Барановский энциклопедия архитектуры смотреть онлайн. Архитектор Барановский Петр Дмитриевич: биография, личная жизнь и фото. В голодные годы


Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века: В семи томах / Г. В. Барановский. - С.-Петербург: Издание редакции журнала «Строитель», 1902-1908.

Барановскій Г. В. Архитектурная энциклопедія второй половины XIX вѣка / Г. В. Барановскій. - С.-Петербургъ: Изданіе редакціи журнала «Строитель», 1902-1908.

Гавриил Васильевич Барановский (25 марта 1860, Одесса - 1920, Петроград) - русский архитектор, гражданский инженер, искусствовед и издатель. Начал свою архитектурную деятельность в 1883-1885 годах под руководством П. Ю. Сюзора. Первый самостоятельный проект - Главная дворцовая канцелярия. С 1888 - главный архитектор Балтийского завода. Преподавал в Институте гражданских инженеров в 1897-1905 гг. Состоял членом правления Общества гражданских инженеров, членом Совета по горнопромышленным делам при Министерстве земледелия и гос. имуществ (с 1904), служил в Техническо-строительном комитете (ТСК МВД) (с 1885 г. - техник, с 1902 г. - сверхштатный член ТСК МВД, с 1907 г. - штатный член ТСК МВД). С 1907 года - действительный статский советник.

Г. В. Барановский оставил после себя фундаментальную иллюстрированную «Архитектурную энциклопедию второй половины XIX века». Он был инициатором издания энциклопедии, ее автором и редактором. В издание включены лучшие на тот период времени образцы художественно-архитектурного творчества мастеров всего мира. Богатство и количество представленного на страницах томов материала позволяет архитекторам, художникам, застройщикам, а также всем, кто интересуется архитектурой, найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимые идеи для дальнейшего творчества.

Издание оцифровано Российской государственной библиотекой.

  • Том І. Архитектура исповеданий. - 1902. - XXII, 500 с.; ил. (яндексдиск, 241 МБ)
  • Том ІІ (A-B). Общественные здания. - 1908. - XXI, 731 с.; ил. (яндексдиск, 693 МБ)
  • Том ІІ (C-D). Общественные здания. - 1908. - XX, 297, 316 с.; ил. (яндексдиск, 619 МБ)
  • Том IIІ. Выставки, зрелища, спорт и т. п. - 1903. - XVIII, 502 с.; ил. (

    - (25 марта 1860 около 1920, Петроград), российский архитектор, историк архитектуры, издатель. Жил и работал в Петербурге. В 1885 окончил Институт гражданских инженеров (ИГИ), в 1885 1917 служил в Технико строительном комитете Министерства… … Энциклопедический словарь

    Барановский Гавриил Васильевич - (1860—1920), архитектор, историк архитектуры. Окончил ИГИ (1885). Занимался вопросами строительного законодательства и градостроительства. Член правления общества гражданских инженеров. Ранние постройки Барановского — жилые дома на… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1860 1920), архитектор, историк архитектуры. Окончил ИГИ (1885). Занимался вопросами строительного законодательства и градостроительства. Член правления общества гражданских инженеров. Ранние постройки Б. жилые дома на набережной р.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1860 1920), российский архитектор. Работал в Санкт Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн (комплекс товарищества… … Энциклопедический словарь

    - (1860—1920), архитектор. Работал в Санкт Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн (комплекс товарищества «Братья… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1860 1920). Окончил ПИГИ в 1885 со званием гражд. инж. Имел частную практику в СПб. Зять купца Г. Г. Елисеева, для которого построил в СПб (1902 03) и переделал в Москве (1903, ул. Тверская, 14) торговые дома. Построил доходный дом по Козицкому… … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    Барановский русская фамилия. Фамилии Мужские: Барановский Александр Иванович (1890 1965) советский график и архитектор. Барановский, Борис Евгеньевич главный балетмейстер Московского академического театра оперетты, заслуженный… … Википедия

    Барановский Г. В. - БАРАНÓВСКИЙ Гавриил Васильевич (1860–1920), архитектор. Работал в С. Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн… … Биографический словарь

Книги

  • Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. В 7 томах. Комплект из 8 книг , Барановский Гавриил Васильевич. Репринт с издания. СПб. 1902-1908. В издание включены лучшие на тот период времени образцы художественно-архитектурного творчества мастеров всего мира. В энциклопедиювключены графические…
  • Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том 2. Книга 1 , Барановский Г.В.. Энциклопедия воссоздана по изданию 1902-1908 годов, впервые печатается в 7 томах (8 книгах), в оригинальном формате и в полном объеме. Автор энциклопедии Барановский Гавриил Васильевич,…

Историки архитектуры, специалисты в области охраны памятников, генеалоги, краеведы, журналисты собрались для обсуждения вопросов, связанных с поиском и введением в научный дискурс новых документов, раскрывающих неизвестные ранее факты биографии архитектора, историю некоторых его построек и проблему востребованности наследия Гавриила Барановского.

