Самарское знамя в русско турецкой войне. Самарское знамя. Так, что в Болгарии до сих пор помнят об этом

В 1876 году в Болгарии вспыхнуло народное восстание против пятивекового османского ига. Весть об этом всколыхнула всю Россию. По всей стране начался сбор пожертвований для помощи и вооружения болгарских повстанцев. Приняли в нем участие и граждане города Самары: воодушевленные известиями о героическом восстании, они решили послать в Болгарию знамя. Специально вышивались ленты на древко, ювелиры приготовили серебряные гвозди. Но самарцы отправить знамя не успели — восстание было жестоко подавлено.

Весной 1877 года Россия вступает в войну с Турцией. Конечно, царизм при этом стремился укрепить свои политические позиции на Балканах. Однако русский народ считал ее справедливой войной за освобождение угнетенных братьев.

Во главе болгарского ополчения, которое формировалось в Румынии, был поставлен генерал Н. Г. Столетов.

И вот 17 апреля Самарская дума решает передать знамя ополчению. Для его вручения в лагерь ополченцев под Плоешти были посланы Е. Т. Кожевников и П. В. Алабин. Вручение знамени состоялось в мае.

«...Войска были выведены из палаток... — пишут в своем отчете Кожевников и Алабин. — Посреди обширного пространства, обставленного войском, стояло духовенство в облачении и устроен был стол, на котором мы разложили знамя и все принадлежности для его прибивки к древку: серебряные гвозди, ремень, молоток, шило...»

После торжественного освящения знамени первый гвоздь вбил главнокомандующий русской армии, затем генерал Столетов, посланцы Самары, командиры бригад и дружин, несколько прославившихся в боях болгарских повстанцев, и среди них Церко Петкович, старик, всю свою жизнь отдавший борьбе с турками. Забив гвоздь, он, как свидетельствуют очевидцы, «сказал со слезами на глазах: «Да поможет бог пройти этому знамени из конца в конец всю болгарскую землю, да утрут им наши матери, жены и дочери свои скорбные очи, да бежит перед ним все поганое, злое, нечестивое, и да ляжет позади него мир, тишина и благоденствие».

...Далее к болгарским дружинникам от имени города Самары обратился Алабин: «...Издалека, через всю русскую землю оно нами принесено к вам, как бы в живое свидетельство того, что оно дается вам не одним каким уголком России, а всею русскою землею... Идите же под сенью, этого знамени. Пусть будет оно залогом любви к вам России... Пусть оно будет знаменем водворения в вашей многострадальной стране навсегда мира, тишины и просвещения!..»

Слова эти были встречены болгарами с неподдельным восторгом: крики «ура» и «живий» долго гремели в воздухе, сливаясь с раскатами гремевшего в то время грома, шапки летели вверх, и болгарские дружины пошли в лагерь с песнями, подняв шапки на штыки...»

На следующий день под самарским знаменем — первым военным знаменем Болгарии — были приведены к присяге все дружины.

Закончив кратковременное обучение, болгарское ополчение стало принимать активное участие в сражениях, и особенно отличилась в боях знаменосная Третья дружина, которой командовал русский офицер, подполковник Павел Петрович Калитин.

Из рапорта генерала Столетова о сражении под Эски-Загрою (ныне Стара-Загора), где была остановлена армия Сулеймана-паши, рвавшаяся в тыл русских войск к Шипкинскому перевалу:

«...Четырем некомплектным дружинам ополчения выпало на долю оборонять позицию более четырех верст протяжения... Особенно важное стратегическое значение приобрел левый фланг нашей позиции, как ключ горного ущелья, занятие которого угрожало уничтожением всему ополчению...

Видя, что Третья дружина занимает сравнительно худшую позицию, чем турки, скрытые виноградником и кукурузой, подполковник Калитин поднял цепь и двинулся вперед под сильным ружейным огнем. Во время этого наступления ранены в ногу штабс-капитан Усов и подпоручик Бужинский. Первый из них пытался еще идти вперед, ободряя ополченцев словами: «С богом, юнацы, напред!», и тут же пал мертвым...»

Генерал Столетов подробно описывает ход боя, который вела Третья дружина, воинское мастерство и незаурядное мужество Калитина, его офицеров — Федорова, Попова, командиров рот, отважную штыковую атаку, остановившую наступление турок. «...Огонь ополченцев еще спорил с противником за поле сражения, но турецкие пули обезлюдили дружину... Переходя с позиции на позицию, люди 3-й дружины падали один за другим... Знаменный унтер-офицер Аксентий Цымбалюк, раненный в живот, упал, причем сломалось древко. Приподнявшись, он продолжал идти, не соглашаясь отдать никому вверенной ему святыни... и передал ее только по распоряжению дружинного командира.

Принявшие после Цымбалюка знамя два унтер-офицера тоже пали, как и все знаменные ряды. Тогда знамя взял сам подполковник Калитин, но тотчас был поражен пулею насмерть. Из боя знамя было вынесено унтер-офицером Фомой Тимофеевым. Поручик Живарев, видя смерть подполковника Калитина, раненный сам, пытался вынести своего начальника, но люди, помогавшие ему, были перебиты. Наконец поручику Живареву удалось положить тело на лошадь, но в тот момент, когда она трогалась со своей ношей, турецкая пуля убила ее на месте.

Резервов давно уже не было... Перекрестный огонь противника вынес из строя около половины людей...

В продолжение четырех тяжелых часов двухтысячный отряд людей, собравшихся под знамена всего три месяца назад, твердо держался против лучшей части турецких армий Сулеймана-паши — и упорно спорил за поле битвы...»

