Гумбольдт Вильгельм: биография и труды. Идеи Гумбольдта как историка и философа

Вильгельм фон Гумбольдт оказал огромное влияние на развитие культуры и литературы. Его труды продолжают влиять на ученых и мыслителей современности. Каждый образованный человек считает своим долгом внимательно изучить работы, которые написал в свое время Гумбольдт Вильгельм. Его мысли и выводы до сих пор остаются актуальными для современников XX и XXI веков. Для понимания его идей необходимо углубиться в его биографию, узнать, в каком городе родился Вильгельм Гумбольдт, где он творил, чья дружба оказала на него особенное влияние.

Происхождение

Вильгельм фон Гумбольдт, также как и его не менее одаренный младший брат Александр, происходил из знатной и состоятельной семьи, которая обладала значительными возможностями и финансами. Им принадлежал, в том числе, и знаменитый замок Тегель в Берлине.

Гумбольдт Вильгельм появился на свет 22 июня 1767 года в городе Потсдам. Его отец, Александр Георг, происходил из рода прусской буржуазии. Его дед стал дворянином благодаря своим военным заслугам. Мать, баронесса Елизавета фон Гольведе имеет французские корни. Притеснения гугенотов во Франции вынудили ее семью покинуть родные края и переехать в Германию, в Берлин. Когда Александр Георг приехал в Берлин после выхода в отставку, он и познакомился со своей будущей супругой. У них родилось двое сыновей - Александр и Вильгельм.

Образование

Семья Гумбольдтов не жалела средств на образование своих детей. В возрасте 20 лет Вильгельм Гумбольдт поступает в университет во Франкфурте-на-Одере, а с 1788 года начал слушать лекции по филологии и истории в Гёттингенском университете. С 27 до 30 лет он жил в Йене, где завел много знакомств с известными философами и мыслителями. Среди них особенно стоит отметить имена Шиллера и Гёте. Впоследствии он уезжает в Париж, чтобы изучить культуру Франции - ведь в нем течет частично и французская кровь. При этом он провел много времени, путешествуя по Испании и баскскому региону.

Профессиональная деятельность

Гумбольдт Вильгельм стал значительной фигурой на политической арене Пруссии. В разное время с 1801 по 1819 он занимал важные государственные посты, был полномочным посланником в Вене, Ватикане, Париже, Праге. Находясь на посту министра по делам вероисповеданий и просвещения, ему удалось осуществить масштабную реформу среднего и высшего образования в Пруссии. Именно Гумбольдту принадлежала идея вывести начальную школу из-под религиозного влияния и сделать самостоятельным образовательным учреждением.

В 1809 в Берлине он основывает университет. Сейчас это учебное заведение носит имя Гумбольдта. Именно в Берлине жил и работал Вильгельм Гумбольдт, биография которого неразрывно связана с одним из самых влиятельных городов Германии.

Гумбольдт не останавливался на достигнутом. Его заслуги очевидны и на знаменитом который определил новое устройство Европы после падения власти Наполеона. До 1819 года Вильгельм Гумбольдт был влиятельным дипломатом и участвовал в принятии наиболее важных для страны решений. Он представлял интересы страны на международной арене и добился больших успехов на этом поприще.

Увлечения

Блестящее образование и финансовая обеспеченность его семьи позволили Вильгельму войти в круг видных ученых и философов своего времени. Помимо профессионального интереса к политике, фон Гумбольдт всегда интересовался гуманизмом и его идеями. Например, еще в 1790х годах он пишет труд под названием «Мысли о попытке определить границы действий государства», в котором развивает мысль о полной свободе личности от государства. Гумбольдт излагает идею, что основной задачей государства является обеспечение территориальной целостности страны, но вмешиваться в дела отдельных граждан оно не имеет права. Идеи, изложенные в этой работе, были настолько новаторскими, что произведение подверглось цензуре, и было запрещено к печати. В свет оно вышло только в середине XIX века.

Это не единственная работа, в которой излагал свои идеи и размышления Вильгельм Гумбольдт. Языкознание получило в его лице одного из реформаторов и основоположников современных концепций.

Благодаря широте кругозора и высокой образованности Вильгельм Гумбольдт входил во все Его часто приглашали, чтобы послушать его мнение по тому или иному поводу, узнать отзывы о прочитанных литературных произведениях.
В 1791 году его супругой стала Каролина фон Дахереден - одна из самых образованных и умных женщин своего времени. Она помогала и поддерживала все, чем занимался Вильгельм фон Гумбольдт. После свадьбы дом Гумбольдтов стал местом регулярных встреч лучших умов всей Европы. Здесь можно было встретить и литераторов, и ученых, и философов, и политиков.

Одним из главных увлечений Вильгельма стали путешествия. Он много ездил по странам Европы, часто подолгу останавливался в Швейцарии и Риме. Именно во время своих поездок он проникся любовью и огромным интересом к иностранным языкам и другим культурам.

Труды

Лингвистическая концепция Вильгельма Гумбольдта получила свое максимальное оформление после его выхода на пенсию и завершения политической и государственной карьеры. У него появилось много свободного времени, и получилось привести свои мысли и идеи в единую письменную форму.

Первым трудом стала работа «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития». Ее он прочитал в академии наук. Далее была опубликована работа «О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей». В ней были изложены основы теоретической лингвистики, которую описал Вильгельм Гумбольдт. Языкознание до сих пор многое черпает в его трудах, а теоретики обсуждают его идеи и постулаты.

