Функции посольского приказа. Руководители дипломатической службы. Становление и формирование Посольского приказа

Как учреждение Посольский приказ не был велик; в нем в 1594 - 1601гг. числилось, кроме "посольского думного дьяка" и его товарища, тоже дьяка, всего 15 - 17 подьячих, не считая переводчиков и низшего персонала.

В XVII веке Посольский приказ значительно разросся. С 1620 г. при Посольском приказе регулярно переводились и распространялись так называемые летучие листки (или вестовые письма) - донесения о важных международных делах. На их основе появилась первая русская рукописная газета, составлявшаяся для царя и Боярской думы - "Куранты".

Кроме руководства внешней политикой, в его ведении находились также дела, связанные с проживанием в России иностранных купцов и ремесленников, выкупом пленных, он управлял некоторыми городами, заведовал почтой, судом, сбором таможенных и кабацких доходов.

Это дало повод одному из умнейших его начальников - Ордин-Нащокину - сказать с досадой, что нельзя смешивать "великие государственные дела" с "кружечными", т.е. со сбором доходов с кружечных дворов (кабаков).

Во второй половине XVII века Посольскому приказу подчинялись Малороссийский приказ, приказ Великого княжества Литовского, Смоленский приказ. Государства, которыми ведал Посольский приказ, распределялись по повытьям так:

  • 1-е повытье: Папский престол, Священная Римская империя германской нации, Испания, Франция, Англия (и все протокольные вопросы).
  • 2-е повытье: Швеция, Польша, Валахия, Молдавия, Турция, Крым, Голландия, Гамбург, ганзейские города, греки и приезды "греческих властей" (Константинопольский патриарх).
  • 3-е повытье: Дания, Бранденбург, Курляндия (и все дела, относящиеся к ведению технического обеспечения сношений; переводчики, толмачи, драгоманы, переписчики, золотописцы).
  • 4-е повытье: Персия, Армения, Индия, Калмыцкое государство, донские казаки (Донская республика). А также все, что относилось к связи: диппочта и почта в целом, курьеры, гонцы, вестовые, связные, служба обеспечения безопасности дипломатических работников ("расправные дела") и торговое представительство.
  • 5-е повытье: Китай, Бухара, Ургенч (Хива), сибирские калмыки (Чжунгарское государство), Грузия. Также обеспечение экипировки посольских работников и оформление приемов.

Разнообразие и обширность функций Посольского приказа в XVII веке потребовали значительного расширения его штатов. В 1689 г. в Посольском приказе было 53 подьячих, 22 переводчика и 17 толмачей.

В Посольском приказе хранились государственные печати (которые прикладывались к дипломатическим и внутриполитическим актам), а также государственный архив, включавший важнейшую внешнеполитическую и внутриполитическую документацию.

Но всё же центральное место в работе Посольского приказа отводилось дипломатии.

Посольский приказ - один из центральных государственных органов России в середине 16 - начале 18 вв., осуществлявший общее руководство и текущую работу по сношениям с иностранными государствами.

Посольский приказ - один из центральных государственных органов России в середине 16 - начале 18 вв., осуществлявший общее руководство и текущую работу по сношениям с иностранными государствами. Образован в начале 1549 г. в связи с передачей "посольских дел" И. М. Висковатому. Главными функциями Посольского приказа были: отправка русских посольств за границу и приём иностранных посольств, подготовка текстов "наказов" русским послам, соглашений, ведение переговоров, с начала 18 в. - назначение и контроль за действиями постоянных русских дипломатических представителей за границей.

Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России. Кроме того, Посольский приказ занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял рядом территорий на Ю.-В. страны, ведал донскими казаками и служилыми татарами-помещиками центральных уездов. В зависимости от Посольского приказа во 2-й половине 17 в. находились Малороссийский приказ, приказ Великого княжества Литовского, Смоленский приказ.

