Влияние этрусков на римлян. Этруски – таинственные предшественники Рима. Как Мир стал Римом и Ромой

Недостаток письменных и материальных исторических свидетельств, значительный временной период, отделяющий современность от эпохи этрусков не позволяют пока досконально изучить жизнь представителей этой цивилизации, но известно, что и на античные народы, да и на современный мир, этруски оказали весьма заметное влияние.

Возникновение и исчезновение цивилизации этрусков

Этруски появились на Апеннинском полуострове в IX веке до н.э. и уже через три столетия представляли собой развитую цивилизацию, которая могла гордиться высоким уровнем мастерства ремесленников, успешным земледелием, а также наличием металлургического производства.

Фрагмент фронтальной стенки этрусской погребальной урны

Цивилизация Вилланова, первая из культур железного века на территории Италии, рядом ученых считается ранним этапом существования этрусков, другие же отрицают преемственность между двумя культурами, признавая версию об изгнании представителей Вилланова этрусками.

Происхождение этрусков – один из вопросов, вызывавших споры среди историков еще с античных времен. Так, Геродот утверждал, что этот народ пришел на Апеннины из Малой Азии – эта версия и сейчас имеет наибольшую популярность.


Геродот

Тит Ливий предполагал, что родина этрусков – Альпы, и народ появился благодаря миграции племен с севера. Согласно же третьей версии, этруски ниоткуда не приходили, а жили на этой территории всегда. Четвертая версия – о связи этрусков со славянскими племенами – считается в настоящее время псевдонаучной, несмотря на свою популярность.

Интересно, что сами этруски предвидели закат и гибель своей цивилизации, о чем писали в своих книгах, позднее утерянных.


Этрусский саркофаг

Причинами исчезновения народа называют как ассимиляцию с римлянами, так и воздействие внешних факторов – в частности, малярию, которая могла быть завезена в Этрурию путешественниками с Востока и распространялась благодаря комарам, во множестве населявших болотистые земли Италии.

Сами этруски молчат о своей истории – их язык несмотря на довольно успешную дешифровку надписей на надгробиях тем не менее продолжает оставаться неразгаданным.

Взаимодействие этрусков с другими народами

Как бы то ни было, около тысячи лет существования цивилизации этрусков оставили любопытные следы. Этрурия находилась в исключительно благоприятном с точки зрения природных ресурсов регионе. Здесь в изобилии встречались строительный камень, глина, олово, железо, росли леса, были разведаны залежи угля. Этруски, помимо высокого уровня развития земледелия и ремесел, преуспели и в пиратском деле – они слыли отличными кораблестроителями и держали в страхе суда других племен. Этому народу приписывают, помимо прочего, изобретение якоря со свинцовой перекладиной-штоком, а также медного морского тарана.


Фрагмент фрески с изображением корабля этрусков

Однако взаимодействие этрусков с древними народами Средиземноморья не носило характер противостояний – напротив, жители Этрурии охотно перенимали ценности Древней Греции и особенности ведения быта. Известно, что древнегреческий алфавит был заимствован сначала этрусками, а от них – римлянами. Несмотря на то, что этрусский язык ученые пока не могут перевести, записан он тем не менее греческими буквами – как на табличках из города Кортоны, обнаруженных в 1992 году.


Таблички из Кортоны с надписью на языке этрусков

Считается, что ряд слов, употребляемых и современным человеком, имеют этрусское происхождение. Это, в частности, «персона», «арена», «антенна» (в значении «мачта»), «литера» и даже «сервис» (означало «раб, слуга»).

Этруски были большими любителями музыки – под звуки флейты, чаще всего двойной, они и готовили, и воевали, и отправлялись на охоту, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий ученый и философ Аристотель.


Фреска некрополя города Тарквинии с изображением двойной флейты

Тоги, украшения, строительство городов и цирков

Вероятно, под музыку они и одевались – интересно, что знаменитая римская тога с пурпурной каймой ведет свою историю именно от этрусков. Этот большой кусок ткани, как правило, из шерсти, появился благодаря эволюции от украшенных орнаментом плащей этрусских вождей.


Этруски считаются создателями римской тоги

Женщины носили пышные юбки и лифы на шнуровке, а кроме того, очень любили украшения – впрочем, как и мужчины. Сохранились браслеты, кольца, ожерелья этрусков, сделанные из золота. Особого мастерства этрусские мастера добились в создании фибул – застежек из золота чрезвычайно тонкой работы, которыми скрепляли накидки.


Этрусская фибула из золота

Отдельного упоминания заслуживает этрусское искусства строительства городов, оказавшее большое влияние на архитектуру Рима и античности в целом. В VII веке до н.э. возникло явление Двенадцатиградия – союза крупнейших этрусских городов, среди них Вейи, Клузий, Перузия, Ватлуна и другие. Остальные города Этрурии подчинялись ближайшему из входивших в Двенадцатиградие.


Город этрусков Вольтерра

Начало строительства города этруски начинали с символического обозначения границы – ее должны были очертить запряженные в плуг бык и телка. В городе обязательно размещались три улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.


Древнеримская Аппиева дорога - Виа Аппиа

Есть также предположение, что знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

Этрусками был возведен самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были проведены царем Тарквинием Приском, который был родом из этрусского города Тарквинии в VI веке до н.э.


Большой Цирк - Циркус Максимус

Что же касается боев гладиаторов – это древняя традиция берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить вместо того, чтобы принести их в жертву богам.


Бой гладиаторов. Римская мозаика

Смешение разных культур, взаимное влияние миров Древней Греции, Древнего Рима и Этрурии друг на друга приводили к обогащению опыта разных народов и одновременно к потере самобытности каждого из них. Этруски в античном мире – одна из важнейших составляющих, без них история человечества была бы иной.

