Интересные факты о крейсере аврора. Удивительные факты: Бронепалубный крейсер I ранга «Аврора. В ожидании новой жизни

17 ноября 1948 года крейсер «Аврора» был поставлен на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки. С тех пор легендарное судно стало одним из главных символов Санкт-Петербурга, а история его службы овеяна мифами и легендами.

Русский флотоводец, адмирал З. П. Рожественский любил нестандартный подход к стандартным процессам. Среди любимейших причуд адмирала была забавлявшая матросов привычка самовольно раздавать «клички» боевым кораблям, находящимся в его ведении. Так, броненосец «Сисой Великий» стал «Инвалидным убежищем», яхта «Светлана» - «Горничной», крейсер «Адмирал Нахимов» был назван «Идиотом», а «Аврора» удостоилась титула «Проститутка Подзаборная».
Мы за Рожественского не отвечаем, но знал бы он, что за корабль называл!

Появление легенды

Вопреки патриотической роли корабля в истории страны, бытует мнение, что знаменитый крейсер был построен заграницей. На самом деле, чудо кораблестроения возникло там же, где и окончило свой славный путь – в Санкт-Петербурге. К разработке проекта приступили еще в 1895 году, но только в июле 1897 года был подписан контракт с Обществом Франко-русских заводов на изготовление машин, котлов и всех механизмов, перечисленных в спецификации. Столь поздние сроки достижения соглашения были обусловлены нежеланием руководства делиться чертежами с Балтийским заводом, и в течение последующих шести лет над созданием «Авроры» трудились Адмиралтейский Ижорский и Александровский чугунолитейный заводы, Завод Я. С. Пульмана, Обуховский, Металлический завод и Мотовилихинские пушечные заводы г. Пермь. Всего в непосредственном руководстве постройкой крейсера с сентября 1896 года и до окончания ходовых испытаний, то есть почти за восемь лет, было занято четверо строителей корабля, офицеров Корпуса корабельных инженеров. К сожалению, до сих пор неизвестен автор проекта крейсера - в разных источниках называют две фамилии: К.М.Токаревского и Де Грофе, а официально строительство произведено на заводе "Новое Адмиралтейство", под руководством общества франко-русских заводов.

Боевая слава

Многим современникам «Аврора» известна лишь неоднозначным фактом своей флотской биографии, как корабль, чьи орудия дали сигнал к штурму Зимнего дворца. А ведь крейсер участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях. Сам император Николай Второй после Цусимского боя телеграфировал экипажу: "Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров "Олега", "Авроры" и "Жемчуга" за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй". В 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Аврора» за выдающиеся заслуги моряков-авроровцев в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде боевых и революционных традиций и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил был награжден орденом Октябрьской Революции, а в суровые годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда на Дудергофских высотах, о чем повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».

Революционный нрав корабля

Не единым выстрелом славен мятежный корабль. Еще за несколько лет до исторических событий 1917 года, в 1905м, разоруженная «Аврора» стояла в манильском порту под контролем американцев после Цусимского сражения. Филиппинские острова оказались тюрьмой для чудом уцелевших матросов, вынужденных питаться гнилой пищей, не имевших возможности связаться с родными, охваченных назревающей вспышкой гнева. На мачте успели поднять международный сигнал, символизирующий начавшийся бунт, что повлекло прибытие на борт местной полиции и портовых чиновников. Авроровцы выдвинули свой ультиматум – улучшение питания и немедленная раздача адресованных матросам писем. Условия были приняты американцами, но незамедлительно повлекли за собой новую вспышку мятежа – вскрытые конверты и прочитанные письма, наконец, оповестили моряков об ужасах «кровавого воскресенья». По возвращении в Россию, большинство матросов было списано с корабля – таким образом царское правительство стремилось разъединить сложившиеся боевые экипажи во избежание революционных настроений. Попытки не увенчались успехом, и в будущем именно моряки, в том числе и новобранцы, составили революционный костяк России.

Исторический выстрел

Залп, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября 1917 года – одна из наиболее красочных легенд о крейсере. Поговаривают, что взошедшую на корабль красавицу, несмотря на общеизвестную присказку о женщине на корабле, моряки не только не прогнали, но и не посмели ослушаться. Бледнолицая, высокая и стройная девушка неземной красоты отдала приказ «Пли!», а затем исчезла из поля зрения. На настоящий момент доподлинно неизвестно, кто же осмелился стать призраком «Авроры», но большинство историков склоняется к версии, что им была известная журналистка, советская писательница и революционерка Лариса Рейснер. Говорят, что на «Аврору» её послали не случайно, чисто психологически рассчитали, что такой красивой женщине ни один матрос не откажет. Да и выстрел, по сведениям историков, был произведен в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи, что, увы, не подтверждает теорию сигнальной функции «Авроры» в захвате. Тем не менее, Крейсер «Аврора» изображён на ордене Октябрьской Революции, которым сам же и награждён в 1967 году.