Подвиг русско-болгарского отряда стал подлинным испытанием боевого содружества и имел огромное тактическое и стратегическое значение для всей войны. Турецкая армия три недели собиралась с силами для нового наступления, что позволило русским войскам укрепить Шипку.

Эти события отстоят от наших дней на столетие. Но, занимаясь поисками архивных документов и свидетельств, связанных с самарским знаменем, я еще раз убедился, что подвиги, героизм никогда не остаются в истории лишь некими музейными экспонатами, а эстафетой идут от поколения к поколению.

Совершенно неожиданно для себя я встретился с именем Калитина в воспоминаниях Маршала Советского Союза Бориса Михайловича Шапошникова.

Рассказывая о своей службе в царской армии, в частности о Первом Туркестанском батальоне, который стоял в Ташкенте, Б. М. Шапошников пишет: «В старой армии поощрялся принцип совместной службы братьев в одной стрелковой части, и вот одновременно в 1-м Туркестанском батальоне служили четыре брата Калитиных и четыре брата Федоровых — восемь родственников из общего штатного состава 26 офицеров.

В 1877 году старший из Калитиных, Павел Петрович, капитан Федоров и поручик Попов по собственному желанию были командированы в действующую Дунайскую армию. Калитин был назначен командиром дружины болгарского ополчения, а Федоров и Попов командовали в ней ротами...»

Далее, описывая известный бой под Эски-Загрой, Б. М. Шапошников приводит такие подробности подвига Калитина, вероятно, рассказанные ему младшими братьями героя: «Дважды легко раненный Калитин соскакивает с коня, хватает знамя, вскакивает снова на коня и со знаменем в руках кричит своей дружине: «Ребята! Знамя наше с нами! Вперед — за ним, за мной!» Воодушевленные ополченцы бросились за своим командиром, турки дрогнули, но в это время три пули пробили грудь Калитина. Вокруг упавшего с коня командира произошла жестокая штыковая атака. В этом же бою были убиты и оба ротных командира — капитан Федоров и поручик Попов...

Во время моей службы был поставлен на средства, собранные офицерами, памятник павшим бойцам батальона, в том числе Калитину, Федорову и Попову. Он стоял в сквере перед казармами батальона.

Память о старшем Калитине свято хранилась в батальоне. Веселый и жизнерадостный, Калитин, по воспоминаниям старожилов, был смелым в бою и веселым в повседневной жизни.

Из четырех братьев Федоровых я застал в батальоне двух...»

Вот как не умирает подвиг, как живут в памяти поколений герои, их как живых вспоминает уже в наши дни советский маршал.

Интересно, сохранился ли под Ташкентом этот памятник?

И, наконец, связь времен привела меня к генерал-майору Советской Армии Георгию Николаевичу Караеву, сыну героя болгарского ополчения Николая Караева — ординарца легендарного Калитина.

Город на Неве. В старом доме, в квартире со старинной массивной мебелью, основательными книжными шкафами, с картинами исторических сражений под Эски-Загрой, у легендарной Шипки, под Плевной, портретами коренастого чернобородого воина в черкеске, его оружием на бархатной глади ковра, меня встречает высокий, статный, невзирая на преклонный возраст, подвижный человек.

— В те далекие времена отца, вероятно, назвали бы «диким горцем», — говорит Георгий Николаевич. — Родился он в горном осетинском ауле Цмти, был неграмотен, но смел, справедлив, добр и внимателен к людям. Так мне рассказывали о его юности долгожители аула, в частности, Асиат Кантемирова, умершая всего несколько лет назад. Помнит она и как провожали отца в поход, на войну. Как уж дошло до горного селения, что в Боснии и Герцеговине вспыхнуло восстание против турок, сказать трудно, но только отец вместе с группой добровольцев отправился бороться за свободу в Сербию еще в 1876 году. За храбрость был произведен в подпоручики, награжден серебряной медалью и орденом.

— Значит, он был уже офицером к началу русско-турецкой войны?

— Точнее, офицером сербской армии. Однако, узнав, что Россия вступила в войну с Турцией, отец тут же направился в Румынию, где формировалось болгарское ополчение, и обратился к генералу Столетову с просьбой о зачислении его рядовым дружинником. Так его и зачислили в Третью дружину к подполковнику Калитину, как он и просил в своем рапорте — «в число охотников».

Когда ополчение включилось в военные действия, отец часто ходил в разведку, участвовал более чем в восьмидесяти боях.

— И в знаменитом сражении под Эски-Загрой тоже?

— Конечно. Более того, он накануне боя был послан в разведку и лично докладывал генералу Столетову о расположении войск Сулеймана-паши. Было это 18 июля, а на следующий день и произошли те самые схватки, что прославили болгарское ополчение и особенно ее Третью дружину. Как ординарцу командира, отцу приходилось под огнем передавать распоряжения Калитина, самому участвовать в рукопашной. Он часто вспоминал Эски-Загру...

Георгий Николаевич прервал свой рассказ и достал из папки копию свидетельства начальника штаба болгарского ополчения подполковника Рынкевича, который тоже участвовал в этом бою вместе с дружиной Калитина.

«Перекрестный огонь вывел из строя почти половину дружины. Ополченцы не успевали наклониться, чтобы оказать помощь раненому, как тут же падали, подкошенные пулями противника. Ополченец Николай Дудар («это прозвище, полученное Николаем Караевым еще на родине», — объяснил Георгий Николаевич), ординарец командира дружины, после смерти последнего отдал свою лошадь раненому ротному командиру и, отстреливаясь, продолжал отступать пешком. Турки, увидев человека в черкеске, стрелявшего в них, сразу окружили Дудара, пытаясь взять его в плен живым. Но храбрый воин не растерялся: выхватив саблю и кинжал, он тут же уложил шесть человек и продолжал отступать к своим...»

