Миги в корейской войне 1950 годов. Советские летчики-асы в Корейской войне. Американцы потерь не признают

Николаю Сутягину принадлежат почти все рекорды воздушного боя на реактивной технике. Он одержал наибольшее число побед - 21. Сбил наибольшее число реактивных самолетов - 19. Всех больше уничтожил современнейших на то время F-86 "Сейбр"- 15. Он добился наилучшего результата в воздушных поединках за один месяц - 5 побед. В военно-воздушных силах США не было пилота, равного Николаю Сутягину по мужеству и мастерству в "реактивной" войне.

Из стенограммы лётно-тактической конференции соедениения (25 - 26 июля 1951 года):

"Задание выполняли десяткой, - говорил перед собравшимися Николай. - Ударное звено - майора Пулова, звено прикрытия - капитана Артемченко справа выше и пара Перепелкина сзади выше. Я шел в звене прикрытия с ведомым старшим лейтенантом Шулевым. В момент левого разворота в районе Сенсен я отстал от пары капитана Артемченко на дистанцию 400-500 м. Развернувшись на 50-60 градусов влево, я заметил: внизу слева, из-под ведущего звена, заходит нам в "хвост" пара F-86. Я подал команду: "Атакую, прикройте" и левым боевым разворотом, в момент которого выпустил тормоза и убрал газ, с последующим полупереворотом пошел за парой F-86. На второй петле мы уже были в "хвосте" у F-86-x, и в верхнем положении я дал две короткие очереди по ведомому. Очереди прошли: одна с недолетом, другая с перелетом. Я решил подойти ближе. После выхода из пикирования пара F-86 сделала отворот вправо, а затем - влево с набором высоты. За счет этого отворота уменьшилась дистанция до 200-300 метров. Заметив это, противник сделал переворот. Выпустив тормоза, мы пошли за F-86 под углом 70-75 градусов в сторону моря. Сблизившись до дистанции 150-200 метров, я открыл огонь по ведомому... F-86 был сбит"".

19 июня пятьдесят первого Николай Сутягин открыл счет "реактивным" победам. А уже через три дня, 22 июня, увеличивает их до 3-х. Тогда в момент разворота звену советских летчиков во главе с Николаем Сутягиным заходила в "хвост" четверка F-86. Умелый маневр, и наши пилоты уже в "хвосте" F-86. Заметив МИГи, американцы после левого разворота пошли в пикирование. Сутягин на дистанции 400-500 метров открыл огонь по ведомому. Но вторая пара американцев зашла звену в "хвост", это заметил ведомый старший лейтенант Шулев - он резким маневром вышел из-под удара. Ведущий первой американской пары, заметив, что стреляют по ведомому, пошел на "косую петлю". Но он не смог противостоять мастерству Сутягина, который в верхнем положении, уже сблизившись до 250-300 метров, открыл по нему огонь. F-86 запылал и стал падать. Чуть позже был уничтожен еще один "Сейбр".

Умению Сутягина драться с американцами завидовали во всей дивизии, как и его нацеленности на победу. Лето 51-го для Николая стало результативным - 6 сбитых самолетов противника, еще результативней осень - - 8 уничтоженных машин. Только в декабре Сутягин одержал 5 воздушных побед. В начале 52-го он стал реже вылетать на боевые вылеты, как асу ему было поручено выступать перед летчиками полков второго эшелона, готовившимися к боям. Тем не менее в январе 52-го он сбил 3 самолета противника. Итак, Николай Сутягин за время боевых действий с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года произвел 149 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев, лично сбил 21 самолет - наивысший результат в корейской войне. На его счету 15 F-86 "Сейбр", 2 F-80 "Шутинг Стар", 2 F-84 "Тандерджет" и 2 "Глостер-Метеор". К сожалению, сегодня слава лучшего воздушного бойца "реактивной" войны еще не нашла Николая Сутягина. Американцы, как пилоты, так и исследователи корейской войны, оказалось, большие мастера фальсификаций. Они "забрали" себе все рекорды, доказывая тем самым тезис, а точнее, миф о своем боевом превосходстве. Пример - книга "Аллея МИГов", изданная в Техасе в 1970 году.

Заокеанские исследователи вовсю пытаются приподнять мастерство своих пилотов. Они часто подчеркивают, что первым в истории реактивным асом стал капитан Джеймс Джабара, сбив к 20 мая 5 самолетов (всего на счету Джабары 15 воздушных побед). Отмечают, сильнейший летчик корейской войны капитан Джозеф Маконнел (выиграл 16 поединков). Часто пишут, что 39 американских летчиков стали асами, сбив от 16 до 5 истребителей МИГ-15. Разумеется, нужно отдать должное мужеству и мастерству американских летчиков, они сражались достойно, а порой и на равных с советскими асами. Причем те же Джозеф Маконнел и Джеймс Джабара, что называется, до конца остались верны небу. Первый погиб при испытательных полетах в 1954 году. Второй поставил целью стать асом и вьетнамской войны, был туда направлен, однако не осуществил своей цели - погиб в авиакатастрофе. Кстати, там он мог бы столкнуться с воспитанниками Николая Сутягина, который был советником во вьетнамских ВВС.

Не принижая мастерства отдельных американских летчиков, скажем, что счет советских асов солиднее. Николай Сутягин - 21 воздушная победа. 20 поединков выиграл полковник Анатолий Пепеляев. По 15 самолетов противника уничтожили капитан Лев Щукин, подполковник Александр Сморчков и майор Дмитрий Оськин. Еще 6 советских пилотов одержали 10 и более побед. Здесь следует назвать нашего соотечественника Анатолия Карелина, уничтожившего в ночных воздушных боях 6 самолетов Б-29. Ну а все рекорды "реактивной войны", как я уже отмечал, принадлежат Николаю Сутягину. О чем нужно говорить и писать, уточняя отдельные позиции в истории воздушных войн.

