Вводные занятия по обучению грамоте. Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие. Рыба плавает. Солнце светит. Ветер свищет

Надие Тейфукова

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «В поисках Азбуки » .

(открытое итоговое занятие )

Цель : Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте .

Задачи :

Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;

Закрепить умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;

Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов ;

Закрепить умения делить слова на слоги;

Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;

Уточнять понятия «звук» и «буква» ;

Развивать внимание, память, мышление;

Закрепить умение работать у доски;

Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.

Материал для занятия :

конверты с заданиями, два ключа : один разделен на три части, другой -целый, книга «Азбука » , доска, сюжетные картинки, предметные картинки, фишки красного,зеленого и синего цветов, мяч, разрезные слоги, буквы, нарисованная дверь.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Приветствие друг друга :

Придумано кем-то,

Просто и мудро,

При встрече здороваться,

Доброе утро солнце и птицы,

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель : Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я научился читать и хотел вам послать азбуку , чтобы вы тоже научились читать перед школой. Но теперь эту её похитил Карабас - Барабас. Он спрятал её в комнате и запер дверь на ключ. А ключ заколдовал. Его вы можете расколдовать, если справитесь со всеми заданиями, которые он для вас приготовил».

В конверте лежат и задания от Карабаса - Барабаса. Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?

Мы с вами отправимся в волшебную страну Грамматика . Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и умения, закроем глаза, и повторим все вместе :

«Раз, два, три, в страну Грамматика нас веди

Мы оказались с вами в необычном месте, где повсюду ждут коварство и хитрости злого Карабаса- Карабаса, давайте произнесем наш девиз, чтобы мы с легкостью выполнили все задания :

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Выполним обязательно,

Все задания Карабаса.

Садятся на стулья.

У нас три конверта с заданиями. А какой конверт мы откроем сначала?

Конверт №1 «Предложение»

1 задание. Что такое предложение? Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

1. Юркий воробей собирать крошки.

2. Черный скворец поселиться в скворечнике.

3. Машина взял мальчик.

4. Дети участок гуляют весной на.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения) .

2 задание. Составление рассказа по картинкам (сюжетные картинки) .

Возьмите картинки на столе, выложите их по порядку, в правильной последовательности,и затем по ним составьте небольшой рассказ.

Молодцы! С заданием из первого конверта вы справились

Достаю из конверта часть изображения, и выставляю его на мольберт.

А какой конверт мы откроем следующий. Второе задание от Карабаса - Барабаса сложнее. Надо постараться, чтобы выполнить его.

Конверт №2 «Слово»

3 задание.

Вы знаете уже много слов. Назови какие слова ты знаешь :

1. Как можно одним словом назвать следующие слова

Мячик,кукла,кубики,зайчик,машинка (игрушки)

Дуб,береза,ясень,осина,бук (деревья)

Лось,олень,кабан,лиса,волк (дикие животные)

Корова,овца,коза,лошадь,свинья (домашние животные)

Тарелка,чашка,бокал,кастрюля,блюдце (посуда)

2. Какой посуда может быть,по материалу,из чего она сделана? (глиняная,металлическая,стеклянная,фарфоровая) .

3. Подберите слова, противоположные по смыслу : длинный,светлый,быстрый,говорить,смеяться,громко,много,легко.

Воспитатель :А теперь поиграем в игру «Назови правильно детеныша животного» : У свиньи…у коровы…у белки…у лося…у волка…и т. д.

4. Согласование числительных с существительными

(берем мяч) .

Ребята давайте посчитаем –

Один утюг, два утюга, пять утюгов.

Одно полотенце, два полотенца, пять полотенец.

Один пылесос, два пылесоса, пять пылесосов.

Одна кровать, две кровати, пять кроватей.

Один топор, два топора, пять топоров.

Одна кисть, две кисти, пять кистей.

Одна гитара, две гитары, пять гитар.

Один петух, два петуха, пять петухов.

Физкультминутка :

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Потянуться, опуститься,

И на место тихо сесть.

5. Ребята, а теперь вам необходимо составить слова, сложив слоги. Какие слова у вас получились? А затем расставить картинки, соответственно получившимся словам. Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились! Достаю вторую часть ключа и выставляю на мольберт.

