Дж гилфорд биография. Факторные теории интеллекта (Дж. Гилфорд). Подход В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратовой

Креативность - как универсальная познавательная творческая способность приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда . Гилфорд внёс незаменимый вклад в исследование креативности, он выделил 16 факторов характеризующих креативность. Среди них -- беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов). В 1967 году Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности.

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией.

Конвергентное мышление - это решение задачи, на основе множества условий и нахождением единственно верное решение.

Рис. 1.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях».

Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Общий интеллект не включается в структуру креативности.


Рис. 2.

Он выделил четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность -- способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость -- способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

3) образная адаптивная гибкость -- способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость -- способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

На этой основе были разработаны тесты исследования способностей (ARP), преимущественно дивергентной продуктивности. (Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву»; Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета»; Составление изображений: «Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция…»)

Так же как и Гилфорд рассматривает креативность Тэйлор -- не как единый фактор, а как совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в той или иной степени.

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса .

Креативность Торренс определяет как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, а творческий акт делит на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. В Модель креативности Торренс включил такие параметры как: легкость - как быстрота выполнения тестовых заданий, гибкость - как число переключений с одного класса объектов на другой, оригинальность - как минимальная частота встречаемости данного ответа и точность. Точность оценивается по аналогии с тестами интеллекта. В данном подходе критерием являются характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, а не качество результата. Торренсом даже была предложена теория «интеллектуального порога»: при IQ ниже 120 баллов интеллект и креативность образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.

Нужно отметить, что Гилфорд впервые предложил исследовать креативность с помощью обыкновенных тестов «карандаш-и-бумага». Это сделало возможным проведение исследований на обыкновенных людях. Однако, ряд исследователей критиковали быстрые тесты как неадекватные способы измерения креативности. Были и такие кто считали, что беглость, гибкость, оригинальность не улавливают сущности креативности, а исследование творческих способностей обычных людей не может помочь понять природу исключительных примеров креативности.

Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:

1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Данная батарея тестов была предложена Е. Туник. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.
Время проведения процедуры - около 40 минут.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация - слова - предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация - выражение - предназначена для детей 9-15 лет.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача

Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?
Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста - 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах.
Имеются три показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) - суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n.

Б - беглость,
n - число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, - очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

2) Гибкость - число классов (категорий) ответов.

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).
10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.
Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3 m.

Г - показатель гибкости,
m - число использованных категорий.

3) Оригинальность - число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.

Один оригинальный ответ - 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

0р = 5 k.


Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.

Т 1 - суммарный показатель первого субтеста,
Б 1 - беглость по 1 субтесту,
Г 1 - гибкость по 1 субтесту,
Ор 1 - оригинальность по 1 субтесту,
n - общее число уместных ответов,
m - число категорий,
k - число оригинальных ответов.

Субтест 2. Последствия ситуации

Задача

Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция для испытуемого

Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.
Имеются два показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) - общее число приведенных последствий.
1 ответ (1 следствие) - 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность - число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке
30-40 человек).
1 оригинальный ответ - 5 баллов.

0р = 5 k.

0р - показатель оригинальности,
k - число оригинальных ответов.

Т 2 = n + 5 k.

Т 2 - суммарный показатель второго субтеста.

Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3а. Слова

Модификация для детей 5-8 лет.
Субтест проводится индивидуально.

Задача

Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция для испытуемого

1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка».
На ответ дается 2 минуты.
2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка».
На ответ дается 2 минуты.
Время выполнения всего субтеста - 4 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Имеются два показателя.

1) Беглость - общее число приведенных слов.
1 слово - 1 балл.

Б - показатель беглости,
n - общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

2) Оригинальность - число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30-40 человек.
1 оригинальное слово - 5 баллов.

0р = 5 k.


k - число оригинальных слов.

Т 3 = n + 5 k.

Т 3 - суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5-8 лет).