Взрывы и пьяные матросы

А куда же без мифов об алкоголе и его последствиях? В последнее время из различных источников появляется любопытная информация об участии нетрезвых революционных матросов «Авроры» во взрыве форта «Павел» в 1923 году. Поговаривают даже, что пьяные матросы устроили пожар на расположенном там минном складе. В июле 1923 года сюда приплыли на шлюпке несколько моряков с линкора "Парижская Коммуна" (бывший "Севастополь"). Закончился «отдых» моряков большим пожаром. Курсанты с крейсера "Аврора" пытались потушить горящую мину, подожжённую моряками с "Парижской коммуны". На форте грохотало несколько дней, и, говорят, во всём Кронштадте не осталось ни одного целого стекла. По словам одного из членов нынешней команды крейсера, во время пожара погибли четыре матроса, а многие были награждены медалями за героическую помощь в тушении. Авторы брошюры "Форты Кронштадта" одними из первых озвучили версию причины взрыва. В советских книгах этот вопрос обходили стороной, оставалось думать, что виновата злобная контрреволюция.

Звездная жизнь крейсера

Каждый школьник, собирающийся посетить Санкт-Петербург, обязательно стремится побывать на легендарном корабле, служившим верой и правдой в стольких сражениях и являющимся ныне филиалом Центрального военно-морского музея. На самом деле, помимо боевых заслуг и экскурсионных программ, не обошла «Аврору» и стезя шоу-бизнеса: в 1946 году крейсер сыграл роль не менее известного собрата «Варяга» в одноименном фильме. Для соответствия «гримерам» пришлось поработать: на корабле установили фальшивую четвертую трубу и несколько орудий, выстроили командирский балкон на корме и переделали носовую часть. Эти два корабля совершенно не похожи друг на друга, но для невзыскательного зрителя «подделка» прошла незаметно. Параллельно корпус «Авроры» был усилен бетоном, а это уже означало, что восстановлению корабль не подлежит, что определило дальнейшую судьбу судна.

Корабль или макет

Считается, что "Аврора" - единственный отечественный корабль, сохранивший свой первозданный облик до наших дней. Легендарный крейсер был поставлен на «вечную стоянку» напротив гостиницы «Санкт-Петербург», однако, это уже на половину не тот корабль, о котором не смолкает молва: само судно было отбуксировано в поселок Ручьи у прибрежной полосы Финского залива, распилено на части, затоплено и растащено патриотами 80-х. При реконструкции в 1984 году была заменена большая часть основной части и надстроек незабвенной «Авроры», у нынешнего корабля-музея на новом корпусе применена технология сварных швов вместо заклепок, отличавших оригинал. Батареи, в которые вошли снятые с крейсера орудия, погибли на Дудергофских высотах, еще одно орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец». Об историческом орудии, возвестившем «новую эру пролетарской революции», старший мичман, хитро подмигнув нам, сказал: «Почитайте внимательно табличку на щите, там написано, что из носового орудия крейсера был произведен исторический выстрел. А про то, что стреляли конкретно из этого орудия – не сказано нигде».

Корабль, имя которому выбрал император, является символом Петербурга.

Верфь «Новое Адмиралтейство» ровно 107 лет назад - 4 июня 1897 года - приступила к строительству легендарного крейсера «Аврора». Император Николай II лично выбрал название для судна, а также присутствовал при его спуске на воду в 1900 году. В настоящий момент крейсер «Аврора» стоит на ремонте в Кронштадте и дожидается возвращения на Петроградскую набережную.

SPB.AIF.RU собрал пять интересных фактов о легендарном судне, которое вернется на свое историческое место в 2016 году.

«Полкан» или «Богатырь»

Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» стал последним в серии из трех судов водоизмещением 6,6 тысяч тонн, построенных на верфи «Новое Адмиралтейство» в конце XIX века. Первые два корабля проекта назвали «Паллада» и «Диана». Третий в течение года был безымянным. По традиции, существующей со времен Петра I, право давать имена крупным кораблям принадлежало императору. Перед Николаем II положили список, в котором были такие названия: «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Полкан», «Боярин», «Нептун», «Аскольд», «Богатырь», «Варяг» и «Аврора». Император подчеркнул последнее, а также, чтобы не было ошибок, своей рукой написал его на полях.

Строящийся корабль по приказу от 6 апреля 1897 года назвали «Авророй». Впрочем, ранее такое же название носил трехмачтовый парусный фрегат. Ту «Аврору» построили в 1835 году в Петербурге на Охтинской верфи.


