Дискреционная и недискреционная налогово бюджетная политика. Автоматические, или встроенные, стабилизаторы. Сущность, меры и виды фискальной политики

Фискальная политика используется государством для достижения стабилизации экономики, снижения инфляции и безработицы. Ее основные типы

  • 1. Фискальная экспансия или дискреционная, означающая сознательное манипулирование налогами и расходами госбюджета. Ее еще называют активной, носящей экспансионистский характер. Она осуществляется в период рецессии и направлена на борьбу с безработицей. Ее основные инструменты:
  • 1) увеличение государственных расходов (расширение общественных работ, изменение трансфертных платежей);
  • 2) манипулирование налоговыми ставками;
  • 3) сочетание роста государственных расходов со снижением налогов.

В период спада фискальная политика направлена на появление дефицита. Различают структурный и циклический дефицит. Первый возникает в том случае, когда государственные расходы превышают налоги в условиях полной занятости. Циклический дефицит - это разность между фактическим бюджетным дефицитом и структурным. Он имеет место в условиях спада общественного производства. В условиях бюджетного дефицита стимулирующее воздействие фискальной политики на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Любое государство стремится уменьшить дефицит бюджета. Существуют три способа финансирования бюджетного дефицита:

  • а) государственные займы;
  • б) ужесточение налогообложения;
  • в) "сеньораж" - это доход, полученный в результате увеличения денежной массы в обращении путем роста эмиссии денег. Он составляет разницу между дополнительным количеством выпущенных денег и затратами на их выпуск.

Каждый их этих способов может иметь место, но наиболее эффективный - создание новых денег. Дело в том, что ужесточение налогообложения не очень популярная мера и не способствующая росту политической ренты правительства. Здесь могут иметь место недовольство определенных групп населения и их протесты, как например, в РФ в 2009 г. по поводу увеличения транспортного налога. Государственные займы у населения, в связи с ростом спроса на финансовые ресурсы, будут способствовать увеличению ставки процента, что в конечном итоге приведет к эффекту вытеснения инвестиций.

Если в экономике проявляется экономический рост и инфляция спроса, то в этом случае осуществляется сдерживающая или рестриктивная фискальная политика, предполагающая несколько иное использование тех же инструментов рассматриваемой политики, а именно:

  • 1) сокращение государственных расходов;
  • 2) увеличение налогов;
  • 3) оптимальное сочетание первого и второго инструментов.

Рестриктивная фискальная политика ориентируется на появление бюджетных излишков, которые еще больше могут усиливать инфляцию спроса. Поэтому их необходимо устранить путем погашения внутреннего долга государства или изъятия денег из обращения, не допуская их дальнейшее использование.

В целом дискреционная финансовая политика предназначена для осуществления антициклической политики, где основную роль играют государственные расходы, которые в период спада возрастают, стимулируя деловую активность, а при экономическом буме сокращаются. Балансируя доходами и расходами госбюджета, государство одновременно осуществляет меры по финансированию бюджетного дефицита и ликвидации бюджетных излишков.

2. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика означает, что необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Это обеспечивается так называемыми встроенными стабилизаторами, под которыми понимается какой механизм регулирования экономики, который не требует принятия каких-либо мер и тем более дополнительного финансирования. Так, например, при росте доходов населения и фирм увеличиваются налоговые поступления в бюджет, при наступлении рецессии они уменьшаются (при тех же ставках налогов), а трансфертные платежи, наоборот, возрастают в период спада, а при экономическом росте уменьшаются. Таким образом, в период подъема налоги автоматически возрастают, тем самым сдерживая его. Одновременно при этом ликвидируется дефицит госбюджета и могут возникнуть бюджетные излишки. В период спада налоги автоматически уменьшаются, что сдерживает рецессию и ведет к возникновению бюджетного дефицита. Безусловно, встроенные стабилизаторы не в состоянии ликвидировать циклические колебания, они их лишь сглаживают и то только в определенной степени.

