"система работы над сонорными звуками". Недостатки произношения свистящих, щипящих, сонорных, небных звуков, способы коррекции Что такое сонорный звук в русском языке

Артикуляция звуков л – л’ .

Положение губ и зубов зависит от последующего гласного, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л – л’ , таким образом, являются боковыми. Нёбная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При палатализованном л’ корень языка опущен. Средняя часть спинки и его передняя часть более приподняты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.

Виды нарушений произношения звуков л – л’ .

1. Губно-губное произношение , напоминающее звук у . В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

2. Губно-зубное произношение , напоминающее звук в . Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.

3. Межзубное произношение . При этом виде ламбдацизма кончик языка находится между зубами.

4. Смягчённое произношение , среднее между твёрдым и мягким произношением. В этом случае звук л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.

5. Носовое произношение . Мягкое нёбо опущено, задняя часть спинки языка или его корень приподняты, воздушная струя проходит через нос. Звук л произносится с гнусавым, носовым оттенком, часто подобно сочетанию нг .

Параламбдацизмы . Звук л чаще всего заменяется звуками у, д, в, н, л’, з, р .

Постановка звука л

2. Межзубная постановка л. Предлагается просунуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погудеть. Получается звук, близкий к звуку л.

3. От других звуков (гласных а, ы, у с использованием межзубного положения кончика языка):



· Предлагается тянуть гласный звук а и в это время просунуть кончикязыка между зубами, закусив его посередине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное положение.

· Ребёнку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твёрдой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребёнок усвоит нужное произношение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языком. В этот момент чётко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребёнка оставался между зубами.

4. Постановка звука вне ротовой полости.

а) Предложить ребёнку пропеть а – а – а с широко открытым ртом.

б) Во время пропевания касаться узким кончиком языка поочерёдно то нижней, то верхней губы.

в) Ребёнку предлагается во время пропевания а – а – а несколько раз плотно прижимать узкий кончик языка к середине верхней губы. При этом получаются мелодичные слоги ла – ла – ла .

г) Внимание ребёнка фиксируется на полученном звуке л и предлагается повторить упражнение, перемещая кончик языка к верхним резцам и убирая за резцы к их корням.

5. От мягкого звука л’ с использованием механической помощи.

При произнесении слога ля между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка вводится зонд № 4. Движения зонда (вниз, вправо или влево) регулируются до получения акустического эффекта твёрдого л.

Постановка звука л

1. Механическим способом. Для получения звука л’ нужно плотно прижать переднюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы кончик языка касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.

2. В сочетании и – ллл – иии.

Специфические приёмы коррекции различных видов

Ламбдацизма.

1. При губно-губном или губно-зубном произношении необходимо снять губную артикуляцию.

Используется механическая помощь (нижняя губа опускается вниз пальцем или шпателем), зрительный и кинестетический контроль.

2. При носовом произношении.

Проводится работа по укреплению мышц мягкого нёба.

Закрепляется навык дифференциации носового и ротового дыхания.

В зазубном положении кончика языка проводится тактильный контроль за прохождением воздушной струи по бокам языка. Отсутствие назализации проверяется зажатием носа пальцами.

3. При межзубном произношении кончик языка переводится за верхние зубы.

Артикуляция звуков р – р’

Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Корень языка и средняя часть языка неподвижны и напряжены. Кончик языка широкий, истончённый, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя о них. Быстрота колебаний от 2 – 3 до 30 в секунду. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы. Мягкое нёбо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука р’ кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка приподнята.

Нарушения произношения звуков р – р’

Горловое произношение.

Выделяю два его подвида:

· Велярное, которое образуется вибрацией мягкого нёба.

· Увулярное, при котором вибрирует маленький язычок.

Одноударное.

В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь один раз об альвеолы верхних резцов.

3. Боковое.

При этом виде произношения различаются двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем произношении кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка.

4. Щёчное.

При данном варианте нарушения щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушения бывают двусторонними.

5. Губно-губное, или «кучерское».

В этом случае губы вибрируют как в звукоподражании тпру.

6. Носовое произношение.

Звук р произносится с гнусавым, носовым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос.

7. Глухое р , которое произносится без участия голоса (голосовые складки разомкнуты и не вибрируют).

