Подготовка к школе дошкольников в домашних условиях. Как подготовить ребенка к школе: полезные советы. Требования по графику

Залог отличной учебы в школе – тщательная, рациональная организация дошкольного обучения. Идеальный возраст для его начала – 3,5-4 года, так как дети при поступлении в первый класс проходят непростое тестирование. С шестилетним ребенком начинать дошкольную подготовку будет гораздо труднее. Список умений при поступлении в школу достаточно обширен, обучиться им за короткое время будет очень сложно, поэтому начинать процесс нужно как можно раньше.

  1. Требуемые навыки при поступлении в 1 класс
  2. Основные особенности процесса дошкольной подготовки
  3. Особенности домашней дошкольной подготовки детей 5-7 лет
  4. Уроки чтения
  5. Уроки математики
  6. Уроки письма
  7. Творческий процесс
  8. Психологическая подготовка
  9. Действия родителей для грамотной моральной подготовки будущего ученика
  10. Физическая подготовка и закаливание

Требуемые навыки при поступлении в 1 класс:

  • уметь рассказывать основную информацию о себе и родителях, о том, чем особенно нравится заниматься;
  • знать дни недели, месяцы, времена года, время суток;
  • знать печатные буквы, гласные и согласные, уметь прочитать несколько предложений и пересказать их;
  • иметь представление о сложении и вычитании;
  • знать элементарные геометрические фигуры, рисовать их;
  • уметь обслуживать себя: надевать и снимать одежду и обувь, убирать за собой после обеда и на парте;
  • иметь основные социальные навыки: здороваться, общаться с одноклассниками и учителями;
  • знать основные цвета и оттенки;
  • уметь внятно рассказать, что нарисовано на картине;
  • знать счет до 20 (как в прямую, так и в обратную сторону);
  • знать названия и изображения частей тела;
  • иметь свою точку зрения, решать спор словами, а не кулаками;
  • воспитанно вести себя на уроках, не шуметь.

Основные особенности процесса дошкольной подготовки

  • продолжительность 1 занятия – 15 мин, 15-20-минутную паузу заполнить играми, небольшой зарядкой;
  • интенсивность занятий следует наращивать понемногу, после того, как ребенок хорошо понял изученную ранее информацию;
  • важно часто менять различные виды уроков, чтобы не перегрузить однотипной информацией;
  • обучение лучше всего организовать в виде игры, дабы вызвать интерес малыша. Нельзя ругать ребенка, если он не хочет заниматься, необходимо доходчиво и спокойно объяснить ему, для чего это нужно;
  • занятия стоит проводить по красочным учебникам с обилием картинок и не перегруженным текстовой информацией.

Особенности домашней дошкольной подготовки детей 5-7 лет

Для успешного поступления в школу знать только алфавит и цифры – слишком мало. Необходимо проводить разноплановые занятия, в том числе для развития творческих и социальных навыков, сохранив при этом интерес к учению.

Чем больше умеет будущий первоклассник при поступлении в школу, тем легче будет проходить его адаптация и тем проще ребенок сможет общаться с другими учениками. Желательно готовить к школе в специализированных дошкольных организациях , но, если у родителей такой возможности нет, можно весьма успешно заниматься с малышом и самостоятельно, следуя при этом нижеследующим рекомендациям.

Уроки чтения:

  • такие уроки следует начать с подсчета знакомых вещей (одежды, овощей, игрушек), далее приступать к занятиям по специальным палочкам и картам;
  • будет полезным разучивать числа в парах, к примеру 1 и 2, 3 и 4 (за одно занятие следует проходить не больше одно пары);
  • геометрические фигуры лучше изучать с помощью простых предметов обихода (фрукты, печенье разной формы), а после успешного усвоения приступать к их рисованию линейкой на бумаге;
  • все эти занятия желательно комбинировать.

