Сумасшедшая загадочная история есенина. Истории большой любви: Сергей Есенин и Айседора Дункан. д) Частицы и слова, грамматически не связанные с членами предложения

2 мая 1922 года поэт Сергей Есенин и всемирно известная танцовщица Айседора Дункан стали мужем и женой. АиФ.ru рассказывает трагическую историю любви, в которой были и скандалы, и ревность, и 18-летняя разница в возрасте, и даже рукоприкладство.

Не гляди на эти запястья,
И с плечей её льющийся шёлк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашёл...
Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Сергей Есенин и Айседора Дункан, 1923 год.

Сергей Есенин не признавал никакого другого языка, кроме родного. Айседора Дункан владела только английским. Её русский словарь исчерпывался примерно двумя десятками слов — однако этого хватило, чтобы поэт и танцовщица поженились и объездили весь мир.

Трагедия Дункан

Манера танца Айседоры Дункан — без пуант, пачки и корсета, а босиком, в лёгком греческом хитоне — совершила настоящую революцию в хореографии. Танцовщицу называли «божественной босоножкой» и перенимали её пластику, а на модных вечеринках девушки старались двигаться, как Дункан.

Её считают основоположницей современного танца, но мало кто знает, что творческая жизнь «божественной босоножки» складывалась намного счастливее, чем личная. Убеждённая феминистка, Дункан дала себе зарок никогда не выходить замуж, и к 44 годам за её плечами было несколько неудачных романов. Танцовщица трижды рожала детей вне брака, но все они погибли. Сначала произошла страшная автокатастрофа: автомобиль, в котором находились старшие мальчик и девочка, упал с моста в Сену и утонул, похоронив вместе с собой детей и гувернантку. Дверцы заклинило — ни один из пассажиров так и не смог выбраться из смертельной ловушки. Трагедия потрясла весь Париж, но на суде Дункан ходатайствовала за шофёра — потому что он был человеком семейным.

Через какое-то время Айседора решилась стать матерью ещё раз. Она родила сына, но он прожил всего лишь несколько часов. После очередной трагедии танцовщица больше никогда не заводила детей: всё её время теперь занимали танцы и преподавание — Дункан учила хореографии девочек. Поэтому, когда ей пришла телеграмма от наркома просвещения Анатолия Луначарского с приглашением приехать в Советский Союз и основать там собственную школу, Дункан удивилась, но согласилась. Плывя в Москву, танцовщица встретила гадалку на пароходе — та сулила рыжеволосой пассажирке свадьбу в чужой стране. Айседора, умудрённая тяжёлым жизненным опытом, только рассмеялась.

«За-ла-тая га-ла-ва»

Сергей Есенин к тому времени уже считался национальным поэтом. В свои неполные 26 он тоже имел «бурную» биографию: в 18 лет впервые стал отцом (поэт тогда был не женат), а через несколько лет у него родились ещё двое детей — уже в официальном браке.

По воспоминаниям современников, с первой же встречи Есенин и Дункан держались так, словно давно друг друга знали. Когда на вечеринке художника Жоржа (Георгия) Якулова появилась мировая звезда танца в струящемся красном хитоне, Есенин тут же окружил её вниманием. По свидетельствам одного из журналистов, вскоре Айседора уже вальяжно полулежала на софе, а поэт стоял возле неё на коленях. Она гладила его по волосам и говорила на ломаном русском: «За-ла-тая га-ла-ва…». Всё её общение с темпераментным незнакомцем в тот вечер ограничивалось этими словами: «Залатая галава», «Ангель» и «Тчорт». Тогда же танцовщица впервые его поцеловала — и вскоре Есенин переехал в её особняк на Пречистенке. Их не остановил ни языковой барьер, ни солидная разница в возрасте.

Сергей Есенин и Айседора Дункан. 1922 год.

Бьёт — значит любит?

Спустя какое-то время Дункан поняла, что её творческая карьера в Советском Союзе развивается не очень успешно. Танцовщица решила вернуться домой, в Америку. «Золотоголового» возлюбленного она хотела взять с собой, но с визой для него могли возникнуть проблемы. И тогда Изадора (так называл её Есенин) отступила от своего главного принципа: пара поженилась. Произошло это спустя полгода после знакомства.

Новоиспечённые супруги расписались в Хамовническом загсе Москвы. По словам секретаря и переводчика Дункан, накануне церемонии она попросила его немного подправить дату рождения в её паспорте. «Это для Езенин, — ответила она. — Мы с ним не чувствуем этих пятнадцати лет разницы, но она тут написана… и мы завтра дадим паспорта в чужие руки… Ему, может быть, будет неприятно… Паспорт же мне вскоре будет не нужен. Я получу другой» (прим. ред . — разница в возрасте между супругами составляла не 15, а 18 лет). И переводчик согласился. Так женой поэта стала женщина «всего» на 9 лет старше.

Однако семейная жизнь четы Есениных-Дункан (а оба супруга взяли двойную фамилию) не была безоблачной. Вскоре в поэте, который имел пристрастие к алкоголю, «проснулся» его бурный характер: он начал ревновать, бить Изадору и уходить из дома, забрав все свои вещи. Правда, вскоре возвращался — и всё начиналось заново. Дункан же каждый раз его прощала.

Русский муж Айседоры Дункан.

