Как создать ситуацию успеха на уроке. Создание ситуаций успеха на уроке и во внеурочное время. Упражнение «Ситуация успеха»

Ольга Галеева
Создание ситуаций успеха на уроке и во внеурочное время

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»В. А. Сухомлинский

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех . Успех – результат подобной ситуации . Успех прежде всего связан с чувствами радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. С психологической точки зрения успех – переживание состояния радости, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с уровнем притязаний (надежд, либо превзошел их. Ситуация –это то , что способен организовать учитель.

Успех бывает :

Констатирующий- главное- уловить момент продвижения личности, зафиксировать его, разделить радость.

Разделённый- Смысл в поддержке окружения, когда окружающие разделяют, усиливают, подчёркивают собственный успех личности .

Позитивные моменты ситуации успеха :

Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;

Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха ;

Положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности , создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Но наряду с положительными, существуют негативные моменты :

- успех , доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей;

За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление : если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна , чем предыдущая;

Переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми;

Эмоция успеха не явится сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для ее субъекта.

Можно ли создать ситуацию успеха для всех учащихся сразу? Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные учителем приемы и условия?

Успех сугубо индивидуален . Значимость его определяется нормами, установленными заранее : учащийся каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем.

Существуют следующие способы и приемы создания ситуации успеха :

1. Установление психологического контакта, создание атмосферы доверия : улыбка, обращение по имени, поглаживание, сопереживание ученику.

2. Снятие чувства страха.

3. Четкая инструкция. Совет, как выполнить планируемое.

4. Использование приема положительного подкрепления : переключение внимание ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости.

5. Интерпретирование недостатка, как достоинства.

6. Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику) – передает веру в успех и дает импульсы к действию.

7. Педагогическая оценка результата : оценивание не человека, а деятельности, отношение ребенка к ней.

8. Вселение веры ребенку в его будущие успехи .

Последовательность операций создания ситуации успеха

Снятие страха (помогает преодолеть неуверенность в собственных силах) .

Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершенствования деятельности (помогает ученику избежать поражения) .

Внесение мотива (показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность) .

Персональная исключительность (обозначает важность усилий ребёнка) .

Мобилизация активности или педагогическое внушение (побуждает к выполнению конкретных действий) .

Высокая оценка детали (помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то отдельной детали).

неожиданная радость; общая радость; радость познания.

Основные типы ситуаций успеха :

«Неожиданная радость» Выделяют следующие приёмы создания ситуации успеха : «Даю шанс» - подготовленные педагогические ситуации , при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

«Исповедь» -это приём можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, вызовет ответный отклик.

«Лестница» - ситуация , когда учитель постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

«Общая радость» Приёмы создания ситуации : «Следуй за нами» - даёт возможность разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения и стимулом познания, и результатом усилий.

«Эмоциональный всплеск» , «Заражение» - учитель должен найти способ разбудить интеллектуальный потенциал, который скрывается в каждом ученике, помочь родить усилие, которое родит мысль, а мысль превратится в знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге появится вера в себя, вера в успех .

«Радость познания» Приёмы создания ситуации успеха : «Эврика» - суть состоит в том, чтобы создать условия , при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.

«Линия горизонта» - однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами.

Так же для создания успеха очень важно портфолио.

Значение портфолио

создание ситуации успеха для каждого ученика

повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

раскрытие индивидуальных способностей;

создание условий для его самореализации в различных областях;развитие познавательных интересов;

формирование готовности к самостоятельному познанию;установка на творческую деятельность;

развитие мотивации дальнейшего творческого роста, приобретение навыков саморефлексии;

формирование умения анализировать собственные интересы.

Созданию ситуации успеха способствует и использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Метод проектов – ещё одна педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя.

Т. о., созданию ситуаций успеха на уроке и во внеурочное время способствует :

личная заинтересованность ученика;

уровень общеучебных умений и навыков учащегося;

взаимоотношения, сложившиеся с конкретным учителем, стиль общения педагога;

характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом коллективе, классе;

отношения родителей к самому учебно-воспитательному процессу;

стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе.

