Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам. Викторина по сказкам (начальная школа), конкурсы, эстафеты по сказкам «Как Али-Баба может больше денег заработать?»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24

Игра-викторина "В гостях у сказки".

для учащихся 3-4 классов.

Номинация:

Методическая разработка внеклассного мероприятия.

Учитель начальных классов

Комсомольск - на - Амуре

Хабаровский край

Введение.

Разработка и проведение данного мероприятия вызвана необходимостью практически разрешить сложную проблему снижения интереса детей к чтению.

Именно сказки помогают маленьким читателям окунуться в мир приключений, попытаться проверить себя на смелость, отвагу, стать участниками событий, «примерить на себя» то, что переживают герои сказок, лучше понять других людей, учат отличать добро от зла, быть смекалистыми, выручать из беды тех, кто в этом нуждается.

Сказка - это мостик из мира детства в мир взрослых, по которому маленькому человечку предстоит пройти.

Трудно переоценить влияние чудесного, захватывающего и увлекающего мира народных сказок на души будущих мастеров слова.

Наиболее привлекательный жанр литературы для детей - сказки. Их читают и малыши, и подростки.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром читателя, мощный инструмент развития.

Поэтому не случайно возникло понятие сказкотерапия, как самостоятельное направление практической психологии. Даже простое чтение сказок даёт удивительный результат, помогает преодолеть различные жизненные трудности.

Сказки помогают формировать у детей нравственные качества - трудолюбие, взаимоуважение, ответственность, бережное отношение к природе. Всё это помогает им в получении образования, развитии и социализации.

Именно поэтому мной разработана и проведена игра - викторина по сказкам.

Цель : Приобщение детей к чтению сказок.

Задачи:

Обобщить знания детей по сказкам.

Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.

Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.

Расширить кругозор и словарный запас;

Воспитывать у ребят чувство добра, справедливости, умение любить видеть красивое.

Создать условие для формирования читательских умений у учащихся, для обобщения и систематизации знаний о сказках.

Развивать читательскую память, внимание, творческое мышление.

Воспитывать стремление к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся.

Способствовать объедению учащихся в группы.

Оборудование:

рисунки сказочных героев, билеты с заданиями, карточки со скороговорками, жетоны, мешочек с предметами из сказок диск с песнями, презентация,поощрительные призы.

Условия игры:

в игре принимают участие дети младшего школьного возраста. Играют 2 команды. За каждый правильный ответ - 1 очко, 1 жетон. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ход викторины.

Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным, всесторонне развитым. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получится это может лишь у того, кто любит читать. Самые первые наши произведения – это сказки. В самом раннем детстве мы знакомимся с русскими народными сказками. Придя в школу, мы изучаем литературные сказки и устное народное творчество. Как вы думаете - зачем? (ответы детей) Верно, ведь благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней викторины – вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев, а ещё больше приобщиться к чтению.

Класс делится на две команды, отвечающий участник зарабатывает очко – жетон для своей команды. Если представитель команды не знает ответа, может ответить участник другой команды, принеся своей команде очко.

(звучит песня «В гостях у сказки»)

Давайте будем мы играть!

Раз, два, три, четыре, пять…

Кто в викторине победит?

Конечно, лучший эрудит!

У нас сомнений в этом нет –

Он самый первый даст ответ.

Конкурс загадок.

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка)

2 . Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

3. Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка)
4. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(сестрица Аленушка и братец Иванушка)

5 Шла морозная зима.

В проруби у озера

Серый хвост лиса-кума

Кому отморозила?

(Волк)

6 Отыскала мама дочку

В распустившемся цветочке.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку.

(Дюймовочка)

7 При честном при всем народе

Едет печка по дороге.

Кто на печке той сидит?

Что нам сказка говорит?

И в какой же это сказке

Печка едет, как салазки?

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

8 Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:

Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить!

Что за зверь гуляет в сказке?

Ус топорщит, щурит глазки,

В шляпе, с саблею в руках

И в огромных сапогах.

(Кот в сапогах)

Конкурс «Чудесный мешочек».

В мешочке лежат предметы. Дети по очереди выходят. берут предмет, называют сказку.

1 . Яйцо (Курочка – Ряба)

    Монета (Буратино. Муха-Цокотуха)

    Орешек (Дюймовочка.)

    Клубок (Царевна – Лягушка)

    Горошина (Принцесса на горошине)

    Рукавичка (Теремок)

    Тыква (Золушка)

Конкурс рисунков.

Командам предлагается конверт с разрезанным рисунком из сказки. Дети складывают зтот рисунок.

Вопрос – ответ.

Вопросы задаются командам по очереди. За правильный ответ дается жетон.

    В какой сказке К. Чуковского описаны сразу два веселья:

именины и свадьба?

    Кто из перечисленных персонажей был героиней одной из сказок А. С. Пушкина:

Царевна-лягушка, Золушка, Царевна-лебедь?

3. Где проживал Карлсон?

4. Директором чего был Карабас - Барабас?

5. Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе?

6. Какое самое первое желание Страшилы выполнила Элли?

7. Какой месяц подарил падчерице возможность собрать подснежники?

8. Почему гусиная стая все же разрешила Нильсу путешествовать вместе с ними?

9. Каких вещей в сказке «Цветик семицветик» было по 7 штук?

