Александр Невский — герой русской истории. Александр Невский – герой Руси Герои российской истории александр невский

Александр Невский ().






Мнение историков об Александре Невском М. В. Ломоносов отмечал дальновидность политики Невского, подчеркивал его заслуги в умиротворении Золотой Орды и пресечении агрессии с Запада. М. М. Щербатов не смог по-настоящему оценить полководческое искусство князя Александра и обращал внимание главным образом на личную храбрость Невского; он полагал, что по отношению к Орде Александр Ярославич проводил мирную политику


В повествовании Н. М. Карамзина Александр Невский предстает как один из наиболее замечательных героев русской истории – храбрым воином, талантливым полководцем, мудрым правителем страны, заботящимся о благе народа и способным на самопожертвование ради Отечества.


С. М. Соловьев придавал особое значение борьбе за великое княжение владимирское и утверждение нового права наследования престола. Он прослеживал этапы борьбы за власть между братом и сыновьями Ярослава Всеволодовича, отмечая при этом несколько случаев захвата великого княжения не по праву старшинства (благодаря лишь преимуществу в силе) и обвиняя Александра Невского в использовании татарской помощи в борьбе за власть.




Битва на Чудском озере ("Ледовое побоище") в 1242 году


Канонизирование Александра Невского Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. Икона Александра Невского

XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народонаcеления; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего века.

Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский.

Отрочество и юность его большею частью протекли в Новгороде. Отец его Ярослав всю жизнь то ссорился с новгородцами, то опять ладил с ними. Несколько раз новгородцы прогоняли его за крутой нрав и насилие и несколько раз приглашали снова, как бы не в состоянии обойтись без него. Князь Александр уже в молодых летах подвергался тому же вместе с отцом. В 1228 году, оставленный со своим братом Федором, с двумя княжескими мужами, в Новгороде, он должен был бежать, не выдержав поднявшегося в то время междоусобия - явления обычного в вольном Новгороде. В 1230 году юноша снова вернулся в Новгород с отцом и с тех пор, как кажется, долго не покидал Новгорода. С 1236 года начинается его самобытная деятельность. Отец его Ярослав уехал в Киев; Александр посажен был князем в Великом Новгороде. Через два года (1238) Новгород праздновал свадьбу своего молодого князя: он женился на Александре, дочери Брячислава полоцкого, как кажется, последнего из Рогволодовичей, скоро замененных в Полоцке литовскими князьками. Венчание происходило в Торопце. Князь отпраздновал два свадебных пира, называемых тогда "кашею" - один в Торопце, другой в Новгороде, как бы для того, чтобы сделать новгородцев участниками своего семейного торжества. Молодой князь был высок ростом, красив собою, а голос его, по выражению современника, «гремел перед народом как труба». Вскоре важный подвиг предстоял ему.

Вражда немецкого племени со славянским принадлежит к таким всемирным историческим явлениям, которых начало недоступно исследованию, потому что оно скрывается во мраке доисторических времен. При всей скудости сведений наших, мы не раз видим в отдаленной древности признаки давления немецкого племени над славянским. Уже с IX века в истории открывается непрерывное многовековое преследование славянских племен; немцы порабощали их, теснили к востоку и сами двигались за ними, порабощая их снова. Пространный прибалтийский край, некогда населенный многочисленными славянскими племенами, подпал насильственному немецкому игу для того, чтобы потерять до последних следов свою народность. За прибалтийскими славянами к востоку жили литовские и чудские племена, отделявшие первых oт их русских соплеменников. К этиM племенам в конце XII и начале XIII века проникли немцы в образе воинственной общины под знаменем религии, и, таким образом, стремление немцев к порабощению чужих племен соединилось с распространением христианской веры между язычниками и с подчинением их папскому престолу. Эта воинственная община была рыцарским орденом крестоносцев, разделявшимся на две ветви: орден Тевтонский, или Св. Марии, и, позже ею основанный в 1202 году, орден Меченосцев, предназначенный для поселения в чудских и леттских краях, соседних с Русью. Оба эти ордена, впоследствии, соединились для совокупных действий.

Полоцкий князь Владимир, по своей простоте и недальновидности, сам уступил пришельцам Ливонию (нынешние прибалтийские губернии) и этим поступком навел на северную Русь продолжительную борьбу с исконными врагами славянского племени.

Властолюбивые замыслы немцев после уступки им Ливонии обратились на северную Русь. Возникла мысль, что призванием ливонских крестоносцев было не только крестить язычников, но и обратить к истинной вере русских. Русские представлялись на западе врагами Св. отца и римско-католической церкви, даже самого христианства.

Борьба Новгорода с немцами была неизбежна. Новгородцы еще прежде владели значительным пространством земель, населенных чудью, и постоянно, двигаясь на запад, стремились к подчинению чудских племен. Вместе с тем они распространяли между последними православие более мирным, хотя и более медленным путем, чем западные рыцари. Как только немцы утвердились в Ливонии, тотчас начались нескончаемые и непрерывные столкновения и войны с Новгородом; и так шло до самой войны Александра. Новгородцы подавали помощь язычникам, не хотевшим креститься от немцев, и потому-то в глазах западного христианства сами представлялись поборниками язычников и врагами Христовой веры. Такие же cтoлкновения явились у новгородцев с католической Швецией по поводу Финляндии, куда с одной стороны проникали новгородцы с православным крещением, а с другой шведы с западным католичеством; спор между обеими сторонами был также и за земное обладание финляндской страной.

Папа, покровительствуя ордену, возбуждал как немцев, так и шведов к такому же покорению северной Руси, каким уже было покорение Ливонии и Финляндии. В завоеванной Ливонии немцы насильно обращали к христианству язычников; точно так же приневоливали они принимать католичество крещенных в православную веру туземцев; этого мало: они насиловали совесть и тех коренных русских поселенцев, которых отцы еще прежде прибытия рыцарей водворились в Ливонии.

Силы ордена Меченосцев увеличились от соединения с Тевтонским орденом. Между тем рыцари, по решению папы, должны были уступить датчанам часть Ливонии (Гаррию и Вирландию), а папа предоставил им вознаградить себя за это покорением русских земель. Вследствие этого, по призыву дерптского епископа Германа, рыцари и с ними толпа немецких охотников бросились на Псков. Один из русских князей Ярослав Владимирович вел врагов на своих соотечественников. В 1240 году немцы овладели Псковом: между псковитянами нашлись изменники; один из них, Твердила Иванкович, стал управлять городом от немецкой руки.

Между тем на Новгород ополчились шведы. Папская булла поручала шведам начать поход на Новгород, на мятежников, непокорных власти наместника Христова, на союзников язычества и врагов христианства. В Швеции, вместо больного короля, управлял тогда зять его Биргер. Этот правитель Биргер сам взял начальство над священным ополчением против русских. В войске его были шведы, норвежцы, финны и много духовных особ с их вассалами. Биргер прислал в Новгород к князю Александру объявление войны надменное и грозное: "Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою".

У новгородцев война также приняла религиозный характер. Дело шло о защите православия, на которое разом посягали враги, возбужденные благословением папы. Александр Ярославич помолился у Св. Софии и выступил с новгородскою ратью к устью Волхова. К нему пристали ладожане, подручники Великого Новгорода. Шведы вошли в Неву и бросили якорь в устье Ижоры. Вероятно, это был роздых: они намеревались плыть через озеро и достигнуть Ладоги врасплох; прежде всего следовало взять этот новгородский пригород, а потом вступить в Волхов и идти на Великий Новгород. В Новгороде уже знали о них. Александр не медлил и, предупредивши их, приблизился к Ижоре в воскресенье 15-го июля (1240). Шведы не ждали неприятелей и расположились спокойно; их шнеки стояли у берега; раскинуты были на побережье шатры их. Часов в одиннадцать утра новгородцы внезапно появились перед шведским лагерем, бросились на неприятелей и начали их рубить топорами и мечами, прежде чем те успевали брать оружие. Немало было молодцов, которые отличились здесь своею богатырскою удалью: между ними новгородец Савва бросился на шатер Биргера, что красовался посреди лагеря своим золотым верхом. Савва подсек столб у шатра. Новгородцы очень обрадовались, когда увидали, как упал этот шатер золотоверхий. Сам Александр нагнал Биргера и хватил его острым копьем по лицу. "Возложил ему печать на лицо", -говорит повествователь. У шведов было много убитых и раненых. Схоронили они наскоро часть убитых на месте, свалили остальных на свои шнеки, чтобы похоронить в отечестве, и в ночь до света все уплыли вниз по Неве в море 1 .

Велико было торжество новгородцев. Но вскоре не поладил с ними Александр и ушел в Переяславль.

А тем временем на Новгород шли другие такие же враги. Немцы, завоевавши Псков, заранее считали уже своим приобретенным достоянием Водь, Ижору, берега Невы, Карелию (края нынешней Петербургской, отчасти Олонецкой губернии); они отдавали страны эти католичеству, и папа присудил их церковному ведомству эзельского епископа. 13-го апреля 1241 года эзельский епископ по имени Генрих заключил с рыцарями договор: себе брал десятину от десятины со всех произведений, а им отдавал все прочее, рыбные ловли, управления и все вообще мирские доходы с будущих владений.