Советы знаменитых людей тем, кто хочет достичь успеха…

Западная философия :

Будь уверен в своих силах.

Умей сказать себе : «Я должен победить!» Не жалей себя и много работай.

Умей быть не таким как все.

Ты должен уметь выделиться из толпы и стать лучшим в чем то.

Умей добиваться цели. Не бойся признаться себе в эгоистичности и расчетливости в достижении своей цели. А когда ты добьешься чего-то, ты сможешь реально помогать другим.

Умей владеть собой.

Добивайся того, что наметил. Эмоции и настроение не должны тебе мешать.

Преврати свою мечту в реальность.

Умей сконцентрировать свои силы на главном.

Не останавливайся на достигнутом!

Твой завтрашний успех начинается сегодня !

«Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше», -
утверждает Джой Бразерс.

Почему ученик теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа, как создать условия, при которых обучение станет для ученика в радость? К.Д. Ушинский считал, что «только успех поддерживает интерес ученика к учению». Без ощущения успеха у ребенка пропадает желание учиться. Достижение успеха – одна из важных и желаемых целей любого человека: без самоутверждения человеческая жизнь становится бессмысленной. Очень важно, чтобы это состояние стало привычным для формирующейся личности.

Ребенку необходимо помочь добиться успеха в учебной деятельности, это позволит снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность, неуверенность. Школьника надо убедить, что он вполне может знать и понимать учебный материал не хуже своих товарищей, поэтому, «трудно» не значит «невозможно». Создание ситуации успеха на уроках оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

Мы, взрослые люди, любим, когда замечают наши успехи и по заслугам оценивают. Так же и для учащихся важно поощрение даже за небольшой успех. Любой ученик работает лучше и проявляет свои способности в обстановке доброжелательности. На всех этапах урока можно применять прием «эмоциональное поглаживание». «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - такой незамысловатой рекомендацией психиатра и психотерапевта В. Леви должен вооружиться каждый педагог. Нужно дать понять учащимся, что вы верите в их способности и на уроке создавать обстановку сотрудничества и взаимопомощи. Главная функция похвалы – передать искреннюю веру учителя в возможности своего ученика. Ведь каждый школьник нуждается в положительной оценке и одобрении своей деятельности и достижений. Только так можно убедить ребёнка учиться, и учиться с удовольствием.

Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников.

Например,

Я как учитель-практик на каждом этапе урока применяю различные методические приемы создания ситуации успеха.

В начале урока, на этапе актуализации знаний , часто использую прием «Лови ошибку!» (учителем намеренно допускается ошибка, которую дети должны найти и исправить). Например, в 7 классе большое внимание уделяется решению уравнений, и учащиеся очень часто допускают ошибки при переносе слагаемых или раскрытии скобок. Предлагаем им найти ошибку при решении уравнений.

Прием «Разминка» вовлекает в деятельность весь класс, и работают даже те дети, которые обычно молчат, стесняются публичных выступлений. Учащимся предлагается быстро хором отвечать на вопросы. Вот примеры вопросов по теме «Делимость чисел»:

    Какое число является делителем любого числа?

    Делится ли 555 на 3?

    Назовите наименьшее простое число.

    Число 31 – простое?

    Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?

В 5-х и 6-х классах одной из основных целей обучения является формирование прочных вычислительных навыков. Это достигается многократным повторением однотипных упражнений, что приводит к потере интереса. Преодолеть утомление на этапе закрепления знаний поможет прием «Создание игровых ситуаций» («Игра с числами», «Расшифруй слово», «Восстанови цепочку»).

Например, задание: расположи ответы примеров в порядке возрастания, и ты узнаешь название металла, который горит:

Й 0,35+0,392 Г 5-4,573 М 3,087-2,84

А 2,174-1,9 И 0,72+0,004 Н 1,5-1,028

Перед объяснением новой темы важно применять приём

«Авансирование» успешного результата: «Тема трудная (лёгкая, есть сложности и т.д.), но я не сомневаюсь: у вас всё получится, вы обязательно справитесь». Внесение мотива: без этого невозможно дальнейшее изучение темы, вы должны друг другу помочь, быть внимательны

Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с поставленной задачей, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности. Показывается, ради чего совершается эта деятельность.

