Копытин а и системная арт терапия. Арт-терапия в контексте культуры и технологии

Текущая страница: 1 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Александр Иванович Копытин, Елена Евгеньевна Свистовская
Арт-терапия детей и подростков

© «Когито-Центр», 2007

* * *

Введение

В образовательных и медицинских учреждениях разных стран мира в настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством . Согласно международной классификации (European Consortium for Arts Therapies Education, 1999, 2002, 2005), психотерапия искусством представлена четырьмя направлениями: арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).

В системе различных форм психотерапии искусством арт-терапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.

Оценивая перспективы внедрения арт-терапии в образовательные и медицинские учреждения, нельзя не признать, что ее интеграция в школы, дошкольные и специальные образовательные учреждения, а также амбулаторную сеть, клиники и реабилитационные центры способствовала бы максимальному приближению инновационных здоровьесберегающих технологий к нуждающимся в них детям и подросткам. Арт-терапия дает возможность раннего выявления несовершеннолетних группы риска развития эмоциональных и поведенческих нарушений и применения в отношении них программ раннего вмешательства, а также повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий. Кроме того, внедрение арт-терапии в образование способствовало бы развитию у учащихся различных психических качеств и свойств личности, имеющих большое значение для их успешной психосоциальной адаптации.

На сегодняшний день в ряде развитых стран имеется значительный опыт применения арт-терапии в работе с детьми и подростками, имеющими различные эмоциональные и поведенческие проблемы и нарушения в развитии. Имеются также многочисленные подтверждения эффективности использования этой техники в школах, где она выступает как средство не только оздоровления и коррекции, но и развития. Вместе с тем, с детско-подростковой арт-терапией связано множество вопросов общеметодологического и практического характера, требующих своего решения.

Одной из проблем, стоящих на пути расширения сферы применения арт-терапии в нашей стране, является отсутствие налаженной системы подготовки специалистов в этой области. Сложившаяся в западных странах модель подготовки арт-терапевтов по ряду позиций не может быть механически перенесена в наши условия и нуждается в критическом анализе и адаптации. Кроме того, существует множество вопросов, касающихся формулировки общетеоретических предпосылок детско-подростковой арт-терапии, прояснения ее организационных аспектов, конкретных рабочих процедур и техник с позиций сложившихся в нашей стране систем медицинского обслуживания и образования, отечественных школ психотерапии, клинической и педагогической психологии.

Выполненные в нашей стране единичные научные работы по детско-подростковой арт-терапии посвящены главным образом исследованию возможностей применения различных форм творческого самовыражения учащихся с целью их образования, воспитания и развития. При этом потенциальные возможности арт-терапии в качестве лечебного, диагностического, психокоррекционного и психопрофилактического средства пока раскрыты явно недостаточно.

Данная книга представляет собой первую в России попытку обобщения основных принципов и рабочих приемов использования арт-терапии в работе с детьми и подростками, в том числе проводимой в учреждениях образования. В ней приводится обстоятельный аналитический обзор публикаций, отражающих сложившуюся практику применения арт-терапии в образовательных учреждениях разных стран мира, дается характеристика основных используемых на сегодняшний день форм и моделей арт-терапевтической работы с детьми и подростками, в деталях описываются организационные процедуры, необходимые на разных этапах арт-терапии. Приводятся клинические описания и примеры индивидуальной и групповой арт-терапии с детьми и подростками с различными пограничными нервно-психическими расстройствами.

С особой глубиной и обстоятельностью рассматриваются вопросы диагностики и коррекции средствами арт-терапии эмоциональных нарушения у детей и подростков, в первую очередь, депрессивных состояний и агрессивности. Подробно освещены возможности применения

фотографии в качестве элемента детско-подростковой арт-терапии. Попытка всестороннего рассмотрения этих возможностей представляется на сегодняшний день одной из первых в мировом арт-терапевтическом опыте.

Отдельная глава посвящена использованию методов арт-терапии для диагностики и развития познавательных и творческих способностей. Представлена авторская программа арт-терапевтического тренинга творческой коммуникации, предлагаемого в качестве одного из вариантов арт-терапевтической работы с подростками.

Глава 1
Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций

1.1. Определение арт-терапии

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург (Naumburg, 1947, 1966) и А. Хилл (Hill, 1945), для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.

Иногда в русскоязычных публикациях арт-терапию необоснованно смешивают с «психотерапией выразительными искусствами» или «психотерапией искусством» (expressive arts therapies), связывая ее с применением разных форм творческого самовыражения с целью достижения лечебно-коррекционных и развивающих эффектов (Аметова, 2003а, б; Гришина, 2004; Медведева, Левченко, Комиссарова, Добровольская, 2001). Однако большинство отечественных авторов, использующих понятие арт-терапии, следуют принятому в международной литературе определению и рассматривают ее как одну из форм психотерапевтической практики, основанную на использовании пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений (Бурно, 1989; Каравасарский, 2000; Копытин, 1999, 2001, 2002а; Никольская, 2005; Хайкин, 1992).

Поскольку термин «арт-терапия» пришел из английского языка, для прояснения его содержания целесообразно обращение к тем литературным источникам, которые имеются в англоязычных странах. Например, в Информационной брошюре Британской ассоциации арт-терапевтов указывается:

«Арт-терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают его различными изобразительными материалами – красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства… Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога»

Несколько более развернутое определение арт-терапии содержится в еще одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавленном «Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специальных школах и социальной сфере»:

«Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, направлена на осознание неосознаваемого психического материала – этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую рабочую среду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством изобразительной деятельности»

Как написано в информационном бюллетене Американской арт-терапевтической ассоциации,

«Арт-терапия – это терапевтическое направление, связанное с использованием пациентом (клиентом) различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента (клиента) на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты»

По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь-и-сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом (Waller, 1993).

Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танце-двигательную терапию. В некоторых странах арт-терапия и иные направления психотерапии искусством в настоящее время признаны не только в качестве самостоятельных психотерапевтических модальностей, но и профессий.

Учитывая нарастание во всем мире интеграционных процессов и активизацию профессиональных контактов развитие арт-терапевтического направления в нашей стране трудно представить без ясного понимания отечественными специалистами основополагающих принципов и содержания арт-терапевтической деятельности, согласующихся с ее общепринятым определением. Подобные определения представлены в информационных материалах Европейского консорциума арт-терапевтического образования (сокращенно ЕКАТО) (ECArTE, 1999, 2002, 2005), объединяющего более трех десятков европейских университетов, разрабатывающих программы подготовки специалистов по разным направлениям психотерапии искусством. В документах ЕКАТО обозначается место арт-терапии в системе других направлений психотерапии искусством. Как заявлено в информационном бюллетене этой организации (ECArTE, 1999), одна из основных задач ее деятельности заключается во внедрении во всех входящих в ЕКАТО странах общих стандартов арт-терапевтического образования и профессиональной практики. При знакомстве с информационными бюллетенями (ECArTE, 1999, 2005) можно отметить, что, несмотря на определенные различия в понимании арт-терапевтической деятельности в разных странах, обусловленные своеобразием местных культур и традиций, участники ЕКАТО сходятся во мнении относительно ее основного содержания. Так, все они признают, что изобразительная деятельность клиента в арт-терапии происходит в присутствии специалиста (арт-терапевта), создающего для него психологически безопасную среду, помогающего ему творчески проявить себя, а также организовать и осознать свой опыт. Важнейшими факторами лечебно-коррекционного воздействия в арт-терапии выступают изобразительная деятельность, психотерапевтические отношения и обратная связь клиента и специалиста (арт-терапевта).

