЕ - ОСЭ ИШЕ - ИСЭ ЮШЕ - ЮСЭ

ЫША - ЫСА ЭША - ЭСА ЕША - ЕСА ЁША - ЁСА ЯША - ЯСА

ЫШО - ЫСО ЭШО - ЭСО ЕШО - ЕСО ЁШО - ЁСО ЯШО - ЯСО

ЫШУ - ЫСУ ЭШУ - ЭСУ ЕШУ - ЕСУ ЁШУ - ЁСУ ЯШУ - ЯСУ

ЫШИ - ЫСЫ ЭШИ - ЭСЫ ЕШИ - ЕСЫ ЁШИ - ЁСЫ ЯШИ - ЯСЫ

ЫШЕ - ЫСЭ ЭШЕ - ЭСЭ ЕШЕ - ЕСЭ ЁШЕ - ЁСЭ ЯШЕ - ЯСЭ

АША - АСО - АШУ - АСЫ - АШЕ ИША - ИСО - ИШУ - ИСЫ - ИШЕ

ОША - ОСО - ОШУ - ОСЫ - ОШЕ ЕША - ЕСО - ЕШУ - ЕСЫ - ЕШЕ

УША - УСО - УШУ - УСЫ - УШЕ ЁША - ЁСО - ЁШУ - ЁСЫ - ЁШЕ

ЫША - ЫСО - ЫШУ - ЫСЫ - ЫШЕ ЮША - ЮСО - ЮШУ - ЮСЫ - ЮШЕ

ЭША - ЭСО - ЭШУ - ЭСЫ - ЭШЕ ЯША - ЯСО - ЯШУ - ЯСЫ - ЯШЕ

АСА - АШО - АСУ - АШИ - АСЭ ИСА - ИШО - ИСУ - ИШИ - ИСЭ

ОСА - ОШО - ОСУ - ОШИ - ОСЭ ЕСА - ЕШО - ЕСУ - ЕШИ - ЕСЭ

УСА - УШО - УСУ - УШИ - УСЭ ЁСА - ЁШО - ЁСУ - ЁШИ - ЁСЭ

ЫСА - ЫШО - ЫСУ - ЫШИ - ЫСЭ ЮСА - ЮШО - ЮСУ - ЮШИ - ЮСЭ

ЭСА - ЭШО - ЭСУ - ЭШИ - ЭСЭ ЯСА - ЯШО - ЯСУ - ЯШИ - ЯСЭ

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах, где гласные находятся между звуками [С] - [Ш]