Пара расписалась 2 мая 1922 года и в том же месяца покинула Союз. Айседоре предстояло отправиться на гастроли — сначала в Западную Европу, а затем в Штаты. Есенин повсюду сопровождал супругу. Однако путешествие не сложилось: оказалось, что за границей все воспринимали поэта лишь как «приложение» к несравненной Дункан, хотя на родине его чуть ли не боготворили. Ссоры и скандалы возникали всё чаще — как-то раз Айседора вызвала полицию, чтобы утихомирить буяна. По-видимому, пылкая влюблённость поэта начала сходить на нет — он позволял себе нелестно высказываться о жене, например, мог пожаловаться друзьям: «Вот пристала, липнет, как патока!»

В 1923-м, спустя чуть больше года после свадьбы, супруги вернулись в Москву. К тому времени отношения стали уже очень напряжёнными, и через месяц Айседора покинула Союз — на этот раз одна. Вскоре ей пришла телеграмма: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин». Речь шла о Галине Бениславской — женщине, у которой он жил до знакомства с Дункан и у которой поселился сразу после возвращения. Правда, Есенин так и не женился на Бениславской — но Изадора этого не знала.

Так закончилась эта сложная и запутанная история любви. Айседора Дункан никогда не позволяла себе ни одного дурного слова в адрес своего единственного мужа. Спустя два года после расставания Сергей Есенин повесился — но за это время он успел ещё раз стать отцом и снова жениться. Через полтора года после смерти поэта ушла из жизни и Изадора. Она каталась на кабриолете в длинном развевающемся шарфе, край которого случайно попал в ось колеса. Как и её дети, Дункан погибла в результате автомобильного ЧП, и, как и в случае с её любимым Есениным, причиной смерти стало удушение.

Сергей Есенин и танцовщица Айседора Дункан. 1922 год.

Возлюбленные Сергея Есенина и Айседоры Дункан

Дункан

Оскар Бережи . Первым серьёзным увлечением Айседоры стал актёр Королевского национального театра Оскар Бережи, однако роман продолжался недолго — возлюбленной артист предпочёл карьеру.

Эдвард Гордон Крэг . От театрального режиссёра-модерниста танцовщица родила в 1904 году дочь Дердр (в другом варианте — Дидра). Но вскоре пара рассталась и Крэг женился на другой.

Парис Юджин Зингер . От наследника компании «Зингер», выпускающей швейные машинки, Дункан родила сына Патрика в 1910-м. Совместная жизнь не сложилась, но в течение долгих лет танцовщица и фабрикант поддерживали тёплые отношения.

Ирма Дункан (приёмная дочь танцовщицы), Айседора Дункан и Сергей Есенин, 1922 год.

Есенин

Анна Изряднова . Вместе с корректором Анной Изрядновой поэт прожил несколько лет, однако пара не была расписана. В 1914 году у них родился сын Юрий, но вскоре пара рассталась по инициативе новоиспечённого отца.

Зинаида Райх . С актрисой немецкого происхождения Есенин обвенчался в 1917 году. У пары родилось двое детей: через год после свадьбы появилась на свет дочь Татьяна, спустя ещё два года — сын Константин. Спустя ещё один год супруги развелись.

Галина Бениславская . С журналисткой и литературной работницей Сергей Есенин проживал, пока не познакомился с Айседорой Дункан. После развода с Дункан поэт снова переехал к Бениславской, однако до свадьбы дело так и не дошло. Есенин дважды разрывал отношения с журналисткой, и после обоих раз она попадала в клинику нервных расстройств. Спустя год после смерти поэта Бениславская застрелилась на его могиле.

Софья Толстая . Внучка Льва Толстого стала последней супругой Есенина. Литератор погиб спустя год после свадьбы; детей у них не было.

Http://www.aif.ru/culture/person/1161182

Стих от духа Есенина. Айседора Дункан


Айседора Дункан

Я её повстречал
В день чудесный весенний,
Я, рыдая, стоял
Перед ней на коленях.

Она была мечтой
Моей жизни развратной,
И своей красотой
Навевала отраду.

Танцевала она,
Порхая по сцене,
Принимал я спьяна
Её за привиденье.

И от жизни такой,
что наводит кручину,
Уходил я в запой
И рыдал без причины.

Мы расстались любя,
Нет больнее разлуки,
До сих пор бередят
Те душевные муки.

Наши судьбы сплелись,
Когда жизни прожили,
Лишь в одном мы сошлись:
Нас двоих задушили.

Её шарф-что змея
В колесе закрутилась,
И верёвка моя
Вокруг шеи завилась.

Мы теперь в небесах
Вместе Пасху встречаем,
В неподкупных слезах
Свою жизнь вспоминаем.

Мы не те половинки.
Что друг друга нашли,
Прикоснулись две льдинки,
Соскользнули, ущли.

И теперь мы кочуем
От звезды до звезды,
Свои раны врачуем
Мы в лучах красоты.

