Правила переноса и деление слов на слоги. Деление слов на слоги Принцип деления на слоги

  • Разговаривать предложениями, внятно излагать свои желания, вести простой диалог.
  • Знать буквы, желательно распознавать гласные и согласные звуки.
  • Владеть устным счётом хотя бы до 5.
  • Знать пространственные понятия «право» и «лево».

Если у ребёнка имеются нарушения речи, нужно обязательно проконсультироваться с логопедом. Специалист укажет, каким занятиям уделить особое внимание, чтобы избежать в будущем проблем, связанных с нарушениями слоговой структуры слов.

Деление слов на слоги начинается до обучения чтению по слогам . Сначала детей знакомят с понятием «слово». Каждый предмет имеет своё название. Дети тренируются называть разные слова. Потом вводится графическое обозначение слова в виде черты или прямоугольника. Когда дети осваивают слоги, их разделяют чёрточками в соответствии с количеством. В слове выделяют гласные и согласные, а также ударный слог.

Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые имеют вид согласный + гласный, закрытые - гласный + согласный. Детям это можно объяснить так:

«В открытом воздух выходит свободно: МААА, ЛООО, НУУУ. Мы будто выдыхаем. В закрытом воздух встречает препятствие - губы, язычок или зубки. Поэтому он резко обрывается, будто закрывается, - АМ, ОН, ИЛ.

При объяснении принципа деления на слоги используют приём подставления ладони под подбородок. Сколько раз опустится подбородок, столько и слогов в слове.

Уверенно читающие дети могут определять количество слогов по числу гласных.

Зачем делить слова на слоги

Деление слов на слоги облегчает обучение чтению. Даже взрослые, когда наталкиваются на незнакомое слово, мысленно читают его по слогам. Деление слов на слоги для дошкольников - способ лучше понять фонетическую структуру речи. Этот навык поможет в дальнейшем делать фонетический анализ слов на уроках русского языка.

Деление на слоги также нужно на уроках русского в теме «Перенос слов». Дети, плохо усвоившие слоги, сталкиваются с ошибками, когда оставляют на строчке стечение согласных.

Слог может состоять из гласного либо гласного и одного или нескольких согласных.

Чтобы обучить ребёнка делению на слоги, нужно использовать наглядные методы: карточки со слогами, дидактические игры и тренажёры.

Дошкольникам очень нравятся занятия с героями мультфильмов и сказочными персонажами. Если задания будет давать не родитель, а Свинка Пеппа, занятия будут проходить оживлённее.

Деление на слоги для дошкольников

Карточки со слогами

Удобно использовать большую кассу слогов. В кармашки вставляют необходимые буквы, получая в результате слоги. Карточки можно приобрести в комплекте, а можно изготовить самим. Особый интерес у малыша вызовут карточки, изготовленные совместно. Деление слова на слоги для дошкольников усваивается легче, если грамотно и интересно организовать занятия.

Упражнения с карточками

1. Взрослый показывает слог БА, предлагает ребёнку прочитать и ответить на вопрос, слово ли это. Это не слово, поскольку ничего не обозначает. Затем берётся слог РАН. Его также читают и выясняют, что словом эта конструкция не является. Далее взрослый кладёт рядом слоги БА и РАН. Малыш читает слоги, и получается слово «баран». Полезно дополнить задание соответствующей картинкой.

2. Ребёнку выдают нечётное количество слогов на карточках - так, чтобы минимум четыре из них могли соединиться в слова. Начинать стоит с пяти карточек. Пример - НЕ, БО, КОШ, КА, РУ. Сначала дошкольник читает слоги. Потом взрослый берёт слог, с которого начинается любое из слов, и предлагает подобрать слогу «потерявшегося друга».

3. Взрослый заранее готовит несколько слов. Он называет начало слова, ребёнок должен найти продолжение на карточках. Начинать надо с двух-трёх слогов, чтобы малыш не запутался. Обратный вариант - взрослый показывает слог на карточке, а дошкольник додумывает окончание.

4. Взрослый выкладывает два слова при помощи слогов, причем слоги перепутаны: КОШ-БА, РЫ-КА. Ребёнку предлагается вернуть «заблудившиеся» слоги в свои слова.

Дидактические игры

1. Взрослый пишет на листочке слоги, короткие слова и сочетания согласных (ПРС, ПА, КОТ, КИ, КИТ, КОШ и т. д.). Малышу предлагается найти слоги и закрасить их зелёным карандашом. Чтобы разнообразить игру, можно предложить найти слова.

2. Игра с мячиком. Взрослый называет слог - РУ - и бросает мячик. Ребёнок ловит и придумывает продолжение.

3. На полосках бумаги написать слова. Дошкольник читает их, затем вместе со взрослым делит на слоги. После слово разрезается ножницами по слогам. Вариант задания - собрать из нарезанных слогов слова обратно.

4. Отхлопывание слогов. Это известный и действенный метод для обучения слогоделению. На каждый слог нужно хлопать в ладони или топать ногой. Для активных детей можно делить слова на слоги с помощью прыжков. Также может прыгать любимая игрушка или мячик.

