Сразу ли дают уроки молодым учителям. Какие выплаты положены молодым специалистам-учителям. Льготы учителям, связанные с трудовой деятельностью

В конце концов, вы просто можете зайти к нему после уроков с пачкой печенья и сказать: «У меня ничего не получается, наверное, мне лучше уволиться». И вот уже закипает чайник, вы вместе разбираете возможные ошибки и ситуации, а потом понимаете, что всё не так уж и плохо. Или всё плохо, но исправимо. В общем, поддержка коллег в первое время очень важна.

2. Не забывайте, что вы — часть коллектива

Да, вы теперь часть школьного коллектива. Не надо держаться обособленно. Не надо думать, что все здесь сумасшедшие старые тётки, а вы тут стоите красивый (или красивая) и в белом пальто.

Вам рано или поздно придётся контактировать друг с другом, а к кому-то, возможно, и обратиться за помощью. Я не говорю, что надо со всеми подряд знакомиться и накрыть стол в учительской в честь вашего появления в школе. Хотя вы и это можете сделать, никто не запрещает.

Источник фото: http://bugazeta.ucoz.net

Просто будьте приветливы и в меру открыты. С кем-то вы будете общаться больше, с кем-то вообще не будете пересекаться, это нормально.

3. Будьте самим собой с учениками

Вы уже наверняка общались с учениками на практике и представляете, что это такое. Хотя скажу честно: урок под присмотром основного учителя на практике и ваш собственный урок — абсолютно разные истории.

За четыре года работы в школе я поняла одну простую истину: дети не любят фальшь и сразу её чувствуют. Нельзя быть весёлой, дружелюбной и доброй, а после звонка вдруг сделать лицо кирпичом и говорить на повышенных тонах. Нельзя наигранно интересоваться делами детей, а потом закатывать глаза с мыслями «Боже, зачем я всё это слушаю».

Независимо от возраста, независимо от класса, ученики просекают ваше нутро на раз. Не надо заготавливать себе какую-то роль: вы просто-напросто не сможете постоянно быть в неестественном для вас образе. Быть самим собой — вот, пожалуй, самое важное при работе с детьми, как бы банально это ни звучало.

4. Не расстраивайтесь из-за неудач и замечаний

1 сентября 2013 года после всех проведённых уроков я заплакала прямо над раскрытым журналом. Слёзы впитались в бумагу, строчки поплыли, и я поняла, что, кажется, порчу важный документ.


Источник фото: goodfon.ru

Не могу сказать, что я успела как-то жутко накосячить в первый же день, но ощущение какой-то безысходности и усталости нахлынуло неслабо.

Первое время было тяжело: много подготовки, посещение моих уроков администрацией и, конечно, замечания: «Нет чётко поставленных целей», «Нужно было обратить внимание на это», «Не весь класс включён в работу» и так далее. Всё это выбивает из колеи.

Мой совет: не опускайте руки при первых же неудачах и замечаниях. Кстати, к замечаниям надо прислушиваться, в большинстве случаев вам желают добра и хотят помочь.

Хотя, комментарии, в стиле «Конспект урока должен быть написан от руки в тетради 96 листов формата А4, а не напечатан на компьютере!» можно смело пропускать мимо ушей. Набивайте шишки, без них никак, но в скором времени всё у вас наладится!

5. Заведите ежедневник (а лучше два)

На свою память можете не рассчитывать. Вам предстоит столько разных совещаний, педсоветов, мероприятий, экскурсий, встреч, консультаций, родительских собраний и прочего, что удержать в голове все задания, даты и время просто невозможно.

Я раньше не вела ежедневник, потому что не видела в нём необходимости.

Сейчас у меня их два: один для всего перечисленного выше, другой — для непосредственно учебных моментов. Туда я записываю разные идеи для викторин и конкурсов, придумываю задания к контрольным и самостоятельным работам и записываю моменты, типа «Иванов обещал сдать стихотворение наизусть не позднее 1 декабря», «Иванов обещал принести сочинение 5 марта». Показываешь потом Иванову, и он уже не отвертится.

6. Не забывайте, что у вас есть своя жизнь

Есть два типа учителей: одни, услышав звонок с урока, выбегают из кабинета быстрее учеников, другие — сидят в школе до момента, когда охранник робко постучит в дверь и попросит освободить помещение.

Это две крайности, но суть, думаю, понятна. Постарайтесь быть золотой серединой .


Источник фото: nastol.com.ua

Самое главное — не несите работу домой! Тетради проверяйте в школе, презентации или уроки готовьте тоже в школе.

У вас есть друзья, родители, муж, жена, дети — вы им нужны. Встречайтесь, общайтесь, ходите в кино, на выставки, в театр, рестораны. Жизнь не останавливается на проверке тетрадей и поиске заданий.

Вы сейчас наверяка думаете: «Что за банальщину она несёт?», но я знаю много примеров, когда учителя жаловались, что у них не хватает времени ни на что другое, кроме школы. Всё потому, что они брали работу домой. «Сейчас чайку налью и проверю тетради» незаметно переходит в «Ну, тетради проверила, можно и уроки на завтра подготовить». Всё, вечер (или даже ночь) потерян.