До сих пор в США пытаются подправить и общий итог войны. Так, в "Энциклопедии авиации (Нью-Йорк, 1977 г.) отмечается, что всего американскими летчиками за время войны сбито 2300 "коммунистических" самолетов (СССР, Китая и КНДР), потери США и их союзников - 114. Соотношение - 20:1. Внушительно? Однако наиболее серьезные американские специалисты еще в пятидесятых годах, когда общие потери было скрыть трудно (смотри книгу "Воздушная мощь - решающая сила в Корее", Торонто - Нью-Йорк - Лондон, 1957 г.) отмечали, что ВВС США только в боевых схватках потеряли около 2000 самолетов, потери "коммунистических" самолетов они тогда оценивали скромнее - примерно в 1000 самолетов. Однако и эти цифры далеки от правды.

На сегодня Генеральный штаб Вооруженных Сил России рассекретил документы времен войны в Корее. Вот общие данные. Советскими летчиками 64-го истребительного авиационного корпуса (за время войны в него попеременно - от 6 месяцев до одного года - входило десять дивизий) было проведено 1872 воздушных боя, в ходе которых было сбито 1106 самолетов противника, из них F-86 - 650 единиц. Потери корпуса: 335 самолетов. Соотношение - 3:1 в пользу советских пилотов, в том числе по новейшим машинам (МИГ-15 и F-86 "Сейбр") - 2:1. Отметим: американские летчики действовали менее эффективно, чем пилоты Объединенной воздушной армии, в которую входили части Китая и КНДР. Они сбили 231 самолет, а потеряли - 271. Словом, верх остался за воздушной школой, которую представлял Николай Сутягин. Именно его мастерство и мастерство таких, как он, их крепкая воля вынудили признать командира одного из американских крыльев: "МИГ-15 страшен, если управляется хорошим, инициативным летчиком". Николай Сутягин - это легенда, это Иван Кожедуб пятидесятых.


МиГ-15бис к-на Сутягина, 17 ИАП, февраль 1952 г.

По основным летно-тактическим данным советский истребитель МИГ-15 и американский F-86 "Сейбр" были равны, но каждый имел свои сильные и слабые стороны. МИГ превосходил "Сейбра" в скороподъемности и удельной тяговооруженности. F-86 быстрее набирал скорость на пикировании, был более маневрен, обладал большей дальностью полета. Однако он проигрывал в вооружении. 6 крупнокалиберных "сейбровских" пулеметов "Кольт Браунинг", несмотря на большую скорострельность (1.200 выстрелов в минуту), уступали трем пушкам МИГа: двум 23мм калибра и одной 37-мм. Их снаряды пробивали любую броню.

Запад и Восток о роли стратегической авиации. Вторая мировая завершилась в момент очевидного возрастания роли авиации, научившейся решать множество задач, как на поле боя, так и на театре войны в целом. Рейд «Эноллы Гей» на Хиросиму в принципе убедил многих, что война может быть выиграна исключительно стратегической авиацией * . В Соединенных Штатах Америки и Британии это мнение стало считаться истиной, не требующей доказательств. Советские специалисты относились к западной аксиоме с осторожностью. Авиацию в СССР ставили высоко, памятуя о неоценимой помощи, оказываемой стаями штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков нашим танковым лавинам.

Но при этом отечественный опыт напоминал о том, с каким трудом брались города Германии, казалось до основания разрушенные союзной авиацией. Исходя из этих соображений, советская доктрина считала приоритетной задачей развитие традиционных для континентального государства мощных сухопутных сил, на долю которых выпадала роль главного внешнеполитического инструмента. Но при этом сознавалась необходимость создания для них мощного воздушного щита и стратегических сил сдерживания, строящихся на основе обладания ядерным оружием и средствами его доставки, как главных гарантов стабильности и баланса.

Очень скоро Западная и Восточная доктрины столкнулись, держа строгий экзамен на проверку правильности сделанных выводов. Политическая конъюнктура «холодной войны» уже в 1950 г. привела к «горячему» столкновению двух военных школ на, а точнее, над Корейским полуостровом. Стоит заострить внимание на битве в небе, где с наибольшей отчетливостью вырисовывался характер противостояния мировых лидеров.

Разнообразие американских самолетов. В начале ноября 1950 г. характер боев в воздухе, а, следовательно, и на земле, начал резко меняться. В предыдущий период авиация КНДР присутствовала в воздухе лишь до появления американцев, затем она исчезла. ВВС США были широко оснащены реактивными истребителями и совершенными ударными самолетами непревзойденного качества. Американские летчики прошли отличную школу войны и быстро освоили новую реактивную технику следующего поколения, почти перечеркнувшего боевую ценность поршневых двигателей, особенно на истребителях, самолетах непосредственной поддержки войск и штурмовиках (истребителях-бомбардировщиках). У корейцев ничего подобного не было, не говоря уже о том, что с первых дней численное превосходство янки ни разу не снижалось под планку показателя 8:1, естественно в американскую пользу. Американцы вообще большие любители воевать числом, впрочем, в основном все же сопрягая его с умением.

В небе Кореи они были представлены сухопутным реактивным истребителем ВВС F-80 «Шуттинг стар», и палубными F-9 «Пантера» в сочетании со старым добрым ветераном мировой войны поршневиком F-4 «Корсар». По земле работали штурмовики А-1 «Скайрейдер», взлетавшие с авианосцев, и целое скопище бомбардировщиков сухопутного базирования, не исключая «отличившуюся» над Хиросимой красу стратегической авиации. Вообще, многообразие типов самолетов, стоящих на вооружении армии и флота США, поражает.

В Корейской войне участвовало свыше 40 типов летательных аппаратов. Такая разномастность была порождена стремлением государства поощрить военные разработки частных фирм, пусть небольшими, но все же заказами их продукции. Такое стимулирование оборачивалось огромными сложностями при снабжении техники запчастями и даже горюче-смазочными материалами. Но с этим мирились ради соблюдения предпринимательских интересов. Да и интендантская служба у янки работала отлично, так что кризисы снабжения были редкостью.

Бой 8 ноября 1950 г. Главной особенностью самолетов с белой звездой была та, что все они без изъятий превосходили основу парка ВВС КНДР - советский истребитель военных времен Як-9, машину заслуженную, но порядком устаревшую. Для воздушных боев она не годилась. Ил-10 в свою очередь был прежде героем военного неба, но его жизнь при встрече с «Шуттинг старами» редко длилась дольше минуты. Потому американцы разбаловались, летали, где хотели, как хотели и время тоже выбирали сами.

