Скачать презентацию узники фашистских концлагерей. Презентация "памяти узникам концлагерей" классный час на тему. Испытания этой войной

Международный день освобождения узников концлагерейМОУ «Апастовская средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов» Апастовского района РТ
11 апреля
Международный
день освобождения
узников концлагерей
О несовершеннолетних узниках
фашистских концлагерей
Насибуллина Г.Х.
2012г.

День Памяти

Сегодня во всём мире
отмечается
Международный день
освобождения
узников концлагерей.
Он приурочен к
очередной годовщине
восстания в страшном
концлагере
Бухенвальд
11 апреля 1945 года.

День Памяти

В этот день мы
обязаны помнить об
одной из
малоизвестных
трагедий Великой
Отечественной войны
- трагедии бывших
несовершеннолетних
узников фашистских
концлагерей.

День Памяти

Концлагерь Бухенвальд

День Памяти

В марте 1945 года на территории Бухенвальда (самого
крупного концентрационного лагеря) вспыхивает
вооружённое восстание, организованное
интернациональными силами самих заключённых.
Когда в концлагерь Бухенвальд вошли американские
войска, восставшие уже осуществляли контроль над
лагерем смерти. В значительной степени благодаря этому,
фашисты не успели замести следы своих страшных
преступлений и показания узников дошли до
международного Нюрнбергского трибунала.
11 апреля - день вхождения американских войск на
территорию Бухенвальда - и был принят ООН как дата,
когда планета отмечает «Международный день
освобождения узников фашистских концлагерей».

День Памяти

Освобожденные дети-заключенные Бухенвальда
выходят из главных ворот лагеря в сопровождении
американских солдат

День Памяти

Надпись на воротах всех концлагерей
«Работа делает свободным»

День Памяти

Печи крематория в Бухенвальде

День Памяти

Всего на территориях,
подконтрольных
гитлеровцам, содержалось
в концлагерях,
лагерях смерти, тюрьмах
18 000 000 человек. Из них
более 11 миллионов были
уничтожены. Среди
погибших - 5 млн
граждан СССР.
Каждый пятый узник
был ребёнком

День Памяти

Дахау

День Памяти

Сотни тысяч наших
соотечественников
оказались более чем в 14
тысячах концентрационных
лагерях, тюрьмах, гетто,
разбросанных по всей
Европе
Дети становились
заложниками, донорами,
биологическим сырьем для
преступных «медицинских
экспериментов».

День Памяти

Советские дети-узники 6-го
финского концлагеря в
Петрозаводске. Во время
оккупации Советской Карелии
финнами в Петрозаводске
было создано шесть
концлагерей для содержания
местных русскоязычных
жителей. Лагерь №6
размещался в районе
Перевалочной биржи, в нем
держали 7000 человек.
Фотография сделана после
освобождения
Петрозаводска советскими
войсками 28 июня 1944 года.

День Памяти

Девочка, которая на фотографии
вторая от столба справа -
Клавдия Нюппиева - спустя
много лет опубликовала свои
воспоминания.
«Помню, как люди падали в
обморок от жары в так
называемой бане, а затем их
обливали холодной водой.
Помню дезинфекцию бараков,
после которой шумело в ушах, и у
многих шла носом кровь, и ту
парилку, где с большим
„старанием“ обрабатывали всё
наше тряпьё. Однажды парилка
сгорела, лишив многих людей
последней одежды».

День Памяти учетные карточки детей

День Памяти

Дети показывают лагерные номера

День Памяти

Дети – узники фашистских
концентрационных лагерей

День Памяти

Лагерь в Освенциме (Польша)

День Памяти

Дети – узники Освенцима

День Памяти

Освобожденные узники Бухенвальда

День Памяти рисунки узников концлагерей

Галина Плахова Королёва Не забыть

Галина Плахова Королёва
Не забыть
Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!
Треблинка, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,Побывал, в преисподней, в аду.
Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий Что ни день пожирала людей.
В этом мире - безумном, ничтожном
На кострах распинают и жгут,
И сдирают безжалостно кожу
На перчатки - отлично, "зергут"!
И душа леденела от страха,
Этот ужас вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве можно такое забыть?!
Всё же узники - сильные духом!
И в застенках остались людьми.
Пусть погибшим земля будет пухом,
Тем, кто выжил - поклон до земли!
За отцов, матерей наших, дедов
Крик души против всякого зла!
За нелёгкую нашу Победу
Боль стихами во мне проросла!

Cлайд 1

Cлайд 2

«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Я не хочу, чтобы были забыты товарищи, которые погибли честно, мужественно защищаясь, сражаясь на воле или в тюрьме. Я не хочу также, чтобы позабыли тех из оставшихся в живых, кто столь же честно и мужественно помогал нам в самые тяжелые часы. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобно изваянию, высеченному из камня». (Юлиус Фучик)

Cлайд 3

К концу войны, в 1945 году на территории одной только Германии насчитывалось более 80 концлагерей, в которых содержалось 850 тыс. узников. А сколько лагерей выстроили гитлеровцы в завоеванных им странах – Польше, Австрии, Чехословакии, Югославии, Белоруссии, Украины… Оторванных от Родины, от родных и близких, узников фашисты использовали на непосильных работах – в шахтах, каменоломнях, на рытье тоннелей. Заключенные гибли от истощения, от нечеловеческих условий труда и содержания.

