Образование священной римской империи 962 г правитель. Священная Римская империя — основа западного проекта. История термина «Священная Римская империя»

В 843 г. распалась единая Франкское государство. ее восточная часть (будущая Германия) выделилась и стала королевством, которое разделялось на четыре фактически самостоятельных герцогства - Швабію, Баварию, Франконію и Саксонию с Тюрингією. В 911 г. местная знать избрала королем саксонского герцога Генриха, который смог сплотить германские племена для совместной защиты от врагов и присоединил к своим владениям Лотарингию.

Немецкие земли достаточно успешно сдерживали натиск викингов. Однако с конца IX века. настоящим бедствием стали для них набеги мадьяров (венгров) из Придунавья. Подвижная мадьярская конница молниеносно врывались в Германию и безжалостно уничтожала все на своем пути. Для защиты от венгров Генрих И создал конное рыцарское войско и построил многочисленные бурги (крепости).

Сын Генриха i Оттон продолжил дело отца. В 955 г. близ города Аугсбурга он разбил мадьяр. Оттон стал самым могущественным королем Европы. Он стремился возродить державу Карла Великого.

Именно в это время в Риме несколько знатных семейств собирались устранить с престола папу и откровенно ему угрожали. Папа обратился к Оттону за помощью.

В 962 г. во главе войска германский король отправился в Италию. По дороге он не встретил сопротивления и вскоре вошел в Рим. Папа короновал Оттона i императорской короной. Родилась новая, теперь уже Германская империя, которую с конца XII века. стали называть Священной Римской империей. Это государство существовало до 1806 г. Кроме Германии, она включала Северную и частично Среднюю Италию, некоторые славянские земли, часть Южной Франции, а с XI века. также Бургундию. Позже следующий немецкий король Оттон П - пытался присоединить к империи юг Италии, но потерпел поражение от арабов и едва не попал в византийский плен.

Оттон и его преемники уделяли особое внимание делам церкви. Они дарили ей много земель и многочисленные привилегии. Зато из верных себе людей немецкие государи назначали епископов и аббатов. Высшее духовенство відбувало в пользу короля государственную и военную службу. Именно оно приводило к оттонівського войска три четверти тяжелой конницы. Церковь была поставлена на службу королевской власти и стала ее главной опорой. Попытки императора превратить церковь в часть государственного аппарата вскоре вызвало недовольство Папы Римского, который считал, что его власть выше светской. Могучий Оттон совершил новый поход на Рим, устранил папу Иоанна XII и поставил своего ставленника Льва VIII.

Оттон пытался организовать управление Италией по немецкому образцу: создал разветвленный административный аппарат во главе с канцлером; назначил в города немецких комендантов - префектов. Ему удалось уладить отношения с Византией, которая имела в Италии свои владения (Апулею и Калабрию), путем женитьбы своего сына (будущий император Оттон П) с племянницей византийского императора Иоанна Цимісхія.

в Конце X века. в Германии произошло кратковременное возвышение культуры, известное под названием "оттонівське возрождение". При дворе Оттона И действовала академия, где собирались образованные люди.

Там развивалась литературная деятельность, изготовлялись рукописи, Оттон II был женат на византийской принцессе Феофапо, что способствовало усилению культурных связей с Византией. Возникли школы, которые посещали как мальчики, так и девочки. Среди учителей особенно выделялся ученый монах Герберт. Человек незнатного происхождения, он получил превосходное образование, стал учителем будущего императора Оттона III, а впоследствии - Папой Римским Сильвестром.

Каждый новый король считал необходимым совершить поход в Рим, чтобы получить там императорскую корону. Нередко такие походы превращались в затяжные войны и королям приходилось надолго покидать Германию. Император Оттон III, коронованный в 996 г., решил навсегда остаться в Риме, посвятив свою жизнь возрождению Римской империи, и пользовался поддержкой Папы Римского Сильвестра. Однако частые мятежи в Риме заставили его перебраться к Равенны. В 1002 г. он умер от холеры.

Последствиями длительного отсутствия в Германии императоров стали рост независимости крупных феодалов и династические споры. Победу одержал герцог Генрих Баварский, который короновался в Аахене как Генрих II (1013-1024). В первые годы правления он восстановил порядок в немецких владениях и только в 1018 г. короновался в Риме как император. Вскоре новый император вернулся в Германию, а Италией управляли немецкие епископы в Милане, Равенне, Аквилее и др. После его смерти в 1024 г. значительная часть Италии временно вышла из-под власти германских королей.

Германская империя значительно усилилась в правление Генриха III (1039-1056). Он не только твердой рукой правил государством, но и сумел сделать зависимыми от него папство. По своему усмотрению император назначал пап, которыми в основном становились немцы. Такое положение вызвало недовольство духовенства. Развернулось движение за церковную реформу, прежде всего за освобождение церкви от верховенства светской власти. Папа Григорий VII ввел новый порядок избрания пап исключительно кардиналами, лишив светскую власть возможности вмешиваться в этот процесс. Был установлен целибат - обет безбрачия для духовных лиц всех рангов, что обеспечивало неприкосновенность земельной собственности Церкви.

