Выступление "формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка". Применение функциональной грамотности на уроках английского языка Список использованной литературы


Сегодня иностранный язык становится реально востребованным. Все большее число людей изучают иностранный язык и широко используют эти навыки в практической деятельности. Возрастает потребность в специалистах, владеющих разговорной речью. Это способствует значительным изменениям в практике обучения иностранному языку, где доминирующим подходом становится коммуникативный подход, при котором уже с первого урока школьники учатся общению на изучаемом языке.


Профильное гимназическое обучение Концепция универсального гимназического образования подразумевает обучение по программам повышенного уровня содержания, не столько за счет увеличения количества часов, сколько за счет инновационных технологий и блочно-модульной подачи материала. Гимназия как общеобразовательное учреждение осуществляет билингвальное обучение в области иностранных языков. Участие в реализации экспериментальной программы «Оксфордское качество» позволяет осуществлять интенсивное изучение английского языка.


Программа «Оксфордское качество» в Калининградской области работает на базе КОИРО, заключившим договор о сотрудничестве с Центром непрерывного языкового образования Московского института открытого образования. МАОУ гимназия 32 является экспериментальной площадкой по реализации программы «Оксфордское качество». Слагаемые «Оксфордского качества» качество учебников и учебно-методических материалов качество подготовки учителей качество обучения и мониторинга Основные цели Программы создание условий для повышения профессионального мастерства преподавателей английского языка профильный подход к обучению в школе достижение соответствия результатов обучения в российской школе требованиям Национальной программы «Образование» и международным стандартам, принятым Советом Европы.




Профессиональное развитие учителя английского языка на современном этапе Формы и методы обучения учителей, должны отвечать социальному заказу, индивидуальным потребностям обучаемых и, как результат, способствовать эффективности процесса обучения. Гимназия сотрудничает с центром по приему Кембриджских экзаменов.. Прошли подготовку и планируют получить Кембридские сертификаты ТКТ все учителя английского языка нашей гимназииПрошли подготовку и планируют получить Кембридские сертификаты ТКТ все учителя английского языка нашей гимназии


Ученика Учителю предстоит создавать условия для личностного развития ученика как субъекта образовательного процесса и знать: Зачем учить ИЯ – это сейчас в современной школе очевиднее для школьника, чем прежде; Чему учить – одним из источников содержания образования является сам учитель, т. к. именно он интерпретирует содержание; Как учить / учиться – новые педтехнологии (обучение) и стратегии самообучения (учение).


Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в является заинтересованность, поэтому мы используем на уроках следующие современные педагогические технологии:


Современные педагогические технологии обучение в малых группах сотрудничества; дискуссии; ролевые и деловые игры проблемной направленности; ситуационный анализ исследовательские; поисковые; метод проектов; работа в лингафонном кабинете; драматизация; использование ИКТ.


Обучение детей в лингафонном кабинете школы Выполнение на уроке английского языка разнообразных коммуникативных заданий, несомненно, может способствовать этому процессу, поскольку в ходе решения коммуникативного задания учащиеся приходят к осознанному пониманию необходимости овладевать разнообразными средствами общения. Наиболее эффективными становятся те уроки, где используются нестандартные формы и приёмы работы: индивидуальная, парная, групповая работа в лингафонном кабинете с использованием аутентичных материалов, обучающих программ, аудио-, видеоприложений, песен, произведений детского фольклора.


Урок - игра, урок – соревнование, ролевая игра – формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к самосовершенствованию Такие формы деятельности позволяют формировать личностные результаты: Формирование коммуникативной компетенции; Развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность; Использование магнитных плакатов повышает мотивацию, способствует созданию близких ребенку учебных ситуаций, стимулирует осмысленное и прочное усвоение материала и практическое его использование.


Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) – основа развития универсальных учебных действий Информационная грамотность – неотъемлемая часть общей культуры личности. Она тесно связана с проблемой непрерывного образования и самообразования, предполагает развитие общеучебных умений – самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, анализировать её, делать аргументированные выводы. Мультимедиаприложения, обучающие компьютерные программы, онлайн- тесты помогают осуществлять контроль и самоконтроль после каждого юнита.