Уроки письма:

Специалисты утверждают, что малыш лучше привыкнет к школе, если вовремя проработать такие стороны, как:

  • искреннее стремление к учебе;
  • социализация, общительность, самостоятельность;
  • способность к рассуждению, исследованию;
  • внимательность, умение сконцентрироваться;
  • навык справляться с трудностями самостоятельно и не стесняться просить помощи у других.

Действия родителей для грамотной моральной подготовки будущего ученика:

  • разговаривать с ребенком, прислушиваться к нему, вместе рассуждать;
  • после чтения обсуждать прочитанное, побуждать малыша к умозаключениям;
  • устроить ролевую игру на школьную тему, в процессе которой объяснить основные задачи учителя и школьника;
  • чаще хвалите, давайте наставления в деликатной форме;
  • не заканчивайте задание за ребенка, он должен учиться доделывать его сам либо попросить о помощи;
  • приучайте к самостоятельности, это поспособствует установлению здоровых взаимоотношений с учителем и одноклассниками;
  • научите правильно вести себя в коллективе, избегать конфликтов – для этого нужно чаще давать играть с друзьями, приглашать ребят домой;
  • ни к коем случае не подшучивайте над ребенком в присутствии других, особенно на неприятные для него темы – это может негативно отразиться на самооценке малыша, вызвать психологические проблемы во взрослом возрасте;
  • объясните, для чего нужно ходить в школу, как много знаний он может получить и как будет интересно найти новых друзей среди одноклассников;
  • приучайте к такту и организованности, объясните, как нужно вести себя на уроке и при общении с другими детьми;
  • малыш не должен стесняться попросить помощи у учителя или одноклассников, если что-то упустил из пройденного материала;
  • научите управлять своими эмоциями, правильно реагировать на произошедшее в различных ситуациях. В этом также могут помочь всевозможные сценки и ролевые игры.

Физическая подготовка и закаливание

Родители должны правильно организовать летние каникулы, обеспечить максимальное пребывание на свежем воздухе, купаться вместе в море или реке, разнообразить рацион обилием сезонных фруктов и овощей, ограничить избыточный контакт с бытовой химией, городской средой, играть всей семьей в подвижные игры.

Принимая во внимание разнообразные рекомендации разноплановых специалистов относительно самостоятельных дошкольных занятий, родители должны проявить и индивидуальные методики, найти свой подход, что особенно воодушевит малыша. Только уделяя равное внимание всем вышеперечисленным аспектам подготовки, ваш ребенок во всеоружии вступит в новый этап своей жизни, сохранив физическое и психическое здоровье.

Время чтения 7 минут

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно - это один из основных вопросов, который волнует родителей будущих школьников. Зачастую родители обращаются за помощью в этой проблеме к преподавателям учебных центров, они переживают о том, чтобы их ребенок без проблем поступил в учебное заведение.

При поступлении в выбранное учебное заведение, необходимо заранее ознакомиться с перечнем предъявляемых требований, чтобы не создавать в начале обучения стрессовую ситуацию. Ведь не редки случаи, когда еще на этапе подготовительных занятий родители пребывают в состоянии стресса. Только ознакомление с требованиями учебного заведения поможет родителям определить уровень подготовки их ребенка и поможет узнать, готов ли он к поступлению в школу вообще.

Часто подготовку детей к школе родители неоправданно возлагают на дошкольные учреждения, считая, что это обязанность профессиональных педагогов. Но на практике знаний, получаемых детьми в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно для перехода на следующую стадию обучения. Исходя из этого, родители должны задуматься о том, как правильно подготовить ребенка к школе самостоятельно, без привлечения других лиц.

Готовим ребенка к школе: 7 основных пунктов

Многие родители не уверены в собственных силах и считают, что подготовить ребенка к школе самостоятельно не смогут из-за отсутствия должного педагогического образования. Но эти страхи безосновательны, так как в настоящее время магазины пестрят многочисленными пособиями, в которых подробно рассказано, как подготовить ребенка к школе самостоятельно, описаны методы, с помощью которых ребенок достигнет тех или иных знаний и приобретет необходимые навыки (счет, чтение, письмо).

