Значение янкович федор иванович (де мириево) в краткой биографической энциклопедии. Iii. об учебных пособиях в главных народных училищах

Янкович де Мириево Фёдор Иванович (1741-1814) - русский и сербский педагог, член Российской академии (1783). Происходил из древнего сербского рода, переселившегося в середине XV в. в Венгрию. Изучал в Венском университете юриспруденцию, государственные и экономические науки.

Янкович де Мириево Фёдор Иванович - педагогические идеи

В 1773 г. был назначен директором народных училищ в Темешваре, а в 1774 г. получил дворянское достоинство и присоединил к фамилии название своего родового поместья в Сербии — де-Мириево. Педагог принял участие в осуществлении школьной реформы, предпринятой императрицей Марией-Терезией. Целью реформы было введение в Австрии новой системы народного образования по образцу прусской. Преимущества новой системы, узаконенной уставом 1774 г., заключались в создании широкой сети начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, внедрении рациональных приемов преподавания, установлении специальной учебной администрации. В обязанности Янковича как директора училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой школьной системы к местным условиям. В 1776 г. педагог посетил Вену и подробно ознакомился с тамошней учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие школьные руководства и составил руководство для учителей своей провинции.
Вскоре после того, как новая система народного образования утвердилась в Австрии, императрица Екатерина II решила ввести ее в России. Познакомил с этой системой российскую императрицу император Иосиф II и указал ей на Янковича как на человека, наиболее подходящего для организации народных школ в России по австрийскому образцу
В 1782 г. по приглашению Екатерины II Янкович приехал в Россию. Вскоре с целью проведения школьной реформы была образована комиссия об учреждении народных училищ. Комиссии было поручено: 1) составить и постепенно приводить и исполнение общий план народных училищ, 2) подготовить учителей и 3) перенести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства. В осуществлении всех этих начинаний Янкович принял самое деятельное участие. Работая в комиссии (1782-1801), он составил план школьной системы (закреплен Уставом 1786 г.), согласно которому учреждались малые народные училища и главные народные училища. Янкович организовал подготовку учителей для этих школ в открытом но его инициативе Петербургском главном народном училище, директором которого он был и 1783 1785 гг. I л ч> ученики, которым он указывал на важность доброжелательных отношений между педагогом и детьми, стали преподавать в первых реформированных школах. Янкович внес большой вклад в подготовку учебников для народных училищ. Более половины учебников было составлено или им самим, или по его плану и под его руководством. Некоторые были переделаны им. При его участии был издан комплект учебников («Букварь», «Прописи и для них руководство по чистописанию», «Правила для учащихся», «Всемирная история» и др.), подготовлены географические и исторические карты, атласы. Янкович ввел в русской школе использование классной доски и мела. Он также участвовал в решении многочисленных вопросов, рассматривавшихся комиссией: преобразование учебных планов сухопутного, артиллерийского, инженерного корпусов, общества воспитания благородных девиц и училища мещанских девиц, частных учебных заведений; рассмотрение высших учебных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось устроить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось комиссией также Янковичу. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей название главного правления училищ. В министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I, Янкович не пользовался влиянием, хотя трудился во всех важнейших сферах, как административных, так и учебных.

