Легенды и мифы о янтаре. Балтийское море: красоты северной природы Это место не отпускает

Янтарь – это подлинное сокровище на нашей планете, которое оставило в истории человечества большой и яркий след. И это неслучайно. Минерал безумно древний – начал свой путь ещё в Юрский период и он ровесник динозавров. Люди на протяжении всей истории относились к янтарю с огромным вниманием, поскольку камень не только божественно прекрасен, но и обладает чудодейственными свойствами.
Читайте подробнее: Камень янтарь .

Больше всего сказок и легенд, связанных с солнечным камнем, собрано в народном эпосе стран Балтии – это совсем неудивительно, поскольку именно на живописных балтийских берегах находятся самые большие месторождения янтаря. В прибалтийских странах уже на протяжении многих столетий янтарь называют не иначе, как «золото Балтики».

Красивая латвийская легенда рассказывает о дивной птице Гауйя, хранившей у себя в гнёздышке янтарное ожерелье удивительного свойства.

Волшебное ожерелье из янтаря показывало 7 чудес света. С одной стороны ожерелье показывало потрясающие пейзажи городов дальних стран. С другой стороны можно было любоваться удивительной красотой морей, густыми изумрудными лесами, белоснежными горами. На третьей стороне отражались бескрайние равнины с кристально чистыми реками.

Прознал однажды тосканский король про это чудо-чудное и поручил своему слуге, охотнику Косо, похитить волшебное янтарное ожерелье.

Дивная птица Гауйя обнаружила пропажу и помчалась вслед за вором. Догнав его, она в ярости схватила Косо и швырнула изо всех сил в море. Оказалось, что ожерелье из янтаря тоже упало в морскую пучину и рассыпалось на мельчайшие кусочки. Так, согласно легенде, из каждого янтарного камушка выросло янтарное дерево. Янтарные деревца до сих пор очень тоскуют по дивной птице Гауйе, а их слёзы превращаются в кусочки янтаря и выплывают на морской берег.

Крот и человек в янтарной мастерской

Ещё одна латвийская сказка о янтаре. На этот раз - современная. Подружился как-то малютка крот с человеком. И очень удивился, когда узнал, что у человека нет ни одного янтарного камня. Крот пригласил товарища в свою подземную янтарную мастерскую, в которой творились настоящие чудеса. Работали там мастера по камню, но не простые, а понимающие янтарный язык. Они советовались с каждым кусочком янтаря, как его нужно правильно обрабатывать. Янтарь подсказывал мастеру самую подходящую технику обработки. После увлекательной экскурсии крот подарил человеку кусочек волшебного янтаря невиданной красоты. Когда тот уставал, ему достаточно было лишь взглянуть на солнечный камень, чтобы обрести вновь силы и энергию.


Утончённость и прозрачность янтаря всегда очень сильно волновала древних людей, поэтому в их памяти сохранилось много легенд о янтарных слезах. Существует целая серия потрясающих легенд и мифов о слезах из солнечного янтаря.

Янтарные слёзы богини Юрате


Одна из самых популярных и красивых легенд о янтаре рассказывает о прекрасной богине Юрате – повелительнице нимф. Она жила под водой в глубине моря в волшебном замке из натурального янтаря. Когда солнечные лучи достигали дворца, – он весь светился изумительным солнечным светом. Богине Юрате очень нравилось любоваться морскими пейзажами на закате, и она часто встречала закат солнца на поверхности воды. Однажды её заметили проплывавшие мимо рыбаки. Один из них – Каститис, был молод и красив, как бог. Красота юноши покорила прекрасную богиню, и она без памяти влюбилась в рыбака. Но бог Перкунас, повелитель грома, пришёл в ярость от выбора дочери и обрушил на неё свой отцовский гнев в виде страшных молний, которые погубили молодого рыбака и разрушили янтарный замок Юрате до основания. С тех пор юная богиня оплакивает своего возлюбленного. Её золотистые слёзы превращаются в кусочки волшебного янтаря, который морские волны выносят на берег.

На побережье Балтики в литовском городке Паланга сегодня можно увидеть памятник рыбаку Каститису и морской царевне Юрате.


Слезы индийских птиц

Главный герой этой легенды - красавец Мелеагр, сын древнегреческого царя Ойнея.

Когда Мелеагр родился, его матери Алфее предсказали, что он умрёт, как только в печи догорит полено. Царица тут же выхватила полено из огня и надёжно спрятала. Мальчик рос крепким и здоровым.

И вот однажды Мелеагру пришлось сражаться с чудовищным вепрем. Зверь был настолько могуч, что герой позвал на подмогу своих братьев и друзей. Среди них была красавица Аталанта, с которой у героя были бурные романтические отношения. Когда зверь был повержен, Мелеагр вручил своей возлюбленной главный трофей – шкуру убитого чудища, поскольку считал, что именно стрела Аталанты смертельно ранила зверя. Но его братья были не согласны с ним и отняли у Аталанты трофей. Разъярённый Мелеагр в порыве безумства убил своих братьев. Этого несчастья уже не смогла выдержать их мать Алфея – будучи в сильном гневе на сына, она бросила заветное полено в огонь, и как только оно сгорело – Мелеагр тут же скончался. Алфея раскаялась и покончила с собой. Свидетелями разыгравшейся трагедии стали загадочные индийские птицы, которые оказались в этих краях. Их скорбь была бесконечно глубокой, а слёзы прекрасных птиц превращались в не менее прекрасные кусочки янтаря.

У этого мифа множество самых разных трактовок, как и почти у всех древнегреческих мифов. Печальную историю Мелеагра рассказывал своим современникам древнегреческий драматург Софокл (5 000 лет до н.э.). Также писали об этой легенде Еврипид, Антифонт и другие античные авторы.

Легенда о янтарных слезах Гелиад

Ещё одна прекрасная легенда о янтарных слезах. На этот раз в янтарь превратились слёзы сразу нескольких богинь – родных сестёр бога Фаэтона. Гелиады – так звали трёх сестёр, дочерей бога Гелиоса.


Горделивый Фаэтон долго терпел насмешки и провокации от Эпафа – сына Зевса, который сомневался в его божественном происхождении. «Какой же ты бог, если ни разу не прокатился на солнечной колеснице?» – смеялся злодей Эпаф. Юному Фаэтону давно хотелось оседлать золотых коней и промчаться по небосклону в солнечной колеснице. Но его отец, бог Солнца Гелиос, строго настрого запрещал сыну прикасаться к колеснице, утверждая, что в ней не в силах устоять даже бессмертные боги. Множество раз он предостерегал Фаэтона от опасного и опрометчивого поступка: «…В начале дорога так крута, что крылатые кони едва ее одолевают. Посередине же она идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно спускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей. Если чуть отклонишься влево – можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра. В правую отклонишься, – станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели».

