Дипломат: кто он, чиновник или поэт? Резня в русском посольстве Русский дипломат известный как поэт

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема: дипломат, кто он: государственный служащий или романтик?

Поэтому мы решили изучить эту тему, ведь до нас никто не задавался подобным вопросом. В этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы - доказать, что настоящий дипломат - это не только чиновник, но и творческая личность, патриот своей родины, способный выражать свою гражданскую позицию и чувства в поэзии.

Задачи:

  1. Выяснить значения терминов «чиновник», «дипломат», «поэт-дипломат», «патриот».
  2. Изучить поэтическую антологию сотрудников и ветеранов МИД России «Наша Смоленка».
  3. Изучить творчество поэтов-дипломатов о России.
  4. Выяснить, какими профессиональными и личными качествами должен обладать дипломат.
  5. Провести анкетирование учащихся и педагогов школы на тему «Что вы знаете о поэтах-дипломатах?».
  6. Сделать вывод о необходимости знакомства широкой школьной аудитории с творчеством поэтов-дипломатов России.

Объект исследования - профессиональные и личностные качества дипломата.

Предмет исследования - влияние увлечений и поэтического творчества дипломатов на их профессиональную деятельность и личностное развитие.

Методы исследования - поиск информации о творчестве дипломатов и их увлечениях, анализ стихов о России, написанных дипломатами, анкетирование учащихся и педагогов о знании творчества дипломатов, интервьюирование дипломатов об их видении профессиональных и личностных качествах дипломатов.

Мы учимся в посольской школе, а я расту в дипломатической семье, и как-то у меня возник закономерный вопрос: а кто он, дипломат? Первое, что приходит на ум - чиновник. Находим в словаре Ушакова значение термина «чиновник». «Чиновник - это государственный служащий» , а «дипломат - лицо, уполномоченное правительством для сношения с иностранным государством». .

Представлять интересы своей страны в иностранном государстве - дело очень ответственное. Работая за рубежом, дипломат проводит переговоры, отстаивает интересы России. Такой человек должен, несомненно, быть патриотом своей родины.

Патриот - это «человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». .

Многие российские дипломаты имеют увлечения помимо своей профессиональной деятельности. Например, министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров является активным футбольным болельщиком и сам играет в футбол. Рубит дрова, занимается рафтингом, возглавляет Федерацию горного слалома России. А еще Сергей Викторович пишет стихи… Причем, поэтов-дипломатов в МИДе довольно много.

Как-то дома я увидела у родителей сборник стихов поэтов-дипломатов, начала читать, мне стало очень интересно. Оказывается, есть такая газета в МИДе, которая называется «Наша Смоленка», есть сборники стихов поэтов-дипломатов! Взяв в руки сборники поэтической антологии «Наша Смоленка» я окунулась в мир поэзии российских дипломатов. О чем пишут дипломаты в своих стихах? Оказывается, обо всем, что волнует любого человека: о любви, о жизни, о родине, о своих родителях, о детстве и школе.

Зачем им это нужно? Ведь стихи - это что-то совсем далекое от настоящей дипломатии. А потом я узнала, что увлеченность поэзией и стихотворчеством - давняя традиция представителей русского дипломатического корпуса.

Ни одна дипломатическая служба стран мира не имеет столько имен, вошедших в историю родной литературы и особенно поэзии, как русская, начиная с XVIII века. Как не вспомнить Антиоха Кантемира, Ивана Хемницера, Дениса Фонвизина, Дмитрия Веневитинова, Вильгельма Кюхельбекера, Константина Батюшкова, Алексея К. Толстого, Аполлона Майкова, Якова Полонского. И это кроме «великих» - Александра Грибоедова, Александра Пушкина и Фёдора Тютчева!

Классики русской поэзии, поэты-дипломаты, хотели видеть Россию счастливой. Своё назначение они находили в честном служении ей. Красной нитью через их поэтическое творчество проходит тема любви к своему народу, к Родине, к её духовным истокам, отечественной истории. В своих стихах они горели одним желанием - сделать Отчизну ещё прекрасней. Русские дипломаты всегда были вместе со своим народом, переживали с ним и радости, и беды, и поражения, и победы. Российские поэты-дипломаты твёрдо убеждены, что есть потайная нить, связующая язык дипломатии и поэтическое творчество (имеется в виду поиск выражения политической мысли через краткое, ёмкое художественное слово).

Поэтические традиции великих предшественников продолжаются и современными поэтами - дипломатами.

Снова возвращаемся к вопросу исследуемой темы. Так кто же он - настоящий дипломат? Чиновник, романтик-поэт, обычный человек, с присущими ему достоинствами и недостатками? Ответы на свои вопросы я получила, прочитав стихи современных поэтов-дипломатов России.

