А. С. Пушкин, "К Чаадаеву". Анализ стихотворения. «К Чаадаеву», анализ стихотворения Пушкина К чаадаеву настроение лирического героя

(2)

«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Анализ стихотворения «к Чаадаеву».

Тема свободы продолжается и в других стихотворениях поэта, но самое яркое и значительное из юношеских вольнолюбивых произведений — «К Чаадаеву» (1818).

Пётр Яковлевич Чаадаев — одна из ярких и недюжинных натур пушкинской эпохи.
Пушкин и Чаадаев познакомились в 1816 году в доме Карамзиных. Чаадаеву 22 года, он корнет лейб-гвардии гусарского полка, овеянный славой сражений войны 1812 года, дошедший с русской армией до самого Парижа. Пушкин — лицеист, ему 17 лет. Они быстро сблизились и, несмотря на разницу в возрасте, стали приятелями, а потом и друзьями. Пушкин восхищался Чаадаевым, впитал, как губка, его свободолюбивые речи, рисовал друга на полях своих рукописей.

Вот к какому человеку обращено одно из лучших стихотворений Пушкина.
Прочитаем его.

Каково его звучание? Какие интонации в нём преобладают?

Стихотворение звучит приподнято, торжественно, оно воодушевляет на борьбу за счастье Отчизны, призывает служить ей. Именно этот высокий призыв является ведущей интонацией произведения.

В чём стихотворение «К Чаадаеву» созвучно оде «Вольность»? Какие его образы перекликаются с ней?

И «К Чаадаеву», и «Вольность» посвящены одной теме, и в том и в другом произведении звучит страстный призыв к борьбе за свободу:
«Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы»

«Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы, / Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!».

Многие образы в них перекликаются: «самовластительный злодей» — «обломки самовластья», «Вольность святая», -неправедная власть» — «под гнётом власти роковой».

Какой из этих образов, на ваш взгляд, является ведущим в стихотворении «к Чаадаеву»? Это «Вольность святая», которой жаждут Отчизна и лирический герой стихотворения, её он ждёт «с томленьем упованья».

Какой вам видится эта «Вольность»? Нарисуйте словесный её портрет.

Девятиклассники чаще рисуют образ молодой девушки в белом платье, стоящей на вершине какого-то утёса или скалы. Ветер треплет её распущенные волосы, развевает платье. Над головой девушки мчатся тучи, подсвеченные лучами солнца, а у подножия скалы бушует море …

Как вы думаете, что же в стихотворении Пушкина подсказало вам образ девушки?

Да само чувство поэта, который нетерпеливо ждёт встречи с «Вольностью святой», «как ждёт любовник молодой / Минуты верного свиданья». Вольность ассоциируется у него с возлюбленной.

О чём заставляет задуматься это сравнение поэта?

Вольность для него желанна так же, как любимая: она вызывает в его сердце томление, трепет, надежду …
Как связаны в стихотворении образы Вольности и Отчизны?

Отчизна взывает к помощи («Отчизны внемлем призыванье»), потому что страдает «под гнётом власти роковой», она ждёт освобождения от него, ждёт «Вольности святой».

Вольность — это то, что необходимо ей, как воздух, как хлеб, как вода … Вдумайтесь в полные юношеской силы призывные слова поэта:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

В каком смысле употреблено здесь слово «честь»?

Честь здесь является синонимом совести — внутреннего призыва к добру, отрицания зла, благородства. Если «сердца для чести живы», значит, не останешься равнодушным к судьбе Отчизны, значит, вступишь в бой за её свободу.

И благодаря общим усилиям верных сынов Отчизны над Россией обязательно взойдёт «звезда пленительного счастья», то есть она станет свободной, от самодержавия останутся только «обломки», на которых напишут имена тех, кто
посвятил «души прекрасные порывы» Отчизне.

Обратите внимание на то, что это стихотворение будто обрамлено мотивом сна:
«исчезли юные забавы, как сон … » и «Россия вспрянет ото сна … »,
Какой смысл имеет этот мотив в начале стихотворения и какой в конце?

