Положительные и отрицательные стороны использования компьютерных программ на уроках. Положительные и отрицательные стороны информатизации образования Используя учебный материал определите положительные и отрицательные

Целесообразность и эффективность использования средств информатизации в общем среднем образовании

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю. + Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

    совершенствование методов и технологий отбора и формирование содержания общего среднего образования;

    введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

    внесение изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

    повышение эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

    свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

    Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

    Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.

    Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.

    Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

    Срабатывает принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников.

    Чрезмерное увлечение ИКТ может способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.

    Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

    чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс.

    Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих " средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.

    Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

Информационные революции.

Исторический процесс информатизации общества точно описывается с помощью последовательности информационных революций , связанных с появлением новых для своего времени технологий . Информационная революция заключается в изменении способов и инструментов сбора, обработки, хранения и передачи информации, приводящем к увеличению объёма информации, доступной активной части населения. Таких революций шесть. Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Вторая информационная революция связана с изобретением письменности . Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленной человеческим обществом информации, но и повысить её достоверность, создать условия для более широкого, чем ранее, распространения информации. Третья информационная революция порождена изобретением в XV веке книгопечатания , которое многие считают одной из первых информационных технологий. Появление и развитие печатных средств массовой информации, таких как газеты и журналы, явилось результатом третьей информационной революции. Четвертая информационная революция началась в ХIХ веке. Тогда были изобретены такие средства передачи и распространения информации как телеграф , телефон, радио и телевидение . Пятая информационная революция произошла в середине XX века, когда человечество стало активно использовать вычислительную технику . Применение ЭВМ для обработки научной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активной и эффективной обработке информации. Впервые, за всю историю развития цивилизации, человек получил высокоэффективное средство для повышения производительности интеллектуального труда. Сегодня мы являемся свидетелями шестой информационной революции связанной с появлением глобальных телекоммуникационных компьютерных сетей и их интеграцией с технологиями мультимедиа и виртуальной реальности . Шесть информационных революций изменили общество. Налицо развитие и распространение информации и информационных технологий, что позволяет говорить о наличии процессов информатизации. Информатизация оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Очевидный прогресс в области информационных технологий повлек за собой появление в научных и научно-популярных изданиях термина "информационное общество" . Некоторые ученые под информационным понимают общество, в котором главным продуктом производства являются знания. Использование такого показателя как количество накопленных человечеством знаний в качестве критерия для присвоения обществу статуса информационного общества оправдано, поскольку по некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году, второе - к началу ХХ века, третье - уже к 1950 году. Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года - каждые 5 лет, а с 1991 года - ежегодно. Это означает, что на сегодняшний день объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тысяч раз.

Исторически информатизация образования, являясь неотъемлемой частью информатизации общества, осуществляется по двум основным направлениям: управляемому и неуправляемому . Управляемая информатизация образования имеет характер организованного процесса и поддерживается материальными ресурсами. В ее основе лежат обоснованные общепризнанные концепции и программы. Неуправляемая информатизация образования реализуется снизу по инициативе работников системы образования и охватывает наиболее актуальные сферы образовательной деятельности и предметные области.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

Балалаева Елена Юрьевна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев


Аннотация
Статья посвящена компаративному анализу современных полиграфических и электронных учебных изданий. Большое внимание уделено исследованию новых специфических возможностей электронных пособий, описаны их преимущества и недостатки по сравнению с традиционными печатными.

POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF ELECTRONIC TEXTBOOKS

Balalajeva Olena Yurievna
National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, Kyiv


Abstract
Article is devoted to comparative analysis of modern printed and electronic textbooks. Much attention is paid to the study of new specific possibilities of electronic textbooks; their advantages and disadvantages compared to traditional books are described.

Подход к пониманию соотношения полиграфических и электронных изданий в образовании эволюционировал с прогрессом в сфере информационных технологий. Первым этапом было снабжение книги ее электронной копией на дискете (1970-е гг.); следующим шагом стала идея о дополнении полиграфического учебника электронным продуктом, содержащим элементарные задания и контрольные вопросы в виде тестов (1980-е гг.).

Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий к началу XXI в. сформировались предпосылки современного понимания соотношения печатных и электронных изданий в образовательном процессе.

По наблюдениям В. Осадчего и С. Шарова, электронные и печатные учебники, несмотря на функциональные различия, имеют несколько точек пересечения, а именно: содержат учебный материал по определенной области знаний; соответствуют современному уровню науки и культуры; подаются систематически и целостно, т. е. являются целым завершенным произведением, состоят из многих элементов, которые имеют смысловые отношения и связи между собой.