Для начала посмотрим, что пишет в своем известном стихотворении «Посольский приказ» министр иностранных дел России Сергей Лавров:

В поле воин один - так бывает, и это не ново.

Дипломат должен сам дать единственно верный ответ.

Должен он, как поэт, находить только верное слово,

Крепко помня при том, что пророков в отечестве нет

Получается, что, по мнению автора, дипломат и поэт - это творческие профессии. Мои родители рассказали мне, что дипломаты - достойные наследники традиций, которые воспитали предыдущие поколения российских патриотов - чиновников по службе, поэтов и романтиков по своей сути. Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев, к примеру, тоже был поэтом, причем не просто поэтом, а очень известным и почитаемым.

В почете Тютчев в нашем МИДе,

Как самый старший ветеран,

Традиций дорогих хранитель,

Патриотических начал.

Он подвиг свой свершил духовный,

Но славой не был ослеплен.

Душою, словом и любовью

Скрепил в России связь времен, -

так пишет дипломат Леонард Усыченко в своем стихотворении «Связь времен» . Действительно, связь времен не прерывается, она продолжается в работе и творчестве современных дипломатов.

Дипломат - это настоящий патриот своего Отечества, человек искренне любящий Родину:

О, Русь моя, люблю твои поля,

Люблю луга, болотца, перелески.

Где гомон птиц и вольный ветер резкий,

Где пахнет медом грешная земля .

Эти строчки написаны Владимиром Масаловым. Стихотворение называется «О, Русь!». Поэт описывает свои чувства к Родине, к ее природе. Все, что окружает его, вызывает неповторимые эмоции. Поэт плачет и радуется вместе со своей страной:

Страна моя, как сладко мне с тобой!

Порой я плачу, что тебе так больно,

Порой слеза грудь орошит невольно,

В моей душе - ты остров счастья мой! .

Трепетно и нежно пишет о родине Виктор Посувалюк. Читая эти строки трудно представить, что их автор - чиновник, который методично и четко выполняет свой служебный долг:

Спой ты песню мне, песню русскую,

Про родимый край, косу русую,

Про березку ту, ель колючую,

Что во сне меня кличут, мучают .

Лаконично и просто пишет о своей любви к родине в стихотворении «2000» поэт-дипломат Михаил Романов:

Этих озер синь,

Этих лесов сень,

Взгляд за луга кинь –

Новый встает день.

Синих небес высь,

Желтых полей грусть,

Это моя жизнь,

Это моя Русь .

Поэты-дипломаты постоянно обращаются к образу родины как к образу родной природы, совсем как Пушкин, Есенин, Тютчев…

Например, Михаил Камынин пишет:

Ах, березы, ох, осины и акации!

Это вовсе не муляж, не декорации.

Это чувства и рябиновый рассвет,

Родина Россия, тебя краше нет! .

Ну что может быть лучше, чем такая восторженность от всего русского, родного! В этом видится настоящий русский человек, гражданин, патриот. Он душой болеет за ее интересы, для него Россия - все!

Мы можем еще долго и интересно рассуждать на тему: кто же он, дипломат? «Государев человек», политик или романтик, тонко чувствующий природу родного края, лирику русской души? очень образно написано об этом в стихотворении «Дипломат». Его автор Игорь Михеев выразил свою мысль так:

Когда смолкают автоматы

И наступает тишина,

В борьбу вступают дипломаты,

Чтоб обеспечить мир сполна.

Перо у них штыка острее.

Язык им служит для того,

Чтоб выражаться похитрее,

Не обещая ничего.

Нам говорят, что слишком дорог

Народу дипломатов труд,

Зато они не только порох –

Людские жизни сберегут! .

Главное для дипломата, как чиновника, как романтика и поэта - сам человек! Его жизнь, которая не имеет цены, потому что она - бесценна! И целью работы любого дипломата является защита интересов своей родины и ее граждан!

Основывая свое мнение на вышеизложенном, мы предполагаем, что настоящий дипломат должен обладать такими качествами личности, которые позволили бы ему творчески подходить к решению самых сложных и запутанных вопросов внешней политики государства.

Для подтверждения своей гипотезы я решила взять интервью у своих родителей и задала им следующие вопросы: «Какими профессиональными качествами, по вашему мнению, должен обладать дипломат?». По их мнению, дипломат должен обладать широким кругозором, свободно владеть языком страны пребывания, уметь хорошо разбираться в современной международной ситуации.

Еще был задан вопрос о личных качествах дипломата. Настоящий дипломат должен быть коммуникабельным, обаятельным, стрессоустойчивым, обладать хорошим здоровьем, чувством юмора. Ему должны быть присущи порядочность и такт! С этим нельзя не согласиться! Ведь все это помогает дипломату вести переговоры в интересах своего государства.

В личности дипломата сочетается служба государству, любовь к родине, духовно-нравственные качества личности.

