Археология как отрасль исторической науки. Запретные темы археологии Темы археологии

Данные темы исследовательских работ по археологии предназначены для учащихся общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Темы исследовательских работ предназначены для тех, кто интересуется историей и археологией, планирует исследовать данный аспект истории вместе с руководителем.


Любую тему исследовательской проектной работы по археологии школьникам можно взять в целом либо изменить по своему усмотрению в зависимости от возможностей для исследования и интересов школьника. Тема должна быть актуальной, выполненный проект - содержать в себе теоретическую и практическую значимость исследования, например, групповая организация малого археологического исследования или интервью с одним из известных археологов.

Мы предлагаем интересные темы проектов по археологии для исследования истории и культуры Дальнего Востока, Америки, Египта, Древней Руси, Древних Скифов. Ученикам предлагается исследовать биографии известных археологов, их великие экспедиции, открытия.

Ребята прикоснутся к удивительной исследовательской сфере деятельности - раскопкам и создать собственный проект на тему по археологии. Проект подойдёт для тех, кто в будущем мечтает стать археологом и однажды стать участником великого открытия.

Темы исследовательских работ по Археологии

Археологические культуры Дальнего Востока и Америки.
Археологические находки в Долине царей.
Археологическое значение открытия гробницы Тутанхамона.
Археология Нового времени: проблема исследования крепости св. Димитрия Ростовского.
Дневник археологических будней.
Исследование находок с Елизаветинского городища.
История на глубине штыка лопаты.
Как стать археологом?
Какие тайны хранит в себе земля? Археологические раскопки.
Каратаевская крепость бронзового века.
Керамические клейма Северного Причерноморья: проблема эпиграфики и датировки.
Кто такие археологи?
Мои археологические находки.
Некоторые аспекты возникновения и развития эллинистического Танаиса.
Некоторые редкие группы керамических импортов из раскопок Азака.
Новые находки зеркал скифского времени.
Новый металлургический центр эпохи поздней бронзы на Нижнем Дону.
Особенности охоты и животноводства у населения прошлых эпох по материалам многослойного памятника «Раздоры».
Охотники за древностями.
Погребения второй половины IV века до н.э. Елизаветовского могильника.
Проблемы сохранения археологического наследия в нашей области.
Средневековые поселения Нижнего Дона. ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

Московский комитет образования
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
Крыкин С. М., Крыкина О. В.

Основы археологии

ПРОГРАММА

Рецензент: зав. кафедрой истории древнего мира и средних веков Московского педагогического государственного университета (МПГУ – МГПИ им. В. И. Ленина) проф., д. и. н. Дворецкая И. А.
Программа по основам археологии предназначена для преподавания курса этой дисциплины на дневном отделении исторического факультета Московского городского педагогического университета. Она создана и апробирована на кафедре истории мировых цивилизаций МГПУ в течение всех десяти лет его существования. Программа эта представляет собой откорректированный вариант программы образца 2001 г. с применением опыта преподавания курса основ археологии на историческом факультете МГУ (Историческое образование. Программы общих курсов. Отв. ред. С. П. Карпов. М.,: МГУ, 1998).

В процессе ведения семинарских занятий в первую очередь должны заполняться лакуны в тематике лекций, поскольку, например, по славяно-русской археологии или об античных колониях Северного Причерноморья в библиотеках избыток литературы и по качеству эти материалы для освоения намного легче, нежели по темам эпох камня. Некоторые темы вполне могут осваиваться факультативно и предложат студентам отдельные вопросы для самостоятельного реферерирования. Курс основ археологии призван подготовить учащихся к участию в полевой археологической практике – наглядному ознакомлению с самыми объективными историческими источниками – данными этой науки.

Предмет и методы археологических исследований. Разновидности археологических памятников. Поселения и некрополи. Археологическая периодизация. Способы датирования, их своеобразие и качества. Организация археологических исследований в современных условиях. Страницы истории русской археологии. Период коллекционирования и случайных раскопок. Формирование научного подхода при раскопках памятников минувшего. Учреждение музеев, научных обществ. Виднейшие ученые дореволюционного времени. Специальные издания археологических обществ.

Тема 2: Палеолит.

Периодизация и хронология палеолита. Начало изучения палеолита в России. Специфика археологии палеолита. Палеолит СНГ – периодизация и хронология палеолита. Начало изучения палеолита в России. Специфика археологии палеолита. Палеолит СНГ – представленность эпох и основные памятники.

Тема 3: Мезолит.

Вычленение эпохи мезолита. Особенности материальной культуры мезолитических комплексов. Основные экономические признаки и вероятная социальная структура коллективов мезолита. Хронологическое положение мезолита. Мезолит в России, история его изучения, основные памятники на территории СНГ.

Тема 4: Неолит СНГ.

Научное понятие «неолит». Изобретение керамики. Идея «неолитической революции». Локальные хронологии неолита. Неолит центра Русской равнины. Верхневолжская культура. Разновидности керамики. Арсенал орудий труда и бытовых предметов. Жилища. Льяловская культура. Ареал культуры. Специфика керамики, орудий труда и предметов быта. Особенности хозяйственной деятельности. Волосовская культура – население русских лесов финальной фазы неолита и энеолита.

Тема 5: Энеолит СНГ.

Выделение эпохи энеолита – определение фазы развития материальной культуры. Роль металла, ассортимент первых медных орудий и предметов. Деградация каменного инвентаря. Интенсивное развитие производящей экономики. Сопутствующие культурные изменения. Первые культурные энеолитические зоны на территории СНГ. Эпоха раннего металла Карелии – специфика северного региона. Трипольская культура - специфика лесостепи. Среднестоговская культура – граница лесостепей и степей. Древнеямная культурно-историческая область – степи. Афанасьевская культура в Южной Сибири.

Тема 6: Эпоха бронзы.

Эпоха бронзы, ее региональные периодизации в соответствии с природными условиями и ресурсами. Энеолит и бронза Русской равнины. Специфика неолитических традиций. Волосовская культура: охотники и рыболовы с зачатками производящего хозяйства. Ранняя бронза лесной полосы Европейской части России: культура шнуровой керамики и фатьяновская культура. Поздняя бронза – абашевская культура лесостепей. Эпоха бронзы Закавказья и Кавказа. Куро-аракская культура, ее атрибуция. Занятия, быт и культура куро-аракцев. Среднебронзовая триалетская культура. Экономические и технологические достижения населения Закавказья в III-II тыс. до н. э. Раннебронзовая Майкопская культура. Достижения и специфика протоцивилизации майкопцев. Культура дольменов.

Тема 7: Ранний железный век Закавказья.

Освоение железа в Закавказье. Ранний железный век Колхиды. Занятия, быт и культура древних колхов. Урарту. Города и крепости урартов. Сельское хозяйство и ремесла.

Тема 8: Закавказье VI в. до н. э. – IV в. н. э.