1. Базовые навыки

Обучение чтению, самостоятельное изучение букв и алфавита.

Изучение букв . В процессе изучения букв родители могут обращаться к всевозможным дидактическим материалам: кубикам, магнитному алфавиту, карточкам с изображением букв и др. В занятиях по изучению букв важна регулярность и последовательность проведения, тогда детям запомнить буквы будет не сложно.

Главное правильно начинать новое занятие, повторяя и закрепляя сначала ранее изученную тему, только потом приступая к изучению новой. Наиболее благоприятный возраст для изучения букв – 3-4 года. Дети в этом возрасте легко схватывают и запоминают информацию.

Несомненно, в возрасте двух лет дети так же легко смогут запомнить и показать изученную букву, но если систематически не проводить с ними занятий по закреплению, эти навыки быстро забудутся. Поэтому следует задуматься, нужно ли требовать запоминания алфавита от двухлетнего малыша.

Развитие речи и осваивание навыков связного чтения . На данном этапе необходимо прибегнуть к помощи букваря, он с легкостью объяснит ребенку, каким образом звуки соединяются в слоги, поможет научить его читать по слогам.

2. Пособия-помощники: буквари и альбомы по развитию речи

Сегодня можно выделить несколько проверенных методик, получивших широкое распространение. Среди них: логопедический букварь Косиновой Е.М., букварь Жуковой Н.С., букварь Бахтиной Е.Н. Все эти методики отличаются друг от друга, что дает возможность родителям выбрать наиболее подходящую для самостоятельной подготовки ребенка к школе.

Заниматься с детьми можно так же, используя следующие пособия: «Альбом по развитию речи для самых маленьких» С.В. Батяевой и «Альбом по развитию речи» В.С. Володиной. Данные альбомы отличаются от множества других системным подходом к развитию навыка связной речи, так же в них можно встретить задания с логопедическим уклоном, что значительно облегчит процесс обучения детям, имеющим логопедические проблемы.

Результат:

Основными требованиями, предъявляемыми учебными заведениями являются умение читать по слогам, способность находить и выделять слоги в словах, умение считать количество звуков в слове. Так же будущий первоклассник должен уметь отличать гласные звуки от согласных и обладать навыками связной речи, т.е. мог описать несколькими простыми предложениями изображение на картинке, а так же уметь пересказывать маленькие простые тексты, сохраняя их суть.

3. Знакомство с основами счета, выполнение элементарных математических операций

Дети младшего школьного возраста (6-7 лет) должны уверенно считать до 10, понимая при этом категорию исчисляемости, а не механически повторяя цифровой ряд. Существуют специальные упражнения, помогающие детям анализировать состав числа. Эти упражнения являются основой обучения ребенка счету. То есть ребенок должен понимать, что в состав цифры 2 входит 1 и 1, а 5- это сумма 2 и 3 и т.д. В помощь к процессу усвоения этих знаний приходят наглядные пособия, поддающиеся легкому пересчету. К таким пособиям относятся кубики, шарики и любые другие геометрические фигуры или элементы конструктора. Главное требование к пособию - одинаковая форма, размер и цвет. Руководствуясь таким пособием достаточно просто демонстрировать детям суть простейших математических операций – сложения и вычитания.


4. Помощники родителей по обучению ребенка математике

Для того, чтобы подготовить ребенка к школе самостоятельно необходимо понимать, что выбираемые пособия должны быть максимально понятны самому родителю, в них должно быть понятно описано, каким образом проводится то или иное занятие. Такие пособия должны включать как теоретический материал, так и дидактическую наглядность.

Хорошим подспорьем при изучении математики является следующее пособие: «Игралочка. Математика для детей», разработанное Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой. В зависимости от возрастной периодизации оно подразделяется на несколько частей: от 3 до 4 лет, от 4 до 5, от 5 до 6, от 6 до 7. К каждой части разработана методическая тетрадь, включающая в себя задания. Таким образом, данное пособие охватывает все математическое образование будущего первоклассника.

