Дифференциация ч щ речевой материал. Звуки и буквы ч-щ. V. Дифференциация в предложениях и стихах

Задание 1 . Выдели начальный звук ц или ч из слов цап­ля, чайка. Дай характеристику звукам ц и ч: а) сходство (со­гласные, глухие, звонкие); б) различие: место положения язы­ка (на звук ц - язык внизу, на звук ч - язык вверху).

Различение звуков ц и ч в слогах

Задание 2 . Произнеси отраженно слоги. Выдели голосом звуки ч и ц.

ЦА -ЧА ЧА – ЦА ЦА – ЧА – ЦА - ЧА

ЦО -ЧО ЧО – ЦО ЦО – ЧО – ЦО – ЧО

ЦУ -ЧУ ЧУ – ЦУ ЦУ – ЧУ – ЦУ – ЧУ

ЦЫ - ЧИ ЧИ – ЦЫ ЦЫ – ЧИ – ЦЫ – ЧИ

ЦЕ -ЧЕ ЧЕ – ЦЕ ЦЕ – ЧЕ – ЦЕ – ЧЕ

ЧАЧ – ЧОЧ ЧУЦ – ЦУЧ ЦАЦ – ЦОЦ

Задание 3 . Запомни и воспроизведи ряды слогов.

ЦА -ЧА -ЦА ЦА -ЧА -ЧА АЦ - АЧ - АЦ

ЧА -ЦА -ЧА ЧА -ЦА -ЦА АЧ -АЦ -АЧ

Задание 4 . Закончи слова, добавив слоги ца или ча. Про­изнеси слова целиком.

Ветре... , ули... , да... , зада... , умни... , ли­си. .. , калан... , столи... , грани... , се... , ко­ри. .. , зарни... .

Задание 5 . Закончи слова, добавив слоги цо или чо. Про­изнеси слова целиком.

Ли... , пле... , яй... , горя... , письме... .

Задание 6 . Закончи слова, добавив слоги цы или чи. Про­изнеси слова целиком.

Зай... , гра... , мя... , пти... , лу... , гостин... , мол... , огур... , кирпи... , молод... , зада... , птен... .

Задание 7 . Измени слова так, чтобы появился звук ч. Про­изнеси пары слов.

Образец. Заяц - зайчик.

Лицо- .... Водица- .... Ситец- ....

Кольцо - .... Палец - .... Овца - ....

Заяц - .... Ларец - .... Венец -

Конец- .... Перец- .... Рубец- ....

Скворец - .... Огурец - ....

Птенец - .... Молодец - ....

Задание 8 . Произнеси слова отраженно.

а)Чайник, царапина, цапля, чайка, улица, уличный, туча, кольцо, лицо, мочалка, плечо, сахарница, крючок, яйцо, мальчик, цыпленок.

б)Учительница, горчица, царевич, волчица, час­тица, цепочка, чернильница, цветочки, цветочница, ученица, лечебница, падчерица.

Задание 9 . Запомни и воспроизведи ряды слов.

Перец - перчик - перцовый; спица - спичеч­ный- спичка; ситец - ситцевый - ситчик; ру­бец - рубчик - зарубцевались; мельница - мель­ничный - измельчить.

Задание 10 . Рассмотри картинки. Назови их. Картинки подбирает логопед.

Задание 11 . Отбери картинки в две колонки по наличию звуков ц и ч.



Приблизительный перечень картинок: цепь, скворец, яйцо, пчела, кузнечик, цветы, цапля, чайка, чашка, блюдце и т. д.

Задание 12 . Подними синий кружок, если в слове услы­шишь звук ц, и белый - если услышишь звук ч, оба кружка, если услышишь оба звука.

Звуки ц и ч в словосочетаниях и предложениях

Задание 13 . Произнеси словосочетания отраженно.

а) Чашка с блюдцем. Цветочница с цветами. Огурец с чесноком.

б) Певчая птица. Цветная чашка. Ученая цапля. Ручной скворец. Черная курица. Свинцовая примочка. Черный перец. Лучистое солнце. Золоченое кольцо. Певчая птица.

Задание 14 . Ответь на вопросы, используя ранее отрабо­танные словосочетания:что с чем? Какая? Что? Какое? Что?