Прочитав эти строки, я невольно бросил взгляд на оружие героя, мирно висевшее на стене. Перехватив мой взгляд, генерал Караев улыбнулся:

— Тут я могу внести маленькую поправку со слов отца: он действовал не только кинжалом, но еще и ружьем, которое выхватил у одного из турок. Уложил он пятерых, а шестой бежал. За этот бой отец был награжден своим первым Георгиевским крестом.

— Георгий Николаевич, а пистолет, что висит на стене?..

— Трофей. Однажды отец ехал мимо болгарского селения и увидел турка, тащившего за волосы болгарку, за юбку которой цеплялась плакавшая девочка. Отец поспешил на выручку, а тут выскочил еще турок на коне. Одного отец уложил из пистолета, второй выстрелил в него, но промахнулся и, развернув коня, стал уходить. Отец настиг его... Это пистолет того самого турка...

— А после — бои на Шипке?

— Да, как раз в августе 1877 года болгарское ополчение помогало русским войскам отражать наступление армии Сулеймана-паши и четыре месяца удерживало в своих руках этот вошедший в историю перевал. Снова схватки с превосходящим противником, невыносимая жара и катастрофическая нехватка воды. На все наши войска было только три источника, которые, как и путь к ним, находились под непрерывным обстрелом турок. Вот познакомьтесь, что писал один из участников этой эпопеи...

Георгий Николаевич снова подошел к отцовскому шкафу и достал книгу, изданную тоже почти сто лет назад, — «Сборник военных рассказов, составленных офицерами — участниками войны 1877—1878 гг.». Открыв томик с торчавшими из него закладками, генерал передал книгу мне. Там было отчеркнуто следующее.

«Дорога, ведущая к ключу... усеялась трупами, служившими некоторым образом живой траншеей, да, именно живой траншеей, потому что солдаты, идя впоследствии за водой, проползали между трупами своих же товарищей и этим не представляли для неприятеля слишком видимой цели, а кого мертвый товарищ не прикрывает, того пуля застигала, и он, бедняга, превращался в траншею... Так вот что значило в то время вызваться охотником за водой. А охотники вызывались часто, чему свидетельствует длинная густая цепь трупов».

Потом прочел я свидетельство и самого Столетова: «Мы посылали за водой все равно что на расстреляние».

— ...Вот так добывали воду, в том числе и отец. Во время одной из таких вылазок он был ранен в ногу. Вообще-то он три раза был ранен, но строя не оставлял.

Вот, скажем, моя запись рассказа отца, когда ему было поручено преградить путь туркам, взорвав фугас.

«Самое трудное — точно определить время, когда надо поджечь этот проклятый шнур. Турки приближаются, слышу их голоса, а огонь высечь не могу. То ли руки дрожат, то ли трут отсырел, не знаю. Ну, думаю, конец мне пришел... Пытаюсь еще раз, и вдруг искра! Загорелся шнур. Бросился бежать к своим, не тут-то было, турки увидели, открыли огонь. Залег... А в этот момент как рванет! Меня оглушило, засыпало землей, не помню, как выбрался и дополз до своих. Говорили, что потерял сознание, когда в своих окопах оказался...

— Мы тебе тогда голову водой окатили, — сказал один из сидевших в кабинете, — последнюю на тебя вылили...

— А турок там полегло при взрыве... — добавил другой, — я сам ходил потом смотреть...»

— Как сложилась дальнейшая судьба вашего отца?

— После тяжелого ранения и госпиталя отец снова вернулся в строй и воевал до конца кампании. За Шипку был награжден вторым Георгиевским крестом, почетным оружием, а всего семнадцатью русскими, болгарскими, сербскими, румынскими орденами и медалями. По представлению генерала Столетова был произведен в прапорщики. Служил в Петербурге, занимался самообразованием, встретил мою мать — студентку-бестужевку. А меня назвал Георгием в ознаменование того, что был георгиевским кавалером. Сами понимаете, что под влиянием рассказов отца я не мыслил себе иного пути, чем служба в армии. В 1910 году поступил в военное училище и подпоручиком вышел в 145-й Новочеркасский пехотный полк. С этим же полком пошел в 1914 году на фронт. Правда, воевать долго не пришлось, был тяжело ранен, долго лечился. Сразу же после Октябрьской революции вступил добровольно в Красную Армию.

Отец мой умер в 1919 году. Я старался быть верным памяти отца, когда воевал против Юденича, с Колчаком сражался, против Врангеля в Крыму... К началу Отечественной войны командовал бригадой, потом блокадный Ленинград — в одной из военных академий готовил кадры для фронта, затем долгие годы заведовал кафедрой военной истории... И это тоже связано с отцом: ведь желание узнать как можно больше о русско-турецкой войне и стало началом моего увлечения военной историей...