(1494-1559)

Аргументация миграционной версии

В пользу второй теории говорят труды Геродота , появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот , этруски - это выходцы из Лидии , области в Малой Азии , - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной . Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах , которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула Микенская цивилизация и пала империя хеттов , то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н. э. или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа, которые подтверждают родство этрусков с обитателями земель, в настоящее время относящихся к Турции .

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако имеется также версия, что этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы». С этрусками этого раннего периода А. Эрман отождествлял легендарное племя турша, жившее в восточном Средиземноморье и совершавшее захватнические набеги на Египет (XIII-VII вв. до н. э.) .

Аргументация комплексной версии

На материале античных источников и данных археологии можно сделать вывод о том, что в этногенезе этрусков приняли участие древнейшие элементы доисторического средиземноморского единства в период начала движения с Востока на Запад в IV-III тыс. до н. э.; также волна переселенцев с ареала Чёрного и Каспийского морей во II тыс. до н. э. В процессе формирования этрусской общности встречены следы эгейских и эгейско-анатолийских эмигрантов. В подтверждение тому приводятся результаты раскопок на о. Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому строю этрусского языка.

Географическое положение

Точные пределы Этрурии определить пока не представляется возможным. Начало истории и культуры этрусков положено в регионе Тирренского моря и ограничено бассейном рек Тибр и Арно . В речную сеть страны входили также реки Авенция, Весидия, Цэцина, Алуза, Умбро, Оза, Альбиния, Армента, Марта, Минио, Аро. Широкая речная сеть создавала условия для развитого земледелия, в ряде мест осложнённого заболоченными участками. Южная Этрурия, почвы которой были часто вулканического происхождения, имела обширные озёра: Циминское, Алсиетиское, Статоненское, Вольсинское, Сабатинское, Тразименское . Более половины территории страны занимали горы и холмы. По росписям и рельефам можно судить о разнообразии флоры и фауны региона. Этруски культивировали кипарис, мирт, гранатовое дерево, привезённое в Италию из Карфагена (изображение граната встречается на предметах этрусков в VI в. до н. э.).

Города и некрополи

Каждый из этрусских городов контролировал определенную территорию. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.

Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.

От названия этого города (этр. - Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» - так римляне называли некоторые погребальные обряды.

Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь , фундамент храма и резервуары для воды. Вулка - единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.

Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшего двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци . Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.

При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции - ориентализирующего или геометрического, классического (эллинистического), а также возвышения Рима. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский период

Самым важным из исторических источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ему, первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII-X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации - изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха в урнах.

Периоды Вилланова I и Вилланова II

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II-I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс романизации этрусских городов был практически завершён вместе с собственно этрусской историей.

Искусство и культура

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX - началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самыми примечательными из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Этрусский язык и литература

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы - лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

    По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

    Предметы роскоши и ювелирные изделия

    На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса , янтаря , слоновой кости , драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы , украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы , изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью.

    Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии , изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду.

    Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески или булла часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

    • Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов - гаруспиков [ ] . Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем [ ] . В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто [ ] . Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой.

      Досуг

      Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям [ ] . Также, этруски имели театр , но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.

      Экономика

      Ремёсла и сельское хозяйство

      Основой процветания Этрурии было земледелие , которое позволяло содержать скот и экспортировать излишки пшеницы в крупнейшие города Италии. В археологическом материале найдены зёрна полбы, овса и ячменя. Высокий уровень земледелия этрусков позволял заниматься селекцией - был получен этрусский сорт полбы , впервые они начали возделывать культурный овёс . Лён шёл на шитье туник и плащей, корабельных парусов . Этот материал использовался для записи различных текстов (позже это достижение было заимствовано римлянами). Имеются свидетельства антиков о прочности льняной нити, из которой этрусские ремесленники изготавливали панцири (гробница VI в. до н. э., Тарквинии). Довольно широко этруски применяли искусственное орошение , дренаж , регулирование течения рек. Известные археологической науке древние каналы находились у этрусских городов Спина, Вейи , в районе Коды.

      В недрах Апеннин залегали медь, цинк, серебро, железо, на острове Ильва (Эльба) железнорудные запасы - всё разрабатывалось этрусками. Наличие многочисленных изделий из металла в гробницах VIII в. до н. э. в Этрурии ассоциируется с адекватным уровнем рудного дела и металлургии. Остатки горнорудного дела широко встречены у древней Популонии (район Кампилья Марритима). Анализ позволяет установить, что выплавка меди и бронзы предшествовала железообработке. Встречаются находки из меди, инкрустированные железными миниатюрными квадратиками - приём, применяемый при работе с дорогостоящими материалами. В VII в. до н. э. железо ещё было редким металлом для обработки. Тем не менее металлообработка в городах и колониальных центрах выявлена: в Капуе и Ноле было развито производство металлической посуды, в Минтурнах, Венафре, Суэссе найден ассортимент предметов кузнечного ремесла. Мастерские по обработке металлов отмечены в Марцаботто. Для того времени добыча и обработка меди и железа была значительной по масштабам применения. В этой области этруски преуспели в сооружении шахт для ручной добычи руды.

Порассуждаем, опираясь на факты.

Красивое русское слово мир . А сколько с ним связано в истории.

Все помнят нашу последнюю орбитальную станцию Мир . Старшее поколение граждан СССР ещё помнит лозунги на крышах домов: Миру мир , Мир во всем мире .

Смысл этого слова хорошо знали коммунисты, церковь и цари. Это слово притягивало тогда, магнитит и сегодня.

Ещё в школьной истории мы видим, как стремились к миру Византии наши князья. Сначала совершали набеги, словно мальчишки, которые знакомятся с девочкой подзатыльниками. Позднее Русь и Византия уже закрепляли связь династическими браками, а князья не сопротивлялись религиозному слиянию с Византией. Их не остановила даже потеря самобытности и части суверенитета. Утраты от , очевидны, но было что-то, что оказалось важнее этих потерь.