С целью выявления уровня знаний учащихся и педагогов средней школы при Посольстве России в Аргентине мною была разработана и проведена анкета «Что вы знаете о поэтах-дипломатах?».

В анкетировании приняло участие 27 учащихся 5–11 классов и 14 педагогов.

В результате было выяснено, что никто из учащихся не знает имен поэтов-дипломатов, 2 человека предположили, что поэты-дипломаты могут писать свои стихи о политике, или о разных странах и городах. Подавляющее большинство опрошенных учащихся (23 человека) хотели бы послушать стихи поэтов-дипломатов.

Что касается педагогов, то большинство из них (9 чел.) смогли назвать такие имена поэтов-дипломатов, как Тютчев, Горчаков, Лавров. Педагоги предположили, что поэты-дипломаты пишут свои стихи на тему родины, стран пребывания, о любви. Если бы у них была такая возможность, то они согласились бы послушать стихи, написанные поэтами-дипломатами.

По итогам анкетирования можно сделать вывод о том, что творчество поэтов-дипломатов не известно учащимся школы, недостаточно известно педагогам, есть потребность провести поэтический вечер для знакомства с поэтическим творчеством поэтов-дипломатов и рассказать о дипломатах, которые пишут стихи. Для этого необходимо разработать сценарий мероприятия.

Подводя итоги своего исследования на тему «Дипломат, кто он: чиновник или поэт?», можно сделать вывод:

дипломат - это не только государственный служащий, ведущий переговоры в интересах России, это еще и творческая личность, с присущими ей духовно-нравственными качествами, которые наиболее ярко представлены в творчестве поэтов-дипломатов.

Гипотеза подтвердилась, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Дальнейшие перспективы моей работы буду связаны с подготовкой мероприятия для учащихся 5–11 классов и педагогов на тему «Творчество поэтов-дипломатов России».

Литература:

  1. Наша Смоленка: Поэтическая антология. - М.: Фонд им.М. Ю. Лермонтова, 2008. - 536 с.
  2. Наша Смоленка: Поэтическая антология сотрудников и ветеранов МИД России. Стихи - М.: Вест-Консалтинг, 2012. - 544 с.
  3. Наша Смоленка: газета общественных организаций МИД России, 2017.
  4. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1088530
  5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/87826
  6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/922250

О необходимости противодействовать враждебной пропаганде против России, которая велась за рубежом, Николай I стал думать сразу после того, как вступил на трон после мятежа декабристов. Было ясно, что идеологическую подпитку мятежники получали из-за рубежа.

В 1832 г. на базе Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии была создана служба политической разведки. До этого времени собственная разведка существовала в Военном министерстве и Коллегии иностранных дел России. Однако их деятельность строилась в основном на получении отдельных сведений. Поэтому Николай I решил создать внешнеполитическую разведку России, которая стала бы более профессиональной и систематически собирала необходимую разведывательную информацию.

С этого времени чиновников Третьего отделения начали часто отправлять в Европу для изучения политической обстановки, вербовки иностранных агентов и организации системы наблюдения за русской оппозицией в столицах ведущих европейских держав. Возглавил внешнюю разведку Третьего отделения чиновник по особым поручениям Первой экспедиции

А.А. Сагтынский. Его основной заслугой было то, что он создал в Европе агентурную сеть из так называемых агентов-литераторов: Я.А. Толстого, К.Ф. Швейцера, М. Дюрана, Я.Н. Озерецковского и др. Помимо разведывательной деятельности они занимались контрпропагандой. Эффективная контрпропаганда за рубежом и в России была совершенно новой задачей для российской разведки. Агенты-литераторы должны были опровергать в зарубежной прессе неблагоприятные отзывы о России и Николае I, регулярно появлявшиеся в газетах, журналах и книгах европейских стран.

Важнейшее значение контрпропаганды часто недооценивают. Но иногда она более эффективна, чем действия многих дивизий. Недаром еще Наполеон сказал, что «две враждебные газеты опаснее стотысячного войска».

Поэтому русская политическая разведка создавала свои представительства во многих странах. Кроме Англии и Франции опорные пункты Третьего отделения имелись в Швейцарии, Бельгии, Австрии. Всю работу агентов России за рубежом координировал надворный советник барон К.Ф. Швейцер, литератор и журналист. Вот как об этом отчитывалось Третье отделение: «Я послал в Германию одного из моих чиновников (имеется в виду барон Швейцер) с целью опровергать посредством дельных и умных газетных статей грубые нелепости, печатаемые за границей о России и ее монархе, и вообще стараться противодействовать революционному духу, обладавшему журналистикою».

Особенно эффективно работал в этой области много лет прослуживший дипломатом за рубежом Федор Тютчев, постоянно выступая с острыми публицистическими статьями. Поразительно, но темы его выступлений самым парадоксальным образом перекликаются с сегодняшним днем.