Эффективность фискальной политики зависит от ряда факторов, которые могут вообще оказать негативное на нее воздействие. Речь идет о временном лаге, дереве целей в государственном регулировании экономики, инфляции и чистом экспорте, а также проблемах эффектов вытеснения.

Временной лаг связан с проблемой распознавания начала рецессии или инфляции, а также здесь имеет место административная задержка, связанная уже с принятием правительством конкретных мер. В тоже время имеет место функциональное запаздывание, свидетельствующее о временном разрыве между моментом принятия решений фискальной политики и достигнутой результативностью в области занятости и роста ВВП.

Иерархия целей экономической политики государства, их подцели свидетельствуют о том, что при их одновременной реализации могут порождаться и негативные явления. Так, например, при стимулировании совокупного спроса с целью достижения экономического роста одновременно может повышаться уровень инфляции. Рост инфляции в свою очередь ослабляет каждый из элементов совокупного спроса

и тем самым снижается эффективность фискальной политики.

Стимулирующая фискальная политика ведет не только к повышению AD, но и росту процентной ставки, а это снижает чистый экспорт, поскольку иностранные инвесторы вынуждены будут тратить больше валютных средств на покупку инвестиционных товаров. Это ослабит экспорт страны и увеличит тем самым импорт, что означает ослабление и чистого экспорта и AD и потерю эффективности фискальной политики.

Эффект вытеснения связан с ростом процентной ставки, которая ограничивает инвестиционную активность и тем самым снижает результативность стимулирующей фискальной политики.

Политика государственных расходов и налогов.

Предварительные расходы - это затраты государства на приобретение экономических благ, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Манипулирование налогами и государственными расходами в результате реализации дискреционной фискальной политики направлено на изменение реального объема производства, контроля над инфляцией и достижение экономического роста.

Цели государственных расходов трактуются основными экономическими школами по-разному. Так, кейнсианская школа считает, что бюджетные расходы необходимы для стимулирования AD (совокупного спроса), борьбы с безработицей и осуществления социальных расходов.

Неоклассики государственные расходы связывают с развитием экономической и социальной инфраструктуры. Наконец институционализм считает, что госрасходы необходимы для создания общественных благ и устранения негативных внешних эффектов.

Государственные расходы формируют более благоприятные условия для развития национальной экономики. Они обладают эффектом мультипликатора. Данное явление можно показать графически.

Рис. 20.

Экспансионистская фискальная политика проводится в период спада экономики. Она предполагает увеличение госрасходов и уменьшение налогов. Это смещает кривую AD в положение пунктирной линии, затем мультипликатор приводит к еще большему возрастанию совокупного спроса до AD1. Это происходит в виду того, что с каждым последующим циклом новых потребительских расходов эффект мультипликатора усиливает AD. Одновременно растет занятость и сокращается безработица. Если снижать налоги, то часть располагаемого личного дохода (РЛД) может направляться на сбережения.

Поэтому использование налогов в качестве инструмента экспансионистской фискальной политики считается менее эффективным. Следует учитывать, что государственные доходы в результате снижения налогов уменьшатся. А повышение их при сдерживающей фискальной политике психологически воспринимаются неадекватно.

При сдерживающейся фискальной политики, направленной на уменьшение инфляции спроса сокращаются государственные расходы и растут налоги, кривая AD смещается влево, а мультипликатор госрасходов еще более усиливает этот процесс. Государственные расходы могут быть использованы для погашения долга.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг означает долг иностранным государствам, кредитно-финансовым учреждениям и отдельным лицам. Внутренний долг - это долг государства своему населению. Управление и обслуживание госдолга возложено на Центральный банк РФ и Федеральное Казначейство при Министерстве Финансов РФ.

Основной проблемой, стоящей перед современной Россией является корпоративный долг - около 500 млрд. долларов США. Это долг негосударственного сектора. Его погашение во многом связано с повышением конкурентоспособности российских фирм, с инвестиционной политикой и переходом на инновационную экономику.