Есть и незавершенные работы, которые не успел доработать и опубликовать Гумбольдт Вильгельм. «О языке кави на острове Ява» одна из таких работ. Что подчеркивать многогранность и широту таланта и мысли этого философа и мыслителя.

Основной его труд, «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества», был опубликован, к сожалению, посмертно. В нем Гумбольдт Вильгельм постарался максимально подробно изложить суть своих изысканий.

Он подчеркивал единство духа народа и его языка. Ведь язык отражает творческое начало каждого языка, отражает душу всего народа.

Достижения

Вильгельм фон Гумбольдт стал не только видным политическим государственным деятелем, но и оставил значительный след как незаурядный ученый. Он защищал интересы своей страны во время территориального передела Европы, создания нового миропорядка. И делал это безусловно успешно. Его деятельность высоко ценилась императором. Он был искусным дипломатом.

После окончания своей профессиональной деятельности и с появлением свободного времени занялся изучением языков, их классификацией, выделением общих черт и различий. Свои идеи он изложил в своих трудах, которые были опубликованы. Глубина исследований была настолько серьезной, что его концепция легла в основу новой науки - лингвистики. Некоторые его идеи предвосхитили свое время на сотню лет и были подтверждены десятилетия спустя. На основе его выводов сложилась отдельная наука о звуках в лингвистике - фонология.

Проведенная им реформа образования помогла сдвинуть с места усилия по ликвидации безграмотности среди населения. Именно при нем школа стала приобретать знакомые нам черты. До этого никакой системы школьного образования практически не существовало.

Культурное наследие

Труды Вильгельма фон Гумбольдта положили начало новой науке - лингвистике, языкознанию. Он аргументировал тезисы, которые дали пищу для ума многим философам и ученым. До сих пор лингвисты обсуждают и дискутируют о многих из его выводов, с чем-то соглашаются, о чем-то спорят. Но бесспорно одно - невозможно изучать эту науку и не знать имени Вильгельма Гумбольдта.

Помимо научных трудов, которые оставил своим потомкам Вильгельм фон Гумбольдт о языке, еще одним значительным завещанием стал основанный им университет, в котором получили высшее образование тысячи молодых и одаренных людей.

Значение для современников

Концепция Вильгельма фон Гумбольдта стала революцией в языкознании. Да, по признанию большинства теоретиков, научная мысль ушла вперед, и некоторые положения и идеи родоначальника этой науки уже устарели и стали неактуальными. Но тем не менее каждому ученому будет очень полезно узнать и понять ход логических рассуждений фон Гумбольдта в процессе создания своих трудов.

Он провел много времени, систематизируя и классифицируя различные языки по языковым группам и общим особенностям или различиям. Гумбольдт рассуждал о постоянстве и одновременно изменчивости языка - как он меняется с течением времени, что влияет на эти изменения, какие из них останутся навсегда, а какие постепенно тоже исчезнут.

Памятники и монументы

В мире установлены десятки памятников и монументов в честь Вильгельма фон Гумбольдта, но одним из самых незаурядных стал кратер на видимой стороне Луны, которому присвоили имя великого ученого.

В Берлине установлен монумент в честь Гумбольдта на одной из главных улиц города - Унтер-ден-Линден.

Вильгельм фон Гумбольдт - немецкий филолог, один из основоположников языкознания как самостоятельной науки, государственный, общественно-политический деятель, дипломат, философ, крупнейшая фигура немецкого классического гуманизма. Он придерживался мысли о том, что высшая цель истории человечества - осуществление идеала «гуманности», который состоит в развитии индивидуальности отдельно взятого человека, максимально раскрывающей все его способности. Воззрения Гумбольдта оказали огромное влияние на развитие гуманитарной мысли его времени в масштабах не только страны, но и всей Европы.

Родиной Гумбольдта был немецкий Потсдам, где он 22 июня 1767 г. появился на свет в семействе придворного саксонского курфюрста. Образованию Вильгельма и его младшего брата Александра, который впоследствии стал известным ученым-естествоиспытателем, уделялось большое внимание. В 1787 г. оба стали студентами Франкфуртского (на Одере) университета; учились братья и в Геттингенском университете, занимаясь историей, правом, политикой. Научная деятельность привлекала Вильгельма Гумбольдта, не меньше он интересовался реальными общественно-политическими процессами, но еще одним его большим увлечением были новые тенденции в философии и литературе.

После завершения образования в 1789 г. он ездил Париж. Впечатления и наблюдения, которые были накоплены в столице Франции, были положены в основу написанной по возвращении в 1792 г. книги «О границах деятельности государства». Однако провозглашавший свободу личности и ограничивавший функции государства лишь обеспечением внешней безопасности труд к опубликованию не допустила цензура. К этому периоду биографии Гумбольдта относится знакомство с Шиллером , и немного позднее – встреча с Гете , которые переросли в длительные дружеские отношения.

Гумбольдт быстро прослыл человеком с острым умом, всесторонне образованным и стал желанным гостем самых известных салонов, где был фигурой заметной и влиятельной. В 1791 г. он женился; его супруга, Каролина фон Дахереден, считалась одной из умнейших и образованных представительниц прекрасного пола своего времени и стала для него прекрасной помощницей и единомышленницей. Устроенный в их берлинском доме салон приобрел блестящую репутацию в масштабах всей Европы и стал центром притяжения лучших умов. Вильгельм Гумбольдт не раз путешествовал по континенту, посещая Швейцарию, Испанию, Францию, надолго останавливался в итальянской столице.