Но дерзкий Эпаф так сильно донимал Фаэтона, что тот не выдержал и в доказательство своего божественного статуса взял без разрешения солнечную колесницу отца! Он управлял ей настолько неумело, что чуть не спалил всю Землю. Чтобы спасти планету и её обитателей и остановить разрушительный вояж неумелого юного бога, Зевсу пришлось наслать на него молнии, а Гелиосу - поразить сына солнечными лучами. В результате Фаэтон погиб и навсегда сгинул в водах реки Эридан. Гелиады долго и горько оплакивали своего любимого брата – ведь это они помогли ему запрячь золотых коней, и не остановили от совершения такой непростительной ошибки. Другие боги Древней Греции, чтобы облегчить страдания богинь, превратили их в тополя. Они плакали молча, роняя в реку прекрасные солнечные слёзы. Слёзы богинь превратились в янтарь божественной красоты, который по сей день люди находят в разных уголках Земли. Об этой красивой легенде в разные века слагали восхитительные поэмы.


Знаменитый древнеримский поэт Овидий Назон об этой легенде писал такие сроки: «Стынет под солнцем янтарь, который прозрачной рекою принят и катится вдаль, в украшение женам латинским».

В русской поэзии, также, остались воспоминания о янтарных слезах Гелиад.

ТРИ ГЕЛИАДЫ
Девы Солнца, Гелиады,
Над зеленым Эриданом,
Мы под пологом багряным
Вечереющей зари,
На могильном на кургане
Слезы льем - нам нет отрады!
Будут в чистом Эридане
Наши слезы - янтари.
Наш отец, на колеснице
Рыжеконной, скрылся, злобен,
Там, где океан подобен
Тяжкой крови черных ран.
Вечер, в дымной багрянице
Край закатный застилает;
Мрачным заревом пылает
Светлоструйный Эридан.
И пылают Солнца гневы,
И не молкнут, Гелиады,
Погребальные напевы
В рае солнечных полей.
С той годины, как - умильной
Пеней - из земли могильной
Трем нам встали три прохлады
Белолистных тополей.
Три сестры под тополями
Мы тоскуем, Гелиады,
Каплют слезы белых сеней,
Застывают в янтари...
Он сгорел - нам нет отрады! -
Скошен он, как цвет весенний!
Мы рыдаем над полями
Умирающей зари!

(Вячеслав Иванов, 1904)

Осколки второго Солнца


По одной старинной легенде, когда-то очень давно, ещё до того, как человек появился на Земле, на небе было целых два Солнца! По разным версиям – одно светило взорвалось, по другой – оба светила однажды столкнулись на небосклоне. В конечном итоге, одно Солнце перестало существовать и рассыпалось на миллионы мелких кусочков. Янтарь – это осколки второго Солнца.

Алатырь-камень – всем камням отец

Чудодейственный магический камень янтарь воспет и в русских народных былинах, заклинаниях и заговорах. В древних источниках он упоминается под именем «камень-алатырь» или «латырь-камень» – что дословно означало латышский камень.

Согласно древним сказаниям, алатырь-камень упал с неба, и люди увидели высеченные на нём законы бога Сварога. Стоял тот священный камень в самом Центре Мира, поэтому в русских преданиях о нём говорили «всем камням отец».

Янтарь - это окаменевшая смола хвойных и некоторых лиственных деревьев. На земле он зародился за несколько десятков миллионов лет до нашей эры. В те далекие времена у Фенно-Скандинавских гор был жаркий климат с густыми субтропическими и хвойными лесами. Бури, ураганы и штормы, налетавшие с Балтийского моря, ломали ветви, валили и вырывали с корнями столетние деревья. В тихие дни под лучами палящего солнца в этом буреломе из деревьев выделялась смола. На месте погибших лесов вырастали новые. Так продолжалось на протяжении нескольких миллионов лет. Смола накапливалась, затвердевала и, смытая морскими прибоями в море, постепенно превращалась в янтарь.

В своем трактате "О слоях земных" М. В. Ломоносов пишет: "Кто таковых ясных доказательств не принимает, тот пусть послушает, что говорят включенные в янтарь насекомые:

И так садились мы на истекавшую из дерев жидкую смолу, которая нас, привязав к себе липкостью, пленила и, беспрестанно изливаясь, покрыла и заключила отовсюду. Потом от землетрясений опустившееся лесное наше место вылившимся морем покрылось".

Балтийские месторождения - крупнейшие в мире. Кроме того, янтарь залегал у берегов некоторых северных рек и морей: встречается он на Печоре, на Южном Сахалине, на Урале и по берегам Днепра, а также в Дании, Польше, Англии, Франции, Германии. В природе янтарь бывает в мелких зернах и в крупных кусках, иногда достигающих нескольких килограммов. Он чрезвычайно легок, хрупок, легко поддается шлифовке и полировке. Некоторые народы приписывают этому камню лечебные свойства. Но верить в исцеление с помощью самоцветов так же нелепо, как и в приносящие счастье талисманы. После сражения при Ватерлоо на многих убитых прусских офицерах находили амулеты из полудрагоценных камней, а сам Наполеон, проигравший сражение, имел на груди талисман - бриллиант в тридцать четыре карата, который все же не избавил его от поражения.

О янтаре также сложено немало легенд. Эти золотистые камни называют то "солнечными бликами, застывшими на дне холодных морей", то "горячими слезами по погибшим героями. Одна из легенд очень близка по своему содержанию к известному древнегреческому мифу об Икаре.

В легенде об янтаре рассказывается о восковом ангелочке, который улетел с рождественской елки в открытую форточку и всю ночь парил над прибалтийскими странами. Увидев, как рыцари Тевтонского ордена глумятся над покоренными ими племенами, ангел заплакал. От его слез, от слез обездоленных вдов и сирот Балтийское море стало соленым. А когда наступило утро, ангел растаял в солнечных лучах Восковые капли, упав в море, превратились в янтарь.

Янтарь-слово русское, но своему звучанию оно близко к литовскому названию этого солнечного камня - гинтарас. Встречается янтарь золотисто-желтого, апельсинового и светло-коричневого цвета. Янтарь бывает прозрачный, матовый и просвечивающийся. Последний ценится дороже первых. А самым же дорогим считается янтарь с включенными в него насекомыми.

Интересную историю, связанную с янтарем, рассказывают в Сенегамбии - стране, расположенной в Восточной Африке, между бассейнами рек Гамби и Рио-Качео, неподалеку от Казамансы.

В середине XIX века среди людей земли Хабу, мандингов и фулами, появился бледнолицый человек с волосами цвета сухого бамбука. Этот европеец, не знавший ни местных наречий, ни испанского, ни французского, ни английского языков, продавал туземцам маленьких слоников, буйволов и пятнистых пантер, выточенных из полупрозрачного желтого камня. Узнав о пришельце, вождь мандингов Фута-Джалон пригласил негоцианта в свое полуевропейское жилище, покрытое вместо черепицы позолоченными панцирями морских черепах. Накормив его изысканными блюдами Сенегамбии и угостив хмельным напитком, приготовленным из соков перистых пальм, Фута-Джалон произвел с негоциантом обмен. Вождь мандингов дал бледнолицему купцу четыре слоновых бивня, а в обмен получил гладко отшлифованный кабошон янтаря с включенной в него мухой. По уходе негоцианта Фута-Джалон показал приобретенный им камень жене и шестнадцатилетнему сыну по имени Бартутим.