Результат:

Дошкольник легко может посчитать от 1 до 10, быстро и правильно определяет место числа в числовом ряду (6 следует после 5, или до цифры 8), решает простые задачи, которые составлены на основе операций сложения и вычитания цифр от 1 до 10.

Процесс подготовки к письму. Процесс обучения письму начнется непосредственно в школе, но будет неплохо, если дома ребенок получит некий фундамент в этом вопросе. От родителей требуется научить ребенка уверенно проводить чёткие линии, не прибегая к помощи линейки, штриховать по контуру фигуры или рисунки.Навыки, которые отвечают за общий уровень интеллектуального развития ребенка.

Задумываясь о том, как правильно подготовить ребенка к школе, важно уделить внимание и общему развитию дошкольника: развитию внимания и памяти, тренировке логического мышления и развитию творческих способностей, задатки которых имеются у каждого человека. Чтение книг является самым действенным способом всех вышеперечисленных сторон развития интеллекта ребенка. На этапе подготовки к школе имеет место быть не самостоятельное чтение, а совместное.

Однако, частое чтение книг родителями для ребенка способствует развитию умения анализировать и обсуждать. Читая ребенку книгу, необходимо задавать вопросы и учить делать выводы о прочтенном. Родителям нужно быть готовыми к возникновению вопросов и рассуждениям ребенка о прочитанном, нужно вместе с ним разобраться в том, что было недопонято. Любовь и интерес к книгам способствует развитию у ребенка хорошей памяти и наблюдательности, воображения и способности образно мыслить.

5. Книги, способствующие интеллектуальному развитию ребёнка

В целях обучения необходимо использовать не только всеми известную и любимую художественную литературу, но и энциклопедические издания, выбирая при этом максимально наглядные экземпляры. Так же интерес ребенка можно подогреть головоломками, шарадами, загадками. Еще при самостоятельной подготовке ребенка к школе можно самостоятельно придумывать различные творческие задания или же заимствовать их в специальных пособиях с уже подготовленными заданиями по изготовлению поделок или аппликаций.


6. Психологическая готовность к школе

Одним из важных моментов в процессе подготовки ребенка к школе считается создание позитивного настроя на процесс обучения в целом и добросовестного отношения к серьезным и важным переменам в жизни малыша. Немаловажно помочь ребенку не только практически подготовиться к поступлению в школу, но и способствовать формированию у него желания обучатся в школе, приобретать знания.

Часто после того, как ребенок пошел в школу, родители могут столкнуться с определенными проблемами: он отказывается выполнять просьбы учителя, плохо ведет себя на уроках, не обращает внимания на замечания, нарушает дисциплину.

Происходит это из-за непонимания ценности процесса обучения, а вовсе не из-за плохого воспитания или преднамеренного желания сорвать урок. Быть может в 6 лет он еще не готов к обучению, а к 7 годам ситуация может в корне измениться. Поэтому задумайтесь над тем, точно ли ваш ребенок готов к обучению психологически, проанализируйте, как самостоятельно подготовить ребенка к школе, когда и по достижении какого возраста он будет к этому готов.

7. Самостоятельное проведение занятий: важные моменты

  • Длительность каждого домашнего занятия не должна превышать 25–30 минут. Внимание шестилетнего ребенка будет тяжело удержать дольше 30 минут.
  • Необходимо чередовать виды занятий между собой, рассчитывая нагрузку. После математического занятия нужно дать дошкольнику творческое задание – выполнить рисунок, сделать аппликацию, поделку. Помните о том, что в ходе занятия необходимо включать подвижные паузы, так как ребенку в таком возрасте тяжело высидеть на одном месте 30 минут. Для этой цели можно использовать простые физические упражнения.
  • Никогда не пугайте ребёнка школой, если у него что-то не получается, так как это может привести к формированию негативного отношения к учителям и школе. Стимулировать нужно не устрашением, а наоборот, приободряя и помогая справиться с трудностями. Нельзя ругать ребенка, если у него что-то не выходит или он чего-то не понимает, в этом случае он будет бояться поступления в школу, будет считать себя хуже других.