5. Взрослый называет слово из одного слога: кот, сом, шар, лист. Ребенок должен назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме: котик, шарик, листик. При этом нужно определять количество слогов в слове с помощью ладони под подбородком или отхлопывания.

Игры на слоговую структуру слова для детей вызывают повышенный интерес и способствуют закреплению материала.

Тренажёры

Существуют программы, адаптированные под дошкольников и младших школьников, для тренировки навыка деления на слоги. Их можно приобрести в магазинах, некоторые скачать. Самыми простыми можно пользоваться в режиме онлайн.

Задания в тренажёрах обычно похожи на упражнения с карточками. Слоги можно двигать мышкой, составлять из них слова, выбирать между слогом и словом и т. д.

Тренажёры лучше не использовать на начальном этапе обучения. Уместнее включить их в занятия, когда ребёнок будет чётко понимать принцип деления на слоги.

Детям очень нравятся интерактивные задания на компьютере. Многие современные школьные учебники оснащены диском с заданиями. Можно брать оттуда простые упражнения, посильные для дошкольников.

Тренажёр «Делим слова на слоги для детей» поможет разнообразить занятия с дошкольником и закрепить полученные знания.

Правила деления на слоги

Система образования сильно изменилась за последние годы. Появились другие требования и к школьной программе.

Правила деления слов на слоги несколько поменялись с тех пор, когда современные родители 80-х и 90-х годов рождения обучались в начальной школе.

1. Слог начинается с согласного звука, если в нём несколько букв. Примеры: КАР-ТИ-НА, ТВО-РОГ, ПОД-СТАВ-КА. Исключением является буква Й. Её относят к предыдущему слогу: РАЙ-ОН, РЕЙ-КА, МАЙ-КА.

2. Звонкие сонорные согласные и Й относятся к первому слогу при делении: ГАЛ-КА, СКАЛ-КА, ТУМ-БА.

3. Глухие, звонкие несонорные и шипящие звуки относятся ко второму слогу: ША-ПКА, ШИ-ШКА, МИ-ШКА.

4. Двойные согласные переходят во второй слог: ТОР-ЖЕСТ-ВЕ-ННЫЙ, ДЛИ-ННЫЙ, А-ККУ-РАТ-НЫЙ. Однако для переноса старое правило деления сохранилось: ТОРЖЕСТВЕН-НЫЙ, ДЛИН-НЫЙ, АК-КУРАТНЫЙ.

Дошкольникам, обучающимся чтению, не надо подробно разъяснять эти правила.

Взрослый должен знать сам эти правила и поправлять ребёнка, если он ошибается. Большинство слов дети запомнят и будут автоматически их делить верно. В школе на соответствующих уроках учитель объяснит правила деления на слоги.

Регулярные упражнения дома в сочетании с занятиями в детском саду облегчат в дальнейшем школьное обучение.

Когда кто-либо начинает учиться читать или изучать какой-либо иностранный язык, поначалу ему необходимо выучить буквы. Потом из изученных букв строятся слоги, позже слова, предложения и так далее. И хотя часто кажется, что слог является всего лишь очередной крохотной ступенькой на пути к изучению тайн языка и что он очень мал и выполняет незначительную роль, от умения правильно делить слова и переносить их зависит многое. Поэтому знать правило деления на слоги очень важно, ведь без этого человек не может полноценно овладеть грамотой.

Слог - что это такое

Прежде чем узнать, как делить на слоги, стоит разобраться в том, что же это такое. Слог - это состоящая из одного или нескольких звуков минимальная произносимая единица речи. Иными словами слогом можно назвать сочетание звуков, которое произносится за один выдох.

В русском и английском языках способностью создавать слог обладают только гласные (их называют слоговыми), поэтому их количество в слове равно количеству слогов. Например, в имени «Ма-ри-я» 3 гласных звука, а следовательно, слово делится на три слога.

Зачем нужен слог

Несмотря на кажущуюся простоту, изучением слога многие годы занимались виднейшие ученые-языковеды. Некоторые из них высказывали теории о том, что слог ничего не значит. Однако они ошибались. В отличие от деления слова для переноса, которое помогает грамотно писать, деление слов на слоги не так важно для орфографии. Но от него зависит слов человеком, а это имеет огромное значение при изучении иностранного языка. Так, в английском языке тип слога влияет на произношение гласных букв. В родном же языке это способствует красивой и грамотной речи. Кроме того, не стоит забывать об огромной роли, которую выполняют слоги в стихосложении. Ведь все системы стихосложения опираются на определенные их свойства.

Виды слогов русского языка по месту расположения и структуре

Чтобы освоить правило деления на слоги, необходимо знать, какие его виды существуют в том или ином изучаемом языке. В русском языке виды слогов выделяются по месту расположения в слове, по структуре слога, по отношению к ударению и звучности (тону).

Так, по месту расположения слоги разделяются на: начальные, срединные и конечные.

