Что такое семинар практикум для педагогов. Практический семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Я — педагог! Направленная визуализация образа «Сад»

«Психологические аспекты педагогического взаимодействия

с участниками учебно - воспитательного процесса»

Категория участников: педагоги

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара

в рамках реализации аспектов работы.

Задачи:

  • повышение психологической компетентности педагогов.

  • формировать умение разрешать трудные конфликтные ситуации,

возникающие при проведении урока;

  • формировать навыки способов разрешения проблемных ситуаций;

  • расширять возможности использования в работе интерактивных форм работы с педагогами, учащимися, родителями (тренинговые занятия).

Место проведения : Учебно - воспитатательный комплекс

Формы и методы работы: мини- тренинг, мозговой штурм, мини - лекция.

Организационный блок.

    Сообщение темы семинара, информирование о целях и задачах семинара – практикума.

1.1 . Приветствие. Упражнение. "Аллитерация имени"

Участники садятся в круг так, чтобы хорошо видеть друг друга. Условия игры: каждый участник придумывает себе прилагательное - положительное качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Ведущий начинает: "Меня зовут интересная Ирина". Второй участник продолжает: "Я представляю вам интересную Ирину, меня зовут ласковая Лена. " Так продолжается до последнего участника, который называет всех.

1.2. Ожидания.

Мы живем в цветном мире. Цвет окружает нас и сопровождает повсюду. Природа очень богата разнообразными красками, и это делает нашу жизнь радостней, мы от нее чего-то ждем. А что вы ожидаете от нашего семинара? Давайте, мы для этого используем белый цвет. Составим букет. И первым цветком в этом букете будет ромашка. Напишите на лепестках ваши ожидания.

1.3. Правила работы в группах.

Как вы знаете, человек хорошо усваивает какую-либо информацию, когда сам активно пропускает ее через себя. Сегодня каждый из вас получает возможность активно участвовать, работая в группах. Давай вспомним правила работы в группе.

    Время регламентировано

    Самостоятельное распределение ролей

    Продукт вашей деятельности презентует 1 человек

Давайте, определим какие еще правила нам необходимо выработать для работы в группе. Обсуждение.

1.4. Упражнение «Мотивация»

Цели : включить участников в совместную групповую деятельность; выявить мотивацию и готовность каждого из участников к продуктивной совместной работе; выявить и поддержать Я- концепцию участников, а также сделать ее достаточно понятной для других; предоставить участникам возможность сравнить уровень своей самооценки с оценкой своих способностей и возможностей окружающими.

Ведущий предлагает каждому из участников нарисовать следующую схему:

1. В середине листа нарисуйте квадрат и впишите в него такие особенности вашей личности, которые вам кажутся важными для работы в этой команде.

2.Вокруг квадрата напишите те личностные качества, которые вы не можете использовать в профессиональной деятельности, потому что, с вашей точки зрения, они не нужны и, более того, являются даже неуместными. На эту процедуру отводится 10 минут.

Обсуждение представленных схем строится вокруг двух центральных вопросов:

    Какими личностными проявлениями надо пожертвовать во время работы?

    Какие свойства личности все же можно интегрировать в профессиональную жизнь?

1.5.Упражнение “Закончи фразу: ученик для меня – это …”.

Участникам дается 2-3 минуты для обдумывания. Свои варианты они записывают на листе и прикрепляют их на доску. Таким образом, в конце упражнения доска “пестрит” вариантами ответов.

    Информационный блок

    1. Информация « Способы выхода из конфликтных ситуаций и пути коррекции агрессивного поведения.

Вед. Агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое- то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему. Агрессивность- это свойство личности, выражающееся в готовности в агрессии.

2.1.2.Мозговой штурм (блиц – опрос). Назвать упражнения по выходу из конфликтных ситуаций и коррекции агрессивного поведения.

Вед. Высокая агрессивность чаще всего является одним из особенностей личности учащегося «девиантного поведения». Какие же причины появления трудных детей, пути коррекции агрессивности и дезадаптации личности?

2.2. Презентация « Работа с детьми девиантного поведения»

2.3. Упражнение “Педагогические ситуации»».

Эта методика позволяет судить о педагогических способнос­тях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описан­ных в ней педагогических ситуаций. Перед началом исследова­ния испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

Участники делятся на группы по два человека. Каждая группа получает от ведущего листок с описанием ситуации, которую нужно проанализировать.

«Перед вами - ряд затруднительных педагогических ситуа­ций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходи­мо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зре­ния наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, бу­дет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».

"Источник" (релаксация)

Сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моём голосе. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Дыхание спокойное и ровное, спокойное и ровное.

Закройте глаза и установите связь со своим источником творчества. Большинство людей видят довольно постоянное место или образ, откуда приходят творческие импульсы. Например, это может быть большой яркий шар, или энергия вверху, на небе, или бурлящий океан... Войдите в контакт с ним, что бы это ни было. Пообщайтесь с ним, проясните любые огорчения, связанные с ним. Выясните, что нужно или желательно. Установите систему, с помощью которой можно будет при необходимости использовать этот источник...

Вы чувствуете, как тело становится лёгким-лёгким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на счёт "три" откройте глаза. Вы полны сил и энергии.

2.5. Упражнение 2. «Как прогнать гнев?»

Каждый участник записывает способы выхода из гнева. Затем объединиться в группы и

выработать общие правила. Обсудить со всеми, выбрать наиболее приемлемые.

2.6. Тест «Умеете ли вы добиваться своего? »

2.7.Упражнение «Самодиагностика»

Пронумеровать качества по степени важности в графах «идеал» и то, чего у тебя больше в графе «я-реальное».

Черты характера

Я-реальное

Практичность

Находчивость

Дружелюбие

Целеустремленность

Усердие

Сильная воля

Работоспособность

Трудолюбие

Организованность

Порядочность

Здоровье

Обсудить, какие чувства вызвало это задание? Какой можно сделать вывод?

Обратная связь

Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.

Цель : обобщить представления педагогов о содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через нетрадиционную форму проведения семинара – практикума в виде игры «КВН».

Задачи:

    Закрепить и обобщить представления педагогов о содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

    Способствовать в игровой форме закреплению представлений педагогов о современных технологиях образовательной работы с детьми дошкольного возраста;

    Способствовать дальнейшему развитию профессионально значимых качеств педагогов (способности быстрого нахождения решений в педагогических ситуациях, творческой импровизации, умение формулировать вопросы, выступать перед аудиторией и пр.) в условиях игры «КВН»;

    Создать положительную атмосферу сотрудничества в коллективе педагогов в процессе решения игровых задач.

