Смерть - это что? Что такое смерть и как ее не бояться? Что будет после смерти? Пошаговая Инструкция Смерть человека с точки зрения науки

В культуре цивилизаций Запада есть три основные концепции по поводу того, что происходит с людьми после смерти. посмертного существования в Раю или в Аду в религиях, концепция материалистов и реинкарнация (концепция цикла перерождений).

Наиболее распространенной версией того, что происходит с людьми после смерти, является концепция Ада и Рая. Но это характерно только для западных религий. Согласно этой концепции, Высшее существо судит людские души после их смерти. Что любопытно, в некоторых наказывают за одни определенные поступки, а вот в других - совершенно за другие. В итоге получается так, что большинство душ попадает в Ад, где они обречены на вечные муки и невероятные страдания. Только маленький процент соблюдающих строгие правила праведников имеет шанс на попадание в Рай.

В науке Западной цивилизации наибольшее распространение получила концепция материализма. Что происходит с людьми после смерти по мнению материалистов? Сознание - как продукт деятельности мозга - полностью прекращает свою деятельность после смерти самого мозга. С другой стороны, очень много различных исследований, которые проводились в основном в американских и английских клиниках, показывают, что у большинства людей во время клинической смерти сознание не прерывается даже при абсолютном отсутствии активности мозга. Также не прерывается и поток ощущений.

Во время данных исследований, целью которых было объяснить то, что происходит с людьми после смерти, ученых заинтересовал не характер индивидуальных переживаний (большинство людей утверждали, что видели свое тело со стороны, слышали какие-то голоса), а сами факты этих переживаний именно в момент смерти. Отсутствие электрических импульсов мозга ставило науку в тупик. Когда была накоплена приличная статистика, ученые пришли к выводам, что само наличие переживаний совершенно не зависит от того, прекращены ли активность мозга и электрические нервные импульсы во время или же продолжаются. Если принять теорию о том, что сознание - продукт мозга, то человек не сможет переживать что-либо в момент отсутствия активности головного мозга. То есть, он не в состоянии будет осознать факт того, что умер. Однако исследования противоречат теории.

Наконец, есть еще одна концепция, которая пытается ответить на вопрос: «Что происходит с людьми после смерти?» Это теория о перерождениях (о реинкарнации). Согласно этому воззрению, наше сознание не исчезает после смерти физического тела. Оно, как и все, что окружает нас, просто переходит в другие формы и состояния. После смерти матери, отца, сына, дочери или другого близкого человека многие люди предпочитают верить именно этой теории. У кельтов, например, существовал обычай, по которому человек, взявший сумму в долг, писал завещание. После смерти он обещал вернуть эти деньги, но уже в другом теле. И такая практика считалась нормальной. Реинкарнация встречается не только у народов Востока. Еще Пифагор стал одним из первых философов, которые стали открыто выражать идеи о перерождении душ. Сам ученый часто говорил, что помнит свои прошлые воплощения.

Перефразируя знаменитое выражение из замечательного советского кинофильма, можно с уверенностью сказать: «Есть ли жизнь после смерти, нет ли жизни после смерти – это науке неизвестно». Суть всех научных изысканий в этой области пока что можно свести лишь к констатации, что фактических доказательств наличия или отсутствия посмертного существования нет. Но это вовсе не значит, что подобных исследований не проводилось, не проводится и что они не планируются.

Научная точка зрения

С точки зрения фундаментальной науки жизнь после смерти не рассматривается в качестве предмета исследования, так как сама возможность существования души как бессмертной нематериальной сущности и её пребывание в некоем метафизическом измерении выходит за рамки научных знаний. Однако многие учёные сделали предметом изучения те свидетельства людей, которые можно истолковать как свидетельство пребывания в этом духовном мире. Обычно такие переживания сопутствуют состоянию клинической смерти, когда жизнь человека висит на волоске, а его душа, согласно определённому мнению, временно покидает тело и лишь после некоего духовного контакта возвращается обратно.

Академическая наука истолковывает все признаки этого «видения потустороннего мира» вполне практическими причинами: нарушением работы вестибулярного аппарата, ишемией (то есть нарушением кровоснабжения) лобной коры головного мозга и вызываемой этими обстоятельствами галлюцинациями.

Вместе с тем ряд учёных, которые относятся к свидетельствам об особом духовном опыте во время клинической смерти менее скептически, составили перечень общих переживаний, которые характеризуют эти состояния. Прежде всего, отмечается сложность описания общего состояния, в котором пребывали люди, которые, по их словам, посетили потусторонний мир . Общее для почти всех подобных случаев – невыразимость пережитого, так как описать что-то можно лишь основываясь на личном опыте похожих переживаний, который в такой ситуации отсутствует.

Кроме того, подчёркивается способность человека в таком состоянии слышать всё, что происходит рядом с телом, что говорят окружающие и даже в ряде ситуация видеть своё тело и окружающую обстановку и людей извне, со стороны. Также обращается внимание на присутствие некоего фонового шума, который может быть, впрочем, самым разнообразным – от раздражающего и навязчивого до похожего на прекрасную мелодичную музыку. Наконец, практически все описывающие такое состояние люди говорят о визуальном образе туннеля, в конце которого находится яркий свет, а также об общем состоянии покоя и умиротворения.

Что ещё придумают учёные

Сложность рассмотрения самой возможности научного изучения вопроса, есть ли жизнь после смерти , лежит на поверхности – наука оперирует фактами и материальными доказательствами, тогда как потусторонний мир изначально представляется как духовное измерение, которое если и не полностью лишено физических характеристик, то никак не ограничено ими. В такой ситуации установить, есть ли жизнь после смерти, не представляется возможным ни с помощью каких-либо датчиков, ни с помощью записывающих устройств.

Единственным вариантом является изучение именно тех случаев, когда заявляется о контакте людей с потусторонним миром, а уже полученные в ходе исследования этих эпизодов данные одни учёные будут трактовать в пользу доказательства существования посмертной реальности, а другие будут искать всё новые логические объяснения с точки зрения сухих фактов.

Наглядный пример для этого двойственного восприятия представляют собой исследования под руководством британского учёного Сэма Парниа из Саутгемптона. Парниа в течение определённого времени исследовал более шестидесяти пациентов, которые пережили состояние клинической смерти и пребывали в коме длительное время. Лишь семь из них смогли вспомнить о каких-либо собственных ощущениях и лишь четверо говорили о ясных картинах в своём сознании.

В 2008 году Парниа обнародовал эти данные, сделав акцент на том, что это может свидетельствовать о самостоятельном функционировании сознания без помощи со стороны физического тела, потому что у находившихся в коме людей приборы не зафиксировали активности головного мозга, которая должна была быть в случае галлюцинаций. Однако скептики были не удовлетворены такими выводами, и было организовано долгосрочное, более трёх лет, исследование в почти тридцати английских и американских больницах. На потолках реанимационных и послеоперационных палат размещались определённые картинки, которые должны были запомнить те люди, которые в состоянии клинической смерти могли бы отделяться своей душой от тела и при этом сохранять сознание. Но по окончании эксперимента из более чем полутора тысяч людей, находившихся в клинической смерти в этих палатах, никто по возвращении к жизни не помнил никаких картинок. Скептики тут же заявили, что это и есть доказательство, что никаких отделений души от тела нет, а увиденные визуальные образы не более чем галлюцинации.