Немцы и покоренные ими латыши и эсты бросились на новгородские земли, предавали их опустошению, взяли пригород Лугу, Тесово, построили укрепление в погосте Копорье. Вожане поневоле приставали к ним; те, которые не хотели, - разбежались в леса и умирали с голода. Неприятельские шайки метались в разные стороны, достигали тридцати верст от Новгорода и убивали новгородских гостей, ездивших за товарами. В таких обстоятельствах новгородцы послали к Ярославу просить князя. Ярослав прислал им сына Андрея. Немцы причиняли им все более и более зла: у поселян по Луге отобрали всех коней и скот, и не на чем было пахать поселянам. Новгородцы рассудили, что один Александр может их выручить, и отправили к нему владыку Спиридона. Дело касалось не одного Новгорода, а всей Руси, - Александр не противился.

Немедленно отправился он с новгородцами очищать новгородскую землю от врагов, разогнал их отряды, взял Копорье, милостиво обращаясь с пленниками, перевешал, однако, изменивших Новгороду вожан и чуд. Затем он достиг Пскова, освободил его от немцев, отправил в оковах в Новгород двух немецких наместников Пскова.

Оставаясь во Пскове, Александр ждал против себя новой неприятельской силы и вскоре услышал, что она идет на него. В первых числах апреля 1242 года Александр двинулся навстречу врагам, и у скалы, называемой Вороний камень на Узмени, произошла другая битва, не менее знаменитая Невской, известная в истории под названием: «Ледовое побоище». Враги встретились в суббогу 5 апреля при солнечном восходе. Увидя приближающихся врагов, Александр поднял руки вверх и громко сказал: "Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!" Битва была упорная и жестокая. С треском ломались копья. Лед побагровел от крови и трескался местами. Многие потонули. Потерявшие строй немцы бежали: русские с торжеством гнались за ними семь верст до Суболичского берега.

С торжеством возвращался Александр в освобожденный Псков. Близ коня его вели знатных рыцарей, за ним гнали толпу простых пленных. Навстречу ему вышло духовенство. Народ приветствовал победителя радостными кликами.

Эти две победы имеют важное значение в русской истории. Правда, проявления вражды немцев с русскими не прекращались и после того, в особенности для Пскова, который не раз вступал с орденом в кровавые столкновения, но уже мысль о покорении северных русских земель, о порабощении их наравне с Ливонией, которое подвергло бы их участи прибалтийских славян, - навсегда оставила немцев. Сами папы, вместо грозных булл, возбуждавших крестовые походы на русских наравне с язычниками, избрали другой путь, в надежде подчинить себе Русь, - путь посольств и убеждений, оказавшийся, как известно, столько же бесплодным, как и прежние воинственные буллы.

Таким образом, папа Иннокентий IV прислал к Александру в 1251 (булла писана в 1248) двух кардиналов Гальда и Гемонта. Папа уверял Александра, будто отец Александра изъявлял обещание монаху Плано-Карпини подчиниться римскому престолу, но смерть не допустила его до исполнения этого намерения. Папа убеждал Александра идти по следам отца, представлял выгоды, какие русский князь и Русь получат от этого подчинения, и обещал против татар помощь тех самых рыцарей, от которых недавно Александр освобождал русские земли. В летописях есть ответ Александра папе, явно сочиненный впоследствии, но не подлежит сомнению, что Александр не поддался увещаниям и отказал наотрез. Посольство это повлекло за собою в последующей русской истории множество подобных посольств, также бесполезных.

Александр мог оружием переведаться с западными врагами и остановить их покушения овладеть северною Русью: но не мог он с теми же средствами действовать против восточных врагов. Западные враги только намеревались покорить северную Русь, а восточные уже успели покорить прочие русские земли, опустошить и обезлюдить их. При малочисленности, нищете и разрозненности остатков тогдашнего русского населения в вocточных землях нельзя было и думать о том, чтобы выбиться оружием из-под власти монголов. Надобно было избрать другие пути. Руси предстояла другая историческая дорога, для русских политических людей - другие идеалы. Оставалось отдаться на великодушие победителей, кланяться им, признать себя их рабами и тем самым, как для себя, так и для своих потомков, усвоить рабские свойства. Это было тем легче, что монголы, безжалостно истреблявшие все, что им сопротивлялось, были довольно великодушны и снисходительны к покорным. Александр, как передовой человек своего века, понял этот путь и вступил на него. Еще отец его Ярослав отправился в Орду, но не воротился оттуда. Его путешествие не могло служить образцом, потому что не могло назваться счастливым: говорили даже, что его отравили в Орде. Александр совершил свое путешествие с таким успехом, что оно послужило образцом и примером для поведения князей.

Наши летописцы говорят, что Батый сам приказал Александру в качестве князя новгородского явиться к себе и дал приказ в таких выражениях: "Мне покорил Бог многие народы: ты ли один не хочешь покориться державе моей? Но если хочешь сохранить за собою землю свою, прийди ко мне: увидишь честь и славу царства моего". Александр приехал в Волжскую Орду вместе с братом Андреем в 1247 году. Тогда, по смерти Ярослава, достоинство старейшего князя оставалось незанятым и от воли победителей зависело дать его тому или другому.

Монголы жили тогда еще совершенно кочевою жизнью, хотя и окружали себя роскошью цивилизации тех стран, которые они покорили и опустошили. Еще постоянных городов у них на Волге не было; зато были, так сказать, подвижные огромные города, состоявшие из разбитых по прихоти властелина кибиток, перевозимых на телегах с места на место. Где пожелает хан, там устраивался и существовал более или менее долгое время многолюдный кочевой город. Являлись ремесла и торговля; потом - по приказанию хана - все укладывалось, и огромный обоз в несколько сот и тысяч телег, запряженных волами и лошадьми, со стадами овец, скота, с табунами лошадей, двигался для того, чтобы, через несколько дней пути, опять расположиться станом. В такой стан прибыли наши князья. Их заставили, по обычаю, пройти между двумя огнями для очищения от зловредных чар, которые могли пристать к хану. Выдержавши это очищение, они допускались к хану, перед которым они должны были явиться с обычными земными поклонами. Хан принимал завоеванных подручников в разрисованной войлочной палатке, на вызолоченном возвышении, похожем на постель, с одною из своих жен, окруженный своими братьями, сыновьями и сановниками; по правую руку его сидели мужчины, по левую женщины. Батый принял наших князей ласково и сразу понял, что Александр, о котором уже он много слышал, выходит по уму своему из ряда прочих русских князей.

По воле Батыя Ярославичи должны были отправиться в Большую Орду к великому хану. Путь нашим князьям лежал через необозримые степные пространства Средней Азии. Ханские чиновники сопровождали их и доставляли переменных лошадей. Они видели недавно разоренные города и остатки цивилизации народов, порабощенных варварами. До монгольского погрома многие из этих стран находились в цветущем состоянии, а теперь были в развалинах и покрыты грудами костей. Порабощенные остатки народонаселения должны были служить завоевателям. Везде была крайняя нищета, и нашим князьям не раз приходилось переносить голод; немало терпели они там от холода и жажды. Только немногие города, и в том числе Ташкент, уцелели. У самого великого хана была столица Ка-ра-Корум, город многолюдный, обнесенный глиняной стеной с четырьмя воротами. В нем были большие здания для ханских чиновников и храмы разных вероисповеданий. Тут толпились пришельцы всевозможных наций, покоренных монголами; были и европейцы: французы и немцы, приходившие сюда с европейским знанием ремесел и художеств - самая пестрая смесь племен и языков. За городом находился обширный и богатый ханский дворец, где хан зимою и летом на торжественные празднества являлся как божество, сидя с одною из своих жен на возвышении, украшенном массою золота и серебра. Но оседлое житье в одном месте было не во вкусе монголов. Являясь только по временам в столицу, великий хан, как и волжские ханы, проводил жизнь, переезжая с места на место с огромным обозом: там, где ему нравилось, располагались станом, раскидывались бесчисленные палатки, и одна из них, обитая внутри листовым золотом и украшенная драгоценностями, отнятыми у побежденных народов, служила местопребыванием властелина. Возникал многолюдный город и исчезал, появляясь снова в ином месте. Все носило вид крайнего варварства, смешанного с нелепой пышностью. Безобразные и нечистоплотные монголы, считавшие опрятность даже пороком, питавшиеся такой грязной пищей, которой одно описание возбуждает омерзение, безвкусно украшали себя несметными богатствами и считали себя по воле Бога обладателями всей вселенной.

Нам неизвестно, где именно Ярославичи поклонились великому хану, но они были приняты ласково и возвратились благополучно домой. Андрей получил княжение во Владимире, Александру дали Киев; по-видимому, в этом было предпочтение Александру, так как Киев был старше Владимира, но киевская земля была в те времена до такой степени опустошена и малолюдна, что Александр мог быть только по имени великим князем. Вероятно, монголы сообразили, что Александр, будучи умнее других, мог быть для них опасен, и потому, не испытавши его верности, не решились дать ему тогда Владимир, с которым соединялось действительное старейшинство над покоренными русскими землями.