Коллегия приказа в 17 в. обычно возглавляла Новгородскую четь (см. Чети), а также Владимирскую четверть и Галицкую четверть. В приказе хранились государственные печати (прикладывались к дипломатическим и внутриполитическим актам), государственный архив, включавший важнейшую внешнеполитическую и внутриполитическую документацию. С приказом связано возникновение в 17 в. ряда официальных историко-политических соч. В состав приказа помимо его коллегии (от 2-3 до 5-6 чел.), входили дьяки, подьячие, переводчики и золотописцы. Структурно Посольский приказ делился на повытья по территориально-государственному признаку. В 16-17 вв. Посольский приказ возглавляли виднейшие русские дипломаты - Висковатый, А. Я. и В. Я. Щелкаловы, А. И. Иванов, А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, В. В. Голицын и др.

С образованием в начале 18 в. Посольской канцелярии (сначала походной, затем постоянной в Петербурге) роль Посольского приказа постепенно падает. Упразднён в 1720. Заменен Коллегией иностранных дел.

Лит.: Белокуров С. А., О посольском приказе, М., 1906; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Русском государстве, М., 1961.

В ознаменование 200-летнего юбилея российского Министерства иностранных дел Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 31 октября 2002 г. учрежден профессиональный праздник - День дипломатического работника, который отмечается 10 февраля. Эту дату в отечественной историографии условно принято считать днем образования первого внешнеполитического ведомства России - Посольского приказа.

Точной официальной даты учреждения Посольского приказа нет, поскольку какого-либо специального акта о его создании и функциях не сохранилось. Он был создан из Казенного двора - канцелярии Московского государства, занимавшейся также и внешними сношениями. К середине XVI века внешние связи Московского государства настолько расширились, что возникла настоятельная потребность создания центрального ведомства по иностранным делам.

В 1549 году царь Иван IV приказал "ведать посольское дело" думному дьяку Ивану Михайловичу Висковатому, который за короткое время сумел привести в порядок посольские документы, разобрал и систематизировал обширный царский архив, сильно пострадавший от пожара 1547 года. Впервые при нем появились описи архивных документов, велся учет используемых деловых бумаг. Именно при Висковатом окончательно сформировалась Посольская канцелярия, которую вскоре нарекли приказом.

Вот что говорят документы тех лет, в частности "Краткая выписка о бывших между Польшей и Россиею переписках, войнах и перемирьях", сделанная в Посольском приказе около 1565-1566 годов: "В 57-м году (т. е. в 7057 году "от сотворения мира" или 1549 году) приказано посольское дело Ивана Висковатого, а был еще в подьячих...". В ней также говорится, что 1(10) февраля 1549 года И. Висковатый вместе с дьяком Бакакой Карачаровым и литовским писарем писали на Казенном дворе перемирную грамоту, то есть соглашение о перемирии. Таким образом, дата 1(10) февраля 1549 г. считается наиболее точной датой основания Посольского приказа.

С самого начала Посольский приказ стал центром, куда стекалась информация о всех внешних делах. Здесь расспрашивали приезжих чужестранцев о виденном и услышанном, о событиях, происходивших в мире, о взаимоотношениях монархов и т. д. Сюда поступали отчеты русских послов, содержавшие самые разнообразные сведения о странах, где им приходилось бывать, по которым можно было судить, что представляло интерес для России в тот период. Здесь же готовились и наказы русским послам, отправлявшимся за границу. Только с 1549 по 1559 год Москву посетило 32 посольства из разных стран.

В ведении Посольского приказа находились не только дипломатические дела, но и юридические, касающиеся торговли. В жалованных грамотах иностранным купцам прямо говорилось, что помимо освобождения от пошлин они могли пользоваться привилегией судиться с русскими подданными через Посольский приказ.

В XVII веке рост международного значения Русского государства вызвал существенное расширение функций Посольского приказа. Структурно он делился по территориально-государственному признаку на повытья, то есть своеобразные отделы, которые выполняли те или иные функции. В приказе появились приставы и сторожа. Все служащие приказа приводились к присяге, обещая хранить государственную тайну, не общаться с иностранцами, а при переводах переводить правдиво. Имелись в приказе и золотописцы, то есть те, кто расписывал золотом и красками грамоты, посылавшиеся в иностранные государства (расписывались обычно каймы грамот и начальные слова). На Посольский приказ были возложены общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатическая работа. Кроме того, в Посольском приказе хранились государственные печати и государственный архив.