Крейсер «Аврора». Кампания 1902 года Фото: Commons.wikimedia.org

Крокодилы, лемуры и удав

Крейсер торжественно спустили на воду в Петербурге в 1900 году. На церемонии присутствовали император Николай II, а также императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна.

В 1905 году, когда «Аврора» шла к берегам страны восходящего солнца в разгар русско-японской войны, на борту судна обитали два крокодила - они были домашними питомцами моряков. Рептилий взяли на борт в одном из африканских портов, находившихся на пути следования в Японию. Крокодилов звали Сам и Того. По воспоминаниям писателя Юрия Чернова, рассказавшего о быте моряков с «Авроры» в книге «Судьба высокая «Авроры», на борту также были несколько хамелеонов, лемуры и удав. Экзотических животных экипаж взял на борт после гибели собаки Шарика. Рептилий ждала непростая судьба: Сам сбросился с палубы и погиб, а Того был убит в ходе Цусимской битвы.

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года Фото: Commons.wikimedia.org

Прикрыть собой у Цусимы

Вторая эскадра Тихоокеанского флота, которая насчитывала 38 боевых кораблей и вспомогательных судов, дошла до берегов Японии. Преодолев три океана, она не смогла пройти Корейский пролив. Там её ждали 89 кораблей японского флота под флагом адмирала Хейхатиро Того (прим. ред. - именно в его честь назвали крокодила на «Авроре»).

Мощнейшим огнем японцы попытались вывести из строя броненосцы.

Крейсер «Аврора» сумел выстоять в бое у Цусимы, защищая корабли. Корпусом судно закрывало израненные русские броненосцы. В той битве уцелели только три крейсера - «Жемчуг», «Олег» и «Аврора». Также у русских смогли выстоять один миноносец и два вспомогательных судна. В Цусимском бою «Аврора» получила около 10 попаданий снарядами калибра от 75 до 200-мм, были выведены из строя пять орудий. 16 человек экипажа были убиты, в том числе - капитан корабля Евгений Егорьев. Также 89 членов экипажа получили ранения (по другим данным - 15 убитыми и 83 ранеными).

Отряд крейсеров ушел в филиппинский порт Манила. Там корабли разоружили американцы. Чужую гавань они покинули лишь в конце 1905 года, когда был подписан мирный договор с Японией.

Отправка крейсера на ремонт в Кронштадт. Фото: АиФ / Ирина Сергеенкова

Холостой залп революции

Крейсер «Аврора» считается одним из главных символов Октябрьской революции 1917 года, в первую очередь из-за исторического выстрела в ночь на 26 октября. Относительно этого залпа у многих до сих пор остаются сомнения. Дело в том, что команда «Авроры» сразу поспешила переубедить всех, кто поверил в легенду о выстреле боевыми снарядами по Зимнему дворцу, отправив в газету записку. В ней было сказано, что с судна был произведен только один холостой залп, служащий призывом к «бдительности и готовности». Сигнальным же этот выстрел также нельзя было назвать, поскольку его произвели в 21.40 МСК, а штурм Зимнего дворца начался уже после полуночи. Морякам, давшим заметку в газете «Правда», было важно подчеркнуть, что корабль не стрелял по Зимнему дворцу боевыми снарядами и не угрожал жизни простых людей.

Крейсер - актер

После Великой Отечественной войны «Аврора», получившая серьезные повреждения, прибывала на ремонт на Балтийский завод, где её должны были подготовить к установке на вечную стоянку.

В это время судно советские чиновники решили отдать на съемки в кинокартине о крейсере «Варяг». К тому моменту последний уже покоился на дне Ирландского моря, поэтому в его роли выступил легендарный крейсер «Аврора», который киношникам пришлось значительно «загримировать», изменив его облик. Фильм представили публике в 1946 году.

В истории крейсера «Аврора» было много памятных событий. Корабль участвовал в Цусимском сражении, спасал итальянцев во время землетрясения и сражался с немцами в Первой мировой войне. Однако многим крейсер известен благодаря холостому выстрелу, давшему сигнал на штурм Зимнего дворца.

Из трёх военных кораблей-близнецов вся слава досталась именно ему - крейсеру «Авроре». Сошедший со стапелей судоверфи в 1900 году, он не имел ничего выдающегося для своего времени. Это было рядовое военное судно. Но события, в которых ему довелось поучаствовать, вознесли корабль на Олимп славы. История крейсера Аврора богата опасными инцидентами, но он уцелел и сохранился до наших дней.

Строительство корабля

К постройке крейсера «Авроры» приступили в 1896 году. Он был последним кораблём, из серии трёх бронепалубных крейсеров для Тихого океана. Первый корабль назывался «Паллада», а второй - «Диана». Примечательно, что проект был назван не в честь первого судна, как это принято, а в честь второго - «Диана». Оно более звучное и лаконичное. Обустройство верфей началось в 1985 году:

  • Галерный островок оборудовался для корпусов кораблей «Паллады» и «Дианы».
  • Новое Адмиралтейство подготовило площадку для «Авроры».