Звук р чаще всего заменяют следующими звуками: л, л’, р’, j, д, г, в.

Постановка звука р .

1. По подражанию с использованием показа нормальной артикуляции звука после предварительной отработки отдельных элементов артикуляции звука.

2. От сочетания дз . Ребёнку предлагается на оскале произносить сочетание дз , удерживая кончик языка сначала за нижними зубами, затем – за верхними зубами. Далее, при произношении дз за верхними зубами скорость произношения увеличивается и добавляется поддувание на кончик языка.

3. От звуков д и т, повторяющихся на одном выдохе.

а) При многократном произнесении серий звуков д и т ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, в этот момент возникает вибрация.

б) При произнесении серии звуков д-д-д добавляется движение языком вперёд-назад по твёрдому нёбу. Далее добавляется поддувание на кончик языка и появляется вибрация.

4. От быстрого произнесения звуков т, д и ж (приём «балалайка»). В момент произнесения звука вибрация кончика языка вызывается механическим способом с помощью шарикового зонда, пальца или соски, надетой на шпатель. При вынимании зонда изо рта произносятся звуки а-а-а, ы-ы-ы, э-э-э.

При нарушенной иннервации мышц языка «балалайку» можно делать, положив ребёнка на спину со слегка запрокинутой головой. Кончик языка поднимается вверх, а «балалайка» служит заодно и средством его активизации.

5. От слогового сочетания за . Ребёнок многократно повторяет слоговое сочетание, удлиняя произнесение первого звука: ззза . Во время произнесения слога передняя часть языка перемешается вверх и вперёд, до получения акустического эффекта фрикативного р . Далее с механической помощью шарикового зонда вызывается вибрация кончика языка. Слышится слог ра со звуком р нормальной протяжённости. Аналогично вызываются слоги ры, рэ, ру, ро .

6. Постановка звука от артикуляционной позы «Грибок» с механической помощью.

а) Широко открыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу.

б) Указательными пальцами боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. В таком положении добавляется поддувание на кончик языка. Появляется локальная вибрация кончика языка.

Данный приём позволяет предупредить или скоррегировать выраженную вибрацию всей поверхности языка. Приём может проводиться ребёнком самостоятельно.

7. Постановка звука в межзубном положении языка.

а) Ребёнку предлагается поиграть пальцем на губах – слышится гудение с призвуком б .

б) Положить язык на верхнюю губу, ровно закрывая её кончиком языка. В таком положении следует подать голосодыхательную струю и поиграть пальцем только на нижней губе. Создаётся вибрация, которая передаётся на верхнюю губу и кончик языка.

в) К предыдущему упражнению присоединяется поддувание на кончик языка. Получается лёгкая вибрация языка.

г) Перевод языка за верхние зубы.

Постановка звука р’ .

1. От слога зи с механической помощью. Слог воспроизводится с несколько удлинённым произнесением первого звука. По инструкции логопеда ребёнок перемещает кончик языка вверх к альвеолам. Далее с помощью шарикового зонда вызывается вибрация. Аналогично вызываются слоги ре, ря, рё, рю от слогов зе, зя, зё, зю.

2. В сочетании и – ррр – иии.

Звукопроизношение это процесс образования речевых звуков, которое осуществляется дыхательным, голосообразовательным и резонаторным отделом речевого аппарата при регуляции со стороны ЦНС. Нарушение звукопроизношения включает такие нозологические формы как дислалия, ринолалия, дизартрич и афазия. Нарушения дифференцируют с диалектным говором и неправильным произношением.

Дислалия это нарушение звукопроизношения, которое возникает при анатомических дефектах артикулярного аппарата, а также в следствии функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах. Также причинами нарушений могут быть неблагоприятные социально-психологические условия. "Стертая" дизартрия это нарушение произношения, которое сопровождается неточностью и ограниченностью объема движений артикуляров. Также при "стертой" дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса.

При открытой ринолалии происходит нарушение звукопроизношения, гнусавость речи при врожденных дефектах верхней губы, твердого и мягкого неба. Неполноценность глоточного затвора приводит к гипертрофии корня задних отделов языка и к образованию согласных звуков гортанно-глоточной области со спецефическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением.

