Кременчуг население численность. Кременчуг. Город обоих берегов. Справочная информация Кременчуга

История города Кременчуга уходит корнями в далекое прошлое, хотя первые документальные упоминания о населенном пункте появляются лишь в XIV веке. История города начинается от 1638 года с момента сооружения Кременчугской крепости, разработчиком которой был французский военный инженер Гийом Левассер де Боплан. Официальной датой основания города считается 1571 год, когда польский король Август Сигизмунд II подписал универсал о необходимости строительства защитной крепости в урочище Кременчуг. Впоследствии, до середины XVIII века, Кременчуг являлся казацким местечком, позже вошел в состав Новороссийской губернии. С конца XVIII века начинается зарождение промышленности в городе. Город быстро развивается, расширяется торговля, открывается пароплавное сообщение, строится железная дорога и мост через Днепр. В течение XIX века Кременчуг становится крупным промышленным городом.

По украински - Кременчук
Почтовый индекс: 39600
Телефонный код: +380 536
Населения: 225.996 чел (2010),
/ г. Кременчуг

Сегодня Кременчуг является одним из важнейших промышленных центров Украины, входит в состав крупнейшей Кременчугской агломерации, специализирующейся в сфере транспортного машиностроения, энергетики, химической, горнорудной и нефтеперерабатывающей промышленности. В пределах Кременчуга расположено несколько объектов природно-заповедного фонда местного значения, также с городом граничит заказник общегосударственного значения «Белецковские плавни».

Достопримечательность Кременчугского района:

В 1938 году в Крюкове около моста через реку Днепр на улице Карла Либкнехта, сооружен был памятник, который посвящался матросам Днепровской флотилии. Гранитный постамент изображает скульптурную группу: один моряк - в полный рост, в руке граната, а другой за пулеметом. На постаменте высечена фраза: «Памяти отважных моряков, павших в годы гражданской войны за власть Советов, 1918-1919».

В 1945 году был восстановлен разрушенный фашистами памятник. Авторами памятника являлись самодеятельные скульпторы Г. Дзюба и Молчанов. После реконструкции, в 1988 году, памятник принял нынешний облик. Авторами проекта были скульпторы Н. Посикира и П. Чечель.

Составляли костяк флотилии матросы-балтийцы, которые прибывали из Кронштадта в Кременчуг. Командующим флотилией был матрос А.В. Полупанов. Большая помощь в организации флотилии была оказана В.А. Мягким, которого в 1919 году избрали делегатом на VII съезд Советов. На бронепоезде №8 размещался штаб флотилии. Флотилия активно участвовала в боях против многочисленных банд и деникинцев. В сентябре в 1920 году в тяжёлой битве матросы большому отряду бандитов не дали возможности переправиться на левый берег реки Днепр, где они должны были соединиться с махновцами. В память о моряках-героях и был возведен этот памятник.

Обелиск на могиле мостостроителей. На другой стороне дороги от памятника, посвященного революционным матросам Днепровской флотилии на могиле мостостроителей стоит скромный обелиск. Они погибли при подрыве во время ледохода на реке Днепр ледяных полей 30 марта в 1946 году. Ценой собственной жизни 4-ро воинов-сапёров в то время строившийся железнодорожный мост через реку Днепр спасли от разрушения, тем самым обеспечив его скорейшее восстановление. Благодаря восстановленному мосту открыты были бесперебойное движения поездов по направлению Южной железной дороге в сторону Одессы, Знаменки, а с юга - на Ромодан и Харьков.

Стела в честь четырехсотлетнего юбилея города. В сентябре в 1971 году на площади Революции в память о 400-летнем юбилее города установлена была стела, которая представляла собой 4 восемнадцати метровых пилона, увенчанные молотом и серпом. Стелу украшают изображения Герба города и старого, и нового. Авторами памятника были Кременчугские художники Л. Сидоренко и А. Котляр. Пилоны, которые символизируют 4 столетия, облицованы листами из нержавеющей стали. Всё, устремлённое в высь, сооружение смотрится торжественно и легко. Оно сразу получило статус символа нового Кременчуга, и его визитной карточкой.

Город Кременчуг находится на территории государства (страны) Украина , которая в свою очередь расположена на территории континента Европа .

В каком регионе (области) находится город Кременчуг?

Город Кременчуг является частью региона (области) Полтавская область.

Характеристикой региона (области) или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона (области).

Регион (область) Полтавская область является административной единицей государства Украина.

Численность населения города Кременчуг.

Численность населения в городе Кременчуг составляет 232 960 человек.

Год основания г.Кременчуг.

Год основания города Кременчуг: 1571 год.

Телефонный код города Кременчуг

Телефонный код города Кременчуг: +380 5366. Для того, что позвонить в город Кременчуг с мобильного телефона, необходимо набирать код: +380 5366 и затем непосредственно номер абонента.

Геральдика Герб Кременчуга


Кременчугский район

Район размещенной в основном на левом берегу Днепра и лишь небольшая территория на Правобережье Граничит с Кобелякским , Козельщинским , Глобинским районами Полтавской области, Светловодский городской совет, Светловодский, Онуфриевский районы Кировоградской области.

Территория района – 1224 кв. км.

Население – 43 975 чел. (2001).

Кременчугский район разделен на 19 сельсоветов, объединяющих 73 населенный пункт. Внутри района находятся и Комсомольский городские советы

Летней артерией в пределах района является Днепр с притоком Пслом. На левом берегу Днепра расположены порт Кременчуг и пристани в селах Редуты и Келеберда.

