Откровения репетитора или еще раз о том, почему мы не в школе. Если ученик приходит к репетитору домой Групповые занятия или частные

Сама я подрабатываю репетитором с 2009-го года. Именно подрабатываю, а не работаю. Я считаю, что, когда репетиторство становится бизнесом, поиск учеников перерастает в погоню за ними, и педагог-предприниматель просто набирает побольше клиентов - неважно, нужны ли им на самом деле дополнительные занятия или нет.

Я сдавала ЕГЭ по русскому языку, литературе, английскому, физике и математике. И ко всем этим предметам я готовилась сама (школа проводила дополнительные - бесплатные - занятия по физике и английскому). Все эти предметы сдала на 80+. Именно поэтому к репетиторам и репетиторству я отношусь критически.

На мой взгляд, у репетиторства есть один огромный минус: репетиторство атрофирует в ученике способность к самоорганизации. Когда каждую неделю к ребёнку приходит человек, который продумывает за него программу, домашние задания, упражнения на уроке, тогда школьнику просто не нужно будет задумываться о распоряжении своим временем. За него это делают другие люди.
Но что происходит потом? Школьник сдаёт ЕГЭ, поступает в вуз, а там его уже никто не будет "пасти". Такой студент не умеет методично готовиться к экзаменам, вовремя читать необходимую литературу, делать задания. И получается, что к первой сессии он подходит с комом долгов. Таким образом репетитор оказывает медвежью услугу своему ученику.

Если у ребёнка нет серьёзных трудностей по предмету, он в состоянии самостоятельно подготовиться к экзаменам. Человек должен учиться ставить цели и расписывать стратегию достижения этих целей. Иначе в жизни после школы ему просто не выжить. Ребёнок должен чувствовать, что именно на нём лежит ответственность за свою успеваемость, за качество усвоения знаний. Репетиторы попросту перебивают в ученике это чувство ответственности. Именно поэтому меня раздражают семьи, где считается, что раз наняли репетитора, то с него теперь и спрос за результаты школьника; что сам факт наличия репетитора является залогом успеха.

Я, когда вижу, что ученик и без меня способен хорошо заниматься, провожу беседу с родителями и объясняю, что репетиторство для них излишне. Но в большинстве случаев они относятся к моим словам с недоверием. С репетитором им спокойнее.
Особенно не люблю я случаи, когда родители нанимают репетитора с целью "помощи с домашними заданиями, с освоением программы". Да почему, собственно, над ребёнком постоянно должен нависать контролирующий человек? Ну не хочет он учить литературу, ну не тянет он на пятёрку по русскому - да и бог с ним! Категорически не понимаю родителей, которые приглашают репетиторов к школьникам 1-8 класса. Зачем в промежуточном звене вообще какое-то натаскивание? Пусть ребёнок учится, как учится: не все же должны быть отличниками!

С другой стороны, бывают случаи, когда дополнительные занятия действительно необходимы. Была у меня девочка с дислексией, второй класс... Мучилась я, мучилась, но в итоге убедила родителей, что им нужен не репетитор по русскому, а квалифицированный логопед. Послушались, слава богу! Потом был ещё мальчик с синдромом дефицита внимания. Тоже сдала его специалисту с психологическим образованием. Потому что, собственно, в русском языке и литературе проблем у него не было. Были ребята на домашнем обучении и экстернате: да, за ними нужен контроль.
Репетитор не помешает во время подготовки к олимпиадам, к дополнительным вступительным испытаниям. Но не больше. Ведь и здесь - в случае, если школьник хочет углубить свои знания по предмету, - он в состоянии самостоятельно добраться до дополнительной информации. Я не хвастаюсь, конечно, но к концу 9-го класса я уже успела освоить всю школьную программу математики и добралась до аналитической геометрии и линейной алгебры. Сама, сама. Просто было очень интересно. Но вот репетитора, который бы подготовил меня к олимпиадам, не было. Поэтому и выдающихся результатов не оказалось.
Так что - мой вывод - репетитор хорош только для решения точечных задач, а в остальном пусть ребёнок сам учится справляться с трудностями, потому что во взрослой жизни никто не будет с ним нянчиться.