В 1801 г. он становится резидентом Пруссии при папском дворе в Ватикане и занимает эту почетную должность до 1810 г. В 1809 г. Гумбольдт выступает в роли отца-основателя Берлинского университета и с того же года становится главой столичного департамента вероисповеданий и просвещения в Берлине. Пребывание на этом посту убежденного сторонника гуманизма и просвещения было отмечено рядом образовательных реформ – в частности, он вывел из компетенции церкви начальную школу.

С 1810 по 1819 г. ум и энергия Гумбольдта посвящены службе на поприще дипломатии, на важных государственных постах. Король Фридрих-Вильгельм III именно ему доверил представлять Пруссию на Пражском и Венском конгрессах.

Яркий след оставил Гумбольдт и в науке, в частности, в филологии. Его идеи о том, что язык любого народа представляет собой выражение его индивидуального мировоззрения, определяет отношение представителей народа к миру, является непрекращающимся процессом духовного творчества, заметно повлияли на развитие лингвистики. В 1832 г. Гумбольдт становится почетным членом Петербургской АН. Его не стало в 1835 г., 8 апреля; смерть настигла его недалеко от немецкой столицы во дворце Тегель.

Вильгельм фон Гумбольдт - основоположник проблематики «Язык и культура»

Круг интересов Вильгельма фон Гумбольдта (1767–1835), выдающегося немецкого мыслителя и гуманиста, помимо языка и языкознания, охватывал философию, литературоведение, классическую филологию, теорию искусства, государственное право. Всестороннее и гармоничное развитие как личности, так и всего человеческого рода - таков был гуманистический идеал Гумбольдта, которому он оставался верен и в своей практической деятельности.

«О каком бы предмете ни шла речь, - писал Гумбольдт, - всегда можно привести его в связь с человеком, а именно со всей его интеллектуальной и нравственной организацией в совокупности». Он считал, что такие принципы, поощряющие воспитание человека как целостного существа, были открыты греками, а затем унаследованы европейской системой образования.

Идея В. фон Гумбольдта о построении «сравнительной антропологии» (1795 г.) позднее приобретает более определенное направление и конкретное содержание в его теории языка. В 1804 г. Гумбольдт сообщает Ф. Вольфу: «Мне удалось открыть - и этой мыслью я всё больше проникаюсь, - что посредством языка можно обозреть самые высшие и глубокие сферы и всё многообразие мира».

В нём постепенно созревало убеждение, что ничто иное столь не способно приблизить к разгадке тайны человека и характера народов, как их языки. Интерес В. фон Гумбольдта к самым различным по строю языкам (к баскскому, туземным языкам Америки, малайско-полинезийским языкам) сопровождался историческими, антропологическими и этнопсихологическими исследованиями народов с целью выявления в них «чистейшего и высочайшего гуманизма». Он размышлял о совершенно новой форме сравнения языков.

Лишь Гумбольдту удалось восстановить нужное равновесие между языком и мышлением. Его способ рассмотрения самых различных аспектов языка и связанной с ним проблематики, глубина и сила его аргументации, направление его мыслей приводят нас к убеждению, что Гумбольдт постепенно вырабатывает метод, посредством которого можно подойти к изначальному единству языка и мышления, а также к единству феноменов культуры, заложив тем самым лингвистический фундамент для объединения наук о культуре.

«Непосредственно заложенный в человеке» язык как бы является «инстинктом разума» (Vernunft instinct). «Именно из самого первобытного природного состояния может возникнуть язык, который сам есть творение природы», - но «природы человеческого разума». Называя язык «интеллектуальным инстинктом» (intellectueller instinct), Гумбольдт тем самым подчёркивает уникальность языка как антропологического феномена и обращает наше внимание, с одной стороны, на неосознанную форму его существования, а с другой стороны - на его интеллектуальную активность, заключающуюся в фундаментальном «акте превращения мира в мысли» (indem Acteder Verwandlungder Weltin Gedanken).

В силу необходимости мышление всегда связано с языком, «иначе мысль не сможет достичь отчётливости, представление не сможет стать понятием». По словам Гумбольдта: «Мышление не просто зависит от языка вообще, а до известной степени оно обусловлено также каждым отдельным языком».

В 1801 г. в своих фрагментах монографии о басках Гумбольдт пишет: «Язык, не только понимаемый обобщенно, но каждый в отдельности, даже самый неразвитый, заслуживает быть предметом пристального изучения. Разные языки - это не различные обозначения одного и того же предмета, а разные видения (Ansichten) его. Путем многообразия языков непосредственно обогащается наше знание о мире и то, что нами познаётся в этом мире; одновременно расширяется для нас и диапазон человеческого существования».

В своих лингвистических исследованиях Гумбольдт затронул важные проблемы социально-философского характера, связанные с выявлением понятий «народ» и «язык».

Гумбольдт считает «нацию» (для него по существу это то же самое, что и «народ») такой «формой индивидуализации человеческого духа», которая имеет «языковой» статус.

