Социально-экономический и политический строй киевской руси. Политическое и социальное устройство киевской руси Сельское хозяйство Киевской Руси X-XI вв

Описание
Работа состоит из 1 файл

Московская академия экономики и права

Рязанский филиал

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина:

История отечества

Тема: Социально - экономическое и политическое

устройство Киевской Руси.

Рязань 2007г.

План контрольной работы:

1. Социально-экономический строй: развитие сельского хозяйства и торговли, крестьянская община, феодально-зависимое крестьянство.

2. Политический строй,организация господствующего класса,суды и феодальное право.

3. Внутренняя политика государства в IX-XII вв.

I. Образование Древнерусского государства.

1. Факторы, обусловившие образование государства:

а) социальные;

б) внешнеполитические и экономические;

в) общественные;

г) "союзы союзов".

II. Социально-экономический строй.

1. Управление:

б) община;

г) система "старший город пригороды".

2. Социальный строй:

а) феодализм.

а) свободные общины;

б) смерды;

в) закупы;

г) изгои (свободные и зависимые) ;

д) челядь и холопы.

4. Вотчина.

5. Экономическое развитие.

6. Церковь.

III. Политический строй.

2. Община.

IV. Внутренняя политика.

1. Занятие славян.

2. Князь и его дружина. Полюдье.

3. Вотчинная собственность.

4. "Правда Русская"

5. Социальная организация и система управления государством

6. Восстания и социальное волнение.

V. Внешняя политика.

1. Русско-византийские отношения.

2. Разгром Хазарского каганата.

3. Борьба против кочевников.

Образование

1. Факторы

Из ряда существующих в советской Древнерусского обусловившие исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее государства: полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б. А. Рыбакова, в соответствии с которой с сере дины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых, историю праславян следует вести приблизительно с середины I тыс. до н.э.

а) социальные;

В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды".

Известно, что венеды вели оседлый образ жизни, знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлению богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VI в. усиливается военная и политическая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянского общества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углубления социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось государственное начало, что неизбежно вела в конечном счете к образованию государства. Но этот процесс потребовал длительного времени.

б) внешнеполитические

Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. На экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В результате этого задержалось и их собственное развитие. Как считал М. Н. Тихомиров, о причинах возникновения государства было "развитие земледелия и ремесла в области экономики, развитие феодализма - в области общественных отношений". Так в VII-VIII вв.

в связи с ростом производительности труда становилось вполне возможной индивидуализация производства. Подготавливались условия для перехода от раннеклассовых отношений к феодализму. Экономический прогресс у восточных славян являлся движущей силой их общественного раз вития. При условии существования индивидуальных хозяйств дополнительный продукт, получаемый в них и достигавший значительных размеров, становился собственностью производителя и мог являться источником обогащения. Так возникло сначала имущественное, а потом и социальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла частная собственность у зажиточных членов общины.

Формировалась социальная верхушка общества.

в) общественные

Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще долгое время сохранялась первобытные демократические учреждения - народные собрания и совет старейшин: Но народное собрание превращалось в собрание воинов, которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом, шел процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы. Военная демократия постепенно перестала в военно-иерархическое правление-княжение. Органы общественного самоуправления превращались в органы господства и угнетения, направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпадающей непосредственно с населением, отделенной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию. Военный предводитель крупного союза племен превращался в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и наместниками. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатируемых масс и вела захватнические и оборони тельные войны. Указанный процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единовременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIII в. в условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение нескольких союзов племен или княжений в "союз союзов" под названием "Русь", столицей которого стал Киев.

г) "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации.

Примерно на рубеже VIII-IX вв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом государственном объединении, по своей вероятности, династия Кия, представителями которой в середине IX в. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд.

II Социально-экономический строй

1. Управление

В современной исторической - науке сложилось традиция, изображающая Киевскую землю чуть ли не оплотом монархизма в Киевской Руси и противопоставляющая ее в этом отношении городам с сильным вечевым началом, таким, как Полсук и Новгород.

В. Л. Янин и М. Х. Плешковский усматривают в новгородской республике нечто финаменальное, совершенно непохожее на социально - политическую организацию древнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где господствовала якобы монархическое начало. П. Толочко пишет о том, что "верховным главой" в Киеве являлся великий князь. Правда, известную роль играло и вече: "При сильном киевском князе вече была послушным придатком верховной власти, при слабом - зависимость была обратной. Другими словами, в Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь) " Формирование территориальных связей, складывание города - волости (города - государство) более или менее хорошо прослеживается на материалах, относящихся к истории Киевской земли. Под 996г. летопись сообщает о том, что старая система родовой защиты начинает давать сбои. Владимир как представитель отживающего строя ищет пути решения этой проблемы. С летописью перекликается известная былина об Илье Муромце и Соловье - разбойнике. В образе Соловья следует видеть не "столько придорожного грабителя, сколько представителя косных сил родоплеменного строя. " Прав Б. А. Рыбаков, отметивший, что соловей - не обычный разбойник на большой дороге, который живет за счет проезжих торговых караванов. Можно сказать, что образ Соловья порожден эпохой формирования территориальных связей. Родовой строй уходил в прошлое отнюдь не безболезненно, подчас отчаянно сопротивлялся. Весьма характерно упоминание летописью бедняков и нищих, живых в Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Владимира. -Авт.) праздник велик... болярам и старцем градским, и убогим раздая именье много". я5 я0Князь "повеле всякому нищему и убогому приходите на двор князь и взимает всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць кунами". я5 я0Эти убогие и нищие конечно, явление нового времени периода распада старого родоплеменного единства.

б) община;

В коллизиях гибели родоплеменного строя рождалась новая киевская община, которая властно заявляет о себе со страниц летописи.