А теперь представьте, что вы живёте в таком ритме каждый день. Эмоциональное выгорание обеспечено. Распределяйте силы равномерно и обязательно переключайтесь на другие сферы своей жизни.

А вы помните свои первые трудовые будни?

Расспросили молодых учительниц, каково это — учить уму-разуму старшеклассников, когда ты сама — только-только с университетской скамьи. Несколько историй о заигрываниях, запирании в классе и «наездах» родителей.

Protv.md / кадр из фильма «Очень плохая училка» носит иллюстративный характер

«Пришлось объяснять, что я не ставлю оценки за лайки»

Наталья, 23 года, учитель английского языка:

«Мой первый 11 класс, в который я пришла работать сразу после университета, состоял из сплошных мальчиков и всего одной девочки. Поначалу я испугалась, почему-то была уверена, что будет очень сложно найти общий язык именно с парнями. Но в итоге оказалось, что с ними общаться намного круче и проще.

Конечно, пришлось стать гораздо сдержаннее на своих страничках в соцсетях, а парочку фотографий даже скрыла — от греха подальше. Дети же постоянно в ВК, ленту просматривают регулярно и осыпают лайками всё, что бы там у меня ни появилось. И я уже просто не знаю, как еще объяснять ученикам, что их лайки на оценки никак не повлияют.

Когда училась в университете, собиралась быть строгим учителем: никаких поблажек, строжайшая дисциплина, чёткие ответы и высокие баллы только тем, кто действительно постарался, чтобы их заслужить.

Но находясь среди детей, невозможно долго сохранять имидж «железной леди»: в один прекрасный день тебя таки пробьет на улыбку или смех, и всё — лед тронулся… Ну и хочешь не хочешь, а появляются свои любимчики. А так как педагогический коллектив — женский, чаще всего симпатизируем мальчишкам.

Причем сами себя ловим иногда на мысли, что ставим оценку выше не за знания, а за харизму и обаяние, но ничего с собой поделать не можем. Знакомые, которым хвалила своих мальчишек-учеников, шутили: «Так выбери какого-нибудь и расти «для себя»! Но я только смеюсь в ответ, конечно.

Вообще, заигрываний со стороны мальчиков хватает, и битва за первую парту среди них была с первого дня. Любая моя просьба выполняется на ура: набрать воды, полить цветы, донести сумки до дома. Конечно, бывало и так, что доходило до предложения вместе погулять, но приходилось одергивать себя: «Я же учитель!». Беда в том, что современные школьники не выглядят на свой возраст, да и ведут себя уж слишком раскрепощенно…

Благодаря своим «детишкам», я открыла в себе и немало новых талантов: оказывается, я прекрасно умею орать; умудряюсь пить чай на перемене, держа при этом дверь, запертую от неугомонных детей; моментально засыпаю в любую свободную минуту. И, думаю, таких открытий у меня впереди еще уйма!»


«Говорили: «Да пошла ты со своей алгеброй!..»

Мария, 22 года, учитель математики:

«Это мой первый год в школе, веду математику у девятиклассников. Школа самая обычная, в спальном районе, где живут рядовые заводчане. Более-менее одаренные и заинтересованные в учебе дети после начальной школы уходят в гимназии, а мне и моим коллегам, как говорится, что осталось — то осталось… У многих учеников родители в разводе, у кого-то — пьют, у кого-то — брат сидит…

В общем, первые несколько месяцев я рыдала с завидной периодичностью. Хорошо, что еще дома, а не при моих «юных извергах», которые старательно доводили меня как могли.

Парни при каждой моей попытке написать что-то на доске или наклониться за упавшим мелом начинали издавать сладострастные стоны или демонстрировать друг другу, указывая на меня, непристойные телодвижения.

Могли во время урока играть в телефонах, надев наушники, плевались жеваной бумагой, совершенно не слушали. Ни двойки, ни походы к директору, ни вызовы родителей в школу — ничего их не брало.

Делая такие мелкие, но противные пакости, они прямо упивались своей невоспитанностью и безнаказанностью. Говорили: «Да пошла бы ты со своей алгеброй, мне главное 9-й закончить…».

А когда приходили в школу по моему вызову родители, они оказывались порой ничем не лучше своих детей. Мол, что за «училка» такая, что не может их сына ничему научить, а только жалуется: и то ей не так, и это не эдак…

Но с подводной лодки распределения никуда не денешься. Я постаралась как можно больше абстрагироваться от основных нарушителей моего спокойствия и сосредоточиться на тех, кто хотя бы немного слушает меня на уроках. Даже пару раз к психологу сходила. Через полгода стало полегче.

Сейчас только вот до каникул пару месяцев дотерпеть, продержаться. А там, будем надеяться, большая часть моих «отпетых» в 10-й класс уже не пойдет…

Но как бы там ни было, я успокаиваю себя тем, что такая школа жизни по-настоящему закаляет и снимает розовые очки. Профессию учителя я не разлюбила. Но очень надеюсь, что это будут первые и последние такие неадекватные ученики на моем пути».


finemagazin.ru / кадр из фильма «Весна на Заречной улице» носит иллюстративный характер

«В 25 лет у меня 22 ребенка!»