Особой остроты конфликт между империей и папством вступил в событиях "борьбы за инвеституру". В ней решался вопрос: кто должен возглавлять христианский мир - император или папа. В 1075 г. Григорий VII подписал декрет, который отменял светскую инвеституру. Эта реформа натолкнулась на сопротивление со стороны императора Генриха IV, который в следующем году на соборе в Вормсе добился отстранения папы. В ответ Григорий УП на соборе епископов отлучил императора от церкви. Этим воспользовались недовольные внутренней политикой императора крупные германские феодалы, которые организовали мятежи. Оказавшись в затруднительной ситуации, Генрих IV вынужден был искать примирения с папой. В январе 1077 г. император появился перед замком Каносса в Северной Италии, где находился Григорий УП, и в течение трех суток босиком в нищенском одежды стоял у ворот. Папа простил противника, а Каносса с того времени стала символом величайшего унижения светской власти перед церковной.

Примирение между папой Григорием VII и императором Генрихом IV в Каноссе было кратковременным. С переменным успехом борьба продолжалась еще много лет. Только в 1122 г. в г. Вормсе было заключено соглашение. Император сохранил контроль над церковью в Германии. Важным следствием этих событий стало ослабление императорской власти.

В начале ХП века. в состав империи входила территория современных Германии, Нидерландов, Бельгии, Чехии, часть Франции (Бургундия) и Швейцарии, Северная и Средняя Италия. Это была совокупность отдельных территорий, которые управлялись фактически независимыми светскими и церковными князьями. Наследственная монархия в Германии не сложилась. Королей избирали территориальные князья. Император мог заставить князей еще при собственной жизни избрать королем своего сына, но назначить себе наследника и передать ему трон не имел права. Императорам все чаще приходилось просто покупать поддержку князей ценой различных уступок.

В 1137 г. к власти в Германии пришла династия Штауфенов (Гогенштауфенов), самым известным представителем которой был Фридрих i Барбаросса (1152-1190), который прилагал колоссальные усилия, чтобы подчинить Италию своей власти, совершив шесть итальянских походов. Его намерениям способствовала борьба между отдельными группировками в Риме, которые надеялись сделать папой своего ставленника. В 1153 г. папа Евгений Ш обратился за помощью к Фридриха Барбароссы, который согласился помочь при условии его последующей коронации. В следующем году он совершил первый успешный итальянский поход и короновался на императора. Однако вскоре возникли споры с папским легатом, что привело в 1158 г. до второго итальянского похода, в результате которого автономные итальянские города-государства потеряли свой статус и стали имперскими владениями. Это вызвало недовольство местных жителей, которые образовали оппозиционные императору Веронский и Ломбардійський союзы. Объединившись, жители итальянских городов выгнали немецкие гарнизоны и восстановили свободные права городов-государств. После неудачных попыток императора заключить сепаратный мир с Ломбардійським союзом его войска потерпели сокрушительное поражение от итальянцев в 1176 г. в битве при Леньяно. Фридрих Барбаросса вынужден был признать независимость итальянских городов и примириться с папой.

Новый конфликт с папой Урбаном Ш разгорелся, когда во время шестого итальянского похода 1184-1186 гг. Фридрих Барбаросса женил своего сына Генриха на Констанции Сицилийской и Сицилийское королевство, которое было вассалом папы, перешло к династии Гогенштауфенов. Император Генрих VI (1190-1197) сумел победить оппонентов в борьбе за сицилийскую корону и утвердиться в Южной Италии, чем значительно расширил территорию империи и она достигла наибольшего могущества (вассалом Генриха VI стал английский король Ричард Львиное Сердце захвачен в плен после возвращения из крестового похода и выкуплен за огромные средства).

Генрих VI умер в 32 года, оставив 3-летнего сына Фридриха, регентшей при котором была Констанция Сицилийская. После ее смерти будущего императора воспитывал папа Иннокентий III, который пытался установить папскую власть над всем христианским миром и использовал для этого весь свой дипломатический талант. Однако большинство немецких князей, которые поддерживали Гогенштауфенов избрали королем дядю Фридриха Филиппа Швабского, а сторонники Бельфів - Оттона IV. После гибели Филиппа Оттон был коронован в Риме, пообещав Іннокентію III не захватывать папские владения в Италии. После нарушения обещания Оттона IV немедленно отлученными от церкви и лишили императорского сана. У1210 г. германским королем был провозглашен Фридриха II Гогенштауфена (1210-1260), поддержку которому оказал французский король Филипп П Август, надеясь получить союзника в борьбе с Англией, на стороне которой был Оттон IV. На сторону Фридриха II перешли южные немецкие светские и церковные феодалы.

После неудачной для англичан и их союзника Оттона IV битвы под Бувіком в 1214. Фридрих П окончательно утвердился в Германии и был вторично коронован в Аахене, а в 1220 г. папа Гоннорій III провозгласил его императором Священной Римской империи. Центром политической деятельности новый император выбрал не Германию, а Италию и Сицилию и сначала пытался поддерживать дружеские отношения с римскими папами, обещая им распространять христианство и бороться с еретиками. Именно поэтому он согласился в 1227 г. организовать крестовый поход, который прервал в связи с болезнью. Папа Григорий IX, не вдаваясь в детали неудачи, отлучил императора от церкви, что вызвало новый конфликт между светской и церковной властью. В следующем году Фридрих II с незначительными силами совершил крестовый поход, освободил Иерусалим и заключил мир с египетским султаном. Папа объявил поход пиратским, а мир с египетским султаном нечестивым и подзадорил сицілійців до прямого выступления против императора, который поддержали и североитальянские города, недовольные ограничением императором своих привилегий, которые восстановили Ломбардійський союз. В 1230 г. Фридрих II восстановил свою власть на Сицилии и заключил с папой Цепранський мир, который отменил его отлучение от церкви, а папа получил особенные церковные права на Сицилии.

