Песталоцци ударение. Социально-педагогические идеи и деятельность И.Г. Песталоцци. Отделение психологии и педагогики

Иоганн Генрих Песталоцци внёс огромный вклад в развитие дошкольной педагогики. Уже в юности он стремился самоотверженно служить народу. В 1774 году он открыл приют для детей из бедных семей, где сам обучал их чтению, счёту и письму, а также занимался их воспитанием. Предполагалось, что учебное заведение будет содержаться за счёт денег, заработанных самими воспитанниками, которые работали в поле, на прядильных и ткацких станках. Таким образом, педагог осуществил попытки соединить обучение детей с производительным трудом. Однако чтобы содержать приют, от детей требовались огромные физические нагрузки, а Песталоцци, будучи гуманистом и демократом, не мог позволить эксплуатации своих воспитанников. Он рассматривал труд как средство развития физических сил, хотел дать детям разностороннюю трудовую подготовку. Это был важнейший педагогический опыт Песталоцци, и после него последующие восемнадцать лет он посвятил литературной деятельности.

Взгляды и идеи педагога носили, несомненно, демократичный характер, но были ограничены исторически. Основные принципы Песталоцци :
— принцип самоценности личности, который отрицал возможность приношения личности в жертву даже на благо общества;
— принцип природосообразости, который подразумевает развитие физических и духовных возможностей ребёнка, заложенных в него природой, посредством воспитания;
— принцип наглядности, способствующий всестороннему развитию ребёнка.


Важнейшим средством воспитания Песталоцци
считал любовь воспитателя к детям. Первостепенное значение для ребёнка имеет воспитательное воздействие личности педагога. На основе этих принципов Песталоцци построил методику элементарного преподавания. «Элементарное образование» предполагало построение процесса обучения таким образом, что в процессе познания объекта дети выделяют самые простые элементы, продвигаясь в обучении от простого к сложному, поднимаясь с одной ступени на другую, совершенствуя всё больше знания и умения.

Труды Песталоцци сыграли огромную роль в развитии педагогики как науки. Он заложил основы методики начального образования. Его учебники стали надолго образцом и показателем для творчества последующих педагогов. Разработанные им упражнения по развитию речи используются в практике начальной школы. Его идея строить процесс воспитания на основе взаимной любви воспитателя и ребёнка стала центральной в гуманистической педагогике.

Высказывания Песталоцци о детях:

  • Ребёнок – зеркало поступков родителей.
  • Природа вложила в сердце матери первую и самую насущную заботу о сохранении покоя в самый ранний период жизни ребёнка. Эта забота проявляется у людей повсюду в виде присущей матери материнской силы и материнской преданности.
  • Час рождения ребенка является первым часом его обучения.
  • Ребёнок любим и верит прежде, чем начинает мыслить и действовать.
  • Исходные начала и точки соприкосновения с тем, чему ребёнок должен учиться в школе, подготовлены и существуют в нём благодаря познаниям, почерпнутым из наблюдений в домашней жизни.
  • Я стараюсь ввести детей в гущу жизни и объяснить им, как любая отдельная хорошая черта человека, если она остаётся изолированной и не находит себе опоры во всём том хорошем, что имеется в природе человека, каждый раз рискует вновь затеряться в человеке или получить такое направление, которое одинаково легко может привести как к его падению, так и к его совершенствованию.
  • Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми.
  • Вообще необходимо добиваться такого положения, при котором стало бы невозможным, чтобы ребенок выиграл что-либо ложью; наоборот, быть пойманным во лжи должно представлять для него существенную опасность.

Педагогические идеи Песталоцци в цитатах:

  • Воспитание и только воспитание - цель школы.
  • Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет.
  • Начальное образование способно средствами своего искусства содействовать естественному ходу развития мыслительных способностей и поощрять его.
  • Школа должна прививать своим воспитанникам такие навыки логического мышления, которые гармонировали бы с самой природой человека.
  • Отцы и матери все ещё в святой невинности полагают, что если дети посещают школу и находятся в ней, то, значит, они развиваются как в физическом, так и в моральном отношении.
  • Обучение научным дисциплинам предполагает, следовательно, предварительное наслаждение свободой, которую оно ограничивает, точно так же как впряжение взрослого животного в плуг или телегу является произвольно направленным применением тех сил, которые молодое животное приобрело и развило в период, когда оно жило и свободно гуляло на пастбище.
  • Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания.
  • Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии. Оно в сущности требует, чтобы сила воспитателя была силою отца, оживленною присутствием всей совокупности семейных отношений.
  • Природа моих средств интеллектуального образования ни в коей мере не произвольна, она необходима. Так как эти средства лишь постольку хороши, поскольку определяются самой сущностью человеческой природы, то они в основном также неизменны.

