Где проходил путь из варяг в греки. Путь из варяг в греки: истоки, особенности, значение. Торговый путь “Из варяг в греки”

Исследуя земли, где обитали древнеславянские племена, археологи часто находят монеты и изделия, бытовавшие в дальних странах: от Византии и Арабского Востока, до суровых фьордов Скандинавии. Это факт подчеркивает высокую значимость торговли для развития городов в местах обитания славян. Не зря В. О. Ключевский определял Древнюю Русь «торговой, городовой». Такое направление развития оформилось благодаря появлению в VIII веке и активному функционированию в IX-X веках «пути из варяг в греки».

Список товаров перемещавшихся по «пути из варяг в греки» был довольно значительным. С севера на юг в основном продавались оружие, лес, пушнина, мед, воск, янтарь и подобное. Встречным потоком шли ювелирные изделия, иконы, дорогие ткани, вина, пряности, книги и прочие блага цивилизации.

Обмен товарами способствовал культурному развитию славянских земель. Вслед за «заморскими диковинами» на русскую территорию заходили принципы цивилизованной идеологии и культуры. Особенно мощное влияние на становление русского проекта оказало Православное Христианство, определившего для восточных славян новые ценностные ориентиры. Технические новации и технологии ремесел постепенно осваивались умельцами в русских городах, становившихся очагами развития русской цивилизации.

Торговый путь у истоков образования Древней Руси

Устоявшееся в историографии понятие «путь из варяг в греки» понятно не только специалистам-историкам, оно вполне привычно и для школьников, и простых любителей отечественной истории. Путь, проходивший по землям восточных славян, имел протяженность свыше 2800 километров.

Он пролегал по озерам, рекам и участкам суши, разделявшим водные бассейны. На этой торговой магистрали возникали крупные города – Новгород, Смоленск, Любеч, Киев и другие центры ремесла и торговли. Образование самого древнерусского государства во многом обязано славному торговому пути, игравшему наиважнейшую роль в его формировании и развитии.

Этапы протяженного пути

Важнейшая торговая артерия, проходившая через «тело Древней Руси» связывала балтийское (по-старому Варяжское) море с морем Черным. Мрачные скандинавские скалы с причерноморскими просторами и дальше, через Византию со средиземноморским бассейном.

Длинный путь можно разбить на три этапа, каждый из которых отмечен вехами – торговыми центрами.

На первом этапе, от озера Мэларен до Великого Новгорода купеческие суда шли исключительно по водной глади:

    Торговый путь начинался на озере Мэларен (ныне Шведская территория), сюда стекались купцы со всей Скандинавии. В предполагаемом поселении Бирка проходили оживленные торжища. До сих пор в этих местах находят артефакты из разных стран.

    Следующим центром торговли на пути купцов был остров Готланд, славившийся на всю Балтику своими торговыми привилегиями.

    Из Ладожского озера по реке Волхов купцы попадали на торги Великого Новгорода. Здесь многие негоцианты распродавали весь свой товар и возвращались восвояси.

На втором этапе, от Великого Новгорода до Киева купцы испытывали более значительные трудности:

    Преодолев озеро Ильмень, корабли проходили по реке Ловать до волока. Перетащив суда в Западную Двину, скандинавы торговали с местным населением, здесь же к ним присоединялись и славянские ладьи.

    Из Западной Двины варяги и их спутники волокли суда в Днепр.

    Проходя по Днепру, купцы вели торговлю в Смоленске, Любече, Чернигове.

    Длительную остановку для активной торговли делали в Киеве – стольном граде древнерусского государства.

На втором этапе трудности пути усугублялись малой заселенностью местности.

На третьем этапе пути, к физическим трудностям добавлялись опасности разбойных нападений:

    Сплавившись от Киева к днепровским порогам, купцы рисковали подвергнуться нападениям кочевников, устраивавших здесь засады.

    Преодолев пороги, торговые экспедиции попадали в Черное море. Заветной целью купцов был Константинополь – богатейший город, «эльдорадо» для любого торговца того времени.

    Наиболее отчаянные путешественники могли дальше попасть в богатые итальянские города и даже в Рим.

    Через средиземноморье купеческие караваны могли выйти в Атлантику и, обогнув Европу вернуться на Скандинавский полуостров.

Разнообразная ценность уникального маршрута

Такое путешествие не было стандартным маршрутом. Монах Нестор в своем недатированном списке Повести временных лет добавлял к фразе: «путь из варяг в греки…» существенную деталь «… и из грек в варяги». Значит, шло двустороннее движение – как Севера на Юг, так и в обратном направлении.

Маршрут служил не только для передвижения товаров, это была идеальная военная коммуникация. Так, например князь Олег, прозванный Вещим, следуя по «пути из варяг в греки», достиг Киева. Сделав Киев столицей Древней Руси, Олег использовал известный маршрут для укрепления единства новообразованного государства и для военных походов на Византию.

- Сигтуны , Бирки или Висбю и южного берега Балтики - Волина (Винета, Йомсбург), Старигарда , Ральсвика на Рюгене, Щецина проходил Балтийским морем через Финский залив , затем по реке Неве (здесь были пороги), по штормовому Ладожскому озеру , реке Волхов (ещё одни пороги) в озеро Ильмень . Оттуда - вверх по рекам Ловать , Кунья , Серёжа ; затем в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа , впадающей в Западную Двину . Вниз по Двине - до Каспли , а по этой реке - вверх до её истока из озера Каспля , где в районе городища Гнёздово существовал древний волок в речку Катынь , впадавшую в Днепр . Далее путь выходил в Чёрное море , минуя Днепровские пороги . По морю - вдоль европейского побережья (Румелийского берега) до Константинополя . Перед тем как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Ещё один остановочный пункт существовал на острове Змеиный близ дельты Дуная .

Путь имел многочисленные разветвления:

Параллельно ему существовал также Восточный водный путь «из варяг в Персы» - через Волгу и Каспий. А также Западный путь - вдоль Атлантического побережья Европы вплоть до портовых городов Италии в Средиземном море, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками.

Среди историков существует также мнение, что Путь «из варяг в греки» распадался на три основных направления: 1) Смоленско-Новгородско-Балтийское - по нему, начиная с XIII в., шла основная торговля с Ганзой ; 2) «греческое» - по нему до середины XIII в. осуществлялись связи Киева с Византией; 3) Киево-Новгородское - использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений .

Альтернативная точка зрения

Значение

Путь возник в начале IX в. (не позднее 825-830 гг.), о чём свидетельствуют находки кладов арабских серебряных монет - дирхемов 1-й четверти IX в. Наибольшее значение имел в X - 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко . Во 2-й половине XI - начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

По мере освоения этого пути варяги расселялись на прилегающие к нему земли и ассимилировались с заселенными славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Существовавшие сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда и шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Приглашение Рюрика на княжение у ильменских словен в городе Ладогев. Затем он перешёл в Новгород, что и способствовало дальнейшему развитию государства-княжества династии Рюриковичей . Случай этот был весьма типичен для всей европейской истории. Сохранились сведения, что приглашенные князья были родственниками прежней местной княжеской династии приильменских словен. . Сначала в Новгороде (Рюриково Городище ) и Старой Ладоге , а затем в Смоленске и Киеве .