Это, несмотря на то, что летописец стремился в первую очередь отразить деятельность князей.

В 980г. Владимир, собрав огромную рать, по шел на своего брата Ярополка княжившего в Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и зат ворился Киеве с людьми своими и с Блудам". Владимиру удалось склонить к измене Блуда. И стал Блуд "лестью" говорить князю: "Кияне слются к Владимеру, глаголюще" Преступай к граду, яко предамыти Ярополка. Побегни за град. " Напуганный Ярополк "побежал", а Владимир победно "вниде в Киев". Отсюда ясно, что уже в этот ранний период положение князя в Киеве в немалой мере зависело от расположения к нему городской массы. Поэтому не выглядит неожиданной и история, произошедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он "приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма его кыне" Князья, правившие в конце X на чале XIвв. считались с растущей силой городской общины, стремились ее как-то ублажить. Не случайно Святополк скрывая от киевлян смерть Владимира, а сев на стол, созвал "кыян" и "нача даяти им именье". После убийства Бориса и Глеба, он также "созвав люди, нача дояти овем корзна, а другим кунами, и раздая множество". Крепнущая городская община держала в поле зрения и религиозный вопрос, Князь Владимир предстает на страницах летописи в окружении не только дружинном, но и народном. Вместе с "людьми" он совершает языческие жертвоприношения. Особенно важно подчеркнуть причастность "людей" киевской общины к учреждению христианство на Руси. Они присутствуют на совещании по выбору религии, подают свой голос, избирают "мужей добрых и смысленных" для заграничного путешествия с целью "испытания вер". В одной из скандинавских саг говорится о том, что по вопросу о вере русский князь созывает народное собрание. При решение важнейших вопросов князья должен были считаться с мнением городской общины. Внимательное отношение к городской общине станет еще понятнее, если учесть, что она обладала военной организацией, в значительной степени независимой от князя. Вои, городское ополчение - действенная военная сила уже в этот ранний период. Именно с воями князя Владимир "поиде противу" печенегам в 992г. я525 я0Любопыт но, что в легенде, помещенной в летописи под этим годом, героем выставлен не княжеский дружинник, а.. нама - кожемяка - выходец из простонародья. В 997г. Владимир не сумел вы ручить белогвардейцев, поскольку "не бебовой у него, печенег же множьство много". Без народного ополчения (воев) справиться с печенегами было невозможно. Вои активно участвовали и в междоусобных княжеских распрях. Не зря советники Бориса Владимировича говорили ему: Се дружина у тобе отьня и вои.

Пайди, сяди Кыеве на столе отни". Вои так же служили опорой Ярославу в его притязаниях на Киев, а Святополку для отражения яросла вовых полков. я528 в) вече; Так начинался процесс формирования волост ной общины в Киевской земле. Особый интерес представляет события в Киеве в 1068-1069гг., в которых перед нами выступает достаточно конституированная городская община. Так пик ее самовыражение - вече, т.е. сходка всех свободных жителей Киева и его окрестностей.

Возмущенные, требующие оружие киевляне собираются на торговище. Из слов летописца явствует, что "людье", собравшиеся на вече, сами принимают решение вновь сразиться с по ловцами и предъявляют князю требование о вы даче коней и оружие. То есть проявляется не зависимость веча по отношению к княжеской власти. В событиях 1069-1069гг. киевская община действует как вполне самостоятельный социум, ставящий себя на одну доску с княжеской властью. Вместо изгнанного Изяслава киевские "людье" сажают на стол Всеслава.

Что касается состава киевлян, изгнавших Изяслава, то к этому вопросу имеется несколько точек зрения. М. Н. Тихомиров и Л. В. Черепин считали, что термин "людье киевтии" обозначает торговоремесленное население Киева. Б. Д. Греков писал о том, что "движение киевлян 1068г. против Изяславича в основном было движением городских масс". В то же время он замечая: "Но не только в XIв, а и позднее трудно отделить городскую народную массу от сельского населения. Необходимо допустить, что и в этом движении принимало участие сельское население, подобно тому, как это было в 1113г. в Киеве". Несколько иначе к решению этого вопроса подходит В. В.

Мавродин: "Кто были киевляне - "людьи кы евстии? " Это не могли быть ни киевская боярская знать, ни воины киевского "полка", ни тем более княжеское дружинники, так как и те, и другие, и третьи не нуждались ни в оружии, ни в конях. Нельзя также предложить, что под киевлянами "повести временных лет" следует подразумевать участников битвы на берегах Альты, потерявших в бою с половцами и все свое военное снаряжение и коней. Пеш ком и безоружными они не могли бы уйти от быстроногих половецких коней, от половецкой сабли и стрелы. Прибежали в Киев жители окрестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то и принесли в Киев весть о том, что половцы рассыпались по всей киевской земле, жгут, убивают, грабят, уводят в полон. Их-то и имеет в виду "Повесть временных лет", говорящая о киевлянах бегущих от половцев в Киев. " На Киевском вече вечники без князя обсуждают сложившуюся обстановку, изгоняют одного правителя и возводят на княжеский стол другого, договариваются о продолжении борьбы с врагом, правят посольства. В событиях 1068-1069г. г. вече вырисовывается как верховный орган народоправства, возвышающейся над княжеской властью.

Образование Древнерусского государства -Киевская Русь

Государство Киевская Русь было создано в конце IX века.

