Структура социологического знания включает. Структура социологического знания

Вопрос 1. Роль социологии в системе общественных наук.

Связь социологии с другими общественными науками можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, бесспорно, социология использует информацию, полученную в рамках других дисциплин: например, показатели экономического роста(информация от экономистов), данные о рождаемости и смертности (от демографов) и пр. Однако, с другой стороны, следует отметить, что социология обогащает другие науки выводами, полученными в результате социологических исследований. Например, социологи могут анализировать социальные последствия экономического роста или делать выводы относительно социальных причин и последствий низкой рождаемости, дополняя экономическую и демографическую информацию.

Таким образом, социология является интегрирующей, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. При этом она, несомненно, связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые дополняют ее в процессе исследования всех сфер жизни общества, обогащают ее инструментарий и тем самым способствуют появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как социогеография, социомедицина, социобиология и др. Это новые научные направления, появившиеся на стыке социологии и других наук, способствующие объяснению и прогнозированию событий и процессов социальной среды.

Социология, как и многие науки вычленилась из философии. И даже после того, как социология в лице О.Конта и Э.Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социальная философия - раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества. У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Предметной сферой социально-философских является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы. Еще в большей мере различие между социологией и социальной философией обнаруживается в методе исследования социального. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.



Вопрос 2. Объект и предмет социологии.

Социология (от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей.

Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.

М.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять.

Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности.

Объект социологии − социальная реальность, которая изучается специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества. Предмет − это тот ракурс, под которым исследуется социальная реальность (под углом функционирующих ролей и статусов, групп и институтов, социальных отношений и типов культуры).

Вопрос 3. Функции социологии.

1. Познавательная функция. Эта функция присуща любой науке. Она заключается в получении новых знаний, сведений и закономерностей, касающихся со­циальной жизни общества.

2. Прогностическая функция прогнозировать тенденции и направления развития социальных процессов.

3. Организационная выработка организационных мер по осуществлению социологической технологии, ее внедрения и реализации.

4. Социального проектирования определение путей проектирования социального процесса.

5. Управленческая определение основных направлений повышения эффективности деятельности.

6. Инструментальная определение методов изучения социальной реальности, определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Вопрос 4. Структура социологического знания. Социальные законы. Парадигма социологического знания.

Структура социологического знания – это совокупность эмпирического и теоретического материала, получаемого в результате сбора практической информации, проведения исследований, социологических опытов, обследований, изучения общественного мнения. Она формируется в ходе логического обобщения и интерпретации полученных опытных данных. В его структуру входят эмпирические данные, теории среднего звена и общие теории.

Эмпирическая основа социологического знания включает сгруппированные и обобщенные социальные факты. К ним относятся характеристики массового сознания – мнения, оценки, суждения, верования; свойства массового поведения; отдельные события, состояния социального взаимодействия

Специальные социологические теории раскрывают два основных типа социальных связей: между общественной системой в целом и данной сферой общественной жизни. Специальные теории формулируют только вероятностные утверждения, и их подтверждение должно быть доказано логически или фактически.

Общие социологические теории – результат объединения специальных социологических теорий и их выводов.

Социальный закон - это существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами, прежде всего в социальной деятельности людей или их действиях. Следует различать две группы социальных законов.
Первая группа - это законы, действующие на протяжении всей истории развития общества.

Вторая группа - это законы, которые вытекают из сложившихся ранее обстоятельств и в которых проявляется ведущая тенденция развития общества, обусловленная объективными закономерностями его деятельности и развития.

Сущность социальных законов заключается в том, что они определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социально-профессиональными группами, городом и деревней, а также между обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью. Законы различаются по времени их действия. Общие законы действуют во всех общественных системах (например, закон стоимости и товарно-денежных отношений). Действие же специфических законов ограничено одной или несколькими общественными системами (например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому или период первичного накопления капитала).

Можно выделить пять парадигм

1. Парадигма социальных фактов. В ней социальная реальность рассматривается через призму социальных структур, институтов и их функций.

2. Парадигма социальных дефиниций. У ее истоков лежат работы немецкого социолога Макса Вебера. Исследователи, работающие в рамках этой парадигмы, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе тех смыслов, которые люди придают действиям, ситуациям, стимулам при взаимодействии друг с другом.

3. Парадигма социального поведения. Изучаются поведение индивидов в социальном пространстве, понятом как система социальных подкрепителей (поощрений – наказаний), и социальные структуры взаимодействий, сложившиеся в процессе обменных отношений.