РН, возраст: 15 / 21.11.2017

Отклики:

Не переживай ты так! Скорее всего проблема в репетиторе, который не работает над закрепление материала с тобой. Наш мозг так устроен, что нам необходимо многократное повторение одного и того же, в том числе, путем решения практических задач. Так что откажись от его услуг, начни читать учебник сам, смотри бесплатные лекции, сделай карточки с формулами и держи их перед глазами, решай много задач. Даже если у тебя нет способностей к этому предмету, терпение и труд все перетрут и ты сможешь не то что 4 получить, а даже 5. Самое главное не упускай из виду никаких тем, ликвидируй пробелы в знаниях (например, как точно ты знаешь таблицу умножения? Можешь её воспроизводить крайне быстро? Это очень важно). Спокойно и методично иди к своей цели, у тебя все получится. А родители просто стараются тебя мотивировать. Так что не переживай

Марина, возраст: 23 / 21.11.2017

Здравствуй! Первым делом,хочу сказать тебе - Вы очень-очень старательный человек! Это огромный плюс,что Вы в таком юном возрасте стараетесь подтянуть учебу,не забиваете на нее. Весьма похвально и то,что Вы хотите,чтобы родители Вами гордились,не желаете их расстраивать. Вы отличный сын!
Только нужно помнить,что не надо так изводить себя! Чем больше Вы переживаете,тем тяжелее будет учиться. Пожалуйста,постарайтесь успокоиться,я понимаю,это нелегко,но уверена,что Вы справитесь! Ведь стресс совсем не положительно влияет на организм,на мозг. Берегите свое драгоценное здоровье,не позволяйте стрессу разрушать Вас. Помните,знания всегда можно подтянуть,учиться никогда не поздно,а вот здоровье тяжелее поправить.
Огромным плюсом будет,если ты начнешь больше изучать этот предмет сам,углубляя свои знания.
У тебя большой потенциал,ты старательный и целеустремленный - я уверена,что ты все сможешь! Главное,всегда будь спокоен. Желаю тебе большой удачи,я в тебя верю!;)

Римма, возраст: 19 / 21.11.2017

Иван, возраст: 37 / 21.11.2017

Добрый день! Могу сказать на своем опыте: страх, чувство никчемности очень сильно действуют на результат. Опасно все время быть в таком состоянии. У кого не было неудач? Открой любую биографию какого-либо знаменитого человека. Сколько там случаев, когда все шло к победе, но итог был печальным - по независящим от него обстоятельствам.Но люди не унывали и шли дальше. Знаешь, мой знакомый - успешный в банковском деле человек, как-то посчитал, что после университета он отправил более 100 резюме, чтобы устроиться на ту работу, которая была ему нужна! Поэтому не переживай!Этим ты ничего не добьешься. Не доводи себя до болезни! Если ты верующий человек - читай молитвы, это поможет оставаться спокойным. Если нет - успокаивай себя сам, говори, что все будет хорошо. Тебе же не нужна 5, а всего-навсего 4! Удачи!

Светлана, возраст: 38 / 22.11.2017

Здравствуйте. Проанализируйте легче ли вам стал даваться материал после дополнительных занятий, понятнее ли стали темы, может стоит сменить репетитора, от него многое зависит.