Последнему настолько понравился камень, что он осмелился попросить его у отца в обмен на золотой чеканный пояс. Фута-Джалон отказался от обмена. Положив янтарь на подоконник, где обычно находились сладости и разгуливали термиты [Белые муравьи], он лег на свою тростниковую циновку и уснул. А когда проснулся, то не обнаружил на подоконнике янтаря. Вождь удивился: ведь в Сенегамбии не существовало ни замков, ни самих дверей, здесь не знали воровства.

Даже сенегальские цыгане-лахобе из Казамансы никогда не брали чужих вещей. Если путешественник терял что-либо, даже золотую монету, то нашедший ее туземец обязательно должен был возвратить находку чужеземцу. Так было в Сенегамбии испокон веков. К тому же во двор вождя мандингов никто не посмел бы войти без позволения хозяина или членов его семьи. Подозрение вождя пало на сына. Фута-Джалон призвал Бартутима и приказал ему положить на место золотистый камешек с включенной в него мухой. Юноша обиделся, взял свое ружье и навсегда покинул отчий дом. Год спустя, накануне месяца ливней, Фута-Джалон, выкапывая во дворе у своего окна арахис, разворотил лопатой муравьиную кучу и обнаружил в ней пропажу. Ворами оказались белые муравьи, унесшие с подоконника в свое жилище янтарь с вкрапленной в него мухой. Вождь мандингов отыскал в джунглях своего сына и дважды поклонился ему, как кланяются люди земли Хабу, допустившие непоправимую ошибку или несправедливость…

Добываемый на берегах Балтийского моря янтарь замечательные мастера прибалтийских стран еще с давних времен шлифовали и использовали для изготовления мундштуков, ожерелий и брошей, а также делали из него фигурки всевозможных забавных зверюшек. Спрос на изделия из янтаря был большой. Зачастую его отыскивали тут же на берегу, но иногда янтарь привозили рыбаки, зацепив куски золотого камня в свои старые сети. Между "янтарных дел мастерами" и "поморами", плававшими на своих утлых суденышках за многие километры от берега в поисках косяков салаки и сельди, издавна велись раздоры: дело в том, что одним нужен был шторм, другие мечтали о штиле. Море нехотя отдавало людям свое сокровище, и гранильщики с затаенной надеждой поглядывали на тяжелые бурые тучи, на пенистые гривастые волны. А когда начинался шторм и море бурлило, как уха в котле, мастера радовались и с улыбками глядели на своих подмастерьев и мальчишек, бегущих навстречу бушевавшим волнам. В такие дни можно было прочесть в местных газетах о том, что "под Палмникеном и Кенигсбергом свирепствовавший целые сутки шторм произвел вдоль берегов страшные опустошения, причем прибоем была выброшена на берег такая масса янтаря, какой местные жители не собирали целыми годами… Во время шторма погибло шесть палмникенских рыбаков. Среди кусков вынесенного на берег солнечного камня обнаружены обломки рыбацкой лодки. Янтарные глыбы, поднятые с морского дна на гребни разбушевавшихся волн, были немыми свидетелями гибели отважных рыбаков".

Но не только ювелирные изделия изготовлялись из солнечного камня-в самом начале XVIII века была создана так называемая янтарная комната. Об этом замечательном художественном произведении написано много интересных статей и книг. При каких же обстоятельствах зародилась сама мысль о создании янтарной комнаты? По-видимому, во все времена и во всех странах были свои Левши, способные "превзойти" иноземных мастеров. Нашелся такой умелец и в Пруссии. Был он уроженцем портового города Гданьска, носил немецкое имя и французскую фамилию - Готфрид Туссо. В своей маленькой полутемной мастерской он с немецкой аккуратностью и тонким французским вкусом вырезал и наклеивал на плоские деревянные ящички квадратики из светлого и темного янтаря. Туссо вручную изготовлял удивительные, не похожие друг на друга в каждом новом комплекте фигуры пешек, слонов и королей,

В те годы Пруссией правил король Фридрих I, любитель всяких европейских новшеств, балов и приемов. Мало заботясь о своей стране и народе, он развлекал себя музыкой и различными играми. Один из приближенных Фридриха преподнес королю янтарные шахматы работы мастера Туссо. Фридриху очень понравились фигуры, в особенности же двухцветная отполированная доска. Он вызвал своего придворного архитектора Андреаса Шлютера и приказал заменить в танцевальном зале дворца Монбижу дубовый паркет янтарными пластинками.

Ваше королевское величество, - робко возразил архитектор, - янтарь весьма непрочен. Не лучше ли изготовить из него специальные панно и украсить ими кабинет в том же дворце?

Король согласился с доводами Шлютера, и архитектор приступил к работе. Он отыскал непревзойденного мастера, изготовил специальные рисунки и предоставил Туссо светлое помещение для шлифовки и подбора оттенков янтарных пластин. Так была воплощена в жизнь идея создания янтарной комнаты.

Работа над десятками художественных панно, сотнями композиций с изображением из разноцветного янтаря сказочных сюжетов и таблиц с выпуклыми, как на камеях, виноградными гроздьями и тонкими полупрозрачными листьями и резными гравюрами, продолжалась около трех лет. Для полноты ансамбля и увеличения масштабов будущей янтарной комнаты из Венеции были привезены массивные овальные зеркала в тяжелых позолоченных рамах. Когда подготовительные работы были закончены, король изменил свое решение и приказал установить янтарные панно со всеми композициями, деталями и зеркалами не во дворце Монбижу, где под облицовку был подготовлен специальный фундамент, а в потсдамском замке королевы,

Так появилась янтарная комната. Это произошло в 1709 году. Король, королева и вся придворная знать безмерно восторгались янтарным кабинетом, созданным Туссо и Шлютером.

А через две недели произошла катастрофа: не выдержав тяжести толстых венецианских зеркал и тяжелых позолоченных рам, янтарные стены рухнули. Часть пластин и зеркал превратилась в осколки, а уцелевшие пан - но и таблицы были сложены в ящики и сданы в военный цейхгауз.

Как у лесковского Левши, так и у янтарных дел мастера Туссо оказалась печальная судьба: обвинив Готфрида в государственной измене, его заключили в крепостной каземат, а Шлютера выслали за пределы Пруссии. Спустя год, по настоянию королевы, янтарные "гобелены" были снова восстановлены в одном из ее кабинетов.