Конверт №3 «Звук и буква» .

А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовил коварный Карабас. Игра «Телевизор» .Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете,и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось :

1. А-а-а мама моет малыша. (звук А)

2. Зо-зо-зо – Зое повезло (звук З)

3. Ба – ба - ба – на избе была труба. (звук Б)

Бу – бу – бу - побелили мы трубу.

4. Пароход гудит трубой, (звук У)

Издаёт он звук какой?

Угадать вам помогу,

Загудит он громко :

«У-У-У!»

5. «У меня прекрасный слух!» - (звук К)

Кукарекает петух.

«Ко-ко-ко!» - наседка вторит –

«Станешь ты артистом вскоре!»

«Ко-ко-ко!»

6. Анечка упала на пол, (звук А)

Кот ладошку расцарапал,

И не ладится игра,

Аня громко плачет : А-А-А!

Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА .

А теперь, сделаем звукобуквенный анализ слова. В первую очередь, на какие две группы делятся все звуки ? Какие бывают согласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, каким твердые и мягкие согласные. Как мы проверяем звонкий звук или глухой? Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!

А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»

Когда я называю гласную вы поднимаете руки вверх, когда согласную- вниз, когда слово- обнимаете себя, когда непонятный звук – хлопаете. А сейчас я буду вас путать, будьте внимательны!

Нам сейчас предстоит сложное задание,в котором должны трудиться наши глазки, поэтому мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз :

В нашем садике,как в сказке (моргают глазками)

Все ребята лечат глазки.

На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)

А волшебные очки,очень озорные!

Через них,смотря вокруг, (круговые движения)

Узнаешь,что это жук!

А вот сороконожка,гуляет по дорожке!

Там бабочка порхает, (посмотреть налево)

Цветочек расцветает, (посмотреть направо)

Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)

Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)

Нам нужно разгадать ребус, какие буквы вы там видите? Если увидели, подходим и показываем!

Ребята, вы справились со всеми заданиями (выкладываю последнюю часть ключа) . И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (золотой ключик) . Правильно мы его расколдовали.

А что можно открыть золотым ключиком? (дверь) . Я, кажется, знаю, где эта дверь находится. В конверте я нашла схему, по которой мы можем найти дверь комнаты, где спрятана книга (смотрим схему и идём) .

Я буду открывать ключом, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.

Пальчиковая гимнастика «Замок» .

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог.

Повертели, покрутили,

Потянули и открыли.

Подходим с детьми к нарисованной двери, открываем ключиком дверь, находим книгу. Мы со всеми заданиями справились, нашли нашу азбуку , нужно произнести волшебные слова,чтобы снова оказаться в нашем родном садике :

«Раз,два,три, в группу нашу нас веди

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку ? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?

Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем,что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие! Хором говорим : «Спасибо!» Занятие закончено .


















Продолжать знакомить детей со словом, упражнять в умении выделять слово, как самостоятельную смысловую единицу из потока слов.

Знакомить с составляющим строением слова, учить умению делать разделение слов на слоги, работать с составными схемами слов.

Формировать навыки проведения звукового анализа слов, пользуясь соответствующими карточками — фишками.

Развивать умение ориентироваться в составляющей структуре слов. Упражнять в умении подбирать слова с заданным составом.

Учить дошкольников выделять предложения из потока речи, определять количество слов в предложении, их место (первое, второе, третье).

Продолжать учить составлять предложения по сюжетным рисункам и графическими схемами (из двух, трех слов). Активизировать умение строить предложения разного типа (повествовательные, восклицательные, вопросительные)

Формировать представление о том, что звуки мы слышим и произносим, ​​буквы видим, читаем, пишем. Учить различать на слух звуки, выделять их, определять, на каком месте находится соответствующий звук в слове.

Закреплять умение детей выделять начальный звук в слове. Различать гласные и согласные звуки, правильно показать схематический образ звука, определять твердые и мягкие согласные звуки в слове.

Совершенствовать артикуляцию звуков, дифференциацию сходных по звучанию звуков.