Армения VI-IV вв. до н. э. Традиции урартов и инновации в хозяйственной деятельности и культуре. Армения в III-I вв. до н. э., ее материальная культура по данным археологии. Армении в I-III вв.: самобытные начала и римское влияние. Колхида в IV-I вв. до н. э. Эшеры и Вани. Хозяйственная деятельность и культура колхов. Эллинистическое культурное влияние. Колхида в I-IV вв. до н. э. Собственные традиции колхов, влияние Рима и Иберии.

Тема 9: Археология скифов и сарматов.

Ранний железный век степей Причерноморья. Традиции индоиранского мира. Загадка киммерийцев. Скифы Приднепровья, их поселения и курганы. Социальный облик ранних скифов. Скифы на Нижнем Дону (Елизаветовское городище и некрополь). Позднескифское царство в Крыму: ранние и поздние крымские скифы, их исторические судьбы. Сарматы – родственные скифам восточные иранцы. Савроматская (блюменфельдская) культура. Прохоровская раннесармкатская культура. Среднесарматская сусловская культура. Поздние сарматы – аланы.

Тема 10: Степи Евразии в Эпоху средневековья.

Кочевники эпохи Великого переселения народов. Гунны и ранние тюрки. Протоболгары. Салтово-маяцкая культура. Хазары и болгары в степях и лесостепях Восточной Европы. Общие и региональные черты культуры и быта салтовцев в пределах их государственности. Волжская Болгария – независимое государство и территория под властью Золотой Орды. Особенности хозяйственной деятельности и культуры волжских болгар. Золотая Ордаисторическое понятие. Города Золотой Орды – слияние восточных и западных культурных компонентов.

Практические занятия.

Тема 1. Введение, предмет и задачи археологии.

  1. Место археологии среди прочих наук.

  2. Виды археологических памятников.

  3. Основные методы археологических исследований.

  4. Способы датировки находок и памятников.

  5. Археология в России. Крупнейшие российские археологи.

Литература:

Авдусин Д. А. Археология СССР. М., 1977.

Авдусин Д. А. Археологические разведки и раскопки. М., 1959.

Авдусин Д. А. Полевая археология СССР. М., 1980.

Блаватский В. Д. Античная полевая археология. М., 1967.

Дикшит С. К. Введение в археологию. М., 1960.

Доель Л. Полет в прошлое. М., 1979.

Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. М., 1988.

Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологических исследований. М., 1989.

Монгайт А. Л. Археология в СССР. М., 1955.


Тема 2: Факты, загадки и тайны археологии.


  1. Важнейшие сводки о достижениях мировой археологии.

  2. Известнейшие археологи планеты.

  3. История мировой археологии.

  4. Популярно об археологии – лучшее на русском языке.

  5. Христианская археология.

Литература:

Амальрик А. А., Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. М., 1966.

Археология зарубежной Азии. М., 1984.

Беляев Л. А. Христианские древности. М., 1998.

Граков Б. Н. Ранний железный век. М., 1977.

Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

Керам К. В. Боги, гробницы, ученые (любое изд.).

Керам К. В. Первый американец. М., 1979.

Кругликова И. Т. Античная археология. М., 1984.

Массон В. М. Первые цивилизации. Л., 1976.

Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

Формозов А. А. Страницы истории русской археологии. М., 1986.
Тема 3: Археология каменного века.


  1. Реликты каменного века – специфика источников.

  2. Изучение каменного века в России.

  3. Палеолит, его памятники на территории СНГ.

  4. Мезолит на территории СНГ.

  5. Неолит России и СНГ.

Литература:

Абрамова З. А. Палеолитическое искусство на территории СССР. М.-Л., 1962.

Мезолит СССР. М., 1989.

Обыденнов М. Ф., Корепанов К. И. Искусство Урала и Прикамья. Уфа, 1997. Ч. 1. Гл. 1.

Основы археологии. М., 1995. Разд. 2.

Палеолит СССР. М., 1984.

Формозов А. А. Начало изучения каменного века в России. М., 1983.
Тема 4: Археология бронзового века.


  1. Энеолитические общности и культуры на территории СНГ.

  2. Эпоха ранней бронзы.

  3. Эпоха средней бронзы – основные культуры и памятники.

  4. Культуры и памятники эпохи поздней бронзы.

Литература:

Археология Украинской ССР. Киев, 1985. Т. 1. Ч. 3, 4.

Основы археологии. М., 1995. Разд. 3.

Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. М., 1994.

Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987.
Тема 5: Ранний железный век.


  1. Урарту и древняя Армения.

  2. Ранний железный век лесной полосы стран СНГ.

  3. Цивилизация скифов.

  4. Савроматы и сарматы.

  5. Античное Северное Причерноморье:

  1. полисы Северо-Западного Причерноморья;

  2. Херсонес и его хора;

  3. античный Боспор.

  1. Ранние государства Средней Азии и Сибири.

    Литература:

    Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.

    Археология Украинской ССР. Киев, 1985. Т. 2.

    Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М., 1985.

    Кругликова И. Т. Античная археология. М., 1985.

    Кутайсов В. А. Античный город Керкинитида. Киев, 1990.

    Основы археологии. М., 1995. Разд. 4-6.

    Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989.

    Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992.

Тема 6. Восточные славяне и их соседи.

  1. Происхождение славян по археологическим данным.

  2. Домонгольская Русь:

  1. Киевская Русь;

  2. Новгород и Псков.

  3. Владимиро-Суздальская Русь;

  4. Старая Рязань;

  5. Русь и викинги (к вопросу о «норманнской» теории).

  1. Степные кочевники – соседи Руси.

  2. Финно-угры и балты средневековья.

  3. Хазарский каганат.

  4. Волжская Булгария.

  5. Золотая Орда.

  6. Русские земли XIII – XV вв.

  7. Старая Москва по данным археологии.

Литература:

Археологическое изучение Новгорода. М., 1978.

Археология Украинской ССР. Киев, 1985. Т. 3.

Булкин В. А., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Археологические памятники Древней Руси

IX – XI веков. Л., 1978.

Бырня П. П., Рябой Т. Ф. Монументальная архитектура золотоордынского города XIV в. Шехр ал-Джедид // Российская археология (РА). 1997. № 2. С. 91-103.

Даркевич В. П., Борисевич В. П. Древняя столица Рязанской земли. М., 1995.

Древнерусские города. М., 1981.

Древнерусские княжества X – XIII вв. М., 1975.

Древние славяне и Киевская Русь. Киев, 1989.

Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. М., 1985.

Древняя Русь. Город, замок, село. М., 1985.

Дубов И. В. Археологическое изучение городов Северо-Восточной Руси // Город и государство в древних обществах. Л., 1982. С. 106-126.

История и культура древнерусского города. М., 1989.

Казаков Е. П. Об этнокультурных компонентах народов Восточной Европы в Волжской Булгарии (по археологическим материалам) // Татарская археология. Казань, 1997. № 1. С. 61-77.

Каргер М. К. Древний Киев. М.-Л., 1958-61. Т. 1-2.