Через несколько лет Фридрих I умер. На прусский престол взошел его сын Фридрих - Вильгельм I. А в конце 1716 года в Берлин прибыл с дружеским визитом Петр I. Осматривая потсдамский дворец, создатель гранильных мельниц и кунсткамер не мог не заинтересоваться янтарной комнатой и со свойственной ему прямолинейностью высказал мысль о том, что он "был бы премного доволен иметь в туманном Санкт-Петербурге сей солнечный кабинет". Фридрих Вильгельм, не знавший как и чем отблагодарить русского царя и великого полководца, разгромившего шведов под Полтавой и в морском Гангутском сражении, полководца, изменившего не только для России, но и для Пруссии соотношения военных сил и коалиций Европейских держав, охотно презентовал Петру I янтарный кабинет. На торжественном обеде Фридрих - Вильгельм и Петр обменялись речами. Русский царь похвалил введенную Фридрихом в прусской армии железную дисциплину, а король говорил о величии России, об исторической роли царя - полководца и о русских воинах - богатырях, причем называл их почему-то не богатырями, а великанами, что вызвало у Петра улыбку.

В тот же день Петр I со своей свитой, в санях с медвежьими полостями, на тройках с валдайскими бубенцами умчался в свою столицу. Это было в январе 1717 года.

Через несколько десятилетий в Петербурге никто уже не помнил, откуда появился в Зимнем дворце "солнечный кабинет".

Некоторое время существовала версия, будто бы "янтарная комната" была подарена прусским королем Фридрихом - Вильгельмом I племяннице Петра I императрице Анне Иоанновне. Если вспомнить, что при ней фактическим правителем России был немец Эрнст Бирон, поддерживающий дружеские отношения с прусским королем, то эта версия казалась убедительной. Но во второй половине XIX века в одном из Санкт-Петербургских архивов было обнаружено письмо Петра I, отправленное из Амстердама на имя П. М. Бестужева - Рюмина. "Когда прислан будет в Мемель из Берлина от графа Александра Головкина кабинет янтарный (который подарил нам Его Королевское Величество прусской) и оный в Мемеле прийми и отправь немедленно через Курляндию на курляндских подводах до Риги с бережением с тем же посланным, который Вам сей указ объявит, и придайте ему до Риги в конвой одного ундер-офицера с несколькими драгунами, також дайте тому посланному в дорогу до Риги на пищу денег, дабы он был доволен, и ежели будет требовать под той кабинет саней, и оные ему дайте". Это послание было написано 17 января 1717 года.

Из тех же архивных ведомостей стало известно о том, что янтарная комната была подарена Петру I Фридрихом - Вильгельмом 1 во время их встречи в Берлине при заключении союза между Россией и Пруссией против Швеции.

Однажды, вспомнив речь Фридриха о русских богатырях - "великанах", царь всея Руси, позднее ставший императором всероссийским, за янтарные дощечки соизволил отправить королю прусскому в июле месяце 1718 года с камер юнкером Толстым презент, состоявший из… 55 солдат гренадерского роста людей, оторванных навсегда по сумасбродной прихоти властелина от родины, от семьи, от полей и лесов русских. Такой ценой были оплачены янтарные дощечки, подаренные Фридрихом Петру I.

После доставки в Петербург янтарная комната первоначально была оборудована в Зимнем дворце, а при перестройке дворца в Царском Селе замечательный зодчий В. В. Растрелли перенес ее туда. Но это не было простым перенесением плиток из одного дворца в другой. Для такой тонкой, ювелирно декоративной мозаики нужны были годы кропотливой, вдумчивой работы, талант и вкус большого художника. Этими качествами и обладал Растрелли, создатель дворцов Строганова, Воронцова, Зимнего и Екатерининского с парком, павильонами и знаменитой янтарной комнатой. Вот как ее описывает знаток итальянских и русских фресок антиквар Фелькерзам:

"Все стены комнаты сплошь облицованы мозаикой из неровных кусочков полированного янтаря… Эта декорация производит одинаково приятное впечатление как при солнечном, так и при искусственном свете. Здесь нет ничего навязчивого, крикливого, все скромно и гармоничное.

Во время Великой Отечественной войны, 17 сентября 1941 года, гитлеровские войска заняли Царское Село и по приказу гауляйтера Эриха Коха янтарный кабинет был демонтирован. С чисто немецкой аккуратностью все плитки были пронумерованы и уложены в деревянные ящики. По его же распоряжению, а возможно и Германа Геринга, "собиравшего", как и Кох, во время войны коллекции картин, ковров и фарфора, янтарная комната была перевезена в город Кенигсберг и помещена в одном из залов королевского замка, где пробыла несколько лет.

Несмотря на стремительное занятие советскими войсками Кенигсберга, где было взято в плен около 50 000 фашистских солдат и офицеров, гитлеровцы все же успели вторично демонтировать янтарный кабинет, находившийся в королевском замке, и ночью вывезти его из города. Тайник, где им удалось спрятать наспех сложенные в ящики таблички янтарной комнаты, отыскать пока не удалось. Можно лишь предполагать, что при поспешном отступлении фашисты опустили этот драгоценный груз в Балтийское море, в то самое море, где янтарь был некогда найден…

Надо полагать, что наши юные следопыты или опытные аквалангисты в недалеком будущем отыщут этот янтарный клад и он снова засверкает в бывшем Царском Селе.

С тех пор, как люди научились использовать янтарь, - а это произошло как минимум 5-6 тысячелетий назад - неоднократно предпринимались попытки разгадать тайну его происхождения.

И в научных трудах, и в произведениях устного народного творчества предлагались версии, по степени фантастичности порой не уступавшие друг другу.

Сейчас-то уже ни у кого не вызывает сомнений, что янтарь - это минерал органического происхождения, принадлежащий к типичным смолам, но далеко не сразу ученые пришли к единому мнению по этому вопросу.

Некоторые исследователи были убеждены, например, что янтарь - это затвердевшая нефть, другие склонны были считать его окаменевшим медом диких пчел. Высказывались также предположения, что это морская пена, застывшая под действием солнечных лучей, продукт жизнедеятельности лесных муравьев, загустевший «солнечный эфир», горное масло, земной тук... И так далее.

Гипотез существовало много, что неудивительно. Янтарь ведь не только на другие самоцветы совершенно не похож, но и сам по себе являл такое разнообразие форм, фактур, структур, размеров, демонстрировал такое богатство оттенков, обладал такими необычными химическими и физическими свойствами, что в прежние времена нередко ставил исследователей в тупик. И в самом деле - что это такое: в огне он горит, как уголь, потрескивая и коптя; при нагревании без доступа воздуха плавится; при трении электризуется; в соленой воде отдельные разновидности янтаря находятся во взвешенном состоянии - плавают. Наощупь камень кажется теплым. Вдобавок внутри некоторых кусочков янтаря можно увидеть самых разных насекомых. Как они туда попали? Ведь янтарь чаще всего встречается на морском берегу, а бабочки и мухи, как известно, в море никогда не водились...

Пока наука занималась поиском истины, кропотливо собирая доказательства, народ быстренько все объяснил чудесным, сверхъестественным образом.

Так всегда бывает: где бессильны разум и логика, появляется простор для творчества, начинает работать воображение. Орган, ведающий фантазией, особенно хорошо развит у детей и у молодых народов.