Трудно сказать, кто из них был более знаменит — американская танцовщица Айседора Дункан или великий русский поэт Сергей Есенин. У них не было почти ничего общего, они даже не говорили на одном языке — и тем не менее, с первой встречи их потянуло друг к другу. Отношения их были бурными и неровными. Как водится, страсть двух незаурядных людей обернулась драмой…

В июле 1921 года гадалка предсказала Айседоре: "Вы собираетесь совершить длительное путешествие в страну под бледно-голубым небом. Вы будете богаты, очень богаты. Вы выйдете замуж…"Танцовщица лишь расхохоталась. После многих неудачных романов и браков она и не думала о новых отношениях. Тем более в России, куда она ехала по приглашению наркома Луначарского открывать школу танцев.

На одном из приемов в студии художника Георгия Якулова Дункан исполняла под аккомпанемент "Интернационала" свой коронный номер — танец с шарфом. 26-летний Сергей Есенин, которого затащил сюда лучший друг, имажинист Анатолий Мариенгоф, не отрываясь смотрел на полноватую голубоглазую женщину с выкрашенными в рыжий цвет волосами, кружащуюся по паркету в красном полупрозрачном хитоне. "Богиня!" — выдохнул он.

Анатолий Мариенгоф так вспоминает первую встречу поэта и танцовщицы:"В первом часу ночи приехала Дункан… Изадора легла на диван, а Есенин у ее ног. Она окунула руку в его кудри и сказала:

— Solotaia golova!

Было неожиданно, что она, знающая не больше десятка русских слов, знала именно эти два. Потом поцеловала его в губы. И вторично ее рот, маленький и красный, как ранка от пули, приятно изломал русские буквы: — Anguel!

Поцеловала еще раз и сказала:

— Tschort! В четвертом часу утра Изадора Дункан и Есенин уехали…"

Дункан ничего не знала о поэтической славе своего избранника. Но она очень скоро поняла, что влюблена так же сильно, как и он. Влюбленных не останавливала ни разница в возрасте, составлявшая почти 18 лет, ни то, что она практически не говорила по-русски, а он — по-английски. Вскоре Есенин переселился в особняк Айседоры на Пречистенке.

Постепенно Айседора выучила несколько десятков русских слов. Любимого она называла "Сергей Александрович", но еще чаще — "Ангелом", Есенин же называл ее "Изадора". Пара посещала приемы и литературные вечера, где Дункан танцевала, а Есенин читал стихи. Домой обычно возвращались под утро.

Зажигательные танцы Айседоры, ее непосредственность сводили Есенина с ума. Она же относилась к поэту с трепетной нежностью, он казался ей слабым, незащищенным ребенком… Без сомнения, их связывало настоящее чувство!

Однако российская карьера Дункан не задалась — вернее, советские власти не предоставили ей столь широкого поля для деятельности, как она рассчитывала. После того как в апреле 1922 года в Париже умерла мать Айседоры, танцовщица решила на время уехать из России. Но ей не хотелось расставаться с Есениным, и, чтобы он мог получить визу для выезда вместе с ней, им пришлось зарегистрировать брак. Новоиспеченные супруги пожелали носить двойную фамилию — Дункан-Есенин.

Проведя два счастливых месяца в Париже, чета отправилась в Америку. Однако любовная идиллия длилась недолго. Хотя Дункан всячески пыталась создать мужу пиар — организовывала перевод и публикацию его стихов, устраивала поэтические вечера, за рубежом его воспринимали исключительно как "приложение" к знаменитой танцовщице. Он чувствовал себя никому не нужным, тосковал, у него началась депрессия…

Есенин стал пить, между ним и Айседорой разыгрывались душераздирающие сцены с ссорами, уходами и последующими примирениями…На одном из концертов Айседоры поэт в очередной раз напился и принялся буянить. Дункан сама вызвала полицию, и Сергея отправили в психиатрическую лечебницу. Правда, три дня спустя его оттуда выписали. Вернувшись домой, он впервые посмотрел на жену другими глазами: увидел в ней не любимую, а стареющую, не слишком привлекательную уже женщину…

В августе 1923 года супруги вернулись в Россию. Но отношение Есенина к жене к тому времени сильно изменилось. Если раньше он восхищался ею, то теперь жаловался друзьям: "Вот пристала, липнет, как патока!" Напившись, он устраивал скандалы и порой поколачивал Айседору. Устав от всего этого, она заявила: "Сергей Александрович, я уезжать в Париж".

Она уехала одна. А вскоре получила телеграмму от Есенина: "Я люблю другую тчк женат тчк счастлив тчк". Так он пытался выбросить ее из своей жизни.

Мариенгоф вспоминает: "Есенин уехал с Пречистенки — надломленным. А из своего рокового свадебного путешествия по Европам и двум Америкам (будь оно проклято, это свадебное путешествие!) он в 1923 году вернулся в Москву — сломанным…".

Их отношения были сложными, была ли это любовь, и что означала она для Сергея Есенина — судить не нам. Кто-то считал, что Есенину льстило внимание знаменитой американки, возможность открыть для себя мировые горизонты. Может, в этом и есть какая-то доля правды. Но то, что чувства были пусть недолгими, но искренними, в этом сомнений нет.

Так, Мариенгоф утверждает: "Есенин влюбился не в Айседору Дункан, а в ее славу, в ее мировую славу. Он и женился на ее славе, а не на ней — не на пожилой, несколько отяжелевшей, но еще красивой женщине с крашеными волосами… Айседора была женщина с умом тонким: изящным, острым и смелым… В эту пятидесятилетнюю женщину Есенин никогда не был влюблен…"

😉 Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Есенин и Айседора Дункан: история любви и факты» — интересная информация о жизни этой известной пары.