Выступая тогда на злобу дня и возмущаясь поведением Германии, он как бы предвосхищал все, что будет твориться в Европе много лет спустя, когда освобожденные от фашизма Советским Союзом страны начнут переписывать историю, станут сносить памятники русским солдатам, спасшим их от Гитлера.

«Занятные вещи пишутся и печатаются в Германии, – с возмущением восклицал Тютчев», – о русских солдатах, которые «тридцать лет тому назад проливали кровь на полях сражений своей отчизны, дабы достигнуть освобождения Германии».

Их кровь, писал Тютчев, «слилась с кровью ваших отцов и ваших братьев, смыла позор Германии и завоевала ей независимость и честь… После веков раздробленности и долгих лет политической смерти немцы смогли получить свою национальную независимость только благодаря великодушному содействию России».

Тютчев создает своего рода гимн русскому солдату: «Пройдитесь по департаментам Франции, где вражеское вторжение 1814 года оставило свой след, и спросите жителей этих провинций, какой солдат из войск противника постоянно проявлял величайшую человечность, строжайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям, безоружным гражданам, – можно поставить сто против одного, что вам назовут русского солдата».

Тютчев издал в Мюнхене брошюру, посвященную взаимоотношениям России и Германии, негодуя, что Россия, освободившая тридцать лет назад Европу от наполеоновского господства, подвергается ныне постоянным враждебным нападкам в европейской печати.

В результате, пишет Тютчев, ту державу, которую «поколение 1813 года приветствовало с благородным восторгом… удалось с помощью припева, постоянно повторяемого нынешнему поколению при его нарождении, почти удалось, говорю я, эту же самую державу преобразовать в чудовище для большинства людей нашего времени, и многие уже возмужалые умы не усомнились вернуться к простодушному ребячеству первого возраста, чтобы доставить себе наслаждение взирать на Россию как на какого-то людоеда XIX века».

Не так ли поступают на Западе и сегодня? За полтора века Европа так ничему и не научилась?

В сентябре 1843 года всесильный начальник Третьего отделения граф Бенкендорф неожиданно пригласил к себе в имение на мызе Фалль близ Ревеля (нынешний Таллин) дипломата Федора Тютчева, который направлялся по делам службы в Германию. Сразу после этой встречи Тютчев с восторгом написал жене: «Я провел у графа пять дней самым приятным образом. Не могу довольно нарадоваться, что приобрел знакомство такого славного человека, каков хозяин здешнего места. Это, конечно, одна из лучших человеческих натур, когда-либо мной встреченных…».

Так дипломат, который нам больше известен сегодня как великий поэт, писал о Бенкендорфе, которого потом советская историография стала изображать как свирепого царского держиморду. Однако Бенкедорф пригласил к себе Тютчева, конечно, не просто так, а выполняя личное поручение императора Николая I. Дело в том, что царь прочитал одну из публицистических статей Тютчева, и мысли, изложенные в ней, понравились императору. А поскольку статья была опубликована без подписи, он поручил шефу жандармов немедленно найти автора и переговорить с ним. О чем?

Император был возмущен появившейся в то время книгой французского маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году». Ласково принятый в Петербурге коварный маркиз, вернувшись потом в Париж, написал злобный пасквиль, который буквально шокировал русское общество. В нем Россия изображалась, как мрачная и угрюмая деспотия, страна варваров и рабов. Царь решил, что на этот гнусный выпад надо дать ответ, сделать так, чтобы на Западе о России знали правду. И тут ему на глаза попалась статья Тютчева, и он поручил Бенкендорфу переговорить на эту тему с ее автором.

Беседа Тютчева с Бенкендорфом привела в конечном итоге к тому, что он был назначен чиновником по особым поручениям при госканцлере и стал близким другом Александра Горчакова, а потом – председателем иностранного цензурного комитета. Ему было поручено создание позитивного облика России на Западе, а также самостоятельные выступления в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией. Другими словами, Тютчев оказался одним из самых эффективных контрпропагандистов, отвечая своим пером на потоки лжи и клеветы, еще тогда лавиной катившиеся с Запада на нашу страну.

И это не было удивительным, поскольку тот, кого мы сегодня знаем, прежде всего, как гениального поэта, не был профессиональным литератором, а служил дипломатом и не придавал большого значения своим стихам, многие из которых были опубликованы только после его смерти. Если бы не Н.А. Некрасов, обративший на Тютчева внимание в статье «Русские второстепенные поэты», то его, наверное, при жизни в этом качестве вообще бы не заметили.

Кем был в те времена дипломат? А тем же, что и сегодня, – политическим разведчиком. Тютчев регулярно слал донесения в Петербург, беседовал с информаторами, анализировал политическую ситуацию в странах пребывания, делал выводы и вносил свои предложения.

А выводы были невеселые.