Материал:

    Бланк протокола игры (Приложение 1);

    Компьютерная презентация, иллюстрирующая содержание семинара - практикума;

    Разрезные картинки – 3 шт. (каждая делится на количество частей, соответствующих одной третьей части всего коллектива педагогов);

    Три магнитных мольберта с магнитами;

    Раздаточный материал для конкурса «Разминка» (Приложение 2);

    Раздаточный материал для конкурса «Потерянное звено» (Приложение 3);

    Флажки на каждую команду – 3 шт.;

    Фонограммы (минус) детских песен – 12 треков;

    Аудиозаписи с вопросами детей – 6 вариантов;

    Грамоты командам.

Ход семинара – практикума:

(Перед началом мероприятия каждый педагог получает часть разрезной картинки. Все педагоги рассаживаются полукругом. На экране – первый слайд презентации с названием семинара – практикума (см. Рисунок 1)).

Рисунок 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на серьезное мероприятие – семинар – практикум, посвященный теме «ФГОС в дошкольном образовании: от теории к практике». Мы уже неоднократно говорили о ФГОС. Однако я просила вас подготовиться к сегодняшнему мероприятию, еще раз внимательно прочитав данный документ. У вас будет возможность задать появившиеся у вас вопросы чуть позже (если они появились), и мы вместе на них обязательно ответим.

Но построим мы сегодняшнюю работу не совсем обычно, если не сказать – совсем необычно. Предлагаю вам проявить свои знания о ФГОС и подискутировать о том, что до сих пор остается непонятным, в форме игры – знаменитой и веселой игры в КВН – Клуб Веселых и Находчивых! И называться он будет: «Я знаю ФГОС!» Итак, настройтесь на позитивный лад нашей встречи (ведь всё самое серьезное лучше всего познается именно в позитивной атмосфере) и позвольте начать наш КВН «Я знаю ФГОС!».

Итак, Клуб Веселых и Находчивых открывает свои волшебные двери в детском саду № 67, где работают талантливые, умные, находчивые и, несомненно, веселые педагоги.

И конечно, какой КВН без команд? Взгляните на части картинки, одну из которых каждая из вас получила, заходя сегодня в зал. Сейчас мы без труда разделимся на три замечательные команды. За одну минуту вам предстоит объединить ваши части и получить три полноценные картинки. А составив картинку, не расходитесь! Так мы и определим составы наших команд. …

(Педагоги свободно перемещаются по залу, определяют по схожести изображения и составляют свои картинки. Составив картинки, располагаются вокруг собранного изображения. По завершению задания команды рассаживаются на стульях, располагаясь тремя небольшими полукругами (место расположения каждой команды обозначено заранее поставленными мольбертами)).

Превосходно! Пожелаем нашим командам блестяще выступить и покорить своим мастерством и шармом строгое, но справедливое жюри!

Итак, я объявляю жюри… Но постойте! В нашем жюри еще три свободных места! Кто же займет эти места?... Пусть же определит это Его величество Случай (или Фортуна, как кому будет приятнее). Посмотрите под свои стулья: на ножке лишь трех из них (один в каждой команде) находится метка. На чьем стуле обнаружился сей загадочный предмет, тот и становится счастливым членом нашего многоуважаемого жюри. Итак, я прошу занять место в жюри … (называются И.О. )!

А теперь представляю наше высококомпетентное, и от того не менее находчивое и веселое жюри:

    председатель жюри – заведующий нашего ДОУ Е.П. Климова!

    члены жюри:

    … (Ф.И.О.)!

    … (Ф.И.О.)!

    … (Ф.И.О.)!

А мне позвольте взять на себя роль ведущего сегодняшней игры КВН.

Команды созданы, жюри представлено… Все готовы начинать? …

А как же команды – и без названия?! Объявляю первый конкурс – «Приветствие». Команде за три минуты необходимо придумать самое оригинальное название и самый оригинальный способ представить его членам жюри и командам – соперницам! Задание понятно? Время пошло! …

По истечению отведенного времени: Итак, я готова представить вашему вниманию наши команды. Встречайте первую команду! (…вторую!, … третью!) .

(Председатель жюри вписывает названия команд в протокол игры).

Сегодняшняя тема нашего КВН – «Я знаю ФГОС!» Не пугайтесь, мы не будем сдавать экзамен на знание ФГОС. Наша задача сегодня совместными усилиями разобраться в том, что еще остается непонятным, и, конечно, приятно провести время. Первый конкурс уже показал нам, что мы можем за короткое время решить достаточно сложную творческую задачу. А теперь объявляю второй конкурс. Он называется – «Разминка».

Суть конкурса такова. Вам будут предложены части фраз, описывающих принципы организации развивающей среды и примеры реализации этих принципов в практике работы ДОУ. Ваша задача – за две минуты подобрать и расположить эти части (каждая команда на своем мольберте) в таком порядке: название принципа, рядом – его описание, рядом – пример его реализации. Как только будете готовы, поднимайте вверх свой флажок! Т.к. скорость выполнения задания даст вам в каждом конкурсе дополнительное очко! Если вам всё понятно, то по одному представителю от команд прошу подойти за заданием.

Дадим слово нашему жюри: максимальное количество баллов за второй конкурс – 4 балла. (При оценке учитывается: правильность расположения частей + дополнительный балл за скорость подготовки)

Второй конкурс называется «Потерянное звено». Все мы знаем, что современное образование невозможно без использования технологий в работе с детьми. Везде провозглашается технологичность деятельности педагога как залог успешности его труда. И, конечно, не ново понятие «личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка». Именно такое взаимодействие есть один из аспектов современной образовательной среды, требование ФГОС к характеру взаимодействия педагога с детьми как условия создания благоприятной социальной ситуации их развития.

Так вот именно это понятие – «личностно-ориентированное взаимодействие» – легло в основу технологии Ираиды Сергеевны Якиманской, которая выражена в модели личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Вам ведь известна данная технология?...

Вспомните: у этой модели есть ядро, т.е. та самая цель, что достигается при её реализации, и есть «лучи», т.е. пути достижения этой цели. Сейчас каждая команда получит свою модель с лучами. Однако ни в одной из них не заполнена центральная её часть – а именно цель данной технологии. За три минуты вам необходимо дополнить технологическую модель и назвать либо максимально точно определить, как на ваш взгляд, является целью – «ядром» данной технологии. Представители команд, прошу подойти и взять свою модель. ... А теперь приступайте к работе! … И не забывайте про скорость!