Посещение монголов должно было многому научить Александра и во многом изменить его взгляды. Он познакомился близко с завоевателями Руси и понял, с какой стороны с ними ужиться возможно. Свирепые ко всему, что сопротивлялось им, монголы требовали одного - раболепного поклонения. Это было в их нравах и понятиях, как и вообще у азиатских народов. Чрезвычайная сплоченность сил, безусловное повиновение старшим, совершенная безгласность отдельной личности и крайняя выносливость - вот качества, способствовавшие монголам совершать свои завоевания, качества, совершенно противоположные свойствам тогдашних русских, которые, будучи готовы защищать свою свободу и умирать за нее, еще не умели сплотиться для этой защиты. Чтобы ужиться теперь с непобедимыми завоевателями, оставалось и самим усвоить их качества. Это было тем удобнее, что монголы, требуя покорности и дани, считая себя вправе жить на счет побежденных, не думали насиловать ни их веры, ни их народности. Напротив, они оказывали какую-то философскую терпимость к вере и приемам жизни побежденных, но покорных народов. Поклоняясь единому Богу, с примесью грубейших суеверий, естественно свойственных варварскому состоянию умственного развития, они не только дозволяли свободное богослужение иноверцам, но и отзывались с известным уважением о всех верах вообще. Проницательный ум Александра, вероятно, понял также, что покорность завоевателю может доставить такие выгоды князьям, каких они не имели прежде.

До тех пор князья наши волею-неволею должны были разделять власть свою с народною властью веча или подбирать себе сторонников в рядах народа. Собственно, они были только правителями, а не владельцами, не вотчинниками, не государями. Монголы, как по своим понятиям, так и по расчету, естественно, усиливали власть и значение князей за счет веча: легче и удобнее им было вести дело с покорными князьями, чем с непостоянными собраниями веч. Вот отчего все русские князья, побивши челом хану, получали тогда свои княжения в вотчину, и власть их в большей части русских земель очень скоро подавила древнее вечевое право. Звание старейшего князя было прежде почти номинальным: его слушались только тогда, когда хотели, теперь же это звание вдруг получило особую важность потому, что старейшего сам хан назначал быть выше прочих князей.

Александр не поехал в данный ему Киев, а отправился в Новгород. Пока он не был старейшим, еще он ладил с новгородской вольностью. Новгородцы считали себя независимыми от татар, но через два года произошел на Руси переворот.

Андрей не удержался на владимирском княжении. Этот князь не мог так скоро изменить понятий и чувствований, свойственных прежнему русскому строю и шедших вразрез с потребностями новой политической жизни. Ему тяжело было сделаться рабом. В это время он женился на дочери Данила Галицкого, который еще не кланялся хану, не признал себя его данником и искал средств избавиться от этой тяжелой необходимости. Летописные известия об этих событиях до того сбивчивы, что не дают нам возможности выявить, как и чем Андрей вооружил против себя победителей. Но известно, что в 1252 году Александр отправился в Волжскую Орду и там получил старейшинство и владимирское княжение от Сартака, управлявшего делами за дряхлостью отца своего Батыя. Андрей, посоветовавшись со своими боярами, счел лучшим бежать в чужую землю, нежели «служить царю». Но татары уже шли на него под начальством Неврюя и других предводителей, догнали его под Переяславлем и разбили. Андрей убежал в Новгород, но там его не приняли: изгнанник через Псков и Колывань (Ревель) убежал с женою в Швецию. Татары опустошили Переяславль и рассеялись по земле, истребляя людей и жилища, уводя пленных и скот, так как по правилу монгольскому, да и вообще как везде делалось в те времена, за вину князя должна была расплачиваться вся земля. В это время схвачена была и убита жена князя Ярослава Ярославича. Александр, получив старейшинство, сел во Владимире, и на первый раз пришлось ему отстраивать церкви и людские жилища, разоренные полчищем Неврюя.

С этих пор Александр, чувствуя свое старейшинство и силу, готовый найти поддержку в Орде, поднял голову и иначе показал себя, что в особенности видно в его отношениях к Новгороду. Живя во Владимире, Александр поставил князем в Новгороде сына своего Василия. В 1255 году новгородцы невзлюбили Василия и прогнали его, призвавши вместо него брата Александрова Ярослава, князя тверского, жившего тогда во Пскове. Явление совершенно обычное, множество раз повторявшееся; и сам Александр, испытывая то же в былое время, уходил из Новгорода, когда его прогоняли, и опять являлся в Новгород по призыву и мирился с новгородцами. Но на этот раз Александр уже не спустил Великому Новгороду. Василий убежал в Торжок, где жители были за него. Отец тотчас собрал в своей владимирской земле рать и отправился в Торжок с тем, чтобы по своей воле опять восстановить сына на княжении. Призванный князь Ярослав убежал из Новгорода. Новгород остался без князя, и какой-то переветчик Ратишка дал об этом знать великому князю. Александр с Василием пошел на Новгород.

Между тем внутри Новгорода происходила безладица. Прорвалась не раз проявлявшаяся в его истории вражда лучших, или вящих людей и меньших, - иначе бояр и черни. Посадником был тогда Анания, представитель и любимец меньших людей, прямодушный ревнитель новгородской старины и вольности. Ожидая приближения великого князя, новгородцы вооружились и выставили полки за церковью Рождества и от Св. Ильи против Городища, ограждая Торговую (на правом берегу Волхова) сторону, которая была главным образом местопребыванием меньших людей. Но некоторые вящие люди замышляли иное: из них составилась партия под начальством Михалки Степановича, человека коварного и своекорыстного, смекнувшего, что наступают иные времена, и сообразившего, на чьей стороне сила. В тревоге собрались новгородцы на вече на обычном месте у Св. Николая (Дворищенского). «Братья, - говорили они между собою, - а что если князь скажет: выдайте моих врагов?» Тогда меньшие по прадедовскому обычаю "целовали Богородицу" на том, чтобы стоять всем на живот и на смерть за правду новгородскую, за свою отчину. Но Михалка, замышлявший убить Ананию и какими бы то ни было путями сделаться самому посадником, убежал со своими единомышленниками в Юрьев монастырь. Разнеслась весть, что вящие хотят напасть на Новгород и бить меньших. Новгородцы кричали, что нужно убить Михалку и ограбить его двор, но тут заступился за него посадник Анания. Он послал предостеречь своего тайного врага, и когда рассвирепевшие новгородцы кричали: убить Михалку, Анания сказал им: "Братья, если его убьете, убейте прежде меня".

Приехал в Новгород посол от Александра с такими словами: "Выдайте мне Ананию посадника, а не выдадите, я вам не князь: иду на город ратью!" Новгородцы послали к Александру владыку Далмата и тысячского Клима: "Князь, иди на свой стол, а злодеев не слушай: не гневайся на Ананию и на всех мужей новгородских".

Владыка и тысячский возвратились с отказом. Александр упорно добивался своего. Тогда новгородцы приговорили на вече: "Если князь такое задумал с нашими клятвопреступниками, - пусть их судит Бог и Св. София, а на князя мы не кладем греха!" Все вооружились и три дня стояли наготове. Выдавать миром своих было для новгородцев неслыханным бесчестным делом. Александр рассудил, что раздражать далее народ и доводить дело до драки нет нужды, когда главная цель его может быть достигнута более мирным соглашением, и послал сказать новгородцам: "Я не буду держать на вас гнева; пусть только Анания лишится посадничества".

Анания лишился посадничества, и новгородцы примирились с Александром. Александр прибыл в Новгород и был радушно встречен народом, издавна знавшим его. Василий был восстановлен на княжении. Новгородцы в угодность Александру поставили посадником Михалка.

Это событие, несмотря на черты, слишком обычные в новгородском строе жизни, имело, однако, важное и новое значение в новгородской истории. Новгородцы выгоняли князей своих, иногда терпели от них и, забывая старое, опять приглашали, как напр., было с Ярославом, отцом Александра, но то делалось по новгородской воле, при обычном непостоянстве новгородцев. Не было еще примера, чтобы великий князь силою заставил принять только что изгнанного ими князя. Александр показал новгородцам, что над их судьбою есть внешняя сила, повыше их веча и их партий - сила власти старейшего князя всей Руси, поставленного волею могущественных иноземных завоевателей и владык русской земли. Правда, что Александр, вступивши в Новгород, обласкал новгородцев, заключил с ними мир на всей вольности новгородской, но в проявлении его могучей воли слышались уже предвестники дальнейшего наложения на Новгород великокняжеской руки.