Однако мирные отношения с церковью продолжались недолго. В 1236 г. Фридрих II при поддержке немецких князей решил покончить с Ломбардійським союзом. В битве при Кортенуова в 1237 г. королевские войска одержали победу, но вынуждены были отступить от г. Брешия, которое выдержало осаду в течение 3 месяцев. Ломбардійські города открыто поддерживал папа Григорий IX. Конфликт с последним углубился после того, как Фридрих II назначил своего внебрачного сына Енціо королем Сардинии, которая считалась вассалом пали. В 1239 г. Фридриха II вновь отлучили от церкви и папа призвал к неповиновению императору. Фридрих П обратился в светских правителей христианского мира за поддержкой, убеждая их в том, что папа пытается подчинить себе светскую власть. Императорские войска подошли к Риму, однако Григорий IX умер неожиданно и нового папу избрали лишь через полтора года.

Новый папа Иннокентий IV занял до императора еще более жесткую позицию и созвал в 1245г. собор в Лионе, на котором почти единогласно вновь отлучили Фридриха II от церкви и назвали еретиком. Активизировалась оппозиция и среди светских князей, которые выбрали так называемых антикоролів - ландграфа Тюрингии Генриха Распе и графа Вильгельма Голландского. Непокорный император готовился к походу на Лион и к борьбе с князьями-отступниками, однако в 1250 г. неожиданно умер.

В Германии начался период княжеских междоусобиц. В 1268 г. последний представитель династии Гогенштауфенов Конрадин проиграл битву французам за Сицилию и был казнен в Неаполе. Период наибольшего подъема Священной Римской империи остался позади. В XIV ст. императорский титул стал титулом только немецких королей, а в следующем веке изменилось и название государства германских императоров, которая стала называться Священной Римской империей немецкой (германской) нации.

Сложный политический союз, просуществовавший с 962 по 1806 и потенциально представлявший самое большое государство в основателем которого был император Оттон I. На пике расцвета (в 1050), при Генрихе III, в её составе находились германские, чешские, итальянские и бургундские территории. Она выросла из Восточно-Франкского королевства, провозгласив себя наследницей Великого Рима, в соответствии со средневековой идеей «translatio imperii» («переход империи»). Священная представляла сознательную попытку возрождения государства.

Правда, к 1600 году от неё осталась лишь тень прежней славы. Сердцем её являлась Германия, которая к этому периоду представляла множество княжеств, с успехом утверждавшихся в своем независимом положении под властью императора, никогда не имевшей статус абсолютной. Поэтому с конца пятнадцатого столетия она больше известна как Священная Римская нации.

Самые важные территории принадлежали семи выборщикам императора (королю Баварии, маркграфу Бранденбурга, герцогу Саксонии, пфальцграфу Рейна и трем архиепископам - Майнца, Трира и Кёльна), которые упоминаются как первое сословие. Второе состояло из неизбираемых принцев, третье - из лидеров 80 свободных имперских городов. Представители сословий (принцы, князья, лорды, короли) теоретически были подвластны императору, но каждый обладал суверенитетом на своих землях и поступал так, как считал нужным, исходя из собственных соображений. Священная Римская империя так и не смогла достичь такого политического объединения, какое существовало во Франции, развившись вместо этого в децентрализованную, ограниченную избирательную монархию, составленную из сотен субблоков, княжеств, округов, свободных имперских городов и других областей.

Император самостоятельно также владел земелями во Внутренней, Верхней, Нижней и Передней Австрии, контролировал Богемию, Моравию, Силезию и Лужицу. Наиболее значимой областью являлась Чехия (Богемия). Когда Рудольф II стал императором, он определил Прагу её столицей. Согласно свидетельствам современников, он был очень интересным, умным, рассудительным человеком. Однако, к большому сожалению, Рудольф страдал приступами безумия, развившимися из его склонности к депрессиям. Это сильно отразилось на правительственной структуре. Все больше привилегий власти оказывалось в руках Маттиаса, его брата, притом, что он не имел никаких полномочий на неё. Немецкие принцы попытались использовать в своих интересах эту проблему, но в результате (к 1600) они не только не объединили свои усилия, а наоборот, между ними произошел раскол.

Итак, подытожим сказанное. Основные вехи политического союза территорий: образование Священной Римской империи произошло в 962 году. Оттон, её основатель, был коронован папой в Риме. Начиная с власть императоров являлась лишь номинальной.

Хотя некоторые из них старались изменить своё положение, усилить властные позиции, их попытки предотвращались папством и князьями. Последним был Франц II, который, под давлением Наполеона I, отказался от титула, тем самым положил конец её существованию.