Поэтому все легенды о янтаре появились на заре цивилизации.

Прежде всего, сверхъестественными свойствами древние народы наделили сам янтарь. У некоторых первобытных племен изделия из янтаря использовались в магических обрядах. Янтарные амулеты носили, чтобы уберечься от болезней, от гибели в сражении. Люди верили, что янтарь «вытягивает» из организма болезнь и «притягивает» удачу - так же, как притягивает мелкие предметы, если его слегка потереть. Считалось, что украшения из янтаря отводят беду, ограждают от дурного глаза, приносят успех в любовных делах, делают человека сильнее и умнее...

Конечно, возможности янтаря здесь сильно преувеличены, но кое-что не отрицается и современной наукой.

Безусловно, янтарь благотворно влияет на нервную систему, его «солнечный» цвет приятен для глаз, а прикосновение к теплой гладкой поверхности не только доставляет удовольствие, но и помогает сосредоточиться, придает уверенность в себе.

Кроме того, говорят, что постоянное ношение украшений из янтаря улучшает самочувствие при заболеваниях щитовидной железы, снимает боль при воспалении суставов, отложениях солей.

А что касается легенд о янтаре, если на них внимательно посмотреть, то среди массы фантастических обстоятельств и подробностей иногда можно обнаружить и зерна истины.

Вот, например, древнегреческий миф о Фаэтоне (дошедший до нас в изложении римского поэта Публия Овидия Назона, родившегося в 43 году до нашей эры) однозначно указывает на растительное происхождение янтаря - задолго до того, как к такому же выводу пришли ученые.

Тема слез присутствует почти во всех легендах о янтаре. Нередко повествуется в них о трагедиях космического масштаба.
На мысль о драматических событиях, связанных с рождением янтаря, очевидно, наталкивала каплевидная форма некоторых кусочков природного камня.

Так, в трагедии Софокла (V век до н. э.) янтарь - это слезы о погибшем герое Мелеагре, ставшем жертвой материнского проклятия.

В литовской легенде о Юрате и Каститисе янтарные слезы проливает морская богиня, оплакивающая своего возлюбленного.

Во всех легендах янтарь - это весточка из прошлого, хранящая в себе некий тайный смысл. Прочесть «послание» пытаются многие - и каждый народ делает это по-своему.

На Руси янтарь назывался «Алатырь» или «латырь-камень». «Бел-горюч камень алатырь», лежащий «на море Окияне, на острове Буяне», упоминается и в народных песнях, и в сказках, и в старинных заговорах. При этом «горючесть» янтаря, то есть способность к горению, подчеркивается как одно из его характерных свойств.

Есть у русского народа и сказка-притча про певучий камень, услышать который способен только человек с чистым сердцем.

А прибалтийская легенда о птице Гауе связывает происхождение янтаря с преступлением, на которое толкнул своего верного слугу жестокий король заморской страны.

Поэтическое восприятие фактов и явлений бытия, мифологизация действительности, присущая древним народам, предшествовала научному познанию мира.

В преображенной, мифологизированной форме устные предания сохранили и пронесли сквозь века информацию о реальных событиях, донесли до нас древнее знание, нередко опережавшее и предвосхищавшее дальнейшие направления научного поиска.

Легенды о янтаре неизменно связаны со слезами и вызывают печаль. Например, легенда о Фаэтоне, сыне Гелиоса и Фетиды. Началось всё с того, что сын Зевса надсмехался над юным Фаэтоном, не веря в то, что он сын великого божества. В слезах и отчаянии пришёл Фаэтон к Гелиосу. Тот подтвердил, что является отцом Фаэтона и в доказательство разрешил просить всё что угодно. Среди всех земных, небесных чудес и соблазнов Фаэтон попросил право управлять огненной колесницей. Долго Гелиос отговаривал сына, рассказывая о тяжком пути, пролегающем высоко над землёй, круто поднимающемся вверх и резко бросающемся вниз, о страшных небесных чудищах и норовистых конях. Фаэтон был непоколебим.

И вот он в колеснице, находится в радостном предвкушении путешествия по небу. Но всё оказалось не так прекрасно, как представлял себе Фаэтон. Лошади, почувствовав слабину в руках наездника, понесли, сбились с пути и хаотично скакали по небу, то поднимаясь выше звёзд, то опускаясь до самой земли. Горели прекрасные города, леса, поля, океаны, реки и озёра вскипали, нимфы разбегались в ужасе, всё живое гибло и страдало. Сам Атлас пошатнулся, грозя уронить небосвод и обрушить небесное царство. Боги взмолились перед Зевсом, опасаясь, что планета снова повергнется в хаос. Зевс потушил пламя, а колесницу и коней Гелиоса разметал по небу. Обгоревший Фаэтон упал с неба на землю и погиб. Его безутешные мать и сёстры долго рыдали над ним, пока боги не превратили их в деревья. И после этого они продолжали ронять тяжёлые слёзы в океан, капли застывали и превращались в прекрасный камень.

А вот литовская легенда. На берегу Балтийского моря жил сильный и красивый рыбак Каститис. Однажды вышел он ловить рыбу. Раз за разом он закидывал сети. Это не понравилось богине Юрате, которая жила в водах этого моря. Она послала русалок к рыбаку с просьбой не портить, не мутить воды. Рассмеялся рыбак и продолжил. Богиня рассердилась и сама приплыла к нему, но покорилась красотой юноши и его песнями. Она нарушила закон, поддалась очарованию человеческого счастья и унесла рыбака с собой на дно. Влюблённые восхищялись друг другом, они поселились в янтарном замке и мир перестал для них существовать, а время остановилось. Только счастье началось, тут же и закончилось.

Об этом узнал верховный бог Перкунас. Он рассердился и решил наказать ослушавшуюся богиню. Он разрушил замок,рыбака убил, а Юрату приковал золотыми цепями к скале над телом убитого Каститиса. Горюющая богиня до сих пор оплакивает свою любовь. Слёзы застывают в воде и превращаются в камень янтарь, а вода выбрасывает на берег осколки замка и капельки слёз.

Печальные истории связаны не с тем, что этот камень вызывает у людей грусть или приносит несчастья. Напротив, радостный жёлтый свет, похожий на солнечный, и тёплая поверхность скорее вызывают добрую улыбку.

Дело в том, что долго его происхождение оставалось загадкой, он удивлял своими особенностями. Внешне напоминает камень, но его свойства были абсолютно другими. Смущали и застывшие в толще камня насекомые. В разные времена были такие теории: застывшая нефть, мёд, морская пена, загустевший солнечный свет, горное масло и прочее, прочее.

Пока учёные строили догадки и предположения, народ сочинял сказки. Удивительно, но простые люди, создавшие легенды благодаря интуиции и фантазии, оказались ближе к разгадке тайны, чем учёные мужи.

Камень янтарь – это действительно слёзы деревьев. Много лет назад по всей земле древние деревья источали смолу. Это защитная реакция на раны, нанесённые непогодой или животными. Живица закупоривала повреждения и гниение не происходило. Слои смолы натекали друг на друга, пленяли прилипших насекомых, травинки, хвою. Накопленные натёки затвердевали на солнце и падали вниз.