10. Кто подарил девочке красную шапочку?

11. Какие животные шли в Бремен, чтобы стать музыкантами?

12. Сколько часов каждая пара уток держала в клюве прутик с лягушкой-путешественницей?

13. Какой предмет перемещал с места на место героев сказки «Аленький цветочек»?

14. Где Дядя Федор раздобыл деньги для покупки трактора?

15. Кто Золушке дал такое имя?

16. В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед?

17. Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов?

18. Как назывался город, в котором жил Незнайка?

19. О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок?

20. Какое имя было у медвежонка-поэта?

Ответы:

1 «Муха-Цокотуха». 2. Царевна-лебедь. 3. На крыше. 4. Кукольного театра. 5. Горошина. 6. Сняла с шеста. 7. Март. 8. Спас гусей от лиса Смирре. 9. Баранок, лепестков, белых медведей. 10. Ее бабушка. 11. Осел, петух, кот и собака. 12. По два часа. 13. Золотой перстень. 14. Нашел клад. 15. Младшая дочка ее мачехи. 16. Во льва и мышку. 17. Гулливер. 18. Цветочный. 19. Маугли. 20. Винни-Пух

Викторина по русским народным сказкам.

1. В какой сказке хищная рыба исполняла желания?

2. Чью избушку заняла коза-дереза?

3. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?

4. Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым?

5. Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля?

6. Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу?

7. Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика?

8. В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна? 9. Кого пытался заморозить Мороз – Синий нос?

10. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора?

11. На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка?

12. Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле?

13. Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку?

14. Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин?

15. Почему старик завез свою дочь зимой в лес и оставил там?

16. Из чего дед сделал внучке смоляного бычка?

17. Как получилось, что Иван-царевич ездил на волке, а не на коне?

18. Какое дерево грызла ведьма, чтобы достать Терешечку?

19. Как у стариков появилась дочка Снегурочка?

20. Чем закончилась сказка «Теремок»?

Ответы:

«По щучьему велению». 2. Зайчика. 3. Вершки. 4. Жучка. 5. Нет. 6. Крошечка-Хаврошечка. 7. Три раза перекувыркнулся через голову. 8. «Три медведя». 9. Мужика. 10. Крупу, масло и соль. 11. На гуслях. 12. В ухе у лошади. 13. Василиса Премудрая. 14. Окрошку. 15. Так приказала старуха-мачеха. 16. Из соломы, палок и смолы. 17. Волк съел коня.18. Дуб. 19. Сами вылепили из снега. 20. Звери построили новый теремок.

Викторина «Кто дал полезный совет?»

1. Не открывай двери незнакомым людям.

2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ.

3. Покушал, вымой за собой посуду.

4. Не ходи по лесу один.

5. Помогай друзьям в трудных ситуациях.

6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды.

7. Не выполняй просьбы малознакомых людей.

8. Пей только чистую воду.

9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход.

10. Хорошо учись.

11. Читай художественные и научные книги.

12. Не ешь много сладкого.

    Семеро козлят. 2. Мойдодыр. 3. Федора. 4. Красная Шапочка. 5. Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди». 6. Курочка из сказки «Бобовое зернышко». 7. Колобок. 8. Братец Иванушка. 9. Маша из сказки «Маша и медведь» и Герда. 10. Буратино. 11. Знайка. 12. Винни Пух.

Конкурс рисунков.

Детям выдаются листы с рисунками. Они дорисовывают и раскрашивают рисунок.

Физкультминутка.

Буратино повернулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Конкурс «Удивительные превращения».

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

Вопросы для 1 команды:

Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Гадкий утёнок (в лебедя).

Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).

Вопросы для 2 команды:

Братец Иванушка (в козлёнка).

Василиса Прекрасная (в лягушку).

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).

Музыкальный конкурс.

Прослушав песню, отгадайте сказочного персонажа.

Звучат песни Водяного, кота Леопольда, Принцессы Забавы, Мышонка.

Каждой команде дается карточка. Задание - подчеркнуть фамилию автора каждого литературного произведения.

1. «Золушка»: Ш. Перро . В. Гауф, бр. Гримм.

«Мойдодыр»: А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский.

«Русалочка»: В. Бианки, Х.К. Андерсен , А. Волков.

2. «Золотой ключик»: П. Бажов, А. Толстой . Н. Носов.

«Маугли»: Р. Киплинг , Д. Родари, А. Милн.

«Сказка о царе Салтане...»: А. Пушкин , В. Жуковский, И. Крылов.

3. «Конек-Горбунок»: А. Пушкин, П. Ершов. А. Чехов.

«Гадкий утенок»: Ш. Перро, Дж. Родари, Х.К. Андерсен .

«Горшок каши»: Н. Носов, бр. Гримм, В. Катаев.

Собери фразу.

Детям выдается по две разрезанные фразы. Их нужно собрать правильно.

Пойди туда, не знаю куда, принеси то. не знаю что.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Итоги. Подсчет жетонов. Награда победителей.

Молодцы! Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение мне хочется сказать: «Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Литература.