Любовь, 25 лет, учитель русского языка и литературы:

«Когда я впервые пришла на распределение нагрузки и мне сказали, что я буду вести у 10 класса, я испугалась. Испугалась больше всего того, что я зайду в класс, а никто не захочет меня слушать, ведь некоторые ученики выглядят старше меня, а кто-то выше меня на голову, а то и на две…

Изначально я думала, что только строгостью, криком можно заработать авторитет. И была неправа. Было даже странно, когда в конце моего второго года уже новые десятиклассники сказали мне: «Когда вы впервые зашли в класс, такая вся строгая, в черном, мы думали, что наши счастливые деньки закончились. А вы, оказывается, такая классная!».

Просто ученики (любого, кстати, возраста) — это личности, это точно такие же люди, как и все мы, только меньше. И, считаясь с их мнением, прислушиваясь к ним и разделяя их интересы (я, например, как и многие ребята, большой фанат супергеройской тематики), ты заработаешь уважение, которого так ждешь.

Да, они другие. Мы в их возрасте вели себя иначе, к школе и учителям относились иначе. Но мы были на их месте, о чем, думаю, не стоит забывать ни молодым учителям, ни опытным.

Старшеклассники проявляют знаки внимания, это да. Помогают донести до учительской журнал, стопки с тетрадями, ноутбук. Это приятно, конечно. И не было ни дня в школе, чтобы кто-то из учеников не сказал мне, как хорошо я сегодня выгляжу. Но, думаю, это все-таки проявление уважения, не больше. А может, и желание подружиться.

Вообще, по моему опыту, с мальчиками труднее класса до девятого — возраст сложный. А с девочками тяжелее в 10−11 классах, они в это время уж очень своенравные становятся. Хотя некоторые приходят ко мне за советами, в том числе и в личной жизни. Все школьные страсти и «Санта-Барбары» учителю сразу видны.

А иногда приходится принимать и непосредственное участие в «разборках». Например, помочь навести мосты в ситуации, когда девочка после расставания с мальчиком начала встречаться с его другом и в классе было ой как неспокойно…

В данный момент я — классный руководитель у девятиклассников. Бывает, конечно, всякое. Я плакала из-за них (как от счастья, так и от обиды), я ругала их, я до сих пор иногда на них кричу.

Но если кто-то из учителей-предметников на них жалуется, я все равно их защищаю. Может, с ними и трудно, но это мои дети: 22 «моих» ребенка. Мы каждый день учимся друг у друга. Они у меня — жизни и моему предмету, а я у них — общению с новым поколением и любви ко всему новому».


«Меня дети побаиваются, а вот коллегу, было дело, даже в кабинете запирали»

Ольга, 24 года, учитель английского языка:

«Вливаться в коллектив к взрослым, опытным педагогам было даже страшнее, чем идти на первый урок к детям. Ведь до этого ты и в школе, и в университете находишься в основном со своими сверстниками. Я очень переживала именно за эту разницу в возрасте, и на деле оказалось действительно сложно.

Многие коллеги просили помочь им, например, напечатать что-нибудь, создать презентацию, и я никому не отказывала, но через полгода мне реально надоело быть «девочкой на побегушках» и я, наконец, научилась говорить «нет».

А вот встречи с детьми я не боялась, а даже наоборот — ждала ее. У меня было столько энтузиазма и идей, мне казалось, что я смогу научить английскому всех и каждого, но в реальности все вышло по-другому. Естественно, есть дети, которые с удовольствием учатся, а есть те, кому все эти знания — до лампочки. Иногда предлагала детям задания, и находились такие, кто отказывался их выполнять, — приходилось что-то придумывать на ходу…

Изначально, конечно, дети хотели видеть во мне больше подружку, чем учителя. Приходили со своими секретами и пытались поболтать даже на уроках. Часто жаловались на других учителей: мол, они несовременные, скучные… Но я такие разговоры не поддерживала. Я была очень категорична: учеба, и еще раз учеба.

Но прошло время, и я понимаю, что детей иногда тоже нужно выслушать, посмеяться с ними и погрустить. Другом, конечно, ты им не станешь, но главное, чтобы они тебе доверяли.

Старшеклассники, особенно мальчишки, конечно, пробовали меня смутить. Например, в школе говорили «здравствуйте», а при встрече на улице — «привет». Но я всегда подчеркнуто говорила «добрый день» или «добрый вечер». Многие стали добавляться в друзья в соцсетях, писать, расспрашивать о жизни… И тут важнее всего — сохранять дистанцию.