4. Психологическая парадигма развивалась под влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, который рассматривал общественную жизнь сквозь призму структуры конфликта "Оно – Я – Сверх-Я" внутри индивида и между ним и обществом.

5. Парадигма социально-экономического детерминизма представлена марксистской социальной концепцией (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). В марксистской теории социальная реальность рассматривается как совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе совместной жизнедеятельности людей. В фокусе ее внимания находятся общественноэкономические формации, смена которых определяется в первую очередь изменениями способа производства, а также перспективы преобразования общества на коммунистических началах.

План

Введение
2. Структура социологического знания и его уровни
3. Функции социологии
4. Методы социологии
5. Место социологии в системе общественно-гуманитарных наук
Заключение
Список литературы

Введение

В массовом сознании социология часто ассоциируется с про­ведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т. д. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствую­щей решению самых злободневных проблем нашей обществен­ной жизни.
В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисцип­лины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкоснове­ния. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследо­вать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнори­руем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социоло­гию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приот­крыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жиз­ни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те со­циальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Поэтому, говоря словами П. Бергера, социология - «ос­вобождающая наука. Она проясняет недоступные аспекты чело­веческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.
1. Объект и предмет социологии

Социология существует уже более полутора столетий. За это время в ней оформились различные течения, направления и школы. Каждая их них определила свою предметную область и сумела достичь в ее рамках определенных успехов. Однако в настоящее время, да и на всем протяжении становления социологии, шел сложный процесс углубления и определения ее предмета. Чем это обусловлено? Дело в том, что мы живем в эпоху интенсивных и глубоких перемен, в эпоху становления новой цивилизации и новых взаимоотношений между людьми. Сегодня человечество мучительно ищет ответы на многие глобальные вопросы: что есть общество? как оно функционирует? куда мы идем? Ответы на них должны быть только конкретными, только по существу, конструктивными. Более того, необходимо единое социологическое знание, так как речь идет о судьбе всей цивилизации.

Предметом социологии непременно должно стать теоретическое осмысление противоречивой целостности современного мира. «Драматичность» этой науки состоит в том, что она должна исследовать и объяснить природу состояния человечества, именно с этой целью она возникла и существует сегодня.

Ее объектом выступает общество современного типа. Вместе с тем целостное изучение объекта (общества) не дает возможности охватить все его свойства, грани и отношения. Рано или поздно у ученых появляется необходимость сосредоточиться на рассмотрении лишь отдельных его сторон, которые и составляют Предмет социологической науки, т. е. предмет социологии – это повседневная жизнь обычных людей

Структура социологического знания и его уровни

Итак, социология в силу масштабности и глубины своего предмета стала развиваться сразу по многим направлениям, которые быстро переросли в новое качество и превратились либо в самостоятельные научные дисциплины, либо в довольно замкнутые школы со своими методологическими установками. В результате социологическое знание обрело достаточно разветвленную структуру, в которой одни направления часто пересекаются с другими,

Во всех развитых науках знание принято дифференцировать по трем основаниям: по содержанию, т. е. по специфике изучаемого объекта, по форме (по методам и источникам получения), и по функциям (целевому назначению). В этом смысле в социологии можно выделить три основных аспекта:

2) формальный;

3) функциональный.

С точки зрения того, что изучается, выделяют предметную социологию, объектом исследования которой выступает общество (во всем его богатстве и разнообразии), и метасоциологию, акцентирующую внимание на изучении самой социологической науки (определении ее специфики, места в системе социальных и гуманитарных наук, разработке исследовательских методов, вы­явлении закономерностей процесса исторической эволюции и т. д.).

Предметная социология, в свою очередь, имеет три основных уровня:

1. Общесоциологическая теория (общая социология), занимающаяся изучением общества как целостной системы, выявлением наиболее общих законов его функционирования и развития. Ее методологической базой является социальная философия.