Безусловно, важным направлением бюджетной политики является сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Но на близлежащую перспективу она должна быть направлена на достижение стабильности экономики, ее модернизацию и диверсификацию. Как известно для этого были созданы Правительством РФ две комиссии: Комиссия по модернизации и технологическому развитию и Комиссия по экономическому развитию и интеграции. Они должны решить пять направлений:

  • 1) достижение энергоэффективности и энергосбережения, в том числе разработка новых видов топлива;
  • 2) развитие ядерных технологий;
  • 3) совершенствование космических технологий, особенно связанных с телекоммуникациями;
  • 4) повышение результативности медицинских технологий;
  • 5) продвижение стратегических информационных технологий, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

Таким образом, направления финансовой политики можно представить в виде следующей схемы.

Таблица 7

Виды финансовой политики

При осуществлении финансовой политики правительство опирается не только на расходную часть госбюджета, спецфонды, но и использует золотовалютные резервы и Резервный фонд. Объем золотовалютных резервов в РФ на 01.01.2009 г. составлял 426 млрд. долл., а на 01.01.2010 г. - 440 млрд. долл.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

1. Сущность, меры и виды фискальной политики.

2. Мультипликатор государственных расходов.

3. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

4. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Сущность, меры и виды фискальной политики.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это меры правительства по изменению: государственных расходов, налогообложения, состояния госбюджета, направленные на:

Обеспечение полной занятости,

Равновесия платежного баланса,

Экономический рост,

при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью- преодоление циклического спада экономики посредством: увеличения G, снижения налогов T, или комбинации этих мер.

В более долгосрочной перспективе средства:

Проведение комплексной налоговой реформы,

Оптимизация структуры государственных расходов,

Ограничительная кредитно-денежная политика ЦБ.

Цель- политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция).

Её цель- ограничение циклического подъема экономики.

Средства: снижение G, увеличение налогов T, или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют- снизить инфляцию спроса средства ценой: роста безработицы, спада производства.

В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада AS и развертывания стагфляции, особенно если сокращение G осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка.

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Иначе, сдерживающая бюджетно-налоговая политика в долгосрочной перспективе при использовании мер: снижение G, роста T, приводит к затяжной стагфляции и разрушению экономического потенциала.



Мультипликатор государственных расходов.

∆Y/∆G = 1/1-b

В краткосрочной перспективе мера бюджетно-налоговой политики сопровождается эффектами мультипликаторов: государственных расходов, налогов, сбалансированного бюджета.

b - это пред. скл. к потребления (MPC).

1/1-b –мультипликатор показывает, насколько возрастает равновесный уровень расхода в закрытой экономике в результате роста любого элемента из автономных расходов (a+I+G) на единицу.

Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению MPC.

∆Y = ∆G * Mq

Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то: кривая планируемых расходов сдвигается верх на эту же величину; равновесный объем производства возрастает на величину ∆Y = ∆G * Mq.

b -> MPC -> предельная склонность к потреблению.

С учетом налогообложения дохода Y, изменится вид потребительской функции и соответственно, модель мультипликатора.

С учетом налогообложения Y модель мультипликатора:

C = a + b (1-t) Y -> Y = (1 / 1-b (1-t)) * (a + I + G)

t- предельная налоговая ставка

где (1 / 1-b (1-t)) – мультипликатор расходов в закрытой экономике.

Предельная (налоговая) ставка (t) – соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска.

Чем ниже ставки налогооблажения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора. Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

∆Y / ∆T = -b / 1-b

Если налоговые отчисления снижаются на ∆T, то располагаемый доход Yd = Y – T возрастет на величину ∆T.

Потребительские расходы при снижении T увеличиваются на ∆T * b, что сдвигает кривую планируемых расходов вверх и увеличивает равновесный объем производства на величину ∆Y = -∆T * b / 1-b,

где ∆Y / ∆T = * -b / 1-b – мультипликатор налогов.

Если предположить, что все налоговые отчисления в госбюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид T = t * Y,

где t – пред. ставка налогов.