В начале сон — это иллюзия, связанная с надеждой на перемены, которых «с томленьем упованья» ждут горячие молодые сердца. В конце сон ассоциируется с вековым оцепенением России в оковах рабства — крепостного права, именно от этого оцепенения должна воспрянуть страна. Иллюзия «тихой славы», мирного обращения к справедливости рассеивается, «как сон, как утренний туман», слышнее становится «Отчизны призыванье».

Именно те, кто слышат это «призыванье», способны разрушить вековой сон России и вернуть её к свободной, полноценной жизни.

Рассмотрите иллюстрацию Г Клодта к стихотворению Пушкина «К Чаадаеву». Что напоминает она? (Эмблему, герб.)

ФОТО
Расшифруйте символы этой эмблемы: факел — символ свободы, горящей в груди лирического героя, цепи — символ рабства, свитки символизируют поэтическое слово, призыв к действию и одновременно своими очертаниями напоминают лиру.

Как вы думаете, почему художник избрал такой стиль?

Само стихотворение во многом сродни эмблеме борцов за свободу, об этом говорят образы-символы, образы-эмблемы, которые мы встречаем в произведении.

В гербе и эмблеме все символы имеют своё значение, несут определённую идею, они сами разворачиваются только при взгляде на них; так и в стихотворении Пушкина образы — символы не требуют разъяснения, они сами ведут за собой и зрительный, и смысловой ряд, подсказывая мысли, действия, поступки.

Вот почему это стихотворение так было любимо будущими декабристами, вот почему практически у всех арестованных по делу восстания были найдены его списки.

ЕЩЁ ОДИН АНАЛИЗ

Это стихотворение — одно из самых известных
политических произведений Александра Сергеевича
Пушкина. Оно написано в жанре дружеского посла-
ния. В XIX веке это был распространенный литера-
турный жанр, к которому Пушкин обращался неред-
ко. Дружеское послание подразумевает предельную
искренность, но это вовсе не означает, что стихо-
творение создано только для названного лица — оно
обращено к широкому кругу читателей.
Известно, что Пушкин не планировал публиковать
послание «К Чаадаеву». Однако стихотворение,
записанное со слов поэта во время чтения в узком
кругу друзей, стало передаваться из рук в руки
и вскоре сделалось широко известным, хотя опу-
бликовано оно было лишь в 1829 году. Благодаря
ему за автором закрепилась слава вольнодумца, а
стихотворение до сих пор называют литературным
гимном декабристов.
Стихотворение адресовано одному из замечатель-
нейшик людей своего времени и близкому другу
Пушкина — Петру Яковлевичу Чаадаеву. В 16 лет
Чаадаев вступил в гвардейский Семеновский полк, с
которым прошёл путь от Бородина до Парижа. В 1818
году, когда было написано стихотворение, он служил
в лейб-гвардии гусарском полку, позже стал извест-
ным философом и публицистом. Он был для Пушкина
образцом приверженности освободительным идеям
(в 1821 году Чаадаев стал членом тайного декабрист-
ского общества «Союз благоденствия »).
в первых строчках послания «К Чаадаеву » содер-
жится намек на беззаботную юность двух молодых
людей. Мирные наслаждения и забавы, надежды
на счастье, мечты о литературной славе связывали друзей:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман …
Эпитет тихая (слава) свидетельствует о том, что
друзья мечтали о тихом, мирном счастье. Говоря о
том, что «юные забавы» исчезли, Пушкин приводит
емкое и яркое сравнение: «как сон, как утренний
туман». И в самом деле, ни от сна, ни от утреннего
тумана не остается ничего.
В этих строках сквозит явное разочарование
правлением Александра 1. Известно, что первые
шаги молодого императора вселили в подданных
надежду, что его царствование будет либеральным
(Александр 1 даже обсуждал с ближайшими друзья-
ми планы превращения России в конституционную
монархию), однако надежда эта не оправдалась.
В условиях политического гнёта и бесправия «тихая
слава» была просто невозможна.
Дальше поэт говорит: «Мы ждём … минуты воль-
ности святой » , Эпитет святая свидетельствует
о высоком понимании «вольности ». Сравнение:
«Как ждёт любовник молодой / Минуты верного
свиданья », — подчеркивает страстное желание поэта
дождаться «вольности святой» И даже уверенность в
осуществлении этого (верное свиданье).
В стихотворении противопоставляются два образа:
«власть роковая» и «отчизна»:
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Большую силу приобретает эпитет роковая
(власть) — жестокая, бесчеловечная. А родину поэт
называет отчиеной; выбирая из ряда синонимов
самое интимное и душевное значение.
Важно отметить, что поэт говорит не только о своих
чувствах — он выражает мысли и желания многих
своих единомышленников: «Но в нас горит ещё же-
ланье»; «Мы ждём С томленьем упованья»,
Что же означает «звезда пленительного счастья»,
которая должна взойти? В политической лексике
той эпохи слово «звезда» часто символизировало
революцию, а восход звезды — победу в освободи-
тельной борьбе. Недаром декабристы Кондратий
Рылеев и Александр Бестужев назвали свой аль-
манах «Полярная звезда». Разумеется, Пушкин не
случайно выбрал это слово в послании, обращённом
к своим друзьям.
Обращаясь к читателю с пламенным призывом:
«Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные
порывы», — поэт выражает уверенность в том, что
«Россия вспрянет ото сна, / И на обломках самовла-
стья / / Напишут наши имена!», Слова «обломки са-
мовластья» означают грядущее падение самодержа-
вия. Поэт призывает к самоотверженному служению
родине, к борьбе за свободу. Для него понятия «па-
триотизм» И «свобода» неотделимы друг от друга. Но
Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки
царь не согласится. Именно поэтому в последних


Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье;

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву»

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение написано в 1818 году. Еще с лицейских лет, Петр Яковлевич Чаадаев был близким другом поэта, несмотря на разницу в возрасте. В период, когда было создано это стихотворение, Пушкин видел в своем друге человека наделенного свободолюбивыми идеалами, но при этом умудренного жизненным опытом. Чаадаев был членом «Союза благоденствия» (тайное декабристское общество). За публикацию своих взглядов в «Философическом письме», он был объявлен правительством сумасшедшим.

Пушкин адресовал Чаадаеву еще несколько стихотворений, но они уже сильно отличались от созданного в 1818 году по своему настроению.

Главная тема стихотворения

Несмотря на то, что стихотворение написано в жанре дружеского послания, нельзя считать тему дружбы в нем ведущей. Здесь звучит тема свободы и борьбы с самодержавием, надежда на пробуждение России. Отражены политические взгляды и настроения, которые были едиными как для Чаадаева, так и для Пушкина. «К Чаадаеву» служило средством политической агитации, широко распространялось в списках.

Композиция стихотворения

В композиции данного стихотворения можно выделить три части. Первая – анализ прошлого, наивной юности. Вторая – самоанализ в настоящем времени. И третья – взгляд в будущее. Композиция кольцевая: в начале и в конце присутствует мотив пробуждения ото сна.

Лирический герой

Вначале лирический герой вспоминает о прошлом. Он разочарован тем, что его надежды не оправдались. Теперь он очнулся от грез. Но главное его желание служить во благо своей Родины в нем так и не угасло. Оно приободряет его и поднимает настроение. И это стремление герой сравнивает с чувством любви. Своим посланием он не только вселяет веру в других, но и ободряет самого себя.

Преобладающее настроение, его изменение

В начале стихотворения присутствует минорный мотив – мечты героя развеяны явлениями реальной жизни. Далее настроение становится бодрым, надежда все еще есть в герое. Обращение лирического героя звучит как призыв, весьма настойчиво.

Лексика стихотворения

Пушкин использует лексику так называемого «высокого стиля»: «внемлем», «упованья». Также присутствуют общественно-политические понятия: «власть», «вольность», «гнет».

Поэтический синтаксис

В стихотворении присутствуют самые разнообразные средства художественной выразительности. Это и сравнения («как сон, как утренний туман»), и метафоры («горит желанье», «свободою горим», «Россия воспрянет ото сна»), и эпитеты («тихой славы», «вольности святой»).

Произведение написано четырехстопным ямбом, с использованием кольцевой и перекрестной рифмовки. Поделено на четверостишия и в заключении пятистишие. Интонация в каждой из частей самостоятельна.