Через район протекают реки Днепр, Псёл, Сухой Кагамлык, Сухой Омельник, Сухой Кобелячек, Рудька.

Из естественных богатств в районе есть железная руда, гранит, глина, песок и другие полезных ископаемых.

Хозяйство

В районе работает 3 промышленных предприятия: ООО «Текло-Днепро», ЗАО «Изумруд» (завод минеральных вод), частное предприятие «Резинотехника». 6 сельскохозяйственных кооперативов, 10 частных с/х предприятий, 5 с/х общества с ограниченной ответственностью и 2 с/х закрытых акционерных обществ. Крупнейшие из них: сельскохозяйственный кооператив «Днепр», частные с/х предприятия «Колос», «Майбородивське», ЗАО "Птицефабрика «Россия»". Производством с/х продукции занимаются 78 фермерских хозяйств, которым передано 2500 га земли.

Образование

В районе имеется: 2 школы – I степени, 11 школ I-II степеней, 13 школ I-III степеней. Дошкольных учреждений – 11. Высших учебных заведений в районе нет. Есть детско-юношеская спортивная школа. Год основания – 1991. В школе культивируется 3 вида спорта: футбол, (юноши), гандбол (девушки), легкая атлетика, футбольная команда ДЮСШ постоянной участницей чемпионата Украины среди юношей.

Медицина

Функционирует центральная районная больница, 2 участковые больницы, 8 амбулаторий. На территории района функционирует санаторий-профилакторий «Вербиченька», принадлежащий акционерному обществу «Укртатнафта».

Административным центром района является город Кременчуг, который в состав района не входит.

Кременчуг – город областного подчинения, железнодорожный узел и порт. Состоит из Автозаводского и Крюковского районов. Большая часть города расположена на левом берегу Днепра, меньшая (Крюков) – на правом. Расстояние до Полтавы – 119 км.

Кременчугская агломерация входит в 10-ку крупнейших по Украине с населением около полумилиона человек.

Вблизи города обнаружены полезные ископаемые – большие залежи железных руд Кременчугской аномалии, гранит, глина, речные кварцевые пески.

Кременчуг основан где в XVI веке для обороны Левобережного Приднепровья. Известный украинский историк и этнограф М.А. Маркевич, в частности, считал, что Кременчуг возник в 1571 году.

Экономика

Кременчуг является одним из самых основных доноров бюджета Украины, его часть в бюджете страны около 7%. В городе сосредоточены машиностроительные и перерабатывающие предприятия: Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (УкрТатНафта – лидер украинского рынка горюче-смазочных материалов), Крюковский вагоностроительный завод, КрАЗ, один из крупнейших в Восточной Европе и СНГ, Кременчугский Автосборочный завод КрАСЗ, Кременчугский колесный завод, Кременчугский завод дорожных машин (Кредмаш), Сталелитейный завод, Кременчугский завод технического углерода, Мясокомбинат, 3 хлебозавода, Молокозавод, Спиртзавод, Кожевенно-шорный комбинат, 2 швейных фабрики, 3 кондитерские фабрики «РОШЕН», «Лукас», «Ромашка», табачная фабрика JTI, предприятие по изготовлению прицепов для легковых автомобилей «Кремеь» и прочие.

Общий объём реализованной промышленной продукции в отпускных ценах предприятий за 2010 год составил 28,77 млн грн.

Город является одним из лидеров области по среднему уровню зарплаты, опережая по этому показателю Полтаву.

Город является крупным железнодорожным узлом Центральной Украины (Южная железная дорога), имеет большой порт на Днепре, и аэродром. Выше по течению Днепра расположена Кременчугская ГЭС, входящая в состав «Укргидроэнерго» и формирующая Кременчугское водохранилище, имеющее самую большую поверхность в Днепровском каскаде.
Культура и образование

В городе находятся такие культурные заведения как Историко-краеведческий музей, музей Макаренко, городская галерея, галерея Натальи Юзефович и т.д. Главные культурные мероприятия проходят в Городском дворце культуры, а также в дворцах культуры при предприятиях (дворец культуры КрАЗа, ДорМаша, НПЗ).

Образование можно получить в 6 училищах, Кременчугском Мелицинском Колледже, Летном колледже Национального Авиационного Университета, Кременчугском национальном университете им. Остроградского – крупнейший ВУЗ Полтавской области, в котором обучается свыше 9 тысяч студентов, Кременчугском университете экономики, информационных технологий и управления, Кременчугском институте Днепропетровского Университета экономики и права, ВПУ 7, а также представительствах других ВУЗов.

Для занятий спортом в городе действуют 3 ДЮСШ, спортивные комплексы («Политехник», «Вертолет», «Укртатнафта» и т.д.), многочисленные секции и частные тренажёрные залы («Антей», «Спартак», «Титан», «Атриум», «МТ-Спорт»).

Транспорт

В городе имеется два железнодорожных вокзала: "Кременчуг" и "Крюков-На-Днепре". Станция "Кременчуг" – одна из крупнейших на Южной железной дороге, находится на линии Харьков-Полтава-Знаменка-Одесса.

Прямое пассажирское железнодорожное сообщение Кременчуг имеет с Киевом, Харьковом, Москвой, Львовом, Одессой, Днепропетровском, Симферополем и другими крупными городами. Пригородные поезда ходят в Полтаву, Ромодан, Глобино, Хорол, Павлыш. В 2008 году был электрифицирован на переменном токе участок Кременчуг-Бурты-Користовка. В 2008 г. запущен «рельсовый автобус» для регулярного пригородного сообщения. Также город имеет большой порт на Днепре.