В этом случае функция потребления имеет вид:

C = a + b (Y – tY) = a + b (1-t) * Y,

а модель налогового мультипликатора принимает вид:

m t = -b / 1-b (1-t),

где m t – налоговый мультипликатор в закрытой экономике.

Полная налоговая ф-ия имеет вид:

где t - пред. ставка налогов, Ta- автономные налоги, которые не зависят от величины текущего дохода Y. Например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.

С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид:

C = a + b

В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:

Y = (1 / (1-b (1-t) + m’)) * (a + I + G + q) – (b / (1-b (1-t) + m’)) * Ta,

где – (b / (1-b (1-t) + m’)) – мультипликатор в открытой экономике.

При этом суммарное изменение дохода ∆Y в результате одновременного изменения величины G определяется как:

∆Y = ∆G * (1 / (1-b (1-t) + m’)) - ∆Ta * (b / (1-b (1-t) + m’))

Если G и Ta возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает.

В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда = или < единицы.

При этом имеется в виду, что ∆T (все изменения доходов бюджета) = ∆G (все изменения расходов бюджета).

Но, мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков.

Если государственные расходы возросли на ∆G, то равновесный объем производства возрастает на величину

∆Y = ∆G * (1 / (1-b (1-t) +m’))

Если правительство одновременно повысит налоги на ∆Ta = ∆G, то равновесный объем выпуска Y снизится на величину

∆Y = -∆Ta * (b / (1-b (1-t) + m’))

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составляет:

∆Y = ∆G / ∆Ta * [(1 / (1-b (1-t) +m’)) – (b / (1-b (1-t) + m’))],

где [(1 / (1-b (1-t) +m’)) – (b / (1-b (1-t) + m’))] < 1.

То есть ∆Y < ∆G = ∆Ta

Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения G (m q превышает m t).

Это объясняется тем, что G воздействует на величину Y и величину C (потребления) сильнее, чем изменение налогов, а отсюда и выбор инструментов фискальной политики.

Если цель -> расширение гос. сектора, то для преодоления циклического спада увеличивают G, то для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги.

Если фискальная политика не нацелена на ограничение государственного сектора, то: в фазе циклического спада снижаются налоги, в фазе циклического подъема снижаются гос. расходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика- целенаправленное изменение: величины G, величины T, сальдо гос. бюджета. В результате целенаправленных решений правительства, направленных на изменения: уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика- автоматическое изменение: уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Недискреционная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в гос. бюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления = Величина общих налоговых поступлений в бюджет – Сумма выплаченных правительственных трансфертов.

При недискреционной политике бюджетный дефицит и излишек возникает автоматически, в результате встроенных стабилизаторов экономики: прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в т.ч. страхование по безработице), система участия в прибылях.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

  • 1) стабильного экономического роста;
  • 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
  • 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

Различают фискальную политику дискреционную и (недискреционную ).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. инфляция дефицит фискальный налог

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

  • 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
  • 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
  • 3) пособия по безработице;
  • 4) пособия по бедности.

При дискреционной финансовой политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

При недискреционной финансовой политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве встроенных стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице). Эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит - дефицит госбюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

Циклический излишек - излишек госбюджета, вызванный автоматическим увеличением налоговых поступлений и уменьшением государственных трансфертов на фоне подъема деловой активности.

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета

  • 1. Монетизация бюджетного дефицита;
  • 2. Внешнее долговое финансирование;
  • 3. Внутреннее долговое финансирование.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

  • · Удается организовать концессионное финансирование;
  • · На внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
  • · Торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
  • · Первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

Первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в нацбанке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции.

Таким образом, дефицит бюджета возникает, когда ежегодные расходы бюджета превышают его ежегодные доходы. Для финансирования дефицита используют три основных способа: монетизация, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Каждый из способов несет в себе определенные положительные и негативные моменты.