Стихотворение «К Чаадаеву» датируется 1818 годом. Оно получило широкую известность, в особенности в декабристских кругах. Адресат этого произведения - Петр Яковлевич Чаадаев. Он был одним из ближайших друзей великого русского поэта еще со времен лицея.

Дружба Пушкина и Чаадаева

Анализ «К Чаадаеву» Пушкина можно начать с указания того факта, что поэта связывала с Чаадаевым долгая дружба - они оба характеризовались свободолюбивыми настроениями, желанием что-то изменить в жизни страны, нестандартным взглядом на вещи. Как и многие другие приятели Пушкина, Чаадаев был одним из членов тайного общества декабристов под названием «Союз благоденствия». Впоследствии он решил отказаться от членства и занял очень необычную позицию в вопросах о государственной власти и дальнейшего развития событий в России.

За публикацию своего «Философического письма» Чаадаев был объявлен тогдашним правительством сумасшедшим. В этом труде были изложены политические взгляды Петра Яковлевича. В письме самодержавие противостояло свободолюбию. Позиции великого русского поэта не всегда совпадали с мнением Чаадаева. Но в 1818 году Пушкин увидел в своем старшем друге человека, который был умудрен приобретенным жизненным опытом.

Жанр и композиция произведения

При подготовке анализа «К Чаадаеву» Пушкина можно подчеркнуть тот факт, что для творчества великого поэта характерна трансформация уже существующих литературных жанров. И в этом стихотворении читатель имеет возможность увидеть проявление стремления к новаторству: дружеское послание, которое поэт адресует отдельно взятому человеку, превращается в послание всему народу.

Преобразовывая жанр своего стихотворения, великий русский поэт создает произведение, принадлежащее к новому жанру. Он называется гражданским посланием. Поэтому в его основе и лежит обобщение, выраженное словами «Товарищ, верь…». По своей стилистике стих близок к произведениям времени Великой Французской революции.

Тема, основная мысль

В анализе «К Чаадаеву» Пушкина необходимо указать и основную тему произведения. Это призыв уйти от повседневных, частных забот, обратиться к общественным интересам. Именно с ней и связана вера великого русского поэта в то, что его мечты о светлом будущем будут реализованы. В заключительной части стихотворения звучит достаточно редкая для творчества великого русского поэта идея о сломе всей тогдашней государственной системы, который, по мнению Пушкина, должен осуществиться в ближайшее время.

Новаторский ход поэта

Готовясь к анализу «К Чаадаеву» Пушкина, школьник может указать, что еще одной особенностью этого произведения является соединение двух тематик - гражданской и дружеской. В связи с этим стихотворение звучит достаточно необычно. Сравнение ожидания «вольности святой» с теми переживаниями, которые охватывают юного любовника, нетерпеливо ждущего следующей встречи с девушкой, было воспринято неоднозначно даже друзьями по духу и близкими людьми великого русского поэта. Однако в этом месте Пушкин совершил действительно новаторский ход. Он соединил в единое целое два понятия - «свобода» и «любовь». И этим поэт продемонстрировал, что для людей свобода так же важна, как и привязанность к другому человеку.

Мотивы стихотворения

Начало произведения характеризуется элегическими настроениями. Обращаясь к своему другу, лирический герой вспоминает дни молодости, он с печалью осознает, что многие из его прежних идеалов оказались «обманом». Поэтическая лексика, наполняющая первое четверостишие, построена в духе романтической элегии. Осталось ли что-нибудь от минувших юных лет? Уже нет ни любви, ни надежды. Однако внимательный читатель заметит, что в этой триаде не хватает еще одного компонента - веры.

И это слово еще появится в заключительной части стихотворения, чтобы придать ей особый акцент. Однако переход от пессимистического настроя к воодушевлению происходит постепенно. И эта перемена связана с образами огня, горения. Страстное желание, которое похоже на всепоглощающий огонь, обычно свойственно любовной лирике. Но в этом произведение данный мотив обретает новое звучание - он связан с открытым протестом против вседозволенности власти, что также можно упомянуть в анализе «К Чаадаеву» Пушкина. Кратко его содержание можно описать так: обращение к другу постепенно перерастает в открытый призыв к свободе, возможность достижения ее высоких идеалов. Поэтический образ в заключительной части стихотворения - «звезда пленительного счастья» - становится настоящим символом победы идеалов свободы человека и гражданина.