С. Г. Алтарёва, М. А. Храмова, Н. А. Орлова

Календарные, фольклорные, тематические праздники Москва, «Вако», 2006 год

О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина, Л. А. Обухова

Интегрированные уроки Москва, «Вако», 2006 год

М. А. Козлова

Я иду на урок в начальную школу Москва, «Первое сентября», 2000 год

О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова

Праздник – ожидаемое чудо! Москва, «Вако», 2006 год

О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова

Внеклассные мероприятия Москва, «Вако», 2007год

Развлечение по сказкам для детей 6-7 лет

Автор: Ботвенко Светлана Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №27" г.Камень - на - Оби, Алтайский край
Цель:
Обобщить знания детей о сказках.
Задачи:
Закреплять и расширять знания детей о сказках, умение быстро отвечать на вопросы.
Воспитывать любовь к книгам и чтению.
Описание материала:
Материал содержит вопросы по сказкам, можно использовать воспитателям дошкольных учреждений в работе с детьми в свободное от занятий время.
Ход:
1. Внимательно читаем и запоминаем:
1. Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
2. Какую фразу повторяет кот Леопольд, желая помириться с мышами? (Ребята, давайте жить дружно)
3.Сколько работников вытаскивали репку? (6)
4. Кто проглотил нечто такое, отчего вокруг сразу стало темно? (Жадный крокодил солнце проглотил)

5. Какой сказочный герой отличался небывалым ростом, служил во флоте и работал милиционером? (Дядя Степа)
6. Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)
7. В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами? (Двенадцать месяцев)
8. Как попала Машенька домой к деду с бабушкой? (В коробе)
9. Сколько было козлят у козы, которая жила в лесу? (Семь)

2.Кто из сказочных героев:
1.Проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса? (Буратино)


2.Перевоспитал почтальона Печкина? (Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик)

3.О ком говорится в следующих строчках:
1.«…превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собою льва, что сейчас же бросился на крышу» (О злом Любоеде. Ш.Перро «Кот в сапогах»)
2. «Кай взглянул на нее. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною…» (О Снежной королеве. Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»)


4. Какое слово надо поставить вместо многоточия:
1.Русская народная сказка «Царевна …(лягушка)
2.Сказка Ш.Перро «Синяя…(борода)
3.Русская народная сказка «Гуси…(лебеди)


4.Русская народная сказка «Курочка …(ряба)
5.Рассказ Д.Мамина – Сибиряка «Серая…(шейка)
6. Сказка Ш.Перро «Красная…(шапочка)
7. Русская народная сказка «Сивка …(бурка)

5.Наоборот
Называть сказки, придумывая их названиям противоположный смысл.
1. «Зеленый беретик» («Красная шапочка»)
2. «Мышь босиком» («Кот в сапогах»)


3. «Петушок бесцветный» («Курочка Ряба»)
4. «Девочка с ладошку» («Мальчик с пальчик»)

6. Вспомни, угадай
1. У кого из сказочных животных была шляпа? (У кота в сапогах)
2.Маленькая старуха всем старается напакостить, обязательно сделать какую - нибудь гадость. И всегда тащит за собой на веревочке такое же злобное, неприятное существо. (Старуха Шапокляк с крысой Лариской)


3. Деревянный мальчик, который не хотел учиться в школе? (Буратино)
4. Эта сказочно красивая, но очень хитрая и коварная особа совершила тяжкое преступление: на поле брани погубила двух молодых братьев, а потом добралась и до отца. (Шамаханская девица)
5. Кот, который умел вышивать, доить корову, играть на гитаре? (Кот Матроскин)
6. Худой, костлявый многожитель. (Кощей Бессмертный)
7. Одинокий обитатель болот, мечтавший о полетах. (Водяной)
8.Отпетые мошенники. Молодая рыжая, очень льстивая особа и ее упитанный усатый спутник. Они дурачат всех, кто встречается им на пути. (Лиса Алиса и кот Базилио)
9. Самая маленькая девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)


10.Три злоумышленницы, находясь на службе у царя, заменили письмо, из – за которого произошли печальные последствия. Но в конце правда восторжествовала, зло было наказано. (Ткачиха, Повариха, Бабариха)
11. Красивая девочка с голубыми волосами. (Мальвина)
12. Кто потерял хрустальный башмачок?(Золушка)
13. Волшебный цветок с разноцветными лепестками. (Цветик – семицветик)


14. Злодей – насекомый, который хотел погубить красавицу – муху. (Паук)
15. Кто спас любопытного петушка от хитрой рыжей плутовки? (Кот)
16. Милая девочка, которая любила бабушку и носила ей гостинцы? (Красная шапочка)
17. Хлебобулочный персонаж, который пустился в путешествие по лесу. (Колобок)
18. Самый крупный овощ, который помог сдружить большую компанию. (Репка)
19. У какой сказочной особы была костяная нога, горбатый нос и ступа? (У Бабы Яги)
20. Кто из сказочных героев раздавил волшебный домик и разогнал всех его жителей? (Медведь. Сказка «Теремок»)

В работе использую сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В. Бианки Б, К.И.Чуковского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий.

При выборе сказки природоведческого содержания педагог должен учитывать, какой познавательный материал в них заложен, вызовет ли он у ребенка интерес к наблюдениям, любознательность, заставит ли присматриваться к окружающей природе. Будет ли воздействовать на его чувства, можно ли его использовать в воспитательных целях.

