Выбор методов обучения в педагогике. Выбор методов и средств обучения. Генезис форм обучения

Страница 46 из 90

46. Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным.

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов обучения зависит:

– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

– цели, задач и содержания материала конкретного урока;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– возрастных особенностей учащихся;

– уровня их реальных познавательных возможностей;

– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

– особенностей классного коллектива;

– внешних условий (географических, производственного окружения);

– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.

Методы обучения в школе соответствуют образовательной и воспитательной цели, смысловые образования. Они настраивают учителя на воспитание всесторонне развитых людей, которые бы имели широкое образование и сознательно использовали свои знания и способности на пользу государства, общества. Особого внимания заслуживают методы, требующие от учащихся сознательного подхода, активности, самостоятельности и творчества в учебно-познавательной деятельности. В целом методы обучения зависят от общих целей образования и воспитания.

Процесс обучения в школе определяется системой дидактических принципов, вытекающих из его закономерностей. Дидактические принципы следует учитывать и при выборе методов обучения, посредством которых учитель должен постепенно, систематически обучать учащихся, подавать им учебный материал доступно, наглядно, научно, заботиться, чтобы учащиеся проявляли самостоятельность и активность и сознательно усваивали его.

Выбор метода в значительной мере зависит от учебной дисциплины. Отдельные методы успешно используются в процессе изучения всех учебных дисциплин (объяснение, беседа, работа с книгой), другие - только определенной группы предметов (лабораторные занятия проводят преимущественно по физике, химии, биологии). В каждом конкретном случае учитель решает, какой метод наиболее эффективен на уроке. Выбирая его, учитель прежде всего должен учитывать тему, цель урока. Если на уроке химии планируется раскрытие содержания новой темы, можно использовать методы рассказа, беседы, демонстрации опыта; на уроке закрепления приобретенных знаний и применение их на практике целесообразным является метод упражнений. Это свидетельствует, что цель урока, задачи, которые будут решаться на нем, играют решающую роль в выборе метода обучения.

Каждый урок имеет определенную структуру, которая определяет последовательность его этапов. На каждом этапе решают конкретные задачи, что также сказывается на выборе методов обучения. Так, проверку домашнего задания можно осуществить, прибегнув к индивидуальной, уплотненного или фронтального опроса, а для изучения нового материала нужны совсем другие методы.

Выбор метода зависит и от возрастных особенностей детей. Например, школьную лекцию нельзя читать в младших и средних классах, самостоятельную работу с книгой практикуют только тогда, когда у учащихся сформированы навыки такой работы. В значительной степени выбор метода обучения обусловлен учебно-материальной базой школы. Хорошо оборудованные учебные кабинеты, наглядные пособия позволяют не только использовать методы иллюстрирования, демонстрации, проведение лабораторных, практических и исследовательских работ, но и сочетать эти наглядные и практические методы со словесными.

На выбор метода обучения влияет и географическое расположение школы. Так, городские школы имеют лучшие возможности для использования в учебном процессе промышленных объектов, музеев, театров, а в сельских школах легче организовать наблюдение за природой, сельскохозяйственным производством, исследовательскую работу.

Выбирая метод обучения, учитель должен учитывать необходимость смены видов деятельности учащихся на уроке, чтобы поддерживать их внимание, заинтересованность. Ведь однообразие надоедает, ученикам становится неинтересно, они начинают скучать, что снижает эффективность процесса обучения.

Методы обучения зависят и от времени, отведенного на проведение урока. Следует подбирать методы, которые позволяют достичь учебной цели как можно меньшими затратами времени.

На выбор метода обучения влияет и личность педагога. Одни из них хорошо рассказывают, другие удачно организуют дискуссию, превращают урок в игру. Однако это не означает, что учитель должен использовать только те методы, которые ему лучше всего удаются. Педагогическое мастерство заключается в совершенном владении всей их совокупности.

Важным условием повышения эффективности методов обучения является их диалогичность, то есть включение в любого метода диалога между педагогом и учениками. Она активизирует и способствует развитию всех личностных функций, обеспечивает процесс усвоения знаний и др.

Длительная педагогическая практика дает учителю возможность, опираясь на свои теоретические знания в области дидактики, использовать в зависимости от обстоятельств эффективные методы. Только правильный выбор и применение методов обучения могут обеспечить высокий уровень знаний учащихся и сформировать у них потребность в систематической, сознательной, творческой учебной работы.