Дальнейшую судьбу определяла среда, в которую он попадал: была ли это почва или вода, или болотистая местность. В почве, где достаточное количество кислорода живица темнела, затвердевала, превращаясь в плотный камень. В заболоченных участках смола оставалась более хрупкой, но под воздействием азотистых соединений она приобретала зеленоватый оттенок. Если среда богата железом, то янтарь приобретал красноватый цвет.

Обработанные янтари украшали регалии египетских правителей и европейских королей. В некоторые времена из янтаря вытачивались линзы, которые улучшали зрение состоятельных представителей знати.

Позже люди научились склеивать янтарь. Обработка камня вышла на новый уровень. Из него стали делать шкатулки, вазочки, посуду, часы, инкрустировать трости, посохи, мебель.

Одно из самых замечательных произведений искусства из янтаря – петровский кабинет, полностью отделанный этим солнечным камнем. В Великую Отечественную войну янтарная комната была утеряна. Много лет и сил было потрачено на её поиски, но всё бесполезно.

Физико-химические свойства

Янтарь своими качествами не похож ни на один другой камень, что обусловлено его органическим происхождением.

Свойства янтаря описаны в таблице:

Самой известной областью применения является ювелирное творчество. Из янтаря делают практически все виды украшений: бусы, броши, перстни, ожерелья, подвески, фигурки, шкатулки.

Некондиция и отходы ювелирного янтарного производства: пыль, лом, крошка идут на приготовление янтарных кислот, канифоли и масла. Эти вещества применяются для приготовления парфюмерии, лекарств и лакокрасочной продукции.

Поскольку янтарь практически не проводит электричество, его долго использовали как изолятор, пока на смену не пришёл фторопласт.

Разработка месторождений янтаря

Образование янтаря велось 102 миллиона лет назад. За это время деревья производили живицу, которая попадала в благоприятные для образования камня условия. Получается, что на земле несметные залежи янтаря. Учёные подсчитали, что теоретически можно добывать тысячи тонн в год. Но на практике так не происходит. Янтарь находится глубоко, разработка его будет нерентабельна. Да и сам материал не отличается стабильностью. Высокая температура и давление действуют разрушительно. Нередко океан делает людям подарки, размывая породу и вместе с ней янтарь. Поскольку он легче воды, волны выносят его на берег.

Почти весь мировой янтарь добывают в Прибалтике и на смежных с ней берегах Северного моря. Это жёлтые, иногда с коричневой окраской камни, реже с оттенком зелёного. Это относительно молодой янтарь. Его возраст не превышает 40 миллионов лет. По качеству схож с балтийским янтарь родом с Украины. Его добывают близ Ровно. Раньше даже считали, что они имеют одно происхождение и в Украине он оказался благодаря движению ледников. Но учёные, изучив, насекомых в украинском янтаре, пришли к выводу, что образование шло в той местности, где его находят.

Самые старые янтари находят в Ливане и на Таймыре. Им больше 100 миллиона лет. Интересные по цвету камни находили на Сицилии и Саксонии. Эти экземпляры отличаются насыщенным красным цветом.

Разновидности янтаря

В классификации янтаря есть сложности. Он встречается всех расцветок и при этом бывает прозрачный и непрозрачный, с включениями и без. Минерологи, геологи, коллекционеры, ювелиры – все составляют свою классификацию. А ещё в каждом виде выделяются подвиды и разновидности. Самой распространённой и общепринятой классификацией является деление по месту добычи.

Здесь также есть свои сложности. В разных регионах янтарь образовывался из разных видов древесины и образовывался под воздействием разных факторов. Например, долгое время доминиканские янтари, образованные смолой бобовых деревьев к янтарям не относили, называя копалами. Точку поставили немецкие биохимики, призвав считать янтарём любую окаменелую смолу старше одного миллиона лет.

Итак, янтари делятся на:

  • балтийский;
  • украинский;
  • доминиканский.

Самый многочисленный янтарь из Прибалтики подразделяется на подвиды:

  1. Сукцинит. На его долю приходится 98% добытых в Прибалтике камней. Это смола Pinus succinieferra, вымершего хвойного дерева, родственника сосны. Отвердение шло в бескислордной среде.
  2. Геданит или гнилой янтарь. Происхождение – та же сосна, но условия образования отличались, отсюда отличия внешнего вида. Такой камень имеет грязный землистый цвет со следами окислов.
  3. Стантиенит или чёрный янтарь. Чтобы образовался этот камень, живице надо было попасть в среду, содержащую много железа. Это же привело к его хрупкости. Учитывая это, камень встречается редко или разрушается в процессе добычи.
  4. Глессит. Сукцинит, загрязнённый примесями.

Сукцинит в свою очередь делится на сорта:

  1. Кляр. Прозрачный .
  2. Бастард. Полупрозрачный из-за включений пузырьков воздуха. Напоминает засахарившийся мёд.
  3. Флом. Содержит больше воздуха, чем бастард. На поверхности образуются разводы, напоминающие картины.
  4. Кнокен. Более половины камня составляет воздух. Такая разновидность напоминает слоновую кость.

Последние разновидности встречаются реже, поэтому стоят дороже.

Изделия и цены

Так дорого как сейчас янтарь ценился только в древнем Египте. Тогда это было обусловлено тем, что он долго и сложно доставлялся. Сейчас это маркетинговый ход. Вокруг янтаря раздулась шумиха, слухи, домыслы. В головы людей вкладывается мысль, что без янтаря им не обойтись, а высокая цена – это показатель качества. Он стал невероятно популярным и вместе с тем дорогим. В спрос вмешался и китайский рынок, который может вместить в себя всю мировую добычу янтаря.

В советские временя янтарь был одним их самых доступных украшений. Из него делали поделки, фигурки, почти у каждой красавицы были тяжёлые янтарные бусы, перстень, серьги и брошь. Это советское богатство ценится и сейчас. Его готовы покупать за баснословные деньги. С 2000 до 2010 годов цены на янтарь выросли на 900%. Дешеветь он не собирается.

Это не значит, что изделия с янтарём невозможно купить простому рабочему человеку. Цена зависит от оправы, способа обработки, качества камня. Бусы из галтовки стоят примерно 60$. Бусы из полированных шариков дороже – от 200$, поскольку на полировку ушло больше камня, больше получилось отходов, и качество сырья было выше.

Литые массовые изделия в серебряной оправе штампуются в больших количествах и стоят не дорого. Ручные дизайнерские украшения стоят в два или три раза дороже.

Инклюзы, камни с включениями насекомых или растений, — отдельная тема. Цены на них устанавливаются индивидуально в зависимости от красоты, выразительности и размера включения. Самые интересные образцы расходятся по музеям и частным коллекциям. Рынок переполнен подделками, поэтому стоит много раз подумать перед покупкой.