Cлайд 4

Cлайд 5

На оккупированной фашистами территории Белоруссии было создано более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей. Огромные массы населения стали узниками фашистских концлагерей. Ряды колючей проволоки, сторожевые вышки, специально выдрессированные собаки олицетворяли фашистский «новый порядок». По далеко не полным данным в лагерях смерти на территории Белоруссии нацисты уничтожили свыше 1400000 человек.

Cлайд 6

Карта массового уничтожения населения Белоруссии немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны (1941-1944гг.):

Cлайд 7

ОЗАРИЧИ, Калинковичский р-н Одна из трагических страниц истории белорусского народа - испытания, выпавшие на долю узников Озаричского лагеря. В марте 1944г. в соответствии с приказами и распоряжениями командующего 9-й армией генерала Иозефа Харце, командира 56-го танкового корпуса генерала Фридриха Госсбаха и командира 35-й пехотной дивизии генерала Георга Рихерта у переднего края немецкой обороны были созданы три лагеря.

Cлайд 8

Один из них находился на болоте у поселка Дерть, второй - в двух километрах северо-западнее местечка Озаричи, третий - в двух километрах западнее деревни Подосинник в болоте. В конце февраля - начале марта 1944 года гитлеровцы согнали сюда более 50 тысяч нетрудоспособных граждан Гомельской, Могилевской, Полесской областей Беларуси, а также Смоленской и Орловской областей России. Эти три лагеря получили название «Озаричского лагеря смерти».

Cлайд 9

Cлайд 10

Лагеря представляли собой ничем не оборудованные редколесные заболоченные территории, обнесенные колючей проволокой. Подходы минировались, вокруг стояли пулеметные вышки. Люди размещались на земле. Какие-либо постройки отсутствовали, элементарных приспособлений для жилья не было. Строить шалаши, разводить костры категорически запрещалось. В лагерях людей ничем не кормили, не давали питьевой воды. Узники не получали никакой медицинской помощи. Напротив, в лагеря из близлежащих населенных пунктов свозились больные сыпным тифом. Их перебрасывали на территорию лагеря. Каждый день, а тем более ночь уносили сотни человеческих жизней. С изуверской жестокостью уничтожали детей, в числе узников их было больше половины. Они гибли первыми. Умершие оставались незахороненными

Cлайд 11

18-19 марта 1944 года войска 65-й армии 1-го Белорусского фронта освободили из Озаричских лагерей 33480 человек, из них 15960 детей в возрасте до 13 лет. Подобный лагерь был создан в июне 1944 года на восточном берегу Днепра, в нем находились свыше 3000 человек мирных жителей, согнанных из Могилева и близлежащих населенных пунктов. Такого типа лагерь смерти был создан юго-восточнее Витебска, из которого воинами 3-го Белорусского фронта были освобождены около 8 тысяч мирных жителей. Создавая концлагеря у переднего края обороны, фашисты преследовали несколько целей. Они выбирали такие места, где не надеялись удержать свои позиции, используя лагеря в качестве заслона при наступлении Красной армии, заразив узников лагерей сыпным тифом преследовали цель распространить эпидемию в передовых частях Красной Армии и сорвать ее дальнейшее наступление.

«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля...Потом начинается марш... Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая, вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам - и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов - все нагие. Они медленно все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. «Наполнить до отказа!»-командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми зимой.. Включают подачу газа... Но дизель не действует. Проходит 50 минут... 70 минут... А люди в камере стоят. Слышен их плач… Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы - это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы-им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи-они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии…»

Колючая проволока концлагерей перечеркнула детство тысяч детей. Вместо конфет - блины из гнилой картошки и мерзлые клубни. Вместо беззаботности детских лет - постоянный, леденящий сердце ужас при появлении фашистских надзирателей. Каждое утро после команды «Подъем!» на нарах оставалось лежать несколько исхудавших детских тел.
Выживал только один из десяти малышей.

Мы знаем, мы помним, мы чтим память погибших от рук палачей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Одаренные великим духом 11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

Колючая проволока концлагерей перечеркнула детство тысяч детей. Вместо конфет - блины из гнилой картошки и мерзлые клубни. Вместо беззаботности детских лет - постоянный, леденящий сердце ужас при появлении фашистских надзирателей. Каждое утро после команды «Подъем!» на нарах оставалось лежать несколько исхудавших детских тел. Выживал только один из десяти малышей.

Мемориальный комплекс памяти детей - жертв фашизма Саласпилс

… Из бани загоняли в зал, где они ожидали своей очереди. В двух комнатах была оборудована лаборатория. Ребенка сажали на стул, а ручонку просовывали в отверстие в перегородке. За ней вампиры и делали свое черное дело, выкачивали святую детскую кровь до последней капли. Умерших ребятишек потом увозили и сжигали на огромном костре в форме свастики.

Три тысячи литров крови «дал» фашистской Германии латышский концлагерь Саласпилс.