При объяснении нового материала на уроках хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума как удивительное. На этом этапе использую прием «Удивляй!» Например, в 8 классе при изучении темы «Квадратные уравнения», можно удивить учащихся тем, что сразу, не решая, называю корни приведенных квадратных уравнений. Дети тоже захотят научиться делать это быстро. Таким образом, можно подвести учеников к теме «Теорема Виета».

Доказательства теорем по геометрии вызывают затруднения учащихся. Поэтому при доказательстве я даю краткий готовый план, по которому они самостоятельно смогут доказать теорему. Например, при доказательстве теоремы о площади треугольника (площадь треугольника равна половине произведения стороны на высоту, проведенную к этой стороне) план доказательства может быть таким:

1. Выполнить дополнительное построение: до параллелограмма АСМВ.

2. Доказать равенство треугольников АВС и МСВ.

3. Сделать вывод о равенстве площадей этих треугольников.

4. Найти площадь треугольника АВС как половину площади параллелограмма АСМВ. Сделать вывод.

План позволяет охватить все доказательство в целом и у учащихся возникает ощущение полноты, что приводит к уверенности.

Сечения 10кл

При проведении самостоятельных и контрольных работ необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Есть такие школьники, которые очень медлительны и не успевают по времени выполнить работу, или ученик понимает тему, но делает ошибки из-за невнимательности, спешки. В этом случае успешным оказывается прием «Даю шанс». На следующем уроке, во время проведения анализа работы, мы подробно обсуждаем допущенные ошибки и у детей есть возможность улучшить свой результат, я готовлю индивидуальные задания и предлагаю учащимся их выполнить. Ребята, которые довольны своим результатом, могут быть консультантами у слабых учеников. Они сами предлагают свою помощь, я разрешаю, с условием, что «подопечный» сможет объяснить, то что он выполнил.

При проведении самостоятельных и контрольных работ, я обязательно дифференцирую уровень сложности заданий, и учащиеся знают, что необходимо решить на «3», а что на «4» и «5». Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что они различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.

Прием «Анонсирование» учитель может применить, когда хочет предупредить о предстоящей самостоятельной или контрольной работе. Смысл этого приема в том, что заранее обсуждаются темы и задания по учебному материалу. Такая подготовка создает психологическую установку на успех.

При организации домашнего задания часто учащиеся выполняют творческие работы: составляют кроссворды, находят исторический материал по теме, приводят примеры применения изучаемого материала в жизни, в других предметных областях, выполняют рисунки по координатам, находят разные способы решения одной задачи, обычно такие задания выполняются на добровольных началах и стимулируются учителем высокой отметкой и похвалой.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке.

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.

Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?

Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)

Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (некоторые учащиеся боятся выходить к доске, комплексуют, стесняются, в этом случае можно сказать: ничего страшного, я помогу, мы же пришли, чтобы учиться, будет ошибка-исправим, необходимо донести мысль, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, это добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием )

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.

* Не наказывать грубой критикой в адрес ученика.

* Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.

* Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика. Например, в моём классе дети участвуют в дистанционных олимпиадах, конкурсах; я обязательно вручаю им грамоты при всём классе, тем самым стимулируя к дальнейшей творческой деятельности.

* Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.

* Применять на уроках задания, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Можно с уверенностью сказать, что успех в учебе – это завтрашний успех в жизни!

Истоки этой технологии в педагогической деятельности А.С. Макаренко, который разрабатывал идею «завтрашней радости», В. А. Сухомлинского, который создал «Школу радости».

Ситуация успеха - это субъективное психологическое состояние удовлетворения следствием физического или морального напряжения. Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок признает этот результат как успех. Возникает у субъекта после преодоления своей робости, неумения, незнания, психологического поражения и тому подобное.

Цель: создать ситуацию успеха для развития личности ребенка, дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознание своих способностей, веры в собственные силы.