2. Частные социологические теории («теории среднего ран­га»), представленные в социологии целой серией специальных (отраслевых) дисциплин, изучающих относительно большие и самостоятельные фрагменты социальной реальности: экономику, труд, политику, культуру, религию, семью и т. д. Их теоретико-методологический базис - общесоциологическая теория.
3. Конкретные социологические исследования различных со­циальных явлений и процессов («социография»). Их непосредствен­ным теоретическим фундаментом выступают частные социологи­ческие теории в соответствующих исследовательских областях.
По уровню научного обобщения, то есть по методам и источ­никам получения знания принято выделять теоретическую и эм­пирическую социологию.
Теоретическая социология направлена на познание внутренних сущностей социальной реальности, т. е. законов, управляющих ею. Эмпирическая - на познание внешних проявлений этой реально­сти. Кроме того, теоретики в качестве основы для построения своих концептуальных моделей используют теории и умозрительные заключения. Концепции, выдвигаемые теоретической социологи­ей, отличаются высокой степенью абстракции. Социологи-эмпи­рики основывают свои выводы на фактах, на результатах прове­денных исследований. Эмпирический уровень - это уровень фак­тов, мнений, личностных данных, их обобщения и формирования первичных теорий.
Различается и характер получаемого ими знания. Теоретичес­кая социология дает причинное объяснение фактов на базе уста­новленных законов, занимается прогнозированием возможного хода событий. Эмпирическая - стремится дать как можно более точное описание собранных данных.
С точки зрения целевого назначения получаемого знания раз­личают фундаментальную и прикладную социологию.
Фундаментальная социология направлена на приращение науч­ного знания, прикладная социология - на получение практичес­кого результата, решение конкретной социальной задачи. Фунда­ментальная наука занимается построением глобальных концеп­ций, которые объясняют, почему мир устроен так, а не иначе, а прикладная - призвана решать конкретные проблемы, напри­мер, объяснить, почему в данном регионе избиратели отдали предпочтение именно данному кандидату.
Все перечисленные уровни социологического знания тесно переплетаются между собой и составляют единую науку - со­циологию.

3. Функции социологии

Социология тысячами нитей связана с обществом. Это обус­ловливает множество выполняемых ею социальных функций.

 Теоретико-познавательная - функция, которую выполняет любая наука. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, а также раскрывает закономерности и перспективы дальнейшего развития общества. Социология стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Это могут быть знания об основных социальных проблемах развития современного общества или информация о процессах, происходящих в разных его сферах, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. д. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, невозможно обеспечить эффективное управление.

Прикладная функция проявляется в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем, на выполнение социального заказа.

В рамках данной функции выделяют:

А) Функцию социального контроля, исполнение которой предполагает, что социологические исследования дают информацию для осуществления контроля, снятия социальной напряженности и предотвращения кризисных ситуаций.

Б) Прогностическую функцию. Речь идет о выработке научно обоснованных прогнозов развития социальных процессов в будущем. Когда социолог изучает реальную проблему и стремится выявить пути ее решения, он, естественно, движим желанием или необходимостью показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, социолог прогнозирует ход развития социального процесса.

В) И, наконец, функцию социального планирования. Результаты социологических исследований используют для создания проектов в различных сферах общественной жизни. Это касается разработки целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов и т. д. Начиная с 1970-х годов, советские социологи принимали активное участие в составлении комплексных планов социального развития предприятий, районов, городов, областей, регионов.

Идеологическая функция. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо групп для достижения ими собственных целей. Они могут служить средством манипулирования поведением людей, а также инструментом формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и социальных предпочтений. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций и реформ именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические идеи Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии. Труды Франсуа Вольтера, Жан-Жака Руссо сыграли преобразующую роль во Франции. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацизма и Третьего рейха в Германии.

Просветительская (образовательная) функция. Социология - это мощный инструмент самопознания общества, средство просвещения и образования масс. Социологические идеи, результаты исследований, преданные гласности, способны заставить людей и общество по-новому взглянуть на самих себя, увидеть себя со стороны в зеркале социологии и задуматься над своим собствен­ным бытием.

Итак, социология сформировалась совсем недавно. Именно поэтому предмет ее изучения до сих пор не определен четко и ясно и вызывает многочисленные споры в профессиональных кругах. Тем неменее потребность в новой науке оправдана, так как социальные структуры и социальные отношения все более усложняются и требуют научного описания и анализа для прогнозирования тенденций развития как общества в целом, так и отдельных его элементов.

Методы социологии

Социология использует не только типичные для общественных наук абстрактно-тео­ретические методы (системно-категориальный анализ объекта), но и совокупность конкретно-эмпирических методов.

Наблюдение: изучение общества, общественного мнения, общественных настроений, социальных процессов в их естественном состоянии. Наблюдение может быть внешним, сторон­ним, когда социолог не является сам участником какого-то социального процесса, и внутренним, «включенным», когда со­циолог сам становится членом изучаемого коллектива или субъектом социального процесса.

Наблюдение дает первичную информацию, которая затем может анализироваться, оцениваться, сравниваться и т. д.