Зрительную память, рассуждение, внимание, мышление воображение, интерес к обучению грамоте.

Способствовать развитию культуры общения: умение слушать других детей, отвечать, спокойно дополнять ответы.

Развивать бережное отношение к глазам как к органу зрения.

Развивать способность эмоционально отзываться на ситуацию

Воспитывать у детей активную жизненную позицию.

Материал: компьютер, проектор, мультфильм «Баба — Яга и потерянные буквы», компьютер, проектор, дидактические игры: «Составь предложение», «Кто в домике живет», «Кто внимательный», «Какое слово спряталось?», «Не ошибись»; набор цифр, красные и зеленые фишки, корзина.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Воспитатель:

Вот и пришла опять зима

Наступили холода.

С неба падают снежинки

И на речке снова льдинки.

Рады, рады, что зима

Снова в гости к нам пришла.

Упражнение «Микрофон»

Нравится ли вам зима? Чем нравится? (Если нет, то чем не нравится).

Воспитатель. Надо о зиме нам рассказать.

Предложение будем с вами составлять.

Скажите, а что такое предложение? (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой) Да дети, — это несколько слов, которые дружат между собой. Скажите, что означает каждая полоска на схеме? Как пишем первое слово в предложении? Что ставим мы в конце предложения? Посмотрите на схему предложения, сколько здесь слов?

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Воспитатель. Придумайте предложения по этой схеме. А так как сейчас на улице зима, пусть оно будет тематическим, о зиме. И помогут в этом наши подсказки.

______ ______ ______.

______ ______ ______ ______.

А если я в конце предложения поставлю знак вопроса, каким станет предложение? (Вопросительным).

Произнесите предложение так, чтобы они стали вопросительными? (3-4 варианта ответа).

А если я поставлю в конце предложения восклицательный знак, каким станет предложение? (Знак)

Давайте посмотрим, что нам приготовила наша старая знакомая

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Зрительная гимнастика для глаз

Отдохнуть нам есть причина —

Отдых мы даем глазам!

Плотно глаза мы закрыли —

это один, два, три, четыре.

Шире глаза раскрываем,

Вдали что-то разглядываем

Опять глаза мы закрыли —

это один, два, три, четыре.

Затем шире раскрываем,

Вдали что-то разглядываем

Рассмотрели вдали,

Отдохнули глаза? Нет.

Вправо, влево посмотрели,

Чтобы глаза лучше отдохнули.

Затем глаза вращаем

Головой не качаем

Влево раз, два, три, четыре.

Вправо столько же повторили.

Посмотри на кончик носа,

Затем посмотри вдаль,

Глянь на соседа искоса.

Вправо, влево! Ну же! Ну!

Пальчики вы разотрите

И к глазам их приложите.

И слегка проведите

И занятия вновь начните!

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Я думаю, ежик без нас не справится с задачей, поможем ежику.

Дидактическое упражнение «Заколдованные слова»

(По первым буквам картинок дети составляют слово)

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Очень жаль буквы, что же с ними могло случиться (предположение детей)

Что мы можем сделать.

Дидактическая игра «Спасем букву»

Воспитатель. В словах живут (буквы, а в буквах (звуки) Но прежде, чем мы начнем спасать букву, давайте вспомним, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и говорим)

Какие бывают звуки? (Гласные, согласные, а звуки гласные, твердые и мягкие)

Звуки называются гласными почему? (Гласные звуки мы поем, воздух проходит свободно, не встречая препятствий.)

Звуки называются согласными почему? (Согласные звуки не поются, мешают зубы, губы и язык. А согласные звуки еще бывают — твердые и мягкие, звонкие и глухие) Я буду называть слова, а вы с помощью карточек определять, с какого звука они начинаются.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.

Воспитатель. Клен, ива, антенна, молоко, оса, картофель, жук, арбуз, указка, игла, хвост, чай, ужин, экскаватор.

Дидактическая игра «Кто самый внимательный»

Воспитатель. Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую карточку вы покажете? Если я назову согласный звук?

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Звуковой анализ слов

Воспитатель. Фишки вы скорее берите и отгадку подскажите.