Концептуальная основа:

Успех в любой деятельности вдохновляет и окрыляет человека, придает ему уверенности, усиливает интерес к этой деятельности; постоянные неудачи угнетают, разочаровывают, огорчают, снижают интерес, вызывают равнодушие к деятельности или даже сразу к ней;

Успех в учебе влияет на все виды деятельности в будущей взрослой жизни, на выбор профессии, на социальный статус;

Успешность в обучении тесно связана с его гуманизацией и индивидуализацией.

Задача педагога - помочь личности ребенка вырасти в успехе, дать почувствовать радость от преодоления трудностей, понять, что зря в жизни ничего не дается - надо приложить усилия, и успех будет эквивалентным затраченным усилиям.

Реализация технологии «создание ситуации успеха » производит ценное человеческое качество - стойкость в борьбе с трудностями.

Создание ситуации успеха носит искусственный характер, поскольку педагог на определенное время (в определенный момент) усиливает оценочный акцент на достойный труд ученика, при этом не обращая внимание на недостатки.

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Это результат продуманной и подготовленой стратегии и тактики учителя, семьи. Педагог понимает временный характер создаваемой ситуации, которая в дальнейшем корректируется. Когда ребенок поверит в свои силы, можно указывать на недостатки, постепенно их исправляя совместно и самостоятельно.

Педагогическая технология «создания ситуации успеха » подразумевает создание различных видов радости, использование приемов работы с различными категориями учащихся. Эти приемы - творчество воспитателя :

- «эмоциональное поглаживание» - улыбкой, взглядом дать понять, что учитель одобряет поведение;

Анонсирование - предварительное обсуждение с учеником, что надо будет сделать, репетиция события;

- «гадкий утенок» - создание возможностей для расцвета ребенка;

- «мышь в сметане» - вселение уверенности в свои силы, призыв к преодолению трудностей;

- «лестница» - постепенное ведение питомца лестницей знаний, психологического самоопределения;

- «даю шанс» - подготовка педагогом ситуации, в которой ребенок раскрывает свои возможности;

- «умышленная ошибка» - активизация внимания учащихся и активная жизненная позиция.

Для успешного применения этой технологии педагогом, он должен обладать силой суггестивного воздействия через языковые средства педагогической техники,

относиться к ребенку как к формирующейся личности, понимать его внутренний мир,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2 г. Красноармейска Саратовской области»

подготовила

учитель математики

Антонова Галина Сергеевна

г. Красноармейск

2012

Приемы создания ситуации успеха на уроке

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому школьнику ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Мы, взрослые люди, любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания, по заслугам оценивают наш вклад в позитивное дело. Для учащихся разных классов еще более, чем для взрослых, так же важна психологическая атмосфера, в которой они находятся, когда поощряется даже небольшой успех ученика (хотя бы добрым словом). Для создания ситуации успеха на уроке можно использовать различные приемы и методы. Я расскажу о некоторых из них.
    Создание благоприятной психологической атмосферы во время работы на уроке. Это
    Спокойный доброжелательный тон учителя. Доброжелательные взаимоотношения между учителем и учеником. Никогда не называть ученика по фамилии и употреблять ее только в случае, если есть необходимость проявить строгость и показать недовольство совершенным проступком.

    Поддержать неуверенного ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. Для этого можно использовать фразы: «Хорошо», «Очень хорошо» и «Молодец», «Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!», «Уже намного лучше! Старайся и дальше!» и т.д.

    Задания подбирать, дифференцируя по степени сложности, что позволяет включать в работу каждого ученика на уроке.
  • Разработать систему дифференцированного опроса (задания различные по степени сложности, слабым можно дать задания типа «сделай по образцу», «восстанови запись»).

    Создание на уроке микроклимата сотрудничества и взаимопомощи. Например, через проведение обучающей самостоятельной работы в парах или группах; при выполнении индивидуального задания воспользоваться помощью более успешного ученика.

    Разноуровневое домашнее задание, чтобы каждый мог сам выбрать свой уровень заданий и выполнить его.

    Предложить на уроке музыкальную слайдовую презентацию.