Я знал, что Георгий Николаевич, выйдя в 1955 году в отставку, продолжал заниматься историей военного искусства. Пять лет он возглавлял экспедицию Академии наук СССР по определению места Ледового побоища на Чудском озере в 1242 году, не оставлял своих исследований, связанных с русско-турецкой войной. Боевой дружбе русских воинов и болгарских ополченцев посвящена его книга «Не смолкнет слава этих дней», изданная в Болгарии. Член правления Общества советско-болгарской дружбы и председатель правления Ленинградского отделения этого общества, Георгий Николаевич Караев сейчас завершает составление альбома всех наград, медалей и знаков боевой дружбы наших народов. Мало кому известно; например, что в честь похода киевского князя Святослава в 971 году и его борьбы совместно с болгарами против Византии было выпущено 11 памятных медалей. На других медалях запечатлены славные победы Румянцева, Суворова, освободительной русско-турецкой войны. Особенно интересна специальная медаль с надписью: «Сеющие со слезами будут пожинать с радостью. В честь освобождения Болгар».

На двух славянских языках — русском и болгарском — одинаково звучит и одинаково будит воспоминания дорогое обоим народам, священное слово Шипка... На вершине, названной именем генерала Столетова, воздвигнут болгарами памятник Свободы. Над мраморным саркофагом стоят в вечном карауле братья-воины: русский солдат и болгарский ополченец...

Вот уже столетие приходят на Шипку болгары поклониться священным могилам храбрецов, восстановить перед мысленным взором героические картины минувших битв на бережно сохраненных русских редутах, батареях, постоять у орудий среди нагромождения скал неприступного Орлиного гнезда...

Отчизна нам безмерно дорога,

И мы прошли по дедовскому следу.

Чтоб уничтожить лютого врага

И утвердить достойную победу.

Эти строки на одном из памятников у деревни Шипки написал советский воин.

А в книге посетителей музея Освобождения Плевны я прочел такую запись: «В детстве я слышал от дедушки о Плевне и боях за освобождение Болгарии от турецкого ига. В ходе Великой Отечественной войны 1941—1945 годов мне выпало дойти до Болгарии. Вспомнились рассказы дедушки, потом пришло письмо от него, в котором сообщались подробности боев под Плевной. Десять месяцев я мечтал посетить Плевенский музей и вот сегодня — 25 сентября 1945 года — его посетил. Очень счастлив увидеть, как наши русские богатыри помогали болгарскому народу освободиться от турок.

Выражаю глубокую благодарность болгарскому народу, который сумел сохранить великую память о русских.

Я лейтенант, мне 32 года, а деду моему 114-й год, но он жив и гордится, что освобождал Плевен. Тут я увидел знамя гвардейского Павловского полка, это полк моего деда, а его внук — тоже гвардеец и гордится этим званием. Уверен, что пройдут годы, и мой сын Владимир прочтет эти строки, и ему не будет стыдно за своих отца и прадеда.

Гвардии лейтенант Василий Луговский».

А самарское знамя еще раз побывало в России. В 1961 году его любовно восстановили советские реставраторы, и вновь оно вернулось в Болгарию.

Каждый год в начале весны Болгария отмечает свой национальный праздник - День освобождения от османского ига. 139 лет назад, 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1878 года, между Российской империей и Турцией в местечке Сан-Стефано был подписан договор, положивший конец Русско-турецкой войне и сыгравший огромную роль в вызволении из-под чужеземного владычества балканских народов.

У каждого субъекта Российской Федерации , как известно, есть своя символика. Флагом Самарской области является сегодня красно-бело-голубой триколор с областным гербом в центре. Этот символ - связующее звено между нынешним днем и ушедшими в историю временами, когда русский и болгарский народы сражались рука об руку за освобождение славян.

Весной 1876 года в Болгарии разгорелось антиосманское восстание, известное как Апрельское. Оно было жестко подавлено турецкими властями, но стало той искрой, из которой разгорелось пламя Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

В знак солидарности с восставшими болгарами жители Самары создали знамя, вышитое монахинями Иверского женского монастыря. Это было полотнище размером 1,85×1,90 м, сшитое из шелковых полотен красного, белого и синего цветов. В центре полотнища помещены были изображения Богоматери и святых Кирилла и Мефодия в золотом кресте, вышитые по рисунку санкт-петербургского художника Николая Симакова . А серебряный наконечник флагштока был выполнен в византийском стиле по эскизу графа Рошфора. К древку были прикреплены ленты, на одной из которых красовалась надпись «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его», а на другой - «Самара - болгарскому народу, 1876».

Самарская городская дума постановила отвезти это знамя великому князю Николаю Николаевичу, а затем передать болгарским добровольцам-дружинникам.

Привезенное из России знамя было вручено самарской делегацией (это были городской голова Ефим Кожевников и гласный самарской думы Петр Алабин) болгарским ополченцам недалеко от города Плоешти 18 мая 1877 года. Флаг был передан Знамённой роте болгарского ополчения - 3-й роте из 3-й дружины.

На торжественной церемонии трехцветное полотнище золотыми гвоздями было прибито к древку. Последний гвоздь вбил старый воевода Цеко Петков, сказав при этом: «Для того Господь дал святое знамя, чтобы пройти от края до края многострадальную болгарскую землю. Пусть наши матери, жены и сестры осушат им свои печальные очи, и пусть придет мир и процветание!»

Болгарские ополченцы сражались с этим знаменем в битве за Стара-Загору и Нова-Загору, за Шипку и Шейново.

В Болгарии этот флаг, ставший одним из символов национальных вооруженных сил, известен как «Самарско знаме». После Русско-турецкой войны это уникальное полотнище хранилось в Радомире , где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский дворец в Софии (ныне - Национальная художественная галерея), где хранилось до 1946 года. В настоящее время знаменитое Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии, в отдельном помещени с особыми условиями и под усиленной охраной. И еще: Самарское знамя - единственное полотнище, награжденное болгарским орденом «За храбрость», который позднее был помещен в богато украшенный наконечник флагштока.