Священная Римская империя - это государство, которое существовало в период с 962 по 1806 год. История его весьма любопытна. Основание Священной Римской империи произошло в 962 году. Осуществлено оно было королем Оттоном I. Именно он - первый император Священной Римской империи. Государство просуществовало до 1806 года и представляло собой феодально-теократическую страну со сложной иерархией. На изображении ниже - площадь государства примерно в начале 17 века.

По мысли ее основателя, германского короля, должна была возродиться созданная Карлом Великим империя. Однако была в основном забыта к 7 веку идея христианского единства, которая присутствовала в римском государстве с самого начала его христианизации, то есть со времени правления Константина Великого, умершего в 337 году. Тем не менее церковь, которая находилась под сильным влиянием римских учреждений и законов, о данной идее не забыла.

Идея Св. Августина

Св. Августин в свое время предпринял критическую разработку в своем трактате под названием "О граде Божием" языческих представлений о вечной и универсальной монархии. Учение это средневековые мыслители истолковали в политическом аспекте, более позитивно, чем сам его автор. Побуждали их к этому комментарии на Книгу Даниила Отцов церкви. Согласно им, Римская империя будет являться последней из великих держав, которая погибнет только с пришествием на землю Антихриста. Таким образом, образование Священной Римской империи стало символизировать единство христиан.

История возникновения титула

Сам термин, обозначающий это государство, довольно поздно появился. Сразу после того, как был коронован Карл, он воспользовался неуклюжим и длинным титулом, отброшенным вскоре. В нем присутствовали слова "император, правитель Римской империи".

Все его преемники именовали себя Император Август (без территориальной конкретизации). Со временем, как предполагалось, бывшая Римская империя войдет в державу, а затем и весь мир. Поэтому иногда именуют Оттона II Император Август римлян. А затем, со времен Оттона III, данный титул является уже непременным.

История названия государства

Само словосочетание "Римская империя" использоваться стало как название государства с середины 10 века, закрепилось окончательно в 1034 году. Не нужно забывать, что византийские императоры также считали себя преемниками Римской империи, поэтому присвоение германскими королями данного названия вело к некоторым дипломатическим осложнением.

Встречается определение "Священная" в документах Фридриха I Барбароссы с 1157 года. В источниках с 1254 укореняется обозначение полное ("Священная Римская империя"). То же название по-немецки мы находим в документах Карла IV, к нему добавляются с 1442 года слова "Немецкой нации", сначала для того, чтобы отличить от Римской империи немецкие земли.

В указе Фридриха III, изданном в 1486 году, о "всеобщем мире" встречается данное упоминание, а с 1512 года утверждается окончательная форма - "Священно Римская империя германской нации". Она просуществовала до 1806 года, до самого ее распада. Утверждение этой формы произошло тогда, когда правил Максимилиан, император Священной Римской империи (годы правления - с 1508 по 1519).

Каролингские императоры

От каролингского, более раннего, периода брала начало средневековая теория так называемого Божественного государства. Во второй половине 8 века в состав Франкского королевства, созданного Пипином и сыном его Карлом Великим, входила большая часть территории Западной Европы. Это делало данное государство подходящим на роль выразителя интересов Святого престола. В этой роли была заменена им Византийская империя (Восточная Римская).

Увенчав в 800 году, 25 декабря, императорской короной Карла Великого, папа Лев III решил порвать связи с Константинополем. Он создал Западную империю. Политическая трактовка власти Церкви как продолжения Империи (древней) этим самым получила свою форму выражения. Основывалась она на представлении о том, что возвышаться над миром должен один политический властитель, который действует в согласии с Церковью, также общей для всех. Причем обе стороны обладали своими сферами влияния, установил которые Бог.

Такое целостное представление о так называемом Божественном государстве осуществил в своем правлении практически в полном объеме Карл Великий. Хотя оно распалось при его внуках, в умах продолжала сохраняться традиция праотца, что привело к учреждению в 962 году Оттоном I особого образования. Оно получило впоследствии название "Священная Римская империя". Именно об этом государстве идет речь в этой статье.

Германские императоры

Оттон, император Священной Римской империи, располагал властью над самым могущественным в Европе государством.

Он смог возродить империю, сделав то, что совершил в свое время Карл Великий. Но владения этого императора были, однако, существенно меньше, чем принадлежавшие Карлу. Входили в них в основном германские земли, а также территория центральной и северной Италии. Распространялся ограниченный суверенитет на некоторые пограничные нецивилизованные области.

Не давал тем не менее королям Германии императорский титул больших полномочий, хотя они теоретически стояли выше королевских домов на территории Европы. Правили императоры в Германии, используя для этого административные механизмы, уже существующие. Очень незначительным было их вмешательство в дела вассалов в Италии. Здесь основной опорой феодальных вассалов являлись епископы различных ломбардских городов.

Император Генрих III, начиная с 1046 года, получил право по своему выбору назначать пап, так же, как он это делал в отношении епископов, принадлежащих к германской церкви. Свою власть он использовал для того, чтобы внедрить идеи церковного управления в Риме в соответствии с принципами так называемого канонического права (Клюнийская реформа). Принципы эти разрабатывались на территории, расположенной на границе между Германией и Францией. Папство после смерти Генриха обратило против императорской власти идею свободы Божественного государства. Григорий VII, римский папа, утверждал, что духовная власть является выше по отношению к светской. Он начал наступление на императорское право, стал назначать самостоятельно епископов. Эта борьба вошла в историю под названием "борьба за инвеституру". Она продолжалась с 1075 года по 1122.