САШ-ШАС СОШ-ШОС СУШ-ШУС СЫШ-ШИС СЭШ-ШЕС

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах со стечением согласных

СНА - ШНА СМА - ШМА СВА - ШВА СКА - ШКА

СНО - ШНО СМО - ШМО СВО - ШВО СКО - ШКО

СНУ - ШНУ СМУ - ШМУ СВУ - ШВУ СКУ - ШКУ

СНЫ - ШНЫ СМЫ - ШМЫ СВЫ - ШВЫ СКЫ - ШКЫ

СТА - ШТА СПА - ШПА СЛА - ШЛА

СТО - ШТО СПО - ШПО СЛО - ШЛО

СТУ - ШТУ СПУ - ШПУ СЛУ - ШЛУ

СТЫ - ШТЫ СПЫ - ШПЫ СЛЫ - ШЛЫ

АСТ-АШТ АСК-АШК АСН-АШН АСМ-АШМ АСВ-АШВ АСП-АШП

ОСТ-ОШТ ОСК-ОШК ОСН-ОШН ОСМ-ОШМ ОСВ-ОШВ ОСП-ОШП

УСТ-УШТ УСК-УШК УСН-УШН УСМ-УШМ УСВ-УШВ УСП-УШП

ЫСТ-ЫШТ ЫСК-ЫШК ЫСН-ЫШН ЫСМ-ЫШМ ЫСВ-ЫШВ ЫСП-ЫШП

ЭСТ-ЭШТ ЭСК-ЭШК ЭСН-ЭШН ЭСМ-ЭШМ ЭСВ-ЭШВ ЭСП-ЭШП

ИСТ-ИШТ ИСК-ИШК ИСН-ИШН ИСМ-ИШМ ИСВ-ИШВ ИСП-ИШП

ЕСТ-ЕШТ ЕСК-ЕШК ЕСН-ЕШН ЕСМ-ЕШМ ЕСВ-ЕШВ ЕСП-ЕШП

ЁСТ-ЁШТ ЁСК-ЁШК ЁСН-ЁШН ЁСМ-ЁШМ ЁСВ-ЁШВ ЁСП-ЁШП

ЮСТ-ЮШТ ЮСК-ЮШК ЮСН-ЮШН ЮСМ-ЮШМ ЮСВ-ЮШВ ЮСП-ЮШП

ЯСТ-ЯШТ ЯСК-ЯШК ЯСН-ЯШН ЯСМ-ЯШМ ЯСВ-ЯШВ ЯСП-ЯШП

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в начале слова

Шайка-сайка, шалун-салют, шахтёр-сапёр, шалаш-салат, шалфей-салфетка, шорох-сорок, шутки-сутки, шуметь-суметь, шип-сыпь, шут-суд, шов-сов, шумно-сумка, шитый-сытый, ширь-сыр, шило-сила, шипит-спит, шали-соли.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в конце слова

Ваш-вас, наш-нас, кыш-кис, мышь-мыс, камыш-кумыс, плюш-плюс, грош-рос, брошь-брось, стриж-рис.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в середине слова

Мешать-писать, пошел-посол, уши-усы, Маша-масса, ушат-усат, башенка-басенка, пишу-несу, пашу-пасу, пляшу-плясун, нашить-носить, лошадка-посадка, мешок-лесок, вершок-песок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, мыши-крысы, решил-спросил, решать-тесать, прошить-просить, Проша-просо.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словах, звук в начале, со стечением согласных

Шляпа-слякоть, шмель-смел, штуки - стуки, шпалы-спали, штык-стык, шпоры-споры, штиль-стиль, шторы-сторож.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в середине слова со стечением согласных

Кашка-каска, Машка-маска, мишка-миска, пешки-пески, кишки-киски, рубашка-колбаска, башня-басня, пашня-паста, страшный-красный, пошла-росла, Яшка-ясный, клюшка-люстра, пошли-пасли, пешки-песни, мешки-мести, вишня-виснет, стишки-тиски, ириска-Иришка.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словах,

звуки [Ш] - [С] в одном слове

Саша, Сашка, Сашенька, суша, сушу, сушить, сушёный, сушки, свыше, слушать, слышать, старший, страшно, солнышко, стёклышко, скошу, смешу, смешить, смешок, смешинка, смешная, стишок, смешно, сынишка, старушка, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешу, спешка, спешить, сплошной, сошёл, шоссе, шанс, шест, шесть, шерсть, шалость, шествие, шахматист, шелест, шоссе, шесток, машинист, пастушка, пастушок, пустышка, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, трусишка, веснушки, путешествие, послушный, распушил, шелест, расшумелся.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словосочетаниях

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип, сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка, смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в чистоговорках

Ша-ша-ша - Саша моет малыша.

Су-су-су - воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши - спать ложатся малыши.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.

Со-со-со - Миша катит колесо.

Су-су-су - мишку видели в лесу.

Аш-аш-аш - под сосной стоит шалаш.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос - над кустами много ос.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош - и над вишней много ос. (А. Хмелёва)

Ша - са - ша - аша Маша хороша.

Са - ша - са - укусила нос оса.

Ши - сы - ши - наши ушки хороши.

Сы - ши - сы - у осы усы, усы.

Иш - ис - ыш - беги сюда мылыш.

Аш - ос - аш - у нас большой шалаш.

Аш - ос - иш - вокруг такая тишь!