«Самарско знаме» стало настоящим символом боевого содружества русской армии и болгарских ополченцев времен Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Антиосманские восстания братьев-славян в Боснии и Болгарии вызвали в России мощный резонанс и общественный подъем. Самарцы, конечно, были не единственными подданными Российской империи, выражавшими словом и делом солидарность с порабощенными болгарами. Энтузиазм охватил всю огромную страну. В пользу балканских славян собирались средства, многие выражали готовность сражаться на Балканах. Зверства головорезов-башибузуков при подавлении Апрельского восстания в Болгарии шокировали весь мир. И западники, и славянофилы были единодушны в том, что надо помочь страдающим от османского ига собратьям. Разница была в акцентах: одни требовали защитить православие, другие - освободить болгар…

После того как турецкий султан отверг выработанный по российской инициативе проект реформ для балканских славян, в апреле 1877 года Россия объявила войну Турции. В высочайшем манифесте, подписанном Александром II, было сказано: «Всем нашим любезным верноподданным известно то живое участие, которое мы всегда принимали в судьбах угнетенного христианского населения Турции. Желание улучшить и обеспечить положение его разделял с нами и весь русский народ, ныне выражающий готовность свою на новые жертвы, для облегчения участи христиан Балканского полуострова».

Боевые действия Русско-турецкой войны велись на Балканах и на Кавказе. В союзе с русскими войсками сражались отряды болгарских ополченцев - ими командовал генерал-майор Николай Григорьевич Столетов. К маю 1877 года Столетовым было сформировано 6 дружин болгарских добровольцев численностью более 5000 человек.

В горах и на равнинах Болгарии русские солдаты сражались не ради территориальных приобретений, а с тем, чтобы помочь делу вызволения славян-единоверцев из неволи.

Это была тяжелая, кровавая война, в которой удача то улыбалась одной из сторон, то ускользала из рук. Одно из самых нелегких сражений разыгралось на Шипкинском перевале, который обеспечивал кратчайший путь на Константинополь. Неудивительно, что турки ради спасения своей столицы были готовы на все, чтобы выбить оттуда противника. Туда были брошены значительные силы, наступления следовали за наступлениями. В героической обороне Шипки болгарские ополченцы под командованием генерала Столетова сражались рядом с русскими солдатами под командованием генералов Дерожинского и Радецкого. Турки численно превосходили - в несколько раз! - русско-болгарские войска, страдавшие к тому же от нехватки боеприпасов и сильной жары. Однако, несмотря на значительные потери, защитники Шипки не отступили и не сдались. Планы турецкого командования были нарушены, а русским и болгарам удалось не потерять важный стратегический рубеж. Именно на Шипке традиционно проводятся самые важные мероприятия, посвященные Дню освобождения Болгарии от османского ига.

К концу 1877 года капитулировал турецкий гарнизон Плевны, русская армия перешла в наступление. В январе 1878 года русские войска заняли Адрианополь, подойдя к стенам Константинополя (Стамбула). И только угрозы со стороны Великобритании и Австро-Венгрии заставили русское командование воздержаться от занятия османской столицы.

Пушки замолчали - заговорили дипломаты. Сан-Стефанский мирный договор был выгоден и России, и балканским государствам. Он признавал независимость Сербии , Черногории и Румынии (при этом их территории увеличивались). Создавалось новое автономное славянское княжество на Балканах - Болгария, которое включало территории от Дуная до Эгейского моря, от Черного моря до Охридского озера, и должно было два года находиться под русским управлением, после чего получить полную автономию, выплачивая Турции номинальную дань.

Но под давлением западных держав - особенно Великобритании, получившей от Турции «взятку» в виде Кипра , - пришлось пересматривать условия Сан-Стефанского договора. Для этого в Берлине был созван международный конгресс, закончившийся тем, что территорию Болгарского княжества сильно урезали - ее южные границы были отодвинуты за Балканский хребет. И тем не менее кровь русских солдат и болгарских дружинников была пролита не зря. На политической карте Европы появилось новое государство - княжество Болгария. Формально оно еще подчинялось Османской империи, но фактически было самостоятельным (а в 1908 году провозгласило себя независимым царством).

На болгарской земле были установлены сотни памятников русским воинам, павшим за освобождение этой страны от османского ига. Надпись на известняковом мемориале, поставленном в 1899 году в селе Негушево близ Софии, гласит: «Поклонись, Болгария, могилам, которыми ты усеяна». Поклонимся и мы памяти павших на той войне…