Субтест 3б. Выражение

Модификация для детей 9-15 лет

Задача

Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемого

Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).
Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».
А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.
Время выполнения субтеста - 5 минут.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

1) Беглость - число придуманных предложений (n).
1 предложение - 1 балл.

Б = n.

2) Гибкость - число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».
1 слово - 0,1 балла.

Г = 0,1 m.

Г - показатель гибкости,
m - число слов, используемых один раз.

3) Оригинальность

Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.
Одно оригинальное предложение - 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор - показатель оригинальности,
k - число оригинальных предложений.

Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.

Т 3 - суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9-15 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача

Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция для испытуемого

Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?
Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

1) Беглость - суммарное число приведенных определений (n).
Одно определение - 1 балл.

Б = n.

Б - показатель беглости.

2) Гибкость - число категорий ответов.

Г = 3 m.

Г - показатель гибкости,
m - число категорий ответов.

Категории ответов
1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл - 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

Г = 3 m.

Г - показатель гибкости,
m - число категорий.

3) Оригинальность - число оригинальных определений.

Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30-40 человек.
Одно оригинальное определение - 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор - показатель оригинальности,
k - число оригинальных определений.

Т 4 = n + 3 m + 5 k.

Т 4 - суммарный показатель четвертого субтеста.

Субтест 5. Составление изображений

Задача

Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция для испытуемого

Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором - дом, в третьем - клоуна, а в четвертом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания - лампа.
Время выполнения всех рисунков - 8 минут.
Длина стороны квадрата - 8 см (для тестового бланка).

Оценивание

Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость - гибкость. В данном показателе учитываются:

n 1 - число изображенных элементов (деталей);
n 2 - число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.
Одна деталь - 0,1 балла.
Один класс фигур - 1 балл.
n 3 - число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).
Одна ошибка - 0,1 балла.

Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i - 0,1 n 3i)

Б - беглость,

Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

2) Оригинальность

k 1 - число оригинальных элементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.
Один оригинальный элемент - 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
k 2 - оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30-40 человек.
k 2 может принимать значения 0 или 1.
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)

0 р 4 i=1 = 5 k + k 1i .

Ор - оригинальность,
i - номер рисунка (от 1 до 4).

Т 5 = Б + 0р.

Т 5 - суммарный показатель пятого субтеста,
Б - беглость,
0р - оригинальность.

Субтест 6. Эскизы

Задача

Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

Инструкция для испытуемого

Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.
Время выполнения задания - 10 минут.
Тестовый бланк - это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга - 1,5 см.

Оценивание

Проводится по трем показателям:

1) Беглость - число адекватных задаче рисунков.
Один рисунок - 1 балл.

n - число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал - круг.

2) Гибкость - число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.
Одна категория - 3 балла.

Г = 3m.

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).
2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
5. Игрушки, игры (любые).
6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
7. Лицо (любое человеческое лицо).
8. Люди (человек).
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда.
11. Предметы домашнего обихода.
12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
13. Растения (любые - деревья, травы, цветы).
14. Спортивные снаряды.
15. Съедобные продукты (еда).
16. Узоры, орнаменты.
17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

3.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса

Креативность - как универсальная познавательная творческая способность приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда . Гилфорд внёс незаменимый вклад в исследование креативности, он выделил 16 факторов характеризующих креативность. Среди них -- беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов). В 1967 году Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности.

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией.

Конвергентное мышление - это решение задачи, на основе множества условий и нахождением единственно верное решение.

Рис. 1. Схема процесса конвергентного мышления.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях».

Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Общий интеллект не включается в структуру креативности.

Рис. 2. Схема процесса дивергентного мышления

Он выделил четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность -- способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость -- способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

3) образная адаптивная гибкость -- способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость -- способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

На этой основе были разработаны тесты исследования способностей (ARP), преимущественно дивергентной продуктивности. (Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву»; Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета»; Составление изображений: «Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция…»)

Так же как и Гилфорд рассматривает креативность Тэйлор -- не как единый фактор, а как совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в той или иной степени.

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса .

Креативность Торренс определяет как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, а творческий акт делит на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. В Модель креативности Торренс включил такие параметры как: легкость - как быстрота выполнения тестовых заданий, гибкость - как число переключений с одного класса объектов на другой, оригинальность - как минимальная частота встречаемости данного ответа и точность. Точность оценивается по аналогии с тестами интеллекта. В данном подходе критерием являются характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, а не качество результата. Торренсом даже была предложена теория «интеллектуального порога»: при IQ ниже 120 баллов интеллект и креативность образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.

Нужно отметить, что Гилфорд впервые предложил исследовать креативность с помощью обыкновенных тестов «карандаш-и-бумага». Это сделало возможным проведение исследований на обыкновенных людях. Однако, ряд исследователей критиковали быстрые тесты как неадекватные способы измерения креативности. Были и такие кто считали, что беглость, гибкость, оригинальность не улавливают сущности креативности, а исследование творческих способностей обычных людей не может помочь понять природу исключительных примеров креативности.

Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса

Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 62.. Его программа включала в себя несколько этапов...

Анализ психодиагностических возможностей методики Торренса

Влияние уровня личностной и социальной креативности подростков на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации

Креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлений ее изучения. Изучением креативности занимались Дж. Гилфорд, Э...

Воображение и креативная функция мышления

В данной работе, наряду с задачей изучения теоретических основ воображения и креативности на основе литературы, мы ставили перед собой цель выявить уровень креативности испытуемых. Для этого мы использовали методику Торренса...

Диагностика и развитие творческих способностей подростков

Диагностика черт личности

Вероятно, в психологическом мире Гилфорд более всего известен благодаря работам в области интеллекта и творчества, а также по трудам в области статистики и психометрических методов. Тем не менее...

Интеллектуальное развитие в детском возрасте

Джой Гилфорд более дифференцировал модель развития умственных способностей. Он обозначил умственные способности как объединение содержания, операций и продукта...

Исследование взаимосвязи между креативностью и составляющими социально-психологической адаптированности подростков

Предполагая существование творческой способности как таковой, необходимо проследить процесс ее возникновения и развития. Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей...

Креативность лиц мужского и женского пола

Творческие компоненты интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых. Однако в большинстве исследований творчества фактически не учитывались индивидуальные различия в этих же творческих способностях...

Креативность – что это такое?

Целью проведения тестирования образной креативности с помощью теста Е. Торренса является выявление уровня развития креативности у детей дошкольного возраста. Задачей данного тестирования было ознакомление с тестом Е...

Основные современные концепции одаренности

«Структура интеллекта» Дж. Гилфорда легла в основу многих психолого-педагогических концепций диагностики, прогнозирования, обучения и развития одаренных детей в зарубежной педагогической теории и практике...

Понятие об интеллекте и его коэффициент по Джону Гилфорду

Подход Л. Терстоуна о множественности интеллектуальных способностей был развит в работах американского психолога Дж. Гилфорда, предложившего модель для описания различных типов интеллектуальных способностей...

Сущность креативности

Творческие компоненты интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых. Однако в большинстве исследований творчества фактически не учитывались индивидуальные различия в этих же творческих способностях...

Творческие способности у детей младшего школьного возраста

Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях: исследование творческих способностей учащихся; индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах:...

Джой Гилфорд решал сложнейшую (!) задачу: пытался построить многомерную модель интелекта человека. К моменту создания им своей модели уже было понятно, что простейший одно- или двух-факторые научные модели вряд ли смогут описать столь сложное явление…

Джой Гилфорд исходил из следующих допущений (которые часто забывают указывать в психологической литературе):

1) Интеллект можно представить в виде из трёх измерений:

2) Указанные три измерения независимы (ортогональны).

3) Указанные три измерения представляют шкалы наименований.

4) Каждое из указанных измерений, в свою очередь, можно разложить на переменные:

- 4 вида содержания: образное, символическое, семантическое, поведенческое;

- 5 видов операций: оценка, конвергентное мышление, дивергентное мышление , память, познание;

- 6 видов результатов: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы (в некоторых переводах - предвидение).