Ирина, возраст: 29 / 22.11.2017

Привет!Очень тебе сочувствую. Только не отчаивайся. Если ты умрешь, то точно разочаруешь своих родителей. Они тебя любят независимо от твоих оценок. Естественно, они тебя будут ругать за тройки, это потому что они переживают за тебя, за твое будущее. Ты ещё можешь всё исправить, времени до экзамена еще много)Ты к репетитору ходи,и на все дополнительные, и дома занимайся, тогда у тебя обязательно получится повысить результат) Главное, чтобы у тебя было стремление к этому)Помни, что оценки это не главное в жизни. И экзамены не так страшны, как это может показаться. Не теряй надежды на лучшее) Если тебя эта проблема так беспокоит, то можешь пообщаться с психологом онлайн.И ещё ты можешь попросить помощи у Господа)Бог тебя сотворил прекрасным человеком,Он тебя очень любит и никогда не оставит)Проси Его о помощи почаще и тебе будет становиться легче)Я желаю тебе обретения смысла жизни,побольше терпения и сил,хороших отношений в семье,успехов в учёбе,крепкого здоровья,всегда хорошего настроения,счастья,побольше любви,радости и мира в жизни и всего самого наилучшего!Держись,Бог тебе поможет!Ангела тебе Хранителя!

Анастасия, возраст: 19 / 22.11.2017


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела

Неприятная ситуация, знакомая многим родителям: ребенок начинает отставать по школьной программе и приносит плохие оценки. Что делать? Если совместное решение домашних заданий не меняет картины в дневнике, значит, пробелов в знаниях уже слишком много, и пора обратиться за помощью к репетитору. Но к частным педагогам стоит обращаться не только для того, чтобы подтянуть школьные предметы, подготовить ребенка к олимпиаде или поступлению в престижный вуз. Индивидуальный формат занятий также очень эффективен для развития творческих качеств детей. Иван Иванов, основатель онлайн-сервиса для поиска репетиторов, тренеров и психологов Upstudy.ru , рассказал о преимуществах индивидуальных занятий и напомнил о некоторых подводных камнях такого учебного формата.

Зачем это нужно

Проблему с нехваткой знаний лучше всего «ухватить» в самом начале. Профессиональный преподаватель быстро определит, где у ребенка пробелы и приступит к работе, и вы через пару недель заметите первые результаты: исправленные оценки, успехи на контрольных.

Хороший педагог сумеет установить контакт и подстроиться под особенности ребенка, его темперамент, склад мышления и скорость восприятия новой информации. Такой подход в итоге благоприятно отразится на качестве знаний, школьник станет более уверенным на уроках.

О чем стоит договориться «на берегу»

Нанимая репетитора, убедитесь в его профессионализме: попросите портфолио и рекомендации, соберите отзывы, поинтересуйтесь, по каким материалам он работает. Это абсолютно нормальная практика, лучше проявить в этом вопросе дотошность, чем потом ругать себя за недальновидность.

Вы отлично знаете своего ребенка, и это поможет вам понять, наладится ли у него коммуникация с репетитором. Если есть сомнения, лучше предложить педагогу несколько пробных платных занятий. Если все сложится успешно, ребенок продолжит посещать уроки, если же нет, можно будет разойтись без взаимных претензий.

Ребенку нужно победить в музыкальном конкурсе или написать годовую контрольную на пятерку? Сразу же поставьте перед репетитором конкретную задачу. Зная, каких результатов от него ждут, он сможет правильно выстроить программу занятий. Имеет смысл заранее обговорить и уровень требований. Слишком лояльный подход может разбаловать ребенка, а чрезмерно завышенные ожидания – напрочь отбить у него желание учиться.

Имейте в виду, что репетитор тоже оценивает ребенка, чтобы найти оптимальный формат занятий, и может также согласиться или отказаться сотрудничать. Один из наших репетиторов по математике, Пронькин Руслан Сергеевич , отмечает: «Обязательно необходимо немного понаблюдать за учеником – отметить его склонности, то, как он усваивает информацию, что ему дается проще, а что сложнее. И уже после того, как основные моменты выяснены, можно принимать решение, по какой методике работать с конкретным учеником, чтобы занятия были полезными, интересными и эффективными».

Важный момент – схема оплаты занятий. Понятно, что индивидуальные уроки априори дороже групповых, но их стоимость не должна быть космической. Видя состоятельных родителей, готовых на все ради своего ребенка, недобросовестные репетиторы могут устанавливать цены в несколько раз выше средних. Чтобы не попасться на эту удочку, предварительно наведите справки. Выручить в этом вопросе могут профессиональные биржи репетиторов, на которых размещены сотни анкет с указанием стоимости часа занятий, высчитать среднюю цену будет несложно. Чтобы потом не возникло неприятных ситуаций, сразу договоритесь с педагогом, как будете передавать деньги за уроки: через ребенка, лично или переводить на карту.