Александр Бабицкий

Отвечая на вопрос «Что происходит с человеком после смерти?», биологи уточняют: когда многоклеточный организм погибает, некоторые клеточки все равно функционируют несколько дней. Ученые проводили исследования, по результатам которых определяли работу генов в трупах животных.

После смерти человека сразу не прекращается вся жизнедеятельность организма. В теле умершего некоторое время происходят биологические процессы, потому как не до всех тканей дошел «сигнал», что они теперь бесполезны. Отключение систем происходит постепенно, и спустя какое-то время они прекращают свою работу. Клетки волос и ногтей больше не размножаются.

Научная точка зрения, что происходит с человеком после смерти

Питером Ноубл, Александром Пожитковым и группой иных биологов из Вашингтонского университета была проведена научная работа, цель которой – исследовать активность генов и функционирование органов в рыбках данио-рерио и мышах, когда те умерли.

Первым делом были подсчитаны транскрипты – молекулы РНК, образующиеся во время транскрипции (чтения ДКН), и являющиеся или переносчиками к местам синтеза белков закодированной в генах информации, или регуляторами активности иных генов. Когда количество конкретных транскриптов увеличивается, это значит, что активность данного гена повысилась.

Генетиками в рамках исследования была определена концентрация разных молекул мРНК в 43 рыбах, также мозге и печени 20 мышей. Показатели снимали несколько раз через равный промежуток времени на протяжении 4-х суток после смерти подопытных. Полученные данные сравнили с теми, которые наблюдались во время смерти. По прошествии времени все же происходило уменьшение концентрации мРНК, но транскрипты, связанные с 548 генами рыб и 515 мышей, достигали пиковых значений по своему количеству после смерти подопытных. Следовательно, вывод таков: в организме умершего есть запас энергии, чтобы некоторые гены продолжали быть активными некоторое время, хоть вся биологическая система и погибла.

Питер Ноубл рассказал: исследовали дали понять, что после смерти появляются некоторые циклы активности конкретных генов, не прекращающих работу. Параллельно другая часть ДНК – жертва распада и хаоса. После смерти активируются гены с разными функциями: эмбриональное развитие, образование раковых опухолей, например. Исследование показало, что они были максимально активными по прошествии суток после смерти. Аналогичные процессы происходят и в человеке после смерти. В 2013 году ученые Гранадского университета заявили: многие гены продолжают быть активными целых 12 часов после смерти человека.

Ученые попытались с научной точки зрения объяснить, почему некоторые гены активируются после смерти. По некоторым умозаключениям, их активность вызвана участием в процессах заживления ран и восстановлением организма после травм.

Результаты исследований ученых могут помочь при проведении судмедэкспертиз. Когда специалисты будут знать, насколько вырастает и снижается активность генов после смерти человека, смогут более точно определить время смерти. Работа экспертов будет значительно улучшена, но нужны еще дополнительные исследования, чтобы полученные знания стали основой новых методов.

Что с научной точки зрения происходит с телом человека после смерти:

  • — человек умер, но это не значит, что все клетки погибли. Некоторые из них остаются активными, вероятно, поэтому в состоянии клинической смерти люди видят свет в конце туннеля;
  • — по прошествии 12-18 часов на теле умершего появляются трупные пятна. Они для криминалистов являются источником некоторой информации – какие повреждения нанесли человеку, было ли тело перенесено с места на место;
  • — даже если прошли сутки с момента смерти, иммунные клетки еще живы, они борются с токсинами, нежелательными веществами;
  • — через 36 часов сердечные клапаны останутся пригодными для трансплантации;
  • — через 72 часа роговица глаза все еще жива и ее в течение 3 суток можно пересадить;
  • — через 96 часов выделяются газы. Они скапливаются внутри, давят на органы, вследствие чего меняется положение тканей. Неприятным моментом является то, когда от трупа исходят звуки.

Далее тело начинает разлагаться, появляется неприятный запах, размягчаются ткани, выделяется жидкость. Если в помещении или месте, где находится труп, жарко, он быстрее разлагается, в нем насекомые начинают откладывать личинки.

Многих интересует вопрос о перерождении душ или, другими словами, есть ли жизнь после смерти. Этой проблемой люди интересовались, наверное, со времен возникновения цивилизации. С появлением различных верований и религий вопрос о жизни человека после смерти перешел в плоскость догм и постулатов, вера в которые была обязательной. Однако с развитием научной мысли, со времени эпохи Возрождения, эта тема была поднята вновь. И до сих пор люди так и не пришли к единому мнению о том, существует ли жизнь после смерти. Мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения науки, различных религий и некоторых уважаемых мудрецов — практически наших современников.

Научная точка зрения

Думаю, каждый сегодня слышал о том, что люди, пережившие клиническую смерть, испытывали похожие видения. Большинство говорит о темном тоннеле, в конце которого появляется свет. Кто-то летит вверх к этому световому пятну, другие же падают вниз, но также к свету. Казалось бы, вот оно доказательство — этот самый свет и схожесть ощущений. Однако ученые не склонны видеть в этом доказательство того, что жизнь после смерти существует. Наука объясняет этот феномен протекающими в головном мозге процессами во время клинической смерти. Например, полет или падение ученые объясняют нарушениями в функции так называемого вестибулярного анализатора, то есть части мозга, отвечающей за восприятие пространства. Анализатор перестает выполнять обработку сигналов, поступающих к нему извне и, как результат, — человек перестает получать объективные данные о положении своего тела в пространстве. Таким образом, если описывать с научной точки зрения жизнь после смерти, факты не подтверждают наличие таковой. Однако можно возразить, что клиническая смерть — это ведь не физическая смерть, и никому неизвестно, что там на самом деле за этой чертой.

Что говорит об этом церковь

С точки зрения православной церкви жизнь после смерти рассматривается совершенно по-другому. Любой священник скажет вам, что ни душа, ни тело не умирают, но и не перерождаются. После физической смерти душа вылетает из тела и парит в сферах, доступных лишь ей одной. Что касается тела, то оно должно быть погребено, ведь душа по мнению всех верующих обязательно вернется в это тело в назначенное время. Назначенное время — это второе пришествие Спасителя, когда души всех умерших вернутся в тела, принадлежащие им до момента физической смерти. Добавим, что по взглядам православных верующих люди раньше были бессмертными, но после нарушения заповедей Бог таким образом наказал их. Что ж, эту теорию мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, ибо она строится на вере, не поддающейся рациональному истолкованию. Поэтому, когда мы с православной точки зрения рассматриваем жизнь после смерти — доказательства здесь полностью основываются на вере, а не на фатах.

Жизнь души после смерти в других религиях

Среди других религиозных учений проблема жизни после смерти решается по-разному. В одних религиях (ислам, христианство) говорится, что душа попадает после смерти либо в рай, либо в ад (воздаяние по заслугам) с последующим воскрешением в теле (как в православии) либо без него. В других же (буддизм, многие течения индуизма) речь идет о реинкарнации или, проще говоря, переселении душ. При этом заметьте, нигде нет отрицания самой духовной сущности человека. Многие буддисты и индусы верят, что после смерти любого живого существа душа покидает его тело и вселяется в другое. В зависимости от того, как человек или другое существо жило (это называется кармой), душа попадает в тело либо более высокого по своему развитию существа, либо более низкого. Таким образом наблюдается целый цикл перерождений, известный под названием колесо сансары. Каждое живое существо, по верованиям буддистов, кришнаитов, шиваитов и представителей многих других религиозных учений, должно стремиться вырваться из этого колеса, чтобы достичь освобождения.

