Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по фгос. Как составить план урока: пошаговая инструкция Конспект занятия в доу по фгос образец

Предварительный просмотр:

Козаренко Е.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №53 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Алгоритм оформления конспекта НОД в соответствии с ФГОС ДО

Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Давайте вспомним, как это делается. Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись: Конспект непосредственной образовательной деятельности по (Область) на тему: «……………..» для детей старшего дошкольного возраста.
Ниже названия конспекта справа указывается фамилия, инициалы автора и его должность, № группы.
Внизу титульного листа, посередине пишется город, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель?

Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

А задачи формировать глаголам в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т.п .

Цель и задачи занятия заменяют программное содержание.

Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание . Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе . В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные .


Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:
1. Обучающие задачи (пишется, чему детей будем обучить на данном занятии). В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать - «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т.д.

2. Развивающие задачи (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).
3. Воспитывающие задачи (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии).
Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.
Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какая велась
предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (Беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т.д.)

Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).


Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход, участие родителей на НОД (если имеет место).

Материалы и оборудование: перечисляется какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).
Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.
Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы. Например:
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина;
б) наблюдение из окна за осенним небом;
в) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к словам небо, осень, листва).
II. Основная часть - 15 минут.
а) беседа о погодных явлениях осенью;
б) рассматривание календарей погоды;
в) физическая минутка;
г) составление рассказов об осенней погоде;
д) называние детьми осенних примет и поговорок об осени;
е) дидактическая игра «С какого дерева лист»... и т.д.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).
И, наконец, начинается описание хода НОД.
Ход НОД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Например:
Ход НОД:
1. Чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина;
Воспитатель: «Дети, а хотите, я вам прочту стихотворение А.С. Пушкина «Осень»?»
Дети: «Да, хотим!»
Воспитатель: «
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает...»
Итак далее по всем пунктам структуры НОД.

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта НОД следующая:
Если есть титульный лист, то вторая страница начинается с Цели, если без титульного листа, то выглядит следующим образом:

Тема: «Снежинки за окном» (Times New Roman 16)
(Средняя группа № 1 , Иванов И.И.)
(Times New Roman 14)
Образовательная область : Художественно-эстетическое развитие
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

Предварительная работа:
Методы и приемы
:
Материалы и оборудование:
Структура НОД:
I. Вводная часть:

II. Основная часть:
III. Заключительная часть:

Ход НОД:


Дзагоева Ирина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: дошкольное отделение МБОУ Одинцовской СОШ №3
Населённый пункт: г. Одинцово, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как правильно оформить конспект ООД в соответствии с ФГОС ДО"
Дата публикации: 27.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа №3 (дошкольное отделение)
ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ
«Составляем конспект организованной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» Подготовил: Старший воспитатель Дошкольного отделения МБОУ Одинцовской СОШ №3
Дзагоева И.Ю.
Г. Одинцово 2016
Конспект – основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность! Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и
быть методически грамотным.
Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют
«непосредственно образовательная