В летописи «Повесть временных лет» (XII в.) рассказывается, что славяне платили дань варягам. Затем изгнали варягов за море. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор - в г. Изборске. Через два года Синеус и Трувор умерли, и вся власть перешла к Рюрику. Двое из дружины Рюрика - Аскольд и Дир отправились на юг и стали княжить в Киеве. В 879 году Рюрик умер. Править стал его сородич Олег, т.к.сын Рюрика - Игорь был пока еще малолетним. Через 3 года (в 882 г.) Олег с дружиной захватывает власть в Киеве. Т. о., под властью одно­го князя объединились Киев и Новгород.

Норманнская теория . (Байер, Миллер, Шлецер, приглашенные еще при Петре I). Сделали предположение, что имя Российской империи скандинавского происхождения, и что само гос-во Киевская Русь создано варягами. «Русь» с древнешведского переводится как глагол «грести», русы - гребцы. Возможно «русь» - это название варяжского племени, из к-го происходил Рюрик. Сначала русами называли варягов-дружинников, а затем это слово постепенно перешло на славян. Немецкие ученые решили, что Варяги - это выходцы с Запада, а значит, немцы создали гос-во Киевская Русь.

Антинорманнская теория. (XYIII век, при дочери Петра I - Елизавете Петровне) Ей не понравилось заявление не­мецких ученых о том, что российское гос-во было создано выход­цами с Запада. Она попросила Ломоносова разобраться в этом вопросе. Ломоносов М. В. не отрицал факт сущ-ния Рюрика, но отрицал его сканди­навское происхождение. Антинорманнская теория усилилась в 30-е годы XX века. Когда в Германии в 1933 году к власти пришли фашисты. Сталин дал задание опровергнуть норманнскую теорию. => Южнее Киева на реке Рось про­живало племя рось (россы). Река Рось впадает в Днепр и именно отсюда происходит название Руси. Антинорманнская теория пыта­ется доказать то, что государство Киевская Русь было создано самими славянами.

Социально-экономические предпосылки для появления гос-ва:

Изменение орудий земледельческого труда (появился плуг) и по­вышение произв-ти труда, появление прибавочного про­дукта.

Отделение скотоводства от земледелия.

Отделение ремесла от земледелия.

Рост городов и развитие торговли.

Появление частной собственности.

Возникновение имущественного и соц. неравенства.

Политические предпосылки:

Укрепление власти старейшин, вождей племен.

Образование больших союзов племен.

Необходимость защиты от внешних врагов - кочевников.

Социально-экономический и политический строй Киевской Руси

Киевская Русь - это было раннефеодальное государство. Просу­ществовало с конца IX до начала XII века (примерно 250 лет).

Главой государства был великий князь – высший военачаль­ник, судья, законодатель, адресат дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир, назначал чиновников. Его власть ограничивалась:

Советом при князе: военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.).

Вече - народным собранием: все свободные. Обсуждались любые вопросы.

Удельными князьями - местной родовой знатью.

Первые правители К. Р.: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга - жена Игоря (945-964).

Объединение всех восточнославянских и части финских племен.

Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей.

Защита границ русской земли.

Источник доходов князя и дружины - дань, вы­плачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

Сын Игоря и Ольги - князь Святослав совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

При сыне Святослава - Владимире Святом в 988 г. было принято христианство на Руси.

Социально-экономический строй:

Гл. отрасль хозяйства - пашенное земледелие, скотоводство. Доп. отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной горо­дов (более 300) - в XII веке.

Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и обеспечил безопасность восточных и южных границ гос-ва. В Прибалтике он основал г. Юрьев и утвердил там позиции Руси. При нем распр-ся письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа - в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека - в Софийском соборе. При нем появился первый свод законов на Руси - «Русская Правда», который действовал на протяжении XI-XIII вв.

Общество в Киевской Руси делилось на

Свободных (знать, дружинники, духовенство, купцы, ре­месленники, своб.крестьяне)

Полусвободных (закупы, рядовичи)

Зависимых (рабы: холопы и челядь)

Основной ячейкой феод. хозяйства была вотчина. Вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зави­симых от нее общин-вервей. Вотчинное хозяйство передавалось по наследству и имело натуральный характер. Во главе вотчинной администрации стоял огнешанин.


3. Феодальная раздробленность на Руси: ее причины и последствия

Фе­одальная раздробленность на Руси была с начала XII до конца XY вв. (350 лет).

Экономические причины:

1. Успехи земледелия

2. Рост городов как центров ремесла и торговли, как цен­тров отдельных территорий. Развитие ремесла. Более 60-ти ремес­ленных специальностей.

3. Господствовало натуральное хозяйство.

Политические причины:

1. Стремление передать богатства сыну. «Отчина» - наследие отца.

2. В результате процесса «оседания дружины на землю» военная элита превращает­ся в землевладельцев-бояр (феодалов) и стремится к расширению феодального землевладения и к самостоятельности.

3. Формируются иммунитеты. Киевский князь передает вассалам ряд прав: право суда, право сбора налогов.

4. Дань превращается в феод. ренту. Дань – князю за защиту, рента – собственнику земли.

5. Феодалы создают на местах дружину, свой аппарат власти.

6. Происходит рост могущества отд. феодалов и они не хотят подчиняться Киеву.

7. К сер. ХII в. теряет свое зн-е торг.путь «из варяг в греки» -> «янтарный путь».

8. В упадок пришло само Киевское княжество из-за набегов кочевников-половцев.

Немного замедлил процесс распада страны В. Мономах (1113-1125). Он был внуком византийского императора Константина Мономаха. В. Мономах стал князем в 60 лет. Его сыну Мстиславу Великому (1125-1132) удалось продолжить политику отца и сохранить достигнутое. Но сразу же после его смерти начинается раздел Руси. В начале феод. раздробленности насчитывалось 15 крупных и мелких княжеств, а в нач. XIX в. уже был пик феод. раздробленности - » 250 княжеств. Имелось 3 центра: Владимиро-Суздальское кн-во, Галицко-Волынское кн-во и Новгородская феод. республика.