Логопед называет два-три словосочетания и задает к ним вопрос. Например: чашка с блюдцем; цветочница с цветами. Что с чем? Дети должны ответить: Чашка с блюдцем. Цве­точница с цветами.

Задание 15 . Отраженно произнеси предложения. Ответь на вопросы целой фразой.

Что делает?

Младенец плачет. Заяц скачет.

Девочка качается. Лисица крадется.

Мальчик смеется. Курица кудахчет.

Бабочка кружится. Светлячок светится.

Конница мчится. Автоматчик целится.

Черемуха цветет. Почки лопаются. Ячмень колосится. Печка нагревается. Водичка льется.

Задание 16 . Закончи предложение. Произнеси его целиком.

Конница мчится... . Светлячок светится.... Автоматчик целится.... Почки лопаются.... Во­дичка льется....

Девочка качается на... (качелях). Бабочка кру­жится над... (цветком). Лисица подкрадывается к... (зайцу). Заяц скачет от... (лисицы).

Задание 17 . Произнеси предложения отраженно.

В колодце ключевая водица. Ходит курочка с цыплятами. Лестница ведет на чердак. Положи пе­рец в перечницу. В духовке печется калач с цука­том. Мальчик нацепил червяка на удочку. Птичка летит к птенцам. Кузнец стучит в кузнице.

Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточ­ки. Дети кормили птенца червяками и гусеницами. Кукушка кладет яйца в чужие гнезда. На обочине дороги зацвели одуванчики.

Задание 18 . Произнеси отраженно пословицы.

Солнце зимой - как мачеха: светит, да не греет.

Солнце летом - как печка: всех согревает. Туча летает по небу, словно черная орлица.

Задание 19 . Рассмотри картинки. Составь предложения.

Задание 20 . Составь предложения из слов.

Птицы, кормить, птенчики. Дети, поливать, огур­цы, и, чеснок. Мальчик, в, окно, стучится. Цветы, в, саду, цвести.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ ИЗОЛИРОВАННО В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух и в произношении звуков Ч – Щ

Возьми картинки-символы звуков Ч и Щ из приложения 1. Внимательно послушай. как чихает паровозик и шипит лопнувший шарик. Обрати внимание на длительность звучания: звук Щ можно тянуть, а звук Ч тянуть нельзя. По очереди показывая на обе картинки, протяжно или коротко произнеси соответствующий звук. Повтори 6-8 раз.

Дифференциация звуков Ч – Щ в слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Выполняй упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

Ча – ща, чо – що, чу – щу, чи – щи, че – ще, ща – ча, що – чо, щу – чу, ще – че, щи – чи, ща – ча – ща, що – чо – що, щу – чу – щу, щи – чи – щи, ще – че – ще, ча – ща – ча, чо – що – чо, чу – щу – чу, чи – щи – чи, че – ще – че.

Дифференциация звуков Ч – Щ в слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Выполняй упражнение до тех пор, пока все слоговоый ряды не будут произнесены правильно.

Ча – ще, чо – щу, чу – ща, чи – що, че – щи, ща – чу, що – ча, щу – че, ще – чи, щи – чо – щу, ща – чу – щи, що – ча – щу, щи – чо – ща, ще – чи – що, ча – щу – чи, ча – щу – чи, чо – ще – чу, чуу – ща – че, чи – ще – ча.

Дифференциация звуков Ч – Щ в

Возьми картинки со звуками Ч и Щ в названиях из приложения 12 и 13, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков Ч и Щ из приложения 1. Бери по одной картинке и клади рядом с символом. Называй звук или Щ, который спрятался в каждом слове.

Дифференциация звуков Ч – Щ в словосочетаниях- скороговорках

Глядя на картинки-символы, назови звук Ч или Щ, спрятавшиеся в каждом слове. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки, горячие щи, ищу точильщика, ищу чемодан, колючая щетка, копченые лещи, летающая бабочка, лечащий врач, молочная пища, отвечающий учащийся, почтовый ящик, прочный щит, птичий щебет, сочные овощи, учу товарищей, черный щенок, чистящая щелочь, чужие вещи, чистое помещение, чищу чайник, чудесное угощение.

Дифференциация звуков Ч – Щ в одном слове.