«Самарское Знамя» - это цикл мероприятий, акций и программ, приуроченных к годовщине (140 лет) исторического события, связанного с освобождением народов Балканского полуострова от 500-летнего османского ига. Самарское Знамя - символ победы России в русско-турецкой войне, символ освобождения братских народов, символ подвига российского солдата и офицера, чести, доблести, непобедимости духа и славы российского воинства, народа, готового всегда прийти на помощь. Историческое знамя хранится, как святыня в Национальном музее военной истории Болгарии в Софии. Оно выставляется раз в пять лет и тысячи людей, отстаивая многотысячные очереди, приходят поклониться ему. В столетнюю годовщину знаменитого боя на Шипке в Стара-Загоре соорудили 50-метровый мемориальный комплекс, посвященный Самарскому Знамени. Историю знамени в Болгарии знает и стар и млад, а в России, даже в Самаре ее знают далеко не все. Проект «Самарское Знамя» направлен на популяризацию великой истории страны для подрастающего поколения. В рамках проекта будут проведены единые уроки истории во всех общеобразовательных, среднеспециальных и высших учебных учреждениях региона, интеллектуальные часы, областные юношеские краеведческие Головкинские чтения, творческие конкурсы, посвященные истории Самарского Знамени, литературные гостиные с участием историков, краеведов и автора романа «Самарское Знамя» Алексея Солоницына. В Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина будет оформлен тематико-экспозиционный комплекс «Самарское Знамя» для последующего проведения интерактивных занятий со школьниками. Будет издан дополнительным тиражом роман известного писателя, кинодраматурга, члена Союза писателей и Союза журналистов России Алексея Солоницына «Самарское Знамя». Книги будут переданы в учреждения образования и культуры всех муниципальных районов и городских округов Самарской области. Так же будет подготовлена передвижная выставка, посвященная истории Самарского Знамени, событиям русско-турецкой войны и городам побратимам. Изготовлен документальный фильм с использованием архивных документов и материалов. Основное события проекта пройдут в мае 2019 года. Это будет реконструкция битвы за Шипку на Жигулевских горах. В реконструкции примут участие военно-исторические клубы регионов Приволжского федерального округа и других субъектов Российской Федерации. На торжественные мероприятия будут приглашены руководители общественных организаций, молодежных объединений и правительственных структур Республики Болгария.

Цели

  1. Сохранение памяти о важных исторических событиях, международной политики страны

Задачи

  1. Патриотическое воспитание подрастающего поколения
  2. Популяризация неизведанных страниц российской истории и вклада самарских жителей в мировую историю
  3. Реконструкция исторического события

Обоснование социальной значимости

История Самарского Знамени связана с развернувшейся на Балканах борьбой славянских народов против 500 летнего османского ига. Летом 1875 года антитурецкое восстание вспыхнуло в Боснии и Герцеговине, в апреле следующего года восстала Болгария, а еще через два месяца Сербия и Черногория начали войну с Турцией. Эти события вызвали живой отклик в православной России. Тысячи русских добровольцев отправились на Балканы, в числе которых были и самарские полки. В Самаре зародилась мысль о создании знамени, инициатором изготовления которого стал гласный Думы Петр Алабин. Эскиз изготовил петербургский художник Николай Симаков. Знамя вышили монахини Иверского монастыря. Оно прошло по Самаре, многотысячным крестным ходом и было отправлено в Москву. Здесь, после освещения на мощах митрополита Алексия, знамя было выставлено в Кремле для всеобщего обозрения и поклонения. Далее знамя было доставлено в Болгарию и передано великим князем Николай Николаевичем 3-й дружине болгарского ополчения. Этот факт отражен в художественных произведениях Василия Верещагина. Знамя вело солдат в боях за Стара-Загору и Ново-Загору, Шипку и Шейново.Оно стало Знаменем Победы, Знаменем-Героем, награжденным болгарским орденом «За храбрость» I степени. Петр Алабин стал первым Губернатором Софии, а Самарскому Знамени в Болгарии был сооружен масштабный мемориальный комплекс. После войны знамя хранилось в музеях Болгарии в особых условиях, ему посвящены научные монографии, художественные произведения, почтовые марки и настольные медали. В День освобождения Болгарии люди выходят на праздник с копиями Самарского Знамени. Эту историю должны знать и помнить жители России. Мы чтим и помним историю Великой отечественной войны, но ведь были и другие войны, которыми мы по праву должны гордиться! Знать героев и события русско-турецкой войны – это осознавать, что наши предки подарили свободу от 500 летнего османского ига всем странам Балканского полуострова, защитили христианскую веру! История Самарского Знамени - важное событие не только для Самарской губернии, но и страны в целом, как вклад наших потомков в мирное существование Европы, государственность многих стран. Очень важно сохранять память о тех событиях, ведь это история наших предков. Жители Самарской области чтят исторические события, братство дружеских народов, славянские корни и понимают важность сохранения этой истории для подрастающего поколения.

Полотно, вышитое монахинями Иверского женского монастыря , было подарено жителями Самары болгарским ополченцам во время Русско-турецкой войны .

Флаг был передан Знамённой ротой болгарского ополчения - 3-й роте из 3-й дружины. Ополченцы сражались с ним в битве за Стара-Загору и Нова-Загору , за Шипку и Шейново .

Сначала знамя хранилось в Радомире , где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский Дворец в Софии (сейчас - Национальная художественная галерея), где хранилось до 1946 года . Сейчас знаменитое Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии в отдельном помещении с особыми условиями и под усиленной охраной.

Самарское знамя - единственное полотнище, награждённое Орденом «За храбрость» республики Болгария, который позднее был помещён в богато украшенный наконечник флагштока.

Современный флаг Самарской области , утверждённый в 1998 году , взял за основу именно Самарское знамя.

Копии знамени

Первые копии знамени были изготовлены в 1958 году . Одна из них была передана Центральному Военному Музею СССР. Ещё два полотна были сделаны позже: первое - в 1978 году в мастерской Михаила Малетского, а другое было вышито для Национального музея военной истории Болгарии в 2006 году послушницами Монастыря Покрова Святой Богоматери.

11 августа 2008 года депутат Народного собрания Болгарии Евгений Жеков и вице-мэр города Стара-Загора Мария Динева привезли в Самарскую область копию знамени, которое было изготовлено одним из наиболее известных художников Болгарии - Димо Геновым. Болгарская делегация передала знамя Иверскому монастырю.

Источники

  • (недоступная ссылка - история ) . Samara.ru. Проверено 25 ноября 2006. .