Достопримечательности

В районе действует 8 музеев на общественных началах исторического профиля, в которых насчитывается 10523 экспоната. На территории Кременчугского района обнаружено около 300 археологических памятников, 250 из них составляют курганы, 5 памятников природы, 7 памятников архитектуры начала XX века.

На 2003 г. на учете и под охраной государства находится 201 достопримечательность. Из них 72 памятника монументального искусства, 42 братские могилы и отдельные захоронения известных людей, 57 памятников архитектуры и градостроительства, 21 здание, связанное с важными историческими событиями и деятельностью известных лиц, 7 памятников археологии и 2 памятки садово-паркового искусства.

В Кременчугском районе 17 заповедных объектов. Площадь заповедного фонда 6511,75 га, что составляет 5,8% от территории района.

Объекты общегосударственного значения:

Заказник «Билецькивськи плавни».

Объекты регионального значения:

Региональный ландшафтный парк «Кременчугские плавни» (5080 га)

Объекты местного значения:

Ландшафтные: о. Стрелечья-2 балка «Широкая»

Ботанические о. Стрелечья-4

Геологические Скала – гранитный реестр

Озера

На правобережной части города находится несколько озер.

Скала, у бывших артскладов, это затоплении каменоломни XIX века

Озеро Лихорадка возле завода Кредмаш, бывший ставок царских садов

Искусственное озеро в Комсомольском парке с островком посередине

Затопленный карьер на Занасыпи

История Кременчуга

На территории современного Кременчуга обнаружено поселение периода бронзы (II-I тысячелетия до и н.э.). На берегу Днепра в 70-х гг. XIX века был найден клад римских монет, относящихся примерно к II-III векам н. э.

О самом Кременчуге и событиях, которые происходили вблизи города, упоминается во многих документах. В 1559 году воевода Даниил Адашев с 8000 воинами недалеко от Кременчуга на лодках, построенных в этих местах, спустился в устье Днепра, чтобы отразить нашествие крымских татар.

В 1590 году польский король Сигизмунд ІІІ издал универсал о сооружении Кременчугской крепости для подавления антифеодальных движений и защиты от нападений крымских татар, которые часто грабили украинские земли.

В 1625 году у озера Курукового (близ Кременчуга) реестровые казаки вместе с запорожцами во главе с гетманом Марком Жмайлом, нанесли поражение польско-шляхетскому войску гетмана С. Конецпольского. Поляки вынуждены были заключить мирный договор под названием Куруковского соглашения. Согласно этому договору, количество реестровых казаков увеличивалось до 6 тыс. человек. В документах об этих событиях впервые упоминается Крюков, который теперь является правобережной частью Кременчуга.

Против польского господства в 1638 году началось народное восстание под предводительством с Якова Острянина и Карпа Скидана. В жестоких боях повстанцы освободили много городов Левобережья, в т.ч. и Кременчуг. Однако силы были неравны, и в 1641 году отряды Иеремии Вишневецкого захватили Кременчуг. Но на этот раз уже недолго пришлось терпеть польский гнет.

Во время освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого из Кременчуга были изгнаны польские магнаты, и он стал сотенным городом Чигиринского полка. После смерти Хмельницкого казацкая старшина Кременчугской сотни предала и перешла на сторону Польши. Но казацкая беднота и ремесленники остались верными России. В 1662 году они героически выдержали осадка войск предателей. Позже им на помощь прибыли войска московского воеводы Г. Г. Ромодановского.

Непокорных кременчужан пытался утихомирить Иван Брюховецкий. Став гетманом Левобережья в 1663 роде, он тогда же ходил под Кременчуг и сжег его, но крепость с казаками, которые выступали против него, не мог взять и отошел в Гадяч. После Андрусовского соглашения 1667 Кременчуг включили в Миргородский полк.

В середине XVIII века в Кременчуг из Запорожской Сечи приезжал украинский художник П. В. Петрашив (1738 - 1772 гг.) Он тут расписал иконостас Успенской церкви и на заказ генерала создал ряд картин.

После освобождения Южной Украине от турецкого порабощения Кременчуг в 1765 году был объявлен губернским городом Новороссийской губернии.

В 1784 году с Новороссийской и Азовской губерний было создано Екатеринославское наместничество. Это событие торжественно отмечалась в Кременчуге. К наместничеству Кременчуг вошел как уездный город, хотя губернские учреждения в нем оставались до середины 1789 года.

В 1784 году в городе была эпидемия чумы, которая причинила много бед. Для борьбы с чумой в Кременчуг прибыл доктор медицины Д. С Сущинский. Он провел ряд смелых опытов, которые сделали известным его имя не только в России, но и за рубежом. Его научная работа - «Краткое описание микроскопических исследований в существе яда язвенного, который производился в Кременчуге» была издана в Петербурге в 1792 году. Неутомимый врач спас жизнь тысячам кременчужан.

В 80-х гг. XVIII века в Кременчуге жил и работал грузинский поэт Бесики (Виссарион Габашвили) В сентябре 1787 года к нему из Миргорода приезжал Давид Гурамишвили, который через земляков передал в Грузию свою книгу «Давитиани».

Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. город служил базой русских войск. Здесь строились корабли для Черноморской флотилии – фрегаты, канонерки т.д. Тогда же в Кременчуге был основан оружейный завод с литейным, кузнечным, слесарным и другими цехами. Среди рабочих было много русских мастеров, приехавших сюда из города Тулы.