5) Общее количество возможных сочетаний указанных переменных: 4 х 5 х 6 =120

6) Далее, используя идеи математической статистики, Джой Гилфорд надеялся найти корреляционные связи наблюдаемых переменных в тестах творческих способностей человека и свести их к небольшому числу не наблюдаемых факторов.

Что касается меня, то я считаю наиболее значительным труд по развитию единой теории человеческого интеллекта. Эта теория объединяет известные специфические или основные интеллектуальные способности в единую систему, называемую структурой интеллекта. Это та система, которой я посвящу большую часть своей лекции с очень краткими ссылками на то, какое значение имеют положения теории для психологии мышления и проблемы решения задач - для профессиональных тестов и образования.

Открытие составляющих интеллекта было осуществлено путём применения в экспериментальных исследованиях метода факторного анализа. Вам нет необходимости что-либо знать о теории или методе факторного анализа, для того чтобы проследить за процессом рассмотрения компонентов, входящих в структуру интеллекта. Мне хотелось бы отметить, однако, что факторный анализ не имеет ни сходства, ни связи с психоанализом. Для того чтобы позитивные утверждения были более понятными, я лишь отмечу, что каждый компонент интеллекта, или фактор, является способностью, единственной в своем роде, которая необходима для выполнения теста или задачи определённого типа. Общее правило, которое мы вывели, состоит в том, что некоторые лица, хорошо выполняющие одни тесты, могут неудачно действовать при решении тестов другого типа. Мы пришли к заключению, что фактор характеризуется теми свойствами, которые в тестах того или иного типа являются общими. Я приведу примеры с тестами, которые представляют в совокупности фактор.

Хотя между факторами существует и явное различие, обнаруживаемое в факторном анализе, в самые последние годы стало ясно, что и сами факторы могут быть подвергнуты классификации, так как в некоторых отношениях они похожи один на другой. Основание классификации должно соответствовать основному виду процесса или выполняемой операции. Такой вид классификации дает пять больших групп интеллектуальных способностей: факторы познания, памяти, конвергентного и дивергентного мышления и оценки.

Познание означает открытие, повторное открытие или узнавание. Память - сохранение того, что было познано. Два вида продуктивного мышления порождают новую информацию из уже известной и сохранившейся в памяти информации. При операциях дивергентного мышления мы мыслим в различных направлениях, иногда исследуя, иногда отыскивая различие. В процессе конвергентного мышления информация приводит нас к одному правильному ответу или к узнаванию лучшего или обычного ответа. При оценке мы стремимся решить, каково качество, правильность, соответствие или адекватность того, что мы знаем, помним и создаем с помощью продуктивного мышления.

Второй способ классификации интеллектуальных факторов соответствует виду материала или включенного в него содержания. До сих пор известно три вида материала или содержания: содержание может быть представлено в виде изображений, символов или быть семантическим содержанием. Изображения являются таким конкретным материалом, который воспринимается с помощью органов чувств. В нём нет ничего, помимо него самого. Воспринимаемый материал имеет такие свойства, как величина, форма, цвет, место, плотность. То, что мы слышим или чувствуем, представляет собой примеры различных видов образного, конкретного материала. Символическое содержание состоит из букв, цифр и других условных знаков, обычно объединенных в общие системы, такие, как алфавит или числовые системы. Семантическое содержание выступает в форме значений слов или мыслей, оно не нуждается в примерах. Когда к определённому содержанию применяется та или иная операция, получается не менее шести видов конечного мыслительного продукта. Достаточно доказательно можно утверждать, что, несмотря на комбинацию операций и содержаний, обнаружена связь тех же шести видов конечного мыслительного продукта. Эти виды следующие: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, предвидения. Это лишь основные известные нам виды мыслительного продукта, выявленные факторным анализом. В качестве таковых они могут быть основными классами, которым соответствуют психологически все виды информации.