Готовиться к поступлению к школе нужно начинать минимум за полгода. На самом деле не так сложно подготовить ребёнка к школе самостоятельно, как может показаться, в этом деле главное правильно организовать занятия, грамотно подготовить учебное место, чтобы ребенок чувствовал себя уютно и занимался с интересом и удовольствием. Тогда он сможет избежать стресса при поступлении в школу, а процесс предстоящего обучения не будет источником его страхов.

Здравствуйте, дорогие читатели. В данной статье мы поговорим о том, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Вы узнаете, какие признаки свидетельствуют о готовности малыша к первому классу. Вам станет известно, какие упражнения нужны для развития всех необходимых навыков.

Признаки готовности юного школьника

Ребенок должен уметь себя обслуживать, в частности одеваться

Некоторые родители умудряются отдать своего малыша в школу в пятилетнем возрасте, потому как считают, что он уже созрел для школьной скамьи. Другие наоборот не спешат это делать, хотят, чтобы у дочери или сына как можно дольше длилось детство. Давайте рассмотрим, наличие каких навыков свидетельствует о готовности к первому классу:

  • ребенок должен уметь рассказывать о себе, своем хобби, знать членов своей семьи по имени;
  • малыш должен быть ознакомлен с буквами, хотя бы печатными, уметь их изображать, желательно понимать, что такое гласные и согласные звуки;
  • будущий школьник должен понимать, в чем различие зимы и лета, то есть ориентироваться во временах года;
  • очень важно, чтобы малыш понимал, что такое утро, что такое ночь;
  • желательно, чтоб ребенок, отправляющийся в первый класс, умел суммировать и вычитать легкие числа;
  • карапуз должен иметь представление о простых геометрических фигурах и уметь их как-то изображать;
  • важно, чтобы ребенок был способен пересказывать короткие тексты;
  • необходимо присутствие логического мышления, так малыш должен с легкостью находить лишний предмет из ряда предложенных, также объяснять свой выбор;
  • важно, чтоб юный школьник был способен за собой ухаживать;
  • умел уважительно относиться к окружающим;
  • знал основные цвета;
  • был способен описывать изображение на картинках;
  • умел считать хотя бы до 10 и в обратном порядке;
  • важно, чтоб ребенок, изображая людей, не пропускал основные части тела и знал, как они называются;
  • желательно, чтоб юный школьник был знаком с тем, что существуют одушевленные и неодушевленные предметы;
  • важно, чтоб ребенок мог спокойно себя вести на занятиях, не отвлекался, внимательно слушал учителя.

Мой сын перед школой ходил в детский сад, и там шла активная подготовка. Кроме этого, я и дома занималась с ребенком творчеством, учили наизусть литературные произведения, считали, занимались математикой и логическими задачами, учились писать. Единственная проблема, с которой столкнулись — это то, что сын, попав в первый класс, знал больше своих сверстников, ему было скучно на уроках, из-за чего пропал интерес к школе. Полностью изменить его отношение мы смогли только во втором классе.

Особенности подготовки

Подготовка к школе должна проходить в игровой форме

Если вы задаетесь вопросом, как домашнего ребенка подготовить к школе, то нужно учитывать, что все занятия должны проходить в игровой форме, и не стоит акцентировать внимание на том, что вы будете учиться, чтобы подготовиться к школе. Это может негативно восприняться ребенком, чем вызовет неприязнь к школьным будням.