Так как деление человечества на языки совпадает с делением его на народы, то отсюда должно явствовать, что между языком и народом, или, точнее, духом народа, существует необходимая корреляция. «Язык и духовная сила народа развиваются не отдельно друг от друга и не последовательно один за другой, а составляют исключительно и нераздельно одно и то же действие интеллектуальной способности». «Хотя мы и разграничиваем интеллектуальную деятельность (Intellectuality) и язык, в действительности такого разделения не существует».

Вильгельм фон Гумбольдт ввел понятие «дух народа» в сравнительное языковедение как понятие необходимое, однако его трудно постичь в чистом виде: без языкового выражения «дух народа» - неясная величина, знание о которой следует извлечь опять-таки из самого языка, язык же толкуется не только как средство для постижения «духа народа», но и как фактор его созидания.

Гумбольдт вводит новое, весьма важное понятие - «языковое сознание народа» (nationeller Sprachsinn). В нём находит обоснование тезис об органической целостности языка; в нём же можно усмотреть имманентный принцип «важнейших различий» языков.

Обусловленное языком естественное деление человечества на народы, хотя и имеет силу естественной необходимости, но проводится у Гумбольдта не по биологическим, расовым и тому подобным признакам, а по более высокому принципу, создающему основные и необходимые - «охарактеризованные языком» - условия человеческого бытия, возвышающие человека до решения задач своего историко-культурного назначения.

Гумбольдт указывает на те границы, в пределах которых лишь следует говорить о языке как о знаковой системе: «Слово, действительно, есть знак до той степени, до какой оно используется вместо вещи или понятия. Однако по способу построения и по действию это особая и самостоятельная сущность, индивидуальность; сумма всех слов, язык - это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека».

Гумбольдт развивал идею «языкового мировидения», которая плодотворна для осознания более глубоких основ коммуникации: «Люди понимают ДРУГ друга не потому, что передают собеседнику знаки предметов, и даже не потому, что взаимно настраивают друг друга на точное и полное воспроизведение идентичного понятия, а потому, что взаимно затрагивают друг в друге одно и то же звено цепи чувственных представлений и начатков внутренних понятий, прикасаются к одним и тем же клавишам инструмента своего духа, благодаря чему у каждого вспыхивают в сознании соответствующие, но не тождественные смыслы».

Подвергая критике общераспространенный взгляд, будто язык возник лишь с целью удовлетворения узкопрактических, витальных потребностей человека, Гумбольдт разъясняет: «Мы не должны представлять себе даже первоначальный язык ограниченным скудной толикой слов, как, пожалуй, по привычке думают люди, которые, вместо того чтобы объяснить возникновение языка исконным призванием человека к свободному общению с себе подобными, отводят главную роль потребности во взаимопомощи». «Человек не так уж беззащитен, - продолжает он, - и для организации взаимопомощи хватило бы нечленораздельных звуков. В свой начальный период язык всецело человечен и независимо от каких-либо утилитарных целей распространяется на все объекты, с какими сталкиваются чувственное восприятие и его внутренняя работа <…> Слова свободно, без принуждения и ненамеренно изливаются из груди человека».

В своём докладе «О сравнительном изучении языков» (1820 г.) Гумбольдт выдвигает проблему истины в связи с задачами и «конечными целями» сравнительного языковедения. Из факта «взаимообусловленной зависимости мысли и слова» он выводит следующее: «…Языки являются не только средством выражения уже познанной истины, но, более того, средством открытия ранее неизвестной. Совокупность познаваемого, как целина, которую надлежит обработать человеческой мысли, лежит между всеми языками и независима от них. Человек может приблизиться к этой чисто объективной сфере не иначе как… только субъективным путём».

Язык выступает не только в качестве примарной (первичной, основной) формы объединения людей в одно языковое сообщество, но и, прокладывая путь к постижению объективной истины, является «великим средством преобразования субъективного в объективное, переходя от всегда ограниченного индивидуального ко всеобъемлющему бытию».

Новые соотношения между сравнительным языковедением, социологией языка и философской теорией истины, открытые Гумбольдтом, являются весьма плодотворными с точки зрения осмысления основ науки о человеке.

В. фон Гумбольдт – автор одной из наиболее интересных концепций роли языка в культуре. Он рассматривает язык как динамическую систему, которая представляет собой беспрерывную деятельность, стремящуюся превратить звуки в выражение мыслей. Гумбольдт отстаивает идею о взаимодействии особенностей языка и духовной культуры. Данному вопросу посвящена его работа «О различном строении человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода» (1836-1839). В этом и в других своих исследованиях ученый отмечает существенную роль языка в становлении духа народа. Гумбольдт пишет: «Между устройством языка и успехами в других видах интеллектуальной деятельности существует неоспоримая взаимосвязь».

Если под этим подразумевается связь языка с различными формами культурного творчества, то исследования и в этом направлении подразумевают преодоление простой схемы: «Язык - зеркало культуры». Язык подключается не там, где процесс культурного созидания уже закончен, а он дан изначально. В этом можно легко убедиться, исключив язык (путём мысленного эксперимента) из сферы культуры. Окажется, что из поля зрения выпало очень важное условие. Признание языка в качестве такого условия не умалит роли других человеческих сил: между языком и культурой существует взаимодействие; результаты этого процесса следует измерять не только по линии воздействия культуры на язык, но и в соответствии с тем, насколько язык воздействует на культуру.