Эти три вида классификации факторов интеллекта можно представить в виде модели куба, приведенного на Рис. 1 . На этой модели, которую мы называем структурой интеллекта, каждое измерение представляет собой один из способов измерения факторов. В одном измерении расположены различные виды операций, в другом - разные виды конечного мыслительного продукта, в третьем - разные виды содержания. В измерении, относящемся к содержанию, добавлена четвёртая категория, обозначенная как поведенческая, что сделано исходя из чисто теоретических соображений - представить общую способность, иногда обозначаемую как социальный интеллект. […]

Для того чтобы обеспечить лучшее понимание модели и создать основу для её признания как картины человеческого интеллекта, я подвергну её систематическому рассмотрению, использовав несколько примеров соответствующих тестов. Каждая клетка (более точно было бы сказать - кубик - Прим. И.Л. Викентьева) этой модели обозначает вид способности, который может быть описан в терминах операции, содержания и продукта, и для каждой клетки в месте её пересечения с другими имеется единственное сочетание видов операции, содержания и продукта. Тест для определения той или иной мыслительной способности должен давать те же самые три характеристики.

Джой Гилфорд, Три стороны интеллекта задач в Сб.: Психология мышления, М., Прогресс, 1965 г., с. 434-437.

За основу в создании концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности Дж. Гилфорд взял свою кубообразную модель структуры интеллекта и выявленные им различия между конвергентным и дивергентным мышлением. Именно дивергентное мышление он связал с творческими способностями.

В своих последних работах Гилфорд выделяет шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) способность продуцировать разнообразные идеи (гибкость); 4) способность отвечать на раздражители нестандартно (оригинальность); 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать проблемы (способность к анализу и синтезу).

Дж. Гилфорд и его последователь Э.П. Торренс , являются главными идеологами «психометрического» подхода к исследованию креативности, т.е. ими были разработаны тесты креативности; процедура исследования креативности подобна процедуре тестирования интеллекта.

Концепция М. Воллаха и Н. Когана

М. Воллах и Н. Коган считают, что для получения достоверных данных о креативности нужно кардинально изменить процедуру исследования. Они выказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия «правильного ответа», в противном случае все тесты креативности, по сути, окажутся тестами диагностики IQ.

Многие исследования показали, что наличие у испытуемого мотивации достижений, соревновательной мотивации, а также мотивации социального одобрения затрудняют проявление творческих способностей личности, в целом блокируют ее самоактуализацию. Учитывая это, М. Воллах и Н. Коган проводили тестирование детей и подростков в виде игры, при этом соревнование между участниками сводилось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого.

Очень часто с высоким уровнем креативности связывают слабую приспособляемость человека к социальному окружению. М. Воллах и Н. Коган, изучая связь между креативностью и интеллектом, пытались проверить это. Они выявили четыре группы детей, которые отличались способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем.

Наиболее адаптивными являются дети с высокими уровнями интеллекта и креативности, далее идут дети также с высоким уровнем интеллекта, но низкой креативностью. Наименее социально адаптивными становятся дети с высокой креативностью и низким уровнем интеллекта. Демонстрируют хорошую адаптацию (по крайней мере, внешне) дети с низким уровнем как интеллекта, так и креативности.

«Теория инвестирования» Р. Стернберга

Теория, предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом, является одной из последних по времени возникновения. Авторы дают свое определение креативного человека. Он умеет заниматься неизвестными или мало популярными идеями; вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене». Главное – верно оценить потенциал развития первоначальных идей и возможный спрос. Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, наличие толерантности к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Обязательным фактором проявления креативности является наличие творческой среды.

Подход В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратовой

Довольно часто при исследовании креативности авторы различных концепций необоснованно смещают понятия: креативность отождествляют с нестандартностью, нестандартность – с оригинальностью, а оригинальность, в свою очередь, – с редко встречающимся ответом в данной выборке испытуемых. Возникает вопрос: всегда ли последний является креативным? При положительном ответе мы вправе отнести к проявлениям креативности любое отклонения (девиацию): от акцентуации характера до аутичного мышления.