    Создание ситуаций успеха можно осуществлять через использование эффектов на уроке, развивающих интерес к учебе:
    Эффект новизны; Эффект разнообразия; Эффект занимательности; Эффект увлекательности форм и метода изложения; Эффект использования ярких художественных средств; Эффект образности; Эффект игры; Эффект удивления школьника; Эффект поиска; Эффект парадоксальности.
Методов и приемов для создания названных эффектов много и у каждого педагога они свои. Вот некоторые из них:

    Использование различных «изюминок», которые хороши тем, что они будят фантазию учащихся, создают у них ощущение успеха, помогают оживить урок. Они используются как при изучении новой темы, так и при подведении итогов.

Например,

1)Связь домашнего задания с новой темой, сами ученики «открывают» тему. С целью подготовки к восприятию нового материала, открытия замысла урока, проверяется практическая часть домашнего задания. С помощью ключа - буквограда (зашифрованных букв) определяется, какое слово зашифровано. Подчеркивается, что именно правильно выполненное домашнее задание помогло открытию темы урока, что ученики сами сделали это.

2) С целью пробуждения интереса к предстоящей работе, ученики выполняют задание: «Что больше». Но из-за недостаточных знаний при выполнении некоторых примеров создается проблемная ситуация. Мотив – не хватает знаний, поэтому нужны новые правила сравнения! Ученики согласны с тем, что надо решить эту проблему.

    Организация поисковой деятельности, через создание проблемных ситуаций, лабораторное исследование, практическую работу, эксперимент.

Например,

    Практическая работа в 9 классе при изучении темы по геометрии

«Длина окружности». Учащимся предлагается выполнить измерения длины двух окружностей, их диаметров и найти отношение длины к диаметру окружности. Затем сделать вывод, что это отношение не зависит от длины окружности и ее диаметра. Таким образом, получается формула длины окружности С = П* D

    Урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями». Записываются два столбика примеров на сложение и вычитание с ответами. Учащиеся анализируют полученные ответы и формулируют правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

    Использование игровых методик. Проведение итоговых занятий в форме игры.

    При изучении нового материала показать связь с другими предметами.

    При выполнении коллективной работы. При коллективной работе каждый ученик занят делом, каждому ребенку хочется выглядеть знающим и умеющим. Поэтому у каждого участника коллективного дела появляется интерес. Да, если он за работу получит еще положительную оценку, то его желание работать на уроке еще больше возрастает.

    Содержание материала для устных упражнений должно быть рассчитано на учащихся разных категорий. Учитель сам определяет, кому какое задание в устном счете дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил. Формировать умения и навыки, рассуждать по алгоритму: для сильных - это образец; для средних и слабых - формируется умение высказываться. Опрос учащихся на уроках разного типа необходимо строить по-разному.
    На уроке изучения нового материала, после объяснения опрашиваются все обучающиеся по цепочке, где выясняется, что понято, что нет, и составляется программа дальнейшей работы с учетом того, что на уроке удалось, а что нет. При закреплении нового материала - у доски первыми отвечают сильные ученики, которые четко знают материал, умеют правильно и быстро решать, грамотно говорить, тем самым для слабоуспевающих обучающихся появляется возможность через объяснение товарища еще раз прослушать материал.
    Использование дополнительного материала на уроке так же создает ситуацию успеха на уроке. Это исторические справки, сочинения на математическую тему, кроссворды, стихи о математике и др. Использование наглядных средств позволяет активизировать как зрительную, так и слуховую память.
  • Применение различных методов контроля: само- и взаимоконтроль, включенный контроль, тестирование, диагностика по качеству полученных знаний, система оценки «Оцени себя сам!».

    Своевременное выявление проблем в знаниях и умениях учащихся и устранение допущенных недостатков, затруднений. Необходимая коррекция должна проводиться на этом же уроке, что и контроль или пригласить на дополнительное занятие. На дополнительном занятии дать такое задание, которое нельзя не выполнить.