В 2005 г. первое российское государственное учебное заведение, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, было принято в ЕКАТО в статусе действительного члена. Членство в этой организации и сотрудничество с профессиональными организациями и арт-терапевтическими институтами Европы было бы невозможно без принятия согласованных с другими странами-членами ЕКАТО критериев арт-терапевтической деятельности и требований к подготовке специалистов.

На основе обобщения определений арт-терапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, прежде всего тех, которые отражают высокий уровень профессионализации арт-терапевтической деятельности, авторы настоящей книги предлагают рассматривать арт-терапию как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, благодаря чему она может стать ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе. Вместе с тем внедрение методов арт-терапии в эти области должно осуществляться на основе ясного понимания того, что составляет основное содержание арт-терапевтической практики, ее цель и задачи и не должно приводить к их искажению и подмене иными, не свойственными ей формами околопрофессиональной деятельности.

Очевидно, что разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические и развивающие эффекты. Инновационные подходы к образованию, например, могут и должны опираться на проявления творческого потенциала детей и подростков и использование его здоровьесберегающих факторов. Педагоги и школьные психологи в ходе образовательного процесса вполне могли бы осваивать такие формы взаимодействия с учащимися, которые основаны на игровой деятельности и приемах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественно-поэтической экспрессии. Это, однако, не должно служить основанием для их перехода в плоскость терапевтической практики.

Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, авторы настоящей работы предлагают им вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) использовать такие понятия, как «арт-метод» («арт-методы»), «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иные близкие им по содержанию определения.

1.2. Арт-терапевтические вмешательства при различных эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей и подростков
Арт-терапевтическая работа с детьми

Используемые в настоящее время в разных странах формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. Основы для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены такими авторами, как В. Ловенфельд (Lowenfeld, 1939, 1947), E. Кейн (Cane, 1951). Эти авторы рассматривают изобразительную деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его познавательной и эмоциональной сфер и видят в ней богатый потенциал для гармонизации его психики. Классическими работами в области детской арт-терапии стали публикации Э. Крамер «Арт-терапия в сообществе детей», «Арт-терапия с детьми» и «Детство и арт-терапия» (Kramer, 1958, 1971, 1979). Эти книги отражают взгляды Э. Крамер на природу детского художественного творчества и его психотерапевтические возможности. Опираясь на психоаналитическое понимание процесса психического развития и творческой активности, Э. Крамер в значительной мере связывает ее терапевтические возможности с тем, что в процессе занятий ребенка рисованием происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным. Она пишет, что «изобразительная деятельность и творческий процесс предполагают развитие комплекса умений, включающих овладение изобразительными материалами таким образом, что они начинают выступать в качестве эквивалента человеческого опыта и психических процессов» (Kramer, 1979, р. xxviii). Крамер описывает пять способов обращения детей с изобразительными материалами, соответствующих стадиям психического развития и совершенствования познавательных и коммуникативных навыков: (1) «предвестники» изо-деятельности, такие как создание каракулей, размазывание краски, исследование физических свойств материалов; (2) хаотическое выражение чувств – разбрызгивание, размазывание краски, удары кистью; (3) стереотипии – копирование, создание линий и простейших стереотипных форм; (4) пиктограммы, выступающие в качестве средства графической коммуникации, замещающего или дополняющего слова; (5) оформленная экспрессия – создание символических образов, обеспечивающих успешное самовыражение и коммуникацию.

Публикации Э. Крамер содержат описания ее арт-терапевтической работы с детьми, страдающими различными нарушениями развития, например, со слепым мальчиком по имени Кристофер (Kramer, 1958) и с девочкой, перенесшей сексуальное насилие (Kramer, 2000). Эти описания могут служать примером клинического применения арт-терапии. К сожалению, деятельность Э. Крамер протекала за пределами образовательных учреждений, и приводимые ею клинические описания касаются исключительно индивидуальной арт-терапии.

В отличие от многих других представителей арт-терапевтического движения на Западе, в частности, такой родоначальницы американской арт-терапии, как М. Наумбург, Э. Крамер рассматривает в качестве определяющего фактора развивающего и гармонизирующего воздействия на психику ребенка сам процесс изобразительного творчества. Психотерапевтические отношения имеют для нее относительно меньшее значение, хотя сопровождение ребенка специалистом в процессе его занятий изобразительной деятельностью Э. Крамер считает важнейшим условием арт-терапевтического процесса.

Э. Крамер подчеркивает, что изобразительную деятельность ребенка невозможно рассматривать в отрыве от его потребностей в общении и укреплении значимых для него внешних связей. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации ребенка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром. Присутствие рядом психотерапевта в ходе занятий ребенка изобразительной деятельностью позволяет раскрыть ее коммуникативный потенциал и служит удовлетворению его потребностей в общении и коррекции нарушенных отношений.

Работа О. Постальчук посвящена изучению психотерапевтической и коммуникативной роли манипуляций с изобразительными материалами в ходе арт-терапевтической работы с детьми с тяжелыми нарушениями развития. Хотя многие из них не могут создавать оформленные художественные образы, их изобразительная деятельность служит выражению чувств и развитию терапевтических отношений. В своей статье (Постальчук, 2006) она обосновывает психотерапевтическую роль манипуляций с точки зрения представлений об игровой деятельности и приводит детализированное описание процесса индивидуальной арт-терапии с девочкой, посещающей центр реабилитации.

Данная статья служит яркой иллюстрацией весьма распространенного в настоящее время недирективного подхода к индивидуальной арт-терапии, предполагающего следование специалиста за инициативами ребенка. Функции арт-терапевта заключаются при этом в создании психологически безопасных и комфортных для ребенка условий деятельности, а в случае необходимости (когда дети переживают растерянность или беспокойство либо проявляют агрессию) – в мягком структурировании и организации его творческой активности.