Каховский Б. В. О язычестве волжских болгар (по археологическим данным) // Новые исследования по археологии и этнографии Чувашии. Чебоксары, 1983. С. 26-42.

Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985.

Монгайт А. Л. Старая Рязань. М., 1955.

Монгайт А. Л. Рязанская земля. М., 1961.

Основы археологии М., 1995.

Очерки истории культуры славян. М., 1996. Ч. 1. Очерк 1., Ч. 2. Очерк 1.

Проблемы этногенеза славян. Киев, 1978.

Рабинович М. Г. О древней Москве. М., 1964.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М., 1993.

Рыбаков Б. А. Древности Чернигова. М., 1949.


    Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

    Славяне и их соседи в первой половине I тысячелетия н. э. М., 1993.

    Славяне и Русь (в зарубежной историографии). Киев, 1990.

    Седов В. В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 1982.

    Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

    Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.

    Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981.

Толочко П. П. Древнерусский феодальный город. Киев, 1989.

Третьяков П. Н. Восточнославянские племена. М., 1953.

Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982.

Тимощук Б. А. Восточнославянская община VI – X вв. н. э. М., 1990.

Федоров-Давыдов Г. А. Некоторые итоги изучения городов Золотой Орды на Нижней Волге // Татарская Археология. Казань. 1997. № 1. С. 88-100.

Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987.

Юшко А. А. Московские земли IX-XIV вв. М., 1991.
Тема 7: Археология стран Нового Света.


  1. Освоение Америки человеком.

  2. Цивилизации Месоамерики.

  3. Доиспанская Южная Америка.

Литература:

Башилов В. А. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., 1972.

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

Гуляев В. И. Археология Центральной Америки. М., 1992.

Гуляев В. И. Загадки погибших цивилизаций. М., 1992.

Древние цивилизации М., 1989. Гл. 19.

Ершова Г. Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве.

*Мезоамерика. М., 2002.

**Северная Америка. Южная Америка. М., 2002.

Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992. Гл. 4.

Массон В. М. Первые цивилизации. Л., 1989. Ч. 2. Гл. 1, 7.

Соди Д. Великие культуры Мезоамерики. М., 1985

Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1978.
Тема 8: Средневековый Крым.


  1. Этнокультурный облик средневекового Крыма.

  2. Средневековый Херсон.

  3. Дорос, крымская Готия, Мангуп и Феодоро.

  4. Генуэзские, армянские, татарские городища.

  5. Крымские хазары.

Литература:

Баранов И. А. Таврика в эпоху раннего средневековья. Киев, 1990.

Веймарн Е., Чореф М. «Корабль» на Каче. Симферополь, 1976

Драчук В., Кара Я., Челышев Ю. Керкинитида – Гёзлёв – Евпатория. Симферополь, 1973.

Домбровский О., Махнева О. Столица феодоритов. Симферополь, 1973.

Домбровский О., Сидоренко В. Солхат и Сурб-Хач. Симферополь, 1978.

Домбровский О., Столбунов А., Баранов И. Аю-Даг – «Святая» гора. Симферополь, 1975.

Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья: IV-XIII века. М., 2003. Ч. 1.

Материалы по археологии и этнографии Таврии. Вып. 1-7. Симферополь, 1990 и т. д.

Пиоро И. С. Крымская Готия. Киев, 1990.

Причерноморье в средние века. М., 1991.
Тема 9: Древнейшие цивилизации Старого света.


  1. Древняя цивилизация Египта.

  2. Древние цивилизации Ближнего Востока.

  3. Древние цивилизации Месопотамии.

  4. Цивилизации древней Малой Азии.

  5. Древнейшая Индия.

  6. Древнейший Китай.

Литература:

Археология зарубежной Азии. М., 1986.

Древние цивилизации. М., 1989.

Кларк Дж. Д. Доисторическая Африка. М., 1978.

Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древнейшие цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992.

Ллойд Сетон. Археология Месопотамии. М., 1984.

Массон В. М. Первые цивилизации. Л., 1989.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

План характеристики археологической культуры.


  1. Территория распространения.

  2. Хронологические рамки и этапы развития.

  3. Виды археологических памятников, которыми представлена культура, их топография.

  4. Характеристика вещевого комплекса археологической культуры:

    1. орудия труда,

    2. посуда,

    3. воинское снаряжение,

    4. украшения,

    5. культовые предметы.
Каждая из категорий вещей описывается в зависимости от материала, из которого они изготовлены (камень, кость, керамика, дерево, металл, стекло и т.д.).

  1. Характеристика поселений (планировка, оборонительные сооружения, конструкция жилища, городское хозяйство).

  2. Характеристика некрополей (планировка, обряд захоронения, погребальная конструкция, положение и ориентация костяка, комплексы погребального инвентаря, следы обрядов, связанных с погребением – тризны, погребальной жертвы).

  3. Характеристика хозяйства (земледелие, скотоводство, охота, собирательство, рыболовство, ремесло, торговля).

  4. Искусство и религиозные представления.

  5. Этническая идентификация носителей археологической культуры (если возможно).

Требования к реферату.

1. Оформление.

Реферат можно исполнять как в печатном виде, так и от руки. От руки объем реферата должен составлять около 30-40 страниц, написанных четким разборчивым почерком.

В печатном виде оптимальный объем реферата 25-35 страниц при условии, что текст имеет следующие параметры:

шрифт 14 Times New Roman (или 13 Arial), междустрочный интервал 1,5 пт, поля: по 2 см сверху, справа и слева, 2,5 см снизу

Основное требование, определяющее объем работы – тема должна быть раскрыта максимально удовлетворительным образом.
2. Состав реферата:

титульный лист,

список используемых источников и/или литературы,

Основной текст реферата должен состоять из введения, основной части, разбитой на параграфы, и заключения, страницы следует пронумеровать по порядку.
3. Оформление списков источников и литературы

Наименования публикаций располагаются по алфавиту и приводятся в соответствии с правилами малого библиографического описания, сначала список источников, потом литературы, например:
Письменные источники:


  1. Геродот. История /Пер. и прим. Г. А. Стратановского. М., 1993.

  2. Гомер. Илиада /Пер. Н. И. Гнедича. Л., 1990.

  3. Гомер. Одиссея /Пер. В. Жуковского. М., 1981.

  4. Ксенофонт. Греческая история /Пер. С. Лурье. СПб., 1993.

  5. Фукидид. История /Пер. Ф. Г. Мищенко и С. А. Жебелева. СПб., 1999.
Литература

  1. Андреев Ю. В. Спартанские «всадники» // ВДИ. 1969. № 4. С. 24-36.

  2. Археологический съезд в Киеве //Археологические известия и заметки. Т. VII. 1899. №8-10. С. 275-277.

  3. Концепции зарубежной этнологии (критические этюды). М., 1976.

  4. Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. Т. 1-2. М., 1973-1974.

  5. Проблемы истории древнего мира. М., 2002.

  6. Салларес Р. Экология древнего мира: проблемы и подходы //ВДИ. 1995. № 3. С. 80-103.