Если в XVI веке Посольский приказ был главным образом канцелярией по внешним сношениям, исполнявшей решения царя и Боярской думы, то в XVII столетии он превратился в центральное государственное учреждение с широкими полномочиями и значительной самостоятельностью.

С 1667 года во главе Посольского приказа стояли уже не дьяки, а бояре, некоторым из них, например А. Л. Ордину-Нащокину, был присвоен особый титул - "царственныя большия печати и государственных великих посольских дел оберегатель". Среди руководителей Посольского приказа было немало выдающихся русских дипломатов - А. Я. Щелкалов и В. Я. Щелкалов, А. С. Матвеев, В. В. Голицын, Е. И. Украинцев и др.

Главной задачей русской дипломатии того времени были контроль, наблюдение за сношениями с иностранными государствами, присоединение новых территорий и собирание Российской державы. А. Л. Ордин-Нащокин в одном из своих обращений к царю Алексею Михайловичу особо подчеркивал: "В царствующем граде Москве беспорочным людям Посольский приказ, яко зеницу ока, хранить. Потому что это учреждение есть око всей великой России!" Российская дипломатия самым внимательным образом следила за соблюдением "государственного интереса".

Небольшой по численности штат Посольского приказа неустанно поддерживал отношения почти с тремя десятками стран, собирал военную, политическую, экономическую и культурную информацию о странах Европы и Азии. Фактически служащие Приказа заложили основы и принципы российской дипломатии.

Во второй половине XVII века Посольский приказ стал называться Государственным, чем подчеркивалась его особая значимость. При царе Алексее Михайловиче он получил название Государственного приказа посольской печати. С 80-х годов XVII века он именовался иногда Государственной посольской канцелярией, которая впоследствии, при Петре I, трансформировалась в Посольскую походную канцелярию, а затем в 1720 году в Коллегию иностранных дел.


Подготовлено на основе статьиА. Ю. ГУСЕВОЙ ,
третий секретарь ИДД

Жизненный путь и карьера начальников Посольского приказа весьма переменчивы и драматичны. В первую очередь обращается внимание на кратковременность их службы. В Смутное время только за период с 1601 по 1613 гг. смена начальников Посольского приказа произошла четырежды. Во главе дипломатического ведомства поочередно стояли Афанасий Иванович Власьев (1601-1605), Иван Тарасьевич Грамотин (1605-1606), Василий Григорьевич Телепнев (1606-1611), вновь И.Т.Грамотин (1610-1611), а затем Петр Алексеевич Третьяков (1613-1618). Каждый из них занимал пост от одного до пяти лет.

С утверждением на престоле династии Романовых положение стабилизировалось. А.Иванов пребывал во главе дипломатической службы 14 лет, А.Л.Ордин-Нащокин имел почти 30-летний стаж посольской службы, но пробыл начальником всего четыре года, его преемник А.С.Матвеев служил во дворце с 13 лет, был назначен главой Посольского приказа в 46 лет, но оставался начальником только пять лет. В.В.Голицын свою карьеру начал в 15 лет с чина стольника, и уже будучи видным государственным деятелем, в 39 лет стал «царственные большие печати и государственных великих посольских дел сберегателем», однако занимал этот пост всего семь лет. Один из последних начальников Посольского приказа Е.И.Украинцев первые дипломатические поручения стал исполнять в 21 год, высшей ступени дипломатической карьеры достиг лишь к 48 годам и оставался начальником Посольского приказа 10 лет. Для сравнения можно сказать, что в XVI столетии И.М.Висковатый возглавлял приказ 13 лет, А.Васильев (Игнатьев) - 8 лет, А.Я.Щелкалов - 24 года.

Большинство начальников (судей) Посольского приказа XVII в., хотя и имели достаточно высокое социальное положение, не были знатного происхождения: А.И.Власьев, П.А.Третьяков, И.Т.Грамотин, А.С.Матвеев - выходцы из дьяческой среды, отец А.Иванова был купеческого звания, А.Л.Ордин-Нащокин - сын провинциального дворянина, служившего по псковскому списку, Е.И.Украинцев родился в семье воеводы, и лишь В.В.Голицын принадлежал к древнему княжескому роду.