Дети 5-и и 6-и летнего возраста имеются представление о добре и зле, о хорошем и плохом, но эти представления часто наивны, своеобразны. Примеры из детской литературы, помогут раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. При выборе сказок для чтения нужно остерегаться сюжетов, в которых запечатлелась романтизация воровства, хитрости, сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью, простодушием и святыней.

Использование в работе современных образовательных технологий:

Здоровьесберегающие педагогические технологии.

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Технология исследовательской деятельности.

Социально-ориентированные игровые технологии.

Информационно-коммуникативные технологии.

Компьютерные технологии.

ТРИЗ и РТВ-технологии.

Направления в работе:

Познавательно-речевое развитие

Социально - личностное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Формы организации работы с детьми:

Непосредственно образовательная деятельность.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Экскурсии, встречи с интересными людьми.

Совместная деятельность родителей с детьми.

Праздники, вечера развлечений, досуги, КВН-ы, выставки, фотоотчеты.

Презентации.

Методы и приёмы используемые в работе со сказкой:

Универсальную методическую схему.

Беседы по сказкам.

Элементы ТРИЗ: Мозговой штурм, игровые задания. Методы: каталога, фокальных объектов, удачных вопросов; эмпатия.

Моделирование сказок

Элементы РТВ-технологии: коллаж из сказок, сказка продолжается, сказка по-новому, сказки к волшебным рисункам, семейная сказка, сказки презентации, творческие задания

Экспериментирование с предметами и материалами, кратковременные опыты

Исследовательская работа

Артикуляционная гимнастика

Мимические упражнения

Пантомима

Элементы театрализованной деятельности

Сюжетно-ролевые игры

Нетрадиционные приёмы рисования: кляксография, пальцеграфия, коллаж, рисование по-сырому, волшебный рисунок, рисование «тычком», рисование ладошками, ножками.

Дидактические игры

Художественное слово - загадки, пословицы, поговорки, стихи

Физкультурные паузы, физкультминутки

Динамические паузы под ритмическую музыку

Психологические тренинги

Пальчиковые игры

Стихи – основы для проведения пальчиковой гимнастики

- «юмористические паузы» (небылицы, перевертыши, присказки, повторы из сказок)

Вопросы, поискового характера

Проблемно - игровые ситуации

Мнемотаблицы

Включение в непосредственно образовательную деятельность продуктивных видов деятельности

(изготовление поделок, рисование отдельных предметов, упоминаемых в сказке).

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности, как качества личности у дошкольников. Учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой.

Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Существенную роль в становлении основ творческой личности в дошкольном возрасте играет педагог, характер его взаимодействия с детьми. Роль взрослого будет состоять не только в том, чтобы создать воображаемые образы, но и использовать их в качестве средства управления собственной психической функцией. Вторая линия работы должна разворачиваться в трех направлениях:

Усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций;

Развитие понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально – значимых ситуациях;

Проверка и оценка собственного текущего поведения.

Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. Проводить с детьми опыты, эксперименты, вовлекать ребят в исследовательскую деятельность, формировать общечеловеческие ценности у детей дошкольного возраста на основе русских народных сказок, уважение к традициям русской народной культуры, развивать эмпатию и толерантность. При этом учитывать индивидуальные психофизиологические особенности детей, соблюдать принцип "От простого - к сложному". Опираясь на индивидуальные особенности детей осуществлять личностно-ориентированный подход к ним, учитывать особенности их развития и степень усвоения программы. Большое значение уделять созданию условий для построения комфортной предметно-развивающей среды в группе, стимулирующей речевое развитие каждого ребенка, чтобы у воспитанников возникла мотивация закрепить, изучить, запомнить информацию, преподносимую педагогом. Нужно чаще предлагать детям задания, где нет однозначно правильного ответа, где каждый может раскрыть свое творческое лицо. Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе, выслушать ребенка, находиться в позиции глаза в глаза.

Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Продемонстрирую особенности работы со сказкой на примере непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Воспитание сказкой» с использованием элементов ТРИЗ и РТВ - технологий, представленной на Фестивале педагогических идей в номинации «Детство» в 2010 году.

Структура совместной образовательной деятельности с детьми

Слушаем сказку.

Знакомство детей с новой для них сказкой. Взрослый рассказывает или читает сказку, задает вопросы по сюжету повествования, разъясняет детям непонятные какие-либо обороты речи. Затем задает вопросы юным слушателям о персонажах сказки. Вопросы помогут детям лучше запомнить сюжет и понять смысл сказки. Дети отгадывают загадки и играют в игру, во время которой употребляют новые слова и закрепляют в своей речи грамматические формы слов, тематически связанные с сюжетом сказки.

Рассказываем сказку.

Дошкольники коллективно пересказывают сказку: дети рассказывают сказку, а взрослый иллюстрирует ее, меняя декорации, передвигая фигурки персонажей. Кроме того, взрослый помогает рассказчикам- указывая на ребенка, которому следует пересказать очередной отрывок сказки; если необходимо, начинает следующую фразу сам или задает ребенку наводящий вопрос. Когда пересказ будет закончен, дети переходят к дидактическим играм, способствующим развитию у них таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Можно провести подвижные игры, совершенствующие общую и мелкую моторику дошкольников. Все игры и задания должны быть непосредственно связаны с сюжетом пересказанной детьми сказки.

Показываем сказку.