Дадим слово жюри: максимальное количество баллов за третий конкурс – 3 балла. (При оценке учитывается: точность формулировки цели (максимальная приближенность к оригиналу), убедительность, доказательность, научная основа объяснений своего видения цели, скорость выполнения задания).

В течение года (на экране отображается исходная модель (см. Рисунок №2) ) мы с вами обязательно подробно еще раз остановимся на данной технологии, т.к. именно она, на мой взгляд, является основой построения современного образовательного процесса в дошкольном учреждении, а также на других технологиях, предлагаемых для работы с детьми дошкольного возраста.

Рисунок 2

Пора немного расслабиться и поучаствовать в следующем конкурсе под названием «Музыкальные загадки». Вам будут предложены фонограммы известных детских песен. Под тем же девизом «быстрее, точнее, увереннее» вам предстоит отгадать название песни и успеть первыми поднять свой флажок. Будьте внимательны – ваши ошибки – это шанс вашим соперникам получить вожделенный балл. Тем более что свой балл команда в этом конкурсе получит за каждую угаданную песню. Готовы? … Поехали! …

Дадим слово жюри: сколько баллов смогла набрать каждая команда? …

(Последовательно включаются фонограммы (минус) известных детских песен. Право ответа получает команда, первой поднявшая свой флажок).

Песни отгадали, отдохнули, а теперь четвертый конкурс, который называется «Ты мне – я тебе». Дети – наши неутомимые почемучки, и каждый педагог должен умело, грамотно, доступно ответить на детские вопросы. Да и взрослые часто задают порой непростые вопросы. Давайте посмотрим, как наши педагоги справятся с непростым заданием.

Сейчас в течение трех минут вам предстоит самим сформулировать любой вопрос для команды – соперницы по теме конкурса, а именно «ФГОС ДО». Этому вам поможет печатный вариант ФГОС, который вы взяли с собой. Кроме того, вы можете сформулировать в виде вопроса то содержание ФГОС, которое остается для вас непонятным – именно сейчас у нас будет возможность вместе подумать и разобраться в хитросплетениях данного нормативного документа.

Далее мы начнем задавать вопросы по кругу по часовой стрелке. Порядок ответа такой же, как в предыдущем конкурсе, а именно под девизом «быстрее, точнее, увереннее». Главное, не бойтесь ответить – ведь вполне может оказаться, что именно вы знаете и можете объяснить другому что-то для него неясное! В конце концов, мы будем разбираться все вместе и найдем эту долгожданную истину.

Но не только ваши вопросы прозвучат в этом конкурсе – каждой команде предстоит ответить и на вопросы наших детей, которые были отобраны в случайном порядке. Итак, если все готовы, мы начинаем! …

Дадим слово жюри: максимальное количество баллов за третий конкурс – 9 баллов. (При оценке вопроса учитывается: четкость формулировки вопроса, соответствие вопроса теме конкурса; при оценке ответа учитывается лаконичность, полнота ответа и научность знаний + дополнительный балл за скорость ответа на каждый вопрос; при оценке ответа на детские вопросы учитывается: грамотность ответа, оригинальность, педагогическая ценность + дополнительный балл за скорость ответа на каждый вопрос).

К сожалению, мы очень часто забываем, что очень эффективным методом в работе с детьми являются юмор и шутка. Они создают атмосферу непринужденности и эмоциональной близости. И сейчас наши команды – участницы покажут свои способности как сценаристы, актеры, юмористы. Подошел черед последнего пятого конкурса – «Творческая мастерская». Каждой команде предстоит максимально гениально доказать, что именно её члены достойны носить звание «Победитель КВН «Я знаю ФГОС!», причем сделать это в оригинальной форме. В течение 10 минут вам необходимо придумать главный девиз педагога – знатока ФГОС, и под любую понравившуюся вам фонограмму из музыкального конкурса (а может и под собственное сопровождение) самым оригинальнейшим образом представить его на суд жюри и зрителей из команд – соперниц. Задание понятно?... Поехали! …

Дадим слово жюри: максимальное количество баллов за третий конкурс – 6 баллов. (При оценке учитывается: полнота раскрытия идеи, отражение в девизе личностно-ориентированных установок педагогов; чувство юмора, творческая презентация, использование дополнительных условий представления, количество участников).

Превосходно! Что ж, это был последний конкурс нашего Клуба веселых и находчивых. Я искренне надеюсь, что этот день принес вам не только возможность еще раз окунуться в Федеральный стандарт дошкольного образования, увидеть его с разных сторон, понять то, что было непонятным, но и почувствовать свою причастность к коллективу, забыть ненадолго свои переживания и проблемы, и окунуться в мир радости от путешествия на прекрасном корабле детства, где все мы плывем рука об руку, и каждый день вместе открываем новые пространства и горизонты.

Пока жюри ведет последний подсчет баллов и определяет итог нашего КВН, я предлагаю вам подвести итог нашей работе. Предлагаю вам устроиться поудобнее и посмотреть на экран.

(Подведение итогов сопровождается сменой слайдов презентации (см. Рисунки 3-10)).

Итак, ФГОС пришел на смену ФГТ, согласно (сменить слайд ) приказу Министерства образования РФ № 1155 от 17.10.2013, вступив в силу с 01 января 2014 года.

Рисунок 3

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к (сменить слайд ):

1) структуре основной образовательной программы (в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему);

2) условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому и иному обеспечению;

3) результатам освоения основной образовательной программы.

Рисунок 4

Обратите внимание, что в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Требования к результатам представлены во ФГОС в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые преемственны с интегративными качествами ребенка (вспоминайте ФГТ). Посмотрите на следующий слайд… (сменить слайд ) Здесь отражена эта преемственность требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы.

Рисунок 5

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры согласно ФГОС не подлежат непосредственной оценке (в виде мониторинга!), и не могут служить основанием для анализа их в процессе аттестации педагогов, качества образования и пр. Именно в связи с этим, пункт «Динамика овладения детьми ООП» был исключен из бланков экспертной оценки при аттестации.

Требования к структуре ООП ДО (см. слайд ) также изменились. Но мы с вами просмотрим сейчас это очень кратко: наличие двух составных частей ООП осталось прежним – обязательная часть и вариативная, однако изменилось соотношение этих частей.