Стихотворение и декабристы

Анализ лирического стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина показывает, что в последних строках произведения читатель видит открытый призыв автора к свободе, свержению установившегося самодержавия. Эта дерзкая мысль, которая прозвучала в произведении великого русского поэта, была высказана впервые. Он уже не верил многочисленным обещаниям царя что-то изменить в стране, и афишировать свое мнение по этому поводу не собирался. Многие биографы подтверждают этот факт. Произведение было доставлено адресату, а сам поэт благополучно о нем забыл. Но к этому моменту Чаадаев был не только одним из участников тайного масонского общества, но и членом организации будущих декабристов.

Стихотворение великого поэта участники этой организации восприняли в качестве открытого призыва к активным действиям. Они искренне поверили в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена». По прошествии времени заговор против царя был раскрыт, и немало представителей знатных дворянских фамилий было сослано в Сибирь. Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность, сожалея, что не мог разделить участи своих близких друзей, и считая, что именно произведение «К Чаадаеву» заставило их совершить попытку государственного переворота.

Анализ «К Чаадаеву» Пушкина по плану

План литературного анализа произведения может быть следующим:

  1. Автор и название.
  2. Тема, основная мысль (призыв к свободе).
  3. Ритм стихотворения, размер.
  4. Художественные средства (перечислены ниже).
  5. Мнение школьника о произведении «К Чаадаеву».

Средства выразительности

Стихотворение написано четырехстопным ямбом - это также необходимо указать в анализе стиха «К Чаадаеву» Пушкина. Кратко перечислим основные художественные средства произведения. В нем используются следующие средства художественной выразительности. Во-первых, это оксюморон - «тихой славы». По определению известность не может быть тихой, и поэтому в данной фразе сочетается несочетаемое. Во-вторых, поэт использует сравнение - «как сон, как утренний туман». Здесь этот художественный прием более чем уместен. Ведь и сон, и туман исчезают, не оставляя за собой следа. Точно так же бесследно уйдет и обман «любви, надежды…».

В произведении используется метафора - «горит желанье». Стремление, охватывающее лирического героя, оказывается настолько сильным, что оно сравнивается со стихией огня. Бушующая стихия олицетворяет бунт, революционные настроения. Подобное значение имеет и метафора «свободою горим». В произведении используется немало эпитетов - «нетерпеливою душою», «святая вольность». Свобода является высшей ценностью, воспеваемой в произведении. Обращения, используемые в стихотворении, подчеркивают его принадлежность к жанру гражданского послания: «Мой друг», «Товарищ».

Также анализ стиха «К Чаадаеву» Пушкина показывает, что в нем применяется и прием инверсии - «нежил нас обман», «но в нас горит еще желанье». Читатель найдет также метонимию - «на обломках самовластья». Здесь великий русский поэт имеет в виду разрушение самодержавия. Также используется прием синекдохи. Если произведение рассматривать в качестве послания ко всему народу, то обращения «товарищ», «мой друг» будут передавать целое (весь народ) через его часть (товарищ, друг). В стихотворении используется и прием олицетворения: «Россия вспрянет». Отечество воспринимается как нечто живое, что умеет чувствовать.

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит еще желанье “.

Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “.

Оксюморон – “тихой славы “.

Сравнение – “как сон, как утренний туман “, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья “.

Обращение – “мой дру г”.

Инверсия – “власти роковой “.

История создания

Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Тема

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман ” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна “.

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье “, но также есть и другие:

  • Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы “.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман “, “как ждет любовник молодой минуты верного свиданья “.
  • Обращение – “мой дру г”.
  • Инверсия – “власти роковой “.
  • Метонимия – “звезда пленительного счастья”.

Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 213.