В нашей истории есть и таинственная неожиданность, с какой возникла философская идея «Москва - Третий Рим». Вроде бы ей и возникнуть неоткуда, но как ярко в грамотке смиренного монаха Филофея прозвучало: «Два Рима падоша по грехам своим, третий же стоит, а четвертому не бывать».

Не считали на Руси Парижи и Лондоны, а вот Римы сосчитали. Любопытно это. А ведь не просто сосчитали. С Римом даже свою географию связывали.

Прочтем мало известное стихотворение Тютчева «Русская география», 1886 года. Попытайтесь увидеть скрытый в нём смысл.

Москва и град Петров, и Константинов град -

Вот царства русского заветные столицы…

Но где предел ему? И где его границы -

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам судьбы их обличат…

Семь внутренних морей и семь великих рек…

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги до Евфрат, от Ганга до Дуная…

Вот царство русское… и не прейдет вовек,

Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Оставим библейское пророчество и взглянем на град Петров , который у поэта - отнюдь не Петербург, а Рим! Город апостола Петра упомянут в одной строке со вторым Римом - Константинополем и третьим - Москвой.

За много веков до христианства,Первый Рим получил свое исконное первое название - Мир , и слово это как вы понимаете русское. Мир в обратном прочтении дает наше же звучание - Рим . А на любом иностранном языке он - Рома .

Интересная заморочка «Рим=Мир», стала предметом внимания ученых. А раскрытие этой тайны привело к обнаружению, может и большему чем просто страница в истории. Разумеется, этому открытию хода не дают. Потому что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Именно история Рима и является темой нашего сегодняшнего исследования.

Когда крестили страну, и когда создавали будущую Россию и СССР, все и Владимир креститель, и Иван III , и коммунисты действовали в русле одной идеи. Во все времена руководители страны считали себя восприемниками древней Империи. В истории тому множество свидетельств. Так, например, считал князь Святослав сын Великой княгини Ольги. Он заявлял: «Не любо мне жить в Киеве. Хочу жить на Дунае, в Переславце. Тот город есть середина моей земли...» . И как вы думаете, где эта земля с центром в Переславце? Тоже думал и Иван III , провозглашая себя правителем не существующего, а будущего государства . Он видел в составе Руси Балканы и черноморские проливы со Святой Землей. Вот выдержка из пасхалии Ивану III в 1492 году. «Сам Бог поставил Ивана III - нового царя Константина новому граду Константина - Москве» . Не отстали от них и коммунисты, когда в своей Конституции СССР 1924 года писали про Мировую Социалистическую Советскую Республику . Что бы считать себя наследниками Римской империи нужно иметь хоть какие-то для этого основания. И похоже они эти основания имели.

Кстати в те стародавние времена историки насчитали Киевов аж 16 штук. Про один из них ещё сказал Адам Бременский: «Киев — соперник Константинополя, славнейшее украшение… Греции » . Куда только та география подевалась из истории?

Продолжим про начало Империи Рима.

В статье В.А. Чудинова «Велитернский крест - раннее христианство или поздний ведизм?» сообщается:

«Слева мы читаем слово РИМ, справа - слово МИР, что еще раз убеждает нас в том, что РИМ = МИР, то есть, что город Рим, когда-то был назван русским словом Мир».

На изображении вынесены увеличенные фрагменты.

«При чтении этрусских надписей я понял, что город Рим был наименован русскими, которые его заложили и построили. МИР, однако, при чтении справа налево, которое тогда входило в моду, стали читать РИМ».

Это что же? Этруски предшественники римлян по паспорту оказываются русскими?

Начнем по порядку.

Историкам известен т.н. Велитернский крест.

Крест как артефакт,датируется VI веком н.э., обретен в центре Апеннинского полуострова.

По пропорциям это христианский католический крест! Языческие кресты равноконечные, этот вытянут в длину. Но по изображениям - крест славянский!

На обратной стороне все лики зооморфные; в центре лик Агнца-Яра, вверху лик сокола-Яра, слева - лик Агнца в качестве азиатского Исы, справа - лик Агнца-Христа, внизу - лик медведицы Макоши .

Так что это скорее крест Яра, чем Христа.

Теперь о названии города.

Славянское слово МИР как название города не случайно. Оно входит в гнездо славянских слов для наименования городов, например, Владимир = Владей Миром; Владикавказ = Владей Кавказом. И сегодня известен Мир — исторический город в Белоруссии.

Короткое название Мир в Белоруссии вовсе не случайно. Как мы увидим дальше, эта традиция принадлежит белорусским кривичам.

Как Мир стал Римом и Ромой.

Обратное произнесение слова отражает реально существовавшее противоречие чьих то интересов. Потому и слово «Рим» живет только в русском языке.

Каноническая формула латинских законодательных постановлений, выражаемая словами «Urbis et orbis» - переводимая как «городу и миру» имеет и ещё один вариант перевода дословный - «городу и его окружению». Так что латинские постановления имеют исходное русское значение «Миру и Риму», т.е. «русскому городу и окружающему его латинскому населению».

Сначала имело место этническое противостояние, выражавшееся в словесной форме. Из-за различия в языках русское название города Мир окружающими латинянами произносилось как А-мор .

Возникновение слова Амор объяснено В.А. Чудиновым («Боги меняются. Мои ответы Михаилу Задорнову»):

«…Ну вы знаете, как абхазы, они не могут сказать «магазин», они пишут «амагазин». Они не могут сказать «ларёк», а пишут «алариок». Так и тут».

Этническое противоречие русских горожан с окрестными латинянами проявилось и в лингвистических перестановках. Русский Мир , произносимый латинянамикак А-мор, при обратном прочтении превратился в известный всем Рома .

Итак мы имеем в истории РИМСКУЮ или МИРОВУЮ Русь с центром в городе МИР.