Исследователи называют такие отличия электронного учебника от печатного:

Печатный учебник рассчитан на определенный начальный уровень подготовки студентов и предполагает конечный уровень обучения, а электронный – может содержать материал нескольких уровней сложности по конкретному учебному предмету;

Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном, что обеспечивается использованием графики, анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т. п.;

Электронные учебники по многим предметам можно разместить на одном компакт-диске или ином электронном носителе;

Электронный учебник обеспечивает многовариантность и разнообразие проверочных заданий и тестов, которые можно выполнять в интерактивном и учебном режимах с получением комментариев;

Электронный учебник является открытой системой – его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации;

Для обеспечения многофункциональности и учебной цели электронные учебники могут иметь различную структуру;

В электронном учебнике можно представить в динамике физические процессы, объекты, которые недоступны для непосредственного наблюдения или требуют для своего изучения уникальных материалов или дорогостоящего оборудования;

Электронные учебники поддерживают организацию контекстных подсказок, гиперссылок и т.д.;

Возможности компьютера позволят быстро провести сложные вычисления с представлением результатов в цифровом или графическом виде;

Безусловной отличием электронного издания от традиционного является поисковая система, а также использование возможностей гипертекста для постепенного введения новых понятий и терминов .

Считается, что термин «электронный учебник» вошел в употребление вместе с реализацией на персональном компьютере идеи нелинейной организации информации – гипертекста.

Преимущества и недостатки электронных гипертекстовых систем по сравнению с печатными текстами рассматриваются в работе В. Агеева, Ю. Древса. Среди преимуществ исследователями названы следующие:

2) комментарии к тексту могут быть сделаны в самом тексте, не нарушая его целостности;

4) фрагменты текста могут быть организованы в любую структуру; на одном и том же множестве фрагментов можно сформировать несколько различных иерархических структур;

5) однажды пройденный маршрут легко запоминается и может быть автоматически пройден многократно, это равносильно тому, что читатель формирует свой личный текст;

6) настройка «навигатора» может выполняться не только читателем, но и учителем, и автоматической системой контроля знаний;

8) электронная форма представления текста позволяет автоматизировать процесс формирования массива ключевых слов путем автоматического компьютерного анализа текста;

9) возможность запоминания пройденных маршрутов позволяет создать регистрирующую систему, действующую в качестве обратной связи .

Вместе с тем, исследователи указывают и недостатки гипертекстовых систем: у пользователя теряется ориентация в большом информационном массиве, появляются дополнительные умственные нагрузки для выбора оптимального пути изучения материала.

Анализируя дидактический потенциал гипертекста, Е. Балыкина называет такие его возможности: гипертекст выступает как система коммуникаций, связывающая между собой теории, концепции, идеи, понятия, представления. Благодаря этому пользователь получает возможность доступа к «смежным» понятиям, текстам, теориям, что создает единое междисциплинарное «образовательное пространство». Гипертекст может возникать и как система взаимосвязей между мыслями в процессе мышления, создает «смысловое пространство». Это формирует принципиально новую технологию интеллектуальной деятельности, овладев которой, студент сможет значительно развить свое мышление .

А. и И. Башмаков считают, что гипертекст как информационная модель интегрирует положительные черты энциклопедий, монографий и тезаурусов. От энциклопедий гипертекст наследует возможности детального представления понятий, быстрого просмотра материала, алфавитного поиска; от монографий – возможности представления материала по разным степеням глубины и детальности, поиска по содержанию; от тезаурусов – раскрытие объема и содержания понятий, а также связей между ними .

Гипертекстовая основа электронных изданий далеко не единственное их положительное отличие от полиграфических.

Важным преимуществом электронной книги по сравнению с печатной В. Агеев, Ю. Древс считают возможность адаптации к уровню знаний, умений, психологических особенностей учащихся, специфических характеристик учебных групп, особенностей социально-культурного контекста обучения. Включение этих возможностей в электронный учебник придает ему свойство «интеллектуальности», что позволяет приспосабливаться к специфическим потребностям пользователей, автоматически создавать их профили и модели, определять уровень их знаний и умений, при необходимости предлагать помощь, совет, руководство .

И. Прокопенко и др. считают, что электронные учебники имеют технологические, дидактические и экономические преимущества над обычными; признают, что педагогический потенциал электронного учебника значительно выше вследствие таких его свойств как: гипертекстовость, мультимедийность, интегрированность, конструктивность, интерактивность .

А. Осин считает единственным недостатком электронного изданий и ресурсов по сравнению с книгой необходимость аппаратной поддержки – компьютера, во всех других аспектах, по мнению исследователя, электронные издания имеют значительные преимущества. Ученый называет такие свойства электронных изданий и ресурсов: интерактивность, мультимедийность, моделинг, коммуникативность, производительность (работы пользователя), которые открывают новые возможности их использования в учебном процессе. Так интерактив позволяет организовать самоаттестацию; коммуникативность решает многие вопросы доставки информации в кратчайшие сроки, позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивает консультации с квалифицированными педагогами. Рост производительности труда пользователя компьютера может исчисляться порядками, благодаря возможностям баз данных, электронных энциклопедий, поисковых систем и др. Концептуально новые возможности дает сочетание интерактива, мультимедиа и моделинга, интеграция которых порождает новое качество в представлении и познании мира (виртуальная реальность) .

В. Вуль к главным особенностям электронных учебников относит:

Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;

Развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;

Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента;

Возможность специального варианта структурирования материала;

Возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого;

Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.

Главным преимуществом электронного учебника исследователь считает возможность интерактивного взаимодействия между студентом и элементами учебника .