Все корпуса были торжественно заложены одним днём, 23 мая 1987 года. Обострение отношений с Германией на Балтике внесло коррективы в программу, и сроки изготовления судов были максимально сжаты. 11 мая 1900 года корпус «Авроры» последним был спущен на воду под аплодисменты царской семьи. Далее на крейсере производились надстройки и установка силовой машины. А спустя три года, 17 июля, корабль введён в эксплуатацию.

Целый год третий крейсер не имел названия. В документации он упоминался как «Крейсер водоизмещением 6 630 т, типа «Диана». Лишь в 1987 году Николаю II предоставили перечень названий: «Аскольд», «Аврора», «Богатырь», «Боярин», «Варяг», «Гелиона», «Наяда», «Нептун», «Психея», «Полкан» и «Юнона». Больше всего царю понравилось «Аврора», имя древнеримской богини.

Технические характеристики крейсера

Корпус «Авроры», как и двух других крейсеров этого типа - трёхпалубный. Он набирался из мягкой стали для судостроения. Броневая (карапасная) палуба имела защиту от навесного огня артиллерии врага. Каждый трюм делился 13 переборками для наибольшей живучести судна после повреждения миной. Главная силовая установка включала в себя 3 вертикально установленные машины и 24 паровых котла. Вырабатываемая энергия передавалась на валы 3 винтов. В качестве топлива использовался уголь, запасы которого достигали 1 000 тонн.

Таблица 1. ТТХ крейсера I ранга «Аврора»
Автор проекта К. К. Ратник, директор Балтийского завода
Команда (матросы, старшины), чел. 550
Офицеры, чел. 20
Водоизмещение, т 6731,3
Длина, м 126,8
Ширина, м 16,8
Осадка, м 6,4
Максимальная скорость, уз. 19,2
Предельная дальность похода, миль 4 000 (при скорости 10 узлов)
Мощность энергетической установки, л/с 11 610
Гидроакустика Станция звукоподводной связи “Фессенден” (с 1916 г.)
Средства связи Радиостанция системы А. С. Попова
Радиостанция системы T.S.F
75-мм прожекторы системы Манжена (6 шт.)
Приборы управления стрельбой ПУАО системы Н. К. Гейслера
1,4-метровые дальномеры системы Барра-Струда (2 шт.)
Вооружение Артиллерийское
Минное
Противоминное (сети)
Торпедное

Впервые на кораблях типа «Диана» была установлена система автоматической откачки воды. Она состояла из 8 электронасосов. Изначально новшество доставило немало проблем экипажам из-за несовершенства. Проблемы удалось устранить лишь на «Авроре», перед самым походом на Тихий океан.

Бой при Цусиме

Накалившаяся военно-политическая ситуация на дальнем Востоке требовала незамедлительного укрепления Тихоокеанского флота. Из балтийских кораблей образовали отряд, куда включили «Аврору», урезав сроки её испытания. 25 сентября 1903 года крейсер снялся с якорей Большого Кронштадтского рейда. На протяжении всего пути постоянно проявлялись недочёты корабля, которые команда устраняла на ходу.

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра выступила от берегов Вьетнама в направлении Владивостока. «Авроре» досталось второе место в порядке построения кораблей и надлежало идти по кильватерному следу крейсера «Олега». Спустя две недели далеко за полночь 14 мая российская эскадра вошла в воды Корейского пролива. Там их уже поджидали японские корабли, которые были обнаружены в 6:30. С 10:30 завязался бой с головными военными судами.

«Аврора» вступила в сражение в 11:14. Сначала молодой корабль поддерживал огнём крейсер «Владимир Мономах», который доминировал в перестрелке с японским бронепалубным крейсером «Идзуми». На протяжении часа японцы усилились подкреплением, и вся мощь вражеского огня досталась «Авроре». Особенно тяжко пришлось к 15:00.


Кораблю удавалось лавировать от вражеских торпед. Но не удалось избежать множественных повреждений от вражеских артиллерийских залпов. Один снаряд угодил в рубку, где осколками посекло всех находившихся. Смертельно ранило в голову капитана. Носовой отсек затопило. Мачта с флагом сбивалась и поднималась 6 раз.

К 19:00 уцелевшие российские суда отряда адмирала Энквиста: «Олег», «Жемчуг» и «Аврора», отступали в хаотичном порядке на юго-запад, покидая Корейский пролив. Поражение стало очевидным. Путь на Владивосток был закрыт. Японцы планировали добить остатки эскадры в ночи. Но российским судам удалось оторваться. На «Авроре» погибли: 1 офицер (командир судна капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев) и 8 членов команды. Отремонтированный в Маниле крейсер возвратился на Балтийское море в 1906 году.