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори их несколько раз по 3-4 слова вместе в быстром темпе.

Вещички, волчище, дощечка, кричащий, мечтающий, молчащий, отвечающий, ручищи, скучающий, точильщик, учащийся, часовщик, чаща, чище, чудовище, чищу, щелочка, щелчок, щеночек, щепочка, щеточка, щечки, щучка, ящичек.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Ч – Щ в предложения, составленных по опорным словам

Послушай пары слов и составь с ними предложения. Например: щенок увидел черепаху и испугался, присел, а потом начал громко лаять.

Плащ – химчистка, пещера – бочки, чинить – ящик, встреча – площадь, считать – чек, речка – удилище, тащить –кирпичи, черепаха – щенок, чебуреки – товарищи, чулан – вещи, ящик – ключи, выключатель – помещение.

Дифференциация звуков Ч – Щ в предложениях.

Уточнение лексико-грамматических представлений

Возьми картинки девочки и мальчика из приложения 2. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ. Например: Мальчик, который читает книгу,читающий мальчик.

Девочка, которая скучает, молчит, учится, встречает подругу, улыбается, кружится, смеется, плачет. Мальчик, который отвечает у доски, играет, плавает, танцует.

Дифференциация звуков Ч – Щ в рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их быстро, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Щенок в чащу дощечку тащит. У нашей Танечки на щечках ямочки. В пещере большущей мыши летучие. Дочку угощали щами и копчеными лещами. Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочки и мальчики. Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке. Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусит, уже нечего было тащить. Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется. Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная начинка, мухи, подходите, паутинка». Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руку взял, бок щеночку чистить стал; две часа терпел щенок, больше вытерпеть не смог, начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок, я не плащик, а щенок».

Дифференциация звуков Ч – Щ в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и правильность произношения. Следи за произношением звуков Ч и Щ.

У нашей Таечки в ящике маечки. У чудовища чудовищные щупальца. Дюймовочка на щепочке, У Дюймовочки щеточка. Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока. Плащ чищу, чищу и отчищу. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас. Щенок на даче все в ящик тащит. У щенка,как у овечки, шерстка в маленьких колечках. Щетина у чушки, чешуя у щучки. В нашей пуще чащи гуще. Мойте чаще рабочие ручищи. В темной чаще волчище рычащий. Тучи гуще, капли чаще, дождик пуще, тучи дальше. В речке плещутся щурята, это – щучкины ребята.

Ждут в гнезде ее птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке буква Ц,

Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе и в столице.

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть две буквы Ц.

Л. Дьяконов

Дифференциация Ч - Щ

Занятие 1

Цели занятия:

§ формировать умение дифференцировать звуки Щ и Ч,

§ соотносить их с буквами Щ, Ч;

§ развивать слуховое и речевое внимание;

§ развивать фонематический анализ;

§ развивать речеслуховую память;

§ развивать логическое мышление;

§ развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Материал к занятию

1. Послушайте слова. Назовите первый звук в слове.

Чайка, чабан, четыре, четверть, чужой.

Щука, щавель, щеки, щетка, щенок.

Обратите внимание на разницу в произношении звуков Ч и Щ.

При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.

При произношении звука Щ спинка языка поднята и язык подвинут к зубам, но смычки нет.

Проверь себя! Чем отличается произношение звуков Щ и Ч?

2. Игра «Эхо». Повтори слоги:

Ча - ща, ща - ча, ча - ща - ча, ща - ча - ща, ча - ща - ча, Чу - щу - щу - чу, щи - чи - чи - щи.

Следи за правильным произношением звуков.

3. Послушайте слова. Определите, какой звук в слове - Ч или Щ и его место.

Печенье, гречка, щит, ручеек, силач, песочек, ручка, чемодан, ящик, ящерица, овечка, синичка, щель, щепка, печка, хищник.

4. Подумай, на что похожа буква Ч? На что похожа буква Щ?

Конспект открытого интегрированного занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ. Правописание слов с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.»

Логопед, учитель начальных классов

Цель

Выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи

Образовательные:

Дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

Учить сравнивать артикуляцию звуков,

Закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

Работать над обогащением словарного запаса.

систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих Ч, Щ; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

Коррекционные:

Развивать зрительное восприятие и память,

Развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

Развивать мелкую моторику, используя физминутку

Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

Работать над развитием грамматических форм речи

Воспитательные:

Воспитывать желание говорить красиво и правильно,

Воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

Воспитывать общительность и активность на занятии.

1.Организационный момент .

Здравствуйте

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Объявление темы и целей занятия

Мы с вами отправляемся в путешествие на остров «Шипящие согласные».

Давайте определим какие звуки там могут жить? (ж, щ, ш, ц, х,ч)

Но этот остров очень добрый здесь живут только мягкие шипящие. Какие? (щ, ч)

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Начинаем наше путешествие.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

Трубочка

Окошко (губы округлены)

Заборчик

Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [щ ]

Какой он согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5.Развитие фонемного восприятия.

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите мы с вами попали на остров. И первая остановка пещера звуков.

Она зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

Если вы услышите звук ч то хлопните в ладоши, а если звук щ то топните ножками

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: (АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ ).

Слова:

(вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях. А так же писать слова с этими буквами

5 Связь звука с буквой

Ребята, что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим.

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

Буквой Ч.

От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

Обведите по контору только букву ч

Буквой Щ.

На расческу Я похожа –

три зубца всего? Ну что же!

На что похожа эта буква?

Буква щ Щ

Какой буквой обозначается [щ]?

Буквой Щ.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите дату и выполните минутку чистописания заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь.

7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра «Помоги сказочным героям»

Ребята, посмотрите, около вулкана Букв появились сказочные герои. Кто это? (Щелкунчик и Чебурашка) Как вы думаете, почему именно они отправились с нами в путешествие? Их имена начинаются на Ч,Щ. Щелкунчик и Чебурашка решили отдохнуть на лужайке, но вдруг услышали страшный грохот. Это началось извержение вулкана. Они перепугались и убежали, не собрав свои вещи. Давайте поможем им собрать вещи.

Слова со звуком Ч мы сложим в чемодан Чебурашки, а слова со звуком Щ в ящик Щелкунчика (картинки: очки, щетка, мяч, часы, ключ, удочка, ч щенок, щипцы, овощи, ящик, щит, плащ, прищепка)

Молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи Щелкунчику и Чебурашке. Отправляемся дальше в путешествие по острову.

8.физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь мы подошли к реке давайте отдохнем!

Ча-ча-ча,мы сидели молча.(встают, ходьба на месте).

Чу-чу-чу, снова прыгать я хочу.(прыжки на месте).

Жи- жи-жи, на плечи руки положи.(круговые вращения руками).

Щу-щу-щу, руки вниз я отпущу.(наклоны вниз с вытянутыми руками).

Ща-ща-ща, приседаем не пища.(приседания).

Ши-ши-ши, посидим теперь в тиши.(садятся за парту).

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

10. Работа на уровне слова

Ребята, дорога нас привела в сказочный лес

Однажды на лесной полянке собрались все буквы и стали играть в прятки. Буковки, которые обозначают согласные звуки прятались, а гласные их искали. Буквы Ч и Щ спрятались в самой глухой чаще леса. Так спрятались, что сами и заблудились. Долго искали их гласные, да так и не нашли. Наступил поздний вечер. В лесу стало темно, страшно. Сидят буковки, дрожат от страха. А как найти дорогу обратно на полянку не знают. И решили позвать на помощь.

Долго кричали, но никто их не услышал. Да и буковки все стали расходиться по домам. И вот вспомнили Ч и Щ, что когда заблудишься в лесу, надо кричать: АУ! Стали они звать на помощь эти гласные.

А и У услышали, как их зовут на помощь. И не пугаясь темноты, они бросились в самую глухую чащу леса спасать своих друзей.

Нашли, обрадовались! С тех пор шипящие дружат только с гласными А и У!

Помните всегда кто спас шипящих в глухом лесу!

Сказочный лес приготовил вам карточки, чтобы проверить хорошо ли вы запомнили правило. На каждой карточке написано слово с « убежавшим» сочетанием,ча- ща или чу – щу. Прочитайте его и догадайтесь, какое сочетание пропущено. Но давай с вами вспомним правило, как мы пище ча-ща и чу-щу?