И. Роберт отмечает такие уникальные возможности средств информационных и коммуникационных технологий:

Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами информационных и коммуникационных технологий;

Компьютерная визуализация учебной информации об изучаемых объектах, процессах;

Компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально»;

Архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

Автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения .

И. Захарова отмечает, что использование в электронных изданиях различных информационных технологий предоставляет им весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционными: в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации; осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе; гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; на основе моделирования процесса обучения становится возможным дополнить учебник тестами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь .

Для выяснения того, какие характеристики электронных учебников являются важнейшими, «Проект будущего» провел в США анкетирование около 300 тыс. студентов. Ответы разделились следующим образом: возможность персонализации книг добавлением комментариев и маркировкой текста – 63%; самооценивание – 62%; возможность самообразования – 46%; пользование информацией NASA и Google в реальном времени – 52%; пользование, в случае необходимости, онлайн-репетитором – 53%; использование презентаций PowerPoint из учебников – 55%; игровые элементы в обучении – 57%; применение анимации и моделирования – 55%; наличие видео – 51%; возможность создавать собственные подкасты или видео – 48%; возможность проводить видеоконференции –30%, подкасты –34% .

А. и И. Башмаков называют такие дидактические и функциональные преимущества компьютерных средств обучения:

Создание условий для самостоятельного изучения учебного материала, что позволяет студенту самому выбирать удобные для него место и время работы с компьютерными средствами обучения, а также темп учебного процесса;

Более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;

Возможность работы с моделями объектов и процессов;

Возможность представления и взаимодействия с виртуальными трехмерными образами объектов;

Возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов;

Возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;

Возможность автоматической генерации большего количества неповторяющихся задач для контроля знаний и умений;

Возможность поиска информации и удобный доступ к ней;

Воздание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик.

Таким образом, использование компьютерных средств в учебном процессе способствует повышению качества обучения; уменьшению расходов на организацию и проведение учебных мероприятий (уменьшение потребностей в печатных учебно-методических материалах, снижения нагрузки на материально-техническое обеспечение учебного процесса); перераспределения нагрузки преподавателей с рутинной деятельности на творческую (решения научно-исследовательских и методических задач, индивидуальную работу со студентами); повышению оперативности обеспечения учебного процесса учебно-методическими средствами и мобильности системы образования при изменении структуры и содержания обучения .

М. Изергин и др. среди дидактических возможностей электронных учебников отмечают: наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения; компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для изучения уникальных, дорогостоящих или опасных материалов и оборудования; включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов, анимации; организацию контекстных подсказок, ссылок; систему мгновенной навигации; быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде; оперативный самоконтроль знаний студентов при выполнении упражнений и тестов. Исследователи подметили и такое оригинальное преимущество электронных учебных изданий: компьютерные технологии позволяют заинтересовать студента учебным предметом, ведь для современных молодых людей компьютер и все, что с ним связано, все больше становится естественным жизненным фоном, постепенно формируется новая эстетика, которая берет свое начало в дизайне компьютерных программ .

Вообще ученые по-разному трактуют доминантную характеристику электронных учебников и пособий. В. Мадзигон и др. считают, что наиболее существенное преимущество средств обучения, ориентированных на использование информационно-коммуникационных технологий, основано на современном понимании принципа наглядности и заключается в том, что при использовании педагогических программных средств типа деятельностной среды учащиеся не только пассивно наблюдают явления по их моделям, которые являются объектами изучения, но и имеют возможность осуществлять преобразующую деятельность над этими объектами.

А. Моргун, А. Подласый убеждены, что дидактические преимущества новых педагогических средств с компьютерной поддержкой обусловлены, прежде всего, возможностями интенсификации и индивидуализации обучения, развития самостоятельности учащихся и адаптации к их возможностям, а также своевременным и непрерывным контролированием успеваемости.

Однако некоторая часть педагогов достаточно осторожно оценивает возможности компьютерных средств обучения. И. Подласый подчеркивает, что знание, переданное компьютером, неизбежно является неполным, усеченным, формализованным, хотя, по мнению ученого, компьютерные материалы оказываются весьма эффективными при изучении предметов, имеющих логическую структуру.

По замечательному выражению У. Эко, «компьютеры способны распространять новые формы грамотности, но неспособны удовлетворять те интеллектуальные потребности, которые они сами же и стимулируют» .

А. Горемычкин отмечает, что сложность подготовки и высокая стоимость печатных публикаций обусловливают то, что появление каждого дополнения к учебнику (задачника, словаря и т. д.) четко продумывается, аргументируется и вписывается в методику. Плюс подобных изданий – практическая полезность, привычная форма работы с ними и четкая привязанность к учебной программе, минус – практическая невозможность оперативной корректировки, ограниченность объема, невозможность выхода за пределы программы, не всегда достаточная внешняя привлекательность .

Компьютерные материалы учебного назначения, в отличие от полиграфических, создаются, пополняются и видоизменяются значительно легче, а за счет использования гиперссылок могут расширяться до бесконечности. Однако такое безграничное разрастание объема учебных материалов имеет и свои отрицательные свойства: во-первых, оно зеркально отражает обвальный рост научной информации; во-вторых, нарушает строгость логической структуры учебников, при этом сам процесс обучения может стать бессистемным.