По структуре слоги разделяются на виды:

1) Открытый - оканчивается на Например, слово «Ка-те-ри-на» состоит из четырех слогов, все они заканчиваются на гласные звуки, поэтому все эти слоги открытые.

2) Закрытый - оканчивается на согласный звук. К примеру в слове «Мар-га-ри-та» четыре гласных, а значит, и четыре слога. Первый оканчивается на согласный «р» и является закрытым, все остальные - на гласные и являются открытыми.

Стоит заметить, что в русском языке львиную долю составляют открытые слоги, благодаря чему речь очень приятно звучит. В тоже время закрытых в русском языке немало.

В зависимости от того, какая буква стоит в начале слога, выделяют прикрытые (с согласной) и неприкрытые (с гласной) виды. К примеру, слово «ар-буз», в данном случае первый слог является неприкрытым, а второй прикрытым.

Виды слогов русского языка по отношению к ударению и звучности

По ударению слоги русского языка, как впрочем, и в большинстве других разделяются на ударные и безударные. Также можно выделить и предударные и заударные.

По звучности выделяют:

1) Постоянной звучности - в таких слогах всего одна буква: «А-ся».

2) Восходящей звучности - такой слог состоит из двух и больше букв, в нем степень звучности возрастает от согласного к гласному. В том же примере «А-ся», во втором слоге звучность возрастает от «с» до «а».

3) Нисходящей звучности - в данном слоге звучность спадает от гласной к согласной. Такая характеристика наиболее подходит для закрытых слогов. В имени «Ба-хти-яр», первые два слога с восходящей звучностью, а последний - с нисходящей.

4) Восходяще-нисходящей - поначалу звучность нарастает, а к концу слога становится нисходящей: «Спар-та».

5) Нисходяще-восходящей - в начале слога звучность падает, а потом вновь восходит: «акр».

Основные виды слогов в английском языке

Как и для русского языка, для английского характерно деление слогов (syllable) на ударные (падает ударение) и безударные (не падает ударение). Однако для языка британцев это имеет большую важность, чем для нашего, потому что всего шесть гласных букв английского языка передают целых двадцать четыре звука - каждая буква имеет четыре варианта прочтения и именно тип ударного слога определяет, какой звук будет передавать буква в данном случае.

Слоги в английском разделяются на шесть видов:

1) Закрытый (closed) - оканчивается на согласный (за исключением «r»).

В таком слоге гласный звук читается кратко, ярким примером является всем хорошо известное слово «dog», состоящее из одного закрытого слога.

2) Открытый (open) - как и в русском, слог заканчивается на гласную, и она читается так же, как и представлена в алфавите. Например, слово «ze-ro» состоит из двух открытых слогов.

3) С непроизносимой «e» (silent-e) - данная буква не произносится, хотя и создает слог. Главная ее роль - это придание главной гласной слова более длинного звучания: «smi-le» - два слога, с одной произносимой гласной. Некоторые языковеды этот вид объединяют с предыдущим.

4) С ударной гласной и «r» (r-controlled) - в данном слоге согласная «r» не читается, но сигнализирует, что гласный перед ней будет долгим: «warm» .

5) С группой гласных (vowel team) - такой слог состоит из нескольких гласных, которые чаще всего произносятся как один длинный звук и означают один слог («clean»), иногда как короткий («bread»), а иногда даже два звука («boy»). Данный тип обусловлен особенностями английского языка и не имеет аналогов в русском.

6) С согласным и «le» (consonant+le) - данный тип слога можно выделять только в многосложных словах, например, «little». При произношении «e» становится глухим, поэтому иногда этот вид не выделяется как отдельный, а объединяется с silent-e.

Для запоминания всех видов слогов английского языка используют мнемоническое слово «CLOVER».

Дополнительные виды слогов в английском языке

Стоит отметить, что наряду с основными видами слогов, в английском языке иногда выделяют и дополнительные. К таким принадлежит седьмой вид слога - с непроизносимой «r» после гласной под ударением и перед «e» (vowel+re), где «r» не произносится, например, в «fire».

Также иногда из вида vowel team отделяют вид с дифтонгами, например, «look».

Правила деления на слоги в русском языке

В нашем языке делить слова на слоги значительно проще, чем в английском, так как нет непроизносимых гласных. Главным принципом является: сколько гласных букв в слове - столько и слогов. Например, деление на слоги «язык», происходит так «я-зык», в слове два слога, но при переносе слово станет неразрывным слогом и его нельзя будет переносить.

Слог может состоять из одной (если это гласная) и больше букв. Если в нем более одной буквы, то начинаться он будет обязательно с согласной, то есть будет прикрытым. Например, имя «Юлия» делится «Ю-ли-я», а не «Юл-и-я».

Когда в слове подряд стоят несколько согласных (не имеет значения парные это или нет), они будут относиться к следующему слогу - будут создавать прикрытый слог. Например, «о-бре-че-нный», первая буква «е» притянула к себе сочетание «бр», однако следующая «е» смогла притянуть к себе «ч», чтобы получился прикрытый слог, а «ы» досталось парное буквосочетание «нн».

