Черная смерть в европе. Миф о возникновении бубонной чумы

К 1347 году черные крысы со своими смертоносными «пассажирами» добрались до Крымского полуострова. Пришли они туда, что называется в «удачный час». В то время порт Каффа (современная Феодосия), который принадлежал генуэзцам, осаждал татарский хан Джанибек Кипчак.

Чумной доктор в Средние века. (homsk.com)

Внезапно его огромное войско начала выкашивать неизвестная болезнь. Вот так это описывал Габриэль де Муссис, которому довелось в то время быть в Каффе: «Несметные полчища татар и сарацинов внезапно пали жертвой неизвестной болезни. Всю татарскую армию поразила болезнь. Каждый день погибали тысячи… Советы и помощь врачей не помогали…».

Разозленный татарский хан, тем не менее, сворачивать осаду не собирался. Вместо этого он приказал заряжать метательные орудия трупами и закидать ими город. На Каффу полетели тысячи зараженных тел. В городе воцарилась смерть. Понимая, что устоять не получится, генуэзские моряки в панике грузились на корабли и отправлялись в Италию. Они и не догадывались тогда, что стали своеобразными проводниками смерти. Вместе с ними на кораблях к апеннинским берегам устремились полчища крыс и блох. Но не только генуэзцы принесли чуму в Европу. Компанию им составили крестоносцы, подхватившие ее на Сицилии.

Главными разносчиками бубонной чумы были блохи на черных крысах

Вскоре вся Италия оказалась под колпаком смерти. К началу 1348 года «Великий мор» уже бушевал на территории соседних государств, и даже «стучался» в Англию. Оттуда на «попутках» — норвежских моряках — чума достигла берегов Исландии и даже Гренландии. Буквально за пару лет население Апеннинского полуострова сократилось более чем в 2 раза. В Лондоне умерло 9 из 10 горожан, а немцы поредели примерно на 1 200 000 человек.

Все круги ада

Предстояло пройти зараженному, прежде чем умереть. В работе Йоханеса Нола «Черная Смерть» есть описание болезни: «Зараженные люди испытывали пронизывающие все тело боли, словно подтачивающие их изнутри. Потом на бедрах или предплечьях развивался волдырь… От него инфекция распространялась по всему телу и так глубоко проникала в него, что больных рвало кровью. Так… продолжалось без перерыва три дня, средств вылечить болезнь не было, и больной сгорал».


Европейский город в разгар эпидемии. (mzstatic.com)

Народ медленно, но верно сходил с ума. Вот еще отрывок из «Черной Смерти»: «Погибали не только те, кто общался с заболевшими, но также и те, кто только прикасался или пользовался их вещами. Вскоре люди возненавидели друг друга до такой степени, что, когда заболевал сын, отец переставал заботиться о нем. Если он все же осмеливался приблизиться к нему, то немедленно заражался и в течение трех дней сгорал…»

Врачи в птичьих масках поселяли страх в людях

Несмотря на молитвы, зараженной оказалась и папская резиденция Клементия VI во Франции — город Авиньон. Вот так описывал события Джордж До в своей книге «Черная смерть 1347 года»: «Половина, а может быть и больше половины населения Авиньона уже мертва. В городских стенах более 7000 домов стоят запертыми: в них никто не живет, те, кто когда-то обитал там, скончались; в окрестностях едва можно встретить живого человека. Поле возле «Чудотворной Мадонны» было выкуплено папой и освящено под кладбище. В него с 13 марта закопали 11000 трупов…».


Экипировка чумного доктора. (infourok.ru)

Но сам папа уцелел, поскольку он находился в окружении огромных костров, которые горели и день, и ночь.

Врачи и шарлатаны пытались хоть как-то помочь людям. Но эскулапы были беспомощны. Более того, они лишь способствовали распространению ужаса и страха из-за своих масок в форме птичьего клюва. Туда они помещали специальную смесь из трав и чеснока. Считалось, что это может защитить лекаря от болезни.

Но на зараженных они, конечно, ставили самые разнообразные эксперименты. Например, одни вещали больным на шею мешочки с продуктами человеческой жизнедеятельности. Другие — советовали в них купаться. Ну, а третьи на открытые раны сажали пиявок, прикладывали сушеных лягушек и ящериц. Лбы больных поливали кровью животных и птиц.

Ги де Шольяк прижигал раны раскаленной кочергой

Единственным врачом, которому хоть как-то удавалось противостоять болезни, был француз Ги де Шольяк. Он прижигал открытые раны раскаленной кочергой. И если пациент не сходил с ума от боли, а его сердце не останавливались, то он вполне мог выжить.

Отчаявшиеся люди, видя бессилие врачей и церковнослужителей, кидались во все тяжкие. Одни из них начинали обращаться за помощью к колдунам и кудесникам, другие — становились почитателями дьявола, третьи — просто искали «козлов отпущения».

Как раз из-за них в Европе разгорелось пламя антисемитизма. Поскольку один из евреев под пытками «признался», что заражал воду в колодцах. Лишь за 1348 год во Франции под корень было вырезано несколько их поселений. Обезумевшие от страха люди не жалели никого.


Захоронение жертв чумы. (mtdata.ru)

Оттуда пламя перекинулось и на остальные государства. В течение года с земли исчезло более пяти десятков крупных еврейских общин и несколько сотен более мелких.

Но параллельно с этим в чьей-то голове родилась и здравая мысль — отправлять на карантин все приходящие корабли. В течение 40 дней суда стояли на якоре в порте. Этот метод оказался действенным. Чума в городах перестала распространяться с молниеносной скоростью. Правда, чаще всего, спустя 40 дней корабли оказывались совершенно пустыми.

«Великий мор» исчез так же неожиданно, как и появился. Затем, бубонная чума появлялась еще несколько раз, но она свирепствовала уже не так сильно. Но полностью жители Европы от нее избавились лишь в середине 17-го века, когда мыло и вода стали обязательным атрибутом любого дома.

Бубонная чума забрала жизни 60 миллионов человек. При этом в некоторых регионах число умерших достигало двух третей населения. Из-за непредсказуемости болезни, а также невозможности на тот момент ее вылечить, среди людей стали процветать религиозные идеи. Обыденностью стала вера в высшие силы. В то же время начались преследования так называемых «отравителей», «ведьм», «колдунов», которые, по мнению религиозных фанатиков, наслали эпидемию на людей.

Этот период остался в истории как время нетерпеливых людей, которых сразил страх, ненависть, недоверие и многочисленные суеверия. На самом же деле вспышке бубонной чумы, конечно, есть научное объяснение.

Миф о возникновении бубонной чумы

Когда историки искали пути проникновения болезни в Европу, они остановились на мнении, что появилась чума в Татарстане. Точнее, ее принесли татары.

В 1348 году крымские татары во главе с ханом Джаныбеком во время осаждения генуэзской крепости Кафы (Феодосия) забрасывали туда трупы людей, ранее умерших от чумы. После освобождения европейцы стали покидать город, разнося болезнь по всей Европе.

Но так называемая "чума в Татарстане" оказалась не более чем домыслом людей, не знающих, чем объяснить внезапную и смертельную вспышку "черной смерти".

Теория потерпела поражение, поскольку стало известно, что пандемия не передается между людьми. Ею могли заразиться от мелких грызунов или насекомых.

Такая «общая» теория существовала достаточно длительное время и содержала в себе множество загадок. На самом же деле эпидемия чумы 14 века, как выяснилось позднее, началась по нескольким причинам.


Природные причины пандемии

Кроме резкого изменения климата в Евразии, вспышке бубонной чумы предшествовало еще несколько экологических факторов. Среди них:

  • глобальная засуха в Китае, за которой последовал массовый голод;
  • в провинции Хэнань массовое нашествие саранчи;
  • в Пекине длительное время господствовали дожди и ураганы.

Как и "Юстинианова чума", как называют первую в истории пандемию, "черная смерть" настигла людей после массовых стихийных бедствий. Она даже пошла по тому же пути, что и предшественница.

Снижение иммунитета людей, спровоцированное экологическим фактором, привело к массовой заболеваемости. Катастрофа достигла таких масштабов, что главам церквей приходилось открывать комнаты для больного населения.

Чума в Средние века имела также социально-экономические предпосылки.