Так продолжалось до 8 ноября 1950 г., когда фортуна круто развернулась к американским асам тылом. В тот день 12 истребителей F-80 совершали обычный патрульный полет над китайскими позициями в районе реки Ялу. Обычно американцы летали спокойно, изредка штурмуя из бортовых пулеметов замеченные цели. Случалось такое не часто, прятались «добровольцы» мастерски и с энтузиазмом. Очередной полет перемен не сулил, пока командир эскадрильи «шуттингов» не заметил севернее и выше себя 15 быстрорастущих точек. Вскоре выяснилось, что это советские истребители МиГ-15. По известным американцам данным, самолеты этого типа превосходили «Звездных стрелков». Соориентировались янки быстро, не приняв боя, начали выходить из опасной зоны. Прежде, чем это удалось, звено МиГов приблизилось, пользуясь преимуществом в скорости, и открыло огонь. Один американский истребитель буквально раскололся на куски. Остальные побежали, ломая строй. Преследования не было, советским летчикам категорически запрещалось углубляться в воздушное пространство над территорией, занятой «миротворцами». Так что можно сказать, янки отделались легким испугом. Впоследствии штаб Макартура заявит об одном МиГе, сбитом в том бою, но никогда позже подтверждений тому не поступит.

МиГ-15. Первая встреча с новым воздушным бойцом «красных» не была для американцев полной неожиданностью. О существовании МиГа-15 они знали. Как знали о том, что эти самолеты поставляются в КНР. Затем 1 ноября такой самолет сбил одного «Мустанга», но до 8 ноября американцы были уверены, что это единичный эпизод. Советники Макартура считали, что переподготовка китайцев для полета на новом самолете займет многие месяцы, и их массового применения пока не предвидится. Но вышло иначе. Очередной противник оценивался американцами всерьез. Заинтересованные чины знали, что МиГ-15 составляет основу истребительной авиации СССР и, главное, являются стержнем, вокруг которого строится советская противовоздушная оборона. То есть та сила, которая призвана противостоять стратегическим бомбардировщикам США с их атомными и обычными бомбами, на которые в Белом доме возлагали основные упования в рамках доктрины сдерживания СССР.

Продукт конструкторского бюро Микояна относился к машинам второго реактивного поколения. В отличие от первых машин с новым типом двигателя, он имел не стандартное прямое, а стреловидное крыло, позволяющее существенно нарастить скорость. МиГ-15 едва не перешагнул звуковой барьер, разгоняясь до 1000 с лишним км/ч. Машина поднималась на 15000 м, была легкой, благодаря чему стремительно набирала высоту. В кабине с каплевидным «фонарем» (остеклением пилотского места) помещался пилот, имевший возможность кругового визуального обзора. На случай оставления самолета летчик имел катапультируемое кресло, позволяющее покинуть кабину на высоких скоростях.

Вооружение МиГов. Истребитель оптимизировался в первую очередь для борьбы с американскими носителями атомных бомб типа Б-29, для чего имел очень мощное вооружение из одной автоматической пушки калибром 37 мм и пары более легких - в 23 мм. За столь тяжелую батарею в носу легкого самолета пришлось заплатить малым боекомплектом - всего по 40 снарядов на ствол. Однако трехорудийный залп или два могли разрушить конструкцию очень больших бомбовозов врага. Большим недостатком отличного в целом истребителя было отсутствие бортового радиолокатора, но в домашних условиях это не было большой бедой, поскольку на цель самолет наводился с земли по командам штаба, имеющего сведения от мощных стационарных радаров. Однако в Корее, где наземной системы целенаведения не существовало в помине, радар был бы не лишним. Но, увы. Боевой задачей МиГа-15 были по замыслу: групповой взлет на перехват множественных, крупных целей, поиск объектов атаки с помощью наземного диспетчера, быстрый набор высоты, сближение и разрушительный пушечный залп. Для маневренных боев с истребителями самолет годился похуже, имея недостаточную скорость горизонтального виража и слишком мало снарядов к избыточно мощным пушкам, но практика показала, что и как, самолет воздушного боя МиГ-15 дебютировал вполне удачно.

64-й истребительный корпус. Теперь предстояла напряженная боевая практика в корейском небе, за которой с повышенным вниманием наблюдали создатели МиГа и его противники. Люди в 64-ом истребительном корпусе были под стать машинам, большинство пилотов начали карьеру в боях с Люфтваффе и в совершенстве владели техникой воздушного боя. Командование корпуса относилось к тому поколению, которое сбросило нацистов с небес Кубани, Курской дуги, Днепра и с триумфом добило зверя в его логове. Командиры полков корпуса знали, как планировать захват воздуха и удерживать превосходство. Многие имели докорейский боевой счет. В общем, «миротворцев» ждала масса сюрпризов.

Бой 9 ноября. Следующий день, 9 ноября, знаменовался крупнейшим воздушным боем с начала войны. Отступающие под натиском «добровольцев» американские сухопутные части настойчиво требовали воздушной поддержки. Оказать ее поручили самолетам 7-го флота США. С утра для разведки боевых порядков китайцев был выслан переоборудованный в фоторазведчик Б-29. Осуществлявший наблюдение за линиями расположения «добровольческих» контингентов шпион был сбит. Летчикам ВМС пришлось атаковать вслепую. Задачу сформулировали просто: разрушить переправы через Ялу, по которым снабжались китайские войска. С авианосцев стартовало 20 штурмовиков и 28 истребителей прикрытия, реактивных «Пантер» и поршневых «Корсаров». На подходе к намеченным объектам группу перехватили 18 МиГов. В завязавшемся бою американцы потеряли 6 самолетов, русские - один. Прицельное бомбометание было сорвано. Переправы остались нетронутыми. Количественное превосходство не помогло прикрывающей истребительной группе обеспечить «Скайрейдерам» возможность спокойной работы по мостам. Сбитый МиГ Михаила Грачева потребовал для уничтожения усилий 4 «Пантер». Причем сам Грачев в том бою успел вогнать в землю пару штурмовиков, вследствие чего потерял место в строю и остался без прикрытия, что и стало причиной гибели машины и летчика.