Напишите отзыв о статье "Самарское знамя"

Отрывок, характеризующий Самарское знамя

– Si l"on marchait par un temps comme celui la… [В такую бы погоду в поход идти…] – начал он.
Пьер расспросил его, что слышно о выступлении, и капрал рассказал, что почти все войска выступают и что нынче должен быть приказ и о пленных. В балагане, в котором был Пьер, один из солдат, Соколов, был при смерти болен, и Пьер сказал капралу, что надо распорядиться этим солдатом. Капрал сказал, что Пьер может быть спокоен, что на это есть подвижной и постоянный госпитали, и что о больных будет распоряжение, и что вообще все, что только может случиться, все предвидено начальством.
– Et puis, monsieur Kiril, vous n"avez qu"a dire un mot au capitaine, vous savez. Oh, c"est un… qui n"oublie jamais rien. Dites au capitaine quand il fera sa tournee, il fera tout pour vous… [И потом, господин Кирил, вам стоит сказать слово капитану, вы знаете… Это такой… ничего не забывает. Скажите капитану, когда он будет делать обход; он все для вас сделает…]
Капитан, про которого говорил капрал, почасту и подолгу беседовал с Пьером и оказывал ему всякого рода снисхождения.
– Vois tu, St. Thomas, qu"il me disait l"autre jour: Kiril c"est un homme qui a de l"instruction, qui parle francais; c"est un seigneur russe, qui a eu des malheurs, mais c"est un homme. Et il s"y entend le… S"il demande quelque chose, qu"il me dise, il n"y a pas de refus. Quand on a fait ses etudes, voyez vous, on aime l"instruction et les gens comme il faut. C"est pour vous, que je dis cela, monsieur Kiril. Dans l"affaire de l"autre jour si ce n"etait grace a vous, ca aurait fini mal. [Вот, клянусь святым Фомою, он мне говорил однажды: Кирил – это человек образованный, говорит по французски; это русский барин, с которым случилось несчастие, но он человек. Он знает толк… Если ему что нужно, отказа нет. Когда учился кой чему, то любишь просвещение и людей благовоспитанных. Это я про вас говорю, господин Кирил. Намедни, если бы не вы, то худо бы кончилось.]
И, поболтав еще несколько времени, капрал ушел. (Дело, случившееся намедни, о котором упоминал капрал, была драка между пленными и французами, в которой Пьеру удалось усмирить своих товарищей.) Несколько человек пленных слушали разговор Пьера с капралом и тотчас же стали спрашивать, что он сказал. В то время как Пьер рассказывал своим товарищам то, что капрал сказал о выступлении, к двери балагана подошел худощавый, желтый и оборванный французский солдат. Быстрым и робким движением приподняв пальцы ко лбу в знак поклона, он обратился к Пьеру и спросил его, в этом ли балагане солдат Platoche, которому он отдал шить рубаху.
С неделю тому назад французы получили сапожный товар и полотно и роздали шить сапоги и рубахи пленным солдатам.
– Готово, готово, соколик! – сказал Каратаев, выходя с аккуратно сложенной рубахой.
Каратаев, по случаю тепла и для удобства работы, был в одних портках и в черной, как земля, продранной рубашке. Волоса его, как это делают мастеровые, были обвязаны мочалочкой, и круглое лицо его казалось еще круглее и миловиднее.
– Уговорец – делу родной братец. Как сказал к пятнице, так и сделал, – говорил Платон, улыбаясь и развертывая сшитую им рубашку.
Француз беспокойно оглянулся и, как будто преодолев сомнение, быстро скинул мундир и надел рубаху. Под мундиром на французе не было рубахи, а на голое, желтое, худое тело был надет длинный, засаленный, шелковый с цветочками жилет. Француз, видимо, боялся, чтобы пленные, смотревшие на него, не засмеялись, и поспешно сунул голову в рубашку. Никто из пленных не сказал ни слова.

Мы продолжаем рубрику, где эксперты из разных областей отвечают на вопросы о Самаре, которые пользователи Рунета задают «поисковикам». Все эти вопросы так или иначе относятся к особенностям нашего города или его жителей, а ответы на них помогут узнать что-то новое о Самаре, её истории и месте в стране и мире.

Сегодня мы отвечаем на вопрос: «Как самарцы помогали Болгарии?» Мы задали его краеведу, журналисту и жителю болгарского города Стара-Загора — они вспомнили героическую битву за Шипку, рассказали о тщательно охраняемых частичках Самары внутри Болгарии и предались ностальгии по плетению мартеничек.

Морально и материально

Игорь Махтев, краевед:

— Первый ответ, который приходит в голову, — это история о знамени, подаренном Самарой болгарским ополченцам в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Это знамя стало впоследствии символом вооружённых сил Болгарии, единственным полотнищем, награждённым болгарским орденом «За храбрость». Сейчас знаменитое Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии.

Изготовили знамя в 1876 году монахини Иверского монастыря по эскизам самарского художника Симакова. На полотнище из панславянских цветов (синий, белый, красный) в чёрном кресте, украшенном золотым орнаментом, они изобразили Кирилла и Мефодия, а на другой стороне — икону Иверской Божией Матери. Знамя в румынский город Плоешти, где формировались полки болгарского ополчения, повёз голова города Самары Е.Т. Кожевников в сопровождении гласного городской думы П.В. Алабина. Стяг был передан знамённой роте болгарского ополчения - 3-й роте из 3-й дружины. Ополченцы сражались с ним в битве за Стара-Загору и Нова-Загору, за Шипку и Шейново. Копии Самарского знамени хранятся в Москве, в Самаре и городе Холме Новгородской области, откуда родом подполковник Павел Калитин, командир 3-й дружины ополченцев, погибший с Самарским знаменем в руках.