Руководящие кадры Посольского приказа подготавливались непосредственно в самом приказе и к моменту вступления в должность, можно сказать, были профессиональными дипломатами. Ни один судья не был случайной фигурой в сфере внешней политики. В служебном отношении судьи Посольского приказа стояли достаточно высоко: все они имели чин думного дьяка. И.Т.Грамотин, А.Иванов, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын были пожалованы в печатники, А.Л.Ордин-Нащокин стал боярином, А.С.Матвеев - окольничим.

Посольские судьи XVII в. соответствовали своему времени, отличались социальной активностью, образованием, были яркими, выдающимися личностями, государственными деятелями нового типа.

Основной штат Посольского приказа составляли подьячие. Они разделялись на три категории - «старые», «средние» и «молодые». «Старые» подьячие возглавляли повытья, участвовали в составлении документов, «средние» - непосредственно составляли текст документов, наводили справки в архивах своего и других приказов, «младшие» - осуществляли техническую работу, вели делопроизводство.

При распределении приказной работы промежуточное положение между дьяками и подьячими занимали «приписные» подьячие.

На рубеже XVI-XVII столетий персонал Посольского приказа был достаточно стабилен. Вероятно, потому, что служба в Посольском приказе была одной из самых престижных и высокооплачиваемых, а карьера посольского служащего открывала дорогу в высшие органы власти.

Во второй половине XVII в. доходы подьячих складывались из денежного годового оклада, праздничных дач, годового и соляного жалований, разовых денежных и натуральных выплат, а также поместных дач. Каждый из этих источников дохода имел свое значение. Годовой денежный оклад указывал на принадлежность подьячего к тому или иному разряду. К нему также были привязаны праздничные дачи: хлебное и соляное жалованье, дачи на избное строение и пожарное разорение. Праздничные дачи имели большое значение для младших подьячих приказа, так как именно они являлись для них основным официальным источником доходов. Кроме того, они распространялись на неверстанных подьячих. Хлебное и соляное жалованья, за редким исключением, были напрямую привязаны к размерам годового оклада. Поместные дачи имели особое значение, так как они, если принять предложенный способ перевода в денежное исчисление, как правило, являлись наиболее крупной формой дохода для обладавших ими подьячих. Помимо этого они как бы служили показателем служебной ценности подьячего.

Благодаря активной и самоотверженной деятельности служащих Посольского приказа на протяжении XVII столетия Россия постоянно укрепляла свои международные позиции и постепенно проникала в общеевропейскую международную политику. Практически в течение всего столетия дипломатическая служба акцентировала свое внимание на отношениях с Крымом, Польшей и Швецией. По этой причине попытки создать первые русские постоянные миссии в европейских государствах были предприняты Посольским приказом именно в Швеции (Стокгольм) в 1634 г. и Речи Посполитой (Варшава) в 1673 г.

К середине XVII века, особенно во второй его половине, заметно обострились недостатки приказной системы: ее неповоротливость, нечеткость распределения обязанностей между отдельными учреждениями. Приказная «волокита» признавалась и правительством, упоминавшим о ней в официальных документах. И если в делах государственной важности решения принимались сравнительно быстро, то в так называемых челобитчиковых делах медлительность рассмотрения была почти нормой. Нередко она использовалась приказными людьми для вымогательства взяток. Случались в приказах и прямые хищения казны.

Еще в середине века царь Алексей Михайлович пытался исправить изъяны приказной системы, предписав Приказу тайных дел и Счетному приказу контролировать работу других приказных учреждений. Но после смерти царя оба ведомства были ликвидированы. Следующая попытка реформ относится к царствованию Федора Алексеевича, когда принимались меры к сокращению числа приказов и созданию более крупных учреждений, в первую очередь в области финансового управления.

В конце XVII в. был создан ряд приказов, связанных с новыми веяниями в царствование молодого Петра I: Военно-морской, Адмиралтейский, Артиллерийский, во главе которых встали другие люди. Так, весьма непривычным явлением в практике русской администрации было выдвижение на высокие посты иностранцев. Одним из них был сын осевшего в России голландского купца Андрей Андреевич Виниус, возглавлявший некоторые приказы.