Однако если буквосочетание начинается с сонорного (мь, м, ль, л, нь, н, рь, р, й), то данный звук относится к предыдущими гласному («ва-лерь-ян-ка»). Кроме случаев с парными сонорными («ка-пи-лляр»), которые, как и любые не разделяются.

Если в слове попадаются сочетания согласных, которые звучат как один звук (например, «тс»/«тьс», который произносится как [ц] или «зж» - длинное [ж]), то разъединять их нельзя, они целиком относятся к следующему слогу: «мы-ться». Но стоит заметить, что в данном случае деление на слоги и правила переноса слов будут кардинально отличаться. Тот же пример «мыться» при делении для переноса будет выглядеть таким образом «мыть-ся».

В русском языке большинство слогов открытые и, как правило, находятся в средине слова («Ма-ри-на»). Закрытые слоги почти всегда находятся в окончании («Вла-ди-мир»). Исключением являются закрытые, которые заканчиваются на непарный сонорный звук («Я-май-ка»), они могут находиться в средине слова.

Правила деления на слоги в английском языке

Как ни странно для английского, в этом языке по вопросу слогов существуют четкие правила.

Подобно русскому языку, количество гласных звуков равняется количеству слогов. Поэтому слово «car» состоит из одного слога, так же как и слово «like», хотя «i» в данном случае означает два звука, а «е» на конце слова вообще немое. Данный пример иллюстрирует второе правило деления на слоги - непроизносимые гласные не могут создавать слоги, так же как и одна гласная в составе дифтонга («speech» - дифтонг «ее» произносится как один звук длинный [i], и поэтому все слово составляет один слог).

В отличие от русского языка, в английском любые согласные, в том числе и парные, всегда разделяются: «din-ner». Исключением являются диграфы (сочетание нескольких согласных букв, которые произносятся как один звук) «ch», «sh», «th», «wh», «ph».

Согласный между двумя гласными всегда относится к следующей гласной («e-vil»), кроме случая, когда этот согласный является очень коротким («cab-in»).

Согласный перед «le» ([l]) притягивает к себе предыдущий согласный: «a-ble», за исключением сочетания «ck» - «tick-le».

Что же касается сложных слов, то тут деление слов на слоги (правило аналогично русскому языку) происходит также по основам («house-boad»). Также можно отделять суффиксы и префиксы («re-write», «teach-er»). При парных согласных, возникших на границе корня и суффикса «ing» из-за добавления этого суффикса («stop-ping»), они разделяются.

слов русского языка

Казалось бы, правила деления на слоги и для переноса должны быть одинаковыми, однако очень часто это не так. Дело в том, деление для переноса основывается на других принципах, хотя многие из них и схожи с принципами слогоделения.

Главным отличием является нарушение принципа «количество гласных = количество слогов», так как при делении слова для переноса, нельзя отрывать одну букву, в том числе «ь», «й», «ъ» или гласную. Например, если делить по слогам слово «На-та-ли-я», то выйдет четыре слога, однако если переносить получается только три слога «На-та-лия».

Когда в слове стоят подряд несколько согласных, разделять их можно на свой вкус: как «те-ксту-ра», так и «тек-сту-ра».

Слова-аббревиатуры («НИИНУИНУ») переносить запрещено, а вот состоящие из нескольких основ, можно разделять по основам («спец-оде-жда»).

При совпадении двух одинаковых согласных, находящихся между двумя гласными, они разделяются («бе-зи-мян-ный»). Если же одна из парных согласных - часть корня, а другая - часть суффикса, тогда их оставляют вместе: «клас-сы», однако «класс-ный».

Согласную на конце корня перед суффиксом не стоит отрывать, хотя это правило не является строгим: «воронеж-ский».

Последнюю согласную приставки запрещено от нее отрывать: «под-нести». В случае, когда корень начинается на гласную - отделяется сама приставка («без-отказный»), так как от корня нельзя отрывать первую гласную, а также «ы» перед корнем, после приставки («разы-скать»).

Принципы переноса слов по слогам в английском языке

Как известно, основной особенностью данного языка является то, что большинство слов в нем пишутся не согласно четким правилам, а по традиции. Поэтому исключений зачастую больше, чем самих правил. Тот же принцип распространяется и на правило деления на слоги. Поскольку официальных указаний по этому поводу в грамматике английского языка нет, то все ориентируются на примеры переноса слов, записанные в известных словарях.

Большинство современных словарей английского языка предлагают переносить слова согласно фонетическому принципу, то есть, опираясь на деление слов на слоги. Правило данное допускает изменение места переноса, при изменении произношения: «bi-o-lo-gi-cal», но «bi-ol-o-gist». Подобная нестабильность не позволяет сформулировать четкое правило переноса суффиксов и префиксов английского языка. В частности одни из самых распространенных суффиксов «ed» и «ing», которые чаще всего переносятся, однако в некоторых случаях неотделимы. Из-за этой путаницы и нюансов, большинство онлайн-сервисов вообще не переносят английские слова.