Именно в эти годы в Кременчуге побывали крупные российские полководцы О.В. Суворов и М.И. Кутузов. Суворов командовал Кременчугской дивизией. Тяжело раненный в знаменитом Кинбургской битвы, он всю зиму и весну 1788 года лечился в кременчугском госпитале.

В связи с ликвидацией Екатеринославского наместничества в 1796 году Кременчуг был присоединен к Малороссийской губернии. А с 1802 года, со времени разделения Малороссийской губернии на Черниговскую и Полтавскую, он стал уездным городом Полтавской губернии.

Административно-территориальные изменения происходили и в самом городе. Еще раньше, в 1796 году, в Кременчуг был присоединен Крюковский посад. Объединение этих поселений и их выгодное расположение на водных торговых путях имело положительное влияние на развитие экономики. Кременчуг стал крупнейшим промышленным и торговым городом Полтавской губернии. В 1809 году здесь была построена суконная фабрика, в 1812 году – кожевенный завод, чулочная фабрика и некоторые предприятия. В 1839 году начал действовать механический завод, на котором работало около 300 чел. Через 5 лет на заводе была установлена паровая машина. Предприятие в основном изготовляло сельскохозяйственные орудия труда - плуги, молотилки и т.д.

Правобережная часть города (Крюков) превратилась в центр соляной торговли. Сюда с юга приезжало очень много чумацких повозок с солью и рыбой. Для этого товара были сооружены специальные составы. Кроме ежедневной торговли в городе по пятницам и воскресеньям происходили огромные ярмарки, где продавались сукно, шелковые ткани, виноградные вина, золотые и серебряные изделия, табак и другие товары.

С развитием промышленности и торговли быстро росло население города, менялось его лицо. Если в 1798 году здесь проживало 9427 человек, то в 1835 году - 18 880 человек.

В 1804 году в Кременчуге с 963 домов было всего 2 каменных. Улицы были неупорядоченные. Иную картину Кременчуга изобразил автор «Записок о Полтавской губернии" Н. Т. Арандаренко через 42 года. Он писал, что «Кременчуг является лучшим городом губернии. Улицы здесь равные, прямые, довольно широкие, некоторые из них вымощены брусчаткой, многие дома каменных, красивых архитектурой».

С историей Кременчуга связана деятельность многих выдающихся людей нашей страны. В 1800 году житель Раводановський начал сооружение изобретенной им подводной лодки. Целыми днями он трудился на берегу Днепра, но у него не хватило средств, чтобы довести задуманное дело до конца. Раводановський обратился к царскому правительству за помощью. Однако правительство не сочло нужным поддержать изобретателя. До нас не дошел проект этой подводной лодки. Но те документы, которые сохранились, свидетельствуют, что это был талантливый и смелый замысел. Раводановський, собственно, стал вторым в России изобретателем подводной лодки после крепостного Ефима Никонова.

По проекту выдающегося архитектора Джакомо Кваренги в 1809 году в Кременчуге сооружается Соборный храм в классическом стиле и оригинальное по архитектуре здание для наблюдения за движением судов на Днепре.

С мая 1819 по март 1820 в Кременчуге служил начальником штаба 3-го пехотного корпуса поэт-партизан Денис Давыдов.

В 20-х гг. XIX века в Кременчуге находились декабристы С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, М.Ф. Орлов, П.И. Пестель, М.И. Муравьев-Апостол. Сохранилось письмо М.П. Бестужева-Рюмина из Кременчуга от 19 февраля 1821 к П.Я. Чаадаеву, в котором остро разоблачается и осуждается жестокий режим муштры в царской армии.

Дважды посетил Кременчуг великий русский поэт А.С. Пушкин. Впервые он проезжал через город в 1820 году, когда царское правительство высылал его на юг, в Екатеринослав. Вторично поэт посетил город в 1824 году, возвращаясь из ссылки в село Михайловское.

Путешествуя по Днепру в 1843 году на Запорожье, в Кременчуге останавливался и Тарас Шевченко. Во время второй поездки на Украину Кобзарь еще раз посетил город. Здесь он записал народную легенду о кременчугском чумаке, впервые проложил прямой Ромодановский путь от Ромодана к Кременчугу. А в повести «Капи-Таншу» он вспоминает о большое наводнение 1845 года, когда «до половины разрушили город Кременчуг, а Крюков остался невредим». В одном из попутных альбомов поэта сохранилась записанная народная песня «Плывет щука из Кременчуга».

После реформы 1861 года в Кременчуге заметно ускорилось развитие капитализма. Возникали новые фабрики и заводы, перестраивались старые предприятия. Большую роль в развитии экономики города играло наличие железнодорожного моста через Днепр, построенному в 1873 году. Характерно, что если раньше сооружались преимущественно небольшие предприятия, где работала незначительное количество рабочих, то после реформы капиталисты начали закладывать все большие промышленные объекты с более сложным механическим оборудованием. В конце XIX века в Кременчуге были построены механические и лесопильные заводы, деревообрабатывающий комбинат, Крюковские вагоноремонтные мастерские, городская электростанция.