Магические свойства янтаря

Он не применяется в чёрной магии. Солнце разрушает любое порождение зла и тёмных мыслей. В древности верили, что это излечение от всех болезней. Янтарный .

Главное магическое свойство камня – отводить сглаз и порчу. Аура камня настолько сильна, что человек находится будто под куполом, под который не сможет залететь ни одно дурное слово или мысль.

Чтобы магические свойства не угасали, его надо своевременно подзаряжать под лучами солнца. Не реже раза в месяц ему нужно показывать рассвет.

Ещё одно свойство камня – стабилизировать нервное состояние, очищать мысли и душу от грусти, негатива, лечить от стрессов. Для этого необходимо некоторое время сосредоточенно смотреть на солнце сквозь камень. Эффект будет заметен в течение первых минут.

Считается, что янтарь подойдёт любому знаку зодиака. Действительно, негативного воздействия янтарь не оказывает. Все люди разные и талисман может усиливать или ослаблять черты характера, которые в этом не нуждаются. Лучше, чтобы амулет сам выбрал хозяина. Это будет заметно по еле ощутимым вибрациям воздуха, самочувствие и настроение сразу улучшится после встречи со своим талисманом.

Астрологи уверены, что лучшее сочетание знака зодиака и камня – весы и янтарь. Для лучшей работы амулета необходимо использовать не украшение, а сырец.

Знаку зодиака скорпион тоже лучше взять камень без оправы, лучше всего с инклюзами. , светлые оттенки, водолеям лучше всего использовать ювелирные украшения с множеством мелких камней.

Лечебные свойства

Целебная сила янтаря доказана. В камне содержится янтарная кислота. Она становится участником кислородного обмена, что способствует росту клеток. В древности им чистили зубы, принимали как лекарство от желудочных болей, им заживляли раны.

Жрецы и другие служители культа, воскуривавшие фимиам не болели. Может быть, это проявление святости, божественная сила, снизошедшая на человека, а может действие сожженного янтаря.

Применение янтаря:

  • очищает кожу от прыщей и гнойников;
  • избавляет от лёгочных заболеваний, в том числе астмы;
  • очищает сосуды;
  • предотвращает выкидыш;
  • повышает тонус организма;
  • нормализует работу сердца;
  • восстанавливает нервные связи.

С распространением табака появилась вера в то, что янтарный мундштук нейтрализует никотиновые яды.

Как отличить подделку

Любой дорогой камень подделывают. В случае с янтарём мошенники особенно изобретательны. Но у натурального камня есть ряд свойств, которые безошибочно помогают вычислить фальсификат:

  1. Равномерная окраска говорит об искусственном происхождении. Натуральный имеет переходы цвета.
  2. На ощупь тёплый.
  3. Не имеет большой плотности, поэтому даже крупные изделия весят немного.
  4. Ногтем натуральный янтарь процарапать невозможно, но ножом или иглой это получится сделать. На месте повреждения образуются сколы и крошки.
  5. После трения притягивает шерстинки и мелкие бумажки.
  6. При небольшом нагревании пахнет смолой.
  7. Горит с образованием чёрного дыма.
  8. Устойчив к спирту и эфирным маслам.

Янтарь – подарок природы, . Он красив и благодаря своим особенностям может стать не только украшением, но и лекарством. Его свойства отгонят не только хвори, но и наговоры злых людей.

Застыв при падении. Ударившись об острые скалы на дне, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня.

Легенда о птице ГАУЕ

Легенда о Фаэтоне

Только раз нарушен был заведенный в мире порядок и не выезжал Бог Солнца на небо, чтобы светить людям. Это случилось так. Был сын у Солнца - Гелиоса от Клименты - дочери морской богини Федиты. Имя ему было Фаэтон. Однажды, родственник Фаэтона сын громовержца Зевса Эпаф, насмехаясь над ним, сказал: - Не верю я, что ты - сын лучезарного Гелиоса. Мать твоя говорит неправду. Ты сын простого смертного. Разгневался Фаэтон, краска стыда залила его лицо; он побежал к матери, бросился к ней на грудь и со слезами жаловался на оскорбление. Но мать его, простерши руки к лучезарному Солнцу, воскликнула: - О, сын! Клянусь тебе Гелиосом, который нас видит и слышит, которого и ты сам сейчас видишь, что он - твой отец! Пусть лишит он меня своего света, если я говорю неправду. Пойди сам к нему, дворец его недалеко от нас. Он подтвердит мои слова.

Фаэтон тотчас отправился к своему отцу Гелиосу. Быстро достиг он дворца Гелиоса, сиявшего золотом, серебром и драгоценными камнями. Весь дворец как бы искрился всеми цветами радуги, так дивно украсил его сам Бог Гефест. Фаэтон вошел во дворец и увидел там Гелиоса, сидящего на троне в пурпурной одежде. Но Фаэтон не мог приблизится к лучезарному Богу, его глаза - глаза смертного, не выносили сияния, исходящего от венца Гелиоса. Бог Солнца увидел Фаэтона и спросил его: - Что привело тебя ко мне во дворец, сын мой? - О, свет всего мира, о, отец Гелиос! Только смею ли я называть тебя отцом? - воскликнул Фаэтон. - Дай мне доказательство того, что ты - мой отец. Уничтожь, молю тебя, мое сомнение. Гелиос снял лучезарный венец, подозвал к себе Фаэтона, обнял его и сказал: - Да, ты - мой сын, правду сказала тебе мать твоя Климена. А чтобы ты не сомневался более, проси у меня что хочешь, и, клянусь водами священной реки Стикса, я исполню твою просьбу. Едва сказал Гелиос, как Фаэтон стал просить позволить ему поехать вместо самого Гелиоса в его золотой колеснице.

В ужас пришел лучезарный Бог. - Безумный, что ты просишь! - воскликнул Гелиос. - О, если бы я мог нарушить мою клятву! Ты просишь невозможного, Фаэтон. Ведь это тебе не по силам. Ведь ты же смертный, а разве это дело смертного? Даже и бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. Сам великий Зевс - громовержец не может править ею, а кто же могущественней его! Подумай только: вначале дорога так крута, что даже мои крылатые кони едва взбираются по ней. По середине она идет так высоко над Землей, что даже мной овладевает страх, когда я смотрю вниз на расстилающиеся подо мной моря и земли. В конце же дорога так стремительно опускается к священным берегам Океана, что без моего опытного управления колесница стремглав полетит вниз и разобьется. Ты думаешь, может быть, встретить в пути много прекрасного. Нет, среди опасностей, ужасов и диких зверей идет путь. Узок он; если же ты уклонишься в сторону, то ждут тебя там рога грозного тельца, там грозит тебе лук кентавра, яростный лев, чудовищные скорпионы и рак. Много ужасов на пути по небу. Поверь мне, не хочу я быть причиной твоей гибели. О, если бы ты мог взглядом своим проникнуть мне в сердце и увидеть, как я боюсь за тебя! Посмотри вокруг себя, взгляни на мир, как много в нем прекрасного! Проси все, что хочешь, я ни в чем не откажу тебе, только не проси ты этого. Ведь ты же просишь не награду, а страшное наказание.