И это не красивая фантазия с обратными прочтениями. Подобные метаморфозы окружают нас и теперь. В литературе нередко можно встретить слово гой . Но при обратном прочтении по правилам идиш мы видим первоначальное сакральное слово йог .

Перед нами однозначная цепочка рассуждений. Русский Мир конфликтовал с латинским Римом и Рим в конце концов одержал верх. Этруски, а теперь кажется все-таки русские, утратили контроль над городом. Что было дальше пока неясно. Латиняне вроде стали хозяевами, но до VI века н.э славяно-христианские кресты на той же территории изготавливаются по славянской мифологии.

Ясно одно. (Цитирую Сомсикова)

В окрестностях города Мир латинское доминированние. В городе происходит изменение соотношения русского и латинского населения в сторону нарастания латинской составляющей. Процесс завершается латинским переворотом. Отныне город носит наименование от победителей. Нет больше никакого Амора, есть чисто латинский город Рома.

Это подтверждается метафорической историей двух братьев-близнецов Ромула (Рома) и Рэма (Рим). Здесь отражено традиционное русское отношение к окружающим, как к братьям. Русские князья обращались к равным себе и называли друг друга брат. Вспомним недавно существовавшие «братские» республики стран народной демократии. Это естественно именно для русского восприятия. Затем «брат» Ромул (Рома) убивает своего «брата» Рэма, т.е. окружающее латинское население врывается в город и истребляет русских. Русские (или этруские) естественно исчезают из истории Апеннинского полуострова и никогда более не упоминаются, зато возникает «научная загадка этрусков».

Предшественники римлян имели более высокую городскую культуру, и затем неведомо куда и как внезапно и навсегда «исчезают». Подобные «таинственные исчезновения» можно наблюдать в новейшей истории в городе Грозном, в котором после военных действий также «таинственно исчезли» русские жители. Не менее «таинственно» сокращается численность русских в когда-то тоже братских союзных республиках бывшего СССР.

Как видим «научная загадка этрусков» не такая уж и научная и вовсе не загадочная.

Как возник термин этруски .

Вероятно, русские и латиняне уверенно различались по внешнему виду. Предположительно русские были повыше ростом и более светловолосые. Недаром у римлян возник миф о высокорослых Атлантах. Южане-латиняне соответственно - ниже и чернее. Русские в толпе выделялись, что обозначалось указательными высказываниями «это русский» и «это русские» - слитное редуцированное произношение даёт «этЪруски».

Выбор между латинством и византийством.

Итак, наших предков победили латиняне, затем потеснили германцы и греки. Так же были «освоены» и прочие территории Руси, включая восточную Прибалтику с её городами, основанными русскими князьями.

Наши княжеские и царские предки про то ведали. А вот для нас все это удивительное открытие и где-то даже неправдоподобные. И теперь мотивы княжеских поступков, при установлении отношений с Римом и Константинополем становятся понятными. Рим - наш древний исторический враг, а Константинополь антипод Рима, и следовательно наш потенциальный союзник. Вот почему в ситуации выбора и не пожелали принять латинское католичество, а предпочли византийский обряд - Православие.

Этруски, кто они.

Справочники и энциклопедии сообщают следующее.

«Этруски (лат. Etrusci, самоназвание Rasenna) — древний народ, населивший в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова. Этруски создали развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Этруски подарили миру своё инженерное искусство, умение строить города и дороги, арочные своды зданий и бои гладиаторов, гонки на колесницах и погребальные обычаи. В VII веке до н.э. народы, населявшие Этрурию, владели письменностью».

А теперь взгляните на письмена этрусков. Буквы ничего не напоминают? А до Кирилла и Мефодия ещё более тысячи лет. Не говоря уже о государственном празднике «создания» греками славянской письменности. А здесь мы четко видим письмо, написанное справа налево. Взгляните на инвентарные музейные номера внизу фотографии. Перед нами свидетельство обращенного письма и обратного чтения у этрусков. Позднее на Велитернском кресте мы видим уже письмо протокириллицей слева направо. Данный пример конкретно подтверждает существование прямого и обратного письма на одной территории.

На лицо все основания выступить в ЮНЕСКО с предложением об учреждении памятника Славянам - основателям европейской письменности.

Рим находился под влиянием этрусков до середине VI в. до н.э. Около 510 г. до н.э. этрусские правители были изгнаны из Рима, а заодно и из истории .

Точных свидетельств о происхождении этрусков наука почему-то не знает, хотя археология располагает значительным количеством артефактов именно культуры этрусков, включая письменные свидетельства. Сообщается, что и письмена до сих пор также не прочитаны. Такое случается в науке всякий раз, когда на самом деле речь заходит о славянах и предков русских. Существует лишь современное «общепринятое» предположение, поддержанное ещё Папой Пием II о том, что этруски это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, вынужденные покинуть родину из-за страшного голода и неурожая.

Как утверждал в V веке до н. э. Геродот, этруски пришли на Апеннины с севера, когда рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть появление этрусков можно датировать XIII веком до н.э. Датировка связана с событиями, происходившими в соседних римлянам и грекам странах, где все друг друга хорошо знали. Но это вовсе не доказывает, что этруски пришли в будущую Италию от соседей по Средиземноморью. Странно, Геродот почему-то указывал на север. Но гордые патриции славян равными себе не признавали, что до сих пор отражается и в исторической науке.

Из версии Геродота былсоздан миф о том, чторимское государство основано героем Энеем после гибели Трои и его бегства на запад, и никаких этрусков учителей римлян. Но дело не так просто. Отсюда от Энея рукой подать до славян-венедов. А венеды у нас в истории Рима отметились очень ярко. Венеды исповедовали культ Венеры-Лады, который и принесли будущему Риму.