В Кременчуге родился и жил украинский филолог, архитектор и этнограф А.А. Котляревский (1837-1881 гг.), Работали член-корреспондент Российской Академии наук П.Г. Житецкий (1836-1911 ггp.), Украинский композитор, автор «Украинская симфонии» Н.Н. Калачевский (1851-1910 гг.) Сюда на гастроли приезжали выдающиеся деятели украинского театрального искусства П.К. Саксаганский и И.К. Карпенко-Карый.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Город
укр. Кременчук
49°04′39″ с. ш. 33°25′26″ в. д.
Страна Украина
Статус город областного значения,
районный центр
Область
Район Кременчугский район
Внутреннее деление 2 района: Автозаводской и Крюковский
Городской голова Малецкий Виталий Алексеевич
История и география
Основан 1571
Город с 1649
Площадь 109,6 км²
Наивысшая точка 190 м
Тип климата умеренный
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Население
Население ▼ 219624 человека (2018 )
Плотность 2460 чел./км²
Агломерация ▼ 370 000 (Кременчуг, Горишние Плавни, Светловодск, пгт. Власовка и др. сёла)
Национальный состав украинцы - 87,0 %,
другие - 13,0 %
Конфессиональный состав православные, католики, протестанты, иудеи
Названия жителей Кременчужане, кременчужанка, кременчужанин
Цифровые идентификаторы
Телефонный код (+380) 0536(6)
Почтовые индексы 39600-39689
Автомобильный код BI, НI / 17
КОАТУУ 5310400000
kremen.gov.ua (укр.)

Кременчу́г (укр. Кременчу́к ) - город в центральной части , административный центр Кременчугского района (не входит в его состав) . Состоит из Автозаводского и Крюковского районов. Расположен на реке Днепре. Кременчугская агломерация входит в десятку крупнейших по Украине с населением около полумиллиона человек.

Символика

Флагом Кременчуга является прямоугольное полотнище с соотношением сторон 1:1, состоящее из трёх горизонтальных полос - синей, белой и синей (соотношение 2:1:2). Флаг иллюстрирует географическое положение города: белая полоса означает реку Днепр, которая протекает через город. Флаг был утвержден 21 сентября 1995 г. на сессии городского совета.

Герб был принят 21 сентября 1995 и, как и флаг, иллюстрирует географическое положение города. Щит обрамлен декоративным картушем и увенчан серебряной городской короной с тремя башенками.

Этимология

Название города происходит от турецкого слова kermençik («крепостец, маленькая крепость»).Также существует недостоверная легенда, согласно которой название происходит от слов «кремень» и «чую» (укр. «слышу»).

Также среди местного населения ходит история, что название города произошло от того, что из него возили кремень и, проезжая по дороге, он издавал характерный звук «чуг».

Существует версия, что название города происходит от слова «кременчик», уменьшительного к слову «кремник» (маленький «кремль»). Также существует легенда, что название происходит от «кременчик» изменённого слова «кремень», место добычи .

История

Основание

Официальной датой основания Кременчуга, по упоминанию в хронике Йоахима Бельского (который продолжал исторический труд своего отца Мартина Бельского), считается 1571 год (дату эту в XIX веке сделала популярной книга «История Малороссии» Николая Марковича). Бельский упоминает Кременчуг в связи с проектом 1590 года, когда польский король издал приказ о построении здесь крепости, куда также планировали вывести казаков из , чтобы меньше конфликтовали с турками.

Из историографии XIX века (по неподтвержденному источниками упоминанию литовского историка Теодора Нарбута) происходит версия об учреждении Кременчуга (1390-е - 1420-е годы) великим литовским князем Витовтом. Подтверждённое источниками непрерывное существование Кременчуга как урбанистической ячейки (а не рыболовного ухода, упоминавшегося ещё по ревизии Черкасского замка 1552 года) есть только с 1637 года, когда «осадил» здесь город шляхтич-полищук Степан Рутский. Однако некоторые исследователи, отталкиваясь от археологических данных о проживании людей на территории современного Кременчуга, отстаивают киево-русскую родословную города.

В 1638 году была сооружена Кременчугская крепость, план которой разработал французский военный инженер Гийом Левассер де Боплан, оставив книгу «Описание Украины». В это время на месте запорожского зимовника возник Крюков.

После Зборовского договора являлся сотенным местечком Чигиринского полка, после Андрусовского договора Кременчуг отошёл к Миргородскому полку.

В 1764 году Кременчуг перечислен в новообразованную Новороссийскую губернию и с 1765 по 1783 был её губернским городом; затем был уездным городом Екатеринославского наместничества, но до отстройки , с 1784 по 1789, считался наместническим городом.

В 1789 году Кременчуг был причислен к Градижскому уезду Екатеринославского наместничества. С 1796 по 1802 Кременчуг числился в Черниговской губернии, как уездный город.

С 1802 года - уездный город Полтавской губернии.

В 1897 году в городе насчитывалось около 63 тысяч человек (евреев - 47 %, украинцев - 30 %, русских - 19 %).

С 1920 по 1922 год существовала Кременчугская губерния.

8 сентября 1941 Кременчуг был оккупирован немецкими войсками. 29 сентября 1943 года войсками 5-й Гвардейской Армии Степного фронта Кременчуг был освобождён. Дата освобождения Кременчуга отмечается как день города. Во время войны город был почти полностью разрушен. После освобождения началось его активное восстановление.

В 1966 году в городе были запущены первые троллейбусы.

В 1982 году был построен и введен в строй Кременчугский завод по производству белково-витаминных препаратов.

В 1987 году введена в эксплуатацию Кременчугская фабрика трикотажного полотна.