Через несколько времени Новгород увидал в своих стенах того же Александра, уже не так мирно улаживающего свои недоумения с новгородской вольностью. В Орде произошел переворот: Батый умер. Сын его Сартак был умерщвлен дядею Берке, объявившим себя ханом. Последний вверил дела Руси своему наместнику Улагчи. Тогда пришла весть, что хан посылает своих чиновников для переписи народа и собирания дани. Александр поспешил в Орду, думая предотвратить грядущие бедствия: русских страшил не самый платеж дани; они покорялись необходимости платить ее через своих князей, но долгое пребывание татар в земле русской наводило всеобщий страх. Александр не успел умилостивить хана. В землю рязанскую, муромскую и суздальскую явились татарские численники, ставили своих десятников, сотников, тысячников, темников, переписывали жителей для обложения их поголовною данью, не включали в перепись только духовных лиц. Вводилось, таким образом, чуждое управление внутри Руси. Народу было очень тяжело. В следующем 1257 году Александр вновь отправился в Орду с братьями своими: Ярославом тверским и суздальским Андреем, с которыми, недавно не ладивши, помирился. Улагчи требовал, чтобы Новгород также подвергся переписи и платежу дани. Как ни близок был Александру Новгород, но он счел за лучшее покориться. Между тем в Новгород уже достигла весть о том, что туда идут татарские численники. Все лето там была тревога и смятение. Новгород не был до сих пор покорен, подобно прочим русским землям, татарским оружием и не помышлял, чтобы ему добровольно пришлось платить постыдную дань, наравне с покоренными. Вящие люди, и в том числе посадник Михалка, готовые угождать силе для своих выгод и сохранения своих богатств, уговаривали новгородцев покориться, но меньшие слышать об этом не хотели. Их любимец Анания скончался в августе. Волнение после его смерти усилилось, и, наконец, ненавистный для меньших, насильно поставленный против их воли, Михалко был убит. Князь Василий разделял чувства новгородцев. Наконец, прибыл в Новгород Александр с татарскими послами требовать десятины и тамги. Василий, с одной стороны, не смел противиться отцу, с другой - стыдился изменить новгородскому делу и бежал во Псков. Новгородцы наотрез отказались платить дань, но ласково приняли ханских послов и отпустили домой с честью и дарами. Этим Великий Новгород заявлял, что он относится с уважением к ханской власти, но не признает ее над собою. Тогда Александр выгнал своего сына из Пскова и отправил на суздальскую землю, а некоторых новгородских бояр, стоявших заодно с меньшими и имевших, по его мнению, влияние на Василия, схватил и наказал бесчеловечным образом: иным обрезал носы, другим выколол глаза и т. п.

Такова была награда, какую получили эти защитники новгородской независимости в угоду поработителям от того самого князя, который некогда так блистательно защищал независимость Новгорода от других врагов.

Зимою (с 1258 на 1259 год) прибыл с низу Михайло Пинещинич и объявил новгородцам, что ханские полки идут на Новгород и будут добывать его оружием, если новгородцы не согласятся на перепись. Весть эта была несправедлива, но правдоподобна. Само собою разумеется, что хан не согласился бы удовольствоваться дарами. Весть эта нагнала такой страх, что с первого раза новгородцы согласились. Вероятно, об этом было дано знать в Орду, потому что тою же зимою прибыли в Новгород ханские чиновники: Беркай и Касачик, с женами, и множество татар. Они остановились на Городище 2 и стали собирать тамгу по волости. Новгородцы, увидя необычное зрелише, снова возмутились. Бояре, наблюдая свои корыстные цели, уговаривали народ смириться и быть покорным, но меньшие собирались у Св. Софии и кричали: "Умрем честно за Св. Софию и дома ангельские". Тогда татары стали бояться за свою жизнь, и Александр приставил посадничьего сына и боярских детей стеречь их по ночам. Такое положение скоро наскучило татарам, и они объявили решительно: "Давайте нам число, или мы побежим прочь". Вящие люди стали домогаться уступки. Тогда в Новгороде распространилась молва, что вящие хотят вместе с татарами напасть на Новгород. Толпы народа собирались на Софийской стороне поближе к Св. Софии и кричали: "Положим головы у Св. Софии". Наконец, на другой день Александр выехал из Городища с татарами. Тогда вящие люди убедили наконец меньших не противиться и не навлекать на Новгород неминуемой беды. Они, - говорит летописец, - себе делали добро, а меньшим людям зло: дань одинаково распределялась как на богатых, так и на бедных! Александр прибыл в город с татарами. Ханские чиновники ездили по улицам, переписывали дворы и, сделав свое дело, удалились. Александр посадил на княжение сына своего Дмитрия и уехал во Владимир.

С тех пор Новгород, хотя не видал после у себя татарских чиновников, но участвовал в платеже дани, доставляемой великими князьями хану от всей Руси. Эта повинность удерживала Новгород в связи с прочими русскими землями.

Но не в одном Новгороде - и в покоренных русских землях прежние свободные привычки не вынесли еще рабства и утеснения. Монгольскую дань взяли тогда на откуп хивинские купцы, носившие название бесермен - люди магометанской веры. Способ сбора дани был очень отяготителен. В случае недоимок, откупщики насчитывали большие проценты, а при совершенной невозможности платить, брали людей в неволю. Кроме того, они раздражали народ неуважением к христианской вере. Народ вскоре пришел в ожесточение; в городах: Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других по старому обычаю зазвонили на вече и по народному решению перебили откупщиков дани. В числе их в Ярославле был один природный русский по имени Изосим. Прежде он был монах, пьяный и развратный, съездивши в Орду, принял там магометанство и, воротившись в отечество, сделался откупщиком дани, безжалостно утеснял своих соотечественников и нагло ругался над святынею христианской церкви. Ярославцы убили его и бросили труп па растерзание собакам и воронам. Зато в Устюге один природный татарин, будучи также сборщиком дани, спасся от общей беды. Его звали Буга. В Устюге он взял себе наложницу, дочь одного тамошнего обывателя, по имени Мария, которая полюбила его и заранее известила о грозившей ему опасности. Буга изъявил желание креститься. Народ простил его. Он был назван в крещении Иоанном, женился на Марии, навсегда остался на Руси и приобрел всеобщую любовь. Память его осталась навсегда в местных преданиях, а воспоминание о бесерменах до сих пор слышится в бранном слове: басурман, которым русский человек называл некрещеных, а иногда только неправославных людей.

Само собою разумеется, что это событие возбудило гнев властителей Руси. В Орде уже собирали полки наказывать мятежников; Александр поспешил в Орду. Кроме сбора дани, русским угрожала еще иная тягость помогать войском татарам в их войнах с другими народами.

Тогда в Волжской Орде происходило важное преобразование. Хан Берке принял магометанство, которое быстро распространилось в его народе, тем легче, что и прежде в полчищах монголов большинство народов, им покоренных и за них воевавших, исповедывало магометанство. В то же время кочевая жизнь мало-помалу начала сменяться оседлою. На Волге строился Кипчак, обширный город, который хан украшал всем великолепием, какое только было возможно при его могуществе. Хан Берке оказался более милостив к русским, чем можно было даже ожидать. Он не только простил русским избиение бесерменов, (которых погибель, как народа подвластного, не могла раздражать его в той мере, в какой подействовало бы на него избиение ханских чиновников), но по просьбе Александра освободил русских от обязанности идти на войну. Александр, однако, прожил тогда в Орде всю зиму и лето, и это заставляет предполагать, что не сразу удалось ему приобрести такую милость для своих соотечественников. Возвращаясь оттуда по Волге больным, он остановился в Нижнем Новгороде, через силу продолжал путь далее, но, приехав в Городец, окончательно слег и, приняв схиму, скончался 14 ноября 1263 года. Тело его встречено народом близ Боголюбова и было похоронено во Владимире в церкви Рождества Богородицы. Говорят, что митрополит Кирилл, услыхавши во Владимире о смерти Александра, громко сказал: "Зашло солнце земли русской". Духовенство более всего уважало и ценило этого князя. Его угодливость хану, уменье ладить с ним, твердое намерение держать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигали бы его при всякой попытке к освобождению и независимости, - все это вполне согласовалось с учением, всегда проповедуемым православными пастырями: считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости и угнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноплеменной и поневоле признаваемой.

1. У новгородцев был обычай ставить стражу при впадении Невы в море. Начальство над этой стражей было тогда поручено какому-то крещеному вожанину (принадлежавшему к Води народу чудского или финского племени, населявшему нынешнюю Петербургскую губернию) Пельгусию, получившему в крещении имя Филиппа. Пельгусий был очень благочестив и богоугоден, соблюдал посты и потому сделался способным видеть видения. Когда шведы явились, он пошел к Александру известить о их прибытии и рассказал ему, как стали шведы. "Мне было видение, - сказал он, - когда я еще стоял на краю моря; только что стало восходить солнце, услышал я шум страшный по морю и увидел один насад; посреди насада стояли Святые братья Борис и Глеб; одежда на них была вся красная, а руки держали они на плечах: на краю их ладьи сидели гребцы и работали веслами, их одевала мгла, и нельзя было различить лика их, но я услышал, как сказал Борис мученик брату своему Св. Глебу: "Брате Глебе! Вели грести, да поможем мы сроднику своему, великому князю Александру Ярославичу!" И я слышал глас Бориса и Глеба; и мне стало страшно, так что я трепетал; и насад отошел из глаз у меня". - "Не говори же этого никому другому", - сказал ему Александр. Такое благочестивое предание осталось об этом событии. Назад

2. В двух с половиною верстах от Новгорода, где, по преданию, был город прежде Новгорода. Назад

Этот князь вошел в историю как великий полководец, не проигравший ни одной битвы. Его образ стал для русского народа символом независимости и борьбы с иноземными захватчиками. И все же историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, кем считать Александра Невского: героем, спасителем Руси, или врагом, предавшим свой народ.
Давайте разберемся почему.