Походы монголов на Русь.

В Монголии произошло объед-е монгольских племен в единое гос-во. Глава гос-ва - Тимучин (Чингисхан). Это было раннефеод. гос-во., только монгольский феодализм имел особенности: был кочевой. Так складывается целая империя, к-ая делится на улусы:

Вост. часть улуса – Зап. Сибирь – ст. сын Джучи – Синяя или Белая Орда;

Зап. часть – Батый – Золотая Орда.

В 1227 году умер Джучи (отравили), потом Чингисхан (упал с лошади).

В 1236 году Батый завоевывает Волжскую Булгарию.

Выделяют два похода Батыя (внука Чингисхана) на Русь.

1 поход 1237-1238 гг., но Русь еще не была подчинена, хотя значи­тельная часть северо-восточной Руси подверглась разгрому.Отряды Батыя не дошли 100 верст до Новгорода и повернули назад из-за весенней распути­цы (1238 г.) или новгородцы откупились, выложив за 100 верст от города дань.

2 поход 1239-1240 гг. Основной удар Батый обрушил на южные рус­ские земли: Галицко-Волынскую, Киевскую. Пали Киев, Муром, Галич, Чернигов и др. Всего же не пострадали только Новгород, Псков, Витеб­ское княжество.


Похожая информация.


Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси и получил лучший ответ

Ответ от Оксана... на...[гуру]
Социально-экономическое развитие
При кн.Ярославе Мудром впервые появился свод законов Древнерусского государства–«Русская Правда».Эти законы были дополнены преемниками Ярослава.Из«Русской Правды»узнаем о социальной организации Киевского государства.Для характеристики социального строя восточных славян историки обычно обращаются к таким источникам,как«Русская Правда», «Повесть временных лет»,а также к свидетельствам византийских,арабских и европейских источников
«Русская Правда»называет основным населением страны свободных общинников–людинов,или людей(отсюда сбор дани с крестьян-общинников–полюдье).Все свободные крестьяне объединялись в общины (вервь)
2я большая группа населения–смерды.Это,возможно,несвободные или полусвободные княжеские данники.Смерд не имел права оставлять свое имущество прямым наследникам,оно передавалось князю.С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников
Известно, что Олег и Игорь успешно воевали с Византией, заключили с ней договоры в 911 и 944 гг. Целью их походов был не только захват военной добычи, но и установление выгодных торговых отношений.
Третья группа населения–рабы.Они известны под разными названиями:челядь,холопы.Челядь–это раннее название,холопы–более позднее.По«Русской Правде»рабы были полностью бесправными.Раб не мог быть свидетелем на суде.За его убийство хозяин не нес ответственности.Наказанию за побег подвергался не только раб,но и все,кто ему помогал
Рабство было двух видов–полное и неполное.Источники полного рабства–плен,продажа себя в рабство,женитьба на рабыне или выход замуж за раба.Существовала категория неполных рабов–закупов(появились вXII в).Это разорившиеся общинники,пошедшие в долговую кабалу за определенную ссуду(купу).Закуп работал слугой в доме или в поле,был лишен личной свободы,но сохранял свое хозяйство и мог выкупиться,вернув долг.Другой группой зависимого населения Руси были рядовичи,потерявшие свободу при заключении договора(ряда).Небольшую часть населения составляли изгои–люди,лишившиеся своего социального статуса:холопы,отпущенные на волю,общинники,изгнанные из верви и т.п.Они пополняли ряды ремесленников или княжеской дружины
Довольно многочисленной категорией населения на Руси были ремесленники.Города явились центрами развития ремесла.К XII в.в них насчитывалось свыше 60ремесленных специальностей.С ростом городов,развитием ремесла связана деятельность купцов.Договор с Византией944 г.позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии
Известны 3 направления феодализации древнерусского общества.Во-первых,происходило усиление влияния князя и обложение свободных общинников данью,постепенно перераставшей в феодальную ренту.Так складывалась государственная собственность,получившая впоследствии наименование«черной».Во-вторых,шло расслоение соседской общины,из которой выделялись крестьяне-землевладельцы,превращавшиеся затем в феодалов,и безземельные люди,труд которых присваивался землевладельцами.В-третьих,собственники земли–феодалы сажали на землю рабов,становившихся зависимыми крестьянами
До серединыXI–XIIв.господствующей формой феодальной собственности была государственная,а основным видом эксплуатации–взимание дани.Постепенно распространяется и другая форма организации хозяйственной жизни–феодальная вотчина,т.е.имение,передаваемое от отца к сыну по наследству.Владельцем вотчины был боярин или князь.В Киевской Руси сохранялось еще значительное число свободных крестьян-общинников,которые платили дань князю
Политическое развитие
Задачам укрепления феодального государства была подчинена и внешняя политика киевских князей.Олег,Игорь,Святослав,Владимир и другие последовательно проводили политику присоединения соседних земель,и к началу XIв.все восточнославянские земли входили в состав единого государства
Оборона и расширение границ государства представляли собой еще одну задачу внешнеполитической деятельности
Источник: Вот ссылка на отличную работу по Вашему вопросу: и ЕЩЕ:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси

Ответ от Mei Tata [активный]
Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу
его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем
в этот период техника земледелия была значительно усовершенст­вована. На
черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой
волов, на севере и в лесистый местах - сохой, в которую запрягали одну
лошадь. Земле­делие играло настолько важную роль в жизни Древней Руси, что
засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности - житом
(от глагола «жить»).
К IX-Х вв. стала применяться переложная система (ко­гда пашня на некоторое
время забрасывалась). Уже было известно двухполье и трехполье с яровыми и
озимыми посе­вами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лес­ных
районах.
В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы,
домашняя птица. Подспорьем были рыбо­ловство, охота, бортничество (добыча
меда).
На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все
необходимое для жизни производи­лось в каждом хозяйстве.
Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Ру­си имело ремесло. Главными
центрами его средоточения бы­ли древнерусские города, но отдельные отрасли
развивались и в селах.
Важнейшей отраслью была черная металлургия, являв­шаяся вместе с земледелием
основой экономического разви­тия страны. Железо добывалось из болотных руд,
которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изго­товление из
него многочисленных вещей для хозяйства, воен­ного дела и быта осуществлялись
в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством
технологических приемов обработки железа: ковкой, сваркой, цементировани­ем,
обточкой, инкрустацией цветными металлами, полиров­кой. Древнерусское слово
«кузнец» означало также и ремес­ленника, работавшего с цветными металлами.
«Кузнецы зла­ту, серебру и меди» достигли исключительного мастерства в
изготовлении ювелирных изделий.
Гла­вой Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства яв­лял­ся ве­ли­кий Ки­ев­ский князь, ко­то­рый од­но­вре­мен­но был гла­вой фе­о­даль­ной иерар­хии, за­ко­но­да­те­лем, во­ен­ным пред­во­ди­те­лем, ад­ре­са­том дани и вер­хов­ным су­дьей. Такой ши­ро­кий круг его пол­но­мо­чий дал ос­но­ва­ние ряду ав­то­ров (Н. Ка­рам­зин) утвер­ждать, что он был са­мо­дер­жав­ным мо­нар­хом. Од­на­ко боль­шин­ство ис­то­ри­ков (Н. Ко­сто­ма­ров, В. Клю­чев­ский, М. Ти­хо­ми­ров, А. Кузь­мин) по­ла­га­ют, что власть ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя была су­ще­ствен­но огра­ни­че­на: сна­ча­ла со­ве­том родо­пле­мен­ной знати и на­род­ным вече, а позд­нее - стар­шей кня­же­ской дру­жи­ной и Бо­яр­ской думой. При этом ряд со­вре­мен­ных ав­то­ров (И. Фро­я­нов, А. Двор­ни­чен­ко) во­об­ще от­ри­ца­ют мо­нар­хи­че­скую при­ро­ду Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства и утвер­жда­ют, что глав­ная по­ли­ти­че­ская роль в до­мон­голь­ской Руси при­над­ле­жа­ла на­род­но­му вече.
Власть ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя была на­след­ствен­ной и пе­ре­да­ва­лась по ле­ствич­но­му прин­ци­пу, т. е. сле­ду­ю­ще­му по стар­шин­ству удель­но­му князю (млад­ше­му брату или стар­ше­му пле­мян­ни­ку). Од­на­ко надо ска­зать, что этот прин­цип до­воль­но часто на­ру­шал­ся, и борь­ба за ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол между удель­ны­ми кня­зья­ми «Рю­ри­ко­ва дома» была ха­рак­тер­ной чер­той по­ли­ти­че­ско­го строя Древ­ней Руси.

Политической основой Киевской Руси была княжеская власть, принадлежавшая династии Рюриковичей. В IX-X вв. она наследовалась от отца к сыну. При Владимире Святославовиче власть стала передаваться старшему мужчине в роду. Тогда же все князья начали получать уделы. Этот принцип заложил основу политической раздробленности, возникшей в XII веке.

Княжеская власть

Каждый удел и государства со временем оказался закрепленным за определенной ветвью Рюриковичей. Например, Чернигов сделался вотчиной потомков Святослава Ярославовича. Киев и Переяславль отошел к Владимиру Мономаху и его сыновьям. Результаты, к которым привело политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси, были закреплены на в 1097 году в виде лествичной системы наследования. В то же время «мать городов русских» формально оставалась главным городом восточных славян. Киевский князь признавался родственниками старшим.

Однако уже в XI столетии военные столкновения Рюриковичей между собой стали нормой. К этому неутешительному итогу привело как политическое, так и экономическое развитие Киевской Руси. Кратко данную закономерность можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, выросшие русские провинциальные города хотели добиться независимости от центра для того, чтобы быстрее и проще развиваться. Во-вторых, к раздробленности Киевского государства привела совокупность трех политических традиций страны: монархической, аристократической и демократической.

Рюриковичи и аристократия

Как и в любой средневековой европейской стране, политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси напрямую зависело от монархического строя. Он возник на заре отечественной государственности. Князь был не только олицетворением исполнительной власти: он вершил суд, определял законы и руководил армией, передавая свои полномочия по наследству. В этом принципе сказывались как собственно родовая славянская традиция, так и иноземное влияние. Вместе с религией древнерусское государство переняло многие политические институты у Византийской империи. Именно поэтому князь всегда считался еще и главным защитником православной церкви.

Экономическое и Киевской Руси также зависело от давних аристократических традиций, которые защищались боярским советом. Этот институт выступал в качестве существенного дополнения власти князей. Известно, что монархи регулярно советовались со знатью в вопросах внутренней и внешней политики. Бояре могли управлять государством в формате регентского совета в период малолетства князя. Взрослые Рюриковичи часто обсуждали повестку дня со своим окружением во время пиров и охоты.

Функции гражданского управления нередко передавались ключевым дружинникам. Многочисленные примеры вмешательства армии в политику известны благодаря летописям. Например, киевский князь Святослав Игоревич отказался принимать христианство из-за позиции собственной языческой дружины, настроенной против пришлой греческой веры.