Маскировка русских летчиков. Очевидно, именно в том бою американцы поняли, что имеют дело не с китайцами. Чтобы сохранить присутствие советских частей в тайне от противника, делалось многое. На МиГи наносили опознавательные знаки ВВС КНДР. Летчиков переодели в китайскую форму. Даже разработали список радиосигналов и команд на корейском языке. Естественно, выучить их никто не успел, поскольку в бой эскадрильи вступали сразу по прибытии на фронт. Список транскрибированных русскими буквами фраз летчики крепили к колену и должны были выходить в эфир только с их помощью. Однако в горячке боя на реактивных скоростях о наколенном разговорнике забывали. И эфирное пространство заполнялось отборной родной речью летчиков, предпочитавших простые и емкие термины из национального обихода. Звучание таких реплик с точки зрения следящих за радиоволнами американцев сильно разнилось со звуками языка Страны Утренней Свежести. Зато сильно смахивало на слышанное янки над Эльбой и Берлином. Тайна русского присутствия была раскрыта. После жалоб летчиков на драконовскую лексическую цензуру и заявление о полной невозможности так маскировать национальную принадлежность бдительные товарищи в Москве, не упорствуя, отменили предыдущее распоряжение.

«Рыцарство» поневоле. В силе остался только приказ, запрещавший действия над территорией, контролируемой противником. Это серьезно мешало, поскольку маневр в глубину заменился исключительно действиями из глубины, то есть 64-й АК вел только оборонительные бои. Преследовать врага было невозможно. Впрочем, американцам мешали аналогичные препятствия. Им запрещали пересекать китайскую границу. По этой причине янки оказались в положении лисы под виноградной лозой: «хоть видит око, да зуб неймет». Они знали местоположение китайских аэродромов, где базировался советский корпус, и даже видели их, но наносить по ним удары категорически запрещали из Вашингтона. Китай, как и СССР, формально в войне не участвовал. Кроме того, Москва имела договор о взаимопомощи с Пекином, из чего вытекало, что бомбежки КНР в Кремле расценят как начало большой войны и примут соответствующие меры. Сталин честно дал понять, что так и будет. Если бы у СССР не было атомной бомбы, американцы, очевидно, не стали бы вдаваться в дипломатические тонкости. Но бомба с 1949 г. была. И хотя существовали проблемы с ее доставкой до Вашингтона и Нью-Йорка, чувства полной безопасности у Трумэна не существовало. Вследствие чего янки с трепетом относились к далеко не очевидному «нейтралитету» Мао. Так что война в Корейском небе велась по определенным правилам: американцам запрещалось бить «спящего» врага, советским пилотам - добивать бегущего.

Несмотря на некоторые пережитки рыцарства, война шла со всем возможным ожесточением. Без господства в воздухе дела у контингента ООН не заладились. Конец прошел для «миротворцев» в перманентном отступлении. В конце декабря 1950 г. территория КНДР была восстановлена в прежнем объеме, что в основном произошло по причине оспоримости воздушного пространства.

12 апреля 1951 года в истории американской авиации получило название чёрного четверга. Такое большое количество стратегических бомбардировщиков в одном воздушном бою американцы не теряли с тех пор, как закончилась вторая мировая война .

Боевые действия между Северной и Южной Кореей начались 25 июня 1950 года. Эта война продолжалась ровно три года и один месяц. Соединенные Штаты действовали в Корее открыто, под флагом ООН на стороне Южной Кореи, а Советский Союз – негласно на стороне КНДР.

Вооруженные силы США в этом конфликте были представлены всеми родами войск, куда входили несколько сот тысяч военнослужащих. Советские вооруженные силы – лишь одним отдельным истребительным авиакорпусом, куда, впрочем, кроме авиационных частей, входили несколько зенитно-артиллерийских дивизий, несколько зенитно-прожекторных полков и несколько радиотехнических батальонов локаторщиков.

Кроме этого, в частях вооруженных сил КНДР и китайских народных добровольцев, которые также активно принимали участие в этой войне, находилось две-три сотни наших военных советников и несколько военных госпиталей.

В боевых же действиях активно участвовали только зенитчики и летчики, которые в составе 64-го истребительного авиакорпуса противостояли мощной 5 воздушной армии и авиации их союзников – Австралии, Канады, Англии, Южной Кореи , Южной Африки. Боевые действия советские летчики 64-го истребительного авиакорпуса начали 1 ноября 1950 года на реактивных истребителях МиГ-15 конструкции Микояна и Гуревича.


МиГ-15 с опознавательными знаками КНДР

С этого момента безраздельному господству в воздухе американцев и их союзников пришел конец. В этой воздушной войне участвовали лучшие самолеты с обеих сторон, впервые отрабатывались новые тактические приемы ведения воздушной войны на реактивной технике.

Уже первые схватки в небе доказали, что американские реактивные самолёты F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» значительно уступают МиГ-15 по скорости, скороподъёмности и вооружению. Бои заканчивались их бегством.

Чтобы исправить ситуацию, в начале 1951-го ВВС США срочно направило на Корейский полуостров новейшие истребители - F-86 Сейбр. Уступая МиГу в скороподъёмности и удельной тяге, они превосходили его в манёвренности, большей дальности полёта и в наборе скорости при пикировании.

Но МиГ-15 обладал преимуществами в вооружении: три пушки (две калибра 23 мм и одна 37 мм) с прицельной дальностью 800 м против 6 пулемётов калибра 12,7 мм с дальностью стрельбы 400 м. Впрочем, МиГам приходилось иметь дело в воздухе не только с американцами, но и с военными других стран, выступавшими под флагом ООН .

Так, свои военные силы предоставила и Австралия. Однако боевые качества австралийских лётчиков и техническое оснащение их самолётов было таково, что уже после первых свиданий с советскими асами из шестнадцати машин уцелело лишь четыре.


F-86 Сейбр

Советский щит над корейским небом вынудил американцев снизить активность боевых действий мелких групп истребителей-бомбардировщиков. Прекратились дневные полёты разведчиков и бомбардировщиков. Наступил период воздушных боёв крупных групп истребителей F-86 с МиГами.

Один из самых массовых налётов американской авиации произошёл 12 апреля, в так называемый Чёрный четверг 1951 года, когда американцы пытались бомбить железнодорожный мост через реку Ялуцзян у населённого пункта Сингисю.

Это была единственная железнодорожная магистраль, по которой снабжались северокорейские войска.