Венера в Древнем Риме почиталась как прародительница римского народа, а Рим основал троянец Эней - сын Венеры. Дальше лингвисты приводят нас к латинскому прочтению имени сына Венеры. Слог Aen в латинском написании Энея - Aenea читается как Ven, в русской транскрипции - Вен , и мы получим для Энея - Веней , для энейцев Aeneadae - венеды.

Сегодня эти сказания прячут в тень и наоборот выпячивают историю про волчицу вскормившую братьев Ромула и Рема. Но как мы уже видели, история братьев является метафорическим отражением того древнего противостояния этрусков и латинян.

Итак, создание Римского государства связано с предшествующей цивилизацией этрусков и переплетается с венедами в мифах самих римлян.

Процитируем фрагмент интервью академика В. Чудинова, данное газете Красная звезда, 18 апреля 2007 года:

«Этрусский язык - это разновидность белорусского языка. Они пришли от кривичей. Как известно, кривичи жили на востоке Европы...» (но севернее Апеннин, куда указывал ещё Геродот, прим А.Ш.). Далее Чудинов сообщает: «Приступая к дешифровке этрусской письменности, я исходил из гипотетического предположения, что этруски были славянами, а потом понял, что они ими и были. Это восточные славяне со Смоленщины».

Вот и явное подтверждение перевода . Этимология названия «кривичи» основана на санскрите, древнем варианте русского языка.На языке Ариев «кри» означает - письмо, письменность. А «вич» - значит «жизнь». Следовательно, термин кривичи можно понять как «живущие с письмом», или по-простому, - грамотеи. Ещё раз взгляните на колонну из Перуджи с этрусскими письменами кривичей. И после этого вы по-прежнему верите в этрусскую загадку, и в греческий письменный подарок славянам?

Продолжим цитировать Чудинова. «Позже стало выясняться, что они не только создали Рим, но и были первыми его обитателями, то есть в Риме первой прозвучала славянская речь».

Термины русский и славянин.

Определимся с терминами. В современном понятии и русских и славян в рассматриваемый период не было. Но существовали народы принявшие общую религиозную философию, определявшую их общий образ жизни. Генетически предки тех, кого мы сегодня именуем как славяне и русские это общность различных народов, но повторюсь принадлежавших к одной религиозной культуре, а отсюда и общность языка.

Кстати о языке. Этруски венеды оставили римлянам целый ворох своих слов памятников. Вот только некоторые их них. На латыни слово храм прозвучит как ведес (aedes), знаменитый латинский эфир (aether) - как ветер . И нас не будет уже удивлять, почему по-древнеримски топор - это секира от знакомого нам глагола сечь , а пастух - пастор от нашего же глагола пасти ; латинский окулист - от слова око , а юстиция - от слова устав , уста . Стоит задуматься, а такое ли римское это Римское право , на котором основана современная юстиция. "Мифы древних славян". М., 1993

Продолжение следует.

этрусская цивилизация римская культура

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОБ ЭТРУССКОМ ВЛИЯНИИ

Римская историография в лице Тита Ливия признавала, что этруски обосновались в Риме, а некоторые из них попали в правящую верхушку государства. С трудом приняв Сервия Туллия, которому была приписана латинская генеалогия, античные авторы были вынуждены оставить двух этрусских Тарквиниев в списке семи царей. Археология полностью подтверждает этрусское присутствие в Риме, в какой бы форме оно ни проявлялось. Многочисленные фрагменты керамики буккеро были обнаружены в различных частях Рима, и не только в центре, на Форуме или в Боариуме. Например, можно обратить внимание на удивительную керамику, выполненную техникой тонкого буккеро, обнаруженную близ Сен-Жан-де-Латран. Однако обнаружение этрусской или греческой керамики, даже в большом количестве, не достаточно, чтобы в точности говорить об этрусском или греческом присутствии на римской территории: всегда можно предположить, что это был всего лишь импорт. Но также верно то, что это свидетельствует об активной торговой деятельности.

Найденные этрусские надписи не оставляют никаких сомнений в том, что на римской территории присутствовали носители этрусского языка. Итак, в Риме было найдено порядка десяти надписей, выгравированных на керамике буккеро. Например, имя «Uqnus» можно прочесть на фрагменте буккеро из Форума Боариум, и в этом имени можно узнать латинское имя Окнус, который считался основателем Болоньи (этрусской Фелсины).

Но самая длинная и показательная этрусская надпись выгравирована на небольшой фигурке льва из слоновой кости: она была обнаружена в ходе раскопок в Сант Омобоно, на Форуме Боариум, в месте рыночной торговли на берегу Тибра. На этом изделии второй половины VI в. до н. э. выгравированы три имени -- «araz silqetenas spurinas». Первое из них -- хорошо известное этрусское имя Арат, а замена придыхательного t на z в конечной позиции очень характерно для римского варианта этрусского языка. Третье имя «spurinas» -- также очень известно и принадлежит аристократическому роду города Тарквинии. Эта фамилия встречается в надписях множество раз, в этой форме или же в форме «spurinna», более известной в латинском языке. Намного позднее, в I в. н. э., латинские надписи дают нам сведения о деяниях, свершенных, быть может, в V или IV вв. до н. э. представителями рода Спуринна. Один из них принимал участие в экспедиции на Сицилию, в ходе которой этруски оказали помощь Алкивиаду. Эта крупная этрусская семья из Тарквиниев не исчезла вместе с независимостью Этрурии: Цезарь избрал своим личным гаруспиком именно выходца из рода Спуринна, ведь для выполнения этой роли необходим был этруск знатного происхождения. Позднее с еще одним выходцем из этого рода -- военачальником Вестрицием Спуринной -- состоял в переписке Плиний Младший .