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в предложениях

Из 3 слов:

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Поспешишь - людей насмешишь. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шишки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Из 4 слов:

Саша шла со старушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Шесть котят есть хотят. Рыбаки в шалаше пробудилися. У Наташи сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из миски. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Из 5 слов:

Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под высоким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кошка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

Из 6 слов:

Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска - это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

Из 7 - 8 слов:

У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в стихах

Шишки скользкие шуршали.

Шумно шлёпались с сосны.

Слоем снега, словно шалью.

Скроет шишки до весны. (А. Волобуев)

Мчатся бешено машины -

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шёпот: шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

«Я спешу, спешу, спешу!» (Ю. Разумовский)

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

На круглую катушку

Глядит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот. (К. Стюарт)

Едят пшено мышки, Ах, какую кашу

Мышки на опушке, Нам готовит Маша!

Пшено едят - Нет вкуснее каши,

Усами шевелят. (А. Хмелёва) Чем у нашей Маши. (А. Хмелёва)

Стеша спешила, Я сама братишке Лёше

Рубашку шила. Тряпкой вытерла калоши.

Да поспешила - Чтоб не наследила кошка,

Рукав не дошила. (Г. Аванесова) Сшила кошке я сапожки.

У кого есть усы ? Мышь и камыш

Ус-усы, ус-усы, Камышам пищала мышь:

У кота усы, усы. - Шорох ваш нарушил тишь!

Ус-усы, ус-усы, Шепчут шумно камыши:

У сома усы, усы. - Тише, мышка, не шурши!

Ус-усы, ус-усы, Шелест твой услышит кошка.

А у кошки есть усы? Шла бы к бабушке, ты. крошка!

Есть! (A. Хмелёва) Не послушаешься, мышка, -

Черепаха Кошка сцапает, глупышка!

Черепаха всех смешит, (B. Кремнев)

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?

(Б. Заходер)

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в текстах

Серый плутишка.

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

Лиса и кувшин (сказка).

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин голову и вылакала молоко. Но вот беда — никак голову из кувшина не вынет. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не понимаешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кувшин топить. Да кувшин утонул вместе с лисой.

Наша кошка

У нас необыкновенная кошка. И имя её необыкновенное - Умка. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. А умная какая! Ей дети:

Кто ходит босой? Гусак?

У кого от шишки шишка? У Мишки?

Кого мыши бояться? Кошку?

Кто усатый в воде под мостом? Сом?

Вот такая наша кошка!

Чья косынка?

На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она мне даст мяса!»

Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:

Ты куда с моей косынкой? А? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.

Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.

Моих детишек косынка!

Будет Машина косынка!

Моих детишек косынка!

Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет!

Пушок не отдаёт косынку. Никому нет покоя от шума: ни пташкам, ни букашкам, ни осам...

Нашла! Нашла! Моя это косынка, - пискнула мышка.

Схватила косынку и бегом в свой домик. Стало на опушке тихо, никто никому не мешает.

У окошка

Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает.

Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.

Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая, такая мягонькая, такая усатая, ушки на макушке!

Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.

Ленивая кошка

Не дают покою мыши бабушке. То пшено унесут, то - овёс, то - кашу. А кошка Сонька спит на своей мягкой подушке, да ест, спит да ест.

Бабушка кошке: «Как бы и тебя мыши не унесли!»

Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами, да хвостом напугаю.

И опять спит да ест, ест да спит.

Видят мыши - не опасна им кошка. Спать к кошке на мягкую подушку идут. И шутят над ней: то у сонной кошки с шеи бант снимут и сами его носят, то на усы паука посадят.

Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Мушке.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в скороговорках

Шила шубку - сшила юбку.

Спит на окошке пушистая кошка.

Шила шапку - сшила тапку.

У Сони - шишки, у Сани - шашки.

Сшила Саша Саше шапку.

Скушай, Саша, шесть сушек.

На сосне - сосновые шишки.

У нашего Мишутки смешные шутки.

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

Сонина кошка сидит на окошке.

Надо суметь тут не шуметь.

У Машкиной мышки смешные штанишки.