Несмотря на все это, можно выделить несколько общих принципов, которые помогут сориентироваться, как перенести то или иное английское слово.

1) Если буквосочетание гласная+согласная+гласная звучит как один слог, то оно так и будет переноситься (особенно характерно для немой «е»): «cake».

2) Если после гласной с кратким звучанием стоят несколько согласных, то перенос производится после первой из них: «his-torical».

3) Перенос суффикс «ing», осуществляется по тому же принципу, что и при слогоделении.

4) При гласных дифтонгах и длинных гласных на конце слога, перенос производится сразу после них: «sea-son»

5) Перенос ставится после краткой гласной (если после нее стоит одна согласная или диграфы «ch», «sh», «th», «wh», «ph»): «per-il».

6) В большинстве случаев префиксы и суффиксы в английских совах при переносе отделяются: «me-morial».

7) Сложные слова переносятся так же, как и делятся на слоги - по составляющим их основам.

8) Омонимы (слова с разным значением, но одинаковым написанием) могут переноситься по-разному, в зависимости от значения, поэтому необходимо быть внимательными: «re-cord», но «rec-ord».

Как для русского, так и для английского языка слоги имеют огромное значение. Правила деления на слоги и перенос слов для них во многом очень схожи между собой, хотя и имеют ряд отличий, обусловленных особенностями каждого. Стоит отметить, что, зная основные правила, понимая их природу и особенности, можно во многих случаях по аналогии переносить их и на другой язык.

12. Современное русское слогоделение. Специфика русского слога. Принципы организации русского слога. Принципы организации русского слога с позиции акустических и артикуляционных теорий слогоделения. Законы построения русского слога.

Слог в разных языках проявляет различную степень фонологической значимости , то есть смысловой обусловленности. В русском языке фонологические признаки слога отсутствуют, то есть слог для русского языка не является носителем смысла, поэтому можно двигать границы слога . В РЯ минимальная фонетическая единица – звук, но слог – минимальная произносительная единица. В РЯ существует много теорий слогоделения.

Слогораздел – определение границ между слогами в слове. Имеет теоретич. и практическое значение. Правильное слоговыделение показывает одну из сторон устройства языка и используется для правильного переноса слов.

Основной закон слогоделения – закон восходящей звучности. Звуки в слоге распределяются от наименее звучных к наиболее звучным. Этот закон передаётся в правилах:

Все гласные как слоговые звуки образуют вершину слогов и распределяются по разным слогам па-ук;

Один согласный между гласными принадлежит следующему за ним гласному га-ла-ва;

Сочетание шумных между гласными относят к следующему слогу ка-ска ла-пка;

Сочетание шумных и санорных относят к следующему слогу о-кно са-бля;

Сочетание санорных между гласными относится к следующему слогу ка-рма;

При сочетании санорных с шумными слогораздел происходит между ними кар-та;

Сочетание Й неслогового с последующими шумными или санорными тай-фун.

По структуре выделяют слоги:

Прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые;

Полные – закрытые и прикрытые сок;

Усечённые с начала – закрытые и неприкрытые ум, иск;

Усечённые с конца мгла;

Открытые и неприкрытые ау.

Слогораздел и перенос слов на письме.

Эти 2 явления связаны, но относятся к разным разделам (фонетика и орфография). Слогоделение – объективное явление языка, перенос – условные правила. Основной принцип – фонетический. Слово для переноса членится в соответствии со слогоделением во-рота. По этому принципу правило запрещает оставлять в конце или переносить часть слова не составляющую слога. Нельзя отделять согласный от следующего за ним гласного, но при стечении нескольких согласных между гласными допускается перенос.

Морфологический принцип – деление на слоги должно происходить между приставками, корнями и значимыми частями сложных слов под-бить при-слать рус-ский.

Ограничения: русские слова не могут начинаться с ы, й, ь, ъ, переносить часть слова, начинающуюся с этих букв также нельзя.

Типы теорий слогоделения.

При отсутствии смысловых обоснований - слогоделение определяется: артикуляционными (для говорящего); акустическими (для слушающего) параметрами.

Теории слогоделения .

    Акустические – работают с позиции говорящего, отвечают на вопрос, как должны сработать его органы речи.

    Артикуляционные – с позиции слушающего – какую фонетическую последовательность должен услышать, чтобы воспринять это как слог.

Параметры характеристики речевого потока.

1) как сторонники данной теории определяют слог;

2) какие принципы лежат в основе слогоделения;

3) какие единицы речевого потока могут приобретать статус слогообразующих;

4) каковы достоинства и недостатки (отличительные свойства) каждой теории.

Акустические теории слогоделения.

Слог – компонент звукового потока, воспринимаемый слушающим в единстве.

    Вокалическая теория.

    Теория сонорности.

Теория сонорности. Выдвинул англичанин Г. Суит. Разработал датский ученый Отто Есперсен .На материале русского языка эту теорию впервые рассмотрел Р.И. Аванесов .