  1. Пусть ваши уроки проходят в творческой форме, малышу будет интереснее что-то изображать, а не просто учить.
  2. Отдавайте предпочтение сюжетно-ролевым играм.
  3. Чтоб ребенку потом было легче адаптироваться, можно проводить обучение дома в соответствии со школьной программой. Так пусть у малыша будет пятидневная рабочая неделя, распределите уроки на каждый день. Так, например:
  • в понедельник можно заняться письмом и чтением;
  • во вторник — рисованием и математикой;
  • в среду — лепкой и чтением, возможно иностранным языком;
  • в четверг – письмом, математикой, иностранным языком;
  • в пятницу — рисованием и чтением.
  1. Необходимо уделять время физическим нагрузкам. Вы должны понимать, что ребенку предстоят и занятия физкультурой. Почаще проводите время со спортивным снаряжением на улице.

Развиваем память

Просите ребенка изображать свои воспоминания при помощи карандаша

Чтоб малышу легче давался новый материал, запоминались стихи школьной программы, необходимо готовить его заранее, ежедневно тренируясь. Так упражнениями для развития навыков памяти будут следующие.

  1. Начинать можно с демонстрации какого-то объекта, например, игрушки определенного цвета. Теперь попросите ребенка изобразить на листке бумаги то, что он видел. Не забудьте положить несколько карандашей различных цветов, пусть карапуз вспомнит и окраску предмета, а не только его форму.
  2. Если ваш малыш смотрит телепередачи, мультфильмы, то после просмотра просите пересказывать увиденное, желательно в мельчайших подробностях.
  3. Ежедневно читайте ребенку сказки, предлагайте пересказать услышанное. Если у малыша возникают сложности, подсказывайте ему.
  4. По завершению дня попросите свою кроху пересказать все, что происходило на протяжении суток. Также можно предложить ребенку изобразить свои впечатления на бумаге.

Задания на внимательность

Для того, чтобы новая информация лучше усваивалось малышом необходимо, чтобы он концентрировал свое внимание на том, что будет рассказывать и показывать учитель. Поэтому так важно развивать внимательность. Для этого вам понадобятся такие упражнения:

  • начните игру по поиску предмета на определенную букву, например, в комнате нужно найти все объекты, которые начинаются с литеры «м» — машина, мозаика, мольберт и так далее; можно добавить дух соперничества, чтоб ребенок соревновался с другим человеком, кто быстрее и больше сможет найти таких предметов;
  • взрослый человек может рассказывать малышу определенную историю, в тексте которой будет неоднократно повторяться какое-то слово, например, мячик; задание — слушая ваш пересказ, хлопать в ладоши, как только произносится загаданное слово;
  • можно предложить карапузу заняться сразу двумя действиями, он может рисовать и петь песенку, или рассказывать сказку.

Речевые навыки

Частое чтение сказок способствует развитию речевого навыка ребенка

Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок, который отправлялся в школу, имел достаточный словарный запас. Для этой цели необходимо регулярно с ним заниматься, можно выполнять следующие задания:

Данный навык ложится в основу всех остальных умений, необходимых ребенку за школьной партой. Так вы можете следующим образом заниматься с ребенком:

  • учите буквы, следуя алфавитному порядку;
  • чтоб ребенку было легче их воспринимать, можно каждую литру изображать предметом, на который она похожа или словом, начинающемся с этой буквы;
  • знакомство с алфавитом должно иметь игровую форму;
  • читайте малышу небольшие отрывки текста и просите его отыскивать в них только что выученную литеру;
  • не будет лишним, если вы предложите карапузу пересказать отдельные фрагменты текста или хотя бы рассказать общую суть истории;

Можете ознакомиться с методами, .

Упражнения для тренировки письма

Чтобы малыш быстрее смог освоить данный навык, необходимо с ним заниматься. Кроме собственно написания составляющих букв, большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики. Поэтому заданиями для тренировки письма будут следующие упражнения:

  • завязывание шнурков;
  • вырезание аппликаций;
  • игра с конструктором, пазлом, мозаикой;
  • штриховка карандашом под разным углом;
  • рисование с помощью фломастеров, красок, карандашей;
  • заполнение прописей;
  • осваивая знакомство с буквами, необходимо сначала сосредоточиться на печатных литерах и только потом перейти к прописным.