Социально-экономические причины бубонной чумы

Природные факторы не могли спровоцировать столь серьезную вспышку эпидемии самостоятельно. Они были подкреплены такими социально-экономическими предпосылками:

  • военные действия во Франции, Испании, Италии;
  • господство монголо-татарского ига над частью Восточной Европы;
  • усиленная торговля;
  • стремительно развивающаяся нищета;
  • слишком высокая плотность населения.

Еще одним немаловажным фактором, спровоцировавшим нашествие чумы, стало убеждение, которое подразумевало, что здоровые верующие люди должны мыться как можно реже. По словам святых того времени, созерцание собственного нагого тела вводит человека в искушение. Некоторые последователи церкви настолько проникались этим мнением, что не погружались в воду ни разу за всю сознательную жизнь.

Европа в 14 веке не считалась чистой державой. Население не следило за утилизацией мусора. Отходы выбрасывали прямо из окон, помои и содержимое ночных горшков выливали на дорогу, туда же стекала кровь домашнего скота. Это все позже попадало в реку, из которой люди брали воду для приготовления пищи и даже для питья.

Как и "Юстинианова чума", "черная смерть" была спровоцирована большим количеством грызунов, которые жили в тесном контакте с людьми. В литературе того времени можно найти множество записей, посвященных тому, что делать в случае укуса животных. Как известно, крысы и сурки – переносчики болезни, поэтому люди панически боялись даже одного их вида. В стремлении побороть грызунов многие забывали обо всем, включая свою семью.


Как все начиналось

Точкой зарождения болезни стала пустыня Гоби. Где находится место, которое было непосредственным очагом, неизвестно. Предполагается, что жившие неподалеку татары объявляли охоту на сурков, которые являются переносчиками чумы. Высоко ценились мясо и мех этих животных. В таких условиях заражение было неизбежным.

Многие грызуны из-за засухи и других негативных погодных условий покинули свои убежища и переместились ближе к людям, где можно было найти больше пищи.

Провинция Хэбей в Китае пострадала в первую очередь. Там погибло не менее 90 % населения. Это еще одна причина, породившая мнение, что возникновение чумы спровоцировали татары. Они по известному Шелковому пути могли вести болезнь за собой.

Потом чума достигла Индии, после чего переместилась в Европу. Удивительно, но лишь в одном источнике того времени упоминается истинный характер болезни. Считается, что людей поразила бубонная форма чумы.

В странах, которых не коснулась пандемия, в Средние века поднималась настоящая паника. Главы держав отправляли гонцов за информацией по поводу болезни и заставляли специалистов изобретать лекарство от нее. Население некоторых государств, оставаясь в неведении, охотно верили слухам о том, что на зараженных землях идет дождь из змей, дует огненный ветер и с неба падают кислотные шары.


Современная характеристика бубонной чумы

Низкие температуры, долгое нахождение вне тела хозяина, оттаивание не могут уничтожить возбудителя "черной смерти". Зато против него эффективно солнечное воздействие и высыхание.


Симптомы чумы у человека

Бубонная чума начинает развиваться с момента укуса зараженной блохой. Бактерии попадают в лимфатические узлы и начинают свою жизнедеятельность. Внезапно человека одолевает озноб, у него повышается температура тела, головная боль становится невыносимой, а черты лица – неузнаваемыми, под глазами появляются черные пятна. На вторые сутки после заражения возникает и сам бубон. Так называют увеличенный в размерах лимфатический узел.

Человека, зараженного чумой, можно опознать сразу же. "Черная смерть" – болезнь, меняющая лицо и тело до неузнаваемости. Волдыри становятся заметными уже на второй день, а общее состояние пациента нельзя назвать адекватным.

Симптомы чумы у человека Средневековья, на удивление, отличаются от признаков болезни современного пациента.


Клиническая картина бубонной чумы Средневековья

"Черная смерть" – болезнь, которую в Средние века опознавали по таким признакам:

  • сильная лихорадка, озноб;
  • агрессивность;
  • непрерывное ощущение страха;
  • сильные болевые ощущения в груди;
  • одышка;
  • кашель с кровяными выделениями;
  • кровь и продукты жизнедеятельности становились черного цвета;
  • на языке можно было заметить темный налет;
  • язвы и бубоны, возникающие на теле, источали неприятный запах;
  • помутнение сознания.

Эти симптомы рассматривались как признак скорой и неминуемой смерти. Если человек получал такой приговор, он уже знал, что времени ему осталось совсем мало. Никто не пытался бороться с такими симптомами, они считались волей Бога и церкви.


Лечение бубонной чумы в Средневековье

Средневековая медицина была далека от идеала. Врач, приходивший осмотреть пациента, больше внимания уделял разговорам о том, исповедовался ли он, чем непосредственно лечению. Это было связано с религиозным помешательством населения. Спасение души считалось гораздо более важной задачей, чем излечение тела. Соответственно, хирургическое вмешательство практически не практиковалось.

Методы лечения чумы сводились к следующему:

  • разрезание опухолей и прижигание их раскаленным железом;
  • использование противоядий;
  • прикладывание к бубонам кожи пресмыкающихся;
  • вытягивание болезни при помощи магнитов.

При этом средневековая медицина все же не была безнадежной. Некоторые врачи того времени советовали больным придерживаться хорошего питания и ждать, пока организм самостоятельно справится с чумой. Это наиболее адекватная теория лечения. Конечно, в условиях того времени случаи выздоровления были единичными, но все же они имели место.

За лечение болезни брались только посредственные врачи или молодые люди, желающие получить известность крайне рискованным путем. Они носили маску, которая была похожа на птичью голову с ярко выраженным клювом. Однако такая защита спасала далеко не всех, поэтому многие доктора погибали вслед за своими пациентами.

Власти держав советовали людям придерживаться таких методов борьбы с эпидемией:

  • Бегство на большое расстояние. При этом нужно было преодолеть как можно больше километров очень быстро. Оставаться на безопасном от болезни расстоянии необходимо было как можно дольше.
  • Через зараженные места гнать стада лошадей. Считалось, что дыхание этих животных очищает воздух. С этой же целью советовали пускать в дома разных насекомых. В комнату, где недавно от чумы умер человек, ставили блюдце с молоком, поскольку считалось, что оно поглощает болезнь. Также пользовались популярностью такие методы, как разведение в доме пауков и сжигание большого количества костров рядом с жилым помещением.
  • Делать все необходимое, чтобы перебить запах чумы. Считалось, что если человек не чувствует вони, исходящей от зараженных людей, он достаточно защищен. Именно поэтому многие носили с собой букеты цветов.

Также доктора советовали не спать после рассвета, не вступать в интимную связь и не думать об эпидемии и смерти. В наши дни такой подход кажется сумасшествием, но в Средние века люди находили в нем утешение.

Конечно, немаловажным фактором, влияющим на жизнь во время эпидемии, была религия.


Религия во время эпидемии бубонной чумы

"Черная смерть" – болезнь, которая пугала людей своей неизвестностью. Поэтому на этом фоне возникали различные религиозные верования:

  • Чума – это наказание за обычные человеческие грехи, непослушание, плохое отношение к близким людям, стремление поддаться искушениям.
  • Чума возникла вследствие пренебрежения верой.
  • Эпидемия началась из-за того, что в моду вошли ботинки с острыми носками, что сильно разозлило Бога.

Священники, которые были обязаны выслушать исповедь умирающих людей, часто заражались и погибали. Поэтому нередко города оставались без служителей церкви, поскольку они боялись за свою жизнь.

На фоне накалившейся обстановки появлялись различные группировки или секты, каждая из которых по-своему объясняла причину эпидемии. Кроме того, среди населения были распространены различные суеверия, считавшиеся чистой правдой.


Суеверия во время эпидемии бубонной чумы

В любом, даже самом незначительном событии, во время эпидемии люди видели своеобразные знаки судьбы. Некоторые суеверия были совсем удивительными:

  • Если полностью обнаженная женщина будет перепахивать землю вокруг дома, а остальные члены семьи в это время будут находиться в помещении, чума покинет близлежащие места.
  • Если изготовить чучело, символизирующее чуму, и сжечь его, болезнь отступит.
  • Чтобы болезнь не атаковала, нужно носить с собой серебро или ртуть.

Множество легенд слагалось вокруг образа чумы. В них действительно верили люди. Они боялись лишний раз открыть дверь своего дома, чтобы не впустить внутрь чумной дух. Даже родные люди между собой ругались, каждый стремился спасти себя и только себя.