Анализ статистических материалов: изучение документации, отчетов, справок, протоколов, статистики, материалов прессы, фактических данных и т. д., т. е. не непосредственно­го бытия социального объекта, а его отражения в первичной (как правило вербальной) документации. Используя статистические материалы, социолог воспроизводит состояние объекта в категориях социологии и выявляет тенденции раз­вития объекта.

Интервью: это исследование в форме заданного устного оп­роса субъектов социума с целью получения «социологической картины объекта». В качестве социальных субъектов, респондентов для интервью избираются, как правило, типичные представители какой-то социальной группы, эксперты-профессионалы, известные лидеры. Результаты интервью могут представлять индивидуально-личностный интерес (интервью с известным артистом или спортсменом) или социально-типологический (мнения типичных представителей какой-то группы).

Анкетирование: это форма письменного опроса субъектов социума (групп, общностей) с целью получения совокупного представления о состоянии и функционировании социального объекта. Анкета или опросный лист включает в себя серию от­крытых (без конечного варианта возможных ответов) или закрытых (с конечным набором вариантов ответов) вопросов. Социальное моделирование: оно связано с изучением социального объекта не в его натуральном, естественном виде, а в форме функциональных, структурных или атрибутивных моделей. Модель - это эвристический заместитель натуры. Как правило, при социальном моделировании используется ЭВМ, информационно-математические модели объекта. Социальный эксперимент: это изучение социального объекта в его натуральном или модельном виде в контролируемых, искусственных условиях.

Существуют и другие методы получения социологической информации, но они, как правило, являются модификациями названных. К тому же надо учитывать, что каждый из методов имеет множество вариаций. Например, различают такие виды опроса, как выборочный, зондажный, групповой, заочный, очный, панельный, одноразовый, прессовый, прямой, раздаточный, сплошной, экспертный и др. В каждом случае исследователь определяет тот или иной метод и его варианты. В то же время необходимо учитывать взаимодополняемость методов во избежание ошибок.

Каждый метод конкретно-социологического исследования предполагает набор необходимых процедур, технологий, методик и для эффективного проведения исследования, и для получения адекватных результатов.

· Анализ – познание объекта на основе изучения его частей, его компонентов, составляющих.

· Синтез – познание целостности объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах, подсистемах. Синтез как бы завершает и продолжает анализ, обеспечивая целостное, системное, интегративное знание объекта как целого.

· Эксперимент – изучение объекта в искусственных контролируемых условиях.

· Экстраполяция – познание объекта путем переноса знаний с одного (изученного) объекта на другой.

· Моделирование – это изучение объекта не в его непосредственном виде, а на основе исследования его моделей.

· Индукция – получение из частных знаний общего вывода.

· Дедукция – это выведение частных знаний об объектах из общих положений, посылок.

· Системный метод – изучение объекта как системы, состоящей из состава (совокупность компонентов) и структуры (способ связей компонентов).

Структура социологического знания — ϶ᴛᴏ определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Стоит заметить, что она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.

Социология — сложноструктурированная отрасль научного знания об общих и специфических тенденциях и закономерностях развития и функционирования, различных по масштабам, значимости, особенностям и формам проявления социальных систем.

Отметим тот факт - что в современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» социологической науки, состоящего из пяти этажей (рис. 1.1):

  • верхний этаж — ϶ᴛᴏ научная картина мира (философские предпосылки);
  • четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня;
  • третий — частные, или специальные, теории;
  • второй этаж представлен эмпирическими исследованиями;
  • нижний этаж — прикладные исследования.

Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная социология , а последний - прикладная социология. Три верхних этажа - теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования — принято относить к эмпирическим знаниям.

Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня — иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий.

Научная картина мира

Самый верхний уровень социологического знания, связанный с научной картиной мира (НКМ), еще не будет собственно социологическим, а скорее имеет универсальное для всех наук значение и носит философский характер. НКМ содержит в себе совокупность самых общих теоретических суждений о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в кᴏᴛᴏᴩой существует общество и индивиды.

По степени обобщенности самой абстрактной будет научная картина мира, а самым конкретным знанием выступает прикладное, касающееся одного объекта и нацеленное на решение конкретной ситуации, проблемы, задачи.

Рисунок №1.1. Пирамида уровней и типов научного социологического знания

Количество проведенных исследований или созданных теории

По степени распространенности знания самая редкая — также научная картина мира; в каждой социальной науке таких картин всего несколько. Наибольшее признание и влияние сегодня имеют, по мнению исследователей, пять доминирующих картин мира и способов его познания: схоластическая, механистическая, статистическая, системная, диатропическая.