Шестые сутки шутим шутки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше шесть шалунов.

Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.

Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.

У шести Сашек по шесть шестов, а на шести шестах по шесть сушек.

У Саши Шустикова и сынишка - Саша Шустиков.

У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат.

Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.

Мишка пойдёт к Сашке, Сашка пойдёт к Мишке.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в пословицах и поговорках

Не поднимай нос: споткнёшься.

Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.

Кошка спит, а мышку видит.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

Что испек, то и кушай.

Как постелешь, так и поспишь.

Поспешишь - людей насмешишь.

Не спеши языком, поспеши делом.

Песней поле не вспашешь.

Сонная кошка мышей не ловит.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алифанова E.A., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. - 80 с.

2. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . - 48 с.

3. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 - 7 лет / Е.Н.Спивак. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. - 48 с.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш

ША – СА ОШ - АС СА – ША – СА СТА – ШТА - СТА

СА – ША ОС – ОШ СО – ШО – СО СТО – ШТО - СТО

ШО – СО УС – УШ СУ – ШУ – СУ СТУ – ШТУ - ШТУ

СО – ШО ИС – ИШ СЫ – ШИ – СЫ СТЫ – ШТЫ - СТЫ

ШУ – СУ ЕС – ЕШ СЕ – ШЕ – СЕ АСА – АША – АСА

СУ – СУ ЮШ – ЮС ША – СА – Ш ОСО – ОШО - ОСО

ШИ – СЫ ЯС – ЯШ ШО – СО – ШО УСУ – УШУ - УСУ

СЫ – ШИ ОШ – ОС ШУ – СУ – ШУ ЫСЫ – ЫШИ - ЫСЫ

ШЕ – СЕ АС – АШ ШИ – СЫ – ШИ АША – АСА - АША

СЕ – ШЕ ЁС – ЁШ ШЕ – СЕ – ШЕ ОШО – ОСО - ОШО

АСТ – АШТ АСК – АШК

УСТ – УШТ УСК – УШК

ИСТ – ИШТ ИСК – ИШК

ЁСТ – ЁШТ ЁСК – ЁШК

ОСТ – ОШТ ОСК – ОШК

ЕСТ – ЕШТ ЕСК – ЕШК

ЮСТ – ЮШТ ЮСК – ЮШК

ЫСТ – ЫШТ ЫСК – ЫШК

Слова

Саша, суша, сушки, спешу, смешу, спишу, скошу, слышу, стишок, слишком, сынишка, солнышко, соловушка, сушеный, стеклышко, смешной, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, шанс, шелест, шесть, шествие, шесток, шоссе, пастушок, посошок, смешок, слушок, нашествие, путешествие.

Споры – шпоры крыса - крыша

Стуки – штуки просо - Проша

Суд – шут басня - башня

Мыс – мышь каска - кашка

Свет – швед миска - мишка

Сутки – шутки сайка - шайка

Сток – шток сурик - Шурик

Стык – штык сытый - шитый

Стиль – штиль Моська - мошка

Срам – шрам сырок - широк

Фарс – фарш пасли - пошли

Брось – брошь солить - шалить

Сила – шило усат - ушат

Сифон – шифон носить – нашить

Предложения

Весёлый пастушок.

Послушный малыш.

Пушистая кошка.

Смешные стишки.

Опасное путешествие.

Спасательная шлюпка.

Солдатская шинель.

Пушистая шапка.

Стальной шлем.

Толстые шпалы.

Веселая шутка.

Шумный класс.

Сладкий шоколад.

Пушистый снег.

Большая собака.

Скошенный луг.

Шумное шоссе.

Высокая башня.

Соленые волнушки.

Пенистый шампунь.

Синяя шаль.

Лисья шапка.

Душистый ландыш.

Шелестят камыши.

Лесная глушь.

Лесная опушка.

Спелая вишня.

У Сони пушистая шапка.

Сашин отец – шахтер.

Шесть котят есть хотят.

Шуре сшили шубу.

Саша ест сушку.