Ситуация в обществе

Угнетенные и напуганные люди со временем пришли к выводу, что чуму распространяют так называемые изгои, желающие смерти всему населению. Начались преследования подозреваемых. Их насильно тащили в лазарет. Многие люди, которых признали подозреваемыми, совершали суицид. Эпидемия самоубийств поразила Европу. Проблема достигла таких масштабов, что власти угрожали тем, кто покончит с собой, выставить их трупы на всеобщее обозрение.

Поскольку многие люди были уверены, что жить им осталось совсем немного, они пускались во все тяжкие: увлекались алкоголем, искали развлечений с женщинами легкого поведения. Такой образ жизни еще больше усиливал эпидемию.

Пандемия достигла таких масштабов, что трупы вывозили по ночам, сбрасывая их в специальные ямы и зарывая.

Иногда случалось, что больные чумой специально появлялись в обществе, стремясь заразить как можно большее количество недругов. Также это было связано с тем, что считалось, будто чума отступит, если передать ее другому.

В атмосфере того времени любой человек, по какому-либо признаку выделявшийся из толпы, мог считаться отравителем.


Последствия "черной смерти"

"Черная смерть" привела к значительным последствиям во всех сферах жизни. Наиболее значимые из них:

  • Значительно изменилось соотношение групп крови.
  • Нестабильность в политической сфере жизни.
  • Опустели многие деревни.
  • Было положено начало феодальным отношениям. Многие люди, в мастерских которых работали их сыновья, вынуждены были брать на работу мастеров со стороны.
  • Поскольку для работы в сфере производства не хватало мужских трудовых ресурсов, этот вид деятельности стали осваивать женщины.
  • Медицина перешла на новый этап развития. Стали изучаться всевозможные заболевания и изобретаться лекарства от них.
  • Прислуга и низшие слои населения из-за недостатка людей стали требовать для себя лучшего положения. Многие несостоятельные люди оказались наследниками богатых умерших родственников.
  • Были предприняты попытки механизировать производство.
  • Значительно упали цены на жилье и аренду.
  • В огромных темпах росло самосознание населения, не желающего слепо подчиняться правительству. Это вылилось в различные бунты и революции.
  • Значительно ослабло влияние церкви на население. Люди увидели беспомощность священников в борьбе с чумой, перестали им доверять. Снова вошли в обиход ритуалы и поверья, ранее запрещенные церковью. Начался век «ведьм» и «колдунов». Количество священников значительно снизилось. На такие должности часто принимали необразованных и неподходящих по возрасту людей. Многие не понимали, из-за чего смерть забирает не только преступников, но и хороших, добрых людей. В связи с этим Европа усомнилась в могуществе Бога.
  • После такой масштабной пандемии чума окончательно не покинула население. Периодически в разных городах вспыхивали эпидемии, унося с собой жизни людей.

Сегодня многие исследователи сомневаются, что вторая пандемия протекала именно в форме бубонной чумы.


Мнения по поводу второй пандемии

Существуют сомнения в том, что "черная смерть" – это синоним периода процветания бубонной чумы. Этому есть объяснения:

  • У больных чумой редко отмечались такие симптомы, как повышенная температура тела и воспаление горла. Однако современные ученые отмечают, что в повествованиях того времени присутствует множество ошибок. Более того, некоторые произведения являются художественными и противоречат не только другим рассказам, но и сами себе.
  • Третья пандемия смогла сразить только 3 % населения, тогда как "черная смерть" выкосила как минимум треть Европы. Но этому тоже есть объяснение. Во время второй пандемии наблюдалась жуткая антисанитария, доставляющая больше проблем, чем болезнь.
  • Бубоны, возникающие при поражении человека, располагались под мышками и в области шеи. Логично было бы, если бы они возникали на ногах, так как именно туда проще всего попасть блохе. Однако и этот факт не является безупречным. Оказывается, наряду с крысиной блохой распространителем чумы является человеческая вошь. А таких насекомых в Средневековье было много.
  • Обычно эпидемии предшествует массовая гибель крыс. Такого явления не наблюдалось в Средневековье. Этот факт также можно оспорить, учитывая присутствие человеческих вшей.
  • Блоха, которая является носителем заболевания, лучше всего себя чувствует в теплом и влажном климате. Пандемия процветала и в самые холодные зимы.
  • Скорость распространения эпидемии была рекордной.

В результате проведенных исследований было выяснено, что геном современных штаммов чумы идентичен болезни Средневековья, что доказывает, что именно бубонная форма патологии и стала "черной смертью" для людей того времени. Поэтому любые другие мнения автоматически перемещены в категорию неправильных. Но более детальное изучение вопроса все еще продолжается.

"Черная смерть" - болезнь, о которой в настоящее время слагают легенды. На самом деле так называют эпидемию чумы, которая поразила Европу, Азию, Северную Африку и даже Гренландию в 14-м веке. Протекала патология преимущественно в бубонной форме. Территориальным очагом болезни стала Где находится это место, знают многие. Гоби принадлежит Евразии. Черный мор возник именно там из-за произошедшего малого ледникового периода, который послужил толчком для резкого и опасного изменения климата.

Забрала жизни 60 миллионов человек. При этом в некоторых регионах число умерших достигало двух третей населения. Из-за непредсказуемости болезни, а также невозможности на тот момент ее вылечить, среди людей стали процветать религиозные идеи. Обыденностью стала вера в высшие силы. В то же время начались преследования так называемых «отравителей», «ведьм», «колдунов», которые, по мнению религиозных фанатиков, наслали эпидемию на людей.

Этот период остался в истории как время нетерпеливых людей, которых сразил страх, ненависть, недоверие и многочисленные суеверия. На самом же деле вспышке бубонной чумы, конечно, есть научное объяснение.

Миф о возникновении бубонной чумы

Когда историки искали пути проникновения болезни в Европу, они остановились на мнении, что появилась чума в Татарстане. Точнее, ее принесли татары.

В 1348 году во главе с ханом Джаныбеком во время осаждения генуэзской крепости Кафы (Феодосия) забрасывали туда трупы людей, ранее умерших от чумы. После освобождения европейцы стали покидать город, разнося болезнь по всей Европе.

Но так называемая "чума в Татарстане" оказалась не более чем домыслом людей, не знающих, чем объяснить внезапную и смертельную вспышку "черной смерти".

Теория потерпела поражение, поскольку стало известно, что пандемия не передается между людьми. Ею могли заразиться от мелких грызунов или насекомых.

Такая «общая» теория существовала достаточно длительное время и содержала в себе множество загадок. На самом же деле эпидемия чумы как выяснилось позднее, началась по нескольким причинам.

Природные причины пандемии

Кроме резкого изменения климата в Евразии, вспышке бубонной чумы предшествовало еще несколько экологических факторов. Среди них:

  • глобальная засуха в Китае, за которой последовал массовый голод;
  • в провинции Хэнань массовое ;
  • в Пекине длительное время господствовали дожди и ураганы.

Как и "Юстинианова чума", как называют первую в истории пандемию, "черная смерть" настигла людей после массовых стихийных бедствий. Она даже пошла по тому же пути, что и предшественница.

Снижение иммунитета людей, спровоцированное экологическим фактором, привело к массовой заболеваемости. Катастрофа достигла таких масштабов, что главам церквей приходилось открывать комнаты для больного населения.

Чума в Средние века имела также социально-экономические предпосылки.

Социально-экономические причины бубонной чумы

Природные факторы не могли спровоцировать столь серьезную вспышку эпидемии самостоятельно. Они были подкреплены такими социально-экономическими предпосылками:

  • военные действия во Франции, Испании, Италии;
  • господство монголо-татарского ига над частью Восточной Европы;
  • усиленная торговля;
  • стремительно развивающаяся нищета;
  • слишком высокая плотность населения.

Еще одним немаловажным фактором, спровоцировавшим нашествие чумы, стало убеждение, которое подразумевало, что здоровые верующие люди должны мыться как можно реже. По словам святых того времени, созерцание собственного нагого тела вводит человека в искушение. Некоторые последователи церкви настолько проникались этим мнением, что не погружались в воду ни разу за всю сознательную жизнь.

Европа в 14 веке не считалась чистой державой. Население не следило за утилизацией мусора. Отходы выбрасывали прямо из окон, помои и содержимое ночных горшков выливали на дорогу, туда же стекала кровь домашнего скота. Это все позже попадало в реку, из которой люди брали воду для приготовления пищи и даже для питья.