Дом Русского географического общества в Санкт-Петербурге стал местом проведения научного обсуждения неслучайно, ведь это единственное здание архитектора, никогда не менявшее своего предназначения и сохранившееся в том виде, в котором задумал его Гавриил Барановский в начале XX века.

Во внешнем и внутреннем облике устройства Штаб-квартиры Русского географического общества в Санкт-Петербурге соединились имперская репрезентативность и одновременно демократизм, присущий науке, и романтизм, неотделимый от духа географических путешествий.

(Из выступления А. Ильиной).

Жизнь и судьба

В историю Гавриил Барановский вошел как один из самых прогрессивных русских архитекторов начала XX века, оставивший много удивительных зданий. «Историки архитектуры очень ценят Барановского, но для простой публики это достаточно загадочная фигура», – считает Елена Травина – исследователь биографии зодчего.

Гавриил Васильевич Барановский (1860–1920) – архитектор, историк архитектуры, издатель. В 1885–1917 служил в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел, одновременно в 1897–1905 преподавал в Институте гражданских инженеров, занимался вопросами строительного законодательства.

Его самые известные работы в Петербурге – Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте, здание Русского географического общества, Буддийский храм, собственная дача «Вилла Арфа» в Келломяках (ныне Комарово).

Издавал в 1894–1905 годах журнал "Строитель", как автор и редактор создал фундаментальную "Архитектурную энциклопедию второй половины ХIХ века" (т. 1–7, 1902–1908).

Еленой Травиной была проделана большая работа в российских и финских архивах, в ходе которой удалось развеять многие мифы и установить исторические факты, касающиеся жизни и творчества Гавриила Барановского. До недавнего времени считалось, что «придворный архитектор купцов Елисеевых» мог принадлежать к их семье, и, возможно, был женат на одной из дочерей (сестер) главы торгового дома. В действительности единственной женой Г.В. Барановского была Екатерина Васильевна Кобелева – дочь действительного статского советника унтер-шталмейстера Высочайшего Двора. В 1890 году у четы Барановских родился сын Василий (1890–1945), окончивший в 1911 году Императорское училище правоведения, а в 1914 году экстерном Консерваторию по классу фортепиано. После Октябрьской революции вторая профессия очень пригодилась сыну знаменитого архитектора, когда правоведы оказались не нужны, впрочем, как и архитекторы.

В 1917 году семья Барановских оказалась на своей даче в Келломяках, сам Гавриил Васильевич остался без любимой работы и, прожив три трудных и тревожных года, скончался от паралича сердца в июле 1920 года. Похоронен на местном кладбище. Запись о его смерти Елене Травиной удалось обнаружить в приходской книге Духовской церкви в Келломяках в Национальном архиве Финляндии. Таким образом, развеян еще один миф – о причине смерти и месте погребения архитектора, которое, к сожалению, на Комаровском кладбище найти не удалось. Установить мемориальную доску на кладбищенской ограде просто необходимо, – считает Елена Травина, – чтобы увековечить память о выдающемся архитекторе, педагоге, историке архитектуры, столь много сделавшим для России. Пока все попытки осуществить этот замысел упирались о глухую стену, – с горечью констатировала исследователь

Основные сведения об архитекторе исследователи черпали из «Юбилейного сборника сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (строительного училища)», составленным самим Г.В. Барановским в 1893 году. Долгие годы этот сборник был единственным источником информации об архитекторе, содержащим также единственный, дошедший до нас его портрет.