Династия Гогенштауфенов

Достигнутый в 1122 году компромисс не привел, однако, к окончательной ясности в насущном вопросе о верховенстве, а при Фридрихе I Барбароссе, который был первым императором, принадлежавшим к династии Гогенштауфенов (занявшим спустя 30 лет трон) борьба между империей и папским престолом разгорелась вновь. К словосочетанию "Римская империя" при Фредерике добавилось впервые определение "Священная". То есть государство стало называться Священная Римская империя. Данная концепция дальнейшее обоснование получила тогда, когда стало возрождаться римское право, а также налаживаться контакты с влиятельным византийским государством. Период этот являлся временем наивысшего могущества и престижа империи.

Распространение власти Гогенштауфенов

Фридрих, а также его преемники на троне (другие императоры Священной Римской империи) централизовали систему управления на территориях, принадлежавших государству. Они покорили, кроме того, итальянские города, а также установили сюзеренитет над находящимися вне империи странами.

Гогенштауфены по мере продвижения Германии на восток распространили и в этом направлении свое влияние. К ним в 1194 году отошло Сицилийское королевство. Произошло это через Констанцию, которая являлась дочерью сицилийского короля Рожера II и супругой Генриха VI. Это привело к тому, что папские владения оказались полностью окружены землями, являющимися собственностью государства Священной Римской империи.

Империя приходит в упадок

Гражданская война ослабила ее мощь. Разгорелась она между Гогенштауфенами и Вельфами после того, как Генрих в 1197 году преждевременно умер. Папский престол при Иннокентии III доминировал вплоть до 1216 года. Этот папа настоял даже на праве решать спорные вопросы, возникающие между претендентами на трон императора.

Фридрих II после смерти Иннокентия вернул былое величие императорской короне, но вынужден был предоставить право германским князьям осуществлять в своих уделах все, что им вздумается. Он, отказавшись таким образом от главенства в Германии, решил сосредоточить все свои силы на Италии, укрепить здесь позиции в непрекращающейся борьбе с папским престолом, а также с находившимися под управлением гвельфов городами.

Власть императоров после 1250 года

В 1250 году, вскоре после того, как Фридрих умер, с помощью французов папство наконец одолело династию Гогенштауфенов. Можно усматривать упадок империи хотя бы в том, что императоры Священной Римской империи довольно длительное время не короновались - в период с 1250 года по 1312. Однако само государство все таки существовало в том или ином виде еще на протяжении большого периода - более пяти столетий. Это происходило потому, что оно было тесно связано с королевским троном Германии, а также благодаря живучести традиции. Корона, несмотря на многочисленные попытки, предпринимаемые французскими королями для того, чтобы получить достоинство императора, оставалась неизменно в руках немцев. Попытки Бонифация VIII снизить статус власти императора вызвали противоположный результат - движение в защиту ее.

Закат империи

Но слава государства уже осталась в прошлом. Несмотря на предпринимаемые Петраркой и Данте усилия, отвернулись от идеалов, изживших себя, представители зрелого Возрождения. А слава империи являлась их воплощением. Теперь лишь Германией ограничивался ее суверенитет. Отпали от нее Бургундия и Италия. Государство получило новое название. Оно стало именоваться "Священной Римской империей немецкой нации".

К концу 15 века прервались последние связи с престолом папы. К этому времени короли Священной Римской империи стали принимать титул, не отправляясь для получения короны в Рим. Власть князей в самой Германии усилилась. Принципы избрания на трон с 1263 года были определены в достаточной степени, а в 1356 году закреплены Карлом IV. Семь выборщиков (их называли курфюрстами) использовали влияние для того, чтобы выдвигать различные требования к императорам.

Это сильно ослабляло их власть. Ниже представлен флаг римской империи, существовавший с 14 века.

Габсбургские императоры

Корона с 1438 года находилась в руках Габсбургов (австрийских). Следуя тенденции, существовавшей в Германии, они жертвовали интересами нации ради величия своей династии. Карл I, король Испании, в 1519 году был избран под именем Карла V римским императором. Он объединил под властью своей Нидерланды, Испанию, Германию, Сардинию и Сицилийское королевство. Карл, император Священной Римской империи, в 1556 году от престола отрекся. Испанская корона после этого отошла к Филиппу II, его сыну. Преемником Карла в качестве императора Священной Римской империи был назначен Фердинанд I, его брат.

Распад империи

Князья на протяжении всего 15 века пытались безуспешно усилить роль рейхстага (представлены на котором были курфюрсты, а также менее влиятельные князья и города империи) за счет императора. Реформация, произошедшая в 16 веке, разрушила существовавшие надежды на то, что старую империю можно перестроить. В результате явились на свет различные секуляризованные государства, а также начались раздоры на почве религии.

Власть императора теперь являлась декоративной. В съезды дипломатов, занятые пустяками, превратились заседания рейхстага. Империя выродилась в непрочный союз между множеством мелких независимых государств и княжеств. В 1806 году, 6 августа, Франц II отказался от короны. Так распалась Священно Римская империя германской нации.