В целом в работе со старшеклассниками мой возраст мне больше помогал, нежели мешал. Просто в моей школе на протяжении долгого времени работали одни только взрослые учителя. Я была самой молодой, и дети ко мне тянулись. Как-то, помню, один 11-классник, вздохнув, сказал: «Я б на вас женился!». И я еще долго улыбалась, вспоминая этот момент.


kinoluvr.net / кадр из сериала «Любимая учительница» носит иллюстративный характер

Вообще, все старшеклассники свою симпатию выражают одинаково. Они очень хотят тебе помочь. А так как по распределению я попала в сельскую школу, там это выражалось своеобразно: то огород вскопать предложат, то газон покосить… Как для человека, всю жизнь прожившего в городе, удивительным для меня в сельской местности было еще и то, что в сентябре вся школа, включая директора, учителей и всех учащихся 5−11 классов, отправляется на… сбор картофеля!

Это был мой первый «полевой опыт». Я и оделась непрактично, и не понимала вообще, что и как делать. Естественно, это вызывало хихиканье у старшеклассников, и позже они еще долго мне вспоминали, как я двумя пальчиками с красивым длинным маникюром собирала картофель по одной штучке…

Но это подшучивание — скорее исключение, чем правило. Дети меня, я бы сказала, побаиваются. И меня это вполне устраивает. Потому что, например, у одной моей коллеги, которая оказалась после вуза в ПТУ, совсем другая история. Там ее довольно долго дети не слушали совершенно, бунтовали и даже запирали в кабинете. До истерик доходило…

Из своего опыта могу дать главный совет молодым педагогам: чтобы тебя уважали, всегда выполняй свои обещания. Сказала «поставлю двойку» — сразу ставь. Сказала «на следующем уроке мы будем делать что-то интересное» — делай. Сказала «Иванов, я завтра тебя спрошу» — спрашивай. Сказала «пойдем летом в поход» — собирайся и иди… При любых обстоятельствах выполняй обещанное. Тогда к твоим словам будут прислушиваться и уважать».

Молодой учитель пришел в школу. Подготовлен ли он к работе с учащимися? Совершенно ясно, как бы хорошо ни готовил вуз, решающее становление мастерства происходит в школе, в живой работе с детьми, на практике. Именно в первые годы, с первых дней начинается наиболее интенсивное формирование тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя.

Говорят, хорошо, если учитель попал в сильный городской педагогический коллектив. Под рукой и пособия, и методические разработки, опытные учителя, рядом институты, библиотеки. Но ддесь свои трудности: в таких школах - высокий уровень требований, развитые ученики, подготовленные родители. А как быть молодому учителю в сельской школе? Там ниже уровень требований, но там учитель фактически один, ведет он порой разные классы и нередко 2-3 предмета, спросить не у кого и с пособиями плохо... Разные условия диктуют и разные формы помощи, но есть и нечто общее, с чем нужно считаться.

Какие трудности встречаются в работе молодого учителя?


Прежде всего в области обучения молодой учитель недостаточно владеет конкретным материалом по теме. Он знает, например, творчество Л.Н. Толстого или историю французской революции, законы Ньютона, но ему очень сложно отобрать конкретные факты биографии писателя или популярно раскрыть сущность законов Ньютона. Молодой учитель испытывает колоссальные трудности в подборе материала, в подготовке уроков и т.д. Как правило, он не владеет методами работы. "Опрос для меня на-" стоящая пытка, - признается одна начинающая учительница. - Что делать тридцати ребятам, пока тянется эта "канитель" с вытягиванием ответа? А какую ставить оценку?".

Объяснение материала - любимая часть урока для начинающего педагога. Он старательно и чаще всего хорошо рассказывает. В классе тишина, слушают с интересом. Но урок - это не только пассивное восприятие, это еще работа по формированию знаний, навыков, умений, и вот здесь наибольшие опасности подстерегают новичка: он теряет управление, класс шумит, урок срывается. Не владея арсеналом методов обучения, молодой учитель спешит еще и еще что-то интересное рассказать, занять учеников, успокоить, развлечь...



Сложно с осуществлением дифференцированного подхода к учащимся. Молодой учитель еще не в состоянии разобраться в характере способностей своих учеников, установить диагноз отставания, степень запущенности, своеобразие памяти, мышления, внимания отдельных учеников, поэтому он лишен возможности регулировать формирование знаний. Молодой учитель избегает вызывать слабых учеников, он боится их, он старается иметь цело с сильными, не знает как помочь отдельным учащимся. В результате, отставание уряда учащихся усиливается, их развитие в процессе обучения проходит стихийно.

Не меньше трудностей в воспитательной работе. Молодой учитель, как правило, неплохо проводит с учащимися досуг: играет с ними, ходит в походы, на экскурсии, но как сложно для него провести собрание, диспут, конференцию, организовать дежурства, трудовые дела...

Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю - это предварительная работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические


занятия. У него достаточно свежи сведения, полученные в институте. Молодой учитель нуждается в практических советах. Такая помощь может носить: а) предварительный характер и охватывать всю группу молодых учителей; б) помощь может быть индивидуально-предупредительной, связанной с конкретной подготовкой к урокам и различным мероприятиям; в) помощь оказывается в результате ознакомления с работой молодого учителя.