Крюков посад

Крюков посад, входящий ныне в состав Кременчуга, находится вблизи места, где, вероятно, был заключен куруковский договор 1625 г. Первое упоминание о поселении Курюкове находим под 1676 г. С 1764 по 1784 гг. был Крюковский уезд Новороссийской губернии. С 1784 по 1796 гг. Крюков - местечко, затем посад; присоединен к Кременчугу указом Павла I, но действительное соединение произошло лишь в 1817 г.

Административное деление

Схематическая карта районов Кременчуга Автозаводской район Крюковский район

Молодёжный

3-я
занасыпь

2-я
занасыпь

1-я занасыпь

Нагорная
часть

Щеми-
ловка

Нагорная часть города

Мемориал «Вечно живым»

Город официально разделён на 2 административных района:

  • Автозаводской (144 тыс. чел.) - большая часть левобережья;
  • Крюковский (93 тыс. чел.) - всё правобережье и прилегающие к мосту части левобережья.

Город очень вытянут с юга на север, хотя в ширину с запада на восток не превышает 8 км. Состоит из двух основных частей: левобережной (исторический Кременчуг) и правобережной (исторически - посад Крюков), которые сообщаются между собой при помощи Крюковского моста через реку Днепр. Основная часть населения и большинство предприятий города сосредоточены в левобережной части.

Выделяют несколько районов города, существенно отличающихся характером и плотностью застройки, развитостью инфраструктуры и, соответственно, престижностью проживания.

Наиболее часто упоминаются такие районы:

Правобережье:

  • «Крюков» - непосредственно прилегающая к Крюковскому мосту часть правобережья. С 1975 года вошёл в состав Крюковского района в Кременчуге. Здесь расположен Крюковский вагоностроительный и сталелитейный завод. Район преимущественно 3-5 этажной застройки «сталинских» и «хрущёвских» проектов. 9-этажные здания присутствуют, но не в большом количестве. Сохранились здания XIX века.
  • «Раковка» - расположена ниже по течению Днепра относительно Крюкова. Молодой по сравнению с Крюковом район. Преобладают 5-этажная («хрущёвский проект») и 9-этажная застройки и несколько 14-этажных зданий. Жители Раковки в основной массе работают на Вагоностроительном и Сталелитейном заводах, предприятиях инфраструктуры.

Левобережье:

  • «Центр» - расположенная вверх по течению Днепра от Крюковского моста набережная часть левобережья, район с наиболее развитой инфраструктурой. Преимущественно 3-5 этажная застройка «сталинских» и «хрущёвских» проектов. 9- и 14-этажные здания сосредоточены в набережной части. Сохранились здания XIX века, большое количество парков и скверов.
  • «Щемиловка» и «Реевка» - прибрежные районы частной 1- и 2-этажной застройки. Расположены относительно Центра выше по течению Днепра.
  • «1-я Занасыпь», «2-я Занасыпь» и «3-я Занасыпь» - районы, расположенные ниже по течению от Крюковского моста по мере удаления от Днепра и за основной железнодорожной веткой на правый берег. Занасыпи разделены с Центром и другими районами железнодорожным полотном, выходящим на мост («насыпь»). 1-я Занасыпь - частично 9-этажная застройка вдоль Юго-Восточной линии границ города, дальше практически полностью частная малоэтажная застройка до небольшого квартала на окончании 3-й Занасыпи с 5- и 9-этажной застройкой.

По мере удаления от Днепра выделяют такие районы левобережного Кременчуга, как «Нагорная часть» и «Молодёжный».

В «Нагорной части» выделяют:

  • «Водоканал» или «Брест» - район с преимущественно 9-этажной и 5-этажной застройками. В районе ул. Вадима Бойко 3-4 этажная застройка «сталинских» проектов.
  • «Гвардейская» - район с преимущественно 3-этажной «сталинской» и 5-этажной «хрущёвской» застройками.
  • «Московская» - район с преимущественно 5-этажной «хрущёвской» застройкой.
  • «Пивзавод» - район с преимущественно 9-этажной застройкой.

Несколько в стороне от основной городской магистрали «проспект Свободы» - «проспект Леси Украинки» - «ул. Доктора Богаевского» находятся районы «Хорольская» и «Лашки» - с преимущественно частной застройкой.

Вдоль улицы Киевской находятся районы «Автопарк» и «Карьер» (преимущественно 9-этажная застройка).

Посёлок «Молодёжный» условно разбивается на две части: «Ближний Молодёжный» (преимущественно 9- и 14-этажная блочная застройка) и «Дальний Молодёжный» (преимущественно «хрущёвская застройка»). Жители Молодёжного в основном работают на предприятиях Северного промышленного узла (Нефтеперерабатывающий завод, ТЭЦ и др.)

Через город проходят две стратегических магистрали:

  • H08 «Днепр - Киев» - по улице Киевской, далее по проспекту Свободы, переходящему в ул. Халаменюка, затем - ул. Первомайскую, потом поворот на ул. Небесной Сотни и Крюковский мост. На правобережной стороне города - по ул. Приходько и далее, через Раковку, в сторону г. Днепра.
  • M03 «Александрия - Харьков» - от пр-та Полтавского, через объездную дорогу в селе Сосновка, ул. Первомайскую, ул. Небесной Сотни, мост на правобережную часть города, где по Западной дамбе, ул. Чумацкой и далее по ул. Академика Герасимовича - в сторону Павлыша.