деятельность»
(НОД), в других -
«организованная образовательная

деятельность»
(ООД), в третьих -
«образовательная ситуация»
(ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность. Итак, как правильно составить конспект. Возможны два варианта подготовки этого документа, но титульный лист всегда должен соответствовать следующим требованиям оформления: 1. Титульный лист. В верхней части титульного листа, в центре, указывается название образовательной организации. В центре так же указывается вид организованной деятельности, ее тема, для какой возрастной группы составлен данный конспект. В правом нижнем углу (не совсем на краю листа) указывается, кто составил конспект (полностью ФИО, должность, номер группы – если есть). В нижней части листа, в центре, пишется название населенного пункта и год написания. Далее: Вариант 1 В начале конспекта обязательно указывается направление деятельности по программе и конкретная область реализации этой деятельности. (Вид ООД) 1. Тема занятия пишется кратко. 2. Цель – конечный результат, то, к чему мы стремимся. Программное содержание – то, что требует исполнения, решения которые необходимо решить на занятии прописываются развернуто. 3. Соблюдается триединство задач: обучающие (чему новому воспитатель научит детей) ; развивающие (какие познавательные процессы будут развиваться или совершенствоваться) (или коррекционно-развивающие) воспитывающие (какие социально-значимые личностные качества будут воспитываться или пополняться знания о них). 4. Интеграция образовательных областей: первой указывается основная образовательная область, а в скобках указываются другие образовательные области, включённые в данное занятие. 5. В словарной работе указываются слова, которые вводятся в активный и пассивный словарь детей на занятие и нужно объяснить их значение детям. Памятка! Конкретно перечисляются слова, планируемые в активный и пассивный словарь. Необходимо помнить, что слова из пассивного словаря включаются в активный через 2-3 занятия. На занятиях по развитию речи обязательно вписываются задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь». 6. В конспекте кратко излагается, какая предварительная работа требуется, чтобы занятие прошло успешно и все задачи могли бы быть выполнены. 7. Отражаются педагогические средства и оборудование, необходимое для этого занятия: технические (в т. ч. компьютерные, методические, организационные средства. 8. Ход занятия описывается в логике последовательности использования указанных средств, когда и какой слайд будет использован, какие вопросы будут заданы детям, какая игра будет проведена. (Если игра составлена автором самостоятельно и не отражена в методических пособиях, следует указать и ход ее проведения, и цель использования на этом этапе занятия).
Этапы работы: 1.
Вводная часть:
Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе ООД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог). 2.
Основная часть:
Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений. 3.
Заключительная часть:
Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового. **** Повторение и развивающие задания. (Приводятся в конспекте по желанию воспитателя) 4.
Подведение итогов занятия
: описание положительных действий обучающихся, определение перспективы полученных компетенций (что нового узнали, где новое пригодится). Вариант 2 1.
Вид ООД:
занятия по сообщению новых знаний; занятия по закреплению знаний, умений, навыков; занятия по обобщению и систематизации; итоговые; учетно-проверочные; комбинированные (смешанные, объединенные); комплексные; интегрированные
2.

Цель ООД
3.
Программное содержание,
куда включаются: 1. Обучающие задачи (пишется, чему детей будем учить на данном занятии). 2. Развивающие задачи (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств). 3. Воспитывающие задачи (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии).
4.

Интеграция образовательных областей
5.
Словарная работа
планируется обязательно на каждом занятии. Конкретно перечисляются слова, планируемые в активный и пассивный словарь. Необходимо помнить, что слова из пассивного словаря включаются в активный через 2-3 занятия. На занятиях по развитию речи обязательно вписываются задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь». Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки. 6.
Оборудование
, которое будет использовано в данном ООД (например: интерактивная доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д.). Далее указывается
7.
Демонстрационный материал,
где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры. 8.
Раздаточный материал,
обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества. 9.
Предшествующая работа воспитателя
по подготовке к занятию: что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т. д. После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т. д.) 10.
Индивидуальную работу,
с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали. 11.
Структура
и
методические приемы,
используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы.
Например:
I. Вводная часть - 3 минуты. а) чтение стихотворения «Осень» А. С. Пушкина; б) наблюдение из окна за осенним небом; в) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к словам небо, осень, листва). II. Основная часть - 15 минут. а) беседа о погодных явлениях осенью; б) рассматривание календарей погоды; в) называние детьми осенних примет; г) составление рассказов об осенней погоде; д) называние детьми поговорок об осени; г) дидактическая игра «С какого дерева лист»... и т. д. III. Заключительная часть - 2 минуты. а) чтение рассказа об осени; б) прослушивание грамзаписи П. И. Чайковского «Сентябрь»; в) обобщение воспитателя; д) анализ занятия {о том какие знания показали дети). 12.
Организация детей на образовательной деятельности.
Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей - при необходимости помещается план размещения. Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой. 13.
Описание хода занятия
. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Итак, если кратко сформулировать все требования, то выглядеть структура