Мнение мудрецов

Если мы обратимся к некоторым весьма почитаемым духовным учителям, то они рассматривают проблему жизни после смерти под несколько другим углом зрения. Наверное, многие из вас слышали о Рамане Махарши — индийском мудреце, жившем на юге Индии вблизи горы Ару в начале-середине XX века. Говорил он достаточно мало, предпочитая большую часть времени проводить в молчании, чему и учил тех, кто обращался к нему с вопросами. На вопрос о том, существует ли перерождение душ, Махарши отвечал так: «Зачем думать о других рождениях? Истина заключается в том, что не существует ни рождения, ни смерти...». Можно по-разному интерпретировать эти слова, я их понял так, что жизнь вот она — перед нами, она была, есть и будет всегда, проявляясь в миллиардах существ, живущих на земле в одно и то же время. И нет смысла беспокоиться о таких вопросах, как реинкарнация, поскольку все, что человеку нужно, он и так знает.

Почему люди верят в реинкарнацию

Другой величайший индийский мудрец, живший несколько позже Махарши, которого звали Нисаргадатта Махарадж, говорил о реинкарнации гораздо более определенно. Он говорил о том, что единственное, что остается с нами всю нашу жизнь — это ощущение того, что мы живы, что мы — есть, присутствуем в этом мире. Тело меняется, мысли — тоже и только «Я есть» остается. После смерти тело умирает, а вместе с ним и ум, и жизненная сила постепенно растворятся во внешнем мире и смешаются с ним так, что ни одно существо не сможет возродиться в том же самом теле. А поскольку перерождаться нечему, то и такой вещи, как реинкарнация, попросту не существует. Существует лишь сознание, «Я есть», которое в каждый момент времени проявляется в миллиардах и триллионах существах на планете. А теории о возрождении и перерождении обусловлены лишь страхом людей потерять собственное эго.

Алексей Светлов , руководитель Научно-Исследовательской Лаборатории по Изучению Психической Энергии (НИЛИПЭ), член РАИТ (г. Моршанск)

Именно, призрак смерти закрывает врата знания. Полезно в школах учить о бессмертии. Религия, учащая смерти, умрёт, как умрут все, желающие умереть, ибо будущее состояние заключено в сознании нашем (Учение Живой Этики )

ХХ век явил нам страшные образцы бездуховности и безнравственности. Один человек говорил: «Один раз живём…» и предавал друга. Другой заявлял: «После меня хоть потоп» и запускал руку государственную казну. Эта психология невежества нашла свою квинтэссенцию в следующем четверостишии:

Бери от жизни всё что можешь:
Бери и женщин и вино,
Ведь жизнь на двое не умножишь,
А дважды жить не суждено!

Материализм и отрицание духовного начала привели к тяжелейшему кризису нашей цивилизации, лишив человека надежды и явившись причиной войн, роста преступности, распада государств. Елена Ивановна Рерих писала:

«Как тяжкий рок висит над человеческим сознанием мысль о смерти. Как неминуемая чаша стоит призрак смерти, и, пройдя весь жизненный путь, дух приходит к заключению, что здесь нужно кончать явление жизни. Таково хождение духа, разобщённого с Космосом. Не зная начала и видя лишь конец, дух, разобщённый с Космосом, проходит жизнь бесцельно. Но заслужить каждый может бессмертие, приняв в сознание Беспредельность. Неустрашимость перед концом и устремление к Беспредельности дадут духу то направление к сферам космической неограниченности…» .

«Когда-то учёные пресекали жизнь, не их ли дело теперь продолжить жизнь в бесконечность?... Чередование воплощений засвидетельствовано как древними, так и новейшими учениями. В нашей литературе сделались обычными упоминания воплощений и кармы. Тем не менее, эта действительность мало входит в сознание, иначе она преобразила бы всю жизнь» . .

Именно дело учёных принести знание, которое позволило бы восстановить нарушенное равновесие материального и духовного начал в общественном сознании. Ведь никакими другими средствами не представляется возможным устранить причину зла – жало смерти. Браун Дюкасс, профессор из США не так давно заявил:

«Можно утверждать, что сознательная жизнь личности продолжается в некоей форме и после смерти. Это предположение можно считать действительно установленным как с естественно – научной, так и с философской точки зрения. Существуют полученные опытным путем свидетельства о том, что индивидуальный разум переживает смерть» ( с.119).

Мы присоединяемся к этому заявлению, и утверждаем, что учёные, работающие в различных областях знания, сегодня уже имеют неоспоримые доказательства его истинности.

В нашем сообщении будет сделан обзор некоторых научных работ, статей и публикаций современных учёных, которые рассеивают призрак смерти, закрывавший врата знания. Можно выделить пять главных направлений научных исследований, подтверждающих существование Тонкого Мира и продолжение жизни сознания после так называемой смерти.

Первым следует назвать концептуальный подход и обоснование самой возможности существования Тонкого Мира. Над этим вопросом работали следующие авторы: Дубров , Пушкин , Шипов , Акимов , Волченко , Бауров , Лесков , Пахомов и другие. Кратко остановимся только на одной работе – статье «Неизбежность, реальность и постижимость Тонкого Мира» Владимира Никитовича Волченко, д.т.н., профессора МГТУ им. Баумана, президента Международного общественно научного комитета «Экология человека и энергоинформатика» . В этой работе приводится научно-философское обоснование существования Тонкого Мира на основе духовной традиции и разнообразных феноменов информационно-энергетического обмена на уровнях человека, Земли и Космоса. Сознание человека рассматривается с более широких, нежели узко материалистических позиций. Сознание трактуется как энергоинформационная структура и в своих высших аспектах естественная часть Космоса. Автором вводятся численные характеристики возможных границ миров в системе координат «информативность – энергетичность». На основе замеченной тенденции к повышению информационной эффективности систем доказывается возможность постижимости Тонкого Мира. Обсуждаются свойства так называемых информационных безэнтропийных полей и пятого фундаментального взаимодействия. Рассматриваются возможные модели информационных полей (торсионная, бюонная, психоновая, семантическая, реликтовых нейтрино, аксионовая, продольных электромагнитных полей и др.). Автор утверждает, что метафизика должна стать наукой. Осуждается технократический путь развития человеческой цивилизации и предлагается синтетический подход. Подчёркивается значение морально – нравственной стороны в эволюции.

Второе направление наиболее обширно. Его можно обозначить как обоснование и доказательство объективного существования так называемой «души» или энергоинформационной (полевой, электромагнитной) сущности человека (сознания). Среди авторов, высказавшихся на эту тему Гурвич , Инюшин , Адаменко , Кобозев , Казначеев , Михайлова , Барр , Гуляев , Годик , Налимов , Лесков , Кравченко , Калашченко , Погорельский , Криппнер , Цзян , Гаряев , Джан , Крохалёв , Макдугалл , Коротков , Чоудхари , Пресман , Запорожец , Серобабин и многие другие. Дадим краткий обзор наиболее важных, на наш взгляд, работ. Одним из первых учёных, высказавших гипотезу о полевой природе человеческого сознания, был советский исследователь Гурвич . В «Избранных трудах» этого учёного, изданных в 1977 году отмечается, что вся информация о строении потенциального организма содержится в совокупном эмбриональном фотонном поле, излучаемом каждой хромосомой эмбриона. Автор утверждает, что такое интегральное поле создаёт волновой биополевой каркас, план, по которому идёт строительство или самоорганизация клеток в организм. В сущности предложена научная концепция биополя живых существ. Автор рассказывает о проявлениях митогенетического излучения в опытах с умерщвлением креветок, когда чувствительная фотобумага засвечивалась в результате излучения, генерируемого умирающими креветками при их ошпаривании кипятком. Подтверждением предположения Гурвича стала работа доктора Барра (Йельский университет, США) . Им был сконструирован прибор, позволяющий регистрировать слабые электрические напряжения вблизи живого объекта. После такого экспериментального подтверждения наличия некоего энергетического поля доктор Барр высказал гипотезу, по которой поле это представляет собой как бы матрицу, исходный чертеж, формирующий структуру тела.