Нововведения не спасли старых приказов. Просуществовав до начала XVIII в., они в 1718-1720 гг. были заменены коллегиями. Некоторые из них просуществовали дольше. Например, Сибирский приказ, который был окончательно ликвидирован в 1763 г. Здание приказов было снесено в 1769 г. при подготовке к строительству нового Кремлевского дворца.

Местное управление. Процесс централизации местного управления привел в XVII в. к появлению должности воеводы. Воеводское управление утвердилось в пограничных городах еще во второй половине XVI в., а в начале XVII в. было распространено на всю территорию Российского государства. Эта система организации местной власти просуществовала до преобразований первой четверти XVIII в.

В первоначальном смысле слова воевода - военачальник, водитель полков. В годы Смуты необходимость борьбы с интервентами и различными социальными движениями привела к тому, что правительство объединяло в руках военного командира все виды власти: военную, судебную, административную. Таким образом, в руках воевод сосредоточивалось все местное управление.

Основной административной единицей в XVII в. был уезд с городом, непосредственно зависевший от того или иного приказа. В конце XVII в. было 146 уездов. Из приказа в подведомственные города с уездами назначались воеводы, которые утверждались царем и Боярской думой. Подчинялись они тому приказу, в ведении которого находился соответствующий город с уездом. Официально воевода за свою службу получал (помимо вотчин) поместные и денежные оклады. Срок службы воевод длился 1-3 года. В большие города назначали несколько воевод, один из которых считался главным.

Каждый воевода получал из приказа наказ, определявший круг его деятельности. В руках воеводы сосредоточивалось все местное управление. Он был главным администратором уезда, главным судьей по гражданским и уголовным делам, выполнял полицейские функции. В частности, воевода осуществлял охрану феодальной собственности, боролся с укрывательством беглых, наблюдал за сбором дворянского ополчения, ведал местной полицией, нес финансовые обязанности. Крупные землевладельцы - бояре и монастыри - располагали рядом полицейских, фискальных и судебных функций по отношению к собственным крестьянам.

Рядом с воеводой сохранялись созданные в XVI в. органы местного самоуправления - губные и земские учреждения, но фактически они были подчинены воеводе.

В помощь воеводе назначались помощники - дьяки и подьячие. Воевода имел приказную (или съезжую) избу, в которой производились все дела по управлению городом и уездом. Приказная изба возглавлялась дьяками, под руководством которых работал и подьячие.

Хотя объем власти воевод был широк, все же их власть нельзя было назвать сильной, так как они не имели в своем распоряжении достаточно сильного аппарата. Конфликты между дьяками и воеводами были обычным делом, ибо наряду с официальной функцией (делопроизводством) дьяки и подьячие должны были наблюдать за деятельностью воевод и доносить о непорядках в Москву Воеводы должны были исполнять распоряжения из центра, но реальный контроль за их деятельностью отсутствовал. Должность воеводы обычно замещалась отставными служилыми людьми, не имевшими административного опыта, а иногда и просто неграмотными. Их возраст также служил помехой для выполнения многотрудных воеводских обязанностей.

Бесконтрольность и широта полномочий воевод во многом способствовали злоупотреблениям

Административное деление. В течение XVII в. в пограничных областях, наиболее угрожаемых со стороны внешних врагов, создавались более крупные военно-административные округа - так называемыеразряды, представлявшие собой прообраз губерний петровского времени. Таковы были разряды Смоленский, Белгородский, Севский, Тобольский, Томский, Енисейский, Ленский. Разряды сосредоточивали в своих руках все управление областями, включая финансовые функции. Местные воеводы действовали под контролем разрядных воевод.

Через приказы государство осуществляло не только дипломатические функции, отраслевое и территориальное управление, но и управление социальными группами, которые формировались и существовали в виде специфических общественно служилых категорий - чинов. Таким образом, приказы являлись не только административными, но и судебными органами.