Волна русофобии в те годы буквально захлестывала печать Западной Европы, европейские писатели и поэты наперебой изображали Россию, как мрачную страну варваров и тиранов. Отличился не только де Кюстин. Знаменитый Виктор Гюго писал:

Россия! Ты молчишь, угрюмая служанка

Санкт-Петербургской тьмы, немая каторжанка

Сибирских рудников, засыпанных пургой,

Полярный каземат, империя вампира.

Россия и Сибирь – два лика у кумира:

Одна личина – гнет, отчаянье – в другой.

Россия, освободившая Европу от наполеоновского господства, писал по этому поводу Тютчев, подвергается ныне постоянным враждебным нападкам европейской печати.

Он не стал отвечать прямо де Кюстину, а написал Гюставу Кольбу, редактору влиятельной немецкой «Всеобщей газеты»: «О России много говорят; в наши дни она стала предметом жгучего, беспокойного любопытства. Очевидно, что она сделалась одной из самых больших забот нынешнего века…, дитя Запада, видит в России если и не враждебную, то совсем чуждую и не зависящую от нее стихию… Что такое Россия? Каков смысл ее пребывания в мире, в чем ее исторический закон? Откуда она пришла? Куда идет? Что представляет собою? Если бы можно было в разливе враждебных криков против России обнаружить разумный и благовидный повод для оправдания такой ненависти!».

«Истинный защитник России – это история, ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу», – считает Тютчев.

Тютчев долго жил за границей и лучше многих понимал, как на самом деле относятся в Западной Европе к России. Уровню его информированности мог бы позавидовать любой современный дипломат. Он был «на дружеской ноге» не только с королями, местной знатью, но и с Гейне, Шеллингом, Гете, другими корифеями европейской культуры. И, следовательно, знал очень и очень много, был в курсе всех европейских интриг, тайных заговоров и самых глубоких стратегических замыслов.

Местом для сбора разведывательной информации в те времена были королевские дворцы, салоны князей и баронов, светские рауты и приемы в посольствах. На них Тютчев, превосходно знавший языки, отличавшийся блестящим красноречием и редким остроумием, чувствовал себя как рыба в воде. Кроме того, он был в Германии вроде бы и вообще своим, женившись на девушке из родовитой немецкой семьи Элеоноре Петерсон.

«Единственная естественная политика России по отношению к западным державам, - сделал он вывод на основе той информации, которой овладел, - это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными – по бессилию. Эта суровая истина, быть может, покоробит чувствительные души, но, в конце концов, ведь это же закон нашего бытия».

При этом он считал, что Россия вовсе не противостоит Западу, а является его «законной сестрой», живущей только «своей собственной, органичной и самобытной жизнью».

Тютчев предвидел (более чем за полвека до нее!) угрозу революции для России. Любопытно, что занимая пост цензора, он не разрешил распространять в России «Манифест коммунистической партии» на русском языке. Мало того, Тютчев предсказывал возможность появления в Германии фашизма, отмечая зарождение в ней нечто такого, что «может повести Европу к состоянию варварства, не имеющего подобного себе в истории мира».

Тютчев предвидел, что под лозунгами свободы и демократии на Россию будет предпринята мощная атака, предсказывая, что ее ждут тяжелые испытания, но она сумеет их преодолеть. Он пророчески предупреждал германского редактора, что проводимая по отношению к России политика раздоров и вражды принесет горькие плоды. «И вот тогда-то, милостивый государь, – писал он, – вы слишком дорого заплатите за то, что однажды были к нам несправедливы».

Ну, а главным ответом Тютчева клеветникам стало его знаменитое:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить…

Причем, нетрудно догадаться, что он имел при этом в виду западноевропейский ум и такой же «аршин». Тютчев, писал Николай Погодин, был первым представителем народного сознания о русской миссии в Европе, в истории.

Поразительно его высказывание в статье «Россия и Запад» о прозападной интеллигенции, будто списанное с портрета сегодняшних активистов Болотной площади. «Сей безымянный народец, – отмечает он, называя его "злейшим врагом”, – одинаков во всех странах. Это племя индивидуализма, отрицания». При этом Тютчев отмечал ложность навязываемых России с Запада норм и стандартов:

Давно на почве европейской,

Где ложь так пышно разрослась,

Давно наукой фарисейской

Двойная правда создалась.

Применительно к славянству, горячим сторонником которого он был, Тютчев так описывает эту угрозу: «Есть у Славянства злейший враг, и еще более внутренний, чем немцы, поляки, мадьяры и турки. Это их так называемые интеллигенции. Вот что может окончательно погубить славянское дело… Эти глупые, тупые, с толку сбитые интеллигенции до сих пор не могли себе уяснить, что для славянских племен нет и возможности самостоятельной исторической жизни вне законно-органической их зависимости от России». Тютчев будто предвидел тот факт, что сербы, например, после натовских бомбардировок стали сами проситься в российское подданство. Но ведь и другие государства уже понимают, что без нашей страны современный мир обойтись не может. Это отчетливо показали последние события вокруг Сирии, когда только Россия смогла остановить новую надвигающуюся бойню.