Гумбольдту свойствен способ рассмотрения языка во всех его многосторонних и не всегда легко уловимых связях. В подтверждение этому можно было бы привести слова Гумбольдта, наилучшим образом характеризующие способ и метод его мышления: «Если я к чему-либо более способен, чем огромное большинство людей, то это к соединению вещей, рассматриваемых обыкновенно в отдельности, сочетанию разных сторон и раскрытию единства в разнообразии явлений». Доказательством верности данных слов мог бы послужить широко задуманный Гумбольдтом проект сравнительного языковедения, в котором язык выглядит не как изолированный объект грамматического анализа, а как предмет, раскрываемый полностью лишь в своих многосторонних и необходимых связях. «…Язык и постигаемые через него цели человека вообще, род человеческий в его поступательном развитии и отдельные народы являются теми четырьмя объектами, которые в их взаимной связи и должны изучаться в сравнительном языковедении».

Особое усиление интереса к наследию Гумбольдта связано с новым изданием сочинений В. фон Гумбольдта (в 17-ти томах) Прусской Академией наук в 1903 г. под редакцией А. Лейтцмана (фототипическое издание которого появилось в 1968 г.).

В двадцатых годах нашего столетия на западе Эрнст Кассирер, а у нас Густав Шпет связывают, хотя и по-разному, идеи Гумбольдта с «возрождающимся поворотом в философии». После перевода основного произведения В. Гумбольдта «О различии строения человеческих языков…» (СПб., 1859), выполненного П. Билярским, и книги Р. Гайма о Гумбольдте (Москва, 1899), а также после появления сочинения А. Потебни «Мысль и язык» (1862, 1892) ещё больше возросла популярность Гумбольдта в России.

Глубоко вникнув в факт обусловленного языком естественного деления человечества на народы и всесторонне осмыслив связанную с этим проблему гуманизма, он (уже в 1795–1800 гг.) отмежёвывается от двухчленного деления: «индивид - человечество» и выдвигает трехчленную схему соотношения: «индивид - народ - человечество».

В работе «Ланий и Эллада» (1806 г.) Вильгельм фон Гумбольдт, ставя перед собой задачу «кратко исследовать» особенности греческого языка и выявить, насколько эти особенности «определили греческий характер», подвергает критике общераспространённое мнение, будто «лучший метод - тот, который кратчайшим путем ведёт к механическому пониманию и употреблению языка». Он указывает на ограниченность мнения о том, что слово является обозначением, лишь знаком предмета. В этом же исследовании выставлен тезис, неоднократно повторяющийся в последующих его работах: «Язык - это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека».

В сочинении «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие» (1821 г.), носящем отрывочный характер, Гумбольдт призывает «быть свободным от всякой, в высшей мере неподобающей языковеду недооценки языков», еще «не оформленных письменно». Он утверждает, что эти, на первый взгляд, «скудные и грубые языки» «несут в себе богатый материал для утонченного и многостороннего воспитания».

Исследование «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» (1822 г.) известно тем, что в нём изложены принципы сравнительного языковедения. Введённое Гумбольдтом понятие «языкового мировидения» создает прочную теоретическую базу для семантического сравнения языков. Здесь же высказаны соображения о возможной связи теории сравнительного языковедения с теорией познания, раскрытие и разработка которых требует совместных усилий лингвистов и философов.

В работе «О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей» (1822/23 г.), затрагивая вопрос грамматических структур языков, Гумбольдт призывает лингвистов воздержаться от постулирования одного общего типа при характеристике различных языков, так как «нельзя указать совершенно прямого и определенным образом предписанного природой пути развития». Поэтому он решительно «опровергает мнение», приписывающее определенным народам преимущественность их языков «исключительно благодаря флексии», «тогда как всякое развитие других народов ставится под сомнение».

«Достоинством» и «недостатком» того или иного языка, по Гумбольдту, нужно считать «не то, что способен выразить данный язык, а то, на что этот язык вдохновляет и к чему побуждает благодаря собственной внутренней силе».

Многие идеи Гумбольдта впоследствии были развиты в психологическом направлении в этнологии (культурной антропологии), в психолингвистике, а также в теории (гипотезе) лингвистической относительности Сэпира-Уорфа. Именно Гумбольдт высказал идею о конструирующей роли языка, которую впоследствии разрабатывали основатели теории лингвистической относительности.

(67 лет) Отец Александр Георг фон Гумбольдт [d] Мать Мария-Елизавета фон Гумбольдт [d]

Вильгельм фон Гу́мбольдт (нем. Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand Freiherr von Humboldt ; 22 июня (1767-06-22 ) - 8 апреля , дворец Тегель , Берлин) - немецкий филолог , философ , языковед , государственный деятель, дипломат . Старший брат учёного Александра фон Гумбольдта .

Сочетая в себе разнонаправленные таланты, осуществил реформу гимназического образования в Пруссии , основал в 1809 году университет в Берлине, был другом Гёте и Шиллера .