Факторы, обусловившие неизбежность реформы центрального управления. Итак, XVII в. был временем расцвета приказной системы управления в России. Расширялся бюрократический аппарат, увеличивалось количество приказов. В итоге сложилась столь мощная и громоздкая система управления, что она затрудняла делопроизводство. Однако, чтобы ощутить масштабы и динамику того времени, следует принять во внимание такой весомый показатель, как численность всех служащих московских приказов. Во всем центральном аппарате управления Российского государства общее количество служащих в середине 1620-х г. составляло всего 623 человека, в том числе 48 дьяков (2 думных и 46 приказных) и 575 подьячих. К концу же столетия их количество возросло до 2 739 человек (5 думных дьяков, 86 приказных дьяков, 2 648 подьячих). Для сравнения укажем, что в середине XVIII в. общая численность чиновников составляла 5 379 человек, а к началу XX в. около 500 тысяч.

Подводя итоги главы, отметим факторы, обусловившие неизбежность реформы центрального управления и ликвидации приказной системы.

Отсутствие централизованной системы организации источников финансирования самодержавной власти.

Наличие большого числа приказов с переплетающимися функциями и ведомственная чересполосица.

Недостаточная унификация и специализация приказов.

Запутанность с штатами приказов и архаичное делопроизводство.

Кризис приказной системы в условиях Северной войны. Первые годы войны показали, что старая система исполнительной власти уже не в состоянии справиться с масштабами и темпами все возрастающей нагрузки. На первый план выступили проблемы общей координации управления на высших и низших этажах (невозможно было быстро обеспечить армию деньгами, рекрутами, припасами и т.д.).

Кризис служилой поместной системы привел к реформе армии. Новой регулярной армии стали не нужны старые органы организации и управления поместно-территориальной службой. Следствием этого стало падение роли разряда и всех тех приказов, которые ведали служилыми людьми.

Отмена патриаршества и создание Монастырского приказа привело к крушению системы патриарших приказов.

Создание губерний в 1708-1710 гг. В ходе этого процесса был разрушен один из основополагающих принципов приказного строя - территориальное ведение дел.

Такова специфика общей эволюции приказной системы России в XVI-XVII вв. На протяжении XVII столетия через Смутное время, восстановление, достигнув вершины своего развития, приказная система управления исполнила свою историческую миссию. Следующий этап развития был возможен только при условии коренного реформирования всей системы государственных учреждений.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состояли характерные особенности развития государственности в России XVII в.?

2. Какое влияние оказало Смутное время на государственное устройство России?

3. Перечислите признаки новой абсолютистской власти, зарождавшейся в государственном управлении России XVII в.

4. Опишите роль и место царской власти в России XVII в.

5. Определите место и прерогативы Боярской думы и Земских соборов в государственном управлении России.

6. Как проходила бюрократизация государственного управления России и какие изменения произошли в структуре «служилого сословия» в XVII в.?

7. Почему XVII в. стал временем расцвета и падения приказной системы управления?

8. В чем состояли особенности местного управления и административного деления России XVII в.?

9. Какие факторы обусловили неизбежность реформы центрального управления и ликвидации приказной системы?

Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000.

Маньков А.Г. Уложение 1649 г. - кодекс феодального права в России. Л., 1980.

«Око всей великой России». Сост. Н.М.Рогожин. М., 1989.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XV1-XVII вв. М., 1995.

Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. Л., 1988.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства XVI-XVII вв. М., 1978.

© Рогожин Н.М., 2003

Дата публикования: 2014-11-02 ; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Образование Посольского приказа - специального учреждения, ведавшего внешними делами, - происходило одновременно с формированием всего государственного аппарата Русского государства, С расширением круга задач членов Боярской думы, казначеев и дьяков появляются подьячие «для письма», которые располагались в особом помещении - канцелярии («избе», «дворе»).

Процесс образования канцелярий растянулся на несколько десятилетий (с конца XV

до середины XVI в.). Каждая «изба» или «двор» вместе с возглавлявшим ее должностным лицом представляли собой прототип будущего самостоятельного государственного учреждения - «приказа».

Приказная система государственного управления ведет свое начало от приказа (в буквальном смысле слова) как разового поручения. Первые центральные государственные учреждения имели военное назначение. К ним относятся Разрядный, Поместный приказы и Оружейная палата. Ко второй половине XVI века сформировались и другие приказы: Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел, Бронный, Аптекарский и т.д. С расширением внешнеполитических задач появляется необходимость и в создании единого органа по руководству «посольским делом». Кроме того, специфика международных отношений требовала привлечения к нему лиц, специализировавшихся только на дипломатической службе.