Причинами нарушения произношения могут стать:

  • дефекты строения речевого аппарата (неправильный прикус; неправильное строение нёба, слишком толстые губы);
  • неправильное воспитание речи ребенка в семье;
  • подражание неправильной речи;
  • двуязычие в семье;
  • снижение физиологического слуха.

Дизартрию и анартрию также вызывают органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка или на мозг взрослого человека:

  • внутриутробные поражения плода;
  • родовые травмы (например, асфиксия);
  • несовместимость матери и плода по резус-фактору;
  • инфекционные заболеваний нервной системы, перенесенных в первые годы жизни (менингиты, энцефалиты);
  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • нарушение мозгового кровообращения (инсульт), черепно-мозговая травма.

Нарушения звукопроизношения практически всегда устранимые. Самое главное в исправлении нарушений правильно определить причины дефекта речи. Каждой причине соответствует конкретный способ коррекции. Кроме того, диагноз «дизартрия» ставит логопед, назначая медикаментозное лечение. Таким образом, устранение нарушений звукопроизношения должно носить комплексный характер.

Виды нарушений звукопроизношения

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже всего происходят нарушения простых про способу артикуляции м, н, т, п. Чаще нарушается произношение звуков:

  • сонорных (р, л);
  • свистящих (с, з, ц);
  • шипящих (ш, ж, щ, ч).

Мягкие пары этих согласных произносят правильно, так как они просты в артикуляции (по сравнению с твердыми вариантами). У детей обычно ожет нарушаться только одна группа звуков. К примеру, только шипящие или только заднеязычне звуки. Такое нарушение звукопроизношения определяется как частичное. При сложних нарушениях возникают проблемы сразу с несколькими группами звуков: шипящими, свистящими, сонорными.

Выделяют три формы нарушения звуков:

  • Искаженное произношение звука;
  • отсутствие звука в речи;
  • замена одного звука другим.

Причина искаженного произношения кроется в нарушении артикуляционной моторики. также ребенок не способен правильно выполнить движение артикуляционным апаратом (язык). В результате звуки искажатся или произносятся неточно. Подобные нарушения являются фонетическими. Также одной из причин заменв звуков может быть недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. В результате, дети не способны услышать разницу между звуком и его заменителем. Также бывают случаи, кога у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой могут искажаться. Например, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д, а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Нарушения групп звуков (фонетические/фонематические):

  • сигматизмы/парасигматизмы (звук с);
  • ламбдацизмы/параламбдацизмы (звуки л и л`);
  • ротацизмы/параротацизмы (звуки р и р`);
  • йотацизмы/парайотацизмы (звук й);
  • каппацизмы/паракаппацизмы (звук к).

Нарушения групп звонких и мягких звуков: дефекты озвончения и дефекты смягчения). Все разновидности нарушений в произношений имеют свои способы исправления. Также логопеды различают три уровня нарушений:

  • Первый уровень. Ребенок не способен самостоятельно произнести звук во фразовой речи или в отдельных словах.
  • Второй уровень. Способность произносить звук изолированно или в простых словах.
  • Третий уровень. Смешиванние звука в речевом потоке, но имеется возможность его произнести.

Исправление нарушений произношения

В зависимости от уровня произношения звука, логопед определяет работу с пациентом. Она может быть следующей:

  • Постановка звука (первый уровень);
  • ввод звука в речь до состояния автоматизации (второй уровень);
  • проведение дифференциации с другим звуком (третий уровень).

Нарушение звукопроизношения может проявляться самостоятельно, как дефект речи или быть частью других речевых нарушений (дизартрия, алалия).

В первом случае логопед работает над исправлением произношения звуков. Во втором случае исправляет деффект, в зависимости от особенностей нарушений. Работа над произношением должна начинаться с детского возраста, с 2-3 лет. Коррекция нарушений детским логопедом является обязательной частью полноценного развития ребенка. Работа специалиста направлена на развитие речи ребенка, а также на формирование правильного восприятия звуков.

Характеристика сонорных звуков.

Звуки [Л],[Ль],[Р],[Рь] называют сонорными. По месту образования они переднеязычные. По способу образования звуки [Л],[Ль] смычно- проходные, а звуки,[Р],[Рь] - дрожащие.

Нарушения произношения звуков

Недостатки произношения звуков[Л], [Ль]называют ламбдацизмами

(искажения) или параламбдацизмами (замены другими звуками).