конспекта будет следующим образом:
1. Вид, тема ООД с указанием возрастной группы детей. 2. Цель ООД 3. Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи). 4. Словарная работа. 5. Оборудование для ООД. 6. Демонстрационный материал.
7. Раздаточный материал. 8. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к ООД. 9. Предварительная работа с детьми (со всей группой, с подгруппой, индивидуально). 10. Индивидуальная работа с детьми в ООД (какая, с кем, в какой части деятельности). 11. Структура ООД и методические приемы. 12. Организация детей на ООД. 13. Ход ООД (в прямой речи). 14. В конце завершающие фразы или анализ занятия. «Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования
ООД: «Путешествие с капелькой»
Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования.
Цель:
Формировать представление о свойствах воды
Задачи:
Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (не имеет цвета, вкуса и запаха). Развивающие задачи: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования методом сравнения. 2. Активизировать словарь детей (бесцветная, безвкусная).
Воспитательные задачи. 1. Воспитывать аккуратность в работе в процессе экспериментирования.
Предварительная работа
1. Беседы на темы: «Где можно встретить воду»; «Для чего и кому нужна вода»; 2. Проведение опытов с водой. 3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 4. Чтение сказок, стихотворений, рассказов, пословиц,загадывание загадок про воду. 5. Наблюдение в уголке природы за комнатными растениями,выполнение поручений (полив).
Вид деятельности:
познавательно-исследовательская
Форма – работы:
экспериментирование
Возраст детей:
вторая младшая группа (3-4 года)
Методы и приемы:
1. Наглядный (схемы – символы, обозначающие свойства воды). 2. Практический (наблюдение, эксперимент). 3. Словесный (рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово).
Интеграции образовательных областей:
Познавательно – исследовательская, социально – коммуникативная.
Материал к занятиям:
Капли воды, изготовленные из бумаги; схемы – символы, обозначающие свойства воды; стаканчики с водой и трубочки для коктейля (по количеству детей).
Ход занятия
Воспитатель: Ой, ребята, что сегодня утром было, Я же вам сказать забыла - Только в садик я зашла, Ко мне Капелька пришла (показывает картинку капельки, Говорит, мне чудо гостья, Вот любуюсь свысока, Нравится мне ваша Земля, Голубая и большая. Воспитатель: Ребята, капелька загадала нам загадку. Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя вам без …. (Воды) Воспитатель: - Правильно без воды, значит, о чём мы сегодня будем говорить? (о воде).
А что такое вода? (ответы детей). Какая вода бывает, вы знаете её свойства? Сегодня мы узнаем свойства воды. А пришла капелька к нам в гости и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе. Только найти их не смогла. Воспитатель: - Ребята, давайте покажем Капельке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. Дети в группе находят капельку в уголке природы: возле растений. Цветы надо поливать, без воды завянут, им нужна вода. Около раковины (мойки) находят капельку: помощнику воспитателя нужна вода, чтобы мыть посуду. В игровом уголке находят капельку, вода нужна, чтобы мыть игрушки. У стола, на котором стоит графин с водой, находят капельку, вода нужна, чтобы мы могли её попить. В туалетной комнате находят капельку, вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо. Воспитатель: Молодцы ребята. - Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем, с ребятами их беречь. Воспитатель: Ребята, а мы нашли ответы на вопросы, какая бывает вода? Может, в лаборатории мы найдем ответы на наши вопросы? Воспитатель: Давайте пройдем в лабораторию и пригласим с нами Капельку. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории: - Не шуметь – этим мы мешаем другим. - Аккуратно обращаться с посудой. - Слушать внимательно воспитателя. - Закончив наблюдение, сделать вывод. Опыт №1: «Вода – жидкость» Один – с водой, другой – пустой. Аккуратно переливаем воду из одного в другой. Воспитатель: Что происходит с водой? Дети: Она льётся. Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая). Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Вывод: Вода – это жидкость (вешаю символ на доску). Опыт №2 «Вода прозрачная» Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика дети кидают монетки. Воспитатель: В каком стаканчике видна монетка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна монетка? Дети: Вода прозрачная, а молоко - нет. Вывод: Вода бесцветная, не имеет цвета (вешаю символ на доску). Опыт №3: «У воды нет запаха». Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха (вешаю символ). Опыт №4 «У воды нет вкуса». Воспитатель предлагает детям взять трубочку для коктейля и попробовать воду. Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно, чистая вода не имеет вкуса. Вода безвкусная, не имеет вкуса (вешаю символ). А если мы положим в стакан с водой сахар или соль, какой на вкус станет вода? (дети выполняют опыт сами). Соленая и сладкая. Воспитатель: Ребята, проделав наши опыты, мы с вами узнали, какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода не имеет цвета, не имеет вкуса и запаха. Молодцы ребята! Воспитатель: Ребята, а давайте порадуем нашу гостью и подарим ей красивые мыльные пузыри. Опыт № 5. Этот опыт называется «Салют из мыльных пузырей» Материалы: стаканы с водой, пипетки с жидким мылом, трубочки для коктейля.
В стакан с водой капните из пипетки жидкого мыла. Опустить трубочку для коктейля в стакан и подуйте через трубочку. Что же вы видите? (появилась мыльные пузыри). Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо! Капелька очень рада, что вы так много знаете, про воду.
Итог:
Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек- капелек, знаете, как помогают, и какую пользу они приносят нам. (Детям вручаются пузырьки с мыльными пузырями в подарок).