Драматизация, инсценировка – средство формирования и развития ключевых компетенций учащихся Развитию иноязычной коммуникативной компетенции способствует интеграция основного и дополнительного образования. Ребёнок может попробовать себя в разных ролях. Дети обучаются актёрскому мастерству, сценической речи, пластике, развивают музыкальный слух, укрепляют голос и, разумеется, совершенствуют знание английского языка. Этим мы достигаем личностных результатов при изучении иностранного языка: стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка


Драматизация рассказа «Бриллиант из короны» А.К.Дойла Метапредметные результаты: умение планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли; осуществлять информационный поиск, в т.ч. с помощью компьютерных средств; выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию; решать проблемы творческого и поискового характера.


Использование проектного метода Метод проектов при обучении английскому языку, считается не простым, но эффективным. Проектный метод позволяет учащимся применить полученные знания на практике. Проектный метод предполагает выполнение работы индивидуально или в малых группах. Входе защиты проектов ведется широкое обсуждение на английском языке.


Научное исследование Научное исследование это самый высокий уровень познавательной активности учащихся, где демонстрируются знания иноязычной культуры, психологической природы человека и его взаимосвязи с окружающим миром. Это высокая степень ответственности и самодостаточности ученика, выраженная в готовности самостоятельно определить сферу своего поиска как результата осмысления и обоснованности мотива сознательного выбора будущей профессии. При этом ярко выражена способность к взаимодействию, толерантность и компетентность. Именно компетентность! Не только знаю, умею и могу, а хочу как способ самореализации, а также психологическая готовность к выполнению этой миссии.




ИНТЕГРАЦИЯ ОЧНЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ИЯ Очная форма Дистанционная форма Учебный процесс Устная речевая практика Формирование лингвистической компетенции Совместные проекты Форумы, чаты, дискуссии (on-line) Телеконференции (off-line) Семинары, зачеты


В помощь учителю (подготовка к уроку) Уроки агентства Рейтер Уроки, проекты, общение, программы Кидлинк Уроки, каталог ресурсов Кембриджского университета МГУ в помощь учителю ИЯ - ресурсы, уроки, грамматика немецкого языка (на базе английского)


З А К Л Ю Ч Е Н И Е Школа должна подготовить учеников к овладению иностранным языком в автономном режиме. Автономное овладение предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать её; ставить адекватные цели и задачи; находить необходимые средства; оценивать результаты; осуществлять самокоррекцию; нести ответственность за принятие решений и их выполнение. При таком подходе мы можем осуществить требования нового стандарта образования, но, безусловно, главная роль отводиться УЧИТЕЛЮ.

на уроках иностранного языка в начальной школе

1 слайд

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.

2 слайд

Функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде.

3 слайд

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

4 слайд

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему.

Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить обучающихся говорить на иностранном языке. Для этого учителю необходимо использовать метод коммуникативно - ориентированного обучения, включающего в себя ситуативность, коллективное взаимодействие, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированную самостоятельную работу.

Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому мы применяем на уроках в начальной школе такие средства как игра, метод проектов, и т.д. Для введения и тренировки лексического и грамматического материала используем информационные технологии, такие как презентации, аудиозаписи, песни, мультфильмы страноведческого характера и фрагменты художественных фильмов.

Иностранный язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности.

5 слайд

Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно говорению, чтению, аудированию, письму.

6 слайд

Аудирование

Развитие аудирования как рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух. Обучение аудированию предполагает развитие следующих умений:

    выявлять наиболее значимые факты;

    определять свое отношение к ним, извлекать из аудиоматериалов необходимую или интересующую информацию.

7 слайд

Мы используем следующие упражнения на аудирование:

Задание на узнавание знакомых слов, выражений и структур;

Извлечение определенной информации;

Заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения.

8 слайд

Говорение

Обучение монологической речи предполагает развитие умений:

    делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме;

    кратко передавать содержание полученной информации;

    рассказывать о себе, о семье, о погоде и т.д.;

    рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры;

    описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка.