B-29

В схватке участвовало более сорока бомбардировщиков B-29. Это огромная машина, способная нести более 9 тонн бомбовой. Её оборонительоне вооружение вкючало полторы дюжины крупнокалиберных пулеметов. Именно такой самолет сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. B-29 действовали действовавших под прикрытием сотни истребителей F-80 и F-84, разбитых на мелкие группы. Кроме того, в налёте участвовали группы сковывающих истребителей F-86, насчитывавшие в общей сложности около пятидесяти самолётов.

На отражение этого налёта с аэродрома Аньдунь было поднято 36 МиГ-15 из состава 324-й Свирской авиадивизии, которой командовал Иван Никитович Кожедуб.

Бой проходил на высоте 7-8 тыс. м в течение 20 минут. МиГ-15 парами и четвёрками атаковали группы B-29, не обращая внимание на группы сопровождения. В итоге было сбито 14 американских самолётов - 10 B-29 и четыре Сейбра.

Хотя американцы имели трехкратный численный перевес, бой 12 апреля обернулся для них полным разгромом, в небе над Ялуцзяном раскрылись десятки парашютных куполов, экипажи американских бомбовозов пытались спасти свои жизни, впереди их ждал плен. Два советских самолёта были повреждены, но вскоре, устранив неполадки, их вернули в строй. Всего в этом бою через реку смогли прорваться лишь три американских самолёта. Они сбросили три шеститонные радиоуправляемые бомбы, взрыв от которых повредил одну из опор моста, но уже через несколько дней стратегически важный мост был восстановлен. В американских ВВС на целую неделю был объявлен траур по погибшим лётчикам.

Самый результативный ас Корейской войны Евгений Пепеляев (1918-2013)

В Корее асами стали 46 советских летчиков. В общей сложности эта полусотня пилотов сбила 416 самолетов противника. Лучшим советским асом Корейской войны считается командир 196-го ИАП 324-й авиадивизии подполковник Евгений Георгиевич Пепеляев, прекрасный командир, превосходный летчик истребитель и верный старший друг своим подчиненным.

Известно, что когда в одном из боев был сбит и погиб его ведомый, старший лейтенант Валерий Ларионов, Пепеляев не задумываясь переписал на его счет три своих победы.

Таким образом официальное число сбитых молодым летчиком самолетов противника достигло пяти, и Ларионов посмертно получил звание Героя Советского Союза, что гарантировало его вдове, оставшейся с грудным ребенком на руках, обширные льготы.

Вместе с этими тремя, число самолетов противника, уничтоженных Пепеляевым в небе над Корейским полуостровом достигает 23 штук (1 F-80, 2 F-84, 2 F-94, 18 F-86).

Николай Васильевич Сутягин (5 мая 1923 - 12 ноября 1986) - Герой Советского Союза, Заслуженный военный лётчик СССР , генерал-майор авиации.

Лучший американский ас, капитан Джозеф Кристофер Макконел-младший, может похвастаться только 16 сбитыми самолётами.

На втором месте среди наших асов – капитан Николай Сутягин из 17 ИАП с 21 победой. 64-й истребительный авиакорпус вёл боевые действия на территории Кореи почти три года.

В общей сложности за это время было сбито 1525 самолётов противника, 1099 из них были сбиты силами авиации.

Советские потери составили 319 самолётов МиГ-15 и Ла-11. В боях погибло 120 лётчиков.

Многие из погибших наших летчиков были в основном похоронены на территории Китая , вечная им память !

Пост подготовлен по материалам Русского Портала

Противостояние Северной Кореи (Корейская Народно-Демократическая Республика, столица — г. Пхеньян) и Южной Кореи (Республика Корея, столица г. Сеул) ознаменовалось столкновением в небе Корейского полуострова двух союзников по анлигитлеровской коалиции – Советского Союза и США. Как известно, оба корейских государства возникли в результате раздела Корейского полуострова на две примерно равные по площади территории. Искусственная граница, проходящая по 38-й параллели, была создана, как объявлялось в приказе главнокомандующего американскими вооруженными силами на Дальнем Востоке, для удобства приема капитуляции японских войск двумя союзными державами, участвовавшими в .

В условиях «холодной войны» бывшие союзники по антигитлеровской коалиции по-своему видели будущее корейских государств. С выводом с Корейского полуострова своих оккупационных войск правительства СССР и США, тем не менее, оставили на его территории определенное количество военных советников. Например, с американской стороны в Южной Корее осталась советническая группа в составе 500 военнослужащих (во главе с генералом Дж. Робертсом), в акватории (Северной и Южной Кореи) — 7-й флот, а на ближайших авиабазах в Японии и Филиппинах — две воздушные армии: тактическая 5-я и стратегическая 20-я .

В свою очередь, 8 февраля 1948 г. при Корейской Народной Армии (КНА) КНДР был утвержден институт советских военных советников. К концу 1950 г. их штатная численность достигла 246 человек . Большинство из них находились при штабе фронта и главнокомандующем КНА Ким Ир Сене (им запрещалось пересекать 38-ю параллель).

К началу военных действий в 1950 г. самолетный парк ВВС КНА составлял 172 боевых самолета против 1100 самолетов , находившихся в ведении многонациональных сил ООН при активной роли США. Учитывая, что место Китая в Организации Объединенных Наций занимал Тайвань, а СССР из-за этого бойкотировал заседания Совета Безопасности, Соединенные Штаты провели резолюцию, разрешающую применение на Корейском полуострове «войск ООН» под руководством Пентагона.

К этому времени военное влияние СССР на Дальнем Востоке заметно ослабло в результате вывода основной части советских войск с территории Китая и Северной Кореи. Ограниченный воинский контингент продолжал оставаться в Порт-Артуре (Дальнем), арендуемом у КНР, и в районе г. Шанхай.

Первоначально участие советских войск в Корейской войне не предполагалось в расчете на быстротечность военных действий в пользу КНА. Однако значительный перевес в воздушных силах противника заметно осложнил планы военного руководства КНДР. Главные силы тактической авиации (ТА) США были сконцентрированы в 5-й воздушной армии (Япония): тактические бомбардировщики, истребители и самолеты-разведчики .