Имеет усы, пышный хвост и странную привычку:

Сначала хорошо он поест, потом умоет лицо.

Дети составляют звуковую модель слова-Кот.

Бывает облачком она, пушинкой бывает

Бывает как стекло хрупка и твердая —

Обычная скажите …. Вода

Зрелые вишни в саду и ягоды в лесу,

Теплые дни, красочные цветы,

Дарило щедрое … Лето

Дети составляют звуковую модель слова.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Что надо делать мышатам, чтобы вырасти и стать сильными?

Давайте мы им покажем какие упражнения надо делать.

Физкультминутка «Буквы»

В старом дереве дупло.

Это домик буквы о.

(Дети делают круговые движения руками.)

Рядом с ней на суку

Примостилась буква У.

(Садятся на корточки.)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А.

(Бегут на месте.)

Прилетела буква Я

На спине у воробья.

(Машут руками, как крыльями.)

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнуть,

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Чтобы нам буквы найти, надо выполнить задание

Упражнение «Подбери слово к схеме»

Воспитатель. Как же мышка справится без нас она же совсем маленькая.

Дидактическое упражнение «Какое слово спряталось?»

Ма — малина, мама, машина, Маша, мандарин, и т.д.

Воспитатель. А вот и домик бабушки

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Дидактическое упражнение «Молчание»

Воспитатель.

В молчанку станем играть,

Карточки с цифрами берите,

На слоги слова делите.

Воспитатель называет слово, а дети показывают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Дидактическая игра «Кто в домике живет»

Дети раскладывают картинки по домикам с номерами в зависимости от количества слогов в слове.

Просмотр мультфильма (с минуты по минуту)

Воспитатель. Это мы хорошо умеем — помочь сумеем.

Дидактическое упражнение «Закончи слово»

Но-но-но — светит солнце в … .окно

Са-са-са-са — вот посмотри летит … оса

Ма-ма-ма — идет холодная … зима.

Ло-ло-ло — снегом землю..замело.

Ля-ля-ля стала белой … земля.

Ас-ас-ас — пришла зима в … нас,

Са-са-са которая кругом … красота!

Ас-ас-ас — падает снежок на … нас,

Си-си-си- заморозили … носы.

Физминутка

Уже пришла к нам зима, (хлопают)

Прохладные дуют ветры («дуют» руками на себя)

Снег метет, метет, метет, (махи руками)

Все вокруг замело, (кружаться вокруг себя)

Много снега во дворе, (поднимают руки вверх)

Начинаем веселую игру. (Имитируют лепка снежки)

Просмотр мультфильма с минуты по минуту

Итог. Рефлексия

Воспитатель. Дети, понравилось ли вам наше приключение Если понравилось возьмите зеленую фишку, если что-то было не так-красную и положите в корзину (дети говорят, чем понравилось, или не понравилось занятие, какая задача была легкой, а какая сложной по их мнению.)

Программные задачи: закрепить представления детей о некоторых гласных и согласных буквах; ; способствовать освоению правильной позы для письма; развивать умения дифференцировать на слух и в произношении близкие в акустическом и артикуляционном отношении согласные звуки, понимать отношения между словами (антонимия), интерес к звучащему слову, мышление, речь, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности, нравственные качества (настойчивость в достижении цели, эмпатию).

Материал и оборудование: карточки с изображениями: трубы, ведра, ключей, рогов, петуха, шкафа, совы, стрекозы, снегирей, карандаша, ершей, скворцов, букв (Ф, Т, О, Г, С, Ж); карточки, с одной стороны которых изображение буквы, а с другой - цифры, 2 письма, воздушный шар, 4 конверта, игрушечный медведь, мольберт, заводной поезд, книга, изображение Золушки из 4-х частей, муляж дерева, игрушечная птичка, «волшебная» палочка, пособие «Моё настроение», костюм Золушки для взрослого, аудиозапись таинственной музыки, по количеству детей: 2 карточки (с изображением радостного и грустного лица), листы бумаги с узорами из точек, ручки.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, нам пришло письмо (показывает). Давайте узнаем, от кого оно (открывает письмо и читает).