Со временем значение торгового пути падало. Раздробленность Руси, централизация стран Скандинавии, упадок Византии, когда в 1204 году крестоносцы разрушили Константинополь и центр мировой торговли переместился в Венецианскую республику и, наконец, окончательно пришел в упадок, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье ,и положили конец пути «из варяг в греки» .

Торговля и грабеж. Последующие эпохи

Поскольку в эту историческую эпоху у племен подобных викингам граница между торговлей (обменом товарами) и грабежом была весьма неустойчива, трудно сказать - когда именно торговля стала превалировать над грабежом и водным пиратством. Даже после образования государства династии Рюриковичей («Киевская Русь») походы на Константинополь за «добычей» не прекратились.

В более позднюю историческую эпоху этот же водный путь и те же плавсредства использовались запорожскими казаками в их грабительских походах на столицу Османской империи Царьград (Стамбул). Сравните аналогичные процессы на водном пути Волга-Каспий - поход казаков во главе со Степаном Разиным в Персию «за зипунами ».

Основные плавательные средства

Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров , а с XII в. - шнеккеры (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами, то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода , где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.

Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья) . Также существовали «корабли» , насады, скедии, бусы и шитики . По сведениям Константина Багрянородного (X век) кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долбленые ладьи на 30-40 человек - однодеревки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев . Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок - в районах Торопца и Смоленска , очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками - бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей .

Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль .

Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами , по-славянски - кормчими, корщиками, а по-гречески - кибернетами.

См. также

Примечания

  1. Т. Н. ДЖАКСОН. AUSTR í GÖRÐUM
  2. Константин Багрянородный, X век.
  3. Л. А. Плечко. Старинные водные пути. М., 1985.
  4. Бернштейн-Коган С. В. Путь из варяг в греки // Вопросы географии. 1950. № 20
  5. Звягин Ю. Ю. Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории. М.: Вече, 2009
  6. Никитин А. Л. Основания русской истории: Мифологемы и факты. М.: АГРАФ, 2001
  7. Цветков С. Э. Русская история. Кн.1. М.: Центрполиграф, 2003
  8. Днепро-Бугский водный путь
  9. Гуревич А. Я. Походы викингов М.: КДУ, 2005
  10. Сойер П. Эпоха викингов. СПб.: Издательство «Евразия», 2002
  11. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца ХУ11 века. М, Просвещение, 2003
  12. Сфрагістичний щорічник. Київ 2011, Інститут української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України ст. 196, 197
  13. Норманнский кнорр (XIII в.). Общий вид
  14. Норманнский шнеккер (кон. 13 в.). Общий вид
  15. Русская боевая ладья (лодья). Общий вид
  16. Новгородское судно. Общий вид
  17. Проф. К. В. Базилевич. Из истории морских походов в VII-XII вв.
  18. Вот как представляет себе Смоленский волок в сер. XI века современный писатель:
    «И бечевой заработок, доступный, легкий: пара лошадей тащит вверх тяжелогруженую лодью, и всего-то нужен для такого дела один паренек лет двенадцати. К тому добавить работу по поддержанию бечевника, которую делали общими силами все, кто занимался промыслом, каждый в своём месте… На берегах вместо причалов поделаны для лодей взводы, они же спуски. Два бревна концами втоплены, по-смолянски - „утоплены у воду“, на сухом месте к их концам прирублены другие, далее - третьи. Размах между бревнами и в два аршина, и в сажень, и более, чтобы с воды между бревнами-ходами могла войти любая лодья. Изнутри ходовые бревна отглажены стругами, смазаны салом. Наставив лодью, ее за корму охватывают канатами и тянут либо людьми, либо лошадьми. Лодья идет легко до конца ходов, у которых ждут длинные дроги с такими же на них ходами. Дроги тоже разные - по лодьям. Привязав лодью, запрягают лошадей столько пар, сколько нужно, и везут по дороге спускать в Днепр по таким же ходам. Дело старинное, волоковые мастера опытные, работают споро: деньги-то получают не за время, а по ряду, им выгодно скорее от одного дела отделаться, к другому приделаться. На волоке не одна артель, не две, не три. Замешкаешься - отобьют заказчика. У каждой артели свои взводы-спуски, а волоковая дорога общая. Они же торгуют новыми лодьями. Старинные лодейщики умеют дерево выбрать, бревно выдержать, обводы распарить и выгнуть, собрать лодью, засмолить, и будет она служить тебе до твоей старости. Строят они и другие лодьи, грубо сколоченные из толстых досок и бревен, пригодные плыть только вниз, на одно плаванье. Такие совсем дешевы, и служат они тем купцам, которые спускаются в степные места, где, распродав товар, продадут и лодью для поделок, на топливо. Князю с дружинниками покупать-продавать было нечего, менять свои лодьи они не собирались. Артельщики, не мешкая, выволокли обе лодьи по салом смазанным ходам, наставили на дроги и повезли к Днепру. Дорога верст десять, не больше. Ее прошли пешком, разминая ноги, не спеша поспевая за дрогами… Всего от воды до воды истрачено было времени часа три. Немногим скорее бы одолели такое же расстояние, идя на веслах против теченья. Водяной путь хорош, когда на переволоках порядок. Волок - всего пути голова. В Смоленской земле сошлись главные волоки: с Волги через Вазузу в Днепр; с Днепра на Угру либо с Угры в Днепр у Дорогобужа; с Угры в Десну либо с Десны в Угру у Ельни; с Днепра через Касплю в Ловать у Усвята; из Двины Западной через Торопу у Торопца в Ловать же; в ту же Двину через Касплю. С помощью этих волоков, старых, известных, с мастерами умелыми можно проплыть-проехать во все русские земли и города и во все иноземные владенья: к булгарам, арабам, туркам, грекам, латинянам в Италию, ко всем германцам, к датчанам, шведам, норманнам, французам, - словом, здесь путь во весь белый свет.» (Валентин Иванов . Русь Великая)
  19. Средиземноморское судно (кон. IX в.). Общий вид

Литература

  • Славяне и скандинавы = Wikinger und Slawen: Zur Frühgeschichte der Ostseevölker. - Akademie-Verlag, Berlin, 1982 / Пер. с нем.; Общ. ред. канд. филол. наук Е. А. Мельниковой.. - М .: Прогресс , 1986. - 416, с. - 23 000 экз.

Ссылки

Давно устоявшееся и привычное выражение «путь из варяг в греки» на слуху не только у историков и археологов, но и у обычных людей: школьников, преподавателей истории в школе и остальных. Что под этим подразумевается? Разные специалисты немного по-разному видят содержание этого выражения. На мой взгляд, правильнее понимать это как определение некоего географического пространства, на протяжении которого осуществлялись культурные и торговые взаимосвязи между разными народами и племенами. Это пространство на одном конце включало в себя Северную Европу и Скандинавию, а на другом - балканский мир и Византию, а между ними - Восточную Европу и Древнюю Русь. Относительно недавно понимание пути из варяг в греки не как четкой спланированной транспортной магистрали, а скорее как направления, по которому осуществлялись разного рода контакты, было предложено известным археологом Е. Н. Носовым.