Дискреционная гибкая налоговобюджетная политика – это сознательное манипулирование со стороны законодательной власти налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. Дискреционная стимулирующая налоговобюджетная политика предполагает рост государственных расходов и или снижение налоговых ставок. Дискреционная сдерживающая налоговобюджетная политика предусматривает снижение государственных расходов и или повышение налоговых ставок.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика.

Дискреционная (гибкая) налогово-бюджетная политика – это сознательное манипулирование со стороны законодательной власти налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорения экономического роста. Законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.д.

Допустим, что правительство в условиях спада экономики увеличило государственные закупки (G ) на 20 млрд рублей. Пусть MPC =0.8, соответственно MPS = 0.2. При этих условиях мультипликатор k =(1/ MPS =1/0.2)=5.

Прирост дохода составит:

∆ Y =∆ G * k (20*5)=100 млрд рублей.

При этом увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений.

Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов, что приведет к соответствующему уменьшению доходов на 100 млрд рублей.

Можно также ввести налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Если уменьшатся доход (Y - T ), то сократятся и потребление, и сбережение.

В итоге доход уменьшится:

mT = -(MPC / MPS ) = -(0.8/0.2) = -4

20 * (-4) = 80 млрд рублей – уменьшение доходов.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и (или) снижение налоговых ставок.

Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предусматривает снижение государственных расходов и (или) повышение налоговых ставок.

– это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений.

Недискреционная налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных, стабилизаторов, т.е. таких механизмов в экономике, которые уменьшают влияние реального ВВП на изменения совокупного спроса.

Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Наклон ломанной кривой Т на каждом из её участков зависит от ставки налога (t ). Равенство расходов и доходов государственного бюджета наблюдается в точке Е. Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяются по формуле Y * t = T .

По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически также уменьшаются, т.к. с меньших доходов уплачивается меньший доход.

Во время подъема экономики налоговые поступления автоматически возрастают в связи с той же прогрессивной системой налогообложения.