Итальянские апельсины

В 1910-м «Аврора» находилась неподалёку от Апеннинского полуострова и зашла в порт Мессина за наградой. Крейсер ожидала золотая медаль, так как двумя годами ранее команда спасала итальянцев при землетрясении. В первую ночь швартования город начал мерцать от языков пламени. Русские моряки кинулись спасать местных жителей, опередив прибытие местных пожарных. Помимо золотой медали, ожидавшей команду 2 года, население отблагодарило экипаж за спасение при пожаре, завалив трюмы лимонами и апельсинами.

Гулльский инцидент

Во время похода на Тихий океан экипажи русских кораблей находились в напряжении и ожидали встречи с японцами в любом месте. Орудия эскадры были на постоянной изготовке. В ночь с 8 на 9 октября в 100 км от берегов Британии на отмели Банка Доггер появилось неизвестное трёхмачтовое судно в сопровождении флотилии, двигавшееся пересекающим курсом. Транспорт «Камчатка» запросил помощи, так как ему показалось, что их атакуют.

«Аврора», «Дмитрий Донской» и другие корабли включили прожекторы и начали обстреливать неизвестные суда. Когда две флотилии перемешались, «Авроре» досталось 5 снарядов от своих, так как в темноте крейсер был принят за японский корабль. В дальнейшем оказалось, что русские суда столкнулись с английскими рыболовными кораблями. В результате инцидента двое людей погибло. Произошедший случай осложнил дипотношения между Британией и Россией.


Участие корабля в Первой мировой войне

Крейсер «Аврора», как боевой корабль, не мог не принять участия в Первой мировой войне. Однако показать свою боевую мощь удалось лишь в середине военного конфликта в 1916 году. 75 мм корабельные орудия были модернизированы для эффективного поражения низколетящих самолётов. Несением боевого дежурства «Авроры» был определён квадрат в Рижском заливе, где крейсер успешно пресекал налёты авиации на боевые и гражданские суда.

Февральская революция

После перемещения фронта «Аврору» отправили на техническое обслуживание. 27 февраля 1917 года на ремонтных заводах Адмиралтейский и Франко-Русский произошла стачка рабочих. Команда крейсера захотела присоединиться к бастующим, но командир корабля М. И. Никольский решил успокоить взбунтовавшийся экипаж, стреляя по уходящим матросам из револьвера. Моряки арестовали командира и расстреляли его. После бунта командиров на «Авроре» назначал судовой комитет.

Октябрьская революция: исторический залп

После Февральской революции крейсер подчинялся Временному революционному комитету. 24 октября 1917 г. командиру корабля была поставлена задача подняться по Неве к Николаевскому мосту, который развели юнкера. Механикам-энергетикам «Авроры» удалось свести мост, воссоединив Васильевский остров и центр города. К вечеру готовился штурм Зимнего дворца. В качестве сигнала для взятия решили применить пушечный выстрел. В 21:54 «Аврора» произвела холостой залп из носового орудия, который прославил военный корабль.

Съемки в фильме о “Варяге”

Летом 1944 года действующая в блокаду администрация Ленинграда распорядилась установить «Аврору» у Петроградской набережной с последующим оборудованием на крейсере музея. Но решение было отложено на 2 года, так как осенью 1945-го начались съёмки о легендарном крейсере «Варяг». Образ «Варяга» достался «Авроре». Для этого судно восстановили после обстрелов германской авиацией, возвели 4-ю дымоходную трубу и надстроили рубки.

Крейсер «Аврора» должен был кануть в лету осенью 1941 года. Нарком ВМФ подписал указ о присвоении этого имени новому строящемуся кораблю. Два судна с одинаковыми именами запрещены на флоте. Но уничтожить крейсер помешало начало Второй мировой войны.


База Нахимовского училища

В 1948 году «Аврору» пришвартовали у Петроградской набережной, через дорогу от Нахимовского училища. Учебное заведение взяло шефство над крейсером. На палубах судна были организованы учебный корпус для курсантов и филиал Центрального военно-морского музея. В 1960 году советское правительство присвоило крейсеру статус памятника и перевело его на содержание государства.

Ремонт и новая жизнь корабля-музея

21 сентября 2014 года в 10:00 крейсер «Аврору» отшвартовали от набережной и отбуксировали на ремонт. Кораблю-музею предстояло проделать путь до Кронштадтского пароходного завода. В 14:50 судно заняло место в сухом доке им. П. И. Велещинского. 16 июля 2016 года «Аврору» вернули к Петроградской набережной. Корпус судна полностью обновили. Создали обновлённую экспозицию музея. В день открытия «Аврору» посетило 1 500 человек.