Признавая значимость психотерапевтических отношений как важнейшего фактора достижения положительных эффектов арт-терапии и рассмативая коммуникацию с клиентом в качестве предпосылки раскрытия и осознания клиентом своих чувств и потребностей, специалисты в области арт-терапевтической работы с детьми используют особые приемы вербальной и невербальной обратной связи с ребенком, включая адаптированные к особенностям детской психики интерпретации. Так, например, в ходе работы с группой ведущий может комментировать действия и изобразительную продукцию участников занятий. Такие комментарии могут включать не только «отзеркаливания» (обозначение арт-терапевтом того, что тот или иной участник занятия рисует или делает), но и использование арт-терапевтом простейших пояснений того, почему ребенок это рисует или делает, или какие переживания он при этом может испытывать. Использовать этот прием психотерапевт должен, однако, с большой осторожностью, чтобы не навязать детям собственных чувств.

Поскольку абстрактное мышление у детей развито слабо, арт-терапевт комментирует их действия и рисунки как можно проще и конкретнее. С учетом недостаточной способности детей к саморефлексии арт-терапевт избегает психологических определений (в данном случае, обозначения механизмов возникновения тех или иных переживаний и тонких различий между ними). При использовании интерпретаций арт-терапевт также может пользоваться метафорами.

Ценность адаптированных к особенностям детского восприятия интерпретаций заключается в том, что они ведут к развитию у детей способности к пониманию и словесному выражению своих чувств и потребностей, осознанию мотивов своих поступков и их воздействия на окружающих. Интерпретации имеют и важную социализирующую функцию, позволяя ребенку развить механизмы контроля над переживаниями и психологические защитные механизмы.

Используемые арт-терапевтом в ходе его работы с ребенком приемы вербальной и невербальной обратной связи могут включать активное наблюдение, переформулировку его высказываний, селективные вопросы, констатацию отраженных в рисунке, поступках и мимике чувств, сообщение арт-терапевтом о своих чувствах и асоциациях с рисунком, ограничивающие воздействия и другие приемы (Аллан, 1997).

В ходе обсуждения с ребенком его творческой продукции арт-терапевт использует различные приемы, стимулируя его к выражению своих чувств и нахождению психологического значения рисунков. Следуя принципам феноменологического подхода к занятиям, арт-терапевт, например, может задать ребенку вопрос: «Что ты видишь?» (Бетенски, 2002). Некоторые особенности обсуждения с детьми их рисунков в ходе арт-терапевтических занятий описываются в работе Р. Гудман (Гудман, 2000).

При работе с некоторыми категориями детей могут, однако, возникать серьезные препятствия для поддержания эффективной обратной связи. Это, в частности, касается работы с аутичными детьми. Ряд публикаций отражают современные подходы к проведению арт-терапевтических занятий с детьми данной категории и особенности их графической продукции (Dubowsky, 1999; Evans, 1997, 1998; Selfe, 1983; Wiltshire, 1987). При проведении арт-терапии с такими детьми основной акцент делается на поддержании невербальной обратной связи с ребенком и мягком стимулировании и организации его деятельности, учитывающем индивидуальную динамику его психических процессов и потребностей.

В ряде статей отражена практика проведения с детьми разных вариантов групповой арт-терапии, включая работу в студийной группе, предполагающей значительную спонтанность поведения участников. Дети с готовностью используют богатые возможности студии, творчески организуя свое пространство, чередуя изобразительную работу с игрой и взаимодействием друг с другом.

К. Кейз и Т. Дэлли (Case, Dalley, 1992) отмечают, что студийная арт-терапевтическая группа может быть весьма удачной формой работы с детьми. Они, в частности, пишут:

«…с детьми можно работать весьма успешно, используя возможности студии для художественных занятий и игр. Дети быстро идентифицируют себя с группой, приходя сюда в определенный день и час, однако вскоре каждый погружается в индивидуальную работу над своей, отражающей его проблемы темой. Арт-терапевт перемещается от одного ребенка к другому, останавливаясь и разговаривая с детьми. Иногда дети сами к нему обращаются. Дети могут образовывать пары и мелкие группки, создавая хорошую рабочую атмосферу высокой терпимости к каждому, что позволяет большинству из них успешно завершать свою работу без каких-либо помех. Такая группа может быть весьма ценной для развития социальных навыков детей, поскольку они чутко воспринимают ту модель отношений и терпимости к различиям, которую демонстрирует арт-терапевт. …То высокое доверие, которое при этом формируется, позволяет детям спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию и помогать друг другу»

(Case, Dalley, 1992, p. 199).

Эти авторы описывают свою работу с разными группами детей, проводимую как в школе, так и в клинических условиях. В своей книге они приводят ряд примеров групповой арт-терапии с детьми разного возраста. Эти примеры свидетельствуют о том, что размер арт-терапевтической группы определяется возрастом детей и степенью их эмоциональных и поведенческих нарушений. Однако данные авторы во всех случаях отдают предпочтение свободному формату работы, предоставляя детям значительную свободу действий. Примечательно, что при работе с группой детей 9–11 летнего возраста, в отличие от младших школьников, К. Кейз и Т. Дэлли периодически комментируют групповую динамику. Групповая арт-терапия дополняется индивидуальными занятиями с каждым участником группы.

Примером более структурированного подхода к проведению групповых арт-терапевтических занятий с детьми могут служить публикации М. Либманн (Liebmann, 1986). Этот автор описывает практику тематических групп, которые отличаются более выраженной трехчастной структурой занятий с переходом от одного вида деятельности к другому и характерной для каждого занятия ключевой темой.

Обзор используемых в работе с детьми моделей групповой арт-терапии приводится в статье Ф. Прокофьев (Prokofiev, 1998). Она, как и Д. Вудз (Woods, 1993), подчеркивает, что работа в детских группах может быть очень динамичной, и при недостаточном контроле со стороны ведущего это может приводить к внезапным деструктивным действиям детей. Специалисты, работающие с детьми, должны оперативно реагировать на проявления их импульсивного поведения, которое может появляться в определенные моменты работы. Д. Вудз также подчеркивает необходимость создания у таких детей культуры поведения, которая могла бы стать альтернативой характерной для них тенденции к физическому насилию в ситуации конфликта. Оба этих автора отмечают, что успешное проведение групповой арт-терапии с детьми, в отличие от работы со взрослыми, при наличии у детей импульсивных проявлений требует более жесткого структурирования их деятельности. При этом терапевту важно «не утратить контакта с реальным ребенком» (Woods, 1993, p. 64), а также, «стремясь создать в группе безопасную атмосферу, не подавить ее творческого начала и не прийти к гиперконтролю» (Prokofiev, 1998, p. 57). Структурирование работы группы может способствовать снятию тревоги, переживаемой как детьми, так и психотерапевтом, а также увеличению групповой сплоченности. Кроме того, выдвижение определенных тем и использование конкретных упражнений позволяет детям почувствовать себя в безопасности (Prokofiev, 1998, p. 66; Buckland, Murphy, 2001, p. 144).