Дети показывают инсценировку знакомой сказки. Это предполагает распределение ролей между детьми, выбор декоратора. В качестве зрителей выступают дети, не участвующие в спектакле, или игрушки, посаженные в «зрительный зал». В задачу взрослого входит режиссура спектакля и чтение текста «от автора». После показа спектакля на импровизированной сцене дети выполняют несколько учебно-игровых заданий, таких, как пантомима, психогимнастика или артикуляционная гимнастика. Здесь детям предлагаются развивающие игры, в которых они демонстрируют свою наблюдательность и изобразительные навыки, например, умение рисовать или копировать голоса разных животных.

Читаем сказку .

Дети знакомятся со звуками и буквами, а затем еще раз проводят инсценировку сказки. При этом на сцене вместо нарисованных фигурок персонажей сказки детьми выставляются карточки и начальными буквами имен этих героев. После представления дошкольники выполняют задание по прописыванию этих букв. Завершается деятельность загадками «волшебного барабанчика». В этой обучающей игре дети по количеству ударов в барабан, произведенным взрослым, учатся определять количество слогов в словах. Когда дети овладеют этими навыками, то сами по очереди берут барабанную палочку и загадывают аналогичные загадки друг другу.

Рисуем сказку .

Перед детьми ставятся проблемные задачи, решение которых требует владения карандашом. Ребята помогают своим любимым сказочным героям, выполняя для этого различные рисунки и графические работы. Обязательным заданием является конструирование из счетных палочек, после которого дети перерисовывают выложенное ими изображение на лист бумаги в крупную клетку.

Взрослому необходимо как можно чаще хвалить ребенка, даже за небольшие успехи. Помните, что даже игровая деятельность, для ребенка дошкольного возраста – нелегкий труд.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СХЕМА

Фесюкова Л. Б. предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д.Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г.Альтшуллер, М.Шустерман и др.). Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Нравственный урок

Воспитание добрых чувств.

Речевая зарядка

Развитие мышления и воображения

Сказка и математика

Сказка и экология

Сказка развивает руку.

Используя эту схему можно творчески переработать сказку на любое важное педагогическое направление. То есть родители и воспитатели могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или возрастной группы детей (см. приложение № 1).

Развитие творческого воображения посредством сказки (ТРИЗ и РТВ-технологии).

Моделирование сказок

Моделирование-предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Такие модели рисуются воспитателем «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении. Использование моделей для пересказа сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий. Развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками, обогащает словарь, активизирует речь, воздействует на все органы чувств.

В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры, то есть прятать героев в фигурки, которые можно легко угадать по форме, величине

Выразительные движения (пантомима)

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Проблемные ситуации

Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Они учат мыслить и творчески усваивать знания. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса.

Полезно задавать вопросы поискового характера. Использую игры ТРИЗ: «Данетка», «Страна Котляндия», «Волшебный поясок», «Хорошо-плохо». Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том же предмете, действие плохие и хорошие стороны. Решая « сказочные» проблемы, ребенок как бы проживает их. Очень важно, чтобы взрослые после игр обсуждали с детьми аналогичные проблемы, взятые из жизни.

(Как поругать героев сказки?,Как их помирить?

Для чего нужен журавлю такой клюв, шея, длинные ноги?)

Метод аналогий

Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника и для взрослого. (В каких других сказках встречаются лиса и журавль? Дети начинают вспоминать, проводить параллели.)

«Волшебная палочка»

Обученный владению «волшебной палочкой», ребенок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Эксперименты в сказках

Часто сказка учит отвечать злом на зло, или быть равнодушным. Нужно смелее проводить эксперименты в сказках. Проповедуя гуманизм и добро, меняя их содержание. При рассказывании сказки возникает потребность в новых знаниях и способах действий. Решить проблемы помогает детское экспериментирование. (С помощью трубочки из под сока можно «съесть» жидкую манную кашу как из кувшина, так и из тарелки.)

Сказки «от живых капель и клякс»

Дети делают кляксы. Обводят их и дорисовывают. Сюжеты, полученные в результате кляксографии и образы «от живых капель и клякс» помогают сочинять сказки.

Сказка продолжается

Мы привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Изменяя конец сказки, можно направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло. (Например, лиса с журавлем пришли в лесное кафе и помирились.

Творческие задания

Задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью нового образа, рисунка, сказки. Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Лиса и журавль»:

Рассказать знакомую сказку по кругу.

Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

Придумать шуточные вопросы героям сказки.

Придумывание своей сказки «Как лиса с журавлем подружились».

Разыгрывание придуманных сказок.

Изготовление атрибутов для игры – драматизации.

Нарисовать карандашами только то, что понравилось.

Придумать новое название сказки.

Придумать загадку, отражающую идею сказки.

Книгоиздательство (обложка, иллюстрации).

Могут быть и другие творческие задания:

Сказки, но по-новому

Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. (Например, журавль первым вздумал пригласить лису в гости на званый пир).

Семейная сказка. Придумывание сказки дома еще более сплотит взрослых и детей.

Сказки-презентации

Это современный вариант диафильмов для малышей. Они уникальны тем, что позволяют не только услышать, но и увидеть любимых героев, не прибегая к помощи телеэкрана, то есть, исключив влияние негативной смены 25-кадра.

Результаты словесного творчества дети могут представить на конкурсах сказителей и сказочников.