Консультация для воспитателей

Подготовила старший воспитатель

Ганиева Ирина Хиндулловна

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.

Давайте вспомним, как это делается.

Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему: «……………..» для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш посёлок, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Игрим

2010

Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели являются и бывают:

  1. Обучающими;
  2. Развивающими;
  3. Воспитывающими.

Рассмотрим на примере:

Цель: развитие стремлений детей сознательно совершенствовать движения.

Задачи:

  1. Учить элементам танцевальных движений;
  2. Развивать пластическую выразительность движений;
  3. Воспитывать у детей желание выполнять упражнения красиво и с пользой для своего здоровья.

Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д. А задачи формировать глаголам в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т.п. цели и задачи занятия заменяют программное содержание.

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить. Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива. Мотив – это причина побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

  1. Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.
  2. Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.
  3. Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

КАК ПИСАТЬ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Указания к составлению конспекта занятия

(за основу взяты дисциплины «Методика развития речи», «Логопедия»)

Подготовка к составлению занятия:

1. Определить программное содержание (в коррекционных методиках цели или задачи) занятия, опираясь на:

· программу воспитания и обучения детей (непосредственно разделы «развитие речи» и «ознакомление с окружающим»);

· ранее составленный групповой перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе;

· время года, в период которого создается занятие и наличие приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников, выборов и т.п.);

· дефект речевого развития детей;

· уровень развития детей, входящих в группу;

· ранее составленный индивидуальный перспективный план работы с ребенком;.

Определившись с подготовительным этапом составления конспекта занятия, переходим к составлению чернового варианта конспекта занятия.

2. необходимо сформулировать программное содержание (для конспекта по логопедии - цели или задачи ), которое, как и на всех видах занятий будет включать в себя три вида основных задач: образовательная (обучающая), развивающая, воспитательная (на логопедическом занятии вводится ещё один вид задачи - коррекционная ).

Логичнее начинать формулировать задачи в логопедических конспектах с коррекционной, в других с образовательной:

1. Коррекционные (указывается работа над ведущим (первичным) дефектом или раскрывается основная цель этапа коррекционной работы . Пример: «Совершенствовать умение употреблять звук «р» в словах и фразах».