Д. Энли (Henley, 1998) разработал специальную программу экспрессивной психотерапии искусством для социализации детей с СДВГ. Он указывает на необходимость структурирования занятий и их деления на три этапа: (1) свободную игру с использованием набора изобразительных материалов, деятельность детей при этом не организуется; (2) «дружеский круг», когда дети садятся в круг и рассказывают о своих впечатлениях за прошедшую неделю; (3) период экспрессивной деятельности, когда ведущий побуждает детей к художественному отображению тех тем, которые были подняты на этапе «дружеского круга».

Д. Энли указывает на то, что дети с СДВГ не могут самостоятельно регулировать свое поведение, поэтому их попытки вступить в общение с другими людьми часто заканчиваются конфликтом. Опираясь на свой опыт работы в условиях психотерапевтического лагеря, он заключает, что «агрессивное или импульсивное поведение, связанное с гиперактивностью и социальной тревогой, благодаря творческой деятельности может быть направлено в иное русло и преобразовано в социально конструктивное поведение» (Henley, 1998, p. 40). Групповую арт-терапию с детьми, страдающими СДВГ, он считает основной частью комплексной мультимодальной программы, в которой разные формы творческого самовыражения «усиливают эффективность всех прочих вмешательств» (там же, p. 11).

В статье Д. Мэрфи, Д. Пeйсли и Л. Пардоу (Мэрфи, Пeйсли, Пардоу, 2006) описывается работа с амбулаторной группой импульсивных детей и некоторые эффекты такой работы. Отражены трудности, связанные с оказанием помощи импульсивным детям, а также важность изобразительной деятельности в развитии их коммуникативных навыков и способности к контролю над сильными чувствами. Отмечается необходимость в гибком подходе арт-терапевта к таким детям, позволяющем изменять формы и содержание занятий по мере развития группы.

Большой интерес представляет также статья Л. Пролкс (Пролкс, 2006), в которой автор предлагает оригинальную модель детско-родительской групповой диадической арт-терапии. Ценность данной публикации состоит еще и в том, что в ней описывается работа с детьми начиная с полутора лет. Автор опровергает звучащие иногда мнения о том, что арт-терапия может быть эффективна лишь при наличии у клиента способности к созданию оформленной графической продукции. Статья показывает, что даже при отсутствии такой способности коммуникация между ребенком и родителем возможна, хотя она будет протекать главным образом посредством изобразительной и игровой деятельности, обеспечивая укрепление и коррекцию детско-родительских отношений.

[email protected]

Доктор медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

Родился 4 февраля 1959 г. в г. Воронеже. Закончил лечебный факультет Кемеровского государственного медицинского института в 1982 г. В дальнейшем обучался в клинической ординатуре на кафедре психиатрии того же института. Еще в период обучения в клинической ординатуре проявил интерес к изучению и использованию художественной экспрессии душевнобольных в целях диагностики и повышения эффективности лечебно-реабилитационного процесса. В 1983 г. разработал оригинальную проективную цветовую методику («Мозаика»), которую начал активно использовать в работе с пациентами.

С 1984 г. по 1999 г. работал врачом-психиатром участковым взрослым в Санкт-Петербурге. В 1986 г. поступил в заочную аспирантуру по клинической психологии при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. В 1990 г. успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальностям «медицинская психология» и «психиатрия» (тема диссертации: «Экспериментально-психологические методы в дифференциальной диагностике депрессивных состояний»).

С конца 1980-х годов осваивает методы арт-терапии и делает попытки их внедрения в деятельность психиатрических учреждений Ленинграда / Санкт-Петербурга, в том числе, организуя и проводя первые в России интерактивные арт-терапевтические группы на базе амбулаторных психиатрических учреждений. С середины 1990-х годов начинает активно пропагандировать арт-терапию и проводить первые в Российской Федерации программы повышения квалификации по арт-терапии (на базе НОУ Институт практической психологии «Иматон», Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования).

Вместе с группой коллег в 1997 г. создает региональную общественную организацию «Арт-терапевтическая ассоциация» и в том же году учреждает «Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство»». С середины 1990-х годов развивает сотрудничество с ведущими зарубежными центрами и профессиональными организациями в области арт-терапии и организует многочисленные научно-практические форумы по проблемам изучения психопатологической экспрессии, использования творческого потенциала людей с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапи. Занимается написанием и подготовкой первых на русском языке изданий (монографий, сборников научных трудов, методических руководств) по данному направлению; разрабатывает теоретические и методические вопросы, связанные с использованием арт-терапии в медицине, образовании и социальной сфере, создает оригинальный психотерапевтический подход – системную арт-терапию (САТ). Занимается научными исследованиями ее эффектов.

С 2000 г. является членом секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации и в 2006 г. избирается на должность вице-председателя секции. С 2010 г. – член научно-редакционного совета журнала член редакционного совета журналов «Медицинская психология а России» (www.medpsy.ru), «Тело, движение и танец в психотерапии» – «Body, MovementandDanceinPsychotherapy: InternationalJournalforTheory, ResearchandPractice» (www.bmdpjournal.net).

В 2010 г. при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук (по специальности «медицинская психология») на тему «Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты».

Список основных работ:

Монографии и сборники научных трудов

  1. Копытин А.И. Основы арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб.: Лань, 1999. – 254 с.
  2. Практикум по арт-терапии (под ред. А.И. Копытина). – СПб.: Питер, 2000. – 285 с.
  3. Копытин А.И. Системная арт-терапия / А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2001. – 216 с.
  4. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
  5. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
  6. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2006. – 197 с.
  7. Арт-терапия – новые горизонты (под ред. А.И. Копытина). – М.: Когито-Центр, 2006. – 336 с.
  8. Копытин А.И. Техники аналитической арт-терапии. / А.И. Копытин, Б. Корт. – СПб.: Речь, 2007. – 186 с.
  9. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. – М.: Когито-Центр, 2008. – 288 с.
  10. Копытин А.И. Руководство по фототерапии / А.И. Копытин, Д. Платтс. – М.: Когито-Центр, 2009. – 184 с.
  11. Копытин А.И. Техники фототерапии / А.И. Копытин. – СПб.: Речь, 2010. – 128 с.
  12. Арт-терапия женских проблем (под ред. А.И. Копытина). – М.: Когито-Центр, 2010. – 270 с.
  13. Копытин А.И. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. – СПб.: Речь, 2010. – 250 с.
  14. Копытин А. И. Арт-терапия психических расстройств. / А.И. Копытин. – СПб.: Речь, 2011. – 368 с.
  15. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт (под ред. А.И. Копытина). – М.: Когито-Центр, 2012. – 285 с.
  1. Копытин А.И. Применение некоторых клинико-психологических методик для дифференциальной диагностики депрессивных состояний / А.И. Копытин // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1990. – № 4. – С. 95-99.
  2. Копытин А.И. Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности / А.И. Копытин // Психологический журнал. – 2004. – № 5. – С. 90-97.
  3. Копытин А.И. Некоторые проблемы использования арт-терапии в психиатрии / А.И. Копытин // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2004. – № 5. – С.77-82.
  4. Копытин А.И. Ранние аналоги и современные методы арт-терапевтической работы с психиатрическими пациентами / А.И. Копытин // Социальная и клиническая психиатрия. – 2005. – № 2. – С. 90-102.
  5. Копытин А.И. «Диалог» с изобразительным искусством психически больных людей как инструмент дестигматизации / А.И. Копытин // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2007. – № 12. – С. 71-77.
  6. Копытин А.И. Арт-терапия как составная часть системы психиатрического обслуживания / А.И. Копытин // Психическое здоровье. – 2009. – № 3.– С. 72-78.
  7. Копытин А.И. Изменение психического и социального статуса наркозависимых в ремиссии при групповой арт-терапии / А.И. Копытин, О.В. Богачев // Психологический журнал. – 2009. – № 1. – С. 86-95.
  8. Копытин А.И. Арт-терапия в клинике пограничных состояний / А.И. Копытин // Психическое здоровье. – 2009. – № 8.– С. 58-65.
  9. Копытин А.И. Арт-терапия в психиатрии и общей врачебной практике / А.И. Копытин // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. – 2009. – № 3 (30). – С. 142-148.
  1. Kopytin A. The Silver Drawing Test of Cognition and Emotion: standartisation in Russia / А. Kopytin // American Journal of Art Therapy. – 2002. – Vol. 40, May. – P. 223-258.
  2. Kopytin A. Photography and art therapy: an easy partnership / А. Kopytin // Inscape. The Journal of the British Art Therapy Association. – 2004. – No.2. – P. 49-58.
  3. Kopytin A. Using silver drawing test for assessing normal and traumatised children and adolescents living in the areas affected by Chernobyl nuclear accident / А. Kopytin // Trauma und Kreativitat. Therapie mit kunstlerischen medien (eds R. Hampe, Ph. Martius, A. Reiter, G. Schottenloher, F. Von Spreti). – Bremen: Verlag Universitat Bremen. – 2004. – P. 407-416.
  4. Kopytin A. Fantasizing about violence: using the Draw-a-Story Test in assessing adult psychiatric patients who committed severe criminal acts and delinquent adolescents (Chapter 7) / А. Kopytin, V. Sventsitskaya, E. Svistovskaya // Aggression and Depression assessed through art (ed. R. Silver). – New York: Brunner and Routledge. – 2004. – P. 141-160.
  5. Kopytino A. Meno terapija dirbant su priklausomybe turinciais paaugliais / А. Kopytino // Dailes terapija. Seminaru uzrasai (Rasa Kucinskiene). – Vilnius: Kronta. – 2006. – P. 65-84.
  6. Kopytin A. Promoting understanding and tolerance through art: antistigma experience by the means of interactive exhibitions / A. Kopytin // Collection of scientific papers. – Riga: Riga Stradins University. – 2008. – P. 124-128.
  7. Kopytin A. Antistigma experience by a means of interactive exhibitions / A. Kopytin // The person in art (eds. Hans-Otto Thomashoff and E. Suhanova). – Hauppauge, New York: Nova Science Publishers. – 2008. – P. 123-139.
  8. КопытинА.И. Арт-терапиявлечениииреабилитациипациентовсразличнымипсихическимирасстройствами / А.И. Копытин // Menu terapija reabilitacijoje: situacija ir perspektivos. Respublikines mokslines-praktines konferencijos. – Klaipeda: Klaipedos universitetas. – Klaideda, November 2-4, 2009. – P. 80-95.
  9. Kopytin A. Photography and art therapy: possibilities for partnership / A. Kopytin // KunstReiz. Neurobiologische aspekte kunstlerischer therapien (eds. R. Hampe, P.Martius, D. Ritschl, F. von Spreti, P. Stalder). – Berlin: Frank & Timme. – 2009. – P. 479-492.
  10. Kopytins A. Terapeitiskie faktori makslas terapijas grupa / A. Kopytins / K. Marninsone // Makslas terapija: teorija un prakse (ed. K. Martinsone). – Riga: Drukatava. – 2009. – P. 422-431.
  11. Kopytin A. How to overcome psychiatric stigma through art / H.O. Thomashoff, E. Sukhanova, A. Kopytin //Advances in psychiatry (eds. G. Christodoulou, M. Jorge, J. Mezzich). – Athens: BETA Medical Publishers. – 2009. – P. 223-236.

Мастерская А.И.Копытина

Копытин Александр Иванович - врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской государственной Академии постдипломного педагогического образования, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Председатель Арт-терапевтической ассоциации .

Создатель оригинальной отечественной модели системной клинической арт-терапии/арт-психотерапии (САТ), российской научно-педагогической школы арт-терапевтического образования. Автор более 80 научных публикаций, в том числе, более 30 монографий, научных сборников и учебных пособий.

Мастерская А.И. Копытина адресована специалистам в области арт-терапии и тем, кто хочет ими стать, и включает в себя:

Краткосрочные программы и семинары для практикующих арт-терапевтов, с целью повышения профессиональных компетенций, освоения передового международного опыта, постоянного развития своих навыков.

Программы дополнительного профессионального образования (ДПО), проводимые на базе нашего «Центра Арт-терапии», в сотрудничестве с Академией искусств Игоря Бурганова и (Санкт-Петербург), с выдачей диплома установленного образца.

Мастерская И.А.Бурганова

Бурганов Игорь Александрович - заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Международной академии архитектуры, кандидат искусствоведения. Получил дополнительное образование по арт-терапии. Создатель и учредитель Центра арт-терапии.

На базе данного Центра проводит семинары и мастер-классы по развитию и укреплению художественной базы специалистов в области арт-терапии, специализированные реабилитационные и коррекционно-развивающие арт-терапевтические программы для особых детей и взрослых, пожилых людей, подростков и иных категорий населения.

Янис Шапиро (Израиль) – арт-терапевт, юнгианский аналитик. Руководит арт-терапевтической студией на базе подросткового отделения психиатрической больницы Эйтаним в Иерусалиме в течение более 30 лет.

Ведущий лектор в Академическом колледже искусств и общества в г. Нейтания. Преподаватель программы подготовки юнгианских аналитиков Израильского Института юнгианской психологии. Занимается также частной практикой и супервизирует специалистов по арт-терапии и юнгианской терапии.

Коваленко Илья Александрович — психоаналитический психолог, арт-терапевт, медицинский психолог отделения восстановительного лечения поликлиники №220, член Российской арт-терапевтической ассоциации, кандидат Общества Психоаналитической Психотерапии. Имеет большой опыт практической работы с детьми и взрослыми. В своей работе использует методы арт-терапии, а также подходы психоаналитической, семейной терапии.

На базе центра занимается индивидуальным консультированием и психотерапией взрослых. Проводит регулярные арт-терапевтические группы и тренинги для взрослых.