Павел Корин. «Александр Невский», фрагмент триптиха. 1942 год

Александр родился около 1220 года в Переяславле-Залесском, где княжил его отец Ярослав Всеволодович. Однако детство его прошло большей частью в Новгороде, правителем которого Ярослав стал с 1222 года.

Когда юному князю было около восьми лет, он едва не погиб. В 1228 году его отец уехал собирать войско для похода на Ригу, в Новгороде же оставил сыновей Федора и Александра. В тот год в Новгородской земле случился сильный неурожай: несколько месяцев подряд шли непрекращающиеся дожди, «ни сена людям нельзя было добыть, ни нивы убрать». К зиме начался страшный голод. Во всех бедах обвинили новгородских правителей и священника. Новгородцы послали к Ярославу гонца с требованием срочно вернуться в город, но не дождались князя – и народ решил сам покарать виновных.

В декабре в Новгороде вспыхнул мятеж, бунтовщики стали грабить и разорять дворы местных чиновников. Город раскололся на два противоборствующих лагеря, которые разошлись по разным берегам Волхова и были готовы наброситься друг на друга с оружием в руках. Кровопролитию помешала стихия: с озера Ильмень в Волхов принесло глыбы льда, они ударили в мост, и тот рухнул. Противники так и остались на разных берегах. В это время боярин Феодор Данилович с тиуном (боярским управляющим. – Прим. ред.) Якимом, которым князь поручил присматривать за детьми, опасаясь, что гнев новгородцев может обрушиться и на сыновей Ярослава, тайно вывезли княжичей из города. Возможно, их опасения оказались не напрасными, так как, узнав о бегстве Ярославичей, новгородцы воскликнули: – Одни виновные могут быть робкими беглецами! Не жалеем о них.

После новгородцы отреклись от Ярослава и позвали на княжение Михаила Черниговского. Правда, вскоре они помирились с прежним князем и попросили его вернуться.

Битва на Неве

Александр начал княжить самостоятельно, когда ему было около 16 лет. В 1236 году Ярослав отправился в Киев, а Новгород оставил сыну.

Когда спустя два года на Русь обрушилось воинство монголо-татар, Новгородской республике повезло – нашествие ее почти не затронуло. Ордынцы понесли немалые потери при захвате Рязанского и Владимирского княжеств, а потому решили отказаться от продвижения к Балтике.

Однако и Новгород не остался в стороне от битв. На ослабленную приходом Орды Русь все больше посягали захватчики с запада.

Летом 1240 года шведский король, стремясь взять под контроль входящую в состав Новгородской республики Ижорскую землю, послал туда войска. Захватчики прибыли на ладьях и, высадившись в устье Невы, стали там лагерем. Предводитель этого воинства ярл Биргер направил к Александру послов со словами: «Ратоборствуй со мною, если смеешь. Я стою уже в земле твоей!»

Армия захватчиков явно превосходила новгородскую. Александр понимал, что соседние княжества вряд ли смогут помочь: в том же году Батый разорил большинство русских земель и сжег Киев. Князь даже не стал обращаться за помощью к отцу, который после смерти брата принял великое княжение и занимался восстановлением разрушенного ордынцами Владимира. Александр решил самостоятельно дать отпор Биргеру.

– Нас немного, а враг силен, – обратился он к дружине. – Но Бог не в силе, а в правде! Идите с вашим князем!

Александр не стал мешкать. Не успев толком собрать новгородское ополчение, он как можно скорее выдвинулся к Неве с той малой дружиной, что у него была. Спустя несколько дней, 15 июля 1240 года, русские воины внезапно атаковали вражеский лагерь. Захватчики пришли в замешательство – они не ожидали, что противник может появиться в столь короткий срок. Захваченные врасплох шведы несли огромные потери. Битва продолжалась до темноты, и лишь наступление ночи спасло их от полного разгрома. В сумерках остатки шведского воинства погрузились на ладьи и отбыли восвояси, увозя с собой раненого Биргера, которому Александр лично копьем «возложил печать на лице».

В отличие от шведов, потери новгородцев оказались незначительными. Благодаря этой победе Александр и получил свое знаменитое прозвище – Невский.

Возвращение героя

Несмотря на то, что Александр спас Ижорскую землю от шведов, вскоре после Невской битвы новгородцы с ним сильно разругались. Князь уехал в Переяславль-Залесский. Однако уже на следующий год Новгороду стала угрожать новая беда – русские границы перешли воины Ливонского ордена. Крестоносцы захватили Изборск, взяли Псков. Орден стал укрепляться в русских землях и даже выстроил крепость в Копорье.

Новгородцы понимали, что крестоносцы вот-вот подступят и к их городу. Чтобы остановить вторжение, им требовался опытный полководец. Ярослав Всеволодович предложил им своего сына Андрея.

Однако новгородцы, памятуя о подвиге на Неве, хотели видеть у себя другого сына великого князя – Александра. Но с ним-то они были в ссоре! Пришлось боярам с архиепископом лично отправиться в Переяславль-Залесский и уговаривать князя забыть прошлые обиды. Невский согласился вернуться.

Едва появившись в Новгороде, Александр сразу же взялся за дело. Князь собрал под свои знамена все ополчение, какое имелось в окрестных землях, и повел армию на врага. Первым делом он взял штурмом и разрушил ливонскую крепость в Копорье, затем весной 1242 года отбил Псков. Отвоевав русские земли, Невский на этом не успокоился. Он решил окончательно разгромить захватчиков, чтобы пресечь новые попытки вторжения, и дать бой на территории врага. В этом походе к нему присоединился брат Андрей с владимирскими полками.

Ливонские рыцари также были не одни: в крестовом походе их поддержали датские вассалы, а также местное население Прибалтики, которое в то время на Руси называли чудью.

Ледовое побоище

Крестоносцам удалось разбить шедший впереди русской армии небольшой отряд. Александр отступил к Чудскому озеру и выстроил войска «на Узмени у Воронья камня». Строй крестоносцев атаковал русские полки в лоб. Как писали летописцы, «немцы пробились свиньею сквозь полки Александровы, и была тут сеча злая». Однако рыцари даже не подозревали, что, пока идет бой, часть до этого скрытых русских воинов обходит их с флангов. Когда крестоносцы поняли, что окружены, в их армии началось смятение. Семь верст русские преследовали поверженного врага, и спаслись немногие. Часть беглецов выбежали на подтаявший весенний лед, тот треснул, и воинов поглотили холодные воды Чудского озера.

Одержав победу, Невский не стал продолжать поход, а вернулся в Новгород. Вскоре после этого туда прибыло посольство от ордена с просьбой заключить мир. При этом крестоносцы официально отказывались от претензий на русские территории и даже уступали часть своих.

Александр согласился.

С разгромом крестоносцев вторжения на Русь с запада не прекратились. Уже в 1243 году в новгородские земли вторглось Великое княжество Литовское. У Александра Невского нашлись и на него силы: он поочередно разгромил семь литовских армий. Явилась Литва на Русь и два года спустя, но результат оказался прежним – полное поражение захватчиков.

Новый брат

В 1240-е годы большая часть Руси находилась под властью Орды. В 1246 году ордынцы потребовали, чтобы отец Александра прибыл в столицу Монгольской империи Каракорум. Эта поездка стала для Ярослава Всеволодовича роковой – там его отравили. По закону во главе Руси стал его брат Святослав. Однако Александр с Андреем посчитали, что престол отца должен перейти к ним. Они отправились в Орду и в 1249 году действительно вернулись князьями: Андрей – столицы Руси Владимира, Александр – Киева. Но спустя три года монголо-татары неожиданно изменили свое решение: Андрей почему-то попал в немилость Орды, и более того – сын Батыя Сартак послал против него полководца Неврюя с армией. Андрей потерпел поражение и скрылся за границей, а новым великим князем стал Александр.

Русский исследователь XVIII века Василий Татищев в своей «Истории Российской» писал, что Александр поехал в Орду и пожаловался на брата: мол, тот лестью выпросил у ордынцев княжение и дань платит не сполна. Конечно же, после такого заявления Сартак осерчал на Андрея. Советский историк Лев Гумилев и вовсе заявил, что Александр Невский во время посещения Орды стал побратимом Сартака. Есть также мнение, что полководец Неврюй и есть Александр: так по-ордынски могло звучать прозвище князя – Невский, потому как на одном из монгольских диалектов Неву называли Нервой. Правда, все эти версии не имеют никаких фактических подтверждений – ни в летописях, ни в трудах других исследователей об этом нет ни слова.

Известно лишь, что Александр действительно в момент ссоры Андрея с Сартаком находился в Орде.

Новгородская дань

Став в 1252 году великим князем владимирским, Александр переехал в столицу. В Новгороде же он оставил княжить своего сына Василия. Спустя пять лет монголо-татары решили провести на Руси перепись населения, чтобы установить, какое количество дани надлежит платить каждому из княжеств. Захотели они обложить налогом и Новгород. Однако новгородцы отказались подчиниться Орде, ведь, как уже было сказано, монголо-татары не захватывали их земель. Князь Василий поддержал своих подданных.