Предварительная беседа с молодыми учителями начинается с элементарного ознакомления с традициями школы, особенностями учебно-воспитательного процесса. Директор школы показывает кабинеты, классы, пришкольный участок. В простой и яркой беседе раскрывает особенно удачные приемы работы отдельных учителей и классных руководителей. Как бы попутно даются и первые конкретные советы: "У нас в школе не принято кричать на учеников. Крик учителя вызывает ответную реакцию, возникает конфликт, а это, как правило, не приводит к решению вопроса". "У нас в школе не выставляют учеников из класса, не читают "нотации" во время уроков и т.д.".

Заместитель директора по учебной работе школы проводит с молодыми учителями беседу о том, как составлять планы уроков, заполнять журналы, вести нужную документацию. Показываются образцы. Особое внимание обращается на подготовку к уроку, организационные стороны учебного процесса. С молодыми учителями проводят беседы и опытные учителя. В первую очередь даются самые простые доступные советы: как проводить классный час, организовать дежурство, распределить обязанности, подобрать актив и т.д.

С чего начинать молодому учителю? С тщательной подготовки к уроку. Необходимо так подготовиться к уроку, чтобы у учащихся не было ни минуты свободного времени, чтобы в течение всего урока ученик думал, работал, был предельно занят. Самое страшное, если молодой учитель вырабатывает "штамп" комбинированного урока. Во время опроса он выступает в роли бездушного контролера (а класс не работает), во время объяснения - в роли бесстрастного информатора, закрепление проводит формально, задание на дом дается наспех... На таких уроках все сводится к усвоению готовых знаний и их воспроизведению, не происходит включения учеников в мысли-


тельную деятельность, они не развиваются, не растут интеллектуально и духовно.

Важно внушить молодому учителю, что первое усло^ вие успешного урока - четкое, научно-обоснованное, убедительное объяснение. Материал по теме расчленяется на определенные части, структурные элементы, каждый из них особенно подчеркивается (план, тезис, повторение, демонстрация), должным образом осмысляется, подтверждается примерами, доказательствами. Ученики шаг за шагом идут от простого к сложному, на уроке овладевая необходимым объемом знаний и навыков. Вот этим искусством - учить на уроке - и нужно овладевать учителю с первых шагов его преподавательской деятельности.

Разумеется, общие предварительные беседы не решают проблемы. Они как бы вводят молодого учителя в курс дела, знакомят с лучшим опытом школы, основными требованиями, которые предъявляются в данном коллективе.

Второй этап в организации работы с молодым учителем заключается в конкретно-индивидуальной предварительной помощи в учебно- воспитательном процессе. Изучается новая трудная тема. Директор и его заместители организуют своевременную помощь. Опытный учитель или методист поможет составить тематический план, подобрать задачи, примеры, упражнения, материал. Такую работу целесообразно проводить в три этапа: первый этап - общие советы опытного педагога, беседа за две-три недели до изучения темы, черновые наброски общего плана работы; второй этап - личная подготовка молодого учителя, подбор материала, чтение нужных разделов, решение задач, подготовка опытов, составление тематического плана; третий этап - непосредственное изучение работы учителя по теме и корректирующие указания, а также посещение уроков более опытных учителей.

Под руководством и при помощи администрации молодой учитель квалифицированно готовится к урокам. Разумеется, нет ни возможности, ни надобности так отрабатывать каждую тему, но полученные образцы послужат хорошим примером, скажутся на формировании стиля работы учителя, приучат его к творческим поискам, основательной подготовке к учебным занятиям.

Примерно в этом же направлении оказывается помощь и в проведении воспитательных мероприятий. Заместитель директора предварительно обсуждает ход под-


готовки к вечеру, походу, классному часу. Особенно удачно это проходит, если есть два параллельных класса и возможно посоветоваться с опытным классным руководителем.

Эффективной формой помощи являются открытые и показательные уроки. Неопытному учителю хочется посмотреть на образцы педагогической работы.

И все же самым трудным видом помощи является анализ конкретной работы молодых учителей. Мы нередко сталкиваемся с таким положением, когда и беседы прошли удачно, и предварительная помощь оказывалась, а уроки доставили одни огорчения.

Вот один из примеров. Выпускник педагогического института прекрасно объяснял материал. Ученики жадно слушали, в классе - абсолютная тишина, но стоило начать опрос или закрепление, как все теряли интерес и шумели. Учитель стал избегать обращаться к ученикам. Уровень знаний учащихся оказался крайне низким, фактически они перестали работать. Завуч и руководитель методического объединения помогли заняться так называемой "черновой" работой, овладеть приемами формирования знаний на уроке.

Шаг за шагом, посещая уроки, просматривая планы, проверяя знания учеников, руководители школы смогут обеспечить индивидуальный рост учителя с учетом его личных качеств, уровня развития, педагогических данных, склада характера.