Рисунок 6

Содержание программы (и здесь не делайте, пожалуйста, ошибок!) также изменилось (см. слайд ): в ФГТ было десять образовательных областей, которые объединялись в направления развития ребенка, а во ФГОС это деление изменили – теперь мы говорим только о пяти образовательных областях! Давайте вспомним, какие это области?... (после высказываний педагогов см. слайд )

Рисунок 7

Сама структура представления содержания ООП также значительно изменилась, но на этом нам нет смысла сегодня останавливаться. Важнее другое: изменилось понимание того, на что направлена программа (см. слайд ): в ФГТ ООП была направлена, в том числе, на развитие качеств детей (интеллектуальных, личностных, физических…), а во ФГОС основное направление ООП выражено в создании условий!

Рисунок 8

Сами авторы ФГОС отмечают это основной особенностью ФГОС ДО, его отличием от стандартов начальной и основной школы – то, что это, в первую очередь, стандарт условий! (сменить слайд )

Рисунок 9

Давайте посмотрим на данный слайд. Содержание ООП должно отразить, а деятельность коллектива детского сада обеспечить данные аспекты образовательной среды. Здесь (как и во всем ФГОС) понятие «образовательная среда» не только включает предметно-пространственную среду (посмотрите, она тут только часть общей схемы), но и всё многообразие условий – как материальных, внешних, социальных, так и внутренних, т.е. отношение самого ребенка к окружающей действительности, понимание своего места в социальных отношениях со взрослыми и сверстниками.

Требования к предметно-пространственной развивающей среде (сменить слайд ) – это принципы, на основе которых она должна строиться: мы их рассматривали сегодня.

Рисунок 10

(Вернуть предыдущий слайд ) Характер взаимодействия со взрослым – это ни что иное, как личностно-ориентированное взаимодействие, т.е. та технология, о которой мы сегодня говорили. Взаимоотношения ребенка со сверстниками и его отношение к внешнему миру – это следствие включения его во взаимоотношения с вами как педагогами, включения родителей в общую схему взаимоотношений как также важнейших (если не сказать, – главных) образцов для ребенка, и, конечно, поддержки детского развития и инициативы. Всё это – предмет нашего изучения с вами в текущем и следующем году. Надеюсь, на сегодняшний день вам понятен ФГОС: что он принес, какие изменения, и каких изменений он ждет и от нас с вами.

А сейчас давайте в последний на сегодня раз дадим слово нашему уважаемому жюри с оглашением результатов сначала последнего конкурса, а затем и общего итога игры. …

Оглашение результатов.

Награждение победителей и участников.

Заключительное слово председателя жюри.

При желании – ответное слово педагогов.

Приложение 1

Бланк регистрации оценок жюри КВН «Я знаю ФГОС!»

Оценки членов жюри

Итого:

2.Разминка

правильность расположения частей

полнота ответа при формулировке собственных примеров

Итого за конкурс:

2. Потерянное звено

точность формулировки цели

убедительность, доказательность, научная основа объяснений своего видения цели

скорость выполнения задания

При оценке вопроса:

четкость формулировки вопроса

научное основание и глубина вопроса

При оценке ответа на вопрос соперника:

лаконичность ответа

научность знаний

При оценке ответа на детские вопросы:

грамотность ответа

оригинальность

педагогическая ценность

дополнительный балл за скорость ответа на каждый вопрос

5. Творческая мастерская

полнота раскрытия идеи

отражение в девизе личн.-ориент. установок педагогов

чувство юмора

творческая презентация

использование доп. условий представления

количество участников

Итого за конкурс:

Итого:

Приложение 2

Раздаточный материал к конкурсу «Разминка»

Насыщенность среды содержанием, соответствующим возрастным возможностям детей и содержанию ООП ДО

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в т.ч. техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами. Насыщенность среды обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

В группе для детей старшего дошкольного возраста смежно с уголком природы создана мини-лаборатория, в которую включены материалы для экспериментирования (ёмкости разной формы и объема, измерительные приборы – линейки, гиревые весы, счеты, мерные стаканчики, пробирки из небьющегося материала, различные мерки и метки для произведения относительных измерений и др., природный и бросовый материал для обследования и изучения, лупы и пр.)

Доступность

Обеспечение возможности для всех воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей-инвалидов, действовать во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность

Соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Трансформируемость пространства

Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

После посещения экскурсии в музей пожарной охраны дети стали активно играть в сюжетно-ролевую игру «Пожарная охрана» (мальчики «выезжали» на вызов, «тушили пожар», спасая девочек с куклами и пр.). В связи с устойчивым интересом детей воспитатели решили изменить пространство групповой комнаты: игровой уголок «Транспорт», где располагались машины, в т.ч. служебного назначения (пожарные), перенесли ближе к уголку «Дом», рядом расположили место для сидения и игровые телефоны, рации. В «дом» добавили атрибутов, обозначающих различные электроприборы (утюги, электрочайник, компьютер и пр.). Тем самым объединили сюжетно-ролевые игры в более развернутую игру «Пожарные спешат на помощь», ввели новые роли (диспетчер, фельдшер, спасатель и т.п.), обогатили представление детей о данных профессиях, закрепили в непосредственных игровых ситуациях правила безопасного поведения.

Полифункциональность материалов

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах деятельности.

В группе имеется «чудо – ширма», представляющая собой с одной стороны сенсорное панно (на одном сегменте ширмы стационарно закреплены различные шнуровки, застежки, цветовой круг с возможностью изменения секторов (сектора крепятся к основе с помощью контактной ленты («липучки»), атрибуты для нанизывания бус, крупного бисера и пр.); на другом сегменте – располагается фланелеграф с приложением различных материалов для создания композиций с разнообразной тематикой; следующий сегмент предназначен для ознакомления детей с эмоциональным состоянием людей – включает различные схемы, иллюстрации, которые могут меняться в зависимости от текущих задач). Сама шарма может использоваться как безопасный способ временного разграничения пространства группы, создания уединенного уголка и т.д.

Вариативность

Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

В группе существует традиция: внесение нового элемента всегда сопровождается своеобразным ритуалом «знакомства» – дети вместе с воспитателем рассматривают новую игру (новое оформление развивающего уголка, элементы тематической выставки и т.п.), определяют возможности её использования, правила действия с новой игрой (отбирают соответствующую мнемотаблицу), а также своё к ней отношение (понравилась или нет, чем привлекает и пр.). Такое изменение пространства проводится в группе еженедельно.