Янкович Федор Иванович (де Мириево) Янкович де Мириево (Федор Иванович) - педагог (1741 - 1814). Происходил из древнего сербского рода, переселившегося в середине XV века в Венгрию. Изучал в Венском университете юриспруденцию, государственные и экономические науки; поступил секретарем к темешварскому православному епископу. В 1773 г. Янкович, назначенный первым учителем и директором народных училищ в Темешварском Банате, принял участие в осуществлении обширной учебной реформы, предпринятой императрицей Марией-Терезией. Целью этой реформы было введение в Австрии новой системы народного образования, явившейся сначала в Пруссии и разработанной настоятелем Саганского августинского монастыря Фельбигером. Преимущества новой системы, узаконенной уставом 1774 г., заключались в стройной концентрации начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания, установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича, как директора училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным потребностям и условиям. В 1776 г. он посетил Вену и подробно ознакомился с тамошней учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции, под заглавием: "Ручная книга, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ". В 1774 г. он получил дворянское достоинство и к фамилии его присоединено название де-Мириево, как называлось его родовое поместье в Сербии. Вскоре после того, как новая система народного образования утвердилась в Австрии, императрица Екатерина II решила ввести эту систему в России. Познакомил с ней императрицу император Иосиф II при свидании в Могилеве, причем тогда же выписал для нее учебники австрийских нормальных школ и указал ей на Янковича, как на человека наиболее подходящего для организации народных школ в России по австрийскому образцу. Вскоре после приезда Янковича, в 1872 г., была образована под председательством П.В. Завадовского комиссия об учреждении народных училищ, в состав которой вошли Эпинус, Пастухов и Янкович. Комиссии было поручено: 1) начертать и постепенно приводить в исполнение общий план народных училищ, 2) приготовить учителей и 3) перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства. В осуществлении всех этих предприятий Янкович принял самое деятельное участие. Составленная им учебная часть первоначального плана учреждения народных училищ была утверждена 21 сентября 1782 г. Одновременно Янкович занял должность директора петербургского главного народного училища, в котором сначала сосредоточивалось приготовление учителей. Эту должность он занимал до 1785 г., когда его заменил О.П. Козодавлев; но и после того все распоряжения, касавшиеся училищ и особенно состоявшей при нем учительской семинарии, делались по совету Янковича. Больше всего труда положил Янкович на перевод с немецкого или составление учебников для народных училищ. Более половины учебников составлено было или самим Янковичем, или по его плану и под его руководством, или, наконец, переделано им, и все они были одобрены императрицей, на утверждение которой они были представляемы все, за исключением математических. Наконец, Янкович участвовал в разрешении всех экстренных учебных вопросов, передаваемых в комиссию: в преобразовании учебных планов корпусов сухопутного, артиллерийского, инженерного, общества воспитания благородных и училища мещанских девиц и частных учебных заведений, в рассмотрении высших учебных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось устроить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось комиссией также, по большей части, Янковичу. Избранный в 1783 г. в члены российской академии, он привлечен был к трудам по словопроизводному словарю. Отдел на буквы И и I составлен был им совместно с петербургским митрополитом Гавриилом. Вслед за тем ему поручено было дополнить и переиздать сравнительный словарь всех языков, составленный академиком Палласом. Этот труд, законченный в 1791 г., был издан под названием: "Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный". В нем помещалось 61700 слов из 279 языков - европейских, азиатских, африканских и американских. По учреждении в 1802 г. Министерства народного просвещения, Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей название главного правления училищ. В министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I , Янкович не пользовался влиянием, хотя трудился по всем важнейшим вопросам административным и учебным. В 1804 г. он оставил службу. Ср. А. Воронов "Федор Иванович Янкович де-Мириево, или Народные училища в России при императрице Екатерине II" (СПб., 1858); его же "Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно" (СПб., 1849); граф Д.А. Толстой "Городские училища в царствование императрицы Екатерины II" (СПб., 1886, оттиск из LIV тома "Записок Императорской Академии Наук"); С.В. Рождественский "Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802 - 1902" (СПб., 1902). С. Р-ский.

Биографический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Янкович Федор Иванович (де Мириево)" в других словарях:

    ЯНКОВИЧ ДЕ МИРИЕВО (Jankovic Mirijevski) Федор Иванович (Теодор) (1741 1814) сербский и российский педагог, последователь Я. А. Коменского, член Российской АН (с 1783). С 1782 жил в России, участвовал в разработке плана школьных реформ 1782 86.… … Большой Энциклопедический словарь

    Янкович де Мириево [Мириевский (Jankovič Mirijevski)] Федор Иванович (Теодор) , русский и сербский педагог, последователь Я. А. Коменского, член Российской… …

    Педагог, первый директор народных училищ; серб по происхождению, родился в 1741 г. в местечке Каменице Сремской, близ Петервардейна. Фамилия Янковичей была одна из древнейших дворянских фамилий и владела близ Белграда селом Мириево. Когда турки… … Большая биографическая энциклопедия