«Здравствуйте, ребята! Через несколько дней во дворце состоится бал. Никогда мне ещё не приходилось бывать на балу, но я очень мечтаю туда попасть. Я много раз представляла, как буду танцевать в красивом платье с принцем… Помогите мне, пожалуйста!»

Ребята, мы же никогда никого не оставляли в беде. Поможем? (Да.) Только, кто же написал это письмо, кому нужна наша помощь? Чтобы узнать это, необходимо выполнить задания. Приступим!

Задание «Чистоговорки»

На столе лежат карточки с изображениями: трубы, ведра, ключей, рогов, петуха, шкафа, совы, стрекозы, снегирей, карандаша, ершей, скворцов. Воспитатель произносит начало чистоговорки, а дети, глядя на карточки, выбирают подходящую, называют её, а затем проговаривают чистоговорку полностью.

Па-ба-ба - у Пети есть… (труба).

Ро-ро-ро - на полу… (ведро).

Чи-чи-чи - звенят мои… (ключи).

Ка-га-га - у козы… (рога).

Ха-ха-ха - не поймать нам… (петуха).

Аф-аф-аф - мы поставим в угол… (шкаф).

Фу-ву-ву - в лесу видели… (сову).

Су-зу-зу - мы поймали… (стрекозу).

Ри-ри-ри - на ветках… (снегири).

Аш-аш-аш - у Саши… (карандаш).

Жи-ши-ши - в реке живут… (ерши).

Цы-цы-цы - летят на юг… (скворцы).

Затем воспитатель обращает внимание на появившийся у двери воздушный шар, к нитке которого привязан конверт. В нём - часть изображения.

В. Ну, а теперь пришёл черёд

Сыграть в игру, где всё наоборот.

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово и просит детей подобрать к нему слово противоположного значения.

Чёрный - белый.

Высоко - низко.

Опускать - поднимать.

Хороший - плохой.

Плакать - смеяться.

Левый - правый.

Открывать - закрывать.

Потерять - найти.

Начало - конец.

В. С этим заданием вы тоже справились, молодцы! (Обращает внимание на конверт в лапах игрушечного медведя.) Вот ещё один конверт.

Игра «Узнай и покажи»

Воспитатель загадывает букву:

— Какая буква стоит подбоченясь? (Буква Ф.)

— Какая буква пугалом в огороде торчит? (Буква Т.)

— Какая буква похожа на бублик? (Буква О.)

— Какая буква подъёмным краном «работает»? (Буква Г.)

— Какая буква умеет свистеть? (Буква С.)

— Какая буква жужжит? (Буква Ж.)

После отгадывания буквы демонстрирует карточку с её изображением. Дети показывают её по одному и в парах.

В. Вы справились с непростым заданием. (Въезжает заводной поезд, в вагончике которого - конверт.) Вот ещё конверт. Разгадка близка, осталось совсем немного.

Задание «Буквы, по местам

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки, с одной стороны которых изображение букв, а с другой - цифр. Нужно расположить буквы по порядку, который подскажут цифры на обратной стороне карточки, и прочесть слово.

3 1 2
К Л У
ЛУК
2 3 1
О С Н
НОС

В. Ещё одно задание позади. Молодцы! А вот и конверт (достаёт его из книги).

Физкультминутка

В. Теперь у нас все части изображения, соберём их и узнаем, кто прислал нам письмо. (Дети складывают изображение Золушки.)

Входит Золушка.

Золушка. Дорогие ребята! Вы догадались, кто я? (Золушка.) Верно. Мачеха с сёстрами уехали на бал. Ах, как же мне хочется хоть одним глазком посмотреть на дворец и принца… Вы поможете мне попасть на бал?

В. Ребята, вы хотите, чтобы мечта Золушки сбылась? (Да.) Тогда выполним последнее задание. Но сначала сделаем разминку.

Пальчиковая гимнастика «Слова»

Раз и два, раз и два! -

Сложим мы из букв слова.

(Сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)

«Солнце» - слово лучистое,

(Раздвинуть пальцы рук в стороны.)