(предложите свой пример ):

(предложите свой пример ):

Приложение 3

Технология личностно-ориентированного взаимодействия И.С. Якиманской

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Улыбка»

Южноуральского городского округа

Семинар- практикум для педагогов

«Эффективное взаимодействие

педагога с детьми

в условиях ФГОС ДО»

Подготовил старший воспитатель:

Барышникова О.С.

Южноуральск 2017г.

Цель: определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми.

Задачи:

показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения;

оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;

продемонстрировать и помочь осознать зависимость успешности общения от разных позиций, от умения педагогов понимать, принимать и поддерживать детей;

выработать условия для эффективного общения с детьми.

1. Приветствие участников практикума. Введение в тему практикума. ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний. Что это значит?

По ФГОС дошкольного образования не существует требований о том, что ребёнок должен знать в том или ином возрасте. Слово «должен» вообще обязано исчезнуть из оборота детсадовских работников. Ребёнок теперь никому ничего не должен. Он может только хотеть или не хотеть. Вся его деятельность основана на игре.

На первый план образования выходит познавательно-исследовательская деятельность детей. Об этом говорится во всех разделах документа и подчёркивается, что познавательно-исследовательская деятельность реализуется путём детского экспериментирования и начинается с раннего возраста (песок, вода, тесто и пр.).

С помощью игры малыши познают мир, и вмешиваться в этот процесс взрослые не могут. Направлять – да, помогать, подсказывать – тоже да. Но говорить: «Ребята, заканчиваем игру, моем ручки и садимся заниматься», – теперь нельзя. Ребёнок сядет заниматься, если захочет этого сам. Ищем подходы заинтересовать ребенка в этом.

Воспитатель является первым лицом, от которого ребёнок получает свой социальный опыт. От личностных особенностей воспитателя и его профессионализма во многом зависит, будет ли ребёнку комфортно в группе.

Изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, конечно, имеет свои плюсы. Для развития дошкольника такой способ является наиболее естественным и эффективным. Поэтому остаётся только пожелать воспитателям, чтобы у них всё получалось.

Не учить, а мотивировать!

По требованию ФГОС ДОО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр.

2. Основная часть практикума. Характеристики стилей общения. Модели взаимодействия педагогов с детьми.

Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Педагог единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто и с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу воспитанников. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.

Демократический стиль («возвращающийся бумеранг»). Проявляется в опоре педагога на мнение детского коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого ребенка, оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения – просьба, совет, информация.

Либеральный стиль («плывущий плот»). Педагог старается не вмешиваться в жизнь детского коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.

А сейчас мне хотелось бы провести рефлексию для воспитателей. Я постаралась подобрать сказочных героев и соотнести с моделью поведения педагогов, посмотрите внимательно на слайды, может кто-нибудь себя увидит в этих героях. К какому стилю мы можем их отнести?

    Выполнение практических заданий.

А сейчас переходим к практической части, и мне бы хотелось, чтобы вы на некоторое время поставили себя на место ребенка.

3.1. Упражнение «Кулачки» (работа в парах).

Участникам предлагается задание: любыми способами разжать кулак партнера.

Вопросы для обсуждения: у кого получилось разжать кулак партнера, а у кого нет? Какой способ взаимодействия принес результат?

Обсуждение:

    Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?

    Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

Вывод: важным является доброжелательное отношение, установление обратной связи и т.д.

3.2. Упражнение "Слушание в разных позах". Работа в парах – проигрывание ролей «говорящий» и «слушающий».

Цель: демонстрация эффективности общения в зависимости от разных позиций взаимодействующих.

Описание упражнения . Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй – слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно (например, объяснение как нужно вести себя за столом). Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

Психологический смысл упражнения. Участники убеждаются, что эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависят не только от слушания как такового, но и от взаимного расположения собеседников.

Обсуждение. При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Вывод: эффективным является общение на "одном уровне", "глаза в глаза". Не нарушаем права ребенка, не возвышаемся над ним.

3.3. Упражнение "Встреча на узком мостике». Работа в парах.

Цель: установление условий эффективности общения, зависимости от умения понять, поддержать партнера по общению, выработать совместные действия.

Описание упражнения. Двое участников становятся на проведённой на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идёте навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия.

Кто поставит ногу за её пределами – упадёт в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».

Обс уждение . Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его?

Вывод: любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон, понимании и поддержке друг друга.

3.4. Упражнение «Я- сообщения».

Цель: обучение использованию «Я- сообщения».

« Я- сообщения» - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. « Я- сообщения» редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. “Я- сообщения” предполагает в общении с ребенком позицию “на равных”, вместо позиции “сверху”. В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Мне не нравится, я бы хотела, я думаю это и т. п., т. е. не обвиняя и не критикуя в отличие от «Ты – сообщения» «Ты – сообщение» «Я – сообщение» «авторитета» , носим маску «воспитателя» понимать «Я» закончить «Ты» местоимения : .

Делимся на две команды. Одна команда придумывает «Я- сообщения», вторая – «Ты сообщения».

4. Индивидуальный подход к детям с помощью репрезентативной системы

Все дети разные, поэтому и воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки и не обычные предметы.

Репрезентативная система – это каналы получения и обработки информации из окружающего мира.

Выявление репрезентативной системы помогает педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе воспитательно-образовательной работы, что позволяет вести более эффективную коммуникацию – говорить с ребенком на одном с ним языке. Если педагог сможет донести один и тот же материал в нескольких репрезентативных системах, это значительно облегчит воспитанникам процесс усвоения новой информации и повысит эффективность образовательного процесса.

Первый ребенок – аудиал, он ориентирован на слуховое восприятие информации, ему важно, что он слышит. Второй – кинестетик, воспринимающий мир через ощущения тела: тактильные (прикосновение, температурные, двигательные, обонятельные (запах, вкусовые. Третий – визуал, для него главной является зрительная информация. Среди взрослых еще встречаются дискреты – те, кто перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем. Дискрет встречается нечасто. Человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, потому что у него активно работает логика и ему необходимо всему найти объяснение. Но, несмотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы. Среди дискретов много программистов, шахматистов, ученых и исследователей. От них часто можно услышать: «это нелогично», «анализирую», «выясняю». Поскольку такие люди воспринимают окружающий мир через логику, то и в общении с ними необходимы логические доводы, желательно научно обоснованные. Часто разные модели восприятия сочетаются, но, сталкиваясь с новой информацией, ребенок, как правило, прибегает к наиболее удобной для него, которая называется доминантной, или ведущей модальностью восприятия.