Философские мысли Песталоцци:

  • …это было несчастьем, а не нашей виной, что мы были воспитаны способными не делать хорошее, а только мечтать о нем.
  • Я жил годами в кругу более чем пятидесяти нищих детей, я делил с ними в бедности мой хлеб, я сам жил как нищий для того, чтобы научить нищих жить по-человечески.
  • Мы знаем, чего мы хотим.
  • Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.
  • По законам природы слова любви не произносятся прежде, чем не созревают чувства.
  • В стране существует слепое доверие народа к школам, каковы бы они ни были.
  • Сущность человечности развивается только при наличии покоя. Без него любовь теряет всю силу своей истинности и благотворного влияния.
  • Беспокойство по сути является порождением чувственных страданий или чувственных желаний; оно - дитя жестокой нужды или ещё более жестокого эгоизма.
  • Умственное развитие и зависящая от него культура человечества требуют постоянного совершенствования логических средств искусства в целях природосообразного развития наших мыслительных способностей, наших способностей к исследованию и суждению, до осознания и использования которых человеческий род возвысился с давних пор.
  • Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.
  • Каждый из нас совершенно свободен, и только в качестве свободных людей мы живём, любим деятельной любовью и жертвуем собой ради выполнения своей цели.
  • Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы.
  • Способность человека воспринимать правду и справедливость по своему существу является всеобъемлющей, возвышенной, чистой склонностью, которая может находить себе пищу в простых, немногословных, но широких взглядах, стремлениях и чувствах.
  • Три силы вместе - способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению - следует считать совокупностью всех средств развития умственных сил.
  • Значительное число людей получает образование не путём усвоения абстрактных понятий, а путём интуиции, не через блеск обманчивых словесных истин, а через устойчивую истину, присущую действующим силам.
  • Истинное природосообразное образование по самой своей сути вызывает стремление к совершенству, стремление к совершенствованию человеческих сил.
  • Человек сам природосообразно развивает основы своей нравственной жизни - любовь и веру, если только он проявляет их на деле. Человек сам природосообразно развивает основы своих умственных сил, своего мышления лишь через само действие мышления.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827).

Родился Песталоцци в семье врача. Мальчик рано потерял отца и оказался под большим влиянием своей матери и служанки. Получив школьное образование, несколько лет проучился в Каролинуме - высшей школе, где готовился вначале к пасторской, а потом юридической деятельности, но не довел обучение до конца. В годы учения он много читает, в том числе сочинения Я.А. Коменского и Дж. Локка. В ранние годы увлекся произведениями Руссо.

Купив в 1769 г. участок земли в Нейгофе, он энергично ведет хозяйство в своей усадьбе в течение 5 лет (до 1774 г.).И в это время он решается на новый эксперимент, который ему представляется истинным служением народу.

Он организовал "Учреждение для бедных" , в котором намеревался соединить обучение с производительным трудом.

В 1775 г. он взял к себе в дом несколько десятков сирот 8 -15 лет. Обучал их письму, чтению, географии и одновременно приучал работать в прядильной и ткацкой мастерских. Летом отправлял их в поле и на огороды. По мнению Песталоцци, дети, овладев ремеслом, в будущем будут спасены от бедности. Он стремился воплотить в своем опыте прекрасную идею - соединить обучение и труд , но не смог найти методов осуществления этой связи. Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание!

Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике.

Основные даты жизни и деятельности.

1746 - Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769- 1774 - эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775 -1780 - создание и деятельность "Учреждения для бедных" в Нейгофе.

1789 - работа в сиротском доме в городе Станце.

1800- 1826 - руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 - Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

Основные работы:

1781- 1787 - "Лингард и Гертруда".

1801 - "Как Гертруда учит своих детей".

1826 - "Лебединая песня".

Педагогические идеи:

Всестороннее гармоничное развитие - это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическое элементарное образование - это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для "физической самостоятельности" и владения "физическими навыками".

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков". Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци - это развитие "сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений". Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует "в совокупности на сердце, ум и руку ".

Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению " внешних чувств", органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. "Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать. Но также и сердце - верить и любить. Ум хочет мыслить", - пишет Песталоцци в "Лебединой песне".

Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей. При этом "не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь". Моральные, умственные и практические силы человека "должны воспитываться внутри его".

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Основой обучения Песталоцци выделил - это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, "получая впечатления и обогащаясь опытом".

"Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы" , - утверждает Песталоцци.

Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: "От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника" - основное правило, которым должен руководствоваться учитель.

И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: "Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента".

В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении» Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей (Нойгоф, Станец) и «круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов (Ивердон), он пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей.

В « Лебединой песне » четко описывается работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Основу мышления и суждения Песталоцци видел в наблюдении.

Песталоцци рассматривал « Лебединую песню » , как итог всей педагогической деятельности, основные идеи и взгляды можно представить в виде схемы, позволяющей наглядно увидеть связи и зависимости в педагогической концепции Песталоцци и его видение природосообразного воспитания:

Природосообразное воспитание по И.Г.Песталоцци.

Целостная педагогическая концепция, изложенная в « Лебединой песне », представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.

Педагогическая концепция И.Г.Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих - 17 февраля 1827, Бругг) - швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. Он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности - интеллектуальных, физических, нравственных.

Именно Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения, базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребёнка под руководством учителя. По словам русского педагога К. Д. Ушинского, «идея развивающего обучения - великое открытие Песталоцци».

Особый вклад внёс И. Г. Песталоцци в методику первоначального обучения детей - обучения родному языку, письму, счёту, рисованию, гимнастике, а также в методику нравственного воспитания здоровой личности. Нельзя сказать, конечно, что эти методики в чистом виде могут быть использованы в наши дни, однако они представляют несомненный интерес если не конкретным набором предлагаемых Песталоцци упражнений, то самими принципами, положенными им в основу первоначального природосообразного обучения.

К. Д. Ушинский полагал, что «метод Песталоцци» является открытием, дающим право его автору считаться первым народным учителем. И. Г. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. Его идеи развивали крупнейшие педагоги мира: Ф. В. А. Дистервег, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, А. А. Хованский.

Биография

Иоганн Генрих Песталоцци родился 12 января 1746 года в небогатой семье хирурга (по другим источникам - глазного врача). Он рано лишился отца и воспитывался матерью. В 1751 году он поступил в начальную немецкую школу, где мальчики занимались чтением, письмом, элементарным счётом, заучиванием молитв, текстов из Библии и катехизиса. В школе он считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей. По собственному признанию Песталоцци, он учился очень неровно: улавливая обычно быстро и правильно сущность материала, он в то же время не преуспевал там, где требовалось напряжённое внимание; особенно не давалась ему орфография.

Завершив начальное образование, Песталоцци в 1754 году поступает в среднюю латинскую школу, а в 1763 году - в высшую Цюрихскую школу Коллегиум Каролинум, готовившую как к духовной карьере, так и к занятию различных государственных должностей, для которых требовалось образование гуманитарного направления.

Поступая в университет, Песталоцци видел себя богословом. В это время в Коллегиум Каролинум преподавали такие известные цюрихские учёные, как Яков Бодмер и Иоганн Брейтингер. оказавшие большое влияние на мировоззрение молодого Песталоцци. Обучение в Коллегиум Каролинум дало Песталоцци основательное классическое образование, однако к 1765 году он принял решение отказаться от духовной карьеры и оставил это учебное заведение.

В студенческие годы Песталоцци принимал активное участие в буржуазно-демократическом движении, возникшем в 50-60-х годах XVIII века в среде передовой швейцарской интеллигенции. Чтение «Эмиля» Руссо оказало на Песталоцци особое влияние. Обладая замечательным мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир.

По уходу в 1765 году из Коллегиум Каролинум Песталоцци, как полагают некоторые его биографы, самостоятельно готовился к деятельности юриста, однако необходимость скорейшего создания себе обеспеченного материального положения (эта необходимость диктовалась тем, что Песталоцци избрал себе невесту - Анну Шультгес - из богатой и именитой купеческой семьи) заставила его осенью 1767 года заняться сельским хозяйством в имении Киршфельд. Осенью 1769 года состоялась свадьба Иоганна Генриха Песталоцци и Анны Шультгес.


ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет педагогики и психологии

Контрольная работа

По дисциплине «История образования и педагогической мысли»
На тему: « Педагогические взгляды и идеи И. Песталоцци»

Подготовила:
Студентка группы 4231/03
Коновалова Ю.В.
Проверила:
к.п.н. Сахиева Р.Г.