Нарисуй сказку

«Когда я слушаю - узнаю, когда я делаю - запоминаю». Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные приемы: монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому, коллаж, рисование «тычком» жесткой полусухой кистью. Результаты совместного творчества детей и родителей можно представить на выставке «Наш вернисаж».

Игровые задания

При выполнении игровых заданий учитываю изобразительные умения детей:

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Дети рисуют различные эпизоды сказки, самостоятельно подбирая фон к рисунку.

Рисование фантастического животного.

Путешествие по цветной бумаге (на длинной полосе). Каждый ребенок рисует свой эпизод сказки.

Рисование карикатур на сказочных героев.

Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Привлекайте к оценке самого ребенка:

Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.

Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

Не предлагать сразу много игр, заданий. Лучше использовать несколько игр, различных по своему характеру.

Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

Закреплять умения, приобретенные в играх.

Использование сказки в работе с родителями .

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Повышение образовательного уровня компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, разъяснение им важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка. Убедить родителей, что игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.

Использую различные формы работы с родителями

Анкетирование родителей по проблеме «Речевое развитие ребенка», «Воспитание сказкой». Создание мини-библиотеки для родителей по интересующей их теме. Оформление информационных стендов, стенгазет, выпуск группового журнала «Сказка в жизни дошкольника».

Посещение библиотек, театров, музеев, выставок.

Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок. Показ призентаций: «Воспитание сказкой», «Социально-личностное воспитание дошкольников посредством сказки», «Конструирование сказок с использованием элементов ТРИЗ и РТВ-технологий».

Подгрупповые и индивидуальные консультации родителей: «Уроки сказки», «Сказка развивает руку», «Сказка и грамота», «Сказка и экология», «Сказка и математика», «Воспитание добрых чувств», «Нравственный урок», «Развитие творческого воображения посредством сказки».

Сбор экспонатов для организации мини-музея «В гостях у сказки».

Дни открытых дверей, мастер- классы, педагогические гостиные для родителей, в которых они могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания.

Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них (« Путешествия по сказкам»).

Выполнение родителями с детьми домашних заданий творческого характера (Конструирование сказок, совместное книгоиздательство).

Выставки работ совместного творчества детей и родителей (Рисунки на тему: "Наши любимые сказки", "Зимние сказки", «Моя семья в образах сказочных героев»; поделки из природного материала: «Сказочный герой», «Моя сказка», «Сказка своими руками»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказка - эффективный способ воспитательно - образовательной работы с детьми. Сказки создают основу для получения новых знаний, воспитывают любовь к природе. Они вводят ребенка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанра, вызывают общий интерес к книге. Работа со сказочным материалом способствует возрождению традиций семейного чтения. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого), формирует представления об общечеловеческих ценностях, о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека. В каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому читателю беречь, защищать и изучать ее. Анализируя продукты детского творчества, можно установить рост креативности, улучшение речи детей. Научившись рассказывать и пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершает огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Систематическое и целенаправленное использование различных методов сочинения сказок, будет способствовать наилучшему развитию творческого воображения старших дошкольников. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения продуктивнее, разнообразнее. Сочинение сказок привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое, а также способствует развитию детей во многих направлениях: умственном, психическом, эстетическом, эмоциональном. Благодаря сказке дети расширяют свой кругозор, черпают из нее множество познаний, понятий. Через сказку дошкольники получают глубокие знания о человеке, о связях его с природой, о свойствах предметного мира. Совместная деятельность по придумыванию сказок способствует сплочению детей, учит их работать вместе.

Сказка оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. Влияет на коррекцию психологических процессов: коррекцию мышления (дети усваивают эпизоды сказки, названия персонажей, основные звукоподражания), коррекцию внимания (дети сосредотачивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), коррекцию памяти (вспоминают имена основных героев, характерные признаки). Сказка положительно влияет на восприятие детей. Красочные иллюстрации, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Сказка повышает речевую активность детей.

В стране выросло новое поколение, которое слушает сказку с позиции XXI века, века сверхвысоких технологий, неузнаваемо изменивших жизнь людей. Желательно, чтобы взрослые дали возможность ребятам быть не только слушателями, но и собеседниками взрослого. Учили детей не только отвечать на вопросы, но и задавать их, рассуждать, озвучивать проблемную ситуацию, предлагать свое решение, выступать соавтором или современным автором новой сказки (по мотивам предложенной). Помогли бы детям взглянуть на уклад жизни героев глазами современного читателя, слушателя, посоветовали придумать, чтобы могло произойти со сказочными героями сегодня, вместе пофантазировать, внести дополнения и изменения в сказку. Обращение к русским народным сказкам, природоведческим сказкам может стать первой ступенькой в воспитании патриотизма, в возрождении русской традиции семейного чтения и обсуждении прочитанного, в поддержании живой связи поколений.

Надо заметить, что результаты последних психолого – педагогических исследований Л.А. Венгера, С.Н.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой и других ученых убеждают в том, что ребенку дошкольного возраста полезнее предлагать не одну реалистическую иллюстрацию, а показывать различные направления: абстрактные, комические, схематические и т.д. Предлагаемые модели и схемы помогают детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию, поэтому их надо активно внедрять в работу со сказками.