Несколько «но»

У индивидуальных уроков масса плюсов, но есть и свои нюансы. Главный из них заключается в том, что, нанимая репетитора, вы фактически создаете для ребенка тепличные условия. Неделя за неделей преподаватель будет методично разбирать каждую тему и помогать в решении всех вопросов. В итоге ребенок может привыкнуть к тому, что информация поступает к нему уже в «разжеванном» виде, и потеряет интерес к самостоятельному изучению. Чтобы этого не произошло, договоритесь с репетитором о том, чтобы он постоянно вовлекал ребенка в диалог и просил его рассуждать вслух. Выводы, к которым люди приходят сами, всегда усваиваются лучше.

Занятия с частным репетитором – немного искусственная ситуация еще и потому, что ребенок общается только с педагогом. В силу своего возраста и образования репетитор будет стараться сглаживать острые углы и в чем-то идти ученику навстречу. Уроки в небольших группах в этом плане более приближены к реальности: возникает здоровая конкуренция, каждый ученик мотивирован на то, чтобы обратить на себя внимание педагога и получить его одобрение.

Групповые занятия или частные?

В подавляющем большинстве случаев индивидуальные уроки более эффективны. Такой формат занятий идеально подходит гиперактивным детям, которые в группе постоянно отвлекались бы на любую мелочь. Репетитор быстро понимает, когда концентрация внимания ребенка меняется, и прямо по ходу урока корректирует задания.

В группе уследить за переменой настроения каждого ученика сложнее, однако списывать такие занятия со счетов не стоит. Более того, в некоторых сферах они просто необходимы, при условии, что в группе не больше 2-4 человек. Речь идет о предметах, на которых приветствуются дискуссии, например, литература, обществознание, история, философия. Так, вполне можно объединиться с 2-3 одноклассниками или друзьями по интересам, и вместе посещать одного репетитора. В таком случае, занятие будет стоить дешевле, а эффект все равно будет достойным. Главное, найти педагога, с котором комфортно работать в таком режиме.

Как оценивать результаты занятий?

Должна прослеживаться положительная динамика: примерно через месяц оценки в дневнике ребенка должны стать лучше, а просьбы помочь с домашним заданием постепенно сойти на нет. Если этого не происходит, значит, репетитору не удалось выполнить свою задачу. Не ждите, пока ситуация наладится сама собой, поговорите с педагогом и выясните причину. Вообще старайтесь хотя бы раз в две недели созваниваться с репетитором и узнавать, как продвигаются дела. По-настоящему заинтересованный в хороших результатах педагог сам охотно вам все расскажет.

Индивидуальные занятия с преподавателем – быстрый, эффективный, но недешевый способ освоить какие-то навыки или подтянуть знания по конкретному предмету. Ищите профессиональных педагогов, ставьте перед ними четкие задачи, не забывайте получать от них обратную связь и обязательно интересуйтесь мнением ребенка, тогда отличные результаты не заставят себя ждать.

Эта статья будет о наболевшем – о том, как не ошибиться с выбором ученика. Скоро 1 сентября, и ученики побегут искать репетиторов, вспомнив, что в этом году они сдают ЕГЭ или освобождается должность на работе, требующая знаний языка. Как отсеять тех, кто сам уйдет после нескольких занятий?

Таких учеников можно распознать:

  1. По объявлению
  2. По звонку
  3. При личной встрече

    По объявлению

Это самый легкий этап, когда при отказе мы тратим минимум усилий.

  1. Все в тексте объявления, что привлекает глаз и не вписывается в рамки обычного запроса .

    Требуется особый подход/Нужен строгий педагог.