Зеленодольск 2010г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……..............2
1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ВЗГЛЯДЫ И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ.................3
2. ЦЕЛЬ И СУЩЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ. ТЕОРИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ………… ……………………...................... .............................. .5
2.1. Физическое и трудовое воспитание…………………………… ....8
2.2. Нравственное воспитание.................... .............................. ..............9
2.3. Умственное образование…………………………………………10 3. СОЗДАНИЕ ЧАСТНЫХ МЕТОДИК НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ……...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...17

Введение

Одним из первых педагогов конца XVIII - начала XIX в., оказавший своими идеями и опытом практической деятельности, огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарец И.Г. Песталоцци, родоначальник влиятельного направления в педагогике, известного под названием песталоццианства.
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы.
И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача и рано остался без отца. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу.
Образование он получил обычное для того времени. Сначала окончил начальную школу на немецком языке, потом - традиционную латинскую школу и школу повышенного типа, готовившую к получению высшего образования, - гуманитарную коллегию, нечто вроде старших классов гимназии, после чего учился в высшей школе-Коллегиум Каролинум, где готовились протестантские теологи и проповедники, уйдя с последнего теологического курса. Главной причиной этого было увлечение Песталоцци просветительскими и революционными идеями, пришедшими из Франции, прежде всего идеями Ж.-Ж. Руссо, озабоченностью судьбами простого народа, жившего в нищете и невежестве.

1. Педагогические идеи и взгляды И.Г. Песталоцци

Мировоззрение Песталоцци носило демократический характер, но было исторически ограниченным. Песталоцци мечтал о возрождении своего народа, но наивно верил в возможность изменить жизнь тружеников путем их просвещения и воспитания. Он не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в современном ему обществе является результатом существующих общественных отношений, видел источник народных бедствий не в экономических условиях, а в отсутствии просвещения.
Утверждая, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать только в процессе воспитания.
Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.
Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. «Глаз, - говорил Песталоцци, - хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться.
Центром всего воспитания является формирование нравственности человека; «деятельная любовь к людям» - вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Эта «деятельная любовь к людям» обусловливается и «естественной религией». К официальной религии и ее служителям Песталоцци относился отрицательно.
Познание, утверждал Песталоцци, начинается с чувственного восприятия и восходит путем переработки представлений к идеям, которые существуют в сознании человека как образующие силы, но для своего выявления и оживления нуждаются в материале, доставляемом ощущениями.
Мировоззрение Песталоцци является в целом идеалистическим, но оно имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения.
Существенным отличием И.Г. Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно- образовательных учреждений. Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф (1774-1780), затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце (1798-1799), наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800-1804) и Ивердоне (1805-1825).Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовились и учителя народных школ. Эти воспитательно-образовательные учреждения приобрели международное признание. Многие известные ученые, учителя различных европейских стран приезжали знакомиться с опытом работы этих школ.
Педагогические идеи, наблюдения и выводы из своей педагогической работы в Нейгофе и Станце И.Г. Песталоцци изложил в таких широко известных сочинениях, как «Лингард и Гертруда» (1781-1787), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826). В результате обдумывания своей работы он пришел к мысли о том, что стремление детей к деятельности и развитие их природных сил требуют максимального упрощения приемов и методов обучения в начальной школе.
Так у него зародилась идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обучении как инструменте развития личности воспитанников.

      2. Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать, или отклонить в сторону. Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, - это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которое требуется от него как члена общества. Песталоцци не идеализировал, как Руссо, детскую природу. Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание. Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней. Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Песталоцци называет антипсихологическими современные ему школы, в которых дети, безжалостно оторванные от общения с природой, на долгое время ввергались в холодный и мертвый для них мир букв и поток чужих слов. Вместо того чтобы развиваться, ребенок тупел в этой обстановке, лишенный заботы о его детских запросах и стремлениях. Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям - на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности. Процесс развития всех человеческих сил и возможностей начинается с самого простого и постепенно поднимается к все более сложному. По этому пути должно следовать и воспитание. Присущие каждому ребенку от рождения задатки сил и способностей нужно развивать, упражняя в той последовательности, которая соответствует естественному порядку, вечным и неизменным законам развития человека. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода:
1) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;
2) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;
3) силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой. Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об «элементарном образовании», которые он обобщенно именовал как «метод». Метод элементарного образования - это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями:
1) ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;
2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения - основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;
3) активность ребенка в познавательной деятельности - необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.
Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

2.1. Физическое и трудовое воспитание

Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического воспитания детей - естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать. Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и организующая уход за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием. Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо. Система таких последовательно выполняемых упражнений не только разовьет ребенка в физическом отношении, но и подготовит его к труду, сформирует у него трудовые умения. Большое место в физическом воспитании Песталоцци отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. В Ифертенском институте все эти занятия военного характера тесно сочетались со спортивными играми, туристскими походами и экскурсиями по Швейцарии. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием. Как указывалось выше, попытка соединения обучения с производительным трудом была одним из важных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. В школе дети, по его мнению (роман «Лингард и Гертруда»), проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне, а также с кустарными мастерскими. Во время работы, а также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил. Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.