    Педагог (1741 1814). Происходил из древнего сербского рода, переселившегося в середине XV в. в Венгрию. Изучал в венском университете юриспруденцию, государственные и экономические науки, поступил секретарем к темешварскому православному епископу …

    - (Федор Иванович) педагог (1741 1814). Происходил из древнего сербского рода, переселившегося в середине XV в. в Венгрию. Изучал в венском университете юриспруденцию, государственные и экономические науки, поступил секретарем к темешварскому… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Федор Иванович (1741 22.05.1814), педагог, член Российской академии (1783). Серб по происхождению. Образование получил на юридическом факультете Венского университета. В 1782 по приглашению Екатерины II переехал в Россию. Работал в Комиссии об… … Русская история

    - (Jankovic Mirijevski) Федор Иванович (Теодор) (1741 1814), сербский и российский педагог, последователь Я. А. Коменского, член Российской АН (с 1783). С 1782 жил в России, участвовал в разработке плана школьных реформ 1782 86. Учебники и… … Энциклопедический словарь

    ЯНКОВИЧ ДЕ МИРИЕВО - [Мириевский (Jankovio Mirijevski)] Фёдор Иванович , педагог, чл. Российской академии (1783). Серб по происхождению. Образование получил на юрид. ф те Венского ун… … Российская педагогическая энциклопедия

    - [Мириевский (Jankovič Mirijevski)] Федор Иванович (Теодор) , русский и сербский педагог, последователь Я. А. Коменского (См. Коменский), член Российской… … Большая советская энциклопедия

    Theodor Jankowitsch de Miriewo - (serb.: Teodor Janković Mirijevski, russisch Федор Иванович Янкович де Мириевоб, translit.: Fjodor Iwanowitsch Jankowitsch de Mirijewo; * 1741 Kamenitz, heute zu Novi S … Deutsch Wikipedia

Книги

  • Федор Иванович Янкович де-Мириево или народные училища в России при Екатерине II. , Воронов А.. Книга представляет собой репринтное издание 1858 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

(1741 ) Место рождения
  • Нови Сад , Сербия
Дата смерти (1814 ) Место смерти
  • Санкт-Петербург , Российская империя
Подданство Австрийская империя , Российская империя Род деятельности педагог, организатор системы образования

Биография

Происхождение

Серб по происхождению. Родился в 1741 году в местечке Каменице-Сремской (серб. ) , недалеко от Петроварадина .

Янкович был директором главного народного училища и учительской семинарии при нём до 17 мая 1785 года , когда в связи с многочисленными обязанностями по подготовке и проведению реформы образования в России был освобождён от непосредственного руководства этими учебными заведениями.

Императрица Екатерина II неоднократно удостаивала Янковича своим вниманием. В 1784 году ему был присвоен чин коллежского советника , а в 1793 году - статского советника . Кроме того, он был награждён орденами св. Владимира - 4-й ст. (1784), а потом 3-й ст. (1786). В 1791 году Екатерина пожаловала ему деревню в Могилевской губернии и в том же году причислила его к российскому дворянству. В царствование императора Павла I он был награждён чином действительного статского советника и, сверх получаемого им жалованья, ему определена была пенсия в 2000 рублей, а в 1802 году ему была пожалована аренда в Гродненской губернии .

Реформа образования в России

Согласно реформе, разработанной Янковичем народные школы должны были составлять три разряда: малые школы (двухклассные), средние школы (трехклассные) и главные школы (четырехклассные).

В школах первого разряда должны были обучать - в первом классе: чтению и письму, знанию цифр, церковных и римских чисел, сокращенному катехизису, священной истории и первоначальным правилам русской грамматики. Во 2-м - после повторения предыдущего - пространному катехизису без доказательств из священного писания, чтению книги «О должностях человека и гражданина», арифметике 1-й и 2-й части, чистописанию и рисованию.

В школах 2-го разряда к первым двум классам малых школ присоединялся еще третий класс, в котором, при повторении прежнего, должны были учить пространному катехизису с доказательствами из священного писания, чтению и изъяснению евангелия, русской грамматике с упражнениями в правописании, всеобщей истории и всеобщей и русской географии в сокращенном виде и чистописанию.