Определенную специфику имеет использование методов обучения в зарубежной школе. Американские учителя используют как традиционные (лекции, рассказ учителя), так и активные методы (работа с первичными документами, источниками, групповая работа, дискуссия, ролевая игра). Обязательными на уроках есть компьютеры, мультимедийные средства, видеотехника. Ученики являются активными участниками подготовки и выполнения групповых и индивидуальных проектов.

В классах американской школы много разнообразной техники: компьютеры, видеотехника, мультимедийные проекторы и тому подобное. Есть там и холодильники, микроволновые печи, которыми пользуются на перемене учителя и ученики. Нередко экспонируются фотографии учителя в кругу семьи, во время отпуска, которые свидетельствуют об определенных качествах его личности.

Американские школьники не носят учебники в школу, поскольку в каждом классе есть их комплект. Учебники оформлены фотографиями, рисунками, картами, схемами и графиками. Каждая часть начинается с определения учебных целей, завершается выводами, блоком вопросов и заданий разного уровня сложности. В пособии для учителя в полном объеме воспроизведен ученический учебник, размещены рекомендации по изучению учебного материала, использование материала учебника. В нем есть рубрика "Развитие критического мышления", ссылки на печатные, аудио и Интернет ресурсы. Учитель имеет в своем распоряжении и другие пособия - сборники тестовых заданий и вариантов проверочных работ, первичные документы и прочее. В распоряжении учителя есть комплекты настенных карт, учебные тематические видеофильмы и CD-диски с Power Point презентациями к темам курса, копировальная техника.

Вопрос. Задачи

1. Чем обусловлена необходимость использования в современной школе разнообразных методов обучения?

2. Какая из известных вам классификаций методов обучения самая оптимальная? Обоснуйте свой ответ.

3. От чего зависит выбор конкретного метода обучения?

4. В чем заключаются преимущества и недостатки словесных методов обучения? Какое место они занимают в современной школе?

5. В чем ценность и особенности использования наглядных методов обучения?

6. В котором взаимосвязи находятся практические методы обучения со словесными и наглядными?

7. Какие методы обучения эффективны в стимулировании учебно-познавательной деятельности учащихся?

8. Охарактеризуйте специфику методов контроля и самоконтроля в обучении.

9. С какой целью на уроках используют технические средства обучения? Какая методика Тх?

10. Охарактеризуйте методику использования учебника в процессе обучения.

Народная педагогика о методах обучения:

Кто думает, то и разум имеет.

Красное слово - золотой ключ.

Лошади управляют уздами, а человека - словами.

Что из глаз, то и с мысли. Как с глаз, так и из мысли. . Больше дела - меньше слов.

Не научишься плавать, пока в уши воды не наберешь.

Литература

Алексюк А. М. Общие методы обучения в школе. - К., 1973.

Близнец С П. Роль оценки в совершенствовании знаний, умений и навыков учащихся. - К., 1983.

Ващенко Г. Общие методы обучения. - К.(1997.

Вильяме Г., Маклин К. Компьютеры в школе. - М., 1988.

Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Ба-банского. - М., 1981.

Дидактика современной школы / Под ред. В. А. Вон и щука. - К., 1987.

Ильина Т. Ы. Педагогика. - М., 1984.

Коротяєв Бы. И. Методы учебно-познавательно? деятельности учащихся. - К., 1973.

Кухарев Н. В. На пуги к профессиональному совершенству. - М., 1990.

Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Выбр. произведения: В 5-ти т. - К..1976.-Т.2.

Сухорский С. Ф. Система учета успеваемости в школе. - К., 1968. Тематический учет знаний учащихся: Методическое письмо. - К., 1988.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Выбр. мэд. произведения: В 2-Х т. - К., 1983. - Т. 1.

Шевцова С. Что такое - метод проектов // Образование. - 2004.

Выбор методов и средств обучения

Успех обучения, как известно, зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т. е. методов обучения.

Под методом обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») понимают систему упорядоченных и целенаправленных взаимодействий между преподавателями и студентами, обеспечивающих реализацию педагогических целей обучения.

Существуют следующие методы обучения.

По источнику информации:

Словестные, наглядные, практические.

По способу усвоения :

Информационно-рецептивный,инструктивно-репродуктивный,продлемного изложения,эвристический, исследовательский.

По способу деятельности преподавателя и обучающегося:

Устное изложение, работа обучающихся, наблюденеи обучающихся.

