Автоматизация звука ц в предложениях конспект занятия. "Автоматизация звука (Ц) в слогах" план-конспект занятия на тему. VII. Игра «Веселый поезд»

Марина Лобастова
Конспекты логопедических занятий по автоматизации звука [ц]

Звук «Ц» :

ставится по подражанию, от сочетания звуков «тс» .

Занятие 1

1. Звук «Ц» - многократное произнесение.

2. Автоматизация звука «ц» в обратных слогах :

ац-оц-уц-ыц

яц-ёц-юц-иц

3. Игра «Запомни, повтори» :

ац-яц уц-юц

оц-ёц ыц-иц

4. Автоматизация звука «ц» в словах с обратными слогами :

ац-ац-ац – бац;

ец-ец-ец - отец, конец, беглец, наконец.

(см. презентацию, слайды 1-3)

5. Игра «Скажи слово со звуком » . Задачи : автоматизация звука в словах ;

Логопед произносит слово без звука «ц»

в конце, а ребёнок проговаривает слово полностью с автоматизируемым

звуком .

(см. презентацию, слайд 4)

Занятие 2

1. Звук «Ц» - многократное произнесение.

2. Упражнение «Добавь в конце слог» : автоматизация звука «ц» в прямых слогах :

(см. презентацию, слайды 5-7)

3. Автоматизация звука «ц» в словах с прямыми слогами (в середине) :

ца-ца-ца – водица, пятница, умница;

цы-цы-цы – концы, гонцы; улицы, больницы; авиация, лекция;

цо-цо-цо – пунцовый;

це-це-це – оценка, зацепка.

(см. презентацию, слайды 8-12)

4. Игра «Один-много» . Задачи : автоматизация звука в словах ; употребление

множественного числа существительных в Именительном и Родительном падежах.

Логопед говорит про один предмет, а ребёнок про несколько таких же

предметов и со словом «много» , чётко проговаривая автоматизируемый звук

в словах.

(см. презентацию, слайды 13-34)

5. Автоматизация звука «ц» в словах с прямыми слогами (в начале) :

цы-цы-цы - цып-цып; цинковый; цинга;

цо-цо-цо – цокать;

це-це-це – цех, цель, цепкий.

(см. презентацию, слайд 35)

6. Игра «Скажи слово со звуком » . Задачи : автоматизация звука в словах ;

развитие фонематического анализа. Логопед произносит слово без звука «ц»

в начале, а ребёнок проговаривает слово полностью с автоматизируемым

звуком .

(см. презентацию, слайд 36)

Занятие 3

1. Звук «Ц» - многократное произнесение.

2. Автоматизация звука «ц» в слогах со стечением согласных :

цма-цмо-цму-цмы

ацм-оцм-уцм-ыцм

яцм-ёцм-юцм-ицм

3. Игра «Запомни, повтори» :

ацм-яцм уцм-юцм

оцм-ёцм ыцм-ицм

4. Игра «1-2-5» со словами : птенец, леденец; пуговица, птица, мыльница,

хлебница; цапля, цыплёнок.

5. Упражнение «Посчитай» . Задачи : автоматизация звука в словах ;

согласование числительных с существительными.

(см. презентацию, слайд 37)

6. Упражнение «Ответь на вопрос полным предложением» .

(см. презентацию, слайд 38)

Конспект коррекционно-образовательной деятельности «Приключения цыпленка Цыпа» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обучение детей приемам сохранения здоровья, стимуляция работоспособности, мышления и речевой активности.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить произношение звука [ц]; развивать фонематическй слух, совершенствовать звуко-слоговой анализ слов. Коррекционно-развивающие задачи: развивать интонационную выразительность речи, мышление, слуховую память, зрительное восприятие, связную речь, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательная задача: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, предметные картинки, пальчиковые куклы «цыплята», тростевые куклы: лошадь, цыпленок, лиса, заяц, медведь, сюжетная картинка «Во дворе».

1. Организационный момент.