В рамках схоластической научной картины мира природа и общество трактуются как некий шифр, нуждающийся в прочтении и расшифровке с помощью кодов, роль кᴏᴛᴏᴩых играют мифы.

Механистическая НКМ характеризует природу и общество как механизм, машину, все детали кᴏᴛᴏᴩой осуществляют строго обозначенные для них функции.

С позиции статистической НКМ природа и общество рассматриваются как равновесие противодействующих сил (природных, экономических, политических, культурных, общественных, социально-бытовых и личностно-индивидуальных, групповых)

Системная научная картина мира даст представление о природе и обществе как об организованных системах, подсистемах, состоящих из элементов, постоянно изменяющихся, но при ϶ᴛᴏм обеспечивающих целостность и жизнестойкость всех систем.

Диатропическая НКМ позволяет увидеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво.

НКМ в социологии подвержена изменениям, кᴏᴛᴏᴩые обусловлены развитием научных знаний, появлением новых направлений, парадигм. Решающее влияние на НКМ оказывает философия. Научные картины мира интегрированы в культуру определенной эпохи и цивилизации. Культура каждой страны создаст собственную философию, кᴏᴛᴏᴩая накладывает отпечаток на ход развития социологии.

Общесоциологические и частные теории социологии

У картины мира и общесоциологической теории много общего. И первая и вторая раскрывают наиболее сущностные черты социального бытия и фундаментальных законов развития общества. При этом в НКМ фундаментальное знание выстраивается в строгую систему не дифференцированно, не в явном виде, а в обшей теории оно выступает как явное знание. Общих теорий больше, чем НКМ: возможно, около двух десятков.

Следующий уровень социологического знания - частные (специальные) социологические теории , обычно формализованные и логически компактные модели социальных процессов, касающиеся отдельных сфер жизни, социальных групп и институтов.

Эмпирические исследования в социологии

Эмпирические исследования - ϶ᴛᴏ крупномасштабные исследования, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие самым строгим требованиям науки и направленные на подтверждение частной теории. Главная их цель — способствовать приращению нового знания, открытию новых закономерностей и обнаружению неизвестных социальных тенденций.
Стоит отметить, что основное предназначение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию, получить репрезентативную (достоверную, представительную) информацию. Стоит заметить, что они способствуют выявлению существующих противоречий в обществе и его структурах, а также тенденций развития социальных процессов и явлений, что весьма важно для научного понимания социальной действительности и решения социальных проблем. Данные эмпирических исследований служат основанием для выработки рекомендаций, направленных на решение текущих и перспективных задач общественной и политической жизни общества, партий и движений, различных социальных общностей, групп и институтов.

Эмпирическое познание явлений социальной жизни образует особую науку — эмпирическую социологию.

Прикладные исследования в социологии

Прикладные исследования - маломасштабные, оперативные и нерепрезентативные исследования, проводимые в короткие сроки на одном объекте (фирма, банк), призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения.

Не стоит забывать, что важно знать инструменты прикладной социологии, се цели и задачи. В случае если социолог, не зная ϶ᴛᴏго, принесет на предприятие методологию фундаментального исследования и будет изучать, например, динамику ценностных ориентаций, то его не поймут. Потому что практические работники, кᴏᴛᴏᴩые будут выступать заказчиками, в данных категориях не рассуждают, они говорят совершенно другим языком. Перед прикладником в отличие от академического ученого стоят совершенно другие проблемы.

Для прикладников академическими учеными разрабатываются такие стандартные анкеты и стандартные инструменты, по кᴏᴛᴏᴩым тиражируется опыт по разным предприятиям. Стоит заметить, что он применяется на многих предприятиях для одной и той же цели — оценки личных и деловых качеств. И никаких новых знаний для науки не добывается, новые знания — только для администрации.

Прикладные исследования — ϶ᴛᴏ исследования местных событий. Цель прикладного исследования не описание социальной реальности, а ее изменение.

Проведены тысячи эмпирических исследований. Количество осуществленных на заводах, в банках, городах, микрорайонах и т.д. прикладных исследований вообще невозможно подсчитать. Как правило, они нигде не фиксируются, в научные статьи их результаты не облекаются, единственным источником информации о них служат отчеты, хранящиеся в архивах предприятий или фирм.