По дидактической цели:

методы сообщения новых знаний,методы закрепления новых знаний,методы проверки и оценки знаний.

Соединение разных подходов (комплексный подход Ю.К. Бабанского):

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,методы ее стимулирования и мотивации,методы контроля и самоконтроля.

Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени. Выбор, как правило, определяется следующим:

1. Целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин.

2. Целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения.

3. Характером предмета (естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.).

4. Характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.).

5.Организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод (лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.).

6. В идом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении.

7.Физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия, и т.д.).

Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.

К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении.

Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.) Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами.

В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:

1. Компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени).

2. Адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.).

3. Информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование).

4. Интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.).

Выбор методов и средств обучения.

Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:

закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;

– общих целей обучения, воспитания и развития человека;

– конкретных образовательно-воспитательных задач;

– уровня мотивации обучения;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– количества и сложности учебного материала;

– уровня подготовленности учащихся;

– возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

– сформированности у учащихся учебных навыков;

– типа и структуры занятия;

– количества учащихся;

– интереса учащихся;

– взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);

– материально-технического обеспечения;

– особенностей личности педагога, его квалификации.

Изучение существенных отношений между целью, средствами педагогического воздействия и их результатами – одна из важнейших задач педагогической теории. Подчеркивая это, А.С. Макаренко сформулировал ставшие общепризнанными следующие положения:

1. Каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий;

2. Осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется и развивается;

3. Вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели;

4. Если частная цель несовместима с главной, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем.

5. Метод обучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность.

Контрольная работа

по предмету: «Теория обучения»

на тему: «Методы обучения и их выбор »


Введение

1. Понятие о методах обучения

2. Классификация методов обучения

3. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

4. Методы закрепления изучаемого материала

5. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала

6. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике

7. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся

8. Выбор методов обучения

Заключение

Список использованных источников


Введение

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов.

В настоящее время в педагогической литературе выделено довольно большое число методов обучения и воспитания (более 50 по подсчетам В.И. Андреева) . Кроме традиционных М.И. Махмутов дает по бинарной классификации 5 методов преподавания и 5 методов учения. Выделяется целая группа методов организации дидактических, деловых и других игр. Интенсивно разрабатываются эвристические методы (мозгового штурма, эмпатии, инверсии, эвристических вопросов и др.).

Но, несмотря на это, проблема методов обучения, как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике, остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии.

Категория методов обучения выводит на ответ на традиционный дидактический вопрос – как учить. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей .


1. Понятие о методах обучения

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», – сказано в философском словаре Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой – стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить ма териал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познава тельная деятельность учащихся.

Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.

2. Классификация методов обучения

Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. Дидактические исследования показывают, что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Рассмотрим важнейшие из них.

Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов:

а) словесные;

б) наглядные;

И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:

а) методы приобретения новых знаний,

б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,

в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

Кроме того, выделяют инновационные методы :

а) игровые методы обучения (инсценирование, генерации идей и др.);

б) методы тренинга;

в) методы программированного обучения;

г) методы компьютеризированного обучения;

д) методы гипнопедии (обучение в гипнотическом сне);

е) ситуационный метод;

ж) методы обучающего контроля и т. д.

Как видим, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных нами классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора в процессе реализации конкретных моделей подготовки и переподготовки специалистов.


3. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis – устный, словесный). Какова же сущность и приемы применения каждого из методов устного изложения знаний учителем?

Рассказ – образное, красочное, яркое монологическое изложение учебного материала учителем, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний .

Объяснение – это четкое, краткое, логическое и последовательное изложение сложного учебного материала учителем, сопровождающееся активным участием учеников в наблюдениях, демонстрациях, иллюстрациях. Объяснение сопровождается инструктированием учителем к правильному выполнению операций, действий, заданий: как учить. Как сделать, как организовать рабочее место .

Введение

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать

Самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ

Преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для

Учеников. Только тот образ преподавания верен, которым

Довольны ученики»

Л. Н. Толстой

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их

Классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы. Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Но деятельность не может протекать успешно, если при этом в комплексе не используются методы активизации познавательной деятельности такие как: стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся. Предлагаемый подход сочетания методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе.

1. Понятие о методах обучения. Основные группы и возможности методов обучения

Метод (от греческого слова metodos - буквально путь к чему- либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.