Идеи Гумбольдта как историка и философа

Вильгельм Гумбольдт стремился конкретизировать и развивать философское учение Канта на материале общественной истории, но по ряду вопросов он отклонялся в сторону объективного идеализма. Гумбольдт считал, что история как наука в некотором смысле может совпадать с эстетикой, и выработал свою теорию исторического познания. Согласно ей, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая не может быть понята с причинной точки зрения. Проявляет себя эта духовная сила через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов, вытекающие из природной необходимости или из потребности. Таким образом, историческая жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого. На этих идеях Гумбольдта коренится понимание термина «Духовная культура », выработанного в дальнейшем в культурологии. Гумбольдт понимал под духовной культурой религиозно-нравственные представления, которые приводят к совершенствованию личности человека и, вместе с тем, - к улучшению общественной жизни. По его собственному признанию, образцом, вдохновившим знаменитую гумбольдтовскую теорию «формирования человека» («Bildung») стала практика сократического диалога, практиковавшаяся на филологическом семинаре Фридриха Августа Вольфа .

Политические идеи Гумбольдта

Одновременно со Шлейермахером , Гумбольдт сформулировал учение об индивидуальности. Он говорил: «Всякая человеческая индивидуальность есть коренящаяся в явлении идея. В некоторых случаях это до того ярко бросается в глаза, точно идея лишь затем приняла форму индивида, чтобы в ней совершить своё откровение». Гумбольдт считал, что в индивидуальности кроется тайна всякого существования и первым выразил мысль о необходимости разнообразия. Вильгельм писал свои работы о деятельности государства в конце XVIII столетия, когда государственное начало было очень сильно. Государство, по Гумбольдту, должно ограничиваться исключительно установлением внешней и внутренней безопасности. Любое содействие благосостоянию граждан со стороны государства невозможно без вмешательства его во все отрасли человеческой жизни. А подобное вмешательство, как полагал Гумбольдт, ограничит личную свободу, и помешает своеобразному развитию индивидуума. Высшую цель, которая должна определять границы деятельности государства, Вильгельм видел в универсальном развитии индивидуальности.

Реформа образования

Сочинения Вильгельма фон Гумбольдта

  • Ideen zu einem Versuch, die Gränzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen () (рус. пер. : О пределах государственной деятельности. - Челябинск : Социум, 2009. - 287 с. - ISBN 978-5-91603-025-9)
  • «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие» (1821)
  • «О задачах историка» (1821)
  • «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (1830-1835).
  • Socrates and Plato on the Divine (orig. Sokrates und Platon über die Gottheit ). 1787-1790
  • Humboldt. On the Limits of State Action, first seen in 1792. Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen , page ii. Published by E. Trewendt, 1851 (German)
  • Über den Geschlechtsunterschied . 1794
  • Über männliche und weibliche Form . 1795
  • Outline of a Comparative Anthropology (orig. Plan einer vergleichenden Anthropologie ). 1797.
  • The Eighteenth Century (orig. Das achtzehnte Jahrhundert ). 1797.
  • Ästhetische Versuche I. - Über Goethe’s Hermann und Dorothea . 1799.
  • Latium und Hellas (1806)
  • Geschichte des Verfalls und Untergangs der griechischen Freistaaten . 1807-1808.
  • Pindars «Olympische Oden»
  • Aischylos" «Agamemnon» . Translation from Greek, 1816.
  • Über das vergleichende Sprachstudium in Beziehung auf die verschiedenen Epochen der Sprachentwicklung . 1820.
  • Über die Aufgabe des Geschichtsschreibers. 1821.
  • Researches into the Early Inhabitants of Spain with the help of the Basque language (orig. Prüfung der Untersuchungen über die Urbewohner Hispaniens vermittelst der vaskischen Sprache ). 1821.
  • Über die Entstehung der grammatischen Formen und ihren Einfluss auf die Ideenentwicklung. 1822.
  • Upon Writing and its Relation to Speech (orig. Über die Buchstabenschrift und ihren Zusammenhang mit dem Sprachbau ). 1824.
  • «О двойственном числе» (Über den Dualis ). 1827.
  • On the languages of the South Seas (orig. Über die Sprache der Südseeinseln ). 1828.
  • On Schiller and the Path of Spiritual Development (orig. Über Schiller und den Gang seiner Geistesentwicklung ). 1830.
  • Rezension von Goethes Zweitem römischem Aufenthalt . 1830.
  • The Heterogeneity of Language and its Influence on the Intellectual Development of Mankind (orig. Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaus und seinen Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts ). 1836. New edition: On Language. On the Diversity of Human Language Construction and Its Influence on the Mental Development of the Human Species, Cambridge University Press, 2nd rev. edition, 1999.
  • Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. - 400 с.
  • Вильгельм фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985. - 452 с.
  • Hegel, 1827. On The Episode of the Mahabharata Known by the Name Bhagavad-Gita by Wilhelm Von Humboldt .
  • Joxe Azurmendi, Humboldt. Hizkuntza eta pentsamendua , UEU, 2007. ISBN 978-84-8438-099-3 .
  • Elsina Stubb, Wilhelm Von Humboldt’s Philosophy of Language, Its Sources and Influence , Edwin Mellen Press, 2002
  • John Roberts, German Liberalism and Wilhelm Von Humboldt: A Reassessment , Mosaic Press, 2002
  • David Sorkin, Wilhelm Von Humboldt: The Theory and Practice of Self-Formation (Bildung), 1791-1810 in: Journal of the History of Ideas, Vol. 44, No. 1 (Jan. - Mar., 1983), pp. 55-73
  • Trabant (Jürgen), Humboldt ou le sens du langage, Mardaga, 1995.
  • Trabant (Jürgen), « Sprachsinn: le sens du langage, de la linguistique et de la philosophie du langage » in La pensée dans la langue. Humboldt et après, P.U.V., 1995.
  • Trabant (Jürgen), « Du génie aux gènes des langues » in Et le génie des langues ? Essais et savoirs P.U.V., 2000
  • Trabant (Jürgen), Traditions de Humboldt, Éditions de la Maison des Sciences de l"homme, Paris, 1999.
  • Trabant, (Jürgen), « Quand l"Europe oublie Herder: Humboldt et les langues », Revue Germanique Internationale, 2003, 20, 153-165 (mise à jour avril 2005)
  • Underhill, James W. « Humboldt, Worldview and Language », Edinburgh, Edinburgh University Press, 2009.
  • Underhill, James W. "Ethnolinguistics and Cultural Concepts: truth, love, hate & war", Cambridge, Cambridge University Press, 2012.