Узнав об этом, Александр приказал заключить сына в кандалы. Все новгородские вельможи, не желавшие подчиниться ордынцам, по приказу Невского были казнены: кому отрезали уши и носы, кому отсекли руки, кого ослепили. Таким образом, волей Александра Невского свободный Новгород тоже стал данником Монгольской империи. Правда, некоторые историки оправдывают князя, считая, что таким образом он спас новгородцев.

Ведь в противном случае Орда с огнем и мечом прошла бы по их земле.

Александр Невский правил Русью до 43 лет. Во время очередного посещения Орды он сильно разболелся. Хан отпустил его домой. Александр добрался до Городца и там 14 ноября 1263 года скончался.

Пичужкин Дмитрий

Проект для школьной конференции ученика 6д класса Пичужкина Дмитрия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Герой России: Александр Невский Подготовил ученик 6 д класса Пичужкин Дмитрий Валерьевич Учитель: Михайлова М. А.

Цель проекта: Александр Невский показывает нам пример смелости, то, что не надо бросать свою Родину, когда ей грозит опасность, надо стоять до конца. Я хочу, чтобы жители России помнили об Александре Невском.

Для своего проекта я выбрал Александра Ярославича Невского, потому что он одержал две удивительные победы. Мне запомнились его слова: «Кто с мечом в Русь придет, тот от меча и погибнет». Александр Невский был одной из самых замечательных и грандиозных фигур русской истории. Он продолжал мудрую политику своего отца по собиранию сил в растоптанной Руси.

Семья и детство Александра Невского Александр Ярославич Невский родился в семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича, сына Всеволода Большое гнездо в 1221 г. Александра вместе с братьями по тогдашним обычаям рано посадили в седло и стали обучать военному делу. Когда ему было 7 лет, его вместе со старшим братом Федором отправили в Новгород на княжение.

Отец- Ярослав Всеволодович Отец его Ярослав отправился в Орду, но не воротился оттуда. Его путешествие не могло служить образцом, потому что не могло назваться счастливым: говорили даже, что его отравили в Орде. КАРАКОРУМ - столица монгольских ханов

Брат-Андрей Ярославич Брат его, Андрей, зять Даниила Галицкого, хотя имел душу благородную, но ум ветреный и неспособный отличать истинное величие от ложного: княжа в Владимире, занимался более звериною ловлею, нежели правлением; слушался юных советников и, видя беспорядок, обыкновенно происходящий в Государстве от слабости Государей, винил в том не самого себя, не любимцев своих, а единственно несчастные обстоятельства времени. Он не мог избавить Россию от ига: по крайней мере, следуя примеру отца и брата, мог бы деятельным, мудрым правлением и благоразумною уклончивостию в рассуждении Моголов облегчить судьбу подданных: в сем состояло тогда истинное великодушие. Но Андрей пылкий, гордый, положил, что лучше отказаться от престола, нежели сидеть на нем данником Батыевым, и тайно бежал из Владимира с женою своею и с Боярами

Неврюева рать

Несчастный Андрей искал убежища в Новегороде; но жители не хотели принять его. Он дождался своей Княгини во Пскове; оставил ее в Колыване, или Ревеле, у Датчан, и морем отправился в Швецию, куда чрез некоторое время приехала к нему и супруга. Но добродушная ласка Шведов не могла утешить его в сем произвольном изгнании: отечество и престол не заменяются дружелюбием иноземцев. Александр благоразумными представлениями смирил гнев Сартака на россиян и, признанный в Орде Великим Князем, с торжеством въехал в Владимир. Митрополит Кирилл, Игумены, Священники встретили его у Золотых ворот, также все граждане и Бояре под начальством т ысячского столицы, Романа Михайловича. Радость была общая.

Невская битва 1240г.

Ледовое побоище 1242г.

Результаты проекта Крестным знаменьем пред битвой Троекратно осенясь,- Меч в руке, уста с молитвой,- Побеждал великий князь! Закрывали тучи солнце… Кровь струилась по траве… Бил он рыцарей-тевтонцев. Бил он шведов на Неве. Сотни лет прошли с той были, Многие ушли – как дым… А вот князя не забыли – Он великим стал святым!

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5 г. Сергиева Посада»

Творческая работа

По теме:

«Герой России: Александр Невский»

Руководитель: Михайлова М. А.

Сергиев Посад

2013-2014 учебный год

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Жизнь и семья Александра Невского………………………4

Глава 2. Победы князя…………………………………………………6

Заключение……………………………………………………………..8

Список источников…………………………………………………….9

ВВЕДЕНИЕ


Мой проект посвящен герою Руси князю Александру Невскому, я считаю, что изучение его жизни актуально и в наше время, потому что Александр Невский показывает нам пример смелости, то, что не надо бросать свою Родину, когда ей грозит опасность, надо стоять до конца. В моем проекте я более подробно исследую литературу, посвященную Невскому, чтобы лучше узнать о его жизни и найти информацию, которой нет в школьном учебнике.

Для своего проекта я выбрал Александра Ярославича Невского, потому что он одержал две удивительные победы.
Мне запомнились его слова: «Кто с мечом в Русь придет, тот от меча и погибнет». Александр Невский был одной из самых замечательных и грандиозных фигур русской истории. Он продолжал мудрую политику своего отца по собиранию сил в растоптанной Руси.

Объект исследования: биография Александра Невского.

Предмет исследования: военные победы князя.

Цель моего проекта: я хочу, чтобы жители России помнили об Александре Невском. Для того, чтобы достигнуть этой цели я изучил несколько произведений об Александре Невском и на основе этого оформил стенд в кабинете истории, чтобы учащиеся больше узнали о нем.

В моем исследовании я использовал метод изучения исторической литературы, посвященной этой теме. Я прочитал рассказ Л. А. Обуховой о детстве и жизни князя, отрывок из «Истории государства российского» Н.М. Карамзина, «Житие Александра Невского» и рассказ Д. Емеца о победе Александра Невского. На основе полученной информации был подготовлен этот проект. Его можно использовать и на уроках истории, чтобы школьникам было интереснее изучать эту тему на уроке.

Глава 1. Жизнь и семья Александра Невского.

Александр Ярославич Невский родился в семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича, сына Всеволода Большое гнездо в 1221 г. Александра вместе с братьями по тогдашним обычаям рано посадили в седло и стали обучать военному делу. Когда ему было 7 лет, его вместе со старшим братом Федором отправили в Новгород на княжение. В те времена новгородцы приглашали себе князя, но на самом деле он фактически не правил городом, поэтому два юных княжича вполне устраивали горожан. Можно сказать, что детство Александра прошло в Новгороде. Он привязался к этому городу, недаром столько раз защищал он его потом от неприятелей. Когда братья подросли, Федор должен был жениться и стать самостоятельным князем, но случилось несчастье – Федор умер за несколько дней до свадьбы. Александру пришлось рано взять на себя ответственность и стать новгородским князем.

Именно в это время на Руси произошла страшная беда – толпы монголо-татар пронеслись по русским землям, всё разоряя и сжигая на своем пути. Они прошли по всей Руси, многие города остались в развалинах, а многие жители погибли. Погибли и многие русские князья, так что отец Александра остался старшим в роду и стал киевским князем. Но как тяжело теперь было править Русью! Нужно было просить ярлыка у Орды и унижаться ради этого, переступить через свою гордость. Это очень тяжело было для русских князей, не привыкших ни перед кем склонять голову. Но беда не приходит одна. Очень скоро, воспользовавшись бедой, постигшей Русь, на новгородские земли стали нападать немецкие и шведские рыцари. О том, как Александр смог защитить русские города более подробно будет рассказано во второй главе.

Монголы принесли беду и смерть в русские земли. Не прошли они и мимо семьи Александра. Его отец Ярослав Всеволодович поехал в далекую Монголию для того, чтобы получить право на свой престол. Там он умер. До сих пор точно неизвестно, был ли он отравлен монголами или просто не вынес трудностей пути. Это было трагедией для всей семьи, но нужно было дальше жить и управлять русскими городами. Александра и его брата Андрея тоже вызвали в Орду. Но татары к ним отнеслись благосклонно и поделили между ними города: Александру достался Киев, а Андрей стал княжить во Владимире.

Андрей никак не мог смириться с татарским владычеством. Он взбунтовался против власти монголов. В наказание на русские города направилось монгольское войско, которое осталось в истории как «Неврюева рать». Сам Андрей скрылся от возмездия монголов в Швеции, а вот жителям некуда было деться от жестокости ордынцев. Александру Невскому пришлось ехать на поклон к Батыю и уговаривать его отозвать свое войско. В этой ситуации он показал себя народным защитником и мудрым правителем. В отличии от брата Андрея, который посчитал унизительным подчиняться Орде, Александр о народе думал больше, чем о собственной чести. Наверное, за это его так любили жители Руси. Когда Александр ненадолго заболел, весь народ молился о его здоровье. В церквях служились молебны за здравие князя. И какой огромной был радость, когда князь выздоровел.