При целостном подходе необходимо выделить 3 большие группы методов обучения:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующее влияние педагога ведут к развитию внутреннего стимулирования учения у школьников. Контролирующее действие учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.

Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и другие); методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрации, демонстрация и другие). Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестетического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и другие). Выделение словесных, наглядных и практических методов нельзя считать обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников информации. Оно имеет определенное основание и во внутреннем плане через характеристику форм мышления.

Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию

осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивный и дедуктивный, а также репродуктивной и проблемно поисковой деятельности учащихся. Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы, имя в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством учителя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих, и поэтому теперь говорят об обязательном применении методов в определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной ситуации.

Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности:

Словесные методы, наглядные и практические методы (аспект передачи и

Восприятия учебной информации);

Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);

Репродуктивные и проблемно поисковые методы (аспект мышления);

Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, исходя из наличия двух больших групп мотивов, можно подразделить на методы стимулирования и мотивации интереса к учению и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении:

Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников, получения обратной связи во время учебного процесса - устных, письменных, лабораторно-практических.

Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения.

2. Соответствие целям и задачам обучения.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4.Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива

5. Соответствие имеющимся условиями и отведенному времени для обучения;

6. Соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее).

2. Условия выбора учителем методов обучения

2.1Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Словесные методы обучения . Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. К словесным методам обучения относят рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Возможно несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например беседой. Во время рассказа изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, с приведением иллюстраций и убедительных примеров. Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Учитель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задание для дальней шей самостоятельной работы по этой теме.

Лекция. Монологический способ изложения материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам или крупным разделам.

Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель

путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика»- нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, приводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа). Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников.

Объяснение . Объяснение - словесное истолкование закономерностей,

существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение- это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук,

решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно- следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления и аналогии; привлечение ярких примеров; безукоризненной логики изложения.

Дискуссия. Дискуссия, как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.

Наглядные методы обучения . Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при котором усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы обучения . Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

Лабораторные работы . Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких - либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Индуктивные и дедуктивные методы обучения. Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов - способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему или от общего к частному. Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические и физические задачи, особенно когда учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению некоторой более обобщенной формулы. Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

Методы самостоятельной работы. Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя. Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых

разнообразных видов учебной деятельности: работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде самостоятельной работы учеников с учебником.

2.2.Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения

Методы формирования познавательного интереса . Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Одним из приемов, водящих в метод эмоционального стимулирования учения- прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Познавательные игры. Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. В практике работы учителей используются настольные игры с познавательным содержанием .

Учебные дискуссии . К методам стимулирования и мотивации учения относятся создание ситуации познавательного спора. Учебные дискуссии учителя создают и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого специально предлагается ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения.

Создание ситуаций успеха в учении. . Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий школьников, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. К основным источникам интересов к учебной деятельности можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. С этой целью учителя подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса на уроках

2.3 Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы устного контроля . Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.

Методы письменного контроля . В процессе обучения эти методы

предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и прочее. Письменные контрольные работы, изложения, диктанты могут быть как кратковременными, проводимые в течении 15-20 минут, так и занимающими весь урок.

Методы машинного контроля. Программы для контроля составляются по методике контрольных программируемых упражнений. Ответы набираются или цифрами, или в виде формул. Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не может учесть психологические особенности ученика. Не позволяет она проверить и логичность, грамотность речи, своевременно оказать ученику помощь при затруднениях. Все это требует рационального сочетания машинного и безмашинного контроля за качеством подготовки учеников.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развития у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов, что особенно находит применение на уроках.

Заключение

Изучив в данной работе методы обучения и условия выбора учителем тех или иных методов, мы пришли к выводу о том, что методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы. Учителю при подготовке к уроку необходимо тщательно продумывать, какие методы обучения будут эффективны на данном этапе урока, в данном классе и в сочетание с другими методами обучения.

Литература

1.Банский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 2000.

2.Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического

исследования. - М.: Академия, 2001.

3.Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности

учащихся в процессе обучения.// «Вопросы психологии»., 1999, №5, с.

41-44.

4. Матюшкин A.M. Психологическая структура познавательной активности., //Вопросы психологии»., 1998, №4, с.5-16.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. - М.:

Просвещение, 2001.

6. Петровский А.В. Психология. - М.: Академия, 2000.

7. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учеб. пособ. - М., 2001.

8.Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. - М.: Центр «Педагогический поиск»., 2001, с. 160-162.

9.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 2000.


mob_info