«Молекулы и клетки человеческого тела, – пишет он, – постоянно перестраиваются, разрушаются и пополняются свежим материалом, поступающим из пищи. Но благодаря контролю поля новые молекулы и клетки воспроизводятся по тем же схемам, что и старые... Когда мы встречаем друга, которого не видели в течение шести месяцев, на его лице не остается ни одной молекулы, бывшей в то время, когда вы видели его последний раз. Однако благодаря контролю поля новые молекулы располагаются по старым, привычным схемам, и мы узнаем его лицо» .

Электромагнитную природу тонких тел живых существ доказывал советский учёный Пресман . Он опровергает материалистическую точку зрения на живой организм, как на систему биологического вещества. На основании результатов своих многочисленных экспериментов Пресманом продемонстрировано влияние слабых (в том числе естественных) электромагнитных полей на биологические объекты. Эффект от воздействия электромагнитных полей определялся не их интенсивностью (напряжённостью), а другими факторами, среди которых можно назвать режим модуляции и направление вектора индукции. Автором высказывается гипотеза о фундаментальной роли электромагнитного поля как носителя информации в живой природе. При этом биологические эффекты воздействия поля зависят не столько от величины их энергии, сколько от информационной насыщенности воздействия.

В середине 1970-х годов советские учёные Инюшин и Адаменко сообщили о неких фантомных эффектах, наблюдавшихся у повреждённых листьев растений при фотографировании их по методу Кирлиан. Сам метод газоразрядной визуализации в высокочастотных высоковольтных электрических полях (метод Кирлиан), был известен уже достаточно давно (с 50-х годов ХХ века), но по стечению обстоятельств не привлёк к себе особого внимания учёных – исследователей. Однако с этого момента дело начало развиваться по другому. Учёные, получившие удивительные фотографии, на которых обрезанные листья растений выглядели целыми, высказали предположение о существовании невидимой глазу энергетической структуры биологических объектов по которой последние строят свою форму. Её назвали биополем или биоплазмой .

Вокруг вопроса о том чем же в действительности являются изображения, проявляющиеся после удаления части листа растения, разгорелась жаркая полемика. Лишь в 1979 году группа индийских исследователей во главе с Чоудхари привела не только убедительные результаты, но и подробную схему генератора, с помощью которого выявлялись фантомы удалённых частей листа . И хотя среди учёных, занимающейся кирлионографией, до сих пор нет единства в этом вопросе , исследователями Гаряевым и Юниным были достигнуты большие успехи в части обоснования природы этого явления. В статье «Факт или фантом?» они говорят, что, усовершенствовав установку для получения фотоизображений методом газоразрядной визуализации, они добились устойчивого получения различных фантомных эффектов, которые могут быть признаны электрическим или полевым планом достройки части листа до целого. В доказательство своего утверждения авторы приводят опыты, когда фантомные эффекты были получены ими без применения метода газоразрядной визуализации с использованием специальных высокочувствительных фотопластинок для ядерных исследований. В работе утверждается, что источниками фантомов могут быть только излучения хромосомной ДНК в оставшейся неповреждённой части листа. Этот же механизм голографической ассоциативной памяти, по мнению авторов, объясняет фантомные боли после ампутации конечностей людей, а также сохранение памяти у людей в случаях, когда часть мозга разрушена вследствие травмы или операции. Делается попытка объяснить механизм записи и считывания голограмм – кодов с хромосом организма. Обращается внимание на эффект «памяти» воды.

Гаряев, развивая идеи Гурвича, в работе «Пересмотр модели генетического кода» доказывает, что синтез белка является результатом генетического кодирования на волновом уровне. Генетическая память трактуется Гаряевым и Леоновой как солитонно-голографическая. Утверждается, что хромосомы излучают свет и звук, что гены расщепляются на вещество и поле. Методом спектроскопии корреляции фотонов в 1985 году авторам удалось зафиксировать необычные аномально долго затухающие звуковые колебания ДНК. Было установлено, что ДНК обладает способностью синтезировать «незамолкающую сложную мелодию с повторяющимися музыкальными фразами». Геном высших организмов рассматривается авторами как солитонный биоголографический компьютер, формирующий пространственно – временную структуру биосистем по волновому образу – предшественнику. Таким образом, геном работает не только на вещественном, но и на волновом (тонкоматериальном) уровне. Обращается внимание на единство фрактальной структуры ДНК и человеческой речи. На основании этой связи становится возможным воздействовать на ДНК посредством особых генераторов, преобразующих речевые алгоритмы в солитонные модулированные поля.

Необычный подход применил в своих исследованиях другой советский учёный Геннадий Павлович Крохалёв. В своей работе «О влиянии психической энергии на материальные явления» он доказывает реальность психической энергии, как энергии сознания человека, обращает внимание на психотронику как на область знания, изучающую проявления энергий психических актов человека. В статье рассказывается об опытах фотографирования зрительных галлюцинаций, подтверждающих их объективную природу. С 1974 по 1996 год Крохалёвым проведено фотографирование зрительных галлюцинаций у 290 психических больных (в основном, у больных с алкогольными психозами), у 117 из них автору удалось сфотографировать зрительные галлюцинации, что составляет 40,3% повторяемости опытов. Автор утверждает, что экспериментально установил что при зрительных галлюцинациях происходит обратная передача зрительной информации от центра зрительного анализатора к периферии с электромагнитным излучением из сетчатки глаз в пространство зрительных образов в виде плоскостных или объёмных (голографических) изображений. Также была проверена область слуховых галлюцинаций, которые с помощью специальной методики фиксировались на магнитной плёнке обычного магнитофона. Крохалёвым проведены записи слуховых галлюцинаций у 30 психических больных. Из них у 6 больных на магнитной плёнке прослушиваются слабые «голоса» в том месте, где шла запись слуховых галлюцинаций. Автор утверждает, что экспериментально установил, что при слуховых галлюцинациях происходит обратная передача слуховой информации от центра слухового анализатора к периферии с звукоизлучением Кортиева органа.

Подобную работу провёл доктор физико-математических наук Анатолий Серобабин . Он занимался фотографированием мысли людей как голографического изображения, проецируемого из глаз экстрасенсов. В 1996 году учёный направил заявку на открытие «Об экспериментальном обнаружении физических полей, вызванных концентрацией мысли».

Но наибольшего успеха в области регистрации энергетического воздействия мысли добился Роберт Джан – руководитель лаборатории по изучению аномальных явлений Принстонского университета (США) . Он провёл большое количество опытов по воздействию операторов на генераторы случайных чисел, которые управляли движением механического робота. Было экспериментально доказано, что под воздействием операторов движение робота из случайного становилось более упорядоченным и шло в одном из определённых направлений.