Второе слово в надписи из Сант Омобоно, «silqetenas», хоть ничего нам не напоминает на первый взгляд, но по суффиксу -nas можно определить, что это имя собственное. Было предположение, что это слово как-то связано с географическим названием, в данном случае -- с городом Сульчи в Сардинии. Действительно, этруски имели торговые отношения с этим крупным островом, находившимся напротив их основной территории. Что же касается имени Арат Спуринна, то исследование небольшой фигурки льва из слоновой кости, от которой до нас дошла лишь одна половина, приводит к выводу, что этот предмет был своего рода «паспортом», позволяющим идентифицировать его владельца за границей: вторая половина фигурки льва должна была прикладываться к первой, словно банкнота, разорванная пополам. Нам известен и другой пример такого этрусского «удостоверения личности» из Карфагена, также часто посещаемого этрусскими купцами, которые привозили туда множество изделий из керамики. Во всяком случае, небольшая фигурка из слоновой кости с надписью из Форума Боариум прекрасно показывает, что Рим был весьма интересен для одной из самых крупных этрусских семей.

Что касается Тарквиниев, необходимо процитировать последнюю надпись, хоть она была выполнена на латинском, а не на этрусском языке. На дне чаши в стиле буккеро, датируемой последней третью VI в. до н. э., была сделана надпись «гех». Исключительное положение надписи указывало на то, что этот предмет не использовался в быту, а был предназначен для ритуального действа, возможно, имевшего отношение к жрецам начала Республики. Однако нельзя исключать тот факт, что речь могла идти и о самом царе.

Спуринна, очевидно, был в Риме не единственным этруском. Их именем в Риме названа одна из улиц, расположенная между храмом Диоскуров и базиликой Юлия. Эта узкая улица -- всего лишь 4 метра в ширину, как и все улицы Форума, -- начиная с республиканской эпохи, имела дурную славу, поскольку, по словам Платона, именно там можно было встретить мужчин-проституток. Но там были также и лавки парфюмеров, а Гораций сообщает нам что там находилась знаменитая книжная лавка Сосиев. На этой улице также возвышалась статуя Вертумны, бога фруктовых садов и фруктов, о котором Варрон говорил как о главном боге Этрурии, а Проперций пространно описывал его в одной из своих элегий .

Влияние этрусков на римскую цивилизацию, согласно античным источникам, было многочисленным и разнообразным -- ив политической, и в религиозной, и в культурной жизни. Достаточно один раз почитать Тита Ливия, чтобы осознать размах градостроительных работ, предпринятых этрусскими царями и прежде всего Тарквинием Приском. Римский историк выделяет три крупных вида работ: осушение низин и болотистых местностей Рима, строительство храма Юпитера Капитолийского и сооружение Большого цирка (ипподрома).

Что касается первого пункта, то уже в Античности бытовало единогласное мнение, что этруски были «мастерами гидравлики». Они установили в своих городах целую сеть водостоков и канализационных канав. Больше всего впечатляют водостоки Марцаботто, идущие вдоль основных осей города. Этруски также сумели дренировать вулканические и непроницаемые для воды почвы Южной Этрурии с помощью сети подземных каналов. Именно таким образом они смогли противостоять эпидемии малярии, опустошившей окрестности Рима, -- эта болезнь вновь и вновь возобновлялась вплоть до новейшего времени. Нельзя сомневаться в этрусском происхождении восхитительного колодца в Перудже, имеющего глубину 37 м и ширину 5,6 м. После некоторых споров теперь считается, что «Понте Содо» («Крепкий Мост») в Вейях также был этрусским: этот туннель, вырытый в туфе, позволял откачивать воды с территории Вальчетты, часть земель которой была постоянно затоплена и, следовательно, непригодна для земледелия.

В Вейях и во многих других городах Южной Этрурии нет никаких сомнений в том, что куникулы, подземные каналы (1,70 м в высоту и 60 см в ширину), через которые откачивалась стоячая вода, поступавшая из вертикальных колодцев, были созданы в этрусскую эпоху. Известно, что римляне во время осады Вейев воспользовались одним из этих куникулов, чтобы проникнуть в этрусский город. Во время той же осады этруски сумели создать водоотводный канал из озера Албен, чтобы избежать затопления прилегающих территорий во время паводка. Не будем покидать территорию города Вейи, не отметив наличие огромного водоема архаического периода на акрополе Пьяцца д"Армии, который находился под открытым небом. Необходимо уточнить, что туф в этом регионе было весьма просто копать, и можно было сопоставить эти дренажные работы с дорожными: во многих городах к западу от озера Больсена этруски вырыли в туфе на многометровой высоте очень живописные дороги .

Однако форум не был единственной болотистой низиной в Риме. Та же проблема была и в долине Мурчи, что между Палатином и Авентином, где протекал ручей. Для строительства здесь Большого цирка необходимо было провести осушительные работы, чтобы вывести стоячую воду в Тибр. Именно этруски смогли это осуществить. Описание этого архаического цирка с его деревянными трибунами для знати, покрытыми тентом, данное Титом Ливием и Дионисием Галикарнасским, полностью подтверждаются этрусскими фресками из Тарквиниев. Их можно увидеть в гробнице Колесниц (рис. 14), датируемой примерно 500 г. до н. э.: зрители сидят на высоких скамейках, наблюдая за разными атлетическими соревнованиями и за гонками на колесницах (последние и дали название этой гробнице, обнаруженной в XIX в.). На этой этрусской фреске на почетных местах иногда фигурируют зрительницы, и нельзя не отметить разношерстный характер публики, что свойственно Риму, во всяком случае, в цирке. Для Овидия, в эпоху Августа, цирк оставался идеальным местом для попыток соблазна. У греков было другое отношение к атлетическим и конным состязаниям, и, вероятно, этруски были причастны к тому привилегированному положению, которое было даровано римской женщине, во всяком случае, в том, что касается спектаклей.