2.2. Нравственное воспитание

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания - сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи. «Отчий дом, - восклицает Песталоцци, - ты школа нравов». Дальнейшее развитие
и т.д.................

Один из основоположников дидактики начального обучения, швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), окончивший два курса коллегиума Каролинум, вел активную просветительскую деятельность, организовал ряд приютов для детей из беднейшей среды, где сироты жили и учились. И.Г. Песталоцци был автором произведений, в которых нашли отражение его педагогические идеи: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Письмо к другу о пребывании в Станце» , «Лебединая песня».

Разрабатывая идею о взаимосвязи воспитания, обучения и развития, педагог исходил из признания решающей роли воспитания в становлении личности ребенка с момента его рождения. Сущность развивающего и воспитывающего обучения была выражена И.Г. Песталоцци в его теории «элементарного образования», которая предназначалась для начальной ступени обучения. Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).

Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Таким образом, метод «элементарного образования» – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями:

1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию;

2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития;

3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира. Такое развивающее и воспитывающее обучение должно содействовать переходу детей от беспорядочных и смутных впечатлений к четким понятиям.

Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования: изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний.

Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

В школе дети, по его мнению (роман «Лингард и Гертруда»), проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне, а также с кустарными мастерскими. Во время работы, а также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился «согревать сердце и развивать ум детей».

Песталоцци придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми.

Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил.

Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.

Нравственное воспитание. Песталоцци полагал, что главная задача воспитания -- сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма.

В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи. «Отчий дом, -- восклицает Песталоцци, -- ты школа нравов».

Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним.

В школе сильно расширяется круг социальных отношений ребенка, и задача учителя -- организовать их на началах деятельной любви школьника ко всем, с кем он необходимо вступает в тесные отношения. Его социальные связи, все более расширяясь, должны привести к тому, что он осознает себя частью общества и распространит свою любовь на все человечество.

Песталоцци предпочитал «живое чувство каждой добродетели разговору о ней». Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.

Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Критикуя обрядовую религию, Песталоцци говорит о религии естественной, которую он понимает как развитие у людей высоких моральных чувств.

Отношение Песталоцци к нравственности и религии -- свидетельство его идеалистического мировоззрения и социальной буржуазной ограниченности. Призывая воспитателей к любви и человечности, он не помышляет о воспитании у детей протеста против общественной несправедливости, против поборников зла, притеснителей народа.

Умственное образование. Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения.

Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его гносеологической концепцией, в основе которой, как уже указывалось, лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей.

Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

У человека, считал Песталоцци, представления о внешнем мире сначала бывают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из «беспорядочных -- определенными, из определенных -- ясными и из ясных -- очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями».

18 лет Песталоцци посвятил подытоживанию своего опыта и литературной работы. В 1781 году он заканчивает и издает свой знаменитый педагогический роман «Лингард и Гертруда». Этот роман имел большой успех, так как в нем автор хотел показать, как именно следует перестроить жизнь крестьян на новых основах. В этом романе изображена жизнь деревни в Швейцарии в тот период, когда вековые устои феодального строя начали там разрушаться мануфактурное производство получило уже широкое распространение. В этих условиях швейцарское крестьянство переживало острый процесс обнищания трудовых хозяйств. Песталоцци показывает в своем романе 3 основные группы крестьянства: зажиточные хозяйства; средние и разорившиеся хозяйства.

Главная героиня романа разумная крестьянка Гертруда, учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение, устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. Гертруда показала пример ведения рациональной системы хозяйства и соединила обучение своих детей с их трудом. Учитель вел обучение в школе по образцу Гертруды. Таким образом, в романе «Лингард и Гертруда» Песталоцци наметил пути помощи крестьянам и вместе с тем показал, что каждая мать должна уметь обучать детей,

Роман имел большой успех. Он был переведен на другие языки. В романе ясно выражена идеализация помещика. Но основное содержание романа отражало чаяния не только Песталоцци. Мечты о возможном улучшении жизни трудящихся волновало умы всей передовой буржуазной интелегенции того времени.

Законодательное собрание Французской республики в 1792 году наградило Песталоцци за роман «Лингард и Гертруда» и за его выдающуюся педагогическую деятельность званием «французского гражданина».

mob_info