«Аврора» и Октябрьская революция в сознании жителей нашей страны неотделимы друг от друга.

Но спроси о боевом пути легендарного крейсера прохожего на улице - не ответит. А между тем подлинная история «Авроры» удивительна, почти невероятна...

1. ПЕРЕЖИЛА «СЕСТЕР-БЛИЗНЯШЕК»

В год столетнего юбилея революции круглую дату отмечает и сам крейсер «Аврора». Он был заложен в 1897 году на верфи «Новое Адмиралтейство».

За 120 лет своей истории «Аврора» успела принять участие в трех революциях и двух мировых войнах, благополучно дожив до наших дней, чего нельзя сказать о двух ее старших сестрах.

Крейсер «Аврора» был построен третьим после двух аналогичных крейсеров - «Дианы» и «Паллады». Судостроительные работы проходили в рамках программы «для уравнения наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств».

Первые бронепалубные крейсера России имели довольно средние военные и ходовые характеристики. Первыми на боевое дежурство в 1903 году отправились «Диана» и «Паллада», усилив русскую эскадру в Порт-Артуре накануне начала Русско-японской войны.

Во время героической обороны города «Диана» и «Паллада» приняли в ней самое активное участие. 28 июля 1904 года эскадра начала попытку прорыва в сторону Владивостока. «Диана», вырвавшись из сражения, ушла в Сайгон.

Вернувшись в Россию, она принимала участие в Первой мировой войне. После революции в 1922 году крейсер был продан советско-германскому акционерному обществу и разобран на металлолом.

«Палладу» постигла не менее печальная судьба. Не сумев вырваться из осажденного Порт-Артура, она была подорвана в числе других кораблей после принятия решения о сдаче крепости.

2. «ДОЧКА» ИМПЕРАТОРА

Со времен Петра I давать имена крупным кораблям русского флота было прерогативой самодержца. «Аврора» не стала исключением. Николаю II предоставили на выбор одиннадцать предполагаемых названий: «Аврора», «Аскольд», «Богатырь», «Варяг», «Наяда», «Юнона», «Гелиона», «Психея», «Полкан», «Боярин», «Нептун». После недолгого раздумья император лаконично начертал на полях: «Аврора».

Почему выбор пал на имя древнеримской богини утренней зари? По этому поводу существует такая версия: крейсер на самом деле был назван в честь парусного фрегата «Аврора», участвовавшего в обороне Петропавловска-Камчатского от превосходящих сил английской эскадры во время Крымской войны в 1854 году.

Кстати, общая стоимость постройки «Авроры» составила 6,4 млн рублей золотом.

3. ТРИ ГОДА НА ДОРАБОТКУ

Торжественный спуск на воду состоялся 11 мая 1900 года. На верхней палубе корабля в составе почетного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате «Аврора».

Однако до 1903 года на «Авроре» проходила установка головных машин, общекорабельных систем и вооружения. Только после этого крейсер отправился в свой первый дальний поход по маршруту Портленд - Алжир - Бизерта - Пирей - Порт-Саид - порт Суэц.

В январе 1904 года соединение контр-адмирала Вирениуса, в котором состояла «Аврора», получило известие о начале войны с Японией и приказ вернуться на Балтику.

4. КРОКОДИЛЫ И ГАРДЕМАРИНЫ

На родине экипаж «Авроры» тут же получил приказ немедленно отправляться во Владивосток для помощи Тихоокеанской эскадре.

Во время предыдущего путешествия, находясь в африканском порту, моряки взяли на борт двух домашних питомцев - крокодилов по кличкам Сам и Того. С ними устраивали различные соревнования, пытались приручать, но напрасно. Первый крокодил сбежал с судна во время дрессировки, второй был убит во время Цусимской битвы 14 мая 1905 года.

В тот роковой день 50 кораблей русской эскадры вошли в Корейский пролив. Когда японские крейсера открыли шквальный огонь по русским транспортным кораблям, «Аврора» вместе с флагманом «Олегом» вступила в бой. Им помогали «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской» и «Светлана».

К сожалению, сражение было проиграно. Капитан крейсера Евгений Егорьев погиб. Во время битвы были затоплены несколько отсеков корабля, выведены из строя пушки, на крейсере полыхал пожар. Но «Аврора» не затонула - даже попыталась прорваться к Владивостоку. Однако запасов топлива хватило только на то, чтобы достичь Филиппинских островов, где в порту Манила крейсер был интернирован американцами.

Лишь 10 октября 1905 года после окончания войны с Японией на корабле вновь подняли Андреевский флаг, американцы отпустили крейсер к родным берегам. До 1913 года корабль оставался учебным судном гардемаринов и совершал дальние походы в Таиланд и на остров Ява.