Память

В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Вильгельма Гумбольдта ISBN 5-7838-1085-1 .

  • Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. - М., 1987.
  • Философская энциклопедия в 5-ти томах. - М.: «БСЭ», 1960-1970.
  • Описательная психология. Вильгельм Дильтей. - СПб.: «Альтейя», 1996.
  • К. Н. Леонтьев. Избранное. - М.: «Московский рабочий», 1993.
  • Humboldt, Wilhelm von (1767–1835), немецкий философ, филолог, искусствовед, правовед и государственный деятель.

    Особое место в лингвистическом компаративизме первой половины 19 в. занимал крупнейший лингвофилософ и теоретик языка, основатель теоретического языкознания и лингвистической философии языка Карл Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835). Его отмечали блестящее образование, необычайно широкий круг интересов и занятий (многочисленные языки мира и их типология, классическая филология, философия, литературоведение, теория искусства, государственное право, дипломатия и т.д.; переводы из Эсхила и Пиндара). Он активно участвовал в государственной и интеллектуальной жизни, общался с Гете, Шиллером и другими духовными вождями того времени. Вместе с братом Александром фон Гумбольдтом он основал Берлинский университет. В. фон Гумбольдт проповедовал необходимость всестороннего и гармоничного развития личности и всего человеческого рода и осуждал утилитаризм и узкую специализацию в университетском образовании. В. фон Гумбольдт был представителем синтетического знания, в то время как его предшественники (за исключением И. Гердера) выступали как представители аналитического знания.

    Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта была реакцией на антиисторическую и механистическую концепцию языка 17-18 вв. Она имела источником идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления и "духа народа", а также типологические классификации языков Фр. и А. В. Шлегелей. На формирование взглядов В. фон Гумбольдта оказали также влияние идеи немецкой классической философии (И. Кант, И.В. Ггте, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Шиллер, Ф.В. Шеллинг, Ф.Г. Якоби). В. фон Гумбольдт выступил вдохновителем одного из течений в немецкой философии 1-й половины 19 в. философской антропологии.

    Основные теоретические и методологические принципы концепции В. фон Гумбольдта заключаются в следующем:

    а) синтез натуралистического и деятельностного подхода (язык как организм духа и как деятельность духа);

    б) диалектическое соотнесение противоположных начал (в форме антиномий);

    в) системно-целостный взгляд на язык;

    г) приоритет динамического, процессуально-генетического подхода над структурно-статическим;

    д) трактовка языка как порождающего себя организма;

    е) приоритет вневременного (панхронического или ахронического) взгляда на язык над историческим анализом изменения языка во времени;

    ж) приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;

    з) сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку как общему достоянию человечества;

    и) попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка как такового;й) отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности;

    к) сочетание философски отвлечгнного взгляда на язык со скрупулёзно-научным его изучением.

    В формировании новой лингвистической методологии огромную роль сыгравшие статьи "О мышлении и речи" (реакция на выступление Г. Фихте "О языковой способности и происхождении языка"; 1795), "Лаций и Эллада" (где уже представлены все мотивы более позднего творчества; 1806), "О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития" (формулирование задач иного -- по сравнению с пониманием Ф. Боппа и Я. Гримма -- подхода к построению сравнительной грамматики; убеждение в изначальной сложности и системности языка; призыв к изучению языка как явления и естественнонаучного, и интеллектуально-телеологического; 1820), "О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие" (критика понимания языка как номенклатуры готовых знаков для понятий; неоконченная работа), "О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей" (доклад, в котором была выдвинута идея об обусловленности мышления языком; опубликован в 1820-1822) и особенно большое теоретическое введение к тргхтомному труду "О языке кави на острове Ява" (1836 – 1840), имеющее самостоятельное название "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества" (напечатано отдельно в 1907).

    В. фон Гумбольдту принадлежит идея о построении "сравнительной антропологии", включающей в себя и теорию языка как орудия обозрения "самых высших и глубоких сфер и всего многообразия мира", "приближения к разгадке тайны человека и характера народов".

    Ему присуще свое собственное понимание способов и целей лингвистического компаративизма, призванного, по его мнению, искать глубинные истоки языка не в материальных условиях жизни, а в духовной сфере. Языковая способность понимается им не только как уникальный дар человека, но и как его сущностная характеристика. Он утверждает изначальное единство языка и мышления, языка и культуры. В. фон Гумбольдт убеждгн в том, что язык не развивается постепенно по пути усложнения и совершенствования, а появляется сразу как целостная и сложная система, заложенная в человеке. Им высказывается идея существования языка как неосознаваемой формы и как интеллектуальной активности, проявляющихся в актах "превращения мира в мысли". Он утверждает, что мышление зависит от языка, образующего промежуточный мир между внешней действительностью и мышлением. Разные языки квалифицируются как разные мировидения.