Фундаментальные и прикладные исследования

Учитывая зависимость от ориентированности социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Первые ориентированы на реализацию чисто научных вопросов: что познается? (объект) и как познается? (метод) Вторые направлены на решение актуальных социальных проблем практического характера и отвечают на вопрос: для чего познается? Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что данные теории различаются не по объекту или методу, а по тому, какие цели и задачи ставит перед собой исследователь — познавательные или практические. В случае если в ϲʙᴏем исследовании социолог стремится главным образом к разработке нового социологического знания, теории, то в данном случае речь идет о фундаментальном исследовании, кᴏᴛᴏᴩое изучает общество как систему. В отличие от фундаментальной социологии прикладная социология выступает как совокупность проблемно-ориентированных исследований, направленных на решение конкретных социальных проблем, возникающих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях и организациях.

Вместе с тем крайне важно подчеркнуть, что деление социологии на фундаментальную и прикладную будет условным. Содержание и той и другой включает решение как научных, так и практических проблем, только соотношение данных проблем в них разнос. Резкое разграничение или противопоставление фундаментальных и прикладных исследований способно затруднить развитие социологии как многогранной науки. Фундаментальное знание в науке — сравнительно небольшая часть проверенных на опыте научных теорий и методологических принципов, кᴏᴛᴏᴩыми пользуются ученые в качестве руководящей программы.
Стоит отметить, что остальное знание — результат текущих эмпирических и прикладных исследований.

Фундаментальную науку, кᴏᴛᴏᴩая развивается главным образом в стенах университетов и академий наук, называют обычно академической.

Социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Такое деление связано с уровнями знания (теоретическое и эмпирическое) в социологии; деление же социологии на фундаментальную и прикладную — с ориентацией (функцией) социологии на собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. В случае если его цель — построение теории, оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии, а если — выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным но характеру решаемой задачи — преобразование действительности. Материал опубликован на http://сайт
То же относится и к теоретическим исследованиям (по уровню знания) Следовательно, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), нос прикладной ориентацией.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что установить жесткую границу между теоретической социологией и эмпирической невозможно. Отметим, что каждый из данных уровней социологического знания дополняет собой анализ исследуемых социальных явлений. К примеру, изучая социальные факторы, способствующие сохранению и укреплению здорового образа жизни трудового коллектива, невозможно начинать эмпирическое исследование без необходимых теоретических знаний, в частности, о том, что такое образ жизни, здоровый образ жизни. Здесь крайне важно теоретическое объяснение и таких понятий, как полноценный образ жизни, уровень жизни, качество жизни, жизненный уклад, жизненное пространство, жизненные силы и других, а также каковы тенденции исследования данной проблемы в социологии и т. п. Отметим, что теоретическая проработанность всех данных вопросов будет способствовать нахождению ценного эмпирического материала. С другой стороны, получив конкретное эмпирическое знание о социальных факторах, способствующих сохранению и укреплению здорового образа жизни трудового коллектива, исследователь приходит к выводам не только локального характера, но и выходящим за рамки одного коллектива, имеющим общественное значение, они могут дополнять и уточнять теоретические предпосылки.

Таким образом, на теоретическом уровне формируется категориальный аппарат науки. Здесь могут быть использованы в основном общенаучные методы познания (системный, моделирование, эксперимент и др.), а также действуют общенаучные принципы познания (объективности, историзма, причинности, целостности и др.)

На эмпирическом уровне осуществляются операции с фактами: сбор, систематизация, анализ и т.д.

Макросоциология и микросоциология

Различают также макро- и микросоциологию. Социология как наука сформировалась и развивалась в Европе вначале как макросоциологичсская наука, фокусировавшая ϲʙᴏе внимание на раскрытии глобальных законов развития общества и изучении взаимоотношений между большими социальными группами и системами. Позднее появилась микросоциология, исследующая типические образцы поведения, межличностные отношения преимущественно социально-психологического характера. С данных пор развитие социологии пошло по двум параллельным направлениям.

Макросоциология сосредоточивается на анализе таких понятий, как «общество», «социальная система», «социальная структура», «массовые социальные процессы», «цивилизация», «социальный институт», «культура», и т.д. В отличие от макросоциологии микросоциология исследует конкретную проблематику, связанную с поведением индивидов, их поступками, мотивами, определяющими взаимодействие между ними.