Существует мнение, что критерием креативности может стать наличие осмысленности, которая воспринимается окружающими. Смысловой критерий, в отличие от частотного, позволяет разграничивать продуктивные (творческие) и непродуктивные (девиантные) проявления человеческой активности. В.Н. Дружинин подчеркивает, что «смысловой критерий позволяет при тестировании разделить поведенческие проявления испытуемого при тестировании на воспроизводящие (стереотипные), оригинальные (творческие) и неосмысленные (девиантные)» . Оригинальные ответы человек дает при выделении одних свойств предметов и отвлечении от других свойств. Выделение неочевидных, скрытых признаков изменяет смысловую иерархию их значимости, и предмет предстает в новом свете, что порождает эффект неожиданности, оригинальности. Однако оригинальными являются те ассоциации, которые не слишком удалены от очевидных признаков. Таким образом, оригинальные ответы занимают промежуточное положение между воспроизводящими (стереотипными) и неосмысленными ответами. Именно оригинальные ответы являются признаком креативности, однако, по мнению В.Н. Дружинина, современные тесты креативности, скорее, позволяют выявить креативов, но не позволяют точно определить некреативов. Причину этого он видит в том, что проявление креативности спонтанно и не подвластно внешней и внутренней регуляции.

Обучаемость (общие способности к усвоению знаний)

Обучаемость это общая познавательная способность, которая проявляется в скорости и легкости приобретения новых знаний и навыков, в качестве усвоения учебного материала и в качестве выполнения учебной деятельности .

В последнее время на основании ряда экспериментальных исследований было выдвинуто предположение о том, что общей обучаемости как способности не существует, а есть обучаемость как система специальных способностей. Существует гипотеза о двух способностях, т.е. двух видах обучаемости. Первая была названа «имплицитной» обучаемостью, вторая – «эксплицитной».

Имплицитная обучаемость представляет собой способность к элементарным формам обучения и запоминания. Она сохраняется даже у больных с удаленными височными долями коры головного мозга и проявляется в том, что человек в эксперименте улучшает выполнение определенных заданий, но сам не может описать, чему же он научился. Имплицитная обучаемость наряду с креативностью обусловлена доминированием бессознательной активности психики.

Эксплицитная обучаемость проявляется в быстром обучении, иногда после первого же «урока». Она позволяет нам распознавать случившиеся прежде и незнакомые события. Эксплицитная обучаемость, как и интеллект, связана с доминированием сознания над бессознательным в процессе регуляции. Ее еще называют «сознательной» обучаемостью .

Обучаемость, креативность, интеллект

Сложность изучения обучаемости как способности заключается в том, что на успешность обучения оказывают влияние очень многие факторы, и не только общий интеллект, а в первую очередь установки, интересы, мотивация и многие другие психические свойства личности. Не зря из одних научных и научно-популярных книг перекочевывают примеры того, как плохо учившийся в школе ученик в последующем достигает вершин научного «Олимпа»: становился доктором наук или Нобелевским лауреатом. Действительно, в разряд слабоуспевающих попадают ученики с высоким уровнем умственного развития. Причина кроется в отсутствии мотивации к учению. Однако люди с интеллектом ниже среднего никогда не входят в число хорошо успевающих учащихся . Эта зависимость подобна связи между интеллектом и креативностью, представленной в модели Э.П. Торренса . По этой модели интеллект служит базой креативности, поэтому человек с низким интеллектом никогда не будет креативом, хотя интеллектуал может не быть творческим человеком.

Уровни способностей

Способность/неспособность

Идея «каждый человек способен ко всему» многими учеными определяется как неверная. В связи с этим ставится вопрос: что представляет собой неспособность. Неспособность – (плохие способности) – это такая структура личности, которая неблагоприятна для освоения определенного вида деятельности, ее выполнения и совершенствования в ней. Неспособность – это степень несоответствия данной личности требованиям определенной деятельности. Выполнение какой-либо деятельности при неспособности к ней вызывает не только появление стойких ошибочных действий, но и чувство неудовлетворенности. Неспособность к определенному виду деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способности. К.К. Платонов определял ее как отрицательную способность. Это тоже определенная структура личности, в которую входят ее отрицательные для данной деятельности черты. Неспособность, как и способности, представляет собой общее качество личности, точнее, то же качество, что и способности, но с «отрицательным» знаком.