Этрусское влияние на римские игры и культурную жизнь не ограничивалось одними лишь постройками и оборудованием. Вся программа и технические элементы конных скачек были заслугой этрусков, и все это -- уже в эпоху царей. И когда Тарквиний Старший, по словам Тита Ливия, организует роскошные игрища в Риме после победы над латинскими народами, он велит доставить кулачных бойцов и лошадей главным образом из Этрурии. Весьма любопытно, что одна из расписных гробниц Тарквиниев, гробница Олимпиады (ок. 530 г. до н. э.), кажется, иллюстрирует это событие: на одной стене показаны боксерский поединок и скачки на колесницах. Однако детали еще более показательны: техника этрусских и римских возничих одинакова, они завязывали узлом вожжи вокруг талии, чтоб не выронить их во время скачек. Очень опасная техника при падении (поломке), которая совсем не использовалась греческими возничими. Снаряжение этрусских и римских возничих также очень сходно -- короткая туника, отличавшаяся от длинной тоги, которую носили их греческие коллеги, в частности возничий из Дельф. Естественно, цирковые выступления не были единственными, носившими этрусский отпечаток: считалось, что сценические представления также появились в Риме с приходом этрусских гистрионов, которые были в большинстве своем танцорами. Однако это происходило, вероятно, около 367 г. до н. э., то есть уже не в эпоху этрусских царей, как в случае с конными состязаниями.

В ряду масштабных работ царя Тарквиния не последнее место занимало строительство храма Юпитера на Капитолийском холме. Храм по своим внушительным размерам и убранству был крупнейшим в Центральной Италии в свою эпоху. Он был возрожден во всем своем величии благодаря современным раскопкам, проводимым вследствие реконструкции капитолийских музеев. Любопытно, что долгое время наиболее «этрусской» чертой являлась та, которую в настоящее время мы, скорее, назовем «римской»: этот храм, посвященный триаде Юпитера, Юноны и Минервы, характеризуется наличием трехнефной целлы, расположенной позади пронаоса, фронтальной колоннады. Витрувий, архитектор августовской эпохи, описал эту тройную целлу как типичную для тосканского храма. Однако теперь исследователи прекрасно осознают, что мало этрусских храмов имеют эту характерную черту. Она встречена только в храме Бельведера в Орвието и в храме А в Пирги (ок. 470 г. до н. э.).

Однако нельзя отрицать существование такого типа планировки в Этрурии. Тройные элементы можно обнаружить и в погребальной архитектуре (Цере -- гробница Кресел и Щитов, гробница Греческих Ваз), а также в домашней архитектуре (Акваросса). Что же до этрусских триад в религии и культуре, то исследователи часто хотят видеть их повсеместно, даже там, где их может не быть. Например, в Поджо Чивитат (Мурло), где американским археологам на терракотовых архитектонических плитах привиделась не одна, а целых две божественные триады: небесная триада, в которую входили Тиния (Юпитер), Юни (Юнона) и Менерва (Минерва), и хтоническая триада, состоящая из Цереса, Либера и Либеры. Коль скоро этот вопрос, архитектурный и религиозный одновременно, остается открытым, неоспоримо, что архаический римский храм хранил в себе отпечаток этрусской культуры в своей общей планировке, подиуме и, в частности, отделке. Внушительные размеры капитолийского храма Юпитера доказывают, кстати, что Рим в VI в. до н. э. ни в чем не уступал другим этрусским городам. Можно предположить, что Рим не просто был этрусским городом, но одним из крупнейших этрусских городов .

Общественная и сакральная архитектура не была единственной сферой, где вклад этрусков был подчеркнут традицией. Эта тенденция распространилась и на частное жилище: широко распространенные в италийском домостроительстве атриумы считаются этрусскими по происхождению. Само слово было сопоставлено Варроном с портом Адрией: определенно известный топоним, поскольку он подарил название Адриатике. Известно, что древние обожали слова фантастического происхождения, и все же странно, что атриум сопоставлялся, в общем то, со второстепенным и отдаленным от центра городом паданской Этрурии. Существует также понятие «тосканский атриум», в котором отсутствуют колонны. Отсутствие в ряде случаев центрального водоема заставляет некоторых современных исследователей полагать, что это был просто крытый двор, а не настоящий атриум. В настоящее время жилище, раскопанное на южном склоне Палатина, подарило нам прекрасный пример аристократического жилища с атриумом последней трети VI в. до н. э.

Культурные влияния на Рим со стороны этрусков этим не ограничиваются. Многие античные авторы считали сами символы римской власти (insignia imperii) этрусскими. Об этом вполне определенно пишет Страбон: «Говорят, что победные символы, знаки отличия консулов, и в целом знаки отличия магистратов были принесены в Рим из Тарквиниев вместе с фасциями, секирами, трубами, религиозными церемониями, искусством гадания и музыкальным сопровождением римских публичных мероприятий». К этому списку можно отнести скипетр, курульное кресло, пурпурную мантию и один из важнейших символов власти -- фасции (перевязанные пучки прутьев-розг, являвшиеся изначально непременным атрибутом высших магистратов).

В одном из произведений латинского поэта III в. до н. э. Силиуса Италикуса утверждается, что именно в Ветулонии впервые появились фасции. В одной из гробниц VII в. до н. э., открытой в 1898 г., была обнаружена фасция, или ее модель, из железных прутьев и двойной секиры. Этот тип секиры очень часто встречается в Этрурии, например, обоюдоострые топоры найдены в Тарквиниях, а в Ветулонии на знаменитой стеле изображен силуэт воина Авела Фелуске, держащего двойную секиру в правой руке. Гробница Ликтора в Ветулонии, похоже, подтверждает неожиданное утверждение латинского писателя; но иногда реальность этого открытия подвергается сомнению, поскольку во время открытия этой гробницы еще не осуществлялась настоящая научная фиксация находок. Кстати, в Этрурии практически нигде не были найдены фасции, сочетающие прутья и секиры, ни среди археологических источников, ни среди иконографических: каждый раз два этих символа власти были обнаружены отдельно и не составляли фасцию в римском значении. Если отвлечься от этрусского влияния на Рим, необходимо отметить, что помимо выше указанных примеров мы обнаружили множество символов власти в собственно этрусских погребениях. Можно упомянуть потрясающие бронзовые секиры, найденные в царских погребениях Казале Мариттимо, близ Вольтерры, а в иконографии погребальных фресок, в особенности в Тарквиниях, зачастую изображены символы власти, секиры, копья, жезлы, музыкальные инструменты и многочисленные кортежи, сопровождавшие покойных магистратов .