5. КРЕЙСЕР ИЛИ ЭЛЕМЕНТ ПВО?

Попав в разряд ветеранов, «Аврора» вошла в состав кораблей, на которые возлагалась дозорная служба фарватеров из Финского в Ботанический залив. Но повоевать в Первую мировую войну «Авроре» все же пришлось, правда, весьма необычным образом. Она играла роль ПВО в борьбе с низколетящими малоскоростными самолетами противника. И с поставленной задачей крейсер справился блестяще.

6. ШТУРМ ЗИМНЕГО ОБОШЕЛСЯ БЕЗ «АВРОРЫ»

Долгое время считалось, что залп с «Авроры» в октябре 1917-го послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца, но это не так.

В сентябре 1916 года «Аврора» встала на ремонт к стенке Адмиралтейского завода. В конце февраля 1917-го на заводе началась забастовка. Желая предотвратить возможные беспорядки на крейсере, его командир Никольский открыл огонь из револьвера по матросам, самовольно решившим покинуть судно, был убит командой, на крейсере вспыхнул мятеж.

С этого момента командование «Авророй» избиралось судовым комитетом. Накануне революционных событий 24 октября 1917 года «Аврора» прошла вверх по течению Большой Невы к Николаевскому мосту, не дав завладеть ею юнкерам.

Корабельные электрики свели проемы моста, соединив Васильевский остров с центром города. Предполагалось, что 25 октября в 21.40 крейсер даст пару холостых выстрелов, означающих «Внимание! Готовность».

Первой выстрелила пушка Петропавловской крепости и только затем с «Авроры» прозвучал легендарный холостой выстрел в сторону Зимнего. Вот только к началу штурма он никакого отношения не имел.

Выстрел, как потом подтвердила газета «Правда», должен был лишь призвать революционные массы к бдительности. Штурм дворца начался спустя несколько часов. Сигнал к нему был дан залпами орудий Петропавловской крепости, два из которых попали в окна дворца.

7. НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ...

В 1922 году было принято решение использовать «Аврору» как учебное судно для Балтийского флота. В 1924 году уже под советским флагом судно совершило дальний поход вокруг Скандинавии мимо Мурманска и Архангельска. К 1941 году крейсер-ветеран хотели было исключить из состава флота, но этому решению помешала война.

Часть орудий была снята с крейсера и использована как на других кораблях, так и в составе сухопутных батарей. 9 июля 1941 года была сформирована артиллерийская батарея специального назначения, известная в истории обороны Ленинграда как батарея «А» по заглавной букве имени крейсера. К сожалению, в боях погибло то самое орудие, из которого был произведен холостой выстрел по Зимнему дворцу.

В 1944 году крейсер «Аврора» был навечно установлен на Неве как «памятник активного участия моряков Балтийского флота в свержении буржуазного Временного правительства». Место своей вечной стоянки крейсер занял лишь 17 ноября 1948 года после того, как изобразил в кино другой революционный крейсер - «Варяг».

Сегодня после очередного планового ремонта легендарный крейсер «Аврора» вновь вернулся на место своей вечной стоянки.

Дмитрий Соколов.

TOPFOTO/FOTODOM,

Будущий год пройдет под знаком большого и неоднозначного юбилея - 100-летия октябрьской революции. В преддверии этой даты "Родина" будет публиковать неизвестные документы и воспоминания, аналитические статьи и стенограммы дискуссий, фотографии и словесные портреты действующих лиц 1917 года. А открывает юбилейную рубрику "ВЕКторы революции" ее главный символ.

Этот текст я услышал 30 марта 2003 года на борту крейсера "Аврора", где поминали писателя-моряка Виктора Конецкого. Он очень любил этот корабль. А те, кто пришел сюда, очень любили Конецкого.

В кают-компании накрыли столы. Говорили негромко и не только о грустном. Когда друг Конецкого еще с военно-морского училища, питерский актер Иван Краско начал читать это письмо, адмиралы и офицеры тоже заулыбались. Но потом вдруг потянулись за платками...

_Игорь Коц, шеф-редактор "Родины"

"Получив в бою 18 снарядов..."

Посмотрим статью лихого марсофлота Л. Я его так панибратски называю, ибо он очень художественные образы любит. Начнем с названия его статьи - "Пиратский крейсер".

"Корабль сомнительной славы, - пишет он, - участвовал в печально закончившемся походе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского на Дальний Восток и даже сумел избежать гибели на дне Цусимского пролива - крейсер прорвался в Манилу".

Здесь самое интересное слово "даже" и еще "на дне Цусимского пролива".

Корабли гибнут не "на дне", а в волнах океана. До дна еще дойти надо. И надо суметь избежать гибели в бою и прорваться сквозь окружение вражеских кораблей, получив в бою 18 снарядов, с убитыми командиром и 14 матросами, имея на борту 8 раненых офицеров и 75 раненых матросов...