В 2010 году я вместе с детьми подготовительной к школе группы участвовала в Фестивале педагогических идей в номинации «Детство». Залогом успеха считаю использование в работе оригинальных методических приемов, а также поддержку и взаимопонимание родителей воспитанников.

1.Воображение детей дошкольного возраста нуждается в постоянном подкреплении, обогащении впечатлениями из жизни.

2.Работа по развитию воображения должна проводиться систематически, планомерно и целенаправленно.

3.Данную работу по развитию творческого воображения целесообразнее осуществлять в различных видах деятельности дошкольников.

В заключение своей работы, хочется сказать, что работа по использованию различных методов сочинения сказок интересна и увлекательна. Дети воспринимают ее с большим удовольствием. В своих планах на будущее планирую продолжить эту работу в данном направлении. Перед собой поставила задачи:

1.Продолжить работу по сочинению сказок с использованием приемов, предложенных Л.Б. Фесюковой.

2.Ввести целенаправленное, систематическое использование различных методов и приемов по развитию воображения в педагогический процесс.

3.Соединить продукты сочинительства с театрализованной деятельностью.

4.Приобщать к сотрудничеству родителей воспитанников.

Разминка Назвать сказки, героиней которых была, например, лиса. («Золотой ключик», «Волк и лиса», «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Рукавичка», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль» и т. д.)

Подборка “сказочных” вопросов с ответами по авторским и русским народным сказкам.

Викторина по авторским сказкам

1. В какой сказке К. Чуковского описаны сразу два веселья: именины и свадьба?
2. Кто из перечисленных персонажей был героиней одной из сказок А. С. Пушкина: Царевна-лягушка, Золушка, Царевна-лебедь?

3. Где проживал Карлсон?

4. Директором чего был Карабас – Барабас?

5. Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе?

6. Какое самое первое желание Страшилы выполнила Элли?

7. Какой месяц подарил падчерице возможность собрать подснежники?

8. Почему гусиная стая все же разрешила Нильсу путешествовать вместе с ними?

9. Каких вещей в сказке «Цветик семицветик» было по 7 штук?

10. Кто подарил девочке красную шапочку?

11. Какие животные шли в Бремен, чтобы стать музыкантами?

12. Сколько часов каждая пара уток держала в клюве прутик с лягушкой-путешественницей?

13. Какой предмет перемещал с места на место героев сказки «Аленький цветочек»?

14. Где Дядя Федор раздобыл деньги для покупки трактора?

15. Кто Золушке дал такое имя?

16. В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед?

17. Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов?

18. Как назывался город, в котором жил Незнайка?

19. О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок?

20. Какое имя было у медвежонка-поэта?

Ответы:

1. «Муха-Цокотуха». 2. Царевна-лебедь. 3. На крыше. 4. Кукольного театра. 5. Горошина. 6. Сняла с шеста. 7. Март. 8. Спас гусей от лиса Смирре. 9. Баранок, лепестков, белых медведей. 10. Ее бабушка. 11. Осел, петух, кот и собака. 12. По два часа. 13. Золотой перстень. 14. Нашел клад. 15. Младшая дочка ее мачехи. 16. Во льва и мышку. 17. Гулливер. 18. Цветочный. 19. Маугли. 20. Винни-Пух.

Викторина по русским народным сказкам

1. В какой сказке хищная рыба исполняла желания?

2. Чью избушку заняла коза-дереза?

3. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?

4. Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым?

5. Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля?

6. Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу?

7. Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика?

8. В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна?

9. Кого пытался заморозить Мороз – Синий нос?

10. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора?

11. На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка?

12. Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле?

13. Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку?

14. Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин?

15. Почему старик завез свою дочь зимой в лес и оставил там?

16. Из чего дед сделал внучке смоляного бычка?

17. Как получилось, что Иван-царевич ездил на волке, а не на коне?

18. Какое дерево грызла ведьма, чтобы достать Терешечку?

19. Как у стариков появилась дочка Снегурочка?

20. Чем закончилась сказка «Теремок»?

Ответы:

1. «По щучьему велению». 2. Зайчика. 3. Вершки. 4. Жучка. 5. Нет. 6. Крошечка-Хаврошечка. 7. Три раза перекувыркнулся через голову. 8. «Три медведя». 9. Мужика. 10. Крупу, масло и соль. 11. На гуслях. 12. В ухе у лошади. 13. Василиса Премудрая. 14. Окрошку. 15. Так приказала старуха-мачеха. 16. Из соломы, палок и смолы. 17. Волк съел коня.18. Дуб. 19. Сами вылепили из снега. 20. Звери построили новый теремок.

Конкурс «Название сказки»

Представитель каждой команды берет у ведущего листок с названием сказки. Нужно при помощи пальцев, рук, ног изобразить буквы, составляющие название. Один человек – одна буква. Если зрители сумели прочитать название, то команда получает балл. («Репка», «Пых», «Клад», «Заяц», «Маугли» и т. д.)

Игра для всех «Одна буква»

Ведущий называет по порядку буквы алфавита (кроме: й, ъ, ы, ь). Дети выкрикивают имя сказочного героя на сказанную букву. Например, «А» – Айболит, «Б» – Буратино, … «Я» – Яга.