Версии песни «В лесу родилась елочка» в зависимости от типа репрезентативной системы:

    Аудиал-версия: «В лесу мы слышим песенку – то елочка поет. Зимой и летом, громкая, со скрипом ель растет. Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай», мороз играл на дудочке: «Ты, слышь, не замерзай!» Вокруг нее веселую мы песенку поем. Звенит она игрушками – так шумно мы живем!»

    Визуал-версия: «В лесу я вижу елочку. Смотрю – она стоит. Гляжу и вижу: стройная, зеленая, блестит. Метель глядит на елочку, очерченную ясно. Мороз увидел елочку: «На вид она прекрасна!» В широкой перспективе обрисовалась ель. Мелькнула тень лесничего – остался серый пень. И вот она, нарядная, блистает на балу. А дети в ярких шапочках играют на снегу».

    Кинестетик-версия: «В лесу я чую елочку. Растет на ощупь ель. Зимой и летом чувствую, что есть у елки цель. Метель, погладив елочку, укутала снежком. Мороз об елку стукнулся – умчался кувырком. Тяжелою походкою прошел в лесу лесник. Взмахнул лесник топориком – и лес в мгновенье сник. И вот она, пушистая, на праздник к нам пришла и массу теплой радости детишкам принесла».

    Дискрет-версия: «В лесу возникла елочка. В центральной полосе. Функционально стройную, ее ценили все. Порывы ветра снежного вводили елку в транс. Температуры низкие случаются у нас. Прохожий озадаченный случайно проходил – мужчина нашу елочку ножовкою спилил. Теперь она на празднике работает в ДК. И стала популярною нам темой для стиха!»

Характеристики типов репрезентативной системы :

Поскольку дети-аудиалы познают окружающий мир через звуки, они раньше других начинают говорить, имеют большой словарный запас, до мельчайших подробностей помнят, кто, что, где, когда и как сказал; с легкостью запоминают имена и с такой же легкостью забывают лица. Такие малыши любят слушать музыку, аудиозаписи сказок, вести разговоры, что-то обсуждать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать – дети-аудиалы очень общительны. Они могут придумывать различные истории и игры (однако при этом сами не любят участвовать в подвижных играх). В речи они часто употребляют слова: послушайте, слышишь, шумно, тихо. С легкостью запоминают то, что слышат. Однако легко отвлекаются на звуки. Разговаривая с ребенком-аудиалом, полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения необходимых навыков ему можно предложить комментировать то, что он делает.

При восприятии информации дети-визуалы больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро запоминают цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Визуалы ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки). Любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры основаны на взаимодействии глаз и рук. Такие детки предпочтут рассматривать картинки в книжке, а не слушать сказку. Думают они образами, у них бурная фантазия. Для их речи характерно употребление слов «посмотрите», «красивый», «яркий», «вы видели» и проч. Внимание устойчивое, небольшой шум им не мешает. Для ребенка-визуала важно, что на нем надето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки. Девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Воспитывая малыша-визуала, необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив, нет коммуникабельности, физической координации.) В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности и игровых сеансов рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового материала зрительными образами.

Познание мира детьми-кинестетиками происходит с помощью прикосновений, движений. У них хорошо развита моторика, они много двигаются, обычно рано начинают ходить. Такие малыши любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом.

Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками» – любят все трогать, ощупывать. Ничего страшного, что игрушки таких малышей недолговечны – разбирая, они познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом. Очень привязаны к маме, долго не слезают с рук, любят забираться на колени, обниматься. Поэтому таких детей надо чаще ласкать, прижимать к себе, целовать и как можно меньше употреблять любимую большинством родителей фразу «Не трогай!». В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «холодно», «жарко», «мягко», «больно». С трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь. В ходе непосредственно образовательной деятельности или игрового сеанса не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно, таким детям следует давать моторную разрядку.

Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее будет образовательный процесс.

4. Заключительная часть . Подведение итогов, повторение общих выводов по теме.

Общение педагогов с детьми будет эффективным:

Если создана доброжелательная атмосфера и налажена обратная связь;

Общение организовано на одном уровне, «глаза в глаза»;

Стороны общения пытаются понять и поддержать друг друга;

Строится на основе «Я-высказывания».

1. Выслушать надо каждого.

2. Отрицательные оценки давать нельзя. Только положительные. Лучше говорить не «правильно» , а «интересно, хорошо, здорово, любопытно, необычно» .

3. В беседе не навязывать своего мнения ребёнку.

4. Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но аргументируя, доказывая, предлагая, что-то взамен.

5. Ребёнок задал вопрос, в ответ педагог спрашивает , что он сам об этом думает. Тем самым предлагает порассуждать и наводящими вопросами подводит к ответу.

6. Не давать детям готовых ответов, а искать вместе. Используя цепочки вопросов -(Как, Откуда, зачем, для чего, чем можно заменить, чем хорош, чем плох, чем полезен, что делать, где использовать, как быть если).

Игры на развитие творческого мышления, воображения :

«Хорошо-плохо» , «Польза-вред» , «Наоборот» (не только слова, но и явления, «Чем может быть?» (дерево, вода, железо и т. д., «Чем похожи?» , «Чем связаны?» , «Что общего?»(пуговица и розетка, батарея и солнце) .

7. Выражать своё недовольство не ребёнком, а его поступком, действиями.

8. Формулировать свое отношение на происходящее, используя «Я- сообщение» . («Мне не нравится, я бы хотела, я думаю это и т. п., т. е. не обвиняя и не критикуя в отличие от «Ты – сообщения» : «Ты опять разлил суп, Ты делаешь не правильно., Ты намусорил, иди и убери за собой.». В ответ на «Ты – сообщение» ребёнок обижается, защищается, замыкается в себе. «Я – сообщение» даёт возможность стать ближе к взрослому, зная о его эмоциях, впечатлении. Нередко мы закрываемся от детей бронёй «авторитета» , носим маску «воспитателя» , и порой дети даже удивляются, узнав, что взрослые могут что-то чувствовать. В ответ на нашу открытость и искренность они тоже становятся искреннее, начинают понимать : взрослые им доверяют, значит и им тоже можно доверять. Избегать ошибки, начав с «Я» закончить «Ты» : Мне не нравится, что ты такой неряха». Можно использовать безличные предложения, обобщающие слова, неопределённые местоимения : «Меня раздражает, когда дети хнычут» .