Виктор Крюков (г. Хельсинки) впервые познакомил участников круглого стола с некоторыми документами из семейного архива. Прабабушка Виктора Крюкова была родной сестрой жены Гавриила Барановского и, по мнению экспертов, сохранившиеся в этой семье материалы бесценны. В. Крюков представил фотографию самого архитектора, до этого не известную исследователям, портреты сына Василия Барановского и его жены скрипачки Норы Дюсберг, неизвестные фотографии виллы «Арфа» в период строительства и после его окончания. Докладчик сообщил, что в семье хранится переписка родственников, изучение семейной хроники продолжается и, возможно, специалисты в недалеком будущем получат новые сведения из жизни Гавриила Барановского и его окружения.

Вилла Нордиска – «Арфа» (Harppulinna , финск.) – собственная дача архитектора Гавриила Барановского, построенная в 1913 году в Келломяках на высоком берегу. На участке вокруг дачи был разбит парк с фонтанами и бетонным прудом в форме палитры художника перед южным фасадом дома. В обрыв была встроена двухъярусная смотровая терраса с прекрасным видом на Финский залив.

Вилла разрушена в конце Второй мировой войны и ее облик дошел до нас по немногочисленным фотографиям. Участок сохранился в первоначальном размере, также сохранились пруд, беседка и смотровая терраса.

Старые фотоснимки 30-х годов XX века позволяют архитекторам составить представление об ее облике. Ассиметричные объемы, характерные для модерна, обилие открытых террас, остекление веранды, легкость и изящество конструкции отличали это произведение (см.: Ушакова О.Б. Вилла "Арфа" Г.В. Барановского. Опыт графической реконструкции // Фонтанка: культурно-ист. альманах. 2015. № 18. С. 86-91).

Вилла «Арфа» и вилла «Орро»

Историк архитектуры Светлана Левошко поблагодарила устроителей за организацию круглого стола, посвященного выдающемуся зодчему, герою своего времени, воплощавшему новый тип архитектора рубежа XIX–XX веков, который вел колоссальную работу: занимался проектированием, педагогической, издательской и публицистической деятельностью. «Широта охвата, подходов в своей работе, оставленное им наследие, требовали большего внимания специалистов, но на сегодняшний день нет ни одного фундаментального исследования, посвященное его личности и творчеству», – подчеркнула исследователь.

На примере двух ныне утраченных вилл, возведенных по проекту Г.Барановского на побережье Финского залива в Келломяках и Тойла-Ору (Эстония), Светлана Левошко продемонстрировала самые сильные качества архитектора, среди которых, помимо стиля, особо выделяется новаторский и инженерный талант.

Продолжила тему дачных построек Барановского архитектор Ольга Ушакова, представившая проект виртуальной реконструкции виллы «Арфа». Работа выполнена в рамках глобального проекта "Документация утраченного" студентами двух петербургских вузов: Государственным архитектурно-строительным университетом и Университетом информационных технологий, механики и оптики под руководством автора доклада. В связи с тем, что чертежи виллы утрачены, творческой группе на основе архивных материалов – фотографий, воспоминаний современников и аналогов пришлось воссоздавать архитектурный образ виллы «Арфа» на основе трехмерной модели.

Специалисты в области охраны памятников вот уже не один год бьют тревогу по поводу сохранившихся построек на территории бывшего участка виллы «Арфа». Уникальные сооружения – беседка, смотровая терраса могут снесены в одночасье новыми владельцем в связи с тем, что не внесены ни в один из перечней объектов культурного наследия.

Исследователь Светлана Марахонова представила фотоальбом семьи главы торгового дома «Братьев Елисеевых» Григория Елисеева, посвященный имению в Орро (ныне Тойла-Ору). Уникальный альбом фотографий сохранился у потомком единственной дочери купца – Мариэтты Елисеевой и содержит подробные изображения видов, интерьеров виллы и ее окрестностей.

Дом, который построил Барановский

Одно из самых ярких сообщений сделала искусствовед Анна Ильина, впервые представившая описание интерьера Научной библиотеки Русского географического общества.

Исследователь отметила, что библиотека РГО является уникальным специальным книжным собранием, размещенном в выдающемся архитектурном сооружении и интерьере. «Бесценная книжная коллекция создавалась одновременно с Русским географическим обществом, и библиотека стала средоточием деятельности Общества, его духовным ядром. Организация пространства подчеркивает эту значимость, – отметила Ильина.– А интерьер библиотеки вполне достоин быть включенным в список наиболее значимых интерьеров эпохи модерна».