«Лев» - слово пушистое.

(Соединить большой, средний и безымянный пальцы, слегка приподнять согнутые указательный палец и мизинец.)

«Носорог» - слово рогатое,

(Выпрямить указательный палец, остальные пальцы согнуть.)

А «зебра» - слово полосатое.

(Соединить подушечки пальцев, округлив свод кисти.)

Упражнение «Обведи»

Воспитатель следит за качеством выполнения задания: умением правильно держать ручку, контролировать силу нажима при письме, не переворачивать лист во время работы, и напоминает, чтобы дети следили за осанкой.

После выполнения задания звучит таинственная музыка, воспитатель взмахивает «волшебной» палочкой, произнося слова:

Би-би-ди, бо-би-ди-бам -

Спеши, Золушка, на бал!

Золушка уходит, а педагог обращает внимание на муляж дерева, на котором сидит игрушечная птичка с письмом. Педагог открывает конверт и читает: «Наконец, сбылась моя мечта - я на балу! Огромное вам спасибо, друзья! Золушка».

В. Ребята, вы сегодня потрудились на славу! Я горжусь вами! Теперь возьмите карточку, которая соответствует вашему настроению в данный момент, и положите её в нужный кармашек.

Воспитатель передаёт каждому ребёнку по 2 карточки (с изображением радостного и грустного лица). Если ребёнку занятие понравилось и настроение у него хорошее, то он кладёт соответствующую карточку в кармашек с изображением весёлого человечка, а если не понравилось и настроение плохое, то карточку с грустным лицом в кармашек с грустным человечком.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет подготовила Е. Томашева

За основу взят материал учителя начальных классов Пановой Н.Ю. МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи

Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.

Развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание; мелкую моторику.

Закреплять знания детей о звуках и буквах, навык чтения по слогам; умение делить слова на слоги, определять местонахождение звука в слове.

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

Предупредить переутомление детей на занятии.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, текст письма в конверте, карточки с заданием «Узнавай-ка», карандаши, воздушные шарики.

Ход занятия

На зкране заставка «Путешествие в Буквоград» (слайд № 1)

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Это тепло добрых рук и добрых сердец. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя проговорим:
“Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?

Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами.

Прежде чем начать занятие, я хочу вам кое-что рассказать. Сегодня на адрес нашего детского сада пришло необычное письмо.(слайд № 2)

Смотрите, вот оно, на конверте написано, что пришло письмо из сказочного города Буквограда для детей подготовительной группы, то есть для вас! Прочитаем письмо?(Педагог открывает конверт, достает письмо, читает его)

Текст письма:

Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители сказочного города Буквограда. Мы узнали, что вы ходите в подготовительную к школе группу и выучили все буквы. Вы такие умные, молодцы! Поэтому мы хотим пригласить вас в гости в наш волшебный город. Жители Буквограда приготовили для вас интересные игры и увлекательные приключения. С нетерпеньем ждем вас, приезжайте поскорее.

Жители Буквограда

Ну что, отправимся сегодня в гости в сказочный город Буквоград?

А кто же живет в Буквограде?

Прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения в гостях.

А на чем мы поедем? (дети предлагают варианты)

(слайд № 3)

Ой, смотрите, а вот и поезд, давайте поедем на нем!

Мы хотим отправиться в волшебную страну, поэтому и поезд у нас тоже непростой, а волшебный.

Ребята, чтобы поезд смог тронуться мы должны ответить на вопросы:

1Какие бывают звуки?

2)Чем гласные звуки отличаются от согласных?

3)Какими бывают согласные звуки?

4)Какие звуки всегда бывают только твёрдыми?(ж, ш, ц)

5) Какие звуки всегда бывают только мягкими? (й, ч,щ)

6)Чем отличаются буквы от звуков?

7) Сколько всего гласных букв?

8)Какие буквы не имеют звука?

Мы можем отправляться в Буквоград!

(Звучит гудок поезда и стук колёс)

Закрываем глаза и под звуки движущегося поезда представляем, как мы едем, проезжаем города и села.