9 слайд

Обучение диалогической речи предполагает развитие следующих умений:

    участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему;

    осуществлять запрос и обобщение информации;

    обращаться за разъяснениями;

    выражать свое отношение к высказыванию собеседника;

    вступать и поддерживать общение.

10 слайд

Письмо

Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:

    личное письмо;

    письмо в газету, журнал;

    небольшой рассказ;

    заполнение анкет;

    изложение сведений о себе;

    написание плана.

11 слайд

по формированию навыков письма:

    Вставить пропущенные слова.

    Заменить выделенные курсивом слова синонимами.

    Выписать из текста предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы.

    Выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения.

    Выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур.

    Закончить предложение, используя слова и выражения из текста.

    Составить вопросы к ответам и наоборот.

    Соединить части предложений в логическом порядке.

    Составить план текста.

12 слайд

Чтение

Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:

    выделять основные факты;

    отделять главную информацию от второстепенной;

    предвосхищать возможные события, факты;

    раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

    извлекать необходимую, интересующую информацию;

    определять свое отношение к прочитанному.

13 слайд

Мы используем следующие упражнения по формированию навыков чтения:

    Определить по заголовку тему текста;

    Найти ответы на вопросы.

    Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.

    Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.

    Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).

    Найти описание внешности, места, события и др.

    Догадаться о значении слова по контексту.

14 слайд

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

Текст должен быть интересен;

Текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;

Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, п ри необходимости нужно адаптировать текст;

Незнакомые слова должны быть представлены в сносках;

Объем текста не должен превышать норму;

Шрифт должен помогать легко читать текст;

Текст должен развивать кругозор;

Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;

Иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;

Текст должен быть структурирован;

В тексте не должно быть ошибок;

Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

При составлении заданий на функциональное чтение можно опираться на теорию Блума, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого - припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи. Для развития читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе мы в основном используем упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний.

Пример задания на развитие читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе. (4 класс )

My neighbor

My neighbor Jason is a baker. He is very busy. When he is not at the bakery, he is out having fun.

Every day Jason wakes up at 5 o’clock in the morning. He has breakfast and then he rides his bike to the bakery. When he gets there, he starts to make bread. His work is very hard. He works until 3 o’clock in the afternoon. Then he goes back home where he has lunch and rest for a while. In the evenings he sometimes goes to the cinema or meets his friends. On Wednesday he always does the shopping. On Sundays he always wakes up late and then reads a book or works in the garden. He usually goes to bed at 11 o’clock at night.

Задание 1. Понимание и анализ

What is this story about? Choose the right answer . (О чем этот рассказ? Выберите правильный ответ.)

    the baker’s friend

    the baker

    the bakery

    bakers

Цель задания: обобщение и интерпретация. Определить основную идею короткого описательного текста.

Задание 2. Понимание

Mark the statements as T (true) or F (false). (Отметьте утверждения как верные (Т) или неверные ( F ))

    My neighbor Jack is a baker.

    Every day Jason wakes up at 6 o’clock.

    When he gets to the bakery he starts to make biscuits.

    On Sundays he always wakes up early.

Цель задания:

Задание 3. Знание

Answer the questions. ( Ответьте на вопросы .)

    How does Jason get to his work?

    What time does he finish his work?

    What does he do on Sundays?

Цель задания: поиск и извлечение информации.

Задание 4 . Понимание

Read the sentences and put them in correct order. (Прочтите предложения и поставьте их в правильном порядке).

1. Jason goes to bed at 11 o’clock at night. ____

2. He rides his bike to the work. ____

3. My neighbor Jack gets up at 5 o’clock in the morning. ____

4. Then he has breakfast .

Цель задания : обобщение и интерпретация. Определить последовательность событий в повествовании.

Задание 5. Понимание

Complete the sentences. Choose the correct word or word combination. (Закончи предложения. Выбери верное слово или словосочетание.)