Эта история любви с шикарным началом и печальным концом не была бы так привлекательна, если бы Он не был известным поэтом, а Она знаменитой танцовщицей. К тому же масла в огонь подливает восемнадцатилетняя разница в возрасте между влюбленными.

Сергей Есенин и Айседора Дункан

Как утверждают свидетели, в первый день их знакомства они общались знаками, жестами, улыбками. Поэт говорил только по-русски, танцовщица только по-английски. Но, казалось, они прекрасно понимают друг друга. Роман вспыхнул сразу и бурно. Влюбленных ничего не смущало: ни языковой барьер, ни разница в возрасте.

В этих отношениях было все: страсть, ревность, выяснение отношений, каждого на своем языке, бурные примирения и сладостные затишья. В дальнейшем они создали союз, в котором друг без друга было скучно, но и вместе было тяжело.

Эта любовь как будто сошла со страниц романа , мешающего черты садизма, мазохизма, и какой-то запредельной чувственности. Сергей был очарован Айседорой, и вероятно, влюблен не только в не, но и в ее славу, и призрак своей мировой славы. Он влюбился в нее, как в некий проект, как в рычаг, ведущий от всероссийской славы к мировой.

Танцовщица часто проводила уроки не в зале, а в саду или на морском берегу. Суть танца видела в слиянии с природой. Вот что она писала: «Я вдохновлялась движением деревьев, волн, облаков, связью, которая существует между страстью и грозой, между лёгким ветерком и нежностью, дождем и жаждой обновления».

Сергей не переставал любоваться женой — чудной танцовщицей, просил ее выступать перед своими друзьями, и по сути, являлся ее главным поклонником.

Путешествие в ненавистную Америку, окончательно расставило все по своим местам. Появилось раздражение, а после и открытое недовольство со стороны Сергея. Она утратила образ прекрасной дамы и стала разменной монетой в руках поэта.

Тем не менее, после запальных ссор Сергей валялся в ногах любимой, просил прощения. А она прощала ему все. Напряженные отношения прервались после возвращения в Россию. Айседора через месяц покинула родину поэта и больше они не виделись. Их официальный брак (1922-1924) распался.

Разница в возрасте

  • она родилась 27 мая 1877 г. в Америке;
  • он родился 3 октября 1895 г. в Российской империи;
  • разница в возрасте Есенина и Дункан составляла 18 лет;
  • когда они встретились, ей было 44 года, ему – 26;
  • поэт умер в 30 лет, через два года не стало танцовщицы, ей было 50.

Можно по-разному относиться к этим отношениям, где переплелись страсть и творчество. Интерес они будут вызывать не только у поклонников таланта танцовщицы и поэта. Яркая, как вспышка, любовь, будет привлекательна для всех, кто открыт высоким, настоящим, пусть и непродолжительным, чувствам.

Есенин и Айседора Дункан: история любви

27 мая 1877 года родилась Айседора Дункан. Первая и, наверное, единственная ассоциация с этим именем у наших соотечественников такая: «Жена Сергея Есенина ». И хотя в этом качестве она провела лишь 4% своей жизни - 2 года из 50, с 1922 по 1924 гг. - память о ней в России жива лишь по этой причине.

Правда, в тот момент, когда они встретились, всё было с точностью до наоборот. Ошеломляющая мировая слава танцовщицы-новатора, основоположницы свободного танца. Большие деньги, блестящий статус, сомнительное прошлое, лишь добавляющее шарма. В общем. «скандалы, интриги, расследования». Слава Айседоры была настолько громкой, что в Советской России Дункан стала своего рода абсолютом во всём, потрясающем воображение. Помните, как в «Собачьем сердце» Булгакова домком приходит уплотнять профессора Преображенского? «Столовых нет ни у кого в Москве, - звонко крикнула женщина. - Даже у Айседоры Дункан!».

Коровьи глаза

А что у Есенина? Локальная известность русского стихотворца, который не до конца ещё избавился от несколько унизительного статуса «крестьянского самородка».

Примерно об этом зло, но по-своему точно отзывался поэт Сергей Городецкий , друг Николая Гумилёва и некогда покровитель Сергея Есенина: «Это был выход из его пастушества, из мужичка, из поддёвки с гармошкой. Это была его революция, его освобождение. Этим своим озорством Есенин поднимал себя над Клюевым и над другими поэтами деревни».

Вообще судачили об этом союзе много и не всегда благожелательно. Поражало всё. И 18-летний разрыв в возрасте - именно на столько Дункан была старше Есенина. И то, что американка оставила подмостки ведущих театров мира ради нищей, но такой свободной и привлекательной Советской России. И, разумеется, во всём этом сквозил плохо скрытый интерес: «Что же она нашла в нашем рязанском пареньке?».

Обратным вопросом - «А что же он в ней нашёл?» - задаются реже. Тем более любопытно посмотреть на мировую знаменитость глазами провинциала. Благо, свидетелей хватает - роман и семейная жизнь четы, взявшей после регистрации в Хамовническом ЗАГСе Москвы двойную фамилию «Дункан-Есенин», проходила у всех на виду. И охотников донести до общественности подробности о скандальной паре хватало с избытком.