В России подобные опыты производятся под руководством Юрия Попова – профессора Московского инженерно – физического института . В центре студенческих инициатив был сконструирован свой чувствительный прибор, регистрирующий мысленное воздействие. При этом, по мнению Попова, для влияния на прибор не обязательно находиться в непосредственно близости от него. Достаточно лишь мысленно представить его.

Наконец, американский врач из штата Массачусетс мистер Макдугалл провёл большое количество опытов по взвешиванию умирающих людей на весах чувствительностью плюс-минус 3 грамма. Его исследования стали широко известны именно благодаря этим опытам. Показания весов Макдугалла регистрировались автоматически. Учёным было обнаружено, что на фоне постепенного уменьшения веса умирающего (примерно 20 грамм в час) в самый момент смерти происходит быстрая скачкообразная утеря веса на величину 15-30 грамм (то есть примерно одной десятитысячной части от общей массы тела). Иногда потеря веса достигала даже 70 грамм!

Опыты Макдугалла повторил на мышах российский исследователь Мстислав Романович Мирошников , доктор технических наук. В его экспериментах мышь помещалась на чаше аналитических весов в стеклянном герметическом сосуде. Зверёк умирал от удушья, а в это время весы регистрировали скачкообразную потерю веса примерно на одну тысячную часть от его начальной массы. Кроме того, было обнаружено, что сразу после этого вес трупа начинает возрастать и примерно через 1,5-2 часа после момента наступления смерти он достигает первоначальной величины, а вскоре даже превосходит первоначальную массу тела на одну десятитысячную её часть. Однако сами по себе опыты Макдугалла и Мирошникова ещё не доказывают существования «души». Речь может идти о том, что в момент наступления смерти в организме умирающего происходит мощный энергетический процесс, влияющий на изменение веса тела.

Третьим направлением будет доказательство продолжения существования сознания после смерти физического тела. Здесь зарубежные учёные занимают лидирующие позиции. Назовём лишь несколько имён: Моуди , Кублер-Росс , Сабом , Стивенсон , Парича , Бенерджи , Коротков , Осис , Иванова и другие.

Явление, о котором будет идти речь, у нас в стране носит название «присмертный опыт». За рубежом оно известно как феномен NDE. Это аббревиатура английских слов «Near Death Experience», что буквально означает «опыт на границе смерти». К явлениям присмертного опыта относят воспоминания людей, переживших клиническую смерть и испытавших необычные переживания и видения, а так же видения умирающих.

Очень интересные и необыкновенно важные в мировоззренческом плане исследования провел американский психолог доктор Раймонд Моуди , изучивший и сопоставивший свидетельства людей, переживших то, что Моуди называет «присмертным опытом», хотя вся логика работы Моуди позволяет, как кажется, говорить об этом опыте как посмертном. Благодаря развитию реанимационной техники, Моуди получил возможность сбора весьма представительного в статистическом плане материала, обработка которого привела его к удивительным результатам. Выяснилось, что, «несмотря на большое разнообразие обстоятельств, связанных с близким знакомством со смертью, а также типов людей, переживших это, несомненным является то, что между рассказами о самих событиях в этот момент имеется поразительное сходство» .

«Я думаю, что мы достигли некоторой переходной эры – отмечает в предисловии к книге Моуди «Жизнь после смерти» доктор медицины Элизабет Кублер-Росс . Мы должны иметь смелость открывать новые двери и не исключать возможность того, что современные научные методы перестали соответствовать новым направлениям исследований. Я думаю, что эта книга откроет такие новые двери для людей с открытым сознанием и даст им уверенность и смелость в разработке новых проблем. Они увидят, что данная публикация доктора Моуди вполне достоверна, так как написана искренним и честным исследователем. Полученные данные подтверждаются моими собственными исследованиями и изысканиями других, вполне авторитетных ученых, исследователей и представителей духовенства, которые имеют смелость изучать эту новую область в надежде помочь тем, кто хочет знать, а не просто верить» .

Интересно было дальнейшее развитие событий. Доктор психологии США Кеннет Ринг снарядил целую экспедицию по клиникам штата Коннектикут. Итоги тринадцатимесячных исследований показали: феномен существует и не связан с какой-либо патологией. Ни интоксикация, ни сновидения, ни галлюцинации здесь ни при чём.

Проанализировав 102 случая клинической смерти, доктор Ринг констатировал:

60 % больных испытывают непередаваемое чувство покоя;

37 % – парили над собственным телом;

26 % – помнят различные панорамные видения;

23 % – входили в туннель, шлюз, мешок, колодец или погреб;

16 % – до сих пор восторгаются чарующим светом;

8 % – утверждают, что встречались с умершими родственниками.

Показания всегда совпадают, будь то пациенты из США, стран Европы или даже из Бурунди. При этом подобные переживания испытывали как верующие, так и атеисты.

На другом конце Соединённых Штатов молодой кардиолог доктор Майкл Сабом , рациональный и педантичный человек, прочитав тезисы Моуди, разразился язвительными насмешками и, чтобы совсем уж не оставить от них камня на камне, провёл систематическое анкетирование среди персонала реанимационной службы во Флориде. Когда же результаты его исследований полностью совпали с данными Моуди и Ринга, Сабом решил посвятить свою жизнь изучению этого феномена. Он даже разработал десятиступенчатую модель состояния клинической смерти, которая теперь носит его имя. Так возникла Международная ассоциация по изучению феномена NDE, которая сегодня имеет отделения во многих странах мира.

В книге доктора Карлиса Осиса «Наблюдение врачей и медсестёр у смертного ложа» описываются так называемые «видения на смертном одре», сделанные врачами и сиделками. 1004 достоверных случая видений анализируются и классифицируются согласно характерным чертам переживаний умирающих людей. Автор приходит к выводу, что совокупность этих переживаний не может быть полностью объяснена воздействием лечебных процедур или болезнью. Отмечается, что умирающие в 80 % случаев видят призраков усопших людей, причём последние в 75 % случаев зовут умирающего с собой на тот свет.

Большое количество научных данных, доказывающих продолжение существования сознания после смерти относится к феномену реинкарнации.

Американец доктор Ян Стивенсон – профессор психологии Вирджинского университета провел большое количество исследований в области изучения многократных рождений или реинкарнаций. Его примеры взяты как из стран Востока, так и из стран Запада. Он приводит более 2000 случаев , доказывающих, что феномен реинкарнации распространён в мире весьма широко. Специалисты из Бангалорского института психического здоровья и невропатологии провели, в частности, исследование 250 зарегистрированных с 1975 года случаев реинкарнации. В течение более 10 лет доктор Сатвант Пасрича объездила множество деревень, опросила не менее 20 очевидцев по каждому подобному случаю. В результате исследователи пришли к таким выводам: как правило, «эффект перевоплощения» наблюдается у детей в возрасте от трех до семи лет. С годами они полностью забывают об этом. «Перерождение» в другого человека обычно вызывает случайная реплика кого-либо из родных. Исследования показали, что в 82 % случаев дети отчетливо вспоминали свое имя в «прошлом рождении» и подробности «былой» жизни. Примечательно также и то, что в половине случаев в своих «предыдущих жизнях» люди умирали насильственной смертью. Их средний возраст был 34 года. «Перерождение» наступало в среднем через полтора года. В 26% случаев дети испытывали необъяснимую боязнь к вещам, которые прямо или косвенно были связаны с причиной их смерти в «предыдущих существованиях». Как правило, в следующем рождении пол человека не меняется. В 80% случаев лица, связанные «эффектом перевоплощения», не были родственниками, что исключает генетическую связь.