Ситуация успеха не может возникнуть на пустом месте. Ее надо долго и терпеливо готовить, показывая школьнику, связь между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удалось. Школьнику следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, что в нем хватит сил, ума, используя внушение, поддержку, установку на завтрашнюю радость. Он должен быть убежден, что малейшим успехам он обязан, прежде всего, самому себе.

Настоящий учитель, сам переживающий радость познания, всегда стремится создать любому, даже не очень способному ученику «ситуацию успеха», позволяющую и ему ощутить эту радость.

Список использованной литературы

  1. А.С.Белкин. «Ситуация успеха. Как ее создать». М., «Просвещение», 1991г.

    Казакова Е. «Путь по лестнице успеха». Народное Образование – 1996г. - №6 – с. 87 – 90.

    «Анализ ситуации – условие успеха». Народное Образование. – 1996г. - №1. – с.80-84.

    «Ситуация успеха на уроке». Начальная школа. – 2003. - №4. с.90-93.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы 2. , зам.директора по НМР . Методическая студия "Ситуация успеха"
6

Надо создавать ребенку ситуации успеха, когда, чего-то достигнув, ребенок мог сказать: "Ура" У меня получилось! Я сделал это!". Что же может способствовать успеху вашего ребенка в школе? Следуйте этим 10 советам - и вы увидите, как ваш ребенок начнет преуспевать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям.

Как создать ситуацию успеха у ребенка.

Надо создавать ребёнку СИТУАЦИИ УСПЕХА, когда, что-то достигнув, ребёнок мог бы сказать: «Ура! У меня получилось! Я сделал это!». Возможно, вы удивитесь, но придет ли успех к вашему ребенку или его постигнет неудача, во многом зависит от вас. Такие ситуации для подрастающей личности могут создать только взрослые. Мудрые и любящие взрослые, находящиеся рядом.

В результате исследований выяснилось, что негативнее всего на успеваемость школьников влияют недостаток сна, неправильное питание, ожирение и отсутствие родительской поддержки.

Наиболее же высокие результаты в школе показывают учащиеся из семей, которые ведут здоровый образ жизни, по мере возможности придерживаются четкого режима дня и умеют находить устраивающее всех решение в любой ситуации.

Чем вы можете способствовать успеху вашего ребенка в школе? Следуйте этим 10 советам - и вы увидите, как ваш ребенок начнет преуспевать.

Совет 1. Ведите здоровый образ жизни.

Никто не может хорошо выполнять что-то, если чувствует себя плохо. Чтобы помочь вашему ребенку лучше учиться в школе, сформируйте у него здоровые привычки и обеспечьте дома правильный режим работы и отдыха. Выберите время отхода ко сну так, чтобы ваш ребенок достаточно отдохнул, и настаивайте на соблюдении распорядка дня. Если ночью его организм достаточно отдохнул, вам не придется утром уговаривать ребенка поесть - аппетит у него будет. Вам же останется только приготовить для школьника здоровый завтрак - например, кашу и какао с тостом. Вообще поощряйте занятия ребенка в различных кружках и спортивных секциях - это поможет вам минимизировать время, которое ребенок проводит у телевизора, играя в видеоигры, слушая музыку и пользуясь компьютером.

Совет 2. Придерживайтесь установленного распорядка дня.

Большинство детей быстро привыкают к четкому режиму дня и структурированным занятиям - это помогает им самостоятельно правильно организовывать свои действия. Например, когда ребенок одевается, застилает кровать и завтракает, вы можете упаковывать ему с собой обед и сложить в школьную сумку тетради со сделанными домашними заданиями и спортивную форму. Когда он возвращается домой днем, вы даете ему перекусить, и затем он делает домашнюю работу, пока вы готовите ужин. Ваш распорядок дня может отличаться, но основной принцип обязательности остается схожим - каждый день ваш ребенок знает, чего ожидать и что ему делать.

Совет 3. Создайте ребенку «стартовую платформу».

Опытные родители знают, насколько важно для ребенка, чтобы у него было четко определенное место, где можно сложить рюкзаки, куртки, обувь, коробки с обедом, другие учебные принадлежности. Некоторые называют это «стартовой платформой», а другие - плацдармом. Как бы вы ни называли это, но обязательно оборудуйте уголок, где ваш ребенок сможет хранить предметы, которые ему нужны для школы каждый день, и следите, чтобы он поддерживал там порядок. Тогда вы всегда будете знать, где найти нужную вещь в утренней спешке.