Семь заповедей, которыми следует руководствоваться взрослым

при воспитании детей:

1. Нельзя унижать ребёнка.

(этим разрушаем самооценку, дети начинают чувствовать вину за то, что они вообще живут на свете, и с этим чувством вины могут вырасти очень несчастным человеком).

2. Никогда не угрожать ребёнку. «Если не перестанешь, я тебя…» . Этим учим ребёнка бояться и ненавидеть нас .

3. Не следует вымогать обещаний. Это относится к будущему, а ребёнок живет настоящим.

4. Не нужно допекать, опекая. Иначе ребёнок никогда не почувствует, что что-то может сделать сам. Это опять снижает самооценку, приводит к комплексам, приводит к мысли, что можно не напрягаться – и так все за тебя сделают.

5. Неразумно требовать немедленного повиновения. Ребёнок не робот. Ему нужно время, чтобы понять и принять ваше наставление. Начните из далека : «Осталось немного времени до обеда»

6. Нельзя слепо потакать ребёнку и идти у него на поводу. Дети чувствуют, что взрослые не могут настоять на своём, значит у правил нет границ. Чем более конкретны ваши «да» и «нет» , тем ребёнку проще понять чего вы от него хотите.

7. Чтобы достичь понимания, нужно быть последовательным. Если что-то нельзя, то это нельзя во всех случаях. Если в понедельник это было можно, тогда почему в среду уже нельзя. Поэтому «нельзя» должно быть не более 5, только когда это напрямую угрожает жизни и здоровью ребёнка. (Выбегать на проезжую часть, брать горячий чайник и т. п.)

Семинар-практикум

«Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»

Кияйкина Наталья Федоровна

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря» г. Пятигорска

Ставропольского края

Цель: просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми.

Задачи:

1. Продолжать знакомить педагогов со способами конструктивного взаимодействия.

2. Формировать коммуникативные навыки и умения.

3. Создавать условия для личностного роста педагогов и гармонизации отношений в контексте «взрослый - ребенок».

Оборудование: релаксационная музыка, изображение голубя на ватмане, бумажные перья желтого и голубого цвета, клей-карандаш, массажный мяч, анкеты на каждого участника, карандаши, интерактивная доска, наборы для выкладывания картин по методике «Мозарт-развитие».

План.

1. Упражнение-приветствие «Голубь настроения».

2. Нейрогимнастика для мозга «Ухо-нос».

3. Анкетирование педагогов «Методы воздействия с детьми».

4. Игровое упражнение «Вспомним свое детство».

5. Способы эффективного общения.

6. Упражнение «Как поступить?»

7. Выкладывание картин по методике «Мозарт-развитие» на тему: «Общение

педагога с детьми».

8. Рефлексия.

Ход мероприятия:

Звучит релаксационная музыка. Педагоги входят в музыкальный зал и рассаживаются по кругу.

Психолог. Уважаемые, коллеги! Я рада вас приветствовать на очередном семинаре-практикуме. Тема нашей сегодняшней встречи: «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ».

1 . Упражнение-приветствие «Голубь настроения»

Цель: способствовать осмыслению поставленных задач, формировать установку на позитивное сотрудничество.

Психолог . Уважаемые коллеги! Перед вами нарисованный голубь, выберите каждый перышко, которое сейчас соответствует вашему эмоциональному состоянию, приклейте его к голубю. Каждый участник выполняет упражнение.

Вывод: Посмотрите, какой интересный получился «Голубь настроения». Желтый цвет - означает ощущение комфорта, а голубой цвет - означает нечто среднее между комфортом и дискомфортом.

Предлагаю выполнить психологический настрой на активизацию мозговой деятельности и снятия напряжения.

2.Нейрогимнастика «Ухо-нос»

Каждый участник самостоятельно выполняет уже знакомое упражнение «Йоговское дыхание» (на счет 1-4: вдох, задержка дыхания, выдох) 3 раза, а затем самостоятельно выполняет нейрогимнастику: правой рукой дотрагивается до левого уха, а левой рукой до носа, ритмично меняя положения рук.

3. Анкета «Методы воздействия с детьми»

Всем участникам предлагается заполнить анонимную анкету и выполнить самоанализ часто используемых методов воздействия на детей. (Приложение1)

Вывод: Каждый педагог должен стремиться к личностному развитию и формированию умений и навыков по использованию конструктивных методов взаимодействия с детьми.

4.Игровое упражнение «Вспомним свое детство»

Участникам предлагается вспомнить свое детство. Психолог бросает мяч, а педагоги ловят его и отвечают на вопрос.

Вы были послушным ребенком?

Вы с удовольствием посещали детский сад?

Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?

Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?

Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?

Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?

Нравилось ли вам убирать свои игрушки?

Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?

Что из детства вам запомнилось больше всего?

Из полученных ответов можно сделать вывод, что в детстве мы, взрослые, были веселыми, задорными, иногда капризными и непослушными, любознательными, балованными…. Все мы были очень разными… Но мы знали и чувствовали, что рядом с нами всегда добрые и строгие взрослые, внимательные и терпеливые, мудрые, красивые, а главное - ЛЮБЯЩИЕ. Главная потребность ребенка дошкольного возраста, при условии гармоничного развития личности, - это потребность в любви, принятии, понимании и уважении.

Всегда ли это так в реальности?

5.Способы эффективного общения

В повседневном общении у взрослого с ребенком возникает много проблем, стрессов, поэтому для педагога очень важным является приобретение умений и навыков эффективного общения с ребенком.

Вопросы к педагогам:

Что такое способы эффективного общения ? (Ответы педагогов)

Существующие способы эффективного общения, коммуникативные техники, обеспечивающие возможность конструктивного диалога, можно условно разделить на вербальные и невербальные.

Приведем некоторые из них. Педагогам предлагается рассмотреть на интерактивной доске таблицу «Способы эффективного общения».

Первый способ. Активное слушание

Ведущий рассказывает:

Когда ребенок расстроен, обижен или взволнован, то ему можно помочь, активно выслушав его.

Активно слушать - значит возвращать ребенку в беседе то, что он вам рассказал, показывая при этом, что вы уважаете его чувства (в активном слушании важно определить чувства ребенка).

Схема активного слушания такова: ситуация и слова ребенка; чувства ребенка; ответ взрослого.