  7. Шофман А. С. История античной Македонии. Т. 1. Казань, 1960.

  8. Шофман А. С. Основные проблемы истории античной Македонии в историографии //Ученые записки Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина. Т. 114. Кн. 5. История. Казань, 1954. С. 149-175.
Сплошная нумерация наименований при этом сохраняется.
4. Оформление сносок.

Сноски могут быть постраничными или в конце текста реферата, это не существенно. Публикация, на которую ссылается автор, должна быть также оформлена в соответствии с малым библиографическим описанием, обязательно точно указывать страницу, на которую ссылаетесь.

5.Оформление титульного листа реферата


Московский городской педагогический университет

Исторический факультет

по основам археологии

Тема: «Старовавилонское общество по законам Хаммурапи»

выполнил: студент 11 группы д/о Васин К.П.

руководитель: к. и. н., ст. преп. Крыкина О.В.

Возможные темы курсовых работ.

Знаменитые археологи планеты (персоналия).

Успехи отечественной археологии (персоналия, область или направление).

Археология Москвы (Льялово, Дьяково или др.).

Археология Костромского края (эпоха на выбор).

На выбор: Псков, Новгород, Смоленск и Гнездово, Ростов-Великий и Сарское городище, Старая Рязань, Старая Ладога, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Киев.

Степные кочевники средневековья (этнос на выбор).

Скифские курганы (регион на выбор).

Сарматские захоронения (один период).

Киммерийцы.

Археология урартов.

Древняя Колхида.

Античное Северное Причерноморье – на выбор: Березань, Ольвия, Тира, Никоний, Херсонес, хора Херсонеса, Пантикапей, Фанагория, Гермонасса, Горгиппия, малые города Боспора, сельские поселения Боспора.

Средневековый Крым (отдельные район или центр).

Капища древних славян.

Христианская архитектура Древней Руси (отдельные область или эпоха).

Фортификация и зодчество Древней Руси в домонгольский период.

Оружие домонгольской Руси.

Художественные ремесла Руси в домонгольский период.

Волжская Булгария.

Золотая Орда (один центр или анализ погребальных комплексов).

Археология отдельных русских княжеств (на выбор).

Средневековые финские племена (на выбор).

Средневековые балты.

План

Введение

Заключение

Литература

Введение

Археология (др. - греч. ἀρχαῖος - древний и λόγος - слово, учение) - историческая дисциплина <#"center">Зарождение археологических исследований: становление археологии как науки

Археология - отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества преимущественно на основе вещественных исторических источников, или археологических памятников в широком смысле слова. К вещественным источникам относятся как конкретные древние предметы, так и конструкции, сооружения, всякие следы и следствия человеческого труда и какой-либо антропогенной деятельности. Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, не отраженных в письменных источниках или в устной информации .

В настоящее время понимание слова "археология" несколько отличается от того первоначального значения, которое придавали ему древние греки. Между тем именно им человечество обязано введением данного термина в бытовой, а впоследствии и в научный оборот ("архайос" - древний, "логос" - учение, слово). В частности, у Платона, в произведениях которого мы встречаем одно из наиболее ранних упоминаний понятия "археология", этот термин присутствует в значении "рассказов о старине".

В платоновском диалоге "Гиппий Больший" софист Гиппий сообщает, что лакедемоняне (спартанцы) слушали рассказы "о родословных героев и людей, о переселениях, т.е. о том, как в старину основывались города, и вообще о всей археологии".

В сходном значении рассказов о древностях, о давних временах употребляли слово "археология" и другие античные авторы, вовсе не имея при этом в виду науку о древнейшей части истории человечества и тем более раскопки и изучение раскопанного .

В эпоху европейского Возрождения археология стала иллюстрацией по истории античного (греческого и римского искусства), фактически она являлась частью музейно-антикварного дела, пополняя собрания античных скульптур и керамики .

Впоследствии, в XVIII в., данный термин был возрождён западноевропейским искусствознанием в значении "описание памятников античного искусства".

В развитии русской археологии можно выделить несколько периодов, которые различаются между собой не только хронологически, но и по своей философско-методологической направленности, приёмам научного исследования, методам извлечения информации, целям и задачам исторической реконструкции.

Первый период (XVIII - начало XIX в.) - возникновение и начальный этап развития русской археологии, энциклопедизм в науке. Проводятся первые раскопки скифских и славянских курганов, античных поселений, курганов в Сибири, формируются археологические коллекции. Однако в этот период вряд ли можно говорить об археологии как самостоятельной науке.

Второй период (середина XIX в. - середина 30-х годов XX в.) - демократический период развития русской археологии. Он характеризуется возникновением археологических обществ, местных изданий и музеев, большими по тем временам раскопками, открытиями памятников палеолита, неолита, эпохи бронзы, формированием русской археологии как науки и складыванием ее основных направлений (скифская, славяно-русская, античная), зарождением палеолитоведения и региональной археологии Кавказа, Средней Азии, Сибири. Завершением этого этапа явилось создание эволюционных схем периодизации археологии Восточной Европы (В.В. Городцов) и Сибири (С.А. Теплоухов). Октябрьский переворот не внес особых изменений в развитие археологии: кадры археологов до 30-х годов оставались прежними, а место царской Археологической комиссии заняла Российская академия материальной культуры.

Третий период (середина 30-х - конец 60-х годов) - централизация и идеологизация науки, внедрение в нее принципов марксистской идеологии, большевистских взглядов, сталинизм и, как его выражение, "лысенковщина" в исторической науке.

Четвертый период - современный .

В России в XIX в., как и в Западной Европе, содержание этого термина также не вполне соответствовало его современному пониманию. Не только в популярной периодике, но и в профессиональной среде "археология" означала тогда любые сведения о предметах старины и вообще о древности, даже не очень глубокой. Так, в 1809 г. в программе Московского университета появился курс "Археологии и истории изящных искусств", а впоследствии здесь же была создана кафедра "Теории изящных искусств и археологии". В 1869 г. в своём докладе "Судьбы археологии в России" на I археологическом съезде в Москве известный историк М.Н. Погодин, определив археологию как "науку, учение о древностях", утверждал далее: "Археология имеет своим предметом преимущественно памятники вещественные, но во многих отношениях нельзя отделять от них не только памятники письменные, но и устные, бытовые. Да, памятники вещественные, устные, бытовые, письменные имеют тесную связь между собой и разделены быть не могут". Показательна и программа съезда. В раздел "Археология русская" входят "юридические древности", "церковное русское пение", "народное мирское пение и собственно музыка" .

В первой половине XIX в. датских археолог X. Томсен, применив метод сравнительного анализа, научно обосновал мысль о делении истории человечества на три эпохи. Исходя из идей прогрессивного эволюционизма он в своих работах "Северные древности" и "Каталог музея а Копенгагена" показал, что вся дописьменная история делится на каменный, бронзовый и железный периоды. Так была заложены краеугольные камни археологической периодизации истории человечества.