2. Образовательные (здесь мы можем расширять знания , обогащать представления о предметах и явлениях окружающего и др. Удобно начинать формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить, расширить, уточнить, систематизировать, совершенствовать и т. п. какие-либо программные знания, умения, навыки . Пример: «Закрепить определения, характеризующие внешний вид овощей и фруктов».

3. Развивающие (применительно к дисциплинам «логопедия» и МРР, развитие характеристик голоса, дыхания, фонематического слуха и др. задачи развития речи, чаще развивают психические процессы - зрительную, слуховую, тактильную, двигательную внимание, память, восприятие и пр.).

4. Воспитательные предполагает воспитание в рамках проводимого занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого общения, коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, любовь к животным, уважение к труду, дисциплину на занятии и др.). Пример: «Воспитывать культуру речевого общения - совершенствовать умение формулировать просьбы».

o Каждой из перечисленных задач может быть несколько на одном занятии, но общее количество задач не менее 3-х для обычных конспектов и не менее 4-х для логопедического конспекта.

o При оформлении конспекта, не следует подписывать какого вида та или иная задача (образовательная, воспитательная и т.п.).

o Каждую задачу необходимо нумеровать отдельно, не совмещать несколько задач (Ошибочный вариант формулирования задачи: «Развивать внимание, память, дружелюбие, любовь к прекрасному»).

o Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего на вопрос «Что делать?» (Н-р: «Развить фонематический слух …» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух …» - правильный вариант).

o Задачи формулируем подробно, со всеми необходимыми пояснениями (н-р: «Развивать фонематический слух» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух: умение выделять первый звук в слове» - правильный вариант).

o Избегать при формулировке задач слов:

ü «УЧИТЬ», т.к. учить = познакомить + расширить + уточнить + закрепить + упражнять + совершенствовать + систематизировать + обобщить + и т.д. Подбираем наиболее точный глагол;

ü «ФОРМИРОВАТЬ», т.к. с точки зрения одних авторов это слово несет излишне авторитарный подтекст для современной гуманистической педагогики, а с точки зрения других отражает физиологическую сторону процесса развития, без участия педагога.

3. Определившись с задачами, которые необходимо решить на занятии, далее следует подобрать игры, упражнения и задания , которые помогут решить поставленные задачи. Следует обратить внимание, что обязательно, вначале составляется программное содержание (на основе учета потребностей ребенка или группы детей) и лишь потом, текст конспекта занятия.

4. Следующий шаг - подбор материала, который потребуется для проведения выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач. Весь материал необходимо будет указать, перечислить, возможно, деление материала на демонстрационный и раздаточный.

Перед тем как приступить к проведению занятия необходимо запланировать и провести предварительную работу , цель которой заключается в выяснении знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в систематизации, уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. Как правило, это беседы, прослушивание различных произведений, их заучивание, рассматривание картин, экскурсии, наблюдения.

Последнее, что необходимо предусмотреть, так это - индивидуальную работу с детьми на занятии. Необходимо учесть деятельность особо развитых детей (задания более сложные или дополнительные); работу с отстающими детьми (выделить их особо слабые стороны, которым будет уделено несколько больше внимания); взаимодействие с «трудными» детьми (подобрать такие приемы работы и их сочетаемость, чтобы и эти дети увлеклись заданиями и смогли избежать конфликтов со сверстниками и педагогами).

Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной ) части , которая длится 3-5 минут и включает в себя:

- Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).

- Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)

- Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.

- Сообщение цели занятия.

o На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты;

o очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме;

o I начало первой части, полностью слова «вводная часть» и т.п., указывать не следует.

Таким образом, цель данной части занятия - вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

Вторая часть - основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).

o При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть» и т.п., указывать не следует..

o Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).

o Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,

o По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.

o Так же одним из требований к занятию является степень активности детей - больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

o Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов - в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции - смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок.

Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.