Можно сказать об отношениях Александра Невского с Ордой. Большую часть своего правления Александр старался быть в мирных отношениях с татарами. Батый был очень высокого мнения о нем, даже хотел чтобы его сын Сартак подружился с князем и научился у него храбрости и искусству управлять государством.

Умер Александр Невский 13 ноября 1263 года, и это была трагедия для всей Руси. Многие оплакивали его кончину и отдавали должное его заслугам перед отечеством в этот непростой для него период.

Глава 2. Победы князя.

За что же пользовался Александр такой большой любовью у русского народа? Конечно, он показал себя как хороший государь, но это не единственная его заслуга. Главную известность Александр Невский получил как искусный полководец. Даже свое прозвище –Невский – он заслужил за свою первую крупную победу. Благодаря этой победе о жизни Александра Невского написано «Житие», а ведь их писали только о самым праведных, самых достойных людях, среди которых Владимир Святославич, его сыновья Борис и Глеб и другие.

В первой половине июля 1240 года шведский отряд, в который входили шведы, норвежцы и финны, пришедший "с князем и с пискупы", высадился на берегах Невы". Шведский военачальник Биргер думал, что они совершат удачный набег на ослабленную Русь, захватят Новгород и получат богатую добычу и новгородские земли. Он настолько уверен был в удачном завершении своего похода, что отправил в Новгород послание: "Александер! Выходи против меня, если можешь, и сражайся! Я уже здесь и пленю твою землю!"

Получив послание, Александр зачитал его перед новгородцами в храме Святой Софии. Известия о продвижении вооруженного шведского отряда еще раньше получили новгородцы от старейшины племени ижоров, проживавших у берегов Невы. Князь решил не терять времени даром и стал собирать свой отряд для того, чтобы нанести опережающий удар. Со своей дружиной и ополчением князь быстро добрался до лагеря шведов в устье Невы. Благодаря помощи местных жителей и данным своих разведчиков Александр смог составить смелый план нападения на лагерь неприятеля. На рассвете, когда никто не ожидал врага, князь с дружиной напал на шведов. Об их героической борьбе и подвиге самого Александра, его дружинников и новгородцев говорится в «Житии Александра Невского». Летописец, который записал его, или сам был очевидцем или слушал рассказ одного из участников событий, потому что вся битва описана очень подробно. За эту славную победу Александр получил прозвище Невский.

Но не все новгородцы по заслугам отблагодарили князя. Очень скоро он рассорился с ними и уехал в свой родной Переславль. Узнав об этом, а может, воспользовавшись тем, что в новгородской земле нашлись предатели, за награду готовые продать родную землю, на Новгород засобирались в поход немецкие рыцари. Этот поход одобрил магистр Тевтонского ордена и в 1242 году на Русь был организован крестовый поход. А это означало, что немцы не просто хотели поживиться за счет русских земель. Они надеялись подчинить эти земли ордену и заставить жителей перейти в католическую веру. Поэтому следующая битва Александра Невского была не просто против врагов, но и за православную веру. Зная о планах неприятеля, Александр опять проявил свой полководческий талант. Он со своим войском решил выйти на встречу рыцарям. 5 апреля 1242 года Александр вынудил противника принять бой там, где это выгодно и удобно было ему. Он показал и отличное знание местности, и тактики противника. Умело используя преимущества своего войска и поправляя недостатки хорошей расстановкой сил на местности, он смог одержать блестящую победу и надолго отбил у крестоносцев желание нападать на Русь. Эта битва вошла в историю как Ледовое побоище. О ней снят очень хороший фильм режиссера с. Эйзенштейна «Александр Невский». Мне кажется, этот фильм очень хорошо передает и характер самого князя и ту роль, которую он сыграл в русской истории.

Но это не единственные победы Александра. За свое долгое правление он еще не раз будет давать отпор и крестоносцам и монголам. Жизнь свою он посвятил защите русской земли, православной веры и русского народа. Ради его благополучия он и кровь проливал и жертвовал своим самолюбием и честью, даже унижаясь перед монголами. И всей своей жизнью Александр дает пример того, каким должен быть истинный патриот своей Родины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В моей работе я хотел показать на примере жизни и поступков князя Александра Невского, как должен вести себя настоящий гражданин и житель своей страны. Описывая его жизнь, хотел показать, что не все в той ситуации, в которой оказалась Русь в начале XIII века повели себя так. Например, брат Александра, больше заботился о своей гордости, чем о пользе народа. В результате проекта я еще раз убедился, что любовь к своей стране и преданное служение ей никогда не забываются. Народ с благодарностью хранит память о тех героях, которые действительно заслужили это.

В честь Александра Невского еще в царское время был учрежден орден мужества, которым награждали храбрецов, послуживших Отечеству на полях сражений. И так велика слава того, чьим именем был назван этот орден, что в годы Великой Отечественной войны этот орден вновь был восстановлен. А фильм, о котором я говорил, вышел накануне войны с немцами. И мне кажется, очень способствовал поднятию духа у нашего народа.

Но не только военная слава Александра хранится в народе. Князь русской церковью причислен к лику святых и его именем названа Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге.

Я считаю, что цель моего проекта достигнута и думаю, что результаты этого проекта можно показывать ученикам, чтобы они смогли еще раз убедиться, сколько славных героев в нашей истории. И что за настоящие героические поступки народ платит любовью и долгой памятью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Карамзин Н.М. «История государства российского» Глава II. Великие князья Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич и Александр Невский 1247-1263гг.
  2. Емец Д. Александр Невский: защитник земли русской. «Выходи против меня и сражайся!»
  3. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра».
  4. Обухова Л. А. «Рассказы и чтения по русской истории»

Великий князь Александр Невский (1220-1263) защитил ядро Руси от вооруженной и духовной агрессии геополитических противников Руси в середине 13 века.


Александр Невский одержал знаменитые победы над шведами (Невская битва 15 июля 1240 года, отсюда прозвище) и рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище на Чудском озере 5 апреля 1242 года).

В 1237 году рыцари-монахи двух орденов - Тевтонского и Меченосцев, объединившись, создали мощный Ливонский орден. Фактически образовалось государство, целью существования которого стал захват Прибалтики, продвижение на Русь и насильственное окатоличивание покоряемого населения.


Начавшееся завоевание шло трудно. Прибалтику тогда населяли древние балтские народы: эсты, литва, жмудь, ятвяги и пруссы. Все они находились в состоянии гомеостаза (равновесия с природной средой), и сил этих народов хватало только на выживание в родном ландшафте. Потому в борьбе с Ливонским орденом прибалты ограничивались обороной. Но поскольку оборонялись они до последнего, в плен сдавались только мертвыми, первоначально особых успехов немцы не имели. Помогло рыцарям то, что их поддерживало очень воинственное племя - ливы. Кроме того, рыцари нашли ценного союзника - шведов, подчинивших себе финские племена сумь и емь.


Постепенно немцы обратили в крепостное состояние леттов, но эсты отказались покориться им, имея значительные связи с русскими. Существование этих связей подтверждает такой факт: города, которые ныне называются Таллин и Тарту (до революции соответственно: Ревель и Дерпт), имеют русские исторические имена Колывань и Юрьев (по христианскому имени основателя этого города Ярослава Мудрого).


В 1240 году шведский флот вошел в устье Невы, подошел к месту впадения в нее речки Ижоры и высадил десант, готовый начать наступление на Новгород.


Новгородцы призвали на помощь молодого князя Александра Ярославича, известного благодарным потомкам под именем Александра Невского. Тогда ему шел лишь двадцать второй год, но это был умный, энергичный и храбрый человек, а главное, настоящий патриот своей родины. Больших сил Александру собрать не удалось. Со своим маленьким суздальским отрядом и с немногими новгородскими добровольцами Александр форсированным маршем достиг Невы и атаковал шведский лагерь. В этом бою новгородцы и суздальцы покрыли себя вечной славой. Так, один новгородец по имени Гаврила Олексич верхом ворвался на шведскую ладью, дрался со шведами на их корабле, был сброшен в воду, остался жив и снова вступил в бой. Героически погиб слуга Александра - Ратмир, пешим бившийся сразу со многими противниками. Не ожидавшие нападения шведы были разбиты наголову и ночью бежали на кораблях с места разгрома.


Жертвенностью и доблестью соратников Александра был спасен Новгород, но угроза для Руси осталась. Тевтонские рыцари в 1240-1241 гг. усилили натиск на Изборск, стремясь к завоеванию Пскова. А в Пскове среди бояр обнаружилась сильная прогерманская партия. Опираясь на ее помощь, немцы к 1242 году захватили этот город, а также Ям и Копорье и снова начали угрожать Новгороду.Зимой 1242 года Александр Невский со своими суздальскими, или, как тогда говорили, "низовскими", дружинами при поддержке новгородцев и псковичей напал на стоявший в Пскове немецкий отряд. Освободив Псков, он двинулся на главные силы ливонцев, которые отступали, минуя Чудское озеро. На западном берегу озера, у Вороньего камня, немцам пришлось принять бой.


На льду Чудского озера ("на Узмени, у Вороньего камня") произошла битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище.