Археологическую периодизацию, созданную Х. Томсеном, развил другой датский археолог - П. Ворсо. Изучая погребения эпохи неолита и бронзы, он построил более полную относительную хронологию найденных предметов и изложил её в труде "Новые подразделения каменного и бронзового века". Работу над хронологической схемой Томсена и Ворсо продолжил французский археолог Г. Мортилье, который подметил, что древнейшие каменные орудии не одинаковы - одни грубы и примитивны, другие более совершенны. На этом основании он разделил палеолит на несколько периодов, дав каждому из них название по месту первых находок. Исследования Томсена, Ворсо и Мортилье имели большое значение для развития мировой археологии и оказали значительное влияние на развитие археологической мысли а России .

Во второй половине XIX в. весь мир поразило открытие Г. Шлиманом памятников древнейших цивилизаций в бассейне Средиземного моря, послужившее своеобразным толчком для развития мировой археологии, Вторым крупнейшим событием в мировой археологии явились работы английского археологи А. Эванса на острове Крит. Он открыл царские дворцы, города, мастерские и храмы, создававшиеся на протяжении нескольких тысячелетий. Проведённые исследования пролили свет на древнейшую историю восточной части Средиземного моря .

Конец XIX - начало XX в. были отмечены рядом достижений в развитии теоретической археологии: открытием новых археологических культур, началом изучения культурных комплексов и успешным применением метода сравнительного анализа, признанием роли миграций народов в истории, попытками проследить распространение культур во времени и пространстве, выявить его причины .

Таким образом, археология представляет собой отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества преимущественно на основе вещественных исторических источников, или археологических памятников в широком смысле слова. К вещественным источникам относятся как конкретные древние предметы, так и конструкции, сооружения, всякие следы и следствия человеческого труда и какой-либо антропогенной деятельности. Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, не отраженных в письменных источниках или в устной информации.

Развитие археологии после 1917 г.

Советская археологическая наука в послереволюционные годы выросла на фундаменте дореволюционной российской археологии. Организационная преемственность, в частности, проявилась в том, что Императорская Археологическая комиссия составила основу Российской государственной археологической комиссии (1918), члены которой в полном составе вошли а 1919 г. в Российскую (с 1926 г. - Государственную) Академию истории материальной культуры (ГАИМК). ГАИМК стала центральным археологическим учреждением Советской России и находилась в Ленинграде. Ещё в 1924 г. была образована Московская секция этой Академии. В составе ГАИМК, таким образом, объединились основные силы российской археологии. Кроме того, еще в 1924 г. на базе Московского университета был создан научно-исследовательский Институт археологии и искусствознания, вошедший в состав Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. В 1937 г. ГАИМК была преобразована в Институт истории материальной культуры, который влился в состав Академии наук СССР, а в 1959 г. был переименован в Институт археологии.

Несмотря на тяготы первых послереволюционных лет, на преследования, гибель и эмиграцию многих выдающихся специалистов, кадровый костяк российской археологии сохранился. Это были специалисты высокой квалификации, имевшие мировую известность, - Д.Н. Анучин (патриарх преподавания археологической науки в Московском университете), В.А. Городцов, А.А. Спицын, Н.Я. Марр, Б.В. Фармаковский, С.А. Жебе-лев, Ф.И. Успенский и др. А в 20-е гг. XX в. в науку вступило новое поколение отечественных археологов - Б.С. Жуков, А.В. Арциховский, Б.А. Рыбаков, А.В. Шмидт, В.И. Равдоникас, М.И. Артамонов, Б.А. Куфтин, О.Н. Бадер, М.В. Воеводский, Б.Б. Пиотровский, М.П. Грязное, Б.Н. Траков, СВ. Киселев, Н.Н. Воронин, В.Ф. Смолин, П.С. Рыков, Б.Э. Петри и др., выросшее на традициях дореволюционной археологии. Именно это поколение своей дальнейшей деятельностью сохранило преемственность в развитии отечественной археологии и определило структуру, проблематику и основные направления формирующейся советской археологической науки.

В соответствии с этим вплоть до 1929 г. развитие археологии в СССР продолжалось в русле тех исследовательских задач, которые были намечены до 1917 г. Особое внимание уделялось палеоэтнологическому направлению, которое было нацелено на изучение отражения законов развития живых этнических культур в материальных остатках культур археологических.

Однако со второй половины 1920-х гг. археология всё более стала утрачивать свою специфику, растворяясь в социологии. Археологию стали именовать "буржуазной наукой", "вещеведением". Внедрение методологии марксизма-ленинизма поначалу шло в рамках поиска новых подходов к изучению археологических материалов. В этом отношении новаторскими и плодотворными явились труды А.В. Арциховского, СВ. Киселева, А.Я. Брю-сова, А.П. Смирнова. Но с 1929 г. в качестве марксистской методологии в советской археологии стало декларироваться "яфетическое учение о языке" НЛ. Марра .

С середины 1930-х гг. социологическое направление в нашей археологии стало себя изживать. В связи с углублением внимания к этнической проблематике, вопросам происхождения и этнической истории народов СССР, прежде всего славян, произошло постепенное возвращение к этнологическому направлению, к этнокультурной проблематике археологических исследований. Вместе с тем творческая свобода продолжала сдерживаться монополией государственной идеологии, подкрепляемой различными, в том числе и репрессивными, мерами, которым подвергались многие археологи.

Что же касается собственно археологических раскопок, то они в советское время достигли беспрецедентных масштабов, особенно в районах нового строительства. При всей противоречивости процессов, протекавших в науке и в обществе в данный период, широкое обследование территории СССР навсегда останется одним из крупнейших достижений советской археологии. В дореволюционной России лучше всего были изучены памятники Северного Причерноморья, Украины, Прибалтики, центра Русской равнины, нижнего Прикамья. В остальных регионах страны археологические раскопки были эпизодическими. В советскую эпоху все основные регионы СССР оказались охвачены исследованиями, коснувшимися всех исторических эпох - от раннего каменного века до позднего Средневековья.

Археологические раскопки и разведки проводились в стране уже в первые послереволюционные годы, несмотря на скудное финансирование, голод и разруху. В последующее десятилетие, в годы нэпа, на фоне общей экономической стабилизации в стране заметно активизировалась и экспедиционная деятельность. С 1921 г. постепенно увеличивается число действующих экспедиций. Были изучены уникальные археологические памятники различных эпох и существенно укрепилась источниковая база археологической науки .

Ещё заметнее источниковая база пополнилась в 1930-е гг. с началом массовых работ археологов в районах развернувшегося масштабного строительства. Этим работам способствовало принятое в 1934 г. постановление ВЦИК и СНК СССР о финансировании раскопок археологических памятников, обречённых на уничтожение в ходе новостроек.