Стратегическая авиация (СА) включалась в состав специально созданного Временного бомбардировочного командования. Кроме того, на Дальнем Востоке имелись объединения, соединения и части транспортной, авиадесантной, палубной авиации и авиации ПВО, которые также привлекались для выполнения боевых задач. ВВС Южной Кореи, хотя и существовали организационно, практически имели лишь небольшое число учебно-транспортных самолетов Т-6. К концу войны авиационный парк США в Республике Корея увеличился до 2400 боевых самолетов .

27 июня 1950 г. вступившая в боевые действия американская авиация (наземная и палубная), в результате пассивности ВВС КНА сумела завоевать полное господство в воздухе. В ходе проведенной воздушной наступательной операции ВВС США предприняли попытку вывести из строя стратегические объекты на территории КНДР и нанести поражение крупным группировкам войск КНА (израсходовано 17% летного ресурса бомбардировщиков за всю кампанию) .

Однако до середины сентября на сухопутном и морском ТВД коалиционным силам «южан» успехов добиться не удалось. В свою очередь вооруженные силы Северной Кореи (до 75 тыс. чел.), развивая наступление, взяли под контроль до 90% территории Республики (Южная) Корея.

Коренной перелом в ход боевых действий внесла Инчхонская десантная операция («Chromite») ВС США, начавшаяся утром 15 сентября. Этот южнокорейский порт «северяне» не успели вовремя подготовить к обороне. Авиационную поддержку морских сил, задействованных в операции, обеспечивало более 500 боевых и транспортных самолетов и вертолетов. На следующий день город-порт Инчхон перешел под контроль морских пехотинцев США. 26 сентября части КНА покинули столицу Южной Кореи — г. Сеул.

Понеся «исключительно большие потери в живой силе и особенно в артиллерии и танках вооруженные силы «северян» в беспорядке отступали на север, не имея возможности остановиться и организовать линию обороны. Многонациональные войска ООН вторглись на территорию КНДР и 19 октября взяли ее столицу г. Пхеньян. На протяжении всей операции «Chromite» и последующего наступления коалиционных сил ее авиация наносила многочисленные бомбо-штурмовые удары по войскам КНА, по военным и промышленным объектам Северной Кореи, а также ее союзницы — КНР.

С переносом военных действий на территорию Северной Кореи ее правительство обратилось к руководству СССР с просьбой о посылке «интернациональных летных сил» для прикрытия боевых порядков корейской армии с воздуха. Вскоре на территории Китая началось формирование «средств прикрытия», объединенных в 64-й истребительный авиакорпус, принявший активное участие в войне . Первоначально летный состав корпуса прикрывал от налетов американской авиации стратегические объекты КНР: район Мукдена, Аньдуна, Цзиань, Дунфына, мосты через р. Ялуцзян и электростанцию в районе Аньдуна .

Инструктаж советских летчиков-истребителей на аэродроме перед вылетом.

В дальнейшем, в соответствии с распоряжением Совмина СССР от 28 августа 1951 г., часть подразделений корпуса была передислоцирована на территорию Северной Кореи, а его летчики начали вести активные боевые действия .

Основу авиакорпуса составили 3 истребительные авиационные дивизии: 28-я иад (67-й и 139-й гвардейский истребительные авиационные полки), 50-я иад (29-й и 177-й иап), 151-я иад (28-й и 72-й иап). Управление 64-го иак размещалось в г. Мукден .

На 1 ноября 1952 г. в корпусе имелся 441 летчик, численность самолетного парка достигала 321 самолет (МиГ-15бис — 303 и Ла-11 — 18). В дальнейшем некоторые из них были заменены на более современные модификации, в том числе истребители МиГ-17 .

По результатам первых воздушных боев были отмечены высокие летно-технические характеристики реактивных истребителей МиГ-15, что нашло отражение в докладной записке командующего ВВС генерал-полковника авиации П.Ф. Жигарева Председателю Совета Министров СССР И.В. Сталину. Согласно указанному документу «в 5 воздушных боях с численно превосходящим противником самолетами МИГ-15 сбито десять американских самолетов Б-29 и один самолет F-80. Потерь самолетов МИГ-15 в этих боях не было» .

Организационно 64-й иак до ноября 1951 г. входил в состав Оперативной группы советских ВВС на территории КНР под командованием главного военного советника НОАК генерал-полковника С.А. Красовского. Затем он был включен в состав Объединенной воздушной армии (ОВА), которой командовал китайский генерал Лю Чжэнь. В декабре 1952 г. ОВА состояла из 3 советских, 4 китайских и 1 корейской авиадивизий. Кроме того, во второй и третьей линиях использовались для наращивания сил и прикрытия аэродромов еще 4 китайские авиадивизии. Советские летчики были одеты в китайскую форму, имели специальные китайские псевдонимы, а на самолетах были нанесены опознавательные знаки ВВС НОАК .

За время ведения боевых действий соединения корпуса совершили 19 203 самолето-вылета. В дневное время суток было произведено 307 групповых воздушных боев, в которых участвовало 7986 экипажей, что составляло 43% от общего количества вылетавших на боевое задание. Всего за период с ноября 1950 г. по январь 1952 г. в воздушных боях было сбито 564 самолета противника. Свои потери за это же время составили: летчиков — 34, самолетов – 71 . Активные действия советской авиации и зенитной артиллерии по существу срывали авиационные удары противника, рассеивая его боевые порядки и снижая точность бомбометания .

Одновременно с боевыми действиями корпус выполнял задачу по вводу в строй истребительных частей Объединенной воздушной армии. Еще в октябре 1950 г., с вводом на территорию КНДР китайских добровольцев, при штабе объединенного (корейско-китайского) командования стала работать группа советских военных советников. В конце лета 1951 г. на прифронтовых аэродромах появились первые авиасоединения ОБА. Советником при командующем ОБА был генерал-майор Д.П. Галунов. Северокорейские ВВС возглавил генерал Ван Лэн, его советником стал полковник А.В. Петрачев((Авиация и космонавтика, 1991. № 2. С. 32.)).

За 7 месяцев 1953 г. в воздушных боях было уничтожено 139 самолетов противника. Потери 64-го корпуса составили: летчиков — 25, самолетов МиГ-15бис — 78. Общее соотношение потерь военно-воздушных сил США и СССР за 1953 г. составило 1,9:1 .