Согласно одной из современных теорий, этруски фактически были наставниками римлян в гоплитской тактике, этом революционном изобретении в военном искусстве, которое положило конец гомеровским аристократическим боям на колесницах. Но особое внимание уделяется военной музыке, которая в Риме также считалась музыкой этрусского происхождения. Это касалось рога и трубы. Этрускам были известны два типа последнего инструмента: прямая труба, по-латински «tuba», и труба с загнутым концом и расширяющимся мундштуком, которую по-латински называли «lituus». Бронзовая труба такой формы была найдена в Черветери. Во время раскопок, проводимых недавно в наиболее древнем поселении Тарквиниев, на плато Чивита, в погребении начала VII в. до н. э. была обнаружена очень красивая бронзовая «lituus», согнутая втрое. Она располагалась на бронзовой секире и щите -- совокупность предметов, несомненно, имела сакральный характер. Наиболее часто изображаемым инструментом был, несомненно, греческий «авлои» или латинский «tibiae», с двумя трубами, который мы зачастую переводим как «флейта», поскольку речь идет о язычковом инструменте, более близком к габою или кларнету. Кажется, что невелик список дел, которые этруски делали без музыкального сопровождения, в частности без этих «tibiae», будто тишина была самым редким явлением в этрусском городе! Некоторые греческие авторы, в том числе великий Аристотель, например, с удивлением (а иногда и с возмущением) констатировали, что этруски делали хлеб, били и стегали их рабов под музыку (изображения подтверждают первые два вида деятельности) .

География . Этрурия, Паданский регион, Кампания. В VI в. двигаются на Ю и на С => захватывают Рим (последние цари Рима – этруски), но эллины прогоняют их назад на С (524, 474 при Кумах), в т.ч. в 510 освобожден Рим. К 400 галлы вытеснили этрусков на С, к 282 этруски завоеваны Римом и романизированы. Расцвет в ¾ VI в.

Значение . Одна из 2-х культур, сильно повлиявших на Римскую (вплоть до IV в. до). Сильно выделяется на фоне всяких лигуров, италиков, иллирийцев своим развитием (есть государство).

Археология . Вся этрусская археология идет без параллельных письменных источников => красива, но малоинфрмативна. Некрополи северной и средней Итаии с богатыми захоронениями, росписью по стенкам. Город V в. близ Марцаботто. Регулярная планировка. Порт Спина VI-IV вв. (аэрофотосъемка). Порт Пирга V в. (остатки святилищ, таблички с сакральным текстом параллельно на этрусском и финикийском языках). Этрусские жилые дома близ Аква Россы. До 11 000 инскрипций, они легко читаются, но смысл неясен. Архитектура. Регулярные планы (отсюда позже Гпподамова система). Фортификация. Храмы, похожие на греческие. Саркофаги, фрески, скульптура.

Экономика.

С/х . Основа всего, т.к. хорошие почвы. Тенденция к заболачиванию => впервые дренажные работы.

Ремесло . Сильно развито, т.к. есть месторождения олова, меди, железа. Керамика буккеро. Саркофаги и урны. Хорошо развита торговля (египетские товары в гробницах, останки кораблей).

Колонизация . В VI в. и в основном на Корсику и Сардинию. Там борьба с греками на стороне Карфагена.

Социум . Есть стратификация. Патриархальное рабство. Есть обедневшие слои. Верхушка военно-жреческая. Есть свободные ремсесленники и земледельцы. Матрилинейность наряду с патрилинейностью.

Политика . Изначально управлялись царями и военно-жреческой знатью, но с VI в. – нечто вроде магистратов. Единого гос-ва нет, но есть 3 лиги (тосканская, паданская, кампанская) – что-то вроде конфедерации городов. У каждого города – свое войско (тяжеловооруженные пехотинцы и знать на конях и колесницах).

Культура . Сильноразвита и влияет на Римскую. Формируется под влиянием автохтонных черт, греческих, карфагенских и малоазийских факторов. Развитая мифология и пантеон (Тини, Уни Менрва, Херкле). Очевидно влияние на них хеттов и греков. Гаруспики. Особенность – реализм. переходящий в натурализм. В живописи – техника непрерывных изображений (комиксы). Религия куда более мрачная, чем римская. Есть эсхатология. Демонология.

Этрусский вопрос в историографии . Несколько точек зрения на происхождение и язык этрусков.

Язык этрусков.

Доиндоевропейское происхождение этрусского языка . Древнейшее населения Азии и Средизменоморья.

Индоевропейское происхождение этрусского языка . Родство с хеттским и пеласгийским.

Происхождение этрусков.

Восточная теория . По Геродоту. Господствует в XVII в. Ее же придерживается Модестов (XX в.). Восточное происхождение этрусков (по Геродоту – из Лидии).

Альпийская теория . Основывается на отождествлении двух этнонимов: расенов (самоназвание этрусков) и ретов (альпийское племя). Появляется в XVIII в., В XIX в. ее придерживаются Моммзен и Нибур, в XX в. – расисты (нордическое происхождение этрусков => римлян => фрицев).

Автохтонная теория . Основывается на известии Дионисия Галикарнасского. Ее гнут уже не немецкие, а итальянские фашисты в XX в.

Теория М. Паллотино . Господствует. суть в том, что этруски ниоткуда в готовом виде не приходили, и не были изначальными жителями Аппенинского п-ова, а сложились там из разнородных элементов.

mob_info