В.О. Ключевский отмечал: «Несмотря на многостороннее развитие дипломатических сношений московского двора со времени Ивана III долго не заметно особого заведовавшего ими учреждения: их вел непосредственно сам государь с Думой»8. В самом деле, существовала тесная связь внешнеполитических дел с делопроизводством Боярской думы и домовой казной великого князя. Вместе с тем, согласно описи Царского архива, к началу XVI века скопилось настолько много дипломатических документов, что появилась потребность в их систематизации9. Для этого делй по сношениям с определенными государствами стали распределять по годам и особым пронумерованным ящикам: «волошские», «немецкие», «крымские» и т.д.

В отечественной историографии общепринятой датой образования Посольского приказа вслед за С.А. Белокуровым начали считать 1549 год. Эта дата установлена была на основании выписки из посольских дел, составленной в Посольском приказе в 1565-1566 годах, в которой упоминается, что в 1549 году «приказано посольское дело Ивану Висковатому, а был еще в подьячих».

Есть, однако, основания предполагать, что Посольский приказ как государственное учреждение существовал и ранее. Об этом прежде всего говорят данные уже упоминавшегося справочника В.И. Саввы о развитии чиновной иерархии, ведавшей внешнеполитическими делами. С.А. Белокуров же указывает на то, что Висковатый и до назначения главой Посольского приказа участвовал в дипломатических делах. Будучи еще подьячим, он в марте 1542 года писал пере- мирную грамоту с Польшей. Об этом свидетельствует и обилие такой специфической разновидности приказного делопроизводства, как посольские книги10.

Ввиду важности занимаемого поста преемники Висковатого уже носили звание думных дьяков. Среди лиц, возглавлявших Посольский приказ, выделяются такие известные деятели, как братья Андрей Яковлевич и Василий Яковлевич Щелкаловы, Алмаз Иванов, Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, Артамон Сергеевич Матвеев, Василий Васильевич Голицын, Емельян Игнатьевич Украинцев. Это о них подьячий Посольского приказа Г.К. Котошихин писал в XVII веке: «Хотя породою бывает меньше, но по приказу и делам выше всех»11.

В 1565 году была построена особая Посольская палата12.

На основании сохранившихся посольских книг можно воспроизвести функции думною посольского дьяка. Во второй половине XVI века думные посольские дьяки принимали привезенные послами грамоты; вели предварительные переговоры; присутствовали на приемах иностранных дипломатов; проверяли приготовленные списки ответных грамот; составляли наказы российским дипломатам, отправляемым за границу, и приставам для встречи иностранных послов; знакомились с отчетами российских послов, вернувшихся после выполнения дипломатической миссии на родину. Более того, присутствуя при «сидении» государя с боярами, они, в случае несогласия с решением вопроса по своему ведомству, высказывали свое мнение13.

Замена главы Посольского приказа подчас была связана с пере- менами во внешнеполитическом курсе.

Ведению Посольского приказа кроме дипломатических сношений подлежали: проживавшие в России иноземные купцы и ремесленники; поселившиеся в России татары; московские слободы, заселенные иностранцами; дворы для приема послов; выкуп пленных, а также отдельные поручения. Так, под его управлением состояли именитые люди Строгановы, купцы и промышленники, участвовавшие в освоении Сибири; несколько крупных монастырей.

В XVII веке аппарат Посольского приказа значительно вырос, и в нем появились отдельные структурные части - «повытья», которые возглавляли «старшие» подьячие. Три повытья ведали сношениями с Западной Европой, два - с азиатскими государствами и владетелями.

Посольский приказ начинает выполнять ряд других функций, которые нередко являлись для него источником дополнительных доходов.

Средний денежный оклад думного дьяка в середине XVII века составлял по тем временам значительную сумму - 200-250 руб. Следует отметить, что жалованье в Посольском приказе было в 3-5 раз выше, чем в большинстве других приказов. С 60-х годов XVII в. Посольский приказ заведовал почтой, делами донских казаков, судом и сбором таможенных и кабацких доходов, назначением воевод и приказных людей и др.