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, отгадайте загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. Кто это?» (Цыпленок)
Психогимнастика: Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем - левое. Цыпленок под дождем, цыпленок греется на солнышке.
Послушайте, какая история приключилась однажды с цыпленком Цыпом. Вывела курица своих цыплят во двор погулять, червячков поискать. А цыпленок Цып был самый непослушный, сначала он выглянул из-под ворот, увидел клумбу с цветами (показываю большой цветок: цветотерапия - голубой цвет) и решил пойти понюхать цветы, потом он поиграл в догонялки с кузнечиком, потом долго изучал путь гусеницы и … заблудился.
Появляется кукла цыпленка
Цып: Что же мне делать, как найти дорогу домой.
(Звучит аудиозапись стука копыт лошади ц-ц-ц)
Цып: Ой, вы слышите, что это за странный звук?
Логопед: Дети, как вы думаете, кто это скачет? (Лошадь) Как стучат ее копыта? (Ц-ц-ц)
Сегодня мы с вами будем изучать звук [ц] и поможем Цыпу вернуться домой.

3. Характеристика звука

Произнесите звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.
Логопед: -Какой звук [ц]? Дети: (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой.)

4. Упражнение в произношении с элементами су-джок терапии, развитие моторики, просодических компонентов речи.

Логопед: Лошадка Царица покажет нам путь

а.) Произношение стихотворения
Проговаривание стихотворения с отстукиванием каждого слога пальцами обеих рук поочередно с большого до мизинца (аппликаторные слепки).
Цок-цок-цок!
Ты лошадка, серый бок.
Ты копытцем постучи,
Нас домой скорей домчи.

б.) произношение слогов
скачет весело по камушкам: ца-цо-ца-цо
аккуратно перескакивает через ручейки: ац-оц-уц
тяжело поднимается в гору: цва-цву-цвы

Лошадка: Пройдите от колодца две клеточки вправо и одну вниз. Там под елкой сидит яц-за, он вам дальше дорогу покажет. (Один из детей выполняет ход на листе разлинованном в клеточку)
Логопед: Дети, а кто это яц-за? (Заяц).



5. Произношение звука в словах, развитие фонематических представлений.

Заяц: Подскажу дорогу, если вы мне поможете слова назвать а). Игра «Будь внимательным». - Рассмотрите картинку «Во дворе». Назовите слово со звуком [ц], в котором один слог (два слога, три слога).

(Цепь; яйца, крыльцо, цветы, овца, скворец; лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец.)

Заяц: Пройдите две клеточки вниз и три влево, там возле старой мельницы вас кто-то ждет (Дети отгадывают по первым звукам слово лисица)

6. Развитие слухового внимания и памяти, звуко-слоговой анализ и синтез слова «курица».

Лисица: Ах, какие замечательные дети. Вы хотите со мной поиграть
Игра «Запомни-повтори» с элементами самомассажа
Открывайся, третий глаз
Научи скорее нас. Массажируем точку на переносице
Лучше станет наша память
Вы проверьте это сами. Массажируем точки на висках.
Предлагаются слова цапля, кольцо, ножницы, цветы
Скворец, певец, леденец, молодец
Лисица: Скажите, как зовут маму у цыпленка?
Дети: Курица.
Звуковой анализ слова курица

Логопед:
-Сколько слогов в слове курица? (Три)
-Назовите первый слог. (Ку)
-Сколько в нем звуков, назовите их. (К, у)
Аналогично разбираются слоги «ри» и «ца».
Дети самостоятельно выкладывают схему слова.
Лисица: Молодцы, все правильно сделали. Пройдите четыре клеточки вниз и одну вправо, там на поляне кто-то сидит, леденцы ест.

Логопед: Отгадайте, кто сидит на поляне. В названии этого животного первый звук [мь], последний [а], её детеныши-маленькие медвежата.
Медведица: Правильно отгадали, молодцы. Понюхайте, как пахнут мои цветы.

7. Формирование длительного речевого выдоха, релаксация.

Упражнение «Ах, как пахнет леденец!»

Теперь отдохните на моей полянке, а потом я вам дальше дорогу покажу.
Мышечная релаксация «Волшебный коврик»

Вместе с логопедом дети берутся за края коврика. Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе- опускают коврик вниз, протяжно произносят: «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза.
Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три - отдохни!» Затем дети проходят на коврик, делают круг(солнышко) и ложатся головами в центр круга (звучит спокойная музыка)

Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.

8. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Логопед: Посмотрите, какая красивая бабочка летает над поляной.