Наташа посолила кашу.

Поспешишь – людей насмешишь.

Лукошко вишен стоит на столе.

Петушок уселся на шест.

Тихим шепотом Соня рассказывала малышам сказки.

Сластена Саша любит шоколад.

Веселой шутке Маши смеялся весь шестой класс.

Шелест листьев осины слышен в любую погоду.

Мастер с силой воткнул шило в подошву сапога.

Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами.

В кадушке у старушки соленые волнушки.

В нашем классе шесть Саш и пять Миш.

Кошка лакает кашку из миски.

Собаке налили кашку в старую солдатскую миску.

Маша сделала маску мишки.

Саша сынишке сшил ушастого мишку.

Вымыли мышки миски для Мишки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шесть мышей несли шесть грошей.

В болотной тиши бесшумно шуршат камыши.

Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон.

Шесть шестов. Саша сушит сушки.

Сколько ушек у шести лягушек?

А сколько ушек у шести подушек?

У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат, у лягушки шесть лягушат.

Крошки крошатся, сушки сушатся, а тушенка тушится.

Брось эту брошь.

Надо суметь тут не шуметь.

Стал солить – не надо шалить.

Наш посол не туда пошел.

У нашей Иришки сладкие ириски.

Крыса не сидит на крыше.

Шестые сутки шутим шутки.

Мошка летает, а моська лает.

У моря – скала, у прибора – шкала.

На голове – каска, а в миске – кашка.

У малышки соска, а у пахаря – сошка.

Остро шило, да мала в нем сила.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ш в предложениях

Весёлый пастушок.

Послушный малыш.

Пушистая кошка.

Смешные стишки.

Опасное путешествие.

Спасательная шлюпка.

Солдатская шинель.

Пушистая шапка.

Стальной шлем.

Толстые шпалы.

Веселая шутка.

Шумный класс.

Сладкий шоколад.

Пушистый снег.

Большая собака.

Скошенный луг.

Шумное шоссе.

Высокая башня.

Соленые волнушки.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое.

Ваша серая кошка сидит на крыше.

В слякоть надевай шляпу и калоши.

У Сони пушистая шапка.

Сашин отец – шахтер.

Толстый шмель гудит над кустом шиповника.

Пенистый шампунь.

Синяя шаль.

Лисья шапка.

Душистый ландыш.

Шелестят камыши.

Лесная глушь.

Лесная опушка.

Спелая вишня.

Шесть котят есть хотят.

Шуре сшили шубу.

Поспешишь – людей насмешишь.

Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет.

Саша ест сушку.

Лукошко вишен стоит на столе.

Петушок уселся на шест.

В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой.

В тишине далеко слышен гул самолета.

Леша поймал большого усатого сома.

Малыши с удовольствием слушают смешные стишки.

Пушистая кошка сидит на окошке.

Наташа посолила кашу.

Саша успешно пошел в шестой класс.

Солдат доставил шпиона в штаб.

Тихим шепотом Соня рассказывала малышам сказки. Сластена Саша любит шоколад. Веселой шутке Маши смеялся весь шестой класс. Шелест листьев осины слышен в любую погоду. Мастер с силой воткнул шило в подошву сапога. Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами. В кадушке у старушки соленые волнушки. В нашем классе шесть Саш и пять Миш. Кошка лакает кашку из миски. Собаке налили кашку в старую солдатскую миску. Маша сделала маску мишки. Саша сынишке сшил ушастого мишку. Вымыли мышки миски для Мишки. Шесть мышат в шалаше шуршат. Шесть мышей несли шесть грошей. В болотной тиши бесшумно шуршат камыши.

Саша сушит сушки. Сколько ушек у шести лягушек? А сколько ушек у шести подушек? У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат, у лягушки шесть лягушат. Крошки крошатся, сушки сушатся, а тушенка тушится. Брось эту брошь. Надо суметь тут не шуметь. Стал солить – не надо шалить. Наш посол не туда пошел. У нашей Иришки сладкие ириски. Крыса не сидит на крыше. Шестые сутки шутим шутки. Мошка летает, а моська лает. У моря – скала, у прибора – шкала. На голове – каска, а в миске – кашка. У малышки соска, а у пахаря – сошка. Остро шило, да мала в нем сила. Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон. Шесть шестов.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ш В ТЕКСТЕ

СОБАКА ПУШОК.