Талант

Более высокую ступень проявления способностей называют талантом. Талант это совокупность способностей, позволяющее человеку получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Как и отдельные способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Талант – это сочетание способностей. Отдельная способность, изолированная от других, не может быть определена как талант, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

Структура таланта зависит, в первую очередь, от характера требований, которые предъявляет личности та или иная деятельность (политическая, художественная, производственная, научная и т.д.). Есть и общие структурные элементы таланта, выявленные с помощью психологических исследований, проведенных в основном на одаренных детях. Первая группа особенностей связана с контролем и работоспособностью. Талантливым личностям присущи внимательность, собранность, постоянная готовность к работе. Вторая группа особенностей проявляется в склонности к труду, иногда даже в неуемной потребности трудиться. Третья группа связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью – это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Кроме того, для талантливых людей характерна потребность в занятиях определенным видом деятельности, зачастую подлинная страсть к избранному делу. Сочетание частных способностей у талантливых людей особое, характерное только для них.

Гениальность

Гениальность высшая ступень проявления творческой личности. Она выражается в творчестве, имеющем историческое значение для общества.

Если опираться на трактовку творчества как по большей части процесса бессознательного, гений – это человек, который творит на основании бессознательной активности. Он способен переживать самый широкий диапазон состояний благодаря тому, что выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции. Следовательно, гений по преимуществу творит через активность бессознательного творческого субъекта. «Талант же творит рационально, на основе продуманного плана. Гений по преимуществу креатив, талант – интеллектуал, хотя и та, и другая общие способности есть у обоих» . К другим признакам, отличающим гениальность от талантливости, относятся универсальность, бóльшая оригинальность и продолжительность творческого периода жизни.

В отличие от «просто креативов» гениальный человек обладает очень мощной активностью бессознательного. В связи с этим он склонен к крайним эмоциональным состояниям. Что из них является следствием, а что причиной, пока еще не установлено, но выявлена взаимосвязь между креативности с нейротизмом.

В.Н. Дружинин предлагает следующую «формулу гения»:

Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность ´ активность психики

Гений создает новую эпоху в своей области знаний. Для него характерны:

· чрезвычайная творческая продуктивность;

· овладение культурным наследием прошлого при решительном преодолении устаревших норм и традиций;

· деятельность, способствующая прогрессивному развитию общества.

Вопросы для самопроверки

1. Какие проблемы научной психологии способностей были заложены работами Ф. Гальтона?

2. Кто из данных психологов предложил одну из первых моделей интеллекта: Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд или Г. Айзенк?

3. В чем заключено различие межу способным и неспособным человеком?

4. По каким критериям можно оценить интеллект?

5. Как можно определить креативность?

6. Почему трудно исследовать обучаемость?

а) основная:

1. Блейхер Л.Ф., Бурлачук В.М. Психологическая диагностика интеллекта личности. – Киев: Высшая школа, 1978.

2. Дружинин В.Н . Психология общих способностей: Изд. 2-е, расш. и доп. – СПб.: Питер, 2000. – 368 с.

3. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Теплов Б.М . Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985. – С. 15-41.

б) дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1980. – С. 17-178.

2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. – М.: Педагогика, 1983.

3. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Педагогика, 1973. – 96 с.

4. Платонов К.К. Проблема способностей. – М.: Наука, 1972.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989.

6. Intelligence and Intelligence Testing // Psychology today: an introduction / R. Bootzin …. – 7th ed., 1999. – P. 309–339.

ГЛАВА 21. ОБУЧЕНИЕ И УЧЕНИЕ

mob_info