    В. фон Гумбольдт выдвигает трехчленную схему индивид – народ – человечество, утверждая, что индивидуальная субъективность в постижении мира через язык снимается в коллективной субъективности данного языкового сообщества, а национальная субъективность – в субъективности всего человеческого рода, объединяемого не на биологической, а на культурно-этической и социальной основе.

    Им постулируется тождество языка и национального духа, духа народа. Он указывает на то, что "истинное определение языка может быть только генетическим". Генетический момент констатируется скорее по отношению к речи, чем к языку. Под языком понимается "каждый процесс говорения, но в истинном и существенном смысле... как бы совокупности всех говорений". Настойчиво подчеркивается творческая, "энергетическая" (т.е. деятельностная) природы языка. Язык трактуется как деятельность, главная по отношению ко всем другим видам деятельности человека, как деятельность человеческого духа (energeia), в которой осуществляется сплавление понятия со звуком, превращение звука в живое выражение мысли, а не как мёртвого продукта этой деятельности (ergon).

    Языку приписываются две функции: а) расчленение бесформенной субстанции звука и мысли и формирование артикулированного звука и языкового понятия; б) соединение их в единое целое до полного взаимопроникновения.

    Под формой языка понимается постоянное и единообразное начало в созидательной деятельности духа, взятое в совокупности своих системных связей и представляющее собой индивидуальный продукт данного народа. В языке различаются материя и форма, внешняя (звуковая и грамматическая) и внутренняя (содержательная) форма.

    Особое значение для последующих периодов развития языкознания имела трактовка внутренней формы языка, определяющей способ соединения звуков и мыслей, как собственно языка. Утверждалось, что у каждого языка наличествует своя внутренняя форма.

    Предназначение языка видится в "превращении мира в мысли", в выражении мыслей и чувств, в обеспечении процесса взаимопонимания, в развитии внутренних сил человека. В каждом отдельном языке видится инструмент для специфической интерпретации мира в соответствии с заложенным в этом языке миропониманием, орудие формирования для говорящего на нем народа картины мира. Языку приписывается функция регулирующего воздействия на поведение человека.

    Последователи В. фон Гумбольдта (Х. Штайнталь, А.А. Потебня, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев) констатируют следующие антиномии, иллюстрирующие диалектическую связь двух взаимоисключающих и взаимно обусловливающих начал: деятельность - предметность (energeia - ergon, жизненность - вещность), индивидуум - народ (индивидуальное - коллективное), свобода - необходимость, речь - понимание, речь - язык, язык - мышление, устойчивое - подвижное, закономерное - стихийное, импрессионистическое (временное, индивидуальное) - монументальное, континуальное - дискретное, объективное - субъективное.

    Х. Штайнталем были впоследствии систематизированы разрозненные высказывания В. фон Гумбольдта о наличии лежащей между логикой и грамматикой "идеальной грамматики", категории которой собственно языку не принадлежат, но находят более полное или неполное выражение в категориях "реальной грамматики", имеющей как общий, так и частный разделы.

    В. фон Гумбольдт закладывает основания для содержательной типологии языков, опирающейся на понятие внутренней формы (взятое у Дж. Харриса). Он признает своеобразие каждого языка как в плане формы, так и в плане содержания. В плане содержания самого языка выделяются не только идиоматический (идиоэтнический), но и универсальный компонент. В общем он следует идеям Дж. Харриса, но предлагает иной способ разграничения идиоэтнического и универсального. "Общее родство" (т.е. типологическая близость) понимается как "тождество целей и средств".

    Универсальное трактуется как основа способности к многоязычию, возможности адекватного перевода с языка на язык. Все типы языка признаются равноправными по своим возможностям, никакой из языковых типов не может считаться исходным.

    Вслед за братьями Шлегелями, различаются языки изолирующие, агглютинирующие и флективные. В классе агглютинирующих языков выделяется подкласс языков со специфическим синтаксисом предложения - инкорпорирующих. Возможность "чистых" языковых типов отрицается.

    Идеи В. фон Гумбольдта в большей или меньшей мере будоражили многих учгных 19 и 20 вв. Попытки осмыслить и реализовать в описании языков идеи В. фон Гумбольдта имели место сперва в Германии (в работах Х. Штайнталя, отчасти В. Вундта, Э. Гуссерля, Л. Вайсгербера), затем в России (в работах А.А. Потебни, Г.Г. Шпета, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева). Сложилось в ряде разновидностей так называемое гумбольдтианство, которое характеризуют как совокупность взглядов на язык и способы его изучения, сформировавшихся в русле философско-лингвистической программы В. фон Гумбольдта. Гумбольдтианство предполагает антропологический подход к языку, его изучение в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью.

    Но во второй половине 19 в. отсекается, прежде всего, универсальный компонент, наличие которого признавалось логической грамматикой и отвергалось грамматикой психологической. В соответствии с духом этого времени не нашли своего продолжения попытки В. фон Гумбольдта синтезировать логический и психологический подходы к языку, гумбольдтианцы целиком перешли на позиции психологизма.

    В 20 в. идеи В. фон Гумбольдта нашли развитие в, так называемом, неогумбольдтианстве.

    mob_info