Давайте глазками проследим полет бабочки. (Тренажер «Бабочка»)
Дети следят глазами по заданной траектории.

Медведица: Ну, что, ребятки, отдохнули? Послушайте, куда вам дальше идти: пройдите три клеточки вправо и одну вверх, там на окраине села дом, в котором живет цыпленок.
(Один из детей выполняет ход)

Логопед: А вот и дом, в котором живет цыпленок Цып. (Выставляется картинка «Цыплята во дворе») Увидели цыплята Цыпа, обрадовались и зовут с собой играть, сны-небылицы придумывать.

9. Развитие связной речи.

Дети придумывают сон-небылицу о том, что случилось с цыпленком и тем предметом, который нарисован на картинке.

10. Рефлексия.

Логопед: Мы сегодня с вами сделали доброе дело, помогли цыпленку найти дорогу домой. А кто нам помогал и показывал дорогу? (Ответы детей).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида Новооскольского района Белгородской области».
Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с№8:

Тема: Звук «Ц».
Задачи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Формировать умение обобщать слова в группы.
Развивать фонематический слух.
Формировать артикуляционную и мелкую моторику.
Продолжать закреплять звук «Ц» в слогах, словах, фразах,
предложениях и текстах.
Продолжать формировать умение согласовать числительные с
существительными.
Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.
Формировать умение пересказывать текст с опорой на картинки.
Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Оборудование: картинки с изображением цветов; схема артикуляции
звука; картинки с изображением артикуляционной гимнастики; картинка с
изображением яиц, на которых написаны слоги; предметные картинки для
игры «Доскажи словечко»; картинка с изображением пуговиц; опорные
картинки для составления рассказа.
Ход занятия:
Организационный момент.
1.
Логопед: ­ Здравствуй, … имя ребёнка. Перед тобой лежат картинки.
Перечисли, что на них нарисовано. Как, одним словом можно назвать
картинки?
Ребёнок: Цветы.
Логопед: Какой первый звук в слове цветы?
Ребёнок: Звук «Ц».
Логопед: Какой это звук?
Ребёнок: Согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: На занятии мы будем правильно произносить слова со звуком
«Ц». Давай вспомним, что при произношении звука «Ц» кончик языка
находится за верхними зубами, а воздушная струя при этом выходит с
большим напором.
2.
Развитие фонематического слуха.
Основная часть.

Игра «Поймай слова со звуком «Ц».
Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук «Ц».
Сумка и блюдце;
Яйцо и осень;
Цыплёнок и часы;
Индеец и чашка.
Артикуляционная гимнастика.
«Часики».
Ротик свой приоткрой – язычок покажи,
А потом язычком вправо, влево походи.
«Качели».
Широко открой свой ротик – язычок покажи,
А потом язычок вверх подними, а затем вниз опусти.
«Лошадка».
Язычок мой как лошадка.
Вверх его я подниму,
И лошадку покажу.
«Вкусное варенье».
Ротик ты скорей открой – язычок покажи,
И язычком ты губки оближи.
Автоматизация звука «Ц» в слогах.
Ребёнку предлагается несколько нарисованных яиц. Под каждым из них
написаны слоги со звуком «Ц». Ты должен прочитать все слоги и выбрать
только варёные яйца, которые обозначены слогом «ЦА» и раскрась их
карандашом жёлтого цвета.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы ты посчитай ­
И скорей загибай.
Раз, два, три, четыре, пять ­
Пальцы посчитай опять.
Как только начинается счёт, ребёнок загибает по одному пальцу,
начиная с большого пальца.
Автоматизация звука «Ц» в словах.
Игра «Доскажи словечко».
Ребёнку предлагается, опираясь на картинки образовать слова, добавляя
слоги «ЦА» и «ЦЫ», соотнести картинку со словом.
ЦА