Боярское сословие в то время не было замкнутой кастой. Аристократом мог стать любой способный человек и даже наемник. При этом бояре не были обязаны князьям службой. Они могли покидать своих сюзеренов и переходить к другим Рюриковичам (хоть и теряя землю). Известно, что Владимир Святославович активно раздавал имения варягам, захватив благодаря их помощи киевский престол.

Вече

Проводником демократических принципов в Древнерусском государстве было городское вече. Оно выполняло представительную функцию и давало людям возможность повлиять на принимаемые властью решения. Право голоса было только у мужчин (глав семей). Мнения неженатых отпрысков не учитывались.

Появлению вече как важного института способствовали особенности социально-экономического развития Киевской Руси, связанные с ростом городской общины. Подобное сообщество формировалось из нескольких страт: купцов, ремесленников, церковных служителей, княжеской администрации. Поначалу вече играло малозначительную роль в политической жизни, но со временем его вес только увеличивался. Пик важности подобных собраний пришелся на XI-XIII вв.

Первые киевские князья могли не обращать внимания на мнение людей. Они насильно захватывали города и в такой же повелительной форме крестили вчерашних язычников. В таком случае почему вече все же приобрело значительный политический вес? Со временем городское ополчение стало важной частью дружины. Кроме того, состоятельные жители начали давать князьям в долг деньги (к примеру, на те же войны). Наконец у Рюриковичей появились собственные экономические интересы, связанные с посадом.

Результатом всех этих медленных, но неумолимых процессов стало то, что в 1068 году вече Киева избрало своим князем пленного Всеслава, а в пригласило править Владимира Мономаха. Демократические порядки особенно прижились на севере. Самым независимым было которое в период политической раздробленности стало основой Новгородской республики.

Чиновники

В еще единой Киевской Руси в каждом крупном провинциальном городе у князя был наместник. Такие должности существовали в Новгороде, Переславле, Владимире, Чернигове и т. д. Как правило, наместниками становились ближние родственники князя. На местах они исполняли судебные, административные и налоговые функции.

Городской управленческий аппарат возглавлялся тысяцкими. Во время войны они формировали ополчение. Были и чиновники нижнего уровня - сотские и десятские. Они собирали налоги и поддерживали порядок в далеких округах. Судебные штрафы собирались вирниками. Сельская администрация возглавлялась старейшинами общин, а администрация в землях князя - тиунами.

Элиты

Общественная структура Киевской Руси была неустойчивой и динамичной - большая часть населения могла с возрастом поменять свой социальный статус. Наверху этой лестницы были князь и его окружение - династия, дружина, бояре. На заре существования древнерусского государства элита в значительной степени состояла из варягов, пришедших из Скандинавии вслед за первыми Рюриковичами. Постепенно количество норманнов уменьшалось. Одни ассимилировались, других заменили потомственные восточные славяне.

Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси не может обойтись без упоминания о привилегированном положении государственного аппарата. В его пользу перераспределились доходы от торговли, военной добычи, налогов и т. д. Престижными были должности судебных исполнителей (огнищан), заведовавших княжеским хозяйством (тиунов), распорядителей на пирах (кравчих).

До XII века Русь не страдала от феодализации, свойственной Западной Европе. Поэтому хоть бояре и играли важную роль в жизни восточнославянского общества, они не были независимыми обладателями собственных вотчин. Младшая дружина, подчиненная им, называлась гридью.

Свободные жители и рабы

Средний социальный слой Киевской Руси состоял из горожан и вольного крестьянства. К нему принадлежало около 75% населения страны. Другая прослойка - активное купечество, без которого было бы немыслимым социально-экономическое развитие Киевской Руси. Кратко важность торговцев можно объяснить хотя бы тем фактом, что государство тратило все необходимые (и значительные) ресурсы на охрану торгового пути из варяг в греки. Жители городских посадов объединялись в общины. Они составлялись по территориальному районному признаку.

Лично свободные крестьяне также назывались людинами, а их общины - вервями. Кроме них в деревне также были смерды. Так называли крестьян, принадлежавших князю. Они работали на земле монарха. Надзор за ними осуществляли тиуны. Общественное положение смердов было самым уязвимым во всей стране. Правонарушения против них обязывали к низким штрафам. Иначе говоря, статус смердов подчеркивался в фундаментальном законе Киевской Руси - Русской Правде.

К еще одной страте исследователи относят рядовичей. Это были вольнонаемные работники, не связанные с какой-либо другой прослойкой населения. Их труд являлся важным вкладом в экономический рост страны. К подневольной работе принуждали должников, не имевших возможности выплатить свои долги. В Русской Правде они получили говорящее название закупов. К рабам относились холопы и челядь. Это были люди, считавшиеся собственностью князей или аристократии и обладавшие определенной специальностью в хозяйстве. К примеру, к рабам относились ключники.

Отдельно ото всех в общественной системе находились служители церкви. Они появились в конце IX столетия, когда Владимир Святославович крестил Русь и сделал православие государственной религией. Важные иерархи (епископы, архиепископы и митрополит) сразу заняли привилегированное положение. Вместе с тем медленно формировался статус монахов. Особенное положение было у национальных меньшинств: угров, финнов на севере и черных клобуков на юге. В конце XI века на Руси закрепились евреи. Многие из них занимались ростовщичеством и были состоятельными людьми. Прирост еврейской миграции произошел после разгрома Хазарии.

Экономика и сельское хозяйство

Как и в других соседних странах, экономическое развитие Киевской Руси основывалось на нескольких ключевых отраслях: сельском хозяйстве, внутренней и внешней торговле, промыслах и ремесле. В IX-X вв. произошло качественное изменение земледелия. В этот период отмерла прежняя переложная аграрная система. Ее принцип заключался в том, что после первого урожая участок на несколько лет оставляли под паром. В то же время отсутствовало чередование в севообороте.