Как и "Юстинианова чума", "черная смерть" была спровоцирована большим количеством грызунов, которые жили в тесном контакте с людьми. В литературе того времени можно найти множество записей, посвященных тому, что делать в случае укуса животных. Как известно, крысы и сурки - переносчики болезни, поэтому люди панически боялись даже одного их вида. В стремлении побороть грызунов многие забывали обо всем, включая свою семью.

Как все начиналось

Точкой зарождения болезни стала пустыня Гоби. Где находится место, которое было непосредственным очагом, неизвестно. Предполагается, что жившие неподалеку татары объявляли охоту на сурков, которые являются переносчиками чумы. Высоко ценились мясо и мех этих животных. В таких условиях заражение было неизбежным.

Многие грызуны из-за засухи и других негативных погодных условий покинули свои убежища и переместились ближе к людям, где можно было найти больше пищи.

Провинция Хэбей в Китае пострадала в первую очередь. Там погибло не менее 90 % населения. Это еще одна причина, породившая мнение, что возникновение чумы спровоцировали татары. Они по известному Шелковому пути могли вести болезнь за собой.

Потом чума достигла Индии, после чего переместилась в Европу. Удивительно, но лишь в одном источнике того времени упоминается истинный характер болезни. Считается, что людей поразила бубонная форма чумы.

В странах, которых не коснулась пандемия, в Средние века поднималась настоящая паника. Главы держав отправляли гонцов за информацией по поводу болезни и заставляли специалистов изобретать лекарство от нее. Население некоторых государств, оставаясь в неведении, охотно верили слухам о том, что на зараженных землях идет дождь из змей, дует огненный ветер и с неба падают кислотные шары.

Низкие температуры, долгое нахождение вне тела хозяина, оттаивание не могут уничтожить возбудителя "черной смерти". Зато против него эффективно солнечное воздействие и высыхание.

Бубонная чума начинает развиваться с момента укуса зараженной блохой. Бактерии попадают в лимфатические узлы и начинают свою жизнедеятельность. Внезапно человека одолевает озноб, у него повышается температура тела, головная боль становится невыносимой, а черты лица - неузнаваемыми, под глазами появляются черные пятна. На вторые сутки после заражения возникает и сам бубон. Так называют увеличенный в размерах лимфатический узел.

Человека, зараженного чумой, можно опознать сразу же. "Черная смерть" - болезнь, меняющая лицо и тело до неузнаваемости. Волдыри становятся заметными уже на второй день, а общее состояние пациента нельзя назвать адекватным.

Симптомы чумы у человека Средневековья, на удивление, отличаются от признаков болезни современного пациента.

Клиническая картина бубонной чумы Средневековья

"Черная смерть" - болезнь, которую в Средние века опознавали по таким признакам:

  • сильная лихорадка, озноб;
  • агрессивность;
  • непрерывное ощущение страха;
  • сильные болевые ощущения в груди;
  • одышка;
  • кашель с кровяными выделениями;
  • кровь и продукты жизнедеятельности становились черного цвета;
  • на языке можно было заметить темный налет;
  • язвы и бубоны, возникающие на теле, источали неприятный запах;
  • помутнение сознания.

Эти симптомы рассматривались как признак скорой и неминуемой смерти. Если человек получал такой приговор, он уже знал, что времени ему осталось совсем мало. Никто не пытался бороться с такими симптомами, они считались волей Бога и церкви.

Лечение бубонной чумы в Средневековье

Средневековая медицина была далека от идеала. Врач, приходивший осмотреть пациента, больше внимания уделял разговорам о том, исповедовался ли он, чем непосредственно лечению. Это было связано с религиозным помешательством населения. Спасение души считалось гораздо более важной задачей, чем излечение тела. Соответственно, хирургическое вмешательство практически не практиковалось.

Методы лечения чумы сводились к следующему:

  • разрезание опухолей и прижигание их раскаленным железом;
  • использование противоядий;
  • прикладывание к бубонам кожи пресмыкающихся;
  • вытягивание болезни при помощи магнитов.

При этом средневековая медицина все же не была безнадежной. Некоторые врачи того времени советовали больным придерживаться хорошего питания и ждать, пока организм самостоятельно справится с чумой. Это наиболее адекватная теория лечения. Конечно, в условиях того времени случаи выздоровления были единичными, но все же они имели место.

За лечение болезни брались только посредственные врачи или молодые люди, желающие получить известность крайне рискованным путем. Они носили маску, которая была похожа на птичью голову с ярко выраженным клювом. Однако такая защита спасала далеко не всех, поэтому многие доктора погибали вслед за своими пациентами.

Власти держав советовали людям придерживаться таких методов борьбы с эпидемией:

  • Бегство на большое расстояние. При этом нужно было преодолеть как можно больше километров очень быстро. Оставаться на безопасном от болезни расстоянии необходимо было как можно дольше.
  • Через зараженные места гнать стада лошадей. Считалось, что дыхание этих животных очищает воздух. С этой же целью советовали пускать в дома разных насекомых. В комнату, где недавно от чумы умер человек, ставили блюдце с молоком, поскольку считалось, что оно поглощает болезнь. Также пользовались популярностью такие методы, как разведение в доме пауков и сжигание большого количества костров рядом с жилым помещением.
  • Делать все необходимое, чтобы перебить запах чумы. Считалось, что если человек не чувствует вони, исходящей от зараженных людей, он достаточно защищен. Именно поэтому многие носили с собой букеты цветов.

Также доктора советовали не спать после рассвета, не вступать в интимную связь и не думать об эпидемии и смерти. В наши дни такой подход кажется сумасшествием, но в Средние века люди находили в нем утешение.

Конечно, немаловажным фактором, влияющим на жизнь во время эпидемии, была религия.

Религия во время эпидемии бубонной чумы

"Черная смерть" - болезнь, которая пугала людей своей неизвестностью. Поэтому на этом фоне возникали различные религиозные верования:

  • Чума - это наказание за обычные человеческие грехи, непослушание, плохое отношение к близким людям, стремление поддаться искушениям.
  • Чума возникла вследствие пренебрежения верой.
  • Эпидемия началась из-за того, что в моду вошли ботинки с острыми носками, что сильно разозлило Бога.

Священники, которые были обязаны выслушать исповедь умирающих людей, часто заражались и погибали. Поэтому нередко города оставались без служителей церкви, поскольку они боялись за свою жизнь.

На фоне накалившейся обстановки появлялись различные группировки или секты, каждая из которых по-своему объясняла причину эпидемии. Кроме того, среди населения были распространены различные суеверия, считавшиеся чистой правдой.

Суеверия во время эпидемии бубонной чумы

В любом, даже самом незначительном событии, во время эпидемии люди видели своеобразные знаки судьбы. Некоторые суеверия были совсем удивительными:

  • Если полностью обнаженная женщина будет перепахивать землю вокруг дома, а остальные члены семьи в это время будут находиться в помещении, чума покинет близлежащие места.
  • Если изготовить чучело, символизирующее чуму, и сжечь его, болезнь отступит.
  • Чтобы болезнь не атаковала, нужно носить с собой серебро или ртуть.

Множество легенд слагалось вокруг образа чумы. В них действительно верили люди. Они боялись лишний раз открыть дверь своего дома, чтобы не впустить внутрь чумной дух. Даже родные люди между собой ругались, каждый стремился спасти себя и только себя.

Ситуация в обществе

Угнетенные и напуганные люди со временем пришли к выводу, что чуму распространяют так называемые изгои, желающие смерти всему населению. Начались преследования подозреваемых. Их насильно тащили в лазарет. Многие люди, которых признали подозреваемыми, совершали суицид. Эпидемия самоубийств поразила Европу. Проблема достигла таких масштабов, что власти угрожали тем, кто покончит с собой, выставить их трупы на всеобщее обозрение.

Поскольку многие люди были уверены, что жить им осталось совсем немного, они пускались во все тяжкие: увлекались алкоголем, искали развлечений с женщинами легкого поведения. Такой образ жизни еще больше усиливал эпидемию.

Пандемия достигла таких масштабов, что трупы вывозили по ночам, сбрасывая их в специальные ямы и зарывая.

Иногда случалось, что больные чумой специально появлялись в обществе, стремясь заразить как можно большее количество недругов. Также это было связано с тем, что считалось, будто чума отступит, если передать ее другому.

В атмосфере того времени любой человек, по какому-либо признаку выделявшийся из толпы, мог считаться отравителем.