Это послание в стихотворной форме Пушкина своему близкому другу Петру Чаадаеву. Поэт очень дорожил его дружбой, бесконечно ему доверял и делился с ним своими тайными мыслями и желаниями. Поэтому именно ему он пишет о произошедших с ним изменениях и вспоминает время юности, когда они много разговаривали и мечтали о славе и служении отечеству. А теперь все эти мечты рассеялись и разбились о горькую действительность.

Стихотворение написано во время царствования Александра I,который сначала позиционировал себя как либерал и реформатор, но все его правление сопровождалось жесткими репрессиями. И поэт понял, ничего хорошего не произойдет, пока в стране господствует самодержавие.

При этом он замечает, что в нем не погасло стремление изменить к лучшему судьбы Родины. И не все потеряно пока, есть желание и вера в свободу, которая обязательно придет. Поэт сравнивает свою любовь к Родине с чувством любовника перед первым свиданием. Он пребывает в радостном возбуждении и ожидании.

Эти стихи были написаны не для печати. Но когда Чаадаев прочитал его близкому кругу своих знакомых, то оно так понравилось, что его тут же начали переписывать, и передавать из рук в руки. В результате это послание стало ходить по стране, будоража умы. Оно стало своего рода гражданским посланием к лучшим представителям просвещенной молодежи. Здесь впервые Пушкин открыто призывает к свержению самодержавия.

Идея веры в победу над самовластием так вдохновляла, что это произведение стало неофициальным гимном декабристов, среди которых было много друзей поэта.

И позднее, после жестокого подавления восстания, Пушкин корил себя за то, что его послание сыграло определенную роль в окончательном решении членов тайного общества «Союз благоденствия» выйти на сенатскую площадь.

Анализ стихотворения К Чаадаеву Пушкина для 9 класса

Жанр данного стихотворения А.С. Пушкина – дружеское послание, которое адресовано его другу по Царскосельскому лицею Петру Яковлевичу Чаадаеву. Особенностью данного жанра является свободная форма выражения своих мыслей, кроме адресата чаще всего оно подразумевало обращение к читателю. Говоря о личности Чаадаева необходимо отметить, что он отличался демократическими взглядами, был защитником свободы личности.

Особенностью данного послания является то, что личный взгляд на события сочетаются в нем с патриотическими, гражданскими призывами. Поэт убежден в грядущей свободе.

Сюжет стихотворения – это становление личности, как гражданина, формирование его гражданской позиции. В начале стихотворения юношеские мечты и стремленья сталкиваются с реальной жизнью:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,..
Они недолговечны и исчезают, как утренний туман.

Антитезой к первому четверостишью звучат все последующие строки стихотворения. У поэта и его современников не смотря на "гнет власти" есть желание послужить Отчизне.

Только теперь перед нами поэт-гражданин, который ждет минуты вольности, как молодой любовник ждет минут верного свиданья. А.С. Пушкин в этом стихотворении прямо выражает свою гражданскую позицию, призывая посвятить товарища и современников служению «Отчизне" своих душ "прекрасные порывы». Он надеется и призывает верить, что Россия способна пробудится ото сна, и наградой за служение Родине станет свобода и память о тех, кто боролся для достижения этой свободы.

И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Автор при написании послания широко гражданскую лексику близкую по духу декабристам («власть», "свобода", «отчизна», «самовластье», "товарищ" «гнет») и характерные для жанра послания обращения к собеседнику. Рифма стихотворения перекрестная, размер - четырехстопный ямб, придающий звучанию ясность, четкость и точность.

В стихотворении автором использованы художественные средства: эпитеты,«прекрасные порывы», олицетворение «Россия вспрянет», метафоры «звезда пленительного счастья», сравнения «как сон» и т.д. В произведении присутствуют такие стилистические фигуры, как инверсия («вольности святой») и единоначалие («пока… пока…»).

Анализ стихотворения К Чаадаеву по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Край ты мой заброшенный Есенина

    Родившись в эпоху колоссальных политических потрясений, Есенин имел нелёгкую судьбу. Как любой творческий человек, он переживал происходящие события особенно остро. Он сильно и самоотверженно любил свою малую родину

    Произведение «Вдали огонек за рекою» было написано в 1842 году, оно открывается с перечисления обстоятельств, внутри которых происходит лирическая ситуация. Взгляд наблюдающего со стороны

mob_info