Оригинальный метод решения задачи применил Константин Георгиевич Коротков, кандидат физико-математических наук (Санкт-Петербург). Он является сторонником использования методов современной науки для решения самых фундаментальных проблем существования. В своих работах Коротков говорит о необходимости создания новой научной парадигмы. Исследователь описывает опыты с использованием эффекта Кирлиан при изучении динамики изменения характера светимости подушечек пальцев людей, умерших различными способами. Автором особо указывается на воспроизводимость результатов экспериментов по предложенной методике. Обращается внимание, что для всех умерших отмечается общий спад свечения от начала эксперимента к концу, однако характер газоразрядных кривых оказался зависящим от причин смерти людей.

Четвёртым направлением научных исследований, подтверждающих существование Тонкого Мира и продолжение жизни сознания после так называемой смерти можно считать доказательство возможности отделения сознания от физического тела. Насколько нам известно, научные изыскания в данном направлении проводятся в основном зарубежными учёными: Крукаллом , Фоксом , Тартом , Осисом , Каррингтоном , Грофом и другими.

Далее речь пройдет об исследовании феномена, который называется «внетелесный опыт»(ВТО), или, как его еще называют, внетелесный опыт, астральный выход, астральная проекция, билокация (одновременный обзор двух различных мест). Внетелесный опыт можно определить как наблюдение какого-либо явления из точки, не совпадающей с нашим физическим телом. При этом нередко ощущается, что сознание переместилось из физического тела в некое иное тело, называемое различно: астральным телом, эфирным телом, дублем или двойником.

Еще в 1919 году французским исследователем Шарлем Ланселеном, были выполнены опыты, с применением гипноза. Ланселен нашел испытуемых, способных покидать свое тело и являться наблюдателю в другой комнате. Нередко фантомы этих людей давали о себе знать прикосновениями, постукиваниями, а также вызывая различные изображения на фотопластинках и касаясь сульфидных экранов, в результате чего они начинали светиться. Однако вплоть до исследований, проведенных Целией Грин и Робертом Крукаллом в начале 60-х годов ХХ столетия, отчет Лансле продолжал оставаться единственным сообщением об изучении внетелесного опыта в лабораторных условиях.

Целия Грин – английская исследовательница данного феномена основала в 1961 году в Оксфорде институт психических исследований, в котором начались регулярные эксперименты на строго научной основе. Другой англичанин – Роберт Крукалл посвятил всю свою жизнь сбору и анализу случаев ВТО. Начиная с 60-х годов нашего столетия, ему удалось собрать по всему миру более 1000 эпизодов, которые он описал в своих работах.

Обширный материал, собранный Грин и Крукалом, убедил других исследователей в том, что документировано подтверждённое изучение внетелесного опыта, проводимое в лабораторных контролируемых условиях – вещь весьма заманчивая.

Пионером в этой области выступил д-р Чарльз Тарт . В 1965 году, являясь преподавателем Медицинского колледжа Вирджинского университета, Тарт приступил к серии удивительных экспериментов с участием мистера Икс. Этим мистером Икс был некто Роберт Монро – американский бизнесмен, человек, обладающий способностью спонтанного выделения тонкого тела, автор книги «Путешествия вне тела», вышедшей в свет в 1971 году, в которой изложил свой анализ ВТО. В дальнейшем он основал «Институт прикладных наук Монро» в штате Вирджиния. В 1982 году Институт Монро совместно с Медицинским центром Канзасского университета были приглашены представить на заседании Американской психиатрической ассоциации три доклада, посвящённых внетелесному опыту, что следует считать началом научного признания феномена.

Своего первого испытуемого Тарт экипировал таким образом, чтобы во время сна (испытуемый покидал свое тело во сне) можно было следить за колебаниями биотоков мозга, движениями глаз, давлением крови и электрическим сопротивлением кожи. Затем он помещал карточку с взятым наугад пятизначным числом на полку над его кроватью. Карточка была помещена так, что ее мог увидеть лишь наблюдатель, находящийся под потолком. Испытуемый не мог встать и заглянуть на полку без того, чтобы не нарушить работу электроэнцефаллографа. Однако сложной проблемой оказалась методика, использованная Тартом в ходе экспериментов, так как даже если бы его испытуемые правильно угадали 1000 контрольных цифр, это всё-таки не доказывало, что они для этого «выходили из тела». По мнению некоторых парапсихологов, такие результаты могли быть получены благодаря экстрасенсорному восприятию (например, благодаря ясновидению или телепатии). Тогда возникает естественный вопрос: как можно отличить внетелесный опыт от ясновидения?

Более убедительные в своей однозначности исследования, нежели опыты Тарта, были проведены Фондом Психических Исследований в Дареме (Северная Каролина, США). Исследования методологически напоминали опыты Тарта, но были несколько усложнены. Помимо наблюдения физиологических изменений и расположения целевого материала в другом помещении, исследователи поставили перед собой задачу выяснить, может ли какой-либо человек, животное или механическое устройство обнаружить присутствие «второго тела» неподалеку от мишени. Наиболее значимые результаты были получены при использовании в качестве детектора любимого котенка испытуемого. Котенок помещался в расположенный в целевой комнате открытый контейнер около метра глубиной, дно которого было размечено пронумерованными квадратами. Во время контрольного опыта – без внетелесного опыта – котенок был очень активен, часто мяукал, пересекал большое количество квадратов и пытался выбраться из контейнера. Однако во время «внетелесных» визитов испытуемого в целевую комнату котенок вел себя удивительно спокойно. Этот эффект повторялся в ходе четырех экспериментов. Другой опыт, в котором в качестве детектора использовалась змея, также дал поразительные результаты. Змея, совершенно спокойно лежавшая в течении контрольного периода, во время первой же пробы внетелесного посещения стала бросаться на стеклянную стенку, как бы пытаясь поразить невидимого противника.

В докладе об исследованиях феномена внетелесного опыта в Американском обществе психических исследований доктор Карлис Осис, директор исследований, писал:

«В последние два года исследовательский отдел был целиком занят изучением вопроса: продолжает ли существовать человеческая личность после смерти, физической смерти? Мы следовали нашей центральной гипотезе – человеческая сущность является “экзоматической системой”, способной действовать независимо и вне своего физического тела. Эта “экзоматическая” сторона человека способна оставить свое тело в момент смерти и продолжать существовать. Может ли человек, спрашиваем мы, действительно оставлять свое тело на время или постоянно (в момент смерти)?»

После детального обзора проводимых экспериментальных работ доктор Осис подвел следующий итог:

«Исследования внетелесного опыта оказались трудным делом, главным образом потому, что этот феномен в полном виде редко воспроизводится по желанию. Наши результаты, полученные до сих пор, согласуются с нашей гипотезой. После использования исследовательских возможностей, описанных выше, мы можем действительно надеяться получить доказательства экзоматического существования человеческой личности» .

Помимо таких чисто физических экспериментов, был проведен ряд статистических исследований, имеющих целью установление черт, общих для многочисленных разрозненных свидетельств лиц, переживших внетелесный опыт.

Наконец, пятым направлением научно-поисковой работы назовём доказательство существования в Тонком Мире других существ, способных воздействовать на физический мир, людей и животных. Этой работе посвящали своё время Бокконе , Юргенсон, Раудив , Винокуров , Исаков , Карташкин , Баччи, Фоменко, Прицкер и другие.