Третья часть - итоговая. (до 3 -5 минут) Включает в себя:

- Обобщение, = вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую игру научим дома играть папу…, Что запомнилось,…, Что удивило…?) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали…». Восп.: «Правильно, мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».

- Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.

- Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.

- Выход в другой вид деятельности . Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».

o При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т.п., указывать не следует..

После составления, исправления и проверки черновика конспекта занятия, оформляется чистовой вариант по нижеизложенной схеме.

o Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия.

ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

Вначале конспекта или на титульном листе указать:

v Методику (предмет) по которой составлен конспект. Пример: логопедия; или методика развития речи.

v Раздел методики (нарушение речи для логопедического конспекта. Пример: дислалия, или развитие связной речи.

v Вид занятия (этап коррекционной работы). Пример: составление описательных рассказов по картине или этап автоматизации в словах и фразах.

v Тема занятия + сюжет. Пример: пересказ сказки «Заюшкина избушка» / «Развеселим Зайку» или (при дислалии указываем звук над которым работаем) «Звук «р» / «Помощь Незнайке».

v Возрастная группа детей. Пример: старшая группа .

v Индивидуальное или подгрупповое занятие. Пример: фронтальное занятие.

ЦЕЛИ (если конспект логопедический) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ или ЗАДАЧИ (если конспект по иным методикам):

Коррекционная

1. …

2. …

3. …

Образовательная (само это слово писать не следует)

1. …

2. …

3. …

Альбина Максимова
Как написать конспект для НОД в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Как правильно написать конспект образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО? Частый вопрос коллег способствовала подготовке консультации, которая состоит из двух частей. Первая часть данная консультация и вторая часть конспект занятия по лепке "Необычный снеговик".

Уважаемые коллеги, следует заметить, что в каждом регионе могут быть незначительные отличия, но всегда надо помнить, что конспект должен быть методически грамотным.

Начну с того, что в настоящее время четкого замещения слова «занятие» на данный момент нет. Занятия в детском саду всегда организуются в игровой форме с использованием сюрпризного момента, проблемной ситуации, проведением физкультминуток для двигательной активности воспитанников и здоровьесберегающих технологий.

Организованная образовательная деятельность - ООД (по ФГОС) отражает конкретную образовательную деятельность.

- Титульный лист . Указывается направление образовательной деятельности (например, Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. Развитие речи во второй младшей группе на тему: «Осень в гости к нам пришла.»)

- Программное содержание . Хочется особо обратить внимание педагогов на ошибки, которые чаще всего допускают коллеги. Многие пишут «ЦЕЛЬ» при планировании образовательной деятельности (ОД, вместо «ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ». Это методически неправильно. Обычно цель пишем, например, при планировании темы недели, при разработке проекта, развлечения, праздника и других, протяженных во времени образовательных мероприятий, так как цель невозможно достичь, например, за 10- 15 минут образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

«ЦЕЛЬ – это то к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить.» (ОЖЕГОВ С. И., Словарь русского языка). Цель – это общий результат.

Тем более цель бывает ОДНА, а задач может быть МНОГО. Цель всегда отвечает на вопрос: ЧТО? (Формирование, расширение, совершенствование)

ЗАДАЧА – это то, что требует выполнения, разрешения.» (ОЖЕГОВ С. И., Словарь русского языка.)

Задачи должны реализоваться в процессе занятия, и они должны быть конкретные к теме и их не должно быть слишком много.

Задачи можно заменить фразой «программное содержание» и разделить их на три группы: обучающие, развивающие, воспитательные (воспитывающие).

Здесь так же хочу обратить ваше ВНИМАНИЕ на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «ОБУЧАЮЩИЕ» пишут слово «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ», имея виду только обучающие задачи. А ведь в понятие слова «ОБРАЗОВАНИЕ» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В таком случае планируем только две задачи: развивающие и образовательные. Задача всегда отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? (обучать, формировать, приобщать)

- Материал и оборудование (материал демонстрационный и материал раздаточный.);

- Словарная работа (активизация словаря в ходе занятия);

- Предварительная работа (беседа, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, чтение стихотворений, рассказов, подготовка шаблонов фона для рисунка и т. д.);

- Методы и приемы (в ходе ОД);

- Ход образовательной деятельности :

Организационный момент.