Вы, господин Л., попробуйте-ка представить себе, что значит экипажу остаться в бою без командира. Умение маневрировать, умение стрелять, умение заделывать пробоины, умение уклоняться от торпед и снарядов, умение работать за всех убитых и раненых, и, главное, не спустить флаг, а прорваться сквозь окружение противника, который в десятки раз сильнее тебя и по количеству, и по качеству, и еще дойти от Цусимы до Манилы на изрешеченном снарядами корабле.

"Что тебе снится, крейсер "Аврора", в час, когда утро встает над Невой?"

Эффектная концовка для начинающего сочинителя в литкружке. Много чего снится "Авроре", очень много. Возьмем сборник статей "Русское военно-морское искусство", том 2й, стр. 364. Пишет участник Цусимского боя офицер крейсера "Аврора":

"Наши команды держались в бою выше всякой похвалы. Замечательное хладнокровие, находчивость и неустрашимость проявлял каждый матрос. Золотые люди и сердца! Они заботились не столько о себе, сколько о своих командирах, предупреждая о каждом неприятельском выстреле, прикрывая в момент разрыва собой офицеров. Покрытые ранами, кровью матросы не оставляли своих мест, предпочитая умирать у орудий. Даже не шли на перевязки! Посылаешь, а они: "Успеется, после, теперь некогда!" Только благодаря самоотвержению команды мы заставили японские крейсера отойти, утопив у них два судна, а четыре выведя из строя, с большим креном".

Вы пишете: "Аврора" - памятник русскому бунту, бессмысленному и беспощадному".

Л. пишет: "Революционная свирепость русских матросов, их садистская ненависть к морским офицерам до сих пор не объяснена историками. Были ли они ответной реакцией на специфическое аристократическое хамство выпускников Морского корпуса или сформировались стрессом службы в замкнутом помещении кают и кубриков?"

Какой к едрене фене может быть стресс, ежели тысячу лет моряки жили "в замкнутом помещении"? Ясное дело, это Вам не люкс в гостинице "Астория". А на нок-фор-бом-брам рей по пертам ходили на высоте повыше Александрийского столпа? Хорошенькое замкнутое пространство!

Теперь о свирепости и садистской ненависти к офицерам, которую наши историки до сих пор объяснить не могут.

Вы, господин Л., когда-нибудь линьков пробовали? Линь - это тонкая веревка белой пряжи, не толще полутора дюймов в окружности.

"Специфическое аристократическое хамство выпускников Морского корпуса", ясное дело, было. Но Вы Бориса Лавренева почитайте или Сергея Колбасьева. А Нахимов, Лазарев, Ушаков и сотни других, которыми Россия гордится, не Морской корпус заканчивали?

Чего это Вы, господин Л., так на матросов окрысились? Матросов офицеры и адмиралы воспитывают и в бой ведут. Да за одно плавание "Авроры" в Сиам (осень - зима 1911 - 1912 гг.) с Великим князем Борисом Владимировичем на борту матросы должны были озвереть. Столько самодурства, хамства Борис Владимирович успел выказать в походе, ничуть не смущаясь ни матросских, ни офицерских глаз. Трех поваров с собой привез и 500 бутылок шампанского.

Вы пишете дальше: "...моряки "Авроры" вместе с "буревестниками революции" из Кронштадта пытались захватить Петроград в июле 1917го, а в октябре, обстреляв город, окончательно заслужили свою пресловутую славу "крейсера революции..."

Да не стреляла (у Вас "обстреливала") "Аврора" по Питеру, кроме одного холостого хлопка в сторону Зимнего.

Капитан-лейтенант Виктор Конецкий

ТОЛЬКО ФАКТЫ

А еще орудия крейсера громили гитлеровцев

  • 11 мая 1900 года крейсер был торжественно спущен на воду на питерской судостроительной верфи "Новое Адмиралтейство". Получил имя "Аврора" - в память об одноименном парусном фрегате, который героически сражался во время Восточной войны 1854 года у Петропавловска-на-Камчатке.
  • В 1903 году вошел в состав Русского военно-морского флота.
  • Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах.
  • 25 октября 1917 года дал холостой выстрел из бакового орудия, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца. С "Авроры" было передано написанное В.И. Лениным воззвание "К гражданам России!"
  • С 1923 года стал учебным судном.
  • В годы Великой Отечественной войны из орудий главного калибра, снятых с корабля, моряки-авроровцы громили гитлеровцев в районе Вороньей горы и Пулковских высот.
  • 17 ноября 1948 года бросил якорь на месте вечной стоянки у Петроградской набережной Большой Невки.
  • В 1956 году на корабле открыт филиал Центрального военно-морского музея.
mob_info