Становление германской государственности

С распадом империи Каролингов (середина IX в.) на исторических территориях германских племен образовалось самостоятельное Восточно-Франкское государство . В королевство вошли земли преимущественно с германским населением. Такая этническая сплоченность была редкой для средневековья. Королевство не обладало, однако, государственно-политическим единством. К началу Х в. Германия представляла совокупность герцогств , крупнейшими из которых были Франкония, Швабия, Бавария, Тюрингия, Саксония.

Герцогства не были реально взаимосвязаны друг с другом, они существенно различались даже по социальному укладу. В западных областях прочно утвердился вотчинно-ленный феодализм, почти не осталось свободного крестьянства, возникали новые социально-экономические центры - города. В восточных областях феодализация общества была слабой, социальный уклад был сориентирован на общинные связи, сохранялись значительные территории с догосударственным бытом варварских времен; там только появлялись позднейшие из варварских правд (см. § 23).

Единство государства окрепло с утверждением на королевском престоле Саксонской династии (919 - 1024) . Были временно преодолены междуусобные распри, несколькими удачными внешними войнами в основном определены территории, принадлежащие королевству, установлено особое политическое место короля в феодальной иерархии - король Оттон I был коронован (в условном центре государства - Аахене). Формирование единой государственной организации королевства было своеобразным в силу большой зависимости королевской власти от племенных герцогств. Становление государственности в Германии шло в опоре на церковь как единственную носительницу государственного начала.

Государственная система империи XIV - XV вв.

Усиление государственно-политической самостоятельности отдельных германских княжеств продолжилось в XIV - XV вв. Границы огромной империи в это время стали в большой степени номинальными. Внутри началось движение за открытый выход из ее состава: в начале XIV в. сложился Швейцарский союз, поведший борьбу за независимость.

Император обладал особыми правами политического верховенства, которые были далеки от реальных государственных полномочий. Даже в периоды укрепления империи не удалось превратить эту власть в наследственную. К XIV в. принцип избрания на престол по воле собрания высшей знати империи стал абсолютным. Это было закреплено в особом документе - Золотой булле 1356 г.*, дарованной королем Карлом IV. Устанавливались права особой коллегии - из 7 князей и архиепископов (владетельных князей Майнца, Кельна, Рейнского, Саксонского, Бранденбургского, короля Богемии) на своем съезде избирать императора. Эти права были впредь наследственны и неразрывны с особым статусом самих князей как суверенных правителей. Булла закрепляла за князьями финансовые регалии, ранее принадлежавшие императору (рудники, чеканку монеты), максимальный судебный иммунитет, право заключать внешнеполитические союзы. Съезд князей становился практически постоянным политическим институтом империи: он должен был происходить ежегодно и вместе с императором решать дела «к общей пользе и благу».

* Буллой называли грамоту особого значения, Золотой - из-за особой печати, подвешенной к ней.

Императорская власть не имела в своем распоряжении реальной администрации. Управление империей осуществлялось более внеинституционно: благодаря личному присутствию императора в княжестве (они не имели постоянной резиденции) или родственным связям, благодаря вассальным связям, благодаря представительству от империи в местных учреждениях, благодаря привлечению князей на срок для выполнения королевских поручений, благодаря, наконец, обязательствам имперских городов. Финансы империи также были децентрализованы. Практически единственным рычагом власти было право опалы на провинившегося, т. е. лишение возможности прибегать к защите императорского суда .

Значимым институтом императорской власти стали съезды феодалов - райхстаги . Райхстаги сложились как продолжение собраний знати эпохи ленной монархии . С оформлением в социально-правовом укладе империи сословий, райхстаги стали рассматриваться как их представительства в деле управления империей. Вначале на съезды призывались только князья и, как вторая курия, графы. С 1180 г. оформилась полновесная вторая условная курия - графов и рыцарей, с XIII в. они участвуют уже регулярно. В XIV в. право участия через своих представителей получают имперские и княжеские города, императорские министериалы. Участие в райхстаге расценивалось как государственно-правовая обязанность, неразрывная с подчинением императорской власти; уже в XIII в. правом предусматривались значительные штрафы за пренебрежение этим. Император мог и отобрать право присутствия на райхстаге.

Созывались райхстаги императором по его соизволению, точных приглашений не было. С конца XV в. райхстаг работал по куриям: 1) князей, 2) графов и рыцарей, 3) городов. В его компетенцию входили постановления по организации вооруженной силы империи, сбору налогов , управлению общеимперскими имуществами, новым таможенным сборам. Сословия утверждали предложенные императором правовые обычаи , с 1497 г. стали влиять и на указы императоров. Собирались райхстаги по усмотрению императора и в том месте, где он указывал. С 1495 г. созыв стал ежегодным; в этом же году закрепилось за съездом и название Reichstag . Существование райхстага и некоторых других сословных институтов, их роль в империи определили Германию как сословную монархию, но весьма относительную в своем государственном единстве.