Ведет обучающие программы по арт-терапии для специалистов. Проводит супервизии и консультации для практикующих арт-терапевтов.

Образование: высшее психологическое по специальности «Практическая психология» (ИППиП), профессиональная подготовка по специальности «Арт-терапия» (ИПП «Иматон»), профессиональная переподготовка по специальности «Психотерапия и медицинская психология» (РМАПО), специализированные обучающие семинары в рамках программы «Психоаналитическая психотерапия и психоанализ» (ИППиП) и др.

Морозова Елизавета Алексеевна – кандидат психологических наук (2005), доцент МГППУ. Закончила факультет педагогики и психологии МПГУ им. Ленина (1995), ЦФ СПАТИ «Интерстудио» (филиал ЛГИТМиКа, С-Петербург (2000).

Художник, автор перформансов и инсталляций. Участница 170 выставок в России и за рубежом. Арт-терапевт, психодраматист. Сертификат Institute for Psyshodrama, Cologne, Germany, director – Ella May Shearon, Ph. D (1996), обучение арт-терапии при Арт-терапевтической Ассоциации (СПб., 1997), сертификат программы «Арт-терапия: разнообразие подходов» (3 уровня, ИМАТОН, С-Петербург, ведущий А.И.Копытин, 1997); сертификат Международной программы повышения квалификации «Основы мультимодальной терапии творчеством. Игра воображения и Выразительные искусства в практике помогающих отношений», ИППиП, 2011- 2012).

С 2004 г- основатель и ведущая перформанс-арт-терапевтической студии (Performance Art Studio). Автор статей по арт-терапии, психодраме, психологии современного искусства.

Левковская Ольга – врач-психиатр, психотерапевт, клинический психолог, арт-терапевт.

Врач-психотерапевт, ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой», преподаватель кафедры детской и подростковой психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО Российская Медицинская Академия Непрерывного Профессионального Образования,
арт-терапевт.

Член Ассоциации детских психиатров и психологов, Российской арт-терапевтической ассоциации.

Ведет продолжительные группы и циклы по работе с подростками, образовательные программы для детей и их родителей.

Светлана Большунова — арт-терапевт, эмоционально-образный терапевт продюсер художественных и социально-просветительских проектов, художник, поэт, певица, хореограф. Член Российской Арт-терапевтической Ассоциации, Ассоциации Интермодальной Терапии Экспрессивными Искусствами.

Закончила МПГУ им. Ленина, Российскую Академию Музыки им. Гнесиных (продюсерский факультет), магистрант программы «Арт-терапия в психологической практике» МСПИ, прошла 2ю ступень курса Эмоционально-образной терапии и вторую ступень «Психосоматика в зеркале ЭОТ» Центра ЭОТ проф. Линде Н.Д.. Повышение квалификации «Интермодальная терапия экспрессивными искусствами и арт-терапия» в МППГУ Московский Психолого-Педагогическом Университете.

Третьякова Кристина — художник-скульптор, фотограф (курс фотографии у Александра Лапина), прошла программу повышения квалификации по специальности «Арт-терапия».

Имеет опыт работы с детьми дошкольного возраста, работает в медико-реабилитационном отделении психиатрической больницы №1 им. Алексеева.

На базе Центра проводит циклы для взрослых по развитию творческого потенциала, релаксации и профилактики стрессов, ведет летнюю студию, программы с использованием возможностей фото-терапии.

Бахтина Светлана — практический психолог, юнгианский аналитический психолог, имеет дополнительную подготовку по арт-терапии и активно применяет её в своей практике.

Проводит клуб общения для подростков, программы развития и работу с тревожными и агрессивными подростками. Консультирует родителей.

На базе центра ведет также программы развития и самопознания для взрослых, цикл «Путь к себе».

Федоров Олег Петрович — профессиональный художник, арт-терапевт

Член следующих творческих организаций и объединений:
— Московский союз художников (Союз художников России)
— Союз фотохудожников России
— Российская арт-терапевтическая ассоциация
— Международный арт-терапевтический клуб
— Клуб метафизических реалистов при Центральном доме литераторов.

Профессионально занимался в области театра, музыки и кино.

В работе использует интегративные методы арт-терапии.
Для своих занятий привлекает профессиональных литераторов, художников актеров и музыкантов. В чем и состоит главная особенность его арт — терапевтической деятельности, смыкающееся с новым направлением — арт-профилактикой.

Александр Иванович Копытин (4 февраля 1959, Воронеж) — доктор медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

Закончил лечебный факультет Кемеровского государственного медицинского института в 1982.

С 1984 по 1999 работал врачом-психиатром участковым взрослым в Санкт-Петербурге. В 1986 поступил в заочную аспирантуру по клинической психологии при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. В 1990 успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальностям «медицинская психология» и «психиатрия» (тема диссертации: «Экспериментально-психологические методы в дифференциальной диагностике депрессивных состояний»).

С конца 1980-х годов осваивает методы арт-терапии и делает попытки их внедрения в деятельность психиатрических учреждений Ленинграда / Санкт-Петербурга, в том числе, организуя и проводя первые в России интерактивные арт-терапевтические группы на базе амбулаторных психиатрических учреждений. С середины 1990-х годов начинает активно пропагандировать арт-терапию и проводить первые в Российской Федерации программы повышения квалификации по арт-терапии (на базе НОУ Институт практической психологии «Иматон», Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования).

Занимается написанием и подготовкой первых на русском языке изданий (монографий, сборников научных трудов, методических руководств) по данному направлению; разрабатывает теоретические и методические вопросы, связанные с использованием арт-терапии в медицине, образовании и социальной сфере, создает оригинальный психотерапевтический подход — системную арт-терапию (САТ). Занимается научными исследованиями ее эффектов.

С 2000 является членом секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации и в 2006 избирается на должность вице-председателя секции. С 2010 — член научно-редакционного совета международного журнала «Тело, движение и танец в психотерапии» — «Body, Movement and Dance in Psychotherapy: International Journal for Theory, Research and Practice».

В 2010 при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук.

Книги (15)

Арт-терапия жертв насилия

Учебное пособие посвящено методу арт-терапии, который используется применительно к сложным случаям психотерапевтической практики, в частности при работе с людьми, пострадавшими от всевозможных форм насилия: от физических травм в детстве до сексуального насилия.

Арт-терапия наркоманий

Учебное пособие посвящено методу арт-терапии, который используется применительно к работе с наркозависимыми пациентами для их лечения, реабилитации и постреабилитации.

В качестве инструментов арт-терапевтической диагностики и коррекции авторы активно использовали такие рисуночные методики, как рисование мандал, гербов, талисманов, групповой рисунок и групповая фреска, изображение животного в комфортной для него среде обитания и «создание образа себя». Динамика некоторых клинических случаев проиллюстрирована рисунками, меняющимися по мере изменения представления пациентов о себе и о своем жизненном пути.