Из Акта об истреблении немецко-фашистскими захватчиками на территории Латвийской ССР 35 000 советских детей: «Только в марте 1943 года сразу пригнали 20 тысяч советских граждан с детьми. Эсэсовцы сразу же отбирали детей у родителей. Происходили ужасные сцены. Матери детей не отдавали, немцы и латышские полицейские буквально вырывали детей из рук... Грудных младенцев и детей до 5 лет помещали в отдельный барак, где они умирали в массовом порядке. Только за один год таким образом погибло более 3000 детей.

От Великой Отечественной войны нас отделяет десятилетия. Но не подлежат забвению ее события. Тяжкое наследие войны не дает нам право забыть о погибших на поле брани и в гитлеровских застенках. И свята память о детях, которые прошли через фашисткий ад.

Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда… Помните!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное мероприятие, посвященное Международному женскому дню 8 Марта для учащихся 8-12 кл. "Самая обаятельная и привлекательная"

Общешкольное мероприятие...

"Об этом нельзя забывать». Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей).

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в...

Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. … этот маленький ад, обнесённый колючей проволокой…

Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельз...

Слайд 2

История

  • Накануне нацисты, заметая следы своих страшных преступлений, приняли решение о физическом истреблении всех заключенных. Через двое суток сюда добрались находившиеся поблизости американские войска. Позже показания узников о злодеяниях гитлеровцев дошли до международного Нюрнбергского трибунала.
  • 65 лет назад, 11 апреля 1945 года над Бухенвальдом взметнулось красное знамя. Узники концлагеря в этот день обезоружили и захватили в плен более 800 эсэсовцев и солдат охраны. Восстание спасло их от верной гибели.
  • Слайд 3

    Концлагеря

    • Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей.
    • По признанию самих эсэсовцев, продолжительность жизни заключенного в лагере составляла менее года. За этот срок каждый узник приносил нацистам полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли.
    • В них совершались чудовищные преступления. Нацисты сжигали людей в печах крематориев, травили в газовых камерах, пытали, морили голодом и при этом заставляли трудиться до полного изнеможения.
  • Слайд 4

    Лагеря смерти

    За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли более 20 млн человек из 30 стран мира. 12 млн не дожили до освобождения.

    Слайд 5

    Слёзы - это увеличительные стёкла

    • Там в море садов и счастливых лет
    • Мама произвела меня на свет,
    • Чтобы я плакал.
  • Слайд 6

    Фридл Диккер-Брандейсова была художницей

    В концлагере Терезин она стала учителем рисования. В каталоге «Рисунки детей концлагеря Терезин» сказано, что Фридл «создала педагогическую систему душевной реабилитации детей посредством рисования».

    Слайд 7

    В слайдах использованы рисунки детей из концлагеря Терезин

    С уцелевшими в Терезине детьми в 1944 г. Фридл была депортирована в Освенцим. То, что она вложила в детей, погибло вместе с ними в душегубке.

    Слайд 8

    Когда роза расцветет, мальчика уже не будет.

    Маленький садик,
    Розы благоухают.
    Узенькая тропинка,
    Мальчик по ней гуляет
    Маленький мальчик похож
    На нерасцветшую розу,
    Когда роза расцветет,
    Мальчика уже не будет.

    Слайд 9

    Гануш Гахенбург

    Стать учителем в мире, обреченном на гибель, - страшная участь. Фридл была с детьми, не покинула их до последнего мгновения.

    Я был ребенком,
    С тех пор прошло три года.
    Ребенок тот мечтал о сказочных мирах.
    Теперь я не ребенок,
    Я видел смерть в глазах...
    Это стихи Гануша Гахенбурга. Он погиб в Освенциме пятнадцатилетним.

    Слайд 10

    Есть черта, которую не переступить воображению. Мы не можем воссоздать реальную картину: маленькая, коротко остриженная Фридл со своими ученицами, теперь тоже остриженными, идет в газовую камеру. У душегубки мы застываем. Свидетелей нет.

    Слайд 11

    Нам дан страшный урок. Мы не можем, не имеем права жить так, как жили до него. Вопрос «За что?» - риторический. На него нет ответа. Но коли получен в наследство такой опыт, его надо осмыслить.
    Это - запредельное, хотя случилось в пределах исторического времени с миллионами.

    Слайд 12

    Фридл Диккер-Брандейсова

    Зачем Фридл в голоде, холоде, страхе обучала детей приемам композиции, изобретала для них постановки из скудной барачной утвари, знакомила их с законами цветовой преференции и после каждого урока раскладывала подписанные детьми работы по папкам? Зачем, спрашивается, это было ей нужно, когда транспорты смерти, один за другим, увозили детей «на Восток» - в Освенцим?

    Слайд 13

    Фридл Диккер-Брандейсова

    На желтых бланках концлагеря, где расписание работы терезинской бани соседствует с указами по режиму, растут цветы, порхают бабочки, улыбается мама, но и лежат убитые, смотрят голодные глаза в пустые миски - судьбы тысяч детей. Благодаря Фридл они стали и нашими судьбами.

  • mob_info