    Сразу возникают мысли, что что-то не так с учеником – он скачет на занятии как козлик, не слушает ничего, кроме звуков, исходящих из своего айфона? Видела одного такого, больше не хочется тратить свое и чужое время.

    Нужен не школьный учитель.

    Возникает вопрос: А чем плох школьный? В жизни встречала кучу учителей, не вписывающихся в шаблон пожилой женщины с пучком на голове, которая учит всех грамматико-переводным методом.

    Обязательно наличие стажировок/учебы заграницей/проживания в Оксфорде.

    Особенно странно, когда такие требования предъявляются к репетитору дошкольника. Родитель или ученик хочет “крутого репетитора”, чтобы им хвастаться? Максимум пользы за минимум денег? На такие и подобные заявки не обращаю внимание, скорее всего, это лишняя головная боль.

  2. Если в заказе указано, что продолжительность занятий недолгая : месяц или полгода – для меня тоже повод не соглашаться на заказ. Потом этот период может оказаться еще меньше, а деньги за заказ будут отданы, и ученики, которым отказали, потому что времени свободного не осталось, уже ушли к другим репетиторам.
  3. Подготовка к экзамену за короткий срок . Особенно, если это ЕГЭ, и особенно, если хотят сдать на хороший балл, а в школе у него оценка 4 или хуже. Претензий и ожиданий со стороны родителей будет много, не всем удается объяснить соотношение сложности формата экзамена и реальных возможностей ребенка.

По звонку

Эти проблемы возникают, как правило, когда не вы выбираете ученика, а ученик выбирает вас. Когда по телефону доходим до обсуждения момента “чего хочется от занятий”, можно услышать следующие фразы, которые должны предостеречь:

При личной встрече

Тут мне расставаться с учеником тяжелее всего, потому что мы уже потратили друг на друга время и познакомились лично. Отказывать мне в таких случаях всегда неудобно, но я стараюсь собрать волю в кулак. Мне же потом с ним работать.

  1. Хамство . Чаще всего у школьников или у единственного обожаемого наследника. Просто невоспитанные дети, которых родители не учат разнице взрослый-сверстник. Такие ученики на занятии могут отказаться выполнять какое-то задание, потому что им неинтересно, в середине урока пойти покушать, потому что есть хочется, или писать другу в WhatsAppe. Стараюсь вежливо объяснить родителям, что я привыкла к другому отношению, и советую в повторной заявке писать: “к ребенку нужен особый подход”. Администратору сайта прямо очитываюсь, что работать с трудными детьми не умею, и заказ брать не буду
  2. Незаинтересованность . Тоже чаще всего у школьников, которые ходят на английский, потому что их мама заставила (или у него весь класс дополнительно занимается, не будем же мы хуже других). Если человек не хочет (а особенно подросток, который любит делать все наперекор), даже очень много бисера вряд ли что-то изменит.
  3. Чрезмерная загруженность ученика. Бывают еще школьники, которые ходят на дополнительные танцы-волейбол-музыку-рисунок-китайский, потому что родители растят из них юную звезду. Такие дети обычно на урок приходят с желанием поспать и отдохнуть, а не учиться.
  4. Личная неприязнь . Вроде адекватный на вид персонаж, на занятии все делает, но вот не нравится он тебе, и все. Сказать в лоб “какой-то ты нетакой” неудобно, поэтому объясняю невозможность заниматься внезапными личными обстоятельствами.

Есть, возможно, какие-то проблемы, которые становятся видны только через некоторое время, но я прям серьезных еще не встречала. Если меня не устраивает что-то, говорю с самим учеником, или с его родителями.

Вот этими критериями и пытаюсь руководствоваться при выборе клиентов. Но у меня не всегда получается. Когда я только искала учеников, брала всех, кто попросится, боясь никого потом не найти. Теперь занимаюсь с двумя, с которыми никак не могу расстаться – давно их учу, родители на меня рассчитывают, совесть мучает, хотя, по-хорошему, надо бы. Зато новых теперь беру по правилу “Семь раз отмерь – один отрежь!”.

Каких учеников стоит избегать

mob_info