Арт-терапия. Хрестоматия

Хрестоматия является необходимым дополнением к ранее вышедшим книгам `Практикум по арт-терапии` (под ред. А.И.Копытина) и `Системная арт-терапия` (А.И.Копытин). Представлен широкий спектр теоретических и практических проблем арт-терапии, в частности тех,которые совершенно не освещены в отечественной литературе.

Авторы работ, включенных в сборник, являются специалистами из разных стран Европы, Америки и Израиля, что позволяет оценить как уровень современных достижений в данной области, так и своеобразие национальных арт-терапевтических традиций.

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала

Сборник посвящен диагностическому и психотерапевтическому использованию мандал — циркулярных изображений, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией.

Этот метод с успехом применяется в рамках различных направлений арт-терапии.

Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса

Одной из важных сфер работы психотерапевтов и практических психологов является оказание помощи лицам, пережившим травматический стресс.

В настоящем издании центральное место отводится описанию коррекционно-про-филактической программы, разработанной в соответствии с авторской моделью системной арт-терапии, представлены современные методы арт-терапии посттравматических расстройств, разнообразные методики, рекомендуемые для использования на разных этапах реализации программы, а также результаты ее применения.

Практикум по арт - терапии

В книге представлены различные формы современной арт - терапии, используемые в прикладной психологии, медицине, образовании и социальной сфере. Читатель найдет здесь лаконичные теоретические экскурсы и детальные описания хода индивидуальной и групповой арт - терапевтической работы с клиентами различных возрастов, при различных заболеваниях и социальных и психологических проблемах.

Для психотерапевтов, педагогов, врачей, социальных работников, представителей творческих профессий, студентов психологических и других гуманитарных отделений вузов, а также тех, кто интересуется практиками самооздоровления, творческого раскрытия и личностного роста.

Практическая арт-терапия. Лечение, реабилитация, тренинг

Книга отражает развитие арт-терапии в России за последнее десятилетие.

Включенные в нее статьи охватывают различные области применения арт-терапии и отражают многообразие ее форм и методов. Описываются процесс и приемы практической работы с детьми и подростками, с взрослыми пациентами, страдающими невротическими и личностными расстройствами, ПТСР, хроническими психическими заболеваниями, наркотической зависимостью, с беременными, а также с лицами, освободившимися из заключения и проходящими социально-психологическую реабилитацию.

Руководство по групповой арт-терапии

Книга посвящена методологии и технике групповой арт-терапии.

Представлены история и контекст ее развития. В деталях описываются требования к оборудованию кабинетов и студий для групповой арт-терапевтической работы, критерии и порядок комплектования групп, определения частоты и продолжительности занятий, а также выбора оптимальной продолжительности курса арт-терапии.

Обсуждаются вопросы групповой динамики. Излагаются основные принципы работы с различными клиентскими группами, включая группы детей разных возрастов, подростков и взрослых.

Теория и практика арт-терапии

В книге представлены основы теории арт-терапии и некоторые модели ее применения в разных областях психотерапевтической практике.

Описываются результаты исследований по оценке эффектов использования арт-терапии в клинической сфере и проверке диагностических возможностей рисуночных методик.

Описание разнообразных мулътимодальных техник и процессов невербальной коммуникации в арт-тера-певтическом процессе.

Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия

В книге описаны принципы и приемы аналитической арт-терапии — перспективного терапевтического направления, позволяющего помогать клиентам с самыми разнообразными проблемами. Представлены техники с использованием различного материала — песка, глины, мелков, красок, природных объектов.

Техники телесно-ориентированной арт-терапии

Книга «Техники телесно-ориентированной арт-терапии» обобщает опыт современной арт-терапии в решении задач психосоматической интеграции.

В ней собраны отечественные и зарубежные (в особенности, британские) разработки в данной области. Приведенные арт-терапевтические техники используют различные изобразительные средства (песок, глину, рисунок, фотографию и др.) и фокусируют клиента на телесных ощущениях, которые тесно связаны с сенсорными и эмоциональными процессами, проявляющимися во время изобразительной деятельности.

Арт-терапия женских проблем

Книга включает работы отечественных и зарубежных специалистов в области арт-терапии. Она охватывает широкий спектр психологических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются женщины разного возраста и социального положения, и ряд форм арт-терапевтической работы.

Приведенные в книге материалы показывают, что в настоящее время у женщин есть возможность получить такие консультативные и психотерапевтические услуги, которые учитывают гендерные различия и свободны от редуктивных, догматических трактовок их опыта и поведения.

Они также подтверждают, что арт-терапия обладает значительным потенциалом для работы с различными проблемами женщин, нередко выступая в качестве инструмента «социальной терапии».

Руководство по фототерапии

В книге отражены методические и практические аспекты фотографии как одного из инструментов современной психотерапии.

Представлены различные упражнения и формы работы с фотографией, используемые с целью лечения, реабилитации и развития человеческого потенциала. Впервые в отечественной психологической литературе дается развернутое обсуждение разных вариантов лечебно-коррекционного применения фотографии.

Излагаются результаты международного исследования использования фотографии в творческой и клинической практике российских и британских арт-терапевтов.

Доктор медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

Родился 4 февраля 1959 г. в Воронеже. Закончил лечебный факультет Кемеровского государственного медицинского института в 1982 г. В дальнейшем обучался в клинической ординатуре на кафедре психиатрии того же института. Ещё в период обучения в клинической ординатуре проявил интерес к изучению и использованию художественной экспрессии душевнобольных в целях диагностики и повышения эффективности лечебно-реабилитационного процесса. В 1983 г. разработал оригинальную проективную цветовую методику ("Мозаика"), которую начал активно использовать в работе с пациентами.

С 1984 г. по 1999 г. работал врачом-психиатром участковым взрослым в Санкт-Петербурге. В 1986 г. поступил в заочную аспирантуру по клинической психологии при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. В 1990 г. успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук по специальностям "медицинская психология" и "психиатрия" (тема диссертации: "Экспериментально-психологические методы в дифференциальной диагностике депрессивных состояний").

С конца 1980-х годов осваивает методы арт-терапии и делает попытки их внедрения в деятельность психиатрических учреждений Ленинграда/Санкт-Петербурга, в том числе, организуя и проводя первые в России интерактивные арт-терапевтические группы на базе амбулаторных психиатрических учреждений. С середины 1990-х годов начинает активно пропагандировать арт-терапию и проводить первые в Российской Федерации программы повышения квалификации по арт-терапии (на базе НОУ Институт практической психологии "Иматон", Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования).