Среди ламбдацизмов распространено искажение звука, при котором произносится двугубный сонорный звук наподобие краткого [у] или звука[w], свойственного фонетическому строю английского языка, межзубное произношение, носовое произношение.

При межзубном произношении звука [л] слышится правильный звук, только его артикуляция немного изменена: кончик языка не поднимается за верхние резцы, а выходит наружу между зубами.

При носовом произношении язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Как при звуке [н]. Слышится 2 нечетких звука: [нг].

Среди параламбдацизмов встречается замена звука [л]звуками [j], [у ], [ы ], [в] Изредка встречается замена звуком [р] и некоторыми другими.

При замене звука [л] на звук [j] кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки языка выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться.

При замене звука [л] звуком [у] активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык.

При замене звука [л] звуком [ы] задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен.

При замене звука [л] звуком [в] к верхним резцам двигается нижняя губа, язык не принимает участия в образовании звука.

Звук [ль] нарушается очень редко. Обычно наблюдается полумягкое произношение или замена звуком [j].

Недостатки произношения звуков[Р], [Рь] называется ротацизмами

(искажения) и параротацизмами (замены).

Среди ротацизмов встречается велярное или увулярное на-рушение звука [р], щечное, боковое, горловое, носовое, одно-ударное, «кучерское» произношение звуков. При велярной артикуляции щель образуется на месте сбли-жения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоудар-ную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

При увулярной артикуляции вибрирует только маленький язычок, вибрация носит гармонический характер и не сопро-вождается шумом.

При боковом артикулировании вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами раз-рывается, и через нее выходит дыхательная струя, в результа-те произносится звук, в котором как бы сливаются [р] и [л].

При щечном произношении щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

При одноударном звуке [р] отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально про-износимом звуке. Его иногда называют проторным.

При «кучерском» произношении вибрируют сближенные губы. При горловом произношении вибрация образуется колеба-ниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Такое произношение звука [р] считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

При носовом произношении воздушная струя выходит че-рез нос, а не через рот, кончик языка не участвует в артику-ляции звука — он оттянут в глубь рта. Носовое произноше-ние по звучанию похоже на сочетание [нг].

Среди параротацизмов можно выделить замену звуков [р], [р"] звуками [л], [j], [ы], [в].

При замене звука [р] звуком [л] язык поднят кверху, но его кончик, вместо того чтобы вибрировать, крепко прижима-ется к верхним резцам или к нёбу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя расходится по обеим сторо-нам языка.

При замене звука [р] звуком [j] поднимается средняя часть спинки языка, а кончик остается внизу неподвижным.

При замене звука [р] звуком [ы] активную роль в артику-ляции играет задняя часть спинки языка — она поднимается и оттягивается назад, а кончик языка опущен и оттянут в глубь рта.

При замене звука [р] звуком [г] активное участие в арти-куляции принимает задняя часть спинки языка, которая круто поднимается вверх и смыкается с мягким нёбом, — в этот момент слышится звук [г], переходящий в [х] при опускании задней части спинки языка.

При замене звука [р] звуком [в] артикуляция осуществля-ется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верх-ним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воз-душная струя, язык не принимает участия в произношении.

Определить, какое именно нарушение есть у Вашего ребенка, поможет логопед, который подберет адекватные корригирующие упражнения, способствующие успешному преодолению речевого недостатка.

Литература

1.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб., 1999.

2. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе СПб., 2013.

3. Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. М., 2012.

Учитель - логопед Мулерова С.А.

Вопрос

В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

Клинико-педагогическая классификация

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:

Функциональную;

Механическую.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические - в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива, стремительна, напориста.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.



Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.

Психолого-педагогическая классификация

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы. Первая группа - нарушение средств общения.

В ней выделяют:

Фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФН)- это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Основные проявления, характеризующие это состояние.

Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т" произносится вместо звуков с", ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф - вместо звука ш.

Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других - заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности:

Значительно позднее появление речи

Ограниченный словарный запас;

Грубые нарушения грамматического строя;

Выраженные недостатки звукопроизношения;

Речь детей с ОНР малопонятна.

Вторая группа - нарушения в применении средств общения.К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).