Тютчев мечтал о создании под эгидой России православно-славянской державы и считал, что «русское царство должно простираться от Нила до Невы, от Эльбы до Китая».

Причем не только мечтал, но и активно этому содействовал, упорно боролся против антирусских сил, был убежден во всемирной судьбе России, верил в ее особый путь развития. Неустанно разоблачал коварные происки иезуитов и папства, критиковал политику поднимающихся США.

Когда Тютчев начал публикацию собственных политических статей, настолько тонких и продуманных, то даже далёкий от симпатий к официальной политике Иван Аксаков заметил, что это была защита именно России. «Нельзя не признать, что… впервые раздался в Европе твёрдый и мужественный голос русского общественного мнения. Никто никогда из частных лиц России ещё не осмеливался говорить прямо с Европою таким тоном, с таким достоинством и свободой».

По мнению Тютчева, Россия «самим фактом своего существования отрицает будущее Запада». А потому он был убежденным противником слепого заимствования иностранного опыта, переноса на русскую почву европейских учреждений и институтов. Тютчев считал, что «необходимо оставаться там, где нас поставила судьба. Но таково роковое стечение обстоятельств, вот уже несколько поколений отягощающих наши умы, что вместо сохранения у нашей мысли относительно Европы естественно данной ей точки опоры мы ее волей-неволей привязали, так сказать, к хвосту Запада».

24 ноября 1817 года в Петербурге кавалергард Шереметев стрелялся с графом Завадовским . Это противостояние положило начало самой известной четверной дуэли в русской истории: после поединка соперников за пистолеты взялись их секунданты - гвардейский корнет, будущий декабрист Якубович и поэт, писатель и дипломат Александр Грибоедов , который немало способствовал началу конфликта. Грибоедов отделался лишь травмированным мизинцем, однако легкое ранение давало о себе знать до конца всей жизни и даже после смерти писателя. сайт рассказывает, как четверная дуэль повлияла на судьбу русского дипломата.

Не поделили балерину

Четверная дуэль с участием будущего декабриста Якубовича и автора комедии «Горе от ума» стала в России самым известным поединком подобного рода. Как водится, причиной спора стала женщина - балерина Авдотья Истомина , которая сводила с ума многих современников. Перед ней не устоял и Пушкин: поэт посвятил прелестнице несколько строк поэмы «Евгений Онегин»:

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет».

В 1817 году в красавицу был влюблен камер-юнкер граф Александр Завадовский, но Истомина отдала свое сердце кавалергардскому штаб-ротмистру Василию Шереметеву. Как-то раз пара поссорилась. Шереметев не пошел на спектакль Авдотьи, и этим воспользовался русский дипломат и писатель Александр Грибоедов. После окончания выступления он подошел к Истоминой за кулисами и пригласил ее «на чай» к своему другу, у которого в то время жил сам. Конечно, этим другом был Завадовский. Балерина приняла предложение Грибоедова. В гостях у камер-юнкера Авдотья пробыла два дня.

Истомина считалась красавицей и пользовалась большим успехом у мужчин. Фото: Commons.wikimedia.org

Вскоре Шереметев решил помириться с возлюбленной, но потом узнал о возможной измене ветреной балерины, и его настроение изменилось. Оскорбленный штаб-ротмистр обратился за советом к другу, гвардейскому корнету и будущему декабристу Александру Якубовичу. Тот заявил, что из сложившейся ситуации только один выход - дуэль. Когда Шереметев предложил Завадовскому стреляться, друг камер-юнкера Грибоедов сказал, что он в свою очередь готов принять вызов от Якубовича: они были знакомы с университетских времен и уже тогда испытывали взаимную неприязнь.

Две пары дуэлянтов

Четверную дуэль назначили на 24 ноября: стреляться решили на Волковом поле. Первыми к барьеру подошли Шереметев и Завадовский, не поделившие балерину Истомину, а Якубович и Грибоедов выступили в роли секундантов. Историки пишут, что Завадовский не хотел убивать своего соперника, но, когда Шереметев заявил, что рано или поздно все равно разделается с ним, передумал. Граф попал своему противнику в живот, нанеся ему смертельное ранение. Продолжение дуэли пришлось отложить: Шереметеву требовалась помощь, и с Волкова поля его повезли в больницу. Врачи не смогли помочь пострадавшему - через сутки он скончался.

Из-за поднявшейся шумихи Грибоедов и Якубович перенесли свой поединок на неопределенный срок. Сразу после дуэли Завадовский уехал за границу и больше не претендовал на руку балерины, а его секунданта разгневанный Александр I отправил служить в драгунский полк на Кавказ. Грибоедова наказывать не стали. Более того, вскоре ему предложили место чиновника русской миссии в США, но тот отказался и вместо этого получил должность секретаря при царском поверенном в делах в Персии.