В обязанности каждого приказа в это же время входило также управление несколькими городами. В ведении Посольского приказа были города Касимов, Елатьма, Романов. Во второй половине XVII века ему были переданы так называемые четвертные территориальные приказы, или четверти: Новгородская, Галицкая, Владимирская, Устюжская, которые собирали доходы с подведомственных им обширных территорий и собранные деньги расходовали преимущественно на жалованье боярам, окольничим и другим служилым людям Посольского приказа. К нему приписывались также и временно возникавшие учреждения: Смоленский, Малороссийский, Литовский, Новгородский, Великоросский, Печатный и Полоняничный приказы.

Столь обширная деятельность Посольского приказа обусловила и разнообразие функций его служащих. Уже со второй половины XVI

века рядом с думным дьяком - главой Посольского приказа - мы постоянно видим его «заместителя» (товарища), или второго дьяка. Так, за подписью постника Дмитриева (1589-1592 гг.), товарища начальника Посольского приказа А.Я. Щелкалова, посылаются памяти о выдаче «корма» иноземным послам и об их отправлении; к нему за наказом являлись лица, назначенные в «государево посольство»; он принимал иноземных послов и произносил речи от имени государя; он же выслушивал отчеты о выполнении дипломатических поручений.

В обязанности Посольского приказа входили даже дела по сбору доходов с различных областей и «кружечных дворов» («кабацкие деньги»). Не случайно глава приказа А.Л. Ордин-Нащокин говорил, что вторые дьяки «мешают посольские дела с кабацкими». Некоторые вторые дьяки со временем становились начальниками Приказа, например В.Я. Щелкалов, А.И. Власьев, Алмаз Иванов, Е.И. Украинцев. Всего с 1559 по 1714 год известно поименно 52 «товарища» начальников Посольского приказа14.

При распределении приказной работы промежуточное положение между дьяками и подьячими занимали «приписные» подьячие, то есть имевшие право подписывать исходящие документы. По существу, это были подьячие высшей квалификации (т.е. «старые» подьячие). Часто они находились во главе столов или повытий.

Помощниками думных дьяков и их «товарищей» были подьячие, которые, по существу, составляли основной штат Посольского приказа. Они разделялись на несколько категорий: «старые», «средние» и «молодые». Во главе повытий стояли старые подьячие, средние и молодые вели делопроизводство и переписку Приказа, занимались изготовлением карт. К XVII веку в Приказе сложилась своя, особая школа письма - мелким и изящным почерком. Наибольшее количество «пищиков» составляли молодые подьячии. Самые же важные документы («листовое письмо», т.е. грамоты) писались подьячими более высоких рангов.

Кроме подьячих, которые вели переписку на русском языке, в Посольском приказе были служащие, знавшие иностранные языки. С начала XVI века в Приказе и в составе посольств устными переводами занимались толмачи, а письменное делопроизводство на иностранных языках поручалось переводчикам. Во второй половине XVII

века среди постоянных служащих насчитывалось около 15 переводчиков и 40-50 толмачей, которые знали языки: латинский, польский, татарский, немецкий, шведский, голландский, греческий, персидский (фарси), арабский, турецкий, волошский, английский и грузинский. В переводчики часто поступали находящиеся на русской службе иностранцы, побывавшие в плену русские. Случалось, что для изучения иностранных языков и приобретения различных навыков детей боярских специально посылали за границу15.

Среди служащих Посольского приказа были также золотописцы, расписывавшие золотом и красками грамоты. В конце XVII века служило пять золотописцев, которым вменялось писать «каймы» и начальные слова. Во второй половине XVII века в Посольском приказе издавались исторические и переводные сочинения, содержавшие сведения по русской исторйи, внешним сношениям, а также книги об избрании на царство и родословные московских государей. Как правило, все книги обильно иллюстрировались рисунками, портретами и орнаментом16.

Во второй половине XVI века в Посольском приказе служили также сторожа и приставы, сопрождавшие иностранных дипломатов. Среди них было немало людей из знатных фамилий. Приставы назначались и для разбора судебных дел, находившихся в компетенции Посольского приказа.

mob_info