На райхстагах второй половины XV в. неоднократно вставал вопрос о реформе империи, идеи которой активно разрабатывались в политической публицистике эпохи. Ослабление империи было в том числе и пагубно для значительного числа мелких правителей. Райхстаг 1495 г. провозгласил «всеобщий земский мир» в империи (в развитие идей о гарантиях прав всех в империи, появившихся в виде «общего мира» еще в середине XII в.). Запрещались внутренние войны в империи, посягательство на установленные права и привилегии. Для некоторых гарантий создавался имперский суд (представлявший курфюрстов и города, председателем был император) с верховными судебными правами, а также имперская военная организация (до 4 тыс. конницы и 20 тыс. пехоты, созываемых по 10 округам, на которые разделялась империя). Была сделана попытка ввести единую имперскую подать. При императоре создавался общеадминистративный орган - имперский придворный совет. Однако в условиях почти векового кризиса германской государственности, вызванного Реформацией XVI в., новые учреждения в большей степени остались действенными в пределах владений Габсбургов, закрепивших за собой (1438) императорский престол, - Австрии и восточных областей.

В конце XV в. полную самостоятельность от империи обрел Швейцарский союз. После Реформации и, особенно, завершившего Тридцатилетнюю войну Вестфальского мира 1648 г. Германия была официально признана союзом государств , а за территориальными правителями закреплен титул королей. Номинально звание императора и общеполитические полномочия сохранялись за австрийским домом Габсбургов до начала XIX в., когда (1806 г.) Священная Римская империя была упразднена.

Введение……………………………………………………………………….3

1. Образования империи…………………………………………………….5

1.1. История образования империи…………….……………………….5

1.2. Характер государства…………………………………….…………6

1.3. Название Священной Римской империи…………………………..7

2. Империя в Средние века…………………………………………………..9

3. Империя нового времени…………………………………………………14

3.1. Имперская реформа………………………………………………...14

3.2. Реформация…………………………………………………………16

3.3. Империя во второй половине XVII - середине XVIII веков…...17

4. Австро-прусское противостояние и упадок империи…………….…….20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………………...26

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена истории Священной Римской империи сверхдержавы эпохи Средневековья, в одиночку вершившей судьбы Европы, предтечи империй нового и новейшего времени. Уникальный феномен для своего времени - огромное государство, основанное в X веке германским королем Отгоном I Великим, включало в себя Германию, Италию и Бургундию и притязало на власть над европейским континентом. И потому история Священной Римской империи - это история нескончаемых войн, призванных не только расширить границы империи, но и удержать ее от распада. Но политический фундамент нового государства оказался слабым: внутренние мятежи, борьба с папством за главенство в христианском мире, постоянная необходимость поддерживать власть на обширных пространствах постоянно подтачивали империю изнутри. Даже таким талантливым императорам, как Фридрих I Барбаросса, ноша оказалась не по плечу.

Цель данной работы рассмотреть историю создания Священной Римской империи германской нации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

· Изучить историю образования империи, ее характер и название «Священной Римской империи»;

· Рассмотреть империю в Средние века, империя нового времени, во второй половине XVII - середине XVIII веков;

· Проанализировать Австро-прусское противостояние и упадок империи.

При написании данной работы мы использовали литературу российских и зарубежных авторов, таких как, Брайс, Дж., Егер О. Всемирная история., Галанза П. Н., Колесницкий, Н. Ф., Прокопьев, Hartmann, P. C., Herbers, K., Neuhaus, H. И др.

  1. Образования империи

1.1. История образования империи

Идея империи (лат. imperium ), единого государства, объединявшего весь цивилизованный и христианский мир, восходящая ко временам Древнего Рима и пережившая второе рождение при Карле Великом, сохранялась и после крушения Франкской империи Каролингов. Империя в общественном сознании представлялась как земное воплощение Царства Божьего, наилучшая модель организации государства, при которой правитель поддерживает мир и спокойствие в христианских странах, охраняет и заботится о процветании церкви, а также организует защиту от внешних угроз. Раннесредневековая концепция империи предполагала единение государства и церкви и тесное взаимодействие императора и папы римского, осуществлявших верховную светскую и духовную власть. Хотя столицей империи Карла Великого был Ахен, имперская идея была связана прежде всего с Римом, центром западного христианства и, согласно «Константинову дару», источником политической власти во всей Европе.

После распада государства Карла Великого в середине IX века титул императора сохранился, однако реальная власть его носителя ограничилась лишь Италией, за исключением нескольких случаев кратковременного объединения всех франкских королевств. Последний римский император, Беренгар Фриульский, скончался в 924 г. После его смерти власть над Италией в течение нескольких десятилетий оспаривали представители ряда аристократических родов Северной Италии и Бургундии. В самом Риме папский престол оказался под полным контролем местного патрициата. Источником возрождения имперской идеи в середине X века стало Восточно-Франкское (Германское) королевство, будущая Германия.

В правление Генриха I Птицелова (919-936) и особенно Оттона I (936-973) Германское королевство значительно укрепилось. В состав государства вошла богатая Лотарингия с бывшей имперской столицей Каролингов Ахеном, были отражены набеги венгров (Битва на реке Лех 955 г.), началась активная экспансия в сторону славянских земель Поэльбья и Мекленбурга. Причём завоевание сопровождалось энергичной миссионерской деятельностью в славянских странах, Венгрии и Дании. Церковь превратилась в главную опору королевской власти в Германии. Племенные герцогства, составлявшие основу территориальной структуры Восточнофранкского королевства, при Оттоне I были подчинены центральной власти. К началу 960-х гг. Оттон стал наиболее могущественным правителем среди всех государств-наследников империи Карла Великого и приобрёл репутацию защитника христианской церкви.