Слог - волна сонорности (звучности) . Ее структура определяется сочетанием более звучных единиц речевого потока с менее звучными.

Акустическая структура слога представляется через систему коэффициентов звучности . Для русского речевого потока – четыре ступени звучности (соответствует классификации звуков по степени сонорности):

«1» – глухие шумные согласные (уровень звучности –минимальный),

«2» – шумные звонкие,

«3» – сонорные,

«4» – гласные (самые звучные элементы речевого потока).

Слогообразующие звуки. Чаще всего - гласный звук (его звучность – максимальная). Могут быть - сонорные согласные (обладают звучностью, приближенной к максимальной).

Сонорный как слогообразующий выступает пи отсутствии последующего гласного [пα-рат]; при наличии предшествующих шумных (организация «волны») [с’иен’–т’*а–бр’].

Типы слогов.

    Восходящий (волна восходящей звучности)

    Восходящее-нисходящий. Слоги в этом случае – закрытые. Восходяще-нисходящие слоги возникают: при наличие в слове сочетания согласных, первый из которых – более звучный, на конце слова, которое оканчивается на согласный.

    Нисходяще-восходящий. Только в начале слова в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях!

Артикуляционные теории слогоделения.

Слог – единый акт работы речевого аппарата.

    Экспираторная теория.

    Теория мускульного напряжения.

    Теория эксплозии-имплозии.

Теория мускульного напряжения. Французский ученый Морис Граммон. Русский ученый – Л.В. Щерба .

Речевой поток - последовательность волн мускульного напряжения. Слог – часть речевого потока, начинающаяся с усиления и заканчивающаяся расслаблением мускул речевого аппарата. Граница между слогами соответствует моменту спада мускульного напряжения.

Слогообразующие звуки. Производство гласных требует бо льшего напряжения речевого аппарата, чем производство согласных, так как, чтобы создать нужную форму резонаторной трубы, говорящему требуется напрягать весь речевой аппарат. Слогообразующий – только ГЛАСНЫЙ.

Слогораздел зависит от ударения и типа согласного.

Типы согласных.

1. Сильноначальные - примыкают к более сильному по напряжению речевого аппарата – гласному – в своей экскурсии: [р] в слове [ар–к/\]. Речевой аппарат сначала напрягается, а потом расслабляется. Формируется закрытый слог.

2. Сильноконечные – примыкают к гласному в рекурсии: [к] в слове [ка-ш/\].

3. Двувершинные – долгие согласные, которые двумя своими вершинами тяготеют к разным гласным: [ван–н/\], [ал–л/\] и др.

Ударение. Ударный гласный – более напряженный, чем безударный. Он определяет распределение напряжения речевого аппарата при произнесении согласных.

Принцип слогоделения : в слог, образованный ударным гласным, включается один согласный из группы, следующей за ударением, и вся группа согласных, предшествующая ударению.

Не подвергаются слогоразделу.

1) Шумный + сонорный [ка - др ы], [со* - т’н’ ъ].

2) Шумный + в/в’ [по – дв’ ик], [че – тв’ ьрт’].

Русский слогораздел имеет достаточно неоднозначную природу:

1) определяющими факторами русского слогоделения являются акустические и артикуляционные показатели (схема звучности и работа органов речи), но и эти факторы контекстуально зависимы;

2) смысловая сторона слогораздела проявляет себя, в основном, на границах слов и морфем (слогоделение в этом случае работает на удобство восприятия, начиная проявлять фонологические свойства).

Законы построения древнерусского слога.

Строение слога в ДРЯ не отличается от строения слога в ССЯ. Своими корнями восходит к последней трети существования общеславянского языка. Слог строился по принципу возрастающей звучности. Звуки слога располагались в порядке повышения звучности.

Звучность – слышимость звука на большем или меньшем расстоянии. Самые звучные – гласные. Согласные обладали разной степенью звучности. Некоторые считают, что неслоговые гласные приравниваются к сонорным и звуку в.

3 – гласные слоговые/ гласные неслоговые + в.

2 – сонорные плавные р,л; носовые м,н.

1 – шумные звонкие взрывные Д; шумные звонкие фрикативные – З; шумные глухие взрывные – Т; шумные глухие фрикативные – С.

Всегда соблюдался принцип восходящей звучности. Идеальным слогом считался слог TA. Возможны были и слоги другого типа: Р2О3 – Д1Ъ3, 123, 113.

Тенденция к построению слога по этому принципу – закон открытого слога. Тенденция образования слога – объединение в одном слоге звуков, однородных по тональности – закон слогового сингармонизма.

В одном слоге могут объединяться звуки с одной высотой тона (звуки, однородные по зоне их образования – передние или непередние). Гласные переднего ряда: и, ять, е, ь, а: , у: + нетвердые согласные. Гласные непереднего образования: ы, у, о закрытое, о, Ъ, а + согласные твердые.

Согласные зубные и губные (Т, Д, Б, В, П, М) приобретали перед гласными позиционную полумягкость. Если в пределах одного слога оказывались неоднородные по зоне образования звуки, то согласные приспосабливались к гласным. Гласные играли ведущую роль.