(слайд № 4)

Открываем глаза: мы в Буквограде! Давайте прогуляемся по улицам этого чудесного города!

(слайд № 5)

Ой, смотрите, мы попали на улицу, которая называется… (дети читают) («Угадай-ка»,). Жители Буквограда предлагают нам отгадать загадки.(слайды № 6-11)

Дети отгадывают загадки.

Молодцы! Продолжаем наше путешествие. (слайд № 12)

Мы с вами оказались на следующей улице. Прочитайте и скажите её название. («Сочиняй-ка») Это очень интересная улица, здесь любят гулять буквы и образовывать слоги. Они приглашают нас с ними поиграть. Давайте посмотрим, какие слоги гуляют сейчас по улице и придумаем слова, начинающиеся на эти слоги.

(слайд №13)

Смотрите, ребята, мы пришли на улицу… (дети читают) («Путешествий»)

А вот и наш поезд. Буквы тоже хотят прокатиться на нашем поезде. Мы должны рассадить их по вагонам. Сейчас слева от паровозика будут появляться буквы. Что обозначают буквы? Я буду называть слова со звуком, который обозначается этой буквой. Вы будете внимательно слушать слова. Если звук, который обозначается этой буквой, находится в начале слова, то букву мы сажаем в первый вагон, если в середине – во второй вагон, в конце слова – в третий вагон. Договорились?

Слова:

К-кот М-компот И- кит

П- гриб Т- рот

А-аист

Молодцы, ребятки, все буквы правильно рассадили по вагончикам и мы можем двигаться дальше.

(слайд № 14)

Смотрите, ребята, мы попали на улицу «Заблудившихся букв». Мне кажется, здесь произошла беда: буквы в словах заблудились и не могут найти свое место. Давайте поможем им?

Дети выполняют задание. (слайды № 15-19)

Жители этой улицы благодарят вас за помощь и предлагают немного с ними потанцевать. (слайд №20) Звучит музыка «Зверобика»- дети танцуют.

Молодцы! Мы идем на следующую улицу.

(слайд № 21)

Смотрите, ребята, куда мы попали? (на поляну игр ). Буквы решили поиграть с нами в прятки. Они образовали слова и спрятались от нас. Давайте отыщем их и составим с ними предложения.

Дети выполняют задание.

Здорово! Мы поиграли и отыскали все буквы! Движемся дальше!

(слайд № 22)

Посмотрите, где же мы с вами находимся сейчас?

Что за улица расположилась вдоль реки?(«Сказочная»)

Здесь живут слова-названия сказочных героев. Всех их вы хорошо знаете.

Сказочные герои перепутали свои дома. Герой, название которого состоит из одного слога живёт в домике с одним окошком и т.д. Дети, давайте поможем героям вернуться в свои дома.

Дети выполняют задание. (слайды №23-24)

Мы попали в переулок. Какое он носит название? («Узнавай-ка») Мне кажется, здесь побывал злой дед-Буквоед, который любит питаться буквами. Хорошо, что мы с вами вовремя пришли, и он не успел съесть все буквы. (слайд № 26)

Смотрите, что от них осталось. Нам нужно помочь буквам: узнать и дописать их.

Дети садятся за столы и выполняют задание, свои выполненные работы выставляют на мольберт.

Ребята, мы побывали на всех улицах сказочного города Буквограда.

В память о нашем путешествии в город Буквоград жители сказочного города дарят вам воздушные шары! (слайд № 27)

А нам пора возвращаться в родной детский сад.

Смотрите, а вот и поезд. (слайд № 28)

Закроем глаза и под звуки поезда отправимся домой. (звучит гудок поезда и стук колёс)

Открывайте глазки. Вот мы и в родном детском саду.

Понравилось вам путешествие в сказочный город? Что понравилось больше всего?

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо!

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.

Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в страну «Умников и умниц» где царствует царица Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).

1 задание: Звуковой анализ слова

Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.

2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)



3 задание: Сколько слогов в слове?

Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.

Физкультминутка

4 задание: Расшифруй слово

Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.

5 задание: Составь предложение

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

6 задание: Прочитай слово

Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

Воспитатель: Молодцы!

Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.

mob_info