В 961 г. папа римский Иоанн XII обратился к Оттону с просьбой о защите против короля Италии Беренгара II Иврейского и пообещал ему императорскую корону. Оттон немедленно перешёл Альпы, одержал победу над Беренгаром и был признан королём лангобардов (Италии), а затем двинулся в Рим. 2 февраля 962 г. Оттон I был помазан на царство и коронован императором. Эта дата считается датой образования Священной Римской империи. Хотя сам Оттон Великий, очевидно, не намеревался основывать новую империю и рассматривал себя исключительно как преемника Карла Великого, фактически переход императорской короны к германским монархам означал окончательное обособление Восточнофранкского королевства (Германии) от Западнофранкского (Франции) и формирование нового государственного образования на основе немецких и североитальянских территорий, выступавшего наследником Римской империи и претендующего на роль покровителя христианской церкви.

1.2. Характер государства

Священная Римская империя на протяжении всех восьмисот пятидесяти лет своего существования оставалась иерархическим государственным образованием феодального типа. Она никогда не приобретала характер национального государства, как Англия или Франция, не достигла и сколь-либо высокой степени централизации системы управления. Империя не являлась ни федерацией, ни конфедерацией в современном понимании, а сочетала элементы этих форм государственного устройства. Субъектный состав империи отличался крайним многообразием: полунезависимые обширные курфюршества и герцогства, княжества и графства, вольные города, небольшие аббатства и мелкие владения имперских рыцарей, - все они являлись полноправными субъектами империи (имперскими сословиями), обладающими разной степенью правоспособности. Власть императора никогда не была абсолютной, а разделялась с высшей аристократией страны. Более того, в отличие от других европейских государств, жители империи не были непосредственно подчинены императору, а имели собственного правителя - светского или церковного князя, имперского рыцаря или городской магистрат, что формировало два уровня власти в стране: имперский и территориальный, зачастую конфликтующих между собой.

Каждый субъект империи, особенно такие могущественные государства, как Австрия, Пруссия, Бавария обладал широкой степенью независимости во внутренних делах и определёнными прерогативами во внешней политике, однако суверенитет продолжал оставаться атрибутом империи как таковой, а постановления имперских учреждений и нормы имперского права имели обязательную силу (иногда, правда, лишь теоретически) для всех составлявших империю государственных образований. Для Священной Римской империи была характерна особая роль церкви, придающая этому государственному образованию элементы теократии, однако в то же время имперская структура впервые в Европе после Реформации обеспечила длительное мирное сосуществование нескольких конфессий в рамках единого государства. Развитие Священной Римской империи происходило в условиях постоянной борьбы тенденций дезинтеграции и интеграции. Первые выражали, чаще всего, крупные территориальные княжества, постепенно приобретавшие признаки суверенных государств и стремящиеся освободиться от власти императора, в то время как главными консолидирующими факторами выступали императорский престол, имперские учреждения и институты (рейхстаг, имперский суд, система земского мира), католическая церковь, немецкое национальное самосознание, сословный принцип построения государственной структуры империи, а также имперский патриотизм (нем. Reichspatriotismus ) - укоренившаяся в общественном сознании лояльность к империи и императору как её главе (но не как представителю конкретной династии).

1.3. Название Священной Римской империи

Возникнув в 962 г., Священная Римская империя претендовала на преемственность античной Римской империи и Франкской империи Карла Великого, пытаясь стать универсальным государственным образованием, объединяющим весь западноевропейский христианский мир. Оттон I Великий, первый монарх Священной Римской империи, использовал титул imperator Romanorum et Francorum (лат. император римлян и франков ). Хотя ядром империи всегда являлась Германия, её сакральным центром был Рим: в этом городе до XVI века проводились коронации императоров и именно из Рима, по средневековым представлениям, проистекала их божественная власть. Титул «Римский император» (лат. imperator augustus Romanorum ) использовался уже Оттоном II (973-983), а словосочетание «Римская империя» впервые упоминается в источниках под 1034 годом. В то же время, использование данного титула вызвало резкое неприятие в Византии, где считалось, что только византийский император имеет право называться римским императором.

Монархи Священной Римской империи претендовали на верховную духовную власть на её территории и роль защитника и покровителя европейской христианской церкви. Первоначально это не требовало отдельного упоминания в титулатуре, однако после завершения борьбы за инвеституру и распространении идеи верховенства папы римского в духовной сфере, к наименованию империи стали добавлять слово «Священная» (лат. Sacrum ; впервые, вероятно, в 1157 г.), подчёркивая тем самым претензии императоров в отношении церкви . Применение эпитета «Священный» не к особе правителя, а к государственному образованию, по всей видимости, было новацией, рождённой в канцелярии императора Фридриха I Барбароссы (1152-1190). Собственно название «Священная Римская империя» в его латинской версии Sacrum Romanum Imperium впервые появилось в 1254 г., а его эквивалент на немецком языке (нем. Heiliges Römisches Reich ) - ещё спустя столетие, в правление Карла IV (1346-1378).

mob_info