1. Jason is …

a) a baker b) a pupil

c) a friend d) a brother

2. Jason wakes up at ….

a) seven o’clock in the morning b) five o’clock in the evening

c) 5 a.m. d) four o’clock in the morning

3.Jason’s work is …

a) very interesning b) very hard

c ) very easy d ) hard

Цель задания: поиск и извлечение информации.

Текст для составления заданий (2 класс)

My friends

I have got friends. They are Pete, Nick and Ann. They have got pets. Nick has got a duck. Nick’s duck is grey, fat and lazy. Pete has got a dog. His dog is brave and strong. It is merry. It has got a house. His house is big. Ann has got a cat. Ann’s cat is shy and sad. The cat hasn’t got a house.

Развитие функциональной грамотности
на уроках английского языка через работу с текстом.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, под которой понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В процессе обучения английскому языку развитие функциональной грамотности при работе с текстом, осуществляю при помощи актуализации разнообразных методических приемов.
Всю работу над текстом для чтения я делю на три этапа: дотекстовый(prereading activities), текстовый(while-reading activities) и послетекстовый(post-reading activities).
1 этап. Большое внимание уделяю дотекстовому этапу, так как именно он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что ученики начинают работу с информацией, еще не открывая текст учебника. Для этого я продумываю проблемную установку на предугадывание темы (сюжета) рассказа с помощью комплекта иллюстраций или такого заглавия, которое поможет ввести школьника в тему предыдущей информации.
Для развития навыков сравнения и анализа, самостоятельного добывания знаний, умения делать выводы на основе предложенных фактов, прогнозирование ситуации на данном этапе использую методические приемы, задания и упражнения такие как «Мозговой Штурм», «Составление Кластера», «Ассоциативный куст»; упражнение «Верно», «Неверно». Для повторения и закрепления лексического материала использую на уроках прием «Крестики – Нолики», «Авторский стул», «Снежный Ком».
Например, при использовании методического приема «Кластер», учащиеся на основе имеющихся знаний, представляют предполагаемые ключевые идеи текста в виде систематизирующей схемы.
Прием «Ассоциативный куст» реализуется при помощи подсказок, опор, фотографий, рисунков, просмотра видеоролика, схем, заголовков текста. Использование данного приема дает возможность развивать у учащихся смысловую догадку, умение анализировать, размышлять о содержании текста, выражать свои мысли, суждения и идеи по представленным материалам. Например, изучая определенную тематику при работе в группах, учащиеся на основе уже имеющихся знаний и опыта предполагают, какая новая информация может оказаться в тексте.
Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”. - На основе ключевых слов предварительно составляют собственный текст по теме или предполагаемую последовательность событий в тексте, который будет дальше предложен на текстовом этапе, где осмысливая, учащиеся будут искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием «Авторский стул». Основная идея данного приема заключается в том, что участник, сидящий спиной к экрану после прослушивания определения данного слово другим участником, должен определить, какое слово изображено на экране.
При применении на уроках английского языка упражнения «True» , «False», (Верно, Неверно) учащиеся соглашаются или не соглашаются с рядом утверждений по теме с соответствующей аргументацией.
Для того чтобы разнообразить виды и формы работы, а также чтоб урок английского языка был интересным и увлекательным для учащихся, активно применяю такие методические приемы, как метод «Мозаика» и метод «Карусель» (внешний и внутренний круг).
Например, после того как учащиеся при групповой работе составили «Кластер» по изучаемой теме, им представлена возможность презентовать свои работы при помощи метода «Мозаика»: один представитель от группы, перемещаясь по остальным группам, демонстрирует работу. После чего каждая группа дополняет свои работы новыми знаниями, полученными при применении данного приема. Этот вид деятельности вызывает на уроках большой интерес. Детям интересно посмотреть на продукт деятельности других групп. Сам процесс обхода по группам и этап взаимообучения повышает мотивацию учащихся, наблюдается процесс взаимообмена идеями, мыслями и знаниями, активное участие всех участников.
При применении метода «Карусель», учащиеся выстраиваются в два круга – внешний и внутренний. Внутренний круг получает задания с вопросами, которые они должны адресовать внешнему кругу. (например вопрос – ответ, упражнение «Верно»Неверно», найдите лишнее слово, составить словосочетание с предложенными словами и т.д). Когда учитель произносит слово «Change», учащиеся, стоящие во внешнем круге меняются по часовой стрелке.
2 этап. На текстовом этапе применяю методические приемы, задания и упражнения, направленные на ознакомление, осмысление содержания текста, выведение значения, умения анализировать и систематизировать полученную информацию.
На данном этапе при представление текстовой информации применяю прием «Пробел в информации», данный прием можно осуществлять как и при работе в парах, так и в группах. Основная идея данного приема заключается в том, что у одного ученика есть лист бумаги с 50% информации. У другого ученика на листе бумаги есть остальная часть информации. Оба ученика в парах объясняют друг другу свою часть (не показывая ее на бумаге). Также и при работе в группах, у каждой группы своя часть полученной информации, после изучения материала, каждая группа представляет материал всему классу.