По службе Грибоедов часто бывал в Тифлисе. В один из таких приездов он и встретился со своим давним врагом, Якубовичем, служившим в тем краях. Сорвавшуюся год назад дуэль решили возобновить. Ее назначили на 23 октября 2018 года близ оврага у селения Куки. Секундантом Грибоедова стал его сослуживец по фамилии Амбургер, а секундантом Якубовича - дипломат Николай Муравьев. Автор «Горя от ума» промахнулся. До сих пор неясно, сделал ли он это случайно или намеренно, не желая проливать кровь. Его соперник же прицелился и попал Грибоедову в мизинец левой руки. На этом противники и разошлись.

Александр Якубович прострелил Грибоедову мизинец. Фото: Commons.wikimedia.org

Травма не была смертельной, но серьезно изменила жизнь Грибоедова. Историки полагают, что дуэль и ранение во многом повлияли на дальнейшую писательскую деятельность дипломата. К слову, комедию «Горе от ума» он закончил именно в Тифлисе, шестью годами позже. У Грибоедова был хороший слух: он даже писал музыку и стал автором двух вальсов, один из которых получил название по фамилии писателя - «Грибоедовский». После ранения, чтобы играть на пианино, дипломату приходилось надевать на левый мизинец специальный кожаный чехол, без которого музицирование приносило Грибоедову большой дискомфорт.

Опознали по мизинцу

Вошедшая в историю четверная дуэль напомнила о себе и после смерти писателя - вернее, его гибели. 30 января 1829 года в Тегеране 34-летний Грибоедов был растерзан толпой религиозных фанатиков прямо в здании российского посольства. Вместе с ним погибли еще 37 дипломатов. Тело писателя было настолько обезображено, что опознать Грибоедова удалось лишь по простреленному на дуэли мизинцу.

Декабрист Якубович пережил своего соперника на 16 лет. За попытку цареубийства он был отправлен на каторгу, а в сентябре 1845 года скончался от водяной болезни.

Балерина Авдотья Истомина, изменившая судьбы как минимум четверых мужчин, продолжала блистать на сцене и пользоваться успехом у поклонников. Когда в 1825 году на престол взошел Николай I, она перестала получать большие роли. Царь знал, что балерина стала виновницей четверной дуэли, и недолюбливал Истомину. Постепенно популярность Авдотьи сошла на «нет». Личную жизнь балерина смогла устроить только после 40 лет, обретя счастье со своим вторым мужем-актером. Семейная идиллия длилась недолго: в 1848 году Авдотья Истомина умерла от холеры в возрасте 49 лет.

Ее имя дошло до наших дней благодаря бессмертным строчкам Пушкина и знаменитой четверной дуэли.

Александр Сергеевич Грибоедов - известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах "Горе от ума", был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г., с ранних лет проявил себя чрезвычайно развитым, причем разносторонне, ребенком. Обеспеченные родители постарались дать ему прекрасное домашнее воспитание, а в 1803 г. Александр стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона. В одиннадцатилетнем возрасте он был уже студентом Московского университета (словесного отделения). Став в 1808 г. кандидатом словесных наук, Грибоедов заканчивает еще два отделения - нравственно-политическое и физико-математическое. Александр Сергеевич стал одним из образованнейших людей среди своих современников, знал около десятка иностранных языков, был очень одарен музыкально.

С началом Отечественной войны 1812 г. Грибоедов влился в ряды добровольцев, но непосредственно в военных действиях ему участвовать не приходилось. В звании корнета Грибоедов в 1815 г. нес службу в кавалерийском полку, находившемся в резерве. К этому времени относятся первые литературные опыты - комедия "Молодые супруги", представлявшая собой перевод французской пьесы, статья "О кавалерийских резервах", "Письмо из Брест-Литовска к издателю".

В начале 1816 г. А. Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург. Работая в коллегии иностранных дел, он продолжает занятия на новом для себя писательском поприще, делает переводы, вливается в театрально-литературные круги. Именно в этом городе судьба подарила ему знакомство с А. Пушкиным. В 1817 г. А. Грибоедов попробовал силы в драматургии, написав комедии "Своя семья" и "Студент".

В 1818 г. Грибоедова назначили на должность секретаря царского поверенного, возглавлявшего русскую миссию в Тегеране, и это в корне изменило его дальнейшую биографию. Высылку на чужбину Александра Сергеевича расценивали как наказание за то, что он выступил секундантом в скандальной дуэли со смертельным исходом.

Пребывание в иранском Тебризе (Тавризе) действительно было тягостным для начинающего писателя.