Конкурс «Одна буква»

Выбирается какая-либо буква алфавита (можно не глядя ткнуть карандашом в книгу или один ребенок говорит про себя алфавит и, когда ему говорят «Стоп!» он озвучивает букву, на которой остановился). От каждой команды выходят по одному игроку. Ведущий по очереди задает 6 любых вопросов. Игрок отвечает словом, начинающимся на выбранную букву.

Например, буква «К».

– Твое имя? (Коля, Катя)

– Твоя фамилия? (Ковалев, Ковалева)

– В каком городе живешь? (Курске, Киеве)

– Добрый сказочный герой? (Колобок)

– Злой сказочный герой? (Кощей)

– Любимая сказка? («Курочка Ряба»)

1. Не открывай двери незнакомым людям.

2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ.

3. Покушал, вымой за собой посуду.

4. Не ходи по лесу один.

5. Помогай друзьям в трудных ситуациях.

6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды.

7. Не выполняй просьбы малознакомых людей.

8. Пей только чистую воду.

9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход.

10. Хорошо учись.

11. Читай художественные и научные книги.

12. Не ешь много сладкого.

Ответы:
1. Семеро козлят. 2. Мойдодыр. 3. Федора. 4. Красная Шапочка. 5. Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди». 6. Курочка из сказки «Бобовое зернышко». 7. Колобок. 8. Братец Иванушка. 9. Маша из сказки «Маша и медведь» и Герда. 10. Буратино. 11. Знайка. 12. Винни Пух.

Викторина «Сколько?»

1. Сколько сказочных героев тянуло репку?

2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра?

3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами?

4. Сколько глаз у Бастинды?

5. Сколько козлят похитил волк?

6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать?

7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке?

8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино?

9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж?

10. Сколько мартышек составляют длину удава?

11. Сколько лет спала спящая красавица?

12. Сколько лет крокодилу Гене?

Ответы: 1. Шесть. 2. Двенадцать. 3. Четверо. 4. Один. 5. Шесть. 6. Четыре. 7. Пять. 8. Пять. 9. Четверо. 10. Пять. 11. Сто. 12. Пятьдесят.


Эстафета «Да» или «Нет»

Ведущий по цепочке называет фамилии известных людей, а дети отвечают «Да», только если этот человек писал сказки. Во всех других случаях – «Нет».

Чуковский («Да»), Чайковский, Успенский («Да»), Гагарин, Перро («Да»), Андерсен («Да»), Маршак («Да»), Шишкин, Гримм («Да»), Киплинг («Да»), Некрасов, Пушкин («Да»), Линдгрен («Да»), Родари («Да»), Крылов, Кэрролл («Да»), Носов («Да»), Есенин, Бажов («Да»), Бианки («Да»), Шварц («Да»), Михалков («Да»), Чехов, Волков («Да»), Гайдар («Да»).

Викторина по сказкам от Юлии Белки

  • Какое число встречается в сказках чаще всего? Какие ещё числа встречаются в сказках?

(Число 3 – три брата, три всадника, тридевятое царство, три года. Ещё ДВОЕ из ларца, СЕМЕРО козлят и т.д.)

  • Какие всадники встретились Василисе Премудрой на пути в Бабе Яге? Кто это был?

(Красный, белый и чёрный всадники. Это были белый день, красное солнышко и тёмная ночь)

  • Кто из сказочных персонажей использовал хвост в качестве удочки?

(Волк в сказке «Лиса и Волк»)

  • Сказочная владелица, пожалуй, первого летательного аппарата.

(Баба-Яга)

  • Какие ещё сказочные транспортные средства вам известны?

(Печка у Емели, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы)

  • Уникальный рецепт вкусного и питательного блюда из строительного инструмента?

(Каша из топора)

  • Сколько человек участвовало в сборе небывалого урожая репы?

(Трое. Все остальные – звери)

  • Кто помог брату и сестре из сказки «Гуси-лебеди» убежать от Бабы- Яги?
  • Она бывает живой и мёртвой.
  • Что такое сусек?

(Ларь или отсек в амбаре для хранения зерна и муки)

Где хранится смерть Кощея?
(На кончике иглы)

  • Музыкальный инструмент, на котором подыгрывали своему рассказу сказители в давние времена?
  • Что случилось с избушкой Лисы в сказке «Заюшкина избушка»?

(Она растаяла, потому что была сделана изо льда)

  • Из какой посуды угощали друг друга Лиса и Журавль?

(Из тарелки и кувшина)

  • Какую рыбу выловил Емеля?
  • Вспомните ещё одну рыбку-волшебницу. Правда, она не из русской народной сказки.

(Золотая рыбка)

  • Почему братец Иванушка превратился в козлёнка?

(Не послушался сестры и попил из копытца)

  • В какое время года происходит действие сказки «По щучьему велению»?

(Зима, так как щуку выловили из проруби)

  • Кто был помощником Хаврошечки?

(Коровушка)

  • Кому удалось прогнать Лису из Заюшкиной избушки?
  • Кому принадлежит присказка: «битый небитого везёт»?

Литературная викторина «Путешествие по сказкам».

О себе: В школе работаю 27 лет. Имею немалый опыт в работе с детьми и считаю, что любое общение с ребёнком должно быть пронизано любовью к нему. Очень люблю активный отдых на природе и путешествия.

Цели:
— активизировать детское чтение;
— вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
— организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка» . В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

mob_info