Микросоциология тесно связана с эмпирическим (прикладным) уровнем социологического знания, а макросоциология — с теоретическим. При этом и в той и в другой присутствуют как теоретический, так и эмпирический уровни. Макросоциологи (К. Маркс, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Ф. Отметим, что теннис, П. Сорокин и др.) активно занимались эмпирическими исследованиями, а микросоциологи обосновали целый ряд важнейших социологических теорий, к числу кᴏᴛᴏᴩых ᴏᴛʜᴏϲᴙтся теория социального обмена (Дж. Хоманс и др.), символического интсракционализма (Ч. Кули, Дж.Г. Мид, Дж. Болдуин и др.), этнометодология (Г. Гарфинкель, Г. Сакс и др.)

Сближение микро-и макросоциологии, наблюдаемое в настоящее время в науке, но мнению многих ученых, плодотворно сказывается на развитии качественно нового уровня социологического знания.

Социологическое знание структурируется в мировой литературе и ио другим основаниям: по преобладанию направлений, школ, концепций, парадигм и т.д. Среди них выделяются академическая социология, диалектическая социология, понимающая социология, феноменологическая социология и др.

Таким образом, социологическое знание — сложноструктурированная, многоуровневая, полиотраслевая область научного знания о сложных общественных явлениях и процессах, о закономерностях становления и развития больших и малых социальных групп и общностей, в целом социальной системы. Все уровни социологического знания органично взаимодействуют между собой, образуя единую и целостную структуру.

Структура социологического знания не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах. Это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, идеалов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп, общества в целом.

Компонентами структуры социологического знания являются:

· знание о социальном составе населения страны и социальной структуре общества. Речь идет о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействиях в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой;

· научные представления, теории, относящиеся к так называемой политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и, прежде всего, в системе отношений власти;

· научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.

В структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни, исходя из масштабов, отражаемых в социологических взглядах и теориях общественных явлений. Речь идет об уровнях социологического знания. В определении этих уровней немалую роль сыграли идеи Р. Мертона, выдающегося американского социолога, сочетавшего в своей научной деятельности эмпирические и теоретические исследования.

1. В одних случаях эмпирия превалирует, а теоретические идеи проявляются лишь в постановке проблем эмпирического исследования, его гипотез, в систематизации новых фактов и т.д. Это уровень эмпирических социологических (или же конкретно-социологических) исследований, главная научная цель которых – добыча конкретных фактов, их описание, классификация, интерпретация.

2. В другом случае, опираясь на различные конкретно-социологические исследования того или иного социального института, социального явления (образования или религии, политики или культуры), социолог ставит задачу теоретически осмыслить данную социальную подсистему, понять ее внутренние и внешние связи и зависимости. Это социологические теории среднего уровня , играющие в современной социологической науке особую роль.

Социологические теории среднего уровня многообразны.


Фактически все более или менее значимые социальные подсистемы описываются соответствующей социологической теорией. Социология семьи, социология труда, социология религии, социология образования – вот некоторые из них.

В социологических теориях среднего уровня устанавливается эффективное взаимодействие теоретических и эмпирических методов. Они тесно связаны как с конкретно-социологическими исследованиями, так и с всеохватывающими теоретическими конструкциями.

3. Последние образуют высший уровень социологического знания общесоциологические теории , исследующие общество как единую систему, взаимодействие ее основных органов. Они фактически граничат с социально-философскими доктринами. Особое значение этих теорий в том, что они определяют:

а) общий подход исследователя-социолога к изучению и осмыслению социальных явлений;

б) направленность научного поиска;

в) интерпретацию эмпирических фактов.

Иными словами, пронизывают единым теоретическим видением, как эмпирическое исследование, так и анализ социальных явлений на уровне теории среднего уровня. Это достигается благодаря тому, что именно в рамках общесоциологических доктрин описывается теоретическая модель общественной жизни как целостности.

В современной социологии существует несколько подходов, пытающихся дать целостное описание социальной жизни. Они делятся на две основные группы: макросоциологические и микросоциологические теории . И те, и другие пытаются объяснить общественную жизнь, но с принципиально разных позиций.

Макросоциологические теории исходят из того, что, лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень социальной жизни выступает в этих теориях как решающий, определяющий. Среди ведущих макро социологических доктрин можно назвать функционализм (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) и теорию конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф и др.).

Что касается микросоциологических доктрин (теории обмена, символического интеракционизма, этнометодологии), в центре их внимания повседневное межличностное взаимодействие – интеракция. Приверженцы микросоциологических теорий отстаивают идею о том, что именно повседневная интеракция на межличностном уровне есть первооснова социальной жизни. Единство теории и эмпирии в общесоциологических теориях носит сложный и преимущественно опосредованный характер. Речь идет, прежде всего, о широком использовании этими теориями основных выводов, положений, в частности, теорий среднего уровня, которые, в свою очередь, базируются на широкой эмпирической основе.