Большое внимание следует уделить вопросам педагогической этики и развития педагогической техники. Молодые учителя, не имеющие опыта работы с детьми, очень прямолинейны, легко возбуждаются, обижаются по пустякам, кричат, угрожают. То и дело слышно: "Последний раз тебе говорю", "Марш из класса!", "Без родителей не приходи" и т.д. Дети отвечают неприязнью, стараются задеть учителя, возникает так называемый эмоциональный барьер, мешающий нормальной работе. Нелегко научиться искусству первой реакции, общению с учениками, терпению. При любых обстоятельствах учитель не должен взрываться, терять "педагогическое лицо".

Успех молодого учителя зависит часто от "пустяков": от одежды, голоса, жестов, случайно сделанных замечаний.


Очень удачно сказал А.С Макаренко: "Для меня... такие "пустяки" стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть".

Подготовка, полученная в институте, не может решить проблемы формирования мастерства. Только путем самообразования и творческих поисков придет учитель к своему мастерству. Помочь ему в этом в самый ответственный период его становления должны руководители школы. От них в значительной степени зависит, каким будет он, молодой учитель!

23.5. Работа директора школы по внедрению

в практику передового педагогического опыта

В системе повышения квалификации учителей важная роль принадлежит новаторам. Их мастерство, их "секреты" покажут учителю, если можно так выразиться, воплощенный идеал, педагогику как искусство в действии. Кого можно назвать новатором? Того, кто хорошо работает? Или того, кто предлагает что-то новое? Новаторство и передовой опыт - это не одно и то же.

Передовой опыт - более широкое понятие, новаторство - составная часть передового опыта, если можно так выразиться, его изюминка, основа. Не всякая форма работы, даже успешная, является передовым опытом, точно так же не всякое новаторство - передовой опыт. Передовой опыт - это то, что можно передать, использовать в работе других учителей. Новаторство не всегда можно передать, есть и индивидуальное творчество, которое дает блестящие результаты у данного учителя, но другие учителя так работать не смогут.

Это все равно, что спросить у великого художника, как ему удалось написать такой удивительный пейзаж? Он расскажет, как он писал натуру, о чем думал, что переживал, как создавал эскизы, как смешивал краски... Всем все ясно. Но ведь другой художник так не напишет, хотя будет повторять все, что делал мастер. Так и в нашем учительском труде: механически перенять ничего нельзя. Но выработанные выдающимися учителями приемы помогут найти свои подходы к решению той же проблемы и добиться успеха.

Передовой опыт - это воспроизводимые методы, приемы и способы обучения и воспитания, практически осу-


ществленные в деятельности отдельных учителей и обеспечившие высокие результаты без дополнительной затраты времени (т.е, положенные часы работы). Передовой опыт может быть новаторским, когда учитель предлагает что-то оригинальное, новое, чего не было раньше. Это может быть целая система работы, как, например, у Макаренко, Шацкого, Сухомлинского, Занкова, когда вопросы обучения и воспитания решались комплексно, осуществлялись различными методами, приемами. Но новаторство может носить и более ограниченный характер, когда предлагаются отдельные формы занятий или особые методы обучения. Когда мы, например, говорим о работе Шаталова, Ильина, Лысенковой, мы прежде всего имеем в виду урок. Они мастера - новаторы в применении особых методов объяснения, обратной связи, самостоятельной работы учащихся. Бывает ли передовой опыт, который не носит новаторского характера? Такого быть не может. Учитель не предлагает нового метода, приема, способа работы, но он сумел "старому", давно известному методу придать такой характер, что он заиграл, так сказать, "новыми" красками, стал более эффективным, результативным. Где подлинный успех, там всегда новаторство - в той или иной форме. Педагогический успех невозможен без поиска, искусства, мук творчества. Но одно дело, когда учитель вырабатывает нужные навыки у себя, с учетом своего характера, подготовки, опыта; другое, если он нашел приемы работы или усовершенствовал старые так, что они дают высокие результаты и их можно широко распространить и использовать. Новаторство приобретает характер передового опыта, подлежащего распространению и внедрению. Не все, однако, подлежит распространению. Изучая приемы работы новатора, директору важно выяснить главное, ведущее, общее, что можно порекомендовать всем, и то, что присуще только личности, талантливому человеку, чем можно восхищаться без конца, как произведением искусства, но что нельзя не только копировать, но даже приближенно перенять, более того, перенимать это вредно, ибо в другом исполнении это будет не эффективно, а порой просто карикатурной смешно. В.А. Сухомлинский проводил уроки мысли. Ученики сидели и думали. Их лица сосредоточены, они погружены в поиск. Но разве кто-нибудь, кроме В.А. Сухомлинского, сможет это сделать? Кто может повторить А.С. Макарен-


ко? Разве есть другой СТ. Шацкий или другой Сорока^ Российский? Эти люди неповторимы! Но в их методах, их приемах, их подходах есть элементы, доступные всем, более того, есть нечто общее, что обогатило педагогику как науку и стало достоянием всех.

Передовой педагогический опыт - это воспроизводимые методы, приемы и способы обучения и воспитания, практически.осуществленные в деятельности отдельных учителей и обеспечивающие повышение результатов и качества работы при минимальной затрате времени и усилий учителей и учащихся.