Последствия "черной смерти"

"Черная смерть" привела к значительным последствиям во всех сферах жизни. Наиболее значимые из них:

  • Значительно изменилось соотношение групп крови.
  • Нестабильность в политической сфере жизни.
  • Опустели многие деревни.
  • Было положено начало феодальным отношениям. Многие люди, в мастерских которых работали их сыновья, вынуждены были брать на работу мастеров со стороны.
  • Поскольку для работы в сфере производства не хватало мужских трудовых ресурсов, этот вид деятельности стали осваивать женщины.
  • Медицина перешла на новый этап развития. Стали изучаться всевозможные заболевания и изобретаться лекарства от них.
  • Прислуга и низшие слои населения из-за недостатка людей стали требовать для себя лучшего положения. Многие несостоятельные люди оказались наследниками богатых умерших родственников.
  • Были предприняты попытки механизировать производство.
  • Значительно упали цены на жилье и аренду.
  • В огромных темпах росло самосознание населения, не желающего слепо подчиняться правительству. Это вылилось в различные бунты и революции.
  • Значительно ослабло влияние церкви на население. Люди увидели беспомощность священников в борьбе с чумой, перестали им доверять. Снова вошли в обиход ритуалы и поверья, ранее запрещенные церковью. Начался век «ведьм» и «колдунов». Количество священников значительно снизилось. На такие должности часто принимали необразованных и неподходящих по возрасту людей. Многие не понимали, из-за чего смерть забирает не только преступников, но и хороших, добрых людей. В связи с этим Европа усомнилась в могуществе Бога.
  • После такой масштабной пандемии чума окончательно не покинула население. Периодически в разных городах вспыхивали эпидемии, унося с собой жизни людей.

Сегодня многие исследователи сомневаются, что вторая пандемия протекала именно в форме бубонной чумы.

Мнения по поводу второй пандемии

Существуют сомнения в том, что "черная смерть" - это синоним периода процветания бубонной чумы. Этому есть объяснения:

  • У больных чумой редко отмечались такие симптомы, как повышенная температура тела и воспаление горла. Однако современные ученые отмечают, что в повествованиях того времени присутствует множество ошибок. Более того, некоторые произведения являются художественными и противоречат не только другим рассказам, но и сами себе.
  • Третья пандемия смогла сразить только 3 % населения, тогда как "черная смерть" выкосила как минимум треть Европы. Но этому тоже есть объяснение. Во время второй пандемии наблюдалась жуткая антисанитария, доставляющая больше проблем, чем болезнь.
  • Бубоны, возникающие при поражении человека, располагались под мышками и в области шеи. Логично было бы, если бы они возникали на ногах, так как именно туда проще всего попасть блохе. Однако и этот факт не является безупречным. Оказывается, наряду с распространителем чумы является человеческая вошь. А таких насекомых в Средневековье было много.
  • Обычно эпидемии предшествует массовая гибель крыс. Такого явления не наблюдалось в Средневековье. Этот факт также можно оспорить, учитывая присутствие человеческих вшей.
  • Блоха, которая является носителем заболевания, лучше всего себя чувствует в теплом и влажном климате. Пандемия процветала и в самые холодные зимы.
  • Скорость распространения эпидемии была рекордной.

В результате проведенных исследований было выяснено, что геном современных штаммов чумы идентичен болезни Средневековья, что доказывает, что именно бубонная форма патологии и стала "черной смертью" для людей того времени. Поэтому любые другие мнения автоматически перемещены в категорию неправильных. Но более детальное изучение вопроса все еще продолжается.

В XI в Европе население стало резко расти . К XIV веку прокормить всех вдоволь было невозможно. Более или менее пригодные для обработки земли были задействованы. Неурожайные годы случались все чаще, так как климат Европы стал меняться – наступали большие холода и частые дожди. Голод не покидал города и деревни, население страдало. Но это было не самым страшным. Ослабленное население часто болело. В 1347 году началась самая страшная эпидемия.

На Сицилию пришли корабли с восточных стран. В своих трюмах они везли черных крыс, которые стали основным источником смертельного вида чумы. Страшная болезнь начала мгновенно распространяться по территории Западной Европы. Везде начали гибнуть люди . Одни больные умирали в долгих мучениях, а другие мгновенно. Больше всего страдали места массовых скоплений – города. Там порой не было людей, что бы хоронить умерших. За 3 года европейское население уменьшилось в 3 раза. Испуганные люди быстрее бежали из городов и еще больше разносили чуму. Тот период истории назвали временем «Черной смерти».

Чума не разбирала ни королей, ни рабов. Европа была разделена на границы, что бы хоть как-то снизить распространение болезни.

В 1346 году генуэзцы напали на современную Феодосию. Впервые с истории было использовано биологическое оружие. Крымский хан выбрасывал трупы жертв чумы за осажденные стены. Генуэзцы были вынуждены вернуться в Константинополь, неся с собой страшное орудие убийства. В городе погибло почти половина населения.

Европейские купцы кроме дорогих товаров из Константинополя привозили чуму. Крысиные блохи были основными носителями страшной болезни. Первыми приняли удар портовые города. Численность в них резко уменьшалось.

Больных лечили монахи, которым по воле службы следовало помогать страдающим. Именно среди священнослужителей и монахов были наиболее массовые смерти. Верующие начали паниковать: если слуги Бога гибнут от чумы, так что же делать простому народу? Люди посчитали ее карой Бога.

Эпидемия чумы «Черная смерть» имела три формы:

Бубонная чума – появлялись опухоли на шеи, в паху и подмышкой. Их размер мог достигать небольшого яблока. Бубоны начинали чернеть и через 3-5 дней больной умирал. Это была первая форма чумы.

Легочная чума – у человека страдала респираторная система. Она передавалась воздушно-капельным путем. Больной умирал почти мгновенно - в течение двух дней.

Септическая чума – поражалась кровеносная система. Больной не имел шансов выжить. Начинались кровотечения из ротовой и носовой полости.

Врачи и обычные люди не могли разобраться в происходящем. От ужаса начиналась паника. Никто не понимал, как заразился Черной болезнью. На первых парах умерших отпевали в церкви и хоронили в индивидуальной могиле. Позже церкви были закрыты, а могилы стали общими. Но и они мгновенно заполнялись трупами. Умерших людей просто выбрасывали на улицу.

В эти страшные времена решили поживиться мародеры. Но они так же заражались и умирали в течение нескольких дней.

Жители городов и деревень боялись заразиться и закрывались в своих домах. Количество людей, способных работать, уменьшалось. Мало сеяли, и еще меньше собирали. Землевладельцы для компенсации убытков начали завышать земельную ренту. Резко возросли цены на продовольственные продукты. Страны-соседи боялись торговать друг с другом. Бедный рацион благоприятствовал распространению чумы еще больше.

Крестьяне старались работать только на себя или требовали за свою работу большую плату. Знать сильно нуждалось в рабочей силе. Историки полагают, что чума возродила средний класс в Европе. Начали появляться новые технологии и методы работы: железный плуг, трехпольная система засева. В Европе начался новый экономический виток в условиях голода, эпидемии и дефицитом продуктов. Верхушка власти начала по другому смотреть на простой народ.

Изменилось и настроение населения. Люди стали более замкнутыми, избегали соседей. Ведь чумой мог болеть любой. Развивается цинизм, а нравы поменялись на противоположные. Не было пиров и балов. Некоторые падали духом и проводили остаток жизни в кабаках.

Общество разделилось. Одни в страхе отказывались от большого наследства. Другие считали чуму перстом судьбы и начинали праведную жизнь. Третьи стали настоящими затворниками и ни с кем не общались. Остальные спасались хорошей выпивкой и весельем.

Простой народ начал искать виновных. Ими стали евреи и иностранцы. Началось массовое уничтожение еврейских и иностранных семей.

Но через 4 года эпидемия чумы «Черная смерть» в Европе в 14 веке утихла . Периодически она возвращалась в Европу, но не приносила массовых потерь. Сегодня человек победил чуму полностью!

Гравюра Михаэля Вольгемута

8 апреля 1771 года императрица Екатерина II повелела срочно предпринять меры для спасения Москвы от бубонной чумы. Черная Смерть, сильнее всего свирепствовавшая в 14 веке, спустя четыре века уничтожила практически половину тогдашнего населения российской столицы..

"Чума ваще!" – говорим мы, узнав о том, как кто-то из знакомых или известный певец вдруг откалывает нечто сумасбродное. "Чума на оба ваши дома!" – в сердцах бросаем мы, устав от новостей и выключив телевизор. "Нас величали черной чумой, нечистой силой честили нас!" – радостно подпеваем мы лидеру группы "Алиса".