Иногда это звучит щемяще-трогательно. Как у Ирины Одоевцевой , которая повстречалась с ними в Берлине. Вот что говорит Есенин: «В десять лет я ещё ни с одной девушкой не целовался. Не знал, что такое любовь, а, целуя коров в морду, просто дрожал от нежности и волнения. И сейчас ещё, когда женщина мне нравится, мне кажется, что у неё коровьи глаза. Такие большие, бездумные, печальные… Вот как у Айседоры». Сомнительный комплимент. Сравнить женщину с коровой - это на грани фола. Но очень по-нашему, а, главное, эффективно. Что подтверждается буквально минутой позже: «Часто мы с ней ругаемся. Вздорная баба, к тому же иностранная. Не понимает меня, ни в грош не ставит… Если будет ерепениться и морду воротить - вклейте ей комплимент позабористее по женской части. Она это любит. Сразу растает. Она ведь, в сущности, неплохая и даже очень милая иногда».

Мать или ведьма?

Иногда напористо и очень жёстко. Под пьяную руку Есенину кажется, что Дункан - чуть ли не ведьма, сатанинское отродье, дьявольское наваждение. Ещё одна женщина-свидетель, поэт Элизабет Стырская даёт отличную стенограмму не вполне трезвых откровений Есенина: «Не знаю. Ничего похожего с тем, что было в моей жизни до сих пор. Айседора имеет надо мной дьявольскую власть. Когда я ухожу, то думаю, что никогда больше не вернусь, а назавтра или послезавтра я возвращаюсь. Мне часто кажется, что я ее ненавижу. Она - чужая! Понимаешь, совсем чужая. На что мне она? Что я ей? Мои стихи… Мое имя… Ведь я Есенин… Я люблю Россию, коров, крестьян, деревню… А она любит греческие вазы… ха… ха… ха… В греческих вазах моё молоко скиснет… У нее такие пустые глаза… Чужое лицо… жесты, голос, слова - все чужое!.. Все это меня оскорбляет. Я ко всем холоден! Она стара… ну, если уж… Но мне интересно жить с ней, и мне это нравится… Знаешь, она иногда совсем молодая, совсем молодая. Она удовлетворяет меня и любит и живет по-молодому. После нее молодые мне кажутся скучными - ты не поверишь. А какая она нежная была со мной, как мать. Она говорила, что я похож на её погибшего сына. В ней вообще очень много нежности. Наваждение. Околдовала меня…».

Ничего не понять. То она - русская душой, то - совсем чужая. То безумная страсть, то едва прикрытый цинизм с «коровьими» комплиментами… То ведьма, а то - родная мать. И, тем не менее, одну вещь никак нельзя игнорировать. Дункан была для Есенина важна. Хотя бы по той причине, что он видел в ней фигуру как минимум равновеликую себе.

Победа поэта

Поэт-имажинист Надежда Вольпин , которая Айседору, мягко говоря, недолюбливала, всё-таки признавала важную вещь: «Да, там было сильное сексуальное влечение. Но любовью это не назовёшь. Часто говорят, что он был влюблён в её антураж - увядающая, но готовая воскреснуть слава, мнимое огромное богатство… Всё так, но добавлю - не последним было здесь и то, что Есенин ценил в Дункан яркую, сильную личность. Невольно вспоминаются его слова: «Там, где нет личности, там невозможно искусство».

Именно с этой личностью Есенин вёл жестокую войну. Слава должна была достаться только ему, ему одному. Переводчица Лола Кинел оставила стенограмму диалога между Есениным и Дункан. И, знакомясь с ним, нельзя даже представить, что это говорят муж и жена. Скорее уж непримиримые противники.

Вот Есенин:

- Танцовщики - как и актеры: одно поколение помнит их, следующее читает о них, третье - ничего не знает. Ты - просто танцовщица. Люди могут приходить и восхищаться тобой, даже плакать. Но когда ты умрёшь, никто о тебе не вспомнит. Через несколько лет твоя великая слава испарится. И - никакой Айседоры! А поэты продолжают жить. И я, Есенин, оставлю после себя стихи. Стихи тоже продолжают жить. Такие стихи, как мои, будут жить вечно.

А вот ответ Айседоры:

- Скажите ему, что он неправ, скажите ему, что он неправ. Я дала людям красоту. Я отдавала им душу, когда танцевала. И эта красота не умирает. Она где-то существует… - У нее вдруг выступили на глаза слезы, и она сказала на своем жалком русском: - Красота ни умирай!

Может быть, это жестоко, но в семейном споре придётся признать правоту мужа. И вернуться к самому началу. Если бы не Есенин, в России вряд ли бы помнили, кто такая Айседора Дункан.

И критики, и читатели часто идеализируют своих кумиров: поэтов и писателей. Но это обычные люди со своими страстями, грехами, слабостями и пороками, которые и нашли отражение в их творчестве. В похабных стихах, например. Сегодня, когда из классиков делают иконы, забывая об их земной сущности, стихи эти стараются не вспоминать ни в школьных, ни в вузовских аудиториях. К тому же ненормативная лексика запрещена законодательно. Если дело так пойдет и дальше, и Государственная Дума продолжит запрещать все подряд, то скоро мы забудем, что в русской литературе были такие всенародно любимые авторы как В. Ерофеев, В. Высоцкий, В. Сорокин, В. Пелевин и многие другие. Стихи с ненормативной лексикой есть у Маяковского, Лермонтова, Пушкина, и, разумеется, у Сергея Есенина, который сам называл себя хулиганом, скандалистом и похабником.