У Саши была собака Пушок. Ушёл Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок шалун. Пушок сорвал салфетку со стола . На пол упали чашка, ложка, нож.

ВОЛК И СОВА.

Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и у меня когти, ты хищница, и я хищник. Почему же встречают нас люди по - разному? Тебя хвалят - расхваливают, меня клянут - проклинают. Нет на земле правды!

А ты, Волк, что ешь - то?

Да всё больше жирных барашков, да козлов, да телят...

Ну, вот видишь! А я всё мышей вредных. Потому и встречают нас не по одёжке. а по делам. Хоть мы с тобой и похожи, да совсем не одно и то же!

Приходи к нам, тетя-кошка, Что в Африку приехал он,

Мяу, мяу, спи, мой крошка, Что он мышонок, а не слон,

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХАХ

ШИШКИ СТРАШНЫЙ СОН

Застонал, заохал Мишка –

На носу вскочила шишка.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СКОРОГОВОРКАХ

В шалаше шесть шалунов.

Шапкой Саша шишку сшиб.

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

Сшила Саша Саньке шапку.

Приехала к бабушке Маша, сварила ей бабушка кашу.

Садись, гостья желанная, остынет каша манная.

Но руками Маша машет:

Не хочу я кашу вашу!

Связная речь

Осенью в лесу тишина. Слышно только, как ветер шумит в верхушках елок да как шуршат, падая на землю, сухие листья.

Вот под елкой сидит масленок. У масленка на скользкой шапке полоски. Это пушистая белка покусала. Но видно кто-то спугнул белку. Поэтому она не взяла масленок.

В августе белки сушат маслята, подосиновики, белые на ветках. Готовят запасы. Зимой найдет белка душистый сушеный гриб, съест. А сытой и теплее, и веселее.

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ.

В школе был большой зимний праздник – елка. Дети долго ждали Новый год, но вот праздник наступил. Посередине зала стояла большая красивая елка. На ней висели разные игрушки: шоколадные шары, мишки, лошадки, хлопушки и много других игрушек. Вокруг елки танцевали дети и пели песенку:

Здравствуй, наша елочка!

Здравствуй, дед Мороз!

Покажи нам, дедушка,

Что в мешке принес!

Потом дети пошли гулять на улицу. Прибежал Миша и сказал: Ребята, будем играть в снежки! Хорошо, будем, - сказала Маша. Очень хорошо, - сказала Наташа. Дети играли в снежки, было очень весело. Миша, Катюша и Маша слепили снежную бабу. Потом пришла мама и увела детей домой.

Саша и Сима пошли в субботу в кино. Дети любят мультфильмы. В субботу они смотрели смешной фильм о коте и мышонке. О том, как маленький ушастый мышонок победил большого пушистого кота. Как смог малыш одолеть такого великана? Да просто мышонок был хоть и маленький, смешной, но умный, добрый. А кот-великан был глупый и злой. Он хотел съесть всех мышат на свете. А мышонок спасал друзей, о себе не думал. Поэтому и победил.

Стихи

Побежала мышка-мать, Мышонку снился странный сон,

Стала кошку в няньки звать. Что не мышонок он, а слон,

Приходи к нам, тетя-кошка, Что в Африку приехал он,

Нашу детку покачать. В слоновью лег кровать.

Стала петь мышонку кошка: Стал спать и там увидел сон,

Мяу, мяу, спи, мой крошка, Что он мышонок, а не слон,

Мяу, мяу, ляжем спать, И что не в Африке спит он,

Мяу, мяу, на кровать! А дома он опять.