Совет 4. Организуйте для ребенка правильное рабочее место.

В школе у вашего ребенка есть парта или стол, за которым он работает. Там достаточно света, много подставок и оборудованное помещение. Почему бы не обеспечить ребенку схожую обстановку для выполнения домашних заданий? Правильно организованное пространство для работы часто делает ее выполнение более легким и веселым. Особенно это важно для детей младшего школьного возраста. Письменный стол - это отлично, но встроенная в шкаф откидывающаяся полка-столешница или местечко на кухне тоже подойдут.

Совет 5. Читайте всегда и везде.

Часто говорят, что дети проводят первые несколько лет в школе, учась читать, а остальную часть жизни читают, чтобы учиться. Письменное слово - это ворота ко всем видам обучения, и чем больше вы читаете вашему ребенку, тем больше у него шансов стать в будущем хорошим специалистом.

Старайтесь каждый день найти время для совместного чтения - давайте ребенку возможность почитать вслух для вас и читайте сами, получая обоюдное удовольствие от этого процесса.

Совет 6. Учите детей постоянно.

Помните, что домашнее образование играет решающую роль в мотивации и опыте познания.

Ищите способы учить вашего ребенка в течение всего дня. Например, кулинария соединяет в себе химию, математику и физику. Используйте время, когда вы готовите ужин, как возможность научить ребенка придерживаться прочитанной инструкции и правильно дозировать продукты. Попутно можно обсудить компоненты блюда, выдвигать гипотезы («Что произойдет, когда я разобью яичную скорлупу?»).

Совет 7. Будьте примером.

Как и все детеныши, человеческие дети учатся, подражая взрослым. Пусть ваши дети видят вас читающими или осваивающими нечто новое. Найдите время, чтобы самим овладеть новыми полезными навыками, и обсудите полученные умения с ребенком. Хорошо, если в то время, когда ваши дети делают домашние задания, вы тоже будете чем-то заняты - садитесь и оплачивайте счета, шейте, мастерите или делайте другую домашнюю работу.

Совет 8. Разговаривайте с детьми каждый день.

Вы знаете, как ваш ребенок чувствует себя в своем классе, как общается с учителем и одноклассниками? Если нет, то расспросите его об этом. Поговорите с ребенком о том, что он любит и не любит в школе. Давайте ему возможность высказаться, поведав вам о своих проблемах, успехах или разочарованиях, ежедневно. В дальнейшем возьмите за правило беседовать с ребенком о прошедшем дне, поддерживайте и воодушевляйте его, хвалите за достижения и усилия.

Совет 9.Будьте в курсе дел ребенка.

Не ограничивайтесь общением только с вашим ребенком - познакомьтесь с его учителями (тренерами) и будьте на постоянной связи с ними по телефону или электронной почте, чтобы вы могли обсудить любые новости или проблемы, как только они возникнут. Таким образом не только удобно задать интересующие вас вопросы, но и выслушать учителей, если у них появятся какие-либо опасения по поводу вашего ребенка.

Совет 10. Настраивайте ребенка на успех.

Возможно, наиболее действенный способ поддержать усилия вашего ребенка в школе - это ожидать от него успеха и вселять в него уверенность, что он непременно достигнет цели.

Это не означает, что вы должны требовать, чтобы он непременно был лучшим учеником, или лучшим спортсменом, или лучшим художником. Но он должен знать, что вы ожидаете от него приложения максимума усилий, «всего возможного» для достижения цели. Ведь только в этом случае он будет гордиться тем, чего он смог достичь.

Если вы будете ждать от него не получения высоких оценок, а качественного выполнения работы и обеспечите такую домашнюю обстановку, которая бы способствовала нормальному обучению, тогда ваш ребенок приложит максимум усилий, чтобы в меру своих способностей стать лучшим учеником.

Создавайте для ребёнка ситуации успеха!


mob_info