С июля 1951 г. активное участие в боевых действиях принимали части зенитной артиллерии, группировка которой строилась с задачей кругового прикрытия объекта и обеспечения максимальной плотности огня перед вероятным рубежом бомбардирования.

52-я зенад за период сентябрь — декабрь 1951 г. провела 1093 батарейные стрельбы и сбила 50 самолетов противника . В целом зенитной артиллерией с марта 1951 г. по июль 1953 г. было сбито 16% самолетов противника, уничтоженных силами и средствами 64-го иак.

За время войны советские летчики произвели 63 229 боевых вылетов, участвовали в 1790 воздушных боях и сбили 1309 самолетов противника, в том числе огнем авиации — 1097 и огнем зенитной артиллерии – 212 .

Советской стороной было захвачено в плен, а затем передано китайским и корейским войскам 262 американских летчика .

«За успешное выполнение правительственного задания» указом Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями были награждены 3504 военнослужащих корпуса , а 22 летчика получили звание Героя Советского Союза . Наиболее результативными советскими летчиками были признаны: Герои Советского Союза Е.Г. Пепеляев, Д.П. Оськин, Л.К. Щукин, С.М. Крамаренко, А.П. Сморчков, С.П. Субботин и др. Самолет МиГ-15 последнего 18 июня 1951 г. в ходе воздушного боя столкнулся с преследовавшим его американским истребителем F-86A. При столкновении советский летчик успел катапультироваться, пилот противника (капитан Уильям Крон) погиб. В ряде источников этот эпизод упоминается как первый воздушный таран на реактивном самолете в истории отечественной авиации.

Потери советской авиации с 25 июня 1950 г. по 27 июля 1953 г. составили 125 летчиков и 335 самолетов .

Состав 64-го иак периодически менялся. На аэродромы Китая и Северной Кореи прибывали на смену выводимых новые дивизии ПВО и ВВС ВС СССР. В общей сложности за время войны в Корее получили боевой опыт 12 истребительных авиационных и 4 зенитные артиллерийские дивизии, 30 истребительных авиационных, 10 зенитно-артиллерийских и 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и другие части обеспечения. Все командиры дивизий и большинство командиров полков были участниками Великой Отечественной войны и хорошо владели навыками оперативного руководства.

Через 64-й истребительный авиакорпус в общей сложности прошло около 40 тыс. советских военнослужащих.

Спустя 10 лет наши авиаторы вновь встретились с американскими летчиками — когда .

По материалам издания: 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 - 2012 годы) / [Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.] ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. - М. : Фонд «Русские Витязи», 2012. - 792 с. : ил.

ПРИМЕЧАНИЯ

В октябре 1950-го в наш 176-й гвардейский истребительный авиаполк приехал замкомандующего авиацией Московского военного округа генерал-майор Михаил Редькин, - вспоминает Герой Советского Союза генерал- майор авиации в отставке Сергей Крамаренко. - Спросил: знаем ли мы, что творят американцы в Корее? Мы знали, что «Суперфотрессы» В-29 равняют с землей целые города, гибнут десятки тысяч мирных людей. Генерал сказал, что СССР не может начать боевые действия в Корее. Дело в том, что Совет Безопасности ООН под нажимом США дал санкцию на вступление в войну войск ООН. Хотя мы и бойкотировали принятие этого решения, прямое участие Советского Союза в конфликте на Корейском полуострове означало бы вступление в войну с воинским контингентом ООН. Но корейскому народу могут помочь добровольцы. Кто из вас готов? Вызвались все до одного пилоты.
Отобрали 32 лучших, в основном фронтовиков. Сбивший трех немцев и одержавший 10 воздушных побед в составе группы Крамаренко был в их числе. Из добровольцев был сформирован 64-й истребительный авиакорпус в составе двух дивизий.
- Нашей 324-й истребительной авиационной дивизией командовал трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб, - говорит Сергей Крамаренко. - Я у него одно время был на войне ведомым. Иван Никитович рассказывал, что первых американцев он сбил еще в 1945-м. Два их «Мустанга» накинулись на его Ла-7, видимо, перепутав с германским самолетом, вот и пришлось ему заставить их «учить матчасть» на собственной шкуре.
Командование приняло меры, чтобы скрыть участие советских ВВС в корейской войне. На самолеты нанесли опознавательные знаки армий Северной Кореи и Китая, а радиосвязь приказали вести по-корейски. Летчики должны были в полете косить глазом на закрепленную на коленке бумажку с записанным в русской транскрипции десятком команд.
- Впрочем, американцы очень скоро поняли, с кем имеют дело, а мы в воздухе начали говорить на русском и русском матерном - в бою нет времени для перевода с иностранных языков, - говорит Крамаренко.Перед вторником был четверг
12 апреля 1951 года 48 американских стратегических бомбардировщиков В-29А «Суперфотресс» предприняли попытку массированного удара по железнодорожным путям и шоссейным мостам, пересекавшим реку Ялуцзян в корейском городе Сингисю. Их сопровождали истребители - 18 новейших F-86 «Сейбр», 34 F-84 «Тандерджет» и 24 F-80C «Шутинг Стар». На перехват этой гигантской группы из 124 самолетов вылетели 44 советских МиГ-15 176-го и 196-го авиаполков 324-й дивизии.
В 9.37 утра начался бой. Когда он через 9 минут закончился, оказалось, что это была бойня.- Мы уничтожили 12 «летающих крепостей» и 5 истребителей, - рассказывает Сергей Крамаренко. - В этот день и я сбил первого американца. Задачей моей группы было сковать истребителей противника и отвлечь их от защиты бомберов. Дал команду ведомым: «Атакуем!» Сразу начал резкий разворот влево с набором высоты, и через мгновение мой МиГ-15 оказался в самой гуще чужих истребителей, сзади и ниже ведущего их группы. Не раздумывая, прицелился и открыл огонь по переднему «Тандерджету» группы - командирскому. Первая очередь прошла чуть сзади, а вторая его накрыла. F-84 перевернулся в воздухе, густо задымил и свалился в штопор.
Как вспоминает Сергей Макарович, первые же схватки в воздухе показали, что американские реактивные самолеты F-80 «Шутинг Стар» и F- «Тандерджет» значительно уступают советским МиГ-15 по скорости, скороподъемности и особенно по вооружению. Массовые потери американских ВВС в воздушных боях не прекратились и после появления в Корее новейших истребителей F-86 «Сейбр».
- Это были неплохие самолеты, но наши «МиГи» ничем им не уступали в пилотаже и были значительно лучше вооружены, - говорит Крамаренко. - У МиГ-15 было три пушки - две калибра 23 мм и одна калибра 37 мм с прицельной дальностью 800 метров. У F-86 - 6 пулеметов калибра 12,7 мм с дальностью стрельбы 400 метров. А «летающие сараи» - так мы прозвали бомбардировщики В-29 - расстреливать было даже как-то неловко. По ним лупили с 400 метров вообще практически безнаказанно - только куски фюзеляжа отлетали. 50 метров длиной был этот бомбер - не промахнешься.
Впрочем, в расстреле «воздушных крепостей» сам Сергей Крамаренко не участвовал. Летчику-асу ставили боевые задачи по уничтожению самых сложных целей - истребителей противника.
Нашим пилотам категорически запрещалось летать над водой. Ведь СССР всеми силами пытался скрыть участие советских ВВС в корейской войне, а в Желтом море господствовал американский флот. В случае катапультирования летчик мог оказаться в плену.
- А воздушные бои велись в основном вблизи побережья, - вспоминает пилот. - Только прижучишь американца, а он - нырк и быстро уходит в сторону моря.
Американцы выпустили воздух
Апрельский урок не пошел американцам впрок. Через полгода они решили повторить массированный налет.
30 октября 1951-го в историю ВВС США вошел как черный вторник. В этот день на территорию Северной Кореи вылетели 21 «Суперфортресс» и почти 200 прикрывающих их истребителей различных типов. В коротком бою советские летчики на МиГ-15 сбили 12 В-29 и 4 F-84. Кроме того, многие «воздушные крепости» получили повреждения и практически каждый вернувшийся экипаж привез на свои аэродромы убитых или раненых. Американцам удалось сбить всего один наш МиГ-15.
После разгрома ВВС США вообще не летали в Корее трое суток. Лишь через месяц три В-29, прикрываемые F-86, попытались вновь совершить налет на переправы через реку Ялуцзян. Советские «МиГи» разогнали «Сейбров» и сбили все три бомбардировщика.