Вместе с группой коллег в 1997 г. создаёт региональную общественную организацию "Арт-терапевтическая ассоциация" и в том же году учреждает "Международный журнал арт-терапии "Исцеляющее искусство"". С середины 1990-х годов развивает сотрудничество с ведущими зарубежными центрами и профессиональными организациями в области арт-терапии и организует многочисленные научно-практические форумы по проблемам изучения психопатологической экспрессии, использования творческого потенциала людей с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапи. Занимается написанием и подготовкой первых на русском языке изданий (монографий, сборников научных трудов, методических руководств) по данному направлению; разрабатывает теоретические и методические вопросы, связанные с использованием арт-терапии в медицине, образовании и социальной сфере, создаёт оригинальный психотерапевтический подход — системную арт-терапию (САТ). Занимается научными исследованиями её эффектов.

С 2000 г. является членом секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации и в 2006 г. избирается на должность вице-председателя секции. С 2010 г. — член научно-редакционного совета международного журнала "Тело, движение и танец в психотерапии" — Body, Movement and Dance in Psychotherapy: International Journal for Theory, Research and Practice.

В 2010 г. при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева защищает диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук (по специальности "медицинская психология") на тему "Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты".

Список основных работ

Монографии и сборники научных трудов:

  1. Копытин А.И. Основы арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Лань, 1999. — 254 с.
  2. Практикум по арт-терапии (под ред. А.И. Копытина). — СПб.: Питер, 2000. — 285 с.
  3. Копытин А.И. Системная арт-терапия/А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2001. — 216 с.
  4. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
  5. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2003. — 320 с.
  6. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков/А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. — М.: Когито-Центр, 2006. — 197 с.
  7. Арт-терапия — новые горизонты (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2006. — 336 с.
  8. Копытин А.И. Техники аналитической арт-терапии./А.И. Копытин, Б. Корт. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.
  9. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. — М.: Когито-Центр, 2008. — 288 с.
  10. Копытин А.И. Руководство по фототерапии/А.И. Копытин, Д. Платтс. — М.: Когито-Центр, 2009. — 184 с.
  11. Копытин А.И. Техники фототерапии/А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2010. — 128 с.
  12. Арт-терапия женских проблем (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2010. — 270 с.
  13. Копытин А.И. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии/А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. — СПб.: Речь, 2010. — 250 с.
  14. Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств./А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2011. — 368 с.
  15. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2012. — 285 с.
  1. Копытин А.И. Применение некоторых клинико-психологических методик для дифференциальной диагностики депрессивных состояний/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1990. — №4. — С. 95-99.
  2. Копытин А.И. Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности/А.И. Копытин//Психологический журнал. — 2004. — №5. — С. 90-97.
  3. Копытин А.И. Некоторые проблемы использования арт-терапии в психиатрии/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2004. — №5. — С.77-82.
  4. Копытин А.И. Ранние аналоги и современные методы арт-терапевтической работы с психиатрическими пациентами/А.И. Копытин//Социальная и клиническая психиатрия. — 2005. — №2. — С. 90-102.
  5. Копытин А.И. "Диалог" с изобразительным искусством психически больных людей как инструмент дестигматизации/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2007. — №12. — С. 71-77.
  6. Копытин А.И. Арт-терапия как составная часть системы психиатрического обслуживания/А.И. Копытин//Психическое здоровье. — 2009. — №3.- С. 72-78.
  7. Копытин А.И. Изменение психического и социального статуса наркозависимых в ремиссии при групповой арт-терапии/А.И. Копытин, О.В. Богачёв//Психологический журнал. — 2009. — №1. — С. 86-95.
  8. Копытин А.И. Арт-терапия в клинике пограничных состояний/А.И. Копытин//Психическое здоровье. — 2009. — №8.- С. 58-65.
  9. Копытин А.И. Арт-терапия в психиатрии и общей врачебной практике/А.И. Копытин//Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. — 2009. — №3 (30). — С. 142-148.
  1. Kopytin A. The Silver Drawing Test of Cognition and Emotion: standartisation in Russia/А. Kopytin//American Journal of Art Therapy. — 2002. — Vol. 40, May. — P. 223-258.
  2. Kopytin A. Photography and art therapy: an easy partnership/А. Kopytin//Inscape. The Journal of the British Art Therapy Association. — 2004. — №2. — P. 49-58.
  3. Kopytin A. Using silver drawing test for assessing normal and traumatised children and adolescents living in the areas affected by Chernobyl nuclear accident/А. Kopytin//Trauma und Kreativitat. Therapie mit kunstlerischen medien (eds R. Hampe, Ph. Martius, A. Reiter, G. Schottenloher, F. Von Spreti). — Bremen: Verlag Universitat Bremen. — 2004. — P. 407-416.
  4. Kopytin A. Fantasizing about violence: using the Draw-a-Story Test in assessing adult psychiatric patients who committed severe criminal acts and delinquent adolescents (Chapter 7)/А. Kopytin, V. Sventsitskaya, E. Svistovskaya//Aggression and Depression assessed through art (ed. R. Silver). — New York: Brunner and Routledge. — 2004. — P. 141-160.
  5. Kopytino A. Meno terapija dirbant su priklausomybe turinciais paaugliais/А. Kopytino//Dailes terapija. Seminaru uzrasai (Rasa Kucinskiene). — Vilnius: Kronta. — 2006. — P. 65-84.
  6. Kopytin A. Promoting understanding and tolerance through art: antistigma experience by the means of interactive exhibitions/A. Kopytin//Collection of scientific papers. — Riga: Riga Stradins University. — 2008. — P. 124-128.
  7. Kopytin A. Antistigma experience by a means of interactive exhibitions/A. Kopytin//The person in art (eds. Hans-Otto Thomashoff and E. Suhanova). — Hauppauge, New York: Nova Science Publishers. — 2008. — P. 123-139.
  8. Копытин А.И. Арт-терапия в лечении и реабилитации пациентов с различными психическими расстройствами/А.И. Копытин//Menu terapija reabilitacijoje: situacija ir perspektivos. Respublikines mokslines-praktines konferencijos. — Klaipeda: Klaipedos universitetas. — Klaideda, November 2-4, 2009. — P. 80-95.
  9. Kopytin A. Photography and art therapy: possibilities for partnership/A. Kopytin//KunstReiz. Neurobiologische aspekte kunstlerischer therapien (eds. R. Hampe, P.Martius, D. Ritschl, F. von Spreti, P. Stalder). — Berlin: Frank & Timme. — 2009. — P. 479-492.
  10. Kopytins A. Terapeitiskie faktori makslas terapijas grupa/A. Kopytins/K. Marninsone//Makslas terapija: teorija un prakse (ed. K. Martinsone). — Riga: Drukatava. — 2009. — P. 422-431.
  11. Kopytin A. How to overcome psychiatric stigma through art/H.O. Thomashoff, E. Sukhanova, A. Kopytin //Advances in psychiatry (eds. G. Christodoulou, M. Jorge, J. Mezzich). — Athens: Beta Medical Publishers. — 2009. — P. 223-236.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

mob_info