Прием «Фишбоун». При работе с текстом, учащиеся должны самостоятельно изучить представленный материал, а затем обсудить его в группах с целью обоснования понимания содержания текста и ключевых моментов.
Далее, с целью систематизации и обобщения изученного материала, ученикам поручено воспроизвести полученную информацию в виде приема Фишбоун, (для глубокого понимания данной стратегии учащимся на каждом уроке представлен алгоритм действий выполнения данного приема). Данный прием направлен на развитие умения анализировать, выделять главное из общей информации. Реализация стратегии «Фишбоун» является интересным и в тоже время, на мой взгляд, очень сложным, как мне кажется, потому, что его составление способствует активному диалогу, и требует от учащихся наличие таких навыков, как логическое мышление, умение обобщать изученный материал через творческий подход.
В старших классах использую стратегический прием SWOT-анализ, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Например, изучаю тему Интернет, Телевидение, Видеофильмы учащиеся заполняют таблицы и выявляют положительные и отрицательные стороны просмотра телевизионных программ, видеофильмов и использование интернета.

3 этап. На послетекстовом этапе обучаемым предлагаются задания в виде вопросно-ответной работы, узнавание языковых единиц, приведение в соответствие и сорасположение фрагментов, завершение и заполнение предложений.
Приемы, которые применяются на данном этапе, направлены на систематизацию и обобщение пройденного материала, например, ученикам поручено произвести полученную информацию в виде упражнения «Верные и Неверные утверждения». Каждой группе предлагается составить по 3 утвердительных предложений, и с использованием метода «Мозаика», то есть путем перемещения выполненного задания по группам, отметить для себя, согласны ли они с данным утверждением или нет. У каждой группы свой цвет фломастера, с помощью которого учащиеся отмечают True or False.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» часто используются мной на уроках именно на послетекстовом этапе. При работе в группах учащиеся совместно или индивидуально составляют вопросы, которые впоследствии адресуют другим группам.
На данном этапе учащимся также предлагается составить пятистишье «Синквейн», или предоставить полученную информации в виде проведения ролевой игры, интервью, найти синонимы и антонимы или грамматические структуры.
Прием «Авторский стул» также использую и при работе в парах на послетекстовом этапе. Одни участники сидят спиной к экрану, а другие пытаются объяснить значение появившегося слова на экране доски.
Для закрепления самостоятельно изученного материала, предлагаю своим ученикам принять участие в брейн – ринге «Своя Игра».

Из всего сказанного можно сделать вывод, что использование новых приемов и технологий способствует осуществлению самореализации личностных возможностей школьника. В результате на уроках чтения удается активизировать учебный процесс, сформировать устойчивые познавательные интересы и добиться стабильного повышения мотивации к изучению английского языка.
Кроме того, при развитии функциональной грамотности учащиеся учатся:
- читать, анализируя и систематизируя информацию;
- работать в команде, выдвигать и отстаивать свои идеи и толерантно относиться к иным точкам зрения;
- овладевать навыками самостоятельной работы.

Что же дают это учителю?