Деление детей на подгруппы или организация к образовательной деятельности через ежедневный групповой ритуал (собираются дети в круг, где играют словесную игру, считаю сколько детей в кругу, сколько девочек и мальчиков, называют дни недели, работают у календаря природы в старших группах и т. д.) или при делении на подгруппы (карточки по цвету, у кого светлые волосы, у кого есть пуговицы и т. д. Очень важно при этом учитывать уровень развития, например, «Смурфики» - с высоким уровнем развития и «Смешарики» - средним.)

Вводная часть (мотивационный этап).

Педагог должен мотивировать детей на включение предстоящую деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации.

Например, дети находят письмо и узнают, что осень приглашает к себе в гости. Проблема: Осень живет далеко в лесу, как попасть к нему?

Основная часть (содержательный, деятельностный этап).

В основной части педагог:

Применяет педагогические методы, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи.

Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов.

Поисковые вопросы: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Какой? Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание.

Проблемные вопросы: Почему? Зачем? Что было бы, если бы? Каким образом? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Благодаря применению этих вопросов повысится речевая активность детей.

Например, педагог спрашивает: «Ребята, каким образом мы можем быстро добраться до леса, где живет Осень?» (Или обращается отдельно к ребенку и т. д.). Затем вопрос на осмысление: «Почему хотите поехать на автобусе, а не пешком?». Ответы детей. Принимать нужно любой детский ответ если даже он не правильный. Такой подход способствует выработке у детей стремления активного участия, желание высказать свое мнение по тому или иному вопросу во время образовательной деятельности.

Таким образом происходит анализ ситуации ребенком и объяснение: «На машине можно быстро можно добраться до леса и не устанешь, а пешком пока дойдешь до леса через весь город устанешь и станет темно.»

Дидактические игры.

Желательно использовать предметные действия с моделями и схемами, а также приемы сравнения и обобщения. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы (в парах, группах).

Вовлекает детей в различные виды деятельности. В процессе деятельности дети овладевают новыми знаниями и способами действия.

Например, педагог спрашивает: «Что случится, если листочки на деревьях останутся зелеными на зиму?», «Как можно сохранить красивые осенние листья?». Дети предлагают свои варианты, педагог уточняет и обобщает знания.

Итог основной части: происходит усвоение нового способа действия или нового знания (деревья прекращают сокодвижение и впадают в зимнюю спячку и засушивание листьев для поделок или для создания папки «Гербария»).

Заключительная часть (рефлексивный этап). Необходимо зафиксировать новые понятия и новые знания. Для этого педагог напоминает или вместе с детьми перечисляет этапы работы в ходе ОД.

Вопросы взрослого:

Мне очень интересно узнать что нового, интересного вы сегодня узнали?

А сейчас, давайте вспомним чем мы занимались.

Во что тебе (обращается конкретному ребенку) больше всего понравилось играть?

Кого из детей хотел бы ты похвалить и почему?

Молодцы! Вы меня тоже очень порадовали своими знаниями. Я горжусь вами.

Уважаемые коллеги буду рада каждому замечанию и пожеланию.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ.

Публикации по теме:

Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в соответствии с ФГОС дошкольного образования «Веселые игрушки» Конспект открытого занятия по развитию речи интегрированной НОД в соответствии с ФГОС дошкольного образования Тема: «Веселые игрушки» Тема:.

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского «Детский альбом» Задачи: 1. развивать эстетику, воображение, музыкальный.

Конспект занятия в соответствии с требованиями ФГОС во второй младшей группе Тема: " Елка". (Налеп из пластилина)Задачи: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон.

mob_info