Ее Величество, царица Чума давно уже стала не болезнью, а популярным мемом. И даже его изначальный смысл за прошедшие годы порядком исказился – так приведенные выше слова Меркуцио из "Ромео и Джульетты" в те годы, когда трагедия писалась (1594-95), означали вовсе не "Как вы все меня достали", а именно что пожелание быстрой и жуткой смерти. В первой печатной версии (так называемое "плохое кварто") то ли сам Шекспир, то ли его издатель даже попытался смягчить эту формулу, заменив plague ("чума") на poxe ("сифилис"). Во втором издании Черная Смерть была восстановлена в своих правах, поэтому самым адекватным переводом этой фразы следует считать именно вариант Пастернака: "Чума возьми семейства ваши оба!".

Но мы-то всего этого уже не помним и не чувствуем. Мертвящий жуткий страх, бравший наших предков ледяной рукою за горло при одном упоминании чумы еще каких-то полтораста лет назад, с изобретением антибиотиков окончательно ушел в прошлое. Лишь иногда он прорывается наружу – недаром же СПИДу дали прозвище "чума XX века", хотя по своей способности к распространению и летальности обе болезни, разумеется, несравнимы. Ну и с уходом в прошлое тоже все не так гладко. От чумы умирают даже сегодня, и если ее признаки вовремя не удастся распознать, то результат получается таким же, как и 700 лет назад. К примеру с 1950 по 1994 год в США было зарегистрировано 46 случаев чумы, 41% заболевших умерли – и никакие достижения современной медицины им не помогли.

До эпидемии черной смерти чума посещала человечество уже не раз, и само название болезни тоже было известно достаточно давно. Правда есть мнение, что чумой до определенного времени называли и тиф, и черную оспу, и холеру, и малярию – отсюда и путаница. У тех же римлян термином pestis обозначалась целая группа заразных болезней и лихорадок. Лишь в последнее время методы современной палеопатологии, основанные на анализе добытой при раскопках древней ДНК, позволяют внести хоть какую-то ясность.

В христианском историческом сознании самой первой считается эпидемия, случившаяся во время исхода евреев из Египта – так называемая "чума филистимлян". О ней мы почти ничего не знаем, но зато "чума Фукидида", разразившаяся в Афинах во время Пелопонесской войны (V век до н.э.), от которой умер, в том числе Перикл, при ближайшем рассмотрении оказалась эпидемией то ли брюшного тифа, то ли сальмонеллеза. До сих пор неизвестно чем именно была "чума Антонина" 165 года нашей эры, жертвами которой стали около 5 миллионов человек и два римских императора. Зато многие историки сегодня утверждают, что кровавую борозду отделяющую античность от Темных веков провели не нашествия варваров, а "Юстинианова чума" 541 года, убившая, по разным оценкам, от 50 до 100 миллионов человек по всей империи. Эффект был сравним с последствиями ядерной войны в представлениях создателей игр серии Fallout: города опустели и разрушились, хозяйство пришло в упадок, остатки населения деградировали, а место утонченного богословия, риторики и декадентской поэзии заняли саги о битвах героев с драконами и прочими хтоническими чудовищами.

Кстати, древние отчасти были правы в том, что чума – это не одна болезнь, а целое семейство, имеющее общего предка Yersinia Pseudotuberculosis, обладавшего куда более мягкой симптоматикой и далеко не 100% летальностью. Реконструированный недавно палеопатологами возбудитель Юстиниановой чумы оказался вовсе не черной ммертью (Yersinia pestis), а боковой ветвью с того же эволюционного древа, причем прошедшей бесследно и не давшей прямых потомков.

Кроме того, до начала 14 века и в Европе и в арабском мире с определенной регулярностью случались локальные эпидемии, которые могли быть вызваны в том числе и ранними версиями чумной бактерии. Но ни "болезнь святых и королей", ни Киевский мор 1090 года, ни эпидемия "священного огня" во Франции 1235 года, ни египетская чума 1270 года, выкосившая войска VIII Крестового похода, не распространялись так широко и не имели таких чудовищных последствий.

Фрагмент гравюры Поля Фюрста

Сама же Черная Смерть зародилась в районе озера Иссык-Куль около 1338 года. Там же сложился и механизм первичного заражения: переносчиками становились блохи, в желудках которых образовывался видимый даже в сильную лупу комок чумных бактерий, не дававший им насыщаться кровью. Оголодавшая блоха в исступлении начинала кусать одного теплокровного за другим, распространяя болезнь все дальше и дальше. Человеку она передавалась либо от погибших в пути караванных верблюдов в момент разделки туши, либо от сурка-байбака, мех которого ценился как в Азии, так и в Европе. Охотники, находившие множество погибших или умирающих животных, снимали с них шкурки и, не думая о последствиях, перепродавали их торговцам. Когда тюки с таким мехом вскрывали для перепродажи или сбора налога – блохи кидались на все подряд и чума собирала обильную жатву.

Кстати этот канал передачи чумы работает и по сей день – например в 2013 году в Киргизии заразились подростки, поймавшие сурка, чтобы приготовить из него шашлык. Конечно же, еще одной группой переносчиков стали сопутствующие человеку во всех его начинаниях синантропные грызуны – мыши и крысы.

Первоначальный ареал распространения эпидемии лучше всего описан, как ни странно, в русской Воскресенской летописи от 1346 года:

"Того же лета казнь была от Бога на люди под восточною страной на город Орнач (устье Дона) и на Хавторо-кань, и на Сарай и на Бездеж (ордынский город в междуречье Волги и Дона) и на прочие грады во странах их; бысть мор силен на Бессермены (хивинцы) и на Татары и на Ормены (армяне) и на Обезы (абазинцы) и на Жиды и на Фрязы (жители итальянских колоний на Черном и Азовском морях) и на Черкасы и на всех тамо живущих" – то есть низовья Волги, Северный Прикаспий, Северный Кавказ, Закавказье, Причерноморье и Крым. Почему при этом Черная Смерть пришла на Русь не сразу, а лишь 5 лет спустя и окружным путем – загадка.

Исходный пунктом распространения эпидемии в Европу стал принадлежавший генуэзцам крымский порт Каффа (Феодосия), являвшийся в те времена важнейшим логистическим хабом на пути товаров из Азии в Европу. Тот факт, что как раз в год начала эпидемии город осаждало монгольское войско под командованием хана Джанибека породил версию, что вспышка чумы стала результатом применения татарами своего рода биологического оружия.

Якобы первыми заболевать начали именно осаждающие, а затем хан приказал разрубать трупы умерших на части и забрасывать за стену при помощи катапульт. После снятия осады генуэзцы на своих торговых кораблях разнесли чуму по всей Европе.

Сам Джанибек при этом умер лишь 11 лет спустя и вовсе не от чумы, хотя болезнь и опустошила монгольскую столицу Сарай. А его войско хоть и понесло потери, но отступило от стен Каффы, а не осталось лежать под ними – а ведь в Европе чума затем давала чуть ли не стопроцентную летальность. Скорее всего, дело было вовсе не в биологическом оружии, а в крысах, свободно сновавших между осажденным городом и монгольским лагерем. А также в том, что Каффа, помимо пряностей, сандала и шелка торговала еще и рабами. Кратчайший торговый путь из нее вел прямиком в Константинополь – то есть в крупнейший мегаполис христианского мира. Условия для победного шествия черной смерти по Европе и остальному миру сложились самые благоприятные.

Далее у грозной царицы дело пошло без задержек. Весной 1347 года чума обрушилась на Византию, убив до трети подданных империи и половину населения Константинополя. В числе умерших был и наследник Вазилевса Андроник, сгоревший от болезни буквально за несколько часов, прошедших от рассвета до полудня. Именно тогда Черная Смерть и явила свою новую особенность, позволившую ей нанести такой страшный удар по средневековой европейской цивилизации.