Б. Кривицкий указывает на определенные неудобства практического применения электронных учебников при весьма сомнительном расширении возможности получения новых дидактических результатов. Исследователь отмечает, что учебник – это базовое учебное средство, которым студент должен иметь возможность пользоваться в любых условиях, в том числе, когда нет доступа к компьютеру. Компьютерный учебник ограничивает свободу работы в любых условиях, в любой момент и в любом месте, – теряется универсальность обращения к нему. Другой неудобством является то, что пользователь видит только малую часть текста через небольшое окно экрана, а переход к другим частям требует прокрутки и поиска нужного места в тексте.

Действительно, по мнению ученых, преимущества книги, не требующей для использования никаких технических средств, усиливаются пятисотлетней традицией ее применения. Книга привычная и удобная всегда и везде. Текстовые издания сохранят свою значимость, даже если уже не будут, в технологическом смысле, полиграфическими. Самый простой аргумент в пользу жизнеспособности текста – уникальная возможность представления абстракций .

П. Полянский, рассуждая о преимуществах и уязвимых местах электронных учебников, отмечает, что печатные книги привлекательнее с эстетической точки зрения, чем цифровые по природе, в известной степени дематериализованные, электронные книги, которые не могут обеспечить физическое ощущение бумаги, переплета, оригинальной компоновки текста и визуального ряда. Положительным экономическим фактором исследователь считает низкую стоимость распространения электронных учебников; наполнение текстами электронного учебника стоит несравненно дешевле, чем печать традиционной книги на бумажной основе .

С одной стороны, преимущество электронных книг перед бумажными аналогами заключается в том, что в процессе производства электронных книг не используют бумагу, краску и т. п.; с другой стороны – при изготовлении электронных ридеров в производстве используют различные токсические вещества, не поддающиеся биохимическому разложению. Кроме того, электронное оборудование устаревает гораздо быстрее, чем печатные учебники. Форматы и типы файлов электронных книг постоянно совершенствуются и, соответственно, меняются, отсюда возникает проблема их совместимости с оборудованием.

В. Агеев, Ю. Древс отмечают такие недостатки работы с электронными учебниками и пособиями: пользователи ведут диалог через дисплей в статичной рабочей позе, в условиях дефицита времени, что требует повышенной концентрации внимания и интенсивной умственной деятельности в процессе многокритериального анализа больших по объему, различных по структуре, способам отображения и алгоритмам обработки массивов зрительной информации. Чтение с экрана психологически затрудняет понимание материала .

К объективным недостаткам компьютерных средств обучения (необходимость иметь компьютер с соответствующим программным обеспечением и обладать навыками работы на нем; сложность восприятия больших объемов текстового материала с экрана дисплея; недостаточная интерактивность компьютерных средств обучения, отсутствие непосредственного и регулярного контроля над выполнением учебного плана) часто добавляются субъективные недостатки, вызванные концептуальными ошибками в проектировании отдельных компьютерных средств обучения, основным из которых является их узкая интерпретация как аналогов соответствующих традиционных учебно-методических средств.

Большое количество исследователей (как и автор этого исследования) считают, что электронные учебники и пособия не является альтернативой традиционным изданиям, и не заменяют работу студента с учебной книгой.

  • Балыкина Е. Н. Сущностные характеристики электронных учебных изданий (на примере социально-гуманитарных дисциплин) / Е. Н. Балыкина // Круг идей: Электронные ресурсы исторической информатики: науч. тр. VIII конф. Ассоциации «История и компьютер». – М.–Барнаул, 2003. – С. 521–585.
  • Башмаков А. И. Интеллектуальные информационные технологии: учеб. пособие для студ. вузов / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. – М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. – 302 с.
  • Прокопенко І. Ф. До питання інформатизації вищих педагогічних навчальних закладів / І. Ф. Прокопенко, В. Ю. Биков, С. Н. Раков // Комп’ютер у школі та сім’ї. – 2002. – № 4. – С. 8–13.
  • Современная учебная книга: подготовка и издание / под ред. С. Г. Антоновой, А. А. Вахрушева. – М. : МГУП, 2004. – 224 с.
  • Вуль В. А. Электронные издания: учеб. пособие для вузов / В. А. Вуль. – СПб. : БХВ-Петербург, 2003. – 553 с.
  • Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования: монография / И. В. Роберт. – М. : ИИО РАО, 2010. – 140 с.
  • Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. – М. : Академия, 2003. – 192 с.
  • Полянський П. Б. До питання про переваги і вразливі місця електронних підручників / П. Б. Полянський // Проблеми сучасного підручника: зб. наук. пр. – Київ, 2010. – № 1(10).– С. 15–31.
  • Башмаков А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. – М. : Филинъ, 2003. – 613 с.
  • Разработка электронных учебных изданий. Создание и использование информационных средств обучения / [Н. Д. Изергин, А. А. Кудряшов, А. Ю. Руднев, В. А. Тегин]. – Коломна: [б. и.], 2005. – 160 с.
  • Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст [Электронный ресурс] : отрывки из публичной лекции У. Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 г. – Режим доступа: http://philosophy.ru/library/eco/internet.html.
  • Горемичкін А. І. Введення у комп’ютерну педагогіку / А. І. Горемичкін. – Мелітополь: ММД, 2008. – 267 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

    Фарион Елена Александровна

    МОУ СОШ №96 г.Воронежа

    Учитель информатики,физики

    Тема: Положительные и отрицательные моменты на уроках информатики в малокомплектной школе.