1) Учитель имеет возможность для саморазвития.
2) Меняется роль учителя в учебном процессе: он мотивирует, организует, консультирует и контролирует.

0 Формирование необходимого уровня функциональной грамотности через использование аудирования на уроках английского языка

Казахстан, Павлодарская область, г.Аксу

КГУ "Средняя казахская школа №1"

Учитель английского языка

Турумтаева А.С.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формироване функуциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2011-2020 годы формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определённым, социально значимым достижениям.

Однако из опыта работы следует, что у учащихся недостаточно развиты устная и письменная речь, коммуникативные процессы, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации. В процессе обучения английскому языку актуализация функциональной грамотности в сфере коммуникации является одной из основных задач образования.

Анализ методической литературы показывает, что из четырех видов речевой деятельности: говорения, чтения, аудирования и письма, на долю аудирования приходится самое меньшее количество времени, уделяемого на уроке иностранного языка, хотя с точки зрения практического владения иностранным языком аудирование занимает положение, не менее важное, чем говорение.

Аудирование – единственный вид речевой деятельности, при котором от лица, его выполняющего, ничего не зависит. Слушающий, в отличие от читающего, пишущего или говорящего, бессилен что-либо изменить в выполняемой деятельности, облегчить её, снизить трудности, приспособить условия поступления информации к своим возможностям и т.д. Кроме реального или учебного общения весь процесс усвоения иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется главным образом через слушание. Вот почему аудирование должно быть, развито лучше других умений.

Цель работы: изучить современное состояние теории и практики формирования навыков аудирования, разработать и применить на практике упражнения, направленные на формирование навыков аудирования у учащихся средних классов

Актуальность работы продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа казахстанца за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.

Новизна предлагаемой работы состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения английского языка)

Теоретической значимостью данной работы является выявление и обобщение положений о психологических и методологических основах формирования навыков аудирования.

Практическая значимость заключается в разработке системы упражнений на развитие навыков аудирования на английском языке у учащихся средних классов.

Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.
Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. На уроке практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающие в то же время и развивающие воздействие на ребенка, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребенка, и прежде всего, слуховой памяти, в столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета.
Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были на языке другого народа. Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом,ударением,мелодикой.
Аудирование не изолированный вид речевой деятельности, он находится в тесной взаимосвязи с говорением, чтением и письмом. Причем аудирование, как и чтение, относится к рецептивным видам речевой деятельности, в то время как говорение и письмо – к продуктивным. Понимание речи на слух тесно связано с говорением – выражением мыслей средствами изучаемого языка. Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух.
Аудирование связано и с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности. Чтение представляет собой перевод графического языка в звуковой. Читая – вслух или про себя, - человек как бы слышит воспринимаемый текст.
Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.
Таким образом, будучи тесно связано с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении.
Успешность аудирования зависит, с одной стороны, от самого слушающего (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интереса и т. д.), с другой стороны, от условий восприятия (темпоральной характеристики, количества и формы предъявлении, продолжительности звучания) и, наконец, от лингвистических особенностей - языковых и структурно-композиционных сложностей речевых сообщений и их соответствия речевому опыту и знаниям учащихся. В связи с этим нам следует учитывать факторы как психологического, так и лингвистического характера.
Большинство методистов считают, что на начальном этапе, когда формируются основные умения аудирования, тексты следует строить на знакомом языковом материале. Лишь на продвинутом этапе можно включать неизученный языковой материал. Следует формировать умения догадываться о значении слов, явлений, а также понимать смысл фраз и текста в целом, несмотря на наличие в нем незнакомых элементов.
Продуманная организация учебного процесса, четкость и логичность изложения, максимальная опора на активную мыслительную деятельность, разнообразие приемов обучения, уточнение задач восприятия позволяет создать внутреннюю мотивацию, направить внимание учащихся на моменты, которые помогут запрограммировать будущую практическую деятельность с воспринятым материалом.
В зависимости от целевой установки, предшествующей аудированию, восприятие будет проходить либо пассивно, либо носить активный характер. Кроме того, если вы преследуете несколько целей, их нужно предъявлять последовательно. Перед первым прослушиванием можно поставить цель на выделении главной мысли, а затем на поиск специальной информации.
Следует также отметить, успешность аудирования зависит от развитости слуховой и кратковременной памяти, умения слушающего пользоваться вероятным прогнозированием, переносить умения и навыки, выраженные на одном языке на иностранный. Большое значение имеют индивидуальные особенности учащегося как находчивость, сообразительность, его умение слушать и быстро реагировать на всевозможные сигналы устной коммуникации (паузы, логическое ударение, риторические вопросы), быстро входить в тему сообщения, соотносить с ее большим контекстом. Успешность аудирования в частности зависит от потребности школьников узнать что-либо новое, от наличия интереса к теме сообщения, от создания объективной потребности учиться.
Итак, в процессе овладения аудированием на иностранном языке учащиеся встречаются с разнообразными трудностями, влияющими на понимание иноязычной речи на слух. Это следует помнить и принимать соответствующие меры для снятия трудностей.
Аудирование выступает как средство и как цель обучения. Аудирование, используемое в качестве средства обучения, призвано стимулировать учебную и коммуникативную деятельность учащихся, обеспечивать управление процессом обучения, поскольку все время имеет место обратная связь, и создавать благоприятные условия для овладения английским языком.
Аудирование как цель обучения выступает тогда, когда предполагается получить какую-то, пусть самую элементарную содержательную информацию. Цели прослушивания могут быть следующими: понимание основного содержания текста, выборочное понимание необходимой информации или относительно полного понимания.
При выполнении заданий на понимание основного содержания текста учащиеся развивают умения:
¾ определять тему/проблему прослушанного сообщения;
¾ определять основные идеи аудиотекста;
¾ отделять главную информацию от второстепенной;
При выполнении заданий на относительно полное понимание содержания текста учащиеся развивают умения:
¾ выделять из аудиотекста необходимую информацию;
¾ выделять факты и аргументы в соответствии с поставленными вопросами;
¾ определять временную и причинно-следственную связь событий и явлений.
Обучение пониманию иноязычной речи на слух невозможно без контроля, т.к. он является важным и неотъемлемым компонентом учебного просесса.
Сложная задача обучения аудированию на иностранном языке состоит в том, чтобы развивать умения перерабатывать воспринимаемую на слух иноязычную речь в разных условиях общения как при непосредственном контакте собеседников, так и в записи.
В процессе смысловой переработки аудируемого сообщения участвуют разные механизмы психики, так как аудирование, как и другие виды речевой деятельности, - это психическая деятельность. Естественно, что функционирование этих механизмов (восприятия, памяти, внимания, антиципации, осмысления и т.д.) носит индивидуальный характер. Недостаточно эффективное (в силу тех или иных причин) функционирование этих механизмов сказывается на качестве понимания аудируемого сообщения. Следовательно, необходимо как развитие и совершенствование деятельности этих механизмов, так и контроль за успешностью решения этой учебной задачи. Так как контроль понимания услышанного может преследовать разные цели: с полным пониманием, с общим охватом содержания, с извлечением специфической информации, можно сделать вывод, что при контроле указанных объектов понимания при аудировании проверяется сформированность умений в той или иной степени полно, глубоко и точно понимать, а также дифференцировать, оценивать, перерабатывать поступающую по слуховому каналу информацию на иностранном языке.
Без грамотного и своевременного контроля процесс обучения аудированию не является полноценным.
Итак, аудирование очень важное умение, без овладения которым немыслимо обучение на языке.

Список использованной литературы:

  1. Методическое пособие Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла, Астана,2013
  2. Корнеева И.Н. Аудирование на основе коммуникативного подхода и его место в развивающем обучении. Курс. работа. Астана, 2014
  3. Елухина Н.В. «Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе»: Ж. «Иностранные языки в школе». – 2013 - №5 - с. 15.
  4. Richards C. Methodology in Language Teaching. An Anthology of Current Practice / C. Richards, A. Renandya. – Cambridge University Press, 2010.- 422 p.
mob_info