Кури……
Пти….
Сини….
Спи…..
ЦЫ
Ножни…..
Молод……
Огур…….
Птен………
Пугови…….
Физкультминутка «Цыплята».
Вышли мы погулять,
Ребёнок выполняет марш на месте.
И цыплят поискать.
Шли, шли двух нашли,
Ходьба на месте.
Влево чуть отошли ещё двух нашли.
Сделать несколько шагов влево.
Вправо чуть отошли одного нашли.
Сделать несколько шагов вправо.
Цыплят нашли и домой пошли.
Ходьба на месте.
Автоматизация звука «Ц» во фразовой речи.
Игра «Цветные пуговицы».
На картинке нарисовано несколько пуговиц, ребёнку предлагается
посчитать пуговицы. Считать нужно так: одна целая пуговица, две целых
пуговицы и так далее. Затем ребёнку предлагается раскрасить пуговицы
цветными карандашами.
Автоматизация звука «Ц» в предложениях.
Игра «Сам составь предложение».
Логопед: Я предлагаю тебе ответить на вопросы, а потом полностью
произнести предложение.
Образец: Чем мы разрезаем бумагу? Ответ ребёнка: Бумагу мы разрезаем
ножницами.
­ Чем мы вытираем лицо и руки?
­ Что мы ставим в воду?
­ Кто выводится из яйца?

Автоматизация звука «Ц» в тексте.
Послушай мой рассказ и с помощью картинок перескажи его.
Цып.
У мамы – курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького
цыплёнка звали Цып. Цып был очень любопытным цыплёнком. Собирая
цветы, Цып увидел колодец, он решил заглянуть в него и чуть не упал в
колодец. Мама ­ курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не
пускала.
3.
­ Какой звук на занятии ты старался произносить правильно?
­ Что тебе запомнилось?
Ты молодец! До следующей встречи!
Заключительная часть.

Ребята, давайте вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Текст: Вот и выпал снег. На лугах завяли последние цветы. Только в теплых теплицах умелые цветоводы выращивают цветы. В природе цветы быстро отцветают, а в цветнике долго будут цвести и радовать глаз своим цветением. Один цветочек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

Какой звук чаще других слышится в тексте?

Положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком «Ц» вы услышите.

Сегодня на занятии мы поговорим о цветах, но при этом будем постоянно следить за правильным произношением звука «Ц».

1). Расслабление для пальчиков.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром волшебным раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землёй корешки.

2) Подготовка к артикуляционной гимнастике.

Последим за посадкой.

Представим себе, что мы находимся в массажном кабинете. Перед нами крем, изготовленный из цветков. Нежно наносим крем на лицо:

    от середины лба к вискам

    от внутренней стороны глаза вокруг век

    постукивание крыльев носа, затем подключаем звук

    от крыльев носа к ушной раковине

    от середины подбородка к

ушным раковинам

    массаж круговой мышцы рта.

    Мимические упражнения.

После массажа любуемся собой.

    удивились

    нахмурились

    возмутились

    обрадовались

    улыбнулись

    Упражнения для нижней челюсти.

Вправо, влево, сделать круговые движения, удержать под счёт.

5)Массаж твёрдого нёба.

6)Активизация мышц мягкого нёба.

    Из некоторых цветов можно готовить целебные растворы, вот приготовили раствор из каланхое, давайте полечим горлышко. Через соломинку наберём раствора, прополоскали горлышко, проглотили.

7)Упражнения на выработку диафрагмального дыхания.

Выдох - пфф

Возврат дыхания

Выдох -пфф

Возврат дыхания.

Упражнение для губ: у-у-у, какая туча (трубочка), улыбка (раскрывается цветок).

Для языка: * массаж губами

    массаж зубами

    удержание языка на нижней губе

    удержание языка за нижними зубами

    кончик языка упереть в нижние зубы, выгорбить переднюю часть спинки, подключить ротовой выдох

Какой звук «Ц» согласный или гласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий?

Почему звук «Ц» согласный?

Почему звук «Ц» глухой?

Почему звук «Ц» твердый?

Какой буквой обозначается звук «Ц» на письме?

Найдите среди других букв букву «Ц».

Текст: Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

А тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.

Соберите цветок из лепестков, четко проговаривая слоги.

Прочитай слоги в следующей последовательности: ац-оц-уц-ыц-иц-ец, аца-оцо-уцу-ыцы-ици-еце, ца-цо-цу-цы-це.

Произнесите слово «цветок», четко проговаривая все звуки.

Сколько слогов в слове «цветок», почему?

Сколько звуков в слове «цветок», назовите их по порядку.

Определите место звука «Ц» в слове «цветок».

Давайте вернемся к нашей картинке и вспомним слова со звуком «Ц», которые вы нашли в начале нашего занятия.