На смену этой практике пришла двухпольная и трехпольная системы пользования землей. Без ее внедрения экономическое развитие Киевской Руси было бы неполноценным и запоздалым. При трехполье на одном участке чередовали разные культуры: пар, яровые и озимые. Благодаря новому способу севооборота крестьяне повысили урожайность своих хозяйств. В северных областях восточных славян в этот период прежнее подсечное земледелие постепенно сменялось постоянным возделыванием.

Экономическое развитие Киевской Руси 9-12 вв. зависело от урожаев ключевых культур. На юге выращивали гречиху и пшеницу, а на севере - овес, ячмень и рожь. Отдельные поля отводились под репу. Выращивались и технические культуры, используемые в ткачестве (конопля и лен). Ключевым инструментом труда на севере была соха. В XII веке крестьяне усовершенствовали трехзубый деревянный плуг, добавив к нему металлический лемех.

Что еще влияло на экономическое развитие Киевской Руси? Сельское хозяйство не могло существовать без лошадей. Именно они тянули соху. Кроме того, лошади были необходимы армии. Их разведение стало важной частью древнерусской экономики. Огромные табуны принадлежали княжескому хозяйству. Вместе с сельским хозяйством сосуществовало и разведение крупнорогатого скота. Складываясь из всех этих отраслей, экономическое развитие Киевской Руси и древнерусского государства представляло собой сложный и многосторонний процесс, который по сей день изучается специалистами.

Охота, рыболовство, бортничество

Помимо сельского хозяйства, особенности экономического развития Киевской Руси были связаны с охотой. Ею занимались самые разные группы населения. Для бояр и князей охота была развлечением. А вот для жителей лесных и лесостепных регионов она являлась способом заработка и пропитания. Меха использовались в пошиве теплой одежды и экономическом обмене с соседями (бартере). За охоту в чужих владениях человек мог получить огромный штраф или даже телесное наказание (то же самое касалось убийства охотничьих собак и порчи охотничьих сетей).

Экономическое развитие Киевской Руси не могло обойтись и без рыболовства. Им промышляли на берегах озер, рек и речушек, которых всегда было в избытке на Восточно-Европейской равнине. Также в Киевской Руси в большом количестве возникали бортнические хозяйства. Если пчеловод помечал дерево как рабочее, оно попадало под охрану закона. Уничтожившего знак владельца улья ждал штраф в 12 гривен.

Торговля

Промыслы и охота давали продукцию, популярную на внешнем рынке. Экспорт Киевской Руси состоял в основном из сельскохозяйственных культур и лесного сырья. В X столетии расцвела торговля с Византией. Восточные славяне продавали грекам мед, воск, меха, зерно и рабов. В обмен на это Киевская Русь усилиями своих купцов получала иконы, ювелирные украшения, фрукты и шелк. Также всегда оставалась оживленной торговля со странами Востока и Западной Европы.

Благодаря прибыльной торговле в Константинополе появилось постоянное купеческое поселение гостей из Киева. В немецких и скандинавских городах по традиции было больше новгородцев. Без этих инициативных и смелых людей экономическое развитие Киевской Руси не набрало бы тот темп, с которым страна развивалась в годы политической целостности и стабильности.

Пребывание купцов на территории других государств регулировалось с помощью международных торговых соглашений. К примеру, с Византией такие документы подписывались в 907 г. и 944 г., а с - в 1006 г. Вместе с тем происходил и обратный процесс. На Руси селились иностранные торговцы. Немцы и голландцы («латинский народ») создали в Новгороде несколько купеческих дворов. В Киеве существовали колонии греческих и армянских негоциантов. Суздальская земля со своим Волжским путем была плацдармом торговли с восточными народами: булгарами, кавказцами и жителями Хорезма. В киевский анклав Тмуторакань прибывали персидские и грузинские товары.

Отчего страдало экономическое развитие Киевской Руси? Кратко основные проблемы можно свести к войнам, а также воровству и грабежу купцов «лихими людьми». Торговцы, перевозившие свои товары между разными странами, создавали караваны и объединялись в организации для защиты своих прав. Такие гильдии регулировали отношения с государством и налоговые поступления. В Новгороде с этой целью создавались купеческие «сотни». Наиболее влиятельные и богатые предприниматели входили в привилегированное сообщество. Чтобы попасть в него, необходимо было уплатить вступительный взнос (около пятидесяти серебряных гривен). Купеческое право появилось в качестве юридически закрепленных норм в «Русской Правде» Ярослава Мудрого. В частности, именно в этом документе впервые встречается статья о банкротстве.

Ремесла

Нет сомнения, что социально-экономическое развитие Киевской Руси зависело не только от внешней, но и от внутренней торговли. Главным ее двигателем было ремесленничество. В Киевской Руси существовало около 40 подобных специальностей. Это были каменщики, плотники, строители мостов, производители кирпичей, судостроители. Особенно высоко ценился труд людей, возводивших первые русские православные храмы. Многие специалисты получали образование за рубежом, благодаря чему только ускорялось экономическое развитие Киевской Руси. Ремесло процветало и в малых деревнях. В сельской местности было распространено ткачество. Потребность в продукции текстильщиков росла вместе с увеличением населения страны.

Другой престижной профессией было кузнечное дело. Для дружинников, бояр и князей мастера делали оружие; для горожан и земледельцев - бронзовые и железные орудия труда. Киевской Руси подталкивалось вперед вместе с модернизацией производства, а без качественного инвентаря этот процесс был бы невозможен.

В гончарном деле в X веке лепная техника сменилась гончарным кругом. Широкое распространение на Руси получила керамическая посуда. Поколение за поколением оттачивали свое мастерство восточнославянские ювелиры. Древнерусская традиция была знаменита во многих странах своими уникальными техниками скани, зерни и т. д.