История названия «пути…»

Само выражение «путь из варяг в греки» на самом деле звучит немного не так, как мы привыкли. В недатированной части Повести временных лет у Нестора-летописца написано: «путь из варяг в греки и из грек в…». Видимо, подразумевалось двустороннее движение - не только из Скандинавии в Византию, но и из Византии на север.

Археологические находки, связанные с восточноевропейским отрезком маршрута пути из варяг в греки, известны с XIX века. Именно тогда были проведены первые раскопки на южном берегу Ладожского озера, в низовьях Волхова, на Верхнем Днепре в Гнездове (окрестности Смоленска), в Среднем Поднепровье, в первую очередь в Киеве, а также Чернигове. В курганах, относящихся к концу IX и X веку, были найдены арабские и византийские монеты, дорогая поливная посуда, скандинавские украшения и др. Кстати, тогда же происходили раскопки известного шведского памятника Бирки, в курганах которой были обнаружены восточные и византийские монеты, византийский текстиль. А к началу XX века археологами и нумизматами был собран значительный материал, который мог проиллюстрировать слова древнерусской летописи о легендарном пути.

География пути

Сам путь в довольно общем ключе и без конкретных деталей описан в летописи во введении, рассказывающем о полянах и путешествии легендарного апостола Андрея, побывавшего у северных народов: «Когда же поляне жили отдельно по горам этим тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепр, а в верховьях Днепра волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское ». Как мы знаем, река Волхов впадает в Ладожское озеро, которое соединено с Финским заливом рекой Невой. Но в те времена Нева была не просто рекой, а гораздо более широким водным протоком. Поэтому некоторые письменные источники X–XI веков вообще не разделяли Ладожское озеро и Финский залив, у них озеро Нево - это просто часть Финского залива и Ладоги одновременно.


// Изображение: wikipedia.org

Итак, летописец сообщил, что по Волхову можно попасть в «великое озеро Нево», а устье того же озера впадает в море Варяжское, и «по тому морю можно плыть до Рима». Варяжское море - это Балтийское море. Чтобы доплыть по нему до Рима, фактически нужно обогнуть всю Европу и, пройдя многочисленные проливы, войти в Средиземное море. А летописец отмечает, что от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду и оттуда в Понтское море, то есть в Черное море, в которое впадает Днепр. Так и замыкается круг. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что описанный в летописи маршрут (если не обращать внимания на слова о том, что из Варяжского моря попасть в Рим) - это в действительности целая система рек, входящая в бассейны Днепра, Западной Двины и Волхова, которая формирует Балтийско-Днепровский путь, соединяя Балтийское море с Черным.

Но, кроме этого, есть еще и другая система рек, которая соединяет Балтийское море с Каспийским. Из ильменского бассейна реки Мста и Пола выходили на Верхнюю Волгу, откуда путь лежал далее вниз по Волге до Каспийского моря через хазарские пределы - это так называемый Балтийско-Волжский путь. Нетрудно заметить, что оба пути имеют общий северный отрезок, связанный с Волховом. Таким образом, перед попавшими на озеро Ильмень скандинавами стоял выбор: плыть на юг, в Царьград, или на восток за арабским серебром. В связи с этим замечу, что известный по скандинавским источникам Восточный путь, или Аустрвег (то есть все пути, которыми скандинавы достигали юго-восточного берега Балтийского моря или двигались на Русь), в какой-то период включал в себя и Балтийско-Днепровский вариант, который мы традиционно рассматриваем как путь из варяг в греки.

Природные условия

Многие исследователи пытались понять, как в действительности могли проходить пути через огромное пространство Восточной Европы, по каким речкам было бы удобней пробираться с севера на юг или с юга на север, они внимательно изучали географические карты, анализировали соотношение речных систем. Кроме того, были рассмотрены сообщения письменных источников разного времени: торговые грамоты XII–XIV веков, саги, записки путешественников XVI–XVII веков и др. Комплексное изучение разного вида источников, в том числе археологических и нумизматических, позволяет ответить на некоторые вопросы об условиях, способах и времени использования пути из варяг в греки, протяженность которого только по территории Восточной Европы составляла около 2000 километров (а от побережья Средней Швеции до Константинополя - более 4000 километров).

Совершенно очевидно, что пройти от озера Нево до устья Днепра или наоборот было не так просто, и не только потому, что в целом ряде случаев на каких-то участках ладьи должны были двигаться против течения, что тяжело. В большинстве случаев северная территория, по которой проходил намеченный специалистами путь, в IX–X веках была малозаселенной или вовсе пустынна. Одним из серьезных препятствий были речные пороги, где быстрое течение и камни грозили потопить ладьи торговцев-воинов. Например, двигаясь от Ладоги вверх по Волхову, надо было преодолеть Волховские и Пчевские пороги, которые сильно затрудняли передвижение по воде в общей сложности на протяжении почти 20 километров. Всего же, по мнению некоторых авторов, общая протяженность преодолеваемых порогов на этой магистрали могла доходить до 200 километров.

Озеро Ильмень тоже очень бурное, по нему надо уметь пройти даже сейчас. Продолжая из Ильменя путь на юг по реке Ловать, опять надо идти против течения, причем до какого-то определенного места, ближе к верховьям реки. С Ловати попасть на Днепр можно, только используя сеть небольших речек, которые впадают в Западную Двину с левой стороны, с юга - они своими верховьями связаны с правыми притоками Днепра. Такими реками могли быть Жереспея и Каспля, в бассейне которых обнаружены известные редкие находки - скандинавские украшения и восточные монеты. При этом надо учитывать, что в среднем течении Каспли вплоть до начала XIX века известен значительный порожистый участок.

Днепр в верхней части течет с востока на юго-запад, и плыть по нему можно было относительно спокойно до того места, где он резко поворачивает на юг - это примерно в районе Орши, вблизи этого места располагаются Кобеляцкие пороги. А в низовьях Днепра, в районе, затопленном Днепровским водохранилищем, было еще девять серьезных порогов, описанных византийским императором Константином Багрянородным в середине X века. Достаточно выразительны славянские и скандинавские имена этих порогов, приведенные императором: Не спи, Сверкающий, Бушующий, Ненасытный и прочие. Для нас важно сообщение Константина Багрянородного о том, что в Константинополь приплывают моноксилы, собранные по весне в Киеве из разных земель: из Новгорода, Смоленска, Любеча, Вышгорода, Чернигова - и здесь в значительной мере переоснащенные. Судя по описанию трудностей, которые испытывали русы при прохождении Днепровских порогов, какой-то ремонт ладьи могли потребовать и после преодоления других порогов, например, на Волхове или Каспле. В связи с этим интересны наблюдения археологов о появлении цепочки небольших поселений по берегам Волхова в районе упомянутых мной порогов, а также находки корабельных досок с заклепками, использованных при сооружении одной из построек в слоях Старой Ладоги X века.