  • Мне осталась одна забава

    Мне осталась одна забава:

    Пальцы в рот и веселый свист.

    Прокатилась дурная слава,

    Что похабник я и скандалист.

    Ах! какая смешная потеря!

    Много в жизни смешных потерь.

    Стыдно мне, что я в Бога верил.

    Горько мне, что не верю теперь.

    Золотые, далекие дали!

    Все сжигает житейская мреть.

    И похабничал я и скандалил

    Для того чтобы ярче гореть.

    Дар поэта - ласкать и карябать,

    Роковая на нем печать.

    Розу белую с черною жабой

    Я хотел на земле повенчать.

    Пусть не сладились, пусть не сбылись

    Эти помыслы розовых дней.

    Но коль черти в душе гнездились -

    Значит, ангелы жили в ней.

    Вот за это веселие мути,

    Отправляясь с ней в край иной,

    Я хочу при последней минуте

    Попросить тех, кто будет со мной,-

    Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

    За неверие в благодать

    Положили меня в русской рубашке

    Под иконами умирать.

    Что ж ты смотришь так синими брызгами?


    Любимец женщин в пьяном угаре не раз декламировал на публике стихи весьма сомнительного содержания. Хотя записывал из редко. Они рождались спонтанно и в памяти поэта не задерживались. Тем не менее, в черновиках все же осталось несколько стихотворений, где автор выражал свои мысли и эмоции, прибегая к табуированной лексике.

    Есенин был серьезно душевно болен, и именно к этому периоду относятся практически все его фривольные вирши. Поэт потерял веру в любовь, в социальную справедливость, в новый строй. Он был растерян, утратил смысл существования, разочаровался в своем творчестве. Окружающий мир представал перед ним в серых тонах.

    Это хорошо видно по стихотворению, полному пьяной бравады и глубокого отчаяния.

    Сыпь гармоника. Скука… Скука


    Сыпь, гармоника. Скука… Скука…

    Гармонист пальцы льет волной.

    Пей со мною, паршивая сука.

    Пей со мной.

    Излюбили тебя, измызгали –

    Невтерпеж.

    Что ж ты смотришь так синими брызгами?

    Иль в морду хошь?

    В огород бы тебя на чучело,

    Пугать ворон.

    До печенок меня замучила

    Со всех сторон.

    Сыпь, гармоника. Сыпь, моя частая.

    Пей, выдра, пей.

    Мне бы лучше вон ту, сисястую –

    Она глупей.

    Я средь женщин тебя не первую…

    Немало вас,

    Но с такой вот, как ты со стервою

    Лишь в первый раз.

    Чем больнее, тем звонче,

    То здесь, то там.

    Я с собой не покончу,

    Иди к чертям.

    К вашей своре собачьей

    Пора простыть.

    Дорогая, я плачу,

    Прости… прости…

    Здесь рязанский повеса стремится доказать всем, и в первую очередь, себе, что не напрасной была его сумбурная жизнь. И хотя мотивы самоубийства всё чаще прорываются в его , но у Есенина еще сохраняется надежда, что ему удастся вырваться из глубокого и порочного омута пьянства и разгульной жизни. Он восклицает: «Я с собой не покончу, иди к чертям».

    Любимец женщин в пьяном угаре не раз декламировал на публике стихи весьма сомнительного содержания

    Ветер веет с юга

    Стихотворение «Ветер веет с юга» поэт написал после того как пригласил в гости девушку, которая отказалась от продолжения знакомства, зная о непростом характере и далеко не светских манерах своего кавалера.

    Ветер веет с юга,

    И луна взошла,

    Что же ты, б**дюга

    Ночью не пришла?

    Выдержано стихотворение в агрессивной и жесткой форме, а смысл его в том, что лирический герой без труда найдет замену несговорчивой барышне, и сможет затащить в постель любую другую красавицу.


    Пой же, пой. На проклятой гитаре

    Похожий лейтмотив содержат и строфы произведения «Пой же, пой. На проклятой гитаре», где поэт вновь возвращается к теме смерти.

    Пой же, пой. На проклятой гитаре

    Пальцы пляшут твои вполукруг.

    Захлебнуться бы в этом угаре,

    Мой последний, единственный друг.

    Не гляди на ее запястья

    И с плечей ее льющийся шелк.

    Я искал в этой женщине счастья,

    А нечаянно гибель нашел.

    Я не знал, что любовь — зараза,

    Я не знал, что любовь — чума.

    Подошла и прищуренным глазом

    Хулигана свела с ума.

    Пой, мой друг. Навевай мне снова

    Нашу прежнюю буйную рань.

    Пусть целует она другова,

    Молодая, красивая дрянь.

    Ах, постой. Я ее не ругаю.

    Ах, постой. Я ее не кляну.

    Дай тебе про себя я сыграю

    Под басовую эту струну.

    Льется дней моих розовый купол.

    В сердце снов золотых сума.

    Много девушек я перещупал,

    Много женщин в углу прижимал.