Ни для кого не является секретом огромный интерес, который всегда проявляли спиритуалисты к всевозможным контактам с загробным миром. Со временем этот праздный интерес, вылился в целеустремлённые попытки исследователей-энтузиастов найти объективные подходы к Миру Тонкому с использованием имеющихся аппаратных средств.

Наибольшего успеха добился на этом поприще латвийский психолог доктор Константин Раудив, проживавший в Швеции. С его помощью инженеры-электронщики сконструировали и собрали специальный прибор – гониометр, предназначенный исключительно для записывания «потусторонних» звуков. К 1968 году учёному удалось собрать на своих плёнках более 70.000 звуковых экспонатов! Исследования доктора Раудива приобрели широкую огласку благодаря его книге «Как услышать неслышимое» , вышедшей в Англии и США под названием «Прорыв». После этого феномен стали именовать «голосами Раудива».

Усилия учёных, всегда были направлены на получение объективных доказательств существования тонкоматериальных структур. Такие аргументы, единственные признаются имеющими право на участие в научной дискуссии. С началом развития фотографии, наука впервые за свою многолетнюю историю получила возможность запечатлеть касания Мира Тонкого. Большое количество фотоматериалов получил итальянский исследователь Лучиано Бокконе . На вершине большого уединенного холма Бокконе устроил лабораторию, оснастив ее различной регистрационной аппаратурой – фотометрами, термометрами, магнитометрами, регистраторами альфа-, бета- и гамма-излучений, фото- и кинокамерами. Были и живые «индикаторы» – собаки. Принцип исследований определили предельно просто: аномальные и необъяснимые отклонения в показаниях любого прибора свидетельствуют о наличии невидимых существ. Таких свидетельств было множество. За три года работы Бокконе собрал огромный материал. Причем создавалось такое впечатление, что таинственные явления чем дальше, тем больше рвались к Бокконе, чуть ли «не распихивая локтями» друг друга. Их регистрировали приборами, запечатлевали на пленку, видели невооруженным глазом. Постепенно раскрывались и их свойства. Поражала исследователей, если можно так выразиться, некая осмысленность их поведения. Все эти облака, сгущения неведомых полей, светящиеся шары в видимой, а чаще невидимой – инфракрасной и ультрафиолетовой – части спектра словно демонстрировали людям свои возможности – проносились или проплывали над ними, меняли скорость и направление полета, трансформировались в разные формы. Постепенно Бокконе пришел к выводу, что имеет дело с эфирными формами жизни. И дал им имя – краттеры. Вот как он сам пишет об этих объектах:

«Эти эфирные формы жизни, – писал Бокконе, – эти объекты – живые существа, и связанные с ними феномены не относятся к нашей трехмерной реальности, типичной для частотной полосы нашего видимого спектра. Это проявления чуждой нам жизни. Это, несомненно, живые существа – светлые и темные, плотные и прозрачные, плазматические формы, энергетические превращения, тающие облака и туманы, невидимые аморфные массы, не имеющие ничего общего с нашей физической реальностью» .

Материалы, полученные Бокконе не единственные в своем роде. Интересные фотоснимки получены группой Охатрина, Прицкером и другими исследователями.

К другой группе фактов, свидетельствующих о работе невидимых существ, можно смело отнести явления полтергейста. Проблемой полтергейста уже много лет занимаются исследователи из разных лабораторий и научных институтов мира. То, что, как правило, это люди самых разных специальностей, объяснимо: никто не может с точностью сказать, к какому разряду явлений можно отнести этот феномен. Профессиональный и региональный разброс исследователей как бы повторяет разнообразие форм, в которых проявляется феномен, и его способность появиться в самой неожиданной точке. Для полтергейста не существует ни расстояний, ни городской, ни сельской местности... Забавно, что представители каждой из наук, приглашаемые для исследования полтергейста, всякий раз находят полное ему объяснение, причем каждый в рамках своей отрасли знания. С чего начинает наука изучения любого явления? С попыток его систематизации. Но по какому признаку можно было бы систематизировать полтергейст? Хотя и сложно, но в каких-то пределах, это, очевидно, все-таки возможно, и советские исследователи пытаются это делать. По расчетам исследователя Винокурова , большая часть событий, связанных с полтергейстом, происходит в вечерние часы, а из дней недели – по субботам и воскресеньям (в 1,5-4 раза чаще, чем в остальные дни). При этом, чем интенсивнее вспышка, тем быстрее следует затухание. Другая закономерность – объектом воздействия полтергейста чаще оказываются диэлектрики – мебель, одежда, ткани. Металлические изделия оказываются объектом его воздействия значительно реже. Систематизировать события возможно также и по тому, как они группируются. Исследователь феномена Фоменко отмечает, что довольно часто один за другим опрокидываются или переворачиваются холодильник, кровать, сервант, т.е. тяжелые предметы. Серией идут также раскачивание и разбивание люстр, отвинчивание ножек у кушеток и приемников.

Вообще же в самом количестве версий и объяснений полтергейста недостатка нет. Что касается множественности предполагаемых гипотез, то в этом можно усмотреть упорство мысли, стремление на том или другом пути найти решение проблемы. Упорство достойное уважения само по себе. Если бы нужно было вычленить суть предполагаемых гипотез, я сказал бы, что она заключается в попытке примирить феномен с привычными реальностями мира, в котором мы живем, заставить его вписаться, если не в физические законы, то хотя бы в логику нашего мира...

Говорит руководитель секции по изучению аномальных явлений (г. Горький) Ермилов:

«...Изучение явления заставило нас склониться к тому, чтобы признать существование неких тонких структур. Это структуры, имеющие свойство разумности, могут реагировать, подчиняясь определенным командам. Некоторые экстрасенсы говорят, что видят такие структуры, описывают их. По их описаниям, выглядят они разнообразным образом: в случаях, связанных с полтергейстом, упоминают, в частности, антропоморфные формы. С этим, возможно, бывает связано и восприятие призраков человеческих фигур, часто сопровождающих феномен... Иногда это могут быть формы, напоминающие животных, но ни коем образом не воспроизводящие ни одно из известных нам, скорее это некая комбинация, напоминающая иногда страшные персонажи сказок или мифов» .

Мы рассказали Вам лишь о некоторых работах учёных, доказывающих существование невидимого Тонкого Мира. Подводя черту под сделанным нами обзором, хочется привести слова великого французского мыслителя Монтеня: «Господа, я сделал лишь букет из сорванных цветов и ничего не прибавил своего, кроме нитки, которая связывает их» .

«Разорвите нитку на клочки, если пожелаете; – добавляем мы, – что же касается букета фактов, уничтожить его нельзя, его можно только игнорировать» .