Глупый маленький мышонок «Какой мне странный снится сон!» -

Отвечает ей спросонок: Во сне проснувшись, думал он

Очень сладко ты поешь. «Я слон? Или мышонок?»

Черепаха Я взяла под мышку

Всех смешит, Плюшевого мишку,

Потому что не спешит. В ванну посадила

Но куда спешить тому, И пошла за мылом.

Кто всегда в своем дому? Оглянулась – ой, ой, ой!

Расшалился мишка мой.

Шла по улице машина, Петушки распетушились,

Шла машина без бензина, Но подраться не решились,

Шла машина без мотора, Если очень петушиться,

Шла машина без шофера, Можно перышек лишиться.

Шла, куда сама не зная, Если перышек лишиться -

Шла машина… заводная. Нечем будет петушиться.

ШИШКИ СТРАШНЫЙ СОН

Белка с ветки в свой домишко - Мышка, мышка, что не спишь,

Перетаскивала шишку. Что соломою хрустишь?

Белка шишку уронила, - Я боюсь уснуть, сестрица,

Прямо в Мишку угодила. Кот усатый мне приснится!

Застонал, заохал Мишка –

На носу вскочила шишка.

Большую морковку зайчишки тащили, Лягушка – попрыгушка -

Они от морковки чуть-чуть откусили, Глазки на макушке.

Потом захотелось еще откусить, Прячьтесь от лягушки,

Потом… уже нечего было тащить. Комары да мушки.

Скороговорки

Слышен шорох в камышах, На окошке крошку мошку

От него шумит в ушах. Ловко ловит лапкой кошка.

В ночной тиши у шалаша Парус наш на совесть сшит,

Чуть слышен шорох камыша. Нас и шторм не устрашит.

Шишки на сосне, шашки на столе.

В шалаше шесть шалунов.

Шапкой Саша шишку сшиб.

Мамаша дала Ромаше сыворотку из под простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

Сшила Саша Саньке шапку.

Конспект индивидуального логопедического занятия для 2 класса

Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].

Цель : научить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные : закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш];дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях; определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие : развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и слухового внимания, совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса учащихся и стимулирование детей к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.

Коррекционно-воспитательные :воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; формирование контроля за собственной речью, воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование : тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, тетрадь и ручка.

План занятия:

I. Организационный момент

    Приветствие

II. Основной этап

    Артикуляционная гимнастика

    Дыхательная гимнастика

    Объявление темы урока

    Тренировочные упражнения

III. Подведение итогов занятия

IV. Домашнее задание

ХОД ЗАНЯТИЯ :

Деятельность ребенка

Оборудование

I. Орг.момент

Пишет школьник Паша

Шапка, шайба, каша

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, мишутка.

А теперь в другом стихотворении:

Самолет построим сам,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Здоровается, определяет звуки Ш, С.

II. Основной этап

Артикуляционная гимнастика

Давай вспомним, что нужно делать для того, чтобы правильно произносить эти звуки.

Начинаем нашу зарядку для языка и губ:

    «Улыбочка»,

    «Заборчик»,

    «Блинчик» счет до 5/ остудили,

    «Чистим зубки» (с внутренней стороны вверху/внизу; с внешней стороны), прижали язык к нижним зубам,

    «Чашечка» (счет до 10),

    «Вкусное варенье» (5 раз),

    «Маляр» (5 раз),

    «Лошадка»

Ребенок делает артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

А что нужно еще, чтобы звуки нашей речи правильно звучали и были понятны окружающим? Правильно дышать:

1. «Кучер»: логопед и ребенок по очереди исполняют роль лошадки (цокают) и кучера (при сомкнутых губах говорят «тпру-у-у») - развиваем силу выдоха.

2.“Греем руки”: дуем на ладошки, меняя силу выдоха.

Ребенок делает дыхательную гимнастику.

Объявление темы занятия.

Сегодня будем различать звуки С и Ш.

Ребенок дает утвердительный ответ.

Анализ артикуляции звуков

Характеристика звуков

    Давай вспомним, как получаются эти звуки и дадим им характеристику:

Произнеси звук [с]

«Песенку змеи» - ШШШ.