Барановский – издатель

Историк Вадим Жуков, анализируя издательскую и публицистическую деятельность архитектора, заострил внимание на двух его произведениях, занимавших особое место творческой биографии Гавриила Барановского и в истории архитектуры в целом. Данью уважения своей Alma mater стал «Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (1842–1892)». В книге приведены краткие биографические справки о выпускниках с перечислением принадлежащих им построек.

«Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века» Гавриила Барановского – фундаментальный труд, вобравший лучшие архитектурные образцы отечественного и мирового зодчества. В энциклопедию вошли графические таблицы, фотографии, подробнейшее изображение фасадов, зданий, их фрагментов и деталей в планах, проекциях, перспективах. На почти 5 тысячах страниц помещено около 22 тысячи изображений. Ничего подобного ни до, ни после этого не было издано ни в России, ни за рубежом, – подчеркнул В. Жуков.

Для участников круглого стола была организована экскурсия с посещением библиотеки, зала Президиума, кабинета Президента Общества и выставки, посвященной 170-летию Русского географического общества. Экскурсанты могли также увидеть выставку исторических фотографий здания РГО, сделанных в начале XX века знаменитым фотографом, членом РГО С.М. Прокудиным-Горским, и оценить сохранность здания и его интерьеров с момента постройки и до сегодняшнего дня.

Барановский как архитектор-энциклопедист, безусловно, ощущал пульс современной архитектурной жизни, ее взаимосвязь с экономикой, культурой, политикой и все его постройки демонстрируют всегда безусловную интеллектуальную и творческую свободу, главное – очень точное понимание назначения цели здания (А. Ильина).

Текст: Татьяна Николаева

Фото: Александр Филиппов, Андрей Стрельников, сайт terijoki.spb.ru

Работы архитектора Г. В. Барановского известны многим. Только в Петербурге их, согласно www.citywalls.ru , 14, в том числе самые известные - Елисеевский магазин на Невском, Буддийский дацан на Приморском, собственный дом Барановского на ул. Достоевского, о котором недавно сообщала schwarzze - http://schwarzze.livejournal.com/368698.html . "Архитектурная энциклопедия" Г. В. Барановского тоже известна всем, кто интересуется архитектурой.

А вот про самого Г. В. Барановского известно мало, а то, что "известно" - зачастую устоявшиеся легенды, не имеющие ничего общего с действительностью.

Начнем с того, что до 2011 г. не было публично доступно ни одного портрета Г. В. Барановского. В феврале 2011 мои коллеги по терийокскому сайту Елена Травина и Виктория Макашова обнаружили портрет Барановского в альбоме "Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров. 1842-1892" в фондов музея СПбГАСУ (бывш. ЛИСИ).

Дальше. По устоявшейся легенде Г. В. Барановский был женат на дочери Г. П. Елисеева, главы торгового дома Елисеевых. Эта информация присутствует и в статье о Г. В. Барановском в русскоязычной Википедии. Однако, это не правда. Барановский был женат на Екатерине Васильевне Кобелевой, сестре гражданского инженера Николая Васильевича Кобелева. Эта информация подтверждается двумя источниками - тем же музеем СПбГАСУ и потомками семьи Крюковых, соседей Барановского по даче в Келломяки (сосед Барановского Крюков был женат на сестре жены Барановского).

Не было достоверной информации и о смерти Г. В. Барановского - месте, причине, дате. Обычно указывают 1920 год, Петроград и, либо расстрелян большевиками во время "красного террора", либо умер от голода (последний вариант приведен и в упоминавшейся статьи в Википедии).

И вот на днях Елена Травина и Виктория Макашова обнаружили в Национальном архиве Финляндии приходскую книгу Келломякской Духовской церкви за 1920 год. Тут надо сказать, что церковь эта сгорела в 1918 году. Но, поскольку после революции в Келломяках осталось определенное количество русских, там действовала домовая церковь с тем же названием. И в этой книге мои коллеги обнаружили запись от 28 июля 1920 о смерти Гавриила Васильевича Барановского, гражданского инженера, от паралича сердца. И о том, что он был похоронен на Келломякском православном кладбище, то есть на том самом некрополе, который сейчас известен тем, что там похоронена А. А. Ахматова, академик Д. С. Лихачев и многие другие известные деятели науки, культуры и искусства.

Мы в прошлом году обследовали Комаровский некрополь на предмет довоенных могил. Несколько таких могил там сохранилось, но обозначены немногие - http://terijoki.spb.ru/old_dachi/komarovo_nekropol.php . Безымянных холмиков еще много, значит под одним из них Г. В. Барановский.