26. клинико-педагогическая классификация:устная и письменная.Нарушения устной речи два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, системными или полиморфными нарушениями речи.I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Дисфоиия (афония) -отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.2. Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.При ускоренном темпе - торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминахбаттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается терминомполтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием - нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.4. Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.5. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или вих смешении.. Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса,7. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой формат Эти случаи необходимо отличать от дислалии. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается, не сформированной речевая деятельность ребенка.2. Афазия - полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.Нарушения письменном речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности -расстройства чтения.1. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.2. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ Первая группа - нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2. Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Вторая группа - нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.

Свистящие «С»

Недостатки произношения:Звук слышен, но он звучит ненормально: Сигматизм.

Язык между зубами – межзубный. Нижняя губа с верхними зубами смыкается – губно-зубной. Язык (кончик) отодвинут от нижних зубов назад – шипящий. Язык узкий, воздух идёт не по центру, а с боку – боковой. Воздух выходит через нос – носовой.(замена и смешение)Парасигматизм. Может быть заменён на Т, Ц, С, Ш, З, Х.

Методы устранения:По подражанию.

А. Как водичка бежит из крана.

От артикуляционной гимнастики.

А. Широкий язык на нижнюю губу.

Б. Зубы облизать.

От опорных звуков. С помощью фонемы, которая близка по артикуляционному фону.

А. На фоне звука Ф, оттягивать нижнюю губу вниз. Звук Ф преобразовать в звук С.

Механическая помощь

Для устранения межзубного сигматизма.

(ручка чайной ложки, соломинка, спичка…)

Прижать кончик языка за зубы, улыбка и выдохнуть. Зажать кончик спички зубами.

Устранение мягкого произношения. Ввести предмет до уровня спинки языка. Надавили, прикусили, улыбнулись, выдохнули.

Приклеить кусочек ваты на нижнюю губу – сдуть.

Шипящие

Недостатки произношения

СИГМАТИЗМ

Губно-губной,- межзубный,- боковой,- шипящий,- носовой,- призубный

- «щелочное» произношение: воздух проходит между сближенными зубами и прижат к ним с боков уголками рта (раздуваются щёки)

- «нижнее» произношение: щель образуется не между сближением кончика языка и твёрдого нёба, а передней частью его спинки

Заднеязычное произношение: щель образуется сближением задней части спинки языка с твёрдым нёбом (напоминает Х) или фрикативное Г

ПАРАСИГМАТИЗМ-Ш – С, Т, Ж

Методы устронения1. По подражанию

Шипение змеи

Шум деревьев

2. От артикуляционной гимнастики

От «чашечки». Сделать «чашечку» внутри ротовой полости и сильно подуть на неё

Обратить внимание на то, чтобы боковые края языка упирались в верхние коренные зубы. Для этого прижимать пальцами щёки к челюстям.

3. Механическая помощь:

предлагается произнести звук С одновременно поднимая кончик языка вверх.

кончик языка поднимается с помощью зонда и шпателя.

Упражнение «Толстушечка» надуваем щёки, нажимаем на щёки пальцами, дуем – пш.

Соноры

Недостатки звука:

ЛАБДАЦИЗМ

Звук отсутствует, происходит удвоение последующего гласного.

Губно-губное произношение, напоминающее звук У. В этом случае звук Л произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

Губно-зубное произношение, напоминающее звук В. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.

Межзубное произношение. Кончик языка находится между зубами.

Смягчённое произношение, среднее между мягким и твёрдым произношением. В этом случае звук Л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.

Носовое произношение.

ПАРАЛАМБИЦИЗМ

Л – У, Л – Д, Л – В, Л – Н, Л – Л/, Л – З, Л – Р, Л – Й

Методы устронения Механическая помощь:

От звука ля, ввести зонд №4 между твердым небом и ср. частью спинки языка, нажать на я зык вниз, произнести несколько раз сочетание ля, в момент произнесения регулировать движением зонда. Пока не будет получен акустический эффект твердого «Л»

При параламдацизме необходима работа по дифференциации смешиваемых звуков

От опорных звуков:

Постановка от гласных – ЫА. Предлагается тянуть гласный звук и в это время просунут кончик языка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное.

Недостатки звука.

РОТАЦИЗМ – до 28 искажений.