Теперь давай дадим характеристику этим звукам: (общее – согласные, глухие, парные; различие – звук С – бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш – всегда твёрдый).

А какими буквами обозначаются эти звуки? Давай их назовем и напишем: буква [эс] и буква [ша].

Ребенок слушает, произносит звуки.

Звук «С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают.

Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем

Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый.

Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.

Ребенок называет и прописывает звуки.

Зеркало, тетрадь, ручка

Дифференциация С-Ш в слогах

1. Игра ”Старый и молодой попугай”: повторяй за мной как попугай:

Из тебя получился замечательный молодой попугайчик!

2. Теперь читаем слоги по

таблице слева направо:

3. Постарайся повторить за мной чистоговорки:

СА-СА-СА – под сосной живет лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем неспеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.

ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо.

СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы.

Ты отлично справилась!

Ребенок повторяет.

Ребенок читает.

Ребенок повторяет.

Таблица со слогами

Дифференциация С-Ш в словах

4. Если я скажу слово со звуком [c], ты должна опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], ты поднимаешь ручки вверх:

СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ, СУП, ШИНА.

Ты очень внимательная! Умница!

5. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу:

Карточка №1

КАШКА-КАСКА;

МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА;

КРЫСА – КРЫША;

СУТКИ – ШУТКИ;

УСЫ – УШИ;

БАСНЯ- БАШНЯ.

6. Теперь впиши, пожалуйста, недостающие буквы и назови лишнее слово:

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Воспроизведи этот

ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке).

Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась!

7.Закончи слово, добавив слог СА или ША:

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Отлично справилась!

8.Дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки [С, Ш], раскладывают их на две группы и определяют место звука в слове (ребенку предъявляются картинки).

Хорошо получилось!

9. Нужно ответить на все вопросы полным ответом:

Кто поднимает штангу? (штангист)

Кто играет в шахматы? (шахматист)

А кто играет в хоккей? (хоккеист)

Кто водит поезда? (машинист)

А кто водит такси? (таксист)

Кто играет на пианино? (пианист)

Кто играет на гитаре? (гитарист).

Какие у нас получились слова (такси – таксист, гитара - гитарист)? – однокоренные.

10. Рифмовки-путаницы:

Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Танцует Миша в «машке»

Конфету дали «маске».

У тебя все получилось!

Ребенок поднимает/опускает руки.

Ребенок объясняет смысл слов.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок раскладывает картинки в две стопки.

Ребенок отвечает.

Ребенок восстанавливает правильный порядок звуков и слов.

Карточка с заданием

Карточка с заданием, тетрадь, ручка

Карточка с заданием

Предметные картинки

Дифференциация С-Ш в предложениях

11.Измени словосочетания по образцу:

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

12.Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика:

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Ты все правильно подобрала!

13.Придумай предложения с данными словосочетаниями:

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

У тебя получились замечательные полные предложения!

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Ребенок выполняет задание.

Карточки с заданиями

III. Итог занятия

Какие звуки мы сегодня различали?

Повторим правило.

Что вам понравилось на занятии?

Как ты оцениваешь свою работу (если все получилось – подними правую руку вверх, если не все – правую руку на уровень груди, ничего не получилось – правую руку опусти вниз).

Язык кверху…шш.

Язык книзу…ссс.

Ребенок отвечает.

Ребенок оценивает себя.

IV. Домашнее задание

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

Таблица со слогами

Карточка №1

КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)

Карточка № 2

…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

Карточка № 3

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….

Карточка №4

Ты носишь – я ношу

Ты спешишь –

Ты спишь –

Ты рисуешь –

Ты сыплешь –

Ты сеешь –

Я ношу – ты носишь

Я прошу –

Я спешу –

Я рисую –

Я сыплю –

Карточка №5

Веселый шоссе

Ясное пастушок

Сухое солнышко

Интересное кошка

Серая путешествие

Карточка №6

Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:

Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.

mob_info