В послевоенные годы и вплоть до середины 1980-х гг. археологические исследования на новостройках проводились во все возрастающих масштабах. В 50-60-е гг. XX в. новые источники, полученные в ходе работ Куйбышевской, Сталинградской, Камской, Боткинской, Волго-Донской, Каховской и других новостроечных экспедиций, удалось оперативно опубликовать. Однако в дальнейшем рост материалов стал накатываться, как "девятый вал": их научная обработка и издание уже не успевали за темпами раскопок. Скорейшая публикация многочисленных полученных данных является одной из актуальнейших задач отечественной археологии на современном этапе.

Масштабы полевых археологических исследований существенно сократились в "эпоху перемен", связанную с распадом Советского Союза. Однако в последние годы в Российской Федерации их объёмы неуклонно нарастают. Модифицируется и организационная структура российской археологической науки.

В 1991 г. произошло разделение Института археологии: его Ленинградское отделение преобразовалось в Институт истории материальной культуры. Ныне, наряду с двумя этими ведущими академическими институтами, базовыми археологическими учреждениями в Российской Федерации являются и такие учреждения Российской академии наук (РАН), как Институт археологии и этнографии в Новосибирске, Институт истории и археологии в Екатеринбурге, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока во Владивостоке, республиканские филиалы РАН и собственно республиканские академии. Археологические исследования, кроме того, осуществляют ведущие музеи страны (Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей и др.), кафедры археологии и археологические лаборатории в МГУ, СПбГУ, в университетах некоторых других городов, а также ряд иных государственных учреждений. Право на проведение раскопок и других археологических исследований на всей территории России предоставляется только государственным организациям. Документация о полевых исследованиях и полученные коллекции передаются на хранение в соответствующие государственные учреждения.

Новой тенденцией современной отечественной (равно как и зарубежной) археологии стала интенсификация изучения памятника, привлечение широкого комплекса естественных наук и их методик с целью получить максимум информации при минимальном разрушении памятника. В связи с этим в последние десятилетия в археологические исследования активно внедряются геоинформационные технологии.

Что же касается дальнейшего развития археологической теории, то с середины 1950-х гг. и по настоящее время в советской и российской археологии помимо этнологического направления сформировалась и развивается целая серия других направлений. "Археологическая история" , или, по образному определению А.В. Арциховского, "история, вооруженная лопатой", рассматривает археологию как отдел исторической науки. Основная цель этого направления - реконструкция прошлого на базе изучения вещественных древностей, которые, как и письменные источники, несут определенную историческую информацию. Вместе с тем "археологическая история" в тесном взаимодействии с лингвистикой исследует и ископаемые письменные источники (например, античные тексты на каменных плитах, надписи на керамических сосудах и монетах, древнерусские берестяные грамоты и т.д.). В "социологической археологии" за основу исследования берется идеализированная социологическая модель древнего общества." Технологическая археология" сосредоточилась на использовании при изучении археологических материалов объективных методов, таких как трасология, металлография, спектральный анализ, радиоуглеродное датирование, геофизика и др. В "экологической археологии" благодаря интеграции естественных и гуманитарных наук древнее общество рассматривается как целостная система, находящаяся в динамическом взаимодействии с окружающей средой. Развиваются и другие направления . Таким образом, советская археологическая наука в послереволюционные годы выросла на фундаменте дореволюционной российской археологии. С середины 1930-х гг. творческая свобода продолжала сдерживаться монополией государственной идеологии, подкрепляемой различными, в том числе и репрессивными, мерами, которым подвергались многие археологи. В послевоенные годы и вплоть до середины 1980-х гг. археологические исследования на новостройках проводились во все возрастающих масштабах

Заключение

Археология представляет собой отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества преимущественно на основе вещественных исторических источников, или археологических памятников в широком смысле слова. К вещественным источникам относятся как конкретные древние предметы, так и конструкции, сооружения, всякие следы и следствия человеческого труда и какой-либо антропогенной деятельности. Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, не отраженных в письменных источниках или в устной информации.

В настоящее время понятие "археология" трактуется неоднозначно. Ряд учёных, в особенности за рубежом, применяет данный термин преимущественно к полевой и камеральной практике - к раскопкам, к описанию и непосредственному анализу вещественных источников. В этом случае отрасль исторической науки, использующая и обобщающая результаты этих работ, именуется доисторией и протоисторией.

Советская археологическая наука в послереволюционные годы выросла на фундаменте дореволюционной российской археологии. С середины 1930-х гг. творческая свобода продолжала сдерживаться монополией государственной идеологии, подкрепляемой различными, в том числе и репрессивными, мерами, которым подвергались многие археологи. В послевоенные годы и вплоть до середины 1980-х гг. археологические исследования на новостройках проводились во все возрастающих масштабах

В настоящее время в российской археологии помимо этнологического направления сформировалась и развивается целая серия других направлений, которые рассматривают археологию как отдел исторической науки. Основная цель этого направления - реконструкция прошлого на базе изучения вещественных древностей, которые, как и письменные источники, несут определенную историческую информацию.

Литература

1.Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. - 608 с.

2.Мартынов А.И. Археология: Учебник. - М.: Высш. шк., 1996. - 415 с.

.Археалогія і нумізматыка Беларусі: Энцыкл. / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: В.В. Гетаў і інш. - Мн.: БелЭн, 1993 - 702 с.

Проблема этногенеза славян . Истоки славянского этногенеза современные исследователи (В.В.Седов О.Н., Трубачева, Русанова И.П.) видят в этноязыковой общности существовавшей в Центральной Европе во II тыс. до н.э. и получившей в трудах европейского исследователя Г. Краэ название древнеевропейской. Из нее со временем вышли кельты, италики, иллирийцы, венеты, германцы, балты и славяне. Как указывает В.В.Седов выводы Г. Краэ нашли авторитетное подтверждение в последующих лингвистических исследованиях.. В своих этногенетических построениях В.В.Седов опираясь и на данные известного отечественного лингвиста О.Н. Трубачева, который пришел к заключению, что носители раннеславянских диалектов или их предки находились в тесных контактах с будущими германцами и италиками, то есть индоевропейцами Центральной Европы.

На археологическом уровне, при поисках истоков славянства многоступенчатый ретроспективный метод подводит к среднеевропейской культурно-исторической общности полей погребальных урн, существовавшей в Центральной Европе (от Рейна на западе до Вислы на востоке) в период от 1250-1200 до 800-600 гг. до н.э. Эта общность восприняла и развила культуру курганных погребений (1500-1250/1200 гг. до н.э.), формирование которой стало результатом крупной миграционной волны одной из групп индоевропейцев.