    Да! есть горькая правда земли,

    Подсмотрел я ребяческим оком:

    Лижут в очередь кобели

    Истекающую суку соком.

    Так чего ж мне ее ревновать.

    Так чего ж мне болеть такому.

    Наша жизнь — простыня да кровать.

    Наша жизнь — поцелуй да в омут.

    Пой же, пой! В роковом размахе

    Этих рук роковая беда.

    Только знаешь, пошли их на *ер

    Увы, пророчество поэта относительно самого себя не сбылось. Последний декабрьский день 1925 года оказался праздником со слезами на глазах.

    Поэт потерял веру в любовь, в социальную справедливость, в новый строй

    В этот день москвичи и многочисленные гости столицы хоронили Сергея Есенина. За час до торжественного боя курантов его лучший друг поэт Анатолий Мариенгоф плакал в своей комнате на Тверском бульваре.


    Он никак не мог понять, как люди, которые недавно шли со скорбным видом за гробом поэта сейчас прихорашиваются, крутятся перед зеркалом, завязывают галстуки. А в полночь будут поздравлять друг друга с Новым годом, чокаться бокалами с шампанским.

    Он поделился этими скорбными мыслями с женой. Жена тогда философски сказала ему:

    Это жизнь, Толя!

    Живая грелка

    Всю ночь они сидели на тахте, перебирали фотографии, на которых был молодой, задорный, насмешливый Сергей. Читали наизусть его волшебные . А еще Анатолий Борисович вспоминал, как до своей женитьбы они с Есениным жили в Москве, не имея собственной крыши над головой.


    К слову сказать, великий поэт так и не получил столичной квартиры, несмотря на свою сумасшедшую известность. «Ведь ночует же он где-то теперь, ну вот пускай там и живет», - с неотразимой логикой развел руками чиновник администрации Краснопресненского района, куда, миновав пять бюрократических инстанций, поступила бумага из аппарата Троцкого с предложением предоставить жилплощадь Есенину. «Сколько у нас в Москве, и что же - всем давать по квартире?»

    От «бомжевания» Есенина спасали друзья. Но главным образом - подруги. Первое время Есенин жил совместно с Анатолием Мариенгофом, ютясь у знакомых или снимая на время угол. Собратья по литературному цеху разлучались так редко, что дали повод всей Москве говорить об интимной близости между собой.

    Великий поэт так и не получил столичной квартиры, несмотря на свою сумасшедшую известность

    И в самом деле – им даже приходилось спать на одной кровати! А что прикажете делать, если нечем квартиру топить, а стихи можно записывать только в теплых перчатках!

    Однажды малоизвестная московская поэтесса попросила Сергея оказать ей помощь при устройстве на работу. Девушка была розовощекой, крутобедрой с пышными мягкими плечами. Поэт предложил ей платить жалованье хорошей машинистки. Для этого она должна была приходить к друзьям ночью, раздеваться, ложиться под одеяло и уходить, когда постель согреется. Есенин пообещал, что во время процедуры разевания и одевания смотреть на девушку они не будут.

    Три дня уже известные в ту пору поэты в теплую постель. На четвертый младая сочинительница не выдержала и возмущенно отказалась от легкой, но странной службы. На недоуменный вопрос истинных джентльменов: «В чем дело?», она гневно воскликнула:

    Я не нанималась греть простыни у святых!

    Говорят, Мариенгоф из дружеских побуждений подзуживал Есенина против Зинаиды Райх, возбуждал в нем необоснованную ревность. В результате, Сергей развелся с любимой женщиной. С тех пор семейная жизнь у него так и не сложилась.


    Хотя Зинаиду и Райх и своих детей поэт . Впрочем, трудно представить Сергея Есенина, обладателя легкой походки и любителя шумных застолий, в качестве солидного отца семейства и верного мужа.

    Мариенгоф из дружеских побуждений подзуживал Есенина против Зинаиды Райх

    Он шагал вперед по жизни широкими шагами, словно торопился пройти ее поскорее. Айседора Дункан даже подарила поэту золотые часы, но он все равно оставался не в ладах со временем.

    Танцовщица Айседора Дункан

    Женитьба на знаменитой танцовщице, француженке Дункан была воспринята в окружении поэта, как его желание решить наконец–то жилищную проблему. Тогда сразу же зазвучала едкая частушка на московских улицах:

    Толя ходит неумыт,

    А Сережа чистенький.

    Потому Сережа спит

    С Дуней на Пречистенке.

    Между тем чувство Есенина, резко вспыхнувшее у всех на глазах, иначе как любовью назвать нельзя.


    Но той тяжелой любовью, в которой преобладает страсть. Есенин отдался ей, не раздумывая, не контролируя своих слов и поступков. Впрочем, слов было немного – он не знал ни английского, ни французского, да и Айседора по-русски объяснялась плохо. Но одним из первых ее изречений о Есенине было «». А когда он грубо ее оттолкнул, она радостно воскликнула: «Русская лубовь!»

    Обольстительнице многих европейских знаменитостей с утонченными вкусами и манерами поведение взрывного русского поэта с золотоволосой головой пришлось по сердцу. А ему, вчерашнему мужичку-провинциалу, завоевателю столичных красавиц, видимо, захотелось низвести эту изысканную, обласканную салонной жизнью женщину до уровня деревенской девки.