Экономика

Экономика. Место города в области

В городе сосредоточены машиностроительные и перерабатывающие предприятия:

  • Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (лидер украинского рынка горюче-смазочных материалов),
  • Крюковский вагоностроительный завод,
  • Кременчугский автомобильный завод АвтоКрАЗ,
  • Кременчугский автосборочный завод,
  • Кременчугский колёсный завод,
  • Кременчугский завод дорожных машин (Кредмаш),
  • Кременчугский сталелитейный завод,
  • Кременчугский завод технического углерода,
  • Кременчугский мясокомбинат,
  • Кременчугский завод железобетонных шпал
  • три хлебозавода и хлебная база № 81,
  • молокозавод,
  • ликёро-водочный завод,
  • кожевенно-шорный комбинат,
  • две швейных фабрики,
  • табачная фабрика JTI,
  • предприятие по изготовлению прицепов для легковых автомобилей «Кремень»,
  • четыре кондитерские фабрики («Рошен», «Лукас», «Романтика», «Салекс») и прочие.

Общий объём реализованной промышленной продукции в отпускных ценах предприятий за январь-ноябрь 2011 года составил 30,95 млрд грн.

По состоянию на 2013 год Кременчуг являлся одним из основных доноров бюджета Украины, его переданная часть в бюджет страны составляла 5,6 %.Выше по течению Днепра расположена Кременчугская ГЭС, входящая в состав «Укргидроэнерго» и формирующая Кременчугское водохранилище, имеющее самую большую поверхность в Днепровском каскаде.

Население

Численность населения города по состоянию на 1 ноября 2016 года составляла 221 201 постоянных жителей и 222 181 человек наличного населения.

График изменения численности населения Кременчуга начиная с XVIII века:


Культура и образование

В 1787 году в Кременчуге итальянским композитором Джузеппе Сарти, находившимся на службе у князя Потемкина, была открыта первая в Российской империи консерватория.

В городе находятся такие культурные заведения как историко-краеведческий музей, музей Макаренко, городская галерея, галерея Натальи Юзефович и другие. Главные культурные мероприятия проходят в городском дворце культуры, а также в 4-х дворцах культуры при предприятиях (дворец культуры КрАЗ, «Кредмаш», «Нефтехимик» и дворец культуры имени И. Ф. Котлова)

Образование можно получить в шести училищах, Кременчугском медицинском колледже, лётном колледже Национального авиационного университета, Кременчугском национальном университете им. Остроградского, Кременчугском университете экономики, информационных технологий и управления, Кременчугском институте Днепропетровского университета экономики и права, ВПУ № 7, Кременчугском железнодорожном техникуме.

Для занятий спортом в городе действуют три ДЮСШ, спортивные комплексы «Политехник», «Вертолёт», «Укртатнафта», многочисленные секции и частные тренажёрные залы «Антей», «Спартак», «Титан», «Атриум», «МТ-Спорт», «Атлетик» и другие спортивные организации.

Городской дворец культуры Клуб им. Котлова Дворец культуры «Кредмаш» Дворец культуры «Нефтехимик»

Транспорт

Аэродром

Город является крупным железнодорожным узлом Центральной Украины, имеет порт на Днепре и аэродром. В городе имеется два железнодорожных вокзала: Кременчуг и Крюков-на-Днепре. Станция Кременчуг одна из крупнейших на Южной железной дороге, находится на линии - - Знаменка - .

Прямое пассажирское железнодорожное сообщение Кременчуг имеет с Киевом, Харьковом, Москвой, Одессой, Днепром (Днепропетровском), Симферополем и другими крупными городами. Пригородные поезда ходят в Полтаву, Ромодан, Глобино, Хорол, Павлыш. В 2008 году был электрифицирован на переменном токе участок Кременчуг - Бурты - Користовка. В 2008 году запущен рельсовый автобус для регулярного пригородного сообщения.

Городской троллейбус

Кременчуг является одним из двух населенных пунктов в регионе, где действует электротранспорт. Длина троллейбусных линий составляет 69 км.

Городской трамвай

В 1899 году бельгийское акционерное общество «Кременчугские трамваи» запустило в эксплуатацию электрический трамвай.

Трамвайное депо и электрическая станция находились у подножия Песчаной горы между Екатерининской улицей (ныне Соборная) и Троицким переулком (ныне Чкалова). Мощность электростанции была 4450 лошадиных сил, трамвайный парк состоял из 16 моторных вагонов с открытыми площадками на двухосной тележке шириной 1524 мм. Протяжённость трамвайных путей к 1917 году составляла 12 километров. В городе действовало 3 маршрута.

В городе также действуют автобус, маршрутное такси и такси.

Известные люди, связанные с городом

22 февраля 1909 года в Кременчуге родился Александр Аронович Печерский, организатор единственного успешного восстания в лагере смерти Собиборе 14 октября 1943 года.

В городе родилась и начала свою творческую карьеру известная художницапесочной анимации Татьяна Гавриленко.

Города-побратимы

По состоянию на октябрь 2012 года у Кременчуга есть 14 городов-побратимов:

Кременчуг, расположенный в Полтавской области, ведёт свою историю с 16 века. Начинался он с крепости, призванной охранять прилегающую территорию и переправу через Днепр. Название города жители чаще всего связывают со словом "кремень", что подтверждает частое использование его в местном обиходе. Кременчуг - город промышленный, дающий 7% бюджета Украины. Местная продукция была известна ещё в Советском Союзе. Например, грузовые автомобили КрАЗ изготовляют здесь. Наличие большого количества заводов имеет свои отрицательные и положительные стороны для населённого пункта. К последним, кроме создания рабочих мест, можно отнести вклад предприятий в благоустройство города. Завод "Кредмаш" высадил новую березовую рощу.