Процесс путешествия

Если говорить о маршруте из варяг в греки, то для скандинава он мог начинаться и на острове Готланд, и в одном из прибрежных пунктов Средней Швеции, и в других местах. Путешествие через Балтийское море и далее до низовьев Волхова могло осуществляться на корабле (ладье) довольно больших размеров - не менее 16 метров в длину при ширине более 2 метров, такая ладья имела не менее 8–10 пар весел и обязательно парус. Но морские ладьи не могли бы проходить по речкам: они слишком большие и тяжелые, хотя осадка кораблей викингов, как считают, была не более метра. Такая незначительная осадка помогала им очень активно действовать во время грабительских походов на прибрежные территории в Западной Европе: высадка происходила прямо на берега. А вот с глубинами Восточной Европы так не получалось. Сейчас среди специалистов все больше утверждается мнение, что морские суда скандинавов доходили примерно до Ладоги, а там торговцы или воины пересаживались на ладью меньшего размера. Речные ладьи-однодревки также могли иметь парус, но количество гребцов было меньшим. Были проведены эксперименты по прохождению таких ладей по небольшим рекам, которые показали, что самый приемлемый размер ладьи для внутренних рек Восточной Европы - не больше 12 метров в длину (лучше - до 10 метров), а осадка - не более полуметра.


// Изображение: Волокут волоком. Н. К. Рерих, 1915. (с) wikipedia.org

Пороги надо было либо преодолевать на лодках, либо обходить по суше. Преодолеть на лодках - это значит, что их нужно проводить через пороги, частично разгрузив, опираясь на шесты, или тянуть бечевой. Значит, нужны люди, которые знают, как пройти через эти пороги, и умеют это делать. А для прохода по суше нужно представлять, куда идти через лес и как тащить лодки по земле. Волоки обычно представляли так: лодки вытаскивали на берег, подставляли под них колеса или катки и перекатывали или волокли, используя мшистую болотистую местность. В начале 1990-х годов было высказано предположение, что путь из варяг в греки мог сочетать в себе сухопутные и водные участки, а его северная часть в пределах Восточной Европы могла довольно продуктивно использоваться в зимнее время: катить лодки по льду легче, чем тащить их по берегу, можно было использовать и сани. Кстати, в одной из саг сообщалось о путешествии скандинавов из Новгорода в Ладогу зимой, то есть по волховскому льду или вдоль реки.

Сколько времени длилось путешествие и когда оно начиналось? Из сообщения Константина Багрянородного, а также из многочисленных упоминаний в скандинавских сагах следует, что начало путешествия с севера на юг в большинстве случаев приходилось на весну и лишь иногда на осень - в таком случае путешественникам приходилось на время прерывать свой путь и зимовать, оставаясь, например, в Ладоге до следующей весны.

В 1980 году шведы предложили пройти путь из варяг в греки на ладьях, но, поскольку им не дали разрешения идти через территорию Советского Союза, был разработан другой вариант экспериментального похода - через Польшу и Румынию. Экспедиция поднялась вверх по Висле, потом ладьи перешли в Западный Буг, затем на Тису и вышли на Дунай. Используя весла и парус и проходя за день около 20 километров, экспедиция преодолела путь от побережья Средней Швеции до низовьев Дуная немногим больше, чем за три месяца. Сопоставив длину маршрутов, можно предполагать, что никак не меньше трех месяцев должно было длиться путешествие до Константинополя по Балтийско-Днепровскому пути. Это подтвердили результаты шведско-российского проекта, поэтапно осуществленного в 2012–2014 годах. Только переход через штормившую Балтику от Бирки до устья Невы занял 11 суток.

Археологические свидетельства

Наиболее выразительным признаком направлений торговых путей обычно считают топографию кладов и находок «импортных» предметов. В нашем случае речь пойдет в основном о находках арабского монетного серебра, предметов скандинавского и византийского происхождения. Большую роль при изучении пути из варяг в греки играют нумизматические материалы. С конца VIII века на территорию Восточной Европы и Скандинавии начинает поступать арабское серебро - арабские монеты, которые чеканились в разных центрах Передней Азии или Северной Африки. Для скандинавов арабское серебро было воплощением богатства, источником ювелирного сырья, и оно побуждало искать пути к его источникам.

Первые клады арабского серебра конца VIII - первой трети IX века найдены на Готланде, в Средней Швеции и в устье Невы, в районе Старой Ладоги, на Верхней Волге, а также на пространстве между Западной Двиной и Верхним Днепром. Но основная масса таких находок VIII–IX веков располагается на Балтийско-Волжском отрезке. Есть очень интересный Петергофский клад, зарытый в начале IX века. В составе этого клада арабские монеты, на которых нанесены граффити - скандинавские и тюркские руны. А на одной монете нацарапано греческое имя Захариас - это ли не свидетельство одного из первых контактов скандинавов с Византией благодаря пути из варяг в греки? Вторая интересная находка - клад первой трети IX века, среди восточных монет которого выделяется одна - это так называемый полубрактеат Хедебю, монета, выпущенная в одном из раннегородских центров Северной Европы.

Топография скандинавских находок на территориях Балтийско-Днепровского пути говорит о том, что во второй половине IX века контакты скандинавов с населением древнерусских территорий уже достаточно устойчивы. Большинство находок связаны с двумя пунктами: со Старой Ладогой в низовьях Волхова и Рюриковым городищем у истока Волхова, откуда происходят и несколько небольших кладов восточных монет. Кроме того, известны отдельные находки вещей скандинавского происхождения и восточных монет на небольших сельских поселениях Поволховья. Междуречье Западной Двины и Днепра дает серию отдельных скандинавских находок и кладов арабского серебра, датированных IX веком. А вот южнее междуречья, на левом берегу Днепра и далее вниз по его течению, таких комплексов практически нет. Возникает впечатление, что днепровская часть пути из варяг в греки до X века скандинавам неизвестна или почти неизвестна. Некоторые историки полушутя говорят о том, что в Аскольде и Дире, появившихся в Киеве в 863 году, можно видеть варяжских первопроходцев. Если это действительно так, то поход Олега с варяжской дружиной из Новгорода (или Ладоги) в Киев в 882 году вполне вписывается в процесс его освоения. Косвенно подтверждают первые попытки освоения Днепровского отрезка пути из варяг в греки, по моему мнению, редкие находки византийских монет IX - начала X века, известные на территории Средней Швеции, преимущественно в Бирке.


// Изображение: Раскрашенная копия варяжского рунического камня, повествующего об опасностях Днепровских порогов (с) wikipedia.org

Функционирование пути из варяг в греки, понимаемого как некое пространство и направление контактов, для Х столетия в значительной мере связано с активной деятельностью выходцев из Скандинавии, археологические данные о присутствии которых сконцентрированы на таких памятниках, как Старая Ладога и Рюриково городище в Поволховье, Гнёздово на Верхнем Днепре, Киев и Шестовица (окрестности Чернигова) в Среднем Поднепровье. С этими пунктами связано и большинство находок византийского происхождения.

Торговля на пути из варяг в греки

Что могли везти с севера на юг? Во-первых, меха: куницу, соболь, бобровые шкуры. Этот товар шел в Византию и по Волжскому пути к хазарам и дальше на восток. Драгоценные меха, добываемые в северных лесах Восточной Европы, видимо, вывозились и в Скандинавию - во всяком случае, об этом упоминают некоторые саги.