Надо заметить что со старыми версиями болезни европейские и арабские лекари худо-бедно, но научились бороться при помощи изоляции зараженных и вскрытия чумных бубонов с последующим прижиганием. Не бог весть что, но часть больных после такого лечения все-таки выживала. Проблема заключалась в том, что на сей раз собственно бубонную версию чумы подхватывали очень немногие – примерно 10-15% от общего числа, а большинстве случаев болезнь распространялась в форме так называемой чумной пневмонии. Передавалась она аналогично гриппу – то есть воздушно-капельным путем, развивалась мгновенно, распространялась сразу по кровеносной системе, и чумные бубоны при этом возникали не на наружных лимфоузлах, а на внутренних органах. До тех пор пока человек не падал без сил и не начинал харкать кровью, он даже не осознавал того, что с ним что-то не так, и продолжал жить привычной социальной жизнью: ходил в церковь, на рынок и с друзьями в кабак, заражая при этом всех, кто с ним контактировал.

Чумная пневмония развивалась крайне скоротечно – от нескольких часов до полутора дней, и 99% заболевших были обречены. Королева Жанна Бургундская по прозвищу Хромоножка сходила на мессу в Нотр-Дам, кто-то в задних рядах кашлянул – и уже на следующий день место первой леди Франции было вакантным. Историк-медиевист Жан Фавье писал:

Самую большую дань заплатили города: скученность убивала. В Кастре, в Альби, полностью вымерла каждая вторая семья. Периге разом потерял четверть населения, Реймс чуть больше. Из двенадцати капитулов Тулузы, отмеченных в 1347 году, после эпидемии 1348 года восемь уже не упоминались. В монастыре доминиканцев в Монпелье, где раньше насчитывалось сто сорок братьев, выжило восемь. Ни одного марсельского францисканца, как и каркассонского, не осталось в живых. Бургундский плач, возможно, допускает преувеличения для рифмы, но передает изумление автора:

Год тысяча триста сорок восемь –
В Нюи из сотни осталось восемь.
Год тысяча триста сорок девять –
В Боне из сотни осталось девять.

Та же картина была и по всей Европе от Сицилии до Норвегии. Англию не спас ни Ла Манш, ни принятые минимальные карантинные меры, ни общие молебны и крестные ходы, проводившиеся во всех приходах по инициативе архиепископа Йоркского. 6 августа в маленьком прибрежном городке Мельком Регис объявились первые заболевшие. Спустя несколько недель чума пришла в Бристоль, где "живые едва могли похоронить мертвых". В ноябре она взяла приступом Лондон... В общей сложности Англия потеряла 62,5% своего населения или примерно 3,75 миллионов человек.

"Триумф смерти, Питер Брейгель Старший

На Русь Черная Смерть пришла в лишь в 1352 году, причем, как уже было сказано, окружным путем, занесенная либо поляками, либо ганзейскими купцами. Первым на ее пути оказался Псков, где число умерших было так велико, что в один гроб клали по 3-5 трупов. Обезумевшее от ужаса население послало за новгородским архиепископом Василием Каликой, чтобы своей молитвой тот отвел от их города гнев божий. Василий приехал, обошел город с крестным ходом, помолился над болящими – и сам умер от чумы на обратной дороге. Новгородцы устроили ему пышное погребение и выставили тело в Софийском соборе, после чего в Новгороде также вспыхнула эпидемия. Ей немало способствовал русский обычай в случае моровых поветрий воздвигать за один день всем миром церковь – совместный труд множества людей, как и крестные ходы до предела облегчали чуме ее страшную работу.

В 1387 году Черная Смерть полностью уничтожила население Смоленска. По свидетельству летописца, в живых остались лишь 5-10 человек, которые и покинули мертвый город, закрыв за собой его ворота. В Москве чума забрала все семейство князя Симеона Гордого: его самого, двух малолетних сыновей, его младшего брата Андрея Серпуховского и митрополита Феогноста.

Мгновенная гибель множества людей на огромных территориях порождала сопутствующую смертность. Скажем если от чумы умирали оба родителя, а у их маленького ребенка каким-то чудом оказывался иммунитет – то он все равно вряд ли выживал. Поскольку крестьяне тех времен жили в скученных сельских общинах, то и умирали они ничуть не меньше чем горожане. Гибли целыми деревнями, а уцелевшие боялись выходить из дома, боялись сеять хлеб и уж тем более везти его в зараженные города. Так что пережившие чуму зачастую умирали от голода. В Англии оставшийся без присмотра скот был уничтожен эпидемией ящура, в общей сложности поголовье сократилось в 5 раз. Если в опустевших городах возникали пожары – то их было уже некому тушить. Государства теряли все рычаги управления, поскольку солдат и чиновников эпидемия выкашивала точно так же как и прочих смертных. Посланные с королевскими распоряжениями гонцы либо умирали от чумы по дороге, либо их расстреливали со стен запертых на карантин городов и замков, а привезенные ими послания сжигали, не читая, опасаясь заражения. Голод, бродившие из края в край толпы беженцев и разрушение всего жизненного уклада создавали почву для новых эпидемий.

Вспышки чумы зачастую сопровождались чудовищными по своей жестокости еврейскими погромами. Живших замкнутыми общинами иудеев всегда подозревали в занятиях колдовством, считалось, что они травили колодцы, бросая туда заговоренные фетиши из жабьих шкурок и человеческих волос. Во Франции массовые сожжения евреев начались еще в 1348 году. Практически вся еврейская община Парижа была истреблена, а трупы убитых были выброшены в окружавшие город леса. В Базеле было специально построено огромное деревянное здание, куда согнали всех евреев и сожгли. Массовые сожжения проводились также в Ауксбурге, Констанце, Мюнхене, Зальцбурге, Тюрингене и Эрфурте. В общей сложности за время эпидемии черной смерти в Европе было уничтожено 50 крупных и 150 мелких еврейских общин.

Завершив свой страшный тур по Европе и Передней Азии, чума улеглась спать в заброшенных селениях, гиблых болотах и братских могилах. Впрочем ненадолго: еще три раза с интервалом в 10 лет (1361, 1371 и 1382 годы) она пыталась вернуться, но у переживших первую и самую страшную волну уже успел выработаться иммунитет, так что на каждом новом витке заболевших появлялось все меньше, а выздоровевших – все больше. Черной смерти пришлось отступить и начать меняться, приспосабливаясь к новым условиям.

К тому же наученное горьким опытом человечество сумело выработать базовые принципы личного карантина: при появлении даже слухов об эпидемии уезжать в отдаленную и малонаселенную местность, избегать портовых городов и любых городов вообще, не посещать торговые ряды, общие молебны и массовые собрания, не участвовать в похоронах умерших от болезни, и не брать ни еды, ни вещей у посторонних. К сожалению все эти в целом верные принципы были основаны на миазматической теории распространения эпидемий, считавшей что чума, как и другие заразные болезни, распространяется вместе с дурным воздухом. Отсюда же и древнерусское слово "поветрие". Наиболее действенным средством против миазмов, вплоть до открытия чумной палочки в середине XIX века, считалось окуривание зараженных помещений и городских улиц дымом от пахучих химикатов и ароматических трав. На Руси с той же целью складывали огромные костры.

Триумф смерти. Фреска в Ораторио деи Дишиплини

Массовый карантин, вводившийся властями, был основан на тех же принципах. Зараженные дома, улицы и кварталы изолировались, а священникам запрещали посещать заразных больных и проводить над ними любые обряды. Умерших от эпидемии запрещалось хоронить при церквях в черте города, их тела либо закапывали в отдаленной местности, либо попросту сжигали вместе со всеми личными вещами. Впрочем зачастую эти правила никем не соблюдались. В той же Москве никаких погостов за пределами Земляного города попросту не было, так что покойников по-прежнему хоронили при городских приходах. Таких кладбищ к XVII веку сложилось уже более 200, что немало способствовало успеху чумы 1654-1656 годов.

Ближе к концу XVII века при известиях об эпидемиях в соседних странах на границах стали выставлять карантинные заставы, где проезжающего иностранца могли задержать на срок до 6 недель. При Петре эти меры были поставлены на более или менее регулярную основу. Всем генерал-губернаторам и воеводам приграничных областей был разослан указ "Как поступать должно при получении первых сведений о моровом поветрии из соседних государств".

Там, в частности, предписывалось ставить по обеим сторонам ведущих к заставам дорог костры "чтобы проезжих чрез те огни... о той моровой язве расспрашивать под смертною казнью". Приезжавших непосредственно из тех районов, где свирепствовала эпидемия, велено было задерживать на заставах "чтоб с людьми никакого сообщения не имели". Зараженные дома указ предписывал сжигать вместе со всем имуществом и скотом, а людей – "выводить в особые пустые места".