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

992-996 pp. - Построен Десятинную церковь в Киеве

1037 - сооружение Софийского собора в Киеве

1037-1039 pp. - При Софийском соборе в Киеве и создан летопись, названный Древнейшим Киевским сводом

1056-1057 pp. - Создание "Остромирова Ева гелия" - древнейшей из книг, которая сохранилась до наших дней

1073 , 1076 pp. - Создание "Изборник для князя Святослава Ярославича"

1108 - основание внуком Ярослава Мудрого Святополком Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве

1113 - завершение монахом Киево-Печерской лавры Нестором написания летописи "Повесть временных лет"

1117 - заключение "Поучение" Владимира Мономаха

1200, около - сооружение церкви Св. Пантелеймона в Галиче

1230-е pp. - Написание «Слова о погибели Русской земли"

1256 - первое летописное упоминание о городе. Львов

XIII в., Вторая половина - заключение Галицко-Волынской летописи, содержащий две самостоятельные части: Галицкую (1201-1261) и Волынскую (1262-1292)

1324 - первое письменное упоминание о действии на украинских землях (во Владимире-Волынском) пункты

Особенности социально-экономического развития Киевской государства

Вопросы социально-экономического развития Киевской Руси является дискуссионным в исторической науке. Суть вопроса заключается в том, является Киевская Русь феодальным государством, как другие государства Западной Европы.

Значительная часть ученых утверждает, что Киевская Русь была феодальным обществом. В то же время другие ученые указывают на то, что:

В Киевской Руси не было четкой системы вассалитета (основного признака феодализма)

Значительной была роль торговли и городов;

Знать и сам Великий князь предпочтение отдавали торговли, а не организации труда зависимых крестьян;

Большую часть населения составляло свободное крестьянство, которое имело больше прав, чем западноевропейский крестьянин;

Значительная часть ремесленников работала не на заказ, а на рынок.

Все эти и другие особенности дают нам право делать вывод, что Киевская Русь была уникальной и самобытной социальной системой, которая, однако, развивалась в сторону европейского феодализма.

Общество Киевской Руси делилось на несколько основных слоев.

Господствующая слой состоял из князей, бояр, дружинников. Князья принадлежали к правящей династии Рюриковичей и находились в достаточно сложных отношениях зависимости от киевского князя. Бояре сформировались из представителей старой родоплеменной знати и дружинников великого князя киевского, которые стали землевладельцами. Дружинники составляли ближайшее окружение князя, что помогало ему в военных и хозяйственных делах.

Городское население делилось на "людей" - городскую знать (купцы, связанные с международной торговлей), "молодых людей" - жители городов (мелкие торговцы, лавочники, ремесленники) и "чернь" - самые бедные слои города (грузчики, подмастерья и др.).

Крестьянство составляло самую многочисленную прослойку общества. Его подавляющее большинство составляли смерды - лично свободные крестьяне, имевшие собственное хозяйство, владели землей и платили дань государству. Крестьян, потерявших собственное хозяйство и оказались в зависимости от землевладельцев, называли закупками .

* В низких социальных слоев принадлежали батраки (крестьяне или мещане, нанимались работать до землевладельцев), рядовичи (крестьяне, которые работали в землевладельцев по договору - «рядом»), челядь (различные категории зависимого населения, можно было продавать, завещать и дарить) и холопы (лица, положение которых напоминало рабов, обслуживавших потребности барского двора). Рабы были одним из основных товаров, продавали киевские купцы. В рабство попадали пленные, преступники, должники.

Отдельной группой населения были изгои - те, кто в силу определенных обстоятельств потеряли связь со своей социальной группой. Они оставались лично свободными, хотя и не имели прав и обязанностей своей группы. На Руси изгоями были свободные крестьяне, купцы, дети духовенства и даже князей.

С принятием христианства возникает еще один значительный слой общества - духовенство, которое заменило собой волхвов и других служителей языческих богов, культов. Оно было привилегированной социальной группой и делилось на высшее (митрополит, епископы и т.д.) и рядовой (священники, монахи и т.д.).

В Киевской Руси 13-15% населения жило в городах и поселках, которых насчитывалось около 240. Но только 74 города имели население около 4-5 тыс. Человек. Среди городов отличался Киев, в котором жило 35-40 тыс. Человек. В то время это было одно из крупнейших городов Европы. Города Киевской Руси были как центрами ремесла и торговли, так и административно-военными центрами.

Торговля в Киевской Руси развивалась благодаря наличию таких важных торговых путей, как путь "из варяг в греки" (из Балтийского в Черное море), по Волге до побережья Каспийского моря.

Несмотря на значительную роль торговли и ремесла, большая часть населения занималась земледелием и различными промыслами. В земледелии использовался плуг с железным сохой и двух-, трехпольная система севооборота. Значительное место занимало скотоводство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней и др.

Изменения формы правления Киевской Руси IX-XIII вв.

Этапы развития государственности

форма

правления

характерные черты

становление

дружинная

государство

В основу был заложен простой аппарат управления, судопроизводства и сбора дани, который сформировался на основе княжеской дружины, которая выполняла роль не только войска, но и советников князя.

централизованная

монархия

Вся полнота власти сосредоточивалась в руках князя, жена отходила на второй план. В управлении государством князь опирался на княжескую совет, в который входили старшие дружинники и выходцы из старой племенной знати - бояре.

раздробленность

Федеративная

монархия

Власть князя ограничивалась его уделом. Важнейшие для всей Руси вопросы решались на княжеских съездах (снемах). Борьба за Киев между различными ветвями династии Рюриковичей. Возрастание роли вече и боярства.

mob_info