    Не случайно и звал он ее за глаза в кругу приятелей «Дунька». Айседора стояла перед ним на коленях, но он предпочел беспокойную жизнь между небом и землей ее сладкому плену.


    Сергей Есенин и Айседора Дункан — история любви

    В особняке Дункан практически не знали, что такое вода - утоляли жажду французскими винами, коньяком и шампанским. Тяжкое впечатление на Есенина произвела поездка с «Дунькой» за границу. Самодовольство сытеньких, пошленьких буржуа, а на их фоне заметно потяжелевшая от пьянства, на глазах танцовщица – все это угнетало Есенина. После очередного скандала в Париже Айседора заточила своего «королевича» в частный сумасшедший дом. Трое суток поэт провел с «шизиками», каждую секунду опасаясь за свой рассудок.

    Он заболевает манией преследования. В России эта болезнь усилится, расшатает и без того слишком чувствительную нервную психику. Увы, но даже близкие люди относились к недугу поэта как к проявлению мнительности, очередному чудачеству.

    Да, Есенин был, в самом деле, мнителен, страшился сифилиса, бича смутного времени, то и дело сдавал кровь на анализ. Но за ним и в самом деле следили – в его окружении были тайные агенты ЧК, его часто провоцировали на скандалы и таскали в милицию. Достаточно сказать, что за пять лет на Есенина было заведено пять уголовных дел, и в последнее время он находился в розыске!


    Диагноз — мания преследования

    Перед его носом махал наганом любимец Дзержинского - авантюрист и убийца Блюмкин, его настигали в темноте какие-то люди в черном и требовали огромные деньги взамен спокойствия, у него воровали рукописи, избивали и грабили неоднократно. А друзья? Именно они подталкивали Есенина к . Они ели и пили за его счет, завидуя, не могли простить Есенину того, чем сами были обделены – гениальности и красоты, всего лишь. Того, что он разбрасывал пригоршнями золотые россыпи своей звонкоголосой души.

    Землю попашет, попишет стихи

    Советской власти стиль жизни и творчество Есенина были совершенно чужды. Она боялась его колоссального влияния на взбудораженное общество, на молодежь. Все ее попытки урезонить и приручить поэта успеха не возымели.

    Тогда началась травля в журналах и на публичных диспутах, унижение с выдачей ему урезанных гонораров. Поэт, сознававший уникальность и могущество своего дара, не мог этого перенести. Психика его была окончательно расшатана, в последний год у Есенина случались зрительные галлюцинации.


    Что он думал незадолго до смерти, спрятавшись в московской клинике для душевнобольных от ослепленной большевиками Фемиды?

    В его окружении были тайные агенты ЧК, его часто провоцировали на скандалы и таскали в милицию

    Даже там его осаждали бесчисленные кредиторы. А что впереди – нищета, ведь Есенин еще в деревню посылал деньги, сестер содержал, а куда голову преклонить? Не на тюремные же нары, ! Вернуться в деревню? Писал же Маяковский: «землю попашет, попишет стихи»?

    Нет, Есенин был отравлен и славой, и столичной жизнью, а бедность и жадность крестьян приводили его в отчаянье. Хотя в Москве его грызло жуткое одиночество, усугубленное пристальным и праздным вниманием падкой на сенсации публики. От этого одиночества и рождались такие тягостные предчувствия:

    Мне страшно – ведь душа проходит,

    Как молодость и как любовь.


    С любовью и молодостью он уже распрощался, неужели еще предстоит расстаться – уже навеки – с душой? Может быть, одна из главных трагедий жизни Есенина - утрата веры. Не было у него опоры извне, и, что , он терял уверенность в собственных силах, будучи к 30 годам и душевно, и физически болен.

    Галина Бениславская - смерть

    И все же опора извне была, но и она в декабре 1925 года подломилась. Пять лет неотступно следовала за Есениным Галина Бениславская. Его душеприказчица, хранительница рукописей и заветных мыслей поэта, она прощала ему все измены. И всегда пускала бомжа-поэта к себе, более того – искала его по всей Москве, когда он исчезал время от времени. Вытаскивала его из омута кабацкой жизни, за что ее однажды едва не убили «друзья» Есенина.


    Но не могла ему простить Бениславская женитьбы – уже четвертой!- на Софье - внучке Льва Толстого (этот брак также окончился неудачей). Поэтому и не захотела Галина придти к больному поэту в клинику для очень важного разговора. Возможно, она сумела бы уберечь своего любимого Сережу от страшного поступка холодной зимой 1925 года.

    С любовью и молодостью он уже распрощался, неужели еще предстоит расстаться с душой?

    После гибели Есенина по всей России прокатилась волна самоубийств. Но Галя хотела жить – для того, чтобы написать правду о взаимоотношениях с великим поэтом, для того, чтобы собрать и подготовить для публикаций все обширнейшее творческое наследие Есенина. Через год эта работа была завершена.

    Тогда Бениславская пришла на Ваганьково, выкурила пачку папирос, написала на ней прощальную записку и . Ей пришлось сыграть в русскую рулетку до «победного конца», так как в барабане ее нагана находилась единственная пуля. Рядом с есенинским холмиком теперь две могилы самых близких ему людей: матери и Галины.


    ВИДЕО: Читает Сергей Есенин. Исповедь хулигана

  • mob_info