При получении известий о вспышке в Марселе "чумы Шато" 1720 года (по имени капитана судна, на котором она туда прибыла), перекинувшейся затем на ряд городов Прованса, эти меры были ужесточены. Все французские корабли в обязательном порядке стали подвергаться санитарному осмотру, а французские купцы для въезда и ввоза в Россию товара должны были получать особый "пашпорт" у русского посланника в Париже. По мере дальнейшего распространения эпидемии эти меры также ужесточались, а в 1721 году французским кораблям и вовсе закрыли доступ в российские порты.

На сей раз Россию пронесло. Но если в мирное время примитивные карантинные меры хоть как-то помогали, то в случае начала войны само передвижение огромных армий и скученность в воинских лагерях превращали районы, в которых велись боевые действия, в настоящие рассадники заразы. Вплоть до появления регулярной военно-медицинской службы и прививок, армии зачастую теряли больше людей от болезней, чем от действий неприятеля.

Во время очередной войны с Турцией 1768-1774 годов, русские войска вошли в Молдавию, где как раз начиналась эпидемия чумы. Возвращавшиеся солдаты и офицеры везли с собою трофеи, а вместе с ними – и блох, зараженных страшной Yersinia pestis. Уже в 1770 году эпидемия охватила Брянск, унеся многие тысячи жизней. Следующей на ее пути стала Москва.

Чумная палочка под микроскопом. Фото: wikimedia.org

Судя потому что первые зараженные появились в жилом доме Московского генерального госпиталя, первоисточником эпидемии, скорее всего, стали привезенные в город раненые и их личные вещи. Московский лейб-медик А.А. Риндер при осмотре больных проявил вопиющую некомпетентность и попросту проигнорировал вылезшие у многих из них явные чумные бубоны, заявив, что несчастные страдают от обычной горячки. Между тем, в кратчайшие сроки из 27 заболевших "злой лихорадкой" в живых осталось пятеро. Старший врач госпиталя А.Ф. Шафонский организовал минимальные карантинные меры, и эпидемия вроде как прекратилась. Но ее величество Царица-Чума, как известно, любит подшутить над своими подданными.

В марте 1771 года "лихорадкой" заболело несколько рабочих Большого суконного двора в Замоскворечье. Администрация мануфактуры отреагировала в полном соответствии с неписанным кодексом капитализма – то есть попыталась минимизировать убытки и не допустить остановки производства. Городскому начальству ничего не докладывали, а умерших от чумы хоронили тайно по ночам. Когда слухи о болезни все-таки дошли до обер-полицмейстера Еропкина, на Большой суконный двор был направлен доктор К. Янгельский, который и подтвердил самые страшные опасения.

Соответствующий рескрипт был немедленно направлен в Петербург ко двору. Туда же полетело параллельное письмо от Риндера и главного доктора Павловской больницы И.Х. Кулемана, не желавших, чтобы нижестоящие русские врачи подвергали сомнению компетенцию немцев, окопавшихся в руководстве московской медицинской службы. В результате Екатерина отказала городским властям в разрешении на введение полного карантина, а все что мог своей власть сделать генерал-губернатор Салтыков – закрыть зараженную мануфактуру. Но было уже поздно.

Не понимавшие смысла карантинных мер и при этом до смерти перепуганные рабочие стали разбегаться по московским окраинам и по прилегающим к городу деревням, разнося эпидемию. Больные и умирающие появились по всей Москве, чуме также сопутствовала паника, разом парализовавшая всю городскую жизнь. Закрылся Московский университет, прекратили работу все мануфактуры, мастерские, лавки и трактиры. В день умирало до тысячи человек, к которым добавлялись жертвы пожаров, массовых драк и погромов. Дворяне в ужасе бежали и запирались в загородных имениях, но чума находила их даже там. Отчаявшийся генерал-губернатор Салтыков махнул на все рукой и уехал в свою усадьбу в Марфино, за ним последовали обер-полицмейстер Юшков и прочие крупные чиновники. Город остался без власти.

Убирать трупы с улиц вскоре стало некому. Оставшимся чиновникам пришлось мобилизовать на эту неприятную работу колодников, осужденных на каторгу. Поскольку присмотра за ними не было никакого, то к чуме добавилось заодно мародерство и грабежи.

Для социального взрыва достаточно было малейшей искры. 11 сентября, на пике эпидемии, по городу поползли слухи о том, что в часовню у Варварских ворот привезли чудотворную икону Боголюбской Божьей Матери, способную исцелять от всех болезней, но московский архиепископ Амвросий приказал ее скрыть. Мгновенно ударили в набат, собралась толпа… Дальнейшие события были исчерпывающе описаны самой Екатериной в одном из писем:

Чумной бунт в Москве. Акварель Эрнеста Лисснера

В самом деле, такое скопление народа во время эпидемии могло только усилить заразу. Но вот что случилось. Часть этой толпы стала кричать: "Архиерей хочет ограбить казну Богоматери, надо его убить". Другая часть вступилась за архиепископа; от слов дошло до драки; полиция хотела разнять их; но обыкновенной полиции было недостаточно. Москва - особый мир, а не город. Самые ярые побежали в Кремль, выломали ворота у монастыря, где живет архиепископ, разграбили монастырь, перепились в погребах, в которых многие торговцы хранят свои вина, и не найдя того, кого они искали, одна половина отправилась к монастырю, называемому Донским, откуда они вывели этого почтенного старца и бесчеловечно умертвили. Другая часть продолжала драку при разделе добычи.

Лишь после того как вышедший в город во главе отряда из 130 человек с двумя пушками, генерал-поручик Е.Д. Еронкин отдал приказ стрелять на поражение, толпа отступила, оставив за собою усыпанную убитыми и ранеными Красную площадь.

Чумной бунт сумел наконец убедить императрицу в том, что в Москве и в самом деле происходит нечто серьезное. На борьбу с эпидемией она решила направить своего, к тому времени уже отставленного фаворита Григория Орлова – очевидно не без тайной надежды, что он и сам станет одной из жертв чумы.

Не имея никаких познаний в области медицины, Орлов проявил себя великолепным организатором. Введенные им меры были четкими как приговор трибунала. Для наведения порядка в город вводились войска. За бунты, грабежи и мародерства полагался расстрел на месте. Вся Москва разбивалась на несколько санитарных участков, за каждым из которых был закреплен врач. Больных и нищих было приказано обеспечить едой, одеждой и деньгами за счет казны. Оставшиеся без родителей дети были собраны в закрытые сиротские дома. На окраинах Москвы были созданы специальные чумные карантинные больницы. За сокрытие от властей больных или умерших полагалась вечная каторга, а тем, кто доносил на скрывавших полагалась премия в 20 рублей. И, что самое главное, наконец-то погибших было окончательно запрещено хоронить в городской черте. Большинство московских кладбищ – , Дорогомиловское, Пятницкое, Преображенское, Рогожское и прочие – возникли именно во время эпидемии 1771 года как чумные.

Наконец, болезнь пошла на убыль. В ноябре погибших было уже 5835, а в декабре – и вовсе 805. Далее их число только уменьшалось, хотя случаи остаточного заражения имели место вплоть до 1805 года. В честь графа Орлова Екатерина повелела выбить особую медаль с надписью "Россия таковых сынов в себе имеет. За избавление Москвы от Язвы в 1771 г." Помогавший Орлову разрабатывать карантинные меры врач Д.С. Самойлович впоследствии написал множество трудов о чуме, но так и не был принят в Российскую Академию наук.

В общей сложности Москва потеряла от чумы более 100 000 человек, то есть примерно половину своего населения. Весь привычный жизненный уклад был полностью разрушен, так что выжившие в основном пополняли ряды нищих и бродяг. Для "скитающихся, престарелых и увечных" Екатерина своим указом учредила особую больницу-богадельню на 3-й Мещанской улице, давшую начало нынешней МОНИКИ имени Владимирского. На протяжении следующих 100 лет эта больница была главным эпидемиологическим центром Москвы.

Эпидемия 1771 года стала последним выходом на сцену Ее Величества Черной Смерти, по крайней мере в российской истории. Очаговые вспышки случались и в XIX, и в XX веке, но были уже не так страшны, а число умерших в самых худших случаях не превышало 5000 человек. Но генетическая память о пережитом нашими предками биологическом апокалипсисе, все еще хранится у нас где-то на задворках подсознания, а само слово "чума" по-прежнему так и вертится на языке означая то ли ужас, то ли восторг перед лицом всепобеждающей смерти.

mob_info