Бюджетные дефициты оказывают стимулирующее, а бюджетные профициты – сдерживающее воздействие на экономику.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6972. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА 76.92 KB
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета а налоги являются основным источником его пополнения фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Основным источником доходов государственного бюджета служат налоги. Но налоги необходимо рассматривать не только с позиций общественных и государственных фискальных интересов. Рынок и налоги это чрезвычайно важная проблема для всех стран с рыночной экономикой поскольку налоги мощный инструмент...
7764. Государственный бюджет. Налоги. Налогово-бюджетная политика государства. 51.91 KB
Сущность функции и основные формы денег Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос на деньги и предложение денег а также формирование равновесной цены денег. В странах мира в экономике применяются различные группировки денег. В экономике роль денег могут выполнять не только собственно деньги но и все то что может быть принято продавцом в уплату за проданный товар или услугу т. Денежные агрегаты Если мы говорим о количестве денег в обращении или величине обращающейся массы денег то речь идет обо всех видах...
8787. Финансово-бюджетная и денежно-кредитная политика 89.1 KB
Правовой основой бюджетной регуляции в Украине является Конституция Украины закон О бюджетной системе Украины и других нормативно правовых актах. В Украине этот баланс входит в состав ДПЕСР Украины и он вмещен в разделе Основные балансы национальной экономики. Возведен баланс финансовых ресурсов Украины складывается ежегодно таблица 1. Таблица 1 ВОЗВЕДЕН ГОДОВОЙ БАЛАНС ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ данные условны РЕСУРСЫ РАСХОДЫ № Источники поступлений Млн грн.
3010. Основные инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка. Сдерживающая и стимулирующая дискреционная кредитно-денежная политика 4.21 KB
Сдерживающая и стимулирующая дискреционная кредитноденежная политика. Кредитноденежная монетарная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Важнейшими инструментами кредитноденежной политика Центрального банка являются: операции на открытом рынке учетнопроцентная дисконтная политика регулирование обязательной нормы банковского резервирования.
8339. Бюджетная классификация 35.64 KB
Детализация группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных сопоставление смет однородных ведомств учреждений территориальных бюджетов за несколько лет определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения какихлибо потребностей. Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды облегчает их рассмотрение и экономический анализ упрощает контроль за исполнением бюджета за полной и своевременной аккумуляцией средств и использованием...
8523. Бюджет и бюджетная система 10.36 KB
Экономическая сущность и содержание бюджета В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата армии осуществления социальных мероприятий реализации экономических задач т. Распределительная функция бюджета основная. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную...
14818. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ПОЛЕЗНОСТЬ, ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ, БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ 159.34 KB
Полезность - понятие сугубо индивидуальное (полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого) и субъективное, поскольку полезность какого-либо продукта будет отличаться у разных людей. Бутылка водки может иметь достаточно большую полезность для пьющего человека и отрицательную полезность для человека, ведущего трезвый образ жизни.
18699. Кадровая политика 37.73 KB
Существующая в настоящее время система аттестации кадров не отвечает возросшим требованиям и должна быть существенно модернизирована. Общая цель реформирования аттестации заключается в том чтобы превратить ее из рутинной обременительной и отвлекающей от производительной работы процедуры направленной главным образом на вытеснение нежелательных или неэффективных работников в эффективное средство реализации социально-экономической стратегии предприятия и компании в целом. При этом результаты аттестации должны...
5878. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА 27.27 KB
Это система обеспечивающая доставку товара к местам продаж. Функции каналов распределения: транспортировка товара от места его производства к месту потребления; обеспечение доступности товара партиями таких объемов которые соответствуют потребностям конечных потребителей; хранение товара и обеспечение доступа покупателей к нему; формирование групп взаимодополняющих товаров; информирование потребителей и продвижение товаров; сбор маркетинговой информации информирование производителей о нуждах покупателей; разделение финансовых...
5875. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 27.71 KB
В русскоязычном маркетинге часто употребляется аббревиатура ФОССТИС то есть формирование спроса и стимулирование сбыта. далее Стимулирование сбыта. Стимулирование сбыта Стимулирование сбыта – это инструмент коммуникационной политики который представляет собой систему побудительных мер и приемов носящих как правило кратковременный характер и направленных на поощрение покупки товара. Стимулирование может применяться как к покупателям так и к посредникам.

Недискреционная фискальная политика - процесс автоматической корректировки налогов, государственных расходов и по причине циклических изменений общей прибыли. Недискреционная фискальная политика подразумевает автоматическое снижение (повышение) чистых налоговых платежей в госбюджет во время падения (роста) ВВП. Данный фактор, как правило, оказывает положительное действие на экономику и позволяет ей быстрее справиться с кризисом.

Недискреционная фискальная политика: сущность

Результатом колебаний совокупной прибыли в границах цикличности может стать как появление дефицита, так и излишков бюджетных средств. При этом процесс может происходить автоматически, без какой-либо регулировки извне. Основное действие при этом оказывают встроенные экономические стабилизаторы.


Фискальная политика, которая предполагает корректировку объемов государственных затрат, сальдо и налогов в автоматическом режиме по результатам циклических изменений рынка, носит название недискреционной. Ее суть заключается в автоматическом росте чистых поступлений налогов в в период увеличения ВНП или же снижении их объемов в случае падения валового национального продукта. Все это полезно для экономики и способствует ее стабилизации.

В сфере недискреционной фискальной политики часто встречается такой термин, как автоматический (встроенный) стабилизатор. По своей сути это механизм в сфере экономики, который позволяет уменьшить диапазон колебаний уровней выпуска и занятости без изменения экономического вектора развития всей страны в целом.
В роли таких стабилизаторов выступают такие направления, как система социальной помощи, предполагающая выплату пособий нуждающимся, и прогрессивная система стягивания налогов. Степень стабильности в сфере экономики зависит непосредственным образом от объемов бюджетных излишков (дефицита), возлагающих на себя функции своеобразных «амортизаторов», снижающих негативные воздействия совокупного спроса.

Сегодня есть несколько видов автоматических стабилизаторов. К таковым можно отнести:

mob_info