Помощь самарцев братьям-болгарам не ограничилась духовными символами. 11 сентября 1876 года «Губернские ведомости» опубликовали «Обращение к самарцам».

«Соединенная комиссия наличных в Самаре членов славянских и благотворительных комитетов Московского и Петербургского, в виду настоящей нужды означенных комитетов в деньгах и на снабжение отравляющихся в Сербию волонтеров, имеет честь всепокорно просить горожан и жителей Самарского края благоволить доставить свои пожертвования в назначенную комиссию ее казначею — городскому голове Кожевникову или на имя одного из ее членов».

Обращение подписали члены славянских комитетов Е.Т. Кожевников, М.С. Крылов, Л.Н. Ященко, П.В. Алабин.

Вскоре от самарцев стали поступать вещи и драгоценности: от полковника И.А. Лишина — бриллиантовое кольцо в 35 рублей, от Курлина — золотые карманные часы, от А.Н. Хардина — два гранёных аметиста для серёг или запонок, от Орефьева — 8 револьверов в чехлах, от П.С. Субботина — цибик кяхтинского чая. Е.Н. Аннаев принёс большие столовые часы, Е.К. Рихтер — большую картину в вызолоченной раме и ридикюль из слоновой кости, П.В. Алабин передал десять фотографических рисунков…

17 апреля 1877 года на экстренном заседании городской думы городской голова Е.Т. Кожевников сообщил собравшимся о Манифесте Александра II от 1 апреля об объявлении войны Турции и заявил о необходимости «принести посильную помощь святому делу освобождения от турецкого ига наших братьев по вере и крови — славян».

Дума постановила: от имени граждан города Самары ассигновать двадцать пять тысяч рублей в непосредственное распоряжение императрицы Марии Александровны, покровительницы Общества попечения о больных и раненых воинах.

Помощь не только материальная. Для многих болгар Самара стала родным городом. Из-за политического переворота в Болгарии в конце 1886 года в Россию перебралось значительное количество болгарских эмигрантов. Обосновались они в основном в Одессе. Через два года болгар стали переселять в центральные области России, в том числе и в Самарскую губернию. В Самаре основным занятием болгар стало овощеводство. На арендованных у города землях они разбивали огороды и торговали своей продукцией на рынках города.

Учили школьников братским традициям

Екатерина Спиваковская, журналист, писатель:

— Про нашу крепкую дружбу с Болгарией я, конечно, и до школы знала, в том числе и потому, что мы жили тогда в двух шагах от улицы Стара-Загора, а я с детства питала интерес к непонятным названиям и постаралась выудить из родителей все сведения об этой загадочной Загоре. Но вот массированная болгарская атака началась уже в школе, потому что мы то и дело плели мартенички на уроках труда — тогда в Куйбышеве любой младенец знал, что эти фигурки из красных и белых ниток пришли к нам из Болгарии, где их принято было носить, привязав к запястью или намотав на пуговицу, в первый день весны.

Эти мартенички защищали от порчи-сглаза, и это было вполне в духе удивительной советской эклектики, когда кругом, казалось бы, всеми правдами и неправдами насаждался махровый материализм, но при этом делалось исключение для вполне языческой традиции братской Болгарии. Справедливости ради скажу, что вне зависимости от идеологических фокусов это было очень приятное занятие — плести этих кукол из ниток. Там же можно было фантазировать, как-то по-разному комбинировать белый с красным, вязать разные верёвочки, шнурки и прочее. Ну и мелкая моторика развивалась, и можно было не бояться, что тебя вызовут к доске и заставят отвечать домашнее задание по математике, а просто тихонько сидеть, плести мартеничку и думать о своём, о девичьем. В общем, мне это очень нравилось и потом в жизни пригодилось, потому что я своей дочке делала таких же нитяных старушек, ей они очень нравились одно время. Видите, всё-таки не только ради фанфар была эта дружба с Болгарией.

Так, что в Болгарии до сих пор помнят об этом

Мирослав Панайотов, житель болгарского города Стара-Загора, журналист издания «StZagora.BG — Сайтът на Област Стара Загора «:

— В городе Стара-Загора много мест, которые помогают жителям не забывать о подвиге самарцев. Например, мемориальный комплекс «Защитники Стара-Загоры», включённый в список ста туристических объектов болгарского туристического союза. Он был построен в 1977 году на столетнюю годовщину битвы за Шипку и внешне напоминает развёрнутый флаг, на фоне которого изображены шесть болгарских добровольцев и русский офицер. Что символично, для того, чтобы подняться к монументу, нужно пройти 100 ступеней. Многие даты связаны со сражениями за Стара-Загору, и ежегодно в эти дни горожане приносят к мемориалу венки, читают лекции и поют русские песни.

Ещё в городе есть три района, объединённых в соседство с именем «Самара». В конце 80-х многие улицы города назвали именами русских: Ленина, Брежнева, Толбухина и Верещагина, есть у нас также Русский бульвар и Русский клуб. Имеется и русская средняя школа имени Максима Горького, в которой обучаются около 2 тысяч учеников. В нашем городе построена самая красивая и большая русская православная церковь во всей Болгарии.

Легендарный по своим масштабам турнир по лёгкой атлетике в Болгарии называется «Самара флаг», и проводится он каждый июнь. Именно на этом турнире в 1988 году Йорданка Донкова поставила мировой рекорд в спринте с препятствиями на дистанции в 100 метров. Её результат в 12,21 секунды остаётся непревзойдённым по сей день.

mob_info