Школы 3-го разряда (главные) должны были состоять из 4-х классов - курс первых трех тот же, что и в средних школах; в четвертом же классе должны были преподаваться: всеобщая и русская география, всеобщая история более подробно, русская история, математическая география с задачами на глобусе, русская грамматика с упражнениями в письменных упражнениях, употребительных в общежитии, как-то: в письмах, счетах, расписках и т. п., основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование.

Подготовка для народных училищ первых учителей, знакомых с требованиями дидактики и педагогики, лежала исключительно на Янковиче. В этом деле он был полным хозяином, экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительскому званию, знакомил их с методиками обучения и, по требованию комиссии, назначал на то и другое место, в зависимости от способностей каждого.

В 1785 году комиссия поручила Янковичу составить положение для частных пансионов и школ, которое позже была включена в устав народных училищ, утверждённый 5 августа 1786 года. Согласно положению все частные пансионы и школы должны были быть подчинены, наравне с народными училищами, ведению приказов Общественного Призрения. Воспитание в частных школах, уравненных с народными, должно было отличаться семейным дружелюбием, простотой в образе жизни и совершаться в религиозном духе.

Моральные средства действия на воспитанников определялись в следующих словах наказа:

Паче всего препоручается содержателям и учителям, дабы они в питомцах и учениках своих старались поселить правила честности и добродетели, предшествуя им в том и делом, и словами: чего ради быть им при них неотлучно и удалять от глаз их все то, что может быть поводом к соблазну... содержать, однако же, в страхе Божием, заставляя их ходить в церковь и молиться, вставая и ложась спать, пред начатием и окончанием учения, пред столом и после стола. Стараться также доставлять им невинные удовольствия, когда есть к тому удобные случаи, обращая оные им в награждение и отдавая всегда преимущества прилежнейшим и благонравнейшим

Нельзя, однако, не заметить, что на дух учения и воспитания в частных пансионах и школах наказ Янковича имел весьма слабое влияние. Причины этому заключались, с одной стороны, в недостатке воспитателей, соответствовавших идеалу, представленному в наказе, а с другой - в том важном обстоятельстве, что требования тогдашнего общества стояли далеко ниже этого идеала и потому делали возможным существование плохих пансионов, лишь бы учили в них французскому языку и танцам.

Наказ Янковича для частных пансионов содержал смелое для того времени разрешение воспитывать вместе детей мужеского и женского пола, причем содержателям вменялось в обязанность иметь для детей разных полов раздельные комнаты. Эта положение было отменено в 1804 году . Одним из недостатков наказа было то, что в нем говорилось только о частных учителях в пансионах и школах, но были упущены из виду частные учителя, занимающиеся обучением в частных домах. Способ их экзаменовки и отношение их к училищному начальству остались неопределенными. Такая неопределенность, естественно, повлекла за собой ослабление надзора за домашним учением и открыла широкое поле для злоупотреблений, особенно со стороны учителей-иностранцев.

Методика обучения согласно Янковичу должна была состоять из совокупного наставления, совокупного чтения, изображения через начальные буквы, таблиц и опроса .

Янкович был сторонником живого преподавания предметов в противовес бытовавшему тогда схоластическому и механистическому методам обучения. Впоследствии, его методики были распространены, кроме народных училищ, на духовные училища и военные корпуса.

Учебники и руководства

Янкович принимал также активное участие в составлении учебников и учебных пособий для преподавателей.

Ему принадлежат следующие учебники и пособия:

  1. Таблицы азбучные и для складов церковной и гражданской печати (1782)
  2. Букварь (1782)
  3. Сокращенный катехизис с вопросами и без вопросов (1782)
  4. Прописи и при них руководство для чистописания (1782)
  5. Правила для учащихся (1782)
  6. Пространный катехизис с доказательствами из священного писания (1783)
  7. Священная история (1783)
  8. Всемирная история (1784)
  9. Зрелище вселенныя (1787)
  10. Сокращенная русская история, извлеченная из подробной истории, сочиненной Штриттером (1784)
  11. Сокращенная российская география
  12. Всеобщее землеописание.

Работа в Академии Российской

Практически сразу по приезде в Россию, в 1783 году, Янкович был избран в первый состав

mob_info