ЭТИ ЗАКОНЫ – АБСОЛЮТНЫЕ.

Слог — это минимальная произносительная единица в русском языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков.

Ученики школ и студенты филологических направлений часто сталкиваются с заданиями из разряда: «Разделите слова на слоги». Казалось бы, справиться с подобной задачей очень легко. Однако, нередко у людей возникает вопрос: «Как правильно делить слова на слоги?».

В статье вы найдете ответ на этот вопрос. Познакомитесь с основными правилами и узнаете, слова на слоги.

Трудности слогораздела

Обычно не возникает проблем с разбиванием на слоги простых слов. Любой из нас сможет справиться со слогоразделом существительного «вода». Но как делить слово на слоги, если оно сложное по своему составу?

Возьмем для примера причастие «рассмотренный». Как правильно провести слогораздел: «рас-смо-тре-нный», «ра-ссмо-трен-ный», «ра-ссмо-тре-нный»? Верным ответом является третий вариант, но почему? Для того чтобы разобраться, познакомимся с основными правилами деления слова на слоги.

Основные правила слогораздела

Первое, что следует запомнить, - количество слогов в слове равно сумме гласных, которые входят в его состав. Границы слогораздела часто не совпадают с поморфемным членением, поэтому, делая разбор, необходимо опираться на следующие правила:

  • слогообразующими в русском языке являются гласные звуки;
  • слог не может включать больше, чем один гласный;
  • слог может состоять из одного гласного звука (о-вод) или комбинации гласных и согласных. Состоящий из двух и более звуков слог всегда начинается с согласного;
  • все слоги в русском языке стремятся к открытости.

Открытые и закрытые слоги

Для того чтобы определить, как делить слово на слоги правильно, необходимо уметь различать их по типу. Все слоги в современном русском языке делятся на два вида: открытые и закрытые.

Открытый слог всегда заканчивается на (про-во-да, го-ло-ва, пе-ле-на). Он может встретиться в начале, середине или на конце слова.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук. Чаще всего он появляется на конце слова (лук, смог, го-лод). Также закрытый слог может образоваться, если в середине слова находится (сил-ки, вол-ки, тан-ки).

Если в середине слова встречается группа из нескольких согласных, они обычно отходят к началу слога, оставляя предыдущий открытым (ди-кто-фон, на-зва-ни-е, ре-да-кти-ро-ва-ни-е).

Особенности слогораздела

Слогораздел в русском языке подчиняется не только закону открытого слога, но и закону восходящей звучности. Суть заключается в том, что слоги в слове расположены по нарастающей: от менее звучного к более. Отсюда вытекает несколько правил. Они подскажут, как правильно делить слова на слоги:

  1. Если в слове встречается согласный, который стоит между двумя гласными, он отходит к последующему слогу (то-пот, пу-ле-мет, вы-вод, и-ко-на, ка-ли-на);
  2. Сочетание нескольких шумных (все согласные, кроме сонорных) относят к следующему слогу (е-зда, ру-чка, мо-ли-тва, ка-ли-тка);
  3. Группа из шумного и сонорного согласных звуков причисляется ко второму по очереди слогу (ва-жный, со-про-ти-вле-ни-е, о-смы-сле-ни-е);
  4. Несколько сонорных согласных, стоящих в одном слове между гласными, относят к следующему слогу (а-лмаз, а-рми-я, по-мню);
  5. В сочетаниях сонорных и шумных между гласными первый звук отходит к слогу, стоящему перед ним (нель-зя, пол-ка, нор-ка, мер-ца-ни-е, вор-си-нка);
  6. Повторяющиеся согласные отходят к слогу, идущему за ними (во-жжи, Ро-сси-я, ко-ло-нна, а-лле-я);
  7. Если в слове встречается "й", стоящий перед сонорным или шумным, он причисляется к предыдущему слогу (мой-ва, лей-ка, ка-на-рей-ка, те-ло-грей-ка).

Запомнить эти правила не сложно, но они помогут вам с легкостью определить, как делить слово на слоги верно.

Алгоритм выполнения слогораздела

Мы разобрали теорию, которая поможет нам делить слова по слогам. Теперь перейдем к практической части. Успешно определить, сколько слогов в слове, нам поможет простой план:

  1. Выпишите слово, данное в задании, на отдельный лист.
  2. Определите, сколько гласных звуков входит в его состав.
  3. Проведите начальный слогораздел после каждого гласного звука.
  4. Посмотрите, нет ли в слове сложных мест: групп согласных, сонорных или удвоенных звуков.
  5. Если есть, измените границу слога в соответствии с правилами.

Следует помнить, что перенос по слогам и слогораздел не равны друг другу. осуществляется, исходя из морфемного Мы не можем отделить букву от приставки или суффикса.

Деление слова по слогам позволяет дробить целые морфемы на части в соответствии с правилами слогораздела. Для примера рассмотрим глагол «поднимать». Для переноса оно будет члениться следующим образом: «под-ни-мать». Деление по слогам будет отличаться: «по-дни-мать».