Положительный опыт может быть комплексным, когда результат деятельности учителя (высокий уровень знаний, трудовой подготовки и воспитанности учащихся) выявляется в конце учебного года или при окончании школы: выпускники успешно поступают в вузы, хорошо трудятся на производстве, примерно ведут себя в обществе.

Положительный опыт может быть промежуточным, частным. Учитель проявляет особые способности в организации учебного процесса: четко проводит уроки, их тщательно готовит, активизирует усилия ребят. Изучается именно эта, наиболее сильная часть работы учителя.

Положительный опыт может быть конкретным, узко направленным, когда срабатывает какой-то один метод, прием, отдельный элемент учебного или воспитательного процесса.

Таким образом, педагогический опыт - явление широкое, неоднозначное, требующее всесторонней и целенаправленной деятельности не только руководителей школы, но всего педагогического коллектива.

Разберемся в этом подробнее, конкретизируя эту деятельность, и наметим пути изучения, обобщения и внедрения передового опыта в практику работы учителей.

Выявление, изучение и обобщение передового опыта. Руководители школ в поисках передового опыта не могут положиться только на случай, когда внезапно обнаружат в работе того или иного учителя что-то выдающееся, ори- \ гинальное, полезное. Изучение передового опыта поддается организации и планируемому поиску. Прежде всего и директор, и завуч составляют себе примерные вопросы, подлежащие изучению, доводят их до сведения учителей, как бы стимулируя их творческие поиски по определен-


ным направлениям. Оттенков и конкретных подходов может быть тысячи, порой совершенно неожиданных и необычных, но основные ведущие элементы учебно-воспитательного процесса традиционны и хорошо известны. Именно от них зависит успех. В области учебной работы эти блоки следующие:

1. Подготовка учителя к урокам.

2. Обратная связь, искусство опроса учащихся.

3. Умение объяснять материал: активизация, проблем-ность, структурность, разнообразие приемов, ТСО и т.д.

4. Развитие способностей учащихся, индивидуальный подход, работа с сильными и отстающими учащимися.

5. Развитие самостоятельности учащихся, их умения добывать знания, моделировать, решать оригинальные примеры, применять знания на практике и т.д. Развитие трудолюбия и любви к умственному труду.

6. Воспитание в процессе обучения. Приемы выработки убеждений, система требований, личный пример учителя, этика и т.д.

В области воспитательной работы эти вопросы несколько другие:

1. Умение изучить личность ребенка, его способности, темперамент, характер, склонности, уровень культуры.

2. Работа с коллективом учащихся.

3. Организация воспитательного мероприятия.

4. Методика проведения классного часа.

5. Нравственное, эстетическое и физическое воспитание школьников.

6. Воспитание трудолюбия, чувства ответственности, активности в общественно-полезном труде.

7. Работа с активом учащихся и "трудными детьми"

8. Работа с родителями учащихся и т.д.

Изучая работу учителей по этим направлениям, руководители школ выявляют положительные и "теневые" стороны в работе, дают советы, указания, приводят примеры. Каждый руководитель имеет более или менее определенные эталонные представления о тех или иных приемах работы и старается их передать своим коллегам. Это, бесспорно, одно из средств распространения передового опыта, ибо и директор, и завуч в своих рекомендациях опираются на обобщенный передовой опыт и многолетние наблюдения. Однако таких действий недостаточно. Речь идет о специальном изучении деятельности учителей, до-


бившихся серьезных успехов в работе, выявлении специфических особенностей их приемов с целью распространения. С чего все начинается?

Путем личных наблюдений и анализа результатов руководители школы устанавливают, что у того или иного учителя имеются определенные выдающиеся достижения. Как он их добился? Начинается процесс изучения. Степень квалификации руководителя проявляется прежде всего в умении найти "изюминку" в методах работы учителя, именно то, что оживляет, казалось бы, известный прием, делает его действенным и результативным. Следующий шаг - выявление элементов этого приема, как бы расчленение его на составные части и определение весомости этих элементов, нахождение основного, "решающего" звена. Затем руководитель школы устанавливает, возможно ли произвести этот опыт, т.е. передать другим, или он всецело зависит от личности учителя: его артистичности, темперамента, склада. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель школы будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения, а порой и опасность, так как опыт будет определяться "вообще", поверхностно, без раскрытия его сущности. По этому поводу еще К.Д. Ушинский говорил, что опыт не передается буквально, а передается идея, заложенная в опыте. Вот эту "идею" и необходимо найти руководителю школы в процессе изучения успешной работы конкретного учителя.

При изучении системы работы передового учителя необходимо составить план, который может включать в себя следующие вопросы:

а) ознакомление с общей подготовкой учителя: научной, методической, по специальности;

б) изучение работы учителя по подготовке уроков и внеурочных мероприятий (планирование, состояние кабинета, дидактического материала и т.д.);

в) посещение нескольких уроков по одной теме;

г) анализ результатов работы учителя (уровень знаний и развитие учащихся).

Для более полного раскрытия системы работы учителя необходимо изучить постановку внеклассной работы с учащимися, индивидуальный подход к ним, особенности связей с родителями и т.д.