Итак, современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность – современную социологическую науку.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Выполнила:

Студентка группы 3902-21

Троицкая Наталья Олеговна

«___________» __________

(дата) (подпись)

Проверил: к. с. н., доцент

Синьковская Ирина Георгиевна

«__________» ___________

(дата) (подпись)

_________________

Красноярск 2016

№ зачетной книжки 1539028

ЧАСТЬ № 1……………………………………………………………………………………...3

1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания…………………………………………………………………….......3

2. Объект, предмет социологии. Функции. Место социологии в системе других наук. Понятие парадигмы……………………………………..…....7

3. Общество как целостная система: особенности системного подхода (эволюционизм, функционализм, детерминизм), индивидуалистические теории.....…………….…………………………...11

4. Социальные институты. Институционализация общественной жизни. Виды, функции социальных институтов……………………………........17

5. Социальная организация. Характеристика, функции социальных организаций. Типы, виды социальных организаций, их характеристики..............................................................................................20

6. Социальные общности: определение, характеристики, виды массовидных общностей и социальных групп…………………………...25

7. Социология личности. Социализация личности. Теории личности….....29

8. Девиантное поведение: виды девиантного поведения, причины, теории, объясняющие причины девиации……………………….…….....33

9. Социальная структура и стратификация. Виды страт: касты, классы, сословия, рабство. Понятие и виды социальной мобильности………….39

10. Культура и общество: определение культуры, виды культур. Роль культуры в социальном развитии: теория Н.Я. Данилевского, Тойнби, Шпенглера…………………………………………………………………..46

11. Социология конфликта. Виды, типы, формы, стадии, формы регулирования конфликта в организации………………………………...52

ЧАСТЬ № 2 (таблицы)……………………………………………………….…57

ЧАСТЬ № 3 Словарь социологических терминов (Приложение справочное) ………………………………………………………………...62

Библиографический список…………………………………………………..…66


Часть №1

Социология как наука. Структура и уровни социологического знания.

Социология как наука

Социология – наука об обществе (от лат. societas - общество и гр. logos - знание, понятие, учение) - наука об обществе или обществознание Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе. Социология не ограничивалась проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

С развитием общества она теряла роль единой универсальной теории общества. От неё отделились политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. Сама она отныне развивалась как самостоятельная наука. Предметом внимания и изучения социологии были фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма.

Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной системе, её подсистемах и отдельных элементах. Социология вскрывает и изучает также законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем. Направления в социологии объединяют идеи объективной обусловленности развития общества природными и социальными факторами, а также закономерного характера исторического процесса.

Социология изучает прежде всего социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные институты и отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследования может быть как общество в его целостности и системности, так и отдельные его элементы, например большие и малые социальные общности, личность, организации и учреждения, процессы и явления, различные сферы жизнедеятельности людей.

Что отличает социологию от других наук об обществе? Только социология изучает общество как целостную систему. Если экономические, политические, юридические и другие науки изучают закономерности протекания процессов внутри каждой из сфер жизни, то социология пытается проанализировать и установить соответствующие закономерности, что и позволяет представить общество как сложную динамическую систему, состоящую из ряда подсистем.

Социология отличается от других наук не только тем, что изучает, но и тем, как изучает. Для социологии характерно изучение общества сквозь призму человеческой деятельности, обусловленной потребностями, интересами, установками, ценностными ориентациями и т. д. Социологический подход позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, строить модели поведения человека и развития общества в целом. Анализ динамики социальных процессов дает возможность устанавливать тенденции развития общества и вырабатывать рекомендации по целенаправленному управлению социальными процессами.

Структура социологии

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целостного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;

2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;

3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.

В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.

Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.

Существует множество концепций и теорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К. Маркса основывается на приоритете экономических факторов в развитии общества (исторический материализм); существуют различные концепции стратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др.

Однако необходимо помнить, что определенные социальные теории не подтверждаются в ходе исторического развития общества. Некоторые из них не реализуются на том или ином этапе общественного развития, другие не выдерживают испытания временем.

Спецификой теоретической социологии является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности.

В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования.

Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.

Функционирование данной системы направлено на получение научного знания как о всем социальном организме, так и об отдельных его элементах, которые выполняют различную роль в процессе его существования.

Уровни социологического знания

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

Таким образом, социология является многомерной и многоуровневой системой научного знания, которая состоит из элементов, которые конкретизируют общее знание о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.


Похожая информация.


mob_info