Меха, традиционные мед и воск - это товары, известные нам только по письменным данным, и археологически они не прослеживаются. Арабские авторы сообщают, что русы (здесь русы - скандинавы, отличные от славян, отмеченные на Волжском пути) кроме пушнины везут также рабов. О том, что рабов везли по Днепровскому пути, сообщает и Константин Багрянородный, когда описывает, как тяжело проходить Днепровские пороги. Он рассказывает, что там ладьи разгружались, рабов высаживали на берег и в сопровождении воинов эти рабы продвигали часть груза дальше вниз, пока лодки перетаскивали через пороги, а после преодоления порогов их опять сажали на лодки и караван двигался дальше. Рабами, как правило, становились захваченные во время военных действий пленники, безусловно, в основном представители местных племен Восточной Европы. Некоторые специалисты считают, что из Скандинавии на территорию Восточной Европы могло поступать железо-сырец в виде товарных брусков, но это требует доказательств.

На север, вверх по Днепру и Волхову везли как массовый, так и эксклюзивный товар, интересующий определенные слои как скандинавского, так и древнерусского общества. Стеклянные украшения: бусы, перстни и браслеты - не слишком дорогие, в отличие от стеклянных сосудов. Хотя стеклянные браслеты, украшенные росписью золотом, конечно, нельзя отнести к массовому товару - их находки для Х века единичны. Стеклянные бусы разной формы и цвета хорошо известны в материалах многих славянских и скандинавских курганов Х века. Стеклянные сосуды - находка редкая, встреченная только в отдельных наиболее богатых погребениях. Шелк (паволоки древнерусской летописи), золотные ткани и тесьма, полихромная и монохромная поливная керамика из императорских мастерских - это все тоже дорогой товар. Вывоз шелка из Византии вообще был лимитирован, те куски текстиля, которые разрешалось покупать, надо было опечатывать специальной печатью и получать разрешение на вывоз. Попутно отмечу, что находки византийского текстиля также известны по материалам шведской Бирки и некоторых других могильников Швеции.

К одной из наиболее археологически заметной группе византийского импорта относятся амфоры - тара, в которой перевозили масло, вина, пряности. Но считается, что в X столетии на Русь проникали лишь единичные экземпляры амфор византийского культурного круга, фрагменты которых известны по раскопкам таких памятников, как Старая Ладога, Рюриково городище, Гнёздово, Киев, Шестовица. Для XI века фрагменты амфорной тары отмечены в Киеве, Новгороде, Пскове и других крупных городах.


// Изображение: Варяги в Византии. Иллюстрация из хроники Скилицы (с) wikipedia.org

Помимо варягов, в торговле участвовало и местное население, особенно проживавшее в районе тех мест, где останавливались для починки и пополнения запасов. Кроме того, меха для продажи собирали при помощи полюдья. В дороге у местного населения меха выменивали на украшения, стеклянные, сердоликовые, хрустальные бусы. Если скандинавы привозили свои железные бруски, то они, вероятно, тоже могли их на что-то обменивать.

Мы не знаем наверняка, кто и как снаряжал корабли для путешествий по пути. Мы можем только предполагать, что ладьи, военные или торговые, шли караваном. Одна ладья - это пять пар весел, то есть десять человек гребцов, кроме них на ладье должно быть как минимум столько же воинов, своего рода охрана. Когда ладьи надо было перетаскивать через пороги, кто-то должен был заниматься непосредственно этой работой, а кто-то - вести и охранять товары и рабов. В среднем караван из 5–6 ладей включал в себя около 100–150 человек. Основное движение по этим путям шло ранней осенью и затем весной - в начале лета, потому что летом воды мало, а весной и осенью из-за дождей и таяния снегов уровень воды в реках несколько повышался.

Дальнейшая судьба пути из варяг в греки

Путь, конечно, не прекратил своего существования. Скорее, несколько изменился характер его использования и значение. Могли измениться маршруты на конкретных участках. Так, в XI веке сформировался и активизировался сквозной путь Днепр - Западная Двина - Балтийское море. Ранее он функционировал только на отдельных отрезках в верхнем и нижнем течении Западной Двины. Конечно, в XI–XII веках из-за беспокойных половцев южный участок пути в низовьях Днепра оставался таким же опасным, как и ранее при печенегах в X веке. Но массовый ввоз византийских товаров в амфорах на древнерусскую территорию прослеживается в XII - первой половине XIII века. Появление же амфор и византийского текстиля в материалах сельских памятников Руси отмечено раньше - в XI–XII веках. Знакомство скандинавов с этим путем и расположенными на нем центрами подтверждают упоминания таких древнерусских городов, как Новгород, Смоленск, Полоцк, Киев, в сагах и скандинавских географических сочинениях XII–XIII веков.

Знаменитый Волховско-Днепровский путь «из варяг в греки» занимает исключительное место в средневековой истории Восточной Европы. Ведь помимо чисто экономического значения ему приписывают и выдающуюся государственно-образующую роль - того географического «стержня», на который были «нанизаны» древнерусские земли. Однако последние исследования убеждают в том, что перед нами типичный для Средневековья историко-географический фантом.

Путь «из варяг в греки» появляется в «Повести временных лет» на первых же страницах, во вставном сказании о хождении апостола Андрея на Русь: «И бе путь из варяг в греки и из грек до Днепру и верх Днепра волок до Ловати, и по Ловати внити в Илмерь озеро великое; из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево; и того озера внидет устье в море Варяжское; и по тому морю внити даже и до Рима…». После вставки об «Оковском лесе» летописец продолжает: «А Днепр втечет в Понтеское [Черное] море треми жерелы [устьями], иже море слывет Руское, по нему же учил апостол Андрей, брат Петров…». И далее оказывается, что Первозванный апостол и был первым, кто проделал весь этот путь (в обратном направлении - «из грек в варяги»).


Можем ли мы поставить под сомнение это известие «Повести временных лет»? Не только можем, но и должны. Дело в том, что ни в каком другом средневековом источнике этот путь не описан. И более того, хождение по нему апостола Андрея - сомнительное во всех смыслах, о чем речь еще впереди - на сегодняшний день является единственным подтверждением его существования. Это может показаться невероятным, но, тем не менее, дело обстоит именно так.

Прежде всего, о пути «из варяг в греки» молчат скандинавские источники, что признают даже те ученые, которые не сомневаются в реальности Волховско-Днепровского маршрута (См.: Брим В.А. Путь из варяг в греки // ИАН СССР, VII серия. Отделение общественных наук. Л. 1931. С. 219, 222, 230; Джаксон Т.Н., Калинина Т.М., Коновалова И.Г., Подосинов А.В. «Русская река»: Речные пути Восточной Европы в античной и средневековой географии. М., 2007. С. 285 ). Ничего не знают о нем и арабские географы и историки, сообщающие только о некоей Русской или Славянской реке, чьи истоки граничат с Морем мрака и страной Йаджуджа и Маджуджа (Гога и Магога), то есть с Балтийским морем и Северным Уралом. Но на роль этой реки может претендовать отнюдь не Днепр, а Дон или Волга, так что в арабских известиях мы видим смутные очертания Балтийско-Волжского пути.