    Я работаю в сельской школе в должности учителя информатики. Стаж работы в данной школе составляет 11 лет, а в должности учителя информатики 10 лет. Наша школа является сельской малочисленной школой. Обучение в сельской школе, в том числе и малочисленной имеет ряд специфических особенностей, с одной стороны облегчающих, с другой усложняющих управление учебно – воспитательным процессом. Малое количество учащихся в школе и соответственно в классе – одна из особенностей. Общение в малочисленной школе более тесное из-за небольшого количества сверстников. Отношение между детьми внутри класса, как правило, ровные: нет отвергнутых детей и эмоциональных лидеров. В малых коллективах наблюдается общность интересов, сходство во взглядах и ценностных отношениях, стремление выполнять работу, проводить свободное время, постоянны внимание и забота друг о друге. Учителю легче поддерживать учебную дисциплину, руководить учебно-воспитательным процессом; возможен доверительный стиль отношений учителя с учащимися, что раскрепощает учеников, помогает

    реализовать отношения партнерства и заинтересованности в выполнении той или иной деятельности. Малая наполняемость класса позволяет осуществить индивидуальный

    подход к учащимся. Я имею возможность изучать особенности развития, уровень знаний, умений и навыков, черты характера, склонности, интересы каждого ученика и на этой

    основе наметить главные направления работы с ним: выбрать приемы развития и обучения, в наибольшей степени отвечающие особенностям восприятия, памяти, психики; приемы воспитания, углубляющие положительные качества личности. В тоже время проводить урок в классе с небольшим количеством учеников очень трудно: уровень обучения не высок. Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина – в увеличении числа актов взаимодействия: учитель часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает. Учитель контролирует практически каждое действие

    ученика. Все это приводит к эмоциональной перегрузке. Она является следствием усиленного гиперконтроля со стороны учителя за деятельностью учащихся. Малочисленность класса создает условия не только повышенного контроля, но и для сверх проверки учителя над учащимися. Это приводит к отсутствию самостоятельной и учебной недогруженности учащихся. Результативность учебного процесса повышается за счет использования различных форм организации учебных заня-

    тий и изменения традиционной структуры урока. В рамках урока целесообразно сокращение этапа проверки знаний учащихся, усиление его обучающей функции, расширение этапа закрепления и применения знаний.

    В работе по информатике я использую учебно-методический комплекс:

      Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс:Учебник для 8 класса.

      Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс:Учебник для 9 класса.

      Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов.

      Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие.

      Угринович Н.Д. Преподавание курса “ Информатика и ИКТ “ в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей.

      Угринович Н.Д. Преподавание курса “ Информатика и ИКТ “ в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей.

      Windows - CD . Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD - ROM .

      Ушаков Д.М. Паскаль для школьников.

      Клевцова С.Б. и др. Основы работы в MS WORD , MS WINDOWS , MS EXCEL , MS ACCESS .Учебно-методическое пособие.

      Л.А. Бачурина, Л.В. Листрова, В.Н. Нестерова, А.С. Протасов, В.Г. Хлебостроев. Примерные программы и учебно-тематические планы по информатике и икт. Профильный уровень.

      Лопушанская Н.Д. Алгоритмизация и программирование в базовом курсе “ Информатика и ИКТ “ . Методические рекомендации.

      Чернов А.А. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах. Практикум по программированию.

      Макарова Н.В. Информатика. Практикум по информационным технологиям (7-9 класс) .

      Крылов С.С. Информатика. Интерактивный задачник на CD - ROM .

    Данный учебно-методический комплекс состоит из учебников, соответствующих минимуму содержания образования и образовательным стандартам, а также они допущены Министерством образования и науки Российской Федерации.

    Программный комплекс Угриновича Н.Д. представляет собой единую образовательную среду, в которой есть практически все необходимое для подготовки и проведения урока. Дополнительные материалы и тесты для проверки усвоения материала находятся в Интернете. Очень большой выбор практических заданий разного уровня. И данный автор очень хорошо раскрывает теоретический материал.

    Тема самообразования ’’ Самостоятельная деятельность учащихся при обучении информатике’’. Считаю данную тему значимой, так как это повышает качество знаний полученных на уроках информатики. Работа над темой самообразования предполагает тесное сотрудничество с учителями предметниками. Совместно с ними можно правильно подобрать материал для самостоятельной работы учащихся, чтобы добиться нужных результатов. Пытаюсь разнообразить формы урока, чтобы учащиеся не потеряли интерес к предмету. Сейчас информатика имеет универсальную приложимость. Информатика интересна, увлекательна, способна доставить наслаждение. Информатика занимает одно из важных мест в школьном образовании. И программу по информатике нужно выполнять, используя всю гибкость и многообразие методических приемов. В последние годы в практике работы школы накоплен значительный опыт в части дифференциации форм обучения. С помощью такого дифференцируемого подхода я стараюсь выявить детей, увлеченных информатикой, поддержать у них интерес к предмету, развивать у них способности к информатике. Но не остаются без внимания и слабые дети, для них разрабаты-