Основы математики

Чтобы малышу легче давалась математическая наука в школьных стенах, необходимо заранее подготовиться к данному предмету. Для этого можете делать следующее:

  • приучайте ребенка пересчитывать его предметы, пусть это будут кольца от пирамидки, разноцветные мячики, машинки, когда он освоит это здание с игрушками, можно переходить на специальные счетные палочки;
  • эффективным считается попарное изучение цифр, например, 5 и 6, 3 и 4, ребенку проще осознавать, что есть меньшая цифра, при добавлении к которой одного предмета, она станет на единичку большей;
  • знакомиться с азами геометрии можно, используя специально подготовленные геометрические фигуры, вырезанные из картона или фетра, или же печенье разной формы, особенно, если вы спечете его вручную;
  • если ваш малыш уже ознакомлен с основными фигурами, то можно приступать к изучению процесса их изображения, используйте для этой цели простой карандаш и линейку;
  • развиваем математические способности ребенка, необходимо чередовать между собой разные виды деятельности.

Давайте рассмотрим основные психологические аспекты того, как подготовить ребенка к школе.

  1. Как можно чаще разговаривайте с малышом, спрашивайте о том, что его интересует.
  2. Если мы совместно читаете, задавайте вопросы по тексту.
  3. Чтобы малышу было легче адаптироваться, играете в школу, используете для этой цели любимые игрушки, куклы, плюшевых зверей. Не забывайте меняться ролями учителя и ученика.
  4. Очень важно, чтобы малыш, который занимается каким-то видом творчества, не бросал начатое на середине. Вы должны приучать ребенка доводить все до конца. Если у него что-то не получается, подсказывать ему.
  5. Очень важно вовремя отказаться от надмерной опеки. Малыш должен становиться самостоятельным. К тому же вам нужно быть готовым к тому, что над ребенком начнут насмехаться, если школьнику будет завязывать шнурки или помогать снять куртку.
  6. Поспособствуйте активному общению ребенка с ровесниками, чтоб ему было легче влиться в новый коллектив.
  7. Обязательно рассказывайте о том, какими полезными будут знания, полученные в школе.
  8. Расскажите ребенку о том, что в классе необходимо вести себя тихо и слушать учителя, иначе он пропустит нужную информацию и не сможет усвоить материал.
  9. Учите ребенка быть спокойным, дисциплинированным, с уважением относиться к одноклассникам и учителям, никогда не выяснять отношения криком.

Теперь вы знаете, как родителям подготовить ребенка к школе. Помните о том, что малыша нужно развивать всесторонне, уделяйте внимание, как психологическому, интеллектуальному, так и физическому развитию. Процесс подготовки к школьной скамье должен быть ненавязчивым, не стоит заниматься с малышом через силу, такие действия дадут только отрицательные плоды.

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет - каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно - готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер.

Что же включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе - это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

  • к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
  • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
  • ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
  • должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее :

  • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что - плохо;
  • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

  • понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
  • наличие интереса к учению и получению новых знаний;
  • способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
  • усидчивость - способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Внимание.

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое - постучать ногами, если птица - помахать руками.

Математика.
Цифры от 1 до 10.

  1. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
  2. Арифметические знаки « > », « < », « = ».
  3. Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  4. Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.

Память .

  • Запоминание 10-12 картинок.
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Мышление .

  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  • Определять последовательность событий, что было сначала, а что - потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Складывать пазлы без помощи взрослого.
  • Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

Мелкая моторика.

  • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
  • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
  • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
  • Выполнять аппликации.

Речь.

  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
  • Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
  • Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
  • Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
  • Различать в словах звуки.

Окружающий мир.

  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании - это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

Тренируем руку ребенка

Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что - нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки - в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.

12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.

13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.

mob_info