по слогам

Сейчас многие мамы стараются научить читать своего ребенка как можно раньше. Одним из самых эффективных способов в этом деле является чтение по слогам. Малышу не объяснишь, как делить слово на слоги при помощи сложных правил. Поэтому в ход идут игровые методики.

Начинать заниматься с ребенком можно уже с одного года. Упражнения, направленные на развитие навыков чтения, способствуют улучшению памяти, развитию абстрактного мышления. Учат ребенка мыслить логически, сопоставлять. К тому же занятия можно превратить в веселую игру.

Для начала выучите с ребенком алфавит. В этом помогут книжки с яркими картинками, кубики. Доски, на которых можно закреплять разноцветные буквы.

Затем объясните, что существуют гласные и Гласные произносятся долго и звонко. Согласные — коротко и глухо. Расскажите малышу, что дольше всех тянется ударный слог.

Произнесите вслух несколько простых слов и попросите ребенка определить, какой звук находится под ударением. Выбирайте существительные, с которыми малыш хорошо знаком. Для тренировки подойдут слова: "мыло", "вода", "рука", "нога", "лицо", "тело".

Объясните, что количество гласных соответствует числу слогов. Если ребенок уже умеет считать, попробуйте вместе с ним выяснить, сколько гласных в этих словах: "морковь", "лук", "тарелка", "капуста", "игрушка", "телевизор".

Познакомив ребенка с основами, переходите к игровым упражнениям.

Сделайте карточки, на которых будут написаны слоги на каждую согласную букву алфавита. Для того чтобы систематизировать методику, располагайте сочетания согласных и гласных в одном порядке на каждой карточке. Например: «ма, мя, мы, ми, мо, мё, му, мю».

Дайте ребенку карточку, пусть он смотрит на слоги, пока вы зачитываете их вслух, и повторяет. Это упражнение поможет развить визуальную память. Со временем ребенок сможет узнавать слоги и выговаривать их без вашей помощи.

Сделайте таблички, на которых будут написаны сочетания букв. Попросите ребенка составить из них слово и прочитать его. Для начала предложите ему карточки со слогами «ма», «па». Пусть малыш составит хорошо знакомые ему слова: «мама» и «папа».

Старайтесь придумывать для малыша различные игры, чтобы подогревать интерес. Например, предложите ему отправить одну букву в гости к другой и посмотреть, что получилось.

Переходим от простого к сложному

Когда ребенок освоит азы, начинайте усложнять задания. При этом продолжайте проводить занятия в игровой форме.

Предложите ребенку несколько слов, которые отличаются только одной буквой. Пусть он определит, в чем различие между ними. Например, слова: "мыло" и "мило", "дом" и "дым".

Выберите десяток слов, состоящих из двух слогов. На каждый слог потребуется по одной карточке. Перемешайте листочки и попросить ребенка составить из них слова. Подойдут существительные "рама", "мама", "папа", "дача", "рука", "нога", "лицо", "мыло", "тело", "мясо".

Научите ребенка делать перенос по слогам. Для этого выпишите на листок несколько двухсложных слов в столбик. Пусть ребенок проведет черту после каждой гласной, а затем произнесет вслух, делая небольшие паузы на месте слогораздела.

Возьмите два листа с одинаковым текстом. Пусть это будет сказка или небольшой детский стишок. Попросите ребенка следить за словами, пока вы читаете. Через какое-то время делайте паузу и спрашивайте ребенка, где вы остановились.

Читайте с малышом небольшие сказки по ролям.

Для занятий любого рода выбирайте забавные детские тексты, вызывающие интерес у ребенка. Это могут быть стихи, сказки, небольшие статьи о животных. Просите пересказать прочитанное. Это поможет развить память и речь малыша.

Прежде чем приступить к занятиям, убедитесь, что ваше чадо готово к обучению. У него сформирована речь, он может составлять небольшие рассказы. Нет дефектов произношения.

Начинайте с простого, постепенно переходите к сложному. На каждом новом занятии повторяйте материал предыдущего.

Придерживайтесь игровой методики. Она поможет вам привить малышу любовь к чтению и желание учиться.

Занятия по изучению слогов начинайте с простейших сочетаний. Используйте слова, которые знакомы ребенку. Постепенно усложняйте тренировки.

Не ждите от ребенка скорых результатов. Учиться читать он будет постепенно. Для начала дайте ему освоить односложные и двухсложные слова. Подбирайте задания с ними, пока малыш не начнет справляться на «отлично».

Когда с легкими словами будет покончено, попробуйте тренировать чтение целых предложений по слогам. Постепенно увеличивайте объем чтения.

Простые советы, приведенные в этой статье, помогут легко и эффективно научить вашего ребенка читать по слогам. При этом малыш будет проводить время с удовольствием, выполняя игровые задания.

Помимо навыков чтения, будет развиваться память, внимательность, логическое и абстрактное мышление, будет расширяться кругозор ребенка.

mob_info