«На этапе перехода от бронзового века к железному в результате миграций, дифференцио-нальных и неодинаковых экономических процессов из среды древнеевропейской общности около 750 г. формируются кельты (западный гальштат - VIII-V вв. до н.э.), около 700 г. - иллирийцы (восточный гальштат - VII-IV вв. до н.э.), чуть раньше (около 900 г.), в процессе миграции на Апеннинский полуостров (двумя крупными волнами - протолатинской и оско-умбрской) - италики (культуры террамар и вилланова), венеты (культура эсте на северном побережье Адриатики, датируемая 950-183 гг. до н.э.), германцы (ясторфская культура 600-300 гг. до н.э.на Эльбе и в Ютландии) и славяне (культура подклешевых погребений 400-100 гг. до н.э. в междуречье Одера и Вислы). Часть древнеевропейцев проникла в юго-восточную Прибалтику и приняла участие в генезисе балтов. Наоборот, окраинные балты расселились на территории формирования славян и влились в их состав. С точки зрения В.В.Седова культура подклешевых погребений (характерным обрядом было накрывать остатки сожжений крупным сосудом - по-польски "клеш" - опрокинутым вверх дном) соответствует первому этапу развития славянского языка и этноса. Язык славян в это время только что начал самостоятельную жизнь, постепенно вырабатывая собственную структуру и лексику. Лингвистика свидетельствует о контактах славян в это время с западными балтами, германцами и скифами».

Следующий этап истории славян связан с тесными контактами с кельтами. Последние, преодолев двумя волнами Судеты и Карпаты, расселяются на Одере в Силезии, где складывается типичная для кельтов латенская культура, и на Висле в Малопольше, где формируется тынецкая культура, в которой сочетаются кельтские особенности с пшеворскими. Значительное воздействие культуры кельтов фиксируется и далее к северу Висло-Одерского междуречья. В результате культура подклешевых погребений трансформируется в пшеворскую, на первых порах с явной "кельтской окраской". Постепенно славяне - носители пшеворской культуры - ассимилировали кельтов сначала Малопольши, а позднее и Силезии. Кельтский субстрат оказал мощное воздействие на развитие пшеворской культуры, наследие кельтов проявляется в керамическом производстве, металлургии и кузнечном деле, погребальной обрядности, в духовной жизни. В конечном итоге образуются две диалектно-этнографические группы славянства - южная, где в этногенезе славян участвовал кельтский субстрат, и северная, где славяне тесно взаимодействовали с кельтской цивилизацией как соседи.

Именно со временем существования пшеворской культура по времени совпадают первые упоминания славян античными авторами (под именем «венеды», «венеты») датируются I-II вв. н.э. Впервые венеды (славяне) встречаются в энциклопедическом труде "Естественная история", написанном Плинием Старшим (23/24-79 гг. н.э.), затем они упоминаются в сочинении греческого географа и астронома Птолемея "Географическое руководство" (третья четверть II в. н.э.), обозначены они и на римской географической карте III в. н.э., известной в исторической литературе как «Певтингеровы таблицы». По мнению В.В.Седова славянская принадлежность этих этнонимов очень вероятна, а данные источники позволяют локализовать район расселения славян в бассейне Вислы и Одера, где они соседствовали с германскими и западно-балтскими племенами, что подтверждается и данными лигвистики и топонимики. В дальнейшем в позднее римское время, как указывает В.В.Седов славяне расширили свою территорию еще в южном и юго-восточном направлениях. В конце II в. н.э. носители пшеворской культуры Повисленья, перейдя по перевалам Карпатские горы, расселились в северных окраинных регионах среднего Подунавья. Здесь складывается прешовская культура, явно отпочковавшаяся от пшеворской. Еще раньше, во второй половине I в. до н.э., пшеворское население распространилось на верхнем Днестре и в западной части Волыни. В результате смешения этого населения с местным, зафиксированного липицкими и зарубинецкими древностями, здесь формируется особая группа пшеворской культуры - волыно-подольская. Во II-III вв. крупные массы пшеворского населения из Висло-Одерского региона перемещаются в лесостепные районы междуречья Днестра и Днепра, заселенные сарматскими и позднескифскими племенами, принадлежавшими к иранской языковой группе. В III в. к Черному морю двумя потоками продвигаются еще восточногерманские племена - готы и гепиды, представленные вельбарскими древностями. В Северном Причерноморье (от нижнего Дуная до Днепровского лесостепного левобережья) складывается культурное новообразование провинциально-римского облика - полиэтничная черняховская культура.

В разных частях Черняховского ареала имели место неодинаковые этнические процессы. В области территориального смешения славянского населения со скифо-сарматским (лесостепные земли между Днестром и Днепром, наиболее пригодные для земледелия) складывается славяно-иранский симбиоз. В результате процесса постепенной славянизации аборигенов формируется новообразование, известное в исторических источниках как анты - это иранский этноним, унаследованный славянским образованием, пережившим симбиоз со скифо-сарматами. Их памятники составляют подольско-днепровский регион черняховской культуры, в котором проявляются такие элементы домостроительства, погребальной обрядности и лепной глиняной посуды, которые стали весьма характерными для раннесредневековой славянской культуры Днепровско-Днестровского региона.

Как указывает В.В.Седов, к периоду славяно-иранского симбиоза относится целый ряд языковых и культурных элементов, воспринятых или унаследованных юго-восточной частью раннего славянства из иранского мира. Языковое влияние проявляется в материалах лексики, элементах фонетики и грамматики. В результате процесса постепенной славянизации аборигенов формируется новообразование, известное в исторических источниках как анты - это иранский этноним, унаследованный славянским образованием, пережившим симбиоз со скифо-сарматами. Анты неоднократно упоминаются в исторических трудах VI-VII вв. Согласно Иордану, анты заселяли области между Днестром и Днепром. Таким образом, можно полагать, что антское общество в позднеримское время было социально расслоенным и соответствовало зрелым формам военной демократии. Анты создали раннегосударственное образование, во главе которого стоял вождь, возможно, с наследственной властью. Важное значение в развитии и формировании культуры славян на этом этапе имело влияние Римской империи и римских провинциальных традиций. Как указывает исследователь к настоящему времени наукой собрано немало фактов, достаточно надежно свидетельствующих, что на определенном этапе славяне проживали по соседству с римским миром и освоили целый ряд элементов его культуры.

В конце IV в. развитие провинциальноримских культур - пшеворской и черняховской - прервалось нашествием воинственных кочевых племен -гуннов. Северное Причерноморье и области к северу от Карпат были разорены. Перестали функционировать ремесленные центры, снабжавшие своими качественными изделиями население обширного ареала, среди которого значительную часть составляли славяне-земледельцы. Ситуация усугублялась значительным ухудшением климата. Первые века нашей эры в климатическом отношении были весьма благоприятны для жизни и сельскохозяйственной деятельности - основы экономики основной массы славян. И археология ярко свидетельствует о значительном росте народонаселения в то время, заметном увеличении числа поселений и развитии техники земледелия. С конца IV в. в Европе наступило резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие. Отмечался резкий рост увлажненности почвы, что было обусловлено и увеличением осадков, и трансгрессией Балтийского моря. Повысился уровень рек и озер, поднялись грунтовые воды, разрослись болота. Многие поселения римского времени оказались затопленными или подтопленными, а пахотные земли - непригодными для земледелия. Значительные массы населения вынуждены были покинуть Висло-Одерский регион - началась "великая славянская миграция".