Император Константин Багрянородный, человек, безусловно, сведущий в русско-византийской торговле, описывая плавание русов по Днепру к Черному морю, заметил, что русские ладьи рубятся и спускаются на воду в верховьях Днепра и по его притокам. И это были всего лишь заготовки для судов, которые оснащались в Киеве, где, собственно, и снаряжался торговый караван в Константинополь. Ни о каких торговцах с Балтики, плавающих по Днепру, в Византии не ведали.

Из западноевропейских историков имеется лишь показание Адама Бременского (повторенное затем Гельмольдом) о том, что «из шлезвигской гавани обыкновенно отправляются корабли в Склаванию [славянское Поморье], Сведию [Швецию], Семланд [Земландский полуостров] и до самой Греции». Чтобы понять, как попали в этот отрывок греки, необходимо помнить, что немецкие хронисты XI-XII вв. вообще имели довольно смутные представления о Восточной Европе. Судя по географическому описанию того же Адама, ему казалось, что Балтийское море «наподобие пояса (название Балтийского моря производилось от лат. balteus - «пояс» - С.Ц. ) простирается по областям Скифии до самой Греции», соединяясь с Мраморным морем - Геллеспонтом. Таким образом, Киев оказывался «достойным соперником державного Константинополя, славнейшим украшением Греции».

По-видимому, источником формирования подобных географических представлений явилось энциклопедическое сочинение римского ученого-компилятора V в. Марциана Капеллы «О свадьбе Филологии и Меркурия», в котором можно прочитать, что «Меотийские болота» (Азовское море) являются «заливом Северного океана». Адам Бременский, по его собственному признанию, стремился в своих географических описаниях опереться на авторитет античной традиции, но не нашел упоминаний о Балтийском море ни у кого, кроме Марциана (Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 276 ).

Итак, «Греция» Адама Бременского начинается сразу за Восточной Прибалтикой. Что же касается самого пути «в греки», то Адам, как мы видим, был убежден в существовании не речного, а морского маршрута из Балтики в Константинополь - в обход Новгородской земли и прямиком в Азовское море. Поэтому связать его известие с Волховско-Днепровским путем невозможно.

Сохранилось описание средневекового пути из Риги в Смоленск (договор 1229 г.). Согласно этому документу, после доставки товаров по Западной Двине, товары перегружались на телеги и сухим путем отправлялись в Смоленск. Здесь даже Западно-Двинский и Днепровский бассейны оказываются полностью замкнутыми водными системами.

По сообщению «Повести временных лет», Владимир, готовясь в 1014 г. совершить поход на Новгород, чтобы привести к покорности своего сына Ярослава, прекратившего платить «урок» Киеву, наказал своим людям: «Требите путь и мостите мост». Если даже прав Данилевский, полагая, что в данном случае «автор летописи устами Владимира косвенно процитировал пророка Исайю: «И сказал: поднимайте, поднимайте, равняйте путь, убирайте преграду с пути» (Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Курс лекций. М., 1999. С. 121 ), - то все равно, пусть и чужими словами, летописец отразил реальное обстоятельство: чтобы попасть в начале XI в. из Киева в Новгород, требовались специальные инженерные мероприятия. Вообще, ни о каких плаваниях из Новгорода в Киев и Черное море летопись ни сообщает.


Топография кладов куфических монет с находками граффити
Не в силах подтвердить реальность Волховско-Днепровского пути и археология. В.Я. Петрухин формулирует ее выводы следующим образом: «По данным археологии, в IX веке основным международным торговым маршрутом Восточной Европы был путь к Черному морю по Дону, а не Днепру. С рубежа VIII и IX веков и до XI в. по этому пути из стран Арабского халифата в Восточную Европу, Скандинавию и страны Балтики почти непрерывным потоком движутся тысячи серебряных монет - дирхемов. Они оседают в кладах на тех поселениях, где велась торговля и жили купцы. Такие клады IX века известны на Оке, в верховьях Волги… по Волхову вплоть до Ладоги (у Нестора - «озеро Нево»), но их нет на Днепре» (Петрухин В.Я. Скандинавия и Русь на путях мировой цивилизации // Путь из варяг в греки и из грек в варяги. Каталог выставки. Май 1996. М., 1996. С. 9 ).


Пути поступления серебра в Бирку:
1 - западного; 2 - восточного; 3 - места чеканки восточных монет, найденных в Швеции (по X. Арбману); 4 - прочие города и торговые центры; 5 - исходный ареал западного серебра; 6 - исходный ареал восточного серебра; 7 - ареалы восточноевропейских аналогий вещам, найденным в Бирке

Византийский археологический материал также не подтверждает существования Волховско-Днепровского пути. Самые ранние византийские сосуды в культурных наслоениях Новгорода относятся к X в. (при том, что подобные им изделия не найдены ни в Киеве, ни в других крупных городах Руси), а византийские монеты IX-X вв. - редкость даже на берегах Днепра. В то же время только в Прикамье (на Балтийско-Волжском торговом пути) археологами найдено около 300 византийских монет. Само месторасположение древних новгородских поселений не ориентировано на связи с Днепром. За Руссой к югу (на Днепр) нет крупных поселений, зато к юго-востоку (Балтийско-Волжский торговый путь) выросли Новый Торг и Волок Ламский.


Карта кладов арабских и других монет IX-XI вв. в Северо-Западной Руси (Носов, 1976):
1 - Старая Ладога; 2 - Княжчино; 3 - Вылеги; 4 - Демянск; 5 - Набатово; 6 - Семёнов Городок; 7 - Загородье; 8 - Углич; 9 - Угодичи; 10 - Сарское городище; 11 - Старая Ладога; 12 - Новгород (Кириллов монастырь); 13 - Потерпилицы; 14 - Шумилово; 15 - Кузнецкое; 16 - Лучесы; 17 - Витебская губерния; 18 - оз. Зеликовье; 19 - Панкино; 20, 21 - Тимерёво; 22 - Москва; 23 - С.-Петербург; 24 - Старая Ладога; 25 - Петрозаводск; 26 - Новая мельница; 27–29 - Новгород; 30 - Любыни; 31 - Подборовка; 32 - оз. Шлино; 33 - Иловец; 34 - Пальцево; 35 - Торопецкий уезд, р. Кунья; 36 - Великолукский уезд; 37 - Великие Луки; 38 - Витебск; 39 - Ржев; 40 - Владимир. Условные обозначения: I - конец VIII в. - 833 г.; II - 833–900 гг.; III - 900 - 970 гг.

Неизменным провалом заканчивались попытки современных энтузиастов преодолеть маршрут из Ловати к Днепру - большую часть пути от водоема к водоему их ялы и шлюпки транспортировали армейские вездеходы (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 129. Исследователь ссылается на показания участника экспедиции 1985 г. А. М. Микляева ). А ведь уровень воды в этих гидросистемах в IX-X вв. был ниже на 5 метров!


Экспедиция «Айфур» (1994). Волок. «Опыт, полученный в этой экспедиции, показывает, что для северной части древнего пути из варяг в греки подходили только очень легкие суда».
То есть не торговые ладьи. Вуаля!