Основные:

Боковое произношение. При этом виде – двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем ротацизме вибрируют боковые края языка.

Картавое или горловое произношение. Два подвида: а) велярное, которое образуется вибрацией мягкого нёба; б) увелярное, при котором вибрирует маленький язычок (р французское)

Носовое произношение, когда Р с гнусавым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос.

Глухое Р, которое произносится без участия голоса.

ПАРАРОТАЦИЗМ: Р на Д Р на Й Р на Л Л/ Р на Н Р на Г Р на В Р на Ы

Методы устранения: От слогового сочетания ЗА с несколько удлинённым произношением первого звука из слога ЗЗЗЗА. В ходе многократного повторения слогов ребёнок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперёд к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного Р, в сочетании с гласным А.

Механическая помощь.

При помощи шарикового зонда. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрым движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами.

Сонорные звуки - это такие звуки, в которых тон голоса преобладает над шумом. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й.

Звуки Р и Р’

В норме эти звуки появляются у ребёнка к 5–6 годам.

Нарушение их произношения (ротацизмы) могут иметь вид:

  • отсутствия этих звуков;
  • замены Р на Р’ и наоборот, а также на Л, Л’ (чаще всего), Й, Г,Д;
  • горлового произношения, когда задействован не кончик языка, а небная занавеска;
  • носового произношения, похожего на английское «ng»;
  • бокового произношения, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме Л’. Получается звук, напоминающий сочетание РЛ’ («рляк», «сарляй»).

Причинами неправильного произношения этих звуков чаще всего являются короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык, слабость мышц языка, отсутствие сильной воздушной струи, идущей через рот, нарушение фонематического восприятия, когда ребёнку трудно различить на слух близкие по акустическим свойствам фонемы.

Слова для диагностики

  • раковина
  • кукуруза
  • мухомор
  • динозавр
  • рисунок
  • черепаха
  • фонарь
  • стрекоза

Звуки Л и Л’

Звук Л’ появляется к 3 годам, звук Л к 4–5 годам.

Чаще всего остаётся нарушенным твёрдый звук. Недостатки произношения этих звуков носят название ламбдацизма.

Нарушение Л может проявляться:

  • в отсутствии или удлинении смежных гласных («аампа», «паака»);
  • в произнесении Л в виде краткого гласного звука типа Ы («Ыампа»)
  • в замене на Г, Й, Н;
  • в виде носового произношения, похожего на английский «ng»
  • в виде двугубного звука, похожего на английский W (например, словах «way», «whot»).

Л’ как правило заменяется на Й.

Причинами неправильного произношения звуков являются резко укороченная подъязычная связка, слабость мышц языка, нарушение фонематического слуха.

Слова для диагностики

  • лопата
  • молоко
  • солдат
  • ленточка
  • колёсико
  • мебель
  • рубль

Звук Й

Звук Й появляется в 2–3 года.

Недостатки произношения звука Й носят название йотацизма.

Чаще всего заменяется звуком Л’, но может также заменяться на звуки Х’, З’, И.

Слова для диагностики

  • скамейка
  • попугай

Звуки Н и Н’

Эти звуки считаются звуками раннего онтогенеза, то есть ребёнок их начинает произносить раньше, как правило, как только у него появляются первые слова к 1,5– 2 годам.

Нарушение произношения как правило происходит из-за непроходимости носовых полостей (при насморке) или уменьшения носоглоточной полости и может звучать как Д, Д’ («НЕ НАДО» как «ДЕ ДАДО»)

Их отсутствие в стечении согласных в 4–5 лет может говорить о нарушении фонематического восприятия, об общем недоразвитии речи. Для более точного выяснения причин необходимо обратиться к специалисту-логопеду

Слова для диагностики

  • макароны
  • апельсин
  • гномик
  • ниточка
  • гусеница
  • шампунь

Звуки М и М’

Являются звуками раннего онтогенеза, появляются к 1 году.

Их отсутствие может говорить о достаточно серьёзных нарушениях фонематического восприятия, о наличии общего недоразвития речи. Для более точного выяснения причин необходимо обратиться к специалисту-логопеду.

Слова для диагностики

  • машина
  • бумага
  • гимнаст
  • мизинец
  • камешек
  • шмель
mob_info