Но Фаэтон ничего не хотел слушать; обвив руками шею Гелиоса, он просил исполнить его просьбу. - Хорошо, я исполню твою просьбу. Не беспокойся, я ведь клялся водами Стикса. Ты получишь, что просишь, но я думал, что ты разумнее, - печально ответил Гелиос. Он повел Фаэтона туда, где стояла его колесница. Залюбовался ею Фаэтон: она была вся золотая и сверкала разноцветными каменьями. Привели крылатых коней Гелиоса, накормленных амврозией и нектаром. Запрягли коней в колесницу. Розоперстая Эос открыла врата. Гелиос натер лицо Фаэтону священной мазью, чтобы не опалило его пламя солнечных лучей, и возложил ему на голову сверкающий венец. Со вздохом, полным печали, дает Гелиос последние наставления Фаэтону: - Сын мой, помни мои последние наставления, исполни их, если сможешь. Не гони лошадей, держи как можно тверже вожжи. Сами побегут мои кони. Трудно удержать их. Дорогу же ты ясно увидишь по колеям, они идут через все небо. Не подымайся слишком высоко, чтобы не сжечь небо, но и низко не опускайся, не то ты спалишь землю. Не уклоняйся, помни, ни вправо, ни влево. Путь твой как раз посередине между змеей и жертвенником. Все остальное я поручаю судьбе, на неё одну я надеюсь. Но пора, уже богиня Ночи - Нюкта покинула небо; уже взошла розоперстая Эос. Бери крепче вожжи. Но, может быть, ты изменишь ещё свое решение - ведь оно грозит тебе гибелью. О, дай мне самому светить Земле! Не губи себя! Но Фаэтон быстро вскочил на колесницу и схватил вожжи.

Он радуется, ликует, благодарит отца своего Гелиоса и торопится в путь. Кони бьют копытами, пламя пышет у них из ноздрей, легко подхватывают они колесницу и сквозь туман быстро несутся вперед по крутой дороге на небо. Непривычно легка для коней колесница. Вот кони мчатся уже по небу, они оставляют обычный путь Гелиоса и несутся без дороги, А Фаэтон не знает, где же дорога, не в силах он править конями. Взглянул он с вершины неба на землю и побледнел от страха, так далеко под ним была она. Он уже жалеет, что упросил отца дать ему править его колесницей. Что ему делать? Уже много проехал он, но впереди ещё длинный путь. Не может справиться с конями фаэтон, он не знает их имен, а сдерживать их вожжами нет у него силы. Кругом себя он видит страшных небесных зверей и путается ещё больше. Есть место на небе, где раскинулся чудовищный, грозный скорпион, туда несут Фаэтона кони. Увидал несчастный юноша покрытого темным ядом скорпиона, грозящего ему смертоносным жалом, и, обезумев от страха, выпустил вожжи. Еще быстрее понеслись тогда кони, почуяв свободу. То взвиваются они к самым звездам, то, опустившись, несутся почти над самой землей. Сестра Гелиоса, богиня Луны Селена, с изумлением глядит, как мчатся кони её брата без дороги, никем не управляемые, по небу. Пламя от близко опустившейся колесницы охватывает землю. Гибнут большие, богатые города, гибнут целые племена. Горят горы, покрытые лесом: двуглавый Парнас, тенистый Киферон, Зеленый Геликон, горы Кавказа, Тмол, Ида, Пелион, Осса. Дым заволакивает все кругом; не видит Фаэтон в густом дыму, где он едет. Вода в реках и ручьях закипает. Нимфы плачут и прячутся в ужасе в глубоких гротах. Кипят Евфрат, Оронт, Алфей, Эврот и другие реки. От жара трескается земля, и луч Солнца проникает в темное царство Аида. Моря начинают пересыхать, и страждут от зноя морские божества. Тогда поднялась великая богиня Гея - Земля и громко воскликнула: - О, величайший из богов. Зевс-громовержец! Неужели должна я погибнуть, неужели погибнуть должно царство твоего брата Посейдона, неужели должно погибнуть все живое? Смотри! Атлас едва уже выдерживает тяжесть неба. Ведь небо и дворец богов могут рухнуть. Неужели все вернется в первобытный Хаос? О, спаси от огня то, что ещё осталось!

Зевс услышал мольбу богини Геи, грозно взмахнул он десницей, бросил свою сверкающую молнию и её огнем потушил огонь. Зевс молнией разбил колесницу. Кони Гелиоса разбежались в разные стороны. По всему небу разбросаны осколки колесницы и упряжь коней Гелиоса. А Фаэтон с горящими на голове кудрями пронесся по воздуху, подобно падающей звезде, и упал в волны реки Эридан, вдали от своей родины. Там гесперийские нимфы подняли его тело и придали земле. В глубокой скорби отец Фаэтона Гелиос закрыл свой лик и целый день не появлялся на голубом небе. Только огонь пожара освещал землю. Долго несчастная мать Фаэтона Климена искала тело своего погибшего сына. Наконец, она нашла на берегах Эридана не тело сына, а его гробницу. Горько плакала неутешная мать над гробницей сына, с ней оплакивали погибшего брата и дочери Климены гелиады. Скорбь их была безгранична. Плачущих гелиад великие боги превратили в тополя. Стоят тополя - гелиады, склонились над Эриданом, и падают их слезы - смола в студеную воду. Смола застывает и превращается в прозрачный янтарь… Скорбел о гибели Фаэтона и его друг Кикн . Его печальные крики далеко разносились по берегам Эридана. Видя неутешное горе Кикна, боги превратили его в белоснежного лебедя. С тех пор лебедь Кикн живет в воде, в реках и широких светлых озерах. Он боится огня, погубившего его друга Фаэтона.

Легенда о Юрате

Давно это было, ещё тогда, когда самым главным среди богов был бог Перкунас (Перун), а богиня Юрате жила на дне Балтийского моря в янтарном замке. В небольшой деревне на берегу моря жил красивый и сильный рыбак Каститис. Когда выходил он в море ловить рыбу, красиво очень пел тогда свои песни. И слушала эти песни Юрате. Забрасывал свои сети Каститис прямо над крышей замка Юрате, предупреждала его богиня, но внял он её предостережениям. За смелость, красоту и песни полюбила она простого смертного рыбака и забрала его в свой подводный янтарный замок. Но недолгим было их счастье - узнал Перкунас, что бессмертная Юрате нарушила закон моря, полюбив земного человека. Ударил он своими молниями в замок, разрушил его, а Юрате приказал навечно приковать к его развалинам. Волнам же повелел насмерть укачать Каститиса. С тех пор вечно рыдает по Каститису Юрате и её слезы в виде мелких кусочков янтаря, чистых и светлых, как любовь богини к рыбаку, море, тяжело вздыхая, выбрасывает на берег. А крупные куски янтаря - это обломки разрушенного Перкунасом янтарного замка Юрате.

mob_info