    ваю задания соответствующей сложности, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе. Еще К.Д.Ушинский сказал:’’ Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет’’. Вот и я стараюсь поддержать у учащихся интерес к учебе. А чтобы они учились с охотой, нужно еще, чтобы задача, стоящая перед ними была посильной. И если я на уроке добиваюсь того, что ученик самостоятельно выполняет задание по определенной теме, то я испытываю удовлетво-

    рение и считаю свою задачу выполненной. Ведь если такой ученик вызубрит алгоритм выполнения, то к повышению качества знаний это не ведет. Здесь свою положительную роль играют обязательные результаты обучения. Ведь с помощью их осуществляется дифференцируемый подход в обучении, максимальный учет реальных возможностей каждого ученика. Есть такие ученики, которые знают правила, но не могут выполнять связанные с ними задания. И используя обязательные результаты обучения творчески, учитывая индивидуальные способности каждого ученика, даю учащимся, занимающимся на ’’ 4 ’’ и ’’ 5 ’’, задания повышен-

    ной трудности. Так обязательные результаты обучения приводят к повышению общего уровня подготовки класса. Учителю необходимо учитывать разносторонние интересы и склонности школьников, различие их жизненных планов, связанных с их будущей трудовой деятельностью, с условиями жизни в обществе, возможностью дальнейшего продолжения образования.

    Моя методическая работа включает в себя: работа над темой по самообразованию ’’Самостоятельная деятельность учащихся при обучении информатике’’. Я считаю данную тему актуальной в наше время, так как самостоятельная деятельность учащихся – это неотъемле-

    мая часть учебного процесса. Она является одним из самых доступных и проверенных путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке. Важной задачей школы является привитие учащимся навыков самостоятельной деятельности. При этом нужно научить ребят анализировать свою работу, находить и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей. Это способствует совершенствованию конкретных учебных умений и навыков.

    Я часто предлагаю ребятам на уроках самостоятельные работы. Но перед этим они работают с готовыми алгоритмами выполнения задания. Такие алгоритмы помогают и в выполнении самостоятельных работ и при домашней подготовке. В них содержатся все узловые моменты изучаемой темы. Первые алгоритмы составляю сама, а потом привлекаю к этому сильных учащихся. В процессе работы эти учащиеся приобретают ряд полезных навыков, например, учатся выделять узловые вопросы в прочитанном тексте, работать над книгой, составлять алгоритмы. Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Мне приходиться очень часто обращаться к всевозможным источникам, чтобы для себя почерпнуть новое и применить это на своих уроках. В наше информационное время много возможностей открыто для любознательного учителя и задача любого учителя не отстать от времени.

    Провожу ежегодно открытые уроки по информатике, математике и физике, внеклассные мероприятия в рамках предметных недель. Пытаюсь разнообразить формы проведения открытых мероприятий, чтобы ребята не потеряли интерес к предметам и для дальнейшего их привлечения в непосредственной разработке мероприятий.

    Детям очень интересно придумывать свои задания, конкурсы.

    Учащимся очень понравилась игра ’’Крестики-нулики’’. Задания для данной игры я беру разнообразные по разным предметам (информатика, математика, физика) и детям приходится вспоминать различные науки. А для младших ребят провожу открытые мероприятия в игровой форме, где задания соответствуют возрастному фактору. В старших классах ребятам интересно участвовать в дискуссиях по проблемным вопросам из информатики. В наше время проблемных вопросов много и очень интересно услышать мнение детей по данным проблемам.

    В своей практике использую методы диагностики. С помощью данных методов можно проверить как прошло усвоение определенной темы, а также продиагностировать некоторые формы работы применяемые на уроке. Например, диагностические ведомости, карты диагностики по предмету и другие виды диагностики.

    Работая учителем, много готовлю дидактических материалов для учащихся, а сейчас в продаже для учителя представлен большой выбор дидактических пособий, которые можно размножить при помощи технических средств. Но встречаются темы, по которым к сожалению нет материалов и приходится самой искать задания разной степени сложности и, благодаря компьютеру, задания можно оформлять более эстетично. Например, карточки, тесты, алгоритмы выполнения конкретных заданий и др.

    Часто привлекаю учащихся к научно – исследовательской работе, где на уроке информатики решают проблемы физики.

    Во внеклассных мероприятиях ребята сами предлагают свою помощь в проведении и принимают активное участие. Также являюсь руководителем кружка ’’ Компьютер и я ’’, где тоже ребята занимаются исследовательской работой, работают над проектами, разрабатывают различные модели.

    Всегда стоящая перед учителем проблема – научить ребенка

    и передать ему тот багаж знаний, который есть у учителя. Но сейчас очень сильно упал интерес у детей к школе. И моя задача сделать свои уроки и внеклассные мероприятия более увлекательными. Для этого приходится читать очень много различной методической литературы. Вот и я организовала кружок “Компьютер и я”. Его программа рассчитана на 1 час в неделю. Цель кружка: привить интерес к информатике, научить ребят думать, последовательно рассуждать, работать с компьютером, прислушиваться к мнению товарищей в процесс обсуждения работ. Много заданий для кружковцев беру из дополнительной литературы. Детям очень интересно решать проблемные вопросы, которые должны быть, конечно, посильными.