Назовите слова, отвечающие на вопрос - «кто?»,

- «что делать?»,

- «какой?».

Детям предлагается деформированное предложение: цветет, в, цветок, цветнике.

Сколько слов в предложении?

Назовите слова в предложении по порядку.

Составьте графическую запись этого предложения.

Прочитайте предложение по графической записи.

Запишите предложение в тетрадь с проговариванием.

Работа с деформированным текстом:

Цветы радуют нас своим цветением. Цветовод посадил цветы в теплицу. В цветнике цветут цветы зимой и летом.

Вспомните, над каким звуком мы работали на занятии?

Закончите предложение, вставляя слово «цветок» в нужной форме:

В цветнике расцвел …...

В мире лучше нет …….

Очень рады мы …….

Мы несем домой …….

Мы любуемся …….

И поем мы о ……..

Ребята, большое спасибо вам за занятие. Вы сегодня все хорошо работали.

С чего же мы начнем? Что же сделаем самым первым?

Ребята, птицы тоже учат звуки в лесу. Под деревом доска с заданием.

Наши губы, язычок

Все время занимаются.

Знать им нужно как

Звуки получаются!

Сейчас мы и узнаем как же получается звук [Ц]. Возьмите зеркала, произнесите звук [Ц].

Губы открыты или закрыты при произношении звука Ц ?

А зубы открыты или закрыты?

Кончик языка находится вверху или внизу?

А спинка язычка?

Поднесите ладошку ко рту и произнесите звук Ц . Какая воздушная струя: теплая или холодная, длинная или короткая?

А теперь приложите ладошку к шее и произнесите звук Ц . Дрожат или не дрожат голосовые складки?

Ребята, воздушная струя встречает преграду?

Звук [Ц] звонкий или глухой?

Звук [Ц] мягкий или твердый?

Этот звук всегда твердый, у него нет младшего братика мягкого звука.

Ребята, теперь мы знаем, как образуется звук, мы можем его произнести, как скворчата. Вокруг себя повернитесь и в скворчат превратитесь.

Молодцы, скворчата, теперь могу я вас отпустить полетать по лесу, послушать, как другие птицы щебечут. Но будьте осторожны, в лесу много хищников! Если услышите звук [Ц], остановитесь и ни в коем случае не шевелитесь, так вас хищнике и не заметят. Педагог поочередно называет звуки, слоги.

Вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь.

Птицы по лесу летали

И немножечко устали.

Ребята, посмотрите птицы сели на ветви дерева отдохнуть. Давайте осторожно подойдем и посмотрим.

Посмотрите на нижнюю ветку дерева, кто здесь?

СКВОРЕЦ, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КУКУШКА - певчая птица.

ЦАПЛЯ, ГОЛУБЬ, ДЯТЕЛ, ЛАСТОЧКА - хищная птица.

ЖАР-ПТИЦА, ПИНГВИН, ПОПУГАЙ, ФЛАМИНГО - сказочная птица.

СИНИЦА, ДИКИЙ ГУСЬ, ДИКАЯ УТКА, ЛЕБЕДЬ - не перелетная птица, не водоплавающая.

Скворец, цапля, жар-птица, синица - какие разные все птицы. А есть ли у них что-то общее?

Где же теперь птицы будут жить?

Ребята, поможем птичкам заселиться в домик. В первом скворечнике будут жить птицы в названиях которых звук [Ц] в начале и т.д.

Слова: скворец, цапля, синица, жар-птица.

С первым заданием справились! Все узнали о звуке. Теперь второе.

О чем это? Что же мы можем увидеть, написать и прочитать?

Чем же отличается звук и буква?

Сейчас мы познакомимся с буквой! Это буква Ц.

Буква Ц - внизу крючок,

Будто с краником бачок.

Ребята, посмотрите у буквы Ц есть крючок, хвостик.

Из скольки палочек состоит буква Ц?

Все ли палочки одинаковые по длине? (покажите одинаковые, самую длинную, самую короткую).

Как же написать букву Ц? СЛАЙД! Один - средняя палочка, два - длинная палочка, три - средняя, оставляем маленький хвостик, четыре - короткая.

Теперь мы знакомы с буквой Ц, мы можем ее вернуть на место! Педагог разворачивает плакат.

mob_info