Зимой 1822 г. новым местом службы Грибоедова стал Тифлис, а новым начальником - генерал А.П. Ермолов, чрезвычайный и полномочный посол в Тегеране, командующий русскими войсками на Кавказе, при котором Грибоедов был секретарем по дипломатической части. Именно в Грузии он написал первый и второй акты комедии "Горя от ума". Третий и четвертый акты были сочинены уже в России: весной 1823 г. Грибоедов уехал с Кавказа в отпуск на родину. В 1824 г. в Санкт-Петербурге была поставлена последняя точка в произведении, путь которого к известности оказался тернист. Комедия не могла быть опубликована из-за запрета цензуры и расходилась в рукописных списках. Только небольшие фрагменты "проскользнули" в печать: их в 1825 г. включил в номер альманах "Русская Талия". Детище Грибоедова получило высокую оценку А.С. Пушкина.

Грибоедов планировал предпринять путешествие в Европу, однако в мае 1825 г. ему пришлось срочно возвратиться на службу в Тифлис. В январе 1826 г. в связи с делом декабристов его арестовали, держали в крепости, после чего доставили в Петербург: фамилия писателя несколько раз всплывала на допросах, к тому же при обысках находили рукописные копии его комедии. Тем не менее за отсутствием доказательств следствию пришлось освободить Грибоедова, и в сентябре 1826 г. он вернулся к выполнению служебных обязанностей.

В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, соответствовавший интересам России. Он сыграл в биографии литератора определенную роль: Грибоедов принимал участие в его заключении и доставил в Петербург текст соглашения. За заслуги талантливому дипломату была пожалована новая должность - полномочного министра (посла) России в Персии. В своем назначении Александр Сергеевич видел "политическую ссылку", планы на реализацию многочисленных творческих замыслов рушились. С тяжелым сердцем в июне 1828 г. Грибоедов покидает Петербург. словесный литературный трагедия грибоедов

Добираясь до места службы, в течение нескольких месяцев он жил в Тифлисе, где в августе состоялось его венчание с 16-летней Ниной Чавчавадзе. В Персию он уехал уже с молодой супругой.

В стране и за ее пределами существовали силы, которых не устраивало усиливавшееся влияние России, которые культивировали в сознании местного населения неприязнь к ее представителям. 30 января 1829 г. находившееся в Тегеране русское посольство подверглось жестокому нападению озверевшей толпы, и одной из его жертв стал А.С. Грибоедов, которого изуродовали до такой степени, что опознали потом только по характерному шраму на руке. Тело увезли в Тифлис, где последним его пристанищем стал грот при церкви Св. Давида.

По литературной позиции Грибоедов относится к так называемым "младшим архаистам" : его ближайшие литературные союзники -- П.А.Катерин и В.К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и арзамасцы, например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей -- такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение В. А. Озерова "Дмитрий Донской" -- "Дмитрий Дрянской". В 1814 году в "Вестнике Европы" выходят две его корреспонденции: "О кавалерийских резервах" и "Письмо редактору". В 1825 году он публикует комедию "Молодые супруги" -- пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр "светской комедии" -- произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью "О разборе вольного перевода "Леноры"" (1816).

В 1817 году в свет выходит комедия Грибоедова "Студент". По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Произведение имеет полемический характер, направлено против "младших карамзинистов", пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики -- отсутствие реализма.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения -- носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав "я это видел, я это знаю", подразумевает "я читал". Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной.

Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в "Горе от ума" -- это черта Чацкого.

В 1817 году Грибоедов принимает участие в написании "Притворной неверности" совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Николя Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия "Своя семья, или замужняя невеста". Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий.

Написанное до "Горя от ума" ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями (Катенин, Шаховской, Жандр, Вяземский); задуманное после "Горя от ума" -- либо вовсе не написано (трагедия о князе Владимире Великом), либо не доведено дальше черновых набросков (трагедии о князьях Владимире Мономахе и Фёдоре Рязанском), либо написано, но в силу ряда обстоятельств не известно современной науке. Из поздних опытов Грибоедова наиболее заметны драматические сцены "1812 год", "Грузинская ночь", "Родамист и Зенобия". Особого внимания заслуживают и художественно-документальные сочинения автора (очерки, дневники, эпистолярий).

Хотя мировая известность и пришла к Грибоедову благодаря лишь одной книге, его не следует считать "литературным однодумом", исчерпавшим свои творческие силы в работе над "Горем от ума". Реконструктивный анализ художественных замыслов драматурга позволяет увидеть в нём талант создателя подлинно высокой трагедии, достойной Уильяма Шекспира, а писательская проза свидетельствует о продуктивном развитии Грибоедова как самобытного автора литературных "путешествий".

Орден Льва и Солнца I степени (Персия, 1829 год)

Орден Льва и Солнца II степени (Персия, 1819 год)

В 1810 году получил звание кандидата словесных наук

Илюстрации к "Горе от ума"

mob_info