    Есть еще масса различных проблем, например, малое количество часов на изучение той или иной темы. Для решения данной проблемы стараюсь на уроке как можно рациональнее распределить время, чтобы каждый понял главную суть темы и закрепил на компьютере. Ведь если ребенок ушел с урока неудовлетворенный, то на следующий раз у него пропадет интерес, то есть я стараюсь добиться комфортности учебного процесса. Прежде всего создаю деловую спокойную обстановку на уроках. Все ученики должны быть заняты познавательной деятельностью, которая может быть разнообразной. Способов и приемов привлечения ребят к деятельности существует очень много, но положительные результаты обучения определяются в основном тем, насколько хорошо организована самостоятельная работа школьников.

    Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.

    Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

    · совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания общего среднего образования;

    · введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

    · внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

    · повышения эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

    · организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;

    · совершенствования механизмов управления системой общего среднего образования.

    Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

    Перечисленные положительные стороны использования информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании далеко не единственны. По мере изучения конкретных информационных технологий и областей информатизации образования будут описаны и другие многочисленные плюсы информатизации.

    Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.

    В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде диалога с компьютером. Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ . Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

    Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

    Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.

    Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ , предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника соблазну следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

    Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

    Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.

    Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.

    Определенную опасность таит внешнее поверхностное использование средств ИКТ и информационных ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном плане групповых и индивидуальных проектов.

    Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить заигравшихся школьников, которые, к сожалению, в настоящее время тоже не являются редкостью.

    Средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.

    Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

    И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

    Используя средства ИКТ , учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве поддерживающих средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.

    Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

    Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Необходимо учитывать несколько групп таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности учителей школ.

    В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у школьников определенных систем знаний. Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).

    Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения школьниками репродуктивными умениями. Потребности этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычислениями (сокращение времени, проверка и обработка результатов). Наряду с этим потребности второй группы возникают при отработке типовых умений по каждой дисциплине (определение цены деления измерительных приборов в физике, составление изомеров по углеродному скелету в химии) и при формировании общеучебных умений (общелогических - систематизации и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных - умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).

    Третья группа потребностей определяется необходимостью формирования у учащихся творческих умений (главным признаком творчества является новизна полученного продукта). Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один - наиболее рациональный с определенной точки зрения, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса (нахождение оптимального решения не только математически, но и графически). Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений (использование цифровых конструкторов, позволяющих собирать целое из частей, моделировать объекты и процессы). Кроме того, сюда можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий. И, наконец, к третьей группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходимость использования соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий.

    Четвертая группа потребностей связана с воспитанием и необходимостью формирования у школьников определенных личностных качеств. Потребности, относимые к четвертой группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем (анализ возможных последствий аварий, последствий применения различных технологий, позволяющий не только научить учащихся избегать подобных опасностей, но и воспитать нравственные оценки их возникновения в современном мире). Также потребности в использовании средств ИКТ образования могут возникать для формирования у школьников чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму.

    Все приведенные выше доводы и факторы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении школьников по принципу чем больше, тем лучше не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

    Тема: «Положительные и отрицательные числа»

    Система Л. В. Занкова

    И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С.Н. Кормишина Математика: Учебник для 4 класса - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»

    Учитель Алла Алексеевна Благодурова

    Общие цели и задачи

      Повторить понятия положительных и отрицательных чисел; закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами: сравнивать числа и решать задачи с помощью числовой прямой, используя средства ИКТ и ЕК ЦОР

      Развивать логическую смекалку, творческое мышление, используя различные формы работы;

      Развивать умения анализировать, обобщать и делать выводы.

    Ожидаемые результаты

    1.Знают определение положительных и отрицательных чисел..

    2. Умеют выполнять действия с положительными и отрицательными числами.

    3.Приводят примеры использования положительных и отрицательных чисел.

    Источники

    Методическая литература, учебник математики, интернет

    Тип урока

    У рок повторения, систематизации и обобщения знаний.

    Материалы и оборудование

    Интерактивная доска, ноутбук, карточки, презентация.

    Формирование УУД:

    Регулятивные:

    Выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

    Определять цель учебной деятельности самостоятельно;

    Составлять план действий при отработке способа действия;

    Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки

    Познавательные:

    Делать выводы на основе обобщения знаний;

    Ориентироваться в разнообразии способов решения задачи;

    Пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия;
    Коммуникативные:

    Соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении;

    Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами;
    - организовывать учебное взаимодействие в группе

    Ход урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    I .Организационно –мотивационный момент.

    Настрой на добро. Как вы это можете сделать?

    Улыбнитесь друг другу.

    II . Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятельности.

      Ребята, чтобы определить

    тему урока вам надо расшифровать слово.

    Установить закономерность составления логических цепочек и определить последнее число

    Учащиеся определяют буквы, которые складываются в слово «числа».