А у проходной красуется внушительный фонтан.

Он установлен Колёсным заводом. Как сказали продавцы торговых точек по соседству с ним, чёткого графика работы у фонтана нет, вот и сегодня он, к их радости (на них брызги летят), выключен...

Торговое предприятие по продаже цветов.

Рядом небольшой оазис.

В Кременчуге, во время Великой Отечественной, был концлагерь для военнопленных и других категорий неугодных фашистам людей. В них погибли 97 тысяч человек. Численность населения 115-тысячного довоенного города уменьшилась до 18 тысяч к концу войны.

В сквере выстроена новая церковь. Или вокруг новой церкви оборудован сквер.

Звонница явно временная. Хотя, что может быть постоянней временных сооружений?

Тут же памятник комсомольцам 30-х годов 20 века от комсомольцев 60-х. Наверное, вполне заслуженно, т.к. те принимали активное участие в становлении городской промышленности. Интересно, помянут ли добрым словом нынешних молодых ребят? И за что?

В одном из парков повстречал измождённого временем старика. По его лицу можно было предположить об имевшей когда-то место принадлежности к культуре. Помнит ли он сам о том времени? Или равнодушно дожидается определённого судьбой скорого конца?

Я по амбарам метён, по сусекам скребён...

Во многих местах сейчас активно идёт мощение городских территорий тротуарной плиткой. Особенно там, где руководство населённого пункта владеет её производством. Не отстаёт в этой работе и Кременчуг. На стадионе работы почти закончены. Осталось заложить лишь небольшой участок посередине...

В городе можно встретить панно во всю стену дома, оставшиеся от советского периода.

Пожарная каланча, в отсутствие церковных доминант, очень кстати.

ДК автозавода. Судя по его состоянию, производство продолжается. Хотя в России КрАЗ теперь в диковинку.

Во времена офисной планктонизации неженской части населения цивилизованных стран, крепкие мужские руки переходят в разряд раритетов. (Кременчуга с его немалой долей рабочих среди горожан это касается, конечно, меньше). Желающие поглазеть, как они должны выглядеть и потрогать стальные мускулы, могут пройти во двор местного "Водоканала".

Кременчуг сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Естественно, после её окончания город восстанавливался.

Эти дома похожи на те, которые строили пленные немцы и их союзники по всему СССР.

В городе предприняли попытку раздельного сбора мусора.

Но то ли видов баков не хватает, то ли отверстия для приёма мусора маловаты. Или кучу сделал какой-то консервативно настроенный житель?

Навряд ли подобное одобрил бы А.С. Макаренко, великий воспитатель, который получил педагогическое образование здесь, и здесь же начал работать учителем. Теперь во дворе училища памятник ему и детям.

Неподалёку. На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко...? (Или, скорее, ло...).

Неплохие православные церкви получаются путём несложной переделки из католических костёлов.

Религиозных сооружений в городе немного. В этом районе попалась ещё часовня у ж\д вокзала.

И новая католическая церковь.

Думаю, что стоит пойти настречу пожеланиям Тараса Григорьевича и помянуть его. Тихим словом. Человек-то был хороший. Только не ведал, что его высказывания будут разобраны на цитаты и размещены на улицах всех городов Украины. Иначе заготовил бы их побольше.

Хорошо, что в нынешнем государстве у него появился весьма продуктивный помощник.

Для городских ветеранов устроили концерт.

Военный оркестр напомнил им о годах молодости.

Ветеранам архитектуры повезло меньше. Многие из них нуждаются в ремонте фасадов.

Но в окружении густой растительности эти здания смотрятся веселей.

Некоторые старинные особняки выглядят вполне прилично.

В башенке, похожей на часовню кафе "Пекин".

Ещё одно торговое заведение восточной внешности.

В Кременчуге бывал Александр Сергеевич Пушкин.

Академик Вернадский здесь собирал кирпичики для фундамента своей теории о биосфере.

Современные студенты от теории перешли к практике, и поддерживают приемлемое состояние биосферы, убирая мусор за несознательными гражданами на набережной.

Надо сказать, что набережная в Кременчуге хороша.

Она короче, чем в Днепропетровске, и не столь масштабна, но продолжена великолепными пляжами.

На всём протяжении вдоль берега Днепра тянется парковая зона. Масштаб созданного вдоль Днепра наводит на мысль, что на Кременчуг у советского руководства были определённые виды. Но что-то не сложилось. Возможно, просто не успели, т.к. началась перестройка...

В густых зарослях немало животных.

Не всем из них удалось без потерь пройти этот непростой период в жизни страны, но стоит надеяться, что мудрость "были бы кости (в данном случае арматура) - мясо нарастёт" в этот раз сработает...

Широко известная в узких кругах городская щука.

Редкая лодка доплывёт до середины Днепра. Но, если доплывёт, то может обнаружить там удобную песчаную отмель.

Рядом с парками центральная площадь. Часть её отдана детям.

Владимир Ильич удовлетворённо подумал "Это поколение будет жить при коммунизме." Но, вспомнив, что объективная реальность мало зависит от воображения, решил в конце фразы, на всякий случай, добавить вопросительный знак.

Воспоминание о первом дне после войны. Наверное, такого счастья у наших людей не было ни до, ни после этого важного события.

Память о разрушенном соборе. Возможно, когда-нибудь он будет восстановлен.

Речной вокзал только что отремонтировали.

mob_info