Например: ребенок - А, Коля меня сильно ударил! (ситуация, слова ребенка). Обида, боль, гнев (чувства ребенка). - Коля тебя ударил и тебе очень больно (ответ взрослого).

Как вы думаете, что почувствовал ребенок после того, как его выслушали?

Практическое упражнение .Участники разыгрывают несколько ситуаций из педагогического опыта (4 ситуации) по схеме активного слушания.

Вывод. Использование педагогом способа активного слушания способствует:

Снижению тревоги и ослаблению переживаний ребенка;

Второй способ. Отражение

Он означает присоединение к ребенку на невербальном уровне (используя позу, жесты, мимику). Этот способ поможет достичь взаимопонимания с ним. То есть, если взрослый взглядом, позой проявляет интерес к детскому обращению, использует «язык эмоций», внимательно слушает, то ребенок поверит и доверится, а если наоборот, то взрослый не получит шанса установить контакт с ребенком.

Практическое упражнение «Мимика педагога».

Участники делятся на две команды.Ведущий озвучивает проблемную ситуацию: «В группе детского сада идет занятие, дети заняты увлекательной игрой. Вдруг раздается сильно шум. Воспитатель оборачивается и…»

Психолог раздает педагогам написанные на листах бумаги предполагаемые реакции взрослого и предлагает одному из участников команды изобразить мимикой реакцию «воспитателя», а участникам другой команды понять мимику и озвучить, то, что хотел сказать «воспитатель».

Перечень реакций «воспитателя»:: удивление («что случилось?»), осуждение («кто это?»), требование («перестаньте»), выжидание («я жду тишину»), гнев («что это такое!»), страдание («когда же это закончится?»).

Вывод. Использование педагогом способа отражения способствует:

Установлению контакта с ребенком;

Повышению у ребенка доверия к педагогу и желание общаться с ним

6. Упражнение «Как же поступить?»

Как часто можно услышать высказывания взрослых: «Ну что у тебя за вид?», «Перестань тут ползать, ты мне мешаешь», «Почему ты опять ленишься, не убираешь за собой игрушки. Меня ждешь?» Таким деструктивным образом многие взрослые предпочитают говорить с ребенком, ругать его, стыдить, используя при этом «ТЫ - ВЫСКАЗЫВАНИЕ».

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Существует такое высказывание: «Если хочешь изменить поведение другого, следует, прежде всего, изменить себя».

Проявляя уважение к чувствам ребенка, в диалоге важно выражать свои потребности и желания. В какой форме мы их высказываем?

Существует техника речевого общения «Я-сообщение» , которая имеет ряд преимуществ перед «Ты-сообщением».

«Я-высказывания» адресуются к ситуации, а не к личности ребенка, и оказываются эффективным средством воздействия на ребенка с целью изменения его поведения.

Пример ситуации: ребенок оставил разбросанные игрушки.

Решение ситуации с использованием «Я-высказывания»: «Когда я вижу разбросанные игрушки, то чувствую недовольство, и мне хочется, чтобы они были убраны».

Ведущий просит проанализировать чувства «взрослого» и «ребенка» при такой модели общения и предлагает педагогам на интерактивной доске схему построения «Я-высказывания»: событие (когда…), ваша реакция (я чувствую…), преобладающее окончание (мне бы хотелось, чтобы..., я была бы рада...).

Практическое упражнение «Я-сообщения»

Психолог предлагает участникам встать в два круга (внешний и внутренний), участники внутреннего круга поворачиваются лицом к участникам внешнего круга, встав, таким образом, парами. Педагоги самостоятельно выстраивают конструктивный диалог по схеме «Я-сообщения».

7.Выкладывание картин по методике «Мозарт-развитие» на тему: «Общение педагога с детьми»

Цель: обобщение полученных знаний, умений, навыков.

Участники выкладывают на игровых полях картины из различных изображений, которые, по их мнению, соответствуют понятиям конструктивного общения с воспитанниками. После завершения деятельности участники представляют свои картины.

Доброе отношение к детям, ласка, принятие, внимание и любовь, - все это то, что ждет ребенок от вас, уважаемые педагоги, всегда. А ваша любовь дает свои плоды. Плоды добра!

Психолог читает стихотворение.

Ребенок - это солнышко, Ребенок - учитель,

Ребенок - это ветер, Ребенок - заслуга,

Ребенок - это главное, Он может стать врагом,

Что есть у нас на свете. А может стать лучшим другом…

Ребенок - забота, Каким же быть ему?

Ребенок - отрада, Ответственность большая

Успехи его и удача - Ложиться на тебя,

Для матери каждой награда! О, взрослый человек!

Ребенок - это волнение, Позволь ему взрослеть

Ребенок - это тревоги. Без спешки, не мешая,

Господь только знает, какие И с радостью в душе

Ждут малыша дороги… Войти в грядущий век.

Смысл этого стихотворения для вас?

8.Рефлексия

Используемая литература

Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. - 379 с.

Болотова Н.П. «Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт-развитие»

Брейн Джим «Гимнастика мозга».

Волков, Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : 1994. - 524с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 238.

Горбушина. О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. СПб.: Питер, 2008.

Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - М., 2003.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995.

Интернет-ресурсы. Сайт института новых технологий

Приложение 1.

Анкета «Методы воздействия с детьми»

Уважаемые, педагоги! Предлагаем анкету для самоанализа. Выберите часто используемые Вами перечисленные в таблице методы воздействия на детей.

Приказ, команда

Предупреждение, угроза

Уговоры, компромисс

Советы, готовые решения

Нотации, поучения

Критика, несогласие, пристыживание

Похвала, одобрение, согласие

Насмешка, обзывание

Анализ поведения, интерпретация

Утешение, поддержка

Допытывание, вопросы

Обращение в шутку

Разделы: Общепедагогические технологии

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (Приложение 1 );
– карточки для игры “Последствия” (Приложение 2 );
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (Приложение 3 );
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

  1. 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
  2. 2. Упражнение “Представление”

  3. Вступительная часть
  4. Теоретическая часть
  5. Практическая часть
  6. 1. Деловая игра
    2. Игра “Проблема на ладошке”
    3. Игра “Последствия”

  7. Рефлексия
  8. Итог семинара

I.

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

“Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

“Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

– Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

  1. Участник сообщает о совершенном действии
  2. (действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

  3. Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я
  4. твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

    Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

    Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

    Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

    Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

  5. Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

– Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если (Приложение 3 ):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

mob_info