    Устанавливают закономерность составления логических цепочек и определяют последнее число.

    2.– На какие группы

    можно разделить все названные числа?

    Как можно назвать все

    записанные в I и II группах числа?

    Как можно назвать числа в этой группе.

    I группа – дробные числа, II группа – натуральные числа: 1, 4, 6; III группа – особое число 0.

    Это положительные числа.

    Это отрицательные числа.

    III . Постановка учебной задачи (проблемы).

    Проговаривание темы и цели урока.

    Кто поможет сформулировать тему урока?

    - Подумайте, какие задания будут на уроке?

    Сегодня урок обобщение по теме "Положительные и отрицательные числа". Приведем в систему изученный материал: координаты на прямой, противоположные числа, сравнение чисел.

    Положительные и отрицательные числа

    Сравнивать числа, работать с координатной прямой, решать задачи.

    IV . Работа по теме урока

    Повторение об отрицательных числах.

    Задания на сравнение чисел

    Самостоятельная работа

    Историческая справка.

    Практические задания.

    Физкультминутка

    Работа в парах.

    Итог урока. Рефлексия деятельности.

    Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    Ребята, а давайте мы представим, что мы не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами учёные и будем работать с отрицательными и положительными числами. Но чтобы продолжить работу вы должны пройти испытание, ответить на несколько вопросов.

    Назовите число которое вы видите.

    Как называется это число?

    Где оно расположено на координатной прямой?

    Скажите, пожалуйста, какие числа называются отрицательными?

    Назовите соседние с ним целые числа.

    Какое число будет противоположным данному?

    Если, мы говорим о координатной прямой, давайте вспомним, что мы о ней знаем.

    Что вы видите? Как нам его превратить в координатную прямую?

    Найдите координатную прямую?

    Так какая прямая называется координатной?

    Ну что ж с заданием все справились.

    И первое задание, которое поручили вашей лаборатории

    Записать красные числа в порядке возрастания, а синие в порядке убывания.

    Что значит в порядке возрастания и порядке убывания.

    Проверьте правильно ли выполнено задание?

    Ребята, давайте закрепим наш опыт. И выполним упражнение на стр.

    Прочитайте задание. Что вы скажите о задании?

    Выполните это задание самостоятельно.

    Скажите, а какие знания нам потребовались, чтобы выполнить это задание?

    Сейчас сядьте поудобнее, можно немножко расслабится, подготовится к следующим серьезным заданиям и прослушать небольшую историческую справку.

    Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.

    Скажите, пожалуйста, а эти определения отрицательных и положительных чисел как имущество и долг сейчас в нашем современном мире просматриваются? Как вы думаете?

    Все научно-исследовательские институты решают задачи, которые потом применяются на практике. Сейчас мы тоже решим несколько задач, в которых увидим, где применяются отрицательные числа

    Работа с ТЕРМОМЕТРОМ.

    Что вам напоминает термометр?

    Назвать температуру.

    А сейчас мы свои исследования будем отмечать на координатной прямой и записывать результаты исследования.

    Начертите координатную прямую.

    Какую температуру показывает термометр?

    На сколько опустилась температура?

    Какой стала температура воздуха к вечеру?

    Как узнали?

    Запишите выражения

    Какой стала температура воздуха в полночь?

    …….

    Какой стала температура воздуха к утру?

    Давайте проверим, такие ли у вас получились выражения?

    А сейчас мы будем работать в парах. На предстоит решить задачу № . Посмотрим какая пара быстрее справится с данным заданием.

    Решение задачи.

    Как изменить условие, чтобы решение стало короче?

    Как вы думаете, справились вы исследовательской работой?

    Какое важное открытие вы для себя сделали сегодня?

    Продолжи фразу:

    Я узнал (а) …
    Я повторил (а) …
    Я научился (лась) …

    Как вы думаете, решили вы на уроке поставленные задачи,

    мне хотелось бы узнать, как вы сами оцениваете свою работу на уроке. У каждого из вас, на парте, лежат смайлики. Покажите тот смайлик, который соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока.

    Выставление отметок.

    Отрицательное.

    Слева от 0.

    Отрицательными числами называются числа, которые расположены на координатной прямой слева от нуля

    18 и -20

    Координатный луч.

    Начертить дополнительный луч.

    Координатной прямой называется прямая, на которой есть начало отсчета, единичный отрезок и направление

    От меньшего к большему и от большего к меньшему.

    Это задание похоже на предыдущее, но отличается тем, что мы сравниваем положительные и отрицательные числа.

    Мы знаем, что положительные числа располагаются справа от 0 и чем дальше число от 0, тем оно больше, отрицательные числа располагаются слева от 0 и чем число дальше от нуля, тем оно меньше.

    15 градусов тепла

    15 градусов выше нуля

    15, С

    0,С

    5 градусов мороза

    5 градусов ниже нуля

    5,С

    Строят координатную прямую.

    10гр.

    На 4 гр.

    6 гр.

    10 -4= 6

    6-6=0

    0-3= -3

    Строят координатную прямую.

    14-2=12 отрезков

    12х2= 24 м

    24:2=12м

    12:2=6 отрезков

    2-6= -4 число

    mob_info