Литература

  1. Учение Живой Этики, Книга Знаки Агни Йоги. – М: МЦР, 1994-1997.
  2. Учение Живой Этики, Книга Беспредельность. Часть 1. – М: МЦР, 1994-1997.
  3. Форд А. Жизнь после смерти: Как об этом было рассказано Джерому Эллисону.– Л.: Леиздат – МП «Вестник», 1991.
  4. Дубров А. П. Реальность тонких миров: вопросы психофизики и методологии. – Парапсихология и психофизика, 1994, №2, с.54 - 57.
  5. Дубров А. П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. – М.: СП «Соваминко», 1989
  6. Шипов Г. И. Теория физического вакуума. – М.: НТ-Центр, 1993.
  7. Шипов Г. И. Явления психофизики и теория физического вакуума. – М.: МНТЦ ВЕНТ, 1992.
  8. Акимов А. Е. и др. Сознание и физический мир. – М.: Изд. Агентства «Яхтсмен», Вып.1, 1995.
  9. Волченко В. Н. Неизбежность, реальность и постижимость Тонкого Мира. – Сознание и физическая реальность, Т.1, №1-2, 1996, с.2 - 14.
  10. Бауров Ю. А. «О структуре физического пространства и новом взаимодействии в природе». – Физическая мысль в России, №1, 18-41, 1994.
  11. Лесков Л. В. Вестник МГУ, сер.7, Философия, №4, 1994.
  12. Гурвич А. Г. Избранные труды. Медицина. – М., 1977.
  13. Инюшин В. М. Элементы теории биологического поля. Алма-Ата, 1978.
  14. Адаменко В. Г., Виленская Л. Светящиеся феномены. Техника – молодёжи, 1974, № 10.
  15. Кобозев Н. И. Избранные труды, Т. 2, – М.: МГУ, 1978.
  16. Казначеев В. П., Михайлова Л. П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей. – Новосибирск: Наука, 1985.
  17. American Journal of Psychiatry. – Wash., 1980.
  18. Гуляев Ю. В., Годик Э. Э. Физические поля биологических объектов. – Вестник АН СССР, 1983, №8, с.118-125; ДАН СССР, 1984, т.277, №6.
  19. Налимов В. В. Спонтанность сознания. – М.: Наука, 1984.
  20. Лесков Л. В. Вестник МГУ, сер.7. Философия, 1994, №4.
  21. Кравченко Ю. П., Калашченко Н. В. К вопросу о регистрации электромагнитного излучения человеческого организма в целях медицинской диагностики. Парапсихология и психофизика, 1994, №4, с. 43 - 48.
  22. Кравченко Ю. П., Калашченко Н. В. Аурометр (новый метод исследования электромагнитной ауры человека). Журнал Aura – Z, 1993, №3, с.90 - 96.
  23. Погорельский М. Электрофотосфены и энергография, как доказательство существования физиологической полярной энергии. СПб, 1893.
  24. The Kirlian aura. Photographing the galaxies of life. Ed. by Stanley Krippner and Daniel Rubin. Garden City (N.Y.) Anchor press/ Doubleday, 1974.
  25. Цзян К. Ю. В. Биоэлектромагнитное поле – материальный носитель биоэнергетической информации. Журнал Aura - Z, 1993, №3, с.43 - 51.
  26. Гаряев П. П. Волновой геном. – М.: Изд-во «Общественная польза», 1994.
  27. Гаряев П. П., Юнин А.М. Факт или фантом? Энергия: экономика, техника, экология. Ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал президиума АН СССР, М.: Наука, 1989, № 10.
  28. Гаряев П. П., Леонова Е. А. Пересмотр модели генетического кода. Журнал Сознание и физическая реальность, Т.1, №1 - 2, 1996.
  29. Джан Р., Данн Б. Границы реальности. Роль сознания в физическом мире. – М.: Объединённый институт высоких температур, РАН, 1995
  30. Джан Р. Нестареющий парадокс психофизических явлений: Инженерный подход. – Журнал ТИИЭР (США), 1982, т.70, №3, с.63 -104.
  31. Крохалёв Г. П. О влиянии психической энергии на материальные явления. – Пермь: Изд-во ЗУУНЦ, 1997.
  32. Крохалёв Г. П. Биофизические механизмы патогенеза зрительных галлюцинаций. – Пермь: Изд-во ЗУУНЦ, 1997.
  33. Крохалёв Г. П. Биофизические механизмы патогенеза слуховых галлюцинаций. – Пермь: Изд-во ЗУУНЦ, 1997.
  34. Крохалёв Г. П. Шизофрения – «информационный психоз». – Пермь, 1997
  35. Журнал психических исследований. – Лондон, 1979, март.
  36. Коротков К. Г. Свет после жизни. СПб, 1994.
  37. Коротков К. Г. и др. От эффекта Кирлиан к биоэлектрографии. СПб, 1998
  38. Коротков К. Г. Экспериментальные исследования активности сознания человека после смерти. Сознание и физическая реальность, Т.1, №1 - 2, 1996.
  39. The Journal of the Institution of Engineers, vol. 60, December, 1979.
  40. Пресман А. С. Электромагнитные поля и живая природа. – М.: Наука, 1968.
  41. Профессор ВЕМЗ (В.М. Запорожец). Контуры мироздания. Тайна смерти: Жизнь продолжается. – М.: Скорина, 1994.
  42. Зайцева В. На фотографии мысль. – Газета «24 часа», №2 от 14.01.1997 с.15.
  43. Медведев Ю. Человек мыслит частицами. – Газета Известия, 1999.
  44. Кашницкий С. Смерть подобна стрижке волос. Газета «Московский комсомолец», от 24.12.1999.
  45. Моуди Р. Жизнь после смерти. Машинописный перевод Изд. Стекпоул США, 1976.
  46. Moody Raymond A. Life after Life/ Bantam Books, 1976.
  47. Kubler-Ross E. Dr. Death does not exist. The Coev. Quart. Sum., 1977.
  48. Sabom Michael B. Dr. Recollections of death. Corgi Books, 1982.
  49. Рогальская П. Жизнь не прекращается. В сб. АУМ Синтез мистических учений Запада и Востока N1, 1987 – М.:»Терра», 1990.
  50. Переселение душ: блеф или загадка? Газета «Горизонт», Алма-Ата N22 (74) от 3 июня 1989.
  51. Карпенко М. Universum Sapiens (Вселенная Разумная). – М.: 1992.
  52. Osis and Haraldson. Drs. At the hour of death. N.Y., 1976.
  53. К. Осис. Наблюдение врачей и медсестёр у смертного ложа. – Нью - Йорк, 1961.
  54. Чего не было со мной – помню... Строительная газета N177 (8944) от 2 августа 1989.
  55. Grookall R. Out-of-the Body Experiences. N.Y., 1970.
  56. Fox O. Astral Projection: A Record of Out-of-the Body Experiences. N.Y., 1962.
  57. Tart C.T. Altered States of Consciousness and Psi Phenomena. // ASPR Newsletter, 1995, vol.XX, No 1.
  58. Малдун С., Каррингтон Х. Смерть взаймы, или выход астрального тела. – Алма-Ата: Казахстан, 1992.
  59. Гроф С. За пределами мозга. – М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993.
  60. Гроф С. Целительные возможности необычных состояний сознания. Новые направления лечения и самопознания. – В кн.: «Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности». – М.: Прогресс, 1990.
  61. Странствия души. Путешествия вне тела: миф или реальность? Смоленск: Русич, 1995.
  62. Бокконе Л. НЛО – невидимая реальность.
  63. Раудиве К. Как услышать неслышимое, 1968.
  64. Винокуров И. В. Полтергейсты. – М.: Олимп, 1997.
  65. Исаков В. Т. Полтергейст – особая форма изменённого сознания. Журнал Парапсихология и психофизика, 1994, №1 с.28 - 41.
  66. Карташкин А. С. Полтергейст. – М.: Сантакс – Пресс, 1997.
  67. Прицкер Л. С. Невидимая реальность. Алма-Ата, 1991.
  68. Горбовский А. А. Незваные гости? Полтергейст вчера и сегодня. – М.: Знание, 1990. (Серия «Знак вопроса»; № 5)
  69. Блаватская Е. П. Введение к «Тайной доктрине» / В сб. Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии. – Репринт. изд. – Харьков: РИО Облполиграфиздата, 1991.
mob_info