Да, просто к сведению, фотография знаменитой виллы "Арфа" (месторасположение - http://terijoki.spb.ru/old_dachi/komarovo_map.php?xd=04&ob=30), дачи архитектора Г. В. Барановского в Келломяках.

Барановский Гавриил Васильевич - архитектор и издатель. В его энциклопедии содержатся чертежи и фотографии лучших и достойнейших, на взгляд автора, архитектурных объектов конца XIX века как Росии, так и Европы.

Богатство и количество представленного материала поможет архитекторам, художникам, застройщикам, а также всем, кто интересуется архитектурой, получить вдохновение и массу идей для своей работы. Ведь как известно, новое? это хорошо забытое старое:-)

Предисловие автора

В настоящем издании мы имели в виду дать возможно полное собрание лучших образцов художественно-архитектурного творчества второй половины XIX века: несомненно, что именно за этот период ясно обнаружилось в искусстве стремление освободиться от вековых традиций подражательности и условности и стать непосредственным выражением идей и требований своего времени.
Сравнительно несложная задача обязывала нас лишь к строгому выбору материала, но не ставила нам никаких определенных рамок; однако скоро возникли сомнения, которые и привели к неожиданным последствиям.

Во-первых, в самом начале дела пришлось убедиться, что, руководясь личным вкусом, мы рисковали придать нашему труду слишком субъективный характер и тем сузить его значение. Во-вторых, полная свобода выбора и отсутствие определенных границ естественным образом увлекали нас все дальше и дальше, побуждали захватить круг предметов, возможно широкий и – в конец концов – привели к мысли дать, вместо простого сборника лучших произведений, труд не менее практический, но более идейный: явилось неотразимое желание осуществить опыт – не то, что истории, но хотя бы прагматической характеристики новейшего зодчества в его последовательном развитии и подготовить материал для всесторонней оценки совершающейся на наших глазах эволюции данной отрасли искусства.

Такая постановка вопроса налагала обязанности чрезвычайно трудные и во многих случаях почти невыполнимые. Однако захватывающих интерес задачи решили дело бесповоротно.

Наше увлечение легко поймет тот, кто хоть на минуту отдавался исследованию какой-либо области искусства или знания. Там, в мире пережитого, продуманного, прочувствованного, — каждая мысль, каждое новое движение, каждый своеобразных штрих так или иначе повлияли на общих ход дела, отразились положительным участием в работе поколений и кое что прибавили к богатству данного века.

С этой точки зрения и всякая художественная лепта, вложенная в общую сокровищницу, должна быть добросовестно причислена к итогу, которым измеряются приобретения человеческого духа.

Руководясь этим принципом, мы так определили свои намерения: собрать по возможности все то, что могло бы служить к характеристике современного зодчества во всех его применениях и направлениях; систематизировать весь материал по содержанию композиций; установить точнейшим образом авторство и провести – насколько возможно – хронологический порядок, полагая, что этот последний до некоторой степени обнаружит преемственность идей и объяснит то или иное явление…
Насколько удачно решим мы задачу, покажет будущее. Теперь же считаем не лишним заметить одно: все подготовленное до настоящего времени, а в особенности опыт первой части нашего труда, приводит к заключению, что до полного осуществления цели очень далеко и – что оно не под силу одному человеку.

Это обстоятельство заранее оправдывает все те недочеты, которые в изобилии будут указаны критикой и которые мы сами вполне сознаем и могли бы перечислить, если бы представилась надобность. Тем не менее мы все таки успели набросать довольно широкую программу и дадим по крайней мере общую картину архитектуры конца XIX века; обрисуем, что возможно, полнее; многое наметим в общих чертах; а очень многое предоставим закончить другим. (…)

(…) Наконец, еще одно замечание. Мы имеем в виду, главным образом, художественную сторону предмета; если же сторона утилитарная также не оставлена без внимания, то лишь настолько, насколько это требовалось для выяснения архитектурной физиономии данного произведения. Поэтому не следует в нашей книге искать того, что не входит в ее программу.

Г.В. Барановский

О хронологии

Если при некоторых проектах не поставлены точные даты, то это сделано во избежание ошибок. Тем не менее мы старались во всех таких сомнительных случаях сохранить последовательность размещения, соответствующую действительности, чем восполняется до некоторой степени указанный недостаток.

mob_info