Предполагавшиеся разными авторами варианты путей через водораздел
Ловать - Западная Двина - Днепр:
1. Через оз. Жаденье (Охват) - оз. Лучанское; 2. Через оз. Выдбино - р. Полу; 3. Через оз. Челно - оз. Сережу; 4. Через оз. Двинье - р. Кунью; 5. Через оз. Усвятское - р. Кунью; 6. Через оз. Усвятское - оз. Узмень; 7. Через оз. Езерище - оз. Еменец. Кроме того, предполагались пути: 8. Через р. Ущу - р. Удрайку; 9. Через р. Ущу - р. Насву

Наконец, путь на Балтику через Новгород и Ладогу просто лишен смысла, поскольку, повернув от верховьев Днепра к Западной Двине, путешественник сокращает маршрут в 5 раз. Ю. Звягин, автор единственного на сей день комплексного исследования пути «из варяг в греки», подытоживает свои наблюдения следующими словами: «Собранные данные говорят о том, что в VIII-IX вв. нахоженного пути между Киевской и Новгородской Русью не было. Климат в это время был более сухим, реки - мельче и потому непроходимые» (Звягин Ю. Великий путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории. М., 2009. С. 236 ).

Положение начало меняться в Х в., когда из-за наступившего потепления и увлажнения речные системы Северо-Восточной Руси стали более многоводными. Однако и тогда путь по Днепру имел преимущественно внутреннее, а не транзитное значение. Международная же торговля осуществлялась из двух центров: Киева и Новгорода, постоянное сообщение между которыми (и не обязательно водное) наладилось не раньше XII в. (Бернштейн-Коган С.В. Путь из варяг в греки // Вопросы географии. 1950. № 20 ). В указателе путей из Новгорода XVII в. наличествует только сухопутный путь вдоль Ловати до Холма и до Великих Лук (см.: Голубцов И.А. Пути сообщения в бывших землях Новгорода Великого в XVI-XVII веках и отражение их на русской карте середины XVII века // Вопросы географии. 1950. № 20 ).

И тем не менее путь «из варяг в греки» существовал, хотя официально никогда так не назывался. И пролегал он не по Волхову, Ловати и Днепру, а по речным долинам Рейна и Эльбы с дальнейшим выходом к верховьям Дуная, откуда путешественнику предоставлялось на выбор два направления: одно - к Верхней Адриатике с последующим плаванием вокруг Греции, другое - вниз по Дунаю. По этому пути с XVI в. до н.э. в Южную Европу попадал балтийский янтарь (и, очевидно, именно по нему были привезены в Новгород упомянутые византийские сосуды).


Янтарный путь в древности по М. Гимбутас
И конечно, никому не приходило в голову менять наезженный веками маршрут по давно обжитым местностям на ненадежный, полный превратностей путь, терявшийся в дремучих чащобах вдоль волховско-днепровских берегов и выходивший на свет божий только южнее Киева, но лишь для того, чтобы отдать путешественника в руки степных хищников: участок пути от Киева до устья Днепра Константин Багрянородный называет «мучительным, страшным, невыносимым и тяжким» - отличная рекомендация для торговцев и путешественников! Именно «рейнско-дунайским» путем, через Германию, в 1098 г. проехал в Константинополь король Эрик Эйегода в «Кнутлингасаге».

Понятно, что все это забивает кол в сердце «норманнской теории». У торговцев с Балтики не было никакой заинтересованности в Киеве, который они старательно огибали по рейнско-дунайской или по волжско-донской дуге.

Теперь мы можем поближе присмотреться к легенде о хождении апостола Андрея. Получается, что апостол Андрей - единственный известный исторический персонаж, который проделал знаменитый маршрут из конца в конец. Но так ли это? Неужели он и в самом деле предпринял путешествие из Херсонеса в Рим через Новгород-на-Волхове?

Давайте еще раз вернемся к первым страницам «Повести временных лет» и внимательно прочитаем то, что там написано: «И бе путь из варяг в греки и из грек до Днепру и верх Днепра волок до Ловати, и по Ловати внити в Илмерь озеро великое; из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево; и того озера внидет устье в море Варяжское; и по тому морю внити даже и до Рима… А Днепр втечет в Понтеское [Черное] море треми жерелы [устьями], иже море слывет Руское, по нему же учил апостол Андрей, брат Петров…».

Из приморского малоазийского города Синопа Андрей приходит в крымскую Корсунь (Херсонес Таврический). Здесь, узнав, что рядом находится устье Днепра, он довольно неожиданно «всхоте поити в Рим». Случайно («по приключаю») апостол останавливается на ночлег на берегу Днепра, где позже суждено было возникнуть Киеву. «Заутра встав», он пророчествует своим ученикам о будущем величии Киева, осененного Божией благодатью, поднимается на «горы сия», благословляет их и воздвигает на этом месте крест. Затем он продолжает свой путь до Новгорода, где становится изумленным свидетелем банного самоистязания новгородцев: «…како ся моют и хвощутся… едва вылезуть еле живы; и обольются водою студеною, и тако оживут; и тако творят по вся дни, не мучимые никемже, но сами ся мучают…». Добравшись до Рима, он рассказывает об этом поразившем его обычае, и римляне «слышавше дивляхуся». После этого апостол без всяких приключений возвращается в Синоп.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями!

22 комментария: «Из варяг в греки» - путь из ниоткуда в никуда

    Валерий говорит:

    Елена Иванова говорит:

    Николай говорит:

    • Андрей говорит:

      Евгения Озорная говорит:

- Сигтуны , Бирки или Висбю и южного берега Балтики - Волина (Винета, Йомсбург), Старигарда , Ральсвика на Рюгене, Щецина проходил Балтийским морем через Финский залив , затем по реке Неве (здесь были пороги), по штормовому Ладожскому озеру , реке Волхов (ещё одни пороги) в озеро Ильмень . Оттуда - вверх по рекам Ловать , Кунья , Серёжа ; затем в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа , впадающей в Западную Двину . Вниз по Двине - до Каспли , а по этой реке - вверх до её истока из озера Каспля , где в районе городища Гнёздово существовал древний волок в речку Катынь , впадавшую в Днепр . Далее путь выходил в Чёрное море , минуя Днепровские пороги . По морю - вдоль европейского побережья (Румелийского берега) до Константинополя . Перед тем как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Ещё один остановочный пункт существовал на острове Змеиный близ дельты Дуная .

Путь имел многочисленные разветвления:

Параллельно ему существовал также Восточный водный путь «из варяг в Персы» - через Волгу и Каспий. А также Западный путь - вдоль Атлантического побережья Европы вплоть до портовых городов Италии в Средиземном море, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками.

Среди историков существует также мнение, что Путь «из варяг в греки» распадался на три основных направления: 1) Смоленско-Новгородско-Балтийское - по нему, начиная с XIII в., шла основная торговля с Ганзой ; 2) «греческое» - по нему до середины XIII в. осуществлялись связи Киева с Византией; 3) Киево-Новгородское - использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений .

Альтернативная точка зрения

Значение

Путь возник в начале IX в. (не позднее 825-830 гг.), о чём свидетельствуют находки кладов арабских серебряных монет - дирхемов 1-й четверти IX в. Наибольшее значение имел в X - 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко . Во 2-й половине XI - начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

По мере освоения этого пути варяги расселялись на прилегающие к нему земли и ассимилировались с заселенными славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Существовавшие сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда и шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Приглашение Рюрика на княжение у ильменских словен в городе Ладогев. Затем он перешёл в Новгород, что и способствовало дальнейшему развитию государства-княжества династии Рюриковичей . Случай этот был весьма типичен для всей европейской истории. Сохранились сведения, что приглашенные князья были родственниками прежней местной княжеской династии приильменских словен. . Сначала в Новгороде (Рюриково Городище ) и Старой Ладоге , а затем в Смоленске и Киеве .

Со временем значение торгового пути падало. Раздробленность Руси, централизация стран Скандинавии, упадок Византии, когда в 1204 году крестоносцы разрушили Константинополь и центр мировой торговли переместился в Венецианскую республику и, наконец, окончательно пришел в упадок, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье ,и положили конец пути «из варяг в греки» .

Торговля и грабеж. Последующие эпохи

Поскольку в эту историческую эпоху у племен подобных викингам граница между торговлей (обменом товарами) и грабежом была весьма неустойчива, трудно сказать - когда именно торговля стала превалировать над грабежом и водным пиратством. Даже после образования государства династии Рюриковичей («Киевская Русь») походы на Константинополь за «добычей» не прекратились.

В более позднюю историческую эпоху этот же водный путь и те же плавсредства использовались запорожскими казаками в их грабительских походах на столицу Османской империи Царьград (Стамбул). Сравните аналогичные процессы на водном пути Волга-Каспий - поход казаков во главе со Степаном Разиным в Персию «за зипунами ».

Основные плавательные средства

Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров , а с XII в. - шнеккеры (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами, то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода , где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.

Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья) . Также существовали «корабли» , насады, скедии, бусы и шитики . По сведениям Константина Багрянородного (X век) кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долбленые ладьи на 30-40 человек - однодеревки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев . Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок - в районах Торопца и Смоленска , очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками - бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей .

Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль .

Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами , по-славянски - кормчими, корщиками, а по-гречески - кибернетами.

См. также

Примечания

  1. Т. Н. ДЖАКСОН. AUSTR í GÖRÐUM
  2. Константин Багрянородный, X век.
  3. Л. А. Плечко. Старинные водные пути. М., 1985.
  4. Бернштейн-Коган С. В. Путь из варяг в греки // Вопросы географии. 1950. № 20
  5. Звягин Ю. Ю. Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории. М.: Вече, 2009
  6. Никитин А. Л. Основания русской истории: Мифологемы и факты. М.: АГРАФ, 2001
  7. Цветков С. Э. Русская история. Кн.1. М.: Центрполиграф, 2003
  8. Днепро-Бугский водный путь
  9. Гуревич А. Я. Походы викингов М.: КДУ, 2005
  10. Сойер П. Эпоха викингов. СПб.: Издательство «Евразия», 2002
  11. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца ХУ11 века. М, Просвещение, 2003
  12. Сфрагістичний щорічник. Київ 2011, Інститут української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України ст. 196, 197
  13. Норманнский кнорр (XIII в.). Общий вид
  14. Норманнский шнеккер (кон. 13 в.). Общий вид
  15. Русская боевая ладья (лодья). Общий вид
  16. Новгородское судно. Общий вид
  17. Проф. К. В. Базилевич. Из истории морских походов в VII-XII вв.
  18. Вот как представляет себе Смоленский волок в сер. XI века современный писатель:
    «И бечевой заработок, доступный, легкий: пара лошадей тащит вверх тяжелогруженую лодью, и всего-то нужен для такого дела один паренек лет двенадцати. К тому добавить работу по поддержанию бечевника, которую делали общими силами все, кто занимался промыслом, каждый в своём месте… На берегах вместо причалов поделаны для лодей взводы, они же спуски. Два бревна концами втоплены, по-смолянски - „утоплены у воду“, на сухом месте к их концам прирублены другие, далее - третьи. Размах между бревнами и в два аршина, и в сажень, и более, чтобы с воды между бревнами-ходами могла войти любая лодья. Изнутри ходовые бревна отглажены стругами, смазаны салом. Наставив лодью, ее за корму охватывают канатами и тянут либо людьми, либо лошадьми. Лодья идет легко до конца ходов, у которых ждут длинные дроги с такими же на них ходами. Дроги тоже разные - по лодьям. Привязав лодью, запрягают лошадей столько пар, сколько нужно, и везут по дороге спускать в Днепр по таким же ходам. Дело старинное, волоковые мастера опытные, работают споро: деньги-то получают не за время, а по ряду, им выгодно скорее от одного дела отделаться, к другому приделаться. На волоке не одна артель, не две, не три. Замешкаешься - отобьют заказчика. У каждой артели свои взводы-спуски, а волоковая дорога общая. Они же торгуют новыми лодьями. Старинные лодейщики умеют дерево выбрать, бревно выдержать, обводы распарить и выгнуть, собрать лодью, засмолить, и будет она служить тебе до твоей старости. Строят они и другие лодьи, грубо сколоченные из толстых досок и бревен, пригодные плыть только вниз, на одно плаванье. Такие совсем дешевы, и служат они тем купцам, которые спускаются в степные места, где, распродав товар, продадут и лодью для поделок, на топливо. Князю с дружинниками покупать-продавать было нечего, менять свои лодьи они не собирались. Артельщики, не мешкая, выволокли обе лодьи по салом смазанным ходам, наставили на дроги и повезли к Днепру. Дорога верст десять, не больше. Ее прошли пешком, разминая ноги, не спеша поспевая за дрогами… Всего от воды до воды истрачено было времени часа три. Немногим скорее бы одолели такое же расстояние, идя на веслах против теченья. Водяной путь хорош, когда на переволоках порядок. Волок - всего пути голова. В Смоленской земле сошлись главные волоки: с Волги через Вазузу в Днепр; с Днепра на Угру либо с Угры в Днепр у Дорогобужа; с Угры в Десну либо с Десны в Угру у Ельни; с Днепра через Касплю в Ловать у Усвята; из Двины Западной через Торопу у Торопца в Ловать же; в ту же Двину через Касплю. С помощью этих волоков, старых, известных, с мастерами умелыми можно проплыть-проехать во все русские земли и города и во все иноземные владенья: к булгарам, арабам, туркам, грекам, латинянам в Италию, ко всем германцам, к датчанам, шведам, норманнам, французам, - словом, здесь путь во весь белый свет.» (Валентин Иванов . Русь Великая)
  19. Средиземноморское судно (кон. IX в.). Общий вид

Литература

  • Славяне и скандинавы = Wikinger und Slawen: Zur Frühgeschichte der Ostseevölker. - Akademie-Verlag, Berlin, 1982 / Пер. с нем.; Общ. ред. канд. филол. наук Е. А. Мельниковой.. - М .: Прогресс , 1986. - 416, с. - 23 000 экз.

Ссылки

mob_info