Рыцарей поддерживали пешие наемники, вооруженные копьями, и союзники ордена - ливы. Рыцари построились "свиньей": самый мощный воин впереди, за ним - двое других, за теми - четверо, и так далее. Натиск такого клина был неотразим для легковооруженных русских, и Александр даже не пытался остановить удар немецкого войска. Напротив, он ослабил свой центр и дал возможность рыцарям прорвать его. Тем временем усиленные фланги русских атаковали оба крыла немецкого войска. Ливы побежали, немцы сопротивлялись отчаянно, но, так как время было весеннее, лед треснул и тяжеловооруженные рыцари стали тонуть.


"И гнались за ними, избивая, семь верст по льду". Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество "чуди" и 500 немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен. "И возвратился князь Александр с победою славною, - рассказывает Житие святого, - и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя "Божьими рыцарями".


Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия латинства. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах.


Ледовое побоище вместе с Невской победой дало полное торжество Православию над происками против него со стороны римского папы и надолго остановило наступательные движения против Руси шведов и немцев в самые горестные и трудные годы русской жизни


В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными и возвращены все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: "Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу - от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили - готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите".


Потерпев поражение на поле брани, римская церковь решила уже другими, дипломатическими средствами подчинить себе русские земли. В Новгород прибыло чрезвычайное посольство от папы Иннокентия IV.


Римский папа прислал к Александру Невскому двух своих знатнейших вельмож - кардиналов Гольда и Гемента с письмом, в котором требовал перехода Александра вместе со своим русским народом в латинство. Хитрые кардиналы, вручив Александру папское послание, помеченное 8 февраля 1248 года, стали, разумеется, всячески его уговаривать перейти в латинство, уверяя, что, только отрекшись от Православия, он найдет помощь у западных государей и тем спасет как себя, так и свой народ от татар. На это Александр, до глубины души возмущенный таким предложением, грозно отвечал им: "Слышите, посланцы папежстии и прелестницы преокаянныя. От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык и да начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозе Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до Воскресения Его и на небеса всшествия, и до царствия Великого Константина, и до первого Собора и до седьмого Собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем".


В этом ответе Александра надлежит видеть отнюдь не какую-то его ограниченность. Нежелание вступать даже в прения с папскими легатами означало нравственный, религиозный и политический выбор князя. Он отказывался от возможного союза с Западом против татар, потому что, наверное, слишком хорошо понимал, что на деле Запад ничем не сможет помочь Руси; борьба же с татарами, к которой призывал его папский престол, может стать гибельной для страны.


Александр Невский отверг предложение папы римского принять католичество и титул короля и остался верен православию (на это согласился Даниил Галицкий, великий князь Галицко-Волынской Руси).


Римский папа объявил крестовый поход против ПРАВОСЛАВИЯ И РУСИ (напомним, что по наущению папы, в 1204 году крестоносцы захватывают православный Константинополь, который подвергается жутким грабежам и разорению).


В 1247 году Александр Невский стал Великим князем Владимирским. Для защиты от внешней военной и духовной агрессии, А.Невский заключил стратегический военно-политический союз с Золотой Ордой. Он связал себя клятвой в побратимстве с сыном Батыя, Сартаком (христианином-несторианцем). Батый, став приемным отцом Александра Невского, помогает русским отразить агрессию католицизма. ПРАВОСЛАВИЕ И РУСЬ БЫЛИ СПАСЕНЫ. Вооруженные отряды католицизма были разгромлены. Агрессия с Запада провалилась.


Поход Батыя от Аральского моря до Адриатического отдал во власть монголов всю Восточную Европу, и казалось с православием все будет окончено. Но обстоятельства сложились так, что события потекли по иному руслу. Во время похода Батый рассорился со своими двоюродными братьями, Гуюком, сыном самого верховного хана Угедея, и Бури, сыном великого хранителя Ясы Чагатая. Отцы стали на сторону Батыя и наказали опалой своих зарвавшихся сынков, но когда умер в 1241 году Угедей и власть попала в руки матери Гуюка, ханши Туракины, дружины Гуюка и Бури были отозваны - и бедняга Батый оказался властителем огромной страны, имея всего 4 тысячи верных воинов при сверхнатянутых отношениях с центральным правительством. О насильственном удержании завоеванных территорий не могло быть и речи. Возвращение в Монголию означало жестокую смерть. И тут Батый, человек неглупый и дальновидный, начал политику поиск союза с русскими князьями Ярославом Всеволодовичем и его сыном Александром. Их земли не были обложены данью.


В начале 1248 года Гуюк внезапно умер. Батый, получивший перевес сил, возвел на престол сына Толуя, Мункэ, вождя христианско-несторианской партии, а сторонники Гуюка были казнены в 1251 году. Сразу же изменилась внешняя политика монгольского улуса. Наступление на католическую Европу было отменено, а взамен начат был "желтый крестовый поход", в результате которого пал Багдад (1258). Батый, сделавшийся фактическим главой империи, укрепил свое положение, привязал к себе новых подданных и создал условия для превращения Золотой Орды в самостоятельное ханство, что и произошло после смерти Мункэ, когда новая волна смут разорвала на части империю Чингисидов. Несторианство, связанное с царевичами линии Толуя, оказалось за пределами Золотой Орды.


Такое положение (дружба и союз Александр Невского и Сартака) продолжалось до смерти Сартака в 1256 году, после чего Берке-хан перешел в ислам, но позволил основать в Сарае епархию в 1261 году и благоволил православным, опираясь на них в войне с персидскими ильханами.


Александру Невскому пришлось испытать невероятное потрясение: под угрозой оказалась вся его политическая линия. В 1256 году умер его союзник Батый, и в том же году из-за симпатий к христианству был отравлен сын Батыя Сартак. И кем? Братом Батыя Берке-ханом, который опирался на ордынских мусульман. Берке принял ислам, вырезал несториан в Самарканде, отравил своего племянника и установил мусульманскую диктатуру, хотя и без дальнейших религиозных гонений. Верный своему принципу борьбы за интересы Отечества, Александр Невский и на этот раз "положил душу за други своя". Он отправился к Берке и договорился об уплате дани монголам в обмен на военную помощь против литовцев и немцев.


В 1261 году в Сарае усилиями Александра Невского и монгольских ханов Берке и Мэнгу-Тимура было открыто подворье православного епископа. Он не подвергался никаким гонениям; считалось, что епископ Сарский является представителем интересов Руси и всех русских людей при дворе великого хана. Если на Руси начиналась княжеская усобица, хан присылал сарского епископа с татарским беком (обязательно христианином), и они решали спорные вопросы на княжеских съездах. Если кто-то не считался с принятым решением и пытался продолжить удельную войну, его принуждали к миру с помощью татарской конницы.


Опираясь на союз с Берке, Александр решил не только остановить движение немцев на Русь, но и подорвать самую его возможность. Он заключил с литовским князем Миндовгом, своим ровесником, союз, направленный против крестоносцев.


Александр Ярославич находился на пороге своей второй, не менее значительной, чем в случае с Ордой, дипломатической победы. Но в 1263 году в разгар подготовки совместного похода против Ливонского ордена, возвращаясь из очередной поездки в Орду, князь скончался. Можно предположить, что Александр Ярославич умер, выражаясь современным языком, от стресса. Действительно, столь сложные дипломатические акции, блестящие победы, борьба с соотечественниками требовали слишком большого нервного напряжения, которое не каждому по силам. Однако кажется странным то, что вскоре умер и Миндовг. Невольно напрашивается мысль, что причиной смерти князя Александра был не стресс; скорее, в смерти Александра и Миндовга следует видеть усилия агентов католиков , действовавших на Руси и в Литве.

Военно-политическое объединение Руси с Золотой Ордой в 1247 году несомненно. Это объединение произошло спустя 9 лет после похода Батыя. Дань же русские князья стали платить лишь в 1258 году. Переворот Мамая в 1362 году привел к разрыву традиционного союза Руси и Золотой Орды. Затем Мамай вошел в союз с католиками для борьбы с православной Москвой. В 1380 году, в ходе Куликовской битвы, этот союз против Православия и Руси был уничтожен.


Иными словам, Александр Невский признал суверенитет хана Золотой Орды, и случилось это в том самом году, когда папа объявил крестовый поход против православной Руси. Очевидная взаимосвязь этих событий дает право на понимание ситуации РУСЬ-ОРДА, как военно-политического союза. Великий князь Владимирский становится союзником хана Золотой Орды. Именно русские войска составляли основу монгольского войска, которое завоевало Персию и Сирию, захватило Багдад в 1258 году.


Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра Невского. В соборном мнении потомков выбор Александра Ярославича получил высшее одобрение. За беспримерные подвиги во имя родной земли русская православная церковь признала князя святым.


Золотая Орда давала Русской Православной Церкви специальные ярлыки, по которым любое поношение православной веры каралось смертной казнью .



Сформулированная Александром доминанта поведения - альтруистический патриотизм - на несколько столетий вперед определила принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до 19 века привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. И наконец, именно потомками Александра Ярославича Невского строилась на развалинах древней Киевской Руси новая Русь. Сначала она называлась Московской, а с конца 15 века стала называться Россией. Младший сын Александра Невского, Даниил, получил "во княжение" крохотный городок в глуши - Москву.

mob_info