Советы молодым учителям. Как установить дисциплину на уроках.
Все меньше и меньше приходят молодые коллеги в школу. А если и приходят, долго не задерживаются. Причина - трудности из-за большого объема работы, документация, воспитательный процесс и т.д. Но первая причина любого педагогического провала - неумение справляться с плохим поведением учеников.
Большинству типов поведения дети учатся незаметно, наблюдая за поведением авторитетного человека и перенимая его. Это верно для всего общества в целом. Часто ученики перенимают поведение своего учителя. У вежливых учителей ученики тоже вежливы. Учителя, которые спокойно справляются со сложными ситуациями, скорее всего воспитают учеников, также способных на это. Директор нашей школы говорил, что со временем школьники становятся похожими на своих классных руководителей. Учителя, даже не чувствуя этого, становятся примером поведения для учеников. Соответствие между образом поведения, ожидаемым от учащихся, и поведением самих учителей является мощным средством предупредительного планирования и одним из важнейших методов, которыми следует пользоваться хорошим учителям.
Когда требования, предъявляемые к школьникам, расходятся с поведением тех, кто с ними работает, то это нередко становится причиной плохого поведения учеников. Таким образом, причиной проблемы в этом случае является сам учитель.
Хорошие учителя умеют налаживать дисциплину всего класса. Вот некоторые способы поддержания дисциплины:
. Планируйте вашу работу и следуйте разработанному плану.
Готовьтесь к урокам заранее, так, чтобы ученики были достаточно загружены в течение всего времени занятий. Пусть у вас всегда будут альтернативные планы и материалы.
. Держать класс постоянно начеку. Учеников вызывают не по порядку, а в разбивку. Когда они знают, что их могут вызвать, они более внимательны.
. Отчетность. Вовлеченность учеников в работу класса проверяется вопросами, чтением вслух, проверкой правильности ответов.
. Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр. Учитель должен подстегивать интерес школьников, их увлеченность и желание участвовать в работе на уроке.
. Не раздражайте учащихся. Причиной раздражения является незнание того, что от них ожидают, не справедливое обращение с учениками, непоследовательные действия учителя, невозможность высказать свое мнение.
. . Контролируйте свой гнев. Если вы чувствуете, что у вас возникает раздражение, всеми силами старайтесь не дать вашим чувствам выйти из под контроля и постарайтесь расслабиться, пусть руки будут ненапряженными, жесты - медленными, голос - тихим.
. Задержите реакцию. Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. "Факт незамечания" явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес учителю.
. Переведи реакцию. Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой. Этим снижается "замысел" борьбы..
. Постоянная близость. Во время урока учитель ходит по классу. Можно, например, продолжить объяснение, идя по направлению к ученику, который, как Вы заметили, собирается нарушить дисциплину.
. Общение взглядом. Просто посмотреть ученику в глаза, как бы говоря: «Я все видел!» Иногда этого бывает достаточно, чтобы переключить его поведение.
. Косвенное обращение. Учитель хвалит ученика за правильное поведение, которое ожидается от того, кто неправильно себя ведет. Например, Айдос подает реплики с места, а учитель говорит: « Молодец, Миша, что поднимаешь руку!»
. Пауза. Учитель замолкает и ждет, пока ученик не перестает нарушать дисциплину.
. Управление голосом. Понижение тона, высоты и громкости голоса можно использовать, чтобы уменьшить уровень шума в классе. Напротив, повышенный энтузиазм учителя может расшевелить учеников, повысить их интерес.
. Переключение внимания. Когда ученик начинает шалить, учитель задает ему вопрос по учебному материалу.
. Соблюдать дистанцию в отношениях. Ученикам нужен учитель, а не партнер по игре. Будьте всегда общительны, но не забывайте, что фамильярность воспитывает неуважение. Вы можете вполне успешно взаимодействовать с учащимися, не превращаясь в одного из них. Стоит только раз уступить назойливым просьбам отпустить пораньше, задать поменьше, и т. д., как можно смело ставить крест на своей репутации: класс очень остро чувствует твою слабину и всегда бьёт именно туда.
. Напоминание о правилах. Простое напоминание о правилах положительно влияет на поведение. Например: во время самостоятельной работы вести себя тихо.
Следует отметить, что ни один из этих моментов не является панацеей; важно, чтобы учитель был решителен. В определенный учитель должен дать твердо понять ученикам, что он совершенно серьезен: всему есть предел. Для этого необходимы решительность, ясный и твердый тон. Ведите себя так, чтобы было видно, что вы - руководитель. Проявляйте решительность. Будьте хозяином ситуации. Умейте направлять. Вы учитель, и ученики ждут, чтобы ими руководили. Они быстро распознают нерешительность. Отсутствие хорошей подготовки и четких распоряжений является стимулом к плохому поведению. Чем хуже ведет себя ученик, тем лучше должен вести себя учитель пред ним и по отношению к нему. К каждому ребенку можно найти ключик, но для этого нужно просто очень любить всех детей.

mob_info