- Я в том массовом бою октября не участвовал, - говорит Сергей Крамаренко. - Там дрались «соседи», летчики 303-й дивизии 64-го авиакорпуса. А у меня в тот день неподалеку была воздушная дуэль с «Тандерджетами». Вернувшись, доложил, что один из них повредил, но он шмыгнул от меня в сторону моря. Только через много лет, когда в США рассекретили часть архивов, я узнал, что подбитый тогда F-84 до базы не долетел. Летчик был вынужден катапультироваться, а сам самолет упал в воду.
Но и без того воздушных побед у капитана Сергея Крамаренко хватало с лихвой: ему еще 10 октября 1951 года было присвоено звание Героя Советского Союза.«Смерть рядышком прошла…»
- Не было у нас ненависти к американцам и их союзникам по коалиции, - вспоминает Сергей Макарович. - К немцам на Великой Отечественной - была. Мы видели, что они на нашей земле натворили. А по отношению к этим противникам было только осознанное чувство воинского долга. Нам приказали не пускать их дальше южного берега реки Ялуцзян, мы и не пускали. Американские пилоты прозвали эту черту «аллеей «МиГов». Наши самолеты были окрашены серебристой краской, их было видно издалека. Кто не хотел вступать с нами в бой, тот разворачивался и улетал восвояси. Хотя летели и на смерть - они тоже были солдатами. Но хороших летчиков у них было мало. В смысле - смелых и умелых. Однажды я даже пожалел юнца-австралийца. Мы в тот день разгромили эскадрилью австралийских F.8 Глостер «Метеор». Я один самолет сбил, другой подбил, а третий уже был у меня в прицеле. Но смотрю - парнишка от меня улепетывает такой молоденький… Зачем, подумал, грех на душу брать, пусть живет.Зато когда 17 января 1952 года в корейском небе сбили самого Крамаренко, пилот американского «Сейбра» душевных терзаний не испытывал, а попытался добить катапультировавшегося советского летчика.- Парашют открылся, я оглянулся и увидел летящий на меня F-86, - рассказывает Крамаренко. - Вдруг от него потянулись ко мне строчки пулеметных трасс. Честно, не ожидал такой подлости. Мы безоружных американцев никогда не добивали… Смерть рядышком прошла. Помню, даже подтянул ноги к животу: так четко понимал, что еще секунда - и их очередью отрубит. К счастью, пули пролетели мимо. Но F-86 пошел во вторую атаку на советского пилота, и от верной смерти Крамаренко спасло только облако. Провалившись в него, парашютист долетел до земли живым.
Не пустили войну к себе
Сергей Крамаренко уверен, что потери стратегических бомбардировщиков В-29 в Корее вынудили США отказаться от планов ядерного нападения на СССР после смерти Иосифа Сталина.- К лету 1953 года мы наколотили как минимум 40 «летающих крепостей», - говорит прославленный советский ас. - Еще примерно сколько же подбитых В-29 упало в океан, не долетев до аэродромов. Остальные пришлось латать и штопать. Комитет начальников штабов США провел тогда штабную игру: можно ли победить Советский Союз одним массированным ядерным ударом? Выяснилось, что стратегическая авиация США потеряет 55 процентов бомбардировщиков в первом же вылете. А бомбить Дальний Восток, Сибирь и Урал американцам просто было нечем - не осталось у них в регионе самолетов - носителей ядерного оружия. Соблазн напасть на нас после смерти Сталина у США был очень велик, но утерлись, и большой войны не случилось. Не будет ее и сейчас - жить хотят все. Если же американцы в Сирии рискнут померяться силами, то мне их заранее жалко. Наши самолеты - отличные, наши летчики - выше всяких похвал. Поэтому не надо нас задевать - драться мы по-прежнему умеем.Автор: Александр Хохлов/ «Комсомольская правда»Другие материалы свежего номера еженедельника «Звезда» вы можете прочитать, скачав электронную версию газеты.

mob_info