Ка, __ до, ро _, ча _, зада___, ту___

А в лесу заблудились не только буквы, но и животные. Родители потеряли своих детёнышей. Давайте поможем им найти друг друга. У вас на парте карточки - нужно найти пару. галка - галчата, белка - бельчата

крольчиха - крольчата, зайчиха -зайчата, сорока - сорочата, волчиха -волчата

Что общего в названиях детёнышей? Правильно, в словах есть сочетания ча. Как правильно писать это сочетание?

Запишите в тетрадь 1 вариант – название птиц,

2 вариант – названия зверей

11.Работа со словосочетаниями.

Ребята мы попали в замок словосочетаний

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

Прощяльный вечер, вкусная пищя, чюдесное угощение, вкусный чяй, зубастая щюка.

Что написано на карточке?

Правильно ли оно написано?

Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

11Работа на уровне предложения

Поляна предложений. давайте соберем из слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Часовщик чинит часы.

Ребята ищут шишки.
В лесу чаща.

Я учусь писать.

В реке живет щука.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

Итог

- Вот и закончилось наше путешествие на остов Шипящих. Но чтобы вернуться домой нам предстоит выполнить ещё одно задание Чтобы благополучно добраться домой вы должны назвать 1 слово с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

Вот мы и дома.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Что помогло нам в путешествии? Какие знания понадобились?

У читель: С каким настроением уходим домой?


Игры на дифференциация звуков Ч-Щ у дошкольников

Цель: дифференциация звуков Ч-Щ.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Ч-Щ в своей речи, употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Ч-Щ. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям."Повтори, не ошибись"
Ча-ща-ча,
Чайка-щавель-и свеча,
Чи-щи-чи,
Чижик-ящик-две свечи,
Чо-що-чок,
Чертик-щетка-кулачок,
Чу-щу-чук,
Чубчик- щучка-каучук.

"Угадай-ка"
Взрослый предлагает ребенку отгадать, какой звук слышится в слове - "Ч" или "Щ". Услышав слово, ребенок должен показать соответствующую букву - "Ч" или "Щ". Если ребенок ще не знает букв, то их можно заменить картинками "поезд" - "Ч", а "щетка" - "Щ".

Слушай внимательно и угадай!
Правильно звуки ты выделяй!

Чай, щавель, угощать, встречать, щебет, чулок, пчелка, врач, щука, чайка, овощ, ящик, роща, молчу, задача, встреча, тащит, внучка, ручейки, защитник.

"Великанище"
Педагог предлагает сказать про того, кто будет еще больше.

Огромный бык - бычище.
Огромный волк - волчище.
Огромный жук - жучище.
Огромный паук - паучище.
Огромный рак - рачище.
Огромный хомяк - хомячище.

"Расскажи о том, кто какой"
Пес рычит. Он.... рычащий.
Бык мычит. Он.... мычащий.
Кот мурлычет. Он.... мурлычущий.
Курица квохчет. Она.... квохчущая.
Ваня плачет. Он.... плачущий.
Маша молчит. Она.... молчащая.
Петух кричит. Он.... кричащий.

Пальчиковая игра "Профессии"
Почту носит почтальон,
Газеты в ящик кидает он.
Имитируем, как "кидает"
Хлеб продает продавщица,
Вкусный, свежий, душистый.
Говорим "Ах!", имитируем, как нюхаем.
Уборщица убирает,
Чистит, моет, пол подметает.
Имитируем уборку.
Чинит часы часовщик,
Щурит глаза он привык.
Щурим глазки.
Учат детей учителя,
Чтобы много знали ты и я.
Показываем на другого ребенка и на себя.

Игра с мячом "Профессии"
Задание направленно на дифференциацию произношения звуков Ч-Щ, на формирование навыков словообразования.
Педагог катит мяч, начиная предложение, а ребенок откатывает мяч, завершая предложение. В случае затруднения взрослый начинает слово, обозначающее профессию, предлагая ребенку добавить суффикс "щик".

Ножи точит.... точильщик.
Стела вставляет.... стекольщик.
Обувь шьет.... обувщик.
Обувь чистит.... чистильщик.
Часы чинит.... часовщик.
На кране работает.... крановщик.
Вещи носит.... носильщик.

mob_info