Расселение славян на широкой территории привело к дальнейшей культурной и диалектной дифференциации. В южной части ареала пшеворской культуры, там, где в этногенезе славян участвовал кельтский субстрат, складывается пражско-корчакская культура. Начиная с рубежа V-VI вв. ее носители заселяют бассейн верхней и средней Эльбы на западе. Волынь и Припятское Полесье на востоке. В самых северных районах Висло-Одерского бассейна на базе венедской части пшеворской культуры формируется суковско-дзедзицкая, носители которой постепенно распространились в области, примыкающей к Балтийскому морю (от нижней Эльбы до Вислы). Заметно этнографическое различие этих ранне-средневековых образований, проявлявшееся в технике домостроительства, погребальной обрядности и формах лепной керамики и височных украшений (последнее относится к VIII-ХII вв.).

Ответвлением венедской группы являются и славяне, покинувшие Висленский регион и поселившиеся в V-VI вв. в северной части Восточно-Европейской равнины среди местного населения, принадлежавшего к балтской и финно-угорской языковым группам. Началось внутрирегиональ-ное взаимодействие пришлого населения с аборигенами. Этот процесс продолжался несколько столетий и завершился славянизацией балтов и финноязычных жителей. К раннему средневековью в Псковско-Ильменском крае принадлежат культуры псковских длинных курганов (кривичи псковские) и древности узменского типа (словене ильменские), в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье - тушемлинская культура (будущие смоленско-полоцкие кривичи), в междуречье Волги и Клязьмы - мерянская культура.

В лесостепной части междуречья Днестра и Днепра в V в. складывается пеньковская культура. Ее носителями были анты - потомки черняховского населения, которые вскоре расширили свою территорию за счет левобережной части среднего Поднепровья (вплоть до верховьев Северского Донца) и на западе - до нижнего Дуная, где вместе с местным романизированным населением и просочившимися сюда же славянами пражско-корчакской группы сформировали ипотешти-кындештскую культуру. В трудах византийских историков VI-VII вв. имеются фрагментарные известия о жизни и деяниях антов.

Во время погрома черняховской культуры гуннами крупная группа ее земледельческого населения переселилась на среднюю Волгу, принеся туда провинциальноримские пашенные орудия и культурные растения. На территории от Самарской Луки до нижней Камы складывается именьковская культура, последующая история населения которой не оставляет сомнений в принадлежности его к славянскому этносу. Еще в Х в., когда на средней Волге уже доминировали тюркоязычные болгары, Ибн Фадлан, посетивший эти земли в составе посольства Багдадского халифата в 922 г., называет эту страну Сакалиба, а Алмуш - хан Волжской Болгарии - "царем сакалиба". "Ас-сакалиба" - так восточные средневековые историки и географы называли славян.

На среднем Дунае первые славяне появились вместе с гуннами. Более многочисленным был приток славянского населения в эти земли в условиях мощной аварской миграции. Начиная с последних десятилетий VI в. на пространстве от Венского леса и Далмации на западе до Потисья на востоке возникает аварская культура. Ее создателями были не только авары, но и более крупные племена, которые находились в их подчинении или были включены в конгломерат в качестве союзников. Наиболее многочисленную часть населения Аварского каганата составляли славяне.

Самые ранние известия о движении славянского населения на Балканский полуостров датируются первой половиной VI в., но не исключено, что небольшие группы славян еще раньше осели в этом регионе. Он был заселен жителями, пестрыми в этническом отношении (различные иллирийские и дако-фракийские племена, в ряде мест романизированные или эллинизированные), и составлял часть Византийской империи. С 578-581 гг. началось освоение славянами и Греции. Заселение этой обширной территории Юго-Восточной Европы стало результатом широкой инфильтрации славянского земледельческого населения, а также и многочисленных аваро-славянских военных набегов на византийские земли, когда крупные массы славян оседали в завоеванных местностях. Военные вторжения создавали условия для последующего расселения земледельцев. Основные массы славянских переселенцев на Балканский полуостров и Пелопоннес направлялись из Подунайских земель, в меньшей степени из Прикарпатья и Северного Причерноморья.

Схема славянского этногенеза (по В.В.Седову)

Впервые посмотрев фильм про Индиану Джонса, многие из нас посчитали археологию чем-то захватывающим и романтичным, однако позже поняли, что быть археологом – не значит преследовать нацистов или пускаться в рискованные приключения. Тем не менее эта профессия очень интересна. Она подразделяется на множество видов; исследователи, которые проводят раскопки, обычно имеют довольно узкую специализацию.

Для того, чтобы считаться археологическими, раскопки должны проводиться с целью поиска физических следов существования группы цивилизованных людей. Это отличает археологию от других смежных областей, таких, как антропология. Определения этой науки могут варьироваться, но все археологи ищут конкретные предметы, в каком бы фрагментарном состоянии они ни были.

Подводные археологи обследуют глубины океанов в поисках давно затонувших реликвий. Некоторые специализируются на глубоководных морских раскопках, другие занимаются главным образом озерами, реками и прудами. Они могут работать на местах кораблекрушений, но также они изучают города и поселения, затопленные изменчивыми водами Земли. Исследование морского дна может быть как профессией, так и хобби; одни затонувшие корабли уже полностью исследованы и открыты для обычных дайверов, в то время как многие другие – пока еще нет.

Военные археологи методично рассматривают каждый дюйм полей битв, пытаясь найти оружие и доспехи. Кроме этого, они ищут артефакты, по которым можно понять, какова была повседневная жизнь солдат в военных лагерях.

Доисторическая археология изучает первобытные культуры, в частности, те, где еще не было письменности. Напротив, историческая археология охватывает все, что происходило уже после появления письменности. Она также делится на разные группы, включая классическую (Древняя Греция и Рим), египетскую и библейскую. Специалисты в области последней пытаются найти места, упомянутые в Библии, и доказательства библейских событий.

Как ни странно, но существуют и «современные» типы археологии. Гарбологи исследуют то, что люди выбрасывают, и определяют закономерности и изменения привычек цивилизованного общества. Индустриальные археологи изучают в основном промышленный ландшафт и его развитие, а специалисты по городским исследованиям рассматривают эволюцию городов, особенно старых.

Экспериментальная археология – очень практичная область. В ней ученые не только находят и документируют артефакты и прочие исторические находки, но и пытаются соединить друг с другом временные рамки событий, связывающих между собой разные этапы человеческой истории.

Есть также и этноархеология. Эта отрасль изучает культуры, все еще существующие сегодня, но живущие примерно так же, как и много веков назад. Например, это современные кочевые племена, охотники-собиратели и общества, не имеющие доступа ко многим современным удобствам. Затем этноархеологи используют свои результаты для исследования уже исчезнувших культур.

Еще один современный вид археологии – воздушная. Она невероятно увлекательна, но при этом сложна. Те, кто знает, что искать, могут обнаружить с воздуха ранее неоткрытые курганы, строения и даже целые поселения. Ведь сверху можно разглядеть объекты, которые трудно заметить, находясь на земле.

mob_info